Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»: сочинение

Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Место в системе образов и в литературе в целом

Образ слуги является одним из самых используемых в русской литературе. Как правило, такие персонажи помогают в раскрытии характера их хозяина. Однако для Н. В. Гоголя не только это было важным. Писатель хотел показать, что слуги также имеют свой индивидуальный характер, что они могут быть выше собственных хозяев. Слуги, по мнению автора, также имеют право на собственную жизненную позицию и на свои размышления.

Осип – слуга Хлестакова. В конфликте произведения этот персонаж ведет себя рационально. Только он понимает то, что Хлестакова жители уездного города приняли не за того человека. Если главный герой кичится своим несуществующим величием, не зная, что его приняли за ревизора, то Осип подыгрывает Хлестакову, понимая, что и его хозяин, и он сам будут жить намного лучше, чем жили в этом городе ранее.

Роль Осипа («Ревизор») заключается также в том, что именно он первым понял, что Хлестакова приняли не за того, именно он предложил главному герою уехать из города N, боясь, что их выдумки раскроят. Хлестаков, уехавший вместе со своим слугой, оставляет жителей уездного города, которые внезапно узнают, что Хлестаков – не ревизор.

Вариант 3

Гоголь был замечательным поэтом. У него в произведениях всегда закладывалась мораль и поднятие той или иной темы, для общего обсуждения. Он всегда в произведениях хотел научить читателя уму и разуму. Он хотел, чтобы люди черпали из книги всё, и применяли в жизни. Чтобы они приобретали навыки, которые им пригодятся. Комедия, которая так же затронула некие проблемы и действия людей это “Ревизор”. А человек, который является главным персонажем данной темы Осип.

Кто же такой Осип? Осип являлся слугой Хлестакова. Осип был уже стар, поэтому работал у чиновника Хлестакова, разговаривал с ним на равных. Он не когда не боялся предъявить что-то Хлестакову. Если он что-то ему говорил, то говорил прямо, с места и как говорится в лоб. Он не, как и не каким образом не боялся Хлестакова. Он даже мог нагло нагрубить ему! Он ругался на него, потому что тот играл в карты. Да ладно бы он просто играл в них, он играл на деньги. И ладно бы он выигрывал, так нет. Он мог проиграть очень большую часть своих денег. А это не нравилось Осипу, поэтому можно так сказать он его воспитывал в силу своих лет. Осип не был хитрым, он не когда не продумал свои действия и ходы. Поэтому он всегда говорил всё прямо, даже если что-то ему надо. Например, он умел просить еду, и другое. Так как Хлестаков не был авторитетом, и не мог даже прокормить его слуг. Таким вот он был человеком.

Но хоть Осип и не был продуманным человеком, но у него был отличный ум и память. По уму он был лучше Хлестакова, наверное, в силу своих лет. Ведь он уже прожил много, так сказать с годами становился всё мудрее и мудрее. В тексте говорилось о фальшивом ревизора. Осип выгонял его, всеми силами хотел, чтобы он уехал. Он знал, что их обман могут рассекретить. И тогда не кто не получит выгоду, не кто не останется при деньгах и в полюсе. Да и вообще было до конца не известно, что с ними может стать, как они буду жить дальше. Так как Хлестаков, играя в карты и проигрывая деньги, занимал деньги у богатых чиновников, так сказать он был человеком без особого рассудка и ума.

Сам автор Гоголь, не выделял как то с хорошей стороны Хлестакова, ведь он был по истине странным человеком, он был без ответственным человеком. Его не уважал как автор, так и остальные персонажи в произведении. Осипа же он выделяет с хорошей стороны и его хочется уважать. Он был гениальным и мудрым, в отличии от Хлестакова. Осип так же благодаря тому, что прожил вместе с хозяином многие годы перенял его привычки и характер поведения, например лож. Да, привычки эти не из самых лучших. Но он был всё равно умнее. Своего хозяина и он не когда не скрывал этого. Он сам это прекрасно понимал и говорил в лоб. И это реально не привычно, когда слуга имеет наглости даже об критиковать хозяина!

Авторское отношение

При описании действующих лиц автор ставит образ Осипа в умственном отношении выше Хлестакова. С главным героем слуга «принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение», что позволяет говорить о том, что Осип не боится Хлестакова. Слуга считает центрального персонажа человеком пустым и глупым.

Однако помимо ума, автор отмечает, что Осип – «молча плут». Доказательством этого служит то, что слуга понимает, что Хлестакова спутали с кем-то другим, но продолжает хвалить его перед окружающими, чтобы про Хлестакова думали лучше, чем он есть на самом деле.

Автор комедии отмечает, что Осип – типичный образ, потому что он «таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет».

Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Как странно, как непостижимо играет

нами судьба наша!

Н. Гоголь. Невский проспект

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», несомненно, принадле­жит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего вре­мени, но и создать целую галерею русских типов.

Чрезвычайно показательными в комедии являются не только образы чиновников города N, но и образы Хлеста­кова — псевдоревизора и его слуги Осипа.

Знакомясь с виновником события, всколыхнувшего весь город, мы сразу понимаем, что он не тот, за кого его прини­мают власть имущие города. Хлестаков — мот, донжуан, «пустейший» человек. Когда мы впервые встречаемся с ним, у него нет денег даже на то, чтобы заплатить за обед. Однако это не мешает ему кичиться своим положением, строить из себя барина. Хлестаков проиграл и промотал все деньги, он привык жить на готовом, не желая и не умея работать. Лентяй и бездельник, он живет сегодняшним днем, «здесь и сейчас». Хлестаков настолько глуп, что лишь к середине четвертого действия понимает, что его приняли за другого человека, и беспечно пользуется плодами этой ошибки. Еще бы, ведь ему удобно и вольготно в доме го­родничего, к тому же со всего города приходят чиновники, чтобы ублажить «ревизора» деньгами. Пользуясь создав­шимся положением, Хлестаков безудержно хвастается, во­лочиться за женой и дочерью городничего, пригласившего его к себе в дом, и при всем этом от души потешается над ничего не подозревающими чиновниками.

Читайте также:
Замысел цикла повестей об Украине Гоголя: сочинение

Осип, слуга Хлестакова, на фоне своего хозяина выгля­дит значительно умнее и серьезнее. Он умеет критически оценить образ жизни и поведение молодого барина, даже читает ему нотации. Хорошо зная Хлестакова, Осип невы­сокого мнения о нем. «Профинтил дорогою денежки, го­лубчик», «Добро бы было… что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!» — вот как отзывается слуга о своем барине, в его оценках звучит насмешка и ирония. Материал с сайта //iEssay.ru

Слуга Хлестакова смекалист и неглуп, но так же хитер и ленив: «Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе, как барин; а не хочешь заплатить ему, — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет». Несмотря на это, Осип сразу понимает, что его барина приняли не за того, и пре­красно осознает опасность, грозящую им, если откроется ошибка: «Не ровен час: какой-нибудь другой наедет…» Он торопит Хлестакова: «Уезжайте отсюда! Ей-богу, уже пора».

Ловкий и предусмотрительный, Осип пользуется приви­легированным положением барина и требует лучших, са­мых быстрых лошадей: во-первых, чтобы быстрее довезти молодого мота домой, во-вторых — чтобы их не могли догнать, когда во всем разберутся.

Таким образом, мы видим, что в комедии слуга Осип выставлен в более выгодном свете, чем Хлестаков. Это говорит о том, что ни общественное положение, ни деньги, ни власть не могут сделать человека умнее, серьезнее или порядочнее, чем он есть на самом деле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Внутренние качества

Осип был умен, из любой жизненной ситуации он мог найти выход. Вероятнее всего, Хлестаков не смог бы жить без своего слуги, а вот Осип бы смог найти применение своим силам и без главного героя комедии Н. В. Гоголя.

На протяжении всего повествования Осип показывает, что он хитер и расчетлив. Для него главное – чтобы его хорошо накормили, чтобы ему жилось намного проще. Для этого он готов идти любыми путями, даже обманными. Осипу не представляет труда даже спорить со своим хозяином. Слуга понимает, что без него Хлестаков не сможет существовать.

Осип часто размышляет о жизни Хлестакова, эти мысли вновь подчеркивают порочность главного героя. Как отмечает Осип, Хлестаков прожигает свою жизнь играми в карты и разными развлечениями. Речи слуги правдивы и справедливы, поэтому необходимо отметить, что Осип имеет жизненный опыт и презирает всех франтов, проживавших свою жизнь бесцельно. Ум простого русского мужика противоречит жизненным ценностям барина.

Но неоднозначность характера Осипа заключается в том, что он, выступая против праздной жизни, всячески ищет ее. Герой с удовольствием вспоминает жизнь в Петербурге, говорит жителям уездного города, что Хлестаков – высокопоставленное лицо, для того чтобы они жили хорошо и богато.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Осипа», рассмотрит образ слуги Хлестакова в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор», его внутренние качества, а также авторскую позицию относительно данного персонажа.

Сочинение про Осипа

Если у вас имеется большой статус в обществе и ваши друзья вас уважают, то это совсем не значит, что у вас много ума и имеется навык в жизни. Именно об этом и рассказывает Гоголь в произведении «Ревизор». Здесь имеется один второстепенный герой по имени Осип. Он уже давно служит у Хлестакова. Кроме этого он может в любой момент высказать ему свою неприязнь и хозяин ничего ему не сделает. А иногда ему не нравится, как поступает Хлестаков и все это он высказывает своему хозяину и тот принимает все серьезно и старается исправиться.

Когда Хлестакову помогает отец деньгами, а потом он их проигрывает в карты или играет на автоматах. Осип об этом все знает и Хлестакова тоже за это ругает. Бывают ситуации, когда хозяин проигрывает все деньги, а потом им нечего кушать. Иногда он берет обязанность решать за своего хозяина те или иные проблемы, и хозяин не был против этого. Это были и сложные проблемы, и даже самые легкие. Также хозяин старается сделать так, чтобы об этом никому не было известно кроме его слуг. Хотя на самом деле он просто ненавидит своего хозяина, но старается этого не показывать и не рассказывать никому.

Больше всего на свете Осипу хочется вернуться назад в свою маленькую деревню и жить там. А вот в Москве ему не нравится жить. И для того чтобы жить в деревне ему даже не нужны деньги. Когда другие слуги видят или слышат, как Осип оскорбляет, обзывает или хамит своему хозяину, то они также начинают его унижать и обижать. Все это они делают для того чтобы поставить нахала на место. Но в целом они относятся к нему нормально и даже иногда поддерживают его в некоторых случаях.

Читайте также:
О знаменитой фразе городничего: сочинение

Судьба наделила его некоторыми способностями, которыми он умело пользовался. Он умел уговорить человека таким образом, чтобы он отдал ему еду или чем-нибудь угостил.

Никто об этом не знает, но именно наш главный герой уговорил ревизора поскорее приехать сюда для того чтобы проверить все тщательно. А дело все в том, что Хлестаков занял у других чиновников огромную сумму денег и возвращать ничего не собирается и именно ревизор сможет во всем этом разобраться и решить все их дела.

Кроме этого Осип не любит очень много разговаривать и любит больше делать дела, чем разговаривать. Также многое он взял от своего хозяина. Он умел прекрасно удовлетворять свои интересы за счет других людей, также он был нечестным с другими людьми, а еще и пронырливым. Но, не смотря на все это, его можно назвать человеком, который намного умнее, чем его хозяин. Не каждый слуга будет вести себя, так как ведет наш главный герой. Другие обычно боятся потерять работу, а вот Осип ничего не боится, а вот хозяин практически во всем слушается его и подчиняется ему.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Пацюка в повести Ночь перед Рождеством↑ ГогольЧичиков и Ноздрев →

Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Образ Осипа в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя позволяет лучше понять характер главного героя. Осип — слуга Хлестакова, благодаря которому его хозяин легко отделывается за свой обман.

Внешность, речевая характеристика

Гоголь указывает в «Замечаниях для господ актёров», что Осип — пожилой человек, он «смотрит несколько вниз», одет в поношенный сюртук серого или синего цвета, не любит много говорить. Разговаривает он серьёзно, ровным голосом, со своим барином говорит сурово, отрывисто, грубовато, так как понимает, что Хлестаков — «щелкопёр и дрянцо» (так назвал его Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“»).

Речь Осипа изобилует словами и выражениями простонародными и грубоватыми («чёрт побери», «профинтил», «сидит и хвост подвернул», «киятры» — вместо «театры» и т. п.).

Как Осип относится к Хлестакову

Осип любит самому себе читать нравоучения для барина. Хлестаков со своим слугой направлялся из Петербурга в имение отца в Саратовскую губернию и задержался в трактире одного уездного города, так как у него не было денег на дорогу из-за проигрыша в карты. И он, и слуга голодают, потому что хозяин трактира даёт в долг мало еды. Слуга недоволен своим барином. Он лежит на барской постели и в своём монологе жалуется сам себе на такую жизнь и рассказывает о Хлестакове (действие 2, явление 1). Осип характеризует Хлестакова как легкомысленного человека, любящего покутить, не берегущего денег, которые быстро тратит, а потом голодает. Он не уважает своего хозяина за такое легкомыслие и с удовольствием передаёт ему, что трактирщик назвал Хлестакова шаромыжником (то есть человеком, живущим за чужой счёт), подлецом, мошенником и плутом.

Отношение Хлестакова к Осипу

Хлестаков обращается к своему слуге со строгостью, разговаривает с ним командным тоном, называет дураком, скотиной и грубым животным (действие 2, явление 2). Но всё же он, хоть и не сразу, прислушивается к его совету побыстрее уехать из города, так как Осип говорит, что здесь уже опасно оставаться из-за того, что Хлестакова все приняли за кого-то другого.

Отношение Осипа к жизни в Петербурге и в деревне

Из монолога Осипа мы узнаём, что ему нравится жить в Петербурге, так как там разговаривают все вежливо, говорят друг другу «вы». Но хорошо там жить только, если есть деньги на театры и другие развлечения. Плохо, что его барин быстро транжирит деньги, которые ему высылает из деревни отец, из-за этого Осип иногда хорошо наедается, а иногда сидит голодный. Поэтому ему надоела такая жизнь. По его мнению, в деревне лучше: там «хоть нет публичности, да и заботливости меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги» (действие 2, явление 1).

Характер

Осип — не теряется в тех случаях, когда можно поживиться. С таким барином, как Хлестаков, он часто остаётся голодным. В монологе Осип жалуется себе, что очень хочет есть. Когда трактирный слуга принёс обед Хлестакову, тот дал Осипу только остаток супа. Поэтому когда он принёс в дом городничего чемодан Хлестакова, то попросил слугу городничего Мишку дать что-нибудь поесть. Из этого видно, что Осип старается при случае о себе позаботиться.

Он хитёр, сообразителен, находчив. Городничий хочет на всякий случай подольститься к слуге мнимого ревизора и спрашивает его, хорошо ли его накормили. Тот соображает, что для того, чтобы накормили ещё лучше, нужно приврать, что его барин — важная персона, и подтверждает, что к Хлестакову ездят на приём графы.

Городничий, узнав от него, что его барин строг и любит порядок, даёт ему пару целковников, чтобы он выпил в дороге лишний стаканчик чая. На вопрос городничего, что в дороге больше всего нравится Хлестакову, сообразительный слуга заявил, что «больше всего он любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее» (действие 3, явление 10). И, кроме того, нравится, чтобы и слугу его, то есть Осипа, угостили хорошо. Тогда городничий даёт ему деньги ещё и на баранки.

Для того чтобы поддержать мнение окружающих о Хлестакове как о важной особе, хитрый Осип называет своего барина «ваше благородие», а иногда даже и «ваше высокоблагородие».

Слуга Хлестакова очень хозяйственный человек. Когда купцы хотят вручить его барину сахар, а он отказывается, заявив, что взяток не берёт, Осип уверяет его, что нужно взять, так как «в дороге всё пригодится». Он говорит купцам: «Подавай всё, всё пойдёт впрок. Что там? верёвочка? Давай и верёвочку, — и верёвочка в дороге пригодится» (действие 4, явление 10).

Читайте также:
Воспитание и образование Чичикова: сочинение

Осип — человек предусмотрительный. Он умнее своего хозяина и вовремя растолковал легкомысленному Хлестакову, что далее оставаться в этом городе опасно, так как обман скоро может раскрыться. Осип советует Хлестакову скорее уехать. Только благодаря догадливости и разумности своего хитрого слуги, смекнувшего, что пора убираться восвояси, Хлестаков уехал из города благополучно.

Заключение

Главному герою комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» повезло, что у него такой разумный, предусмотрительный слуга. Характеристика образа Осипа помогает лучше узнать и о чертах характера главного героя.

Характеристика, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Анализ поведения и характера слуги Хлестакова Осипа

/ В.Г. Белинский о Гоголе/

Перед нами Осип – герой лакейской природы, представитель целого рода бесчисленных явлений, из которых он ни на одно не похож, как две капли воды, но из которых каждое похоже на него, как две капли воды. В своем большом монологе, где, между прочим, читает он нравоучение самому себе для своего барина, он высказывает всего себя, свои отношения к барину и, наконец, самого барина. Вы видите деревенского слугу, который пожил в Петербурге, постиг достоинство столичной жизни и галантерейного обращения, но, по пословице, “сколько волка ни корми, он все в лес глядит”, предпочитает мирную деревенскую жизнь треволнениям столицы, в которой худо без денег, иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голода.

В истинно художественном произведении всегда видно, как взаимные отношения персонажей действуют на самый их характер, и потому вам тотчас станет ясно, что Осип грубиян столько же по натуре, сколько и по презрению к своему барину, которого глупость он понимает по-своему.

Этот барин “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию, а потом спускает платье на рынке, до новой присылки денег. “Он действует и говорит без всякого соображения; не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли; речь его отрывиста, и слова вылетают совершенно неожиданно”. Он слышал, что есть на свете вещь, которая называется литературою, и в его пустой голове в беспорядке улеглись имена сочинений и названия журналов и сочинителей: Брамбеус и Смирдин, “Библиотека для чтения” и “Сумбека”, “Юрий Милославский” и “Фенелла”. Он денди не по одному модному платью, но и по манерам, денди трактирный, одна из тех фигур, которые красуются на вывесках московских тракторов, цирюлен и портных. В Пензе его обыграл начистую пехотный капитан; он за это досадует на случай и несчастие, но не на капитана, к которому он благоговеет, как дилетант к художнику, потому что, “что ни говори, а удивительно бестия штосы срезывает: всего каких-нибудь четверть часа посидел и все обобрал – славно играет!” Великое достоинство в его глазах!

Посмотрите, как робко и какими косвенными вопросами хочет он узнать от Осипа, есть ли у них табак: о, он боится его нравоучений и его грубости! Посмотрите, как он подличает перед трактирным прислужником, справляясь о его здоровье и о числе приезжающих в их трактир, и как ласково просит его поторопиться принести ему обедать! Какая сцена, какие положения, какой язык!

Хлестаков. А соуса почему нет?

Слуга. Соуса нет.

Хлестаков. Отчего же нет! я видел сам, проходя мимо кухни, как готовилась рыба и котлеты.

Слуга. Да это, может быть, для тех, которые почище-с.

Хлестаков. Ах ты дурак!

Хлестаков. Поросенок ты скверный. Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт меня возьми, не могу также? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнаковенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Входит Осип и говорит барину, что “там чего-то приехал городничий, осведомляется и спрашивает о вас”: новое комическое столкновение! У Хлестакова воображение настроено на мысли о жалобах трактирщика, о тюрьме. Он испугался тюрьмы, по утешился мыслию, что если поведут его туда благородным образом, то ничего; но мысль о двух купеческих дочерях и офицерах, которых он видел на улице, снова приводит его в отчаяние. Можете представить, в какой настроенности его воображения входит к нему городничий. В высшей степени комическое положение. в этой сцене городничий является во всем своем блеске: с одной стороны, как чуждый фантастическому для него понятию петербургского чиновника и весь сосредоточенный на мысли о “проклятом инкогнито”, он все глупости Хлестакова принимает за тонкие штуки, а с другой, преловко и прехитро выкидывает свои тонкие штуки и улаживает дело.

Читайте также характеристики других героев комедии Гоголя “Ревизор”:

Каково значение образа Осипа в комедии Гоголя «Ревизор»?

Место в системе образов и в литературе в целом

Образ слуги является одним из самых используемых в русской литературе. Как правило, такие персонажи помогают в раскрытии характера их хозяина. Однако для Н. В. Гоголя не только это было важным. Писатель хотел показать, что слуги также имеют свой индивидуальный характер, что они могут быть выше собственных хозяев. Слуги, по мнению автора, также имеют право на собственную жизненную позицию и на свои размышления.

Осип – слуга Хлестакова. В конфликте произведения этот персонаж ведет себя рационально. Только он понимает то, что Хлестакова жители уездного города приняли не за того человека. Если главный герой кичится своим несуществующим величием, не зная, что его приняли за ревизора, то Осип подыгрывает Хлестакову, понимая, что и его хозяин, и он сам будут жить намного лучше, чем жили в этом городе ранее.

Читайте также:
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Роль Осипа («Ревизор») заключается также в том, что именно он первым понял, что Хлестакова приняли не за того, именно он предложил главному герою уехать из города N, боясь, что их выдумки раскроят. Хлестаков, уехавший вместе со своим слугой, оставляет жителей уездного города, которые внезапно узнают, что Хлестаков – не ревизор.

Авторское отношение

При описании действующих лиц автор ставит образ Осипа в умственном отношении выше Хлестакова. С главным героем слуга «принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение», что позволяет говорить о том, что Осип не боится Хлестакова. Слуга считает центрального персонажа человеком пустым и глупым.

Однако помимо ума, автор отмечает, что Осип – «молча плут». Доказательством этого служит то, что слуга понимает, что Хлестакова спутали с кем-то другим, но продолжает хвалить его перед окружающими, чтобы про Хлестакова думали лучше, чем он есть на самом деле.

Автор комедии отмечает, что Осип – типичный образ, потому что он «таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет».

Цитатная характеристика

Описание Осипа с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Осипа основан на том, что он является слугой молодого барина, Ивана Александровича Хлестакова.

«…слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет». (Замечания для господ актеров)

«Вот уж на что я крепостной человек…» (Действие третье, явление 10)

Внешность

Осипа является пожилым мужчиной.

«…таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет». (Замечания для господ актеров)

Внешний вид Осипа выдает в нем слугу: его одежда старая, поношенная, неприметного вида.

«Костюм его — серый или поношенный сюртук». (Замечания для господ актеров)

Черты характера и поступки

Осип, несмотря на колоссальную разницу в воспитании и образовании, гораздо умнее и хитрее молодого барина.

«Он умнее своего баринаи потому скорее догадывается…» (Замечания для господ актеров)

Осип — молчаливый мужчина, себе на уме, который привык молча за всеми наблюдать и мотать на ус.

«…но не любит много говорить и молча плут». (Замечания для господ актеров)

Осип — прямой, грубоватый в общении мужчина, который привык говорить то, что думает.

«Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение». (Замечания для господ актеров)

«Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз…» (Замечания для господ актеров)

«…я человек простой». (Действие третье, явление 9)

Осип склонен к нравоучениям, чем регулярно изводит нетерпеливого и ветреного Хлестакова.

«…резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина». (Замечания для господ актеров)

Осип предпочитает жить спокойной жизнью в деревне, но вынужден повсюду сопровождать молодого барина.

«Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги». (Действие второе, явление 1)

Столичная жизнь впечатляет Осипа своей изысканностью и разнообразием, но более всего — вежливым обхождением между людьми. Единственным минусом жизни в столице, по мнению Осипа, является её дороговизна.

«Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат:”Почтенный! ”; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел — ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Старуха офицерша забредет; горничная иной раз заглянет такая… фу, фу, фу! (Усмехается и трясет головою.) Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякой говорит тебе «вы». (Действие второе, явление 1)

«Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду…» (Действие второе, явление 1)

Всякую свободную минуту Осип предпочитает предаваться безделью.

«А, опять валялся на кровати?» (Хлестаков, Действие второе, явление 2)

Осип ведёт себя несколько нагло и пренебрежительно по отношению к молодому барину, но тот в силу своего характера все спускает ему с рук.

«Хлестаков (голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе) Вниз, в буфет… Там скажи… чтобы мне дали пообедать.

Осип. Да нет, я и ходить не хочу.

Хлестаков. Как ты смеешь, дурак!

Осип. Да так; все равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет». (Действие второе, явление 2)

Осип не уважает Хлестакова, считая его пустым, никчёмным человеком, который никак не может взяться за ум.

«Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!» (Действие второе, явление 1)

«С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь!» (Действие второе, явление 1)

Осип, быстро разобравшись в происходящих событиях, старается не выдать барина провинциальным чиновникам. Он помогает ему, наводя ещё больше тумана на его биографию.

«Анна Андреевна. А чин какой на твоем барине?

Осип. Чин обыкновенно какой» (Действие третье, явление 10)

Осип — пронырливый, хитрый малый, который старается обращать обстоятельства себе на пользу.

«Осип. Да, хорошее. Вот уж на что я крепостной человек, но и то смотрит, чтобы и мне было хорошо. Ей-богу! Бывало, заедем куда-нибудь: «Что, Осип, хорошо тебя угостили?» — «Плохо, ваше высокоблагородие!» — «Э, говорит, это Осип, нехороший хозяин. Ты, говорит, напомни мне, как приеду». — «А, — думаю себе (махнув рукою), — бог с ним! я человек простой». (Действие третье, явление 10)

Читайте также:
Нет уз святее товарищества (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба).: сочинение

«…берешь себе извозчика и сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет». (Действие второе, явление 1)

«А что говорить? Коли теперь накормили хорошо, значит, после еще лучше накормят». (Действие третье, явление 10)

Осип — чрезвычайно хозяйственный, расчётливый, практичный человек, который знает цену вещам и времени.

«Ваше высокоблагородие! зачем вы не берете? Возьмите! в дороге все пригодится. Давай сюда головы и кулек! Подавай все! все пойдет впрок. Что там? веревочка? Давай и веревочку, — и веревочка в дороге пригодится: тележка обломается или что другое, подвязать можно». (Действие четвертое, явление 10)

«Я, сударь, отправлю его с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться, чтоб не прошло понапрасну время». (Действие четвертое, явление 9)

Осип — по-житейски мудрый, умный человек, способный давать молодому барину путные советы.

«Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька — ну и довольно. Что с ними долго связываться? Плюньте на них! не ровен час, какой‑нибудь другой наедет… ей‑богу, Иван Александрович! А лошади тут славные — так бы закатили!» (Действие четвертое, явление 9)

Внутренние качества

Осип был умен, из любой жизненной ситуации он мог найти выход. Вероятнее всего, Хлестаков не смог бы жить без своего слуги, а вот Осип бы смог найти применение своим силам и без главного героя комедии Н. В. Гоголя.

На протяжении всего повествования Осип показывает, что он хитер и расчетлив. Для него главное – чтобы его хорошо накормили, чтобы ему жилось намного проще. Для этого он готов идти любыми путями, даже обманными. Осипу не представляет труда даже спорить со своим хозяином. Слуга понимает, что без него Хлестаков не сможет существовать.

Осип часто размышляет о жизни Хлестакова, эти мысли вновь подчеркивают порочность главного героя. Как отмечает Осип, Хлестаков прожигает свою жизнь играми в карты и разными развлечениями. Речи слуги правдивы и справедливы, поэтому необходимо отметить, что Осип имеет жизненный опыт и презирает всех франтов, проживавших свою жизнь бесцельно. Ум простого русского мужика противоречит жизненным ценностям барина.

Но неоднозначность характера Осипа заключается в том, что он, выступая против праздной жизни, всячески ищет ее. Герой с удовольствием вспоминает жизнь в Петербурге, говорит жителям уездного города, что Хлестаков – высокопоставленное лицо, для того чтобы они жили хорошо и богато.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Осипа», рассмотрит образ слуги Хлестакова в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор», его внутренние качества, а также авторскую позицию относительно данного персонажа.

Вывод

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь выводит на суд читателю исключительно отрицательных персонажей. Одним из них является и слуга Осип, который во многом помогает раскрыть сущность главного героя — столичного франта Хлестакова, по ошибке принятого за ревизора.

Роль героя заключается также в том, чтобы обличить пороки не только светского общества, но и крестьянства. Ради получения разного рода выгод и привилегий Осип сознательно идёт на обман окружающих людей. Его отношение к труду и жизни в целом говорит о том, что он готов сколько угодно изворачиваться и приспосабливаться ради получения заветных благ.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ревизор»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ревизор»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ревизор»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ревизор»
  • для самых любопытных — Анализ «Ревизор» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Ревизор» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

Образ Осипа

Осип — олицетворение народной, житейской смекалки, ума, сообразительности. Не имея ни соответствующего воспитания, ни образования, этот персонаж обладает всеми важными качествами, помогающими ему ловко справляться с непредсказуемыми поворотами судьбы.

Осип — обычный деревенский житель, крепостной крестьянин, уже пожилой человек, однако он смог быстро подстроиться под бешеный ритм столичной жизни. В этом ему помогла его природная сообразительность. В любой ситуации он способен выкрутиться благодаря находчивости и проницательности.

Главная отличительная особенность Осипа — его превосходство над молодым барином. Он гораздо умнее его, сообразительнее, но, будучи хитрым и дальновидным человеком, открыто этого не демонстрирует.

Осип относится к Хлестакову несколько пренебрежительно, грубо, но в трудные моменты не предаёт его. Вместе с молодым барином он достойно сносит все жизненные испытания, лишь изредка жалуясь на тяжёлую жизнь. Лишь благодаря предусмотрительности Осипа Хлестаков избегает огласки и расправы провинциальных чиновников.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ревизор»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ревизор»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ревизор»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ревизор»
  • для самых крутых — Читать «Ревизор» полностью

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Собакевич – один из галереи помещиков, с которыми встречается Чичиков, у кого он покупает мертвые души. По замыслу автора, образы помещиков должны были воплощать человеческие пороки, омертвение душ живых людей.

Еще до знакомства с помещиком Чичиков, а вместе с ним и читатель, рассматривает усадьбу, окружающую её местность, архитектуру барского дома. Всё это является в поэме Гоголя средствами создания образов. Усадьба Собакевича поражает явной асимметрией, некрасивым, диким цветом стен дома, почти полным отсутствием окон. Окна – глаза дома, их количество и состояние говорят читателю о том, насколько радушен, открыт к общению, приветлив хозяин усадьбы. Одно маленькое чуланное окошечко на большом, но непрезентабельном фронтоне говорит о нелюдимости, мрачном характере Собакевича.

Читайте также:
История создания: сочинение

С первого взгляда Собакевич напоминает Чичикову медведя. Довольно крупный, неловкий и неуклюжий, угловатый, безвкусно одетый, этот помещик, кажется, не заботится ни о чем, кроме прочности, долговечности, добротности окружающих его вещей. Под стать ему и мебель, и картины, украшающие его гостиную: на них изображены полководцы и герои, люди такого же, как хозяин, богатырского сложения. Чичиков замечает живущего в клетке пестрого дрозда. Семья Собакевича – это жена Феодулия Ивановна и еще одна родственница, живущая в их доме.

Собакевич отличается довольно злобным нравом: Чичиков пытается для поддержания разговора узнать его мнение о городских чиновниках, но ни о ком их них Собакевич не говорит ни единого хорошего слова, всех считает ворами и мошенниками.

Обед в его доме поражает количеством съеденного, это очень простая пища, но Чичиков удивлен размером порций.

Павлу Ивановичу Чичикову трудно найти общий язык с Собакевичем ввиду упрямой молчаливости, отсутствия эмоциональности у хозяина дома. Кажется, его нисколько не изумляет предложение Чичикова продать ему мертвые души. Собакевич назначает высокую цену и с трудом идет на уступки. Михаил Семенович Собакевич рассчитывает получить по сто рублей за каждого умершего крестьянина. Он хорошо знает и расхваливает Чичикову каждого крестьянина, словно они живы, говорит об их умениях и талантах. Собакевич сам берется за оформление бумаг, настаивает на получении от Чичикова задатка.

Собакевич упрям и жаден, угрюм и нелюдим. Его образ воплощает ограниченность, обжорство, глупость.

Сочинение Характеристика Собакевича

Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.

Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.

Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.

Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.

Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.

Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.

Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.

Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.

Собакевич в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Одним из способов познания окружающего мира для человека является чтение. Поглощение опыта, рассуждений, мыслей, чаяний многих авторов позволяет читателю проживать ситуации

В мире людей много разных качеств человека, но основными является два противоположных качества человеческой души доброта и жестокость.

Собачка Муму – не является основным персонажем произведения, однако её жизнь связана с главным героем рассказа – глухонемым Герасимом.

Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков поэмы Гоголя “Мёртвые души”, к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.

По внешности, Собакевич – человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич – хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.

Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Собакевича можно назвать “рабом желудка”. Еда для него – чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: “хватило топором раз – вышел нос, хватило в другой – вышли губы. “. В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.

Читайте также:
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»: сочинение

Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него – прокурор, “да и тот, если сказать правду, свинья”. Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него – просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.

Образ Собакевича 9 класс

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье – Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.

В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Автор описывает мужчину похожего на бурого медведя. Он большой и массивный. А жена Собакевича, высокая и худенькая, как соломинка. Они очень гармоничная пара.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби – это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Вариант 4

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.

Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.

Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.

Читайте также:
Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?: сочинение

О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.

Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.

Сочинение 5

«Мертвые души» – поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.

Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.

Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.

Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.

Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.

Образ и характеристика Собакевича

Несколько интересных сочинений

На самом деле этот вопрос стоит не только перед Россией, но и перед каждой страной земного шара. Проблемы экологии уже давно стали не локальными проблемами отдельных регионов, а глобальными проблемами всего человечества

Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812года. Толстой описывает его как человека невысокого роста

На мій погляд, не існує жодної юної дівчини яка б не мріяла зустріти своє єдине та справжнє кохання. Є безліч цікавих та романтичних книг про світле почуття любові. Найбільш яскравою книгою про романтичне кохання

Конфликты между разными поколениями происходили всю историю существования человечества. Порой, каждый сталкивался с подобными ситуациями, когда родитель ссорится со своим ребёнком и наоборот.

Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» непростая, иносказательная, предназначенная для мыслящего и думающего читателя. Сюжет её связан

Характеристика и образ Собакевича в поэме Гоголя Мертвые души сочинение

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

Одним из таких героев стал помещик Собакевич Михаил Семенович. Мужчина солидного возраста, своей фигурой и чертами лица напоминает медведя. Читатель может заметить, что его специфическая внешность и окружение говорит об ограниченности его духовных интересов. Его жилище напоминает берлогу: неуютное, но надежное. Постройки для крестьян в его деревне также отличаются добротностью и практичностью.

Многое можно узнать о Собакевиче в момент совершения сделки по продаже мертвых душ. Следует заметить, что герой сильно отличается от других персонажей. В отличии от остальных помещиков при продаже Собакевич мог детально описать каждого из них, это говорит о том, что ему не безразличны люди, которыми он владеет. При торговле с Чичиковым проявляется его хитрость – он получает за одну душу сто рублей. Героя смело можно назвать обманщиком, так как он понимает всю нечестность сделки, но не против за счет нее обогатиться. Собакевич умен, практичен и все делает с выгодой для себя, иногда его прямолинейность переходит в грубость и невежество.

Настораживает то, что ни о ком из своих друзей или знакомых герой не отзывается положительно: некоторых он называл мошенниками, некоторых разбойниками, а других и вовсе “христопродавцами”. Он осуждает соседей за их скупость , а сам все время старается угодить своему желудку.

Читайте также:
Сюжет Мертвых душ (последовательность встреч Чичикова с помещиками): сочинение

Разобрав положительные и отрицательные черты героя в разных моментах его деятельности, можно сделать вывод о том, что Собакевич абсолютно бездушный человек. Как и окружающие его люди, он не допускает каких-либо изменений, ведь чтоб меняться человеку нужна душа. Стоит обратить внимание и на его фамилию. Она говорит о том, что человек груб, неуклюж и вечно всем недоволен. Иногда складывается впечатление, что персонаж, как и другие – появился из ниоткуда, наверное из-за того, что нельзя наблюдать каких-либо родственных связей в произведении. С помощью этого героя Н.В.Гоголь показал всю ограниченность и одержимость материальными вещами людей своего времени.

Вариант 2

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь создает незабываемые образы русских помещиков.

Встреча предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души, с Михаилом Семеновичем Собакевичем происходит после визитов к помещикам Манилову, Коробочке и Ноздреву.

Описание хозяйства помещика говорит об определенном достатке. У него большая деревня, в которой все добротно, надежно. Огромный деревянный дом Собакевича был с мезонином и красной крышей. Двор окружала толстая деревянная решетка. Видно, что хозяйство у Собакевича крепкое.

Собакевич большой и массивный, ощущается его физическая сила. Чичикову он кажется похожим на бурого медведя: фрак медвежьего цвета, ходит, наступая всем на ноги, как медведь, и цвет лица что медный пятак. Даже имя у него соответствующее – Михаил. Мебель, убранство в доме напоминают его самого: «всё было прочно, неуклюже» и имело сходство с хозяином дома. И вообще все походило на медвежью берлогу из-за массивной громоздкой мебели. У героя «говорящая» фамилия – Собакевич, что предполагает что-то грубое, нечеловеческое.

Собакевич не боится никого. Во время беседы с Чичиковым он без всякой видимой причины ругает всех своих знакомых: губернатор – «разбойник», полицмейстер – «мошенник», прокурор – «свинья». Он груб и невежественен. С отвращением относится ко всему новому, прогрессивному, считая это вредным для народа. Собакевич не скупится на угощения и щедро угощает Чичикова. Он чревоугодник, любит сытно и вкусно поесть. За обедом ест очень много.

Собакевич далеко не глуп: он не удивляется, когда узнает о намерениях Чичикова. При этом Чичиков осторожно назвал души несуществующими, а не умершими. Собакевич сразу понял, что сделка – незаконная, но даже и вида не подал. Он хорошо знает своих крестьян, ценит их трудовые качества, расхваливает, чтобы выгоднее продать мертвых. И сразу же заламывает крупную цену за мертвые души, объясняя это тем, что его крестьяне настоящие мастера. Увлекаясь, Собакевич говорит о своих крестьянах как о живых. Чичиков в сердцах про себя называет Собакевича «чертовым кулаком». В итоге мертвые души были проданы Собакевичем по самой высокой цене. В этой сцене купли-продажи раскрывается жадное корыстолюбие помещика. Вся его жизнь – накопительство ради накопительства.

Гоголь показывает, как крепостническая действительность воспитывала таких расчетливых, как Собакевич, помещиков, занятых исключительно накоплением. Автор отмечает, что подобные люди встречаются и в провинции, и в столице.

Сочинение про Собакевича

“Мертвые души” – знаменитая поэма Николая Васильевича Гоголя. В ней представлено большое разнообразие человеческих характеров, которое передается через образы героев, помещиков описываемых в произведении. Каждый из них является примером ярких черт характера, которые присущи большей части русского общества.

Собакевич – четвертый в очереди помещик, которого посещал Чичиков с целью покупки мертвых крестьянских душ в его имении. Чтобы описать внешний вид героя, Николай Васильевич использует сравнение с медведем. Этот образ очень хорошо подходит Собакевич, которые очень неуклюж и напоминает медведя своим лицом, к тому же, он был очень сильным мужчиной. Имя у героя также соответствует образу – Михаил.

Образ Собакевич напоминает всем известный образ большого, сильного, но доброго великана, который часто используется в отечественных сказках. В произведении, фамилии персонажей говорят о том, кто они, Собакевич – не исключение. Михаил Семенович – большой, сильный и добрый мужчина, который вечно всем недоволен и ругает всё, что только можно. Очень подходит сравнение с вечно лающей собакой.

Своего полицмейстера он считает мошенником, а губернатора упрекает за разбойничество. Он недоволен всеми – одни лжецы, другие разбойники. Но Собакевич тоже не такой уж и чистый, взять к примеру ситуацию, когда он сказал председателю палаты о том, что продал Михеева, своего каретника, хоть тот и был мертв.

У Собакевич и поместье точно соответствует его образу. Вся обстановка внутри усадьбы сочеталась с чертами его характера. Все предметы были очень крепкими, но расположены были неуклюже. Также, помещик получает удовольствие от своих денег, пересчет своих средств – одно из любимых занятий Собакевич. Он считает абсолютно всё, даже своих крепостных, над которыми осуществляет жесткий контроль. Ему нет никакого дела до этих людей, они приносят ему доход, вот что его интересует. Как только Чичиков явился в его поместье, Собакевич сразу разгадал его намерения и использовал их для получения наибольшей выгоды, он набил максимальную цену на души своих мертвых крепостных.

Наш герой – яркий пример дворянского сословья. Он любит плотно и вкусно поесть, яростно ругает каждого за любую оплошность. Собакевич недолюбливает почти все неизвестное ему, будь то немецкий доктора или французская кухня. Сам же он не имеет никаких интересов, кроме подсчета своих денег.

Этим образом Гоголь показывает ограниченность русских людей. В поэме он указывал на то, что таких людей в Петербурге очень много.

Вариант 4

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла – говорило о своей схожести с хозяином. Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе. Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича. Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Сочинение на тему Собакевич

Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков произведения Гоголя “Мёртвые души”. Его образ автор сравнивает с животным. Своим внешним видом герой очень похож на неуклюжего медведя. Он также косолапит при ходьбе и наступает всем на ноги. Лицо его имело цвет калёного медного пятака, черты его – простые и грубые, точно топором вырубленные.

Михайло Семёнович – отличный хозяин. Всё в его имении основательно и надёжно, как и он сам. Крестьяне Собакевича не знают нужды. Они живут в домах без прикрас, но добротных и крепких. Собакевич ценит своих крепостных людей за их трудолюбивые качества, заботится о них и они платят ему тем же. В этом он, конечно, преследует свою корысть, прекрасно понимая, что чем лучше он создаст для крестьян условия, тем больше получит от них отдачи.

О предпочтениях помещика свидетельствует и его дом, не отличающийся изысканностью, но практичный и удобный. Он обнесён очень толстой деревянной решёткой. Все предметы мебели в гостиной соответствуют внешности Собакевича, такие же тяжёлые и громоздкие. Стены дома украшают картины с изображёнными на них греческими полководцами.

По характеру Михайло Семёнович прямолинеен и категоричен. Он грубо отзывается обо всех градоначальниках, называя их мошенниками, разбойниками, обманщиками и христопродавцами; хотя и сам бесчестен.

Собакевич любит хорошо поесть. Его обед состоит из многочисленных огромных и сытных блюд русской кухни. Михайло Семёнович не признаёт экзотическую иностранную еду. Он хлебосолен и щедро угощает Чичикова.

Несмотря на свою простоту, Собакевич не глуп. Он, единственный из всех помещиков, который сразу догадался о намерениях Чичикова и, не церемонясь, назвал предметы торга своими именами. Собакевич быстро сообразил, что может извлечь из этой странной сделки свою выгоду. Он стал

расхваливать умерших крестьян, торгуясь за их души. Таким образом, он сумел их продать по самой высокой цене, которая только была возможна.

В списке умерших крестьян Собакевич подробно описал особенности их характера, рода деятельности, что говорит о его положительных деловых качествах.

В то же время, Михайло Семёнович является невежественным и ограниченным человеком. Он с пренебрежением относится к образованию и культуре, считая это бессмысленным занятием, не приносящим дохода. Собакевич, как и остальные помещики в поэме – бездуховен. Основной целью его жизни является стяжательство и накопительство. Ради собственной выгоды он идёт на любые бесчестные сделки. К сожалению, таких дельцов предостаточно и в современном мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Собакевича в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Пес бродит по подворотням и мерзнет, его бок болит из-за того, что какой-то повар со злости плеснул на бедного пса кипятком. Животное описывает свои будни, быт Москвы и типы людей, больше всего он не любит швейцаров и дворников,

В этой комедии достаточно много женских образов, самым заметным из которых является Софья. Понятно, что ей такое внимание, так как она – возлюбленная Чацкого. Вот только, как я понимаю

Одним второстепенных образов считается Симеон. Симеон относится к отрицательным персонажам. Герою присуще лицемерие, жестокость и цинизм.

«Белая гвардия» – первый роман Михаила Афанасьевича Булгакова, написанный в 1923 и опубликованный в 1925году, посвященный событиям, происходившим во времена Гражданской войны на Украине 1918 года.

Сказка «Подарки феи» освещает вполне обычную ситуацию: женщина имеет двух дочерей, одна из которых капризная и с характером, а другая – более кроткая и работящая. Чрезвычайно приятен тот факт

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: