Похождения Чичикова: сочинение

Михаил Булгаков «Похождения Чичикова»

Михаила Булгакова можно весьма смело назвать лучшим русским писателем ХХ века. Хотя и это утверждение будет не совсем справедливым, ведь очень часто по опросом читателей и литературных критиков он попадает в рейтинги лучших авторов всех времён и народов.

В своих произведениях Михаил Афанасьевич обращается к самым различным темам. К примеру, в ранний период он часто писал всевозможные сатирические произведения, высмеивающие общественные пороки. Примером такого произведения можно назвать фельетон «Похождения Чичикова».

Художественные особенности произведения

В произведении отображены реалии 20-х годов ХХ века, хотя эта тема актуальна как за сто лет до описываемых событий, так и через сто лет после нашего времени. Булгаков взял для своего фельетона архетипических персонажей российских чиновников из гоголевских «Мёртвых душ» и «Ревизора».

Автор выбрал своеобразную кольцевую композицию произведения. Сюжет книги подаётся нам в виде сна, в котором рассказывается о том периоде советской истории, который получил название НЕПа.

Герои Гоголя попадают в необычную для них историческую обстановку, но все эти Чичиковы хорошо себя чувствуют в любом месте и в любое время. Теперь Павел Иванович живёт в Москве, где он пересел из конной брички в авто. Поначалу он боялся новой обстановки, но, увидев, что люди со временем не изменились, он очень быстро освоился в новой для него действительности.

Читая этот фельетон, мы ясно представляем себе как старую Российскую империю XIX века, так и современную Россию 2000-х годов. Повсюду мы видим некомпетентность, халатность, коррупцию. Чиновников заботят их собственные интересы, а судьба страны и народа их абсолютно не касается.

Главнее персонажи:

Кроме, собственно, Чичикова в фельетоне мы можем встретить и других старых знакомых известных нам из произведений Николая Гоголя:

  • Собакевич;
  • Ноздрёв;
  • Неуважай-Корыто;
  • Коробочка.

Сюжет книги «Похождения Чичикова»

Однажды из небытия, царства теней появились на белый свет гоголевские персонажи и отправились они в Советский Союз 1920-х годов. Первым делом Чичиков решил заселиться в знакомую ему с XIX века гостиницу. К удивлению Павла Ивановича ничего в ней не изменилось за столь длительный период. Разве что появилась новая вывеска — «Общежитие».

У Чичикова стали требовать ордер на заселение. Он вызвал управляющего и довольно быстро решил данный вопрос. Потом он решил найти работу и отправился в госучреждение, где всё с такой же лёгкостью он получил место. Пространную анкету, заполненную Павлом Ивановичем, секретарь даже не изволила прочить.

В Москве он столкнулся со старыми знакомыми — Ноздрёвым и Собакевичем. По их совету Чичиков решил пойти в сферу внешней торговли, что довольно быстро принесло ему немалый капитал.

После этого Павел Иванович уже замахнулся на роль промышленника — он добился в государственных инстанциях разрешения взять в аренду целое предприятие, которое должно было приносить большую прибыль государству путём налогообложения.

Тут дела Чичикова уже совсем бесстыдно пошли в гору: он продал знакомой помещице Коробочке московский Манеж, создал предприятие по изготовлению металлопроката из отходов и даже получил подряд на электрификацию столицы.

Когда мошеннические схемы Павла Ивановича всплыли на поверхность, чиновники соизволили, наконец, прочесть анкету Чичикова, где он откровенно написал, что является персонажем гоголевской книги, и до революции зарабатывал на скупке «мёртвых душ». По адресу, где должно было находиться предприятие Чичикова, был обнаружен лишь памятник Пушкину. А помог в обезвреживании преступника автор данного фельетона.

У нас на сайте вы можете без проблем читать русскую классику, и другие известные книги от авторов со всего света. Наша библиотека всегда открыта для читателей!

Образ Чичикова в 11 главе («Мертвые души»)

Мы подготовили для вас несколько сочинений и характеристик на тему «Образ Чичикова в 11 главе». Используйте этот материал для урока литературы.

1 вариант

В поэме Гоголя «Мертвые души» имеется 11-я глава, посвященная жизни одного из главных героев – Павла Чичикова. Биография этого героя представлена характеристикой. Автор описал детство, отрочество, юность Павла Чичикова, чтобы читатель мог понять, в каких условиях он жил и был воспитан. В юности Павел жил уныло и серо. У него отсутствовали друзья, а дома он воспитывался так, что не получал фактически теплоты и заботы, а слышал только нравоучения.

Когда подошло время учиться, мальчика направили на обучение в училище в город, он должен обучаться и жить сам. Перед отъездом в город, отец дал наставление и отправил постигать гранит науки. Он просил Павла во всем слушаться учителей, не пренебрегая ими нравоучениями. Он считал, что, если мальчик будет угождать преподавателям, то и будет ходить в любимчиках. Отец в этом не ошибся. Кроме того, отец попросил не заводить дружбу с другими мальчишками из бедной семьи, а лишь дружить только из богатых семей. Мол, в чем-то хотя бы будет польза. А особенно он наставлял, чтобы Павлуша мог самостоятельно зарабатывать и беречь деньги. Павел послушал отца, и стал жить его наставлениями. Он никогда не перечил своим учителям, почему и ходил у них в любимчиках. В итоге он окончил школу с оценками на отлично. Дружбу водил Павел только с молодыми людьми из очень богатой семьи. И при любой возможности мальчик старался что-то заработать: он продавал пирожки, что в итоге скопил немного денег. У Павлуши был талант зарабатывать и копить денежные средства.

Читайте также:
Плюшкин: сочинение

Итак, продолжалось, пока Павел Чичиков не окончил училище. Ища престижную работу, Павлуша стал ухаживать за дочкой шефа, что в итоге получил хорошую должность. Стремясь к хорошей жизни – Павел часто менял места работы от казенной палаты до построек здания, таможенную службу. И везде, где бы он не находился, Чичиков был аморален, переступая мораль и закон. Он вел себя нечестно по отношению к своей девушки, обманывая ее. Он периодически воровал казенное имущество, получал взятки.

Жизнь много раз отнимала у героя деньги, разбивала его мечты, оставляя его без средств существования. Но Чичиков никогда не падал духом, добивался всего, чтобы стать состоятельным, что в итоге всегда получалось. Его характер, характеризующийся в упорстве и стремлении, позволяет им восхищаться. После крушений он терял деньги, положение, службу, но снова находил в себе силы, чтобы начать сначала, с чистого листа.

По характеру Павел Чичиков – авантюрист, делающий во всем деньги. Таких людей называют дельцами по жизни.

2 вариант

Чичиков Павел Иванович – главный герой поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Помимо образов русских помещиков, образ главного героя играет важную роль в сюжете произведения, ведь безумная и при этом тщательно продуманная идея сделок с мертвыми душами могла быть придумана только человеком, жадно стремящимся обогащаться несмотря ни на что.

Хоть Чичиков и был по происхождению дворянином, свое детство он провел в избе, мало отличающейся от крестьянской. У семьи было мало крестьян, кроме того по состоянию здоровья отец Чичикова практически не работал. Отношения с сыном у него не складывались, поскольку Павел вместо ласки получал только строгость и жестокость. Друзей у Паши не было, и он постоянно чувствовал себя одиноким.

Несмотря на бедность, родители Чичикова нашли средства для обучения Павла в училище. В период получения образования он проживал у дальней родственницы. Чичиков не отличался талантом и умственными способностями, но поскольку он понимал, что хорошо закончив училище, он сможет много достичь в жизни, Павел добивался успехов в об учебе, благодаря своему трудолюбию и старательности. Кроме того, он старался угождать педагогам, что сыграло важную роль в формировании его положительной репутации. Однако в коллективе к Павлу относились без уважения, друзей он также не имел.

После смерти отца, Чичиков продал небольшое наследство за тысячу рублей, начав формировать свои сбережения. Будучи юношей, он хватался за любую возможность заработать деньги, занимаясь как дрессировкой мышей, так и лепкой птиц. Деньги Павел старался не тратить, а делать сбережения.

Закончив училище, Чичиков начал работу в казенной палате, но сразу же стал искать более перспективное место. Спустя недолгое время, Павел нашел работу, на которой может достойно зарабатывать незаконным методом, однако, вскоре был раскрыт начальством. Вследствие этого ему пришлось занимать незначительные и малооплачиваемые должности в разных городах. Позже ему удалось получить работу на таможне, но вскоре после сотрудничества с контрабандистами Чичиков ее теряет.

Не имею за душой практически ни гроша, Павел становится поверенным и у него рождается идея, благодаря которой он наконец-то сможет разбогатеть, торгуя «мертвыми душами». Вскоре Чичиков направляется в уезд вместе со своими накоплениями и реализует свой план. Воплотив его в жизнь, он уезжает в неизвестном для читателя направлении.

3 вариант

Чичиков воплощает в себе многочисленные черты и характеры русских помещиков. Однако он отличается, даже возвышается над остальными доживающими помещиками: над мечтателем Маниловым, над глупой Коробочкой, над жадным Плюшкиным и над остальными. Он пробивает дорогу в будущее своими силами, энергией, особой страстью к приобретению. Чичиков деятельный, живой, предприимчивый. Его целям не мешают высокие идеи: у него их нет. Это неоднозначный образ, который не подл, не добродетелен. В нем есть все для человека, у которого смысл жизни — накопительство, благополучие. Он не раб денег. Они являются лишь средством для обретения той жизни, которую Чичиков желает себе и своим детям в будущем.

Читайте также:
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя Ревизор): сочинение

Характеристика Чичикова

В 11 главе поэмы «Мертвые души» автор характеризует своего героя:

1. Автор убежден в том, что Чичиков — не женский идеал.
2. Он средних лет, полный.
3. Не является добродетельным человеком, а наоборот даже — подлец.
4. Происхождение героя очень смутно. Родители были дворянами, но Чичиков не был на них похож. В детстве он был одинок: без друзей и товарищей.
5. Когда стал учиться, то не проявил особых способной в науках, но был прилежным и опрятным.
6. Еще ребенком у Чичикова появилась практичность. Он был бережливым, пускался на различные спекуляции, копил и зарабатывал деньги.
7. Умел пристраиваться к учителям и начальникам, за что получил хороший аттестат.
8. С виду благонравный и тихий, он мог отказать в помощи человеку, если для этого требовалась значительная сумма.
9. Не был скупым и привязанным к деньгам, но хранил их для будущего довольства.
10. Для деловых отношений он имел нужные характеристики: живость, бойкость, заметность, умение ладить и быть приятным в общении, понимание духа начальника.
11. Приспосабливался к любой работе, быстро и ревностно схватывал любое дело.
12. В таможенном деле проявилась его честность и неподкупность.
13. Умел владеть речью, убеждать людей, льстить им без излишков.

Чичиков — человек большой страсти и непреодолимой силы характера. Герой имел страсть к приобретению. Он не подлец, не добродетельный человек. Он — приобретатель.

Алексей Писемский: Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая

Здесь есть возможность читать онлайн «Алексей Писемский: Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Алексей Писемский: другие книги автора

Кто написал Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Сочинения Н В Гоголя, найденные после его смерти; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Часть вторая

Алексей Феофилактович Писемский

Сочинения Н.В.Гоголя, найденные после его смерти.

Похождения Чичикова, или Мертвые души. Часть вторая.

<1>– Так обозначены ссылки на примечания соответствующей страницы.

Пользуясь выходом в свет “Сочинений” Н.В.Гоголя, я решился высказать печатно несколько мыслей о произведениях его вообще и о второй части “Мертвых душ” <523>в особенности и беру на себя это право не как критик, а как человек, который когда-то страстно знакомился с великим писателем, начиная с представления на сцене большей части написанных им ролей до внимательного изучения и поверки его эстетических положений. Но прежде всего я просил бы читателя бегло взглянуть на состояние литературы и на отношение к ней общества в то время, когда Гоголь стал являться с своими первыми произведениями<523>. Нужно ли говорить, что то был период исключительно пушкинский, не по временному успеху поэта и его последователей<523>, но по той силе, которую сохранило это направление до наших дней, и, когда уже все современное ему в литературе забывается и сглаживается, оно одно мужает и крепнет с каждым днем более и более. Но в массе публики того времени это было несколько иначе; отдавая должное уважение поэту, она увлекалась и многим другим: в ней не остыла еще симпатия, возбужденная историческими романами Загоскина и Лажечникова<523>, авторитеты – Жуковский и Крылов – еще жили и писали<523>. Кроме того, Марлинский все еще продолжал раздражать воображение читателей напыщенными великосветскими повестями и кавказскими романами<524>, в которых герои отличались сангвиническим темпераментом и в то же время решительным отсутствием истинной страсти. Полевой компилировал драмы из Шекспира, из повестей, из анекдотов и для произведения театрального эффекта прибегал к колокольному звону<524>. Кукольник создавал псевдоисторическую русскую драму и производил неподдельный восторг, выводя на сцену в мужественной фигуре Каратыгина Ляпунова<524>, из-за чего-то горячащегося и что-то такое говорящего звучными стихами. Барон Брамбеус, к общему удовольствию, зубоскалил в одном и том же тоне над наукой, литературой и над лубочными московскими романами<524>. Бенедиктов и Тимофеев звучали на своих лирах <524>в полном разгаре сил. Никто, конечно, не позволит себе сказать, чтобы все эти писатели не владели талантами, и талантами, если хотите, довольно яркими, но замечательно, что все они при видимом разнообразии имеют одно общее направление, ушедшее совершенно в иную сторону от истинно поэтического движения, сообщенного было Пушкиным, направление, которое я иначе не могу назвать, как направлением напряженности, стремлением сказать больше своего понимания – выразить страсть, которая сердцем не пережита, – словом, создать что-то выше своих творческих сил. В это-то время стал являться в печати Гоголь с своими сказками, и нельзя сказать, чтоб на первых его опытах, свежих и оригинальных по содержанию, не лежало отпечатка упомянутой мною напряженности. Стоит только теперь беспристрастно прочитать некоторые описания природы, а еще больше – описания молодых девушек<524>, чтоб убедиться в этом. При воссоздании природы, впрочем, он овладел в позднейших своих произведениях приличною ему силою. Степи и сад Плюшкина, например, представляют уже высокохудожественные картины; но при создании любезных ему женских типов великий мастер никогда не мог стать к ним хоть сколько-нибудь в нормальное отношение. Это – фразы и восклицательные знаки при обрисовке их наружности, фразы и восклицания в собственных речах героинь. Кто, положа руку на сердце, не согласится, что именно таковы девушки в его сказках: пылкая полячка в “Тарасе Бульбе”, картинная Аннунциата <525>и, наконец, чудо по сердцу и еще большее чудо по наружности – Улинька. Точно то же потом бесплодное усилие чувствуется и в создании нравственно здоровых мужских типов: государственный муж и забившийся в глушь чиновник в “Театральном разъезде” ученически слабы по выполнению<525>. Никак нельзя сказать, чтоб в задумываний всех этих лиц не лежало поэтической и жизненной правды, но автор просто не совладел с ними. Снабдив их идеей, он не дал им плоти и крови. Эта слабость и фальшивость тона при представлении правой стороны жизни сторицею выкупались силою другого тона, извнутри энергического, несокрушаемо-правдивого, исполненного самым задушевным смехом, с которым Гоголь, то двумя – тремя чертами, то беспощадным анализом, рисует левую сторону, тоном, из которого впоследствии вышла первая часть Мертвых душ.

Читайте также:
Поместье и его владелец: сочинение

ПОХОЖДЕНИЯ ЧИЧИКОВА – сочинение по “Разное” Гоголь Н. В

— Держи, держи, дурак! — кричал Чичиков Селифану. — Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь, с усами в аршин.

— Не видишь, леший дери твою душу, казенный экипаж. ПРОЛОГ Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в котороемерцает неугасимая лампада с надписью «Мертвые души», шутникСатана открылдвери. Зашевелилось мертвое царство и потянулась из него бесконечнаявереница. Манилов в шубе на больших медведях, Ноздрев в чужом экипаже, Держиморда на пожарной трубе, Селифан, Петрушка, Фитинья. А самым последним тронулся он — Павел Иванович Чичиков в знаменитойсвоей бричке. И двинулась вся ватага на Советскую Русь и произошли в ней тогдаизумительные происшествия. А какие — тому следуют пункты. 1 Пересев в Москве из брички в автомобиль и летя в нем по московскимбуеракам, Чичиков ругательски ругал Гоголя: — Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обеими глазами по пузырюв копну величиною! Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носапоказать. Ведь ежели узнают, что я — Чичиков, натурально, в два счетавыкинут к чертовой матери! Да еще хорошо, как только выкинут, а то еще, храни бог, на Лубянке насидишься. А все Гоголь, чтоб ни ему, ни егородне. И размышляя таким образом, въехал в ворота той самой гостиницы, изкоторой сто лет тому назад выехал. Все решительно в ней было по прежнему: из щелей выглядывали тараканыи даже их какбудто больше сделалось, но были и некоторые измененьица. Такнапример, вместо вывески «Гостиница» висел плакат с надписью: «Общежитие Nтакойто» и, само собой, грязь и гадость была такая, о которой Гоголь дажепонятия не имел. — Комнату! — Ордер пожалте! Ни одной секунды не смутился гениальный Павел Иванович. — Управляющего! Трах! Управляющий старый знакомый: дядя Лысый Пимен, который некогдадержал «Акульку», а теперь открыл на Тверской кафе на русскую ногу снемецкими затеями: аршадами, бальзамами и, конечно, с проститутками. Гостьи управляющий облобызались, шушукнулись, и дело наладилось в миг безвсякого ордера. Закусил Павел Иванович, чем бог послал, и полетелустраиваться на службу. 2 Являлся всюду и всех очаровал поклонами несколько набок иколоссальной эрудицией, которой всегда отличался. — Пишите анкету. Дали Павлу Ивановичу анкетный лист в аршин длины, и на нем стовопросов самых каверзных: откуда, да где был, да почему. Пяти минут не просидел Павел Иванович и исписал всю анкету кругом. Дрогнула только у него рука, когда подавал ее. — Ну, — подумал, — прочитают сейчас, что за сокровище, и. И ничего ровно не случилось. Вопервых, никто анкету не читал, вовторых попала она в руки барышнирегистраторши, которая распорядилась ею по обычаю: провела вместовходящего по исходящему и затем немедленно ее кудато засунула, так чтоанкета как в воду канула. Ухмыльнулся Чичиков и начал служить. 3 А дальше пошло легче и легче. Прежде всего оглянулся Чичиков и видит, куда ни плюнь, свой сидит. Полетел в учреждение, где пайки де выдают, ислышит: — Знаю я вас, Скалдырников: возьмете живого кота, обдерете, да идаете на паек! А вы дайте мне бараний бок с кашей. Потому что лягушку вашупайковую, мне хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот и гнилой селедкитоже не возьму! Глянул — Собакевич! Тот, как приехал, первым долгом двинулся паек требовать. И ведьполучил! Съел и надбавки попросил. Дали. Мало! Тогда ему второй отвалили; был простой — дали ударный. Мало! Дали какойто бронированный. Слопал иеще потребовал. И со скандалом потребовал! Обругал всех христопродавцами, сказал, что мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет и что естьодин только порядочный человек делопроизводитель, да и тот, если сказатьправду, свинья! Дали академический. Чичиков лишь увидел, как Собакевич пайками орудует, моментально и самустроился. Но конечно, превзошел и Собакевича. На себя получил, нанесуществующую жену с ребенком, на Селифана, на Петрушку, на того самогодядю, о котором Бетрищеву рассказывал, на старухумать, которой на светене было. И всем академические. Так что продукты к нему стали возить нагрузовике. А наладивши таким образом вопрос с питанием, двинулся в другиеучреждения, получать места. Пролетая както раз в автомобиле по Кузнецкому, встретил Ноздрева. Тот первым долгом сообщил, что он уже продал и цепочку и часы. И точно, ничасов, ни цепочки на нем не было. Но Ноздрев не унывал. Рассказал, какповезло ему на лотерее, когда он выиграл полфунта постного масла, ламповоестекло и подметки на детские ботинки, но как ему потом не повезло и он, канальство, еще своих шестьсот миллионов доложил. Рассказал, как предложилВнешторгу поставить за границу партию настоящих кавказских кинжалов. Ипоставил. И заработал бы на этом тьму, если б не мерза

Читайте также:
Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации: сочинение

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия – Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Читайте также:
Портрет Н. В. Гоголя и Портрет Дориана Грэя О. Уальда (сопоставительный анализ): сочинение

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь – барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, – с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Читайте также:
ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Характеристика и образ Собакевича в поэме Гоголя Мертвые души сочинение

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

Одним из таких героев стал помещик Собакевич Михаил Семенович. Мужчина солидного возраста, своей фигурой и чертами лица напоминает медведя. Читатель может заметить, что его специфическая внешность и окружение говорит об ограниченности его духовных интересов. Его жилище напоминает берлогу: неуютное, но надежное. Постройки для крестьян в его деревне также отличаются добротностью и практичностью.

Многое можно узнать о Собакевиче в момент совершения сделки по продаже мертвых душ. Следует заметить, что герой сильно отличается от других персонажей. В отличии от остальных помещиков при продаже Собакевич мог детально описать каждого из них, это говорит о том, что ему не безразличны люди, которыми он владеет. При торговле с Чичиковым проявляется его хитрость – он получает за одну душу сто рублей. Героя смело можно назвать обманщиком, так как он понимает всю нечестность сделки, но не против за счет нее обогатиться. Собакевич умен, практичен и все делает с выгодой для себя, иногда его прямолинейность переходит в грубость и невежество.

Настораживает то, что ни о ком из своих друзей или знакомых герой не отзывается положительно: некоторых он называл мошенниками, некоторых разбойниками, а других и вовсе “христопродавцами”. Он осуждает соседей за их скупость , а сам все время старается угодить своему желудку.

Разобрав положительные и отрицательные черты героя в разных моментах его деятельности, можно сделать вывод о том, что Собакевич абсолютно бездушный человек. Как и окружающие его люди, он не допускает каких-либо изменений, ведь чтоб меняться человеку нужна душа. Стоит обратить внимание и на его фамилию. Она говорит о том, что человек груб, неуклюж и вечно всем недоволен. Иногда складывается впечатление, что персонаж, как и другие – появился из ниоткуда, наверное из-за того, что нельзя наблюдать каких-либо родственных связей в произведении. С помощью этого героя Н.В.Гоголь показал всю ограниченность и одержимость материальными вещами людей своего времени.

Вариант 2

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь создает незабываемые образы русских помещиков.

Встреча предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души, с Михаилом Семеновичем Собакевичем происходит после визитов к помещикам Манилову, Коробочке и Ноздреву.

Описание хозяйства помещика говорит об определенном достатке. У него большая деревня, в которой все добротно, надежно. Огромный деревянный дом Собакевича был с мезонином и красной крышей. Двор окружала толстая деревянная решетка. Видно, что хозяйство у Собакевича крепкое.

Собакевич большой и массивный, ощущается его физическая сила. Чичикову он кажется похожим на бурого медведя: фрак медвежьего цвета, ходит, наступая всем на ноги, как медведь, и цвет лица что медный пятак. Даже имя у него соответствующее – Михаил. Мебель, убранство в доме напоминают его самого: «всё было прочно, неуклюже» и имело сходство с хозяином дома. И вообще все походило на медвежью берлогу из-за массивной громоздкой мебели. У героя «говорящая» фамилия – Собакевич, что предполагает что-то грубое, нечеловеческое.

Собакевич не боится никого. Во время беседы с Чичиковым он без всякой видимой причины ругает всех своих знакомых: губернатор – «разбойник», полицмейстер – «мошенник», прокурор – «свинья». Он груб и невежественен. С отвращением относится ко всему новому, прогрессивному, считая это вредным для народа. Собакевич не скупится на угощения и щедро угощает Чичикова. Он чревоугодник, любит сытно и вкусно поесть. За обедом ест очень много.

Читайте также:
Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип: сочинение

Собакевич далеко не глуп: он не удивляется, когда узнает о намерениях Чичикова. При этом Чичиков осторожно назвал души несуществующими, а не умершими. Собакевич сразу понял, что сделка – незаконная, но даже и вида не подал. Он хорошо знает своих крестьян, ценит их трудовые качества, расхваливает, чтобы выгоднее продать мертвых. И сразу же заламывает крупную цену за мертвые души, объясняя это тем, что его крестьяне настоящие мастера. Увлекаясь, Собакевич говорит о своих крестьянах как о живых. Чичиков в сердцах про себя называет Собакевича «чертовым кулаком». В итоге мертвые души были проданы Собакевичем по самой высокой цене. В этой сцене купли-продажи раскрывается жадное корыстолюбие помещика. Вся его жизнь – накопительство ради накопительства.

Гоголь показывает, как крепостническая действительность воспитывала таких расчетливых, как Собакевич, помещиков, занятых исключительно накоплением. Автор отмечает, что подобные люди встречаются и в провинции, и в столице.

Сочинение про Собакевича

“Мертвые души” – знаменитая поэма Николая Васильевича Гоголя. В ней представлено большое разнообразие человеческих характеров, которое передается через образы героев, помещиков описываемых в произведении. Каждый из них является примером ярких черт характера, которые присущи большей части русского общества.

Собакевич – четвертый в очереди помещик, которого посещал Чичиков с целью покупки мертвых крестьянских душ в его имении. Чтобы описать внешний вид героя, Николай Васильевич использует сравнение с медведем. Этот образ очень хорошо подходит Собакевич, которые очень неуклюж и напоминает медведя своим лицом, к тому же, он был очень сильным мужчиной. Имя у героя также соответствует образу – Михаил.

Образ Собакевич напоминает всем известный образ большого, сильного, но доброго великана, который часто используется в отечественных сказках. В произведении, фамилии персонажей говорят о том, кто они, Собакевич – не исключение. Михаил Семенович – большой, сильный и добрый мужчина, который вечно всем недоволен и ругает всё, что только можно. Очень подходит сравнение с вечно лающей собакой.

Своего полицмейстера он считает мошенником, а губернатора упрекает за разбойничество. Он недоволен всеми – одни лжецы, другие разбойники. Но Собакевич тоже не такой уж и чистый, взять к примеру ситуацию, когда он сказал председателю палаты о том, что продал Михеева, своего каретника, хоть тот и был мертв.

У Собакевич и поместье точно соответствует его образу. Вся обстановка внутри усадьбы сочеталась с чертами его характера. Все предметы были очень крепкими, но расположены были неуклюже. Также, помещик получает удовольствие от своих денег, пересчет своих средств – одно из любимых занятий Собакевич. Он считает абсолютно всё, даже своих крепостных, над которыми осуществляет жесткий контроль. Ему нет никакого дела до этих людей, они приносят ему доход, вот что его интересует. Как только Чичиков явился в его поместье, Собакевич сразу разгадал его намерения и использовал их для получения наибольшей выгоды, он набил максимальную цену на души своих мертвых крепостных.

Наш герой – яркий пример дворянского сословья. Он любит плотно и вкусно поесть, яростно ругает каждого за любую оплошность. Собакевич недолюбливает почти все неизвестное ему, будь то немецкий доктора или французская кухня. Сам же он не имеет никаких интересов, кроме подсчета своих денег.

Этим образом Гоголь показывает ограниченность русских людей. В поэме он указывал на то, что таких людей в Петербурге очень много.

Вариант 4

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла – говорило о своей схожести с хозяином. Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

Читайте также:
Моё первое прочтение Гоголя: сочинение

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе. Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича. Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Сочинение на тему Собакевич

Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков произведения Гоголя “Мёртвые души”. Его образ автор сравнивает с животным. Своим внешним видом герой очень похож на неуклюжего медведя. Он также косолапит при ходьбе и наступает всем на ноги. Лицо его имело цвет калёного медного пятака, черты его – простые и грубые, точно топором вырубленные.

Михайло Семёнович – отличный хозяин. Всё в его имении основательно и надёжно, как и он сам. Крестьяне Собакевича не знают нужды. Они живут в домах без прикрас, но добротных и крепких. Собакевич ценит своих крепостных людей за их трудолюбивые качества, заботится о них и они платят ему тем же. В этом он, конечно, преследует свою корысть, прекрасно понимая, что чем лучше он создаст для крестьян условия, тем больше получит от них отдачи.

О предпочтениях помещика свидетельствует и его дом, не отличающийся изысканностью, но практичный и удобный. Он обнесён очень толстой деревянной решёткой. Все предметы мебели в гостиной соответствуют внешности Собакевича, такие же тяжёлые и громоздкие. Стены дома украшают картины с изображёнными на них греческими полководцами.

По характеру Михайло Семёнович прямолинеен и категоричен. Он грубо отзывается обо всех градоначальниках, называя их мошенниками, разбойниками, обманщиками и христопродавцами; хотя и сам бесчестен.

Собакевич любит хорошо поесть. Его обед состоит из многочисленных огромных и сытных блюд русской кухни. Михайло Семёнович не признаёт экзотическую иностранную еду. Он хлебосолен и щедро угощает Чичикова.

Несмотря на свою простоту, Собакевич не глуп. Он, единственный из всех помещиков, который сразу догадался о намерениях Чичикова и, не церемонясь, назвал предметы торга своими именами. Собакевич быстро сообразил, что может извлечь из этой странной сделки свою выгоду. Он стал

расхваливать умерших крестьян, торгуясь за их души. Таким образом, он сумел их продать по самой высокой цене, которая только была возможна.

В списке умерших крестьян Собакевич подробно описал особенности их характера, рода деятельности, что говорит о его положительных деловых качествах.

В то же время, Михайло Семёнович является невежественным и ограниченным человеком. Он с пренебрежением относится к образованию и культуре, считая это бессмысленным занятием, не приносящим дохода. Собакевич, как и остальные помещики в поэме – бездуховен. Основной целью его жизни является стяжательство и накопительство. Ради собственной выгоды он идёт на любые бесчестные сделки. К сожалению, таких дельцов предостаточно и в современном мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Собакевича в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Пес бродит по подворотням и мерзнет, его бок болит из-за того, что какой-то повар со злости плеснул на бедного пса кипятком. Животное описывает свои будни, быт Москвы и типы людей, больше всего он не любит швейцаров и дворников,

В этой комедии достаточно много женских образов, самым заметным из которых является Софья. Понятно, что ей такое внимание, так как она – возлюбленная Чацкого. Вот только, как я понимаю

Одним второстепенных образов считается Симеон. Симеон относится к отрицательным персонажам. Герою присуще лицемерие, жестокость и цинизм.

Читайте также:
Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души»: сочинение

«Белая гвардия» – первый роман Михаила Афанасьевича Булгакова, написанный в 1923 и опубликованный в 1925году, посвященный событиям, происходившим во времена Гражданской войны на Украине 1918 года.

Сказка «Подарки феи» освещает вполне обычную ситуацию: женщина имеет двух дочерей, одна из которых капризная и с характером, а другая – более кроткая и работящая. Чрезвычайно приятен тот факт

«Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Второй урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя “Мертвые души”

Скачать:

Вложение Размер
rytsar_kutezha_nozdryov_i_chyortov_kulak_sobakevich.docx 21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.

Цель урока: 1. Продолжить работу над характеристикой образов поэмы.

2.Выявить отношение учащихся к героям поэмы.

3. Показать нравственное разложение помещичьего класса.

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы начали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н.В.Гоголь в своей поэме «Мертвые души. Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков – «расточителей» и «накопителей».

Нашу литературную разминку начнем с типа «живого мертвеца» Ноздрева. Вот его визитная карточка.

2. Литературная разминка.

  1. Портрет Ноздрева.
  2. Его поведение с Чичиковым.
  3. Отношение Ноздрева к другим персонажам поэмы.

3.Ответ учащегося. (см. приложение).

Ноздрев – полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он – буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». С этим героем мы встречаемся в 4 главе поэмы, в которой Чичиков, выехав от сердобольной Коробочки,направился к Собакевичу. Заехав в трактир пообедать, Чичиков встречает там Ноздрева, который бросается к нему как к старому знакомому. (зачитывает описание Ноздрева со слов: «Это был мужчина высокого роста…» и до слов: «…так и прыскало с лица его».)

Ноздрев ехал с ярмарки, куда крестьяне из его имения возили продавать плоды по самым выгодным ценам, а хозяин все прокутил и проиграл в несколько дней.

Как Хлестаков, Ноздрев стремится показаться значительнее и богаче. Свое хозяйство он совсем запустил. В отличном состоянии у него только псарня. Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов «ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Однако все это не обогащает его, а, напротив, разоряет. Учитывая, что Ноздрев своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключен в поэме из круга помещиков, передаю «дело» в суд.

  1. Суд над Ноздревым.

Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).

Прокурор: Почему мы считаем Ноздрева «мёртвой душой»? да потому что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

  1. подсудимый своей беспутной жизнью довёл до смерти жену, оставив сиротами детей, которых «подкинул» на воспитание смазливой няньке.
  2. В образе Ноздрёва Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Всё вырученное от выгодной продажи произведённого крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.
  3. Ноздрев оскорбительно ведёт себя с Чичиковым грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.
  4. Он неуважительно отзывается о помещиках-соседях и чиновниках города.
  5. Он постоянно дерётся в общественных местах. Недаром Гоголь зовёт его «историческим человеком», «разбитным малым».

Считаю, что Ноздрёв заслуживает высшей меры наказания – изгнания его из русской литературы.

Судья: Слово защите.

Адвокат (защитник): господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобных поступкам.

Ноздрёв стал Ноздрёвым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счёт крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовых помещиков. Достаток и много свободного времени, которое некуда деть кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, – всё это и привело Ноздрёва на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными.

Судья: Что скажут присяжные?

Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить внимание на подсудимого.

(обращаясь к портрету Ноздрёва.)

Перед нами красавец, изображённый, художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.

Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику ещё не одного поколения учащихся. Мы решили оставить Ноздрёва в литературе для дальнейшего изучения.

Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

5 Слово учителя:

А мы продолжим работу над образом следующего героя поэмы. Новую ситуацию предлагает нам одна ученица. Она получила визитку от Собакевича.

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,- будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Ученица: Новая ступень морального падения человека – « чертов кулак» Собакевич.

«Казалось, – пишет Гоголь, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами…»

У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы, В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщины, применяет и денежную оброчную систему. Так, например, один Еремей Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу 500 рублей оброку.

6. Литературная разминка .

1. Портретная характеристика Собакевича.

2. Чичиков и Собакевич.

3. Описание дома, гостиной.

4. Отзывы Собакевича о других помещиках и чиновниках.

7. Ответ учащегося. (см. приложение)

8. Экскурсия в галерею.

( Проводит её ученик или ученица.)

Перед вами портрет типичного представителя помещичьей России. Нарисован он русским художником Александром Алексеевичем Агиным, одним из родоначальников русской реалистической иллюстрации.В 1841 году появились его первые рисунки. Вскоре он начинает работать с ксилографом Е.Е.Бернадским, иллюстрирует произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя. Художник не любит отвлеченных портретов, а показывает героев в действии. Его рисунки не нравились реакционным литераторам. Прогрессивные писатели высоко ценили его работу. По мнению Н.С.Лескова, «Агин старался дать типы гоголевских лиц, которые были ему знакомы как современнику.»

– Какую характерную деталь образа Собакевича подчёркивает художник? Вспомним текст: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…»

А вот портрет уже знакомого вам художника П.М Боклевского.

– Какие черты характера Собакевича подчеркивает в своем портрете художник?

7. Анализ разговора Чичикова и Собакевича

1. Чтение диалога Чичикова и Собакевича.

– Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими?

( Собакевич сразу учуял, что предложенная сделка- жульническая. Но даже глазом не моргнул. «Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».)

– (На отдельных листках учащимся раздается отрывок текста из сцены торга между Чичиковым и Собакевичем без авторских ремарок.)

– Каково ваше мнение об этом эпизоде?

( Авторские замечания, ремарки, его отношение к изображаемым явлениям помогают «дорисовать» сатирический образ, углубляют понимание его содержания. )

Вывод: Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Да вышло бы еще и хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку».

– Какой прием использует автор для раскрытия образа Собакевича?

( Для обрисовки героя Гоголь мастерски использовал диалогическую речь как важнейший элемент создания сатирического образа Собакевича. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга.)

9. Лексическая характеристика героя.

– Давайте запишем лексическую характеристику Собакевича:

« Патриот русского желудка» , ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость, настоящий помещик – торгаш и скопидом.

10. Обобщение по теме урока.

Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчеркивает широкие обобщающее значение этого образа. В Собакевиче «проступает» жестокое и звериное начало. В его неуклюжем теле «совсем не было души». «Собакевичи,- говорит он, – бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей среде и в среде учёной». И везде они проявляли свои отрицательные черты: кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к наживе.

11. Аукцион ( смотри по времен)

( Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из «покупателей» наберет больше баллов, тот получит дополнительную оценку.)

  1. Назовите героических полководцев, портреты которых висели в гостиной Собакевича? (Маврокордато, Миаули, Канари и греческая героиня Бобелина)
  2. Как звали жену Собакевича? (Федулия Ивановна )
  3. Имя слуги Чичикова? (Петрушка)
  4. Имя кучера? (Селифан)
  5. Любимое занятие губернатора? (вышивание по тюлю)

12. Домашнее задание.

1. Придумайте и нарисуйте гербы каждому помещику.

2. Подготовить характеристику образа Плюшкина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: