Почему Хлестаков главный герой комедии Н. Гоголя Ревизор: сочинение

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора в комедии Н.В. Гоголя

Образ и характеристика главного героя

Иван Александрович — центральный персонаж комедии Гоголя «Ревизор». Автор в деталях описывает внешность и характер героя, что позволяет с легкостью понять, почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора, приехавшего в их город с проверкой. Итак, перед читателем главный герой предстает таким:

  • молодой и не блещущий умом мужчина 23 лет;
  • невзрачная внешность и усталый с дороги вид;
  • шатен с темными глазами;
  • молодой человек невысокого роста;
  • модно одевается;
  • лживый, лицемерный и тщеславный человек;
  • безработный, потерявший все свои сбережения из-за проигрышей в азартных играх;
  • надеется отыграться или раздобыть деньги другим путем.

Как нельзя кстати, местные жители принимают его за приехавшего инкогнито проверяющего и начинают потакать всем его капризам, занимать тому деньги. А он пока не догадывается, почему это происходит, думая, что нарвался на простачков.

Поведение комедийного персонажа

Назвать Хлестакова злокозненным бандитом или хитрым интриганом никак нельзя. Он не коварен, не злобен, но попадает в обстоятельства, которые играют на руку самому герою. Он мил и вежлив, всегда просит взаймы, рассказывая какую-то историю. Пока персонаж даже не догадывается, что чиновники не дают ему деньги в долг, а откровенно взяточничают. Он направлялся из Петербурга в родной город Саратов. Попав в место развития сюжета, герой начинай врать о своем статусе в обществе, чтобы оправдать ожидания чиновников.

Что можно еще сказать о центральном персонаже:

  • Хлестаков живет по законам великолепного светского общества, так как иного видеть ему не приходилось.
  • Его обучали уважать людей, имеющих чины. И он их чтит.
  • С детства ему говорили, что необходимо обхаживать дам, этим он и занимается в тот момент, когда городничий принимает Хлестакова за ревизора. Жертвой любовной интриги становится дочка чиновника.

Пока главный герой рассказывает общественным деятелям о своей жизни в Петербурге, он не догадывается, насколько серьезно ему доведется отвечать за свои слова. Вскоре к самозванцу-ревизору приходят жители города. Хлестаков узнает, что ему все это время давали взятки, а не взаймы, хотя и отдавать он деньги не собирался.

Уверенность в легкости жизни быстро лишает персонажа страха. Автор пытается выставить благонравие героя, как глупость и пошлость, хотя в реальности, имея состояние и чин, самозванец действительно мог бы стать комильфотным молодым человеком.

Причины принятия Хлестакова за ревизора

Чиновники узнают, что вскоре к ним должен приехать инкогнито ревизор. Берущие взятки граждане высоких чинов не на шутку испугались. И стали выискивать новые лица. Своего губителя они видели в каждом человеке. И тут приезжает ничем не приметный молодой человек, сразу показавшийся им подозрительным.

Мужчина, не обладающий харизмой или какими-то ярко выраженными качествами, привлекает внимание. Именно то, что он не выделяется из толпы, наталкивает городничего на мысль, что тот является проверяющим. Это происходит с подачи рассуждений Добчинского и Бобчинского. Начинается наблюдение за новым городским жителем.

Чиновники расспрашивают Хлестакова за разговорами о его положении в обществе. Понимая, что люди принимают его за благочестивого гражданина высокого чина, герой не отнекивается, а подыгрывает им. Хлестаков ведет себя нагло, никогда не платит за гостиничный номер, засматривается на тарелки других людей во время обеда — чем не проверяющий. Такое поведение объясняет, почему городничий принял Хлестакова за ревизора.

Предпосылки обмана Ивана Александровича

Несмотря на то что Хлестаков — главный герой комедийной пьесы, назвать положительным персонажем его нельзя. Бесшабашный парень имел внушительные сбережения, но потерял их, проигравшись в карты. Он понимает, что чиновники принимают его за ревизора, и не спешит их разубеждать.

Все из-за того, что у героя не было и гроша в кармане. А испуганные чиновники то и дело, давали ему деньги. В тот момент Хлестаков думал лишь о себе, не размышляя над последствиями. Так разорившийся дворянин превращается в высокопоставленного и пугающего ревизора, получившего баснословные взятки и уехавшего из города восвояси, оставив подкупаемых чиновников ни с чем.

Образ и характеристика Хлестакова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» высмеиваются среда и устои общественной жизни России первой половины 19 века . Главный герой этой пьесы — мелкий петербургский чиновник Иван Александрович Хлестаков. Ему принадлежит центральное место в действии.

Личность и поведение этого героя, наряду с другими причинами, послужили причиной того, что чиновники уездного города приняли его за ревизора. Характеристика образа Хлестакова поможет глубже изучить картину развращённых нравов и преступной действительности.

Значение фамилии Хлестакова

Интересно, что в ранних редакциях пьесы Гоголь называл главного героя Хласковым, Скакуновым, Перепёлкиным. Эти фамилии больше подходили персонажу водевиля, а не комедии, поэтому автор, чтобы подчеркнуть новизну образа главного героя, назвал его Хлестаковым.

Фамилия эта произошла от слова «хлестать», у которого много смыслов. К Хлестакову из них относятся следующие:

  • пустословить, врать;
  • хлёско — повеса, волокита, нахал;
  • хлестун — тунеядец, праздный шатун.

Фамилия главного героя раскрывает черты его характера: любовь к праздности, нежелание трудиться, пустословие, умение бойко врать, нахальное волокитство.

Возраст, происхождение, род занятий

Иван Александрович Хлестаков — молодой человек лет 23-х . он дворянин, сын помещика, проживающего в Саратовской губернии в собственной деревне.

В Петербурге главный герой служил мелким чиновником (коллежским регистратором) в канцелярии департамента. Карьера его не задалась, так как, по словам слуги Осипа, он не занимался делом, вместо того, чтобы идти на службу, часто гулял по проспекту да играл в карты. Отец героя, понимая, что сын не сможет добиться повышения по службе, вызвал его к себе в имение.

Внешность, характеристика речи

В «Замечаниях для господ актёров» автор комедии отмечает, что Хлестаков — «тоненький, худенький» молодой человек, одетый по моде. Добчинский, передавая жене городничего своё впечатление о приезжем, говорит, что он шатен, а «глаза такие быстрые, как зверьки».

Читайте также:
Значение и анализ произведений Гоголя Арабески.: сочинение

Гоголь пишет, что «речь его отрывиста, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно», так как он не может сосредоточиться на одной мысли.

Говорит Хлестаков бессвязно, перескакивает в разговоре с одного предмета на другой, не заканчивает фразы, говорит много лишних слов, например: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу».

Разговаривая с дамами, он вставляет в свою речь немногие французские слова и фразы, которые знает, например, «компрене ву». Его речь при этом сочетает прозаизм с выспренним стилем. «Вы говорите по-столичному», — с восторгом восклицает Марья Антоновна (действие 5, явление 12).

Отношение к жизни

Хлестаков — ветреный, легкомысленный человек, представляющий тип людей, которых называли в канцелярии пустейшими. Он щёголь и франт, быстро проматывающий отцовские деньги, чтобы удовлетворить своему тщеславию. Затем он посылает Осипа на рынок продавать фрак. После получения новой присылки денег всё повторяется. Хлестаков говорит: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Живя в Петербурге, вместо того, чтоб больше уделять внимание службе, он развлекался: гулял по проспекту, смотрел в театре водевили, играл в карты.

Хлестаков не желает жить в деревне, куда его вызвал из Петербурга отец. Он говорит городничему: «За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения» (действие 2, явление 8).

Черты характера и поведение.

Хлестаков — не злой и не грубый человек, но немного глуповат, любит порисоваться перед дамами, любит вкусно поесть, модно одеться и гулять по проспекту, посещать театры.

Он простодушен и вовсе не собирался выдавать себя за ревизора или другого высокого должностного лица. Это встревоженные чиновники и объятый страхом городничий представили, что он ревизор, и Хлестаков совершенно непреднамеренно подыграл им. Он вообще долго не догадывался, что его принимают за проверяющего, а простодушно думал, что все угождают ему, потому что хотят доставить ему удовольствие и познакомить с городом.

Хлестаков — легкомысленный и глуповатый человек. Эти черты проявились в том, что он вовремя уехал из города только под давлением хитрого и предусмотрительного Осипа.

Он трусоват, опасается, что городничий за неоплаченные обеды упрячет его в тюрьму. Когда тот заходит в комнату, Хлестаков бледнеет, съёживается и смотрит на него, испуганно выпучив глаза.

Затем, в ходе разговора, герою почудилась угроза в демонстративной заботе городничего, и это побудило его к оправданию и даже самообороне: он говорит, что обед в гостинице ужасный, за что же такое ему терпеть.

Когда городничий предлагает ему переехать на другую квартиру, Хлестаков снова понял это по-своему — что тот намекает на тюрьму. Испуганный молодой человек снова обороняется и даже истерично угрожает, гордо заявляя, что служит в Петербурге.

Герой любит прихвастнуть, приврать. Когда он поселился в доме городничего, в разговоре с его женой начал хвастаться, как прекрасно он живёт в Петербурге. Причём в письме к С. Т. Аксакову Гоголь пишет, что Хлестаков забывает, что лжёт, и сам начинает верить тому, что говорит. Лжёт он вдохновенно, с чувством.

Главная причина его вранья — желание самоутвердиться, ведь он понимает, что ничтожен и неинтересен для других.

Отношение к Хлестакову других персонажей

Главное в отношении к главному герою городничего и других чиновников — это страх и подобострастие. Страх возрастает из-за того, что ревизор оказался странным: тоненьким, худеньким. «Как его узнаешь, кто он!» — говорит городничий (действие 3, явление 9).

Жена городничего Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна были от Хлестакова в восторге. «…Какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку», — восклицает Анна Андреевна (действие 3, явление 8). Она считает его образованным, светским человеком.

Городской помещик Добчинский восхищён Хлестаковым, он говорит о нём: «…Не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с».

Слуга Осип видит недостатки своего барина, но, конечно, не смеет поучать его. Нравоучения для него Осип произносит только когда остаётся один. Он осуждает и даже презирает барина за то, что тот любит пустить пыль в глаза, быстро тратит деньги, а потом посылает Осипа на толкучку продавать фрак, чтобы не сидеть голодным.

Как развивается образ Хлестакова на протяжении пьесы

В начале пьесы мы видим трусоватого главного героя, который, хоть и боится попасть в тюрьму, но бодрится.

Когда городничий, приняв его за ревизора, приглашает переселиться из гостиницы в свой дом, простодушный Хлестаков не догадывается, что его тот принял за другого человека. После посещения богоугодных заведений герой говорит, что ему нравится, что здесь проезжающим показывают всё в городе. «В других городах мне ничего не показывали», — простодушно добавляет он (действие 3, явление 5).

Хлестаков совсем не собирался выдавать себя за вельможу, но обед в богоугодном заведении с всякими винами способствовал его словоохотливости и красноречию. Он сам забывает, что лжёт о своей роскошной жизни.

Герой долго не догадывается, почему к нему такое уважение, и только в четвёртом действии, после того, как ему надавали взаймы кучу денег, он сообразил, что чиновники принимают его за государственного человека, возможно, за генерал-губернатора.

Типичность характера героя

Н. В. Гоголь указывал на типичность образа Хлестакова, в том смысле, что и в людях, которые не лишены хороших достоинств, есть некоторые черты характера Хлестакова. В письме к С. Т. Аксакову автор пьесы писал, что каждый «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».

Писатель-революционер А. И. Герцен писал о николаевской России: «Нет определённых воззрений, нет определённых целей, и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя».

Читайте также:
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»): сочинение

Оценка героя автором и литературными критиками

Н. В. Гоголь в письме к С. Т. Аксакову писал, что Хлестаков — это человек «пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми».

В «Замечаниях для господ актёров» автор указывал: «Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».

Об образе Хлестакова мнения литературных критиков различны.

В. Г. Белинский не считал Хлестакова главным действующим лицом комедии (в противовес Гоголю), он называл таким лицом городничего. Критик писал, что «Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не сам…»

Критик Аполлон Григорьев писал, что Хлестаков становится смелее в хвастовстве под влиянием благоприятных обстоятельств, что он не действует с расчётом: «Ему всё нипочём, всё трын-трава».

Советский критик А. К. Воронский считал, что Хлестаков «лишён всякого ядра, он тот, кого из него хотят сделать». Городничий сделал из него «ревизора», чиновники, подобострастно слушающие его, сделали из него лгуна, а жена и дочь городничего сделали из него ловеласа и жениха. Из города он уезжает только тогда, когда Осип убедил его. «Он во всём подчиняется», — пишет А. К. Воронский.

Советский и российский литературовед Ю. В. Манн считает, что этот образ — художественное открытие Гоголя, что он отличается от традиционного типа комедийного интригана «полнейшей непреднамеренностью», что несвойственно «сознательному лжецу, самозванцу».

Заключение

Хлестаков — один из наиболее известных образов русской литературы, типический характер. Понятие «хлестаковщина», произошедшее от его фамилии, обозначает враньё, хвастовство.

Новаторство Гоголя в том, что в комедии «Ревизор» он создал смелый характер простодушного лжеца, в корне переосмыслив традиционный тип интригана, который обычно присутствовал в комедиях.

Характеристика образа Хлестакова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков — главное действующее лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836). Он не только центральная фигура комедийного действия, но и представляет собой типический характер. «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, — говорил Гоголь, — делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж… и наш брат писатель. » Именно этот герой наиболее полно выражает то сочетание чрезвычайной амбициозности и духовного ничтожества, спесивости и самовлюбленности, которое было характерно для чиновников высокого ранга. Олицетворением высокопоставленного чиновника-ревизора Хлестаков стал по ошибке, но по ошибке закономерной. Похожесть его на посланца «верхов» была поразительной, потому-то и ввела в заблуждение столь опытного челоека, каким был городничий, да и все его окружение.

Городничий не заметил в Хлестакове никаких отличий от тех многочисленных ревизоров и высокопоставленных особ, с которыми он встречался раньше. Конечно, ему страх затмил глаза и разум, но ведь такой же страх он наверняка испытывал при других визитах «больших» людей. Следовательно, дело здесь не только в страхе, но и в том, что Хлестакова действительно можно было принять за ревизора.

Гоголь не случайно вывел на сцену в роли мнимого ревизора человека, живущего в Петербурге и служащего в департаменте. Хлестаков и порожден чиновно-аристократическим Петербургом, Он впитал в себя, как губка, все те отрицательные явления, которые наполнили столичное общество.

Сын небогатого саратовского помещика, Хлестаов, служа в департаменте мелким чиновником («елистратишкой»), хочет жить на широкую ногу, пускаться в разлечения, старательно подражая светским денди, срывать цветы удовольствия. «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды. Пошел кутить. вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по проспекту, в картишки играет», — говорит о нем слуга Осип.

Незначительный как по происхождению, так и по должности Хлестаков должен сыграть роль солидного чиновника. Главные качества характера этого персонажа состоят в безответственности и бахвальстве. Прокутив все деньги и значительно поиздержавшись в дороге, он, тем не менее, воображает, как хорошо было бы подъехать к дому в шикарной карете, а слугу Осипа в ливрею нарядить, и как бы все вытягивались в струнку лишь при одном упоминании его имени — Иван Александрович Хлестаков из Петербурга.

Даже обхаживая трактирного слугу, выпрашивая у него обед, Хлестаков ведет себя заносчиво, Ничего не платя за гостиницу, он предъявляет претензии хозяину, который никак не хочет понять, что перед ним не простой человек: «Ты растолкуй ему сурьезно, что мне нужно есть. Он думает, что как ему, мужику, ничего, если не поесть день, так и другим тоже. Новости!» С трудом добившись продления кредита у хозяина гостиницы, он начинает вести себя еще наглее: и пища ему не нравится, и все кругом мошенники и воры.

Воинственный пыл Хлестакова угасает, как только он узнает о прибытии городничего. Он опасается, что глава города отправит его прямо в тюрьму, Однако робость градоначальника перед мнимым ревизором усиливает бесцеремонность Хлестакова: «Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я. Я служу в Петербурге. » Он вдруг понимает, что Сквозник-Дмухановский не собирается сажать его в тюрьму, а, напротив, намерен оказывать ему всяческие услуги, приняв его за «птицу высокого полета».

Свое блистательное завершение образ городничего получает в пятом акте комедии, И здесь Гоголь использует принцип резких переключений, переходя от поражения героя к его торжеству, а затем — от торжества к развенчанию героя. В атмосфере всеобщего преклонения Хлестаков буквально расцветает. В третьем акте комедии он показан в минуты своего взлета. С упоением Хлестаков рисует перед потрясенными слушателями картины своей воображаемой жизни. Он лжет не из каких-либо четких побуждений и ясных целей. Легкость в мыслях не позволяет делать ему серьезных расчетов относительно последствий его поступков. Он лжет из пустого тщеславия, лжет, чтобы похвастаться своим «высоким» положением, лжет, потому что находится во власти своей фантазии. Он раскрывает перед героями комедии и перед зрителями свою мечту, которую он хотел бы достигнуть, но сам выдает ее за реальность.

Читайте также:
Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Хлестаков уже заставил всех поверить в то, что он важная персона, и потому радушный прием он воспринимает как должное. Поначалу он и не догадывается, что его принимают за какого-то важного человека. После того, как чиновники начали снабжать его деньгами, он стал понимать, что его ошибочно принимают за другого человека. Однако это не мешает Хлестакову по-прежнему испытывать наслаждение от всего происходящего.

В четвертом акте комедии Гоголь показывает, как Хлестаков устраивает сбор денег, получает подношения от чиновников и купцов и разбирает жалобы горожан. Ничто не смущает Хлестакова: он не испытывает ни страха, ни угрызений совести. Видимо, для этого человека не представляет особого труда совершить любую подлость, любой обман. Он без тени смущения выполняет функции важного чиновника и готов бездумно решать судьбы людей.

С необыкновенной легкостью Хлестаков переключается из «государственной» сферы в лирический план. Как только посетители исчезли из поля его зрения, он тут же забывает о них. Приход Марьи Антоновны сразу же настраивает Хлестакова на романтический лад. И тут он действует, не отдавая себе отчета в том, куда повлекут его события, «Лирические» сцены раскрывают характер героя с новой стороны. В объяснениях с Марьей Антоновной и Анной Андреевной Хлестаков предстает челоеком, пользующимся убогим набором пошлых приемов, банальных изречений. Любовные объяснения героя подчеркивают отсутствие у него живых человеческих чувств.

Недаром Гоголь, давая указания, как играть своего героя, подчеркивал, что тот должен получиться лгунишкой, трусишкой и щелкопером во всех отношениях.

Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожности, огромных претензий и внутренней пустоты.

Весьма существенно и то, что образ Хлестакова тесно соприкасается с образами других героев пьесы. Хлестаковские качества есть и у городничего, и у Земляики, и у Ляпкина-Тяпкина. Они выражаются в полном отсутствии нравственных устоев, в непомерных претензиях, в желании сыграть роль человека чином выше собственного, в способности совершить любую подлость.

И. С. Тургенев увидел в образе Хлестакова «торжество поэтической правды». Он говорил, что «. навание Хлестакова теряет свою случайность и становится нарицательным именем». Хлестаковщина и есть проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, безответственности и лживости. Это явление приобрело широкий социальный и психологический смысл. Образ Хлестакова принадлежит к числу таких — найденных и угаданных явлений жизни.

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор

Вариант 2

Все пороки общества Гоголь собрал в «Ревизоре», объединив их в «хлестаковщину», чтобы высмеять. И это ему удалось.

Главный герой пьесы Хлестаков служит мелким чиновником. Умом он не блещет и не может обеспечить себе достойную жизнь, хотя мечтает о ней, полагаясь на то, что случай все изменит. Живет он по законам общества, в котором его воспитали, и ничего не пытается в своей жизни изменить, плывя в ней по течению и прожигая ее без всякой цели. Все его презирают, даже слуга Осип относится к нему с пренебрежением.

Проигравшись в карты по пути в имение своего отца, за чей счет он и существовал, Хлестаков совершенно случайно попадает в маленький городок, в котором жители приняли его за ожидаемого ревизора. В поведении его просматривается двоякость. Он плохо обращается со слугой, обзывая его разными плохими словами, и вежливо обращается с трактирщиком, чтобы тот дал обед в долг, но пообедав, начинает грубить трактирщику.

Легкомысленность приводит главного героя ко лжи, и он понимает, что вранье может спасти его со всех негативных житейских ситуаций. Он лжет и фантазирует на каждом шагу, даже сам иногда верит в свои россказни. Хлестаков просит в долг во многих, и никто ему не отказывает, хотя он сам и не понимает поначалу, что это взятки.

Почему же чиновники городка приняли его за ревизора, и он пришелся им по душе? Да видимо потому, что и им присущи такие же личные качества, как ложь, трусость, подхалимство, себялюбие и возвышение себя, как личности, над другими.

Хлестаков им сочиняет разные сказочные истории из своей жизни, а они и не пытаются усомниться в правдивости его слов. Чиновники просто боялись, что ревизор внесет в их существование непоправимые изменения, поэтому улещивали его, давая взятки, и всячески пытаясь угодить, а дамы пытались влюбить его в себя.

Каждый из чиновников индивидуален, но все вместе они составляют непривлекательный портрет.

Являясь попечителем богоугодных заведений, Земляника приписывает себе много достоинств, хотя на самом деле, он вор и плут, в больнице у него грязно и уныло, отсутствуют лекарства для лечения больных, но он восхваляет свою работу и свой вклад в нее.

Не лучше Земляники и судья Тяпкин-Ляпкин. Сам он человек в делах недалекий, взяточник, но перед мнимым ревизором превозносит свои заслуги. Привыкли к беззаботной жизни Бобчинский и Добчинский, да и другие персонажи ничего не хотят менять в устоях городка. Даже сам городничий безоговорочно верит проходимцу. Он мечтает о лучшей жизни, о том, что станет зятем такой важной особы и сам возвысится в положении.

Чиновникам городка свойственны те же пороки, что и самому Хлестакову, поэтому они и есть представителями хлестаковщины. Им чуждо чувство долга, чести, любви.

В пьесе Хлестаков появляется внезапно, но он так же внезапно и исчезает. Видимо этим автор хотел подчеркнуть, что хлестаковщину можно истребить из общества.

Читайте также:
Городничий: сочинение

Сочинение 8 класс. Хлестаков и хлестаковщина

Поразительно, что в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» нет ни одного бледного, незапоминающегося образа. Все герои, от городничего до слесарши Пошлепкиной, имеют яркие характерные черты. Для того чтобы сыграть любую (пусть самую незначительную) роль в этой комедии, нужно быть очень талантливым актером, артистом от бога. Что уж говорить о роли Хлестакова, которую Гоголь называл самой сложной в комедии! Хлестаков как литературный персонаж — чудо. В создании этого характера проявился весь гений Гоголя. И, в первую очередь, нужно отметить многогранность образа Хлестакова. В русской комедии, существовавшей до Гоголя, каждый отрицательный герой являлся воплощением какого-нибудь одного порока. И порок этот, естественно, был слишком преувеличен, ведь персонаж на протяжении всего действия должен был демонстрировать лишь его. Все не так в «Ревизоре». Хлестаков — маленький, худенький и неказистый Хлестаков — один воплощает в себе множество пороков: хвастовство, расточительность, глупость. И за время действия комедии успевает их все показать нам. И вот что интересно: этого в общем-то ничтожного и совсем неприметного человека принимают за важного чиновника. Почему? Тут нет ни вины, ни заслуги самого Хлестакова. Просто все городские чиновники слишком напуганы возможностью тайной ревизии, чтобы долго рассуждать. Они видят приезжего с несколько странными манерами и, недолго думая, начинают входить к нему в доверие. Будь Хлестаков чуть умнее или хотя бы чуть наблюдательнее, он бы, конечно, догадался, что дело тут нечисто. В самом деле, почему ему, «финтирлюшке», оказывают такие почести? он ни на секунду не задумался над этим. Вдруг, в одночасье, Хлестаков приобретает то, на что он не мог рассчитывать и о чем мог только мечтать. Деньги, внимание женщин, почести внезапно обваливаются на него. И он без раздумий этим пользуется, открывая перед нами, зрителями и читателями, свои наихудшие стороны. Кульминацией внезапного взлета Хлестакова «из грязи в князи» становится сцена его вдохновенного вранья в доме городничего. Монолог Хлестакова потрясает: герой за несколько минут успевает проделать головокружительную карьеру. Причем сам начинает верить во все, что говорит. Он лжет мастерски, вдохновенно, с упоением. Наконец-то его мечта о красивой жизни вроде бы стала реальностью. Его уносит все дальше. Читая монолог Хлестакова, восхищаешься этим человеком. Но это не восторженное, а, если можно так сказать, ироническое восхищение. Каких высот может достичь человек в своей лжи! Как виртуозно он придумывает все новые и новые подробности своей несуществующей жизни? Перед подобной наглостью городничий, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский и Добчинский — все отступают на второй план. И ведь снова верят ему. Городничий, обманывавший стольких людей, считает, что мнимый ревизор всего лишь «прилгнул» немного. Неудивительно, что Хлестаков начинает вести себя развязно и крайне нагло. Он почувствовал свободу, понял, что ему все дозволено. И принял это как должное. Он вообразил, что его ценят бескорыстно, так же как раньше предполагал, что деньги ему одалживают из великодушия. И эта уверенность в собственной исключительности заставляет героя вести себя вальяжно и раскованно. Так ему кажется. На самом-то деле все его поведение можно описать одним лишь словом — пошлость. Итак, Хлестаков — пустышка, возомнившее о себе ничтожество. А ведь это — огромное литературное обобщение. Отсюда и пошло слово «хлестаковщина». Хлестаковщина — это желание сыграть роль значительнее той, что тебе отведена. Хлестаковщина — это обозначение нравственного падения человека. Хлестаковщина — это символ пустоты, глупости и ничтожества, прикрывающихся цветистыми фразами. Или, как говорил Герцен, хлестаковщина — это черта эпохи свойственная всем, от самых низших до самых высших чинов; от простого будочника до Николая I. И в самом деле, каждый любит прихвастнуть, показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле. Пусть не все люди таковы, но, по крайней мере, подавляющее большинство. Так что хлестаковщина — явление не только широко распространенное, но еще и вневременное. Как во времена Гоголя существовали «Хлестаковы», так существуют они и сейчас. Почему так случилось? Да просто потому, что в персонаже Хлестакова — правда. Гоголь не придумывал его, не сочинял ему характер. Он просто взял правдивый жизненный образ и воплотил его в образе художественном. И нам смешно на него смотреть не потому, что смешны его реплики, а потому, что слишком правдоподобны. Я думаю, что хлестаковщина будет существовать всегда. Такова уже человеческая трудновоспитуемая природа. Но, наверное, эту пресловутую природу можно и нужно переделывать. Гоголь свое творчество посвящал как раз тому, чтобы, выставляя людские пороки в комическом свете, изживать их. А смех — одно из самых лучших средств воздействии на людей. Если мы смеемся над Хлестаковым — значит и над собой тоже. А тот, кто смеется над собой, не может быть потерянным человеком.

Сочинение 3

События комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» разворачиваются вокруг человека, принятого всеми за ревизора.

Новость о приезде «инкогнито из Петербурга» напугала всех жителей маленького провинциального города, так как в нем царило бесчестие, взяточничество, ложь.

Иван Александрович Хлестаков — мелкий чиновник. Он имеет большие долги, а в город попал случайно. Приезд нового и неизвестного лица в маленьком городке был большим событием.

Хлестаков очень дурно обращался со своим слугой Осипом. Он называл его «скотиной», «дураком». Молодой человек вел себя так не потому, что был груб, а потому, что так было принято в дворянской среде.

Иван Александрович часто просил денег взаймы у чиновников, а они хотели ублажить «ревизора» взятками. Когда Хлестакову не хватило денег расплатиться в трактире, городничий дал ему солидную сумму. Будучи человеком не смелым, судья Ляпкин-Тяпкин не решался дать взятку и уронил купюры. Иван Александрович не постеснялся попросить взаймы и у него.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Хлестаков не является коварным авантюристом. Он вовсе не злой, не хитрый, не продуманный молодой человек. Иван Александрович ведет себя так, как должен вести себя светский столичный аристократ. Он уважает чины, знает несколько французских слов, умеет ухаживать за дамами. Этих умений достаточно для того, чтобы произвести хорошее впечатление на жителей провинциального города.

Хлестаков вовсе не относится серьезно к своим словам и поступкам. На светских вечерах никто не относится серьезно к поведению человека. Иван Александрович ужасается, когда местные жители, приняв его за «ревизора», начинают ему жаловаться на местную власть, а чиновники охотно дают взятки.

Иван Александрович Хлестаков живет пустой жизнью. Молодой человек говорит о своем выдуманном богатстве, о своей выдуманной роскошной жизни. Хлестаков никогда не задумывается, прежде чем сказать. Дворянин говорит, что пожелает. Каждая его фраза все более абсурдна, чем предыдущая.

Он любит хвастать, восхвалять себя, не имея на это серьезных причин. Жизнь Хлестакова яркая, но пустая и никчемная. Он не приносит пользы, но и зла не делает. Это и называется хлестаковщина. По словам самого Гоголя — это “возникшая до высшей степени пустота”.

Это явление встречается не только в поведении названного «ревизора», но и в поведении жителей провинциального городка и в обычаях, которые соблюдаются в нем. Иван Хлестаков выступил своеобразным символом этого феномена.

Стоит сказать, что описывая безымянный городишко, Николай Васильевич Гоголь имел в виду, что такие явления могут произойти в любом городе Российской империи. Правительство государства это знало, поэтому комедии пришлось столкнуться с цензурой.

Нет, Николай I не запретил пьесу официально. Он сделал государственный заказ на написание такой же комедии, но в конце новой версии все казнокрады должны были быть наказаны. Это, конечно же, ослабило бы силу сатиры в «Ревизоре», который завершается открытым финалом, известным под названием «Немая сцена».

Другие сочинения: ← Как Вакуле удалось преодолеть козни Черта↑ ГогольУездный город в комедии Гоголя Ревизор →

Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Вариант 1

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Для воплощения своей идеи писатель создал целую галерею ярких характеров. Один из них — Иван Александрович Хлестаков.

Довольно точную и подробную характеристику Хлестакову дает сам автор в «Замечаниях для господ актеров». По оценке Гоголя, Иван Александрович «приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Кроме того, Хлестаков «говорит и дей­ствует без всякого соображения», «он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли», «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».

Данное «внутреннее содержание» Хлестакова вполне объясняет его поступки. Безудержный игрок в карты, он легко спускает с рук все присланные отцом деньги. В этом герой не знает меры и доходит до того, что не только закладывает собственную одежду, но и лишается возможности заплатить за тарелку супа. При этом он нисколько не раскаивается в своем по­ступке и при первой же возможности снова готов бро­ситься в омут игры.

По понятным причинам Хлестаков не продвигает­ся по службе, и за это его справедливо журит отец, ус­тавший, наверное, по требованию сына без конца по­сылать в Петербург энные суммы, вновь и вновь «ча­дом» попусту растрачиваемые. Хлестаков не испытывает перед отцом чувства вины. Напротив, он ругает его «ослом» и выражает всяческое недовольст­во относительно своей поездки в Саратовскую губер­нию.

Хлестаков не знает чувства родины. Родное гнездо для него — дыра, где он не может «блистать» и развле­каться. Мужики, работающие на героя, вызывают у него только презрение. Несмотря на отсутствие вся­ких оснований, Хлестаков считает себя слишком вы­сокой особой, чтобы находиться средь простого люда.

Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным. Несмотря на незавидное финансовое положение, герой одет по по­следней моде, он мечтает кататься в дорогой карете по центральным улицам Петербурга и «производить впе­чатление». Получив в гостинице отказ на просьбу по­дать обед, голодный Хлестаков не чувствует себя уни­женным, ему не стыдно, что за предыдущий прием пищи им не плачено и что его вот-вот выставят на ули­цу. Он не ищет выхода из создавшегося положения, а только усугубляет его. Хлестаков — трус. Когда в гос­тинице перед ним неожиданно появляется городни­чий, Иван Александрович, не способный отвечать за свои поступки и до смерти боящийся тюрьмы, пере­живает настоящий шок.

Помимо прочего, Хлестаков — врун, каких свет не видывал» Феерическая сцена его вранья на приеме у городничего — одна из самых ярких в комедии. Из мелкого чиновника герой за несколько минут возвы­шается почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит», которому сам Пуш­кин — большой приятель и которого все боятся и ува­жают. Начиная с мелочей, в своем вранье Хлестаков заходит все дальше и дальше и уже не может остано­виться. Он такая важная персона, что при первой на­добности его разыскивают «тридцать пять тысяч курьеров», потому что без него некому управлять де­партаментом. При виде его солдаты радостно салюту­ют, суп в кастрюльке приезжает к нему из самого Па­рижа. Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действи­тельно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.

Читайте также:
Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”: сочинение

В довершение всего, Хлестаков — герой-любовник, вовлекающий в свою интригу жену и дочь городниче­го одновременно. Преследуя цель развлечься, он не задумывается о том, с какой репутацией останется по­сле его побега Марья Антоновна и как будет существо­вать в провинциальном городе. Не боясь разоблаче­ния, Хлестаков пытается очаровать и мать, и дочь, от ног одной легко бросается к ногам другой, поет обеим свои незамысловатые дифирамбы. От слов, не желая следовать нравственным законам, герой сразу перехо­дит к действиям и «дарит» Марье Антоновне поцелуй.

Не сразу Хлестаков распознает, за кого его приня­ли. Но догадавшись, с удовольствием под видом «взаймы» берет взятки. С каждой взяткой он заметно меняется, входит во вкус. Так уже у Бобчинского и Добчинского Иван Александрович напрямую спра­шивает: «Денег нет у вас?». Денег он начинает требо­вать у каждого посетителя.

Хлестаковы живут и сегодня. И явление это полу­чило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестако­вы — это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчес­тия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по заме­чанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая».

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Ревизор».)

Казалось бы, Хлестаков — человек ничтожный и мелкий — меньше всего подходит для раскрытия темы. Вроде бы надо взять более мощную личность, такую, как Анна Каренина или Евгений Базаров, и показать, какими литературными приемами авторы раскрывают внутренний мир героев.
Однако гоголевский Хлестаков вовсе не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И хотя внутри его не мир, а скорее мирок, разбор его личности, раскрываемой Гоголем разнообразно и оригинально, не менее интересен. Что ни говори, а Хлестаковых в любом обществе очень и очень много, их часто принимают за кого-то другого, и они приноравливаются к чужим маскам, чужим должностям, чужим жизням, обменивая мизерность собственного существования на внешнюю полноту чужого.
Существовал — и до сих пор еще существует — взгляд, будто бы Хлестаков морочит чиновников, в какой-то мере сознательно добиваясь своих целей. Но изображение внутреннего мира этого человека в одном из известнейших произведений русской литературы XIX века доказывает, что пустяшный Хлестаков не был способен на сознательный обман, аферу.
Разберем замысел Н. В. Гоголя подробнее.
Над всем в пьесе преобладает одна “всегородская” забота — мысль о ревизоре. В отношение к ревизору поставлены все без исключения персонажи комедии. Больше того: приезд ревизора глубоко взволновал и тех, кто находится за сценой. Воздух пьесы наэлектризован до предела; мы чувствуем, как расходятся во все стороны токи от событий, которые совершаются на сценической площадке.
При господствовавших в дореволюционной России бюрократических порядках деятельность государственных чиновников совершалась в значительной мере для вида, “для начальства”, для показухи. Да и верховным властям нужно было создать у подчиненных впечатление, что оно все видит и за всем наблюдает. Это был обоюдный обман, создавший почву для всевозможных мистификаций, недоразумений, ошибок, жертвой одной из которых стали персонажи “Ревизора”.
Это был, кроме того, и самообман, поскольку с прибытием ревизора обычно связывались разные, но равно несбыточные надежды. Верховные власти делали вид, что таким путем можно несколько подправить государственную машину и приостановить взяточничество и казнокрадство. Люди бесправные и обиженные тщетно ожидали, что начальственное лицо принесет им избавление от произвола.
Из всех возможностей прибытие ревизора оставляло реальной только одну — возможность и дальше лгать и обманывать друг друга. Чиновники города, как известно, это и делают. Они спешно производят кое-какие внешние улучшения (вроде снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор), а что касается исправлений по существу — то о них и не помышляют.
Правда, на сей раз меры городничего ни к чему не привели, но это не потому, что тактика его была неверной, а потому, что ревизор оказался не ревизором.
Гоголь показал, что сложившаяся ситуация охватывает жизнь многих, собственно, всех людей – и находящихся внизу, и занимающих высшие ступени на иерархической лестнице. Он приоткрыл связи, объединяющие людей в обществе. Для персонажей комедии прибытие ревизора – больше, чем служебная или административная забота. Тут, говоря словами городничего, “дело идет о жизни человека”. Ведь почти для каждого из них на карту поставлена и служебная карьера, и благополучие “жены, детей маленьких”, о которых в минуту страха вспоминает городничий.
В этих обстоятельствах каждый из характеров раскрывается глубоко и разносторонне. Несмотря на исключительную рельефность гоголевских типов, невозможно определить их по одной или нескольким чертам характера.
Но самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять, что этот человек не ревизор, предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа. Однако весь смысл этого персонажа и его отношения к своим ревизорским “обязанностям” становятся ясны не сразу. Неожиданно, с места в карьер, ему повезло. Его приняли за ревизора, и он, разумеется, не преминул этим воспользоваться.
Не переживает он по приезде в город никакого процесса ориентации — для этого ему недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что, в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли “за государственного человека”, за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.
Гоголь писал: “Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли”. Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди были поставлены друг к другу.
Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город), то самое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию “всеобщего страха”. Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.
Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой роли. В петербургских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. “Обрываемый и обрезываемой доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту”, Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта, не мечтать лично производить все то, что ежедневно производилось над ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое.
Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его роли, Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву “Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит”, — писал Гоголь.
Такого случая городничий не предусмотрел. Его тактика была рассчитана на настоящего ревизора. Раскусил бы он, без сомнения, и мнимого ревизора, мошенника: положение, где хитрость сталкивается с хитростью, было для него знакомым. Но чистосердечие Хлестакова его обмануло. Ревизора, который не был ревизором, не собирался себя за него выдавать и тем не менее с успехом сыграл его роль, — такого чиновники не ожидали.
А почему, собственно, не быть Хлестакову ревизором, начальственным лицом? Ведь в мире, где так странно и непостижимо “играет нами судьба наша”, возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. “Правильной” становится сама бесцельность и хаотичность. “Нет определенных воззрений, нет определенных целей — и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя”, — говорил А.Герцен.

Читайте также:
Чем велик Гогол, как писатель и как человек: сочинение

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь Ревизор): сочинение

Казалось бы, Хлестаков — человек ничтожный и мелкий — меньше всего подходит для раскрытия темы. Вроде бы надо взять более мощную личность, такую, как Анна Каренина или Евгений Базаров, и показать, какими литературными приемами авторы раскрывают внутренний мир героев.

Однако гоголевский Хлестаков вовсе не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И хотя внутри его не мир, а скорее мирок, разбор его личности, раскрываемой Гоголем разнообразно и оригинально, не менее интересен. Что ни говори, а Хлестаковых в любом обществе очень и очень много, их часто принимают за кого-то другого, и они приноравливаются к чужим маскам, чужим должностям, чужим жизням, обменивая мизерность собственного существования на внешнюю полноту чужого.

Существовал — и до сих пор еще существует — взгляд, будто бы Хлестаков морочит чиновников, в какой-то мере сознательно добиваясь своих целей. Но изображение внутреннего мира этого человека в одном из известнейших произведений русской литературы XIX века доказывает, что пустяшный Хлестаков не был способен на сознательный обман, аферу.

Разберем замысел Н. В. Гоголя подробнее.

Над всем в пьесе преобладает одна “всегородская” забота — мысль о ревизоре. В отношение к ревизору поставлены все без исключения персонажи комедии. Больше того: приезд ревизора глубоко взволновал и тех, кто находится за сценой. Воздух пьесы наэлектризован до предела; мы чувствуем, как расходятся во все стороны токи от событий, которые совершаются на сценической площадке.

При господствовавших в дореволюционной России бюрократических порядках деятельность государственных чиновников совершалась в значительной мере для вида, “для начальства”, для показухи. Да и верховным властям нужно было создать у подчиненных впечатление, что оно все видит и за всем наблюдает. Это был обоюдный обман, создавший почву для всевозможных мистификаций, недоразумений, ошибок, жертвой одной из которых стали персонажи “Ревизора”.

Это был, кроме того, и самообман, поскольку с прибытием ревизора обычно связывались разные, но равно несбыточные надежды. Верховные власти делали вид, что таким путем можно несколько подправить государственную машину и приостановить взяточничество и казнокрадство. Люди бесправные и обиженные тщетно ожидали, что начальственное лицо принесет им избавление от произвола.

Из всех возможностей прибытие ревизора оставляло реальной только одну — возможность и дальше лгать и обманывать друг друга. Чиновники города, как известно, это и делают. Они спешно производят кое-какие внешние улучшения (вроде снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор), а что касается исправлений по существу — то о них и не помышляют.

Правда, на сей раз меры городничего ни к чему не привели, но это не потому, что тактика его была неверной, а потому, что ревизор оказался не ревизором.

Гоголь показал, что сложившаяся ситуация охватывает жизнь многих, собственно, всех людей – и находящихся внизу, и занимающих высшие ступени на иерархической лестнице. Он приоткрыл связи, объединяющие людей в обществе. Для персонажей комедии прибытие ревизора – больше, чем служебная или административная забота. Тут, говоря словами городничего, “дело идет о жизни человека”. Ведь почти для каждого из них на карту поставлена и служебная карьера, и благополучие “жены, детей маленьких”, о которых в минуту страха вспоминает городничий.

Читайте также:
Место волшебства в сказке Гоголя: сочинение

В этих обстоятельствах каждый из характеров раскрывается глубоко и разносторонне. Несмотря на исключительную рельефность гоголевских типов, невозможно определить их по одной или нескольким чертам характера.

Но самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять, что этот человек не ревизор, предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа. Однако весь смысл этого персонажа и его отношения к своим ревизорским “обязанностям” становятся ясны не сразу. Неожиданно, с места в карьер, ему повезло. Его приняли за ревизора, и он, разумеется, не преминул этим воспользоваться.

Не переживает он по приезде в город никакого процесса ориентации — для этого ему недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что, в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли “за государственного человека”, за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.

Гоголь писал: “Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли”. Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди были поставлены друг к другу.

Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город), то самое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию “всеобщего страха”. Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.

Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой роли. В петербургских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. “Обрываемый и обрезываемой доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту”, Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта, не мечтать лично производить все то, что ежедневно производилось над ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое.

Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его роли, Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву “Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит”, — писал Гоголь.

Такого случая городничий не предусмотрел. Его тактика была рассчитана на настоящего ревизора. Раскусил бы он, без сомнения, и мнимого ревизора, мошенника: положение, где хитрость сталкивается с хитростью, было для него знакомым. Но чистосердечие Хлестакова его обмануло. Ревизора, который не был ревизором, не собирался себя за него выдавать и тем не менее с успехом сыграл его роль, — такого чиновники не ожидали.

А почему, собственно, не быть Хлестакову ревизором, начальственным лицом? Ведь в мире, где так странно и непостижимо “играет нами судьба наша”, возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. “Правильной” становится сама бесцельность и хаотичность. “Нет определенных воззрений, нет определенных целей — и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя”, — говорил А.Герцен.

Изображение внутреннего мира человека в одном из про­изведений русской литературы 19-го века

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.08.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Действия развиваются в маленьком провинциальном городке. Одним из главных героев комедии является Хлестаков. Он появляется в городе в то время, когда все ждут появления одитора. Чиновники боятся, мэр города видит крысу в страхе. Степень «страха и страха» у чиновников напрямую зависит от совершенных ими грехов.

Хлестаков, молодой человек хрупкого телосложения, немного скучный, одетый в моду. Он оказался в городе, возвращаясь домой из Петербурга. Он любил играть в карты, веселиться, из-за чего он оказался без денег. Он жил в маленькой гостинице со своим слугой Осипом, долгое время он не платил за жилье и еду, и поэтому боялся, что хозяин гостиницы пожалуется домовладельцу и попадет в тюрьму. Он продавал свои дорогие вещи на рынке ни за что и снова играл в карты. Иван Александрович часто лежал на кровати и мечтал о хорошей жизни.

И вот однажды в таверне появляется стюард со своей «свитой». Хлестаков ожидал худшего, но все сложилось отлично. Хлестакова принимают за аудитора, который инкогнито пришел проверить чиновников. И поскольку у каждого были большие грехи, они старались всеми возможными способами доставить ему удовольствие. Мэр предложил Ивану Александровичу жить в его доме. Хлестаков согласился, оживился. Страх перед аудиторией делает чиновников лицемерными, уклоняющимися, лживыми и радующими большой изобретательностью. Так что Хлестаков принимает от них деньги, даже не подозревая, что он берет взятки. Однако она подозревает, что его принимают за государственного служащего. За обедом в доме мэра он начинает врать, что живет в мире, имеет различные удобства, уважаемый человек, пишет стихи «с Пушкиным на дружеской ноге». И самое главное, ему даже пришлось руководить отделом. И поэтому он представил все это, что все городские чиновники пробежали по телам, все дрожали от страха.

Читайте также:
Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»: сочинение

Изображение внутреннего мира человека на примере Хлестакова (“Ревизор” Н.В. Гоголь)

Казалось бы, Хлестаков – человек незначительный и мелкий – менее всего подходит для раскрытия темы. Кажется, необходимо взять более сильную личность, такую ​​как Анна Каренина или Евгений Базаров, и показать, какими литературными приемами авторы раскрывают внутренний мир героев. Впрочем, гоголевский Хлестаков вовсе не так однозначен, как кажется на первый взгляд.

И хотя внутри это не мир, а скорее мир, анализ его личности, раскрытый Гоголем разнообразным и оригинальным способом, не менее интересен. Что бы вы ни говорили, в любом обществе много хлестаковцев, их часто принимают за кого-то другого, и они вписываются в чужие маски, посты других людей, жизни других людей, обменивая скудость своего существования на внешнюю полноту чужого.

Было и остается мнение, что Хлестаков обманывал чиновников, в какой-то степени сознательно достигая своих целей. Но изображение внутреннего мира этого человека в одном из самых известных произведений русской литературы 19-го века доказывает, что ничтожный Хлестаков не был способен на сознательное мошенничество, аферу.

Рассмотрим план Н.В. Гоголя более подробно. Над всем в пьесе преобладает одна «общегородская» забота – мысль об одиторе. Все комедийные персонажи, без исключения, были поставлены по отношению к одитору. Более того: приход аудитора глубоко взволновал тех, кто находится за кадром. Воздух игры наэлектризован до предела; мы чувствуем, как потоки расходятся во всех направлениях от событий, происходящих на сцене.

При бюрократическом правлении, которое преобладало в дореволюционной России, деятельность правительственных чиновников осуществлялась в значительной степени для вида, «для власти», для шоу. И высшим органам власти нужно было создать у подчиненных впечатление, что он все видит и все наблюдает. Это был взаимный обман, который создал основу для всевозможных мистификаций, недоразумений, ошибок, жертвами одного из которых стали герои «Инспектора».

Кроме того, это был самообман, поскольку разные, но одинаково нереальные надежды обычно были связаны с прибытием аудитора. Высшие власти делали вид, что таким образом можно немного исправить государственный аппарат и остановить взяточничество и растрату. Люди, лишенные права голоса и напрасные, напрасно ожидали, что начальник принесет им избавление от произвола.

Из всех возможностей приход аудитора оставил только одну реальную возможность – продолжать лгать и обманывать друг друга. Городские власти, как вы знаете, делают это. Они поспешно вносят некоторые внешние улучшения (например, убирают арапника, висящего в присутствии, или убирают улицу, на которую пойдет экзаменатор), и, что касается исправлений по сути, они даже не думают о них.

Правда, на этот раз меры мэра ни к чему не привели, но не потому, что его тактика была неправильной, а потому, что одитор не был одитором.

Гоголь показал, что нынешняя ситуация охватывает жизнь многих, фактически всех людей – и тех, кто ниже, и занимает высшие ступени на иерархической лестнице. Он открыл связи, которые объединяют людей в обществе. Для комедийных персонажей прибытие аудитора – это не только официальная или административная проблема. Здесь, по словам мэра, «речь идет о жизни человека». Действительно, почти для каждого из них на карту поставлен карьерный путь, а также благополучие «жены, маленьких детей», о которых мэр вспоминает в момент страха.

В этих условиях каждый из персонажей раскрывается глубоко и разнообразно. Несмотря на исключительный рельеф гоголевских типов, невозможно определить их по одной или нескольким чертам характера.

Но самый яркий образ комедии – Хлестаков, тот, кто был виновником неординарных событий. Гоголь сразу дает понять, что этот человек не одитор, предвкушая появление Хлестакова по рассказу Осипа о нем. Однако весь смысл этого персонажа и его связь с его «обязанностями» по аудиту не сразу становятся понятными. Внезапно, сразу же, ему повезло. Его приняли за одитора, и он, конечно же, не преминул воспользоваться этим.

По прибытии в город он не испытывает никакой ориентации – ему не хватает элементарного наблюдения. Он не планирует обманывать чиновников – для этого ему не хватает хитрости. Он сознательно не использует преимущества своего положения, потому что то, из чего он состоит, он даже не думает. Незадолго до отъезда Хлестаков смутно подозревает, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого; но для кого именно он не понял. Все, что происходит с ним в пьесе, происходит как бы вопреки его воле.

Гоголь писал: «Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют это пустым. Никогда в жизни он не совершал таких вещей, которые могли бы привлечь чье-либо внимание. Но сила вселенского страха создала от него чудесное комическое лицо. Страх, затуманив глаза каждого, дал ему поле для комической роли. Хлестакова сделали благородным те фантастические, извращенные отношения, в которых люди были поставлены друг к другу.

Но, конечно, для этого требовались некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в этом случае напуган не один человек, а весь город), наиболее эффективным является дать людям возможность продолжать запугивать себя, не мешая катастрофическому росту «всеобщего страха». Незначительный и недалекий Хлестаков делает это успешно. Он неосознанно и потому наиболее верно играет ту роль, которую требует от него ситуация.

Читайте также:
Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Субъективно Хлестаков был отлично подготовлен к этой роли. В петербургских офисах он накопил необходимый запас идей о том, как должен вести себя начальник. «Оторванный и оторванный до сих пор во всем, даже самым лучшим образом, чтобы превзойти свой козырь на Невском проспекте», Хлестаков не мог тайно примерить полученный опыт, не мечтая о том, чтобы лично производить все, что с ним делали ежедневно. Он делал это бескорыстно и неосознанно, по-детски вмешиваясь в реальность и мечту, реальную и желанную.

Ситуация, в которой Хлестаков упал в городе, внезапно дала место для его роли. Нет, он не собирался никого обманывать, он только милостиво принял почести и предложения, в которых он был убежден, по праву имел право на него: «Хлестаков не делает надуть на всех; он не ремесленный лжец; он сам забывает, что лжет, и сам почти верит тому, что говорит », – написал Гоголь.

Мэр не предусмотрел такой случай. Его тактика была разработана для настоящего одитора. Он, без сомнения, понял бы мнимого одитора, мошенника: ситуация, в которой трюк сталкивался с уловкой, была ему знакома. Но честность Хлестакова обманула его. Аудитор, который не был аудитором, не намеревался выдавать себя за него и тем не менее успешно играл свою роль – такие чиновники не ожидали.

И почему, собственно, Хлестаков не должен быть одитором, начальником? Действительно, в мире, где наша судьба, такая странная и непостижимая, «играет с нами», вполне возможно, что что-то произошло, а не по правилам. «Бесцельность» и сам хаос становятся «правильными». «Нет определенных взглядов, нет определенных целей – и вечный тип Хлестакова, повторяющегося от клерка волости до царя», – сказал А. Герцен.

История создания этой пьесы связана с именем Пушкина. Думал написать комедию на тему из русской жизни. Гоголь обратился к поэту с просьбой: «Помилуй, приведи какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот». И, по словам Гоголя, Пушкин действительно вызвал новый заговор, рассказывающий историю некоего джентльмена, который в провинции представлял себя в качестве важного петербургского чиновника. Пушкин даже знал несколько похожих историй. Он сам чуть не попал в аналогичную позицию, когда во время поездки из Нижнего Новгорода в Оренбург его приняли за одитора, отправленного в губернию.

Другими словами, ситуация была, в некотором смысле, типичной. Но при всей своей типичности и комической природе история с воображаемым одитором по существу не содержала ничего примечательного. Но под ручкой Гоголя она превратилась в самую широкую «смехотворную панораму», которая охватила почти все общество того времени. Неудивительно, что Николай I, от души смеющийся во время премьеры «Ревизора», сказал в конце спектакля: «Ну, играй! Все получили это, и я получил это больше всего! Объясняя масштабы дизайна своего произведения, писатель отметил: «Если вы смеетесь, то лучше сильно смеяться и над тем, что действительно достойно насмешки над универсальным.

В «Ревизоре» я решил собрать воедино все плохие вещи в России, которые я знал тогда, все несправедливости, которые совершаются в тех местах, и те случаи, когда справедливость больше всего требуется от человека, и смеяться над всем сразу. Именно потому, что, высмеивая «все несправедливости», писатель исходил из представлений о том, как на самом деле должна быть устроена человеческая жизнь, в его творчестве звучал особый смех – «смех сквозь слезы». Один из литературных критиков того времени писал: те, кто считает эту комедию нелепой и не более того, ошибаются. Да, она, так сказать, нелепа извне, но внутри этой скорби она кланяется с мочалкой, ее путают с мочалкой.

Заключение

Несмотря на очевидный успех премьеры «Ревизора» на сцене Александринского театра, Гоголь был недоволен своей игрой. В течение нескольких лет он должен писать тексты, в которых говорится, что он говорит о социально-критических аспектах ее истории. Во втором издании появилось знаменитое обращение к герою, звучащее как обвинительный призыв ко всей России: «Над чем ты смеешься? – Вы смеетесь над собой! .. » Эта фраза стала своего рода эмблемой гоголевского «смеха сквозь слезы».

В этой книге было показано, что все эти явления и ситуации одеты в такое мощное обобщенное значение, которое заслуживает гордого названия «бессмертный». Это доказывает, что человеческие типы существуют в любом обществе. Сегодня в спектаклях «Генеральный инспектор», которые проходят на театрах разных стран, зрители искренне смеются, узнают своих современников в героях Гоголя, у которых есть все, что происходит в обществе, это проблемы, которые возникают в их жизни. жизни. Определение «бессмертного» определения не только его художественного, но и социально-нравственного значения «бесчеловечности» – это свободная жизнь.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: