Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

«Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьной программе»
статья по литературе по теме

В последние годы достаточно часто поднимается вопрос об изучении в школе повести Гоголя «Тарас Бульба». Надо ли изучать в школе «Тараса Бульбу»? Что же прочтёт и как воспримет это современный двенадцати- или тринадцатилетний подросток?

Скачать:

Вложение Размер
taras_bulba.docx 17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

«Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьной программе»

Нравственное воздействие творчества Н. В. Гоголя осуществляется, прежде всего, через общеобразовательную школу, и не случайно число произведений этого писателя в школьных программах с каждым годом увеличивается. Особое место в них занимает «Тарас Бульба». Эта повесть была включена уже в учебные хрестоматии А. Галахова (М., 1900 г.), Л. Поливанова (М., 1914 г.). В течение десятка лет она входила в программу шестого класса, ныне седьмого или восьмого. Её изучение предусмотрено многими современными школьными программами.

В последние годы достаточно часто поднимается вопрос об изучении в школе повести Гоголя «Тарас Бульба». Надо ли изучать в школе «Тараса Бульбу»? Что же прочтёт и как воспримет это современный двенадцати- или тринадцатилетний подросток?

Многие забывают, что дети в целом знают всё, это “всё” складывается из частностей: хоть кто-нибудь да что-нибудь и надо давать им возможность проявить свои знания.

По своему жанру “Тарас Бульба” – это историческая повесть, кстати, это тоже многими оспаривается. Почему Гоголь, прекрасно знавший историю России и Украины, отнёс описываемые события к XV веку, тогда как они могли происходить лишь в XVI веке, на что указал ещё Белинский. Вообще, нельзя не сказать, что писатель, создав свою повесть примерно в тридцатилетнем возрасте, создал поэтическое, эпическое, но в меньшей степени историческое произведение. Запорожские казаки хоть и охраняли южные рубежи Российской империи от врагов, но к самой Российской империи Запорожская Сечь никогда не присоединялась. Очень уж казаки были свободолюбивыми по духу. Причём, Сечь не только не присоединялась, но и не хотела терпеть всё усиливающегося давления со стороны Российского государства. С ним проблемы у казаков были всегда. Следовательно, здесь главное — не историческая достоверность, а воспитательный заряд, в первую очередь ради которого и включается творение Гоголя в школьную программу. В «Тарасе Бульбе» нашли себя все темы Гоголя», по словам И. Золотусского, в том числе тема школьного образования. Герой повести бранил всякую учёность и советовал сыновьям не заниматься ею. Правда, Тарас Бульба относился отрицательно не к науке вообще, а к «тогдашнему роду учения», в частности к бурсе.

По словам Н. Н. Скатова, основные проблемы творчества Гоголя – «красота и добро, религия и искусство, слово и дело». В новейшем исследовании И. И. Гарина «Загадочный Гоголь» отмечено, что художественные интересы Гоголя всегда вдохновлялись лишь вечными темами. Повесть «Тарас Бульба» примечательна своей многоплановостью, тем, что в ней представлено множество действующих лиц. Несмотря на большое количество героев, в центре повествования всё-таки находится судьба Тараса Бульбы, казацкого полковника, а также двух его сыновей.

Тарас Бульба – старый казак который чтит традиции, атаман своего народа, играющий ведущую роль в произведении. Тарас вспыльчивый и гордый боец, прошедший не одну битву.

Остап – старший сын Тараса Бульбы – гордый и хладнокровный. Время, проведенное вне дома, ожесточило юношу, однако мальчику удалось сохранить тёплые чувства к матери, за которую он очень переживал, отправляясь на битву.

Андрий – младший сын Тараса – мягкосердечный, несерьезный, влюбленный в польскую красавицу. Юноша предает свой народ, за что наказывается. Добрый мальчик, который пошёл на всё ради любви, погибает в очень раннем возрасте.

Произведение рассказывает читателю об историческом этапе, когда казачество имело огромную силу. Кроме этого, можно сказать, что произведение рассказывает о традициях и принципах этого народа. Что для казаков было важно? Верность, взаимопомощь. Они бились рука об руку. Казаки никогда не бросали своих в беде. Именно поэтому отзывы о книге “Тарас Бульба” расходятся: все герои несут свою негативную роль, но при этом читателю жаль каждого из них, кто попал в беду.

Казачество проживет ещё несколько сотен лет, в то время, как таким, каким оно описано в повести, оно просуществует очень недолго. Общество меняется, становится более цивилизованным, и, если тот же Андрий в новом мире чувствовал бы себя вполне комфортно, для соплеменников Тараса в нём просто не нашлось места.

Жестокость Бульбы сегодня многим непонятна, но Бульба – человек средневековья, для которого хуже предательства нет ничего, а жизнь сама по себе и не является такой уж ценной. На первом месте героизм и честь в бою. Образ Бульбы в повести, безусловно, строится на абсолютной готовности жертвовать собой ради своей земли, ради своей веры. Он показан ещё если и не как разбойник и провокатор, но, как человек, который попросту не может жить без войны, не может, чтобы не рубать головы ненавистным татарам и ляхам. Он живёт боем, а не мирным прозябанием. Есть такие воинственные натуры, так он и сыновей воспитывает. Но сыновья разные, это так знакомо сегодня, когда отец не понимает сына, а тот не умеет объяснить, что он – другой. Но любят-то они друг друга по-прежнему!

«Тарас Бульба» – повесть, пронизанная именно украинскими мотивами, насыщенная украинской культурой! Педагоги должны помочь заметить патриотические речи и мужественные поступки героев, великолепные описания, изумительный язык и другие безусловные достоинства героико-романтической повести. Ведь патриотизм сейчас не у всех в почёте, особенно это касается модной и псевдобогемной молодёжи, которую от слова «патриотизм» воротит.

Чему учит «Тарас Бульба»? Ответить на этот вопрос можно одним словом: товариществу. Повесть является окном в ту жизнь, где люди ценят преданность, умение помогать своему ближнему в сложных жизненных ситуациях.

Да, в повести много сцен жестокости, но современные дети растут отнюдь не в оранжерейных условиях и на самом деле сейчас такие жестокие фильмы, что сцены из повести «Тарас Бульба» — это просто ничто.

После прочтения повести у читателя сразу складывается впечатление, что здесь в основном идет речь о казаках, которые борются за место на своей родине и, собственно, за саму родину. Однако это впечатление весьма поверхностно, и тема повести “Тарас Бульба” намного глубже – это отстаивание ценностей человека путём тяжёлой борьбы. Борьба за отчизну важна, но здесь Николай Гоголь не ограничивается простым сражением. Люди ведут борьбу, чтобы не предать и защитить самое дорогое и остаться человеком.

Вечной истиной для Гоголя был Человек, его красота и духовность. Эстетическая позиция писателя неразрывно связана с его нравственно- проповедническими устремлениями. «Цель моя – образовать сердца юных слушателей». Изучение в школе повести «Тарас Бульба» дает основание сделать вывод, что своим творчеством Гоголь засвидетельствовал глубокое уважение к Человеку, к различным национальностям и религиям.

Анализируем повесть «Тарас Бульба» — проблематика и герои

Нужен ли «Тарас Бульба» в средней школе и стоит ли его читать школьникам? Этот вопрос меня действительно интересовал, и я была рада, что появилась возможность затронуть его в целом сочинении. Действительно, многим ученикам везет гораздо менее, чем мне, ведь есть и скучный, стандартный набор тем для сочинений по данному, безусловно, великому произведению: «Кто прав: Остап или Андрий?», «Тарас Бульба – народный герой?» или же «Казацкая героика в произведении». Почему никого не интересует тяжелая судьба женщин в казачестве или другие гендерные роли? Но к этому вопросу мы вернемся позже. Давайте разберемся, что собой представляет повесть «Тарас Бульба», и решим, достойно ли это произведение нашего внимания.

Первый взгляд на повесть

Стоит начать с того, что данное произведение не является историческим. Правильнее сказать, что в повести не показывают реальные исторические факты и практически не фигурируют известные деятели, хотя некоторые отсылки к истории автор старался делать. «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы…», — главный герой описывается Гоголем именно так, и данная информация дает основания говорить, что наш казак проживает со своей семьей в 15 столетии. Но на других страницах можно заметить другую любопытную деталь: «Это упрямство духа отпечаталось во всей силе на Тарасе Бульбе. Когда Баторий устроил полки в Малороссии и облек ее в ту воинственную арматуру, которою сперва означены были одни обитатели порогов, он был из числа Первых полковников». Выходит, что Бульба — современник Батория. Да вот беда – Баторий, король Польши и полководец, родился в 1533 и лишь в 1576 становится королем, то есть, здесь уже упоминается 16 век. Не будем говорить про несостыковки, перейдем сразу к сути произведения.

Мы не можем говорить за автора точно, но скорее всего Гоголь хотел показать собственное представление об идеальном общественном строе. Он хотел изобразить такое место, которое ввиду полнейшего демократизма способно выносить в этот мир только настоящих и сильных духом героев. Видимо, именно таким идеалом для автора «Тараса Бульбы» являлась Запорожская Сечь.

В его понимании казачество – отдельная республика, и в ней проживают самые душевно щедрые и совершенно бескорыстные люди, с крепким характером, для которых на всем свете нет ничего важнее свободы родины. Но может ли наше мнение отличаться от авторского? Конечно, но для подкрепления своей точки зрения нам необходимо проанализировать произведение, хотя бы его часть. Чтобы читателю было интереснее, я выдвину тезис, который постараюсь доказать далее: «Повесть «Тарас Бульба» авторства Николая Васильевича Гоголя показывает нам, что казачество – это сборище настоящих бандюков, и помогает понять ошибки наших предков». Наконец, можно приступать к анализу.

Анализ повести «Тарас Бульба»

Итак, давайте разбираться, какой образ казачества нам представлен в произведении, и какую мораль мы из него выносим? Для этого слегка пройдемся по содержанию книги.

Первое знакомство с семьей

И с самого же начала перед нами предстает интересная ситуация: к бравому казаку Тарасу Бульбе после долгой учебы в академии приезжают два сына – Остап и Андрий. И прямо с порога своим, получившим полноценное высшее образование, сыновьям настоящий казак заявляет, что главная наука – это сабля и Сечь, и только там можно стать по-настоящему профессором жизни. Конечно, вопрос касательно того, для чего отец ранее посылал своих сынишек учиться, а не выдал саблю с шароварами сразу, остается открытым, но интереснее следующее развитие событий. Со словами «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!», старший сынок вступает в открытый конфликт с отцом, и он выливается в серьезную потасовку на кулаках. То есть, серьезный конфликт поколений обнаруживается практически сразу.

Здесь можно поразмышлять над тем, что в своей жизни каждый должен идти собственной дорогой. Любой челочек не имеет моральных прав давить на другого, заставляя жить по-своему, он может только подсказать. Тарас Бульба как отец семейства имеет право высказать свое отношение, но не должен идти дальше этого. Произведение четко дает нам понять, каким глупцом себя выставляет человек, не желающий принять убеждения другого, даже если он глава семейства. Но каков итог противостояния отца и сына? Бульба бьет кулаком по столу, «рвёт тельняшку на груди» и порывается срочно ехать в Сечь.

Отношения в казачестве

Мотив такого резкого желания очень прост: «Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу!». Ну и заодно под свое «не хочу» он берет и сынишек уму-разуму учить. Здесь стоит остановиться на уже упомянутом выше высказывании о женщинах и казачестве. Увидеть, как казаки относятся к женщинам, можно сразу из одной предыдущей цитаты. На примере жизни матери Остапа и Андрия тоже можно понять, насколько наплевательски отец семейства относился к жене.

Оба сына были ужасно дороги женщине и отдавать на смертельную Сечь парней, которые только вернулись в отчий дом, она не хотела. Мать целую ночь провела рядом со своими спящими детьми, молясь, чтобы утро наступило хотя бы немного позже. «Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих под юбку, да и сидела на них, как на куриных яйцах» — таков был ответ отца Бульбы любимой жене в данной ситуации. Конечно, не мог он забыть и про воспитание сыновей: «Не слушай, сынку, матери: она — баба, она ничего не знает».

Что интересно, здесь поднимается вопрос, почему же женщины настолько унижены? Бульба – воин, который гнушается домашней работы и норовит высказать свое несомненно важное «фи» в адрес каждого, кто занимается этим. Именно женщины, а также старики, маленькие дети и мужчины-инвалиды занимаются самой тяжелой работой вроде посевов, жатвы, пастьбы и прочего, зато бравые казаки всегда готовы навернуть сала да галушек под горилку. Хотя Гоголь, очевидно, не предполагал прогрессивного будущего, которое мы имеем сейчас, но подобные примеры очень помогают понять, почему равноправие полов необходимо и справедливо. И что же ждет молодцов на Сечи?

Жизнь на Сечи

Не будем описывать, что Остапу и Андрию не слишком понравилось такое решение, к тому же, они были крайне растроганы слезами матери. Оба молодых парня ехали, потупившись вниз, особенно грустен был Андрий, ведь он сумел найти милую девушку за время обучения, с которой не надеялся увидеться больше. Зато глава семейства, Тарас Бульба, был крайне воодушевлен сложившейся ситуацией, к тому же, его ждали славные казаки, товарищи, без устали играющие на бандурах, гуляющие и пьющие горилку. Стоит отметить, что подобная разгульная жизнь подается как признак запорожской воли. Казаки совершенно не готовятся к поединкам и не проводят тренировок, собирая, как они говорят, бранный опыт исключительно в пылу битв, о чем и говорит сам Бульба.

Вам может прийти в голову замечательный девиз «Слабоумие и Отвага», и действительно, считается, что для хорошего казака необходимо только «храбрости побольше». Насколько правильны подобные утверждения? Хотели бы вы прививать подобные устои своему ребенку? Не стоит забывать, что вместе с полной праздностью казаки также занимаются и грабежом, отбирая цехины не только у соседей, но и грабя турецкие корабли. Не организованная ли преступность? Подобная ситуация отлично показывает, что может случиться с людьми, которые не знают, куда себя деть при полном безделье и скуке, но считают себя достаточно компетентными, чтобы вершить чужие судьбы. Справедливости ради стоит отметить, что самому Бульбе такое положение не нравится, и он хочет научить своих сыновей «гулять по Сечи».

Противостояние с Польшей

Однако это желание Тараса делает ситуацию еще хуже, ведь от подобных казацких «прогулок» всегда бывает кому-то плохо. И в данном случае, не повезет полякам. Бульба, включив всю свою мужественность, не только заставляет товарищество менять кошевого – главу казачества, но и наставляет нового кошевого против Польши, рассказывая, что им необходимо отомстить за «все зло и посрамление веры и козацкой славы».

Проходит совсем немного времени, как юго-запад Польши начинает с ужасом кричать «Запорожцы! Показались запорожцы!». Тарас с радостью наблюдает, как его родные сыновья дерутся в первых рядах, хотя молодым подобные грабежи не слишком по душе. Но в то время, как старший Остап прямо оправдывает спиртные напитки во время битвы: «Как может статься, чтобы от безделья не напился человек?», соглашаясь с мнением, что их, совершенно пьяных мужиков, «половину вырезали, как свиней, половину в плен взяли», младший Андрий сбегает, как только представляется такая возможность – с татаркой-служанкой его возлюбленной паночки.

Очевидно, поступок младшего сынишки в дальнейшем не будет принято, а сам Андрий автоматически станет врагом всего казачества и, конечно, собственного папы. Берется в штыки и адекватная мысль юного парня: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты», которая была адресована девушке. Какую картину мы видим в итоге? Одного безумного и захваченного своей агрессией и беспомощность взрослого мужчину с властью, куда менее значимого, но явно перенявшего гены своего папы сильного парня, и слабого молодого парня, который решает посвящать свою жизнь не бессмысленным битвам с надуманным врагом, а своей любимой.

Читателю стоит поразмышлять, насколько правильно поступает каждый из героев? Конечно, можно говорить, что Андрий предает свою семью и Родину в целом, но является ли воинской доблестью агрессивное нападение на соседнее государство по невнятным причинам? И что важнее, созидание или разрушение? В современности, как мне кажется, подобные ценности будут только мешать.

Вывод

Возможно, что мое сочинение слишком затянулось. Как говорится, «Остапа понесло», хотя речь даже и не о том Остапе. Конечно, я не описала второй половины произведения с ее трагизмом жизненных перипетий, но, мне кажется, даже этого материала должно хватить, чтобы понять, какую мысль я стараюсь донести. Хочется подвести общий итог: данное произведение является скорее пережитком прошлого, чем книгой, из которой надо черпать какие-то идеи для своей жизни. И это не обязательно плохо, ведь произведение позволит ближе прикоснуться к нашей истории, а точнее к нашим предкам, и понять, почему сейчас мы стали настолько другими. Несомненно, книга написана отличнейшим слогом. Произведения Гоголя интересно всегда интересно читать именно благодаря стилю повествования. И я считаю, что «Тарас Бульба» должен быть прочитан каждым человеком, но уже в сознательном возрасте и с включенным критическим мышлением.

Сочинение предоставлено Завьяловой Людмилой.

Анализ «Тарас Бульба» Гоголь

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5391.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5391.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошёл весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьёзную проблематику, которая не перестает быть актуальной и в наши дни. Приведённый ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.

Год написания – 1835 г.

История создания – Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно. Он был недоволен опубликованным вариантом, и в течение семи лет упорно работал над произведением.

Тема – Основная тема «Тараса Бульбы» – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Композиция – В центре сюжета – непростая судьба казацкого полковника Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Завязка – возвращение молодых людей в отчий дом. Кульминаций в повести несколько. Развязка – трагическая гибель Тараса Бульбы.

Жанр – Историческая повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объёма произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплёл в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Основная мысль, которую автор хотел передать в своей повести – это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своей повести Гоголь затрагивает такие важные проблемы, как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев – Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями – практически сразу они попадают в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюблённого в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Ещё одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

В повести «Тарас Бульба» анализ образов двух братьев прослеживается очень чётко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Тараса Бульбы», а для основных подготовили отдельные страницы:

По своему жанру произведение «Тарас Бульба» относится к исторической повести, для которой характерна невероятная многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета всё-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья, общая характеристика которых прекрасно отображена в повести.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объём, в нём присутствуют характерные признаки эпической прозы больших жанров: подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Таким образом, «Тарас Бульба» является исторической повестью, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.

Анализ повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)

Фигура Николая Гоголя занимает одно из важнейших мест во всей русской литературе. Уникальный язык и литературные образы, уходящие корнями в малороссийское народное творчество, обеспечили писателю место в пантеоне русских писателей наравне с Толстым и Пушкиным. Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых известных творений Гоголя. Она сочетает в себе всё, за что любили и любят писателя. Яркие образы, красивый язык и романтичная, но в тоже время приближенная к реальности история. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор текста.

История создания

При создании произведения Гоголь опирался не только на народные сказания, но и на реальные исторические события. Писатель изучил множество исторических книг и документов. В основу сюжета повести легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, направленного против господства поляков.

Историческая история героической повести «Тарас Бульба» вмещает в себя весьма интересные факты:

  • Прототип главного героя известен. Образ Тараса Бульбы был вдохновлён куренным атаманом Войска Запорожского Охрим Макуха, который был ярым сторонником Богдана Хмельницкого и противником Речи Посполитой.
  • Прототипами сыновей Бульбы послужили сыновья Охрима, один из которых также перешёл на сторону поляков из-за любви.
  • Автор работал над рукописью в течение 10 лет и переписывал текст 8 раз.
  • Гоголь давал объявление в газеты, чтобы собрать по крупицам исторический материал для повести. Он просил людей присылать ему любые упоминания о бунте 1637 года.
  • Даже окончательный вариант повести не устроил писателя. Он намеревался переписать его, но не успел.

Направление и жанр

«Тарас Бульба» — представитель реалистической литературы. Автор стремиться к натуралистичному изображению окружения. Его герои максимально приближены к реальным людям. Сюжет полон неоднозначности, а персонажей нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.

Жанр произведения – историческая повесть. Сюжет «Тараса Бульбы» повествует о масштабных и важных событиях, которые имеют под собой реальную историческую основу. В то же время основной упор делается не на общую историческую картину, а на межличностные отношения, что не позволяет назвать эту книгу назвать романом.

Каковая жанровая принадлежность книги «Тарас Бульба»? Рассказ или повесть? Разумеется, второе, ведь объем, количество героев и сюжет указывают на жанр повести. Рассказ не может быть таким объемным и многогранным.

Суть: о чем повесть?

Два молодых человека, Остап и Андрий после многих лет обучения в семинарии возвращаются к своему отцу – старому казаку Тарасу Бульбе. Отец семейства хочет, чтобы дети пошли по его стопам, и намеревается отправиться вместе с ними в Запорожскую Сечь, где они станут настоящими воинами.

По прибытии в казачье войско Бульба пытается всячески спровоцировать войну, чтобы закалить своих сыновей в настоящих битвах. В конце концов, ему это удаётся, и казаки выдвигаются в поход.

Казачья армия доходит до города Дубно, но оказывается не способной взять его. Во время осады младший сын Тараса – Андрий, узнаёт, что в городе находится польская панна, в которую он был влюблён ещё с семинарии. Молодой казак предаёт свою веру и свой народ, чтобы сражаться за ту, кого любит.

К полякам подходит подкрепление. В результате нескольких ожесточённых битв старый Бульба лично убивает предателя Андрия, но казаки терпят поражение, а второй сын Тараса – Остап попадает в плен.

Оправившись от ран, Бульба добирается до Варшавы и становится свидетелем мученической смерти своего последнего сына. В ярости он собирает свой собственный казачий полк и вихрем проносится по польским землям. Во время ожесточённого сражения герой попадает в плен. Тараса Бульбу сжигают заживо, однако даже перед смертью старый казак остался несломленным. Он предрекает объединение русских земель и победу православных над всеми врагами. Подробное краткое содержание по главам Вы можете здесь.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Тарас Бульба» проста: она делится на мужские и женские образы. Также можно типизировать героев по тому, на какой они стороне: казаки или «ляхи». Характеристику персонажей Многомудрый Литрекон отразил в таблице:

Основные темы

Тематика в повести «Тарас Бульба» отражает те исторические реалии, о которых писал Гоголь:

  • Родина – Долг перед Родиной, борьба за её независимость ставится Гоголем на первое место. По его мнению, ни любовь, ни семья не имеют значения в тот момент, когда речь заходит о защите отечества. Страна является высшей ценностью для человека, именно душевные узы с братьями по вере и отечеству отличают человеческую личность от животного.
  • Патриотизм – Казачий патриотизм, показанный Гоголем, переходит все мыслимые и немыслимые пределы. Гоголевский патриот – это тот, кто готов отдать всё, что есть, ради дела патриотической борьбы. Например, автор описывает, как ремесленники перед войной уничтожали все орудия своего труда от презрения к ним. После боя уцелевшие люди вновь отстраивали то, что так неразумно разрушали.
  • Вера – Особый акцент делается принадлежности героев к православной вере. Именно носители православия представлены автором как защитники страны и отважные воины. Вера католиков и «жидов», напротив, изображается со всевозможным посрамлением. Это было характерно для Средневековья, и автор подчеркивает данную историческую подробность.
  • Семья – Не отрицая важность семейных уз, Гоголь без всяких сомнений отодвигает их в сторону перед вопросом борьбы с врагами отечества и веры. Кроме того, он показывает, что у наших предков было другое понимание семьи. Она строилась не на любви, а на долге и традициях, поэтому супруги большую часть жизни проводили порознь.
  • Любовь – Любовь в повести показана как опасное чувство. Движимый любовью Андрий совершает ужасное предательство, отворачивается от боевых братьев и своей родины. Однако ее отсутствие тоже порицается автором, ведь именно жестокость отца по отношению к матери и ее чувствам накладывает первую тень отчуждения на отношения Тараса и Андрия.
  • Природа – Повествование Гоголя разворачивается на фоне украинских степей. Автор с огромной любовью описывает пейзажи своей малой родины. Степь выражает у Гоголя мощь православной Руси, её стремление к свободе от захватчиков-иноверцев. Она же помогает казакам в трудную минуту: именно река позволила товарищам Тараса сбежать от польской погони.
  • Честь – Гоголь показал, что в любой ситуации важно сохранить свою честь. Андрий принял смерть отважно и с достоинством. Остап не сдавался до самого конца, несмотря на ужасные пытки, которым его подвергли. Тарас так же не утратил гордости, оставшись собой до последнего.
  • Быт и нравы – Жизнь казаков представлена у писателя грубой, жестокой и зачастую несправедливой. Гоголь очень живописно описывает сцены, в которых рисуются еврейские погромы и расправы над преступниками. Однако, несмотря на это, автор всё-таки симпатизирует казакам. Так как в их обществе он видел то, что уже давно утратили жители больших городов: честность, презрение к богатству и чувство единства.

Главные проблемы

Проблематика повести «Тарас Бульба» не менее щедра и любопытна для читателя:

  1. Нравственный выбор – Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувства или долг. Андрий выбирает между долгом перед казачьим братством и любовью к панне, а Бульба между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг. Как и в реальной жизни, сложно оценить, кто же из них в итоге выбрал правильно.
  2. Отцы и дети – Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время, как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно.
  3. Предательство – Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе.
  4. Война – Война представлена в повести, как бесконечно жестокое явление. Но, когда речь идёт о защите традиционного уклада, веры и страны, она необходима и правильна. Конечно, мы по-другому смотрим на нее с высоты прогресса, но, оценивая те события, важно понимать, что они происходили в совершенно другой реальности, где были иные нравы. Тогда кровавые расправы и пытки были нормой, и даже нежные барышни ходили на казни как на концерты или танцы.
  5. Жестокость – Персонажи Гоголя очень часто творят по-настоящему жестокие вещи. Гоголь был склонен оправдывать жестокость борьбой за веру и отечество, но все же он не раз подчеркивал, что кровожадность его героев — закономерное явление того времени, а не норма. Это было логично и обыденно тогда, но не сейчас.
  6. Долг – По мнению писателя, перед человеком стоит, прежде всего, долг перед родиной, верой и товарищами. И не может быть никакой пощады тем, кто его нарушит. Однако тот же долг может быть источником трагедии в жизни человека. Тарас сам накликал войну и был раздавлен ею, потому что видел свой долг не в мирном процветании народа и страны, а в битве и походе, даже если вере и отечеству ничего не угрожает.

Смысл

Гоголь вырисовывает перед нами борьбу казачества против польского господства во всех её противоречиях. И хоть симпатии писателя полностью находятся на стороне казаков, он не стесняется показывать ни грубости их душ, ни жестокости их нравов. Основная идея повести «Тарас Бульба» — показать зачатки украинского национального самосознания в переломном историческом моменте на примере драматической истории из реальной жизни.

Повесть в очередной раз утверждает единство казачества с остальной Россией, утверждает их патриотическую миссию, а также вырисовывает православие в качестве единственно правильной религии, объединяющей и защищающей русскую землю. Призыв к самостоятельности и единству русского государства — главная мысль повести «Тарас Бульба».

Вывод

Писатель вырисовывает образ патриота, который готов пожертвовать даже семьёй и чувствами, если на другой стороне весов будет его страна. Чему он учит? Конечно же, страстной любви к отечеству и уважению к его истории.

Гоголь осуждает предательство, вероотступничество, жадность и разобщённость общества. Он учит человека всегда ценить единство русского народа и хранить своё человеческое достоинство. Мораль в повести «Тарас Бульба» — нравственный урок верности своему идеалу. Все герои книги остались преданы своим принципам, даже Андрий, который принял справедливое наказание отца, но сохранил в сердце любовь к полячке.

Критика

Повесть «Тарас Бульба» была принята, в целом, очень положительно. Виссарион Белинский был в восторге от изображения казачьего быта с его единением и презрением к роскоши.

И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! какие краски, яркие и ослепительные. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь, «то гнездо, откуда вылетают все те гордые, и крепкие, как львы, откуда разливается воля и козачество на всю Украину. » (В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)», 1835 г.)

«…А Тарас Бульба! Как описаны там казаки, казачки; их набеги, жиды, Запорожье, степи. Какое разнообразие! Какая поэзия! Какая верность в изображении характеров! Сколько смешного и сколько высокого, трагического! О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых. » (М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)

В то же время произведение было осуждено в среде польской и еврейской интеллигенции, как националистическая пропаганда, вырисовывавшая евреев и поляков как жадных и порочных иноверцев.

«…Императрица сошла слушать Бульбу. Красоты его поразили ее; но она думает, что это злоупотребление таланта так ярко рисовать ужасы. Вот следствие французского вкуса.» (П. А. Плетнев — Я. К. Гроту, Пб., 10 ноября 1842 г.

Особенности повести «Тарас Бульба» подчеркнул Д. Н. Овсянико-Куликовский. Он объяснил феноменальную жестокость текста, вызывающую отвращение, тем, что автор ошибся, решившись подражать древнему эпосу Гомера. Однако он не был очевидцем событий и носителем древней культуры, поэтому его жажда прировнять кровопролитие к подвигу смотрится весьма наивно и неубедительно.

Культом физической силы, отваги, удальства проникнута повесть Гоголя, представляющая собою любопытный образец архаизирующего искусственного эпоса, своеобразно повторяющего наивность, непосредственность и грубость старого…»

Уже в наше время повесть осуждают за воспевание насилия и пропаганду войны, ведь, если смотреть на героев Гоголя в отрыве от исторического контекста, они могут показаться самыми настоящими бандитами и убийцами.

Так или иначе, повесть «Тарас Бульба» являет собой памятник патриотической русской литературы девятнадцатого века, немало сделавший для популяризации казачества.

Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель. Его произведения бессмертны: типичность гоголевских персонажей выходит далеко за пределы времени, в котором жил и творил писатель. Одно из таких «вечных» произведений – пьеса «Ревизор».

В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а ложные понятия об обязанностях, присущие большинству чиновников того времени. Благодаря этому, маленький захолустный городок, где царит произвол, где нет даже полицейского порядка, где власти образуют группу мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы.

Многие признают, что сколько бы раз они не смотрели «Ревизора», всегда были захвачены финалом, поразительным по красоте, по силе эмоций, по необычности и совершенной неожиданности сюжета. Гоголь как драматург достиг того, что зрительный зал в финале пьесы «был потрясен одним потрясением». Что же это за потрясение?

Гоголь придавал большое значение заключительной сцене, которая начинается после ошеломляющей фразы жандарма о приезде «нового» ревизора. Это известие шокирует чиновников города N, волнуя вместе с тем читателей и зрителей. «Немая сцена» — один из кульминационных моментов в пьесе. Степень потрясённости героев после сообщения о том, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», лучше и выразить невозможно, чем пораженным молчанием. Молчанием потому, что нечего говорить в такой ситуации опозоренным чиновникам, которые сами загнали себя в ловушку.

Сюжет комедии довольно прост: в захолустном городке проезжего человека (Хлестакова) приняли за ревизора, которого как раз в это время ожидало начальство. Вплоть до конца комедии развитие сюжета основывается на испуганной психологии чиновников. При этом, чем яснее и очевиднее становится игра Хлестакова, тем больше городничий и чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербуржский ревизор. Явный обман они принимают за тонкую маскировку проверяющих инстанций. Тот факт, что Хлестаков ни за что «не платит», заставляет превратно истолковывать каждый шаг, каждое слово героя: значит, крупный чин!

Завязка «Ревизора» также выбрана необычайно удобно. Известие о ревизоре, задевая всех за живое, сразу разоблачает каждого чиновника как одного из участников плутовской компании. Их последующий разговор и взаимные упрёки создают неприглядную картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола. Всё они – порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами. Духовный и нравственный уровень их крайне низок. А ведь это люди, в руках которых находится судьба народа, судьба всей России!

Теперь, когда мы увидим то, что хотел показать нам драматург в своём произведении, вернёмся к финальной сцене. Она несёт символический характер, подчёркивая идею неминуемого возмездия, которая представляется, как «гроза в дали идущего закона».

Очень красноречивы позы каждого действующего лица этой сцены. Наиболее выразительны позы городничего («посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головою»), как бы взывающего к Богу. Городничий в этот момент понимает, что не Хлестаков обманул его, а он сам обманулся. И, несомненно, он и является основным героем в немой сцене. Его жена и дочери стоят «с устремившимся к нему движением всего тела». К кому же они ещё бросятся за защитой. Позы остальных персонажей выражают либо вопрос, либо потрясение, либо растерянность. Почтмейстер превращается в знак вопроса, у Луки Лукича потерянное выражение лица. Специально автор поставил Землянику, судью, Добчинского и Бобчинского по левую сторону от него, чтобы показать, кому он доверял за всё время пребывания Хлестакова. В немой сцене есть только обманутые каким-либо способом люди. Поэтому в ней нет Хлестакова – ложного «ревизора».

Гоголь в немой сцене использует слово «окаменели». Люди бездействуют, замирают от осознания того, что с ними так подло поступили. Если бы их совесть была чиста, то они бы непременно нашли, что ответить обидчику, но как быть, если они сами погрязли во взяточничестве, обмане, самодурстве? Остается только молчать…

Теперь мы видим, что немая сцена – это не только эффективное эмоциональное воздействие, в этой сцене заключён основной смысл произведения. Мог ли Гоголь закончить комедию «Ревизор» иначе? Я считаю, что нет. Оцепенение пройдет, Городничий, наверняка найдет способ выкрутиться и из этой ситуации, но это уже другая история. Главное, что обман рано или поздно раскрывается и неважно, с помощью чего: правды или другого обмана.

Сочинение Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор Гоголя

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.

Все чиновники собрались в одном месте. Все они потерпели фиаско. Хлестаков, которого они приняли за ревизора, оказался самозванцем, сам того не желая. Люди были обмануты по собственной глупости. Они были так шокированы своей оплошностью, что забыли о самом главном — приезде настоящего ревизора. И вот произносятся заветные слова об его приезде.

Это заставляет чиновников окаменеть из-за страха. То чувство ужаса и волнения, нахлынувшее из-за переезда Хлестакова, опять нахлынуло с новой силой. Страх был еще сильнее из-за того, что к приезду настоящего ревизора ничего не было подготовлено, как к приезду самозванца. Началась немая сцена.

В центре комнаты стоит городничий — главный человек города. Его задача заботиться о счастьи и комфорте жителей, однако он думает только о собственном обогащении. В немой сцене он распростер руки вверх, словно обращается к небу. Возможно, он размышляет о том, что с ним теперь будет, ведь ревизору не составит труда найти нарушения и наказать городничего. Даже если его ошибки не будут найдены, но будут найдены, например, ошибки судьи Ляпкин-Тяпкина, то городничий все равно будет наказан, так как его задача — следить за соблюдением законов в городе, следить за правопорядком.

Немая сцена символизирует суд совести. В этом моменте кроме общественного смысла у комедии «Ревизор» появляется моральное значение. В немой сцене каждый чиновник переживает, думает, что с ним будет. Возможно, у кого-то из них появились реальные муки совести, кто-то раскаялся, но очень вряд ли.

Немая сцена своего рода посыл каждому человеку. Николай Васильевич Гоголь хочет сказать, что за свои поступки необходимо отвечать, поэтому жить нужно честно, по совести, не нарушать реальный и моральный закон, помогать всем нуждающимся. Честному человеку нечего бояться перед Высшим судом, так как он делал все правильно и честно.

О проверке настоящего ревизора ни слова нет принципиально. Таким образом, писатель подчеркивает, что суд совести намного важнее и страшнее для человека, чем суд реальный. Суд реальный не всегда может заставить человека раскаяться и измениться, а суд совести заставляет человека анализировать свои поступки, а главное их последствия.

2 вариант

Произведение в драматургическом жанре под названием «Ревизор» написан Николаем Васильевичем Гоголем. Смысл и значением немой сцены, которая присутствует в этой пьесе, представлены в данной статье.

Николай Васильевич выступил в роли новатора, так как никто раньше до него не додумывался вынести в центр внимания общественных конфликт, а не конфликт любовных отношений. В своей комедии автор смог высмеять общественные пороки, посмеявшись над каждым из героев, но это не был сладкий и чистый смех. Эта была сатира и сарказм.

По сюжету пьесы в город должен приехать ревизор. Все готовиться к его визиту, стараясь прикрыть все «косяки», чтобы не получить по шапке.

Тут проезжает около города молодой человек по фамилии Хлестаков, которого, собственно, по ошибке и принимают за ревизора. Ему оказывают радушный прием. Он хвастливо рассказывает истории из своей богатой, веселой, светской жизни. Хлестаков решил подыграть и попользоваться моментом такого своего влияния, пока ему не пришлют денег.

Каждый из героев пьесы что-то скрывает, потому хочет так угодить ревизору. Городничий знает, какой на самом деле беспорядок творится в городе: в больницах умирают люди, еда – это помои и вообще кругом взятничество, мошенничество, беззаконье.

Произведение заканчивается этакой «немой сценой». Именно в этой точке расширяются комедийные линии. И тут происходит ее преобразование из общественной в комедию о нравственности и философии. Гоголь делает напоминание о том, приходит определенное время, когда все люди должны отвечать за свои деяния, как и представители власти в его пьесе. Автор делает обращение к каждому читателю, что необходимо жить, руководствуясь совестью. Мы всегда несем ответственность за свои действия в первую очередь перед самими собой, обществом.

Поэтому немая сцена трогает увлеченности каждого персонажа. В финальной части все персонажи выводятся писателем на сцену и впадают в обездвиживание. Этот нюанс помогает автору сфокусировать внимание читателей именно на происходящем, а именно тот страх, который посетил каждого из них, когда они узнали о прибытии настоящего проверяющего.

Роль немой сцены

Данную великолепную комедию Николая Гоголя можно назвать по-настоящему новаторской и интересной. Она отразила впервые за долгое время такую тематику, как общественный конфликт, в котором на замену светлым любовным чувствам, вышла весьма нетипичная ситуация, которая говорила о том, что в стране требуются кардинальные перемены, и соответственно, из-за пороков людей в данном обществе, происходили самые неблагоприятные последствия для всех сфер деятельности. Автор высмеивал привычки чиновников, которые заключались в том, чтобы брать взятки со всех людей, а также, данные люди уважали и судили только за наличие какой-либо должности или звания.

Стоит отметить и тот факт, что чиновников данного города можно назвать весьма порочными и даже недальновидными людьми, которые стремились к власти, и старались воровать из государственной казны как можно больше денежных средств. Интересным является тот факт, что после того, как чиновники поняли, кто же есть Хлестаков на самом деле, автор решает показать немую сцену, в которой он отобразил, насколько отягощенной может быть ситуация, при которой выясняется правда. Откровением для читателей может стать то, что после нее произведение заканчивается. Писатель прибегнул к данному приему лишь с одной целью – он хотел, чтобы у читателей остались собственные домыслы и идеи по этому поводу.

Когда городничему сообщают о том, что Хлестаков выдавал себя за проверяющего, но им не являлся, он тут же меняется в лице, и решает предпринять попытку совершения чего-то рационального и спешного. Однако, поняв весь трагизм ситуации, и то, что в скором времени ему придется отвечать за содеянное, данный герой стоит словно парализованный, и не решается сказать что-либо. Стоит отметить и тот факт, что у чиновников даже не успели появиться какие-либо эмоции на лице, ведь тот факт, что они поняли это молниеносно, поставил их в совершенно неловкое положение. Все кражи, которые они совершали на протяжении огромного периода времени, говорит о том, что их привычкам скоро наступит конец. Городничий понимал, что в скором времени лишится своей должности. Однако, это не самое страшное, что с ним может случиться, ведь за преступления против государства, он может понести самые суровые наказания. В произведении автор указывает на то, что нужно вести честную, справедливую и порядочную жизнь, чтобы в случае возникновения проверок, не было никаких опасений за свою деятельность.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.

В романе Гончарова «Обломов» главный герой ведёт праздную жизнь, не читает книг, не занимается хозяйством и своим поместьем. Илья Ильич заводит отношения с двумя женщинами

Что может быть красивей натюрмортов, особенно если это изображение, сорванных, весенних цветов. Но еще лучше, если они выполнены рукой выдающегося, русского художника Бруснилова, который очень любил данный вид живописи

Произведение рассказывает о глухонемом крестьянине Герасиме, которого старая барыня привезла из деревни в Москву и назначила его дворником. Этот мужчина обладал недюжинной силой, и всякая работа спорилась в его руках.

Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях

Анализ роли немой сцены в пьесе Гоголя «Ревизор»

Николай Васильевич Гоголь в своём произведении уделяет особое внимание финальной сцене. Автор хочет показать этой постановкой всю степень удивления и разочарования, которые постигли героев «Ревизора». Роль немой сцены нельзя недооценивать, так как именно в ней отражаются истинные эмоции всех героев произведения.

  1. Анализ событий, предшествующих финалу
  2. Описание Хлестакова
  3. Жители города
  4. Новость, удивившая всех
  5. Позы героев
  6. Значение момента

Анализ событий, предшествующих финалу

Автор в своей комедии путём использования сарказма и сатиры показывает читателю все существующие пороки общества города N. Чтобы понять, какой смысл заключён в немой сцене, необходимо провести анализ предшествующих событий.

Описание Хлестакова

По сюжету в город приезжает юноша, который живёт на средства своего отца и постоянно «спускает» все сбережения понапрасну:

  • ездит исключительно в хороших экипажах с извозчиком;
  • каждый день посещает театр;
  • заказывает только хорошие дорогие обеды;
  • покупает новый фрак из английского сукна;
  • проигрывает огромные суммы в карты.

После того как не остаётся ни единой «свободной» монеты, Хлестаков начинает продавать только недавно купленный фрак, а потом и рубашки. Останавливаться юноше со своим слугой приходится в самых непривлекательных номерах и порой даже голодать, пока хозяин гостиницы не выгонит за неуплату.

Именно в такой момент своей жизни молодой чиновник проездом к своему отцу попадает в город N. Так совпадает, что в этот момент все люди, стоящие у власти небольшого провинциального поселения, находятся в ожидании ревизора. И поэтому появление нового незнакомого лица вызвало эффект массовой уверенности, что это проверяющий.

Голодая уже несколько дней и совершенно не зная, как решить свои финансовые трудности, Хлестаков поначалу пугается появления столь значимых гостей. Однако юноша отличается необычайной догадливостью и хитростью, поэтому очень скоро он вживается в роль ревизора.

Замечая столь радушный приём и желание угодить ему во всём, Хлестаков, расслабившись, начинает рассказывать различные истории, выставляя себя очень важным, богатым и светским человеком. При этом он занимает деньги, поясняя, что поиздержался в дороге.

Жители города

Городские чиновники, желая избежать возможного наказания за нарушение своих должностных обязанностей и взяточничество, с радостью готовы предоставить гостю любые суммы денег и совершенно не требует их возвращения.

Каждый из персонажей скрывает какие-то свои грехи и пороки, поэтому значение немой сцены в комедии «Ревизор» неоценимо. Городничий прекрасно знает, какие преступления совершаются на подвластной ему территории, да и сам периодически нарушает закон. И если кратко, весь город погряз во взятках, беззаконье и мошенничестве.

Написанное Хлестаковым письмо, в котором он высмеивал так угождающих ему чиновников, вызывает «бурю эмоций» у преступников. Герои полны возмущения и разочарования, что они потратили столько сил, времени и внимания человеку, который совершенно не заслужил такого обращения.

Чиновники осознают, что все отданные деньги не принесут им пользы. Наибольшее сожаление и стыд испытывают героини комедии, ведь они согласились на брак с таким же пройдохой и лжецом, как и они. Более того, они уже начали считать себя превыше окружающих их людей.

Все обманутые герои в финале собрались вместе, чтобы поздравить городничего и его семью с предстоящим браком. И именно в этот момент они были массово поражены содержанием письма до той степени, что даже не задумались о приезде настоящего ревизора. Не успев отойти от осознания своей глупости и нелепости своих действий, они подвергаются новому шоку.

Произведение заканчивается немой сценой, которая подчёркивает те чувства волнения и ужаса, нахлынувшие вновь с приездом ревизора. Только в этот момент, совершенно никто из чиновников не готов к новой проверке.

Новость, удивившая всех

Последняя сцена представляется наиболее важной во всём произведении. Сам писатель считал ее ключевой в понимании замысла комедии. Оцепенение чиновников позволяет читателю до малейших деталей рассмотреть героев, застигнутых столькими новостями в самый неожиданный для них момент. Именно в таких ситуациях, когда кто-то преисполнен такими сильными чувствами, как страх и удивление, окружающие могут увидеть настоящее лицо человека.

В череде происходящих событий и испытываемых волнений далеко не все характерные черты персонажей можно заметить, в этой же сцене для изучения каждого героя у читателя есть много времени.

Позы героев

В сочинении Гоголя значение немой сцены в «Ревизоре» показывается постановкой поведения всех действующих лиц в финале:

  • в центре находится городничий с запрокинутой головой и распростёртыми руками, как бы спрашивая у высших сил, почему вся ситуация сложилась именно так и с ним;
  • устремляют на него свой взгляд жена и дочь, поскольку они чрезвычайно напуганы и ищут ответа и поддержки от него, как от главы семейства;
  • Бобчинский и Добчинский изображены в движении друг к другу в попытке найти утешение;
  • Хлопов совершенно ошеломлён, он как будто хочет исчезнуть;
  • Артемий Филиппович сидит с видом внимательно прислушивающегося человека, на самом деле уже готовит план, как угодить новому ревизору;
  • Шпекин попросту превращается «в вопросительный знак»;
  • самый нелепый вид у Ляпкина-Тяпкина, который присел чуть ли не до самой земли и выражает всем своим видом неожиданное и серьёзное огорчение.

Гоголь неспроста передаёт эффект «окаменения» и «застывания» позам персонажам. Этот финал олицетворяет фальшивость чувств и «окаменелость» душ героев. Все движения описаны с комичностью и демонстрируют неестественность их владельцев.

Значение момента

Финал представляет собой самую правдивую и яркую часть всего произведения. Он полностью передает эмоциональную зависимость персонажей и тем самым олицетворяет идею произведения. Только в этот момент времени герои выглядят правдиво, поскольку, находясь в шоке, не способны врать или что-либо предпринять.

Такое окончание символизирует личный суд каждого персонажа. Именно сейчас каждый из присутствующих вынужден задуматься о совершенных преступлениях. Естественно, что никто из них, скорее всего, и не почувствует «угрызений совести», но хотя бы задумается о целесообразности и правильности своих поступков.

Николай Васильевич Гоголь таким финалом передаёт каждому читателю мысль, что за все преступления и даже просто за плохие поступки всегда следует наказание. Нужно быть честным человеком и жить, соблюдая все законы, только тогда будет нечего бояться в любой момент жизни.

Читайте также:
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь Ревизор): сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: