«Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души»: сочинение

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Образ Чичикова – «рыцаря копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Поэма «Мертвые души» является одним из са­мых замечательных произведений русской литера­туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока­зал всю современную Россию, сатирически изобра­зив поместное дворянство и губернское чиновниче­ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего­ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива­новича Чичикова

Гоголь вывел на всеобщее обозре­ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат­ление скользкого, многоликого человека. Это подчер­кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет­ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы­ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво­евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг­лядит особенно любезным и обходительным чело­веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз­древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най­ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна — богатство, и ради этого Павел Иванович го­тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав­ное для него — деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле­ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога­че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от­цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою

Отсутствие в завещании высоких слов о долге, чести и достоинстве он воспринял буквально. Обладая большим умом «со стороны практичес­кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива­ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя­точничество становится его стихией.

Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, – это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо­женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое­го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи­кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо­стью заключает: «А теперь же время удобное, не­давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство. Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность – лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки. Образ Чичикова – это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».

Чичиков — такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от­мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, — герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока­зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени­ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника.

Сочинение на тему образ чичикова рыцарь копейки

В романе «Мертвые души» образ Чичикова занимает центральное место. Этот герой умеет манипулировать людьми. Он артистичен, умен и обладает способностью видеть в людях их слабые стороны. Человека с осмотрительно-охлажденным характером, здравым рассудком и необыкновенно прагматичным складом ума изобразил Гоголь, создавая образ Чичикова. Сочинение на эту тему — это описание и анализ одного из самых интересных персонажей в русской литературе. Свое произведение Гоголь назвал поэмой, тем самым подчеркнув значительность этого творения. Целью автора было обличение пороков общества. Действительность русской жизни, свидетелем которой был писатель, имела столь много глубоких, неискоренимых недостатков, что сатирический взор его не мог остаться равнодушным. Название книги имеет двоякий смысл. Мертвые души — это предмет купли-продажи для предприимчивого Чичикова. Но это и бездуховный уклад жизни русского помещика, который, пребывая в праздной тоске, уже давно утратил всякие ценности и убеждения. Существует версия, что идею романа-поэмы Гоголю подсказал сам А. С. Пушкин, а тот, давно лелея мечту о создании книги о России, рьяно ухватился за нее. И был он безмерно счастлив на протяжении всего времени, которое потребовалось для написания романа, ставшего впоследствии одним из величайших в литературе. Это произведение воспринимается прежде всего как сатира на крепостническую Русь. Серьезные основания имеет этот подход. Однако роман Гоголя не исчерпывается сатирическим изображением российской действительности, автор, создавая и развивая идею омертвления душ помещиков и чиновников, призывает: «Будьте не мертвыми душами, будьте живыми».

Читайте также:
«Рыцарь копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Многоликий персонаж

Но что собой представляет образ Чичикова? Сочинение об этом персонаже — это не просто характеристика авантюриста-коммерсанта, который, стремясь с детских лет к богатству, решил нажиться на крестьянах, которые живы были лишь на бумаге. Такое творческое задание предполагает рассмотрение этого персонажа на фоне русских реалий начала XIX века и создание его психологического портрета. Любопытна также биография, которая сформировала своеобразный характер. И наконец, для того чтобы написать сочинение на тему «Образ Чичикова», необходимо внимательно перечитать те главы романа, в которых главный герой ведет беседы с прочими персонажами. Ведь их в романе столько, сколько и чичиковых. Скупщик мертвых душ не просто двуличен, он многолик. Его артистичность и знание человеческой души граничат с мошенничеством. Но при всей его алчности и циничности есть в нем некое обаяние, которым, впрочем, обладают все гоголевские герои. Он рос без должного родительского внимания. У него не было ни друзей, ни приятелей. Отец наущал Павлушу «копить копейку». И это удавалось ему уже с юных лет. Подобное воспитание сыграло существенную роль в формировании личности. О человеке с нетипичным для русского менталитета характером можно написать сочинение «Мертвые души. Образ Чичикова». Однако следует помнить, что Гоголь не сделал из него отрицательного героя. И, отведя целую главу на описание детства и юности этого персонажа, автор пишет о нем с нежной иронией. И может быть, благодаря тонкому гоголевскому юмору этот милый авантюрист не вызывает неприязни у читателя. Скорее, сожаление. Ведь если человек в детстве из всего необходимого воспитательного процесса получает лишь назидания о бережном и накопительном отношении к деньгам, то в зрелом возрасте едва ли его будут волновать вопросы духовного и нравственного характера. Павлуша непоседлив и чрезвычайно любознателен. Павел Иванович Чичиков — прохвост, который не хочет и не умеет думать о чем бы то ни было, кроме денег и наживы.

Чичиков и другие персонажи

Является центральным, но не главным в романе образ Чичикова. Сочинение на любую тему по поэме «Мертвые души» неразрывно связано с другими персонажами. В образах России, помещичьей жизни и дороги как одной из двух главных бед страны заключается идея произведения Николая Гоголя. Скорее, функцию своеобразного литературного приема выполняет образ Чичикова. Краткое сочинение об этом герое — это анализ его встреч с Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Ноздревым, а также эпизодические беседы с прочими персонажами.

Чичиков, мечтающий о семейной жизни

Удивительно, как мастерски он умеет перестраиваться. Он владеет тонким искусством лести, благодаря которому почти каждый его собеседник не замечает подвоха. Чичиков не пытается грубо заискивать. Он перевоплощается подобно профессиональному актеру. Но в общении с Маниловым играть ему легче, чем с другими помещиками. Ведь Чичикову не нужны деньги ради денег. Он лелеет мечту о тихом семейном счастье. И наблюдая «пересахаренную» идиллию четы Маниловых, он не только не забывает о своих «высоких целях», но еще более вдохновляется. Первая сделка совершена. А перед глазами — картина семейного счастья, о котором он так долго мечтал. Чичиков умеет льстить, но делает он это ровно настолько, насколько требует того ситуация. К Коробочке его занесло случайно. Разговаривает он с ней уже не столь учтиво. Следует сказать, что эта помещица представляет собой полную противоположность маниловской праздной мечтательности. И в ней есть некоторое сходство с тем, чем обладает образ Чичикова. Сочинение по произведению «Мертвые души» — это еще и анализ характерного стиля автора. Гоголь предпочитал дополнять образы героев описанием вещей, которые им принадлежат. Здесь вдруг обнаруживается сходство столь непохожих, на первых взгляд, персонажей. Чичиков и Коробочка. Казалось бы, что между ними общего? Комод скупердяйки-помещицы и шкатулка авантюриста Чичикова — это и есть вещи, которые их объединяют. Коробочка плачется на неурожай и убытки, держит голову набок, а между тем набирает немного деньжонок и прячет в ящички комода. У Чичикова в шкатулке тоже, кажется, ничего, кроме бумаг, нет. Однако есть в этой вещице потаенный отсек, в котором он и хранит деньги. Для того чтобы написать полноценное сочинение «Мертвые души. Образ Чичикова», необходимо обратить внимание на мельчайшие подробности и символы, которыми наполнено повествование.

Чичиков и Ноздрев

Сочинение на тему «Образ Чичикова» стоит дополнить и сравнительным анализом героя с классическим типом русского человека. Ноздрев, будучи распоясавшейся личностью, ведущей разгульный образ жизни, противопоставлен Чичикову. Этот помещик обладает неуемной энергией и находится в постоянном движении. Злоупотребляет горячительными напитками. К тому же чрезвычайно скандальный. Он живет так, как хочет. И действует согласно минутным желаниям. Никаких ограничений в этом отношении у него нет. И совсем иной образ Чичикова в поэме. Сочинение Гоголя — это сплошь символы, намеки и антитезы. Ноздрев появляется в романе словно для того, чтобы еще более усилить впечатление от рассудительного целеустремленного нрава Чичикова. Эти персонажи являют собой две крайности.

Читайте также:
Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души»: сочинение

Другие образы

Кто умер при жизни? Помещики, которые встречаются на пути Чичикова. Они обладают разным темпераментом, непохожими характерами, но их объединяет душевное омертвение. В общении с каждым из них герой играет какую-то роль. С Собакевичем он ведет себя прямолинейно. С Плюшкиным изображается из себя простака. И в этом заключается сложность и многогранность, которой обладает образ Чичикова, «рыцаря копейки». Сочинение на эту тему должно раскрыть не только особенности специфического характера героя, но то, как автор смог с помощью этого героя раскрыть скудный душевный и нравственный мир помещичьего сословия.

Образ Чичикова. Сочинение на тему «Образ Чичикова — «рыцаря копейки»»

В романе «Мертвые души» образ Чичикова занимает центральное место. Этот герой умеет манипулировать людьми. Он артистичен, умен и обладает способностью видеть в людях их слабые стороны. Человека с осмотрительно-охлажденным характером, здравым рассудком и необыкновенно прагматичным складом ума изобразил Гоголь, создавая образ Чичикова. Сочинение на эту тему – это описание и анализ одного из самых интересных персонажей в русской литературе.

О романе

Свое произведение Гоголь назвал поэмой, тем самым подчеркнув значительность этого творения. Целью автора было обличение пороков общества. Действительность русской жизни, свидетелем которой был писатель, имела столь много глубоких, неискоренимых недостатков, что сатирический взор его не мог остаться равнодушным.

Название книги имеет двоякий смысл. Мертвые души – это предмет купли-продажи для предприимчивого Чичикова. Но это и бездуховный уклад жизни русского помещика, который, пребывая в праздной тоске, уже давно утратил всякие ценности и убеждения.

Существует версия, что идею романа-поэмы Гоголю подсказал сам А. С. Пушкин, а тот, давно лелея мечту о создании книги о России, рьяно ухватился за нее. И был он безмерно счастлив на протяжении всего времени, которое потребовалось для написания романа, ставшего впоследствии одним из величайших в литературе.

Многоликий персонаж

Но что собой представляет образ Чичикова? Сочинение об этом персонаже – это не просто характеристика авантюриста-коммерсанта, который, стремясь с детских лет к богатству, решил нажиться на крестьянах, которые живы были лишь на бумаге. Такое творческое задание предполагает рассмотрение этого персонажа на фоне русских реалий начала XIX века и создание его психологического портрета. Любопытна также биография, которая сформировала своеобразный характер. И наконец, для того чтобы написать сочинение на тему «Образ Чичикова», необходимо внимательно перечитать те главы романа, в которых главный герой ведет беседы с прочими персонажами. Ведь их в романе столько, сколько и чичиковых. Скупщик мертвых душ не просто двуличен, он многолик. Его артистичность и знание человеческой души граничат с мошенничеством. Но при всей его алчности и циничности есть в нем некое обаяние, которым, впрочем, обладают все гоголевские герои.

Образ Чичикова – «рыцаря копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Поэма «Мертвые души» является одним из са­мых замечательных произведений русской литера­туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока­зал всю современную Россию, сатирически изобра­зив поместное дворянство и губернское чиновниче­ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего­ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива­новича Чичикова

Гоголь вывел на всеобщее обозре­ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат­ление скользкого, многоликого человека. Это подчер­кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет­ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы­ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво­евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг­лядит особенно любезным и обходительным чело­веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз­древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най­ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна — богатство, и ради этого Павел Иванович го­тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав­ное для него — деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле­ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога­че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от­цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою

Отсутствие в завещании высоких слов о долге, чести и достоинстве он воспринял буквально. Обладая большим умом «со стороны практичес­кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива­ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя­точничество становится его стихией.

Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, – это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя.

Читайте также:
Почему Хлестаков главный герой комедии Н. Гоголя Ревизор: сочинение

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо­женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое­го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи­кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо­стью заключает: «А теперь же время удобное, не­давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство. Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность – лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки. Образ Чичикова – это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».

Чичиков — такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от­мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, — герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока­зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени­ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника.

Биография

Он рос без должного родительского внимания. У него не было ни друзей, ни приятелей. Отец наущал Павлушу «копить копейку». И это удавалось ему уже с юных лет. Подобное воспитание сыграло существенную роль в формировании личности. О человеке с нетипичным для русского менталитета характером можно написать сочинение «Мертвые души. Образ Чичикова». Однако следует помнить, что Гоголь не сделал из него отрицательного героя. И, отведя целую главу на описание детства и юности этого персонажа, автор пишет о нем с нежной иронией. И может быть, благодаря тонкому гоголевскому юмору этот милый авантюрист не вызывает неприязни у читателя. Скорее, сожаление. Ведь если человек в детстве из всего необходимого воспитательного процесса получает лишь назидания о бережном и накопительном отношении к деньгам, то в зрелом возрасте едва ли его будут волновать вопросы духовного и нравственного характера. Павлуша непоседлив и чрезвычайно любознателен. Павел Иванович Чичиков – прохвост, который не хочет и не умеет думать о чем бы то ни было, кроме денег и наживы.

Открытый урок на тему:

Тема: «Рыцарь копейки»- Чичиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».Цели урока:

1)Обучающая: Раскрыть образ Чичикова как типичного «хищника», «подлеца», «приобретателя».

1) Развивающая: развить навыки аналитического мышления, познавательной активности и ценностного отношения к окружающей действительности.

2)Воспитательная: воспитание нравственных качеств, воспитание неприятия таких качеств, как лживость, лицемерие, мошенничество.

Оформление урока: портрет Н.В.Гоголя, слайды с иллюстрациями, текстыЭпиграф: «Один деятельный человек-Чичиков, и тот ограниченный плут» А. И. Герцен

Оргмомент.

Приветствие. Сообщение темы урока.(Слайд 1)

Учитель читает строки из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита»: «Лицо вообще штука удивительная. По лицу сразу видно, потерял человек душу или нет. Если не потерял, если душа на месте, то лицо излучает мягкий свет. Свет любви». Пробовали ли вы читать по лицам? Непростое это занятие, но интересное.

Думаю, и весьма полезное: через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей.

А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»? На предыдущем уроке мы говорили о неоднозначной трактовке этого заглавия, узнали, что с какой-то загадочной целью прибыл в город NN «милейший» Павел Иванович Чичиков и готовы уже вслед за ним отправиться в путешествие по NN-ской губернии.

Чичиков и другие персонажи

Является центральным, но не главным в романе образ Чичикова. Сочинение на любую тему по поэме «Мертвые души» неразрывно связано с другими персонажами. В образах России, помещичьей жизни и дороги как одной из двух главных бед страны заключается идея произведения Николая Гоголя. Скорее, функцию своеобразного литературного приема выполняет образ Чичикова. Краткое сочинение об этом герое – это анализ его встреч с Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Ноздревым, а также эпизодические беседы с прочими персонажами.

Читайте также:
Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя: сочинение

Чичиков, мечтающий о семейной жизни

Удивительно, как мастерски он умеет перестраиваться. Он владеет тонким искусством лести, благодаря которому почти каждый его собеседник не замечает подвоха. Чичиков не пытается грубо заискивать. Он перевоплощается подобно профессиональному актеру. Но в общении с Маниловым играть ему легче, чем с другими помещиками. Ведь Чичикову не нужны деньги ради денег. Он лелеет мечту о тихом семейном счастье. И наблюдая «пересахаренную» идиллию четы Маниловых, он не только не забывает о своих «высоких целях», но еще более вдохновляется. Первая сделка совершена. А перед глазами — картина семейного счастья, о котором он так долго мечтал.

Сила воли и ум Чичикова

Главный персонаж «Мертвых душ» отличается немалой силой воли. «Назначение ваше – быть великим человеком», – говорит ему Муразов, упрекая его за то, что великая сила его души, его энергия, была всегда направлена к нечистой цели. Об энергии Чичикова не раз говорит в «Мертвых душах» и Гоголь , хотя бы, рассказывая его многотрудную «одиссею», когда сызнова приходилось устраивать свою жизнь. Кроме силы воли, Чичиков наделен большим умом, не только практическим, – сметкой, изобретательностью, лукавством и изворотливостью, но и тем созерцательным, «философским» умом, который ставит его выше всех других героев поэмы. Недаром Гоголь вкладывает в его голову глубокие размышления о судьбе русского человека (чтение списка купленных мужиков). Кроме того, Чичиков здраво рассуждает о пошлости жизни прокурора, о том воспитании, которое в России портит девушку. Недаром он понимает не только человеческие слабости, но и достоинства, недаром, сталкиваясь с честными людьми (генерал-губернатор, Муразов), он оказывается способным, именно в момент своего унижения, нравственно подниматься. Не только плутом изворотливым и лукавым рисуется он в их обществе, а павшим человеком, который понимает глубину и позор своего падения. «За ум он не уважал еще ни одного человека», – говорит Гоголь, пока судьба не свела его с Костанжогло, Муразовым и др. Не уважал потому, что сам был умнее всех, кого встречал прежде.

В практическом герое-плуте «Мертвых душ» Гоголь отметил еще одну характерную черту – наклонность к поэзии, к мечтательности. Минутное увлечение Чичикова барышней, встреченной в пути, чистое увлечение губернаторской дочкой, его настроение в доме Платоновых, наслаждение вечером в имении Петуха, весной – в деревне Тентетникова, сами мечты его о тихом благообразном семейном счастье полны действительной поэзии…

Вместе с тем Чичиков очень высокого мнения о себе: он уважает себя за свою энергию, за свой ум, за свое умение жить. Он любит себя за свои «чистые мечты», которым ревностно служит; он любит себя за свое благообразие, за свой нарядный костюм, за свои благородные манеры, – словом, за то, что, выйдя из грязной норы, из грязного общества отца, – он сумел сделаться, по его мнению, «порядочным человеком».

Скупердяй

Чичиков умеет льстить, но делает он это ровно настолько, насколько требует того ситуация. К Коробочке его занесло случайно. Разговаривает он с ней уже не столь учтиво. Следует сказать, что эта помещица представляет собой полную противоположность маниловской праздной мечтательности. И в ней есть некоторое сходство с тем, чем обладает образ Чичикова. Сочинение по произведению «Мертвые души» – это еще и анализ характерного стиля автора. Гоголь предпочитал дополнять образы героев описанием вещей, которые им принадлежат.

Здесь вдруг обнаруживается сходство столь непохожих, на первых взгляд, персонажей. Чичиков и Коробочка. Казалось бы, что между ними общего? Комод скупердяйки-помещицы и шкатулка авантюриста Чичикова – это и есть вещи, которые их объединяют. Коробочка плачется на неурожай и убытки, держит голову набок, а между тем набирает немного деньжонок и прячет в ящички комода. У Чичикова в шкатулке тоже, кажется, ничего, кроме бумаг, нет. Однако есть в этой вещице потаенный отсек, в котором он и хранит деньги. Для того чтобы написать полноценное сочинение «Мертвые души. Образ Чичикова», необходимо обратить внимание на мельчайшие подробности и символы, которыми наполнено повествование.

Чичиков в обществе

Образ Чичикова у Гоголя сразу пошлеет, когда он попадает в общество пошляков. Это происходит потому, что он всегда подлаживается под тех людей, с которыми имеет дело: он даже говорит и ведет себя иначе в обществе Манилова , Собакевича и Коробочки . С первым Чичиков сентиментальничает, мечтает, втирается в его чувствительное сердце; со вторым он деловит, и на недоверие хозяина отвечает таким же недоверием (сцена с деньгами и распиской); на безобидную глупую Коробочку он кричит, сулит ей «чёрта». Когда Чичиков оказывается в «обществе», он подделывается под «тон» этого общества, усваивает те манеры, которые здесь считаются «приличными», – и потому для толпы он всегда будет «приличным», «благонамеренным», «приятным»… Он не пойдёт, как Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова , против целой Москвы, – политика Молчалина ему удобнее и легче.

Чичиков понимает людей и умеет производить впечатление выгодное, – во второй части «Мертвых душ» он очаровывает даже умного Костанжогло, недоверчивого брата Платонова располагает в свою пользу. Кроме того он осторожен, – даже в подвыпитии он умеет удержать свой язык от излишней болтливости: осторожности, очевидно, научила его жизнь. Впрочем, иногда Чичиков ошибается: так ошибся он в Ноздреве, ошибся и с Коробочкой. Но эта ошибка объясняется тем, что и у этих двух действующих лиц «Мертвых душ» такие своеобразные характеры, которых сразу даже Чичиков не постиг.

Чичиков и Ноздрев

Сочинение на тему «Образ Чичикова» стоит дополнить и сравнительным анализом героя с классическим типом русского человека. Ноздрев, будучи распоясавшейся личностью, ведущей разгульный образ жизни, противопоставлен Чичикову. Этот помещик обладает неуемной энергией и находится в постоянном движении. Злоупотребляет горячительными напитками. К тому же чрезвычайно скандальный. Он живет так, как хочет. И действует согласно минутным желаниям. Никаких ограничений в этом отношении у него нет. И совсем иной образ Чичикова в поэме. Сочинение Гоголя – это сплошь символы, намеки и антитезы. Ноздрев появляется в романе словно для того, чтобы еще более усилить впечатление от рассудительного целеустремленного нрава Чичикова. Эти персонажи являют собой две крайности.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный: сочинение

Другие образы

Кто умер при жизни? Помещики, которые встречаются на пути Чичикова. Они обладают разным темпераментом, непохожими характерами, но их объединяет душевное омертвение. В общении с каждым из них герой играет какую-то роль. С Собакевичем он ведет себя прямолинейно. С Плюшкиным изображается из себя простака. И в этом заключается сложность и многогранность, которой обладает образ Чичикова, «рыцаря копейки». Сочинение на эту тему должно раскрыть не только особенности специфического характера героя, но то, как автор смог с помощью этого героя раскрыть скудный душевный и нравственный мир помещичьего сословия.

«Рыцарь копейки» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«Рыцарь копейки» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» вышел в свет в мае 1842 года. Гоголь писал: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Он имел в виду взаимоотношения помещиков с крепостными, но в процессе работы над поэмой появился новый замысел: показать не только мужиков и помещиков, но и другие существующие в России социальные группы. Гоголь посвятил работе над этим произведением шесть лет жизни: «Огромно велико мое творение, и не скоро конец его», – писал Гоголь Жуковскому.

«Мертвые души» – это лироэпическая поэма, но наряду с лирическими отступлениями, воспевающими красоту и таланты русского народа, в ней путем сатирического изображения хозяйственного и морального распада «хозяев жизни» – дворян и помещиков – Гоголь разоблачает самодержавно-крепостнический строй России. В поэме в определенной последовательности даны портреты помещиков, причем в каждом новом образе раскрывается все большая степень морального и духовного падения, разложения человеческой личности. В поэме 6 основных образов помещиков. Один из них – Чичиков. Его историю раскрывает нам писатель в последней, 11-й главе первого тома «Мертвых душ». Это связано с тем, что Чичиков – явление новое в русской жизни, тип дельца-предпринимателя 30-40-х годов XIX века. Об отношении к этому герою автора говорит уже то, что он изображает события жизни этого героя последними, даже после образа Плюшкина, и начинает повествование словами «припряжем подлеца!». Павел Иванович Чичиков происходил из небогатой дворянской семьи.

«Говорил он ни громко, ни тихо, но совершенно как следует». Автор подчеркивает характер этого героя, а не его внешность и делает это умышленно, чтобы показать, что на Руси народился новый тип помещика-дельца и накопителя, хищника и приобретателя, и не внешность и склад характера определяет поступки человека и важны нам в Чичикове. По приезде в губернский город Чичиков начинает с визитов ко всем влиятельным лицам города, и тут открывается главная его черта: умение подольститься и понравиться любому человеку. Губернатору Чичиков «намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные. », полицеймейстеру сказал «что-то чрезвычайно лестное про городских будочников». Таким образом Чичиков добивается расположения к себе всех чиновников города. Он находит подход даже к Собакевичу, который считает всех на свете негодяями и подлецами. Использует Чичиков свое умение найти подход к людям в корыстных целях. С детства он привык руководствоваться не искренностью, а расчетом. Он свято помнил и выполнял наказ отца: «Береги копейку, все на свете прошибешь и добудешь копейкой».

он прислуживал старому учителю, чтобы получить хорошее место и жалованье, он ухаживал за дочерью старого повытчика – своего начальника. Он привык добиваться своей цели не прямыми, а окольными путями: обманом, подхалимством, взятками. Основной его жизненный принцип – не унывать, начинать дело несмотря на неудачи – он выражает так: «зацепил, поволок, сорвалось – не спрашивай». Чичиков вовсе не глуп, у него есть практическая сметка, необходимая во всех его «темных» предприятиях. Гоголь пишет, что «особенный способностей в нем не оказалось, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, с практической».

Чичиков вовсе не скряга, накопительство вовсе не его страсть, а всего лишь средство для достижения цели – хорошо устроенной семейной жизни богатого барина. Для достижения этой цели Чичиков применяет любые способы и средства: обманывает, берет взятки, спекулирует, занимается казнокрадством. А далее, когда читатель узнает всю историю жизни Чичикова, то он видит, что за внешней опрятностью скрывается внутренняя нечистоплотность души. Таким образом, перед нами предстает законченный тип негодяя, у которого под личиной внешней благопристойности скрывается нечистоплотная жажда наживы и роскоши. Чичиков стоит последним в описании помещиков потому что, кроме пороков, отличающих помещиков-крепостников, в нем уже сформировались отрицательные черты характера, обусловленные новым, грядущим строем жизни.

«Рыцарь копейки» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«Рыцарь копейки» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, – герой нашего времени. В. Г. Белинский Первый том поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» вышел в свет в мае 1842 года. Гоголь писал: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Он имел в виду взаимоотношения помещиков с крепостными, но в процессе работы над поэмой появился новый замысел: показать не только мужиков и помещиков, но и другие существующие в России социальные группы. Гоголь посвятил работе над этим произведением шесть лет жизни: «Огромно велико мое творение, и не скоро конец его», – писал Гоголь Жуковскому.

«Мертвые души» – это лироэпическая поэма, но наряду с лирическими отступлениями, воспевающими красоту и таланты русского народа, в ней путем сатирического изображения хозяйственного и морального распада «хозяев жизни» – дворян и помещиков – Гоголь разоблачает самодержавно-крепостнический строй России. В поэме в определенной последовательности даны портреты помещиков, причем в каждом новом образе раскрывается все большая степень морального и духовного падения, разложения человеческой личности. В поэме 6 основных образов помещиков. Один из них – Чичиков. Его историю раскрывает нам писатель в последней, 11-й главе первого тома «Мертвых душ». Это связано с тем, что Чичиков – явление новое в русской жизни, тип дельца-предпринимателя 30-40-х годов XIX века. Об отношении к этому герою автора говорит уже то, что он изображает события жизни этого героя последними, даже после образа Плюшкина, и начинает повествование словами «припряжем подлеца!». Павел Иванович Чичиков происходил из небогатой дворянской семьи.

Читайте также:
«Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»: сочинение

«Говорил он ни громко, ни тихо, но совершенно как следует». Автор подчеркивает характер этого героя, а не его внешность и делает это умышленно, чтобы показать, что на Руси народился новый тип помещика-дельца и накопителя, хищника и приобретателя, и не внешность и склад характера определяет поступки человека и важны нам в Чичикове. По приезде в губернский город Чичиков начинает с визитов ко всем влиятельным лицам города, и тут открывается главная его черта: умение подольститься и понравиться любому человеку. Губернатору Чичиков «намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные. », полицеймейстеру сказал «что-то чрезвычайно лестное про городских будочников». Таким образом Чичиков добивается расположения к себе всех чиновников города. Он находит подход даже к Собакевичу, который считает всех на свете негодяями и подлецами. Использует Чичиков свое умение найти подход к людям в корыстных целях. С детства он привык руководствоваться не искренностью, а расчетом. Он свято помнил и выполнял наказ отца: «Береги копейку, все на свете прошибешь и добудешь копейкой».

он прислуживал старому учителю, чтобы получить хорошее место и жалованье, он ухаживал за дочерью старого повытчика – своего начальника. Он привык добиваться своей цели не прямыми, а окольными путями: обманом, подхалимством, взятками. Основной его жизненный принцип – не унывать, начинать дело несмотря на неудачи – он выражает так: «зацепил, поволок, сорвалось – не спрашивай». Чичиков вовсе не глуп, у него есть практическая сметка, необходимая во всех его «темных» предприятиях. Гоголь пишет, что «особенный способностей в нем не оказалось, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, с практической».

способы и средства: обманывает, берет взятки, спекулирует, занимается казнокрадством. А далее, когда читатель узнает всю историю жизни Чичикова, то он видит, что за внешней опрятностью скрывается внутренняя нечистоплотность души. Таким образом, перед нами предстает законченный тип негодяя, у которого под личиной внешней благопристойности скрывается нечистоплотная жажда наживы и роскоши. Чичиков стоит последним в описании помещиков потому что, кроме пороков, отличающих помещиков-крепостников, в нем уже сформировались отрицательные черты характера, обусловленные новым, грядущим строем жизни.

Образ и характеристика Коробочки — героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Коробочки, представленный Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души», является образом одного из характерных типов русских помещиков.

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Помещицу Коробочку звали Настасья Петровна. Это была пожилая женщина, вдова, коллежская секретарша. У неё есть дети, она обмолвилась о них Чичикову. Автор не описывает лица героини, чтобы показать, что образ Коробочки типичен для русских помещиц. Когда Чичиков заехал к ней, заблудившись ночью, она была в спальном чепце, с фланелью на шее. Выспавшись, Чичиков вышел к хозяйке и увидел, что она одета «в тёмное платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё также было что-то навязано».

Коробочка немногословна, говорит с расстановкой, часто употребляет простонародные выражения, например: «маненько», «авось», «забранки пригинаешь». Обращаясь к Чичикову, она говорит ему «батюшка», «отец мой».

Описание усадьбы, дома, деревни

Жила Коробочка в небольшом домике, рядом был курятник, дворик перед которым был наполнен множеством домашней птицы и другой живности. Далее был забор, за которым находились большие огороды с овощами. На огородах росли кое-где фруктовые деревья, которые были накрыты сетями от воробьев и сорок. Для отпугивания птиц были сооружены и несколько чучел, на одном из них был чепец хозяйки.

За огородами виднелась довольно большая деревня. Избы стояли врассыпную, но были ухожены: старый тёс на крышах был заменён новым, ворота не покосились, в сараях стояли запасные новые телеги. Видно было, что крестьяне здесь не страдают от бедности.

В доме на стенах были старинные обои, картины с птицами и маленькие старинные зеркала, за которыми было что-нибудь заложено (колода карт, письмо и т. п.), а также стенные часы, которые, если «им пришла охота бить», сначала шипят и хрипят.

Хозяйка угостила Чичикова вкусным пирогом с яйцом, а кроме того, пирожками, шанишками, блинами и много ещё чем. Еда была обильная, в патриархальном вкусе.

Характер

Коробочка — очень хозяйственная помещица, полностью поглощённая ведением хозяйства. Она бережлива, аккуратна, заботится о крестьянах, управляет поместьем так, что у неё остаются на продажу излишки муки, мёда, крупы и т. п. Черты её характера неплохие:

  • она расчётлива;
  • практична;
  • бережлива;
  • деловита;
  • у неё практическая хватка.

Но замкнутый круг мелочных хозяйственных забот умертвил её душу. У неё нет живого хозяйственного ума, она просто знает, что нужно взращивать, продавать и покупать — и этой программе следует всю жизнь. У неё нет никаких духовных запросов, она не желает знать о том, что выходит за пределы её хозяйственных забот. Мышление этой помещицы ограничено, как и замкнутый круг её жизни. Перед читателем предстаёт мелочная, скупая, «дубинноголовая» помещица, которая «вся переселилась в хозяйственную жизнь».

Отношение Коробочки к предложению Чичикова

Реакция этой помещицы на предложение Чичикова выдаёт не только её глупость, но и практическую хватку, стремление не упускать выгоду. Предложение купить у неё умерших крестьян она понимает буквально: «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» — вопрошает бестолковая Настасья Петровна.

Читайте также:
Гоголевский смех сквозь слезы в поэме Мертвые души: сочинение

Но её пугает не столько предмет торговли, сколько возможность продешевить. Она боится упустить выгоду, опасается «чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик». Коробочка сильно волнуется, так как опасается, что вдруг мёртвые души стоят больше, чем хочет дать за них Чичиков (он предлагал за 18 мёртвых душ 15 рублей), да и вдруг эти души как-нибудь в хозяйстве пригодятся. Коробочка опасается совершать эту сделку, старается уговорить Чичикова купить у неё лучше живые души (по сто рублей) или пеньку. «Дубинноголовая» коробочка вывела Чичикова из себя, он «хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чёрта». Помещица ужасно испугалась, так как чёрта боялась, и согласилась на предложение Чичикова.

Вскоре после его отъезда Коробочку стала терзать мысль, не обманул ли её приезжий, не продешевила ли она. От беспокойства помещица не спала 3 ночи и решила ехать в город узнать почём там мёртвые души.

Отношение Чичикова к Коробочке

Чичиков в общении старается подладиться под собеседника. Так, с Маниловым он был очень вежливым и благодушным. Попав же к Коробочке, он понял, что с ней не надо особенно церемониться. С ласковым видом он сразу начал спрашивать помещицу, сколько душ в её деревеньке (оказалось, что у Коробочки 80 душ) и много ли умирало крестьян. Узнав, что умерло 18 человек, он попросил уступить их ему, но поняв, что она не уступит, предложил их ему продать.

Затем начался такой разговор с ошарашенной хозяйкой, что Чичиков подумал: «Ну баба, кажется, крепколобая!» Уговорить помещицу было непросто, так как она боялась, что понесёт убыток, продав мертвые души дёшево. Чичиков, уже выходя из терпения от её непроходимой тупости, снова подумал: «Эк её, дубинноголовая какая!» Долго не сдавалась Коробочка, боясь продешевить. Когда Чичиков уже начал выходить из себя, она испугалась, что он такой сердитый, и согласилась продать мёртвые души за 15 рублей. После этого она угостила заезжего гостя очень вкусной и обильной едой, и довольный Чичиков наобещал ей в скором времени накупить у неё ещё много чего: и муки, и свиного сала, и птичьих перьев, и крупы.

Заключение

Образ Коробочки, героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», обрисован автором в сатирических тонах. Читатель видит, что такие люди, как эта помещица, не способны к движению ни к внешнему, ни к внутреннему, так как душа у них мертва и не может возродиться.

Характеристика образа Коробочки, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Сайт здоровой семьи

Содержание:

Речевые характеристики героев в поэме Мертвые души

Манеры общения героев в поэме Мертвые души полностью соответствуют их внешности и характерам.

В одной из своих статей Белинский заметил, что «автор «Мертвых душ» нигде не говорит сам, он только заставляет говорить своих героев сообразно с их характерами. Чувствительный Манилов у него выражается языком образованного в мещанском вкусе человека, а Ноздрев — языком исторического человека…». Речь героев у Гоголя психологически мотивирована, обусловлена характерами, образом жизни, типом мышления, ситуацией.

Речь героя Манилова

Так, в Манилове доминирующими чертами являются сентиментальность, мечтательность, благодушие, чрезмерная чувствительность. Эти качества героя необыкновенно точно переданы в его речи, изящно-витиеватой, учтивой, «деликатной», «приторно-сладкой»: «наблюсти деликатность в своих поступках», «магнетизм души», «именины сердца», «духовное наслаждение», «паренье эдакое», «препочтеннейший и прелюбезнейший человек», «не имею высокого искусства выражаться», «случай доставил мне счастие».

Манилов тяготеет к книжно-сентиментальным фразам, в речи этого персонажа мы чувствуем гоголевскую пародию на язык сентиментальных повестей: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Так он обращается к жене. Не менее «любезен» Манилов и с Чичиковым: «удостоили нас своим посещением», «позвольте вас попросить расположиться в этих креслах».

Одна из основных особенностей речи помещика, по замечанию В.В. Литвинова, «ее расплывчатость, запутанность, неопределенность». Начиная фразу, Манилов как будто сам попадает под впечатление собственных слов и не может четко закончить ее. Характерна и языковая манера героя. Манилов разговаривает тихо, вкрадчиво, замедленно, с улыбкой, порой зажмуривая глаза, «как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем». Выражение лица его при этом делается «не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно».

Бизнес в Instagrm

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА В ПОСТЕ INSTAGRAM

В речи Манилова заметны и его претензии на «образованность», «культурность». Обсуждая с Павлом Ивановичем продажу мертвых душ, он задает ему высокопарный и витиеватый вопрос о законности данного «предприятия». Манилова очень волнует, «не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». При этом он показывает «во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела».

Манера общения Коробочки

Характерна в поэме и речь Коробочки, простой, патриархальной матушки-помещицы. Коробочка совершенно необразованна, невежественна. В речи ее постоянно проскальзывает просторечие: «нешто», «ихний-то», «маненько», «чай», «ахти», «забранки пригинаешь». Коробочка не только проста и патриархальна, но боязлива и глуповата. Все эти качества героини проявляются в ее диалоге с Чичиковым, боясь обмана, какого-то подвоха, Коробочка не спешит соглашаться на продажу мертвых душ, полагая, что они могут «как-нибудь понадобиться в хозяйстве». И только ложь Чичикова о ведении казенных подрядов подействовала на нее.

Читайте также:
Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»: сочинение

Гоголь изображает и внутреннюю речь Коробочки, в которой передана жизненно-бытовая сметливость помещицы, та самая черта, которая помогает ей набирать «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». «Хорошо бы было, — подумала между тем про себя Коробочка, — если бы он «вбирал у меня в казну муку и скотину. Нужно его задобрить: теста с вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов…»

Речевая характеристика Ноздрева

Необыкновенно колоритна в «Мертвых душах» речь Ноздрева. Это «исторический человек», частый зачинщик драк, скандалов, источник разного рода недоразумений. Соответственно, в речи его множество бранных выражений: «свинтус», «каналья», «черта лысого получишь», «фетюк», «бестия», «скотовод ты эдакий», «жидомор», «подлец», «смерть не люблю таких растепелей». Ноздрев — кутила, азартный игрок, любитель выпить и погулять на ярмарке. Вес эти качества помещика также отражены в его речи. Как заметил Белинский, «Ноздрев говорит языком исторического человека, героя ярмарок, трактиров, попоек, драк и картежных проделок».

Речь героя очень пестра и разнообразна. В ней присутствуют и «уродливый офранцуженный жаргон армейски-ресторанного пошиба» («безешки», «клико-матрадура», «бурдашка», «скандальозно»), и выражения карточного жаргона («банчишка», «гальбик», «пароле», «сорвать банк», «играть дублетом»), и термины собаководства («мордаш», «бочковатость ребер», «брудастая»).

В своих речах герой склонен к «импровизациям»: зачастую он сам не знает, что может придумать в следующую минуту. Так, он рассказывает Чичикову, что за обедом выпил «семнадцать бутылок шампанского». Показывая гостям имение, он ведет их к пруду, где, по его словам, водится рыба такой величины, что ее с трудом могут вытащить два человека. Причем ложь Ноздрева не имеет какой-либо видимой причины. Он привирает «для красного словца», желая поразить окружающих.

Ноздреву свойственна фамильярность: с любым человеком он быстро переходит на «ты», «ласково» называет собеседника «свинтусом», «скотоводом», «фетюком», «подлецом». Помещик «прямолинеен»: в ответ на просьбу Чичикова о мертвых душах он заявляет ему, что тот «большой мошенник» и его следует повесить «на первом дереве». Однако после этого Ноздрев с тем же «пылом и интересом» продолжает «дружескую беседу».

Речевая характеристика Собакевича

Речь Собакевича поражает своей простотой, краткостью, точностью. Помещик живет уединенно и нелюдимо, он по-своему скептичен, обладает практическим умом, трезвым взглядом на вещи. Поэтому в своих оценках окружающих Собакевич нередко «прямолинеен», в речи его присутствуют бранные слова и выражения. Так, характеризуя городских чиновников, он называет их «мошенниками» и «христопродавцами». Губернатор, по его мнению, «первый разбойник в мире», председатель — «дурак», прокурор — «свинья».

Как отмечает В.В. Литвинов, Собакевич сразу схватывает суп» разговора, героя не легко сбить с толку, он логичен и последователен в споре. Так, аргументируя запрошенную на мертвые души цену, он напоминает Чичикову, что «такого рода покупки… не всегда позволительны». Характерно, что Собакевич способен и на более вдохновенную речь, если предмет разговора ему интересен. Так, рассуждая о гастрономии, он обнаруживает знание немецких и французских слов, «лечения голодом».

Речь Собакевича становится эмоциональной, образной, яркой и когда он рассуждает о достоинствах умерших крестьян. «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех…», «я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика», «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо…». Описывая свой «товар», помещик сам увлекается собственной речью, обретает «рысь» и «дар слова».

Характерно, что Гоголь изображает и внутреннюю речь Собакевича, его мысли. Так, отмечая «упорство» Чичикова, помещик замечает про себя: «Его не собьешь, неподатлив!»

Речевая характеристика Плюшкина

Последним из помещиков в поэме появляется Плюшкин. Это старый скряга, подозрительный и настороженный, вечно чем то недовольный. Уже сам визит Чичикова выводит его из себя. Нимало не стесняясь Павла Ивановича, Плюшкин заявляет ему, что «в гостях мало проку». В начале визита Чичикова помещик разговаривает с ним настороженно и раздраженно. Плюшкин не знает, каковы намерения гостя, и на всякий случай предупреждает «возможные поползновения» Чичикова, вспомнив о попрошайке-племяннике. Однако в середине беседы ситуация резко меняется. Плюшкин уясняет, в чем суть просьбы Чичикова, и приходит в неописуемый восторг. Вес интонации его меняются. Раздражение сменяется откровенной радостью, настороженность — доверительными интонациями. Плюшкин, не видевший проку в гостях, называет Чичикова «батюшкой» и «благодетелем».

Растроганный, помещик вспоминает «господа» и «святителей». Однако Плюшкин недолго пребывает в таком благодушии. Не найдя чистой бумаги для совершения купчей, он вновь превращается в ворчливого, сварливого скрягу. Весь свой гнев он обрушивает на дворовых. В речи его появляется множество бранных выражений: «какая рожа», «дурак», «дурачина», «разбойница», «мошенница», «каналья», «черти припекут тебя», «воришки», «бессовестные тунеядцы». Присутствует в лексиконе помещика и просторечие: «бают», «козявки», «здоровенный куш», «чай», «эхва», «напичкались», «ужо».

Гоголь представляет нам и внутреннюю речь Плюшкина, обнажая подозрительность и недоверчивость помещика. Великодушие Чичикова кажется Плюшкину невероятным, и он думает про себя: «Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки: наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!»

Речь Чичикова, как и речь Манилова, необыкновенно изящна, витиевата, насыщена книжными оборотами: «незначащий червь мира сего», «я имел честь покрыть вашу двойку». Павел Иванович обладает «прекрасными манерами», он может поддержать любой разговор — «и о лошадином заводе, и о собаках, и о судейских проделках, и о биллиардной игре, и о выделке горячего вина. Особенно хорошо рассуждает он о добродетели, даже со слезами на глазах». Характерна и сама разговорная манера Чичикова: «Говорил он ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».

Стоит отметить особенную маневренность и подвижность речи героя. Общаясь с людьми, Павел Иванович мастерски приспосабливается к каждому из собеседников.

С Маниловым он говорит витиевато, значительно, пользуется «туманными перифразами и чувствительными сентенциями». «Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте горемыке. — Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу».

Читайте также:
О Чичикове и Собакевиче из поэмы «Мертвые души» (Гоголь): сочинение

С Коробочкой Чичиков становится добрым патриархальным помещиком.

«На все воля божья, матушка!» — глубокомысленно зазаявляет Павел Иванович в ответ на сетования помещицы о многочисленных смертях среди крестьян. Однако, поняв очень скоро, насколько глупа и невежественна Коробочка, он уже не особенно церемонится с ней: «да пропади и околей со всей вашей деревней», «словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест, и другим не дает».

В главе о Коробочке впервые появляется внутренняя речь Чичикова. Мысли Чичикова здесь передают его недовольство ситуацией, раздражение, но одновременно и бесцеремонность, грубость героя: «Ну, баба, кажется, крепколобая!», «Эк ее, дубинноголовая какая. Пойди ты сладь с нею! и пот бросила, проклятая старуха!»

Чем закончилась сделка Чичикова и Ноздрева. С Ноздревым Чичиков разговаривает просто и лаконично, «пытается стать на фамильярную ногу». Он прекрасно понимает, что здесь ни к чему глубокомысленные фразы и красочные эпитеты. Однако разговор с помещиком ни к чему не приводит: вместо удачной сделки Чичиков оказывается втянут в скандал, который разрешается только благодаря появлению капитана-исправника.

Общение Чичикова с Собакевичем

С Собакевичем Чичиков сначала придерживается своей обычной манеры разговора. Потом он несколько уменьшает свое «красноречие». Более того, в интонациях Павла Ивановича при соблюдении всех внешних приличий чувствуется нетерпение и раздражение. Так, желая убедить Собакевича в совершенной бесполезности предмета торга, Чичиков заявляет: «Мне странно право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить… Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности».

То же самое чувство раздражения присутствует и в мыслях героя. Здесь уже Павел Иванович не стесняется «более определенных» высказываний, откровенной брани. «Что он, в самом деле, подумал про себя Чичиков, — за дурака, что ли, принимает меня?». В другом месте читаем: «Ну, уж черт его побери, — подумал про себя Чичиков, — по полтине ему прибавлю, собаке, на орехи!»

Как Чичиков разговаривает с Плюшкиным и почему

В разговоре с Плюшкиным к Чичикову возвращаются его обычная любезность и высокопарность высказываний. Павел Иванович заявляет помещику, что «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, он почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение». Плюшкина он называет «почтенным, добрым стариком». Этот тон Павел Иванович выдерживает в течение всего разговора с помещиком.

В мыслях же Чичиков отбрасывает «все церемонии», внутренняя речь его далека от книжности и достаточно примитивна. Плюшкин неприветлив, негостеприимен по отношению к Павлу Ивановичу. Помещик не приглашает его обедать, мотивируя это тем, что кухня у него «низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась, начнешь топить, еще пожару наделаешь». «Вон оно как! — подумал про себя Чичиков. — Хорошо же, что я у Собакевича перехватил ватрушку да ломоть бараньего бока». Спрашивая Плюшкина о продаже беглых душ, Павел Иванович сначала ссылается на своего приятеля, хотя покупает их для себя. «Нет, этого мы приятелю и понюхать не дадим», — сказал про себя Чичиков. Здесь явственно чувствуется радость героя от удачной «сделки».

Таким образом, манеры общения героев в поэме Мертвые души, наряду с пейзажем, портретом, интерьером, способствует целостности и законченности образов.

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Настасья Петровна Коробочка один из центральных персонажей поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Ее нельзя назвать отрицательной личностью, но и своим поведением она мало привлекает читателя.

Помещица уже не молода и постоянно жалуется на здоровье. Об ее молодости и внешности ничего не говорится. Она одинокая вдова коллежского секретаря, возможно, имела детей, но автор об этом не упоминает. У нее есть сестра, которая живет в Москве. Окружающие не считают Коробочку умной женщиной, так оно и есть, она довольно глупая и необразованная. Исправно ведет хозяйство и с почтением относится к крестьянам, которых у нее не так много, всего восемьдесят. Настасья Петровна любит порядок и ко всему относится бережливо. Ее усадьба выглядит очень симпатично, по сравнению с другими домами помещиков. Она активно занимается животноводством, пчеловодством, выращиванием всевозможных круп.

Имеет такие черты характера как гостеприимство, радушие, всегда готова позаботиться о ближнем.

Коробочку, с головой погруженную в дела собственного имения, нельзя назвать разносторонней и развивающейся личностью. У нее нет стремления к личному совершенствованию и расширению кругозора. Она стремиться накопить и преумножить свое состояние.

У Чичикова после встречи с ней, остается впечатление, что она «крепколобая» и «дубинноголовая». Предлагая ей купить ее «мертвые души», он видит глубокую растерянность и не понимание, ведь кроме продажи перьев, меда, муки, круп она ничем не занималась. Но, все-таки, считает ее отличным предпринимателем, который может выгодно продавать свой товар. Боясь продешевить, она уточняет, сколько стоят «мертвые души».

С особым наслаждением сетует на все вокруг, то урожай в этом году маленький, то денег мало заработала, а в действительности все не так плачевно. К людям, а особенно мало знакомым, относится очень настороженно, что помогает ей избежать неприятностей.

Она упряма и в то же время противоречива. Верит в Бога, но и не отказывается погадать на картах.

Дом помещицы маленький, выглядит очень просто, его охраняют несколько псов. Внутри тоже все достаточно непривлекательно. Мебель и обои далеко не новые.

С одной стороны, Настасья Петровна хорошая хозяйка, активно занимающаяся своим имением, не обделяет вниманием крестьян, которые выглядят не так угнетенно, как у других, но с другой стороны она достаточно ограничена и глупа.

Читайте также:
ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО: сочинение

Сочинение 2

О «бурной» молодости Коробочки читателю, увы, ничего не известно. Поскольку он сталкивается с героиней уже в ее пожилом возрасте. Поэтому пронаблюдать становление характера не представляется возможным.

Основные черты персонажа – фанатичная бережливость и гипертрофированная тяга к порядку. Ее имение ухожено, все пребывает в исправности. Однако можно заметить, что обстановка в ее жилище не отличается новизной. Вполне возможно, потому, сто сама Коробочка немолода. Впрочем, старуху это совершенно не смущает.

Героиня очень любит жаловаться. Кажется, что есть достаточно дать малейший повод и уже есть риск стать своеобразной «жилеткой». Конечно же, Коробочке не особо важно, кто будет ее невольным слушателем и утешителем, ей главное высказаться. Остальное второстепенно.

Аристократкой ее назвать нельзя. Впрочем, как и интеллектуалкой. Кажется, что окружающие ее люди невольно посмеиваются над ее «недалекостью». Да, Коробочка не имеет хорошего образования, и, вполне очевидно, не блещущая умом, пожилая женщина.

Выделяется старческая консервативность. Коробочка боится нового – возможно, и хлам из дома она предпочитает не выбрасывать лишь потому, что не представляет, как будет жить без него. Ведь в таком случае придется все менять… А это смерти подобно…

Также героиня упряма. Она принадлежит к тому роду людей, которые если что удумают, то переубедить из очень сложно. Натура старушки противоречивая – с одной стороны, она набожна, с другой – ее тянет к эзотерике, гаданию на картах и.т.д. А это взаимоисключающие понятия.

Была ли у Коробочки семья? Напрямую Гоголь не говорит об этом. Но указывает, что Настасья Петровна является вдовой. Возможно, имеются взрослые дети. Однако сколько их, какого они пола, есть ли внуки – не пояснено. Впрочем, это вполне логично, если предположить, что старуха не общается со своими отпрысками по каким-либо причинам. Упоминается, что у Коробочки есть живущая в Москве сестра.

Впрочем, состояние усадьбы героини весьма привлекательное. Даже принимая во внимание устаревшую обстановку. Однако ценности ее постройки не представляют. В подчинении у нее около 80 крепостных – что достаточно мало по тем временам. Допустим, у того же Плюшкина их значительно больше.

Однако на доходе это никак не отличается. Хозяйство весьма ухоженное, что говорит об ответственности старушки. Она активно занимает делами, принимает во всем непосредственное участие. Как она относится к крестьянам напрямую не говорится, однако описание «мертвых душ» указывает на то, что Коробочка в меру лояльна и гуманна по отношению к ним.

Крестьяне у Коробочки (особенно, мужчины), дородные, пышат здоровьем и очень сильные. Это свидетельствует о хороших условиях содержания.

Тем не менее, двойственность – второе «Я» героини. С одной стороны, она заботливая и ответственная помещица. С другой – глупа и ограничена, а также утомляет собеседников постоянными жалобами.

Характеристика Коробочки (9 класс)

В известной поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь иронично и метко обличает существовавшие в то время пороки помещиков. Героиня произведения, Настасья Петровна Коробочка, предстаёт перед нами образцом русской крепостнической действительности.

Обратимся к эпизоду въезда Чичикова в имение помещицы. Первое, что происходит с героем в гостях, где его не ждали – это “собачий концерт”, разливающийся на все голоса. Всё, что Чичиков застаёт во дворе и доме Коробочки, указывает на хозяйственность этой помещицы. Несмотря на то, что она является больной и старой вдовой, и несмотря на то, что она “одна из тех матушек, мелких помещиц. “, владеющая восьмьюдесятью душами, Коробочка старается всюду увидеть выгоду и вовремя распознать желание человека обмануть её. На первый взгляд Настасья Петровна кажется обыкновенной, грамотно и обстоятельно ведущей хозяйство старушкой, но и у неё есть свои недостатки.

Обратимся к отрицательным чертам характера Коробочки. Н.В.Гоголь неоднократно отмечает её привычку прибедняться и жаловаться, в то время как она вовсе не испытывает нужды и её хозяйство пребывает в достатке. Старуха излишне скупа и мнительна, что возмущает посетившего её Чичикова. Он становится не первым, кто называет Коробочку “дубиноголовой”. Это происходит из-за боязни Настасьи Петровны продешевить в продаже мертвых душ. Все попытки Чичикова убедить старуху в том, что этот товар не может обладать высокой ценностью, тщетны.

Ещё одной важной деталью, отмеченной и подробно описанной Н.В.Гоголем, становятся стенные часы в доме Коробочки. Звук, издаваемый ими, похожий скорее на шипение, нежели на бой часов, пугает Чичикова, создавая ощущение пустоты, глухой удалённости дома помещицы. Сосредоточившись на мелочах, сборе безделушек во множество маленьких коробочек, героиня перестаёт обращать внимание на настоящую жизнь, удаляется от общества.

Таким образом, несмотря на завидный талант к ведению хозяйства Настасьи Петровны, мы понимаем, что помещица совершает много ошибок. Её мелочность и стремление прибедниться вызваны желанием приумножить своё хозяйство, поиметь выгоду и ни в коем случае не оказаться обманутой, однако именно в силу этого старушка пренебрегает интересами своего гостя, Чичикова. Благодаря примеру Коробочки, становится ясно, как важно честным и благородным путём обустраивать собственный быт, не гонясь за выгодой при любом удобном случае.

Коробочка в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Многие люди рано или поздно задавались таким вопросом: «Всегда ли неопытность ведёт к беде?» Это интересный вопрос, но чтобы на него ответить, необходимо подумать, что значит «неопытный» человек.

Герои пьесы Островского живут той жизнью, которая им уготована. Многие из них не могут сопротивляться окружающей их действительности, являясь слабовольными по натуре

Произведение представляет собой одну из частей сборника под названием «Повести Белкина, созданного в период Болдинской осени автора, когда он вынужден оставаться в родовом поместье из-за сильного распространения в России

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: