Почему трудолюбивый хозяин превратился в прореху на человечестве? (образ Плюшкина): сочинение

Степан Плюшкин — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Характеристика образа Плюшкина в поэме «Мёртвые души» выстроена совсем не так, как у прочих второстепенных персонажей. Плюшкин — единственный среди них, кто представлен читателю в развитии. Прошлое других помещиков неизвестно. Словно они всегда были такими, какими изображены Николаем Васильевичем Гоголем. Но путь, пройденный самым отталкивающим героем поэмы, автор исследует подробно. Ему важно не только каков Плюшкин сейчас, но, главным образом, как он стал таким, что стало причиной деградации.

Значение фамилии

Почти у всех гоголевских героев имена если не «говорящие», то «намекающие» на суть персонажа, хотя бы ассоциативно с ней связанные. Но о чём говорит фамилия Плюшкин? Если это производное от «плюшка» — мягкая булочка, то высохший, покрытый морщинами старик, скупой до неприличия, никак с этим кондитерским изделием не связан. Скорее наоборот. В качестве угощения он предлагает Чичикову чёрствый сухарь, когда-то бывший куличом, непременным атрибутом самого светлого для христиан праздника. Или его фамилия произошла от слова «плюш», названия мягкого, слегка ворсистого материала, из которого шили тёплые, уютные пледы и халаты? На Плюшкине, когда он появляется в поэме, как раз надет халат, но уже до крайней степени затасканный, потерявший форму и цвет.

Как плюшка со временем превращается в сухарь, как мягкая ткань грубеет, засаливается, стирается до дыр, так и хороший человек Плюшкин, любящий супруг, заботливый отец, рачительный хозяин, гостеприимный помещик превратился в существо, по виду и поведению которого Чичиков даже затрудняется определить его пол.

Поместье

Ничья деревня не производит такого удручающего впечатления, как деревенька Плюшкина. «Особая ветхость» оставила отпечаток на всех без исключения деревенских постройках. Сквозящие, как решето, крыши, заткнутые зипунами и тряпками окна, всё почерневшее, потрескавшееся. Тут же, на улице, Чичиков видит огромные клади зерна. Они настолько давно здесь стоят, что на них проросла трава. Разруха и обветшание соседствуют с огромным количеством хлеба, имевшего в тех условиях огромную материальную ценность. Обратив его в деньги, ничего не стоит обновить, подправить крестьянские домишки и разрушающуюся усадьбу, глядящую «дряхлым инвалидом». Неужели хозяин не понимает, не видит этого?

Страшный путь

История жизни Плюшкина объясняет этот парадокс. Некогда бережливый хозяин, умело управляющий имением, он пользовался уважением соседей за ум, предприимчивость, умение идти в ногу со временем. Были в хозяйстве суконные фабрики, мельницы, валяльни, работали прядильни, столярные станки. Помещик занимался обустройством большого дома, заботился о воспитании и учёбе детей, в домашней обстановке носил сюртук, не позволяя себе проводить дни в халате.

Смерть жены выбила героя из колеи. Он стал подозрительным, скупым, беспокойным. Разлука с детьми уже не смогла принести замкнувшемуся в себе скряге душевную боль. Его приоритеты кардинально изменились к тому времени. Когда-то деньги были для него средством обеспечить счастливую жизнь семье. Теперь они стали самоцелью. Дети кажутся ему врагами, посягающими на его достаток.

Плюшкин живёт в огромном, пустом захламлённом до предела доме, не похожем на жилище человека. Он и сам на человека мало похож. Его глаза автор уподобляет мышам не случайно. Помещик тоже напоминает этого вороватого грызуна. Рыщет по деревне, тащит к себе огарок свечи, утерянную подкову, забытое ведро, бранится с ключницей из-за четвертинки бумажного листка. В то же время его амбары, сараи, подвалы, кладовые забиты берестяными и деревянными изделиями, холстом, овчинами, зерном, мёдом и много чем ещё. И всё это огромное количество человеческого труда гниёт и превращается в труху, потому что Плюшкин боится потерять то, что уже попало ему в руки. Боится продешевить, прогадать при продаже. Страшно и непонятно, как владелец тысячи душ, накопивший невиданные объёмы богатств, выглядит отвратительнее последнего нищего, доводит себя до крайней степени убожества. Он ест то, что уже заплесневело, засохло, носит халат, давно превратившийся в грязные лохмотья.

Прозвище от автора

«Прореха на человечестве» — такое определение даёт герою Гоголь. Язва накопительства, поселившаяся в душе, разъедает изнутри, поглощает человека. Накопительство не делает его богаче, а, потеряв всякий смысл, превращается в уничтожение плодов труда тысячи крепостных крестьян. Плюшкин, словно чёрная дыра, где всё пропадает бесследно.

Читайте также:
Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

Смысл образа

Какая мысль проиллюстрирована образом Плюшкина? Губительность стяжательства? Но он не единственный скопидом в поэме. Есть Собакевич, Коробочка — тоже не самые приятные лица. Идея, заключённая в образе Плюшкина намного масштабнее и так важна Гоголю, что он озвучивает её от своего имени, хочет быть уверенным, что читатель поймёт её правильно: «Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад!» Чтобы сохранить в себе человека, не превратиться в отвратительное, бездушное существо, важно не утратить свежести, искренности, чистоты, сохранить в себе лучшее. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Дело не в стяжательстве. Погубить человека в Плюшкине мог и другой порок. Проблема в том, что ради неверно определённой цели жизни Плюшкин отрекается от главного: от любви к семье, от милосердия, от вечного человеческого предназначения — обустраивать, улучшать мир вокруг себя.

Характеристика образа Плюшкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Как и почему Плюшкин превратился в «прореху на человечестве» (сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Вариант 5

В своем сатирическом произведении «мертвые души» автор нам показывает, много помещиков, которые живут в разных деревнях.

Самый яркий образ для меня это Плюшкин, который из-за своей жалости потерял все человеческие качества. Плохое впечатление производит все имущество Плюшкина. Ему было все ровно на деревенские дома. Ведь бревна, из которых построены дома уже были гнилыми, в некоторых домах нет стекол, и ничего не оставалось, как затыкать тряпками.

Дом Плюшкина тоже выглядел очень нищенски, хотя он был не бедным человеком. Внутри дома было непонятно, что можно сказать — мусорка: валялись исписанные бумаги, стояла рюмка чем-то наполнена, а в ней уже куча мух плавало, какие-то непонятные тряпки валялись на полу. Исходя из этого, можно подумать, что там никто не живет.

Хозяин дома Плюшкин выглядит подстать своего жилища. Лицо обычное, а маленькие глаза бегают как у мышки. Он одет очень бедно, и вещи грязные, непонятно что на нем одето вообще. Глядя на его одежду, трудно определить, мужчина он, или женщина. Плюшкин похож на человека, который просит милостыню. Были времена когда он был очень хорошим хозяином, у него было все и семья, и дети, и уважение других людей к себе.

Все соседи с радостью приезжали к Плюшкину в гости. Но после того как его жена умерла он резко изменился. Он стал жадным, подозрительным, и встревоженным. Его старшая дочка вышла замуж, втайне от отца, за военного человека, и уехала жить в другой город. А младшая дочка умерла.

Плюшкин из-за своей скупости, не вникал в жизнь своих дочерей, и на их просьбы о помощи, всегда отказывал. Его жадность привела его к полному перевоплощению, и он стал похож на бедного человека собирающего всякий хлам. Его дела в убытке никто не хочет иметь с ним никаких дел, покупать у него товар. В итоге этого его хлеб, и сено гнили, холсты превращались в пыль а, мука стояла гнила в подвалах. Но сам Плюшкин все боялся остаться голодным и пойти по миру на старости лет. Гоголь нам показывает, что Плюшкин убил все человеческое, он испортил жизнь себе и людям поднимал налоги, не думая о том, чем люди будут платить.

Мне кажется, что он изменился, когда потерял дорогого человека, свою жену и не смог жить дальше без нее. Я считаю нельзя опускать руки и идти только вперед.

Сочинение 3

Степан Плюшкин – один из персонажей поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

О прошлом Плюшкина автор рассказал мало. Известно, что он был женат, и у него было трое детей: две дочери и сын. У него было процветающее, красивое поместье. Плюшкин самый богатый человек среди людей в поэме. В его доме часто устраивались балы, а сам он был примером для других в ведении хозяйства. Плюшкин к этому делу подходил с умом и завидной умной экономностью.

Читайте также:
Портрет Н. В. Гоголя и Портрет Дориана Грэя О. Уальда (сопоставительный анализ): сочинение

Но после смерти жены этот человек стал сильно меняться в худшую сторону. Его неглубокие чувства стали приобретать негативный характер. Экономность Плюшкина превратилась в страшную скупость. Поместье он свое полностью забросил. Его крестьяне все время голодают и умирают от этого. Кто-то сбегает, но все равно умирает в тюрьме. Степану Плюшкину все время кажется, что они воруют его вещи и постоянно обвиняет их в этом. Ремонт поместья не делался очень давно. Из-за погодных условий его дом принял неопрятный и заброшенный вид. Казалось, что там никто не живет. Сено и хлеб, которые он зачем-то берег, гнили. Внутри дома был беспорядок: старые поломанные вещи, которые Плюшкин не выбрасывал, смешались со старой мебелью и мусором. В комнатах было темно, за исключением его комнаты. При всем этом этот человек все равно оставался самым богатым среди всех: у него было около тысячи рабочих людей.

В поэме ему шел седьмой десяток. Когда Чичиков приехал к нему, то издалека он даже не понял, кто к нему идет. Плюшкин был похож на бесполое существо: непонятно было — мужчина это или женщина. Было ощущение, что к нему направляется слуга, но это оказался сам хозяин поместья – Плюшкин. Одет он был в лохмотья. Халат уже не был похож на одежду, а на какую-то тряпку. Рукава были полностью пропитаны сальностью. Сам хозяин, похоже, давно не мылся и забыл, что такое гигиена вообще. У него были жесткие белые волосы. Лицо его не выражало никаких чувств. Имел выступающий вперед подбородок, на который он плевал, когда говорил.

Плюшкин не любил гостей. Отношения с детьми он давно порвал. Сын сбежал в армию (которого отец позже проклял), одна дочь умерла, а другая поспешила выйти замуж. Им он ничем не помогал.

А когда-то Степану Плюшкину завидовали. Его поместье процветало, и он был прилежным семьянином.

Как и почему Плюшкин превратился в «прореху на человечестве» (сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему: «Почему Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечество?» 4.57/5 (91.43%) 7 votes

Среди описаний всех губернских помещиков особое место занимает образ Плюшкина. Складывается впечатление, что именно к этому образу Николай Гоголь подошел с наибольшим любопытством, при этом он рассматривал его весьма критически, что заставляет задуматься об этом образе более тщательно и поискать некоторые подобные образы в реальной жизни. Стоит отметить, что это достаточно интересно. В частности, именно Плюшкина Гоголь окрестил достаточно обидным и неприятным прозвищем «прореха на человечество». Почему же так получилось? Этому и посвящено данное сочинение.

Я думаю, что основной причиной, почему имя этого человека было именно таким, заключается в том, что Плюшкин, кажется, был абсолютно безразличен как к самому себе, так и к своему внутреннему миру. Это звучит весьма абсурдно, ведь как должен выглядеть и думать человек, которому в действительности практически безразлична собственная личность? Тем не менее, более подробный и детальный анализ его образа лишь подтверждает это. К примеру, Плюшкин был очень жадный и скупой. Все, что у него было, он стремился запрятать куда подальше в одну из своих комнат. И в этой комнате накопилось уже огромное количество самого разного хлама, включая такие разные предметы, как гвозди или предметы мебели. Плюшкин отчаянно стремится сэкономить, но он совершенно не умеет управлять собственным имуществом. По этой причине все, что они имеет и накапливает, постепенно портится и превращается в ненужный хлам. Разве такой человек может называться достойным именем? Конечно же, нет. Именно по этой причине он и получил название прорехи на человечество.

Впрочем, можно ли сказать, что Плюшкин всегда был таким плохим хозяином? Нет, это было бы абсолютно несправедливо по отношению к нему. Его такая нелицеприятная жизнь имеет очень четкую и понятную причину. Когда-то он был отличным семьянином, образцовым хозяином своего дома и имущества. У него была хорошая жена и дочь, а также сын. Впрочем, в душе у него не было ничего, кроме пустоты. Жена умерла, дочь уехала, сын отправился на службу. Это не заставило Плюшкина о чем-то задуматься. Он остался точно таким же, каким и был. И даже когда дочь возвратилась к нему, никаких чувств и эмоций он по этой причине не испытал. Душа Плюшкина превратилась в подобие камня, он никогда уже не смягчится, а потому не станет по-настоящему счастливым. Именно это и дает исчерпывающее понимание того, почему Гоголь назвал своего героя именно так, а не иначе.

Читайте также:
Почему Н В Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»: сочинение

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему «Чичиков, кто он: предприниматель — авантюрист или мошенник» Чичиков, кто он: предприниматель — авантюрист или мошенник Поэма «Мертвые души» писателя Н. В. Гоголя написана […]
  • АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Н. В. Гоголь — великий писатель первой половины XIX века. В своих произведениях он затрагивал проблемы, актуальные в […]
  • ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая […]
  • СОВРЕМЕННАЯ ГОГОЛЮ ЧИНОВНИЧЬЯ РОССИЯ (по поэме «Мертвые души») Николай Васильевич Гоголь не раз обра- щался к теме чиновничьей России. Сатира этого писателя затронула современных […]
  • Сочинение на тему: «Обломов и Манилов» В русской литературе существует множество образов, которые можно с уверенностью называть чем-то похожими. Всегда […]
  • ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» (вариант 1) Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму «Мертвые души» в 1835 году по на- стойчивому совету Пушкина. После […]

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Для всех наших читателей, кто интересуется творчеством великого русского писателя Н.В. Гоголя, предлагаем примерное сочинение на тему «Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)».

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя – шедевр русской литературы. Написанная несколько столетий назад, она остается интересной и для современного читателя. По мнению критика В.Г. Белинского, поэма столь глубока по содержанию и велика по художественному совершенству, что могла бы заменить на десять лет отсутствие других книг. Центральное место в произведении занимают «портретные» главы, в которых автор показывает всю низость, весь моральный упадок помещичьего класса. Шестая глава посвящена «прорехе на человечестве» — Степану Плюшкину.

Характеристика героя начинается с описания усадьбы. Некогда обширное, богатое хозяйство пришло в запустение. Все вокруг превратилось в хлам, находится в странном беспорядке, покрылось плесенью, пришло в негодность. Вся эта картина как нельзя лучше характеризует помещика как человека-скрягу, бесхозяйственного, жадного. Казалось, что время в его имении прекратило свое течение и остановилось, отсюда хотелось сбежать, до такой степени страшные картины предстали перед взором Чичикова. Портрет самого Плюшкина ужасает: он был похож не то на бабу, одетую в странное, неопределенное платье, не то на мужика. Лицо и наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление, а когда чиновник узнал, что перед ним самый настоящий помещик, от изумления даже отступил назад. На его бесстрастном лице выделялись маленькие бегающие глазки и брови, похожие на мышей, высматривающих из норки кота. Невозможно было понять, из чего состоит его халат с четырьмя полами и рукавами, больше похожими на кожу, из которой шьют сапоги. На шее у Плюшкина было повязано что-то похожее на носок, подвязку или набрюшник. Помещик, который владел тысячами крепостных душ, у которого было полно богатства в амбарах и кладовых, походил на самого последнего нищего, поэтому Чичиков подумал, что, если бы встретил его где-то у церкви, дал бы медный грош. Скупость и жадность настолько взяли власть над героем, что вытравили из него все самое лучшее, что в нем было, затмили практический ум когда-то опытного хозяина. Он перестал понимать истинную ценность вещей. От бессмысленной скупости он становится подозрительным к людям, недоверчивым, враждебным ко всему окружающему, жестоким и несправедливым не только к крепостным крестьянам, но и к своим детям. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Крестьян он упрекает без всякой на то причины во всех грехах, называет их ворами и мошенниками, способными оставить без кафтана, морит людей голодом, поэтому крепостные у него «мрут как мухи» или сбегают от невыносимых условий жизни. Старшая дочь помещика, Александра Степановна, сбежала от отца со штабс-ротмистером какого-то кавалерийского полка, другая дочь, оставшаяся с отцом в деревне, вскоре умерла. Сын Плюшкина отправился в город и вопреки воле отца вместо службы в какой-либо палате определился в полк. Когда же юноша попросил у родителя денег на обмундирование, то ничего не получил, а когда тот проигрался в карты, отец проклял сына и перестал интересоваться его существованием и ни разу даже мысленно не задавался вопросом, жив ли его наследник. Он с полным равнодушием отказал в помощи и дочери, которая приехала к отцу и привезла своих детей повидать деда. Но ни гостинцы, ни родные люди не тронули сердца отца и дедушки. Плюшкину казалось, что все только и ждут его смерти, чтобы завладеть его богатством. У помещика была отвратительная привычка собирать по всей деревне хлам или забытые крестьянами вещи. И если что-то попадало в кучу мусора в его доме, то Плюшкин ни за что не возвращал вещь хозяину. Над этой привычкой шутят крестьяне, говоря: «Рыболов вышел на охоту». Они прозвали его «заплатанным» или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось места для любви и сострадания, а в уме – ничего живого и полезного, кроме накопительства. За внешним добродушием он скрывает алчность и постоянное стремление наживы. Он скуп во всем: и в одежде, и в еде, и в еде, и в эмоциях. За все время разговора с Чичиковым у Плюшкина ни на секунду не появляется живое выражение лица, оно остается бесчувственным и пошлым, и только при упоминании о бывшем однокласснике загорается на некоторое время теплый огонек в глазах. Ни автор, ни тем более читатель не понимают, как человек, у которого было все для счастливой и спокойно жизни, опустился на самое дно жизни и достиг дна духовного оскудения и морального падения. Писатель недоумевает, как же свершился распад человеческой личности.

Читайте также:
Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души»: сочинение

Гоголь неслучайно определил Плюшкину место последнего продавца мертвых душ, не случайно именно этот помещик замыкает галерею помещичьих образов. Это самый безнравственный, отвратительный человек, с которым Чичикову пришлось столкнуться. Образ Плюшкина – воплощение полного застоя, загнивания, своеобразный символ духовной гибели.

…С каждым годом притворялись окна в его [Плюшкина] доме, наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба; столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве.

Чичиков у Плюшкина

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.
См. краткое содержание и полный текст «Мёртвых душ», а также статьи: Характеристика Плюшкина (с цитатами), Образ Плюшкина (кратко), Цитаты, подтверждающие скупостью Плюшкина, Внешность Плюшкина, Одежда Плюшкина, Плюшкин в «Мертвых душах», Усадьба Плюшкина, Сад Плюшкина, Интерьер дома Плюшкина, Хозяйство Плюшкина, Семья Плюшкина, Обед Чичикова у Плюшкина, Торг Чичикова с Плюшкиным.

Читайте также:
Основа комедийности пьесы «Ревизор»: сочинение

Образ и характеристика Плюшкина — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Плюшкина, одного из основных героев поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — это образ человека, душа которого опустошена из-за скупости, поэтому этого героя можно причислить к «мёртвым душам».

Внешность, речь

Рисуя портрет Плюшкина, Гоголь до предела сгущает краски: Чичиков даже не мог «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Нормального человеческого облика лишила этого помещика его невероятная скупость. Крестьяне окрестных деревень дали ему прозвище «заплатанной».

Одежда Плюшкина была похожа на капот, на голове он носил колпак, какие носят дворовые бабы, так что Чичиков принял его за бабу, но услышав его сиплый голос, всё же решил, что это не женщина. По ключам, висевшим у этой фигуры за поясом и по тому, что она ругала мужика, приехавшего на телеге, Чичиков подумал, что это ключница, но затем решил, что это ключник, так как у него на лице была небритая щетина. Когда выяснилось, что это помещик Плюшкин, Чичиков был удивлён ветхим нарядом этого богатого человека, у которого крепостных крестьян более тысячи. Нельзя было понять, «из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, которая идёт на сапоги». На шее вместо галстука было повязано непонятно что: то ли чулок, то ли подвязка, то ли набрюшник.

Плюшкин был худощавым стариком, ему шёл седьмой десяток. Подбородок его выступал далеко вперёд, а маленькие глазки «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высунулись из норок и высматривают, нет ли здесь опасности. На лице его постоянно заботливое выражение. Когда он задумывался или был в недоумении, жевал губами, будто что-то ел.

Речь Плюшкина при разговоре с Чичиковым состояла почти из одних жалоб на нищету. Дворовых своих людей он постоянно ругал.

Описание деревни, усадьбы, дома Плюшкина

Деревня, принадлежавшая этому помещику, была большая. Во всём были видны запустение и ветхость. Брёвна мостовой при езде по ним поднимались то вверх, то вниз, как клавиши фортепьяно. Избы были ветхие, с крышами, походившими на решето, с окнами без стёкол. Около изб были огромные клади очень застоявшегося господского хлеба. Цветом они походили «на старый, плохо выжженный кирпич», на их верхушке росли какие-то растения, а сбоку — даже кустарник.

В селе стояли две церкви — опустевшая деревянная и каменная, вся истрескавшаяся, испятнанная. Там, где прервалась цепь изб, был пустой огород, обнесённый городьбою, местами изломанной.

Множество обветшалых строений (погребов, амбаров, и т. п.) стояло во дворе около господского дома, тоже обветшавшего. Помещичий дом был непомерно длинным, местами в два этажа, местами в один. На стенах дома кое-где была видна штукатурная решётка. Окна этого длинного дома были забиты досками или заставлены ставнями, только два были открыты. Всю это безрадостную картину оживлял только большой заросший сад позади дома.

Читайте также:
Жизненный путь Чичикова: сочинение

В доме Чичиков увидел ужасный беспорядок, всё было в пыли и паутине. На бюро лежала всякая всячина: засохший лимон, ручка кресла, кусочек тряпочки, пожелтевшая зубочистка и много подобного мусора. В углу комнаты виднелась куча предметов, которые недостойны были лежать на столе. Куча была покрыта толстым слоем пыли. Пыль была и на люстре, висевшей в холстинном мешке и сделавшейся похожей на кокон, в котором сидит червяк.

Характер

Главная черта характера этого богатого помещика — невероятная скупость. Автор пишет, что «подобное явление редко попадается на Руси», Плюшкин — не типичный герой, а своего рода исключительность, «какая-то прореха на человечестве».

Хозяйство Плюшкина разваливается, так как он не заботится о нём, не заботится и о крестьянах, которые от нищеты и голода умирают или сбегают. Плюшкин весь ушёл в скопидомство, в мелочное крохоборство. Он морит голодом своих дворовых и сам недоедает, всех подозревает в воровстве. Плюшкин — раб вещей, скупость изуродовала его личность, его ничего не интересует кроме сбора различных вещей и продуктов. Кладовые у него забиты овощами, сушёной рыбой, холстами и т. д., и всё это портилось. На рабочем дворе скопилось столько дерева и посуды, сколько невозможно было употребить за всю жизнь даже на два таких имения, как у Плюшкина.

Биография

Автор сообщает своеобразную «историю болезни этого помещика». Имя этой «болезни» — скупость. Гоголь рассказывает, как появилась у Плюшкина разрушительная страсть скопидомства. Когда-то этот человек был экономным, бережливым, трудолюбивым хозяином, была у него хорошая семья: приветливая, хлебосольная жена, две дочки и сынишка. После смерти жены его несколько скупой характер обострился от одиночества. Ему пришлось самому заниматься мелкими хозяйственными заботами. Когда разъехались сын и старшая дочь, а младшая умерла, скупость взяла над помещиком полную власть. Эта всепоглощающая страсть стала причиной того, что Плюшкин перестал общаться с людьми, разорвал родственные отношения, детей своих он стал считать расхитителями имущества. Полное одиночество развило ужасную скупость, жажду стяжательства.

Плюшкин утратил способность отличать полезное от несущественного, важного от мелочей. Он перестал обращать внимание на главные части хозяйства, заботясь о сохранении всякой мелочи (бумажек, пёрышек и т. п.). Он подбирал на улицах деревни негодные вещи и складывал в угол своей комнаты.

Покупщики перестали покупать у него зерно, сено, сукно, холсты, так как он был очень неуступчив в торгах. Всё это гнило, ветшало, мука превратилась в камень.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» — восклицает автор.

Отношение Плюшкина к предложению Чичикова

Предложение Чичикова принять на себя обязанность платить подати за 120 с лишком умерших крестьян Плюшкина изумило и обрадовало. «Ах, батюшка! ах, благодетель мой!» — вскричал растроганный старик. Но радость, показавшаяся на его «деревянном лице», быстро исчезла, и оно приняло заботливое выражение. На предложение Чичикова совершить на мёртвые души купчую крепость, как на живые, Плюшкин ответил, что по купчей будут большие издержки, так как нужно будет платить приказным чиновникам. Услышав от Чичикова, что он и эти издержки примет на себя, Плюшкин решил, что гость глуп, но от радости пожелал «всяких утешений» ему и даже его деткам. Он расщедрился и хотел угостить гостя сухарём из кулича и ликёром из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», но Чичиков отказался.

Когда Чичиков узнал, что у Плюшкина 78 беглых крестьян, он согласился их приобрести по 25 копеек за душу. Плюшкин попросил, ради его нищеты, дать за душу 40 копеек. Тут начался торг, в итоге сошлись на 32 копейках. Плюшкин, получив деньги, осторожно уложил их в ящик бюро, где они будут лежать, наверно, до самой смерти владельца. После того, как неожиданный благодетель уехал, Плюшкин решается на невиданный для него поступок: хочет завещать ему свои карманные часы.

Отношение автора к герою

Плюшкин — самый богатый из тех помещиков, к которым ездил Чичиков. Гоголь, подробно описав запустение в его усадьбе и доме, подчёркивает, что «подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться». Так что Плюшкин, по мнению писателя, — личность, нетипичная для России. Он называет его прорехой на человечестве и поражается, до какой ничтожности дошёл этот человек. Гоголь призывает юношей, выходящих в суровую жизнь, забирать с собой все человеческие чувства, иначе старость будет бесчувственна и холодна.

Читайте также:
Характеристика образа городничихи в комедии «Ревизор»: сочинение

Автор показывает, что в Плюшкине осталась малая искорка живой души. Когда Чичиков спросил, нет ли у него какого-нибудь знакомого в городе, чтобы он совершил купчую за Плюшкина, тот вспоминает, что действительно председатель палаты — его школьный приятель. Старик вспомнил юность, и на его лице появилось «какое-то бледное отражение чувства». Значит, в этой душе, порабощённой страстью к наживе, осталась крошечная живая её часть. Известно, что писатель предполагал показать в следующих частях поэмы возрождение души Плюшкина.

Заключение

Образ Плюшкина, одновременно накопителя и расточителя, представлен в 6 главе поэмы. Этого помещика Чичиков посетил после того, как побывал уже у других помещиков. Образ жизни Плюшкина губителен для его души, но она у него ещё не совсем мертва, поэтому лицо помещичьей России, отражённое в пятерых помещиках, показанных в поэме, становится не совсем омертвевшим.

Характеристика образа Плюшкина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

«Сатирическая острота комедии «Ревизор»»

Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «. Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.

Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).

Сатирическая острота комедии, глубина социальных разоблачений вызвали яростные нападки на Гоголя реакционной части публики и литературной критики. Возгласы возмущения раздавались во время представлений «Ревизора» в Петербурге и Москве. В статьях Булгарина и Сенковского комедия трактовалась как произведение бессодержательное и нехудожественное, основанное на «невероятности». Ф. Ф. Вигель в письме к Загоскину называл Гоголя олицетворением «юной России во всей ее наглости и цинизме». В защиту Гоголя выступили представители прогрессивной критики — Вяземский, Андросов, указавшие на глубокую правдивость комедии и увидевшие в ней явление, чрезвычайно важное для русской литературы. В «Молве» «Ревизор» был назван пьесой «всероссийской» и глубоко современной, которая смешна только внешне, но в действительности исполнена глубокой горечи. Белинский, восторженно откликнувшийся на появление «Ревизора» в ряде заметок 1836—1838 гг., дал его детальный анализ несколько позже, в статье о «Горе от ума» Грибоедова. В гоголевской комедии критик увидел высокохудожественное произведение, замечательный пример единства содержания и формы, целостный, «замкнутый в самом себе мир», отмечал глубочайший «типизм» характеров, яркую выразительность и верность
языка.

Борьба вокруг комедии, непонимание и ожесточение привилегированной публики взволновали Гоголя. С горечью он писал, что против него «восстали все сословия». Письма Гоголя свидетельствуют о том, что он прекрасно осознавал критическую силу и правдивость своего создания, хотя здесь же выступают и противоречия писателя: он пытается ограничить глубинный и всеобъемлющий смысл социальных обличений и сетует на то, что публика «частное» приняла «за общее, случай за правило».
Разноречивые мнения критики и публики и свои переживания от постановки «Ревизора» Гоголь обобщил в «Театральном разъезде после представления новой комедии» (начат в 1836 г., закончен в 1842 г.). Создав ряд иронических типов «почтенных» и «приличных» господ и литераторов, Гоголь ядовито высмеял Булгарина и Сенков-ского. В то же время он стремился придать «Театральному разъезду» «общее значение», чтобы его «применить можно было ко всякой пьесе, задирающей общественные злоупотребления». Устами автора пьесы высказаны принципиально важные для Гоголя мысли о театре, его общественном значении, о великой преобразующей и освободительной силе смеха и дается уничтожающая критика общества, для которого «нет вовсе высокого в мире.

Читайте также:
Мертвые души Н. В. Гоголя удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный (А.И. Герцен).: сочинение

Все, что ни творилось вдохновеньем, для них пустяки и побасенки». Страшной отповедью этому обществу звучат слова автора: «Побасенки. Но мир задремал бы без таких побасенок, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души» (V, 171).
Отъезд за границу. Толки вокруг «Ревизора» усилили отвращение Гоголя к русской жизни. Он пишет М. П. Погодину: «Еду за границу, там размыкаю ту тоску, которую наносят мне ежедневно мои соотечественники. Писатель современный, писатель комический. должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне» (XI, 41). 6 июня 1836 г. Гоголь уезжает. Проехав Германию, Швейцарию, останавливается на несколько месяцев в Париже и наконец обосновывается в Риме, где, отлучаясь временами, живет до 1848 г. Гоголь очарован Италией, «не может наглядеться» на ее древнее и вечно новое искусство, «упивается» ее природой. Но еще в Париже его поражает тяжелый удар: известие о смерти Пушкина. Гоголь воспринял его как великую трагедию всей русской литературы и как свою, глубоко личную утрату: «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним. » Свой великий долг Гоголь видит в продолжении огромного труда, «завещанного» ему Пушкиным. По-видимому, еще в 1835 г. Пушкин дал Гоголю сюжет «Мертвых душ», и тогда же поэма была начата. Римское «уединение» было необходимо Гоголю для обдумывания своего сочинения. Взгляд на русскую жизнь «из прекрасного далека» помогал ему охватить ее различные стороны, создать широчайшие художественные обобщения.

Сочинение: Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя Ревизор

В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии — комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов — анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону. В декабре 1835 г. комедия была закончена, а в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в пьесе “всем досталось”, а больше всего ему.

Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего — персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы. Каждый из них по-своему смешон и по-своему типичен.

Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — “уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек”, прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их. Судья Ляпкин-Тяпкин прочел “пять или шесть книг” и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, — большой “проныра и плут”; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин —”простодушный до наивности человек”, обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии — Хлестаков — молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и “без царя в голове”. Как мы видим, все без исключения персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично. Гоголь широко использует прием “говорящих” имен. Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола “гибнуть”.

Читайте также:
Город N – Царство чиновников в поэме Н.В. Гоголь Мертвые души: сочинение

Чрезвычайно смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о приезде тайного ревизора, принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную шишку. Они заискивают перед ним, всячески ублажают его, дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора. Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с “самим” начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Любой человек сразу бы мог “раскусить” Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца — до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные “грешки”. Персонажи комедии представляют собой “корпорацию разных служебных воров и грабителей”, как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. “Смотри! не по чину берешь!” — распекает он квартального, который вместо положенных “по чину” двух аршин сукна взял у купца намного больше.

Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече с “ревизором” Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя — это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.

В “Ревизоре” Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной “комедии нравов” и “комедии положений”. Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции “классической” комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в творчестве Островского и Чехова.

Сатирическое изображение действительности в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия «Ревизор» — одно из лучших произведе­ний Н. В. Гоголя. Сюжет комедии был подсказан ему А. С. Пушкиным. Благодарный Пушкину, Гоголь ут­верждал, что его комедия будет «смешнее черта». Смех, действительно, пронизывает каждый эпизод, каждую сцену комедии. Однако это особый смех, смех сквозь слезы, смех обличающий. Гоголь выводит дей­ствие комедии за рамки анекдотического случая. В комедии «Ревизор» он создал галерею невероятно смешных персонажей. При этом все они оказались легко узнаваемыми типами людей. Это подтвердил даже царь Николай. После одной встречи с провинци­альными чиновниками он сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю. », — а потом доба­вил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».

Читайте также:
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ РЕВИЗОР И В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Гоголь действительно нарисовал не просто чинов­ников отдельно взятого уездного города. Он создал со­бирательные, типичные образы.

Итак, возглавляет город Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий нечист на руку, без зазрения совести обирает купцов, потворствует безза­конию, не выполняет свои служебные обязанности, мошенничает, растрачивает казенные деньги. Город под руководством Антона Антоновича погряз не толь­ко в беззаконии, но и в грязи. Кругом мусор, пьянст­во, безнравственность. Городничий оказывается в ду­раках, когда узнает, что Хлестаков вовсе не ревизор, а сам он — не будущий тесть высокопоставленного пе­тербургского чиновника. Антон Антонович смешон. Гоголь беспощадно бичует казнокрадство, корруп­цию, злоупотребление служебным положением. В лице жены и дочери Сквозник-Дмухановского автор высмеивает пустое кокетство и глупость.

О судье Ляпкине-Тяпкине писатель уже в «Замеча­ниях для господ актеров» иронично замечает, что тот прочел «пять или шесть книг», а Хлестаков в своем письме называет судью человеком дурного тона. По роду службы Ляпкин-Тяпкин призван вершить пра­восудие. Но вместо этого он сам нарушает закон — бе­рет взятки, о чем говорит открыто. Ляпкин-Тяпкин закрывает глаза на многие судебные беспорядки. На­пример, на гусей с гусятами, разведенных в передней. Ему просто некогда этим заниматься. Судья не выпол­няет свои служебные обязанности, он предпочитает «ездить за зайцами» да навещать жену Добчинского. Попечитель богоугодных заведений Земляника — большой «проныра и плут»; он очень услужлив и сует­лив. С необычайной расторопностью Земляника предлагает Хлестакову свой донос на недавних приятелей изложить на бумаге. Думается, взамен он надеется получить прощение собственных грешков, а их у попечителя Богоугодных заведений немало: больные ходят в грязных колпаках, вместо габерсупа везде и всегда на обед капуста, лекарств дорогих нигде не употребляется. Отведенные на богоугодные цели деньги прямиком плывут в карман Земляники.

Почтмейстер Шпекин «простодушный до наивности». Это авторское определение полно сарказма. Шпекин обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память, чтобы потом почитать на досуге вслух своим знакомым.

В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю назвал «Ревизора» «корпорацией разных служебных воров и грабителей», и эта оценка очень справедлива. Персонажи комедии прекрасно осознают свои грехи и оказываются настолько перепуганными вестью о приезде ревизора и о возможном разоблачении, что принимают за проверяющего из столицы обычного мелкого чиновника.

Хлестаков – молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и «без царя в голове». Уже в этом описании звучит едкая авторская насмешка. Хлестаков – обычный вертопрах, гуляка, фанфарон. Он пускает по ветру отцовские деньги, думает только об удовольствиях и нарядах. Кроме того, это неутомимый врун. Он на дружеской ноге с «самим» начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором, он живет в бельэтаже. Уже эта ложь заставляет присутствующих оцепенеть, а Хлестаков входит в настоящий азарт и просто захлебывается от своих феерических фантазий: он близко знаком с Пушкиным, сам пишет; его перу принадлежат известные произведения, его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Не задумываясь о последствиях, Хлестаков начинает откровенно приставать к жене и дочери городничего и даже обеим обещает жениться. Он не задумывается ни над своими словами, ни над своими поступками.

Действие комедии происходит в обычном уездном городе. Гоголь не дает ему названия, подчеркивая этим, что он нарисовал Россию в миниатюре, что по­добные нравы распространены по всей стороне рос­сийской. Везде, по утверждению писателя, воруют, мошенничают, бездельничают, берут и дают взятки, и это особенно горько. Гоголь не смешит, а жестоко вы­смеивает, бичует пороки современного ему общества. Но мог ли он знать, что в строках его комедии чита­тель двадцать первого века с болью будет узнавать и современную Россию, где правят балом сквозник-дмухановские, ляпкины-тяпкины, земляники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: