Помещики в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя сочинение (образы помещиков)

Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.

Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.

Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.

Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

Вариант 2

Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения.

Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице. В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты. Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.

Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок. Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью. Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.

Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.

Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.

Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.

Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.

Читайте также:
Почему Хлестаков главный герой комедии Н. Гоголя Ревизор: сочинение

Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян – это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.

Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.

Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя

Несколько интересных сочинений

Основными персонажами произведения являются живущие по соседству Иваны, одного из которых именуют по отчеству Семеновичем, а второго просто Иваном, Ивашкой.

Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

С каждым наступлением весны – тает снег, распускаются первые цветы, возвращаются птицы с теплых краев и радуют своим чириканьем. От первого появления солнышка по дорогам течет вешняя вода и радует всех детишек. Ручьи грязноватой воды без остановки текут

В своей пьесе Гроза Островский затрагивает наиболее актуальные вопросы того времени, показывая нам всю неграмотность простого народа. Большая часть населения остается непросвещенной

Сочинение: Помещики в поэме Гоголя Мертвые души

Помещики в поэме Гоголя «Мертвые души»

Автор: Гоголь Н.В.

Пятеро помещиков – первые в ряду «мертвых душ».Они не способны ни к какому высокому движению души. Они ограничены и примитивны в стремлениях. Они пошлые люди, потому что их интересы так же пошлы в своей материальности. Духовный мир помещиков мелок и ничтожен. Вещи выражают их внутреннюю сущность. Почему же так опустились люди? Не только личная жизнь тому причиной, но и социальные условия привели к этому.

Помещики не конкретные люди, они еще и типы, характеризующие целые группы подобных себе. Гоголь горько рассуждает о человеке, о его судьбе в современном мире, о нелепости государства, где хозяева – «Собакевичи» и «Плюшкины».

Одним из представителей этого слоя является Манилов. Характеристика Манилова – отрицательная. Понять это помогает детализация и ирония автора. Он «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». «Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял и думал…» Считая себя образованнейшим человеком, он хочет «следить этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…» Гоголь дает понять, что размышления Манилова не имеют никакого основания: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки этого героя ясно говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка тоже представитель помещиков. Гоголь не любит Коробочку. Его раздражает и «старое платье», прибранное на всякий случай; и шипящие как змеи часы, старые обои и обилие мух. Время в доме Коробочки замерло навсегда. Здесь тянет в сон и окна выходят на скотный двор. Хозяйка срослась со своим хозяйством и превратилась в часть его. «Коробочка» – это не просто фамилия, это – образ жизни и мыслей. Не зря из уст Чичикова, деятельного и активного человека, звучит слово «дубинноголовая». Коробочка не умеет мыслить иначе, чем привыкла. Она боится этого. Ей «дубинноголовость» – страх перед необычным и глупость.

В повести автор иронически говорит о всех помещиках. Среди них и Ноздрев – бойкий и неугомонный человек. Так почему же и он – мертвая душа? В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность чем-нибудь заняться: «…он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца, так как все начинания его бесцельны. Этот лихач просто, без всякого стыда хвастается и обманывает всех, кто встретится с ним. По его словам, в его конюшне стоит гнедой жеребец, «за которого Ноздрев боится, что заплатил десять тысяч». Но поле «русаков такая гибель, что земли не видно», одного он даже поймал сам «за задние ноги». Ноздрев – человек без принципов. Его появление всегда говорит о грядущем скандале: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет». Автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком».

Читайте также:
Поэтика Гоголя: сочинение

Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми душами» являются души помещиков, которые давно уже перестали мечтать о чем-то высоком, которые заботятся лишь о собственном существовании и обогащении любым способом. Таков и Собакевич. Он груб и неуклюж. Его внешность пугает: когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…фрак на нем был совершенно медвежьего цвета… ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочные строения. Хозяин не заботится о красоте, не зато все в доме устойчиво. Каждая вещь неуклюжа и как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» В разговоре с Чичиковым он высказывает озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, мошенники: «За копейку убьют». Автору противны оба героя. Каждый из них хочет надуть другого и боится, как бы не надурили его. Собакевич в отличие от предыдущих героев связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрец, но Гоголь постоянно разоблачает его, уделяя особое внимание его ценностям. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни – материальное обогащение и сытный обед. При всем этом Собакевич – неплохой хозяин, его мужикам живется неплохо. Рожден ли он медведем или «омедведила» его жизнь – это скоре беда, чем вина героя.

Каждый помещик, встречающийся в поэме, благодаря какому-либо своему недостатку бросается в глаза читателю. Так помещик Степан Плюшкин удивляет нас ведением своего хозяйства. В шестой главе Гоголь описывает смерть его души. Все владения этого героя проникнуты тоской. Чичиков сразу заметил «какую-то особенную ветхость на всех деревенских строениях». Описание имения подчеркивает запустение души помещика. Здесь все безжизненно. Пространство Плюшкина невозможно разглядеть одним взором. Все открывается для главного героя и читателей постепенно, даже дом «местами в один этаж, местами в два… глядел каким-то дряхлым инвалидом…длинный, длинный непомерно». Комната помещика так же подчеркивает его натуру: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо». А ведь когда-то Плюшкин «был бережливым хозяином». У него была жена, дети. Так что же с ним случилось? Дело в том, что жена его умерла, старшая дочь и сын уехали, а вскоре умерла и младшая дочь. И человек, оставшийся один, потерял контроль над собой. Им овладела жажда обогащения. Теперь уже не вещи принадлежат ему, а он принадлежит им и зависит от них. Он отстранился навсегда от своих детей друзей, и даже окружающих его крестьян. Плюшкин считает их мошенниками, лентяями: «Ведь у меня что год, то бегут, – жалуется Плюшкин – Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». И в конечном итоге Гоголь говорит наш, что этот помещик «обратился…в какую-то прореху на человечестве». Итак, в Плюшкине мы видим жадного, скупого человека, но в то же время нам становится жаль его. Вся жизнь героя сложилась благодаря произошедшим некогда несчастным событиям. Через образ Плюшкина читатель понимает, что жажда накопительства приводит только к нищете. Плюшкин превратился в скупого зверя, животного и даже утратил внешние признаки пола.

Помещики в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Помещики играют важную роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Стоит начать с того, что название произведения имеет несколько значений. Мертвыми душами в поэме являются не только умершие крестьяне, чьи документы собирался выкупить Чичиков, но и сами помещики, давно загубившие свою душу. Автор хотел при помощи их образов обличить все пороки и нравы крепостного дворянства в целом. Н.В. Гоголь не мог оставаться в стороне от произвола помещиков и тяжёлой жизни крестьян. Ему удалось изобразить Россию такой, какая она была на самом деле – величественной, богатой, прекрасной, но в то же время уродливой, жестокой, глупой и злой. Неприглядная её сторона заключалась именно в таких людях, которые использовали данную им власть только в своё благо, ни о ком больше не думая. Каждый помещик в поэме имеет свои особенности, которые выражаются в отношении к их крепостным и ведении хозяйства. Первым дворянином-землевладельцем, повстречавшимся на пути Чичикова, стал Манилов.

  1. Манилов
  2. Коробочка
  3. Ноздрев
  4. Собакевич
  5. Плюшкин
Читайте также:
Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Манилов

Образ Манилова появляется во 2 главе. После того, как поэма была опубликована, появился термин «маниловщина», обозначающий крайнюю степень тунеядства, ставшего образом жизни. Н.В. Гоголь наделил всех помещиков говорящими фамилиями. Фамилия Манилова раскрывала всю его истинную сущность, он был мечтателем, которого манили несбыточные идеи.

Точный возраст этого помещика не указывается, говорится только о том, что он был мужчиной средних лет. Внешность его не выделялась ничем примечательным: светлые волосы, голубые глаза, упитанное телосложение. Сразу заметно, что этот человек привык к комфорту. Его приторные, отшлифованные долгим временем, речи вначале располагают к себе новых знакомых, и он даже кажется отличным хозяином. Однако затем становилось понятно, что Манилов занимается лишь построением планов и ничего не делает для их осуществления, а все его дела ведёт приказчик, который тоже не слишком печётся о благополучии крепостных.

За внешней слащавостью, обходительностью и приветливостью Манилова скрывается его бесхарактерность, ограниченность в мышлении и крайнее безразличие. Ему совершенно нет дела до своего хозяйства, в его деревне царит запустение, а в неогороженном доме всегда холодно и неуютно. На фоне всего этого упадка иронично смотрится беседка с названием «Храм уединенного размышления». О чём говорить, если хозяин поместья уже два года читает одну и ту же книгу и никак не может её осилить. Манилов живёт в своём мире, где нет места для быта или проблем. О таких, как он Н.В. Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка

После Манилова, в 3 главе, Чичиков попадает в дом к Настасье Петровне Коробочке. Это единственная женщина, с которой ему пришлось иметь дело. Коробочка оказалась истинным предпринимателем, она стала торговаться с Чичиковым за свои «мертвые души» и впоследствии сильно беспокоилась, не продешевила ли. Она умело вела свое хозяйство и обеспечивала себя и своих крестьян собственным производством. Коробочка торговала всем, что имеет. Её фамилия соответствовала своей хозяйке, она всё копила и прятала в свою «коробочку». Деньги стали единственным смыслом в жизни Настасьи Петровны, ко всему остальному она относилась равнодушно. Ей было совершенно безразлично, чем торговать – пенькой, мёдом, крепостными девицами или мёртвыми душами.

Ноздрев

В 4 главе появляется Ноздрев. Это безумный человек, заядлый игрок и пьяница. У него нет никаких моральных принципов, он готов совершить подлость по отношению к любому человеку. Его поместье находится в полнейшем запустении, потому что хозяин совершенно им не занимается. Ноздреву безразлична судьба его крепостных, ему неважно даже то, что они делают, поэтому вся работа выполняется некачественно, зато крестьяне не жалуются на своего барина.

У этого человека нет никаких целей в жизни, он согласен отдать мертвые души, но только, если проиграет их в шашки. Азарт заменил ему все остальные человеческие чувства, он и детей своих не любил, большую привязанность испытывал к собакам и волчонку, поселившемуся в его доме. Н.В. Гоголь говорил, что такие, как Ноздрев еще долго будут встречаться в России.

Собакевич

В 5 главе автор знакомит читателя с Михаилом Семеновичем Собакевичем. Внешне он очень похож на медведя, и нрав у него такой же суровый. Все в его роду были настоящими богатырями и Михаил Семенович не исключение. У него очень высокий рост, чересчур крепкое телосложение и огромные ноги, напоминающие колонны. Даже походка как у медведя, такая же тяжелая и неуклюжая, а черты лица грубые и неприятные. Собакевич выгодно отличается от остальных помещиков: он постоянно работает, его крестьяне живут хорошо и все хозяйство в полном порядке. Он считает себя честным человеком, а всех окружающих – мошенниками и обманщиками, недостойными людьми. Однако со временем становится понятно, что и он уже без души. Он стал чёрствым, жестоким крепостником, который никогда не упустит своей выгоды. Михаил Семенович быстро раскусил намерения Чичикова и сумел выгоднее всех продать свой товар. Им овладела жажда наживы, поэтому суть и беспринципность самой сделки не сильно интересовала.

Плюшкин

Конечным этапом деградации человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Он является олицетворением невероятной жадности. Несмотря на своё богатство, этот помещик живёт как нищий человек. Его когда-то процветающее хозяйство уже развалилось, раньше амбары ломились от товара и запасов, но из-за чрезмерной скупости всё со временем стало негодным.

Внешне Плюшкин больше напоминает неопрятную старуху, чем зажиточного помещика. А его владения полностью соответствуют своему хозяину: дома полуразрушенные, везде царит запустение, а крестьяне «мрут как мухи» или сбегают в надежде спастись от голода. Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, но после смерти жены превратился в настоящего скрягу, прекратившего всяческое взаимодействие с окружающим миром.

При помощи этих образов Н.В. Гоголь хотел изобразить весь ужас и беспорядок современной ему действительности. Во времена крепостного права именно такие Маниловы, Собакевичи и Плюшкины имели право распоряжаться жизнью других людей и делали с ними всё, что хотели. Это действительно страшно, и поэма «Мёртвые души» была создана с целью открыть глаза общественности на происходящее. По задумке автора произведение должно было состоять из трёх томов. В первом он хотел изобразить всё плохое, что было в России, именуя это «адом», второй том должен был стать своеобразным «чистилищем», заставившем главного героя пересмотреть свою жизнь, а заключительная часть должна была показать «рай» на земле. К сожалению, мы увидели только «ад» и нам остаётся только догадываться, какая участь ждала Чичикова и потерявших душу помещиков.

Читайте также:
Повесть Шинель: сочинение

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме «Мёртвые души», 9 класс

Первый характер

Можно выстроить помещиков в виде фотовыставки портретов. Другое изображение – на фоне природы. В любой галерее посетитель найдет общие черты показа героя. Можно попробовать самостоятельно создать портреты помещиков.

Манилов приятно улыбается, но его глаза залиты слащавостью. В них нет мыслей или идей. Персонаж напоминает нежащегося на солнце кота. Рядом стоит стол, на котором красивыми рядками расставлены горки золы, выбиваемой из трубки. Помещик пытается приманить зрителя, притянуть своей мечтательностью, обмануть. Нет живого вокруг мужчины, везде признаки бесхозяйственности. Прекрасная мебель стоит рядом с креслами, покрытыми рогожей. «Щегольской подсвечник» из бронзы рядом с «медным инвалидом». На заднем плане спит кто-то из дворни. Вверху витают образы мечтаний: каменный мост, подземный ход.

Сладкий романтик

Первый образ помещиков – Манилов. Он пытается привлечь к себе слащавостью, мечтами о лучшем мире. Процветание человечества в голове купца глупо и безжизненно. Погрузившись в сладостные мечтания, хозяин становится ленив и бездушен. Вокруг все приходит в упадок. Дом одиноко стоит на возвышенности, пруд, когда-то красивый и стильный, затягивается зеленой тиной. Хозяйство без Манилова, как дом без крыши. Умирают люди, помещика это не волнует. Ему не интересно, сколько их погибло, от чего, можно ли что-то исправить, сделать жизнь людей легче. Волнует Манилова низкопоклонство, он готов заискивать перед любым высокопоставленным лицом. Подхалим и льстец ищет только выгодные связи.

Захолустная жизнь

На следующем портрете женский образ – помещица Коробочка. Женщина ориентируется в прошлое страны, поэтому она в одежде старых, ушедших сословий: чепец с рюшами, салоп, платок из фланели вместо шарфа. Домовитая хозяйка сидит за столом с самоваром. Она хочет произвести вид хлебосольной хозяйки, на столе стопка блинов и склянки с вареньем. Вокруг по стенам куча разных предметов непонятного назначения и полезных. Полуоткрытый рот делает женщину непривлекательной, тупость и глупость видны в чертах лица. Но чувствуется, что помещица хитра и корыстна. На заднем плане комод, где спрятаны мешочки с деньгами.

Эгоист и кутила

Следующий помещик, встретившийся на пути Чичикову, – Ноздрев. Купец игрок и пьяница. Он не ценит того, что досталось ему, все спускает на свои развлечения. Ноздреву нравится жить в долг. Он становится агрессивным, злым и жестоким в общении с людьми. Речь персонажа – постоянная грубая брань. Ноздрев не любит людей, но очень ценит себя. Эгоист не меняет своего поведения, он был таким в молодости, остается завсегдатаем кабаков и пирушек в 35 лет. Развитие помещика остановилось, душа изжила себя, омертвела. Веселое времяпрепровождения не завершиться для помещика хорошим, драки и пьянки сделают свое дело.

Роман Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме

Неуклюжий медведь

Сильный здоровый богатырь среднего роста – следующий портрет галереи. Его взгляд холоден и тяжел. Он сидит за столом с огромным блюдом из телячьей ноги, или поросенка, или осетра. Одежда сидит мешковато, цвет ее как мех у медведя. Помещик смотрит исподлобья. Вокруг крупная массивная мебель, похожая на хозяина. Хищный взгляд и огромного размера ноги. На стенах картины с богатырскими фигурами персонажей истории. Нет ничего, напоминающего о просвещении: книг, журналов или интересных дизайнерских украшений. Все просто и как будто вырублено топором.

«Чертов кулак»

Чичиков называет чертовым кулаком Собакевича, оказавшись у него в гостях. Сочетание слов сложно для восприятия. Черти – мелкие существа, вредные и опасные. Кулак – крепкая часть руки богатыря. Собакевич такой и есть. Он здоров как русские молодцы, но алчен, как все представители черных сил. Помещик ест как сказочный персонаж, много и без разбора. Еда – для него смысл существования. Другие интересы купец отрицает, нет ничего важнее собственной сытости. В словах и поведении помещика видны корысть, цинизм и алчность. Расчетливость продавца мертвых душ пугает. Его душа давно умерла и вылетела из тела, оставив хозяину только плотские желания.

Ничтожная мелочность

Последняя картина в галерее – портрет Плюшкина. Грязный, замотанный в неизвестные тряпки, напоминающие одежду сухой остроносый человек. С первого взгляда невозможно определить его пол, возраст и статус. Помещик похож на дворовую бабу в женском капоте. На поясе огромная связка ключей. Глаза на портрете такие маленькие, что почти не видны за бровями. Лицо напоминает мышей, выглядывающих из темных нор, настороженных и хищных, ищущих, чем бы поживиться. Вокруг царит беспорядок, кучи мусора, пыли и подобранных на дорогах предметов. Все уродливо и безобразно.

Портреты похожи на карикатуры, но они узнаваемы среди реальных представителей помещиков Руси. Написать сочинение «Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» можно, используя предложенный материал, рассматривая картины художников, иллюстрирующих произведение классика.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Читайте также:
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

Автор: Дарья Ефремчева

Рассуждение 3

Первым из помещиков перед нами предстает Манилов. Это человек имеет схожесть с абсолютно ленивый котом, которые только и знает, что валять и нежиться на теплом, Его не волнует жизнь, которая крутиться вокруг него, главная цель его жизни, это как можно более наесться и отдохнуть в теньке. Глядя на него, не складывается впечатление, что он работящие и даже хозяйственный мужчина. Он пытается создать образ мечтателя и романтика, но ему это не удается сделать. Все его попытки терпят поражение. Образ поэта, как и романтика тоже терпит свое фиаско.

Следующая героиня появляется в образе дамы старой закалки. Прозвище этой героини Коробочка. Героиня, прежде всего, смотрит не на будущее и даже не настоящее, для нее имеет значение лишь прошлое. Лишь оно способно дать ей истинное счастье, она не видит радости жизнь в современном мире, лишь ушедшие года доставляют небывалое удовольствие своей хозяйке. Прежде всего, она показывается читателю в виде женщины домовитой, желающей счастья для своей семьи. Каждый раз, когда речь касается данной госпожи, автор неустанно рассказывает о том, что она каждый раз присаживайтесь за свой любимый стол, расставляет на нем тарелки с угощениями, в том числе и ее любимые блины, а также в центре стола обязательно стоит огромный самовар. Внешность у героини не вызывала большого впечатления, скорее наоборот, она производила впечатление глупой, некрасивой и некомпетентной женщины. Но чего не могли о ней сказать ее знакомые, она оказалась женщиной хитрой, злопамятной и очень коварный. Не зря ее не любили все в округе.

Читайте также:
Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя: сочинение

Нельзя не упомянуть о Ноздреве. Это уникальный человек, который на первый лишь взгляд производит впечатление воспитанного, веселого и ответственного мужчины. Но отныне нет, поверьте, если такое и можно было о ком то сказать, то уж явно не о нем. Человек это конечно веселый, с этим нельзя поспорить, однако беспробудно пьет, чем и заслуженно сыграл у многих недоверие и авторитет пьяницы. Недаром люди говорят, что не стоит смотреть на человека только внешне, главное и что в душе его твориться. А в душе такого человека ничего положительного найти было нельзя. Весь на протяжении всего времени, он то и дело пил с дружками.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Воспитание и образование Чичикова

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед родиной. В 1841 году поэма была написана, но члены Московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания произведения. Поэма была запрещена, это были самые тяжелые дни для Гоголя. Он обратился за помощью к Белинскому, и тот сделал все возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь». Гоголь вначале хотел изобразить всю Русь с одного боку, а получилась картина небывалого, разностороннего охвата явлений.

Читайте также:
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Гоголевский Чичиков образ необыкновенный, скорее всего и не образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод,» пишет Гоголь. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать герад с мертвыми душами». Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых.

Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив зовет отца, «а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь», Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и складыванию копейки. Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек. Гоголь пишет: «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью». Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев произвольно догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве,» радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков авантюристы, только в разных планах. Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова это умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: «Зацепил поволок, сорвалось не спрашивай». Уже эти небольшие штрихи, сделанные с портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой в планах и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к накоплению средств благополучия не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить «блестящую идею», навестившую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с «мертвыми душами» сулила солидный капитал. Чичиковвеликолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова в прожектерстве и обходительности, Ноздрева в изощренности фантазии, Собакевича в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина в «светлой жадности». Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.

«Камнем преткновения» Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и «дубиноголовости». Кто бы мог догадаться, что «черт ее дернет» приехать в город справиться о цене на мертвую душу! Подлость «притянула» подлость и «захлебнулась» в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломку бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев -черты. Поэтому к выражению «Чичиков делецприобретатель», можно было бы добавить «В российских условиях». «Милый подлец» Чичикова все же остается таковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом, в понятие которого на Руси вкладывали всегда отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда мы встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно симпатизируя оптимизму Чичикова и обсуждая предмет страсти героя деньги, которые делают его подлецом.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала главным делом всей жизни писателя, — произведением, в которое он вложил свои самые сокровенные мысли, всю свою душу. В пяти «портретных» главах перед нами последовательно предстают помещики, которых посещает на своем пути Чичиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Все они ведут паразитический образ жизни, не приучены к труду и проводят свои дни в праздной бездеятельности. Эти общие социальные черты, обусловленные креп

Первым в галерее «бесполезных» помещичьих типов выступает Манилов. Он не может сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии, так как управлением своего поместья сам не занимается, передоверив это дело приказчику. Перед нами наивный, благодушный и сентиментальный мечтатель, который самого себя считает чрезвычайно образованным, а свою речь, наполненную словами-пустышками, — верхом совершенства. Его дом стоит «одиночкой на юру, открытый всем ветрам» и окруженный пятью-шестью березками «с жиденькими вершинами», которые не дают ни тени, ни прохлады в знойный день. Внутренняя обстановка, где рядом с великолепной мебелью соседствуют стулья, обтянутые «просто рогожей», или «горки выбитой из трубки золы», лежащие на дорогом полированном столе, говорят о том, что хозяйство Манилова постепенно приходит в упадок. Но хозяин усадьбы не замечает уродливости своего быта. Он практически не имеет представления о реальной жизни, так как полностью поглощен созданием фантастических проектов, из которых один нелепее другого. Абсолютно бесхарактерный, мечтательный и духовно немощный, этот помещик, тем не менее, самый бескорыстный и самый «безопасный» из всех.

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

В следующей главе мы встречаемся с яркой противоположностью бездеятельного Манилова — хлопотливой Коробочкой, у которой «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Имена своих крестьян она знает наизусть, но умственный кругозор ее ограничивается кругом хозяйственных интересов. Коробочка привыкла жить по установленному порядку, ко всему необычному относится с суеверным страхом и недоверием. Руководствуясь лишь копеечной выгодой, эта помещица боится уступить свои мертвые души — с одной стороны, опасаясь «прогадать» и желая «примениться к ценам», а с другой — думая, вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В этом и проявляется главная особенность ее характера.

После разговора с Коробочкой Чичиков встречается с представителем еще одного типа помещиков. Ноздрев — человек самостоятельный и решительный. Непоседа, кутила, герой ярмарок, попоек и карточного стола, он проматывает доходы, получаемые от подневольного труда своих крестьян. Хозяйство свое Ноздрев полностью запустил, в отличном состоянии находится только его псарня. Среди собак он как «отец родной» в кругу большого семейства, а с окружающими ведет себя нагло, вызывающе, кроме того, это бесшабашный хвастун и лгун, причем лгун по призванию и убеждению.

Вырвавшись от Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу. Этот помещик резко отличается от других своей расчетливостью и хитростью. В нем нет ни благодушия Манилова, ни скопидомства Коробочки, ни буйного сумасбродства Ноздрева. «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует», — говорит Гоголь. Собакевич, по выражению автора, «чертов кулак», человек, обладающий железной хваткой, который четко уловил дух времени: все покупается и продается. Страсть к обогащению толкает этого помещика на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. И уж он-то сумеет извлечь выгоду! Собакевич совершенно не удивлен предложением Чичикова купить у него мертвые души, он озабочен только тем, как бы выколотить выгодную цену.Предельной степени омертвения, полной утраты связи с миром достигает в поэме Плюшкин. Гоголь называет его «прорехой на человечестве», так как жадность, страсть к наживе и бессмысленному накопительству совершенно уничтожили в нем живого человека. Дворовые Плюшкина до поздней зимы бегают босыми, так как скупой хозяин имеет одни сапоги на всех, да и то выдает их только тогда, когда дворовые входят в сени барского дома. За последние три года у этого помещика, не вытерпев голодной жизни, сбежало около 70 и умерло 80 крестьян. В его образе отражен предел распада человеческой личности, в самой неприглядной форме выражена болезнь всего крепостнического строя.

Сравнивая гоголевских помещиков, можно обнаружить в каждом из них свои «преимущества», вернее, свои пародии на ум, сердечность, хозяйственность. Но всех их объединяет один признак — античеловеческая сущность, названная Гоголем пошлостью «холодных, раздробленных характеров». Всех помещиков характеризует полное отсутствие духовности, мелочность, ограниченность, примитивность страстей и стремлений, убожество внутреннего мира. Во всех помещиках неистребима привязанность к собственности, которая, в свою очередь, совершенно убивает в них привязанность к людям. Их увлечения передают пошлость всего представленного общества. Поскольку образы всех помещиков взяты, или, как говорил сам Гоголь, «списаны» им с самой жизни, они являются порождением феодально-крепостнического строя, при котором никчемность и мечтательность Манилова, скопидомство Коробочки, мотовство и сумасбродство Ноздрева, расчетливость Собакевича, убожество Плюшкина — типичные, нормальные жизненные явления.

Таким образом, в образах пяти помещиков, которых посетил главный герой поэмы, скупая мертвые души, Гоголь продемонстрировал постепенное омертвение их собственных душ, утрату ими положительных человеческих качеств, мастерски раскрыл взаимоисключающую природу человеческой «души» и «приобретения» (главного принципа зарождавшегося в России буржуазного строя). Сатирически высмеяв жадность, глупость, праздность и убожество помещиков, Гоголь разоблачил всю карикатурность и «общую бесполезность» их существования. Но смех его горек, поскольку он любит Россию, прекрасную и великую страну, наполненную такими вот существами, противоречивую, страшную и бесконечно необъяснимую.

Детство Чичикова в поэме Мертвые Души сочинение 11 глава

Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

У маленького Павлуши не было полноценной семьи, а возможно и самой семьи в понимании этого слова. О маме мальчика автор не упомянул ни слова во всем произведение. Отец Павлуши был недовольным мужчиной, с плохим здоровьем. Он заставлял ребенка много писать и заниматься грамотой. Как таковых теплых чувств отца к сыну он не проявлял, часто ругал, наказывал. Это и стало логичным проявлением того, что Павлуша рост замкнутым мальчиков, сторонящийся людей.

Читайте также:
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Во взрослой жизни чувство привязанности к людям было ему чуждо. С детских воспоминаний мальчика остался не уютный дом, убогая обстановка в нем, отчужденность родного отца. На формирование характера детство наложила плохой отпечаток, поскольку было нерадостным и тяжелым.

Учиться Павлушу отец отвез в город. Устроил мальчика в училище, а жить определил к дальней родственнице. Расставание сына и отца было холодным, бесчувственным. Напоследок отец дал наставление сыну дружить с тем, с кем выгодно, не делиться, а делать так, чтобы делились с тобой. В способности мальчика отец не верил и учил его угождать начальнику. Рекомендовал беречь деньги. Вот с такими словами и сухим рукопожатием сын простился с отцом. Это была их последняя встреча. По окончанию учебы отец Павлуши умер.

Учиться мальчику было легко. Он усвоил основные требования учителей – сидеть тихо, сложив руки и не шуметь. Мастерство придерживаться дисциплины также не вызывало у мальчика никаких сложностей. Он был опрятен, в тетрадях все записи аккуратными, а в голове бесконечные мысли о приумножении капитала, как и советовал ему отец.

Капитал приумножать мальчик начал еще в годы учебы. Коротая вечера, он не сидел без дела. Ему удалось выловить из норы мышь и научить ее выполнять некоторые команды. В дальнейшем за дрессированную мышку он получил доход, продав ее в училище. Мальчик был наделен наблюдательностью и предприимчивостью. Он высматривал детей, которые были голодны, и предлагал им купить пирожок у него. Вырученные деньги он зашивал в мешочек и прятал, чтобы не тратить и сберечь.

Как видим, детство Павлуши учило его совсем не детским вещам – экономить, уметь угождать, лести, отказу от вкусностей, постоянному поиску новым способам заработка. Не научился Чичиков дружбе, не имел родственников, поэтому руководствовался исключительно своими принципами, которые и стали основой всей его взрослой жизни. Она пришла к нему сразу с окончанием учебы, с весточкой о смерти отца. Наследство, что осталось от отца, стало стартовым капиталом во взрослой жизни Павла Ивановича.

Все предопределяет в жизни опыт, полученный с первых дней жизни и далее. Другим повзрослевший Павлуша стать и не мог.

К числу золотого фонда русской литературы с легкостью можно отнести произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Детище было написано во второй половине девятнадцатого века, но, к сожалению, полностью его узнать читателю не удалось. Второй том произведения так и не был выпущен, а третий уничтожен автором.

2 вариант

Одним из культовых произведений в мировой художественной литературе является поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение настолько глубокое по смысловому содержанию и творческой концепции, что не может оставить равнодушным ни одного читателя

Работа над поэмой длилась долгие годы, и как результат, автор предоставил нам творение, в котором обрисовал колорит современной на то время России, множество типов персонажей и самых разных характеров. Николай Васильевич уделяет особое внимание образу настоящего предпринимателя – Чичикова. Автор описывает его как страшного и подлого человека Главная задумка Чичикова – это при помощи обмана на мертвых душах заработать состояние. На мой взгляд, такая задумка требует определённого логического склада ума и предпринимательской жилки. Предпринимательские задатки начинают складываться у Чичикова еще в детстве: «…показав оборотливость почти необыкновенную», он «слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно». Еще мальчиком Чичиков продавал своим обеспеченным друзья съестное и даже продал мышь. Павлуша практически не тратил деньги, а тщательно собирал их и копил.

Детство Чичикова предстает перед нами достаточно унылым и серым, практически безрадостным. На мой взгляд, это связано с тем, что семья главного героя была на грани бедности, что не могло не отразиться на его тонкой натуре. Чичиков рос в строгости, нередко наказывался родителями. Все к чему имел интерес его отец сводилось лишь к сбережению денег. Перед кончиной старик завещал своему сыну только лишь льстить и слушаться богатых чиновников, сберегать копеечки. Павлуша исполнил все пожелания отца. Будучи учеником он стал любимчиком учителя. Тут он понял, что может найти подход к любому человеку и получить свою выгоду. В зрелом возрасте, он даже обещает жениться на дочке начальника, только чтобы получить заветное повышение. И затем отказывается от свадьбы.

На мой взгляд, Николай Васильевич хотел показать нам личность Чичикова яркой и неординарной. По сути своей он предприниматель с необычайным умом и хитростью. Досадно, что Чичиков пользуется такими возможностями для обмана и притворства. Хотя, я считаю, что им нельзя не восхищаться. Чичиков талантлив, умен, сообразителен. Чичиков представляет собой прообраз современного бизнесмена.

Сочинение про Детство Чичикова

Одним из самых интересных и достаточно известных произведений Гоголя была поэма Мертвые души. Разумеется ни один читатель не может оставаться равнодушным к этому произведению. Гоголь очень долгое время уделил этой поэме, писатель отнёсся к этой поэме достаточно серьезно. В ней читатель может наблюдать большое количество персонажей, совершенно не схожих по характеру и типажу.

Читайте также:
Сатирическая острота комедии «Ревизор»: сочинение

Особенное внимание привлекает образ Чичикова. Гоголь позиционирует его как жестокого человека, который готов пойти на разные подлости чтобы сколотить себе состояние. Чичикову ничего не стоит пойти на обман, чтобы заработать. Определенно у него была предпринимательская жилка, которая проявлялась уже с детства. С самого детства Чичикову удавалось продать что-то абсолютно бессмысленное, взять к примеру хотя бы мышь.

Детство Чичикова было весьма серым и унылым, и практически не было в нем радости. Наверно это было потому что его семья была практически разорена. Естественно это и отразилось на нашем герое. Чичиков воспитывался очень строго, очень часто родители его наказывали. Его отец старался всегда сберегать деньги, и этому учил своего сына. Единственное что отец оставил своему сыну это то, что он должен слушаться богатых и собирать копеечки.

Павлуша старался, он исполнил все желания отца, он был послушным учеником. Именно в это время Чичиков начал понимать, что может получить выгоду, если найдет правильный подход к людям. Он готов был пойти на любые поступки, чтобы добиться своего. Так он решился жениться на дочери своего начальника, чтобы получить должность. Конечно же получив повышение, он отказался от свадьбы.

Таким образом автор показывает в своем произведении Мертвые души, нам довольно таки необыкновенную личность, с неординарными поступками и непростой судьбой. Гоголю удалось создать необычайно интересного героя, который никак не походил на других. Он отличался своим умом и невероятной хитростью. Жаль только, что он пользуется этими качествами, для обмана. Но, не смотря на все это Чичикова нельзя назвать отрицательным героем. Он воплотил в себе много положительных качеств, которые свойственны представителям современного поколения.

Также читают:

Картинка к сочинению Детство Чичикова в поэме Мертвые Души

Популярные сегодня темы

Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал.

Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе.

Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным

На картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев

Одними из главных героев данного произведения являются Евгений Онегин и Владимир Ленский. Что же это за герои и почему они обычно противопоставлены как «лёд и пламень», «вода и камень»? Рассмотрим в таблице

Происхождение и воспитание Чичикова? Пожалуйста

u0420u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u044f u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044e u0433u043bu0430u0432u043du043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u043au0430u043a u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e-u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0442u0438u043f, u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u043e u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0436u0434u0435u043du0438u0438, u0432u043eu0441u043fu0438u0442u0430u043du0438u0438 u0438 u0436u0438u0437u043du0435u043du043du044bu0445 u0443u0441u043bu043eu0432u0438u044fu0445 u0444u043eu0440u043cu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u044f u043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u0438 u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432u0430. u041fu0430u0432u0435u043b u0418u0432u0430u043du043eu0432u0438u0447 u2014 u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436, u0438u0441u0442u043eu0440u0438u044f u0436u0438u0437u043du0438 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0440u0430u0441u043au0440u044bu0442u0430 u0432u043e u0432u0441u0435u0445 u0434u0435u0442u0430u043bu044fu0445, u0432u0441u0435u0441u0442u043eu0440u043eu043du043du0435 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043e u0438u0441u0441u043bu0435u0434u043eu0432u0430u043du0430. u041eu043d u043eu0442u043du043eu0441u0438u0442u0441u044f u043a u0442u0438u043fu0443 “u0441u043au0432u043eu0437u043du044bu0445” u0433u0435u0440u043eu0435u0432 (“u0437u0434u0435u0441u044c u043eu043d u043fu043eu043bu043du044bu0439 u0445u043eu0437u044fu0438u043d”), u0445u043eu0442u044f u0441 u0435u0433u043e u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0435u0439 u043cu044b u0437u043du0430u043au043eu043cu0438u043cu0441u044f u043bu0438u0448u044c u0432 u043au043eu043du0446u0435 u043fu0435u0440u0432u043eu0433u043e u0442u043eu043cu0430.

u0427u0442u043e u0436u0435 u0437u0430 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432? u0412u0445u043eu0434u0438u0442 u043bu0438 u043eu043d u0432 u043eu0431u0449u0443u044e u043au0430u0440u0442u0438u043du0443 u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438 u0438u043bu0438 u0432u044bu043fu0430u0434u0430u0435u0442 u0438u0437 u043du0435u0435? u0425u043eu0442u044f u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432 u043eu0442u0447u0430u0441u0442u0438 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043a u0438 u043eu0442u0447u0430u0441u0442u0438 u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043a (u043fu0440u0430u0432u0434u0430, u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043a “u0445u0435u0440u0441u043eu043du0441u043au0438u0439”, u043du043e u0432u0441u0435-u0442u0430u043au0438 u0434u0432u043eu0440u044fu043du0438u043d) , u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043eu0442u0434u0435u043bu044fu0435u0442 u0435u0433u043e u043eu0442 u044du0442u043eu0433u043e u043cu0438u0440u0430, u043fu0440u0438u0441u043eu0435u0434u0438u043du044fu044f u043a u0420u0443u0441u0438 “u0441 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0431u043eu043au0443”. u0421u0432u043eu0435u043eu0431u0440u0430u0437u0438u0435 u0433u0435u0440u043eu044f u0437u0430u043au043bu044eu0447u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043eu043d u044fu0432u043bu044fu0435u0442 u0441u043eu0431u043eu0439 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043e u043du043eu0432u043eu0435, u0432 u0441u0432u043eu0435u0439 u043du043eu0432u0438u0437u043du0435 u043du0435u044fu0441u043du043eu0435, u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0441u0442u0435u0439 u0441u0432u043eu0438u0445 u043du0435 u0438u0441u0447u0435u0440u043fu0430u0432u0448u0435u0435, u043au0430u043a u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au0438 u0438 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au0438.

u0412 u043eu0434u0438u043du043du0430u0434u0446u0430u0442u043eu0439 u0433u043bu0430u0432u0435 u043fu043eu044du043cu044b u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044c u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0435u0434 u043du0430u043cu0438 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u044e u0436u0438u0437u043du0438 u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432u0430. u0410u0432u0442u043eu0440 u043eu0442u043cu0435u0447u0430u0435u0442 “u0442u0435u043cu043du043eu0435 u0438 u0441u043au0440u043eu043cu043du043eu0435” u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0436u0434u0435u043du0438u0435 u0433u0435u0440u043eu044f. u0415u0433u043e u043du0430u0447u0430u043bu044cu043du043eu0435 u0432u043eu0441u043fu0438u0442u0430u043du0438u0435 u0438 u043eu0431u0443u0447u0435u043du0438u0435 u043fu0440u043eu0442u0435u043au0430u043bu0438 u0432 “u043cu0430u043bu0435u043du044cu043au043eu0439 u0433u043eu0440u0435u043du043au0435 u0441 u043cu0430u043bu0435u043du044cu043au0438u043cu0438 u043eu043au043du0430u043cu0438”, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043du0438u043au043eu0433u0434u0430 u043du0435 u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u043bu0438u0441u044c. u041eu0442u0435u0446 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043b u0432 u043du0430u0441u043bu0435u0434u0441u0442u0432u043e u041fu0430u0432u043bu0443u0448u0435 u043fu043eu043bu0442u0438u043du0443 u043cu0435u0434u0438 u0434u0430 u0437u0430u0432u0435u0442 u0441u0442u0430u0440u0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u0443u0447u0438u0442u044cu0441u044f, u0443u0433u043eu0436u0434u0430u0442u044c u0443u0447u0438u0442u0435u043bu044fu043c u0438 u043du0430u0447u0430u043bu044cu043du0438u043au0430u043c, u0441u0442u043eu0440u0435u0448u0438u0442u044cu0441u044f u0434u0440u0443u0437u0435u0439 u0438 u0441u0430u043cu043eu0435 u0433u043bu0430u0432u043du043eu0435 u2014 u0431u0435u0440u0435u0447u044c u0438 u043au043eu043fu0438u0442u044c u043au043eu043fu0435u0439u043au0443. u0412 u0437u0430u0432u0435u0449u0430u043du0438u0438 u0431u0430u0442u044eu0448u043au0430 u043du0438u0447u0435u0433u043e u043du0435 u0441u043au0430u0437u0430u043b u0441u044bu043du0443 u043e u043cu043eu0440u0430u043bu044cu043du043eu0439 u043eu0442u0432u0435u0442u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u043fu0435u0440u0435u0434 u043bu044eu0434u044cu043cu0438, u043e u0447u0435u0441u0442u0438 u0438 u0434u043eu0441u0442u043eu0438u043du0441u0442u0432u0435. u0418u0434u044f u043fu043e u0434u043eu0440u043eu0433u0435 u0436u0438u0437u043du0438 u0438 u0432u044bu0440u0430u0431u0430u0442u044bu0432u0430u044f u0441u0432u043eu0438 u0436u0438u0442u0435u0439u0441u043au0438u0435 u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu044b, u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432 u043fu043eu043du044fu043b, u0447u0442u043e u044du0442u0438 u043fu043eu043du044fu0442u0438u044f u0442u043eu043bu044cu043au043e u043cu0435u0448u0430u044eu0442 u0434u043eu0441u0442u0438u0436u0435u043du0438u044e u043au043eu0440u044bu0441u0442u043du044bu0445 u0446u0435u043bu0435u0439.

u0421u0432u043eu0435 u0431u043bu0430u0433u043eu043fu043eu043bu0443u0447u0438u0435 u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432 u0441u0442u0440u043eu0438u043b u0437u0430 u0441u0447u0435u0442 u0434u0440u0443u0433u0438u0445: u043eu0441u043au043eu0440u0431u043bu0435u043du0438u0435 u0443u0447u0438u0442u0435u043bu044f, u043eu0431u043cu0430u043d u043fu043eu0432u044bu0442u0447u0438u043au0430 u0438 u0435u0433u043e u0434u043eu0447u0435u0440u0438, u0432u0437u044fu0442u043eu0447u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u043e, u043fu0440u0438u0441u0432u043eu0435u043du0438u0435 u043au0430u0437u0435u043du043du043eu0433u043e, u043cu0430u0445u0438u043du0430u0446u0438u0438 u043du0430 u0442u0430u043cu043eu0436u043du0435. u041fu0440u0438u0447u0435u043c, u0432u0441u044fu043au0438u0439 u0440u0430u0437 u0442u0435u0440u043fu044f u043fu043eu0440u0430u0436u0435u043du0438u0435, u043eu043d u0441 u0435u0449u0435 u0431u043eu043bu044cu0448u0435u0439 u044du043du0435u0440u0433u0438u0435u0439 u043eu0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043bu044fu043b u043eu0447u0435u0440u0435u0434u043du043eu0435 u043cu043eu0448u0435u043du043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u043e. u0418u043du0442u0435u0440u0435u0441u043du043e u0432u0441u043fu043eu043cu043du0438u0442u044c, u043au0430u043au0438u0435 u043cu044bu0441u043bu0438 u0437u0430u043du0438u043cu0430u043bu0438 u0433u043eu0433u043eu043bu0435u0432u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u043fu043eu0441u043bu0435 u043du0435u0443u0434u0430u0432u0448u0435u0439u0441u044f u0441u0434u0435u043bu043au0438 u0441 u043au043eu043du0442u0440u0430u0431u0430u043du0434u0438u0441u0442u0430u043cu0438. u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432 u0441u0435u0442u043eu0432u0430u043b u043du0430 u0442u043e, u0447u0442u043e u0432u0441u0435 u043fu043eu043bu044cu0437u0443u044eu0442u0441u044f u0441u0432u043eu0435u0439 u0434u043eu043bu0436u043du043eu0441u0442u044cu044e, “u0432u0441u0435 u043fu0440u0438u043eu0431u0440u0435u0442u0430u044eu0442”, u0435u0441u043bu0438 u0431u044b u043du0435 u0432u0437u044fu043b u043eu043d, u0442u043e u0432u0437u044fu043bu0438 u0431u044b u0434u0440u0443u0433u0438u0435. u042du0442u043e u041fu0430u0432u0435u043b u0418u0432u0430u043du043eu0432u0438u0447 u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 “u0443u0433u0440u044bu0437u0435u043du0438u044fu043cu0438 u0441u043eu0432u0435u0441u0442u0438”, u0440u0430u0437u043cu044bu0448u043bu044fu044f u043e u0441u0432u043eu0438u0445 u0434u0435u0442u044fu0445, u043au043eu0442u043eu0440u044bu043c u043eu043d u043du0435 u0441u043cu043eu0436u0435u0442 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0434u043eu0441u0442u043eu0439u043du043eu0433u043e u0441u043eu0441u0442u043eu044fu043du0438u044f. u0413u043eu0433u043eu043bu044c, u043fu0440u0438u0441u0442u0430u043bu044cu043du043e u0441u043bu0435u0434u044fu0449u0438u0439 u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0437u0430 u043fu043eu0441u0442u0443u043fu043au0430u043cu0438 u0433u0435u0440u043eu044f, u043du043e u0438 u0437u0430 u0435u0433u043e u043cu044bu0441u043bu044fu043cu0438, u043eu0442u043cu0435u0447u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0432 u0447u0438u0447u0438u043au043eu0432u0441u043au0438u0445 u0440u0430u0441u0441u0443u0436u0434u0435u043du0438u044fu0445 “u0431u044bu043bu0430 u043du0435u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0441u0442u043eu0440u043eu043du0430 u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u043eu0441u0442u0438”. u0413u0440u0443u0441u0442u043du043e u0437u0432u0443u0447u0438u0442 u0433u043eu0433u043eu043bu0435u0432u0441u043au0430u044f u0438u0440u043eu043du0438u044f, u043au0430u043a u0441u0442u0440u0430u0448u043du043e u043fu043eu043du0438u043cu0430u0442u044c, u0447u0442u043e u0442u0430u043au043eu0435 u043fu043eu0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0447u0438u043du043eu0432u043du0438u043au043eu0432 u0432 u0420u043eu0441u0441u0438u0438 u0431u044bu043bu043e u0435u0441u0442u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043e.
“>]” data-test=”answer-box-list”>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: