Сатирическая острота комедии «Ревизор»: сочинение

Сатирическое изображение чиновников и градоначальников в комедии Ревизор Гоголя

В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы, а также, они довольно халатно и безразлично относились к своей работе. Стоит отметить и то, что автору удалось весьма ярко, реалистично и интересно отобразить персонажей. Через их образы, читателю удается сложить картину в одно целое, и понять, что же происходило в те времена, и почему автор решил уделить этому особое внимание. Несмотря на то, что произведение выполнено в довольно сатирическом стиле, автор не отходил от изображения реальности в тех красках, как это было на самом деле.

Сатирическим данное произведение автор решил сделать по той причине, что он считал нужным показать человеческие пороки именно с такой точки зрения. Стоит добавить, что благодаря атмосфере юмора и сатиры, произведение кажется весьма простым и одновременно ярким. Однако, от этого оно не становится более поверхностным, ведь автор наделил его глубоким философским смыслом, который повествует о том, как чиновники начинают относиться к незнакомому человеку, лишь поняв тот факт, что он занимает высокую должность. Для них это было первостепенным с точки зрения своего отношения к нему.

Благодаря весьма острым и ярким образам, которые получились в данной работе, стоит сказать, что видение читателя на мир может кардинальным образом поменяться. Ведь, при помощи осознания той реальности, которую хотел показать автор, невольно можно задаться вопросом, а что же можно было предпринять для того, чтобы повернуть ситуацию в противоположную сторону. Сам автор применял сатирические приемы также и с той целью, что он хотел показать не свое агрессивное отношение к ситуации, а скорее, его волновала дикая несправедливость, которая касалась сразу нескольких факторов. Во-первых, это иррациональное отношение чиновников к людям. Они уважали лишь тех, кто занимал высокие посты, в то время, как о простых людях, чиновники даже не вспоминали. Во-вторых, сама ситуация, о который упомянул писатель, являлась нормой того времени, и она касалась большинства городов. Ведь коррупция царила повсюду, отчего страдала вся инфраструктура страны, так как не достигались реально поставленные цели. И даже, если чиновники на местах покидали свои должности, это не помогало урегулировать ситуацию. В произведении, ревизор должен был произвести проверку за весьма немалый срок, что стало причиной для беспокойства чиновников.

2 вариант

Создавая комедию, Ревизор, Гоголь собрал в ней все пороки, и все отрицательные моменты, происходящие в чиновничьей среде. Он решил показать всю правду, творящуюся в то время в большинстве российских городов на примере небольшого провинциального городка.

Произведение знакомит не только с местными чиновниками, но и с прибывшим из Петербурга Хлестаковым, которого все посчитали за ревизора. В образах чиновников писатель показал повсеместное казнокрадство и взяточничество, плохое отношение к простому народу, злоупотребление своим положением.

Хлестаков не знает, что такое добро и зло, может сделать любую подлость. Может перейти. Высокомерен, может унизить людей. Восхваляет себя и в то же время труслив. Он всегда лжет, а его слушают и угождают ему, и никого не смущает, когда, переврав, он скажет лишнего. Герой руководствуется в своих поступках, только тщеславием.

Глава города – Сквозник-Дмухановский, собрал в себе дурные качества от чиновников того времени. Он хитер и расчетлив. Его волнует лишь то, что само идет к нему в руки. В городе ощущает себя полным хозяином. Для городничего, брать взятки, вполне обыденное явление.

Чиновников города нельзя назвать хорошими и честными людьми. Ляпкин-Тяпкин-судья, который вполне оправдывает себя по фамилии. В судебные дела не заглядывает. Главное занятие для него – это охота. Он открыто берет взятки, несмотря на то, что ставит себя в пример, говоря, что берет себе только щенками. Считает себя очень умным, хотя за всю жизнь прочитал несколько книг. Бюрократическая волокита и взяточничество, все то, что представляет собой суд в городе.

Читайте также:
Мертвые души Н. В. Гоголя удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный (А.И. Герцен).: сочинение

Местные помещики Добчинский и Бобчинский – пустозвоны и сплетники, живущие ради того, чтобы каждому рассказывать о чем-либо. Именно они сказали и убедили всех, что приехавший Хлестаков ревизор. Полицейские Свистунов и Держиморда, пристав Уховертов, показывают собой беззаконие, разгул и произвол, творящиеся в городе. Попечитель за богоугодными заведениями Земляника, давно не обращает внимания на больницы, считая, что если выживут больные, то выживут, помрут, то и так умрут. Его главный талант – доносить на всех. Хлестакову он постоянно приносил доносы на своих коллег. Почтмейстер Шпекин, простодушный человек, который видит окружающую действительность, только читая чужие письма. Именно он узнает, Хлестаков не тот, за которого себя выдает.

При описании мира не честных на руку чиновников, Гоголь использовал приемы, в результате которых, ему удалось показать яркие и незабываемые образы. Уже по фамилиям героев, можно иметь представление, кто они такие. Кроме показа сатирического изображения, писатель отметил отрицательные характеристики своих персонажей, помогающие понять их. Угождая Хлестакову всем, чем только можно, чиновники не могут понять всю суть происходящего, и накладывают несуразности друг на друга.

В комедии Гоголя нет положительных персонажей. У всех так называемых «служителей народа» присутствуют общие черты: невежество, повальное взяточничество, пренебрежение к народу и бескультурье.

Также читают:

Картинка к сочинению Сатирическое изображение чиновников в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Илья Обломов и Андрей Штольц являются ключевыми персонажами романа Гончарова под названием «Обломов». Читатель может подумать, что молодые люди должны сходиться в мировоззрениях

Каждый день совершаются десятки и сотни различных научных открытий. У нас появился интернет, кладезь знаний всех великих личностей в истории. Никогда ещё человечество не было столь умно и могущественно!

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателелей

Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье

В повести Чехова «Палата №6» читатель встречает второстепенного персонажа по имени Никита.

Сочинение Сатирическое изображение чиновников и градоначальников в комедии Ревизор

Н.В. Гоголь в своем произведении описывает жизнь небольшого провинциального городка, взяв ее примером для того, чтобы показать всю нелицеприятную сторону жизни чиновничества в России тех времен.

Известный литературовед Ю.Манн сказал: «Ревизор» -это море страха». Страха перед потерей должности, перед вышестоящим начальством, перед наказанием за дурно выполняемую работу. Гоголь применил приемы, позволяющие сатирически изобразить всех героев.

Читая произведение, уже по фамилиям можно представить, что за персонаж в данный момент перед вами. Взять того же Хлестакова, вокруг которого, по словам Ю.Манна, как планеты вокруг солнца, крутятся все остальные действующие лица комедии. Солнца, от которого зависит их дальнейшая благополучная жизнь. Хлестаков-фамилия слышится как хлёсткий, хлыст. Так и видится хлыщеватый проныра. Изображен лицемерным, лживым, трусливым.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Двойная фамилия – двойственная личность, взяточник и мошенник. Сам признавался в этом и верил, что благодаря своим «умениям» сможет дослужиться до генерала и лакомиться в Петербурге ряпушкой и корюшкой.

Судья Ляпкин-Тяпкин, фамилия говорит сама за себя. Судебными делами не занимается, а только своей охотой. Берет взятки борзыми щенками и даже ставит себе это в заслугу. Считается самым умным в городе, поскольку прочел несколько книг.

Почтмейстер Шпекин вообще не понимает, что вскрывать чужую почту, «чтобы узнать, что делается в мире», недопустимо.

Добчинский и Бобчинский. Похожие персонажи, изображены болтливыми и чрезмерно любопытными.
Лекарь Гибнер-какой лекарь такая и фамилия.

Читайте также:
Гоголевский смех сквозь слезы в поэме Мертвые души: сочинение

Полицейские Свистунов и Держиморда. Первый может и «свистнуть» что-то, серебряные ложки, например. Второй занимается рукоприкладством.

Автор показывает нам, как всполошилось и «забулькало» это поросшее житейской трясиной болото, узнав, что грядет ревизия. Вместо того, чтобы наводить порядок в своих ведомствах, они не придумали ничего лучшего, как «подсунуть» проверяющему, с перепугу спутав его с Хлестаковым.

Хлестаков, подыгрывая, с удовольствием принимал эти знаки внимания, расценивая все происходящее не более чем как забавный случай. Чего не скажешь о чиновниках, которые думали, что откупились от проверок и потерпевших в итоге жестокое разочарование, когда выяснилось, что настоящий ревизор еще в пути. Они даже не стали преследовать Хлестакова, чтобы никто не узнал, как их обманули. Несмотря на то, что Хлестаков ничем не лучше этой публики, своим поступком он как бы «отхлестал», «дал им пощечину», «ткнул их носом» в их неблаговидные дела.

Гоголь в «Ревизоре» говорит, что чиновники беспринципны, воруют и берут взятки. Жестоко высмеял их раболепие перед вышестоящими и надменность, даже жестокость к людям, стоящим ниже их по рангу. Автор в свою очередь, хлещет сатирой по этим уродливым проявлениям. Из картины жизни маленького городка вырисовывается общая картина положения дел по стране. Когда пьеса увидела свет, то было много шума. Не понравилась пьеса чиновничьему аппарату, современникам Гоголя. Даже звучали требования запретить ее показ.

Можно провести параллель между двумя произведения Гоголя, ведь и в «Ревизоре» тоже можно увидеть «мертвые души».

Вариант 2

“Ревизор” – знаменитая социально-политическая комедия Н.В.Гоголя. В центре повествования оказываются городничий и чиновники небольшого уездного города, встревоженные внезапной проверкой их ведомостей. С нескрываемой иронией изображает писатель перепуганных бюрократов, которые привыкли к вседозволенности и безнаказанности.

Во главе чиновничьего аппарата уездного городка находится городничий. Сквозник-Дмухановский – постаревший на службе, неглупый человек, начинавший свою карьеру с низких чинов. Антон Антонович – вор и мошенник. Он бессовестно присваивает себе деньги из государственной казны, выделенные на строительство церкви. Не гнушается и поборами с купцов, которых безцеремонно обворовывает. Городничий гордится проницательностью и ловкостью, он признается, что ни подрядчикам, ни купцам не удается его провести. Герой даже сам как-то смог обмануть трех губернаторов. Приезд ревизора становится для Сквозника-Дмухановского “пренеприятным известием”. Герой знает о беспределе и запущенности в подвластном ему городе. Он собирает у чиновников, которым сообщает неожиданную новость. Антону Антоновичу хорошо известно и о запущенности ведомостей. Как бы невзначай, герой намекает чиновникам на их халатность и лень. Он не осуждает бюрократов, считая, что так или иначе за каждым человеком водятся прегрешения.

Не менее запоминающимся предстает образ уездного судьи – Амоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. За свою жизнь герой прочитал всего несколько книг, однако это оказывается достаточным, чтобы слыть умнейшим человеком, да еще и вольнодумцем. Также как и другие чиновники, Амос Федорович берет взятки. Но делает он это по-особенному, за свои услуги страстный охотник предпочитает получить борзых щенков. Услужливый и суетливый попечитель богоугодных заведений Земляника оказывается доносчиком и плутом. Герой халатно относится к своим обязанностям: больных не лечат лекарствами, главный врач не понимает и не говорит по-русски. Уездный лекарь Гибнер предпочитает полагаться не на медицину, а на судьбу. Он считает, что если больному суждено выздороветь, то он выздоровеет, Трусливый и малодушный смотритель училищ Хлопов живет в вечном страхе перед какой-нибудь проверкой. А любимым занятием почтмейстера Шпекина является чтение чужих писем. Простодушный наивный чиновник читает чужую переписку из образовательных целей, ему интересно узнавать, что нового есть на свете.

Сатиристическое изображение бюрократов в комедии обличает пороки небольших провинциальных городов по всей Руси: взяточничество, самопроизвол властей, бесправную жизнь обывателей, невежество чиновников, казнокрадство и грубость. В пьесе Гоголя, словно в кривом зеркале, показана безнравственная и пошлая действительность страны в первой половине 19 века.

Читайте также:
ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Сатирическое изображение чиновников и градоначальников в комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

Основным событием, которому посвящены действия, разворачивающиеся в романе-эпопее М.А.Шолохова “Тихий Дон”, является гражданская война. Автор повествует о том, как восприняло и пережило это событие донское казачество

Наверное, всегда, когда слышишь слово «война», то сразу же в мысли приходит большое количество горя и несчастья, ведь огромное количество молодых парней и девушек, а также и взрослые погибли на этой войне и не вернулись домой.

«Герой нашего времени» – самый известный роман русского прозаика и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Работу над романом писатель начал после оставившей множество впечатлений ссылки на Кавказ.

В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам.

Есть люди, для которых подвиг – это каждодневная работа. Это совершенно обычные люди, живущие среди нас.

Сочинение на тему: Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»

Сочинение.
Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»

Сюжет комедии «Ревизор», так же как и сюжет бессмертной поэмы «Мертвые души», был подарен Гоголю А.С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: «Я помешался на комедии». В «Ревизоре» Гоголь умело сочетает «правду» и «злость», то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В «Театральном разъезде» Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и «электричества чин». «Электричества чин» и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором. В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей. Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов,а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: «Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно», Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей», Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения». Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет», Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен», Почтмейстер: «Простодушный до наивности человек». Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей в ермолке». Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и т.п. Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно кажется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…» Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь». Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: «Всем досталось, а больше всех мне!» Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших». Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.
После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в «Театральном разъезде»: «…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был — смех».

Читайте также:
Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Сочинение: Смех и юмор в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»

Автор: Guru · Опубликовано 25.04.2020 · Обновлено 28.04.2020

Пьеса “Ревизор” — яркое доказательство того, насколько талантливым и выдающимся русским писателем был Николай Васильевич Гоголь. Тонкая сатира, искрометный юмор, ирония, комичные персонажи — всё это отличительная черта творчества этого великого классика. И именно в комедии “Ревизор” сатирическое мастерство Гоголя поднимается на самый пик. В пьесе мы видим не только удачно скомпонованный сюжет, но и точно собранные действующие лица, имена которых вскоре станут нарицательными.

Некоторые литераторы считают, что смех в пьесе “Ревизор” настолько осязаем, что его давно можно считать отдельным и самостоятельным действующим лицом комедии. Однако, цель, которую преследует Гоголь в этом произведении — не просто рассмешить читателя. Это не просто описание казусной ситуации, в которую попадают жители города N по таким-то причинам. Автор ставит перед читателем и всем миром зеркало, но не кривое зеркало, как это принято в жанре комедии, а самое обычное зеркало. Зеркало, которое не искривляет, но гипертрофирует некоторые наши пороки, доводя размер до смешного. Иллюстрируя этот приём, писатель добавляет эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

История создания “Ревизора” лишь доказывает то, что эта пьеса не выдумана автором. Она не остроумный плод фантазии Гоголя. Она — кропотливо собранный и нанизанный на нить сюжета собирательный образ всего общества того времени. Гоголь берет один средний по всем параметрам уездный город, называет его “город N” и просто пичкает его всеми пороками, которые были и даже сейчас есть в подобных городах. Автор гипертрофирует, иронизирует, выделяет самые комичные детали. Но город всё равно живой, реальный и поныне существующий — мы все это понимаем. Там взяточничество, блат, казнокрадство, произвол чиновников, разруха, бедность простых людей и всё то, что можно встретить в самом обычном, а значит в почти любом населённом пункте нашей страны.

Гоголь очень мастерски использует гротеск, намеренно усиливает до уродства комический эффект. Образ каждого персонажа идеализирован и “вычищен” до блеска; выделена только та черта характера, которая является определяющей, и она увеличена до безумного. Например, мы видим судью Ляпкина-Тяпкина, который не стесняется брать взятки борзыми собаками, и к тому же он считает себя справедливым; а как контраст к нему нам показана больница села Земляники, где люди голодают и не моются, их никто не лечит, они “мрут, как мухи” и никому до этого нет дела. Подобных контрастов у Гоголя можно встретить много.

Читайте также:
Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”: сочинение

Главного героя Гоголь также создает под стать остальным. Он развязный, высокомерный юноша, который обожает брать взятки. Ему было достаточно этих качеств, чтобы с лёгкостью выдать себя за должностное лицо высокого ранга. Чиновники видят то, что хотят видеть, а Хлестаков им просто не возражает. Такой беспредел творится в городе N уже давно и повсеместно, поэтому наш герой там чувствует себя как рыба в воде. Главным рассадником аморальности и произвола мы видим городничего: глупого, жадного, нелепого и смешного человека, которого боятся все люди в этом уездном городке. Хлестаков же, в свою очередь, это прообраз чиновников сверху, из столицы. Он легкомысленен, болтлив, хвастлив, а также до странного молод. Его возраст наводит на местных чиновников мысль, что Хлестаков, очевидно, близкий родственник кого-то ещё выше, что позволило ему получить такую высокую должность за блат. Именно так, и никак иначе они представляют себе возможность получения такой должности — кровные связи, кумовство, взятки.

Очевидно, что чиновники в комедии “Ревизор” — повсеместно плуты и казнокрады, но сатира этого произведения становится еще более глубокой, когда мы видим, что этих чиновников обманул глупец. Вот тогда юмор становится, что называется “сквозь слёзы”. Мы видим в этом “зеркале” себя и понимаем, что таким мир был, есть и будет после нас.

Гоголь использует сатиру как основной прием для обличения людских пороков не просто так. Читателю гораздо легче воспринимать назидание через иронию, переживать даже самые сложные истории с юмором, нежели депрессивное и монотонно-поучительное произведение с длинными наставлениями.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Читайте также:
Как относится автор к Андрию: сочинение

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя сочинение (образы помещиков)

Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.

Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.

Читайте также:
Николаевская Россия в Ревизоре: сочинение

Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.

Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

Вариант 2

Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения.

Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице. В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты. Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.

Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок. Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью. Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.

Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.

Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.

Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.

Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.

Читайте также:
Основа комедийности пьесы «Ревизор»: сочинение

Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян – это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.

Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.

Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя

Несколько интересных сочинений

Основными персонажами произведения являются живущие по соседству Иваны, одного из которых именуют по отчеству Семеновичем, а второго просто Иваном, Ивашкой.

Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

С каждым наступлением весны – тает снег, распускаются первые цветы, возвращаются птицы с теплых краев и радуют своим чириканьем. От первого появления солнышка по дорогам течет вешняя вода и радует всех детишек. Ручьи грязноватой воды без остановки текут

В своей пьесе Гроза Островский затрагивает наиболее актуальные вопросы того времени, показывая нам всю неграмотность простого народа. Большая часть населения остается непросвещенной

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя. Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто. Начнем с первого героя — Манилова.

Читайте также:
Как Чичиков следует отцовскому наставлению в зрелую пору своей жизни?: сочинение
Образ помещика Манилова


Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный. Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки


Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит. Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться. Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева


Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести. Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние. Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича


Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный. Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека. Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина


Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом. Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал. Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Помещики в Мертвых душах сочинение

Образы помещиков в Мертвых душах помогают Гоголю воссоздать картину современного ему общества, отразив в произведении образ России того времени с присущими ей пороками. В нашем сочинении сегодня мы остановимся подробнее на теме помещиков в поэме Мертвые души, рассмотрев галерею образов и мир помещиков, что жили в далекие для нас времена.

Образы помещиков в Мертвых душах, сочинение

Знакомясь с произведением, читатель попадает в крепостную Россию, где земли и души принадлежат высшему сословию, дворянам. Именно они занимают в стране главенствующее положение, отвечая за ее экономику и культурное развитие. Именно на плечах этих владельцев крепостных душ лежит ответственность за будущее государства. Вот только представителей привилегированного сословия ничего не волнует, кроме собственной наживы, что и показывает Гоголь, изображая мир помещиков в поэме Мертвые души. Давайте проанализируем образы помещиков, которые играют ключевую роль в поэме Гоголя.

Читайте также:
Жизненный путь Чичикова: сочинение

В те времена большую часть дворянства составляют помещики, поэтому и Гоголь основную часть произведения уделяет описанию характеров помещиков, чтобы показать, насколько мертвыми их души были в те времена, насколько они были безнравственными и бездуховными. При помощи галереи образов помещиков, что представлены Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем и Плюшкиым, автор показывает истинную сущность дворянства крепостной России с их убогими умами, бездумным расточительством, безответственностью и паразитарным существованием. Через образы созданных помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь показывает, как теряют люди человеческие чувства, как они деградируют и теряют свои души.

Вот так постепенно, путешествуя с Чичиковым от одной усадьбы в другую, мы и знакомимся с помещиками, где один выглядит краше другого. Во всех подробностях мы видим их пошлую жизнь и низменные нравы. Давайте поближе познакомимся с галереей помещиков, что стали олицетворением пороков того времени.

Галерея помещиков в поэме Мертвые души

Галерею образов помещиков открывает самый безобидный в своей пошлости Манилов. Это персонаж с вычурными манерами, слащавыми речами и довольно-таки привлекательной внешностью. Вот только живет он в каких-то мечтах и мало интересуется, как своим поместьем, так и людьми, что ему принадлежат. Предавшись мечтаниям, он то и дело лежит или сидит, в то время как люди страдают от беспечности своего хозяина.

Затем мы знакомимся с Коробочкой, которая живет уже в другом мире, и не интересуется тем, что происходит за пределами ее поместья. Она скупа, и живет лишь одной целью — побольше накопить. Поэтому даже при продаже мертвых душ своих крестьян боится продешевить. К подобной продаже Коробочка относится как к обычному товару, за которым могут понаехать и другие купцы.

Потом мы переносимся в усадьбу Ноздрева, где видим очередной образ помещика, который был не редкость в крепостной Руси. Ноздрев — заядлый игрок и пьяница. Он вспыльчив и хвастлив, постоянно бросает на ветер деньги, покупая ненужное. Ноздрев по-хамски относится к людям, и для него характерны такие черты как вранье и нечестность. Он тоже не занимается поместьем, поэтому оно в полуразрухе, в том числе в жутком положении пребывают и его крепостные.

В образе Собакевича писатель показал злых и жестоких помещиков, никогда не упускающих своей выгоды. В разговоре с Чичиковым автор раскрывает его безудержное стремление нажиться.

А далее галерею помещиков автор завершает описанием образа Плюшкина, который был богат и мог бы процветать, вот только мертвая душа привела его к полному духовному распаду. Осталось лишь желание копить и копить. У Плюшкина много запасов и денег, но все вокруг рушится и гниет. Крестьяне у Плюшкина голодают, да и сам помещик похож на старую ключницу в жалком ее подобии. Желание копить, приводит к утрате реального восприятия вещей и чем ближе читатель знакомится с Плюшкиным, тем становится понятнее духовная смерть помещика, к чему вскоре придут и другие, вышеописанные герои.

Вот такие образы помещиков в произведении Мертвые души и нашем сочинении предстают перед зрителем, и от этого становиться жутко. Ведь это не единичные образы, а типичные характеры того времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: