Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»: сочинение

Почему Гоголь назвал Мертвые души поэмой, а не романом?

Поэмой называется лирический жанр с моментами эпоса, в котором иллюстрируются исторические события из жизни персонажей, также там происходит оценка и восприятие самого автора. Данное произведение можно по праву назвать гениальным в истории русской и мировой литературы. Эту поэму можно классифицировать как пиковое творчество автора. Она иллюстрирует современность Гоголя в период николаевской России, ее бюрократическую систему с упадом крепостного права. В «Мертвых душах» показано то, как может пасть человеческая личность.

В авторском видении Гоголя, которое было навеяно идеями Александра Сергеевича Пушкина, мы можем понять, что писатель способен понимать персонажей и чувствовать их душу лишь из нескольких описаний и характеристик, что дает ему качество действительно талантливого человека. Именно благодаря этой черте профессионала и отдал столь интересный сюжет Пушкин. Изначально автор рассчитывал на несколько частей произведения. По его задумке, в следующих частях должно было быть показано то, как преобразуются персонажи в лучшую сторону, а Чичиков меняется до неузнаваемости. Вначале Гоголь хотел присвоить данной работе жанр романа, однако, уже в тысяча восемьсот тридцать шестом году, он пишет письмо Жуковскому, в котором позиционирует произведение как поэму. Это произошло благодаря тому, что в нем наблюдалось множество лирических и чувственных моментов, которые и помогли автору сделать такой вывод.

С точки зрения философии, данная поэма наполнена смыслом, который показывает персонажей с различной точки зрения, характеризуя их как неопределившихся, имеющих пороки, людей. Гоголь видел себя творцом, который хотел поделиться столь интересной историей с читателем, дабы показать современные существующие реалии того времени, которые определялись поступками персонажей. Он хотел указать истинный путь, который подходил бы как для простого народа, так и для власти того времени. Это и позволило определить жанровую специфику подобным образом, аналогов которому крайне мало и по сей день. Внутри данной поэмы возникает еще одна, которая дополняет образ того, что лирика произведения полна ярких событий и эмоций.

В одном из лирических отступлений, автор производит сравнение дороги и жизни в судьбе человека. Дорога, по которой проходит или проезжает тот или иной персонаж, показывает тот путь, который выбирает персонаж в своих делах и поступках.

Сочинение 2

“Мертвые души” воистину шедевр русской классической литературы. Но при прочтении названия, у рядового читателя может возникнуть закономерный вопрос, почему произведение Николая Васильевича Гоголя имеет такое странное название “Мертвые души”. Для того, чтобы ответить на этот не простой вопрос, нужно целиком окунуться в это удивительное произведение.

Впервые прочитав название поэмы, можно подумать, что речь в рассказе пойдет о чем-то зловещем, мистическом или загадочном. Но это совсем не так, только начав читать, все сразу становится понято. Есть некий аферист Чичиков, который скупает документы у помещиков на мертвых крестьян. Чичикова интересуют только деньги, он любым методом хотел разбогатеть и нравственность такого вопроса, как умершие люди его совершенно не интересовали. Скупая документы, он перепродавал их опекунскому совету, выдавая их за живых, и получал не малые деньги за такие махинации. Это и называли мертвые души, которые по документам числились живыми, но самих людей уже давно не было на белом свете. Но в произведении Николая Васильевича Гоголя, название возможно скрывает куда более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Возможно, автор имел ввиду самих помещиков, которые ходили по домам умерших крестьян и собирали документы или же самого Чичикова, который скупал эти самые документы. Этих персонажей не интересовало ничего кроме денег, эгоизм и лицемерие поглотило их целиком, и такой образ жизни свидетельствовал об их душевной пустоте. Можно сказать, у них душа мертва, раз занимаются такими безбожными вещами. Достаточно лишь вспомнить, как Гоголь описывал этих людей и их жилище.

В самой поэме, автор также описывает проблему тех лет, так как таких как Чичиков было очень много. Аферисты скупали мертвые души и продавали их, в те времена данная проблема никак не контролировалась и не наказывалась по закону, все сводилось к тому, что грань между живыми и мертвыми исчезала. Те, кто продавал и покупал такие документы, теряли свою человечность и убивали свою душу. Когда-то бессмертная и бесценная душа приобретала цену, цену за которую люди теряли облик человека.

Из сказанного можно сделать вывод, что название Мертвые души имеет сразу двойной смысл. Первый – прямое название. В самом начале произведения, персонажи так называли умерших крестьян, а погружаясь в повествование, можно сделать вывод, что Гоголь имел ввиду мертвые души тех людей, которые занимались таким мошенничеством, тем самым убивая свою душу.

Почему поэма Гоголя называется Мертвые души

Популярные сочинения

Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает

Быть привлекательным очень важно, ведь каждый сначала смотрит на внешность, а не на внутреннюю составляющую человека. Не зря народная мудрость гласит встречают по одёжке, а провожают по уму

Великий русский поэт Пушкин оставил после себя огромное наследие в разных жанрах литературы. Многие восхищаются прекрасным слогом Пушкина, его даже называют создателем современного литературного языка, которым мы пользуемся до сих пор.

Почему Гоголь назвал Мертвые души поэмой, а не романом?

Поэма как жанр

В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского. Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой. Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

Что же отличает поэму от других жанров?

  • присутствие лирических отступлений;
  • в основе повествование о каком-либо событии;
  • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
  • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
  • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
  • присутствие антигероев.
Читайте также:
Поэтика Гоголя: сочинение

Композиция поэмы

С точки зрения композиционного построения, поэму можно разделить на три части. В первой из них читатель знакомится с помещиками. Каждому из них автор посвятил отдельную главу. При этом последовательность глав выстроена таким образом, чтобы при переходе к следующему персонажу происходило усиление отрицательных качеств.
Во второй части дана широкая характеристика жизни губернского города. Основное место здесь отводится изображению нравов чиновничьей среды.

В третьей части рассказана история жизни главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Если в начале произведения Чичиков кажется загадкой, то здесь автор раскрывает его истинное обличье, оказавшееся весьма неприглядным.

Еще одна из особенностей произведения, приближающая его к жанру поэмы, — многочисленные лирические отступления, самым прекрасным из которых являются строки о русских просторах и о птице-тройке. В них, после нарисованной мрачной картины российской действительности, автор выражает веру в великое будущее родной страны.

Истинный масштаб произведения Гоголя, эпичность изложения и глубокий лиризм позволяют понять правоту писатель, назвавшего «Мертвые души» поэмой.

Почему «Мертвые души» – поэма?

«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.

Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.

Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.

Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.

Признаки поэмы

В стандартном понимании поэма представляет собой довольно крупное произведение в стихах. А сам текст организовывается в виде повествовательного сюжета. В произведении этого жанра также должны быть переплетающиеся элементы лирики и эпоса. Если кратко попытаться определить основные признаки поэмы, то явно можно выделить три пункта:

  1. Лирические отступления.
  2. Эпичность.
  3. Обобщение.

Применительно к рассматриваемому произведению Гоголя первый названый пункт выполняется на сто процентов. Автор щедро и гармонично насытил текст лирическими отступлениями, которые так мастерски введены, что иногда становится непонятно, какие размышления представлены автором.

Лирика в произведении подчёркивает широту текста, а также помогает читателю лучше понять и прочувствовать искренние переживания писателя за будущее страны. А наиболее яркие лирические отступления в сочинении Николая Васильевича встречаются в упоминаниях о меткости языка и незабываемых впечатлениях юности. На стихи похожи также высказывания и описания необъятных просторов Родины и её красоты. Отдельно стоит выделить строки, посвящённые быстрой езде — они читаются как песня.

Образы отступлений у Н. В. Гоголя прописаны настолько мастерски и с реализмом, что могут являться изолированными произведениями, которые можно вырвать из контекста и читать как отдельную поэму.

По второму признаку произведение Николая Васильевича также соответствует жанру поэма. Он для каждого персонажа выделяет отдельные главы, где описывается быт и формирование характера героя. При этом описание происходит на фоне реальных исторических действий.

И, наконец, обобщение. Конечно, герои «Мёртвых душ» сильно отличаются друг от друга, но все они относятся к помещичьему сословию России того времени. Любой образ (Ноздрёва, Манилова или Собакевича) обобщает большое количество людей. Подобных им представителей помещиков можно было найти как в столице, так и в любой губернии.

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

Популярные сочинения

  • Сочинение Конфликт разума и чувств
    Как говорил знаменитый русский писатель М. Пришвин, есть чувства, которые восполняют и затемняют разум, также есть и разум, который способен охладить даже самые искренние чувства.
  • Сочинение Мой любимый певец
    Сегодня мне хочется поделиться информацией о том, кто был кумиром для меня в моем детстве. Это одновременно грустная и смешная история, которая понравится всем.
  • Красота природы — сочинение (рассуждение)
    В мире существует огромное количество интересных и красивых вещей, которые притягивают наше внимание разными сторонами. Это наука, разные виды искусства, знаменитые люди. Ярким пятном среди них выделяется окружающий нас мир со своими особенности.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Поэма «Мёртвые души»

Гоголя мучило, что Россия одержима духами зла и лжи, что она полна рож и харь, и трудно в ней найти человека. Н.А. Бердяев В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он сам хотел сделать что-то вроде поэмы, и которого, по словам его, он не отдал бы другому никому. Это был сюжет «Мёртвых душ».

Читайте также:
Основа комедийности пьесы «Ревизор»: сочинение

История работы над «Мёртвыми душами» была долгой и охватила почти всю творческую жизнь писателя:

1835, 7 октября — начало работы над произведением;

1842, май — публикация первого тома;

1845, июль — сожжение первого варианта второго тома;

1852 — сожжение второго варианта второго тома.


Обложка первого издания «Мёртвых душ» была сделана по эскизу Гоголя

Замысел поэмы в трёх томах возник после того, как Пушкин рассказал Гоголю о том, как в городе Бендеры беглые крепостные крестьяне пользовались паспортами умерших жителей, поэтому по официальной статистике в городе никто не умирал. В течение шести лет, с 1835 по 1841 годы, создавался первый том, который в 1842 году был опубликован под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Варианты второго тома Гоголь дважды сжигал (от второго тома уцелели лишь отдельные черновые фрагменты четырёх глав), а третий том так и не был написан. До сих пор нет единого мнения о том, сознательно или случайно Гоголь сжёг полностью написанный вариант второго тома в 1852 году. Существует также гипотеза, что Гоголь сжёг только черновики своих рукописей, а текст второго тома сохранился, но не найден.

Трёхчастная структура поэмы должна была соответствовать «Божественной комедии» Данте: в первом томе, где нет положительных героев, Гоголь показал «ад» российской жизни; во втором томе предполагалось провести Чичикова через «чистилище»; а в третьем томе возрождённые Чичиков и Плюшкин должны были показать путь к светлому будущему России. В результате только первый том поэмы мыслится как завершённое произведение и в таком виде читается и изучается в школе.

Проблема жанра связана с тем, что Гоголь назвал своё прозаическое произведение поэмой. Интересно, что в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года (именно эта дата считается официальным началом работы над произведением) Гоголь называл «Мёртвые души» «предлинным романом, который, кажется, будет сильно смешон». Впоследствии писатель отмечал, что новое произведение не похоже ни на роман, ни на повесть. Строго говоря, нельзя называть «Мёртвые души» романом уже в силу того обстоятельства, что в сюжете произведения отсутствует любовная линия. Однако и поэмой обычно называют большое стихотворное произведение. Предполагается, что термин «поэма» использован Гоголем в его античном смысле: поэмой называли большое по объёму и масштабное по замыслу и значимости изображаемых событий произведение. Например, самыми известными древнегреческими произведениями являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а в римской литературе важнейшей была поэма Вергилия «Энеида». Тем не менее, критик В.Г. Белинский называл «Мёртвые души» романом и ставил их в один ряд с «Евгением Онегиным» и «Героем нашего времени», что отчасти справедливо: именно эти три произведения оказали существенное влияние на расцвет русского романа второй половины 19 века.

Название поэмы для современного читателя звучит привычно и не вызывает никаких возражений. Однако для современников Гоголя словосочетание «мёртвые души» выглядело странно, как сочетание несочетаемого. До Гоголя это выражение никогда в литературном языке не использовлось. Не случайно один из авторитетнейших филологов 19 века профессор Московского университета М.П. Погодин писал Гоголю, что сочетание «мёртвые души» в русском языке невозможно, так как душа считалась бессмертной. Разумеется, название поэмы было многозначным, но это осознали немного позже. Одним из первых это почувствовал А.И. Герцен, написавший: «…не ревизские — мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы — вот мёртвые души, и мы их встречаем н каждом шагу».


Схема «распила» государственных средств, описанная в 11-й главе поэмы

Сюжет поэмы представляет собой единое целое благодаря образу главного героя — путешествующего Чичикова. От главы к главе меняется пространство поэмы, меняются персонажи, остаётся неизменным только Павел Иванович Чичиков, за которым читатель следует вместе с автором. Интересно, что с каждой последующей главой пространство поэмы расширяется: если в первой главе мы видим Россию в масштабе губернского города NN, то затем автор знакомит нас с пятью помещичьими усадьбами, в рассказе почтмейстера о капитане Копейкине появляется Петербург, а в финале поэмы автор размышляет уже о судьбе всей России. Эти размышления опять-таки связаны с главным героем поэмы. Именно Чичиков — открытие Гоголя. Это принципиально новый для русской литературы герой, контрастно противопоставленный в первом томе чиновникам и помещикам. Чичиков энергичен, предприимчив, находчив, деятелен. Придуманный Гоголем сюжет позволил окинуть взором всю Россию, все её социальные слои. Губернский город и его чиновники в первой главе напоминают уездный город и его обитателей в комедии «Ревизор». Усадьбы и характеры помещиков позволяют понять, какова Россия уходящая. Помещик Собакевич расхваливает своих крестьян так, что мёртвые души предстают как живые, а вторично крестьяне оживают в эпизоде размышления Чичикова на списком приобретённых им умерших крестьян. Именно разнообразие картин, множество разнохарактерных персонажей, обилие деталей делают «Мёртвые души» уникальным произведением, всесторонне отразившим общественную жизнь России середины 19 века.

Авантюристическое предприятие Чичикова окажется не единственным в его плутовской жизни. В финале первого тома мы видим уже почти разоблачённого Чичикова убегающим из города. И в этот момент автор задаётся вопросом о том, куда летит «птица-тройка» Русь.

Поэма как жанр, ее основные особенности. «Песня про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова как поэма

Поэма как жанр

В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского. Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой. Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

Что же отличает поэму от других жанров?

  • присутствие лирических отступлений;
  • в основе повествование о каком-либо событии;
  • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
  • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
  • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
  • присутствие антигероев.
Читайте также:
Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души»: сочинение

Поэма

Различные виды искусства не существуют в абсолютной изоляции – они заимствуют друг у друга не только темы и сюжеты, но и понятия. В музыке прижился термин, пришедший из литературы – поэма. Что же представляют собой музыкальные поэмы, и когда возник этот жанр?

Поэмы в музыке бывают разные – и первой по времени возникновения является симфоническая поэма. Ее «отцом» считается венгерский композитор-романтик Ференц Лист, но, разумеется, он создал новый жанр не «с нуля». Непосредственной предшественницей симфонической поэмы можно считать увертюру, которая в XIX столетии сделал важный шаг в своем развитии, отделившись от спектаклей. Конечно, увертюры к оперным и драматическим спектаклям по-прежнему создавались, но наряду с ними – с легкой руки Феликса Мендельсона-Бартольди – появились концертные увертюры, от которых поистине был один шаг до симфонической поэмы, и этот шаг сделал Ференц Лист… Как это произошло? Очень просто – написанную в 1849 г. увертюру «Тассо» он назвал симфонической поэмой и впоследствии именовал так все свои одночастные симфонические сочинения, которых создал немало – всего тринадцать произведений.

Симфонические поэмы Ференца Листа помогут нам понять, чем все-таки поэма отличается от увертюры – и что мешало Листу продолжать называть свои сочинения увертюрами. И то, и другое относится к области программной музыки – то есть такой музыки, содержание которой конкретизировано в словесной форме. Но в самом понятии увертюры отражается ее «прошлое» – связь со сценическим произведением, которое она может (или в принципе могла бы) открывать – ведь даже «Тассо» Лист изначально создавал в качестве оркестрового вступления к постановке трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Торквато Тассо». Но присмотримся к другим листовским поэмам: «Прелюды» по стихотворению французского поэта Альфонса де Ламартина, «Мазепа» по стихотворению Виктора Гюго – эти литературные произведения не ставят на сцене, их только читают, и их уж никак нельзя «открывать» оркестровым вступлением! Тем более это невозможно для фрески, вдохновившей Листа на создание «Битвы гуннов». Таким образом, симфоническая поэма, имея литературную программу, с самого начала своего существования предполагала только концертное исполнение. Вместе с тем, наличие программы было обязательным – не случайно Лист позаимствовал термин из арсенала литературы.

Итак, характерные черты симфонической поэмы – программность, одночастность и концертное исполнение (вне связи с театром). Но она – начиная с поэм Ференца Листа – приобрела еще и специфические черты формы. Можно сказать, что в форме ее слились воедино черты сонатности и цикличности – словно сонатная форма «разрослась» и «поглотила» другие части сонатно-симфонического цикла (медленную часть, скерцо, финал). Соотношение разделов симфонической поэмы напоминает сопоставление тем и разделов сонатной формы – но каждый из них более завершен и самодостаточен, что сближает разделы с частями симфонии. Если в сонатной форме всегда выделяются три раздела – экспозиция, разработка и реприза – то в симфонической поэме может быть больше разделов, и в этом плане композитор более свободен, и для воплощения какого-либо конкретного сюжета такая форма гораздо удобнее.

Лист положил начало жанру симфонической поэмы, инициативу подхватили другие композиторы-романтики. Бедржих Сметана создал поэмы «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», но в особенности прославил его цикл поэм «Моя родина». Симфонические поэмы создавал Камиль Сен-Санс: «Прялка Омалы», «Фаэтон», «Юность Геракла» и самая знаменитая – «Пляска смерти». Важное место занимает жанр симфонической поэмы в творчестве Рихарда Штрауса: «Дон-Жуан», «Так говорил Заратустра», «Тиль Уленшпигель» – это лишь некоторые из его поэм. Примечательно, что у Штрауса мы уже не найдем тех признаков формы, которые связывались с поэмой со времен Листа – композитор выбирает ту форму, которая наиболее пригодна для соответствующего сюжета: сонатное allegro в «Дон-Жуане», вариации в «Дон-Кихоте», сочетание рондо и вариаций в «Тиле Уленшпигеле».

Создавали симфонические поэмы и русские композиторы, и в первую очередь вспоминается Александр Николаевич Скрябин с его «Поэмой экстаза» и «Прометеем» («Поэмой огня»). Впрочем, у Скрябина есть и другие поэмы – фортепианные («Сатаническая поэма», поэма «К пламени»). Поэму для солирующего инструмента можно считать прямым потомком поэмы симфонической.

Наконец, определение «поэма» в ХХ столетии начали применять к некоторым хоровым произведениям – таковы, например, «Десять хоровых поэм» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича или хоровая поэма «Ладога» Георгия Васильевича Свиридова. Примечательно, что одной из своих кантат Свиридов дал заглавие «Поэма памяти Сергея Есенина».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Почему «Мертвые души» – поэма?

«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.

Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.

Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.

Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.

Николай Гоголь, «Мертвые души»

Тема этой поэмы перекликается с некрасовской темой. Здесь также важна дорога. Герой по сюжету ищет не только деньги, но и свой путь.

Главный герой произведения – Чичиков. Он приезжает в небольшой город со своими великими планами: заработать целый миллион. Герой встречается с помещиками, узнает их жизнь. И автор, который ведет рассказ, высмеивает глупые мысли и вздорные пороки элиты того времени.

Читайте также:
Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой: сочинение

У Николая Гоголя получилось хорошо передать социальную действительность, несостоятельность помещиков как класса. И также прекрасно у него описаны портреты героев, отображающие их личностные качества.

Все же автор хотел сделать больше. Он мечтал в следующих томах описать «воскресших героев», но, к сожалению, не смог сам их такими увидеть. И его авторская мысль осталась недосказанной.

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

Значение слова Поэма по словарю Ушакова:

ПОЭМА (по), поэмы, ж. (греч. poiema — творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин. || Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя Мертвые души. Петербургская поэма Достоевского Двойник. Роман Война и мир — героическая поэма о двенадцатом годе. 2. перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца — это целая поэма! 3. Название нек-рых музыкальных произведений (муз.). Поэма экстаза Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Сочинение 2

«Мертвые души» воистину шедевр русской классической литературы. Но при прочтении названия, у рядового читателя может возникнуть закономерный вопрос, почему произведение Николая Васильевича Гоголя имеет такое странное название «Мертвые души». Для того, чтобы ответить на этот не простой вопрос, нужно целиком окунуться в это удивительное произведение.

Впервые прочитав название поэмы, можно подумать, что речь в рассказе пойдет о чем-то зловещем, мистическом или загадочном. Но это совсем не так, только начав читать, все сразу становится понято. Есть некий аферист Чичиков, который скупает документы у помещиков на мертвых крестьян. Чичикова интересуют только деньги, он любым методом хотел разбогатеть и нравственность такого вопроса, как умершие люди его совершенно не интересовали. Скупая документы, он перепродавал их опекунскому совету, выдавая их за живых, и получал не малые деньги за такие махинации. Это и называли мертвые души, которые по документам числились живыми, но самих людей уже давно не было на белом свете. Но в произведении Николая Васильевича Гоголя, название возможно скрывает куда более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Возможно, автор имел ввиду самих помещиков, которые ходили по домам умерших крестьян и собирали документы или же самого Чичикова, который скупал эти самые документы. Этих персонажей не интересовало ничего кроме денег, эгоизм и лицемерие поглотило их целиком, и такой образ жизни свидетельствовал об их душевной пустоте. Можно сказать, у них душа мертва, раз занимаются такими безбожными вещами. Достаточно лишь вспомнить, как Гоголь описывал этих людей и их жилище.

В самой поэме, автор также описывает проблему тех лет, так как таких как Чичиков было очень много. Аферисты скупали мертвые души и продавали их, в те времена данная проблема никак не контролировалась и не наказывалась по закону, все сводилось к тому, что грань между живыми и мертвыми исчезала. Те, кто продавал и покупал такие документы, теряли свою человечность и убивали свою душу. Когда-то бессмертная и бесценная душа приобретала цену, цену за которую люди теряли облик человека.

Из сказанного можно сделать вывод, что название Мертвые души имеет сразу двойной смысл. Первый — прямое название. В самом начале произведения, персонажи так называли умерших крестьян, а погружаясь в повествование, можно сделать вывод, что Гоголь имел ввиду мертвые души тех людей, которые занимались таким мошенничеством, тем самым убивая свою душу.

Другие темы: ← Плюшкин в Мертвых душах↑ ГогольГород в комедии Ревизор →

Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?

Поэма как жанр

В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского. Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой. Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

Что же отличает поэму от других жанров?

  • присутствие лирических отступлений;
  • в основе повествование о каком-либо событии;
  • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
  • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
  • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
  • присутствие антигероев.

Популярные сочинения

  • Составьте рассказ о труде
    Всем нам с ранних лет известна пословица, «Труд сделал из обезьяны человека». Каждый понимает эти слова по своему, и относиться к сказанному так же. Так чему учит данная фраза? Какой смысл заложен в этих словах?
  • Сочинение Илюша в рассказе Бежин луг Тургенева (образ и характеристика)
    В своем творении «Бежин луг» писатель рассказывает об охотнике, который заблудился в лесу, возвращаясь с охоты. После бессмысленного брождения охотник натыкается на открытую лужайку, где сидели 5 мальчишек.
  • Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)
    Одним из второстепенных персонажей в произведении «Преступление и наказание» является Андрей Лебизятников, который также дружит с героем Лужниковым. Он безответственный чиновник
Читайте также:
Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Почему «Мертвые души» – поэма?

«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.

Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.

Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.

Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.

Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой

Когда Николай Васильевич Гоголь задумал создать произведение, ныне носящее название «Мертвые души», он поставил перед собой особую цель – суметь всесторонне изобразить огромную Россию. Писатель осознавал, что для этого ему необходимо будет обратиться к какому-либо не заезженному другими писателями жанру. Еще лишь начиная «Мертвые души», автор записал в дневнике слова о том, что его новое творение не походит ни на роман, ни на повесть, ни на рассказ.

Считается, что идею создания произведения в жанре поэмы дал Гоголю Пушкин, который неоднократно восхищался талантом писателя. И некогда сам хотел создать прозаическую поэму. Но Гоголь воспользовался лишь основой идеи и широко развил ее. О чем не говорил Александр Сергеевич.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Гоголь стал углубляться в сюжет и досконально описывать не только характер героев, но и их жизнь на фоне расстилающихся исторических событий того времени. Определив жанр нового произведения как поэму, писатель, желал выделить те особые черты, что принадлежат данному произведению: эпичность, обобщение и множество лирических отступлений в тексте.

Писатель говорил, что в литературе появился особый тип произведения, являющийся некой серединой между романом и эпопеей. Подобные творения он прозвал меньшими родами эпопеи. В них главным героем был частный человек, деяния которого между тем становились для многих людей значительными.

Такие герои своим поведением обнажали пороки современности, которые другие тщательно пытались скрыть от взгляда общественности. Желая, чтобы его новое произведение считали «меньшим родом эпопеи», Гоголь и называет его поэмой.

Поэма имеет четко выстроенную композицию. Ее главный герой Чичиков ездит по стране с желанием стать владельцем больших денежных средств, всюду покупая мертвые души крестьян за бесценок. Помещики, ставшие продавцами душ – это не просто люди, пожелавшие получить деньжат задаром.

Это придуманные образы, показывающие типичные взгляды, желания и привычки людей того сословия. Автор хотел показать, как низко пали духовные качества русских помещиков. Он желал создать не один, а три тома поэмы, в которой герои все же смогли бы измениться и возродиться морально. О таком повороте в истории России мечтал автор.

Когда ты впервые прочитал это произведение, то осознаешь, что создано оно действительно в нестандартной форме. Навряд ли возможно найти нечто подобное у какого-нибудь другого русского или зарубежного автора. В нем огромная роль отведена лирическим отступлениям. А ведь именно они характерны для поэмы.

В них автор высказывает собственные мысли, ненавязчиво вводит в повествование собственное «я». Первую книгу Гоголь закончил, оставляя мысль, что нашу страну ждут изменения и падение черной дымки с душ народа. Он желал возродить идеальный мир, поэтому назвал свою работу лиро-эпической поэмой.

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?

«Роман», «повесть», «поэма» – так называл «Мертвые души» сам Н.В. Гоголь, работая над этим произведением. Писатель, наверное, хорошо осознавал необычность жанра своего творения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман» — писал Н.В. Гоголь. Мне кажется, назвать «Мертвые души» поэмой автора побудило сочетание в произведении субъективного начала, высокого лирического настроя, сильного авторского «голоса». И при этом в «Мертвых душах» заключены важнейшие черты реалистического романа. В этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей. В общем, все говорит об уникальности жанра «Мертвых душ». Размышляя над вопросом «Почему Н.В. Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?», можно предположить — потому что это произведение объединило в себе признаки эпопеи и романа. К «Мертвым душам» имеет прямое отношение отмеченная Гоголем «всемирность» эпопеи, ее способность объять «не некоторые черты, но всю эпоху времени» (Н.В. Гоголь), показать «весь народ». Вместе с тем в «Мертвых душах» отразились такие черты романа, как строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения, а также драматизм всех «Мертвых душ». В результате сочетания признаков различных жанров и художественных традиций в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. «Мертвые души» представляют собой «картину нравов» с широким философским и нравственным смыслом. Поэма Гоголя сочетает в себе объективное, повествовательное, раелистическое начало и лирические высказывания. А иногда высокая поэтическая нота сочетается у Гоголя с беспощадной прозой, «живой поток» жизни с отчетливо проявляющейся авторской целью. И все же это произведение — поэма, в которой образ будущего России сначала не был отчетливым. Писатель не знал, куда несется Русь-тройка. И здесь очень важно подчеркнуть романтические черты «Мертвых душ»: в эпическое повествование поэмы вливается струя лирических отступлений. Основной фон начинает будто светлеть, в повествовании ощущается легкость движения. Писатель подготавливает читателя к лирическому потоку своеобразным вступлением: «А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бледных и неприятно-плеснеющих низких рядов ее или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретиться человеку явление, не похожее на все то, что случилось ему видеть дотоле…» Интересно, что между лирической частью и изображением реальности в «Мертвых душах» мы видим совсем не плавный переход. Наоборот, мы обнаруживаем контраст, причем довольно резкий. Это своего рода толчок, который ощущается при переходе от мечты к реальности. Нередко лирическое движение у Гоголя внезапно обрывается: «..И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. – Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану». Лирическое начало «Мертвых душ» (и это также жанровый признак поэмы) отличает неторопливость, обстоятельность описаний. Будто свысока Гоголь обозревает не только Россию, но и всю жизнь: «Русь! Русь! вижу тебя из иного чудного, прекрасного далека…» Подобные лирические отступления несут важную смысловую нагрузку в поэме. Порой пронизанные настроением грусти, эти эпизоды становятся выражением какого-то пророчества: «И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже голову осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством». В лирических отступлениях «Мертвых душ» разнообразие, даже богатство, раскрывается с полной силой. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы. «Мертвые души» Н.В. Гоголя является произведением реалистическим, но романтическая струя, живущая в нем, не позволяет назвать его иначе, как поэмой.

Читайте также:
Моё первое прочтение Гоголя: сочинение

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Образ и характеристика Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души” отличается своим разнообразием образов помещиков, но одним из центральных и основных является характеристика Чичикова, главного героя произведения.

О внешности помещика известно, что он ни худой, ни толстый, ни стар, ни слишком молод (средних лет). Он был доброжелательным, легко находил общий язык с людьми и подход к каждому отдельному человеку, что помогло ему скупать мертвые души. Главный герой поэмы был невероятно энергичным человеком, с невероятным запасом сил.

Чичиков любит льстить людям, скрытный, так как ничего не рассказывает о себе. Также одной из особенностей помещика было чинопочитание. Чичиков занимал пост коллежского советника, хоть и происходил не из знатной, бедной семьи. Он был воспитанным, находчивым, умным, настойчивым, продуманным, аккуратным, расчетливым, с хорошими манерами, умел располагать к себе людей Чичиков – целеустремленный человек, добивается своего, сумел даже приумножить полученную сумму.

Его целью было скупить мертвых крепостных крестьян, то есть стать их владельцем только на бумаге. После приобретения большого их количества, например тысячи, ему должны были выдать около 200 рублей за каждого. В будущем на эти деньги Чичиков хотел купить себе имение. Это говорит нам о том, что он хитрый, лукавый, в какой-то степени нечестный человек, который обманом выкупил души крестьян у других помещиков.

Автор неоднократно отмечает умение Чичикова подстраиваться под окружающих его людей:

С Маниловым он добродушный, любезный и в целом подражает хозяину дома.

С Коробочкой становится резким, нервным, потому что помещица ничего не понимает, сам становится дубинноголовым.

С Ноздревым Чичиков непредсказуемый, так и не смог стать им, так как не знает, что ждать от него.

С Собакевичем помещику даже не надо перестраиваться, так как хозяин дома такой же, как и он сам: бережливый, расчетливый, который даже не удивился при известии о покупке мертвых душ.

С Плюшкиным Чичиков был на равных, так как Плюшкин самый обычный помещик. В целом, он общался с ним их жалости, так как видел насколько плохая жизнь у этого человека.

В своем произведении Николай Гоголь хотел показать образ мерзкого, гнилого помещика, который по-настоящему являлся той самой мертвой душой. Свою огромную энергию Чичиков направляет не в то русло, на плохие поступки.

Вариант 2

Павел Иванович Чичиков представляет собой главный персонаж произведения и олицетворяет своим образом общественное положение российской действительности того времени.

Раскрывает образ Чичикова писатель путем повествования о его встречах с представителями русского помещичьего сословия с целью скупки бумаг умерших крестьян (мертвых душ).

Читайте также:
Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя: сочинение

Чичиков являет собой мужчину средних лет, приятной внешности, в меру упитанного, имеющего лестный голос. Павел Иванович служит в довольно высоком чине коллежского советника.

С раннего детства Чичиков поставил перед собой цель достичь значительных высот в жизни и приобрести огромное богатство, поэтому воспитал в себе многочисленными способности. Павел Иванович хорошо разбирается в математических науках, поскольку получил хорошее образование и обладает мыслительной логикой и изворотливостью ума. При этом Чичиков отличается осторожностью, осмотрительностью, умением подмечать важные мелочи.

Для достижения собственных целей герой произведения может быть хитрым, лукавым, терпеливым, подхалимом, применяя только ему известны психологические приемы к собеседнику и меняя поведенческую манеру, речевой стиль в зависимости от обстоятельств. При этом он тверд в своих убеждениях на пути к получению богатства, поэтому страх ему не характерен.

Образ Чичикова характеризуется невероятной многогранностью, выражающейся в умении изобразить из себя светского, грамотного и порядочного человека с показной доброжелательностью, которая применяется лишь как средство выгодного использования расположения нужных людей.

Умело приспосабливаясь и подстраиваясь к каждому нужному ему человеку, Чичиков проявляет удивительную изворотливость, находчивость и упорство. Общаясь с бесцветным Маниловым, Павел Иванович раскрывается в образе деликатного, чувствительного и предупредительного гостя, умеющего сладко льстить и лебезить. Уговаривая мелочную Коробочку согласиться на сделку по продаже мертвых душ, Чичиков открывается с противоположной стороны, поскольку действует грубо, нагло, напористо, без церемоний. В усадьбе самовлюбленного Ноздрева герой старается до последнего подражать наглому и лживому хозяину, обращаясь с ним фамильярно в хамском тоне. И с грубым Собакевичем, и с жадным Плюшкиным Чичиков умело и талантливо играет нужные ему роли, заставляя помещиков искренне ему поверить.

Изменять облик и поведение Чичикову не сложно, поскольку характерные качества помещиков составляют основу его собственной натуры и проявляются в нем самом. Однако в отличие от помещиков Чичиков наделен необычайной энергией, деловой хваткой, целеустремленностью, но все эти черты главного героя присутствуют в нем в отсутствие моральных и нравственных принципов, не слыша тихого голоса совести. Ведь для получения собственной выгоды Чичиков идет на махинации, обман, оскорбления и взяточничество.

Описывая образ своего героя, писатель представляет пример человека нового образа жизни, новой формации, предпринимателя, обладающего торговой жилкой и стремящегося к постоянному получению собственного дохода.

Сочинение Характеристика и образ Чичикова

Чичиков, является главным героем произведения, где во всей поэме идет речь практически о нем. Когда поэт делал его главным героем, не давал не какой гарантии, что образ созданного его главного героя придется по душе его читателям. Уже в начале поэмы, становиться понятным образ и характер Чичикова. Сначала Иван Васильевич, показывает своего героя с положительной стороны. Павел Иванович Чичиков, умел правильно и культурно общаться с окружающими, не зависимо от их возраста и статуса.

Автор принимает решение, рассказать о биографии Чичикова, каким он был и каким стал. Уже с юных лет папа Павла, учил его самым простым истинам жизни, к примеру: что к каждой монете, нужно относиться с умом и беречь ее. И эта, правда, жизни, ему не плохо помогло, он научился находить свою выгоду практически во всем. С возрастом, он учиться находить общий язык с людьми.

Чичиков оканчивает институт с отличием, и с отметкой о безупречном поведении. Задумываясь о дальнейшей жизни, он представляет себя только человеком успешным и с достатком. Весь негатив его характера раскрывается на его работе в разных местах. Благодаря взяткам и крупным махинациям, он становиться успешным. Но его быстро выводят на чистую воду, и происходит полнейшее банкротство. В результате нескольких неудачных попыток стать успешным, Павел Иванович решает, что ему нужно приобрести мертвые души. Он знал, что во время глобальных проверок, владельцев душ сильно бьет по карману. И понимал, что недорого, получается, считать тех, кто умер во время перерыва между проверками живыми.

И он решает приехать в город чиновников, и его целью становятся мертвые души. Присутствуя на многих мероприятия, он заводит много приятелей чиновников, и у них пытается выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души.

Автор раскрывает его характер с отрицательной стороны, тем, что он является хладнокровным и расчетливым. У него и там появляются друзья. И показав свои качества мечтателя, от них получает мертвые души.

«Подлецом» – называет его Николай Васильевич Гоголь, так как его плохие качества полностью перекрывает его положительные черты.

Сочинение 4

Поэма «Мертвые души» считается самым лучшим творением Гоголя. Идею содержания книги автору подсказал А.С. Пушкин. В поэме автор описал жизнедеятельность и нравы социальных слоев общества. В книге полностью описаны владельцы крепостных душ, помещики и чиновники.

Основным героем книги является Павел Чичиков. От начала до конца произведения Чичиков остался загадочным персонажем. Он был разнохарактерным человеком и постоянно менялся. Он копировал манеры разговора и поступки своих знакомых. Парень изучал всех людей и мог выпутаться из любой ситуации, и не упускал свою выгоду.

С Маниловым герой вел себя высокомерно, льстиво и любезно. При общении с наглым обманщиком Ноздревым старался уподобиться собеседнику для собственной выгоды. Чичикову получилось понравиться Плюшкину, который потерял связь с настоящим миром и обходительностью. Для своей выгоды герой исполнил роль человека, склонного убить крестьянина, чтобы спастись от уплаты подати.

Чичикову не доставляло труда постоянно изменять внешность, поскольку он владел характерными чертами, присуще богатым помещикам. Оставаясь наедине с собой, герой показывал свои истинные качества. Прогуливаясь по городу, Павел Чичиков оторвал приклеенную афишу, чтобы потом прочитать. Он прочитал афишу и положил его в ларчик. Так он повторял привычку Плюшкина. Неопределенность и бесцветность характера героя выявляют его схожесть с Маниловым. И поэтому чиновники города строили догадки, пытаясь разгадать личность Павла. Привычка раскладывать все вещи по местам сближает героя с Коробочкой. Ноздрев нашел схожесть Чичикова с Собакевичем. В Чичикове отразились все черты характера помещиков, маниловская любовь к пустой болтовне, мелочность и самовлюбленность, скопидомство и грубость.

В то же время герой выделяется собственными качествами. В отличие от помещиков и чиновников, у героя была особая энергия, целеустремленность и деловая хватка. Деятельность чиновников заметно повлияла на манеру поведения и речь Чичикова. По истечению времени душа Чичикова, как и у помещиков полностью омертвела. Павел лишен всяких человеческих чувств и совсем не радовался жизни. Чтобы достигнуть цели он не показывал ни гнева, ни радости. К концу поэмы автор описал биографию Чичикова. Детство Павла было тусклым. Он не испытал материнской любви. У него не было друзей. Ему пришлось терпеть упреки больного отца. Детство отрицательно подействовало на его будущее. В наследство от отца Чичиков получил только наставление хорошо учиться и беречь последнюю копейку. Мальчик хорошо усвоил наставления и определил перед собой цель стать состоятельным.

Читайте также:
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

Сочинение Чичикова – герой произведения Мертвые души

Чичиков считается центральной фигурой этой поэмы. Мужчина средних лет, который вырос в малообеспеченной семье. Следует отметить, что родители приучали ребёнка постоянно трудиться. Чичиков желал стать обеспеченным человеком. Когда парень отправился на учёбу, то отец рекомендовал ему не ссориться с учителями. Чичиков обязан был экономно вести бюджет и не использовать попусту деньги. Отец рекомендовал ему обеспеченными людьми, так как они приносят практическую пользу.

Чичиков, слушая отца, он замечательно учился и благодарности педагогов. Он выдумывал разные комбинации, которые ему приносили деньги. Он просил своих одноклассников, чтобы они отдавали свои вещи, а затем пускал их в реализацию. Павел оказался смышленым и умным человеком. Однажды он смастерил подделку из воска и заработал деньги. Потом он взял мышку, занимался её дрессировкой, продав, получил хорошую прибыль. Парень постоянно рассчитывал свои поступки. Он замечательно считал в уме.

Его внешние данные привлекали внимание женщин. У него были привлекательные черты лица. Он имел плотное телосложение.

Основной целью Павла было получение богатства. Он хотел хорошо жить. Чичиков желал обеспечить достойную жизнь детям. Закончив обучение, он поступил на работу. Он нравился вышестоящим чиновникам, так как выполнял их капризы. Когда Чичиков освоился, он стал брать взятки, поэтому его уволили. Потом он собрал приличные деньги.

Он выдумывал разные комбинации. Однажды он придумал закупать мёртвые души и продавать их дорого в качестве живых. Чичиков был замечательным психологом. Он располагал людей к себе. Он систематически лгал и обманывал других людей. Он притворялся воспитанным человеком. Он замечательно играл роль благонадёжного гражданина. Однако, незнание французского говорило, что он из бедной семьи.

В основном Павел оказался человеком, который ищет выгоду. У него постоянно были деньги. Чичиков давал бедным людям деньги на еду. Женщин он избегал, так как понимал, что добра от них не добьётся.

Чичикова невозможно считать полностью плохим человеком. У него есть ценные душевные качества, но плохих качеств характера в нём больше. Мужчина прекрасно встраивался в систему, был эгоистом и скупым человеком. Однако, он умел веселиться и сочувствовать.

Постарайтесь использовать эти сведения для написания сочинения по образу Чичикова в конкретной поэме.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Чичикова в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, который негативно относился к власти в свое время. Некоторые его произведения показывали все пороки людей, занимающих высокие должности

Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.

Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории

Когда-то давно жило племя сильных и смелых людей. Но случилось так, что пришли другие, более сильные племена и вытеснили этих людей вглубь леса. Там росли старые деревья, ветви их сплелись и не пропускали солнечный свет,

Сочинение Чичиков в поэме Мертвые души (Образ и характеристика 9 класс)

Чичиков Павел Иванович выступает в образе главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Это мужчина средних лет. Воспитывался в бедной семье. С детства родители привили мальчику любовь к труду. Чичиков всегда стремился зарабатывать деньги. Когда парень пошел учиться, его отец советовал ему не перечить учителям. Чичиков должен был экономить деньги и отказывать себе в своих желаниях. Отец рекомендовал Павлу дружить только с богатыми людьми, потому, что от них можно получить выгоду.

Чичиков, слушая отца смог окончить учебу с хорошими отметками и прекрасными рекомендациями от педагогов. Он был хитрым. Чичиков просил одноклассников, что бы те с ним поделились, а затем эти вещи продавал им за деньги. Павел был смышленым и умным парнем. Однажды парень смастерил поделку из воска и продал ее. Потом он поймал мышку, выдрессировал ее и тоже получил от этого хорошую прибыль. Он был смышленым парнем с математическим складом ума. Он прекрасно считал в уме.

Внешность у Паши была довольно привлекательной. У него было красивое лицо и мужественный подбородок. Чичиков был слегка упитанным.

Главной целью Павла было разбогатеть. Он хотел жить на широкую ногу и ни в чем себе не отказывать. Чичиков хотел обеспечить себе и своим будущим детям безбедную жизнь. Закончив учебу, он сразу же отправился на службу. Он нравился своему начальству, потому что мастерски умел угождать. Когда Чичиков освоился, он начал брать взятки, за что и был уволен. За это время он накопил хорошую сумму денег.

Он постоянно выдумывал новые схемы и авантюры. Однажды он придумал закупить мертвые души и продать их дорого как живые. Чичиков был прекрасным психологом. Он умел находить подход к людям. Ему часто приходилось лицемерить. Он претворялся благородным человеком. Он прекрасно играл роль знатного и богатого человека. Единственное что могло выдать его бедное происхождение это незнание французского языка.

В принципе Павел был подлым и корыстным человеком. У него водились деньги. Чичиков всегда подавал милостыню нищим. С женским полом он старался не общаться потому, что был уверен, что до добра отношения ни приведут. Он не был романтиком.

Читайте также:
Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Чичикова нельзя считать полностью отрицательным персонажем. У него были положительные качества, но все они меркли на фоне негативных черт характера. Мужчина был приспособленцем, эгоистом и жадным к деньгам. Но. Несмотря на это он умел веселиться и имел чувство сострадания.

Сочинение 2

Мы видим, что Чичиков у Гоголя образ необыкновенный, наделенный сверхмагической силой. Отношения писателя к герою, это его отношение к России.

С первых страниц произведения Николай Васильевич Гоголь дает нам полное представление о Чичикове. Жизнь у нашего героя была нелегкой. Рано оставшись без родительской поддержки, он вынужден пробиваться сам, благодаря своей изобретательности, хитрости. Помня наказ отца беречь каждую копеечку, наш герой прибегает к накопительству, используя свою служебную деятельность.

Одной из хороших качеств Чичикова – это умение не огорчаться по любому поводу. Кроме того про него можно сказать, что он был необыкновенным авантюристом и мошенником. Большой опыт, который накопился у него за время службы, особенно знание души у человека, не позволили ему впасть в отчаяние после краха, а наоборот, осуществить его прекрасную мечту. Именно сделка с «мертвыми душами» должна была принести ему значительный доход. Деньги для Чичикова являются не средством, а самоцелью. Он думает только об одном, стать состоятельным дельцом любыми средствами. Для того, чтобы осуществить свою мечту, он становится изворотливым, упорным и деятельным. Было бы прекрасно, если бы он свои задатки употребил на общее дело Отчетливо показано, как Чичиков выделяется на фоне данного губернского общества, существовавшего в атмосфере застоя и косности. Павел Иванович мог очаровать и заговорить собеседника в любой ситуации, вызвав у окружающих восхищение. Все это является лишним доказательством, что Чичиков – прекрасный психолог.

Помимо этого, Чичиков, имея замечательное воспитание, втирается в доверие к провинциальным чиновникам, терпеливо выжидая удобного момента. Однако наряду с превосходством героя Гоголь показал и всю его подлость. Его мошеннический ход связан с человеческими несчастьями. Он заинтересован в том, чтобы умирало больше крестьян.

Общество губернского городка принимает Чичикова, потому что он представлен здесь миллионером. Его, как и местных господ, сближает одна общая черта-путь наживы. Гоголь сам не знает, кто Чичиков- подлец, или удачный предприниматель. Свой вопрос он ставит перед читателем, который должен решить, что больше в герое хорошего или плохого. И как бы там не было, Чичиков показан как человек новой эпохи ,который придет на смену плюшкиным и ноздревым.

Характеристика Чичикова

Чичиков является одним из центральных героев произведения великого классика. Именно вокруг Чичикова происходят все события поэмы. Раскрывая этот образ, писатель говорит нам о его происхождении и формировании характера.

С первых страниц произведения мы узнаем, что наш герой был родом из семьи дворян, но бедных. Самым главным состоянием, доставшимся ему от отца был совет-учиться и беречь имеющиеся у него деньги и слушать руководство. Однако Чичиков не стал прислушиваться к этим советам и сам пробивал себе дорогу в жизни, не надеясь ни на чье покровительство. Свое благополучие он делает чужими руками при помощи взяточничества, казнокрадства, обман. И никакие неудачи не могут нарушить его планы наживы. Мы видим, как Павел Иванович обладает всеми чертами характера местных помещиков. Он любезен и обходителен, как Манилов, полон фантазий, как Ноздрев, жаден, как Плюшкин. Со всеми помещиками наш герой смог найти общий язык. Как прекрасный психолог тронул самую чувствительную струну у каждого помещика, добившись при этом своей цели. Чичиков неплохой герой. В нем много положительных черт. Так, например, в сцене с Ноздревым, Чичиков, испугавшись, что тот его убьет, думает о том, что пропав, не оставил ни состояния, ни честного имени будущим детям.

Чичиков, скупая покойных крестьян, не считает это дело плохим. Ведь раньше обогащение, и не важно каким образом, было на первом месте. Конечно же Чичиков был карьеристом, спекулянтом и просто мошенником, но он обладал неиссякаемой энергией и огромным воображением. Его долго не могла подловить полиция. Испытав неудачи на службе, он не пал духом, а придумал новое дело, скупать мертвых крестьян. Герой поставил для себя сверхцель -стать обеспеченным господином любой ценой. Препятствием для задуманной цели стала Коробочка, которая, приехав в город, чтобы узнать цену за мертвую душу, поняла сомнительность данной сделки с Чичиковым. Так, наш герой терпит поражение.

Его общительность, деловая хватка не помогли Павлу Ивановичу разобраться, где кроются подводные камни. Буржуазный характер России помог приобрести ему черты, отличавшиеся от других людей того времени. И хотя его можно назвать славным малым, то все-таки он больше предприимчивый делец, к которым на Руси относились не очень хорошо. И возможно поэтому мы грусти, когда говорим о Чичикове, потому что наряду присутствующего в нем оптимизма есть и жажда наживы.

Вариант 4

Павел Иванович Чичиков-это главный герой романа Николая Васильевича Гоголя “ Мертвые души”. Сюжет произведения автору подсказал А.С.Пушкин , поэтому можно сказать , что писатель в своем произведении отобразил реальность.

В самом начале он показался загадочным человеком .Автор особо не описывал его внешность, он лишь сказал, что мужчина был не худой, но и не толстый, не старый ,и не молодой. Чичиков был из обычной бедной семьи, но так как герой умел приврать или прельстить в нужный момент, то у людей, которые его окружали, создавалось ощущение того, что он богатый помещик из высоких чинов.

Прочитав роман, можно смело сказать, что Чичиков был очень хитрым и продуманным , эти черты характера стало видно тогда, когда герой делал визиты ко всем городским сановникам и льстил во время разговора с каждым из них. Все люди с которыми он общался, были без ума от него и давали ему только хорошие характеристики. Еще, перед вечеринкой герой очень много времени посвящал своему внешнему виду, стоя перед зеркалом в туалете. Скорее всего он делал это для того чтобы у людей , которые будут присутствовать на торжестве остались только хорошие впечатления о нем, а также для того чтобы никто не узнал, что он из средних чинов. Чичиков умел не только хорошо льстить, но и врать. Он был лицемером. Также в его образе проявляются такие черты характера, как хладнокровность и расчетливость.

Читайте также:
О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Кроме отрицательных качеств у героя есть и положительные, но их значительно меньше. Он заботился о своем здоровье, поэтому не курил. Также он не играет в карты и другие азартные игры. Чичиков был бережлив и аккуратен. У героя был сильный характер, который он воспитал в себе. Также он часто защищал свою точку зрения и настаивал своем. Он ставил перед собой цели и добивался их, несмотря ни на что.

Главной целью Чичикова была скупка мертвых душ, для того чтобы получить деньги за них, а точнее наследство.

В одиннадцатой главе описывается семья героя. По ее прочтению сразу становится понятно то, почему Чичиков так хорошо умеет льстить и врать другим людям. Отец с детства говорил сыну о том, что деньги это главное в жизни. Когда мужчина отвозил ребенка в училище , то сказал ему беречь деньги, не заводить друзей, потому что они могут предать, и угождать учителям. Скорее всего именно из-за такого воспитания, он и стал таким лицемером.

Данного персонажа сложно назвать положительным героем, но и отрицательным его тоже не назовешь. В нем смешано очень много разных качеств, как плохих, так и хороших.

Образ Чичикова в поэме Мертвые души

Популярные сочинения

Это и то, и то, а зависит всё от многих факторов. В основном, для меня книга это лучший отдых… Зависит всё, во-первых, от того – любишь ли ты читать, вообще.

Паратов Сергей Сергеевич – один из главных героев пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Это успешный, богатый, уверенный в себе человек около тридцати лет. Он красив собою

Мама – это женщина, которая является одним из самых важных и любимых людей в жизни каждого человека. Будь то мальчик, девочка, мужчина или женщина, они всегда будут любить свою мать, которая их родила и воспитала.

Сочинение на тему: Чичиковский идеал копейки и его развенчание

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 05.03.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Николай Васильевич Гоголь был великим русским писателем, который родился и жил в XIX веке, но известен и по сей день. В тысячу восемьсот сорок второй год он написал стихотворение “Мертвые души”. В нем он рисует картины домовладельцев того времени, их поведение, жизнь и повседневную жизнь.

Главный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков – ученый советник средних лет с довольно приятной внешностью и хорошими манерами. Герой Гоголя стремится к богатству и благополучной жизни.

И он хочет достичь этого любыми средствами. Он знает, как впечатлять людей. С раннего детства Павел Иванович обучался предпринимательству, что очень помогло ему в будущем. Он родился в семье бедных дворян. С юности был практичным, занимался коммерческой деятельностью. Чичиков получил от отца только полпенса, но не потратил ни копейки, а наоборот, увеличил благодаря своему предприятию. В школе у него не было способностей ни по одному предмету, но он был умным и трудолюбивым, за что получил диплом с отличием. Чичиков, следуя наставлениям отца, сумел сам достичь высокого положения и накопить богатство. “Смотри, Павлуша, учись, не валяй дурака, не валяй дурака, но прежде всего угождай своим учителям и начальству”, “. и прежде всего спасай и береги копейки: это самая безопасная вещь в мире”. Возможно, идея покупки мертвых душ – одна из самых лучших и выгодных, как говорит сам Павел Иванович. Для этого он приезжает в город N, где разворачивается действие стихотворения. Там становятся понятны личность и характер Чичикова. Он был любопытен, подошел ко всем, знал, что сказать и ответить, мог провести разговор, мог показать, о чем он был. Абсолютно все чиновники и помещики были в восторге от этого человека, хорошо о нем отзывались, считали его достойным. Например, Манилов считал Чичикова почти своим лучшим другом и хотел жить с ним. Он поддерживал отношения только с нужными людьми, с теми, кто был богат и от кого он мог получить прибыль.

Таким образом, подобно хозяевам города N, Чичиков воплощает в себе некоторые грехи. Он жаден и не может устоять перед деньгами, которые он попытается заработать любыми средствами. Не думаю, что этот персонаж позитивен, но, по крайней мере, в отличие от других, у него есть цель в жизни – разбогатеть, и он к этому стремится.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: