Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя Женитьба: сочинение

Критика о пьесе “Женитьба” Гоголя: отзывы современников

Критика о пьесе “Женитьба” Гоголя: отзывы современников, анализ

А. В. Никитенко:

“. нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге. ”
(критик, цензор А. В. Никитенко)

И. И. Сосницкий:

“Женитьбу ты раньше осени не получишь: Н. В. ее взял переделать. Я побранил его за беспечность. Вообрази, что он читал мне пьесу так, как она у него была написана прежде, как и ты знаешь ее. Две прекрасные сцены не могут искупить целой комедии, а комедии-то и нет. Сюжета никакого: бог знает, зачем люди приходят и уходят».”
(И. И. Сосницкий – М. С. Щепкину, 30 мая 1836 г.)

Рецензия в газете “Северная Пчела”:

“Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия. ”
(газета “Северная Пчела”, 12 декабря 1842 г., № 279)

Рецензия в журнале “Репертуар и Пантеон”:

“Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией. собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в “Женитьбе” нет ни того ни другого.

Отвратительной природы никому не придет охоты смотреть на сцене, и если она кажется привлекательною . приверженцам г. Гоголя, то они могут перечитать “Мертвые души”. Пишите, что хотите, барды г. Гоголя! Возгласы ваши не изменят единодушного приговора, произнесенного целою публикою, не дозволившею по окончании пьесы ни одного одобрительного хлопка.

Изображать такими красками морских офицеров [речь идео о Жевакине], отличающихся у нас вообще образованностью, знакомых с правилами чести и общежития, ей-ей, недостойно писателя, слывущего нравоописательным. ”
(журнал “Репертуар и Пантеон”, 1842 г. XXIV, “Театральная хроника”)

“. Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий. Что за веселость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный. О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых!
(М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)

В. Г. Белинский:

“В ожидании выхода полного собрания сочинений Гоголя окажем здесь несколько слов о характерах в новой комедии его “Женитьба”.

Подколесин – не просто вялый и нерешительный человек с слабою волею, которым может всякий управлять: его нерешительность преимущественно выказывается в вопросе о женитьбе. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах. Пока вопрос идет о намерении, Подколесин решителен до героизма; но чуть коснулось исполнения – он трусит. Это недуг, который знаком слишком многим людям, поумнее и пообразованнее Подколесина.

В характере Подколесина автор подметил и выразил черту общую, следовательно, идею. Подколесин покоряется одному Кочкареву, потому что тот нахал, которому не уступить – значит решиться на историю, конечно, не опасную, но зато неприличную, а одно стоит другого.

Кочкарев – добрый и пустой малый, нахал и разбитная голова. Он скоро знакомится, скоро дружится и сейчас на ты. Горе тому, кто удостоится его дружбы! Кочкарев переставит у него по-своему мебель в комнате, да еще будет ругать, если тот не усердно будет помогать ему распоряжаться в своем доме. Кочкарев навяжет другу своего портного, своего сапожника не потому, чтоб убежден был в их превосходстве, а для того только, чтоб сказать: “Я рекомендовал”.

Кочкарев хочет, чтоб все шло и делалось через него и чтоб все говорили: “Этот человек на все руки”. Для этого он готов хлопотать, биться до поту лица, перенести что угодно. . видно. что женитьба не очень осчастливила его. что не ему бы хлопотать о женитьбе других. Но не тут-то было: проведав о чужом деле, он уже похож на гончую собаку, почуявшую зайца; чтоб похлопотать, он описывает женитьбу самыми обольстительными красками, какие только может ему дать его грубая фантазия. И потому, если актер, выполняющий роль Кочкарева, услышав о намерении Подколесина жениться, сделает значительную мину, как человек, у которого есть какая-то цель, – то он испортит всю роль с самого начала.

В конце пьесы Кочкарев, взбесившись на Подколесина, сам говорит: “Да если уж пошло на правду, то и я хорош. Ну, скажите, пожалуйста, вот я на вас всех сошлюсь: ну не олух ли я, не глуп ли я? Из чего бьюсь, кричу, инда горло пересохло? Скажите, что он мне? родня, что ли? И что я ему такое – нянька, тетка, свекруха, кума, что ли. ” В этих словах – вся тайна характера Кочкарева.

Жевакин – не кривляка, не шут: это старый селадон, а потому и щеголь, несмотря на свой старинный мундир. Куда бы ни занесла его судьба – хоть в Китай, не только в Сицилию, – он везде заметит одно только: “розанчики этакие”. Кроме “розанчиков”, для него ничто на свете не существует.

Читайте также:
Гоголь и Украина: сочинение

Анучкин – человек, живущий и бредящий одним – высшим обществом, которого он никогда и во сне не видывал и с которым у него нет ничего общего. Он почитает себя образованным человеком и, услышав о Сицилии, сейчас захотел узнать, говорят ли там “барышни” по-французски. Барышни, французский язык и обхождение высшего общества – в этом для него и смысл жизни и цель жизни, и, кроме этого, для пего ничто не существует. Много попадается Анучкиных на белом свете: они-то громче всех хлопают актерам и вызывают их; они-то восхищаются всяким плоским и грубым двусмыслием в водевиле и осуждают пьесы за неприличный тон; они-то не любят ни на сцене, ни в книгах людей низкого звания и грубых выражений. Анучкин – в высшей степени типическое лицо, для представления которого на театре нужно много ума и таланта.

Пятое действующее лицо – Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге, – стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее – наивность,отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. В обществе никто не станет стараться смешить других на свой счет, а сцена должна быть зеркалом общества.

Лицо свахи в “Женитьбе” есть одно из самых живых и типических созданий Гоголя. Бойкость, яркость движений, трещоточный разговор должны быть прежде всего схвачены актрисою, выполняющею эту роль; малейшая вялость, тяжеловатость сейчас испортят дело. Это баба, наметавшаяся в своем ремесле; ее не расстроит никакое обстоятельство, не смутит никакое возражение; у нее готов ответ на всякий вопрос.

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас “сюжетом”. Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью – бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство. ”
(В. Г. Белинский, “Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора “Ревизора”)”, “Отечественные записки”, 1843 г.)

А. Л. Слонимский:

“Если в “Ревизоре” соблюдается равновесие между “интригой” и “характерами”, то в последующих пьесах “характеры” преобладают над “интригой”. Это особенно заметно в “Женитьбе”. Комедия состоит из ряда эпизодов, имеющих целью полное обрисовать характеры и расширить картину нравов.

В “Женитьбе”, как и в “Ревизоре”, Гоголь явился новатором. Эпизодическое ее построение (ряд сцен даже не имеет отношения к основном интриге пьесы) воспринималось современниками как явный недостаток. По рассказу современников, многие считали пьесу неоконченной, так как в ней не было финальной свадьбы.

Это была пьеса, открывавшая дорогу драматургии Островского. Неторопливое развитие действия, развернутые картины быта, эпизоды, мало связанные с основным сюжетом, – все это подготовляло композицию пьес Островского, определявшуюся бытописательсными и сатирическими целями. В “Женитьбе” Гоголь явился предшественником Островского также и в изображении типических черт купеческой жизни. Отец Агафьи Тихоновны, мимоходом обрисованный в рассказе Арины Пантелеймоновны, является прототипом самодура Островского; гоголевская Фекла предвосхищает свах Островского; купеческая дочка, мечтающая о женихе-дворянине, представляет собой первый очерк Липочки из комедии Островского “Свои люди – сочтемся”. С точки зрения купеческого быта, как писал потом Чернышевский, у Островского “очень немногое прибавлено к тому, что уже указано Гоголем”. Таким образом, “Женитьба” предопределяла и форму и содержание комедий Островского.

В “Женитьбе” сказались те художественные принципы, которые легли в основу школы критического реализма сороковых годов. Типы, выведенные в “Женитьбе”, имели широкое, обобщающее значение. . при кажущейся безобидности содержани комедия заключала глубокий сатирический смысл.

Это была критика о пьесе “Женитьба” Гоголя: отзывы современников, анализ произведения.

2564. Анализ комедии Гоголя Женитьба Русский язык

Сочинение — Анализ комедии Женитьба Гоголя. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

История создания

Гоголь принялся за работу над этой комедией которая называлась » Женихи» в 1833. В мае 1835 году он прочел некоторые отрывки из этой пьесы Погодину. И приблизительно в это время появилось название «женитьба». Полностью писатель ее дописал за границей 1841 году для сборника сочинений. Гоголь хотел отдать эту пьесу в театр, и его мечта сбылась. Первая премьера состоялась 1842 году в Питере, и второй спектакль в Москве в 1843 году.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Сюжет

Часть I

Произведение начинается с того, что Иван Кузьмич Подколесин, работающий надворным советником, решил жениться. Он решил обратиться со своей просьбой к свахе, после трёх месяцев, когда Иван Кузьмич купил чёрный фрак, и лучшую ваксу для ботинок, пришла сваха Фекла Ивановна и начала нахваливать кандидатуру Агафьи Тиховны – купеческую дочь, которая грезила выйти замуж за дворянина, с её приданным, а именно: каменный дом в Москве, два флигеля, большой огород, это было очень просто, поэтому Фекла сказала нашему герою не терять времени и, хотя бы познакомиться с девушкой. Но была проблема Подколесин был уже немного стар, “у него седой волос уж глядел”. Когда эту фразу сказала Сваха, Иван Кузьмич сильно встревожился и начал рассматривать себя в зеркало, но в этот момент в комнату вошёл Кочкарёв, он узнал о будущей свадьбе своего товарища и решил лично заняться этим вопросом. Кочкарёв начал торопить Ивана, сам Подколесин не хотел делать всё быстро, тогда Кочкарёв начал описывать все прелести женитьбы, позже ему удалось убедить друга, и они пошли к невесте.

В это время Агафья гадала на картах. Она настолько мечтала выйти замуж за Дворянина, что стыдилась своего статуса купеческой дочки, но её тётя Арина Пантелемейновна, напомнила о том, что покойный отец девушки, презирал стыдившихся своего статуса купца. Тётка была уверена, Фекла не найдёт Агафьи мужа, так как Фекла заработала репутацию лгуньи.

Вошла Фекла и сказала, что едут шесть дворян, если же они не понравятся девушке, они сразу же уедут.

Сваха описывала женихов, Балтазар Балтазарович Жевакин был моряком, но в тоже время был беден, Иван Павлович Яичница был очень важным, но Агафье не нравилась его фамилия. Никанор Иванович Анучкин, деликатен, мягко характерный, он желал от невесты, хорошую внешность, воспитание и умение говорить по-французски. Акниф Степанович Пантелеев тихий и скромный, но пьющий. А о Подколесине сваха промолчала.

Иван Павлович Яичница пришёл первый и решил сверить приданное с записями, потом пришёл Анучкин приняв Ивана Павловича за отца девушки, потом пришёл Жевакин и наконец пришли товарищи Подколесин и Кочкарёв. Девушка сконфузилась и ушла в свою комнату, а Кочкарёв пообещал отогнать всех женихов, если Иван Кузьмич решит женится.

Часть II

Агафье было сложно выбрать жениха, она хотела взять всё хорошее из женихов и получить “Идеал”, но в её размышления прервал Кочкарёв, который посоветовал прогнать всех кандидатов, оставив только Ивана Кузьмича, в дверь постучали и Кочкарёв решил удалиться, позже зашёл Яичница, Агафья с ним поговорила, после того как Жевакин и Анучкин тоже зашли в комнату, они все были прогнаны из покоев невесты, тем временем Кочкарёв не терял времени и начал врать всем женихам, Яичнице он сказал, что дом заложен, а у Агафьи не гроша за душой, Анучкину, что девушка не говорит по-французски, а вот Жевакин не отказывался ни в какую, но после обещания найти новую жену, лучше Агафьи, он отказался.

Вроде всё Подколёсин единственный претендент на руку невесты, но после беседы с Агафьей, Иван Кузьмич решил подумать о плюсах и минусах брака и испугавшись он решил сбежать через окно.

Никто не понял куда делся жених, но, когда все всё поняли, Арина Пантелеймоновна обвинила Кочкарёва в подлости, на которую их дворянства хватает.

Тема: борьба парней за девушку, боязнь что после их женитьбы жизнь изменится. Произведение выстроено четко по плану. Все обыграно вокруг главного события.

Герои: Дуняшка, Степан, Стариков, Анучкин, Кочкарев, Подколесин, Фекла, Пантейлемоновна, Жевакин, Купердягина, Жевакин.

Композиция

Композиция пьесы закольцована: у пьесы одинаковое начало и конец. Интригу комедии Манн Ю назвал миражной. » Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской жизни.

Вариант 2

Вся пьеса Николая Васильевича описывает поведения героев, которые готовятся к потенциальному браку. К дочери купца по имени Агафья Тихоновна приходят свататься разные женихи, в том числе и Подколесин. У девушки стоит цель – выйти замуж за дворянина. Подколесин очень ленив и нерешителен. Его свахе и другу по фамилии Кочкарев приходится затратить множество усилий только для того, чтобы уговорить герой поехать и посмотреть на невесту. Тот всё время лежит на диване и размышляет, а как это может быть. Он боится перемен. Герой не знал, что к Агафье набиваются еще несколько женихов. Каждый имеет свои условия: один требует приданое, другому необходимо, чтобы жена имела знание французского языка.

Читайте также:
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

Кочкарев умело создает такие условия, в которых Подколесин остается единственной кандидатурой на мужа Агафьи. Девушка выбирает его. В один момент другу надо было отправиться по делам. Жених же, измотанный терзаниями, связанными с нерешительностью, попросту сбегает через окно. В этом произведении пересекается комизм и трагичность ситуации. В этом можно увидеть разнообразие типажей общества русских людей.

Произведение знакомит читателя с людей, которые представляли разные сословия и работали на разных должностях. Тут фигурируют: и дочь купца, офицер в отставке, советник, моряк, свахи. Кого только нет. Главная героиня Агафья Тихоновна желает стать дворянкой, поэтому ее желание вступить в брак с представителем дворянства очень даже закономерно. Девушка не озабочена внутренним содержанием своего избранника, поэтому опирается только на внешность. Ее все время что-то не устраивает. То нос, то губы не те. Ей хотелось бы видеть нечто среднее между всеми претендентами.

Подколесин – очень нерешительный персонаж, он не способен ни на какое действие, очень инертен и инфантилен. По началу он постоянно лежит на диване и откладывает всё на потом. Позже он начинает думать, стоит ему жениться или нет. Как так: сначала неженатый, а теперь женатый. Впоследствии он сбегает из-под венца, что самое ироничное в этой ситуации, подобное поведение более характерно для женщин. Данный факт подчеркивает женоподобность персонажа. В нем нет мужской воли и внутреннего стержня. Он не способен содержать и заботиться о собственной семье.

Кочкарев же является полной противоположностью Подколесину. Он очень активен, не может сидеть без дела и наблюдать за происходящим.

«Женитьба», анализ комедии Гоголя

История создания

Комедия Гоголя «Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.

Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.

В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова. Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», – комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Читайте также:
«Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души»: сочинение

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.

Женитьба

Заметки к постановке «Женитьбы» Гоголя

Спектакль хочется поставить как комедию на первом плане и как драму – на втором. Драма – в сложности выбора: жениться или не жениться. Николай Васильевич Гоголь так и не женился, хотя, говорят, бывал влюблён.
В 1829 году Гоголь внезапно уезжает за границу. О причинах пишет матери: “. ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока. И послана на жизненном пути, дабы лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой”. Некоторые исследователи считают эту романтическую историю вымыслом юного Николая. Фантазия или нет – в данном контексте не важно; главное, что «лишить меня покоя» стало темой «Женитьбы», первый вариант которой Гоголь датирует 1833 годом.

В 1839 году Николай Васильевич сватается к Анне Михайловне Вильегорской и получает отказ. Он продолжает работать над «Женитьбой», первая постановка которой состоялась в 1842 году.

В середине 40-х Гоголь был в переписке с Александрой Осиповной Смирновой-Россет. По этому поводу Аксаков пишет: “Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны” (Смирновой было около сорока).

Это, пожалуй, всё, что известно о личной жизни Гоголя. Итак, он сватался и не женился, как Подколесин. Из чего можно заключить, что «Женитьба» в некоторой степени сочинение автобиографическое.

Действие пьесы начинается с того, что Подколесин требует отчёта у Степана о пошивке фрака и сапог. У Гоголяя была слабость к фракам и сапогам. Вот выдержки из его письма к приятелю: «нельзя ли заказать . портному самому лушему фрак для меня? . Напиши, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны».

Характеризуя свои персонажи, Гоголь непременно описывает их сапоги. Так что некоторое соотнесение героя и автора будет кстати в юбилейной (к 200-летию со дня рождения Гоголя) постановке.

Читайте также:
О знаменитой фразе городничего: сочинение

Возвышение героя над уровнем рядового обывателя было подмечено ещё современником Гоголя А. Григорьевым – «Ты не Гамлет, ты Подколесин». И в постановке Эфроса в Театре на Малой Бронной, Подколесин пусть полупародийный, но «русский Гамлет», решающий вопрос не «быть или не быть?», а «жениться или не жениться?».

Подколесину лет 35, он надворный советник (армейский эквивалент – полковник). И остальные женихи – соперники Подколесина – немолоды. То-есть, женитьба для них это кардинальное изменение сложившегося холостяцого уклада, «лишение покоя». Серьёзное потрясение, которое они с удовольствием избежали бы, когда не ощущение неполноценности своего одинокого существования. Человек должен оставить след, потомство. Именно это противоречие раздирает каждого из женихов.

С одной стороны оно заставляет их добиваться Агафьи Тихоновны, но с другой сковывает, делает недостаточно решительными. Поэтому всех постигает неудача. Другие проигрывают в конкурентной борьбе, а победитель – Подколесин – неожиданно¬ для самого себя бежит из под венца, выпрыгнув в окно.

Действие начинается с того, что Иван Куэьмич лежит на диване. Диван – место его отдохновения и размышления. Кто знает, может диван Подколесина – родственник будущему ложу Обломова. Да и Лев Ландау, говорят, обдумывал свой курс теоретической физики, лёжа на диване.

Подколесин – мыслитель, а его приятель Кочкарёв – деятель. В «Женитьбе» Кочкарёв является главной пружиной действия. Почему-то ему вздумалось во что бы то ни стало женить Подколесина. Он и сам недоумевает зачем. Такая уж, видно, у него от природы деятельная натура. Просится на ум аналогия: Подколесин-Кочкарёв и Обломов-Штольц.

Подколесин колеблется, боясь лишиться холостяцкого покоя, а Кочкарёв, погоняя судьбу, действует методом проб и ошибок: сам неудачно женился, так хочет посмотреть, как это будет у приятеля. Он спешит, потому что знает, что Подколесин ненадёжен, может затянуть дело, а то и вовсе передумать. И, действительно, Подколесин ускользает, сводя на нет всю кипучую активность Кочкарёва. Кочкарёв – как бы зеркальное отражение Подколесина, его двойник, как позитив и негатив в фотографии.

Степан олицетворяет «простой» народ, который у Гоголя с ленивым любопытством наблюдает барские затеи. Вспомним Осипа, слугу Хлестакова в «Ревизоре», двух мужиков, обсуждающих бричку Чичикова в «Мёртвых душах». Степан – персонаж того же типа.

Он прекрасно понимает, что барину «хочется и колется» жениться, и с полным сознанием ситуации отвечает на вопросы Подколесина по поводу сюртука и сапог. Он, как бы даже, подыгрывает барину в его холостяцких терзаниях.

Сваха, Фёкла Ивановна, представляет в пьесе здравый смысл (в его упрощённой бытовой форме). Ей с первой сцены, а по сути ещё раньше, ясно, что Подколесин с его терзаниями – жених ненадёжный. А когда дело сватовства перехватил Кочкарёв, отговаривает Агафью Тихоновну от такого жениха. Фёкла, хотя и не предвидела, что жених выпрыгнет в окно, но чутьё подсказывало: сватовство Подколесина добром не кончится.

Фёкла Ивановна – средоточие комического начала, в противоположность женихам и Агафье, которые, несомненно, несут и драматический заряд из-за неудачи чаемой жизненной перемены.

Агафья Тихоновна, купеческая дочь, хочет повысить свой социальный статус, выйдя замуж за дворянина. Покойный батюшка, Тихон Пантелеймонович, был категорически против, вот дочь и несколько засиделась в девках. Но теперь Агафья сама себе хозяйка, тётка ей не указ. Поэтому выбирает не какого ни есть, а «хорошего дворянина». Образ Агафьи надо приподнять над бытовым уровнем. Она хочет не просто хорошего мужа, а лучшей, более «высокой» жизни.

Но обязательно должна быть выделена любовная интрига. Агафья Тихоновна и Иван Кузьмич влюбились с первого взгляда, их диалог наедине (явление 14 второго действия) – обьяснение в любви. Под каждой репликой должен быть подтекст «вы меня очаровали» или «я от вас без ума». Здесь ни в коем случае нельзя играть текст, надо вскрыть прикрываемые им чувства.

Трое женихов-дворян (в отличие от терзаемого сомнениями Подколесина) безусловно хотят жениться. Обстоятельный экзекутор Яишница интересуется, главным образом, приданным. Отставной пехотный офицер, «субтильный» Анучкин, мечтает о жене, говорящей по-французки (сам не умеет). Отставной моряк Жевакин в семнадцатый (!) раз сватается и всё неудачно. Это траги-комические персонажи.

Из монолога Жевакина о своём фраке мы узнаем, когда происходит действие пьесы. «В восемьсот пятнадцатом вышел в отставку, только перелицевал: уж десять лет ношу. ». Следовательно, Подколесин выпрыгнул в окно в 1825 году!

Какие ассоциации у нас вызывает этот год? Конечно, выступление декабристов. Оно было связано со смертью Александра Первого, о ком Пушкин писал: «Правитель слабый и лукавый. над нами царствовал тогда». Александр обещал дать России конституцию и отменить крепостное право, да так и не собрался – тоже «выпрыгнул в окно», как Подколесин.

Читайте также:
Любовь, способная на чудо (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»): сочинение

У меня нет и тени сомнения, что Гоголь не имел в виду этой аллюзии. Но он же гений, у него могло это нечаянно получиться. Намеченное, но так и не состоявшееся судьбоносное решение не раз встречается в истории России. Не дал конституцию и Александр Второй. Не выжила демократическая республика в 1917 году. Вот какие ассоциации может вызвать Агафья Тихоновна, от которой убежал жених.

Агафья Тихоновна хотела бы «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича». Тут невольно возникает параллель с тем, как в России пытаются совместить азиатскую деспотию и европейский порядок. Намекнуть на этот второй план можно при помощи декораций, которые могут включать такие элементы, как шлагбаум, фото Сенатской площади, двуглавый орёл.

На первом плане постановка должна быть очень смешная, в пьесе для этого всё есть. Как всегда, комизм – в несоответствии целей и средств, в череде ошибок и путаницы. Это всегда смешит публику, хотя по сути грустно.

Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя Женитьба: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
        • Вечера на хуторе близ Диканьки
        • Вий
        • Мертвые души
        • Ревизор
        • Тарас Бульба
        • Шинель
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Сочинение по русской литературе

Отзыв на пьесу Н.В. Гоголя «Женитьба»

Пьеса Н.В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и самых разноречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он вывел на сцену «маленьких людишек» – купцов и мелких чиновников, погрузил читателя в жизнь, проблемы и интересы этих «простых» людей.

И действительно, героиней пьесы становится купеческая дочь Агафья Тихоновна, которой, по всем правилам ее сословия, подыскивает жениха сваха Фекла Ивановна. К невесте сватаются надворный советник Подколесин, экзекутор Яичница, отставной пехотный офицер Анучкин, моряк Жевакин.
«Женитьбу» можно назвать первой русской бытовой комедией нравов. Она показала, что можно описывать и жизнь простых людей. В пьесе есть все, что составляет эту жизнь: смешное и грустное, высокое и низкое. Причем Гоголь реалистически описывает выбранную им среду, не преувеличивая, не используя фантастику. Все это дает основание назвать писателя основоположником и первопроходцем, чьи традиции в дальнейшем будет развивать А.Н. Островский в своих пьесах.
Сюжет комедии прост и незатейлив. Мелкий чиновник Подколесин решает жениться. Мы сразу понимаем, что его больше всего интересует не невеста, у которой он не помнит даже имени, а ее приданое. Но не только это побуждает героя думать о свадьбе. Гоголь показывает, что для «маленького человека» женитьба – очень важное событие в жизни, возвышающее его в собственных глазах. Подколесину кажется, что все – и портной, и сапожник, – узнав о его намерении, должны тут же оценить это важное событие и зауважать героя.
О невесте мы узнаем, что она дочь купца третьей гильдии и хочет в мужья «непременно дворянина». В образе Агафьи Тихоновны Гоголь собрал все типичные черты девушки ее сословия. Героиня все дни проводит дома, скучает и грезит о своем «избраннике». Гоголь показывает невежественность и необразованность купеческой среды: Агафья Тихоновна безоговорочно верит различным гаданиям, суевериям, и определяет свою жизнь, опираясь на них.
О поверхностности героини говорят и те критерии, по которым она собирается выбирать себе жениха. Это, прежде всего, внешние достоинства: возраст, рост, сложение, приятная внешность, фамилия и так далее. Да и у Подколесина в голове есть свой «идеал» жены. Он почему-то убежден, что она непременно должна говорить по-французски, иметь короткий носик…
Очень комичен монолог Агафьи Тихоновны, в котором она пытается выбрать себе жениха. Героиня относится к претендентам как к вещам – пытается сложить из всех них один идеальный портрет: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».
Показывая эти размышления героев и вообще выбирая такую тему, Гоголь, мне кажется, хотел показать фальшивость, лицемерие, искусственность жизни людей. Ведь жениться стоит по любви, имея к человеку какую-то искреннюю привязанность, симпатию. Но об этом герои комедии и не думают. Для них на первом месте – наносное, поверхностное, второстепенное.
Именно поэтому, может быть, так мало счастливых людей видит Гоголь вокруг себя. Именно об этом он и грустит в своей пьесе, демонстрируя, как и всегда у него бывает, «смех сквозь слезы», размышляя о серьезном через смешное, о важном через «мелкое», «пустое».

Читайте также:
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь Ревизор): сочинение

Анализ комедии Гоголя Женитьба

История создания

Гоголь принялся за работу над этой комедией которая называлась ” Женихи” в 1833. В мае 1835 году он прочел некоторые отрывки из этой пьесы Погодину. И приблизительно в это время появилось название «женитьба». Полностью писатель ее дописал за границей 1841 году для сборника сочинений. Гоголь хотел отдать эту пьесу в театр, и его мечта сбылась. Первая премьера состоялась 1842 году в Питере, и второй спектакль в Москве в 1843 году.

Сюжет

Часть I

Произведение начинается с того, что Иван Кузьмич Подколесин, работающий надворным советником, решил жениться. Он решил обратиться со своей просьбой к свахе, после трёх месяцев, когда Иван Кузьмич купил чёрный фрак, и лучшую ваксу для ботинок, пришла сваха Фекла Ивановна и начала нахваливать кандидатуру Агафьи Тиховны – купеческую дочь, которая грезила выйти замуж за дворянина, с её приданным, а именно: каменный дом в Москве, два флигеля, большой огород, это было очень просто, поэтому Фекла сказала нашему герою не терять времени и, хотя бы познакомиться с девушкой. Но была проблема Подколесин был уже немного стар, “у него седой волос уж глядел”. Когда эту фразу сказала Сваха, Иван Кузьмич сильно встревожился и начал рассматривать себя в зеркало, но в этот момент в комнату вошёл Кочкарёв, он узнал о будущей свадьбе своего товарища и решил лично заняться этим вопросом. Кочкарёв начал торопить Ивана, сам Подколесин не хотел делать всё быстро, тогда Кочкарёв начал описывать все прелести женитьбы, позже ему удалось убедить друга, и они пошли к невесте.

В это время Агафья гадала на картах. Она настолько мечтала выйти замуж за Дворянина, что стыдилась своего статуса купеческой дочки, но её тётя Арина Пантелемейновна, напомнила о том, что покойный отец девушки, презирал стыдившихся своего статуса купца. Тётка была уверена, Фекла не найдёт Агафьи мужа, так как Фекла заработала репутацию лгуньи.

Вошла Фекла и сказала, что едут шесть дворян, если же они не понравятся девушке, они сразу же уедут.

Сваха описывала женихов, Балтазар Балтазарович Жевакин был моряком, но в тоже время был беден, Иван Павлович Яичница был очень важным, но Агафье не нравилась его фамилия. Никанор Иванович Анучкин, деликатен, мягко характерный, он желал от невесты, хорошую внешность, воспитание и умение говорить по-французски. Акниф Степанович Пантелеев тихий и скромный, но пьющий. А о Подколесине сваха промолчала.

Иван Павлович Яичница пришёл первый и решил сверить приданное с записями, потом пришёл Анучкин приняв Ивана Павловича за отца девушки, потом пришёл Жевакин и наконец пришли товарищи Подколесин и Кочкарёв. Девушка сконфузилась и ушла в свою комнату, а Кочкарёв пообещал отогнать всех женихов, если Иван Кузьмич решит женится.

Часть II

Агафье было сложно выбрать жениха, она хотела взять всё хорошее из женихов и получить “Идеал”, но в её размышления прервал Кочкарёв, который посоветовал прогнать всех кандидатов, оставив только Ивана Кузьмича, в дверь постучали и Кочкарёв решил удалиться, позже зашёл Яичница, Агафья с ним поговорила, после того как Жевакин и Анучкин тоже зашли в комнату, они все были прогнаны из покоев невесты, тем временем Кочкарёв не терял времени и начал врать всем женихам, Яичнице он сказал, что дом заложен, а у Агафьи не гроша за душой, Анучкину, что девушка не говорит по-французски, а вот Жевакин не отказывался ни в какую, но после обещания найти новую жену, лучше Агафьи, он отказался.

Вроде всё Подколёсин единственный претендент на руку невесты, но после беседы с Агафьей, Иван Кузьмич решил подумать о плюсах и минусах брака и испугавшись он решил сбежать через окно.

Никто не понял куда делся жених, но, когда все всё поняли, Арина Пантелеймоновна обвинила Кочкарёва в подлости, на которую их дворянства хватает.

Читайте также:
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА: сочинение

Тема: борьба парней за девушку, боязнь что после их женитьбы жизнь изменится. Произведение выстроено четко по плану. Все обыграно вокруг главного события.

Герои: Дуняшка, Степан, Стариков, Анучкин, Кочкарев, Подколесин, Фекла, Пантейлемоновна, Жевакин, Купердягина, Жевакин.

Композиция

Композиция пьесы закольцована: у пьесы одинаковое начало и конец. Интригу комедии Манн Ю назвал миражной. ” Миражность” и закольцованность передают сущность и свойства русской жизни.

Вариант 2

Вся пьеса Николая Васильевича описывает поведения героев, которые готовятся к потенциальному браку. К дочери купца по имени Агафья Тихоновна приходят свататься разные женихи, в том числе и Подколесин. У девушки стоит цель – выйти замуж за дворянина. Подколесин очень ленив и нерешителен. Его свахе и другу по фамилии Кочкарев приходится затратить множество усилий только для того, чтобы уговорить герой поехать и посмотреть на невесту. Тот всё время лежит на диване и размышляет, а как это может быть. Он боится перемен. Герой не знал, что к Агафье набиваются еще несколько женихов. Каждый имеет свои условия: один требует приданое, другому необходимо, чтобы жена имела знание французского языка.

Кочкарев умело создает такие условия, в которых Подколесин остается единственной кандидатурой на мужа Агафьи. Девушка выбирает его. В один момент другу надо было отправиться по делам. Жених же, измотанный терзаниями, связанными с нерешительностью, попросту сбегает через окно. В этом произведении пересекается комизм и трагичность ситуации. В этом можно увидеть разнообразие типажей общества русских людей.

Произведение знакомит читателя с людей, которые представляли разные сословия и работали на разных должностях. Тут фигурируют: и дочь купца, офицер в отставке, советник, моряк, свахи. Кого только нет. Главная героиня Агафья Тихоновна желает стать дворянкой, поэтому ее желание вступить в брак с представителем дворянства очень даже закономерно. Девушка не озабочена внутренним содержанием своего избранника, поэтому опирается только на внешность. Ее все время что-то не устраивает. То нос, то губы не те. Ей хотелось бы видеть нечто среднее между всеми претендентами.

Подколесин – очень нерешительный персонаж, он не способен ни на какое действие, очень инертен и инфантилен. По началу он постоянно лежит на диване и откладывает всё на потом. Позже он начинает думать, стоит ему жениться или нет. Как так: сначала неженатый, а теперь женатый. Впоследствии он сбегает из-под венца, что самое ироничное в этой ситуации, подобное поведение более характерно для женщин. Данный факт подчеркивает женоподобность персонажа. В нем нет мужской воли и внутреннего стержня. Он не способен содержать и заботиться о собственной семье.

Кочкарев же является полной противоположностью Подколесину. Он очень активен, не может сидеть без дела и наблюдать за происходящим.

Анализ комедии Женитьба Гоголя

Несколько интересных сочинений

Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

Умение мечтать – прекрасное свойство человеческого мозга. Мечтая, человек визуализирует свои желания. Это помогает быстрее достичь поставленной цели. Но, к сожалению, не всем мечтам суждено сбыться.

Рассказ «Певцы» вошел в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Вначале автор описывает село Колотовка, разделенное на две части оврагом. Рассказчик уделяет большое внимание пейзажу, вникая в каждую деталь

Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

Русский театр в Петербурге. Женитьба… сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»). Русская боярыня XVII столетия… Соч. П. Г. Ободовского (fb2)

Виссарион Григорьевич Белинский Русский театр в Петербурге. Женитьба… сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»). Русская боярыня XVII столетия… Соч. П. Г. Ободовского

Женитьба, оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)

В ожидании выхода полного собрания сочинений Гоголя [1] скажем здесь несколько слов о характерах в новой комедии его «Женитьба». Подколесин – не просто вялый и нерешительный человек с слабою волею, которым может всякий управлять: его нерешительность преимущественно выказывается в вопросе о женитьбе. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах. Пока вопрос идет о намерении, Подколесин решителен до героизма; но чуть коснулось исполнения – он трусит. Это недуг, который знаком слишком многим людям, поумнее и пообразованнее Подколесина. В характере Подколесина автор подметил и выразил черту общую, следовательно, идею. Подколесин покоряется одному Кочкареву, потому что тот нахал, которому не уступить – значит решиться на историю, конечно, не опасную, но зато неприличную, а одно стоит другого. Кочкарев – добрый и пустой малый, нахал и разбитная голова. Он скоро знакомится, скоро дружится и сейчас на ты. Горе тому, кто удостоится его дружбы! Кочкарев переставит у него по-своему мебель в комнате, да еще будет ругать, если тот не усердно будет помогать ему распоряжаться в своем доме. Кочкарев навяжет другу своего портного, своего сапожника не потому, чтоб убежден был в их превосходстве, а для того только, чтоб сказать: «Я рекомендовал». Кочкарев хочет, чтоб все шло и делалось через него и чтоб все говорили: «Этот человек на все руки». Для этого он готов хлопотать, биться до поту лица, перенести что угодно. Друг его сбирается купить дом: у Кочкарева уж есть на примете дом – отличнейший во всех отношениях, именно такой, какой нужен его другу; он сам, правду сказать, и не был в этом доме, но готов сейчас же расписать расположение его комнат, доказать его удобство, выгодность, побожиться за достоинство каждой половицы, каждого стропила. Если друг не захочет смотреть этого дома, он потащит его, будет упрашивать, умолять, а в случае решительного отказа рассорится с другом посвоему: назовет его и «свиньей» и «подлецом». Первые слова его свахе, которую застал он у Подколесина, были: «Ну, послушай, на кой черт ты меня женила?» Из этого видно уже, что женитьба не очень осчастливила его и что не ему бы хлопотать о женитьбе других. Но не тут-то было: проведав о чужом деле, он уже похож на гончую собаку, почуявшую зайца; чтоб похлопотать, он описывает женитьбу самыми обольстительными красками, какие только может ему дать его грубая фантазия. И потому, если актер, выполняющий роль Кочкарева, услышав о намерении Подколесина жениться, сделает значительную мину, как человек, у которого есть какая-то цель, – то он испортит всю роль с самого начала. В конце пьесы Кочкарев, взбесившись на Подколесина, сам говорит: «Да если уж пошло на правду, то и я хорош. Ну, скажите, пожалуйста, вот я на вас всех сошлюсь: ну не олух ли я, не глуп ли я? Из чего бьюсь, кричу, инда горло пересохло? Скажите, что он мне? родня, что ли? И что я ему такое – нянька, тетка, свекруха, кума, что ли? Из какого же дьявола, из чего, из чего я хлопочу о нем, не знаю себе покою, нелегкая прибрала бы его совсем? – А просто черт знает из чего! Поди ты, спроси иной раз человека, из чего он что-нибудь делает!» В этих словах – вся тайна характера Кочкарева. Жевакин – не кривляка, не шут: это старый селадон, а потому и щеголь, несмотря на свой старинный мундир. Куда бы ни занесла его судьба – хоть в Китай, не только в Сицилию, – он везде заметит одно только: «розанчики этакие». Кроме «розанчиков», для него ничто на свете не существует. – Анучкин – человек, живущий и бредящий одним – высшим обществом, которого он никогда и во сне не видывал и с которым у него нет ничего общего. Он почитает себя образованным человеком и, услышав о Сицилии, сейчас захотел узнать, говорят ли там «барышни» по-французски. Барышни, французский язык и обхождение высшего общества – в этом для него и смысл жизни и цель жизни, и, кроме этого, для него ничто не существует. Много попадается Анучкиных на белом свете: они-то громче всех хлопают актерам и вызывают их; они-то восхищаются всяким плоским и грубым двусмыслием в водевиле и осуждают пьесы за неприличный тон; они-то не любят ни на сцене, ни в книгах людей низкого звания и грубых выражений. Анучкин – в высшей степени типическое лицо, для представления которого на театре нужно много ума и таланта. – Пятое действующее лицо – Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге, – стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее – наивность, отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. В обществе никто не станет стараться смешить других на свой счет, а сцена должна быть зеркалом общества…

Читайте также:
Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”: сочинение

Лицо свахи в «Женитьбе» есть одно из самых живых и типических созданий Гоголя. Бойкость, яркость движений, трещоточный разговор должны быть прежде всего схвачены актрисою, выполняющею эту роль; малейшая вялость, тяжеловатость сейчас испортят дело. Это баба, наметавшаяся в своем ремесле; ее не расстроит никакое обстоятельство, не смутит никакое возражение; у нее готов ответ на всякий вопрос.

Невеста спрашивает сваху про одного из женихов, не пьет ли он. «А пьет, не прекословлю, пьет! Что же делать? Уж он титулярный советник, зато такой тихий, как шелк», – отвечает сваха и, в утешение, прибавляет: «Впрочем, что ж такого, что иной раз выпьет лишнее? Ведь не всю же неделю бывает пьян – иной день выберется и трезвый». Про другого она говорит: «Немножко заикается, зато уж такой скромный» [2] .

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью – бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство.

Русская боярыня XVII столетия. Драматическое представление в одном действии, с свадебными песнями и пляской, соч. П. Г. Ободовского

Трагедия, водевиль и балет, вместе взятые, составляют «драматическое представление», по мнению знаменитых драматургов Александрийского театра – гг. Полевого и Ободовского. У них, как у истинных гениев, своя логика и своя эстетика! Собственно «драматизм», по этой оригинальной логике и глубокомысленной эстетике, должен заключаться в внезапных встречах отцов с детьми, мужей с женами, любовников с любовницами. Окончание всегда должно быть счастливое – торжество добродетели, наказание порока: это уж для нравственности. Сочинив такой замысловатый рецепт из таких простых и дешевых снадобий, сии достойные драматурги много уже составили по нем прекраснейших «драматических представлений», которые достойно удивили и восхитили публику Александрийского театра. Не станет ничьей памяти сосчитать, в который уже раз г. Ободовский удостоился лаврового венка Софокла, когда восхищенная и до глубины тронутая публика Александрийского театра так единодушно хлопала, слушая восхитительное пение г-жи Гусевой и смотря на очаровательную пляску г-жи Каратыгиной. Содержание «Боярыни XVII столетия» состоит в том, что в деревню и дом жены псковского воеводы Морозова пожаловал невзначай отряд шведов, которые напились пьяны, заставили Морозову (назвавшуюся женою дворецкого) плясать, и предводитель их клялся, если найдет семейство Морозовых, отомстить ему за смерть своего отца; а Морозова призрела у себя взятого вместе с мертвыми с поля битвы старика шведа; и вот, как предводитель отряда наконец узнал, что он в доме у Морозовой и что она его одурачила, то и начал «клятися и ратитися», махать руками и кричать, да и схватился было за меч; тогда Морозова бросается с своим малолетным сыном в комнату, где стоял бочонок с порохом, и, в великолепном монологе, не жалея груди, грозит поднести свечу к бочонку; но как в таком случае погибла бы добродетель и восторжествовал бы порок, а сверх того, и взрыв большой избы, набитой народом, неудобоисполнителен на сцене, то по всем сим причинам вдруг выздоравливает старик швед и с криком: «Сын!» бросается к начальнику шведского отряда, а тот кричит: «Родитель мой!» и бросается к старику, а раек хлопает… Очевидно, что содержание нового «драматического представления» г. Ободовского есть не что иное, как переложение русской истории на римские нравы, по незнанию русских нравов… Сочинители известного разряда не понимают, что каждый народ доблестен по-своему, в своих формах – русские по-русски, римляне по-римски, что Пожарский, Минин и Сусанин совершили свои великие дела без монологов из расиновских трагедий, не рисуясь по-театральному. Но угадывать форму идеи есть дело таланта: посредственность все представляет в одинаковых реторических формах. Впрочем, как пение г-жи Гусевой и пляска г-жи Каратыгиной, так и «драматическое представление» г. Ободовского совершенно пришлось по вкусу некоторой части публики: автор был вызван, и мы сами слышали, как многие, даже весьма почтенные люди, то есть люди в летах и с весом, говорили: «Вот это – пьеса; это не то, что какая-нибудь «Женитьба»!» Именно, совсем не то – мы согласны с этим…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: