Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: сочинение

Смысл, роль и значение немой сцены в комедии Ревизор Гоголя

Этот финал – один из самых запоминающихся моментов в известнейшей комедии. Финал в любом произведении и так запоминается, но этот стал просто «маркой». Если такой приём ещё кто-то и использовал, то зрители сразу говорили, что это как в «Ревизоре».

Смысл этой сцены в том, что все герои одновременно понимают, что после того, как их жестоко обманули, даже посмеялись над ними, снова проблема – настоящая, для второй серии. Они уже верили, что им всё сошло с рук. Губернатор видел себя в столице, его дочь – замужем за молодым ревизором… И тут они узнали неприятную правду из письма псевдо-ревизора. Все в шоке! Мечты и планы разрушены. Герои понимают, что всё это время старались зря. И теперь делать то же самое? Но это уже противно… Хоть немного честный человек бросил бы всё это, плюнул и ушел. Притворяться ведь нужно не только перед очередным ревизором, а друг перед другом, перед собой. Стоят ли их должности того? Или, например, чего стоит семья губернатора, где жена готова предать мужа. Пускать пыль в глаза – всё, что они умеют… А если в этот раз не успеют? И как смотреть в глаза друг другу и себе самим (в зеркале)?

Значение сцены в том, что жандарм как представитель закона объявляет им практически приговор. В эту минуту тишины герои вспоминают, что наделали. Они как будто смотрят на себя со стороны, как будто это последний день той самой Помпеи. Кажется, что они видят свою совесть в этом предвестнике ревизора. Ревизор их – совесть!

В эту паузу и зрители не должны расходиться в гардероб (или буфет). Они до аплодисментов, когда артисты выходят на поклон, могут тоже подумать над моралью этой истории. Представить, как она относится к ним самим. Не приходилось ли им делать подобного?

Вообще, такая пауза в финале очень полезна для осмысления прочитанного или увиденного. Моя мама тоже так делает. Иногда она сидит с закрытой книгой. На мой вопрос отвечает, что ей надо обдумать прочитанное. И она почти никогда не смотрит два фильма в день. Говорит, что один должен ещё в голове уложиться, чтобы впечатление не сбилось.

В общем, отличный приём для финала. Очень полезный и для читателей или зрителей, и для самой истории. Пауза на подумать!

Вариант 2

Наверное, в каждом произведении обязательно должен быть конец. И он является самым запоминающимся. А в этом произведении он стал еще более запоминающим. Уже после создания данного произведения выходило огромное количество и других произведений, но если конец походил на тот, что в «Ревизоре», то читатели сразу же вспоминали об этом произведении.

У каждого человека было такое, что его обманывали, вот это же произошло и с нашими главными героями. И они говорили, что теперь можно снимать вторую часть произведения, где они узнают всю правду. Больше всего на свете Губернатору хотелось руководить всей столицей. Кроме этого у него есть единственная дочь, которая недавно вышла замуж за ревизора. А немного позже они узнали о том, что к ним едет настоящий ревизор. Теперь им придется притворяться и вести себя совсем не так, как они ведут себя обычно. Также все их мечты, о которых они давно мечтали, могут растаять в один момент.

Вскоре этот самый ревизор явился и объявил настоящий приговор, о котором никто даже и предположить не мог. И только после этого каждый из героев наконец-то понял, что он натворил на самом деле, но изменить уже ничего было нельзя. Им посчастливилось посмотреть на себя совсем с другой стороны, с которой раньше они никогда не видели. И им стало стыдно.

На самом деле это был один из героев по имени Хлестаков, а не какой-то там ревизор. И только в конце произведения можно увидеть ту самую немую сцену. В этой сцене можно узнать истинный характер каждого из героев и здесь уже специально ничего сделать невозможно. Чиновники и правители выполняют свою работу при помощи без каких-либо слов.

В городе имеется и городничий, который старается разными путями не только обмануть всех жителей, но и получить от них как можно больше денег. И с каждым разом суммы растут. Но даже он не понимал, почему же это все случилось, а ведь раньше все было так хорошо.

При помощи данной немой сцены можно понять истинный ужас всех героев и понять, что они очень сильно напуганы. Вот только понять, что произошло на самом деле, каждый читатель должен самостоятельно. А все, потому что в произведении не написано, что именно им сказал и какие выводы сделал ревизор после проверки.

С одной стороны читатели думают и надеются на то, что всех злодеев и врагов накажут. А может быть все будет наоборот, и ревизор не найдет никаких ошибок и поэтому замечаний не будет.

Читайте также:
Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Мое мнение об этом произведении такая, что очень хорошо именно в этот город нашел время и приехал ревизор для того чтобы разобраться во всем и навести порядки.

Роль немой сцены в комедии Ревизор

Комедию Ревизор Николая Гоголя можно поистине назвать смелой и интересной. Автор на первых строках показывает общественный конфликт, плохие привычки чиновников брать с людей взятки и из этого вышли весьма неблагоприятные ситуации, которые меняют их жизнь кардинально. Это была сатира. Чиновников города можно назвать порочными и алчными людьми, которые шли по головам людей к власти и воровали из казны все больше и больше денег. Вокруг одно мошенничество и беззаконие.

Автор показывает весьма интересную часть в комедии, когда чиновники узнали все же, что Хлестаков выдает себя не за того. Называется она немой сценой. В этой сцене узнается, что Хлестаков выдал себя за ревизора и брал со всех чиновников деньги. Этой сценой Н. В. Гоголь хотел показать, что насколько тяжелой ситуация может быть, при которой проясняется вся правда. Правда, которая поставила всех в ступор и непонимание, что делать дальше.

Городничий – главный чиновник в городе, узнав, что Хлестаков всех обманывал, в эту же секунду меняется в лице, и решившись, что-то предпринять, понял сложность и опасность ситуации. В скором времени Городничему все равно придется отвечать за сделанное и решать ситуацию, но он стоит, будто лишенный возможности двигаться и не проронил ни слова.

Стоит понять, что у всех чиновников в момент немой сцены нет никаких эмоций на лице. Эта ситуация поставила их в неловкое и непонятное положение. Все, что они наворовали и украли за много лет, говорит о том, что этим дурным привычках скоро придет конец. Они все возможно потеряют свои какие-либо должности и ответят за содеянное.

Читая комедию Ревизор, можно полностью увидеть каждого чиновника. Как они боятся и реагируют на происходящую ситуацию. У каждого эмоции разные, но все будто в один щелчок стали немыми. Автор показал все малодушие чиновников. Страх каждого в этой трагичной ситуации.

На немой сцене комедия необычно заканчивается, даже можно сказать обрывается. Этим автор хотел донести то, чтобы у читателей оставались свои мысли и догадки. Чтобы они сами придумали свой конец комедии и все-таки поняли смысл всего произведения. Конец комедии – это мысль о наступающем наказании. Н. В. Гоголь говорит этим произведением, что нужно вести достойную и честную жизнь, не быть алчным и отвечать за свои поступки. Автор обращается к читателю, что необходимо жить по совести и нести ответственность за свою деятельность.

Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия

Зависть была во все времена, с самого Сотворения мира: одни завидовали другим, потому что они выше по статусу, другие завидовали третьим, потому что они богаче, третьи завидовали четвертым

Улыбка играет немаловажную роль в человеческой жизни. Улыбка создаёт впечатление, что мы общаемся с жизнерадостным и дружелюбным человеком. Кажется, что он открыт и позитивно настроен по отношению к нам.

Наше життя складається з наших дій і взаємодій з навколишнім світом. Природа складає важливу роль в навколишньому середовищі. Вона – є нашою матір’ю. Це не просто красивий вираз. Людини походить від природи та є її частинкою

«Доктор Живаго» – роман, написанный Борисом Пастернаком в 1955 году (писал он его десять лет). Советские власти не приняли этот роман, и Пастернак был подвержен травле, из-за которой рано умер.

Анализ роли немой сцены в пьесе Гоголя «Ревизор»

Николай Васильевич Гоголь в своём произведении уделяет особое внимание финальной сцене. Автор хочет показать этой постановкой всю степень удивления и разочарования, которые постигли героев «Ревизора». Роль немой сцены нельзя недооценивать, так как именно в ней отражаются истинные эмоции всех героев произведения.

  1. Анализ событий, предшествующих финалу
  2. Описание Хлестакова
  3. Жители города
  4. Новость, удивившая всех
  5. Позы героев
  6. Значение момента

Анализ событий, предшествующих финалу

Автор в своей комедии путём использования сарказма и сатиры показывает читателю все существующие пороки общества города N. Чтобы понять, какой смысл заключён в немой сцене, необходимо провести анализ предшествующих событий.

Описание Хлестакова

По сюжету в город приезжает юноша, который живёт на средства своего отца и постоянно «спускает» все сбережения понапрасну:

  • ездит исключительно в хороших экипажах с извозчиком;
  • каждый день посещает театр;
  • заказывает только хорошие дорогие обеды;
  • покупает новый фрак из английского сукна;
  • проигрывает огромные суммы в карты.

После того как не остаётся ни единой «свободной» монеты, Хлестаков начинает продавать только недавно купленный фрак, а потом и рубашки. Останавливаться юноше со своим слугой приходится в самых непривлекательных номерах и порой даже голодать, пока хозяин гостиницы не выгонит за неуплату.

Именно в такой момент своей жизни молодой чиновник проездом к своему отцу попадает в город N. Так совпадает, что в этот момент все люди, стоящие у власти небольшого провинциального поселения, находятся в ожидании ревизора. И поэтому появление нового незнакомого лица вызвало эффект массовой уверенности, что это проверяющий.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Голодая уже несколько дней и совершенно не зная, как решить свои финансовые трудности, Хлестаков поначалу пугается появления столь значимых гостей. Однако юноша отличается необычайной догадливостью и хитростью, поэтому очень скоро он вживается в роль ревизора.

Замечая столь радушный приём и желание угодить ему во всём, Хлестаков, расслабившись, начинает рассказывать различные истории, выставляя себя очень важным, богатым и светским человеком. При этом он занимает деньги, поясняя, что поиздержался в дороге.

Жители города

Городские чиновники, желая избежать возможного наказания за нарушение своих должностных обязанностей и взяточничество, с радостью готовы предоставить гостю любые суммы денег и совершенно не требует их возвращения.

Каждый из персонажей скрывает какие-то свои грехи и пороки, поэтому значение немой сцены в комедии «Ревизор» неоценимо. Городничий прекрасно знает, какие преступления совершаются на подвластной ему территории, да и сам периодически нарушает закон. И если кратко, весь город погряз во взятках, беззаконье и мошенничестве.

Написанное Хлестаковым письмо, в котором он высмеивал так угождающих ему чиновников, вызывает «бурю эмоций» у преступников. Герои полны возмущения и разочарования, что они потратили столько сил, времени и внимания человеку, который совершенно не заслужил такого обращения.

Чиновники осознают, что все отданные деньги не принесут им пользы. Наибольшее сожаление и стыд испытывают героини комедии, ведь они согласились на брак с таким же пройдохой и лжецом, как и они. Более того, они уже начали считать себя превыше окружающих их людей.

Все обманутые герои в финале собрались вместе, чтобы поздравить городничего и его семью с предстоящим браком. И именно в этот момент они были массово поражены содержанием письма до той степени, что даже не задумались о приезде настоящего ревизора. Не успев отойти от осознания своей глупости и нелепости своих действий, они подвергаются новому шоку.

Произведение заканчивается немой сценой, которая подчёркивает те чувства волнения и ужаса, нахлынувшие вновь с приездом ревизора. Только в этот момент, совершенно никто из чиновников не готов к новой проверке.

Новость, удивившая всех

Последняя сцена представляется наиболее важной во всём произведении. Сам писатель считал ее ключевой в понимании замысла комедии. Оцепенение чиновников позволяет читателю до малейших деталей рассмотреть героев, застигнутых столькими новостями в самый неожиданный для них момент. Именно в таких ситуациях, когда кто-то преисполнен такими сильными чувствами, как страх и удивление, окружающие могут увидеть настоящее лицо человека.

В череде происходящих событий и испытываемых волнений далеко не все характерные черты персонажей можно заметить, в этой же сцене для изучения каждого героя у читателя есть много времени.

Позы героев

В сочинении Гоголя значение немой сцены в «Ревизоре» показывается постановкой поведения всех действующих лиц в финале:

  • в центре находится городничий с запрокинутой головой и распростёртыми руками, как бы спрашивая у высших сил, почему вся ситуация сложилась именно так и с ним;
  • устремляют на него свой взгляд жена и дочь, поскольку они чрезвычайно напуганы и ищут ответа и поддержки от него, как от главы семейства;
  • Бобчинский и Добчинский изображены в движении друг к другу в попытке найти утешение;
  • Хлопов совершенно ошеломлён, он как будто хочет исчезнуть;
  • Артемий Филиппович сидит с видом внимательно прислушивающегося человека, на самом деле уже готовит план, как угодить новому ревизору;
  • Шпекин попросту превращается «в вопросительный знак»;
  • самый нелепый вид у Ляпкина-Тяпкина, который присел чуть ли не до самой земли и выражает всем своим видом неожиданное и серьёзное огорчение.

Гоголь неспроста передаёт эффект «окаменения» и «застывания» позам персонажам. Этот финал олицетворяет фальшивость чувств и «окаменелость» душ героев. Все движения описаны с комичностью и демонстрируют неестественность их владельцев.

Значение момента

Финал представляет собой самую правдивую и яркую часть всего произведения. Он полностью передает эмоциональную зависимость персонажей и тем самым олицетворяет идею произведения. Только в этот момент времени герои выглядят правдиво, поскольку, находясь в шоке, не способны врать или что-либо предпринять.

Такое окончание символизирует личный суд каждого персонажа. Именно сейчас каждый из присутствующих вынужден задуматься о совершенных преступлениях. Естественно, что никто из них, скорее всего, и не почувствует «угрызений совести», но хотя бы задумается о целесообразности и правильности своих поступков.

Николай Васильевич Гоголь таким финалом передаёт каждому читателю мысль, что за все преступления и даже просто за плохие поступки всегда следует наказание. Нужно быть честным человеком и жить, соблюдая все законы, только тогда будет нечего бояться в любой момент жизни.

Значение немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Комедия Гоголя «Ревизор» – произведение новаторское. Впервые в русской литературе была создана пьеса, в которой на первой место вышел общественный, а не любовный конфликт. В «Ревизоре» драматург обличал пороки российского общества, смеялся над всеми своими героями, но это был горький смех, «смех сквозь слезы».
Порочность чиновников города N., их страх за свои места сделали этих людей слепыми – они приняли за ревизора «пустышку», «вертопраха» Хлестакова. В конце пьесы все, казалось бы, встает на свои места – Хлестаков разоблачен, чиновники наказаны. Но настоящий финал еще только впереди – это последнее действие и знаменитая немая сцена комедии.
Взбудораженным известием о мнимом ревизоре чиновникам сообщают, что приехал …ревизор настоящий. В «пылу событий» все уже и забыли о том, что должен ведь приехать и настоящий, если Хлестаков – всего лишь обманщик. И вот, как «гром среди ясного неба, известие: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Это сообщение буквально парализует всех героев, они окаменевают: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою», «Прочие гости остаются просто столбами», «Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение».
Мы понимаем, что именно в эту минуту все чиновники испытывают настоящий ужас. Тот страх, который они пережили при Хлестакове, увеличился в десятки раз еще и потому, что им нужно все переживать заново. И если к приезду мнимого ревизора герои успели как-то подготовиться, то здесь полная неожиданность превратила чиновников в каменные статуи.
Посередине, как глава города, главный «вор и мошенник», стоит городничий. Автор указывает, что он распростер руки и запрокинул голову вверх. Кажется, будто Антон Антонович вопрошает у неба: «За что? Почему?» Этот герой считает себя грешным не больше, чем другие, – ведь все живут так, как он. Жена и дочь Сквозник-Дмухановского устремились к городничему, как бы ища у него защиты как у главы семейства.
В немой сцене, на мой взгляд, Гоголь без помощи реплик героев сумел выразить их характер, сущность каждого персонажа. Так, кроткий и трусливый смотритель учебных заведений Лука Лукич «потерялся» «самым невинным образом», а попечитель богоугодных заведений Земляника склонил голову набок, прислушиваясь к чему-то. Этот хитрый человек не теряет голову, а «прислушивается» к событиям, размышляет, как ему «сухим выйти из воды». Но комичнее всех со стороны выглядит судья Ляпкин-Тяпкин. Он «с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Мы понимаем, что судья очень испугался, ведь и он прекрасно знает, что за ним водится немало грехов.
Комичны фигуры Бобчинского и Добчинского, которые выпучили глаза, разинули рты и, кажется, кинулись друг другу в объятия, да и так и окаменели на полдороге. Впрочем, как и все оставшиеся гости. Гоголь показывает нам, что у каждого из них совесть нечиста и каждый из них боится наказания.
Именно в немой сцене границы комедии раздвигаются. И она из общественной перерастает в нравственную, философскую. Автор напоминает о том, что рано или поздно всем людям предстоит отвечать за свои поступки, как чиновникам в комедии. Гоголь обращается к каждому из нас – нужно жить по совести, всегда помнить о своей ответственности перед собой, богом, людьми.
Таким образом, знаменитая «немая сцена» затрагивает интересы всех героев пьесы: в финале Гоголь выводит на сцену всех персонажей, заставляет их в течение нескольких минут впасть в «окаменелость». Этот прием позволяет драматургу сфокусировать внимание зрителя на самом действии, сильнее прочувствовать тот ужас, который испытали герои при известии о приезде настоящего ревизора.
Кроме того, немая сцена дает возможность вариативного толкования финала комедии. Приехал настоящий ревизор, и город настигнет заслуженное возмездие? А может быть, приехал некто, ассоциирующийся у жителей с небесной карой, которой все страшатся? А может, приехал не ревизор, а важный чиновник, путешествующий в сопровождении жандарма? И даже если приехал настоящий ревизор, может, ревизия пройдет гладко и все, как всегда, закончится благополучно?
Прямого ответа сам автор не дает, потому что финал, по сути, не так уж и важен. Важна сама мысль о неизбежном наказании, о суде, про который все знают и которого все боятся. А может, стоит жить так, чтобы не страшиться ответа перед Богом?

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?

В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — нова­торское произведение. Она отличается оригинальностью кон­фликта, носящего социально-философский характер; много­образием персонажей, каждый из которых резко индивидуали­зирован и в то же время типичен; комизмом, основанным не на избитых водевильных ситуациях, а на характерах и поступках героев. Наконец, композиция комедии также является художе­ственным открытием драматурга.

В композиции и выявлении идейного смысла произведе­ния важнейшую роль выполняет заключительная немая сцена.

На ее особое значение указывал сам автор в «Замечаниях для господ актеров»: «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное сло­во должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект».

Какую же композиционную функцию выполняет немая сцена? Она замыкает действие в кольцо: сообщение, сделан­ное в первой реплике городничего: «…к нам едет ревизор» — только сейчас получает истинное подтверждение: всё преды­дущее действие было связано с ревизором мнимым. Тем са­мым не только для героев комедии, но и для зрителей произ­ведение обретает трагический пафос: комедия превращается в трагедию. И дело не только в том, что теперь-то настоящий ревизор наведет порядок и восстановит справедливость. Об этом можно только догадываться. Не исключено, что он ока­жется немногим лучше Хлестакова. Именно такую трактовку дал кинорежиссер Леонид Гайдай в экранизации «Ревизора», получившей название «Инкогнито из Петербурга». Там при известии о настоящем ревизоре чиновники переглядываются между собой и роются в бумажниках в поисках новых купюр для взяток.

Истинный трагизм немой сцены, распространяемый на общую идею произведения, раскрывается в пояснениях авто­ра, сделанных им в драматическом этюде «Развязка «Ревизора»: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикиды­ваться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг от­кроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, в котором бесчин­ствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя каз­ну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, настоящего ре­визора, не подложного!»

Читайте также:
Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Таким образом, немая сцена возводится писателем в про­образ Страшного Суда, ожидающего каждого человека в конце его жизни — суда строгого и неподкупного. Одним из любимых живописных полотен Гоголя была картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На ней изображены искаженные предсмертным страданием лица гибнущих людей. И хотя жи­вопись искусство молчаливое — зритель как будто слышит их вопль ужаса. Таким же немым криком можно считать и фи­нальную сцену «Ревизора».

Николай Васильевич Гоголь был не только выдающимся сатириком, но и христианским моралистом. В финальной не­мой сцене заключительное обобщение писатель выводит за рамки изображенных им событий и делает символом неизбеж­ной расплаты за земные грехи перед тем, кто будет судить все наши поступки по окончании нашего земного пути. Призыв к раскаянию и улучшению нравов — вот нравственный пафос комедии, который придает гениальному произведению Гоголя вневременной и отнюдь не комедийный смысл.

Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в 1832 году — второй засвидетельствовала появление нового писателя — Н.В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского романтизма. Неподражаемая оригинальность «Вечеров» на долгое время создала им репутацию художественного феномена, не имеющего аналогий. Белинский в 1840 году писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»

Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распространившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. «Здесь так занимает всех все малороссийское», — писал автор в письме к матери. Публикации «Вечеров» вызвали открытый восторженный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в творческом содружестве выразился прекрасный закон преемственности в художественном процессе. Белинский охарактеризовал это так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была максимальная естественность.

В «Вечерах» — праздник народного духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг. Достаточно обратить внимание на образ «издателя» Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации которого постоянно звучит ирония. Это — тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. «Веселое плутовство ума», которое Пушкин считал свойством народа, в «Вечерах» нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип. Эта живописная пестрота стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соединенных «Вечерами» в праздничный хоровод. Чувство гордости и восхищения своей родиной выражается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время.

Читайте также:
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь Ревизор): сочинение

Вспомним знаменитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее». Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни. Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где открытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя — простодушного дьячка и почти романтического поэта. Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, бытовое начало не противоречит национально-историческому чувству.

Поэтому во второй части «Вечеров» совершенно естественно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Буруль- баша повесть претендует на вполне реалистическую трактовку темы. Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в «Вечерах. » и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не заметить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. «Лукавство ума» здесь в метком 84 литература изображении типов, представляющих ничтожный помещичий быт. Так намечается эскиз «Мертвых душ». Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики — счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.

Следующее сочинение из данной рубрики: Книга про бойца «Василий Теркин»

Анализ произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
Год написания – 1829-1832 годы.

История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжелого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух томов, каждый из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм.

Анализ 2

Произведение, которое носит название «Вечера на хуторе близ Диканьки», является одним из лучших творений Николая Гоголя. Анализ данной литературной работы представлен в этой статье.

Эта книга является собранием неповторимых историй, которые насыщены сказочными и фантастическими действиями.

Некоторое время Гоголь работал детективом в столице России того времени. У него было недостаточно денег для проживания, потому подрабатывал написанием историй. Жители Питера очень интересовались народными темами в творчестве этого писателя, потому Гоголь решил написать несколько историй про украинские села. Помогать искать мистический материал ему вызвались родственники в лицах матери, сестер. Они в письмах присылали ему информацию об обрядах, традициях, обычаях сельского населения Украины.

Дебютные повести были отданы в 1831 году для печати. Сентябрьскими днями книга появилась в продаже. Автор волновался, что она может быть отрицательно принята обществом, но опасения не оправдались. Истории оказались весёлые и читать их было невероятно интересно. Самобытность и юмор – вот что отлично гармонизировало в этом произведении.

Доказательство нерушимой истины: «Добро всегда побеждает зло» – вот что является главной темой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Добрые поступки, вера в светлое всегда будут сильнее злобы и ненависти и помогут выйти на верную тропу.

Центральная мысль книги является очень доступной к пониманию каждого человека: то, что кто-то пытается скрыть, оно непременно вылезет наружу и нанесет вред. За совершенные поступки всегда идет плата. Но Николай Васильевич не осуждает персонажей, которые дают волю своим земным влечениям, так как они уже получили самое страшное наказание – высмеивание.

Данное произведение максимально контрастно. Здесь белое ведет борьбу с черным, хорошие и простые люди противостоят чертям и ведьмам. При этом есть совершенно разные эмоции и чувства у героев – радость и грусть, веселье и печаль.

Герои этих повестей разные люди, но по большей части – это крестьяне.

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Читайте также:
Собакевич и Чичиков: сочинение

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сестры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов разношерстной сельской публики.

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над вторым томом. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашен на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил свою работу над вторым томом своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ночь перед Рождеством»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ночь перед Рождеством»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ночь перед Рождеством»
  • для самых крутых — Читать «Ночь перед Рождеством» полностью

Сочинение по сборнику повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасечника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию. И они действительно были таковыми. Самая тематика повестей убедительно говорит об этом. Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы (смешного чёрта, злой бабы, мужика-простака, цыгана-пройдохи), характер и приёмы народного юмора, меткие народные слова, самый склад речи. «Вечера» ценны тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка. Прекрасны парубки и девушки, живущие простой и целостной жизнью. Живым воплощением народной силы, истинного патриотизма являются смелые, решительные борцы за родину, вроде Данилы Бурульбаша из повести «Страшная месть». Но жизнь народа не течёт ровно и счастливо. Естественному стремлению народа к полноте жизни на родной земле препятствуют враждебные силы. Они воплощены у Гоголя в страшных образах. Таковы, например, Басаврюк и ведьма в повести «Вечер накануне Ивана Купала», силой золота погубившие трудового человека — батрака Петруся, колдун, продающий свою родину врагам («Страшная месть»). И пока существуют в мире злые силы, не может быть для народа подлинного счастья и безоблачной жизни, настоящего веселья. Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе. Вот почему даже в таких весёлых повестях «Вечеров», как «Сорочинская ярмарка», слышатся нотки грусти, горести. «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» — такими словами заканчивает Гоголь повесть «Сорочинская ярмарка». И не случайно в конце второй части «Вечеров» помещён рассказ «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочно-поэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков. «Вечера на хуторе близ Диканьки» явились важным этапом на творческом пути Гоголя. Они стали тем зерном, из которого выросли последующие произведения великого писателя. Здесь определилась идейная направленность Гоголя: любовь к народу, источнику красоты и полноты жизни, и ненависть к «пошлости пошлого человека», «небокоптителя», «существователя». «Вечера» имели большой успех. Уже по получении, первой части сборника Пушкин писал в одном из своих писем: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Оки изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают из человека заложником темных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – все тайное, так или иначе, становится явным, а за содеянное зло неизменно придет расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Читайте также:
«Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души»: сочинение

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая темная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

Анализ сборника

Цикл интересен способностью переносить читателя из одного века в другой. Повесть «Сорочинская ярмарка» описывает события, происходящие в XIX веке, а «Вечер накануне Ивана Купала» переносит читателей в век XVII. Повести «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь, или Утопленница» переносят во времена XVIII века, а потом снова в XVII.

Сборник состоит из 2 частей и объединён рассказами дьяка Фомы Григорьевича:

  1. «Сорочинская ярмарка». История о находчивом, весёлом парне Грицко, который благодаря этим качествам смог жениться на богатой панночке Параске. Сюжет очень красочен, герои описаны весьма сатирично.
  2. «Вечер накануне Ивана Купала».Одна из самых страшных повестей цикла. Смысл её в том, что деньги, добытые неправедным путём, не приносят счастья тому, кто стал их обладателем.
  3. «Майская ночь, или Утопленница». Повесть частично перекликается с «Сорочинской ярмаркой». Молодой казак Левко влюблён в Ганну. Чтобы жениться на ней, юноше придётся обратиться за помощью к девушке-утопленнице.
  4. «Пропавшая грамота». Фантастическая повесть, наполненная неповторимым гоголевским юмором. Она рассказывает, как дед, у которого украли грамоту, шапку, коней и деньги, выигрывает у ведьмы всё украденное с помощью крестного знамения.
  5. «Страшная месть». Пожалуй, самая жуткая повесть цикла. История казацкого атамана Данилы Бульбаша и его жены Катерины. Перед героем стоит страшный выбор в отношении своего отца-колдуна. Финал этой истории по-настоящему ужасен и трагичен.
  6. «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». Повесть, которая знаменует переход Гоголя от романтизма к реализму. История выбивается из мистического цикла «Вечеров…» и подчёркивает пошлость и незначительность главного героя, описывает нравы мелкого дворянства.
  7. «Заколдованное место». Повесть о злых шутках тёмных сил и о поисках клада в заколдованном месте.

Герои этих историй необычайно колоритны. Их характеры прописаны лёгкими мазками, при этом образы необычайно точны и ярки. Всех главных персонажей можно разделить на 4 группы:

  • · казаки: Грицко, Левко, Вакула
  • · девчата: Параска, Ганна, Оксана
  • · комедийные персонажи: Пацюк, Чуб, Шпонька и другие
  • · нечисть: черти, ведьмы, колдуны

Главная мысль повестей заключается в победе добра над злом. Деньги, особенно добытые нечестным путём, не приносят счастья, а вот за плохие поступки придётся платить. Зато доброта, храбрость и ум помогут справиться даже с самой непростой ситуацией.

Композиция

Проводя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» анализ произведений, следует отметить, что все повести построены на контрасте: в них самым гармоничным образом переплетены радость и безудержное веселье с трагизмом и печалью.

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценками, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух томов, каждый из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – издатель Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.

Все произведения, которые вошли в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написаны в жанре повести и направлении романтизма. Гоголем неслучайно была выбрана поэтическая проза – благодаря ей все повести приобрели удивительную мелодичность, лиричность. Они читаются на одном дыхании, будто легкое и изящное стихотворное произведение.

Наряду с высоким поэтическим слогом и романтическими элементами, Гоголь щедро «сдобрил» все произведения цикла живой разговорной речью. Это нисколько не испортило их, напротив, придало неповторимый колорит и народный характер.

Сочинение «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Непостижимый Николай Гоголь в своем мистическом произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки» раскрывает национальные черты характера украинского обывателя девятнадцатого века. Сочинение о любимой книге описывает простодушие и самоотверженность кузнеца Вакулы, который покоряет сердце не только гордой Оксаны, но и самой царицы Екатерины, подарившей влюбленному парубку собственные черевички для его капризной невесты из Диканьки.

Моя любимая книга » Вечера на хуторе близ Диканьки » Николая Гоголя всегда поднимает мне настроение

и заставляет трепетать в предвкушение рождественских праздников.

Действо разворачивается на маленьком, украинском хуторе в Ночь перед Рождеством. Местная ведьма Солоха, мать кузнеца Вакулы, летает на метле, собирая с неба звезды. К ней присоединяется черт, который ворует месяц. Кромешная тьма опускается на дома и улицы.

Богатый козак Чуб вместе со своим кумом отправляются к дьячку, чтобы за выпивкой приятно провести вечер. Но внезапно поднимается метель и Чуб, потерявший в ней кума, возвращается в свою хату. Он думает, что заблудился, так как слышит за дверью голос Вакулы. Его дочь, гордая и неприступная

красавица Оксана, смеется над влюбленным кузнецом и посылает его добыть для нее черевички, которые носит сама царица.

Между тем Солоха вернулась домой. Увязавшийся за ней черт, зазевавшись, выпускает месяц, который тут же возвращается на небо и освещает весь хутор. Молодежь высыпает на улицу колядовать.

Читайте также:
Своеобразие «украинских» повестей Гоголя: сочинение

Сбитый с толку Чуб решает заглянуть к Солохе на огонек. Черту приходится прятаться в один из мешков Вакулы у печки. Не успев выпить по чарочке, Чубу тоже приходится лезть в мешок, чтобы его не увидел дьяк — третий ухажер Солохи. Дьяк, в свою очередь, лезет в мешок от страха быть пойманным Вакулой, который вернулся домой, опечаленный заданием Оксаны.

Захватив сразу все три мешка, крепкий кузнец вытащил их на дорогу, бросил там два потяжелее, а один, с чертом, забрал с собой. Он направился прямиком к запорожцу Пацюку за советом, как найти дорогу к черту, не подозревая, что тот сидит в мешке у него за спиной. Пацюк, едва успевая проглатывать вареники, которые сами прыгают ему в рот, намекает кузнецу о черте. Маленький бес смекнул, что может заполучить верующую душу и предложил Вакуле сделку: мол, я тебе помогу, а ты мне отдашь свою душу. Хитрый кузнец ухватил черта за хвост и велел лететь в Петербург к царице.

На хуторе колядники находят, брошенные Вакулой, мешки и идут за санками, чтобы забрать их. В это время кум Чуба хватает один мешок и волочет в свою хату. В мешке он находит того же Чуба в компании с дьяком.

Герой моей любимой книги. кузнец Вакула, прибыв на черте в Петербург, встречает там запорожских козаков, которые вызываются ему помочь попасть на прием к царице. Дивясь великолепию дворца и роскошной живописи по его стенам, Вакула встречает императрицу Екатерину и просит у нее царские черевички. Тронутая его простодушием, царица дарит кузнецу свои башмачки.

На хуторе переполох. Внезапное исчезновение кузнеца Вакулы порождает невероятные слухи о его самоубийстве. Расстроенная Оксана плохо спит ночью, понимая, что любит Вакулу.

Вернувшийся на хутор кузнец с черевичками царицы идет сватать Оксану, и с радостью узнает, что она готова выйти за него замуж и без черевичек.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: описание, герои, анализ цикла произведений

Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
Год написания – 1829-1832 годы.

История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжелого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух томов, каждый из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм.

Анализ

Описание цикла произведений

Каждая из частей предваряется ироничным повествованием мнимого автора — пасечника Рудого Панька.

Сорочинская ярмарка. Повесть о смекалистом щеголеватом хлопце Грицке, который завоевал право жениться на богатой панночке Параске своей хитростью и находчивостью. Действие сопровождается красочным описанием ярмарки и отличается особым сатирическим живописанием образов некоторых героев.

Вечер накануне Ивана Купала. Жутковатое повествование, окутанное мистическим колоритом, гласит о том, что неправедно добытое богатство не приносит счастья его обладателю.

Майская ночь или Утопленница. Эта повесть отчасти перекликается сюжетом с «Сорочинской ярмаркой». У молодого козака Левка есть возлюбленная девушка Ганна. Чтобы воссоединиться с будущей невестой, хитрому парубку приходится обращаться к помощи мистической девушки – утопленницы Панночки.

Пропавшая грамота. Повесть пронизана фантастическим колоритом с элементами живого гоголевского юмора. Дед, у которого украли грамоту, деньги, коней и шапку, с помощью крестного знамения выигрывает краденое в карты у ведьмы.

Ночь перед Рождеством. И снова история женитьбы простого и смекалистого хлопца на прекрасной панночке. Кузнец Вакула добивается любви богатой сельской красавицы Оксаны. Свое счастье они обретают не без помощи нечистой силы. Тронутая простодушием кузнеца, царица, дарит вожделенные черевички для будущей невесты кузнеца.

Страшная месть. Рассказ, написанный в эпическо-повествовательном стиле. Жуткая история козацкого атамана Данилы Бурульбаша и его жены Катерины, вынужденной сделать страшный выбор в отношении своего отца-чародея. В финале повести колдун сполна расплачивается за свои страшные злодеяния.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Единственная чисто бытовая сатирическая зарисовка о мелком помещике, пытающемся заполучить свое наследство. Единственная незавершенная повесть гоголевского цикла.

Заколдованное место. Рассказ о злых шутках нечистой силы. Фантасмагорическая история о поисках и обретении «клада» в заколдованном месте.

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сестры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов разношерстной сельской публики.

Читайте также:
Как Чичиков следует отцовскому наставлению в зрелую пору своей жизни?: сочинение

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над вторым томом. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашен на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил свою работу над вторым томом своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ночь перед Рождеством»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ночь перед Рождеством»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ночь перед Рождеством»
  • для самых крутых — Читать «Ночь перед Рождеством» полностью

Вариант 2

Когда Гоголь работал в Санкт-Петербурге он подрабатывал сочинительством, которое было популярным заработком того времени. В 1831 году он отдает первый том произведения в типографию, но сильно переживает, однако, что его никто не будет читать, но его переживания было напрасно так как произведение читался легко, и он всем был понятен. В 1832 он пишет второй том произведения. В феврале его приглашает на обед Александр Пушкин хорошо отзывается о произведении Гоголя, поэтому предлагает не бросать писать.

Основной темой в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки» является борьба добра со злом в котором добро побеждает зло.

Один из жителей деревни отправляется на ярмарку со своей женой и дочерью, чтобы продать пшеницу. На мосту они встречают парней, один из них увидев дочь, влюбляется в нее. Прибыв на рынок они узнают, что это проклятое место, потому что здесь когда-то черт потерял красную свитку. Мужчина увидел, как его дочь обнимается с другим парнем который предлагает его дочери свадьбу, но отец против свадьбы. Парень просит помощи у цыган чтобы те украли кобылу у мужчины. Мужчина согласился на свадьбу при условии, что те отдадут кобылу.

Дьяк рассказывает, что когда-то на месте села был бедный хутор по которому ходил дьявол Басаврюк. Который очень любил погулять и даже девушкам дарил украшения. В селе жил казак Корж, у которого была дочь. Она хотела выйти замуж за бедного соседа, но казак был против. Тогда к бедняку пришел Басаврюк, который предложил дать ему богатство, но он должен был зарезать младшего брата своей возлюбленной. Выполнив просьбу дьявола он получил богатство и женился на дочери казака. Однако у них не было счастья, однажды он напивается и сгорает в своем доме. Люди узнав, что богатство ему дал Басаврюк, не гуляют с ним, а тот закрывает кабак у дороги.

Сын сельского головы Левко хочет жениться на Анне, но отец против. С горя сын приходит к пруду возле дома, где должно быть винница. В полночь в доме открываются окна. Оттуда выходит русалка, которая может помочь Левко при одном условии, он должен найти ведьму среди других русалок. Утром он просыпается и находит письмо, в котором комиссар приказывает голове женить своего сына и починить дороги в селе.

Однажды дьяк рассказывает о своем деде казака. Дед служил в запорожском войске, и дал ему гетман поручения, отвести грамоту царице. Казак спешил, но встретив по дороге двух товарищей, решил выпить с ними в кабаке. Один из его друзей сказал, что отдал душу дьяволу, поэтому сегодня он забирает его душу. Козак предлагает ему сегодня не засыпать, товарищ пытается не заснуть, однако засыпает. Утром казак выявляет, что грамота исчезает. Хозяин предлагает ему выход. Дед попадает в ад где играет карты с дьяволом, где проигрывает дважды, а на третий раз выигрывает. Дьявол дает ему коня, который выводит его из ада, и он доставляет грамоту.

В Рождественскую ночь черт и ведьма воруют месяц, чтобы помешать Вакуле дойти до дома Оксаны. Вакула хочет жениться на Оксане, но и против. Она согласна только при условии, что тот принесет красные сапоги. Вакула расстроен, уходит из деревни, встретив черта. Тот просит у Вакулы его душу дав ему богатство. Он заставляет с помощью креста черта на услуги. Он садится на черта и летит к царице по сапоги. Вернувшись в деревню. Он узнает, что Оксана его любит, и он просит ее отца согласия на свадьбу.

Однажды есаул Даниил со своей женой, и сыном едут с охраной, потому что боятся ляхов. Тесть Даниила против его брака с дочерью, поэтому постоянно готовит ему козни. Отец оказывается колдуном, он убивает мужа и сына дочери. Мертвецы, которых убил колдун грызут его поднявшись с земли. Поэтому он получает отместку за свои поступки.

Читайте также:
Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Иван Шпонька хорошо учился в школе пошел на службу. После смерти отца он приезжает домой, где за домом ухаживала его тетя. Тетушка хочет женить Ивана, поэтому отправляет его к соседу, у которого есть две дочери. Она хочет, чтобы он женился на старшей дочери, однако он не хочет вообще жениться.

Однажды поехал отец с сыновьями в Крым, а деда оставил ухаживать за внуками. Вечером к деду пришли его товарищи. Они начали танцевать, и только они дошли до конца города, там, где дед искал клад. у него судорога свела ноги. Добыв сокровище, которым был большой котел, он обрадовался, но оказалось, что в нем было мусора.

Главные герои: Оксана, Вакула, Иван, Даниил, Тесть Даниила, Черт, Ведьма, Анна, Левко, цыгане, казак Корж, Басаврюк.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из четырех произведений в каждом томе. Произведения является ареной в которой борется добро со злом, в котором добро всегда побеждает

Другие сочинения: ← Анализ комедии Женитьба Гоголя↑ ГогольАнализ Повести о капитане Копейкине (Гоголь) →

Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают из человека заложником темных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – все тайное, так или иначе, становится явным, а за содеянное зло неизменно придет расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая темная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

Композиция

Проводя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» анализ произведений, следует отметить, что все повести построены на контрасте: в них самым гармоничным образом переплетены радость и безудержное веселье с трагизмом и печалью.

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценками, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух томов, каждый из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – издатель Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.

Все произведения, которые вошли в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написаны в жанре повести и направлении романтизма. Гоголем неслучайно была выбрана поэтическая проза – благодаря ей все повести приобрели удивительную мелодичность, лиричность. Они читаются на одном дыхании, будто легкое и изящное стихотворное произведение.

Наряду с высоким поэтическим слогом и романтическими элементами, Гоголь щедро «сдобрил» все произведения цикла живой разговорной речью. Это нисколько не испортило их, напротив, придало неповторимый колорит и народный характер.

Краткое содержание

Чтобы лучше понять суть повести Гоголя, нужно изучить краткое содержание. Действие происходит в ночь перед светлым праздником Рождества. Черт пытается совершить как можно больше пакостей. Он ворует месяц, преследуя цель испортить торжество. В небе знакомится с ведьмой Солохой, которая по совместительству является матерью его врага — кузнеца.

Вакула без памяти влюблен в первую деревенскую красотку — Оксану. Гордая девушка не испытывает недостатка внимания со стороны мужчин, чем только задевает кузнеца. Отец героини, Чуб, тем временем отправляется к Солохе. У последней уже гостит черт, который от страха прячется в мешок. Вскоре к женщине приходят и другие поклонники.

На улицы выходит молодежь, начинаются гулянья. Оксана при людях заявляет, что станет женой кузнеца, если он достанет для нее черевички царицы. Вакула отправляется домой, берет мешки и идет к девушке, однако она лишь высмеивает его.

Кузнец решает утопиться. На счастье, он встречает Пацюка. Последний подсказывает герою, кто сидит в мешке. Он седлает черта и наказывает ему лететь в Петербург. Влюбленный кузнец рассказывает Императрице свою историю любви, женщина дарит ему башмачки. Вернувшись домой, он женится на Оксане.

«Ночь перед Рождеством» — повесть Гоголя. В основу ее сюжета положен украинский фольклор, с подробным описанием национальных традиций и обрядов. Произведение входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это самая любимая работа поклонников творчества Николая Васильевича.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: