Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»: сочинение

Сочинение: Тема «маленького человека» в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

(522 слова) Николай Васильевич Гоголь является одним из выдающихся писателей и публицистов отечественной литературы. Многим читателям он известен по повести «Шинель». В своем известном произведении автор поднял множество важных и актуальных во все времена тем. Среди них можно отметить тему «маленького человека». Автор продемонстрировал читателю безнадежный протест личности против равнодушия, бесправия и жестокости мира. Чтобы лучше понять замысел произведения Гоголя «Шинель», рассмотрим, как автор раскрыл тему «маленького человека» в своей повести.

«Маленьким человеком» в русской литературе принято называть того, кто отличается своим низким происхождением, бедственным положением и смирным характером. По своей натуре он тихий, робкий, беззащитный. Такая личность не обладает особыми талантами. На первый взгляд, подобный человек выглядит комично, неинтересно, однако авторов трогает трагическая судьба таких людей, обреченных на бессильную борьбу с жестокостью и безразличием мира. В своем произведении писатель демонстрирует читателю все страхи и переживания «маленького человека».

Образ «маленького человека» воплотил в себе Акакий Акакиевич. Листая страницы известной повести, читатель узнает, что главный герой происходит из бедной семьи, что он с ранних лет обречен на непримечательную карьеру и скучную жизнь. На момент повествования персонажу больше пятидесяти лет, но Акакий Акакиевич не имеет ни семьи, ни друзей. Читатель видит, как бедно живёт главный герой в одном из самых захолустных районов Санкт-Петербурга. Он занимает самую низкую ступень на карьерной лестнице в своем министерстве. По профессии персонаж является «вечным» титулярным советником. Николай Васильевич делает акцент на том, что главный герой уже вряд ли сумеет продвинуться дальше. Ведь способности Акакия Акакиевича ограничиваются лишь переписыванием готовых бумаг. И эта работа для Башмачкина представляет собой радость. Башмачкин не осознаёт своего ничтожного положения, ведь всякий труд ценен, и герой ощущает себя нужным на рабочем месте. Правда, не все разделяют его взгляды. Можно заметить, что над Акакием Акакиевичем все время насмехаются сослуживцы. Башмачкин не придаёт значения издевательствам в свой адрес, ведь он уже к ним привык. Лишь в самые обидные моменты он призывает коллег к состраданию. Именно такие черты, как робость, беззащитность, кротость и несостоятельность, присущи «маленькому человеку».

Шинель в произведении выступает символом «маленького человека». Новая шинель олицетворяет заветную мечту главного героя, к которой он стремится всеми силами. Персонаж очень много трудится и ограничивает себя во всем, чтобы поскорее накопить на долгожданную покупку. Как только герой исполняет свою мечту, его жизнь приобретает совершенно другие краски. Представительный внешний вид в чиновничьей среде является гарантией уважения. Люди начинают замечать Башмачкина, проявлять к нему внимание и даже предупредительность. Его даже приглашают на вечеринку. Именно поэтому заветной мечтой Акакия Акакиевича стала простая вещь, которая, как выяснилось, обладала волшебными свойствами: увеличивала масштаб личности. Для маленького человека в жестоком обществе это преувеличение было жизненно необходимо. Предмет одежды представляет для главного героя весь смысл его существования, потому что Башмачкин понимает: без внешней респектабельности и общественного признания его как будто нет в этом мире. Именно поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он умирает. Больше ничего не защищало его от обозленного и холодного общества.

В произведении «Шинель» Николай Гоголь мастерски раскрыл проблему «маленького человека». Акакий Акакиевич является типичным представителем данного типа людей в отечественной литературе. Писатель показывает, что таким людям очень сложно что-либо изменить в своей жизни, поэтому мы не имеем права презирать их. В гуманном обществе люди должны уважать друг друга не за цену шинели, а за истинные добродетели.

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 1)

Многие произведения, написанные Николаем Васильевичем Гоголем, остаются актуальными и в настоящее время. Одним из таких произведений является повесть «Шинель, которая вышла из-под пера знаменитого писателя в 1842 году.

Главное действующее лицо повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Он мелкий чиновник, который служит писарем в одном из департаментов в Петербурге. Невысокий, ничем непримечательный человек на протяжении многих лет старательно и ответственно исполняет свои обязанности, а коллеги и представители высшего сословия подсмеиваются над ним.

Образ жизни Башмачкина является чрезвычайно скромным. Ему недоступны развлечения, он не может купить новые вещи. И это делает его положение в обществе еще более удручающим. Однако приходит время, когда и бережливость не спасает бедного человека от необходимости сменить свою старую шинель на новую. Тогда Акакий Акакиевич, и без того стесненный в средствах, вынужден отказывать себе в самом необходимом, чтобы приобрести нужную вещь. С огромным трудом он покупает новую шинель, но лишается ее, став жертвой грабителей.

Читайте также:
Служебная деятельность Чичикова: сочинение

Несчастный писарь делает все, что только можно. Он ходит везде и обращается ко всем, кто мог бы помочь. Но всюду сталкивается с полнейшим равнодушием к несчастью «маленького человека». Униженный и убитый своим горем Башмачкин умирает совершенно одиноким. Его смерти поначалу не замечают, а когда о ней становится известно, то это событие не пробуждает в людях ни жалости, ни сочувствия. Окружающие равнодушны к судьбе героя.

И сегодня можно нередко встретить подобную ситуацию, когда коллеги, знакомые, а порой и родственники безразличны к таким «Башмачкиным». Окружающие попросту презирают этих людей за их бедность, а порой и за добросердечность. И это ужасно. Человеческое равнодушие и презрение можно считать хроническим и смертельно опасным заболеванием общества, которое требует обязательного лечения.

У Гоголя показан пример необычного врачевания данной болезни. По городским улицам после кончины Акакия Акакиевича бродит призрак. Он многих заставляет переосмыслить собственное поведение и мировоззрение, даже «значительное лицо» изменяет свое отношение к окружающим. Подобный подход автора и написанные им мистические истории до сих пор помогают людям переоценивать свои поступки и учиться человеколюбию и сопереживанию.

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 2)

Творчество Николая Гоголя остается важным в любое время. Его произведение «Шинель» было написано в прошлом веке, но посыл повести подходит и для современного поколения.

Сюжет произведения «Шинель»

В центре сюжета показан мелкий служащий. Он является писарем. Каждый день он приходит петербургский департамент, где выполняет свою рутинную работу. Его имя Акакий Башмачкин. Так мужчину назвали в честь отца. Он не имеет яркую внешность. Это невысокий и неприметный человек, который является муравьем, который четко знает свое дело. Часто Акакий терпит насмешки со стороны коллег. Люди более высокого статуса относятся к нему с пренебрежением.

Жизнь Акакия достаточно скромна, без изысков. Ему не по карману развлечения. Он даже не может приобрести себе новую одежду. Это еще сильнее усугубляет ситуацию. И вот в жизни главного героя наступает момент, когда ему требуется обновить гардероб, приобретя новую шинель. Для этого и так бедному писарю приходится еще туже затянуть пояса. И вот Акакий сумел приобрести обновку. Но и тут мужчине не повезло. Грабителю отбирают у него новую шинель.

Башмачкин разбит горем. Он старается всеми способами возобновить справедливость. Он жалуется во все известные инстанции. Но людей не волнует беда этого незаметного человека, маленького писаря. Его горе и дранная старая шинель приводят к смерти главного героя. Долгое время никто не знал о случившемся. Но когда о смерти Акакия стало известно, то люди даже не проявили капельки сострадания. Им все равно на смерть маленького человечка.

Болезнь современного общества

Такое отношение к людям не редкость в современном мире. Многие пренебрежительно относятся к родным, коллегам, знакомым. Добродушные личности, которые не располагают значительными финансовыми средствами, пренебрегаются обществом. Что может быть хуже такого расклада? Социум все чаще более равнодушием. Необходимо срочно принимать меры, чтобы искоренить эту болезнь. И начинать нужно с себя и своего мышления.

Николай Гоголь предлагает свое решение проблемы. После смерти Акакия люди стали видеть на улице призрак мужчины. Это заставляет многих пересмотреть свои взгляды на жизнь. Даже большой чиновник начинает лучше относиться к людям. Писатель обладает необычным подходом. Но именно благодаря мистике многие решаются на переоценку ценностей. Современные люди не должны терять человеколюбия и эмпатию.

Так же вы можете прочитать сочинения на темы

Сочинение Маленький человек в повести Гоголя Шинель

Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».

А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.

Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Читайте также:
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Социальное положение

Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.

Башмачкин занимает низкую ступень в обществе. На службе его либо вовсе не замечают, либо насмехаются над ним. Сослуживцы постоянно шутят про Акакия Акакиевича, бросают в него бумажки. И Башмачкин не пытается исправить ситуацию, он не замечает издевок в свою сторону, он привык к ним. Эта робость и несостоятельность – признаки «маленького человека».

Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Читайте также:
Мертвые души Н. В. Гоголя удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный (А.И. Герцен).: сочинение

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».

Другие сочинения: ← Помещики в поэме Мертвые души Гоголя↑ ГогольПовесть Гоголя Шинель →

Профессия

Башмачкин – не просто титулярный советник, а «вечный» титулярный советник. Автор повести подчеркивает, что центральный персонаж всю свою жизнь работал на этой должности и вряд ли сможет продвинуться по карьерной лестнице дальше. Когда Башмачкину предлагают не просто переписать бумаги, но и поменять лицо у глаголов, главный герой не может этого сделать. Сил у него хватает лишь на то, чтобы вечно переписывать что-то. Стоит отметить, что для Башмачкина это не в тягость, а, наоборот, в радость. Переписывание бумаг – единственное занятие, которое приносит удовольствие в жизни Акакия Акакиевича. Герой не понимает тяготы своего жизненного положения.

Введение

В повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя (рис. 1) идет речь о «маленьком человеке». «Маленьким человеком» называют подавленного, ощущающего свое унизительное состояние человека. Важно отметить, что это служащий человек, который является винтиком в громадной бюрократической системе. Человек, занимающий одну из ступеней иерархической лестницы.

Рис. 1. Н.В. Гоголь (Источник)

Петербург в повести «Шинель»

Повесть вышла в 1842 году и, как пишут исследователи, завершает цикл петербургских повестей. Сам Гоголь никогда не заключал в один цикл повести, которые рассказывают о событиях, происходящих в Петербурге. Все повести цикла объединены образом города, и в данной повести образ города мрачный и гнетущий. Петербургское серое небо, пустынные улицы, пронизывающий холод и беспощадный ветер.

В «Шинели» при описании города очень часто используются слова «пустынный» и «пустыня» несмотря на то, что Петербург был многолюдным городом. В данной повести поднята очень важная литературная тема – тема одиночества человека в большом городе.

Акакий Акакиевич живет один, сослуживцы для него чужие люди, и сам город для него чужой. Когда он первый раз выходит за пределы своего квартала, то оказывается в незнакомом месте. Акакий Акакиевич одинок, он одинок в своем жилище, он одинок среди своих сослуживцев. Когда он решает принять приглашение сослуживца и отправляется в гости, то обнаруживает, что жизнь там, за пределами квартала, бьет ключом: кругом проносятся богатые экипажи, мимо проходят хорошо одетые люди, ярко светят фонари, и Петербург предстает в совершенно другом свете.

«Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника, улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».

В этой повести используются странные пропорции, странно построен пространственный мир. Иная картина города предстает перед героем, когда он возвращается от сослуживца.

«Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света».

Площадь представляет собой совершенно непостижимое, опасное пространство, и когда Башмачкин попадает в это пространство, то именно в нем с героем происходит трагедия. У него отнимают шинель.

Еще один важный мотив описания Петербурга – вечный холод. Непомерно долго тянется зимний период в повести, через пару недель после смерти Акакия вновь начинается зима, и это притом, что в самом начале тоже царит именно этот период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события.

Спустя неделю после смерти Акакия значительное лицо отправляется к своей приятельнице Каролине Ивановне, и описано это так: «Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись вдруг, бог знает откуда и нивесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник».

Читайте также:
Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Клочки снега – это те самые бумажки, которые сыпались на голову Акакию Акакиевичу. Этот мотив холода и снега оказывается абсолютно бесконечным. И даже генерал подвержен этому холоду, как и бедный герой.

Параллели между Акакием Акакиевичем и значительным лицом очень хорошо заметны, сравним поведение персонажей после того, как они лишились шинелей.

«Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу».

А теперь про значительное лицо.

«Бледный, перепуганный и без шинели, вместо того, чтобы к Каролине Ивановне, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке».

И это не говоря о том, что в жизни Акакия важнейший момент – это приобретение новой шинели, а в жизни значительного лица – получение нового чина.

Петербургская тема берет свои истоки из рассказов Пушкина.

Шинель

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель», рассмотрит причины, по которым Акакия Акакиевича Башмачкина можно отнести к литературному типу маленького человека.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.

Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», — является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.

День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Вариант №2

Повесть «Шинель» — одно из лучших произведений великого писателя Н.В.Гоголя. В ней автор один из первых затрагивает тему «маленького человека». Таким термином обычно обозначают такого героя, который остается «невидимкой» в обществе. Эти люди либо незаметны окружающим, либо становятся жертвой насмешек и издевательств в силу своего низкого социального положения. Таким человеком является и главный герой повести.

В начале произведения Гоголь дает нам описание внешности героя и его происхождение. Слова автора уже как бы намекают читателю на своеобразную нелепость его существования. Героя зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Это маленький, рыжий и лысоватый мужчина. Он – бедный титулярный советник. Подниматься по карьерной лестнице он не в силах, так как обладает слабовольным характером. Акакий целыми днями переписывает бумаги в канцелярии и брать более сложную работу он боится. Коллеги часто издеваются над ним, обижают его, а герой не может им дать отпор. Бедный, слабый, беззащитный – вот таким представлен «маленький человек» в русской литературе.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Вскоре в жизни Башмачкина случается горе: выходит из строя старая шинель, однако на новую не хватает денег. Тогда и без того узкий духовный мир героя сужается до микроскопических размеров, до одной маленькой мечты о новой шинели. В целях экономии денег Акакий перестает зажигать свечи в доме, реже стирает белье и т.д. Через некоторое время ему удается накопить нужную сумму, и герой наконец покупает себе новую, красивую шинель. И даже здесь он вызывает жалость: сложно представить, что такое огромное счастье человека может заключаться в обычной покупке новой вещи. Но позже Акакий становится жертвой ограбления и, конечно же, пропадает новая шинель. Он отправляется просить о помощи к «значительному лицу», но так герою никто и не помог, и вскоре он умирает от необъяснимой болезни. Башмачкин вызывает у нас сочувствие, жалость и сострадание. Он настолько жалок в огромном жестоком мире, что никто не ручается ему помочь, оставляя его наедине со своим горем.

В повести «Шинель» Гоголь мастерски раскрывает тему «маленького человека». На примере Акакия Акакиевича, автор показывает, что эти люди абсолютно беззащитны, что не может не вызывать у читателей жалость. Писатель изображает их маленький внутренний мир, любое вмешательство в который грозит страшной бедой.

Тема маленького человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель» – анализ и описание проблемы

Формирование «маленьких» личностей

Традиционно в школьных сочинениях по рассказу «Шинель» акцентируется внимание на главном герое. Образ чиновника Башмачкина — апогей умаления личности, и как выразился один из современников, более умаляться просто нет возможности. Изначально судьба лишает его даже нормального имени, ничего не известно об отце, а мать упоминается как «старуха».

Большая часть жизни Акакий Акакиевича остается скрытой от читателя, остальная освещается предельно кратко. Ясно одно — существование Башмачкина не изобиловало сколько-нибудь значимыми событиями. Упоминается, что он пережил многих начальников канцелярии, оставаясь на своем месте и занимаясь одним и тем же делом — переписыванием всевозможных циркуляров. Теперь это тщедушный изможденный человек, которому уже за 50. Даже в описании внешности Башмачкина прослеживается какая-то неполнота:

  • рыжеват;
  • рябоват;
  • подслеповат.

Он, как и вся его урезанная жизнь, изначально незавершен, и в этом виде упакован в вицмундир и навеки сослан в канцелярию. Все его существование — это строчки, которые он переписывает без осмысливания. Они окружают его на службе, улице и дома. Они единственные его друзья и, укладываясь спать, Акакий Акакиевич улыбается от предвкушения завтрашней встречи с ними.

Настоящей любви, семьи, человеческой дружбе не нашлось места в жизни героя. Он несчастен, но не осознает этого.

Как личность Башмачкин настолько мал, что даже сторожа — низшая каста департамента, не замечают его присутствия, а равные с ним по статусу чиновники придумывают от скуки всевозможные шутки и каверзы, пытаясь ему досадить. В таком поведении отчетливо просматривается желание показать свою значимость. Хотя, по сути, эти люди такие же маленькие и мирок их предельно узкий. В свободное от службы время они занимаются:

  • разглядыванием на улице женских шляпок;
  • раздачей комплиментов фавориткам их пошлых компаний;
  • игрой в карты;
  • обсуждением сплетен;
  • пересказыванием старых анекдотов.

Добровольно или по обстоятельствам, но они ограничили свое духовное развитие. Даже успешно продвигаясь по карьерной лестнице и достигая уровня «значительного лица», они остаются маленькими закрепощенными людьми, сами осознают сей факт, и в страхе, что это будет замечено другими, пытаются обозначить границу между собой и всеми, кто занимает более низкий чин.

Равнодушие как порождение социума

Все действующие лица, представленные в повести «Шинель», еще не достигли дна равнодушия и безразличия к несчастьям окружающих. Сослуживцы, узнав, что новую шинель у Башмачкина украли, даже предлагают провести и проводят сбор средств. Но собрать удается очень мало, и не из жадности чиновников, но потому что параллельно они складываются на портрет директору и какую-то книжную подписку, по представлению начальника департамента, который сам является другом автора. Эти люди еще способны на моментальное сочувствие, которое заканчивается ровно там, где начинаются личные интересы.

Даже «значительное лицо», внесшее завершающий аккорд в трагедию, имело некоторые благородные подвижки души. Генерал посылает осведомиться о судьбе бедного Акакий Акакиевича. Автор говорит, что «он остался даже пораженным, слышал упреки совести и весь день был не в духе», когда узнал о смерти чиновника, который не выдержал должностного распекания.

Но все, что пришло ему на ум — это развлечься в порядочном обществе, где все «одного и того же чина» и можно почувствовать себя свободным от иерархических условностей. И только пережитый стресс, связанный с видением мертвеца, отнявшего шинель, произвел внутреннее содрогание у «значительного лица», что выразилось некоторым смягчением отношения к подчиненным.

Положительный или отрицательный персонаж

Несмотря на значительную долю иронии в характеристике Башмачкина, чувствуется, что автор относится к своему герою с участием и состраданием. У этого маленького человека отсутствуют свойственные обделенным судьбою чувства:

  • озлобленность;
  • зависть;
  • алчность.
Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Он довольствуется тем, что имеет, а болезненное и неожиданное расширение неотложных нужд, в случае с покупкой новой шинели, восполняет за счет урезания и так очень ограниченных ежедневных потребностей. Роль героя в механизме государственной машины незначительна, но он выполняет порученное усердно и без ропота. Однако, без слов понимается, что он равнодушен к радостям и несчастьям окружающего мира и проживает дни в своей скорлупе, бесцветной, как старая выцветшая шинель.

В теме маленького человека Гоголь обходится без акцентирования на недостатках главного героя, давая возможность читателю самому определиться в оценках. Он рассматривает эту социальную проблему под разными углами и в других своих произведениях.

Образ маленького человека в повести «Портрет», также вошедшей в петербургский цикл, может вызывать как сочувствие, так и полное неприятие. Отношение меняется в зависимости от ситуаций, в которые попадает главный герой и принимаемых им решений. Владея в унизительном состоянии величием таланта, художник Чертков бездарно и безвозвратно меняет его на мнимое благополучие и значимое положение в обществе. Став заложником искусственно раздутой славы, он не хочет признавать истинный дар коллег по цеху, теряет рассудок и погибает.

В защиту человека

Тема маленького человека в «Шинели» показала, что является проблемой всего общества в целом. Реалистичное изображение образа жизни и узости интересов огромной прослойки социума вызвало много критических замечаний в адрес автора. Но новое современное направление в литературе получило достойное продолжение в творчестве других русских писателей, таких как Достоевский, Чехов, Лесков, Куприн, Горький.

Все эти писатели — гуманисты классической школы, в своих поэмах, рассказах, эссе и романах старались убедить «бесчеловечное» общество к признанию равенства среди людей, независимо от званий, заслуг и чиновничьего сана. Каждый может сказать, и каждый должен услышать, слова, идущие из глубины души: «Я брат твой».

Поместье и его владелец (сочинение-миниатюра)

Люди давно подметили, что дом человека – не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в «Мертвых душах», и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.

Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает потенциальных продавцов мертвых душ, и каждое дворянское поместье точно отражает характер хозяина.

Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обращает внимание на прочность, добротность, основательность мужицких изб. Все построено на века. Но вот о чем хозяин не заботится, так это о красоте и изяществе. В сражении с местным архитектором безнадежно проигрывает последний: запланированные окна заколочены, без всякой симметрии прорублено крошечное окошко. Дом с уродливыми пристройками – все подчинено удобству и практичности. Зато сложены строения из прочнейших бревен, даже колодец из вековых деревьев, которые идут «только на корабли». И в доме каждая вещь на диво прочна и до ужаса уродлива. Все будто кричит: «и я Собакевич». Не только дом и обстановка, но и жена, и даже меню обеда под стать Собакевичу – прижимистому, хитрому

Помещики не конкретные люди, они еще и типы, характеризующие целые группы подобных себе. Гоголь горько рассуждает о человеке, о его судьбе в современном мире, о нелепости государства, где хозяева – «Собакевичи» и «Плюшкины».

Одним из представителей этого слоя является Манилов. Характеристика Манилова – отрицательная. Понять это помогает детализация и ирония автора. Он «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». «Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял и думал. » Считая себя образованнейшим человеком, он хочет «следить этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое. » Гоголь дает понять, что размышления Манилова не имеют никакого основания: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки этого героя ясно говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Читайте также:
Николаевская Россия в Ревизоре: сочинение

Коробочка тоже представитель помещиков. Гоголь не любит Коробочку. Его раздражает и «старое платье», прибранное на всякий случай; и шипящие как змеи часы, старые обои и обилие мух. Время в доме Коробочки замерло навсегда. Здесь тянет в сон и окна выходят на скотный двор. Хозяйка срослась со своим хозяйством и превратилась в часть его. «Коробочка» – это не просто фамилия, это – образ жизни и мыслей. Не зря из уст Чичикова, деятельного и активного человека, звучит слово «дубинноголовая». Коробочка не умеет мыслить иначе, чем привыкла. Она боится этого. Ей «дубинноголовость» – страх перед необычным и глупость.

В повести автор иронически говорит о всех помещиках. Среди них и Ноздрев – бойкий и неугомонный человек. Так почему же и он – мертвая душа? В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность чем-нибудь заняться: «. он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца, так как все начинания его бесцельны. Этот лихач просто, без всякого стыда хвастается и обманывает всех, кто встретится с ним. По его словам, в его конюшне стоит гнедой жеребец, «за которого Ноздрев боится, что заплатил десять тысяч». Но поле «русаков такая гибель, что земли не видно», одного он даже поймал сам «за задние ноги». Ноздрев – человек без принципов. Его появление всегда говорит о грядущем скандале: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет». Автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком».

Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми душами» являются души помещиков, которые давно уже перестали мечтать о чем-то высоком, которые заботятся лишь о собственном существовании и обогащении любым способом. Таков и Собакевич. Он груб и неуклюж. Его внешность пугает: когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. фрак на нем был совершенно медвежьего цвета. ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочные строения. Хозяин не заботится о красоте, не зато все в доме устойчиво. Каждая вещь неуклюжа и как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» В разговоре с Чичиковым он высказывает озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, мошенники: «За копейку убьют». Автору противны оба героя. Каждый из них хочет надуть другого и боится, как бы не надурили его. Собакевич в отличие от предыдущих героев связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрец, но Гоголь постоянно разоблачает его, уделяя особое внимание его ценностям. Интересы Собакевича ограничены.

Цель его жизни – материальное обогащение и сытный обед. При всем этом Собакевич – неплохой хозяин, его мужикам живется неплохо. Рожден ли он медведем или «омедведила» его жизнь – это скоре беда, чем вина героя.

Каждый помещик, встречающийся в поэме, благодаря какому-либо своему недостатку бросается в глаза читателю. Так помещик Степан Плюшкин удивляет нас ведением своего хозяйства. В шестой главе Гоголь описывает смерть его души. Все владения этого героя проникнуты тоской. Чичиков сразу заметил «какую-то особенную ветхость на всех деревенских строениях».

Описание имения подчеркивает запустение души помещика. Здесь все безжизненно. Пространство Плюшкина невозможно разглядеть одним взором. Все открывается для главного героя и читателей постепенно, даже дом «местами в один этаж, местами в два. глядел каким-то дряхлым инвалидом. длинный, длинный непомерно». Комната помещика так же подчеркивает его натуру: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо». А ведь когда-то Плюшкин «был бережливым хозяином». У него была жена, дети. Так что же с ним случилось? Дело в том, что жена его умерла, старшая дочь и сын уехали, а вскоре умерла и младшая дочь. И человек, оставшийся один, потерял контроль над собой.

Читайте также:
Социальный гуманизм Гоголя: сочинение

Им овладела жажда обогащения. Теперь уже не вещи принадлежат ему, а он принадлежит им и зависит от них. Он отстранился навсегда от своих детей друзей, и даже окружающих его крестьян. Плюшкин считает их мошенниками, лентяями: «Ведь у меня что год, то бегут, – жалуется Плюшкин – Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». И в конечном итоге Гоголь говорит наш, что этот помещик «обратился. в какую-то прореху на человечестве». Итак, в Плюшкине мы видим жадного, скупого человека, но в то же время нам становится жаль его. Вся жизнь героя сложилась благодаря произошедшим некогда несчастным событиям. Через образ Плюшкина читатель понимает, что жажда накопительства приводит только к нищете. Плюшкин превратился в скупого зверя, животного и даже утратил внешние признаки пола.

Следующее сочинение из данной рубрики: Тема сочинения: Плач Ярославны

Поместье и его владелец

Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н. В. Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.

Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает потенци­альных продавцов мертвых душ, и каждое дворянское поме­стье точно отражает характер хозяина.

Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обращает вни­мание на прочность, добротность, основательность мужицких изб. Все построено на века. Но вот о чем хозяин не заботится, так это о красоте и изяществе. В сражении с местным архитектором безнадежно проигрывает последний:. запланированные окна заколочены, без всякой симметрии прорублено крошечное окошко. Дом с уродливыми при­стройками, все подчинено удобству и практичности. Зато сложены строения из прочнейших бревен, даже колодец — из вековых деревьев, которые идут “только на корабли”. И в доме каждая вещь на диво прочна и до ужаса уродлива. Все будто кричит: “и я Собакевич”. Не только дом и обстановка, но и жена, и даже меню обеда под стать Соба­кевичу — прижимистому, хитрому, рачительному хозяину и кулаку.

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Данте алигьери

“Любовь, что движет солнце и светила”

(По поэме Данте Алигьери “Божественная комедия”)

Приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение – Возрождение, или Ренессанс. У первоистоков этого движения стоял Данте Алигьери. Некоторые историки литературы считают его од­новременно и представителем средневековья, и первым из титанов эпохи Возрождения.

У неподготовленного читателя может возникнуть вопрос: почему это величественное, но не развлекательное произведе­ние названо “комедией”? Ответ прост. Во времена Данте коме­дией называли не только смешное, но и вообще любое драма­тическое зрелище.

“Божественная комедия” является необычайно гармонич­ным творением. Поэтика его до сих пор с технической . точки зрения считается непревзойденной. “Божественная комедия” состоит из трех частей — “Ад”, “Чистилище” и “Рай”. Главным действующим лицом “комедии” являются сам Данте и его проводник Вергилий – древнеримский поэт, которого причисляют к одним из первых язычников, принявших христианскую идею. Мечтой великого ита­льянца было повести всех обездоленных к счастью. Сделать это Данте решил на собственном примере. Он проводит своих героев и читателя через все круги Ада, через Чисти­лище к Раю, Автор этим продемонстрировал путь для всего человечества к спасению души. Для понимания смысла “Божественной комедии” важно то, что Данте высвечивает в ней глубинный смысл бытия, его трехслойный состав: личную жизненную драму, мир природы, историю человече-

ства. Таким образом автор обращался не только к совре­менникам, но и к отдельным потомкам. Путешествие по запредельному миру начинается с Ада. Сначала Данте опи­сывает мрачный лес, который ассоциируется у него с тог­дашней Италией. Главной бедой своих современников Дан­те считал эгоизм, гордость, склонность к насилию, чрезмер­ную привязанность к земным утехам. Три зверя — пантера, лев и волчица, которые появляются перед ним, последова­тельно символизируют человеческие пороки.

Одной из вершин мировой литературы считается описание девяти кругов Ада. Над адскими воротами — мрачная над­пись:

“Ничто не вечно, я жена века. Оставь надежду, всяк сюда сходящий”.

Эти строки напоминают о том, что человеческая жизнь, лишенная всех надежд, превращается в настоящий ад. Данте неоднократно подчеркивает, что чем глубже грех проникает в человеческую душу, тем страшнее наказание, ожидающее ее. Поэтому в первом круге Ада находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, во втором — нарушители супружеской верности, в третьем — чревоугод­ники, в четвертом — скряги и растратчики, в пятом — гневливцы, в шестом — еретики, в седьмом — насильники, в восьмом – обманщики, сводники, соблазнители, льстецы, святотатцы, колдуны, взяточники, лицемеры, лукавые совет­ники, приспешники разврата, делатели фальшивых метал­лов, людей, денег и слов, в девятом — все предатели во главе с Иудой, Брутом и Кассием. Данте считает, что человек, который в своих поступках не руководствуется верой, на­деждой и любовью, бросает себя в ад еще при земной жизни. После Ада дорога Данте лежит через Чистилище. Там он поднимается на гору и находит то, что утратило человече­ство, то есть совесть и свободу воли.

Читайте также:
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Третья часть “Божественной комедии” открывает читате­лю новый мир, исполненный красоты и добра. На берегах Святосияющей реки пламенеют огненные цветы — души пра-

ведников. Выше находится престол Бога. Он словно охваты­вает всю Вселенную. Дальше душу ведет “любовь, что движет солнце и светила”.

Данте приходит к пониманию того, что миром движет любовь. Именно она определяет гармонию мироздания.

Сам Данте считал “Божественную комедию” творением, освещенным высшим светом. Главной целью человечества, по мысли автора, является освобождение из цепей пороков, которое в конце концов приведет к полному слиянию человеческого и божественного начал в человеческой личности.

Поместье и его владелец (сочинение-миниатюра)

Люди давно подметили, что дом человека – не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н. В.Гоголь до предела довел эту черту в «Мертвых душах», и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы. Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает потенциальных продавцов мертвых душ, и каждое дворянское поместье точно отражает характер хозяина. Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обращает внимание на прочность, добротность, основательность мужицких изб. Все построено на века. Но вот о чем хозяин не заботится, так это о красоте и изяществе. В сражении с местным архитектором безнадежно проигрывает последний: запланированные окна заколочены, без всякой симметрии прорублено крошечное окошко. Дом с уродливыми пристройками – все подчинено удобству и практичности.

Зато сложены строения из прочнейших бревен, даже колодец из вековых деревьев, которые идут «только на корабли». И в доме каждая вещь на диво прочна и до ужаса уродлива. Все будто кричит: «и я Собакевич». Не только дом и обстановка, но и жена, и даже меню обеда под стать Собакевичу – прижимистому, хитрому Помещики не конкретные люди, они еще и типы, характеризующие целые группы подобных себе.

Гоголь горько рассуждает о человеке, о его судьбе в современном мире, о нелепости государства, где хозяева – «Собакевичи» и «Плюшкины». Одним из представителей этого слоя является Манилов. Характеристика Манилова – отрицательная. Понять это помогает детализация и ирония автора. Он «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару.

Улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». «Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял и думал. » Считая себя образованнейшим человеком, он хочет «следить этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое. » Гоголь дает понять, что размышления Манилова не имеют никакого основания: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки этого героя ясно говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Коробочка тоже представитель помещиков. Гоголь не любит Коробочку.

Его раздражает и «старое платье», прибранное на всякий случай; и шипящие как змеи часы, старые обои и обилие мух. Время в доме Коробочки замерло навсегда. Здесь тянет в сон и окна выходят на скотный двор. Хозяйка срослась со своим хозяйством и превратилась в часть его. «Коробочка» – это не просто фамилия, это – образ жизни и мыслей. Не зря из уст Чичикова, деятельного и активного человека, звучит слово «дубинноголовая». Коробочка не умеет мыслить иначе, чем привыкла. Она боится этого. Ей «дубинноголовость» – страх перед необычным и глупость.

В повести автор иронически говорит о всех помещиках. Среди них и Ноздрев – бойкий и неугомонный человек. Так почему же и он – мертвая душа? В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность чем-нибудь заняться: «.

Читайте также:
О знаменитой фразе городничего: сочинение

Он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца, так как все начинания его бесцельны. Этот лихач просто, без всякого стыда хвастается и обманывает всех, кто встретится с ним. По его словам, в его конюшне стоит гнедой жеребец, «за которого Ноздрев боится, что заплатил десять тысяч». Но поле «русаков такая гибель, что земли не видно», одного он даже поймал сам «за задние ноги». Ноздрев – человек без принципов. Его появление всегда говорит о грядущем скандале: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели.

Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет». Автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми душами» являются души помещиков, которые давно уже перестали мечтать о чем-то высоком, которые заботятся лишь о собственном существовании и обогащении любым способом. Таков и Собакевич. Он груб и неуклюж. Его внешность пугает: когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. фрак на нем был совершенно медвежьего цвета. ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочные строения. Хозяин не заботится о красоте, не зато все в доме устойчиво. Каждая вещь неуклюжа и как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» В разговоре с Чичиковым он высказывает озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, мошенники: «За копейку убьют».

Автору противны оба героя. Каждый из них хочет надуть другого и боится, как бы не надурили его. Собакевич в отличие от предыдущих героев связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрец, но Гоголь постоянно разоблачает его, уделяя особое внимание его ценностям. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни – материальное обогащение и сытный обед.

При всем этом Собакевич – неплохой хозяин, его мужикам живется неплохо. Рожден ли он медведем или «омедведила» его жизнь – это скоре беда, чем вина героя. Каждый помещик, встречающийся в поэме, благодаря какому-либо своему недостатку бросается в глаза читателю. Так помещик Степан Плюшкин удивляет нас ведением своего хозяйства.

В шестой главе Гоголь описывает смерть его души. Все владения этого героя проникнуты тоской. Чичиков сразу заметил «какую-то особенную ветхость на всех деревенских строениях». Описание имения подчеркивает запустение души помещика. Здесь все безжизненно. Пространство Плюшкина невозможно разглядеть одним взором.

Все открывается для главного героя и читателей постепенно, даже дом «местами в один этаж, местами в два. глядел каким-то дряхлым инвалидом. длинный, длинный непомерно». Комната помещика так же подчеркивает его натуру: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо». А ведь когда-то Плюшкин «был бережливым хозяином». У него была жена, дети. Так что же с ним случилось? Дело в том, что жена его умерла, старшая дочь и сын уехали, а вскоре умерла и младшая дочь. И человек, оставшийся один, потерял контроль над собой.

Им овладела жажда обогащения. Теперь уже не вещи принадлежат ему, а он принадлежит им и зависит от них. Он отстранился навсегда от своих детей друзей, и даже окружающих его крестьян. Плюшкин считает их мошенниками, лентяями: «Ведь у меня что год, то бегут, – жалуется Плюшкин – Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». И в конечном итоге Гоголь говорит наш, что этот помещик «обратился.

В какую-то прореху на человечестве». Итак, в Плюшкине мы видим жадного, скупого человека, но в то же время нам становится жаль его. Вся жизнь героя сложилась благодаря произошедшим некогда несчастным событиям. Через образ Плюшкина читатель понимает, что жажда накопительства приводит только к нищете. Плюшкин превратился в скупого зверя, животного и даже утратил внешние признаки пола.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: