Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя. Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто. Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова


Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный. Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки


Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит. Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться. Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева


Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести. Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние. Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича


Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный. Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека. Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина


Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом. Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал. Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Помещики в Мертвых душах сочинение

Образы помещиков в Мертвых душах помогают Гоголю воссоздать картину современного ему общества, отразив в произведении образ России того времени с присущими ей пороками. В нашем сочинении сегодня мы остановимся подробнее на теме помещиков в поэме Мертвые души, рассмотрев галерею образов и мир помещиков, что жили в далекие для нас времена.

Образы помещиков в Мертвых душах, сочинение

Знакомясь с произведением, читатель попадает в крепостную Россию, где земли и души принадлежат высшему сословию, дворянам. Именно они занимают в стране главенствующее положение, отвечая за ее экономику и культурное развитие. Именно на плечах этих владельцев крепостных душ лежит ответственность за будущее государства. Вот только представителей привилегированного сословия ничего не волнует, кроме собственной наживы, что и показывает Гоголь, изображая мир помещиков в поэме Мертвые души. Давайте проанализируем образы помещиков, которые играют ключевую роль в поэме Гоголя.

В те времена большую часть дворянства составляют помещики, поэтому и Гоголь основную часть произведения уделяет описанию характеров помещиков, чтобы показать, насколько мертвыми их души были в те времена, насколько они были безнравственными и бездуховными. При помощи галереи образов помещиков, что представлены Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем и Плюшкиым, автор показывает истинную сущность дворянства крепостной России с их убогими умами, бездумным расточительством, безответственностью и паразитарным существованием. Через образы созданных помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь показывает, как теряют люди человеческие чувства, как они деградируют и теряют свои души.

Вот так постепенно, путешествуя с Чичиковым от одной усадьбы в другую, мы и знакомимся с помещиками, где один выглядит краше другого. Во всех подробностях мы видим их пошлую жизнь и низменные нравы. Давайте поближе познакомимся с галереей помещиков, что стали олицетворением пороков того времени.

Читайте также:
Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Галерея помещиков в поэме Мертвые души

Галерею образов помещиков открывает самый безобидный в своей пошлости Манилов. Это персонаж с вычурными манерами, слащавыми речами и довольно-таки привлекательной внешностью. Вот только живет он в каких-то мечтах и мало интересуется, как своим поместьем, так и людьми, что ему принадлежат. Предавшись мечтаниям, он то и дело лежит или сидит, в то время как люди страдают от беспечности своего хозяина.

Затем мы знакомимся с Коробочкой, которая живет уже в другом мире, и не интересуется тем, что происходит за пределами ее поместья. Она скупа, и живет лишь одной целью — побольше накопить. Поэтому даже при продаже мертвых душ своих крестьян боится продешевить. К подобной продаже Коробочка относится как к обычному товару, за которым могут понаехать и другие купцы.

Потом мы переносимся в усадьбу Ноздрева, где видим очередной образ помещика, который был не редкость в крепостной Руси. Ноздрев — заядлый игрок и пьяница. Он вспыльчив и хвастлив, постоянно бросает на ветер деньги, покупая ненужное. Ноздрев по-хамски относится к людям, и для него характерны такие черты как вранье и нечестность. Он тоже не занимается поместьем, поэтому оно в полуразрухе, в том числе в жутком положении пребывают и его крепостные.

В образе Собакевича писатель показал злых и жестоких помещиков, никогда не упускающих своей выгоды. В разговоре с Чичиковым автор раскрывает его безудержное стремление нажиться.

А далее галерею помещиков автор завершает описанием образа Плюшкина, который был богат и мог бы процветать, вот только мертвая душа привела его к полному духовному распаду. Осталось лишь желание копить и копить. У Плюшкина много запасов и денег, но все вокруг рушится и гниет. Крестьяне у Плюшкина голодают, да и сам помещик похож на старую ключницу в жалком ее подобии. Желание копить, приводит к утрате реального восприятия вещей и чем ближе читатель знакомится с Плюшкиным, тем становится понятнее духовная смерть помещика, к чему вскоре придут и другие, вышеописанные герои.

Вот такие образы помещиков в произведении Мертвые души и нашем сочинении предстают перед зрителем, и от этого становиться жутко. Ведь это не единичные образы, а типичные характеры того времени.

Сочинения по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» по задумке самого писателя должна была отобразить всю Россию, показать общественную действительность страны первой половины 19 века.

«Мертвые души» сочинения по бессмертной поэме Н. В. Гоголя, содержащая в себе глубокие размышления писателя.

  1. Образ Чичикова в «Мертвых душах»
  2. Образы помещиков в поэме
  3. Живые души в поэме Мертвые души
  4. Вариант 1
  5. Вариант 2
  6. Вариант 3

Образ Чичикова в «Мертвых душах»

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек.

К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела.

Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.

Подрастая, Чичиков сообразил, где можно более успешно заниматься всякими махинациями, и стал чиновником. Это занятие дало ему возможность проворачивать «не очень чистые дела». Чистота дела никогда не интересовала Павла Ивановича, никакими сомнениями он не страдал.

Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает:

«Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, который когда-либо существовал в свете».

Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.

Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно.

Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.

Образы помещиков в поэме

Гоголь иллюстрирует в своем произведении «Мертвые души» не только русский быт и жизненный уклад той эпохи, но и все человеческие пороки. Для этого автор создает образы помещиков провинциального городка, которые встречаются главному герою Павлу Чичикову на протяжении всей поэмы.

Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.

Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность.

Коробочка — трудолюбивая и добрая женщина, но ее интересы очень уж ограничены. Кроме того, она жадничает даже при продаже мертвых душ: «…я лучше маненько повременю….».

Среди самых неприятных личностей, которых встречает наш герой: Собакевич и Ноздрев. Первый – не доверяет абсолютно никому, а его жестокость и мелочность переходят всякие границы. Он напоминает Чичикову «средней величины медведя». Второй — просаживает все свое состояние на развлечения в сомнительной компании картежников, пьяниц и всякого сброда.

Думаю, самым интересным образом помещика в «Мертвых душах» является Плюшкин. Странного вида человек, похожий то ли на женщину, то ли на мужчину. Его окружает грязь и пыль, весь дом помещика прогнил. Он избегает общения с родными детьми, собирая вместо этого все, что попадется на глаза.

Читайте также:
Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя Шинель: сочинение

Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.

Живые души в поэме Мертвые души

Вариант 1

В самом названии поэмы Гоголь отражает ее смысл, и одновременно говорит читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне.

До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.

Разъезды Чичикова позволяют читателю познакомиться с сатиристическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом».

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

«Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны.

Они живут под гнетом помещиков. Гоголь любит народ, писатель выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну. Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему.

Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого. Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества как черствость и безразличие могут привести к умерщвлению души у живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков.

В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне. Жизнь народа трудна, крепостные поднимают восстания, убегают из владений помещиков. Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.

Вариант 2

Когда мы слышим о поэме Гоголя мы сразу представляем себе Чичикова, за которым тянутся помещики как плед. И о них это правильная мысль ведь именно эти образы были, более часты в обсуждении не зря же поэма была названа «Мертвые души».

Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения, прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?

Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них.

Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми. Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.

Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме. На образы этих людей почти не обращают никакого внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.

Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом.

Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.

По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.

Вариант 3

Поэма «Мертвые души» – одно из самых известных миру произведений. Н.В. Гоголь планировал, что поэма будет написана в трех томах, но в итоге второй том автор уничтожил, а третий так и не написал.

Это произведение своего рода призма, через которую можно увидеть, как достоинства, так и недостатки России того времени. Словосочетанием «мертвые души» автор обозначает не только умерших крепостных. В поэме в образе мертвых душ предстают чиновники и обыватели настолько безразличные и черствые к окружающим, что души их давно мертвы.

Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые.

На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность. Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться.

Читайте также:
Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя Женитьба: сочинение

Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок. Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

По словам автора, мертвые души помещиков воплощают самодержавие. В описании героев поэмы теплится надежда на воскрешение страны и тепло человеческих душ. В противовес обладателям мертвых душ Гоголь ставит простых трудолюбивых крестьян, которых смело можно назвать «живыми душами».

В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

Читайте также: «Гроза» – сочинение и анализ пьесы А. Н. Островского

Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». В самом названии заключен особый смысл. В этом произведении описываются мертвые души помещиков крепостных крестьян и других.

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя сочинение (образы помещиков)

Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.

Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.

Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.

Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

Вариант 2

Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения.

Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице. В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты. Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.

Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок. Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью. Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.

Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.

Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.

Читайте также:
Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: сочинение

Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.

Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.

Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян – это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.

Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.

Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя

Несколько интересных сочинений

Основными персонажами произведения являются живущие по соседству Иваны, одного из которых именуют по отчеству Семеновичем, а второго просто Иваном, Ивашкой.

Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

С каждым наступлением весны – тает снег, распускаются первые цветы, возвращаются птицы с теплых краев и радуют своим чириканьем. От первого появления солнышка по дорогам течет вешняя вода и радует всех детишек. Ручьи грязноватой воды без остановки текут

В своей пьесе Гроза Островский затрагивает наиболее актуальные вопросы того времени, показывая нам всю неграмотность простого народа. Большая часть населения остается непросвещенной

«Мертвые души»: проблематика, главная тема произведения

Содержание:

Основная тема произведения «Мертвые души» двоякая. Она раскрывается в самом названии пьесы. Автор рассказывает о продаже душ крепостных крестьян, их передаче другим владельцам. Герои – Плюшкин, Собакевич, Манилов символизируют отсутствие духовности, пошлость, аморальность, присущие людям того времени.

Гоголь воссоздал образ, сформированный на базе пороков, нравов русских людей, проживавших в девятнадцатом веке. Каждый помещик обладает определенными недостатками. Сюжет «Мертвых душ» близок для нашего времени. Автор сумел максимально точно передать черты характеров людей, провести исследование связи между отношением помещиков к жизни и последствиями их поступков.

Основной герой пьесы занимается скупкой умерших крестьян. Каждая душа приближает его к достижению материальных благ. Основная задача Чичикова – заработать больше денег, стать богатым. Поэма рассказывает о взаимодействии персонажей и основного действующего лица. Читая «Мертвые души», можно заметить, как проблемы произведения выделяются в истории общения Чичикова с каждым героем.

«Мертвые души» – тема и идея

Сложность выявления основной идеи заключается в том, что значительную часть своего труда автор уничтожил самостоятельно. Первый том и некоторая часть второго не позволяют полностью проанализировать поэму. Народ, представленный писателем, подвергается угнетению за счет крепостного права, жестокости помещиков. Каждый зажиточный герой – мертвый в душе, стремящийся исключительно к обогащению. Можно выделить три главных идеи:

  • В первой главе Гоголь повествует о ключевых действующих лицах. Формируется общая композиция произведения, описывается губернский городок, нравы главных персонажей. В основе преобладает русское общество, представленное через призму пошлости, безнравственности, алчности;
  • В произведении «Мертвые души» главная тема – жизнь всей России, родины автора. Он стремится показать всю низменность, аморальность помещиков, проводит параллель между ними и жизнью простого люда;
  • Гоголь выступает в роли просветителя. Он хочет донести до крестьян смысл жизни, вселить в них веру в светлое будущее. Обрисовывая порочных деятелей, писатель старается показать, что жизнь людей может измениться.

В чем состоит конфликт поэмы «Мертвые души»

Конфликт произведения основывается на противоречивости образов, представленных в поэме. Сильные духом, трудолюбивые крестьяне оказываются в кабале у властей из-за крепостного права. Для описания конфликта автор применял следующие сравнения:

  • Состояние хозяйств помещиков, условия жизни крепостных;
  • Моральный облик зажиточных господ, простых людей, крестьян;
  • Чиновничье дворянство, труженики;
  • Судьба народа, его жизненные цели, стремления;
  • Отношения между крестьянами и властью.

Тема «Мертвых душ» раскрывается через типажи безнравственных, жестоких помещиков, чиновников. Каждый из них по-разному реагирует на предложение Чичикова. Все заинтересованы в том, чтобы «не продешевить», получить максимальную выгоду. Только мечтатель Манилов отдает крестьянские души бесплатно.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Проблематика произведения «Мертвые души»

В истории «Мертвые души» проблематика затрагивает нравственный облик русских людей различных сословий. Автор описывает жизнь в 1830-х годах в России. В сюжете рассмотрены следующие проблемы:

  • Невежество зажиточных граждан, бескультурье;
  • Нравственно слепые, озабоченные лишь властью, обогащением люди;
  • Период гуманистического кризиса в стране;
  • Эгоистические натуры;
  • Господствующий класс жестоких, алчных граждан;
  • Условия жизни различных групп людей.

Гоголь рассказывает читателю о сложностях, преградах, с которыми сталкивалась вся страна. Ключевыми аспектами он считает развитие взяточничества, казнокрадства. Дворянство бездействует, заботясь лишь о собственных благах. Крестьяне живут в нищете, невежественные, трудятся на износ.

Сочинение Тарас Бульба — народный герой (7 класс)

Работая над произведением «Тарас Бульба», его автор, Н.В.Гоголь нередко описывал исторические события, происходившие на самом деле. А героев повести срисовывал с реальных казаков, живших в те далёкие времена.

Главный персонаж этой истории, Тарас Бульба, воплощает в себе все те качества, которыми должен обладать настоящий вольный казак – это отвага, доблесть, честь. Главной целью его жизни является защита своей родины и православной веры.

Двое его сыновей окончили Киевскую академию и когда вернулись домой, отец сразу изъявил желание сделать из них настоящих мужчин, запорожских казаков. По его мнению, учеба в столице не может дать им того, что даст школа самой жизни, которую они могут пройти только на родине, в Запорожье.

Сам Тарас Бульба имеет чин полковника, казак он опытный и смелый. Ему очень хочется, чтобы сыновья выросли под стать ему и он смог бы гордится тем, что смог вырастить таких удалых молодцев. В одном из эпизодов повести, Остап, его старший сын, полез в бой только за то, что услышал в свой адрес насмешку по поводу своего внешнего вида. Тарас искренне был рад, что Остап унаследовал от него такую горячность и пылкость.

Наиболее точно можно представить себе крутой нрав Тараса Бульбы по сцене в повести, где произошла его ссора с Андрием, его младшим из сыновей. Как только отец узнал, что его отпрыск ушел воевать на сторону врага, он ни минуты не сомневаясь, убил его, как предателя. Тарасу было безразлично, что побудило Андрия совершить такой поступок, любовь или что-то ещё. Для него главным оставался тот факт, что его родной сын предал свою землю, свою веру, своих товарищей и даже родного отца и брата. Младший сын опозорил своей изменой весь род Бульбы и какого-либо другого наказания, помимо смерти, для сына он не видел.

Свою отвагу и решимость Тарас Бульба в очередной раз доказывает, отправившись вслед за плененным старшим сыном в Варшаву. Будучи серьезно раненым, ему удается пробраться к месту, где должна состояться казнь и он отважился крикнуть сыну о том, что он здесь, рядом, несмотря на угрозу быть пойманным. Его попытка спасти Остапа не удалась, но всё же он отважился на этот поступок.

Тарас Бульба воплощал в себе образ всего народа. Всю свою жизнь от отдавал на борьбу за родину, веру и честь. Он не думал о себе, даже семья у него была на втором плане, это лишний раз доказывает, что он был поистине вольным казаком.

Умер Тарас Бульба с достоинством и честью, перед самой кончиной оказав своим товарищам помощь в побеге. Такого доблестного запорожского казака можно с уверенностью назвать народным героем.

2 вариант

В образе запорожского казака Тараса Бульбы проявляются такие черты как патриотизм, героизм, храбрость. Этот человек не был создан для обычной семейной жизни. Он был прирожденным воякой.

Не зря казаки выбрали Тараса Бульбу своим атаманом. Он не только был смелым и сильным, но мог и управлять людьми, планировать битвы, а также вселять в людей веру и мотивировать их. Ему принадлежат речь о том, что давно казаки не сражались за свою свободу и веру православную.

Тарас Бульба — человек простой. Он не любит, когда другие люди возвышают поляков. Он не принимает их. Ему не нравится отношение к Польше в современном ему обществе. Тогда многие украинские дворяне перенимали у польских панов особенности поведения, одежды, рецепты блюд, речь. А сами поляки нередко принижали их. Тарас Бульба вообще не принимал никакого взаимствования, так как верил в уникальность и самобытность своего народа. Поэтому ему было особенно обидно, когда его сын, Андрий, предал Отечество, отрекся от семьи, перешел на сторону врага из-за полячки, которую полюбил во время учебы. Это не мог понять старый казак. Ему было стыдно за сына.

Второй же сын, Остап, был отцовской гордостью. Он был очень похож на Тараса Бульбу. Остап также был смелым, храбрым, сильным. Для него превыше всего была защита родины от врага. Все остальные казаки хвалили и выделяли Остапа.

Однако, Тарасу Бульбе пришлось потерять своих сыновей. Остап умер от рук врага на глазах у своего отца, а Андрия убил сам Тарас. Но это не сломило героя, он дальше продолжил сражаться за свободу своего Отечества.

Тарас Бульба — это настоящий народный герой. Во-первых, из-за своей смелости, мужества, мастерства, патриотизма и веры в самобытность. Во-вторых, из-за своего умения воодушевлять людей, вселять в них надежду на хорошее, а также мотивировать на свершение великих подвигов. В-третьих, из-за своего вечного служения Отечеству. Для него ценности общественные были выше ценностей личных, что выражается в убийстве им Андрия. Это также характерно лишь для великого человека, героя.

Тараса Бульбу героем также делает, то что он не боится смерти. Он умирает по глупости из-за трубки. Во время своей гибели он не говорит о боли и муках, а подбадривает товарищей, говорит о силе родной земли, внушает им веру. Его казаки, наверное, никогда не забудут своего атамана — сильного, смелого, упрямого, упорного, мужественного народного героя.

Сочинение 3

Николай Васильевич Гоголь работал над знаменитым произведением около десяти лет. Образы героев и исторические события, описываемые им, ярко отображают национальный колорит украинского народа.

Читайте также:
Своеобразие сборника Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки: сочинение

Тарас Бульба – доблестный казак. Для него жизнь – это борьба за свободу своей родины. Всю сознательную жизнь проводит герой на полях сражения. Открыто говорит в лицо человеку все, что думает о нем. В товарищах ценит отвагу, готовность вступить в бой. Чувство собственного достоинства не покидает его ни при каких обстоятельствах. Семья у Тараса на втором месте. Сыновей отдал учиться в бурсу. Жена коротает время в окружении прислуги и очень скучает по детям.

После учебы Остап и Андрий возвращаются в отчий дом. Бравый отец уже на следующий день едет с ними в Запорожскую Сечь, где должны развернуться военные действия против поляков. Он хочет похвастаться сыновьями перед товарищами и увидеть, как дети поведут себя в решающем сражении.

Старший сын оправдал его надежды. В честном бою показал себя как настоящий герой. Но врагам удается захватить юношу в плен. Страшным мукам подвергают его супостаты. Остап не выдает товарищей и погибает на глазах у родного отца, который не может в тот момент прийти к нему на помощь. За эту смерть безутешный родитель жестоко отомстил мучителям.

Младший же, Андрий, оказался предателем. Хотя был такой же храбрый, как и брат. Ради прекрасной полячки отрекся он от веры и Родины. Могучий Бульба убивает сына собственными руками. Ради торжества справедливости. Автор не рассказывает, что при этом чувствовал отец. Можно лишь догадываться. Только для старого воина предательство сродни смерти. Пусть даже это близкий человек. Да и Андрий, умирая, шептал имя любимой, не вспоминая о матери.

Сам Тарас погибает – его привязывают к дереву и сжигают заживо. Но героя волнует не предстоящая мучительная смерть, а смогут ли товарищи уйти от погони. Даже погибая, смог помочь казакам, подсказав путь к спасению. Для нас старый вояка-пример мужества и отваги, достойный подражания.

Автор показал, что благодаря таким смельчакам Украина смогла освободиться от польского ига и обрести долгожданную независимость.

Народный герой Тарас Бульба

В произведении Гоголя «Тарас Бульба» описываются разные исторические события. И все они происходили на самом деле. Каждый герой также у автора был настоящий. Они как раз жили в то время.

Наверное, все уже знают о том, что главным героем данного произведения является Тарас Бульба. В нем собраны все качества, которые должны и находились в настоящем вольном казаке. Это отважный, справедливый и честный человек и этому же учил всегда своих сыновей. Он никогда не сидел без дела, тихая и спокойная жизнь была не для него. Больше всего на свете ему хочется, чтобы родина, на которой он живет, никогда не подвергалась нападению, и чтобы здесь никогда не было войны.

Воины сами выбрали его своим главным атаманом, за которым они готовы пойти хоть куда. И он умел управлять и командовать целым полком казаков.

Когда его сыновья вернулись с учебы, то он решил сразу же взять их с собой в бой. Ему хотелось сделать из них настоящих мужчин, которые будут верны не только своей веры, но и своей родине. Он всегда считал, что школа не может дать им те знания, которые может дать жизнь.

У Тараса Бульбы имеется чин полковника. Больше всего на свете ему хочется, чтобы и дети выросли такими же отважными и честными, как и он. А он в свою очередь будет гордиться этим. Остап был горячим и пылким мужчиной, и если слышал, что над ним издеваются, то сразу же кидался в бой без разъяснений. Вот так и случилось, и отец этому был очень рад.

А для того чтобы узнать Тараса Бульбу немного получше, нужно обратиться к одному эпизоду когда его сын перешел воевать на сторону врага, и все ради того чтобы в него влюбилась женщина. Вот только отец в этом даже разбираться не стал, а все, потому что был очень обижен и зол на сына, и когда они столкнулись на войне, то и жалеть его не стал. И погиб Андрий от рук отца. Это все произошло, потому что Андрий предал родную землю и землю товарищей.

Когда он узнал о том, что Остапа взяли в плен, то ни на миг не задумался и отправился туда, вызволять его. И хотя на пути, на него напали и даже ранили, но до места он добрался и увидел, что его сына совсем скоро казнят. И он крикнул ему о том, что он находиться рядом с ним, а ведь его могли поймать, но Тарас ничего и никого не боялся.

Тарас жил только тем, что защищал не только свою родину, но и людей, живущих на ней. Он даже про свою семью думал не в первую очередь, а на первом месте у него всегда была родина.

Конечно, и за таким отважным героем пришла смерть, но перед этим он спас своих товарищей от заточения.

Также читают:

Картинка к сочинению Тарас Бульба — народный герой

Популярные сегодня темы

Константин Коровин – великолепный художник 19 века. Главной его целью было передать красоту окружающего мира.

«Война и Мир» – знаменитый роман Л.Н. Толстого, это классика, это произведение, которое обязан прочитать абсолютно каждый человек.

Новаторство Лермонтова заключалось в использовании глубокого психологического анализа главного героя. Более того, сама структура Героя нашего времени построена на том, что Печорин непрестанно анализирует свои собственные действия

Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

В доме Рудневых идут последние приготовления к новогоднему празднику. Младшая из трёх сестёр Тиночка влетает в комнату к старшим, Лидии Аркадьевне и Татьяне Аркадьевне, когда они с помощью горничных одеваются

Сочинение Образ Тараса Бульбы 6, 7 класс

Главным героем одноименной повести Н.В.Гоголя является казак Тарас Бульба. Этот уникальный персонаж был настоящим воином, которого отличала огромная любовь к своей родине и народу. Бульба видел свое предназначение в том, чтобы уничтожать врагов, защищать отчизну и отстаивать свою честь в сражениях с ненавистными поляками.

Читайте также:
История жизни Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Несмотря на то, что Тарас Бульба имел тучную фигуру и пребывал в почтенном возрасте, на поле боя он ни в чем не уступал молодым воинам. Он сражался без устали и без капли страха. Ради родной Запорожской Сечи и товарищей по оружию, Тарас, не раздумывая, готов был отдать свою жизнь.

Сложно сказать, каким был главный герой повести. С одной стороны он был жесток и беспощаден, но только по отношению к врагам. К своим братьям по оружию, казакам, он проявлял доброжелательность, уважение и даже, в какой-то мере, отеческую любовь.

Для Тараса Бульбы не было ничего важнее долга и чести, предательства он не прощал и не простил измену даже своему родному сыну Андрию. Он собственноручно убил младшего из сыновей за то, что он, полюбив девушку, дочь польского пана, принял сторону врага и оказался с отцом по разную сторону баррикад. Одному Богу известно, какие чувства испытывал отец, лишая жизни свою кровиночку, но поступить иначе Бульба не мог, Андрий стал предателем, а предательства старый казак простить был не в силах.

Тарас любил обоих своих сыновей и гордился ими. Старший, Остап, во многом был похож на отца: также любил Сечь, не мыслил своей жизни без сражений и не боялся погибнуть, отстаивая свою честь.

Когда Остап попал в плен, а после был подвергнут казни на городской площади, Тарас Бульба, наблюдая за ним из толпы, мысленно умирал вместе с сыном. Каково было отцу наблюдать последние минуты жизни своего ребенка и не в силах ничем ему помочь. Но когда он увидел, что Остап не поддался ужасным пыткам и не проронил ни слова, Бульба почувствовал небывалую гордость за сына и за то, что ему удалось вырастить такого храброго и отважного казака.

После казни Тарас Бульба совсем ожесточился по отношению к полякам, он убивал и грабил их без всякой пощады. Правительство Польши объявило на него активную охоту и в скором времени легендарный казак был взят в плен.

Было принято решение казнить Бульбу, привязать к дереву и сжечь заживо. Он не просил пощады, не сожалел ни о чем, а принял смерть мужественно, как и Остап. Даже на смертном костре Тарас оставался истинным казаком, считающим за честь умереть за дело, в которое он свято верил. Таким героем можно только восхищаться и слагать о нем легенды, как это сделал Н.В.Гоголь.

Сочинение 2

Основные черты запорожских казаков автор воплотил в образе предводителя Тараса Бульбы.

Тарас женат, имеет двоих взрослых сыновей. У него крепкое хозяйство, включающее в себя дом, землю, хутора и крестьян. Но Бульба не предназначен для тихой семейной жизни, он воин, и его удел – борьба с врагами.

Несмотря на грубый нрав, суровый, иногда даже жестокий характер, Тарас Бульба пользуется авторитетом среди казаков. Его бескорыстие, честность, любовь к Родине, отвага заслужили уважение у товарищей по оружию.

Несмотря на суровый характер, Тарас может и пошутить, и оказать поддержку товарищам в трудные моменты. Казачье братство имеет для него большое значение, он готов быть другом и братом для всех казаков. Обладающий явными лидерскими качествами, он умел зажигать сердца воинов во время боя, увлечь их за собой.

Мужественный и отважный воин, всем сердцем любящий свой народ и ненавидящий врага, мечтает о свободе и независимости для своей Отчизны и прикладывает все силы, чтобы завоевать ее.

И своим сыновьям, Остапу и Андрею, он не делает поблажки. Желая сделать из них храбрых воинов, он, после возвращения сыновей с учебы, забирает их к себе в Сечь для участия в сражениях. Желая проверить бойцовские качества старшего сына, Бульба затевает с ним драку.

Тарас ценит самоотверженных, преданных воинов, презирает и не щадит трусов и предателей. Не стал исключением и его младший сын.

Андрей, влюбившись в полячку, перешел на сторону врага. Для Бульбы нет ничего важнее его идеалов. Поэтому, оказавшись перед выбором между Отечеством и собственным ребенком, он ни минуты не колеблясь, убивает сына, считая его предавшим не только Родину, но и свою семью.

На глазах у отца погибает и старший сын Остап, попавший в плен к врагу и казненный прилюдно на площади. Тарас, с риском для жизни, пробравшись на площадь, видит казнь сына и обещает отомстить за него. Несмотря на огромную душевную боль, казак гордится Остапом.

Мстя за смерть сына, Тарас не щадит никого, уничтожая польские поселения. Но его полк был разбит поляками, а он сам попал в плен.

Даже в своем последнем бою, окруженный врагами, он думает не о себе, а о своих боевых товарищах. Также мужественно он идет на казнь, приговоренный к сожжению.

Гоголь в своем произведении показал истинного народного героя, обладающего небывалой духовной силой и патриотизмом. Такие люди бессмертны, они навсегда остаются в памяти людей на многие века.

Сочинение про Тараса

Повесть «Тарас Бульба»- одно из лучших работ Гоголя. На создание этого произведения писателем было затрачено немало сил. Данное творение повествует о мужественной борьбе украинского народа за свое националистическое освобождение. На первом плане перед нами предстает Запорожская Сечь, где и происходят все события. Здесь живут свободные люди с сильным характером. В произведении отлично показано народное движение, на фоне которого предстает главный персонаж- Тарас Бульба.

Наше знакомство с Тарасом происходит в мирной домашней обстановке в перерыве между героическими подвигами. Он горд своими сыновьями Остапом и Андрием, которые прибыли с учебы домой. Отец считал, что получение духовного образования – это не считается основным. Главным он считал обучение боевых качеств в условиях Запорожской Сечи. Бульба воплощает ратных дух своих сечевиков. Он к ним относится с особым уважением. Весь характер казака показан в боевых действиях с польскими захватчиками. Тарас был наделен сильной волей и недюжинным природным умом. Он мог прекрасно относиться к товарищам, и в тоже время мы видим, как он беспощаден к врагу. В его образе показан размах жизни народа. Казак всегда стремится к свободе, презирая предателей. Сам он всю жизнь свою посвятил Сечи, борясь за ее независимость, и поэтому ненавидел изменников своей родины.

Читайте также:
Исследование образа Собакевича: сочинение

Особенно ярко показана отвага в эпизоде, когда Тарас пробирается в стан врага, чтобы повидать Остапа. Драматично обрисована картина, где его сына выводят на место казни, а отец, затерявшись в толпе, наблюдает за его мучениями. Однако, Бульба никаким образом не выдал своего переживания. Ярко показан характер казака в сцене и с Андрием, который стал предателем. Гоголь показывает нравственное превосходство Тараса и его товарищей над изменником. Как жалко выглядит человек, предавший Родину! Жизнь его бесславна и позорна, так же как и смерть. И хотя Тарас имеет нежную душу, тем не менее, он суров и безжалостен к предателю-сыну. Знамениты слова о том, что если он породил его, то и имеет право казнить. Суров такой приговор отца.

Все события происходили в эпоху царствования императора Николая, и поэтому в произведении Гоголь попытался донести свободолюбивые мысли, а Тарас Бульба предстал борцом за независимость своего народа, который остался верен национальным традициям и уверен в победе над врагом.

Образ главного героя – Тараса Бульбы

Тарас Бульба является главным героем одноимённой повести Гоголя. Тарас – украинский казак. У него есть жена и двое сыновей. В качестве семьянина Бульба достаточно суров и сдержан, это истинный воин, видящий своё предназначение в служении своему казачеству, истинные смысл и радость жизни для него заключаются в борьбе, войне. Такое видение он старается привить и своим сыновьям. Он суров с ними, желает уберечь их даже от «излишней» материнской любви и жалости, боясь, что юноши утратят свой «мужской» стержень. Для него мужчина – это, прежде всего, воин, суровый и твёрдый в своих решениях и действиях, как и он сам. Женщины же, по его мнению, способны «размягчить» мужчину, лишить его этих качеств. Потому в своих сыновьях он ценит именно качества настоящего воина. Встретив их после долгой разлуки, Тарас «приветствует» сыновей кулачным боем – и в этом все его отцовские взгляды. Как мы знаем, в конце он даже собственноручно убивает младшего из сыновей, Андрия, за предательство родины. Гражданина в Тарасе оказывается больше, чем отца.

Тарас Бульба – поистине любящий свою родину и верный ей гражданин. Он стремится защитить свою территорию. Бульба является умелым воином и талантливым полководцем. Он обладает предприимчивостью и умом, необходимыми физическими данным, хорош в ораторском искусстве – его речи имеют большое влияние на казаков, вдохновляя тех на настоящие подвиги во время сражений. Тарас хорошо разбирается в психологии толпы, он хороший лидер и знает, как управлять людьми, потому с лёгкостью ведёт их за собой. Тарас по-настоящему любит своих товарищей-казаков. Он хорошо знает каждого из них и заботится об их благе. Они близки друг другу по духу, все они настоящие воины, для которых нет ничего важнее защиты родины.

Таким образом, мы видим, что образ Тараса Бульбы неоднозначен. С одной стороны, это блестящий полководец, искренне любящий своё казачество, заботящийся о своих товарищах, обладающий собственным кодексом чести. С другой стороны, он, не колеблясь, убивает собственного сына-предателя. В то же время, он, объявленный в розыск, рискуя жизнью, появляется на казни своего старшего сына, помогая тому пережить мучительную смерть, ведь Остап стал для него идеальным сыном, сумевшим понять суровую натуру своего отца. В образе Тараса автор попытался запечатлеть все особенно значимые национальные черты украинского казака.

Вариант 5

Тарас Бульба – один из самых сложных и интересных образов в русской литературе. Это немолодой, но полный энергии, запорожский полковник могучего телосложения. Тарас женат и имеет двоих взрослых сыновей, но тихая семейная жизнь не для него. На первом месте у него – военные походы и весёлые пиршества. Мнение жены для Бульбы не важно, так как женщин считает неразумными существами, не достойными мужского внимания.

Он достаточно состоятельный человек, но в быту неприхотлив и не любит излишеств. Тарас осуждает русских дворян, которые переняли польские обычаи роскошной жизни. Для него главное – воинский долг, защита Отечества и православия.

Таким же образом Бульба воспитывает и своих сыновей. У Тараса нет специального образования, но для своих детей он посчитал это жизненной необходимостью и отдал их с двенадцати лет на обучение в киевскую бурсу. По его мнению, самой важной школой жизни для юношей является Запорожская Сечь, поэтому на второй день после окончания сыновьями академии он везёт их туда. Тарас очень гордится своими здоровыми, крепкими, красивыми наследниками и хочет, чтобы и другие казаки оценили их удаль. К тому же, он считает, что мужской характер может правильно сформироваться только в сражениях.

В это время польская шляхта активно захватывала украинские земли и обращала местное население в католическую веру. Тарас не мог с этим смириться и пытается всеми силами завоевать свободу и независимость для своей Отчизны. В Сечи он наблюдает, как сыновья из неуверенных юношей постепенно превращаются в доблестных воинов. В Остапе Тарас видит в будущем умного и рассудительного полковника, способного предугадать все ходы противника. Андрий нравится ему своей бесшабашной решительностью и смелостью. Тем тяжелее было принять Тарасу предательство младшего сына ради любви к дочери польского воеводы. Он не прощает Андрию этого и собственноручно убивает его. Единственной отрадой и надеждой Бульбы остаётся Остап, но он попадает в плен к ляхам. Тарас делает всё возможное, чтобы вызволить его оттуда. К сожалению, его план не удаётся, и Остап тоже погибает, но как герой, мужественно принявший смерть от врага. Отец жестоко мстит за смерть своего сына, беспощадно расправляясь с ляхами.

Жизнь Бульбы заканчивается трагически. Его полк разбивают, а самого заживо сжигают на костре. Старый казак до конца остаётся верен своим идеалам, запорожскому товариществу.

Читайте также:
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Тарас Бульба – это настоящий патриот, готовый всегда отдать свою жизнь за Отчизну!

Образ Тараса Бульбы

Популярные сочинения

Красоте русской природы немало посвящено картин русских художников. У каждого свое видение этой красоты, но все произведения объединены одной большой любовью к России.

Юон Константин Фёдорович – художник, ещё одна замечательная страница русской живописи, повторить которую иностранцу очень сложно, если не невозможно. Русский характер всегда сказывался и на творчестве россиян

Творчество Бунина довольно разнообразное, но тема любви в нем преобладает, особенно в рассказах. Благодаря его произведением читатель узнает ближе творца-художника, писателя – психолога, а также лирика.

Сочинение Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Пример 1

Одним из самых известных произведений Гоголя является “Тарас Бульба”. В нем повествуется о том, как украинский народ боролся за свое освобождение и независимость. Тарас Бульба предстает перед нами уже пожилым мужчиной, однако он все так же физически силен и крепок. Его характер уже полностью сформировался, он волевой и жесткий человек. Гоголь пишет о нем: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”. Тарас не очень любит житье дома, ему нравится спать на природе, он любит свободу и размах. Тарас является истинным героем, до конца готов сражаться за землю и Родину. Тарас гордится своими сыновьями, которые приезжают домой после учебы. Он считает, что теперь они должны получить и военное образование. Тарас решает отвезти своих сыновей в Запорожскую сечь, чтобы проверить их мужество и показать настоящую жизнь. Бульба с уважением относится к своим товарищам, он любит казачью жизнь. Тарас беспощаден к своим врагам, за свою Родину он готов на все. Бульба отличный вожак казаков, и они уважают его за это. Когда же он узнает о предательстве младшего сына, который переметнулся к полякам из-за любви к панночке, он собственными руками убивает его, настолько он расстроен случившимся. Бульба ставит любовь к родине выше любви к родному ребенку. Как бы в душе он его не любил, но простить такого поступка не смог. Однако когда пленили старшего сына, Остапа, Тарас всеми силами пытался его вытащить. Он присутствует во время казни сына и только повторяет “Добре, сынку, добре.” Враги убили его сына, теперь Тарас готов на все. Он будет мстить убийцам, он будет беспощаден.
Бульба является настоящим патриотом, любовь к Родине превосходит любовь к сыну. Тарас не смог бы жить, если бы был жив Андрий, он бы не смирился с таким позором.

Сам Бульба тоже погибает, его ловят враги, однако даже будучи на волос от смерти он старается дать своим товарищам советы. Даже в такой момент он думает о других. Удалой казак и атаман погиб за свободу и независимость своей родины. Перед самой смертью он произносить речь, которая восхвалродияет русскую землю. Мы понимаем, что если бы его чувства были фальшивыми, он бы не произносил этих слов, будучи на волос от погибели. Тарас Бульба – настоящий патриот, нужно учиться на его примере и стараться также яростно защищать родную землю. Это произведение очень непростое, оно заставляет задуматься о многом.

«Тарас Бульба — патриот русской земли»

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых лучших и интересных произведений Н.В.Гоголя. В повести рассказывается о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же — боевая учеба в условиях Запорожской Сечи. Тарас не был создан для семейного очага. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Главные события происходят в Запорожской Сечи. Сечь – это место , где живут люди абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. Тарас — полковник, один из представителей командного состава казачества. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск. Тарас Бульба трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, по выражению Гоголя: «точно необыкновенное явление русской силы». Тарас Бульба — это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его «отличали» «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Но Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них. Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке, прежде всего, его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам. Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! И, конечно, никого не оставит равнодушным знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!» Так же выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода Отчизны и казацкая честь для него — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. . Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей могучей силе своего характера. Тарас Бульба стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом. Именно таким является образ Тараса. В нем запечатлены черты русского национального характера.

Читайте также:
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь Ревизор): сочинение

 Обломовщина и штольцевщина как типы жизни

В романе “Обломов” Гончаров представил два типа жизни: жизнь — в движении и жизнь— в состоянии покоя, сна. Мне кажется, первый тип жизни характерен для людей энергичных и целеустремленных, а второй тип — для натур спокойных, ленивых, беспомощных перед жизненными трудностями. Конечно, автор, чтобы точнее изобразить эти два типа жизни, немного преувеличивает черты характера и поведения героев, но основные направления жизни указаны верно. Я считаю, что в каждом человеке живет и Обломов, и Штольц, но один из них всегда преобладает над другим. По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от

«Вишневый сад» — пьеса о прошлом, настоящем и будущем

“Вишневый сад” — последнее произведение А. П. Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. Он сознавал, что скоро уйдет из жизни, и, наверное, поэтому вся пьеса наполнена какой-то тихой грустью и нежностью. Это прощание великого писателя со всем, что ему было дорого: с народом, с Россией, судьба которой волновала его до последней минуты. Наверное, в такой момент человек думает обо всем: о прошлом — вспоминает все самое важное и подводит итоги, — а также о настоящем и будущем тех, кого он оставляет на этой земле. В пьесе “Вишневый сад” как будто произошла встреча прошлого, наст

Романтический герой в поэме Джордж Байрона Корсар — сочинение

Джордж Гордон лорд Байрон (1788–1824 гг.) был в первой четверти XIX века «властителем дум», живым олицетворением романтизма. Он как никто другой воплотил романтический идеал полного слияния биографии и творчества, когда художник живет по тем же законам, по которым живут его герои, а события его жизни немедленно превращаются в материал его произведений. «Байроническая легенда» жива по сей день, и в ней важно отделить миф от фактов.Байрон родился в аристократической семье, в десять лет унаследовал титул лорда и фамильное поместье на севере Англии, получил образование в привилегированных учебных

Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник») — сочинение

Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как “коммуны”. Потом — антинигилист, угождающий правительству, подозреваемый чуть ли не в услугах Третьему отделению. И дальше — бытописатель, знаток “углов”, бесхитростный рассказчик анекдотов. И он же — мастер витой речи, виртуоз тайнописи, словесный маг, ничего не говорящий просто. Почти все это Лесков мог слышать при жизни. Кроме одного — того, кем суждено ему было в действительности стать для русской литературы. Он стал национальным мифологом. Для этого

Анализ стихотворения — О, весна! без конца и без краю…

Стихотворение А.А. Блока «О, весна без конца и без краю…», написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл «Заклятие огнем и мраком». Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России. А.А. Блоку были близки поэзия М.Ю. Лермонтова и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества поэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических п
Сейчас смотрят:
Похожие сочинения

  • «Тарас Бульба» в контексте истории
  • Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба»
  • Анализ финальной сцены. Повесть «Тарас Бульба»
  • Андрий Бульбенок (Бульбенко). «Тарас Бульба»
  • Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия
  • Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба»
  • Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
  • Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
  • Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
  • Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба»
  • Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа
  • Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
  • Герои повести «Тарас Бульба»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: