Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: описание, герои, анализ цикла произведений

Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. В цикл входит 8 повестей, в которых отразились отголоски детских впечатлений самого автора. В центре повествования — личность простого человека, герои описаны с долей доброго юмора. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
Год написания – 1829–1832 годы.

История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжёлого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух частей, каждая из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повести.

Направление – Романтизм.

Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Часть первая: повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».


Вакула на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Рисунок Тарасенко, оформивший издание кн. маг. В. Думнова, п/ф «Насл. бр. Салаевых», 1887 года.

Часть вторая: повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сёстры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов самой разной сельской публики.

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над второй частью. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашён на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил работу над второй частью своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ночь перед Рождеством»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ночь перед Рождеством»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ночь перед Рождеством»
  • для самых крутых — Читать «Ночь перед Рождеством» полностью

Главные действующие лица

Несколько персонажей было в произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством». Характеристика главных героев поможет читателям ближе познакомиться с каждым:

  1. Вакула — сельский кузнец. Жители хутора занимаются последними приготовлениями перед Рождеством, а герой не может найти себе места. Мужчина давно испытывает чувства к Оксане. Последняя отвергает все знаки внимания, насмехается над ним. Сильный и мужественный юноша в отчаянии хочет свести счеты с жизнью. Однажды ему подворачивается черт, которого персонаж вскоре оседлал. Выполнив каприз возлюбленной, Вакула вскоре женится на ней.
  2. Оксана — высокомерная девушка, восхищается собственной красотой. Это капризная и своенравная героиня, которая много времени проводит перед зеркалом. Считает Вакулу недостойным своей персоны, поэтому всячески отвергает все ухаживания. Услышав слухи о том, что кузнец покончил с собой, понимает — она искренне любит его. Впоследствии выходит за молодого человека замуж и становится прекрасной матерью.
  3. Черт — хитрый и мстительный персонаж, его характеристики полностью соответствуют образу. В последнюю ночь старается сделать как можно больше зла: устраивает метель, ворует месяц, старается насолить кузнецу. Любит кокетничать, ухаживает за Солохой. В сборнике Гоголя изображен обаятельным весельчаком, не вызывает негативных эмоций.

Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают человека заложником тёмных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут, даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – всё тайное так или иначе становится явным, а за содеянное зло неизменно придёт расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая тёмная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

Герои цикла произведений

Герои цикла делятся на несколько групп:

  • молодые парубки, обладающие как простодушием, так хитростью и смекалкой – Грицко, Левко и Вакула;
  • прекрасные панночки, родители которых очень придирчиво относятся их будущим женихам – Параска, Ганна, Оксана;
  • комические персонажи показанные во всей полноте гоголевского юмора – Пацюк, Чуб, Шпонька и др.;
  • нечистая сила, проделки которой часто наказывают героев некоторых рассказов цикла(Петрусь, Дед из последней повести) за их страсть к богатству, а иногда нечисть становится помощником хитрых и смекалистых персонажей в достижении их цели.

Композиция

Проводя анализ произведений «Вечеров на хуторе близ Диканьки» , следует отметить, что все повести построены на контрасте: в них самым гармоничным образом переплетены радость и безудержное веселье с трагизмом и печалью.

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценкам, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух частей, каждая из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – пасечник Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.

Читайте также:
Тема города в комедии Ревизор: сочинение

Романтические произведения Гоголя

Этот сборник — наиболее яркий образец романтического стиля Гоголя. Именно поэтому в них не проскальзывает тема крепостного права. Но вовсе не потому что автор забыл о нём. Гоголь знал, что эти вещи существуют и вместе с тем понимал, что они уродуют жизнь украинских сёл. Писатель хотел освободить своих чудесных героев — весёлых парубков и дивчат, мудрых стариков от несправедливости социального гнёта, воплотив тем самым мечту гуманистов о торжестве справедливости и добра.

Эти рассказы не отображают реальной жизни населения Малороссии. Однако персонажи «Вечеров…», как мужчины, так и женщины, обладают сильными характерами, милосердием, способностью преданно и горячо любить и многими другими качествами. Большинство героев Гоголь описал с известной долей доброго юмора.

Все произведения, которые вошли в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написаны в жанре повести, направление романтизм. Гоголем неслучайно была выбрана поэтическая проза – благодаря ей все повести приобрели удивительную мелодичность, лиричность. Они читаются на одном дыхании, будто лёгкое и изящное стихотворное произведение.

Наряду с высоким поэтическим слогом и романтическими элементами, Гоголь щедро «сдобрил» все произведения цикла живой разговорной речью. Это нисколько не испортило их, напротив, придало неповторимый колорит и народный характер.

Характеристика главных персонажей

Герои повести представляют собой яркие типажи, воплощение наиболее характерных черт украинского народа. И все они вызывают симпатию, даже те, кто являются не слишком положительными персонажами:

  1. ·Кузнец Вакула предстаёт перед читателями сильным, умным и честным человеком. Он трудолюбивый, ответственный, талантливый, хозяйственный, но при этом весёлый и по-своему нежный. Кроме того, Вакула — богобоязненный человек, решительный и упрямый. Все эти качества пригодились ему, чтобы приручить чёрта.
  2. Оксана. Очень интересный и неоднозначный персонаж. Дочь богатого казака Чуба предстаёт капризной красавицей, которая думает только о развлечениях и беспрестанно любуется собой. «Хороша! Ах, как хороша! Чудо!» Однако по мере развития сюжета становятся заметны внутренние изменения, которые происходят с Оксаной. Она становится более отзывчивой, сострадательной, способной на настоящие чувства.
  3. Чёрт, по описанию Гоголя, имеет внешность иностранца. Он кривляется, проказничает (ворует с неба месяц, милуется с Солохой и т. д. ) и вводит людей в искушение. Ведь эта последняя ночь, когда ему позволено «шататься» по белому свету и учить людей грешным делам. Хотя чёрт и сказочный персонаж, и имеет всю бесовскую атрибутику — хвост, рога, копыта — Гоголь наделил его многими человеческими чертами: коварством, умом, хитростью и даже некоторым обаянием. При этом он обладает мистической силой: может вызывать метель, летать и многое другое. Интересно, что Гоголь сравнивал чёрта с губернским стряпчим.
  4. Солоха — мать кузнеца Вакулы. Ведьма. Кто знает, может быть именно этим объясняется её популярность у мужчин. Хитрая, лицемерная Солоха, несомненно, олицетворяет собой такую же тёмную силу, как и чёрт, но при этом ничуть не отталкивает. Наоборот, это один из самых ярких образов повести, над которым можно от души посмеяться.

Все персонажи описаны с юмором. Именно это и делает их столь живыми и привлекательными.

Стиль и манера повествования

Большая часть сюжетов была почерпнута писателем из украинского фольклора. Описание бесстрашных казаков, нечистой силы, нежити, страшных колдовских обрядов, удивительных приключений — всё это делает «Вечера…» по-настоящему интересным и захватывающим чтением.

Одна из тем, проходящая красной нитью по всем повестям — простой народ, его сила, доброта, трудолюбия и юмора. Гоголь относится к своим героям с безграничной любовью и очень точно описывает колорит украинского народа. Гоголевская манера повествования иронична, но эта ирония очень добрая и мудрая. В «Вечерах…» переплелись мистицизм и реализм, юмор и серьёзность, ужасы и победа человека над страхом.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Сюжетом этого рассказа служит жизнь непримечательного поручика Ивана Федоровича Шпоньки, который прилежно учился в школе, потом служил, вышел в отставку с чином поручика. После смерти своего отца он приехал в имение, которое перешло ему по наследству. Хозяйством там заправляла тетушка Василиса Кашпоровна.

Тетушке приходит на ум идея женить своего племянника, и Иван Федорович отправляется в гости к соседу, у которого есть две красавицы-дочери. Тетушка решает, что Иван Федорович должен жениться на белокурой, начинает строить планы сватовства. Между тем, у самого Ивана Федоровича эта идея восторга не вызывает, и ему ночью начинает сниться, что у него в кармане жена, и в шляпе жена. На этом обрывается рукопись.

Сорочинская ярмарка

В начале рассказа автор знакомит читателя с главными персонажами — Солопием Черевиком, его женой Хиврей и дочкой Параской. Всей семьей они приезжают на ярмарку. Когда телега проезжала через мост, юную красавицу случайно замечает местный молодой парень Грицко и тут же влюбляется в нее. На ярмарке им удается познакомиться поближе. Параска отвечает парубку взаимностью, поэтому он решает угостить ее отца горилкой и попросить руки его дочери. Но сварливая Хивря против.

В это время по ярмарке начинают ползти слухи о красной свитке, принадлежащей черту, которого выгнали из ада. Люди говорят, будто он заложил свой кафтан одному еврею на год, а корыстный торгаш перепродал ее раньше, чем закончился назначенный срок. С тех пор все, кому попадала в руки эта вещь, страдали от бед и несчастий. Но вот недавно один смышленый человек разрубил ее на куски и раскидал вокруг ярмарки. Теперь черт ищет свою свитку и почти все собрал, кроме одного рукава.

Эту историю пересказывают в доме Черевика. В самый страшный момент за окном кто-то хрюкает, створки распахиваются и народ в ужасе начинает разбегаться кто куда. На стол неожиданно падает любовник Хиври — попович, спрятанный до этого на чердаке.

Утром Солопий идет на ярмарку, чтобы продать лошадь, но его останавливают цыгане, которые помогают Грицко. Незаметно вместо кобылы они привязывают ему красный рукав. Естественно, наслушавшись страшных историй и увидев это, мужчина в ужасе бросается бежать прочь. Его хватают друзья Грицко и связывают, после чего появляется сам герой и будто случайно спасает будущего тестя. В благодарность за спасение Черевик согласен благословить молодых. Никто уже не обращает внимания на протесты сварливой мачехи. Рассказ заканчивается свадебной церемонией.

Композиционные основы художественного мира раннего сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заманова И. Ф.

В статье рассматриваются атрибутивные характеристики художественного мира «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: циклизация , хронотоп названия сборника, воображаемый «издатель», цепочка рассказчиков, двоемирие – обеспечивающие единство пространственной организация сборника.

Читайте также:
Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»: сочинение

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Заманова И. Ф.

Текст научной работы на тему «Композиционные основы художественного мира раннего сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»»

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РАННЕГО СБОРНИКА Н.В.ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: ira-zamanova@yandex.ru

В статье рассматриваются атрибутивные характеристики художественного мира «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: циклизация, хронотоп названия сборника, воображаемый «издатель», цепочка рассказчиков, двоемирие – обеспечивающие единство пространственной организация сборника.

Ключевые слова: художественный мир, композиция, циклизация.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) создавались в период становления русской прозы, ее усиленных жанровых исканий. Одним из путей стала циклизация малых форм. Г оголь создал такую структуру, в которой каждая повесть, входящая в цикл, сюжетно самостоятельна, но, извлеченная из контекста, теряет часть своей значимости.Писатель построил свое произведение как книгу, имеющую четко определенный состав, множество внутренних связей и смысловых сплетений. Это не механическое соединение повестей, сведенных вместе только общим переплетом. Каждая повесть осмыслялась художником как звено, но в контексте цикла.

Циклизация формы – как способ создания органического целого, предполагающего тематическую, сюжетную, психологическую связность – была присуща русской литературе и до Г оголя. Результатом стремления к циклизации в разных жанрах стали литературно-критические обозрения Н. Надеждина, И. Киреевского, Н. Полевого, рассказы и очерки Н. Полевого, О. Сомова, В. Даля, «философические» письма П. Чаадаева, повести М. Погодина, Н. Павлова, А. Погорельского, А. Бестужева-Марлинского. При этом немало художественных циклов первой трети 19 века строились по принципу «вечерниц»: «Славенские вечера» Н. Нарежного (1809), «Сельские вечера» А. Буниной (1811), «Вечер на бивуаке» А. Бестужева-Марлинского (1823), «Двойник, или вечера в Малороссии» А. Погорельского (1828), «Вечера на кавказских водах в 1824 году» А. Бестужева-Марлинского (1830).

Истории Пасичника Рудого Панька, являющегося одновременно и рассказчиком, и вымышленным «издателем» повестей, и гостеприимным хозяином, чьи гости и рассказывают «страшные истории», стоят в ряду этих «вечерних» («ночных») рассказов, многие из которых сознательно объединялись их авторами в циклы.

Но «Вечера» Г оголя занимают особое место в эволюции прозаических циклов. В совокупности повести сборника представляли сложное органическое художествен-

ное целое, строящееся на идейно-эстетическом единстве замысла и авторского видения. Вхождение в самую глубину содержания восьми повестей, разделенных на две части, позволяет воспринимать их как целое, скрепленное смысловыми связями, сущность которых выявляется в полном объеме лишь по прочтении всей книги Г оголя.

Остановимся на названии гоголевского сборника, на трех его компонентах, во многом обусловивших взаимосвязь частей книги.

Форма «Вечеров», своими корнями уходящая в мифологию, испытала подлинное возрождение в предромантическую и особенно романтическую эпоху. «Вечер» привлекал многих писателей как способ приглашения к совместному действию, к диалогическому общению, к акту рассказывания. Эта форма была средством создания системы «авторов» и рассказчиков, способствующей внешнему единству книги. Таким образом, заглавие первого гоголевского цикла стоит в ряду укоренившихся названий типа «вечерние» (ночные) истории, рассказанные «там-то». Это и продолжение, и развитие традиции, длительное время складывающейся в русской литературе. «Вечерницы» Гоголя ассоциировались с Малороссией, имели четкие «диканьковские» ориентиры и еще более локальное пространственное указание – хутор. Гоголевская Диканька, где прозвучали истории, выполняла функцию ранее не свойственную «вечерницам», становясь (по утверждению Ю.Манна) «центром художественной Все- 14

Существует несколько версий, объясняющих выбор Гоголем названия села. Ряд исследователей (А. Степанов, Ю. Манн, И. Золотусский) связывают его с названием села, ближайшего к родовому имению Гоголей. По другой версии, идущей от первого биографа Гоголя П. Кулиша, выбор названия – косвенный способ угодить министру внутренних дел князю В. П. Кочубею (правнуку «страдальца» Кочубея, казненного Мазепой), заслужить доверие и покровительство высокопоставленного лица. Имеется и другая точка зрения: Гоголь обращается к Диканьке вслед за Пушкиным, упоминающим ее в поэме «Полтава». Но, независимо от причин, подтолкнувших Гоголя к выбору названия, отметим, что заголовок, имеющий указание на две пространственные точки, четко акцентирует внимание на обособленности и изолированности места проживания «издателя» Рудого Панька. Хутор, где его гости рассказывают разные истории, для Гоголя не только точка реального географического пространства, но и важнейшая смысловая точка художественного мира «Вечеров», через которую возможен выход в ирреальное художественное пространство повестей. Последнее в книге есть результат взаимодействия разных пространств, и прежде всего -реального, обыденного, ограниченного размерами села Диканьки, и «чужого», «ирреального» пространства, отделенных друг от друга границами, «зыбкость» которых становится очевидной именно ночью. Хронотоп, заявленный в названии цикла, обусловливает соединение романтического времени таинственного вечера и пространства хутора, расположенного рядом с реальным географическим местом – Диканькой.

Название сборника предельно наглядно. В нем усилен описательный элемент, а отвлеченно-метафорический, далекий от конкретной изобразительности, отсутствует. Образы, заложенные в названии (вечер, хутор, село), абсолютно конкретны: они мотивируют пространственные и временные границы художественного мира книги, указывают на авторский замысел, вроде не претендующий на обрисовку объемного, «универсального» мира извне (т.е. за пределами Диканьки). Название ориентирует

14 Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М.: Аспект Пресс, 1995. — С.325-326.

читателя на предметную действительность, на границы, четко очерчивающие предметы изображения (как во времени, так и в пространстве), на замкнутость их контуров.

Однако замкнутость мира, подразумеваемая названием, разрушается Гоголем за счет созданной им системы не похожих друг на друга рассказчиков. С их помощью реальный автор то отстраняется от изображаемого мира, то сливается с ним.

Благодаря пяти рассказчикам (с их разным мироощущением, разной манерой повествования) идет постоянная смена точек зрения, их корректировка. Автор то приближается к предмету изображения, то подчеркнуто удаляется от него, меняя ракурс видения и демонстрируя «автономность» двух типов сознания. В результате художественная форма «Вечеров» обретает целостность, являющуюся отражением и выражением цельности, «универсальности» воссозданной в произведении жизни, в которой одновременно существуют комическое и трагическое, прекрасное и безобразное, лирико-патетическое и героическое. Слово рассказчика сопрягает то, что кажется разобщенным и разъединенным и, как следствие, расширяет границы села до вселенной.

Передоверив книгу мнимому издателю, Гоголь предоставил ему полную свободу действий, сделал его хозяином «вечерниц», осуществляющим и композиционную связь отдельных произведений. Рудый Панько отбирает повести и выстраивает их в определенной последовательности, вводит в повествование группу рассказчиков – «своих» и «чужих», – взаимоотношения которых играют важную композиционную и жанрообразующую роль. «Свои» отождествляются с миром Диканьки и выражают «диканьковский» взгляд на вещи: Фома Григорьевич, местный дьяк, любимый и почитаемый селянами, неизвестный рассказчик «Ночи перед Рождеством» и Степан Иванович Курочка из Г аляча. Близок к ним и сам Рудый Панько.

Читайте также:
Три важнейшие стихии в творчестве Гоголя: сочинение

«Чужие» отчуждены от Диканьки и являются носителями иных художественных ценностей. К этому типу относятся: приезжий панич из Полтавы (Макар Назарович) и неизвестный («темный») рассказчик «Страшной мести», который «выкапывал такие истории, что волосы ходили на голове». Чередование «своих» и «чужих» рассказчиков, их споры и необычные «диалоги» их историй – это своеобразный способ реализации авторской позиции, свободы авторского взгляда, его естественности и неограниченности. Так Гоголь позволяет каждой точке зрения на мир раскрыться полностью. Собрав круг рассказчиков на хуторе Пасичника, Гоголь тем самым как бы прикрепляет к его лачужке и Диканьке композиционную цепь произведений сборника15.

Рудый Панько – неотъемлемая часть ценностного мира Диканьки. Он не стоит на позиции ценностной вненаходимости по отношению к этому миру: «издатель» не вне, а внутри этических, социальных, жизненно-практических и эстетических границ Диканьки. Рудый Панько, живя, казалось бы, на отшибе, тем не менее не изолирует себя от сельского коллектива, поэтому, видимо, и нет у него стремления быть единственным участником творческого акта и активно руководить читательским видением. Более того, Рудый Панько не функционирует в качестве рассказчика, не становится, по мнению М.Бахтина, «объективированным автором»: обещание читателям представить собственный рассказ так и не выполнено. Однако творческая активность Рудого

15 В.В. Виноградов считал, что композиционная структура «Вечеров» создавалась под непосредственным воздействием повествовательной техники В. Скотта: и жанр «предисловия», и образы вымышленных рассказчиков и даже эпиграфы к главам отдельных повестей сборника «находились в несомненном родстве с художественным почерком английского романтика и, в частности, с предисловиями Джедеди Клейтботема из «Пуритан» и «Эдинбургской темницы». Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. — М.: Наука, 1976. — С.213.

Панька проявляется в иной роли – собирателя «историй», в композиционном построении повестей, которые он «швырнул в свет».

Пасичник Гоголя выполняет несколько художественно-эстетических функций: вымышленного издателя, ведущего «диалог» с воображаемым читателем; субъекта творчества: комического героя предисловий, в социально-конкретном, индивидуально-определенном образе которого ощутимы и его личностная позиция, и голос, и точка зрения, и жест – все то, что составляет его смысловой, ценностный мир. Его образ -важнейший компонент художественной структуры «Вечеров», скрепляющий воедино обе части сборника. И хотя Рудый Панько как рассказчик творчески не самореализовывался, он – участник художественного события, акта созидания книги, которую выносит на суд читательской аудитории. Его общение с потенциальным читателем есть своеобразное художественное проявление диалогичности как свойства человеческого сознания.

Подставной издатель, расчленивший сборник на части и главы, предоставивший своим гостям право рассказывания собственных историй и тем самым усиливший элемент субъективности повествовательной формы, возможность изображения мира с их пространственно-временных точек зрения, как бы занимает позицию «извне», «со стороны» по отношению к рассказываемому. Но, находясь в пределах художественного пространства книги, Рудый Панько остается ее персонажем, время от времени вмешивающимся и «комментирующим» чужой сказ.

Следует сказать и о роли авторских словариков в построении сборника. Данные от лица «издателя» Рудого Панько, они содержат малоизвестные для русских читателей слова, встречающиеся в повестях: «На всякий случай, чтобы меня не помянули недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Из 131 слова – 74 даны в первом словаре и 57 во втором. Слова, вошедшие в словарики, в основном диалектизмы, присущие определенной местности и определенному типу людей, живущих в малороссийской провинции. Словари, идущие вслед за предисловиями, в которых Панько беседует с читателями и пытается привлечь их на свою сторону, сделать «своими» в чужой для них среде, необходимы, на наш взгляд, для той же цели. «Любезный читатель» не должен испытывать трудностей при чтении повестей. А для того, чтобы исчезла граница, разделяющая большой свет и Диканьку, столичные жители должны не только узнать о быте села, о его населении, их привычках и суждениях, но и научиться их манере разговора. Отсутствие «издательского» словаря в следующем сборнике («Миргород») -свидетельство его ненужности. Ведь читатель больше не чужой для мира Панька. Он уже хорошо знаком с просторечными, диалектными словами, широко употребляемыми на территории Украины и отражающими местный быт малороссийский колорит16.

Ориентация Г оголя на фольклорный материал при построении сборника делает пространство ведущим композиционным началом. Действие повестей разворачивается в двух пространственных мирах, находящихся в коррекции, зеркально отражающихся друг в друге. Бытовой и фантастический миры иногда способны взаимопроникать, и тогда реальное переплетается с ирреальным. Причем Гоголь выразил через пространственные категории позиции и эстетические оценки романтика. Фантастическое и бытовое пространства в сборнике – чаще всего совпадающие во времени миры. Установка на фольклор, в котором, по мнению В.Я. Проппа, «не может быть двух те-

16 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М.: Просвещение, 1988. — С.266.

атров действия в разных местах одновременно» , ведет к тому, что читатель следит в каждом конкретном случае лишь за одним миром, как бы теряя из виду другой. Однако в отличие от сказок, где время в «своем» и «чужом» мире не совпадает, в «Вечерах» иная картина: сколько времени занимает действие, происходящее в одном мире, столько же проходит в другом («Ночь перед Рождеством»).

Анализ «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя свидетельствует, что сборник отличается композиционной стройностью и завершенностью: каждая часть содержит предисловие, словарь и четыре повести, объединенных идейно и эстетически. Важная композиционная роль в создании этого цикла принадлежит двоемирию, хронотопу, «цепочке» рассказчиков и «воображаемому» издателю, обеспечивающим единство художественного пространства гоголевского произведения.

1. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. – 384с.

2. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. – 511с.

3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. – 352с.

4. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. М.: Наука, 1976. –

COMPOSITION BASES OF THE ARTISTIC CONTENT OF THE BOOK “EVENINDS IN THE FARM NEAR DIKANIKA” (“VECHERA NA KHU-TORE BLIZ DIKANKI”)

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: ira-zamanova@yandex.ru

The article reveals the attribute characteristics of the artistic content of the book “ Eveninds in the farm near Dikanika” (“Vechera na khutore bliz Dikanki”) cyclization, chronotop of the book s title, imaginaru “publisher”, chain of fellers, two worlds that provide the unity of space organization of the book.

Читайте также:
Как Чичиков следует отцовскому наставлению в зрелую пору своей жизни?: сочинение

Key words: artistic content, composition, cyclization.

17 Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. – М.: Наука, 1976. – С.92.

Моя любимая книга (“Вечера на хуторе близ Диканьки” Н.В. Гоголь)

МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» Н.В. ГОГОЛЬ

«Выбирай книгу так, как выбираешь друга», – гласит народная мудрость. Но разве друзей выбирают? Друзья появляются в нашей жизни по воле случая, а вот остаются с нами только самые близкие, проверенные из них. Так и книги: ты знакомишься с произведением, читаешь его, размышляешь, но в памяти и сердце запечатляется отнюдь не всё прочитанное. В душе остаются только самые интересные книги, которые сродни твоему представлению о жизни, твоим вкусам и привычкам.

Любимая книга – вопрос сложный. Одна ли она на всю жизнь или их несколько, меняются ли любимые произведения или они неизменны? Каждый дает свой ответ. У меня достаточно много книг, которые я могу назвать любимыми, но одна из самых ярких и запоминающихся – «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

Необычен был «мой путь» к этому произведению. На новогодние праздники в четвертом классе, случайно включив телевизор, увидела следующую сцену: чёрт крадется по небу, обжигая пальцы, хватает месяц и прячет его в карман. Я заинтересовалась – так это было похоже на любимые мною фильмы-сказки, снятые Александром Роу. Время у телеэкрана пролетело незаметно: искреннее удивление и смех не покидали меня. Я поспешила спросить у мамы, как назывался фильм. Оказалось, это «Ночь перед Рождеством», и снял его, действительно, талантливейший Александр Роу.

А через пару месяцев на мой стол легла одноименная книга Н.В. Гоголя. С каким упоением читала я удивительные строки, рассматривала великолепные иллюстрации. Вот Вакула верхом на чёрте спешит к царице, вот хитрая Солоха прячет в мешки самых видных жителей села, вот красавица Оксана вздыхает у окна. Мне и представить было сложно: моё знакомство с удивительным миром Н.В. Гоголя только начинается.

В пятом классе на уроке литературы мы прочитали повесть «Заколдованное место» о незадачливом старике, искателе кладов, дерзнувшем спорить с нечистой силой. Учительница рассказала, что данное произведение и ещё семь повестей (в том числе столь понравившаяся мне «Ночь перед Рождеством») составляют сборник под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». На летних каникулах я наконец взяла в руки эту книгу, и водоворот яркой, красочной украинской жизни захватил меня.

Такие разные персонажи, такие разные характеры, такие разные истории, но объединяет их старинная уютная аура. Аура, которую мог создать только Н.В. Гоголь, которая окутывает тебя во время прочтения, и во власти которой хочется находиться после.

Неиссякаемое веселье и смех до слёз соседствуют с жуткими картинами, леденящими кровь. То незадачливого Солопия Черевика связывают за то, что он якобы сам у себя украл кобылу, то колдун, отец Катерины из «Страшной мести», пытается одурманить собственную дочь, то Вакула учит чёрта хворостиной, то мертвенно бледный Басаврюк заставляет Петро совершать ужасные поступки. И всё это на фоне живописнейшей украинской природы. «Чуден Днепр при ясной погоде. » – разве сравнится что-то по красоте и величию с подобными строками. Мелодика малоросской речи чарует тебя, переливаются, как самоцветы, звенят, как хрустальные колокольчики, слова, написанные Н.В. Гоголем. Всё предусмотрел, всё предвидел автор: даже словарь тех выражений, «которые в книжке этой не всякому понятны», создал он.

И ведь не только развлекают, но и учат нас «Вечера на хуторе близ Диканьки». Учат, как не потерять самое главное в погоне за желаемым. Ибо погубил душу свою молодой Петро злодеянием страшным, желая получить руку красавицы Пидорки («Ночь накануне Ивана Купала»). Учат, как не упустить истинное чувство. Ведь образумилась же гордая Оксана, поняв, что дорог ей кузнец Вакула и без драгоценных гостинцев («Ночь перед Рождеством»). Учат, как не совершать подлости и злодеяний, потому как расплата за грех может быть страшна и страдать будут невинные. Многие поколения зреет обида погубленного братом Ивана, изливаясь жуткой местью на всех потомков коварного Петра («Страшная месть»).

Говорить о достоинствах «Вечеров на хуторе близ Диканьки» можно бесконечно, а читаются эти повести на одном дыхании, захватывают твою душу и мысли в сладостный плен, раз и навсегда покоряя тебя. «Они [«Вечера на хуторе близ Диканьки»] изумили меня», – писал А.С. Пушкин. «Необыкновенным талантом» назвал молодого Н.В. Гоголя критик В.Г. Белинский, познакомившись с этой книгой. Невозможно не согласиться с мнением выдающихся людей.

Многие произведения Н.В. Гоголя я уже прочитала, с ещё бόльшим числом его творений предстоит познакомиться, но, мне кажется, что самыми любимыми на всю жизнь останутся волшебные «Вечера на хуторе близ Диканьки». Благодаря таким шедеврам, даже сложная и мудрая классическая литература становится понятной, близкой и родной.

Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

„Вечера на хуторе близ Диканьки“ печатаются в том составе и в той последовательности самих повестей и обрамляющих их материалов („Предисловия“, „Словарики“), в каком этот сборник был напечатан при жизни Гоголя во втором отдельном издании 1836 г. В приложения отнесены: не воспроизведенный в 1836 г. беллетризованный список „Опечаток“ к первой книжке „Вечеров“ издания 1831 г., „Предисловие“, предпосланное I тому „Сочинений“ 1842 г., а также связанный с работою Гоголя над „Вечерами“ черновой отрывок „Я давно уже ничего не рассказывал вам…“.

Для семи повестей из общего числа восьми, составивших обе части „Вечеров“, последний авторитетный авторский текст дает отдельное издание 1836 г. – этот текст и взят в основу настоящего издания. Поправки, сделанные Н. Я. Прокоповичем в первом томе „Сочинений“ 1842 г., согласно общим принципам издания, в текст не вводятся. При жизни Гоголя было отпечатано и просмотрено им 9 листов первого тома второго собрания „Сочинений“, „Вечера“ обрываются в них на половине повести „Ночь перед Рождеством“ (на словах: „Прощайте, братцы!“ кричал в ответ кузнец: „даст бог увидимся на…“, см. стр. 221, 28 настоящего тома). Разночтения с предыдущими изданиями, представляемые здесь повестями „Вечер накануне Ивана Купала“, „Майская ночь“, „Пропавшая грамота“ и первой половиной „Ночи перед Рождеством“, вполне аналогичны по своему характеру правке Н. Я. Прокоповича в „Сочинениях“ 1842 г. Эти разночтения отражают, повидимому, корректорскую работу М. Н. Лихонина, и их авторитетность была справедливо взята под сомнение уже первыми редакторами критических изданий Гоголя. В настоящем томе разночтения издания „Сочинений“ 1855 г. в основной текст перечисленных повестей, как правило, не вносятся.

История авторского текста первой повести „Вечеров“, „Сорочинской ярмарки“, представляет бо́льшую сложность, чем семи последующих. Гоголь просмотрел ее, повидимому, гораздо внимательнее, чем остальные повести, и внес целый ряд существенных стилистических исправлений. Пренебречь ими, разумеется, нельзя, но вместе с тем нельзя признать текст издания 1855 г. авторитетной авторской редакцией „Сорочинской ярмарки“: в нем сохранились нивелирующие своеобразие языка писателя исправления Н. Я. Прокоповича, а правка Гоголя сочеталась с правкой М. Н. Лихонина (см. об этом подробнее ниже, в соответствующем разделе комментария). Поэтому в настоящем издании и для „Сорочинской ярмарки“, как для остальных семи повестей „Вечеров“, был взят в основу текст отдельного издания 1836 г., а по первому тому „Сочинений“ 1855 г. были внесены только те исправления, которые могут быть с полной убедительностью приписаны Гоголю. При этом оказалось легко выполнимым и полное устранение правки Н. Я. Прокоповича, так как авторские исправления на них не налагались.

Читайте также:
Социальный гуманизм Гоголя: сочинение

Таким образом, текст „Вечеров на хуторе близ Диканьки“, очищенный от посторонней правки, дается в настоящем издании в последней по времени авторской редакции, а работа писателя над первым циклом своих повестей документируется полным воспроизведением всех сохранившихся черновых рукописей и сводом вариантов.

История и хронология создания „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ может быть восстановлена только в самых общих чертах. Скудные и туманные упоминания в письмах Гоголя и беглые записи материалов, использованных в повестях, в его „Книге всякой всячины“ с трудом поддаются расшифровке, а палеографические данные четырех сохранившихся рукописей („Сорочинской ярмарки“, „Майской ночи“, „Пропавшей грамоты“ и „Ночи перед Рождеством“) мало в чем уточняют хронологию, установленную справками о сроках выхода обеих книжек первого издания сборника и дате их цензурных разрешений. Между тем, этими материалами исчерпываются находящиеся в распоряжении исследователей источники.

Возникновение замысла, если не самого цикла, то отдельных вошедших в него повестей, следует отнести, вероятно, уже к первым месяцам пребывания Гоголя в Петербурге, то есть к началу 1829 г. Осмотревшись в столице и связавшись с жившими здесь земляками, Гоголь обнаружил и в литературных и в более широких общественных кругах живой интерес к фольклорным и этнографическим материалам, в частности украинским. Естественно, что именно в это время Гоголь, уже значительно охладевший к ранним стихотворным опытам, мог задаться мыслью использовать в литературной работе свое знание быта, сказаний и песен родной Украины. Между тем, осведомленность писателя носила весьма общий характер, и недостаточность запаса конкретных сведений обнаружилась, как только он приступил к осуществлению своих замыслов. Для сбора на месте нужных материалов Гоголь был принужден обратиться к помощи матери, сестры, а через них к более широкому кругу своих родных и знакомых.

Запросы об „обычаях и нравах малороссиян“ появляются в письмах к матери от 30 апреля и 22 мая 1829 г. – эти два письма и служат первыми документальными свидетельствами о начале работы Гоголя над повестями, составившими позднее „Вечера на хуторе близ Диканьки“; в письме от 22 мая отмечается: „Я думаю, вы не забудете моей просьбы извещать меня постоянно об обычаях малороссиан. Я всё с нетерпением ожидаю вашего письма. Время свое я так расположил, что и самое отдохновение, если не теперь, то в скорости, принесет мне существенную пользу“. Характерно, что только в двух первых цитированных письмах к матери Гоголь конкретно указывает, какие именно сведения ему нужны („описание полного наряда сельского дьячка“, „подробное описание свадьбы“, „о некоторых играх, из карточных: у Панхвиля…“ и т. д.). В последующих письмах такие конкретные требования исчезают, но на разные лады вариируется более общего характера просьба доставлять сведения „о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях, находящихся в простонародьи“ (см. письма от 24 июля и 12 ноября 1829 г., 2 февраля и 2 апреля 1830 г.). Создается впечатление, что Гоголь, начав свои запросы с выяснения отдельных деталей, потребность которого назрела в ходе разработки определенных тем, перешел затем к широкой заготовке материалов, которые в свою очередь могли подсказать темы, дать сюжеты для повестей. Именно к сообщениям сюжетного характера возрастает его интерес. Мать он просит тотчас же написать, „если где-либо услышите какой забавный анекдот между мужиками в нашем селе, или в другом каком, или между помещиками“; предлагает расспросить теток, „какие анекдоты и истории случались в их время – смешные, забавные, печальные, ужасные“. Уже одно это свидетельствует, что в замыслах Гоголя намечалась целая серия повестей. Туманные намеки в письмах также говорят об обширном труде, осуществление которого потребует долголетних занятий.

Если уже на первых стадиях работы, летом или даже весной 1829 г., возникал замысел „Вечеров“, как сборника повестей, то естественно напрашивается вопрос, чем Гоголь, кроме общей тематики, предполагал их объединить. Образ „издателя“ пасичника Рудого Панька, подсказанный, согласно сообщению Кулиша, П. А. Плетневым, возник позже, когда основная часть материалов обеих книжек „Вечеров“ была написана. „Предисловие“ уже post factum объясняло некоторую разнородность состава книги сообщением, что рассказчиков было несколько. На ранних этапах циклизация повестей могла слагаться вокруг образа рассказчика дьячка Фомы Григорьевича, гораздо органичнее связанного с отдельными частями повествования, чем фикции „панича в гороховом кафтане“ или любителя страшных историй. Ему приписаны три повести („Вечер накануне Ивана Купала“, „Пропавшая грамота“, „Заколдованное место“), сказовая манера изложения которых определялась проставленным при них подзаголовком „Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви“. Так как первая из названных повестей является едва ли не самой ранней, а подробное „описание полного наряда сельского дьячка“, позже использованное для характеристики Фомы Григорьевича в „Предисловии“, Гоголь затребовал еще в письме от 30 апреля 1829 г., то можно высказать догадку, что уже в первоначальном замысле на этот образ возлагалась важная композиционная функция объединения отдельных повестей в цельный сборник. В этой связи следует отметить, что зачин „Вечера накануне Ивана Купала“ построен как введение к связной серии рассказов, общая тематика которых, полуисторическая, полуфантастическая, намечалась тут же. Однако предположение писателя не оформилось достаточно четко и не помешало ему переходить от сказа к „безличной“ форме повествования. К тому же намерение издать „Вечера“ книгой определилось вполне только в марте – апреле 1830 г., когда Гоголь, напечатавший „Вечер накануне Ивана Купала“ в „Отечественных Записках“ и оставшийся недовольным редакторскими приемами П. П. Свиньина, прекратил публикацию повестей в журналах.

Все повести „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ были написаны в сравнительно короткий промежуток времени между апрелем – маем 1829 и январем 1832 г. При этом в начале этого периода Гоголь был отвлечен от работы первой заграничной поездкой (август – сентябрь 1829 г.), а в конце – работой над историческим романом „Гетьман“.

Читайте также:
Замысел цикла повестей об Украине Гоголя: сочинение

Сведения, о которых Гоголь запрашивал мать в письмах от 30 апреля и 22 мая 1829 г., относятся к трем повестям – „Вечеру накануне Ивана Купала“, „Майской ночи“ и „Пропавшей грамоте“. Замыслы этих повестей определились, очевидно, раньше других. Работа над „Майской ночью“ (черновой редакцией) была, повидимому, закончена уже к июлю 1829 г., так как Гоголь, не дождавшись присланных ему матерью в письме от 2 июля материалов, воспользовался имевшимся у него и записанным в „Книге всякой всячины“ кратким описанием игры в „ворона“. С равным основанием можно считать, что и „Вечер накануне Ивана Купала“ был одной из первых завершенных в начальной редакции повестей сборника, так как именно с этой вещи Гоголь начал публикацию цикла „Вечеров“. Позднее была закончена „Сорочинская ярмарка“: ее черновая рукопись набросана на бумаге с водяными знаками 1829 и 1830 гг. Нужно, однако, отметить, что сам Гоголь (во втором издании „Вечеров“) датировал повесть 1829 годом, имея в виду, вероятно, начало работы над ней или даже время возникновения замысла. Наконец, предельный срок, к которому были закончены и отделаны все повести первой книги „Вечеров“, устанавливается датой ее цензурного разрешения – 26 мая 1831 г.

К концу мая 1831 г. была готова не только вся первая, но и значительная доля второй части „Вечеров“: в противном случае Гоголь, в особенности после неудачи с „Ганцем Кюхельгартеном“, вряд ли решился бы проставить на титульном листе слова „Первая книжка“, а в предисловии дать определенное обязательство издать продолжение в ближайшем будущем. С другой стороны, сравнительно короткий, пятимесячный срок, разделявший выход в свет первой книжки и сдачу в цензуру рукописи второй, к тому же при занятости писателя другими замыслами, был вряд ли достаточным для создания четырех новых повестей. Работу над „Ночью перед Рождеством“ Н. С. Тихонравов относит, руководясь палеографическими данными, в основном к 1830 г.; к раннему времени может быть также отнесена повесть „Заколдованное место“, написанная от лица Фомы Григорьевича. Очевидно, только две оставшиеся повести были закончены позднее. Можно предполагать, что „Иван Федорович Шпонька и его тетушка“, выделяющийся в составе сборника своим реализмом и свидетельствующий о переходе Гоголя к новой художественной манере, был последней по времени написания повестью „Вечеров“. К 31 января 1832 года (дата цензурного разрешения второй книжки „Вечеров на хуторе близ Диканьки“) работа Гоголя над первым циклом его повестей закончилась.

В „Предисловии“ к первой книжке „Вечеров“ читатели предупреждались, что во второй части найдутся „статься может… побасенки самого пасичника“. Это полуобещание выполнено не было, но оно свидетельствует, что у Гоголя, во время работы над сборником, намечались некоторые не получившие осуществления замыслы (ср. с этим в концовке черновой редакции „Ночи перед Рождеством“ еще более определенное, но так же не выполненное обещание дать в дальнейшем подробное описание свадьбы). В рукописях сохранился только один набросок, относящийся к неосуществленным повестям „Вечеров“. Это – воспроизведенный в приложении к настоящему тому отрывок „Я давно уже ничего не рассказывал вам…“ Впервые опубликованная П. А. Кулишом („Записки о жизни Гоголя“, I, стр. 164) и более исправно Н. С. Тихонравовым (Соч., 10 изд., V, стр. 94) запись эта находится в тетради РМ4 (стр. 137), где следует тотчас же за „Ночью перед Рождеством“ и набросками статьи „Несколько слов о Пушкине“; своим стилем она напоминает вступление рассказчика в „Вечерах“ и представляет собою, очевидно, заготовку для какой-то повести второй части. В таком случае отрывок следует датировать 1831 годом (концом его). Возможно, впрочем, предположение и о более поздней дате – 1832 г.; в этом случае набросок свидетельствовал бы о намерении Гоголя продолжить „Вечера“. Позднее материал отрывка был использован Гоголем в „Старосветских помещиках“, – именно в размышлениях автора о „гармонических грезах“, „которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на наши члены“.

Печатание первой книжки „Вечеров“, на медлительность которого Гоголь жаловался в письме к А. С. Данилевскому от 2 мая 1831 г., продолжалось все лето. В свет книга вышла только в первых числах сентября, как это устанавливается письмом Гоголя к В. А. Жуковскому от 10 сентября 1831 г., при котором Гоголь препровождал экземпляры сборника Пушкину, Жуковскому и А. О. Россет. Печатание второй книжки заняло гораздо меньше времени, и она вышла в свет в начале марта 1832 г. (ср. письмо к А. С. Данилевскому от 10 марта 1832 г., при котором посылалась книга). Одновременно с ней издатель А. Ф. Смирдин, ссылаясь на то, что второй книжки „у него не покупали без первой“, отпечатал по новому набору, строка в строку воспроизводящему начальный, 150 экземпляров первой части „Вечеров“ (см. письмо к М. П. Погодину от 1 февраля 1833 г.). Это, по существу, второе издание разнилось от первого только мелкими типографскими отличиями – титульный лист был набран более крупным шрифтом, оказались исправленными некоторые опечатки на стр. 3, 72, 79 и 148 (хотя список опечаток воспроизводился в прежнем виде), была дана иная обложка с иным текстом объявлений (см. описание Н. С. Тихонравова, пользовавшегося экземпляром библиотеки Исторического музея, Соч., 10 изд., I, стр. 511).

Уже летом 1832 г. Гоголь начал задумываться о повторном издании „Вечеров“ (см. письмо к М. П. Погодину от 20 июня 1832 г.). Цензурное разрешение второго издания помечено 10 ноября 1834 г., но отпечатано оно было только через год с лишним и поступило в продажу в январе 1836 г. (см. извещение в „Северной Пчеле“ 1836, № 26 от 1 февраля). Причина задержки остается неизвестной. Основной тираж обоих первых изданий „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ составлял обычные в то время 1200 экземпляров (ср. цитированное выше письмо к М. П. Погодину).

Включая „Вечера“ в собрание „Сочинений“ 1842 г., Гоголь предпослал этому изданию особое „Предисловие“, характеризующее позднейшее отношение писателя к своим первым книгам (см. текст „Предисловия“ в приложении к настоящему тому). Точная датировка „Предисловия“ затруднительна; можно, однако, предполагать, что написано оно перед самым отъездом Гоголя за границу, то есть в самом начале 1842 г., когда он препоручил все дела по изданию „Сочинений“ Н. Я. Прокоповичу (ср. письмо к С. П. Шевыреву от 4 июня 1842 г.).

Сочинение: Остап и Андрий — братья-враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Интересная повесть Николая Васильевича Гоголя, «Тарас Бульба» входит в одну из великих творений русского поэта. Гоголь показал разнообразные обличия великих Запорожских казаков былых времен. Важнейшими героями этой истории выступают сыновья, Остап и Андрий, которые вовсе не похожи друг на друга.

Читайте также:
Содержание комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

Андрий и Остап – кровные братья, выросшие в одинаковых условиях, с одинаковым воспитанием, но абсолютны разные по принципам жизни. Остап – идеальный боец и верный товарищ, обладающий жестким и примерным характером для своего брата. Остап поклоняется и чтит только традиции отца и деда, поэтому он суров, но очень справедлив. Для него товарищи, отец, друзья – были важнее всего. Он поразительно послушно принимает Запорожский быт, принципы и манеры его товарищей.

Остап удивительно во всем схож со своим отцом. Его малосущественно волнует миролюбивая жизнь он беззаботно может оставить все и пойти на сражения. Единственное что задевает его душу, и сердце – это драгоценные слезы его матушки. Андрий совершенная противоположность Остапа.

Андрий более мягок, умен, что позволяет ему пройти мимо всяких наказаний. Он также был отважен, как и Остап, но и хватало место совсем другим чувствам. С самого детства Андрию нужна была любовь, поэтому ему было намного проще быть миролюбивым, и не биться в боях, как это делал Остап. Именно чувство любви подталкивает Андрия стать суровым воином в бою и перейти на сторону врагов. Лишь любовь к полячке, толкнула его отвернутся от традиций, от товарищей и от Отчизны. Он начинается биться за то, что стало его, а не за то, что он получил по традициям.

Два брата, два совершенно противоположных образов показал Н.В Гоголь в своем произведении. Нельзя не заметить мужественность и бесстрашие Остапа, но и не пройти мимо сильной и всепоглощающий любви Андрия. Немыслимо сказать, что один из них плохой, а другой хороший, у каждого была своя судьба, где один умирает от рук врага, а другой – от руки отца.

На примере семьи Тараса, Николай Васильевич Гоголь показал нрав и обычаи семьи в богатырские времена. Рассказал о героических подвигов казаков, защищающих свою семья, честь и достоинство. Также Гоголь показал все переживания и чувства настоящего казацкого атамана – Тараса.

Вариант 2

Тарас Бульба воспитывал вместе с женой двоих сыновей. Несмотря на то, что воспитание для них было одинаковым, парни были абсолютно противоположные друг другу. У них были разные взгляды на жизнь. Андрий и Остап уважали отца. Парней в основном воспитывала мама, потому что Тарас Бульба постоянно воевал. Когда парни подросли, отец отправил их, учится в военную семинарию.

Остап серьезный, молчаливый парень. Он полностью старается подражать своему отцу. Он любит военное дело, хорошо зарекомендовал себя в бою, он чтит традиции и устои казаков. По натуре он добрый человек на него можно смело положиться. Остап рассудительный, смелый, порядочный человек. Он любит свою Родину. Ради друзей он готов на все. Остап с ненавистью относится к врагам. Ему тяжело дается учеба, но он старается. Благодаря своему упорству и настойчивости он становится лучшим учеником в семинарии.

Андрий полная противоположность Остапу. Он мягкий, нежный, романтичный парень. Он любит искусство и имеет изысканный вкус. Парень любит красивые вещи. Учеба Андрию дается легко. Он веселый и задорный юноша. Любит шалить.

Когда братья окончили семинарию отец отправил их в Запорожскую Сечь. Там парни хорошо себя зарекомендовали и стали предметом гордости для Тараса Бульбы. Но, однажды Андрей искренне влюбился в полячку. Именно ради нее он перешёл на сторону врага, тем самым предав отца и свою веру.

Остап не поддерживает выбор младшего брата. Парень готов умереть, защищая свою семью и свою веру. Он патриот. В свои двадцать два года он становится атаманом. В одном бою парень попал в плен к врагам.

Остап мужественный казак. Именно им гордится отец. Андрий из-за своих чувств к девушке подвел всю семью и стал позором для Тараса Бульбы. Несмотря на разные характеры братьев оба они погибают в ужасных муках. Остапа убивают в плену, и после смерти он становится национальным героем. Парня пытали и издевались над ним, но он мужественно терпел боль. Андрия убил Тарас Бульба своими руками. Отец не смог простить сыну предательство.

Остап и Андрий были храбрыми ребятами и имели свое мнение. Каждый из них сделал свой выбор и не предал его. Андрий перейдя на сторону противника, автоматически стал врагом для старшего брата. У каждого из них была своя любовь и страсть. Остап любил Запорожскую Сечь, родителей и друзей. Андрий же променял все это на любовь к девушке. Братья были хорошими людьми, но война сделала их настоящими врагами.

6 класс, 7 класс

Другие сочинения: ← Чиновничество в комедии Ревизор Гоголя↑ ГогольЧичиков беда или надежда России →

остап и андрий братья и враги

В повести много действующих лиц, но особого сочувствия заслуживают два лихих казака и добрых молодца — Остап и Андрий. Отец, Тарас Бульба, гордится сыновьями, но воспитывает их в суровости, строгости. Такое воспитание уходит корнями в историю, а жестокие методы передаются из поколения в поколение. В казачьей среде считается, что мужчина должен быть стойким, выносливым, а чувства и любовь — это прерогатива женского пола. Сыновья росли достойными своего отца. Правда, Остап долгое время не хотел учиться грамоте, а все рвался воевать. Ему казалось, что настоящая жизнь казака протекает в боях и пирах, а не в посиделках. Только после угрозы отца Остап стал учиться, старательно и с запалом. Его брат, Андрий, которому учеба давалась без особых усилий, тоже учился хорошо. Однако была у него одна особенность — он любил уходить от ответственности. При малейшей возможности избежать наказания Андрий пользовался ею, а вот Остап стойко переносил испытания. Во время сражений Остап четко знал, чего он хочет. Этот смелый юноша просчитывал свои действия на несколько шагов вперед, что помогало не только ему, но и всему войску. Андрий думал только о себе, поэтому действовал всегда порывисто. Он отчаянно мчался в бой, забывая обо всем на свете. Такая порывистость и страстность сгубила Андрия. Молодой человек всей душой полюбил молодую полячку, но она была врагом. В результате чувства победили над разумом — и молодой влюбленный уже воевал на стороне врагов. Отец не смог пережить такого позора, поэтому сам убивает родного сына. Второй брат умирает в плену, не проронив ни слова. Два брата отличаются настолько сильно, что даже не верится в их родство. Остап — рассудительный, прагматичный человек, который привык рассчитывать только на себя. Он знает, что ему нужно от жизни. Для него не существует чувств и романтики, а единственная любовь, которая живет в его сердце — это любовь к Родине. Андрий — это пылкая, страстная натура, которая при других обстоятельствах нашла бы поддержку. Он привык жить чувствами, порывами и страстями, что привело его на сторону врага. По своей сути Андрий — не предатель, но он не смог противиться своим чувствам. Осуждать кого-то из братьев — это не правильно, так как оба брата заслуживают уважения. Они боролись за свою любовь, которая у каждого была своя, особенная. Хорошо, когда у человека в жизни есть что-то или кто-то, ради кого можно жить и умереть. Такими полноценными людьми можно только восхищаться, а осуждать мы их просто не в праве, так как не знаем, что сделали бы сами в такой ситуации.

Читайте также:
Ноздрев и Собакевич. Противопоставление типов: сочинение

Пример 2

Главным в повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является, прежде всего, глава семейства. Однако сыновьям казака тоже уделяется большое внимание. Одновременно они очень схожи между собой, но и сильно отличаются. Разница между ними определяет и расхождения в судьбе братьев.

Остап, старший сын Тараса Бульбы, – молодая копия своего отца. Пылок, несдержан, суров. Сразу после долгой разлуки пошёл биться на кулаках с отцом из-за того, что тот посмеялся над внешним видом Остапа и Андрия. Видно, что юноша не шибко умён, рассуждать долго не привык. Учёбу ненавидел и многократно пытался сбежать. Остап сначала делает, а потом думает, высоких чувств не испытывает. Он простой парень, хороший солдат. Так же, как и отец, он безгранично предан Сечи и казацкому братству. Не задумываясь, отдал жизнь за общее дело, за своих собратьев. На смертном одре юноша только хотел доказать отцу, как сильно он ему предан. Остап хотел, чтобы Тарас Бульба услышал, как сильно страдает за правое дело. Остап олицетворял собой старинный уклад жизни: «сначала Отчизна – потом личность».

В отличие от брата, Андрий – человек нового поколения. У него сначала шла личность, собственные желания, потом, может быть, была бы и Родина. Юноша был достаточно спокоен, порой меланхоличен, рос любимцем матери, потому его и считали более женственным, чем Остапа. Впрочем, в воинском искусстве и любви к сражениям Андрий не отставал от брата и отца. Однако ни битва, ни жизнь в Запорожской Сечи не были страстью всей его жизни. Андрий всем сердцем полюбил юную панночку в городе во время обучения. Когда пришло время выбирать, на чьей он стороне: семьи или любви, он практически без раздумий выбрал девушку. Тарас Бульба не выдержал предательства сына и убил его, навсегда вычеркнув из своей памяти. Не видно было, чтобы отец горевал по Андрию, только по Остапу. И хотя для главного героя младший сын навсегда остался предателем, он им не являлся. Андрий до последнего момента остался предан девушке, своей любви и умер с ее именем на устах.

Таким образом, Остап и Андрий, с одной стороны, очень похожи. Оба удалые молодцы, гордые, любящие битву и веселье, хорошие войны, которых ценили за их боевое искусство. Однако между ними есть одна существенная разница, которая разделила братьев. Остап – человек прошлого, а Андрий – будущего. Старший брат верен семье, прошлому, традициям, младший – самому себе, своим желаниям и страстям. На мой взгляд, Андрию требовалось больше храбрости, чем Остапу, потому что нужна огромная внутренняя сила для того, чтобы поступать так, как хочешь ты сам, наперекор близким людям.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 2 Средний: 5/5]

несчастьеподлость и предательствопреданностьсила характерачесть

Школьные сочинения

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Сочинения по картине

Литературные произведения

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Муму
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Гоголь
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Тургенев
  • Чехов

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Понятная структура

всего комплекса материалов

Удобная подача

Быстрая подготовка

к ЕГЭ по русскому языку

100% бесплатный

доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Сочинения на любую тему

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения по произведениям
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по картине
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения ЕГЭ
  • Речевые клише
  • Проблемы в сочинении ЕГЭ

Первый вариант характеристики

Николая Васильевича Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма, отнесения всех достижений и заслуг в глубь времен.

Гениальная интуиция в сочетании с прекрасным знанием национального характера позволили Гоголю создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени. Два брата Остап и Андрий

, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно противоположные человеческие типы.
Остап
— то, что называют безупречным бойцом, надежным товарищем. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом «чужих» — иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его — это прямая, в высшей точке подвига обрывающаяся смертью.

— полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, «иному», большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.

Читайте также:
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам.

Остап и Андрий – братья и враги – сочинение для 6, 7 класса

В повести «Тарас Бульба» речь ведется о судьбе казака Тараса Бульбы и двух его сыновьях Остапе и Андрии.

На первых же страницах автор знакомит нас с молодыми людьми, которые, наконец, возвращаются в свой родной дом. Но отец, Тарас Бульба, тут же изъявляет желание отправить сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы те стали настоящими мужчинами и воинами. Из этого мы понимаем, что Тарас является человеком консервативным, преданным казачьим законам. Его главными ценностями являются долг, дружба и вера. И, само собой, он желает того же и от своих детей.

Мы видим, что сыновья совершенно разные. Остап, старший сын, человек крепкий и сильный, у него железная воля, он гордится своим происхождением и верит в свое особое предназначение. На все вопросы молодой человек имеет собственное мнение, авторитетов для него не существует. Он иронизирует даже над своим отцом, называя того псом-служакой. Можно сказать, что Остап это Тарас в молодости.

Об Андрие можно сказать, что он является полной противоположностью своего брата. Он пошел скорее в свою мать, многие вещи вызывают в нем живые эмоции. Он умен, учеба дается ему легко. Отличительными особенностями Остапа являются живой ум и воображение. Он желает совершить подвиг, который возвеличит его, но, вместе с тем, в его сердце есть место и для иных чувств. Он мечтает о женитьбе на хорошей девушке, о создании крепкой семьи. Отношения Андрия с отцом несколько специфичны. Тарас видит, что сын не так крепок духом, как хотелось бы, и оттого он называет сына «маменькиным сынком», который никогда не сумеет стать добрым воином.

И вот братья приезжают в Запорожскую Сечь, и, тут же приходит печальное известие и нападении поляков. Казаки моментально собираются для освобождения родных земель от захватчиков, в первых же рядах мы видим Андрия и Остапа, которые давно проявили себя как хорошие воины.

Тарас гордится своими сыновьями. Он верит, что они выполнят свой долг и победят польских злодеев. Но вскоре Андрий узнает, что в осажденном казаками городе находится девушка, в которую молодой человек был влюблен долгие годы. И, к сожалению для всех, она оказывается полячкой. Андрий, долго не думает и переходит на сторону захватчиков, предавая своих. С этого момента братья становятся врагами.

Тарас и Остап не могут простить такого предательства. Так, во время очередной битвы, Тарас замечает своего сына убивающего казаков. От такой картины он буквально охвачен яростью. И он убивает Андрия, так как только он, по его же мнению имеет право убить своего сына.

Остап попадает в плен, где подвергается жестоким пыткам. Но он не предает свою родину, остается верен ей до конца. Вскоре его казнят.

В произведении мы видим трагедию отца, который потерял двух сыновей. Также мы видим братьев, которые из-за разных взглядов и принципов, оказываются врагами.

Вариант 2

Н.В.Гоголь – великий художник человеческих душ. Все его творчество – это духовный поиск формирования в личности чувства истинного героизма, любви к Родине, своим близким. Повесть «Тарас Бульба» – одно из произведений, посвященных теме семейных взаимоотношений, понимания своего места в обществе.

Два брата – Остап и Андрий- сыновья главного героя. Тарас Бульба – смелый запорожский казак, отдавший большую часть жизнь служению Родине, защите своего народа. В своих детях он хотел видеть настоящих воинов, которые бы продолжили дело отца. К вопросам воспитания сыновей в семье относились одинаково, никаких поблажек и привилегий не делали. Мальчики отличались друг от друга как характером, так и взглядами на жизнь.

Автор знакомит читателя с Остапом и Андрием после возвращения их с обучения военному делу в семинарии. Давая описания героям, Гоголь делает особый акцент на характер и отношения братьев к своей семьие.

Остап – копия Тараса Бульбы. Суров, справедлив, угрюм, молчалив. В его жилах течет кровь бойца, мирное существование в родной хате не его принцип жизни. Отец для него предмет восхищения , поклонения и образец настоящего запорожского казака. Остап чтит традиции своего народа, он не склонен к романтическим чувствам, гораздо больше его привлекает жизнь и быт казаков, радость для юноши- сражение . Тронуть сердце война могут только слезы матери.

Совершенно другой брат Андрий. Его сердце наполнено любовью, романтикой и мечтами о тихом семейном счастье. Юноша умен, интересуется искусством, общителен. Он не менее опытный воин, но военная стезя не является смыслом его жизни. Влюбившись в полячку, Андрий предает свою семью, свой народ и переходит на сторону врага. Для отца поступок сына – самый страшный грех, который может искупить только жизнью. Самый тяжелый поступок для Тараса Бульбы – убийство собственного сына, но по другому поступить ему не позволял долг и честь казака.

Остап погиб как герой. На глазах отца его казнили поляки. Как не тяжела участь Остапа, для отца он настоящий воин, отдавший свою жизнь Родине.

Два брата, два ярких героя , две страшные, но абсолютно разные судьбы. Гоголь словно психолог человеческой души раскрывает трагедию семьи Тараса Бульбы. Во времена, когда традиции семьи, своего народа ставились выше интересов конкретной личности, другого завершения повести не могло быть. Братья не стали родными душами, Остап и Андрий – враги , у каждого своя дорога, но конец общий – смерть: один погибает как герой, другой как предатель. Судьей обоим выступает глава семьи Тарас Бульба, который и ставит последнюю точку в драматической повести.

Также читают:

Картинка к сочинению Остап и Андрий – братья и враги

Популярные сегодня темы

На рубеже XVIII – XIX века в Европе появляется новое направление в литературе, которое получило название романтизм. Его главной чертой является яркая передача эмоций.

Читайте также:
«Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души»: сочинение

В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» главным ярким персонажем является учитель математики Харлампий Диогенович.

Прозвище второстепенного героя Марка Крысобоя указывает на его сущность. Крысобоем называют крысу, которую специальным образом тренируют для того чтобы уничтожать других крыс и грызунов.

Книга Джунглей» Джозефа Редьярда Киплинга – это серия из семи рассказов, которые в основном происходят в джунглях Индии. Со времени публикации книги в 1893 году многие думали о том, как «Книга джунглей»

Жизнь – процесс, который очень трудно описать словами. Это понятие люди используют для описания деятельности всех существ на земле. Жизнь – это бесценный дар, данный нам самой природой.

Сочинение: “Остап и Андрий – братья и враги в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, 7 класс

Примеры готового сочинения на тему «Остап и Андрий – братья и враги в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», 7 класс. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

  • Произведение: «Тарас Бульба»
  • Автор: Н.В. Гоголь
  • Класс: 7 класс
  • 7 класс
  • Гоголь Н.В.
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по произведению
  • Сочинения по русскому языку
  • Тарас Бульба

Пример 1

Николай Васильевич Гоголь – мастер слова, создатель таких разных человеческих душ. В его повести ” Тарас Бульба” мы видим насколько непохожими могут быть люди, выросшие вместе в одной семье.

Рассказ начинается с того, как сыновья Тараса Бульбы, казака в годах, возвращаются домой после учебы в академии. Они были отправлены туда отцом, и хотя он больше предпочитает образование военное, все же считает, что это тоже важно. После приезда детей Тарас думает, что им нужно в Запорожскую сечь, чтобы почувствовать настоящую казацкую жизнь, и проявить себя. Братья хоть и родные, но очень разные. Старший, Остап, очень похож на отца в молодости. Он крепок телом, физически силен. Остап верит, что у него какое-то особое предназначение. Для него не существует авторитетов, у него на все есть свое мнение. Он даже иногда посмеивается над слепой преданностью отца своей родине. Младший же скорее походит на мать, чем на Тараса, он более эмоциональный, способен проявлять чувства. Он умен, учёба для него не представляет трудностей Андрий хочет совершить что-то такое, что прославит его. При этом мечтает жениться на хорошей девушке. Тарас видит, что Андрий отличается от брата и не так силен духом, поэтому и называет его маменькиным сынком.

Хотя братья и родные, но такие разные. Они оба проявляют себя хорошими воинами, однако участь у обоих трагическая. Андрий предает своих товарищей и семью и уходит в стан врага, в осажденный казаками город, когда узнает, что там находится девушка, которую он долго любил. Тарас, видя, как младший сын убивает казаков, его товарищей, чуть ли ни сходит с ума. Он простить такого предательства и позора не может. Собственными руками он убивает Андрия. Отцовская преданность Родине оказывается выше любви к собственному ребенку. Старшего же, Остапа, берут в плен враги и казнят, при этом молодой человек ничего не произносит, только перед самым концом, вопрошает, видит ли батько это. А Тарас, стоя в толпе, отвечает, вижу. Для него смерть Остапа стала ударом, он не простил врага и повел войско, уничтожая все на путём, как месть за сына. Позже Тараса также берут в плен и убивают.

Вот такая трагичная судьба семьи. Тарас Бульба, который хотел, чтобы его дети пошли по его стопам и прославились, погибает. Два сына тоже умерли, один-предателем, другой- героем. Два родных брата, которые в итоге оказываются по разные стороны, две родственные души ставшие врагами.

Пример 2

Главным в повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является, прежде всего, глава семейства. Однако сыновьям казака тоже уделяется большое внимание. Одновременно они очень схожи между собой, но и сильно отличаются. Разница между ними определяет и расхождения в судьбе братьев.

Остап, старший сын Тараса Бульбы, – молодая копия своего отца. Пылок, несдержан, суров. Сразу после долгой разлуки пошёл биться на кулаках с отцом из-за того, что тот посмеялся над внешним видом Остапа и Андрия. Видно, что юноша не шибко умён, рассуждать долго не привык. Учёбу ненавидел и многократно пытался сбежать. Остап сначала делает, а потом думает, высоких чувств не испытывает. Он простой парень, хороший солдат. Так же, как и отец, он безгранично предан Сечи и казацкому братству. Не задумываясь, отдал жизнь за общее дело, за своих собратьев. На смертном одре юноша только хотел доказать отцу, как сильно он ему предан. Остап хотел, чтобы Тарас Бульба услышал, как сильно страдает за правое дело. Остап олицетворял собой старинный уклад жизни: «сначала Отчизна – потом личность».

В отличие от брата, Андрий – человек нового поколения. У него сначала шла личность, собственные желания, потом, может быть, была бы и Родина. Юноша был достаточно спокоен, порой меланхоличен, рос любимцем матери, потому его и считали более женственным, чем Остапа. Впрочем, в воинском искусстве и любви к сражениям Андрий не отставал от брата и отца. Однако ни битва, ни жизнь в Запорожской Сечи не были страстью всей его жизни. Андрий всем сердцем полюбил юную панночку в городе во время обучения. Когда пришло время выбирать, на чьей он стороне: семьи или любви, он практически без раздумий выбрал девушку. Тарас Бульба не выдержал предательства сына и убил его, навсегда вычеркнув из своей памяти. Не видно было, чтобы отец горевал по Андрию, только по Остапу. И хотя для главного героя младший сын навсегда остался предателем, он им не являлся. Андрий до последнего момента остался предан девушке, своей любви и умер с ее именем на устах.

Таким образом, Остап и Андрий, с одной стороны, очень похожи. Оба удалые молодцы, гордые, любящие битву и веселье, хорошие войны, которых ценили за их боевое искусство. Однако между ними есть одна существенная разница, которая разделила братьев. Остап – человек прошлого, а Андрий – будущего. Старший брат верен семье, прошлому, традициям, младший – самому себе, своим желаниям и страстям. На мой взгляд, Андрию требовалось больше храбрости, чем Остапу, потому что нужна огромная внутренняя сила для того, чтобы поступать так, как хочешь ты сам, наперекор близким людям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: