Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Образы чиновников в «Мёртвых душах»

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду — орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем — какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Читайте также:
Значение и анализ произведений Гоголя Арабески.: сочинение

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход — радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость — вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Чиновничество в творчестве гоголя. Краткое сочинение

u0412 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438 u00abu0420u0435u0432u0438u0437u043eu0440u00bb u0438 u0432 u043fu043eu044du043cu0435 u00abu041cu0435u0440u0442u0432u044bu0435 u0434u0443u0448u0438u00bb u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043eu0431u0440u0430u0442u0438u043bu0441u044f u043a u0432u0430u0436u043du044bu043c u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu043c u0442u0435u043cu0430u043c. u0412 u043du0438u0445 u0438u0434u0435u0442 u0440u0435u0447u044c u043e u0436u0438u0437u043du0438 u0446u0435u043bu044bu0445 u0441u043eu0441u043bu043eu0432u0438u0439 u2013 u0443u0435u0437u0434u043du043eu0433u043e u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430, u043fu043eu043cu0435u0441u0442u043du043eu0433u043e u0434u0432u043eu0440u044fu043du0441u0442u0432u0430. u0412 u043fu043eu043bu0435 u0437u0440u0435u043du0438u044f u0430u0432u0442u043eu0440u0430 u00abu0432u0441u044f u0420u0443u0441u044cu00bb. u041cu0435u0441u0442u0430, u0433u0434u0435 u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u044fu0442 u0441u043eu0431u044bu0442u0438u044f, u043eu0431u043eu0431u0449u0435u043du044b u0438 u0442u0438u043fu0438u0437u0438u0440u043eu0432u0430u043du044b: u043du0438u043au0430u043a u043du0435 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0433u0435u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0447u0435u0441u043au0438.
u0412 u043eu0442u043bu0438u0447u0438u0435 u043eu0442 u00abu041cu0435u0440u0442u0432u044bu0445 u0434u0443u0448u00bb, u0433u0434u0435 u0420u043eu0441u0441u0438u044f u043fu043eu043au0430u0437u0430u043du0430 u0441 u00abu043eu0434u043du043eu0433u043e u0431u043eu043au0430u00bb, u0432 u00abu0420u0435u0432u0438u0437u043eu0440u0435u00bb u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043d u00abu0441u043eu0431u043eu0440u043du044bu0439 u0433u043eu0440u043eu0434 u0432u0441u0435u0439 u0442u0435u043cu043du044bu0439 u0441u0442u043eu0440u043eu043du044bu00bb, u0442u0430u043a u043au0430u043a u0432 u043fu043eu044du043cu0435 u043cu044b u043fu0440u0435u0438u043cu0443u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043e u0432u0438u0434u0438u043c u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au043eu0432, u0430 u0432 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438 u0435u0449u0435 u0438 u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au043eu0432, u043au0443u043fu0446u043eu0432, u043cu0435u0449u0430u043d. u0412 u0434u0432u0443u0445 u044du0442u0438u0445 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu0445 u043eu0442u0440u0430u0436u0435u043du044b u043du0440u0430u0432u044b u0432u0441u0435u0445 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u0447u044cu0438u0445 u0441u043bu043eu0435u0432: u043eu0442 u0443u0435u0437u0434u043du043eu0433u043e u0432 u00abu0420u0435u0432u0438u0437u043eu0440u0435u00bb u0434u043e u0433u0443u0431u0435u0440u043du0441u043au043eu0433u043e u0432 u043fu043eu044du043cu0435.
u0418 u0432 u043fu043eu044du043cu0435, u0438 u0432 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438 u043eu0442u0440u0430u0436u043du044b u0432u0441u0435 u0441u0444u0435u0440u044b u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0433u043eu0440u043eu0434u0441u043au043eu0433u043e u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430: u0432u044bu0441u0448u0430u044f u0433u043eu0440u043eu0434u0441u043au0430u044f u0432u043bu0430u0441u0442u044c, u0441u0443u0434, u00abu0437u0430u0431u043eu0442u044bu00bb u043e u0431u043eu0433u043eu0443u0433u043eu0434u043du044bu0445 u0437u0430u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu0445, u043fu043eu0447u0442u043eu0432u0430u044f u0441u0432u044fu0437u044c. u041fu0440u0438 u044du0442u043eu043c u043eu0431u0440u0430u0437u044b u0432u0441u0435u0445 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au043eu0432 u0442u0438u043fu0438u0437u0438u0440u043eu0432u0430u043du044b: u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u044f u0438u0445, u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043eu0431u0440u0430u0449u0430u0435u0442u0441u044f u043a u043eu0434u043du0438u043c u0438 u0442u0435u043c u0436u0435 u043cu043eu0442u0438u0432u0430u044f: u0432u043e-u043fu0435u0440u0432u044bu0445, u044du0442u043e u043cu043eu0442u0438u0432 u00abu043au0440u0443u0433u043eu0432u043eu0439 u043fu043eu0440u0443u043au0438u00bb, u043a u043fu0440u0438u043cu0435u0440u0443, u0432 u00abu0420u0435u0432u0438u0437u043eu0440u0435u00bb u0432u0441u0435 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au0438 u044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0431u043bu0438u0436u0430u0439u0448u0438u043cu0438 u0437u043du0430u043au043eu043cu044bu043cu0438 u0433u043eu0440u043eu0434u043du0438u0447u0435u0433u043e. u041fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0437u0434u0435u0441u044c u0438 u043cu043eu0442u0438u0432 u0432u0437u044fu0442u043eu0447u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430: u0432 u00abu0420u0435u0432u0438u0437u043eu0440u0435u00bb u0433u043eu0440u043eu0434u043du0438u0447u0438u0439 u043fu0440u0438u0437u043du0430u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u043eu0431u043cu0430u043du0443u043b u0442u0440u0435u0445 u0433u0443u0431u0435u0440u043du0430u0442u043eu0440u043eu0432, u0432u0435u0441u044c u0441u0432u0435u0442 u0433u043eu0442u043eu0432 u043eu0431u0432u043eu0440u043eu0432u0430u0442u044c, u0432 u00abu041cu0435u0440u0442u0432u044bu0445 u0434u0443u0448u0430u0445u00bb u0418u0432u0430u043d u0410u043du0442u043eu043du043eu0432u0438u0447, u00abu043au0443u0432u0448u0438u043du043du043eu0435 u0440u044bu043bu043eu00bb, u043du0435 u043au0442u043e u0438u043du043eu0439, u043au0430u043a u0432u0437u044fu0442u043eu0447u043du0438u043a. u0412u0430u0436u043du044bu043c u043eu0441u0442u0430u0435u0442u0441u044f u0438 u043cu043eu0442u0438u0432 u0441u043fu043bu0435u0442u043du0438: u0432 u043eu0434u043du043eu043c u0441u043bu0443u0447u0430u0435 u0425u043bu0435u0441u0442u0430u043au043eu0432 u043du0435u043eu0436u0438u0434u0430u043du043du043e u043fu0440u0435u0432u0440u0430u0449u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0440u0435u0432u0438u0437u043eu0440u0430, u0430 u0432 u0434u0440u0443u0433u043eu043c u041au043eu0440u043eu0431u043eu0447u043au0430 u043fu0443u0441u043au0430u0435u0442 u0441u043fu043bu0435u0442u043du044e u043e u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432u0435, u043eu0445u0432u0430u0442u0438u0432u0448u0435u0439 u0432u0435u0441u044c u0433u043eu0440u043eu0434. u041cu043eu0436u043du043e u0443u0432u0438u0434u0435u0442u044c u0442u0430u043au0436u0435 u043cu043eu0442u0438u0432 u043du0435u0432u0435u0436u0435u0441u0442u0432u0430, u0441u0442u0440u0430u0445u0430, u0431u043eu044fu0437u043du0438 u043fu043eu043au0430u0437u0430u0442u044cu0441u044f u043du0435u0431u043bu0430u0433u043eu043du0430u0434u0435u0436u043du044bu043c.
u0412u0441u0435 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au0438 u0432u0435u0434u0443u0442 u043fu0440u0430u0437u0434u043du044bu0439 u043eu0431u0440u0430u0437 u0436u0438u0437u043du0438, u0432u043eu0441u043fu0440u0438u043du0438u043cu0430u044eu0442 u0434u043eu043bu0436u043du043eu0441u0442u044c u043au0430u043a u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0441u0442u044c u043fu0440u0438u043eu0431u0440u0435u0442u0435u043du0438u044f u043du0430u0436u0438u0432u044b u0434u043bu044f u0441u0435u0431u044f.
u0427u0438u043du043eu0432u043du0438u043au0438 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u044eu0442u0441u044f, u043au0430u043a u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0438 u0441u0430u0442u0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435, u0442u0430u043a u043au0430u043a u043du0435u0441u043eu043eu0442u0432u0435u0442u0441u0442u0432u0438u044f u0432 u043du0438u0445 u0437u0430u043bu043eu0436u0435u043du044b u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0435: u043eu0431u0440u0430u0437 u041fu043bu044eu0448u043au0438u043du0430, u00abu0431u0435u0434u043du043eu0433u043eu00bb u0431u043eu0433u0430u0447u0430. u0418u0441u043fu043eu043bu044cu0437u0443u0435u0442u0441u044f u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u043bu044eu0431u0438u043cu044bu0445 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043eu0432 u0413u043eu0433u043eu043bu0435u043c u0441u0430u0442u0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u044f u2013 u0433u0440u043eu0442u0435u0441u043a, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u0441u043eu0435u0434u0438u043du0435u043du0438u0435 u043au043eu043du0442u0440u0430u0441u0442u043du043eu0433u043e. u0412u043eu043eu0431u0449u0435 u0432u0435u0441u044c u0433u043eu0440u043eu0434 u0432 u00abu0420u0435u0432u0438u0437u043eu0440u0435u00bb – u00abu0441u0431u043eu0440u043du044bu0439 u0433u043eu0440u043eu0434u00bb, u0433u043eu0440u043eu0434-u0433u0440u043eu0442u0435u0441u043a.
u0412 u00abu041cu0435u0440u0442u0432u044bu0445 u0434u0443u0448u0430u0445u00bb u0435u0441u0442u044c u043eu0442u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u044f, u043eu0431u043eu0431u0449u0430u044eu0449u0438u0435 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u044f u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430: u043e u0442u043eu043bu0441u0442u044bu0445 u0438 u0442u043eu043du043au0438u0445, u043e u041fu0440u043eu043cu0435u0442u0435u0435, u043e u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu043c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0435. u041fu043eu0440u0442u0440u0435u0442u044b u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au043eu0432 u043eu0431u043eu0431u0449u0435u043du044b, u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044f u043eu0431u0440u0430u0449u0435u043du043e u043bu0438u0448u044c u043du0430 u043eu0434u043du0443 u0434u0435u0442u0430u043bu044c
u0415u0441u0442u044c u0438 u043eu0442u043bu0438u0447u0438u044f u0432 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u0438 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au043eu0432 u0432 u00abu041cu0435u0440u0442u0432u044bu0445 u0434u0443u0448u0430u0445u00bb u0438 u0432 u00abu0420u0435u0432u0438u0437u043eu0440u0435u00bb: u0432 u043fu043eu044du043cu0435 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au0438 u0434u0430u043du044b u0431u043eu043bu0435u0435 u043eu0431u043eu0431u0449u0435u043du043du043e, u0447u0435u043c u043eu0431u0440u0430u0437u044b u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au043eu0432: u0443 u043du0438u0445 u043du0435u0442 u0434u0430u0436u0435 u0444u0430u043cu0438u043bu0438u0438.
u0418u0437 u0432u0441u0435u0433u043e u0432u044bu0448u0435u0441u043au0430u0437u0430u043du043du043eu0433u043e u043cu043eu0436u043du043e u0441u0434u0435u043bu0430u0442u044c u0432u044bu0432u043eu0434, u0447u0442u043e u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u043e u0432 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0413u043eu0433u043eu043bu044f u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u0442 u0441u043eu0431u043eu0439 u0432u0441u0435 u0441u0430u043cu043eu0435 u0433u0440u043eu0437u043du043eu0435 u0438 u0440u0430u0437u0432u0440u0430u0442u043du043eu0435, u043fu0430u0440u0430u0437u0438u0442u0438u0440u0443u044eu0449u0435u0435 u0420u043eu0441u0441u0438u044e, u043du0435 u0434u0430u044eu0449u0435u0435 u0435u0439 u0440u0430u0437u0432u0438u0432u0430u0442u044cu0441u044f. n

Читайте также:
Картина духовного обнищания и омертвения: сочинение

Чиновники в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Чиновники в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» выполняют основную функцию в сюжете, потому как на их примере автор раскрывает самые актуальные проблемы России 19 века. Писатель смог отобразить в своём произведении всю сферу деятельности должностных лиц, а также показать типичный русский городок с его жителями. Николай Васильевич не понаслышке знал о пороках государственной службы, потому как сам одно время занимал невысокую должность в департаменте. В уцелевшем первом томе «Мёртвых душ» весь мир чиновников и помещиков представляется с резко негативной стороны.

У чиновников города N есть качества, которые их объединяют: недалёкость, ограниченность, наглость, любовь к деньгам, эгоизм и самовлюблённость. Их общая картина вырисовывается только после приезда недостающего звена в лице Чичикова. Писатель представляет чиновников как людей, утративших всю свою нравственность и духовность, ими движет лишь жажда наживы.В своей поэме Николай Васильевич Гоголь описывает не только каждого чиновника по отдельности, но и в общем числе, как бездеятельную и неразумную «серую массу» мошенников и авантюристов. Все они являются частью «Мёртвого мира», распространяющегося по России с огромной скоростью.

Губернский город изображён очень реалистично – он грязный и недостроенный, властям совершенно нет дела до простых жителей и их проблем. Люди, занимающие высокие должности, думают лишь о личной выгоде и улучшении собственного благосостояния, они опустошают не только казну, но и карманы простого народа. Тема разоблачения нечестных чиновников и произвола властей интересовала многих русских писателей, в том числе и Н.В. Гоголя. С самого начала произведения происходит знакомство с чиновниками города N. Благодаря визитам Чичикова, мы постепенно узнаем губернатора, его заместителя, прокурора, полицеймейстера, почтмейстера и председателя палаты. Мир чиновников в поэме отличался особой пошлой роскошью и наигранностью. К примеру, ежедневные обеды в доме губернатора проходили, словно королевские балы. Женщины надевали свои лучшие наряды, люстру полностью разжигали, словно ожидался приём знатных особ, вокруг царил неуместный лоск и излишняя торжественность.

Все чиновники города N разделялись на два вида: одни были «тонкими» и волочились за дамами, пытаясь их очаровать посредственным знанием французского языка, а другие походили на Чичикова, «не толстые и не тонкие», с хитрым бегающим взглядом и прилизанными волосами, они всё время проводили в поисках выгодного для себя дельца.Все представители чиновничьего класса постоянно пытались сделать друг другу какую-нибудь подлость, подставить кого-нибудь, оклеветать. Причин для разногласий было множество, начиная от зависти к занимаемой должности и заканчивая ухаживаниями за одной и той же дамой. Но конфликты до дуэлей не доходили, так как эти люди не знали, что такое честь и собственное достоинство. Страх быть убитым или раненым не давал даже возникнуть идее стреляться с кем-то в соответствии с негласными нравственными законами.

В характеристике городского прокурора Н.В. Гоголь объединил положительные и отрицательные качества, он был добрым и понимающим, но в то же время корыстным и ленивым, вместо выполнения своих прямых обязанностей, он занимался рукоделием. Это женатый человек, имеющий трёх детей. На груди прокурора красовался орден Святой Анны, но за какие заслуги он его получил – в поэме не упоминается, скорее всего, это очередная незаслуженная привилегия. О безделье прокурора рассказывает Собакевич, говоря о том, что он сидит дома и ничего не делает, а всю его работу выполняет стряпчий, который очень любит взятки. Получается, что дела народа решал человек, совершенно в этом не разбирающийся, пока назначенный на эту должность чиновник вышивал гладью. Но также помещик отмечает, что прокурор – единственная порядочная личность среди всех городских чиновников. Он стал помогать Чичикову в оформлении документов, не догадываясь о том, что это мошенничество. Распознав в итоге аферу, прокурор стал настолько сильно переживать за свою карьеру, что в итоге даже умер от внезапного удара. Другим ярким представителем класса чиновников в поэме «Мёртвые души» был почтмейстер, он отвечал за работу почты в городе N. Уже 30 лет занимал свою должность Иван Андреевич, это был мужчина плотного телосложения и невысокого роста, который с лихвой компенсировала его высокая самооценка и красноречивость. Почтмейстер мог сам над собой посмеяться и признать свою неправоту. В отличие от других чиновников, умел сохранять самообладание и не впадать в панику даже в самых сложных ситуациях.

Читайте также:
Социальный гуманизм Гоголя: сочинение

Ещё одним мошенником, занимающим государственную должность, был полицеймейстер. Несмотря на то, что он человек военный, лично принимавший участие в войне 1812 года против Наполеона, Алексей Иванович был таким же продажным обманщиком, как и другие служащие. Писатель с иронией называет его «благодетелем города», потому как он получал все необходимые ему товары у купцов бесплатно, ходил в их лавки, как к себе домой. Тем не менее, народ любил его, потому как он хоть и занимался взяточничеством, но никого не обижал. Он занимал своё место по праву и профессию освоил в совершенстве. Чичиков отзывался о полицмейстере как о начитанном, образованном, приятном собеседнике, а также добродушном и достойном человеке.

Ни один чиновник не описывается автором так подробно, как образы помещиков. Это сообщество представляет интерес только в совокупности, представляя собой испорченную пороками безликую массу. Таким образом, показывается утеря человеческой индивидуальности при обретении государственного чина. Писатель сравнивает их со стаей мух, накидывающихся на деньги, словно насекомые на сахар. Отличаются эти персонажи лишь незначительными деталями, как и одна муха от другой. В поэме Н.В. Гоголя мы видим чиновников только во время обедов или за карточными играми, только один раз за всё действие они находились на своих рабочих местах, в тот момент, когда Чичиков приехал оформлять документы на покупку крестьян. Таким образом, писатель показывает всю суть деятельности чиновничьего аппарата.

В поэме «Мёртвые души» чиновники являются отражением бюрократического мира России 19 века. Николай Васильевич Гоголь срывает все маски, обнажая истинные натуры должностных лиц современной ему действительности. Проблемы, поднятые писателем, остаются актуальными и в современном мире, поэтому написанное более двухсот лет назад произведение не может оставить равнодушными своих читателей и сейчас.

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя. Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто. Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова


Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный. Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки


Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит. Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться. Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Читайте также:
Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2): сочинение
Образ помещика Ноздрева


Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести. Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние. Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича


Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный. Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека. Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина


Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом. Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал. Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Помещики в Мертвых душах сочинение

Образы помещиков в Мертвых душах помогают Гоголю воссоздать картину современного ему общества, отразив в произведении образ России того времени с присущими ей пороками. В нашем сочинении сегодня мы остановимся подробнее на теме помещиков в поэме Мертвые души, рассмотрев галерею образов и мир помещиков, что жили в далекие для нас времена.

Образы помещиков в Мертвых душах, сочинение

Знакомясь с произведением, читатель попадает в крепостную Россию, где земли и души принадлежат высшему сословию, дворянам. Именно они занимают в стране главенствующее положение, отвечая за ее экономику и культурное развитие. Именно на плечах этих владельцев крепостных душ лежит ответственность за будущее государства. Вот только представителей привилегированного сословия ничего не волнует, кроме собственной наживы, что и показывает Гоголь, изображая мир помещиков в поэме Мертвые души. Давайте проанализируем образы помещиков, которые играют ключевую роль в поэме Гоголя.

В те времена большую часть дворянства составляют помещики, поэтому и Гоголь основную часть произведения уделяет описанию характеров помещиков, чтобы показать, насколько мертвыми их души были в те времена, насколько они были безнравственными и бездуховными. При помощи галереи образов помещиков, что представлены Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем и Плюшкиым, автор показывает истинную сущность дворянства крепостной России с их убогими умами, бездумным расточительством, безответственностью и паразитарным существованием. Через образы созданных помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь показывает, как теряют люди человеческие чувства, как они деградируют и теряют свои души.

Вот так постепенно, путешествуя с Чичиковым от одной усадьбы в другую, мы и знакомимся с помещиками, где один выглядит краше другого. Во всех подробностях мы видим их пошлую жизнь и низменные нравы. Давайте поближе познакомимся с галереей помещиков, что стали олицетворением пороков того времени.

Читайте также:
Герои повести Тарас Бульба: сочинение

Галерея помещиков в поэме Мертвые души

Галерею образов помещиков открывает самый безобидный в своей пошлости Манилов. Это персонаж с вычурными манерами, слащавыми речами и довольно-таки привлекательной внешностью. Вот только живет он в каких-то мечтах и мало интересуется, как своим поместьем, так и людьми, что ему принадлежат. Предавшись мечтаниям, он то и дело лежит или сидит, в то время как люди страдают от беспечности своего хозяина.

Затем мы знакомимся с Коробочкой, которая живет уже в другом мире, и не интересуется тем, что происходит за пределами ее поместья. Она скупа, и живет лишь одной целью — побольше накопить. Поэтому даже при продаже мертвых душ своих крестьян боится продешевить. К подобной продаже Коробочка относится как к обычному товару, за которым могут понаехать и другие купцы.

Потом мы переносимся в усадьбу Ноздрева, где видим очередной образ помещика, который был не редкость в крепостной Руси. Ноздрев — заядлый игрок и пьяница. Он вспыльчив и хвастлив, постоянно бросает на ветер деньги, покупая ненужное. Ноздрев по-хамски относится к людям, и для него характерны такие черты как вранье и нечестность. Он тоже не занимается поместьем, поэтому оно в полуразрухе, в том числе в жутком положении пребывают и его крепостные.

В образе Собакевича писатель показал злых и жестоких помещиков, никогда не упускающих своей выгоды. В разговоре с Чичиковым автор раскрывает его безудержное стремление нажиться.

А далее галерею помещиков автор завершает описанием образа Плюшкина, который был богат и мог бы процветать, вот только мертвая душа привела его к полному духовному распаду. Осталось лишь желание копить и копить. У Плюшкина много запасов и денег, но все вокруг рушится и гниет. Крестьяне у Плюшкина голодают, да и сам помещик похож на старую ключницу в жалком ее подобии. Желание копить, приводит к утрате реального восприятия вещей и чем ближе читатель знакомится с Плюшкиным, тем становится понятнее духовная смерть помещика, к чему вскоре придут и другие, вышеописанные герои.

Вот такие образы помещиков в произведении Мертвые души и нашем сочинении предстают перед зрителем, и от этого становиться жутко. Ведь это не единичные образы, а типичные характеры того времени.

Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?: сочинение

Становись умнее
  • Главная
  • Цены
  • Заказать
  • Статьи
  • О проекте
  • Главная
  • Сочинение
  • Литература
  • Почему герои Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”

Почему герои Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”

Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. “Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность. ” _ писал Гоголь.. Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.

Герои поэмы “Мертвые души”, созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам “знакомыми незнакомцами”. Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Слова “маниловщина” стало нарицательным.

Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться _ они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика _ организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. “Маниловщина” больше самого Манилова. “Маниловщина”, если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный помещик Манилов подражал “первому помещику России” _ Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил “маниловщину” верхов через ее отражение в провинциальной среде. “Маниловщина” Николая 1 и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью”, _ писал Лихачев. А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая “Мертвые души”, этот герой кажется нам “знакомым незнакомцем”.

Читайте также:
Город N: сочинение

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из “тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку “дубиноголовой”. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему. Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева- “историческим человеком”. Болтовня, хвастовство, вранье _ самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев _ “человек-дрянь”. Он держит себя развязно, нагло и имеет “страстишку нагадить ближнему”.

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого “омедведила” система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни _ это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?

Другим героем “Мертвых душ” является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков. “Прореха на человечестве”, _ так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение _ но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам “знакомым незнакомцем”.

“Мертвые души” потрясли всю Россию”, _ отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом “показать, хотя с одного боку, всю Русь”. Он писал: “Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”. Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой “Мертвые души”.

Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя _ новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку.

Читайте также:
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам “знакомым незнакомцем”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Зацепил _ поволок, сорвалось _ не спрашивай”. Многие считают, если “прямой дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”. Да и вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея “знакомых незнакомцев”. Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, _ писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам “знакомыми незнакомцами”. Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сочинение: Почему герои Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”

Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. “Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность. ” _ писал Гоголь.. Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.

Герои поэмы “Мертвые души”, созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам “знакомыми незнакомцами”. Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Слова “маниловщина” стало нарицательным.

Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться _ они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика _ организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. “Маниловщина” больше самого Манилова. “Маниловщина”, если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный помещик Манилов подражал “первому помещику России” _ Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил “маниловщину” верхов через ее отражение в провинциальной среде. “Маниловщина” Николая 1 и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью”, _ писал Лихачев. А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая “Мертвые души”, этот герой кажется нам “знакомым незнакомцем”.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из “тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку “дубиноголовой”. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему. Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева- “историческим человеком”. Болтовня, хвастовство, вранье _ самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев _ “человек-дрянь”. Он держит себя развязно, нагло и имеет “страстишку нагадить ближнему”.

Читайте также:
Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого “омедведила” система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни _ это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?

Другим героем “Мертвых душ” является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков. “Прореха на человечестве”, _ так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение _ но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам “знакомым незнакомцем”.

“Мертвые души” потрясли всю Россию”, _ отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом “показать, хотя с одного боку, всю Русь”. Он писал: “Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”. Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой “Мертвые души”.

Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя _ новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку.

Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам “знакомым незнакомцем”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Зацепил _ поволок, сорвалось _ не спрашивай”. Многие считают, если “прямой дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”. Да и вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея “знакомых незнакомцев”. Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, _ писал сам Гоголь.

Читайте также:
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам “знакомыми незнакомцами”. Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.

Гоголь Н. В. Почему герои Н. В. Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”?

Гоголь Н. В.

Сочинение по произведению на тему: Почему герои Н. В. Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”?

Боже мой, как грустна наша Россия!

Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. “Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность,” писал Гоголь Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.

Герои поэмы “Мертвые души”, созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам “знакомыми незнакомцами”. Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Слова “маниловщина” стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. “Маниловщина” больше самого Манилова. “Маниловщина”, если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный помещик Манилов подражал “первому помещику России” Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил “маниловщину” верхов через ее отражение в провинциальной среде. “Маниловщина” Николая 1 и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью”, писал Лихачев. А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая “Мертвые души”, этот герой кажется нам “знакомым незнакомцем”.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из “тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку “дубиноголовой”. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему. Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева – “историческим человеком”. Болтовня, хвастовство, вранье самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев “человек-дрянь”. Он держит себя развязно, нагло и имеет “страстишку нагадить ближнему”.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого “омедведила” система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?

Другим героем “Мертвых душ” является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков. “Прореха на человечестве”, так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам “знакомым незнакомцем”.

“Мертвые души” потрясли всю Россию”, отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом “показать, хотя с одного боку, всю Русь”. Он писал: “Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”. Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой “Мертвые души”.

Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков.

Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам “знакомым незнакомцем”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Зацепил поволок, сорвалось не спрашивай”. Многие считают, если “прямой дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”. Да и вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея “знакомых незнакомцев”. Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал ктонибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам “знакомыми незнакомцами”. Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: