Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них).: сочинение

Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – величайший творец русской литературы. «Мертвые души» – известнейшее его творение. В данное произведение автор вложил все особенности собственного таланта

Лирические отступления играют важнейшую миссию. в произведении «Мертвые души». В них поэт затрагивает наиболее важные социальные проблемы. Писатель свои раздумья о предназначении человека и судьбе своей Родины противопоставил темным картинам, показывающим русскую жизнь.

В начале лирические отступления имеют повествовательную форму. В них автор высказывается о героях, но по мере того, как разворачиваются события, их скрытый мотив становится все более широким и многогранным.

Отступление, которое обрывает повествование о Коробочке, повествует о схожести героини с ее «сестрой», которая, не обращая внимания на внешние различия, ведет такой же образ жизни.

Совсем другие идеи несет поэтичное отклонение в завершении пятой главы. В нем писатель не повествует о героях, об отношении к ним. В этом отступлении повествуется о великом русском народе и о таланте русского населения.

Если не вдумываться, то это отхождение никак не связано с предыдущими событиями, но на самом деле – без него невозможно полное раскрытие темы.

Большой значимостью обладают лирические отступления, которые повествуют о творческой и жизненной судьбе автора в современном для него обществе. В этом отступлении отпечатались не только его мысли по поводу искусства, но и позиция к властвующим слоям общества и к народу. Оно определило идеологический путь Гоголя.

Необыкновенной мощи гражданский пыл писателя доходит в лирическом отступлении — “Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.” Вульгарность, пустота, низость жизни еще более определенно проступают на фоне приподнятых поэтичных строк. Данный способ контраста употреблен автором очень умело. вследствие такого внезапного противопоставления лучше уясняются негативные качества героев “Мертвых душ”.

Высочайшим чувством патриотизма обвеял лик Российской Империи, оканчивающий зачинающий том поэмы, Образ, который воплотил в себе тот эталон совершенства, который озарял автору путь при описании мелкой, вульгарного бытия.

Такая значимость лирических отступлений в структуре творения. Но наиболее важное то, что в них проявляется точка зрения писателя на искусство, взаимоотношения меж людьми. На страничках произведения творец желал не только обличить, но и утвердить свой нравственный эталон, и оглашал его в своих восхитительных лирических отступлениях, где отпечатались все его думы и чувства, и в первую очередь колоссальное чувство любви к собственному народу и стране, убеждение в том, что отчизна освободится от властвования “болотных огней” и возвратится на верный курс: путь живой души.

2 вариант

Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” уникальна. Эта поэма о предпринимателе того времени. Павел Иванович Чичиков путешествует. Его путешествие впечатляюще – Чичиков скупщик душ. Гоголь отлично описывает его похождения. Лирическое отступление чуть ли не красочно и мелодично. Автор приводит интересные рассуждения, передаётся особая эмоциональная окраска.

Если глубоко задуматься: можно при чтении произведения прислушаться к ноткам напева. Так Гоголь передаёт свою искреннюю любовь к родному краю. Он размышляет о том, что будет с русским народом. Том первый исключительно построен так, что читатель посредством автора Николая Васильевича задумывается. По мыслям литературоведов, всё это разделяется на пару групп. Первое: автор сострадает и думает о Родине. Второе: Гоголь рассматривает русский характер, его национальные особенности.

Пятая глава. Здесь начинаются первые лирические отступления. Герой Чичиков сталкивается со странным прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. “Заплатанный” – прозвище просто поразило Чичикова. Гоголь сам размышляет о точности русского выражения. Речь британских народов – полна мудрости, французский говор отличается легкомыслием и щегольством. Русская же речь невероятно бойкая, заставляет щекотать души, берёт за живое. В этом отступлении читатель чувствует восторг, проникается любовью к русскому наречию.

Глава шестая словно плачь по ушедшей юности. Ушли романтика и фантазии, нет больше воображений об идеалах, о красивой жизни. Николай Васильевич скорбит, что светлая юность остаётся в прошлом, восторг закончился, а впереди взрослая жизнь. У взрослых людей другие взгляды на мир, в какой-то мере даже пошлые. Вот и тоскует Гоголь в своих размышлениях по легкомыслию юношеских лет, по светлым мыслям беззаботных ребят.

В “Мертвых душах” проскальзывает и тема о цели писателя в мире. Для этого отведена седьмая глава в поэме. На примере два автора: писатель – любимец публики и писатель – одиночка. Любимец “купается” в овациях, его расхваливают, восторгаются и им и его идеализирующими героями. В произведениях такой автор не показывает пошлости и грязи. Его жизнь радостна и легка. Другой же – описывает реальную жестокую жизнь. Он борется за правдивость, его герои иные, живут в серости и унынии от тяжких забот. Поэтому-то этот писатель обрекает себя на одиночество и на постоянное непонимание.

Читайте также:
Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Россия! Вся наша умиротворённая Россия описана в одиннадцатой главе. Бескрайние просторы нашего края, как светлые тихие думы, навевают нам покой и благодать. Наша Русь не похожа на другие края земли. Читатель путешествует и глазами Гоголя видит, как переносится в раздумьях из забытого прошлого в яркое будущее.

Все эти лирические отступления Гоголь придумал, чтобы увлечь читателя, научить его размышлять в первую очередь о красочной нашей неповторимой России. Судьба Руси в наших руках. Мы должны беречь и русское слово, восторгаться своей жизнью.

Образец 3

Николай Васильевич Гоголь является автором поэмы “Мертвые души”. Главным героем произведения является Павел Иванович Чичиков. Лирические отступления представляют собой моменты, когда автор начинает комментировать и описывать действия, которые происходят в произведении от первого лица. Таким образом, человек может узнать мнение автора и ответить самому себе на возникшие вопросы. Благодаря лирическим отступлениям, читатели могут более эмоционально и глубоко понять суть произведения.

На протяжении чтения всего произведения, все лирические отступления можно разделить на два вида, первые связаны с размышлениями о родном крае, стране, в которой проживает Николай Васильевич, размышления связанные с происхождением человека и смысла жизни в целом. Первое отступление встречается в момент, когда Чичиков узнаёт о прозвище, которое дали Плюшкину. В этот момент автор начинает высказывать свои соображения и мысли, а также восхищается насколько русский язык, может наиболее точно выразить размышления человека.

На протяжении всего этого рассуждения, автор выражает свое глубочайшее уважение и любовь к родному языку, который он изучал с самых пелёнок. Гордость и уважение за Родину нахлынывает автора. Помимо всего вышесказанного встречаются следующие размышления, связанные с юностью, которая проходит мимо жизни так же быстро, как жизнь протекает.

Несмотря на все соображения автора, он ни может ни затронуть тему, которая очень близко его душе, это тема касающаяся двух противоположных авторов, которые между собой связаны жизнью, но они имеют разное начало. Первый автор, воспринимается народом как положительный, он умеет произвести впечатление, он рассказывает о том, как жизнь прекрасна и пытается загладить все горести жизни, и преподнести их в другом свете.

Но существует иная сторона авторства, это сторона которая чужда каждому читателю. Ведь именно этот автор, показывает жизнь той, какая она является на самом деле, он не украшает её, не делает из неё сказку, в которую можно поверить. Именно за это данного автора невзлюбил народ и каждому читателю тяжело читать данные произведения, ведь каждый человек понимает, в какой реальности он проживает.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Название «Серебряный век» в русской литературе появился по сходному названию Золотого века, в котором творили Пушкин, Тургенев, Лермонтов. Именно в серебряном веке зародились

Все мы – люди, каждый из нас – человек. Мы умеем разговаривать, мыслить, творить и ходить прямо, но только ли по этой причине каждого из нас можно назвать человеком? Конечно, нет.

Рождение человека, животного, растения, и, в общем, живого организма, безусловно, самое прекрасное, что может происходить на земле.

Произведение, представленное в жанре повести, повествует об исторических событиях второй половины XVII века в период борьбы запорожских казаков против иноземных захватчиков.

«Макар Чудра» – одно из ранних произведений М. Горького, с которым он проявил себя в литературе. Глубокие мысли проникнуты духом романтизма. Всё персонажи рассказа – цыгане, в отличие от обычных людей ценящие свободу больше всего на свете.

Какова роль лирических отступлений в поэме «Мёртвые души»? (Гоголь Н. В.)

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях затрагивал проблемы крепостного права и угнетения народа;писателя также волновало будущее России. Все свои переживания он отразил в поэме «Мёртвые души». Почему именно этот литературный жанр? Потому что всё произведение, все главы буквально пропитаны лирическими отступлениями. Они играют важнейшую роль в раскрытии идеи и темы «Мёртвых душ». Все отступления разделяются на два типа: эпические (служат для раскрытия характеров и образов) и непосредственно лирические (отображают внутренние переживания автора о судьбе России).

Чтобы точнее определить значение всех отступлений, разберём основные главы поэмы.

Читайте также:
Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

В первой главе Н. В. Гоголь размышляет о «тонких и толстых»: «мужчины здесь, как и везде, были двух родов». Тонкие всегда были вокруг дам, «просто благовидные». Толстые же «косились и пятились от девушек», были почетными городскими чиновниками. Автор с огорчением замечает, что люди буквально зациклились на своих статусах: «Увы! Толстые умеют лучше…обделывать дела свои», «Тоненькие служат больше по особенным поручениям». Возможно, с неким сарказмом или иронией, гиперболизируя,

Н. В. Гоголь хотел показать не только внутренние различия между «средними» и богатыми, но и выделить их образ, некий портрет, чтобы читателям было легче его представить. Таким образом, с помощью эпического отступления автор в начале поэмы дает небольшую подсказку, о чем будет идти речь дальше, наводит читателей на рассуждения о чинопочитании.

«Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения», — так начинается лирическое отступление в третьей главе произведения. Н. В. Гоголь рассуждает с одной стороны о богатстве русского языка, его красоте: «хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки». С другой же, автор подмечает находчивость русского человека: «есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить иначе, чем с тем, у кого их 300…». Писатель ни в коем случае не упрекает народ. Гоголь восхищается, даже удивляется этому качеству: «гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?» Значит, автор с помощью отступления показывает, что несмотря на все проблемы, русский народ – особенный, неповторимый, с душой и «изюминкой», нежели «французы или немцы».

Очень ярким примером является лирическое отступление в шестой главе о человеческой жизни. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», – эмоциональное возмущение автора передает основную мысль этой главы. Плюшкин замыкает цепь среди помещиков, олицетворяет последнюю ступень деградации чиновников. Герой – настоящий образец нравственного и физического вырождения, «прореха на человечестве». Писатель утверждает, что такие «мертвые души», как Плюшкин, приведут Россию к гибели. Н. В. Гоголь понимает, что практически бессилен по отношению к этой проблеме, поэтому и решает высказать свой «крик души» читателям.

«Повесть о капитане Копейкине» — лирическое отступление, превратившееся в отдельную повесть. Писатель затрагивает очень большую проблему взаимоотношения «маленького человека» и власти. Капитан просит помощи у верхов с социальным обеспечением: «Пойду в комиссию». Не трудно догадаться, что никакой поддержки он не получил: «Жизнь-то петербургская его уже поразобрала», «ему подносят горькое блюдо под названием «завтра»». В итоге, чтобы хоть как-то решить проблему, начальник просто высылает Копейкина на малую родину… Неоднозначна концовка повести: «появилась…шайка разбойников, а атаман-то… не кто другой…» Н. В. Гоголь показал одну из темных сторон жизни в России, а именно произвол и бездушие чиновников. Читатели начинают рассуждать и с ужасом понимают, что в наше время почти ничего не изменилось.

Заключительные лирические отступления в последней главе первого тома несут в себе торжественный, восхваляющий характер: «Эх, тройка!» Писатель рассуждал судьбе России, каждая строчка пропитана любовью и заботой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Н. В. Гоголь сравнивает Россию с тройкой лошадей, несущихся вдаль, которых нельзя догнать. Тем самым автор указывает на светлое будущее России. Но писатель и сам не знает, что будет с Родиной дальше: «…дай ответ. Не дает ответа», — это его и тревожит. Тревожат люди, которые здесь живут, те самые чиновники. Автор боится за будущее страны, если ей будут управлять такие люди. Это и есть самый главный вопрос, который остается без ответа.

Таким образом, лирические отступления играют немаловажную роль в поэме. С их помощью автор выражает любовь и чувство патриотизма к России, описывает не только светлые, но и тёмные стороны жизни, рассуждает о людях, живущих здесь, об их характерах. Н. В. Гоголь через столетия пронес до сих пор актуальные проблемы в обществе для того, чтобы мы учились на ошибках героев и не допустили такого в реальной жизни. Ведь будущее страны зависит только от нас.

Сочинение: Роль лирических отступлений в поэме “Мертвые души”

Роль лирических отступлений в поэме “Мертвые души”

Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской литературы. Вершиной его творчества является поэма “Мертвые души”. В ней нашли свое отражение все основные особенности таланта автора.

Важнейшую роль в композиционной структуре “Мертвых душ” играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Читайте также:
Гоголь и Украина: сочинение

В начале поэмы лирические отступления носят характер высказываний автора о его героях, но по мере развертывания действия их внутренняя тема становится все более широкой и многогранной.

Рассказав о Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, для того чтобы читателю стала яснее нарисованная картина жизни. Авторское отступление, которым прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение с ее “сестрой” из аристократического общества, которая, несмотря на иной внешний облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.

После посещения Ноздрева Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой. Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: “Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь.” Но то, что свойственно множеству людей, что появляется “поперек” каким бы то ни было печалям,- все это совершенно чуждо Чичикову, холодная осмотрительность которого сопоставляется здесь с непосредственным проявлением чувств.

Совсем иной характер носит лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это лирическое отступление как будто мало связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной идеи поэмы: настоящая Россия – это не собакевичи, ноздревы и коробочки, а народ, народная стихия.

В тесном соприкосновении с лирическими высказываниями о русском слове и народном характере находится и то авторское отступление, которое открывает шестую главу.

Повествование о Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий смысл: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!”

Немалое значение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателя в современном Гоголю обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего “возвеличенные образы”, и писателя-реалиста, сатирика. В этом лирическом отступлении, полном глубоких мыслей и ярких обобщений, отразились не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к господствующим верхам общества, к народу. Оно определяет и идейный путь писателя и оценку им основных общественных сил.

В главах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о крайней раздраженности чинов и сословий – ” теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположены в воздухе.” Описание всеобщей сумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях, которыми нередко шло человечество в своей истории,- “но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки.”

Особенной силы гражданский пафос писателя достигает в лирическом отступлении – “Русь, Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.” Как и лирический монолог начала седьмой главы, это лирическое отступление составляет отчетливую грань между двумя крупными звеньями повествования – городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже в широком плане предстает тема России, в которой было “бедно, разбросанно и неприютно”, но где не могут не родиться богатыри. Лирические высказывания автора как бы прерываются вторжением грубой житейской прозы. “И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

– Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану.

– Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.- Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! – И, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.”

Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применен Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев “Мертвых душ”.

Непосредственно вслед за этим автор делится с читателем мыслями, которые вызывают в нем мчащаяся тройка, далекая дорога. “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! и как чудна она сама, эта дорога.” Одну за другой Гоголь набрасывает здесь картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося на быстрых конях по осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова.

Читайте также:
Как предыстория Чичикова помогает понять его характер (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, изображающая “дурное”, “презренное”.

Высоким чувством патриотизма овеян образ России, завершающий первый том поэмы, образ, воплотивший в себе тот идеал, который освещал художнику путь при изображении мелкой, пошлой жизни.

Такова роль лирических отступлений в композиции поэмы. Но самое главное то, что в них выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. На страницах поэмы Гоголь хотел не только обличать, но и утверждать свой нравственный идеал, и высказал его в своих замечательных лирических отступлениях, где отразились все его мысли и чувства, и прежде всего огромное чувство любви к своему народу и отечеству, вера в то, что родина вырвется из власти “болотных огней” и вернется на истинный путь: путь живой души.

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Гоголя – Сочинение

Поэма «Мертвые души» отличается по жанру от других произведений русской литературы. Лирические отступления делают ее еще более яркой. Они доказывают, что Н.В.Гоголь создал именно поэму, но не в стихах, а в прозе.

Роль отступлений

Н.В.Гоголь в тексте поэмы постоянно присутствует. Читатель чувствует его постоянно, иногда он как будто забывает о сюжете текста, уводит в сторону. Для чего так поступает великий классик:

    Помогает проще пережить возмущение, которое вызывают поступки персонажей.

Добавляет в текст юмора.

Создает отдельные самостоятельные произведения.

Меняет впечатление от общего описания рутинной жизни помещиков, потерявших свою душу.

Писатель хочет, чтобы читатель знал его отношения к событиям и людям. Именно поэтому он делится мыслями, выказывает гнев или сожаление.

Философские рассуждения

Некоторые отступления предлагают порассуждать над особенностями человеческой личности и бытия.

    О толстых и тоненьких. Писатель делит мужчин на два рода в зависимости от полноты. Он находит отличительные свойства их характера. Тоненькие изворотливы, ненадежны. Легко подстраиваются под ситуации и меняют свое поведение. Толстые – дельцы, которые чаще обретают вес в обществе.

Два типа характеров. Большие портреты и трудные для портретистов. Одни открыты и понятны, другие скрывают не только свою внешность, но и все, что внутри.

Страсть и человек. Чувства человека различны по силе. Его могут посетить прекраснейшие страсти, а могут низменные и мелочные. Кто-то мечтает о ничтожных побрякушках, а где-то рождается чувство великой любви. Страсть меняет человека, она способна превратить его в червяка, привести к потере души.

О подлецах и добродетелях. Как появляются подлецы? Классик считает – вина в приобретении. Чем сильнее стремление у человека приобрести, тем быстрее он теряет добродетели.

О человеке. Возраст меняет личность. Представить себя в старости сложно. Юноша ожесточается и теряет человечность на жизненном пути. Даже могила более милосердна: на ней написано о погребении человека. Старость теряет чувственность, она холодна и безжизненна.

Любовь к России

Такие отступления наглядно показывают особенность русского человека и природы. Безграничная любовь автора к родине выше других чувств. Никакие преграды не остановят Россию. Она выдержит и выйдет на широкую ясную дорогу, выберется из всех противоречий жизни.

    Русь – Тройка. Дорога, по которой несет страна, вызывает в душе Гоголя восторг. Россия свободна, она любит скорость, движение. Автор верит, что страна найдет путь к счастливому для народа будущему.

Дороги. Дороги в отступлении – это сила, которая покоряет человека. Он не может сидеть на месте, стремится вперед. Дороги помогают ему увидеть новое, посмотреть на себя со стороны. Дорога ночью, ярким днем и чистым утром различна. Но она всегда хороша.

Русь. Гоголь переносится в прекрасное далеко и пытается рассмотреть русские просторы. Он восхищается красотой, умением скрыть тоску, печаль и слезы жителей. Простор страны покоряет и пугает. Зачем он дан России?

Русское общение. Гоголь сравнивает обращение русских с другими народами. Помещики провинции меняют стиль разговора в зависимости от состояния собеседника: количества душ. «Прометей» канцелярии становится «куропаткой» у дверей начальства. Человек меняется даже внешне, он становится в раболепии ниже, при низшем сословии громче и смелее.

Читайте также:
Одесские пути Н. В. Гоголя: сочинение

Русская речь. Слово, произносимое русским народом, меткое и весомое. Его можно сравнить с вещами, вырубленными топором. Слово, созданное русским умом, идет из самого сердца. Оно «замашисто, бойко», отражает характер и самобытность народа.

Отдельные рассказы

У части лирических отступлений свой сюжет. Их можно читать, как самостоятельное произведение, вырвать из контекста поэмы. Они не потеряют свой смысл.

    Повесть о капитане Копейкине. Самая яркая часть книги. Цензура стремилась изъять повесть из «Мертвых душ». История участника войны, ищущего у властей помощи, тяжела итогом. Ничего не добившись, он подается в разбойники.

Киф Мокиевич и Мокий Кифович. Два персонажа, живущие по своим законам, соединяют все характеры, прошедшие перед читателем. Сильный Мокий растрачивает данное ему от Бога. Богатыри выводятся, превращаются в слабых духом людей. Они, наделенные особыми качествами, не понимают, кем могли бы стать, какую пользу принести народу.

Крестьяне села Вшивая спесь. Талантливый народ порабощен, но остается трудолюбивым и светлым. Рассказ о том, как во время народного бунта в селе с говорящим (как любит Гоголь) названием

Великий классик рассуждает о двух типах писателей. Одни описывают скучные характеры. Авторы родные в их обществе. Слава поднимается так высоко, что они сами признают себя гениями, приравнивают к Божеству. Другие писатели не стремятся к славе, они трудятся над словом, но попадают под суд, который отнимает их талант. Писательское поприще очень сурово. Размышления автора поэмы делают книгу шире и значимее, они поднимают вопросы и призывают читателя искать ответы на вопросы, которые задает текст и лирические отступления от основного сюжета.

Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Чичиков, Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин — эти герои хорошо известны всем, кто прочел великую прозаическую поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Каждый из персонажей представляет реалистическую картину, целую таблицу человеческих пороков. Тем важнее роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души», с помощью которых чувствуется постоянное присутствие автора с его размышлениями и познается его отношение к происходящим событиям.

  1. Рассуждения писателя-философа
  2. Лирические отступления
  3. О людях, характерах и жизни
  4. Роль лирики в произведении

Рассуждения писателя-философа

В каждой главе бессмертного произведения можно найти лирическое отступление, уводящее от сюжета. Темы таких литературных «пауз» разнообразны:

  • О толстых и тонких в «Мертвых душах».
  • О тонкостях обращения.
  • О метком русском слове.
  • О юности и впечатлениях.
  • О Руси.
  • О быстрой езде и птице-тройке.
  • О дороге.
  • О людях известных.
  • О трудностях в изображении характеров.
  • О веселом и печальном.
  • О людях, умеющих испортить жизнь.
  • Об однообразии жизни.
  • О читателях.
  • Об именах и личностях.
  • О дураках и заблуждениях.
  • О страстях.

Все их кратко можно разделить на типы: посвященные размышлениям и наполненные любовью к России, связанные авторскими личными переживаниями и размышления о сущности человеческой, о народных особенностях, о разных группах людей и русской жизни.

Лирические отступления

В лирическом отступлении в «Мертвых душах» о русской земле, автор быстро и точно переносит читателя на широкие, дивные сердцу российские просторы. И хотя на них живется бедно, неприютно, невесело, «но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе (к земле)?». Этот отрывок поистине можно считать основным прозаическим восхвалением Руси, самой прекрасной земли. Только такие просторы могли родить богатырей и великих людей.

В лирическом отступлении о дороге Гоголь правильно подметил, что на Руси она вызывает чувство «странное, и манящее, и несущее, и чудесное». Она прекрасна и в ясный день, и темной ночью. Дорога одновременно и спаситель: она помогает собраться с мыслями, оценить себя со стороны, получить новые впечатления, прочувствовать величие Руси и ее просторов.

«И какой же русский не любит быстрой езды?» — наверное, нет такого человека, которому не знакома эта крылатая излюбленная цитата, вступление к главе XI поэмы. Продолжая тему дорог, писатель восторгается Русью, сравнивает ее с «необгонимой» птицей-тройкой. Свободолюбивое государство летит навстречу счастливому будущему, и ему уступают дорогу.

Гордость и чувство восхищения выражает писатель в отрывке о русской речи. Она меткая, бойкая и живая, ни один язык так точно и ясно не сможет описать, рассказать, выразить. Животрепещущие слова идут «из-под самого сердца». И как Русь покоряет своей глубиной, так и русское слово самобытно и уникально.

Интересен и важен лирический отрывок-отступление о русском общении. Гоголь, показывая сравнительную характеристику общения русского помещика и иностранца, еще раз подчеркивает величие и значение национальной речи. И вместе с тем с юмором описывает, как меняется разговорный стиль и манера поведения в зависимости от собеседника, вернее, от его богатства и положения. С подчиненными выглядит «орлом, выступает плавно, мерно», с начальником — «куропаткой такой спешит».

Читайте также:
Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»: сочинение

О людях, характерах и жизни

Лирическое отступление «О толстых и тонких» нельзя считать просто разделением людей по степени полноты. Это сатирическое изображение общественного строя. Толстые чиновники всегда занимают высокие должности, потому что их внешность представительна. Тоненькие порхают по жизни, как бабочки, посредственные и не имеющие ничего в душе, кроме наружного лоска. Не знания и способности управляют обществом, а «представительность и солидность» толстого чиновника.

Характер и личность каждого человека строго индивидуальны. Об этом рассказывает писатель в отрывке «О трудности в изображении характеров». Гражданина с нетипичными чертами легко описать, он проще запоминается. А для людей, не бросающихся в глаза, описание портрета вызывает трудности из-за их «неуловимых особенностей».

В однообразной и скучной жизни всегда есть место радостным событиям. Лирическими размышлениями об однообразии жизни Гоголь пытается сказать, что нельзя пропустить такие моменты, иначе жизнь пройдет мимо, как «дивный экипаж».

Роль лирики в произведении

Роль лирики в «Мертвых душах» огромна и важна для произведения. Лирические отступления нужны, чтобы:

  • более точно раскрыть характеры героев поэмы;
  • перенести читателя из суровой и страшной действительности, описываемой в поэме, на вольные просторы Руси;
  • проиллюстрировать отношение автора к людям и действительности.

Самостоятельные рассказы «Повесть о капитане Копейкине», «Киф Мокиевич и Мокий Кифович», «Крестьяне села Вшивая спесь» также являются лирической паузой писателя. Они интересны тем, что читать их можно совершенно отдельно от произведения, ведь у каждого из них свой сюжет, своя история.

Роман «Мертвые души» — история о пороках, характерах и человеческой душе. Смысл разнообразных лирических сочинений Н. В. Гоголя в том, что они помогают раскрыть авторское отношение к этим проблемам где-то с иронией, а где-то и с сатирой.

Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – величайший творец русской литературы. «Мертвые души» — известнейшее его творение. В данное произведение автор вложил все особенности собственного таланта

Лирические отступления играют важнейшую миссию. в произведении «Мертвые души». В них поэт затрагивает наиболее важные социальные проблемы. Писатель свои раздумья о предназначении человека и судьбе своей Родины противопоставил темным картинам, показывающим русскую жизнь.

В начале лирические отступления имеют повествовательную форму. В них автор высказывается о героях, но по мере того, как разворачиваются события, их скрытый мотив становится все более широким и многогранным.

Отступление, которое обрывает повествование о Коробочке, повествует о схожести героини с ее «сестрой», которая, не обращая внимания на внешние различия, ведет такой же образ жизни.

Совсем другие идеи несет поэтичное отклонение в завершении пятой главы. В нем писатель не повествует о героях, об отношении к ним. В этом отступлении повествуется о великом русском народе и о таланте русского населения.

Если не вдумываться, то это отхождение никак не связано с предыдущими событиями, но на самом деле – без него невозможно полное раскрытие темы.

Большой значимостью обладают лирические отступления, которые повествуют о творческой и жизненной судьбе автора в современном для него обществе. В этом отступлении отпечатались не только его мысли по поводу искусства, но и позиция к властвующим слоям общества и к народу. Оно определило идеологический путь Гоголя.

Необыкновенной мощи гражданский пыл писателя доходит в лирическом отступлении — «Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.» Вульгарность, пустота, низость жизни еще более определенно проступают на фоне приподнятых поэтичных строк. Данный способ контраста употреблен автором очень умело. вследствие такого внезапного противопоставления лучше уясняются негативные качества героев «Мертвых душ».

Высочайшим чувством патриотизма обвеял лик Российской Империи, оканчивающий зачинающий том поэмы, Образ, который воплотил в себе тот эталон совершенства, который озарял автору путь при описании мелкой, вульгарного бытия.

Такая значимость лирических отступлений в структуре творения. Но наиболее важное то, что в них проявляется точка зрения писателя на искусство, взаимоотношения меж людьми. На страничках произведения творец желал не только обличить, но и утвердить свой нравственный эталон, и оглашал его в своих восхитительных лирических отступлениях, где отпечатались все его думы и чувства, и в первую очередь колоссальное чувство любви к собственному народу и стране, убеждение в том, что отчизна освободится от властвования «болотных огней» и возвратится на верный курс: путь живой души.

Читайте также:
Описание образа Городничего в комедии «Ревизор»: сочинение

Философские отступления

К философским можно отнести такие лирические отступления, как «Толстый и тонкий», «О страстях», «О человеке» и другие. Эти три отступления встречаются в I, XI, VI главах соответственно. «Толстый и тонкий» – это сатира на современных чиновников того времени.Людей этого класса Гоголь считает самыми непорядочными, заостряя внимание на том, что к власти на Руси часто приходят люди малограмотные и глупые. В особый класс он выделяет толстых чиновников, которые всегда выглядят представительно и занимают самые хорошие должности. Эти люди всегда хитры и умеют подстраиваться под людей с еще более высокими чинами.

В лирическом отступлении «О страстях» внимание автора обращено к тому, что каждый человек в той или иной степени подвержен страстям. Кто-то страдает от низменных страстей, а кто-то появился на этот свет для благих свершений. В отрывке «О человеке» автор размышляет о человеческой сущности и о том, что с возрастом все люди меняются. Никто не может представить себя в старости.

Образец 3

Николай Васильевич Гоголь является автором поэмы “Мертвые души”. Главным героем произведения является Павел Иванович Чичиков. Лирические отступления представляют собой моменты, когда автор начинает комментировать и описывать действия, которые происходят в произведении от первого лица. Таким образом, человек может узнать мнение автора и ответить самому себе на возникшие вопросы. Благодаря лирическим отступлениям, читатели могут более эмоционально и глубоко понять суть произведения.

На протяжении чтения всего произведения, все лирические отступления можно разделить на два вида, первые связаны с размышлениями о родном крае, стране, в которой проживает Николай Васильевич, размышления связанные с происхождением человека и смысла жизни в целом. Первое отступление встречается в момент, когда Чичиков узнаёт о прозвище, которое дали Плюшкину. В этот момент автор начинает высказывать свои соображения и мысли, а также восхищается насколько русский язык, может наиболее точно выразить размышления человека.

На протяжении всего этого рассуждения, автор выражает свое глубочайшее уважение и любовь к родному языку, который он изучал с самых пелёнок. Гордость и уважение за Родину нахлынывает автора. Помимо всего вышесказанного встречаются следующие размышления, связанные с юностью, которая проходит мимо жизни так же быстро, как жизнь протекает.

Несмотря на все соображения автора, он ни может ни затронуть тему, которая очень близко его душе, это тема касающаяся двух противоположных авторов, которые между собой связаны жизнью, но они имеют разное начало. Первый автор, воспринимается народом как положительный, он умеет произвести впечатление, он рассказывает о том, как жизнь прекрасна и пытается загладить все горести жизни, и преподнести их в другом свете.

Но существует иная сторона авторства, это сторона которая чужда каждому читателю. Ведь именно этот автор, показывает жизнь той, какая она является на самом деле, он не украшает её, не делает из неё сказку, в которую можно поверить. Именно за это данного автора невзлюбил народ и каждому читателю тяжело читать данные произведения, ведь каждый человек понимает, в какой реальности он проживает.

Любовь к Родине в отступлениях

Вся поэма пронизана любовью Гоголя к своей стране. Русь – единственный положительный герой в этом произведении. Все остальные помещики и даже сам Чичиков – антигерои. яркими примерами могут служить такие отступления, как «Русь-тройка», «Русское общение», «Дороги», «Русская речь». В первом отступлении автор сравнивает Родину с лихой тройкой коней, которая свободно и лихо мчится на встречу будущему. Именно этим отрывком заканчивается поэма. Кстати, крылатая фраза «А какой русский не любит быстрой езды» принадлежит авторству Гоголя и была употреблена именно в этом отрывке.

В отрывке «Русское общение» Гоголь утверждает, что при общении с иностранцами и другими народами, наш человек способен подстраиваться и мимикрировать. С высокими чинами он разговаривает кротко и послушно и даже вся его внешность выражает покорность. Если говорить о русской речи, слово у нашего народа – всегда емкое и имеет особую силу.

Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – величайший творец русской литературы. «Мертвые души» — известнейшее его творение. В данное произведение автор вложил все особенности собственного таланта
Лирические отступления играют важнейшую миссию. в произведении «Мертвые души». В них поэт затрагивает наиболее важные социальные проблемы. Писатель свои раздумья о предназначении человека и судьбе своей Родины противопоставил темным картинам, показывающим русскую жизнь.

Читайте также:
Герои повести Тарас Бульба: сочинение

В начале лирические отступления имеют повествовательную форму. В них автор высказывается о героях, но по мере того, как разворачиваются события, их скрытый мотив становится все более широким и многогранным.

Отступление, которое обрывает повествование о Коробочке, повествует о схожести героини с ее «сестрой», которая, не обращая внимания на внешние различия, ведет такой же образ жизни.

Совсем другие идеи несет поэтичное отклонение в завершении пятой главы. В нем писатель не повествует о героях, об отношении к ним. В этом отступлении повествуется о великом русском народе и о таланте русского населения.

Если не вдумываться, то это отхождение никак не связано с предыдущими событиями, но на самом деле – без него невозможно полное раскрытие темы.

Большой значимостью обладают лирические отступления, которые повествуют о творческой и жизненной судьбе автора в современном для него обществе. В этом отступлении отпечатались не только его мысли по поводу искусства, но и позиция к властвующим слоям общества и к народу. Оно определило идеологический путь Гоголя.

Необыкновенной мощи гражданский пыл писателя доходит в лирическом отступлении — «Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.» Вульгарность, пустота, низость жизни еще более определенно проступают на фоне приподнятых поэтичных строк. Данный способ контраста употреблен автором очень умело. вследствие такого внезапного противопоставления лучше уясняются негативные качества героев «Мертвых душ».

Высочайшим чувством патриотизма обвеял лик Российской Империи, оканчивающий зачинающий том поэмы, Образ, который воплотил в себе тот эталон совершенства, который озарял автору путь при описании мелкой, вульгарного бытия.

Такая значимость лирических отступлений в структуре творения. Но наиболее важное то, что в них проявляется точка зрения писателя на искусство, взаимоотношения меж людьми. На страничках произведения творец желал не только обличить, но и утвердить свой нравственный эталон, и оглашал его в своих восхитительных лирических отступлениях, где отпечатались все его думы и чувства, и в первую очередь колоссальное чувство любви к собственному народу и стране, убеждение в том, что отчизна освободится от властвования «болотных огней» и возвратится на верный курс: путь живой души.

Самостоятельные рассказы

К самостоятельным рассказам можно отнести «Повесть о капитане Копейкине», «Киф Мокиевич и Мокий Кифович», «Крестьяне села Вшивая спесь». Повесть о капитане, потерявшем во время войны ногу, имела важное значение для самого Гоголя. Он очень переживал, когда этот отрывок не пропустила цензура, и его пришлось урезать.Рассказ о том, как человек сражался за свое государство, а в результате не получил от него никакой благодарности, является важным элементом, характеризующим помещичью Россию Гоголя. «Киф Мокиевич и Мокий Кифович» – лирическое отступление, которое в этих двух персонажах объединяет всех помещиков, повстречавшихся на пути у Чичикова. последний рассказ о трудолюбивом русском народе, который хоть и находится в рабстве, свободен душой и готов преодолеть все горести и невзгоды.

Данная статья поможет школьникам сделать анализ и написать сочинение на тему «Лирические отступления в «Мертвых душах». На основе перечисленных лирических отступлений можно составить таблицу, которая поможет систематизировать знания по данной теме.

Какова роль лирических отступлений в поэме «Мёртвые души»? (Гоголь Н. В.)

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях затрагивал проблемы крепостного права и угнетения народа;писателя также волновало будущее России. Все свои переживания он отразил в поэме «Мёртвые души». Почему именно этот литературный жанр? Потому что всё произведение, все главы буквально пропитаны лирическими отступлениями. Они играют важнейшую роль в раскрытии идеи и темы «Мёртвых душ». Все отступления разделяются на два типа: эпические (служат для раскрытия характеров и образов) и непосредственно лирические (отображают внутренние переживания автора о судьбе России).

Чтобы точнее определить значение всех отступлений, разберём основные главы поэмы.

В первой главе Н. В. Гоголь размышляет о «тонких и толстых»: «мужчины здесь, как и везде, были двух родов». Тонкие всегда были вокруг дам, «просто благовидные». Толстые же «косились и пятились от девушек», были почетными городскими чиновниками. Автор с огорчением замечает, что люди буквально зациклились на своих статусах: «Увы! Толстые умеют лучше…обделывать дела свои», «Тоненькие служат больше по особенным поручениям». Возможно, с неким сарказмом или иронией, гиперболизируя,

Н. В. Гоголь хотел показать не только внутренние различия между «средними» и богатыми, но и выделить их образ, некий портрет, чтобы читателям было легче его представить.

Читайте также:
ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Таким образом, с помощью эпического отступления автор в начале поэмы дает небольшую подсказку, о чем будет идти речь дальше, наводит читателей на рассуждения о чинопочитании.

«Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения», — так начинается лирическое отступление в третьей главе произведения. Н. В. Гоголь рассуждает с одной стороны о богатстве русского языка, его красоте: «хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки». С другой же, автор подмечает находчивость русского человека: «есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить иначе, чем с тем, у кого их 300…».

Писатель ни в коем случае не упрекает народ. Гоголь восхищается, даже удивляется этому качеству: «гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?» Значит, автор с помощью отступления показывает, что несмотря на все проблемы, русский народ – особенный, неповторимый, с душой и «изюминкой», нежели «французы или немцы».

Очень ярким примером является лирическое отступление в шестой главе о человеческой жизни. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», — эмоциональное возмущение автора передает основную мысль этой главы. Плюшкин замыкает цепь среди помещиков, олицетворяет последнюю ступень деградации чиновников. Герой – настоящий образец нравственного и физического вырождения, «прореха на человечестве». Писатель утверждает, что такие «мертвые души», как Плюшкин, приведут Россию к гибели. Н. В. Гоголь понимает, что практически бессилен по отношению к этой проблеме, поэтому и решает высказать свой «крик души» читателям.

«Повесть о капитане Копейкине» — лирическое отступление, превратившееся в отдельную повесть. Писатель затрагивает очень большую проблему взаимоотношения «маленького человека» и власти. Капитан просит помощи у верхов с социальным обеспечением: «Пойду в комиссию». Не трудно догадаться, что никакой поддержки он не получил: «Жизнь-то петербургская его уже поразобрала», «ему подносят горькое блюдо под названием «завтра»». В итоге, чтобы хоть как-то решить проблему, начальник просто высылает Копейкина на малую родину… Неоднозначна концовка повести: «появилась…шайка разбойников, а атаман-то… не кто другой…» Н. В. Гоголь показал одну из темных сторон жизни в России, а именно произвол и бездушие чиновников. Читатели начинают рассуждать и с ужасом понимают, что в наше время почти ничего не изменилось.

Заключительные лирические отступления в последней главе первого тома несут в себе торжественный, восхваляющий характер: «Эх, тройка!» Писатель рассуждал судьбе России, каждая строчка пропитана любовью и заботой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Н. В. Гоголь сравнивает Россию с тройкой лошадей, несущихся вдаль, которых нельзя догнать. Тем самым автор указывает на светлое будущее России. Но писатель и сам не знает, что будет с Родиной дальше: «…дай ответ. Не дает ответа», — это его и тревожит. Тревожат люди, которые здесь живут, те самые чиновники. Автор боится за будущее страны, если ей будут управлять такие люди. Это и есть самый главный вопрос, который остается без ответа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мёртвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Мысли, которыми делится Гоголь

Писатель с помощью лирических отступлений выражает собственное отношение не только к событиям и людям, описываемым им. Они заключают в себе, кроме этого, утверждение высокого предназначения человека, значимости великих общественных интересов и идей. Источником лиризма автора являются думы о служении своей стране, о ее печалях, судьбах и скрытых гигантских силах. Это проявляется независимо от того, высказывает ли Гоголь свой гнев или горечь по поводу ничтожества персонажей, изображенных им, говорит ли он о роли в современном обществе писателя или о бойком живом русском уме.

35. Роль и место лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души»( На примере одного двух из них)

Многочисленны и разнообразны по темам авторские отступления в поэме «Мертвые души». Одни из них дополняют, сатирически заостряют характеристику персонажей: отступление о толстых и тонких чиновниках, о господах средней руки и большой руки и др. Это и большие, развернутые высказывания, и сатирические штрихи — в форме попутного замечания, риторического вопроса (сравнение чиновников с мухами на сахаре, замечания о порядках в доме Манилова, о языке дам города N, о пансионном образовании и воспитании и т. д.). Другие авторские отступления возвышенно лиричны, проникнуты высоким чувством любви к родине, к народу, думами о ее судьбах. Это лирические отступления о месте писателя в современном обществе, о живом, бойком русском слове, о юности, об отношении писателя к народу. Авторские отступления различны и по стилю: в одних — юмор, ирония или сарказм, в других — высокий пафос, страсть благородных чувств. В публицистическом стиле написаны отступления, в которых писатель поднимает вопросы творчества, роли художника в современном ему обществе, методов изображения действительности. Есть в поэме и лирические пейзажи — пейзажи-песни, стихотворения в прозе. Они появляются, когда Гоголь говорит о народе, изображает народную жизнь. Грусть и радость, тоска по свободе и восхищение широтой русской души, народное горе и беспредельное раздолье богатырской силы звучат в этих строках. Гоголь рисует пейзаж осенней дороги, каким он возникает перед взором путешественника, мчащегося на «быстрых конях». В этих мгновенно сменяющихся картинах возникает образ устремленной вперед России: «Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все остается и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. »

Читайте также:
Гоголевская «ситуация ревизора»: сочинение

36. Расскажите о произведении и.С. Тургенева «Ася».Охарактеризуйте главных героев.Женский идеал и.С. Тургенева.

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» — произведение о любви, которая, по мнению писателя, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь». С первых минут появления главной героини на страницах повести ее окутывает какая-то тайна. Именно романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование. «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен». Поведение Аси отличается экстравагантностью. Она то со стаканом в руке карабкается по развалине, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит, то в сереньком платьице тихо сидит за пяльцами, то, нарушая правила этикета, назначает молодому человеку свидание, то порывает с ним и уезжает из города. В чем причина такой неординарности характера и поведения героини? Прежде всего это двусмысленность ее происхождения и ненормальные условия воспитания, сказавшиеся на повышенном самолюбии, ранимости, стремлении к свободе. Нельзя забывать о возрасте Аси — ведь ей всего 17 лет. Влияет на ее поведение присутствие молодого человека, который производит на нее впечатление с первой встречи. Но больше всего в ее экстравагантных поступках проявляется ее натура. «Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить». Она мечтает, по словам ее брата, о герое, необыкновенном человеке, или живописном пастухе в горном ущелье. И вот такой герой появляется. Это молодой человек, веселый, беззаботный, не задумывающийся о жизни. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно, он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. В экзотической обстановке, на фоне чудесной природы и древних башен, где все дышало романтической сказкой, господин Н. Н. представился ей необыкновенным человеком. С удовольствием он начинает догадываться, что Ася его любит. «Я о завтрашнем дне не думал; мне было очень хорошо». «Любовь ее меня и радовала и смущала. Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня. » И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно, он не собирается решать свою судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая, по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего, не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей. Отодвигать решение на неопределенное будущее — признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: