Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Образ Хлестакова по комедии Гоголя «Ревизор» — сочинение

Иван Хлестаков один из главных героев комедии Гоголя Ревизор. Благодаря его образу автору удалось показать нам жизнь в прошлую эпоху, когда в стране судят человека не по качествам его и заслугам перед Отечеством, а по положению. Сейчас мы попробуем описать в сочинении образ Хлестакова, главного героя, который стал творческой удачей для писателя.

Образ Хлестакова в комедии Ревизор

Хлестаков Иван — это противоречивый и неоднозначный герой, чей образ оказался очень удачен и точен. С одной стороны, Хлестакова трудно назвать мошенником, ведь он не специально называется ревизором, а лишь воспользовался случаем. Но с другой стороны, честный человек никогда бы так не поступил и сразу бы опроверг ошибочное мнение. Но нет же, из-за ошибки высшего уездного начальства, из-за местных трусливых мошенников и воров, была освобождена подлая натура, которая сразу же разгулялась. Причем разыгрался и азарт. Поэтому герой полностью погружается в приписанную ему роль. Другой бы расчетливый человек на его месте получил выгоду и тот час же уехал, особенно если его станут подозревать в обмане, но это не о Хлестакове, который по жизни был азартен и играл до последнего, проматывая все свое состояние.

Каким же предстает перед нами образ Хлестакова?

Автор его описывает как мелкого человека, незначительного чиновника низкого ранга. Это бедный парень двадцати четырех лет, который мог проиграть даже то незначительное состояние, что у него имелось. Гоголь пишет, что это глуповатый человек, без царя в голове. Он хотел попытать своего счастья в столице, но потерпел неудачу, По дороге домой он проиграл все деньги и ему приходится жить в неком городке, где как раз ждут приезда ревизора. Хлестакова и приняли за него. А тот быстро стал подыгрывать, тем более, ему всегда хотелось быть значительным лицом.

Хлестаков фантазер, лживый человек, который мыслит поверхностно и не думает о последствиях. Заигравшись в ревизора, Иван врет о себе, придумывая небывалые рассказы. В своих рассказах он воплощает свои мечты, придавая им некую реальность. Делает он это с таким убеждением, что даже многоопытный городничий не раскусил лжеревизора и верит ему до конца. Да и сам Иван верит в свою ложь.

Герой — мастер лжи, который без зазрения совести берет у всех деньги, обещая все вернуть. Это человек, который одновременно может ухаживать за дочкой и ее матерью и неизвестно, чем бы вся та история завершилась, если бы Хлестаков не уехал раньше, чем раскрыли обман.

Образ Хлестакова и герой комедии являются основоположником хлестаковщины, что олицетворяет в себе легкомыслие, глупость, вранье, расхлябанность, стремление выдавать себя за другого.

Образ Хлестакова в комедии Ревизор, 2 вариант

Ключевой фигурой и ярким образом в произведении Гоголя Ревизор является образ Хлестакова, который сам по себе был личностью никчемной, обычным типичным маленьким человеком. По воли случая, когда он проигрался в столице и ехал домой, Хлестаков оказывается в городке, где чиновники принимают его за важного ревизора. И здесь его жизнь превращается в сказку, о которой так всегда мечтал Хлестаков. Теперь он всем интересен, его все хотят видеть у себя, и трепещут перед его персоной. И тут начинает раскрываться истинный образ Хлестакова в комедии Ревизор о котором мы пишем наше сочинение.

Образ Хлестакова с цитатами

Чтобы в сочинении на тему образ Хлестакова более правдоподобно описать главного героя, мы предлагаем обратиться к цитатам из произведения. И встречаем мы, как пишет автор, молодого двадцатитрехлетнего человека, тоненького, худого, слегка приглуповатого. По словам городничего, он настолько невзрачный, что придавил бы ногтем. Хлестаков бедный дворянин, что служит в Петербурге, занимая должность регистратора. К работе он относится спустя рукава, поэтому может ее пропускать, а вот карточные игры были всегда обязательны.

Хлестаков всегда причесан, одет стильно, умеет себя подать, уважает чины, почитает людей из высшего общества и презирает людей низкого сословия.

Он хороший актер, поэтому в роль ревизора вживается быстро, как будто ждал этого всю жизнь. Лжеревизор, став важным человеком, тут же приписал себе таланты, которых у него никогда не было. Хвастался связями, вел беседы, и без зазрения совести просил денег у чиновников. В удачно придуманном образе Хлестакова, Гоголь высмеял пороки чиновников и их непристойные качества.

Читайте также:
Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации: сочинение

Образ жизни Хлестакова

Какой же ведет образ жизни наш Хлестаков? Из произведения Гоголя мы видим дворянина, помещика, что живет в скромной квартире и занимает незначительный пост, зарабатывая небольшие деньги. Жизнь ведет Хлестаков не по средствам, ездит по театрам, играет в карты, берет деньги у родителей, и постоянно мечтает о другой жизни, которую наблюдает со стороны. А как бы хотелось стать значимым лицом, чувствовать постоянное внимание со стороны дам. Он мечтает чтобы его принимали за главнокомандующего, поэтому случай в небольшом городке стал для Хлестакова подобно сказке, о которой он всю жизнь мечтал, и по воле случая осуществилась.

В целом образ жизни Хлестакова никчемный, легкомысленный, и не несет никакой пользы обществу. Вся его жизнь складывается из случайностей.

Характер Хлестакова

Работая над сочинением, хочется кратко остановится и на характере Хлестакова. Это легкомысленный, безответственный, ленивый, не любящий работать человек. Он не стремится расти по службе, транжира, врун, ветреный прожигатель жизни, который впрочем, был прекрасным актером. Единственный его природный дар — везение, благодаря которому Хлестакову удалось уехать из города вовремя, при этом не забыв дать в письме точные характеристики каждому из чиновников небольшого уездного городка.

Значение образа Хлестакова

Изучив комедию Ревизор, мы видим насколько важное значение имеет образ Хлестакова в произведении Гоголя. Здесь Хлестаков не только олицетворяет лживость и лицемерие, и показывает духовную пустоту, что была свойственна многим современникам автора, но и является инструментом, благодаря которому раскрываются пороки чиновников. При этом герой раскрывает их неосознанно. Сам того не замечая, он вывел чиновников на чистую воду, поэтому значение его образа в комедии бесценно.

Смысл и актуальность образа Хлестакова

Смысл образа Хлестакова вполне понятен. Через образ главного героя, автор хотел высмеять пороки общества и обратить внимание зрителя на существующие проблемы, с которыми сталкиваются люди. Что самое интересное, Хлестаковых можно с легкостью отыскать и среди нас, поэтому на вопрос, актуален ли образ Хлестакова в наше время, можно ответить положительно. Для подтверждения этого достаточно вспомнить, кто такой Хлестаков.

Он врун, с удовольствием пользуется деньгами родителей, любит модную одежду, но при этом не хочет работать и зарабатывать. А теперь оглянитесь вокруг. Почти все люди врут ради своей выгоды. А сколько вокруг детей, что с удовольствием живут за счет родителей? Их много. Они привыкли получать все самое лучшее без особого труда. Оглянитесь вокруг, посмотрите, сколько людей выдают себя за тех, кем они не являются!

Все это безусловно подчеркивает актуальность образа Хлестакова в наши дни.

Образ Хлестакова

Появление в уездном городе проверяющего – это важное событие. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» помогает представить абсурдность происшедшей ситуации. Перед глазами разыгрывается комедия, за сюжетом которой разворачивается трагедия нескольких поколений.

Служба чиновника

Иван Александрович Хлестаков – дворянин, имеющий собственную деревню в Саратовской губернии. Примерный возраст коллежского чиновника – 24 года. Отец отправил сына в Петербург в надежде, что тот достигнет каких-то высот, будет жить лучше его – деревенского помещика, но ленивый юноша не любит службу. Ему нравится посещать увеселительные заведения, играть в карты и гулять, показывая себя: «…гулять по прешпекту». В канцелярии Хлестакову поручено переписывать бумаги, такой несложный труд воспринимается им как «толкотня». Пустая работа должна была стать отправной точкой, а стала пределом возможностей. Отец рассержен, он не может дождаться «…Владимира в петлицу». Сын занимает самую низшую ступень в табеле о рангах: «елистратишка». По научному – регистратор. Должность предполагает рост, с нее начинают, но нужно проявить рвение, которого нет у Ивана Александровича.

Родители создали условия: в Петербурге у Хлестакова своя квартира, пусть и среди небогатых жильцов. Скромное жилье располагается на 4 этаже. Обидно лентяю взбираться по ступенькам, он мечтает о первых этажах, о местах для знати, только получить все это он хочет без труда, «на блюдечке с золотой каемочкой».

Увлечения Ивана Александровича

Хлестаков – представитель столичной молодежи. Он любит театры и Петербург. Среди его ровесников театром увлечены другие литературные персонажи: Онегин, Печорин. Такое увлечение не дает уверенности, что оно настоящее. Нет в речи Хлестакова высказываний, характеризующих мужчину, как образованного человека, стремящегося к новым знаниям. Театр нужен герою для самолюбования, демонстрации себя в светском обществе. Вряд ли мужчина смотрит на сцену, в пьесе его занимает далеко не сюжет и исполнители. Его интересует только публика.

Читайте также:
Роль смеха в комедии Н.В. Гоголя Ревизор: сочинение

Любовь к столице так же объяснима. В Петербурге больше развлечений, чем в периферии. Жизнь в деревне – это «жизнь с мужиками». В деревне Хлестаков губит жизнь, в столице – расцветает.

Ничего не зарабатывающий чиновник – заядлый картежник. Он не разбирается в людях и садится играть со всеми. Чаще всего Хлестаков остается в проигрыше: «четверть часа посидел – и все обобрал».

Характер коллежского асессора

Юноша говорит по-французски, умеет вовремя раскланяться, сказать избитую, но нужную фразу. В речи много лишних слов: в своем роде, понимаете ли, так это все славно. Разговаривая, Хлестаков размахивает руками, пугается, «бледнеет и съеживается». Если учесть, что мужчина и так маленький, то глагол «съеживается» вызывает усмешку. Иван Александрович любит рисоваться и привирать. Он говорит, что знаком с Пушкиным, сам пишет и публикует в журналах свои творения. Названия книг хвастун и лжец не помнит, часть из них принадлежат известным авторам. Зачем Гоголь использует их в произведении?

Основные черты характера образа: лень, обман. Хлестаков – трус по натуре. Он боится трактирщиков. За долги ему могут арестовать, а оказать в ужасных условиях мужчина не может. В губернском городе у чиновника есть возможность получить взятки. Он берет деньги, обещая все вернуть, но читатель понимает, что этого никогда не будет. В другом городе Хлестаков все спустит за игральным столом или прогуляет в трактире.

Мечты и реальность не имеют схожих черт. Рассказывая о себе небывалые истории, Хлестаков становится почти императором. В жизни он мелочен и смешон.

Сюжет комедии делает героя основателем целого явления: «хлестаковщины». Мужчина представляет себя кем-то выше, чем есть на самом деле, а представители власти и жители губернского города принимают его за ревизора. Так устроено общество. Оно позволяет обманывать и быть обманутым. Тема позволяет рассуждать о герое, сравнивать его с реальными и вымышленными персонажами.

Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя Ревизор сочинение

Самый, на мой взгляд, комичный и даже немного глуповатый герой комедии Гоголя «Ревизор» — это Иван Александрович Хлестаков.

Автор говорит, что Хлестакову на вид двадцать три года, он худенький и «без царя в голове», в чем читатель убедится в течение всей комедии. По пути из Петербурга в свой родной Саратов, Хлестаков проигрывает все свои деньги, поэтому останавливается в губернии N, где и разворачиваются все события комедии.

Местные чиновники и купцы воспринимают Хлестакова как строжайшего ревизора, мнение о нём у них сложилось ещё до их личного общения, это один из главных моментов комедии, ведь если люди сами выдумали себе властителя своих судеб, то их будет очень трудно переубедить, даже если вести себя настолько глупо и бестактно, как вёл себя Хлестаков.

Из-за того, что Ивана Александровича все воспринимают как судью своего будущего, люди просто не замечают, что его повадки, речь и истории, которые он о себе рассказывает, расходятся с действительностью. А даже если и замечают, то это для них не бревно в глазу, а небольшая пылинка. Примером тому служит разговор Городничего, который после хвастовства Хлестакова о своём положении в Петербурге и общении на короткую ногу с самим императором, говорит, что даже если половина от того, что сказал Хлестаков, правда, то это уже крах, ведь такой уважаемый человек увидел все недостатки города, которым управляет Городничий.

Хлестаков же, будучи человеком не самой честной породы, пользуется моментом и получает от сложившейся ситуации максимальную выгоду. Хотя он и не догадывается, что его воспринимают как ревизора, который может упечь всех в тюрьму, он понимает, что его положение среди этих глупых жителей кажется им очень высоким, связи его в Питере крайне мощные, поэтому он пользуется силой, которая у него есть: якобы занимает деньги у всех чиновников, которые никогда и не вернёт, хотя и обещает; ест вдоволь, где только можно; принимает плату за себя в гостинице, где у него долгов за две недели проживания и пропитания.

Читайте также:
Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»: сочинение

Он выслушивает все жалования купцов на своего Городничего, обещает разобраться и, конечно, наказать виновного. Берет за это деньги с рабочих, выслушивает проблемы двух женщин, но в итоге попросту забывает всё, что было им выслушано, потому что ему это не важно.

Он падок на женщин и пытается добиться успеха сразу и у дочери Городничего, и у его жены. Даже на таком уже абсурдном моменте, никто не догадывается, что из себя представляет Хлестаков, а когда понимают — уже поздно.

Сочинение про Хлестакова

Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония, которая мало у кого не вызовет улыбку, актуальные социальные проблемы, которые заставляют задуматься вот уже не одно поколение читателей, ну и , конечно, герои: яркие, самобытные, очень узнаваемые. Одним из таких персонажей, является главный герой бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», аферист и проходимец по фамилии Хлестаков. Это наглый и самоуверенный молодой человек, который хорошо знает людскую психологию и умеет, пользуясь человеческими слабостями, добиваться успеха в своих планах.

Одна из главных черт характера Хлестакова заключается в том, что этот нагловатый молодой человек считает, что все почему-то должны его всячески ублажать и помогать ему. Именно поэтому он охотно принимает от окружающих взятки и подарки и с радостью начинает играть роль мнимого ревизора. Хлестаков любит, когда ему уделяют большое внимание, когда перед ним преклоняются, заискивают. Ему нравится чувствовать себя всесильным, хот на самом деле он абсолютно ничего собой не представляет.

Хлестаков – из тех людей, которые привыкли брать от жизни все. Когда его принимают за ревизора, он упивается своей властью и безнаказанностью, нисколько не задумываясь о будущем, о том, куда его приведет этот спектакль одного актера. У этого человека нет никаких морально-этических принципов, он привык жить по принципу «после меня хоть трава не расти». Хлестаков считает себя королем жизни, а остальных – жалкими, абсолютно никчемными людишками. Но потом жизнь расставляет все по своим местам, в конце спектакля, когда приезжает настоящий ревизор.

В своей комедии Гоголь имел в виду, что черты Хлестакова живут во многих, современных ему, людях, и не случайно эпиграфом к произведению он выбрал русскую народную поговорку «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Этим он хотел сказать читателям, чтобы они не обижались, если ненароком найдут свои черты в образе Хлестакова.

Хлестаков просто мелкий чиновник, но, тем не менее, он уверен, что все самое лучшее в жизни должно доставаться именно ему. Он просто не замечает других людей, равнодушен к их потребностям и желаниям. Другие люди для него – просто пешки, с помощью которых он осуществляет свои планы. Также Гоголь изображает Хлестакова хорошим психологом: Он легко входит в доверие к самым разным людям, находит с людьми общий язык, использует людские слабости для того, чтобы нажиться на них. Гоголь изображает его совершенно беспринципным и черствым, глухим к чувствам и переживаниям других людей.

Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна до сих пор в связи с тем, что в ней Гоголь рисует очень яркие типы людских характеров, в частности, яркие образы наглого афериста Хлестакова и малодушных людей, которые боятся ревизора и всячески заискивают перед ним, теряя собственное достоинство. Но образ Хлестакова нарисован ярче всего. Хлестаков – это наглый, самоуверенный аферист, который уверен, что его мошенничество останется безнаказанным, и ни во что не ставит окружающих людей. Такие люди были во все времена, были во времена Гоголя, есть они и сейчас. И будут.

Характеристика Хлестакова в комедии Ревизоре Гоголя

Один из главных действующих лиц в комедии Гоголя «Ревизор» – Хлестаков. Гоголь специально выбрал ему такую фамилию. Корень слова – хлестать, ухлёстывать за кем-то. Неприметный, худой мужчина, двадцати трёх лет от роду. Мелкий чиновник, игрок, по дороге проиграл все деньги и сидит теперь в гостинице уездного города голодный. Поэтому, и заглядывает ко всем в тарелки. Есть хочет, а городничий принимает его за ревизора.

Читайте также:
Герои комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Любит мечтать и любит немного приврать о себе. И получает от этого удовольствие. Как- будто все на него внимание обращают и даже приняли за важного генерала.

Его враньё похоже на враньё ребёнка, он и сам верит в него. Выдаёт желаемое за действительное. Жители города невольно помогают ему в этом – верят всем его байкам. Никто, включая городничего, не удосужился его проверить и посмотреть его документы. Все ждали ревизора, боялись его проверки, а тут приезжий не платит денег и повсюду суёт свой нос. Чем не ревизор? Поэтому никто и не обратил внимания на некоторую нестыковку фактов в его речах. Где это видано, чтобы послы иностранных держав играли с первым встречным в карты. А человеку, не имеющему никакого военного звания, обещали присвоить высший военный чин фельдмаршала.

Хлестаков сумел обмануть даже городничего, который хвастается, что в течение тридцати лет своей службы обманывает людей. Он так и не понял, с кем его спутали. Если бы был немного поумнее, то извлёк бы выгоду из сложившейся ситуации. А так он просто хотел поесть и взять в долг немного денег, чтобы ехать дальше. Ведь в этом городе он не планировал оставаться надолго. Он вообще никогда и ничего не планирует, живёт не разумом, а извлекает выгоду из сложившейся ситуации.

Хлестаков – человек без моральных принципов, глупый, ленивый. Он предпочитает не работать, а проводить время за карточным столом. Берёт у людей в долг деньги, заранее зная, что отдавать их не будет. Обманывает сразу двух женщин – жену и дочку городничего. Дочку прельщает перспектива выйти замуж за человека из столицы. Никого не жалеет и не видит кроме своей персоны, циник и эгоист.

В лице Хлестакова Гоголь показывает, что как можно обмануться в человеке, который только хочет казаться тем, кем он не есть на самом деле.

Сочинение 4

Произведение Гоголя “Ревизор” является прекрасным примером отечественной фантасмагории и юмора в рамках литературной прозы и произведения. Данное произведение отличается от остальных его творений тем, что оно имеет свою уникальную атмосферу и самобытность, опять же, в рамках его творчества, и его видения проблем и их решения. Также произведение уникально своим особым стилем повествования и слога, хотя это уже более технические аспекты произведения. Так или иначе, произведение является замечательным примером литературного гения Гоголя. Этим произведением является “Ревизор”.

В произведении рассказывается об истории с очень хитрым и талантливым мошенников Хлестаковым, который благодаря своему знанию человеческой психологии и своей напористости, и отчасти, самоуверенности, получает все, что ему необходимо. Также в произведении присутствует множество различных аспектов, которые хотелось бы обсудить, но пока обсудим только образ и характер мошенника Хлестакова.

Хлестаков по сути своей является человеком, которому без разницы состояния его окружения, ведь из любой ситуации он всегда сможет найти выгоду для себя. Его не заботит ничего кроме его сохранности, и его благополучия, из-за чего у читателя иногда возникают противоречивые чувства насчёт данного образа. Он человек скрытый, не имеющий, по крайней мере, не показывающий их, настоящих друзей. Он только делает вид, что ему важны его якобы друзья, а на самом деле же продумывает, как из них можно выжать выгоду для себя любимого. Таков уж он человек и ничего с этим не поделать. Он также старается обманывать как можно большее количество людей, для, скорее всего совершенствования своего навыка.

Далее в процессе повествования мы знакомимся с множеством персонажей, на фоне с которыми Хлестаков кажется ещё более отпетым негодяем, эгоистичного характера.

Именно образ Хлестакова получился у Гоголя наиболее ярким и сильным, который, несомненно, должен запомниться читателю, хотя бы за его хлёсткость и самоуверенность. Я считаю, что именно на это автор пытался сделать упор, когда писал произведение, ведь именно это и помогает читателю запомнить образ, и держать его в голове, осмысляя и, прокручивая всё тоже, и соответственно, вновь возвращаться к данному произведению. Это моё субъективное мнение, а следственно, оно не может расцениваться как объективное.

Читайте также:
Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе «Мертвые души»: сочинение

Образ и характеристика Хлестакова

Несколько интересных сочинений

Основным смыслом романа «Тихий Дон» является сохранение человечности во время переломного периода в стране. Важнейшие человеческие достоинства основаны на воспитании детей, на труде и любви

Иметь волшебную палочку – это очень ответственно, ведь она выполняет желания. Все желания должны быть обдуманны, чтобы они не причинили никому вред.

На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

Скоро наступит зима. Наметёт огромные сугробы снега. Водоёмы покроются льдом. Деревья наденут снежные шапки.

Есть ли для счастья определенное время? Или же это нечто кратковременное, то за что нужно хвататься, наслаждаться, пока оно есть? На этот вопрос и отвечает главный герой повести И.С. Тургенева «Ася».

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков — главное действующее лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836). Он не только центральная фигура комедийного действия, но и представляет собой типический характер. «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, — говорил Гоголь, — делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж… и наш брат писатель. » Именно этот герой наиболее полно выражает то сочетание чрезвычайной амбициозности и духовного ничтожества, спесивости и самовлюбленности, которое было характерно для чиновников высокого ранга. Олицетворением высокопоставленного чиновника-ревизора Хлестаков стал по ошибке, но по ошибке закономерной. Похожесть его на посланца «верхов» была поразительной, потому-то и ввела в заблуждение столь опытного челоека, каким был городничий, да и все его окружение.

Городничий не заметил в Хлестакове никаких отличий от тех многочисленных ревизоров и высокопоставленных особ, с которыми он встречался раньше. Конечно, ему страх затмил глаза и разум, но ведь такой же страх он наверняка испытывал при других визитах «больших» людей. Следовательно, дело здесь не только в страхе, но и в том, что Хлестакова действительно можно было принять за ревизора.

Гоголь не случайно вывел на сцену в роли мнимого ревизора человека, живущего в Петербурге и служащего в департаменте. Хлестаков и порожден чиновно-аристократическим Петербургом, Он впитал в себя, как губка, все те отрицательные явления, которые наполнили столичное общество.

Сын небогатого саратовского помещика, Хлестаов, служа в департаменте мелким чиновником («елистратишкой»), хочет жить на широкую ногу, пускаться в разлечения, старательно подражая светским денди, срывать цветы удовольствия. «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды. Пошел кутить. вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по проспекту, в картишки играет», — говорит о нем слуга Осип.

Незначительный как по происхождению, так и по должности Хлестаков должен сыграть роль солидного чиновника. Главные качества характера этого персонажа состоят в безответственности и бахвальстве. Прокутив все деньги и значительно поиздержавшись в дороге, он, тем не менее, воображает, как хорошо было бы подъехать к дому в шикарной карете, а слугу Осипа в ливрею нарядить, и как бы все вытягивались в струнку лишь при одном упоминании его имени — Иван Александрович Хлестаков из Петербурга.

Даже обхаживая трактирного слугу, выпрашивая у него обед, Хлестаков ведет себя заносчиво, Ничего не платя за гостиницу, он предъявляет претензии хозяину, который никак не хочет понять, что перед ним не простой человек: «Ты растолкуй ему сурьезно, что мне нужно есть. Он думает, что как ему, мужику, ничего, если не поесть день, так и другим тоже. Новости!» С трудом добившись продления кредита у хозяина гостиницы, он начинает вести себя еще наглее: и пища ему не нравится, и все кругом мошенники и воры.

Воинственный пыл Хлестакова угасает, как только он узнает о прибытии городничего. Он опасается, что глава города отправит его прямо в тюрьму, Однако робость градоначальника перед мнимым ревизором усиливает бесцеремонность Хлестакова: «Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я. Я служу в Петербурге. » Он вдруг понимает, что Сквозник-Дмухановский не собирается сажать его в тюрьму, а, напротив, намерен оказывать ему всяческие услуги, приняв его за «птицу высокого полета».

Свое блистательное завершение образ городничего получает в пятом акте комедии, И здесь Гоголь использует принцип резких переключений, переходя от поражения героя к его торжеству, а затем — от торжества к развенчанию героя. В атмосфере всеобщего преклонения Хлестаков буквально расцветает. В третьем акте комедии он показан в минуты своего взлета. С упоением Хлестаков рисует перед потрясенными слушателями картины своей воображаемой жизни. Он лжет не из каких-либо четких побуждений и ясных целей. Легкость в мыслях не позволяет делать ему серьезных расчетов относительно последствий его поступков. Он лжет из пустого тщеславия, лжет, чтобы похвастаться своим «высоким» положением, лжет, потому что находится во власти своей фантазии. Он раскрывает перед героями комедии и перед зрителями свою мечту, которую он хотел бы достигнуть, но сам выдает ее за реальность.

Читайте также:
Ноздрев и Собакевич. Противопоставление типов: сочинение

Хлестаков уже заставил всех поверить в то, что он важная персона, и потому радушный прием он воспринимает как должное. Поначалу он и не догадывается, что его принимают за какого-то важного человека. После того, как чиновники начали снабжать его деньгами, он стал понимать, что его ошибочно принимают за другого человека. Однако это не мешает Хлестакову по-прежнему испытывать наслаждение от всего происходящего.

В четвертом акте комедии Гоголь показывает, как Хлестаков устраивает сбор денег, получает подношения от чиновников и купцов и разбирает жалобы горожан. Ничто не смущает Хлестакова: он не испытывает ни страха, ни угрызений совести. Видимо, для этого человека не представляет особого труда совершить любую подлость, любой обман. Он без тени смущения выполняет функции важного чиновника и готов бездумно решать судьбы людей.

С необыкновенной легкостью Хлестаков переключается из «государственной» сферы в лирический план. Как только посетители исчезли из поля его зрения, он тут же забывает о них. Приход Марьи Антоновны сразу же настраивает Хлестакова на романтический лад. И тут он действует, не отдавая себе отчета в том, куда повлекут его события, «Лирические» сцены раскрывают характер героя с новой стороны. В объяснениях с Марьей Антоновной и Анной Андреевной Хлестаков предстает челоеком, пользующимся убогим набором пошлых приемов, банальных изречений. Любовные объяснения героя подчеркивают отсутствие у него живых человеческих чувств.

Недаром Гоголь, давая указания, как играть своего героя, подчеркивал, что тот должен получиться лгунишкой, трусишкой и щелкопером во всех отношениях.

Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожности, огромных претензий и внутренней пустоты.

Весьма существенно и то, что образ Хлестакова тесно соприкасается с образами других героев пьесы. Хлестаковские качества есть и у городничего, и у Земляики, и у Ляпкина-Тяпкина. Они выражаются в полном отсутствии нравственных устоев, в непомерных претензиях, в желании сыграть роль человека чином выше собственного, в способности совершить любую подлость.

И. С. Тургенев увидел в образе Хлестакова «торжество поэтической правды». Он говорил, что «. навание Хлестакова теряет свою случайность и становится нарицательным именем». Хлестаковщина и есть проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, безответственности и лживости. Это явление приобрело широкий социальный и психологический смысл. Образ Хлестакова принадлежит к числу таких — найденных и угаданных явлений жизни.

«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники

«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга (они даже сопоставлены по контрасту: сентиментальный Манилов и кулак Собакевич, домовитая Коробочка и безалаберный «исторический человек» Ноздрев). Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России.

Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного явления… и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на человечестве» Плюшкиным. Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.

Читайте также:
Сатирическая острота комедии «Ревизор»: сочинение

Чиновники губернского города, по словам Собакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом.

Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» – мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собак ев ича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой. На страницах поэмы крестьяне изображоры далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке.

Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Понравилось сочинение » «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, тогда жми кнопку of your page –>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники.

««Мертвые души» — это не только помещики и чиновники»

«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга (они даже сопоставлены по контрасту: сентиментальный Манилов и кулак Собакевич, домовитая Коробочка и безалаберный «исторический человек» Ноздрев). Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России.

Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного явления… и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на человечестве» Плюшкиным. Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.

Читайте также:
Замысел и история создания поэмы Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Чиновники губернского города, по словам Собакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом.

Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» – мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собак ев ича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой. На страницах поэмы крестьяне изображоры далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке.

Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Сочинение Чиновники в поэме Мертвые души Гоголя

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов.

В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Например, вот один из них, губернатор, по описанию Гоголя, ни толст, ни тонок, и говорили даже, что он был представлен звезде. А представлен он к этой звезде не за заслуги перед Родиной. Автор иронизируя разоблачает все образы чиновников, так скажем высмеивает их.

Также, с иронией, Гоголь рассказывает и о почтмейстере – серьезном и молчаливом мужчине, описывает его, как низкого человека, но остряка. Низкий – он имеет ввиду рост. Еще почтмейстер очень любил играть в карты, и это одно из его самых любимых увлечений.

Из поэмы ясно, что чиновники не особо то и думают о делах государства. Они живут на широкую ногу, радуют себя вкусными обедами, развлекаются. Также Гоголь с сарказмом говорил об их умственных способностях, для него они были, как более ли менее просвещенные в своих делах.

Читайте также:
Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?: сочинение

Люди, которые властвовали, даже не думали о своем государстве и о людях, они только набивали свои карманы, обворовывали казну и простой народ.

Одним из главных персонажей в произведении был высокопоставленный чиновник по фамилии Чичиков. Павел Иванович был полноват, но приятной внешности. Этот персонаж неоднозначен. Нельзя про него сказать, что он отрицательный герой поэмы. В нем есть ряд и положительны качеств. Он весьма аккуратен, опрятен, следит за своим здоровьем, также может сострадать человеку и подать милостыню. Но тем не менее это лицемерный человек, он обманывает и берет взятки.

В своей поэме гоголь показывает чиновников, как лживых, корыстных людей, которые склоны к аферам, лишь бы с этого им была выгода. Они пустые люди, и их жажда набить свои карманы, одновременно и злит, и смешит. Их злоупотребление выглядит нелепо.

Чиновничество-это некое уродливо общество, и оно еще читается и основой, на котором оно держится. В тот момент, пока губернатор и его общество считает Чичикова богачем, то и остальные чиновники относятся к нему соответственно. И если губернатор дал добро, то и любой человек из чиновничества немедля оформит все необходимые документы товарищу Чичикову за определенную взятку, ведь рука чиновничья уже просто привыкла ее брать.

Также, в одном эпизоде появляется еще один чиновник по имени Иван Антонович, Гоголь назвал его даже не человеком, а винтиком механизма этой государственной машины, абсолютно бездушным.

Гоголь высмеивает это ничтожное общество, как они покрывают все махинации, чтобы не раскрылась правда, чтобы их не разоблачили. Это общество из одних бюрократов, которые полностью погружены в преступную деятельность.

Наверное, простому честному человеку не понятны и не приемлемы все грязные действия чиновников. Честный человек привык зарабатывать на все своим трудом, не погружаясь в эту грязь. Но, увы, среди чиновников таких людей нет и быть не может. Чиновникам нравится их «деятельность», их поведение. Ведь именно такое поведение помогает им набить свои карманы еще толще и сделать свои животы еще шире.

2 вариант

В своём произведении Гоголь сатирически изображает мир чиновников, их бездуховность. Именно людей, обличённых властью и богатством, автор называет «мёртвыми душами», а не ушедших из жизни крестьян. Чиновники занимают особое положение в обществе, но их мало волнуют государственные дела и нужды людей, они заботятся только о своём благополучии. Всех их объединяет продажность и взяточничество. Во всех государственных заведениях попираются законы, процветает кумовство, казнокрадство. Даже такому аферисту, как Чичикову, знакомому с закулисной жизнью бюрократического аппарата, приходится давать взятки. Все чиновники губернского города связаны единой преступной деятельностью, за которой следит полицмейстер. Сбор взяток – хорошо поставленное дело, местное чиновничество в нём преуспевает.

Собакевич всех городских чиновников называет «мошенниками». Они забыли о своих должностных обязанностях. Некоторые из них вообще не считают обязательным ходить на службу. Так, например, Собакевич нелестно отзывается о прокуроре, как о праздном человеке, который сидит дома, а работает за него стряпчий. Про инспектора врачебной управы, помещик говорит, что он во время работы играет где-нибудь в карты. Интересы у государственных служащих крайне ограниченные. Их любимыми занятиями являются балы, сплетни и застолья с разнообразной едой и алкогольными напитками на любой вкус. Провинциальные бюрократы в поэме показаны пустыми людьми, не блещущими умом и образованностью, почти ничего не читающими. Чиновники равнодушны к русской культуре, чураются родного языка, зато любят использовать в своей речи иностранные слова и выражения. Они представляют собой невежественное и морально убогое общество.

Чичиков, хорошо знающий мир чиновников, подкупает их своей лестью, умением говорить то, что они хотят от него услышать. Городские служители закона не смогли поначалу разглядеть в нём истинного лица, принимая мошенника за состоятельного господина, помещика, высокого государственного деятеля, даже – за Наполеона. Чичиков есть – один из них, представитель безнравственного общества. Он с детства усвоил уроки успешного человека в жизни. Для этого надо всего лишь уметь угождать нужным людям. Обладая такими качествами, Чичиков смог неплохо продвинуться по служебной лестнице, но его подвела чрезмерная жадность.

Читайте также:
Город N: сочинение

Деградация государственного устройства наблюдается не только в провинции, но и в высших эшелонах государственной власти. Автор показывает это на примере капитана Копейкина. Герой Отечественной войны 1812 года, ставший инвалидом в сражениях за Родину, обращается за помощью к государственным властям. Человека, приехавшего в столицу из провинции, удивляет её непомерная роскошь. Вместе с тем, судьба покалеченного войной капитана, настоящего патриота страны, глубоко безразлична бездушному миру чиновников. Они постоянно переносят рассмотрение его просьбы на более поздние сроки. В итоге, Копейкина увозят из государственного учреждения неизвестно куда. Дальнейшая участь капитана неизвестна.

Автор своим произведением показывает, что чрезмерная жажда к обогащению убивает в человеке все его лучшие качества. Свои потенциальные возможности он не может реализовать в жизни без нравственной основы. Развитие страны невозможно без понимания чиновничьим аппаратом своего предназначения в жизни, долга и ответственности перед народом.

Сочинение Образы чиновников в «Мёртвых душах»

В произведении «Мёртвые души» нет конкретных примеров служителей государства, но в нём отражены быт и черты служителей. Образы чиновников конкретного города прослеживаются с начала повествования сюжета. Если Чичиков отправляется к конкретному чиновнику, поэтому он знакомит читателя с этой личностью.

Чичиков льстит людям, поэтому у него складываются с ними замечательные взаимоотношения, всё показано в обычном виде. В мире чиновников пышность граничит с роскошью, пошлостью, пафосом и фарсом. Жилище губернатора в обед был шикарно украшено, что ослепляло глаза людей, а представительницы прекрасного пола были одеты в замечательные наряды.

Чиновники в конкретном городе подразделялись на два типа: первые были тонкими и ходили за дамами, пытаясь заманить их плоскими ароматами. Служащие другого типа походили на самого Чичикова: плотного телосложения, с упитанными рябыми физиономиями и приглаженными волосами, они смотрели по сторонам, стараясь рассмотреть прибыльную работу.

Каждый мужчина старался доставить неприятности другому человеку. Порой такие события происходили из-за дам, но устраивать дуэли по этой причине никто не желал. При приёме пищи они не показывали эмоций, что всё события обыденны, рассматривали «Московские вести», собак, Карамзина, изысканные блюда, рассказы о служащих разных структур.

При обзоре прокурора автор объединяет разные черты: «был нормального телосложения, имел на шее Анну, рассказывали, что был удостоен высшей награды; он был добрый человек и занимался творчеством…». Отмечаем, что ничего не сказано, что служитель закона получил достойную награду – орден Святой Анны, который дают за «любовь к правде и чистоте» и заслуги в конкретной должности. Ведь о боях в эпизодах ничего не написано, где отмечали приличные качества.

В центре внимания отмечаем, что прокурор занимался творчеством, а не своей должностью. Собакевич плохо рассказывал о служителе закона, что он любит веселье, поэтому находится дома. Все обязанности за него выполняет стряпчий, который любит деньги. О порядке не приходится говорить, так как человек, компетентные в данном деле, занимает должность. Назначенное лицо занимается обычным рукоделием.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для создания сочинения, чтобы понимать образы и характеры конкретных помещиков в произведении «Мёртвые души».

Также читают:

Картинка к сочинению Чиновники в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

По сей день у слова «дружба» нет определенного понятия. Сотню лет назад во имя дружбы шли сражаться или погибать. Охарактеризовать одним предложением дружбу не выйдет.

Перед каждым школьником рано или поздно встает дилемма: кем быть?

Н.В. Гоголь — это не только великий писатель и драматург, но и литературный новатор. Под его пером появились оригинальные произведения, отличающиеся от всего, что было до.

Перед нами предстаёт город Калинов. Нравы в этом городе подчиненны, властолюбивым хозяевам, которые проживают за высокими стенами и любят лишь управлять людьми, которые им подчинены.

Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: