Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Д/З на пятёрку за 5 минут!

Образы помещиков в поэме “Мертвые души”

Манилов

Коробочка

Ноздрев

Собакевич

Плюшкин

Образ помещика Манилова

Образом Манилов а Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, “собраны черты тех, которые считают себя лучше других”. Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова , не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет “храм уединенного размышления”, а детям дает имена героев Древней Греции.

Сущность характера Манилова – совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: “Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы”. Таким образом автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие “маниловщина” .

Образ помещицы Коробочки

Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки . Если Манилов — это помещик -расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым . Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: “вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?”, И снова автор подчеркивает типичность этого образа : ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка “. Оказывается, тупость Коробочки , ее “дубинноголовость” не ‘такое уж редкое явление. В каждом из помещиков автор подмечает нравственное уродство. Манилов в своей праздности и лени доходит до крайности. В результате скупости Коробочка становится дубинноголовой.

Образ помещика Ноздрёва

Следующий в галерее помещиков — Ноздрев . Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрева . Это человек, как пишет автор, который имел страсть “нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины”. Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для русского общества: ” Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами. ” Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина все это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мертвыми душами Ноздрев хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.

Образ помещика Собакевича

Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. “Кулак! Да еще и бестия в придачу” — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медве дя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его “совсем не было души”. В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: “И я тоже Собакевич”. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец.

Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу , встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: “нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет”.

Читайте также:
Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»: сочинение

Образ помещика Плюшкина

Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин . Гоголь отводит ему это место, поскольку’ Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. “У этого помещика тысяча с лишком душ”, а выглядит он как последний нищий. Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним — “мужик или баба”. А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином. Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережет кусок черствого кулича, который давным-давно привезла дочь. На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина . Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека. Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.

Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”. Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков . Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразшшсь признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме «Мертвые души»)

Скачать сочинение

Прореха на человечестве.
Н. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь — талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме “Мертвые души” при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами. Говоря о Ноздреве, Гоголь с издевкой называет его историческим человеком, ибо “ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели”.
Плюшкин и того хуже, он ходит в халате и колпаке, что не сразу разберешь — мужик или баба. Целыми днями он занят одним, что бы утащить у своих же крестьян: дырявое ли ведро или “беспризорный топор”, кусок старой подошвы или разломанная лопата — все стаскивается в дом помещика и хранится им. С какой целью? На это не даст ответа и сам Плюшкин. Он утерял чувство реальности. Будучи вначале бережливым помещиком, он постепенно переродился в сквалыгу, гноящего зерно, когда голодают и бегут десятками крестьяне-работники, он тем временем собирает хлам, не понимая всей нелепости положения.
Ноздрев несколько другого плана — он никчемный хозяин, так как ничем, кроме собственной псарни, не занимается. Он кутила и мот, способный все проиграть в карты и пропить. Чем будет жить завтра, он не задумывается. Лишь “срывает цветы удовольствия сейчас”, а о будущем думать ему некогда. Со всеми он запанибрата, “в ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите”.
Несколько иной Плюшкин: из-за чрезмерной скупости он даже на собственных детей смотрит, как на дармоедов. Он чрезвычайно рад, что избавился от них, выгнав из дома. Одинокий, старый, выживающий из ума, он не вызывает жалости, а лишь отвращение, и словами автора хочется воскликнуть: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком”.
Ноздрев так же равнодушен к детям. Сдав их на попеченье няньки, он совершенно не интересуется жизнью и проблемами детей. Зато на псарне “Ноздрев был среди них (псов) совершенно как отец среди семейства”. Не парадокс ли это? Ноздрев — плут и дебошир; приглашая людей к себе в гости, он каждый раз умудряется затеять скандал. Не появись вовремя полицейский, Чичикову пришлось бы туго, он не отделался бы несколькими ссадинами и шишками.
Плюшкин же совершенно вырождающийся тип, автор называет его “прорехой на человечестве”, точнее не скажешь. Неумение заняться полезным делом, отсутствие необходимости ежедневно трудиться, добывая хлеб насущный, приводит обоих героев к тому плачевному результату, который мы видим. И это “столпы общества”, опора государства!
Гоголь сумел красноречиво и талантливо изобразить пагубность крепостного строя, все ужасающие последствия, которые он несет обществу. Вырождаются не просто отдельные люди, единицы, уничтожается народ, а вместе с ним и целое государство.
Можно с уверенностью сказать, что антикрепостнические произведения Гоголя сыграли свою роль в приближении отмены крепостного права.

18619 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также:
Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме «Мертвые души»)

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

Ноздрёв — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Следуя логике названия поэмы Николая Васильевича Гоголя, основной её темой является исследование омертвения души, утраты человеком понимания жизни, как созидательного процесса. Герои поэмы «Мёртвые души» становятся своеобразными иллюстрациями этой мысли. Каждый из них перестаёт быть носителем созидающего человеческого начала, превращается в бессмысленного потребителя, существо, которому не суждено оставить хоть какой-то след на земле. Характеристика образа Ноздрёва прибавляет галерее карикатурных образов необычные краски, поскольку этот герой представляется самым живым, беспокойным, деятельным из них.

Фамилия

Гоголь любит давать персонажам «говорящие» фамилии. Однако фамилия Ноздрёв не носит оценочного характера. Ноздри — выразительная, но не самая приятная деталь человеческого лица. С ними связано представление о нечистоплотности, грубости нрава, бескультурье. Ноздри непроизвольно раздуваются в момент возбуждения, когда человек тяжело, напряжённо дышит. Возможно, тут и скрыта ассоциативная связь. Ноздрёв действительно груб, несдержан, не умеет себя вести и постоянно находится в возбуждённом, взвинченном состоянии.

Внешний вид

Если бы не манеры, внешний вид Ноздрёва производил бы благоприятное впечатление. Среднего роста, крепкого сложения, он движется энергично, проворно, молодцевато. В его жестах чувствуется скрытая сила, но не тяжеловесная и неуклюжая, как у Собакевича, а уверенная и деятельная. Его румяное лицо, с полными щеками и белоснежными зубами излучает здоровье. В нём видно «что-то открытое, прямое, удалое». На фоне неповоротливого Собакевича, расслабленного, ленивого Манилова, а тем более потерявшего человеческий облик Плюшкина этот персонаж выглядит почти положительным. Но на что направлены его энергия и силы, чему служит переизбыток физического здоровья?

Манеры, речь

Особенность манеры общения Ноздрёва — в необыкновенно быстром сближении с любым человеком. С первых минут знакомства и уже навсегда человек становится закадычным другом персонажа, что даёт тому сомнительное право «тыкать» и хамить новому приятелю, свысока похлопывать по плечу и выдумывать про него всякую чушь.

В обществе Ноздрёв на редкость бесцеремонен, и это порождает немало неприятностей. Гоголь называет своего героя «историческим человеком». Где он появляется, там не обходится без скандальной истории. Его бьют, выгоняют за двери, называют шулером, обличают во вранье и клевете. Но жизнерадостность персонажа преодолевает всё. На следующий же день он встречается со вчерашними обидчиками как ни в чём не бывало.

Речь Ноздрёва вполне соответствует его залихватскому поведению. Выражается он всегда эмоционально, сплошными восклицаниями. В доказательство своей правоты часто использует выражения «бьюсь об заклад» или «держу пари». В общем, его речь бессодержательна, хотя и многословна. В ней много эмоций, но нет смысла. В основном герой говорит о себе: своих проигрышах, выигрышах, потерях, находках, покупках, неудачах. Много бранится, много хвастается и, конечно, очень много врёт.

Хозяйство, усадьба, семья

Всё, что имеет Ноздрёв, почти разрушено. Дети заброшены, жена умерла. Хозяйство запущено, мужики живут сами по себе, не ощущая господского присмотра. Беспорядок в доме, наполненном случайными и бесполезными вещами, вполне соответствует беспорядочному образу жизни хозяина.

В поэме Гоголя вещи намного больше говорят о своих владельцах, чем их слова и поступки. Поэтому автор так внимателен к описанию обстановки в домах своих героев. Но в случае с Ноздрёвым дело обстоит несколько иначе. О сущности его натуры свидетельствует не то, что у него есть, а то, что ему представляется. Его дом наполнен призраками несуществующих богатств. В пустых стойлах когда-то стояли великолепные лошади. Старая, слепая собака раньше была замечательной гончей, а щенок непременно станет первоклассным псом. Пистолеты и кинжалы в кабинете сплошь турецкой или английской работы. В пруду водятся гигантские щуки. Враньё Ноздрёва во время прогулки по поместью и усадьбе достигает невиданных размеров. Лес, растущий за границей его владения, помещик не только присваивает себе, но мгновенно изобретает обстоятельства покупки.

Суть персонажа

Ноздрёв вовсе не хочет обмануть собеседника, показаться богаче, значительнее, чем он есть. Герой действительно верит в только что сочинённые им небылицы. Так он рассказывает о своей школьной дружбе с Чичиковым, который из доносчика незаметно превращается в фальшивомонетчика, шпиона, едва ли не в Наполеона. Особенность этого человека состоит в том, что он живёт в своём, каждый раз мгновенно, под влиянием ситуации создаваемом им мире. Его глупое враньё и хулиганство — от избытка сил, энергии, желания, чтобы всё было интересным, увлекательным, необычным, чтобы люди были азартны, смелы, беспечны, щедры душой и деньгами. Удаль, сверхъестественная энергия персонажа могли бы своротить горы, будь они направлены в нужное русло. Суть образа Ноздрёва в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» заключается в том, что весь его огромный потенциал бесполезен и даже вреден при омертвевшей, не сознающей своих желаний душе. Кипучая деятельность героя порождает только пустоту.

Характеристика образа Ноздрёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме «Мертвые души»)

Прореха на человечестве.
Н. Гоголь
Николай Васильевич Гоголь — талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме «Мертвые души» при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает ни-кчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами. Говоря о Ноздреве, Гоголь с издевкой называет его историческим человеком, ибо «ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под

Читайте также:
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели».
Плюшкин и того хуже, он ходит в халате и колпаке, что не сразу разберешь — мужик или баба. Целыми днями он занят одним, что бы утащить у своих же крестьян: дырявое ли ведро или «беспризорный топор», кусок старой подошвы или разломанная лопата — все стаскивается в дом помещика и хранится им. С какой целью? На это не даст ответа и сам Плюшкин. Он утерял чувство реальности. Будучи вначале бережливым помещиком, он постепенно переродился в сквалыгу, гноящего зерно, когда голодают и бегут десятками крестьяне-работники, он тем временем

Автобиографическое начало в творчестве Гоголя СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О.

Краткое изложение произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души» Глава 1 В ворота гостиницы губернского города NN въезжает бричка. В ней сидит «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни.

Краткое содержание «Мертвые души» Произведение Гоголя «Мертвые души» было написано во второй половине 19 века. Первый том был издан в 1842 году, второй том практически полностью уничтожен автором. А.

Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Белинский назвал поэму Гоголя «творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с.

Души мертвые и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» ПЛАН ОТВЕТА 1.Основной конфликт поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». 2.Характеристика различных типов помещиков. Души мертвые: -Манилов; -Собакевич; -Коробочка; -Ноздрев; -Плюшкин. 3. Образ Чичикова. 4.Души.

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».) В поэме «Мертвые души» Гоголь ярко изобразил «хозяев страны», помещиков, отвечающих за экономическое и культурное состояние России, за судьбу народа. Один из них, Ноздрев, предстает.

Чичиков в гостях у Ноздрева и Плюшкина В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее — приобретение фиктивных.

Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым («По поэме «Мертвые души») «Мертвые души» — одно из ярчайших пр-ий русской и мировой лит-ры, вершина худ. мастерства Гоголя. Одной из основных тем в тв-ве Гоголя явл. тема о.

Краткое содержание поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Том первый Предлагаемая история, как станет ясно из дальнейшего, произошла несколько вскоре после «достославного изгнания французов». В губернский город NN приезжает коллежский советник Павел Иванович.

Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится.

Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Начав работу над «Мертвыми душами», Гоголь писал о своем труде: «Вся Русь явится в нем». Писатель самым тщательным образом изучил прошлое русского народа — от.

Характер и быт одного из помещиков (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») В поэме Гоголя «Мертвые души» крупным планом нарисованы образы помещиков. Защитники крепостничества и самодержавия доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями.

«Мертвые души» — поэма о «всей Руси» Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь определил объем его: «Вся Русь явится в ней». Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, образцом.

Краткое содержание Мертвые души по главам Н. В. Гоголь Н. В. Гоголь Мертвые души Том первый Предлагаемая история, как станет ясно из дальнейшего, произошла несколько вскоре после «достославного изгнания французов». В губернский город NN.

«Мертвые души» в поэме Гоголя Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников, Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества.

Купля-продажа по Чичикову «Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значимость своего творения. Поэма — значительное по объему лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий.

Рецензия на поэму Николая Гоголя «Мертвые души» Каждый раз я с особым трепетом открываю томик «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время.

Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда.

Сатирические образы помещиков (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь пишет произведение, где, по его словам, «было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Вскоре Гоголь понимает, что.

Читайте также:
Своеобразие «украинских» повестей Гоголя: сочинение

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления — выступления декабристов в 1825 г.

«Мертвые души» Гоголя в кратком содержании Том первый Предлагаемая история, как станет ясно из дальнейшего, произошла несколько вскоре после «достославного изгнания французов». В губернский город NN приезжает коллежский советник Павел Иванович.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, «собраны черты тех, которые считают себя.

Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить.

Что общего у Гоголевских помещиков и чем они не похожи друг на друга? «Мертвые души» — роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора.

Тема мертвой и живой души в поэме «Мертвые души» Существует расхожий штамп: главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством в России. Это крайне поверхностный взгляд.

Сочинение на тему: «…Не ревизорские — мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» можно назвать произведением всей жизни выдающегося русского писателя Н. В Гоголя. Писатель трудился над этой поэмой на протяжении долгих лет, начав писать ее.

Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени.

Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни Поэма «Мертвые души» является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и.

Похождения Чичикова — Держи, держи, дурак! — кричал Чичиков Селифану. — Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь, с усами в аршин. — Не видишь.

Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть.

Сатирические образы помещиков (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души») Замысел «Мертвых душ» возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша.

Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь «Мертвые души».) Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем.

Две России в поэме Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души в поэме Гоголя Две России в поэме Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А.

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ»МЕРТВЫЕ ДУШИ» (вариант 4) Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мерт- вые души» охватывает разнообразные сфе- ры русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы.

И смех, и слезы Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления — восстания декабристов в 1825 г.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя Глава 1 В губернский город NN приезжает некий господин, остановившийся в гостинице и «с чрезвычайно тонкостью» принявшийся расспрашивать прислугу о здешних чиновниках и помещиках. Любопытный.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич — эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, как до него M. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности — и общества в целом, и отдельной личности. В.

«Наша общая бесполезность» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала главным делом всей жизни писателя, — произведением, в которое он вложил свои самые сокровенные мысли, всю свою душу.

Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе.

Сочинение по комедии Ревизор (8 класс)

В своей знаменитой пьесе Гоголь показал с юмористической точки зрения всех чиновников со своими семьями во главе с правителем городка. Все они были растревожены известием о приезде ревизора. С первых страниц произведения отчетливо видно, как в захолустье вовсю царит беспредел. Показана ветвь коррумпированной власти, существующей в то время в царской России.

В комедии показана психология людей, часто встречающихся в обществе. Ведь мы видим, что Хлестакова принимают за важного господина только потому, что он, останавливаясь в разных местах, не платит ни копейки. Вот и городничий дает ему деньги, радуясь, что взяткой своей он откупился от Хлестакова, про которого думает, что тот взяточник. Через слова чиновников особенно четко представлена картина всеобщего жульничества и коррупции. Все чиновники -порождение бюрократизма. Каждый из них делает все ради своей выгоды. Поэтому духовный и нравственный уровень их крайне низок. Местный судья Тяпкин-Ляпкин не смотрит в документы, так как не может понять, где правда, а где ложь. Много лет занимаются чиновники волокитой и взяточничеством в суде. Земляникину, смотрителю богоугодных заведений, безразлично состояние больниц. А к людям он относится с огромным равнодушием. Кроме того, он любил доносить на своих коллег. Примечательно то, что именно доносы при николаевском правлении были актуальны. Чиновник, отвечающий за почту, вскрывал чужие письма и читал их.

Читайте также:
Город в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Но один из главных и ярких образов в произведении – это Хлестаков, безответственный молодой человек, прожигатель жизни, спускавший состояние своего батюшки, доставшееся ему в наследство. Ему нравилось приврать и покрасоваться перед всеми. Хлестаков, не имеющий понятия о добре зле, мог совершить подлость в отношении любого человека. Он бессовестный крепостник, так как ему совершенно безразлично, что его слуга ходит голодный, любитель карточных игр.

На заднем плане автор показал крестьян, мещан во всем сатирическом обличье. И можно заметить, что сатира у Николая Васильевича довольно таки показа с философской точки зрения. Ведь каждый герой является носителем своей философии, оправдывая свои поступки. И хотя Гоголь осуждает самоуверенность некоторых героев, их чванство и подлость в большей или меньшей степени, однако он видит, что душа их еще не совсем погибла. Осталось в этих людях немного человеческого. К тому же писатель приглашает нас приглядеться к ним, к их жизни и понять, что это наша жизнь.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь в своем произведение “Ревизор” изображает проблему, волнующую Россию и по сей день. Он показал все пороки чиновников. Произведение комично и правдиво. Александр Сергеевич Пушкин, известный всем писатель, вдохновил Гоголя на написание комедии.

Главный сюжет произведения заключается в маленьком городке, где царствует беспредел чиновников. В этом городе совершенно отсутствует порядок, чиновники творят, что хотят и доводят ситуации до нелепости. Городом правят воры и мошенники.

Хлестаков, главный герой произведение. Представлен в образе молодого человека, не одаренный умственными способностями, беден. Имеет чин мелкого чиновника.

По ошибки Хлестаков прибывает в город, а местные знатные люди принимают за долгожданного ревизора, который должен приехать из столицы с проверкой. Такая ошибка произошла из-за страха чиновников, они боялись разоблачения всех своих грехов в правительстве. Именно это затуманивает права и Хлестаков в их глазах становится ревизором.

В поведении и репликах чиновников заметен духовный и нравственный упадок. Никто из представителей власти этого города не задумывается о состоянии и благоустройстве города, каждый думает лишь о себе и своих интересах. Хлестаков, понимая в каком выгодном положении оказывается, решает воспользоваться им и начинает нагло врать. Он врет обо всем, о деньгах, о своем положении в обществе. Каждое его слово воспринимают, как истинную правду.

Все люди, которые представлены в комедии полностью отражают свою эпоху. Хлестаков является самым ярким отражением того времени. Именно от его образа и персонажа пошло выражение “хлестаковщина”. Оно обозначает пустого, глупого человека, прожигающего жизнь и деньги в пустую. Причем денег у него собственных не было, он тратит родительские. Хлестаков очень профессионально пускал пыль в глаза, это было для него главным в жизни.

Чиновники понимают, что их просто на просто одурачили. Это озарение к ним пришла после того, как Хлестаков уехал и города. Но это самое легкое наказание за все их проступки. Автор произведение решает не наказать их, а выставить на всеобщее обозрение в надежде на торжество справедливости.

Сочинение Ревизор

Ревизор – величайшее произведение Николая Васильевича Гоголя. В произведении выявляются все общественные пороки свойственные той эпохи. Автор пытается высмеять взяточников и казнокрадов. Рассказ получился острым, но правдивым. Сюжет пьесы очень легкий и простой для понимания каждому. Легко можно понять, что сюжет взят из реальной жизни и все образы героев правдивы.

В маленький городок приезжает обычный парень. Он любит строить из себя богатого и успешного мужчину. Но когда деньги заканчиваются, он снова превращается в обычного бедняка. Недавно в этот город поступило письмо, что скоро приедет с проверкой ревизор. Люди начинают бояться и ищут ревизора везде. Все вокруг кричат, что Хлестаков является ревизором.

Заведующие пытаются дать взятки ревизору, чтобы закрыть ему глаза на воровство казенных денег. Для юноши накрывают огромный стол с вкусными угощениями. Немного подвыпивший Хлестаков ухаживает за женой и практически зовет замуж дочку городничего. Слуга Осип намекает Хлестакову, что ему пора уезжать. Хлестаков уезжает на лучших лошадях, которых ему предоставил народ этого города.

Почтмейстер, который всегда любил подглядывать и читать письма, сделал это и сейчас. Он прочитал письмо от Хлестакова другу, в котором тот говорил, что он не является ревизором. Все герои произведения после такого письма встают в ступор. Как они могли попасться на уловки Хлестакова и поверить ему.

Читайте также:
Три важнейшие стихии в творчестве Гоголя: сочинение

Каждый образ продуман до мелочей. Все фамилии в точности соответствуют характерам и образам жизни героев. Особенно образ Хлестакова. Он смог все это время играть роль ревизора и очень странно как все смогли ему поверить. Из-за него получился термин “хлестаковщина”. Это означает глупый и пустой человек, умеющий только тратить деньги родителей.

Гоголь пытался передать, как сильно гниет общество. Чиновники легко продаются, берут взятки и воруют деньги из государственного бюджета. Возможно, все измениться. Ведь перед немой сценой мы узнаем что, наконец, то прибыл настоящий ревизор.

Комедия ревизор учит людей быть честными, ведь правда рано или поздно вырвется наружу. Следует быть справедливым и не нарушать законы. В произведение высмеиваются глупые и необразованные люди. Следует учиться и получать образование, чтобы вас не считали такими.

По комедии Ревизор

Популярные сочинения

Произведение «Горе от ума», написанное А. С. Грибоедовым, сочетает в себе признаки таких литературных жанров, как классицизм, романтизм и реализм

«Конь с розовой гривой» – прекрасный рассказ В.Астафьева – русского писателя, эссеиста и драматурга. Это рассказ про честного, доброго, совестливого мальчишку-сироту, повествующего о себе.

В комедии «Ревизор» автор, обнажает дурные стороны жизни царской России. В характерах героев произведения переплелись многочисленные пороки. Образ Земляники имеет сходство с образом других его сослуживцев

Сочинение по произведению Ревизор Гоголя

Известная всем комедия дает изображение уездного города, отображающий, по сути, в обобщенном значении всю Российскую империю.

Произведение остается актуальным уже более 150 лет. Вначале была Россия царская, сейчас стала демократическая, но люди совсем не поменялись. Все такими же остаются отношения между руководством и подчиненными. И, когда мы читаем комедию, то узнаем свой город с ее жителями.

Автор создал данное произведение, высмеивая в нем необразованность провинциального населения. Так, к примеру, кругозор Ляпкина-Тяпкина небольшой, так как из художественной литературы он прочитал несколько томов. Его речь, как и у других чиновников непонятна и отрывиста. Земляникин, попечитель богоугодных заведений, врачует людей, совершенно не соображая в медицинской науке. Лекарь Гибнер совсем не понимает русский язык. Местный преподаватель так безобразно гримасничает, что окружающие ужасаются от его вида, а его коллега ,когда проводит урок, так горячо объясняет материал, что даже ломает стулья. Если посмотреть на эту картину, то сразу же можно подумать, что при таких учителях вряд ли ученики получат соответствующие знания. Став взрослыми, учащиеся поступают на государственную службу, где царят пьянство, казнокрадство, коррупция.

Вспоминаются чиновники со своими пороками. Это и заседатель, который всегда находится в нетрезвом состоянии, и Ляпкин-Тяпкин, который берет взятки породистыми щенками, не считая это преступлением. Супруги же этих чиновников в основном получили воспитание из журналов, присланных им из столицы, и в процессе городских пересудов. И, конечно же, приезд Хлестакова из Петербурга пробудил у них переполох. Конечно же, местных женихов практически уже и не было, а тут заявился такой учтивый молодой господин, да еще с таким чином. И выдуманным рассказам Хлестакова поверили все обыватели, потому что о богатом доме с кучей прислуги, со множеством влиятельных друзей и шикарных приемах мечтал каждый из них. Неудивительно, что городничий не поверил слухам о внезапной женитьбе Хлестакова на Марье Антоновне. Но, узнав об этом, все остальные жители стали просто смеяться над этой семьей, хотя сами также поверили этому лжецу.

Итак, Гоголь описал жителей небольшого города, а таких городов по России великое множество. Хочется верить, что после прочтения комедии «Ревизор» мы сможем изменить моральный облик России.

2 вариант

В 1842 году, перед комедией “Ревизор” Гоголя, появилась пословица “На зеркало неча пенять, коль рожа крива”. Такой эпиграф служил ответом чиновникам, считавшим комедию злой и порочащей их достоинство.

В литературе много произведений, которые относятся к жанру сатиры. Что же их объединяет? Они пишутся для того, что бы показать пороки общества в смешно свете. Без сомнения, комедия “Ревизор” -это сатира. Ряд проблем, обозначенных в произведении, должны были привлечь внимание читателя и заставить его задуматься об их решении.

Стоит выделить несколько из них. Первая, чиновники любой должности хотят и требуют к себе почитания и чуть ли не преклонения. Люди, при этом готовы им угождать ради своей выгоды.

Вторая проблема -взяточничество. Получать взятки плохо и аморально, что понимают и сами чиновники. Поэтому, такой персонаж, как судья Ляпкин-Тяпкин, берёт взятки в виде борзых щенков.

Третья проблема -моральный упадок общества. Даже ухаживания Хлестакова за Марией Антоновной и Анной Андреевной это не искренние чувства, а пародия и насмешка над романтическими отношениями.

Почему же герои комедии позволили так легко себя обмануть? Каждый, из них, готов был откупиться от проверяющего подарками. Именно по этой причине Хлестаков уезжает не получив никакого наказания, узнав все их тайны и секреты.

В комедии есть несколько карикатурных образов чиновников. Познакомимся с ними поближе. Город возглавляет Антон Антонович Скозник -Дмухановский. Именно он собирает всех служащих на встречу, и от него они узнают о прибытии в город ревизора. Глава города из него плохой. Его страниями все службы в городе работают плохо. А между тем, чиновники его уважаю, ведь он позволяет им попирать закон и творить самоуправство. К купцам он суров и жесток, и, подчас, распоряжается их имуществом, как своим собственным, забирая себе всё, что ему понравится. Его доброта проявляется только в отношении своих домашних (жены и дочери). Например, он пишет своей жене нежные записки, называя её ласковыми прозвищами.

Читайте также:
Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме Мертвые души.: сочинение

Получается, он не глуп и умеет приспособить городское хозяйство на увеличение своего состояния. В финальной сцене он предстаёт обманутым и растерявшимся, даже потрясённным. Он всё время говорит о том, что наверно он выжил из ума, и что его обманули. А быть обманутым он не привык. Скорее, наоборот, все вокруг были обмануты им.

Но так уж получается, что на каждого хитреца, найдётся тот, кто будет хитрее и чем дело закончится, это ещё неизвестно.

Сочинение по произведению

“Ревизор” – это комедия Николая Васильевича Гоголя, исполненная на протяжении 6 лет, с 1836 по 1842 год. В данной комедии, Гоголь высмеивает николаевскую бюрократическую Россию. В произведении описывают людей, которые очень любят брать взятки. Они были показаны автором очень правдиво. Гоголь сумел изобразить жизнь всей страны. Данная пьеса актуально во все времена, она вошла в классику русской литературы.

Дело происходило в небольшом уездном городке, жители которого были: безнравственные, завистливые, лицемерные, нечестные с полным отсутствием человеческого права.

Сочинение по произведению “Ревизор” очень ярко и детально отражает ужаснейшую картину общества — большинство людей заботится лишь о собственном благополучии и заработке на других людях, мошенническим путем. Люди буквально погрязли в обмане и лжи.

Что же можно сказать о власти этого “грязного” городка? Описывая чиновников, Гоголь показал все нарушения по отношению к народу: разграбление казны, взяточничество, несправедливость по отношению к другим людям. Получение взятки стало для них в порядке вещей.В общем они наплевательски относились к своим обязанностям.Никто из чиновников не испытывает чувство долга перед страной и перед общественностью, они лишь думают о своём благополучии и статусе. Царила безнаказанность.

Главный герой произведения — Хлестаков, молодой парень, небольшой чиновник. Когда он попал в уездный городок, его по ошибке приняли за ревизора, из-за страха чиновников, которые разграбили всё до копейки из казны — это и стало побудителем к страху перед проверкой ревизора. Хлестаков принялся напрямую врать о своем положении, о том что он настоящий ревизор, он богат и имеет солидные связи. Ему все доверяют и принимают это за чистую правду.В конце произведения мнимый ревизор уезжает, а чиновники понимают, что их одурачили.

Стоит подметить что, Гоголь не ввёл в пьесу положительных и справедливых героев. Да и в общем виде они тут и не нужны, так как основная мысль этого произведения — это высмеивание и осуждение населения городка и выставление невежества власти на всеобщее обозрение, с надеждой на исправление и доработку николаевской бюрократической системы.

Также читают:

Картинка к сочинению По комедии Гоголя Ревизор

Популярные сегодня темы

Менчик Павел – молодой человек, обладающий достаточно интеллигентным характером и хорошим образованием, которое он получил после окончания гимназии. Несмотря на оконченное образование

Больше всего мне нравится весна. Когда просыпается все живое, тает снег, солнце все ярче светит и согревает землю. Люди начинают собирать березовый сок, первые грибы – строчки и сморчки

Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.

Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти

Михаил Александрович Шолохов посвятил свой роман «Тихий Дон» жизни российского казачества в переломный момент отечественной истории – в годы Гражданской войны. Одно из важнейших мест в романе занимают женские образы

Анализ пьесы «Ревизор» (Н. В. Гоголь)

Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.

История создания

О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:

  1. Замысел. Идею для пьесы Гоголю дал А. С. Пушкин, рассказав о том, как в городе Устюжна Платон Волков выдал себя за чиновника третьего отделения и обобрал многих горожан. Сохранился даже полицейский рапорт об этом событии, но дело закрыли. Может, это и вдохновило писателя на сатиру.
  2. Цель пьесы «Ревизор». Гоголь говорил, что собрал в этой комедии всё самое дурное, что есть в России, чтобы подвергнуть это жестокому осмеянию.
  3. Сценическая судьба пьесы сложилась непросто, дворянская публика встретила её в штыки. Во все анналы вошёл комментарий императора Николая I после премьеры: «Всем досталось, а мне больше всех». Однако самому царю, как ни странно, комедия понравилась, и он советовал сходить на нее всем своим министрам. Интересно также, что многие его поддакивали, хоть и считали пьесу «глупой фарсой», как сказал один из них, Е. Ф. Канкрин
  4. Прототипы. Считается, что прототипом городничего стал сам Николай Первый. Прототипом Хлестакова послужил петербургский журналист Павел Свиньин, патологический лжец. О других реальных прототипах ничего не известно.
Читайте также:
Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя Мертвые души): сочинение

Направление, жанр

«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.

Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Повседневные образы намеренно доведены до абсурда, а повествование приправлено жестоким высмеиванием пороков общества.

Смысл названия и финала

Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.

Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.

Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.

Композиция и конфликт

В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.

  1. Сюжет начинается сразу с завязки, когда городничий сообщает своим подчинённым об угрозе ревизора, что и запускает основной конфликт — приехавшего лжеревизора и обезумевшего от страха высшего общества города Н.
  2. Экспозиция же идёт после завязки в тот момент, когда градоначальство обсуждает обстановку в городе.
  3. Далее пьеса следует классической схеме с кульминацией в сцене хвастовства Хлестакова, развязкой в момент чтения открывающего правду письма и, наконец, финалом — вошедшей в историю немой сценой.

Композиция «Ревизора» — кольцевая. Вот, что о ней писал литературовед В. Г. Назиров:

Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.

Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.

На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.

Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Хлестаков — представитель молодого поколения праздного и бестолкового дворянства. Бездарный дурак. Праздный игрок и трус. Живёт сегодняшним днём, стремясь удовлетворить лишь самые низкие потребности человека. Обладает огромным эго и легкомысленным безнравственным характером, поэтому легко соглашается на авантюру и с удовольствием обманывает чиновников. Как написал сам автор в ремарках для актера, играющего ревизора: «В нем все сюрприз и неожиданность».
  2. Городничий Антон Антонович Сковозник-Дмухановский — нечистый на руку чиновник. Установил в городе свою абсолютную власть. Безжалостно тиранит тех, кто ниже его, и пресмыкается перед теми, кто выше. Невежественен, груб и малодушен. Довольно хитёр, в прошлом неоднократно избегал наказания, имеет обширные связи.
  3. Марья Антоновна — дочь Антона Антоновича. Пустая, ничем не примечательная девушка. Невежественна, тщеславна и поверхностна. Мечтает о полноценной светской жизни в столице. Без труда поддаётся ухаживаниям и лжи Хлестакова. Ради богатства и почестей готова на любой брак.
  4. Жена Антоновича Антоновича — уже не молодая женщина. Отличается от дочери лишь возрастом. Инфантильна, честолюбива и глупа. Также поддаётся чарам Хлестакова. Отличается жадностью, высокомерием и любовью к сплетням.
  5. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — городской судья. Глупый и невежественный самодур. Берёт взятки борзыми щенками.
  6. Артемий ФилипповичЗемляника — попечитель богоугодных заведений. Плут и подлец. Ради своего выживания не брезговал рассказывать Хлестакову о прегрешениях своих коллег.
  7. Лука ЛукичХлопов — смотритель училищ. Трусливый, безответственный и жалкий человек.
  8. Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер. Из чистого любопытства злоупотребляет полномочиями и вскрывает чужие письма.
  9. Христиан Иванович Гибнер — лекарь. Немец, не знающий русского языка.
  10. Петр Добчинский и Петр Бобчинский — помещики. Похожи между собой, как братья близнецы. Болтливые, суетливые и глупые люди. Сплетники.

Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.

Таблица чиновников в «Ревизоре»:

говорящая фамилия значение
сквозник-дмухановский происходит от украинских вариантов слов «сквозняк» и «дуть». фамилия подчеркивает способность городничего проникать в любые щели, добиваться целей любыми средствами. так, он буквально просачивается сквозь мундиры и служебные входы, обрастая полезными связями. для правосудия он был столь же неуловим, как ветер. ассоциация со сквозняком показывает его зловредность и опасность для города.
ляпкин-тяпкин быстро, небрежно и некачественно выполняет свою работу судья, по такую особенность в народе говорят: «делает тяп-ляп» . он никогда не уделяет работе должного внимания, всегда стремится закрыть глаза на проблемы, а не решать их.
земляника фамилия указывает на «слащавость» и низость характера чиновника: земляника стелется по земле и цепляется за все, что подвернется. так и герой везде сует свой нос, пишет доносы и кляузы.
хлестаков происходит от глагола «хлестать», что во времена гоголя имело второе значение — врать. владимир даль в своем словаре пишет о значении такой фамилии так: «н аглец, нахал, сплетник, праздный шатун, тунеядец, щеголь, повеса, шаркун и волокита».
шпекин говорящая фамилия происходит от польского слова «шпек», что означает «шпион». действительно, почтмейстер постоянно вскрывает чужие письма и интересуется чужими тайнами больше, чем своей жизнью. именно он и развенчивает миф о ревизоре-хлестакове.
хлопов происходит от слова «холоп». сам чиновник не скрывает своей рабской сущности и зависимости от вышестоящих людей: «заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь завянул».
гибнер фамилия происходит от слова «гибнуть». врач не может эффективно лечить пациентов, потому что не владеет русским языком, поэтому медицины в городе просто нет.
свистунов происходит от слова «свистеть». этот чиновник больше говорит, чем делает, да и вообще занят исключительно развлечениями, а не службой.
держиморда ругательство по отношению к стражам порядка, которые превращаются в жестоких солдафонов и самовольно истязают граждан. происходит от двух слов: «держи» и «морда».
Читайте также:
Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.

  1. Тема города. Провинциальный городок представлен, как глухое и невзрачное захолустье, населённое дикими и неряшливыми людьми. Горожане живут в атмосфере ненависти к власти и друг другу. При этом они слишком глупы и пассивны, чтобы хоть что-нибудь предпринять, и могут лишь уповать на милость ревизора. Верхушка города считает свое захолустье ничтожным и всей душой стремится в столицу.
  2. Закон. Закон в городе безбожно попирается всеми слоями общества. Чиновники руководствуются лишь собственной волей. Даже те, кто приходят к Хлестакову просить избавления от гнёта чиновников-коррупционеров, не стесняются сами давать ему большие взятки и подарки.
  3. Мир чиновничества. Чиновники представлены в виде кучки самодовольных самодуров. Они открыто нарушают закон и воспринимают это, как должное. В то же время каждый чиновник готов продать другого чиновника с потрохами, если это поможет ему избежать ответственности. Под маской благожелательности прячется взаимная зависть.
  4. Нравы города. Отношения между горожанами строятся на лицемерии, страхе и тайном презрении. Это демонстрируется в сцене, когда ревизор принимал жителей города и выслушивал их жалобы. Тогда купцы начали «топить» чиновников и жаловаться на местную власть, которую спонсировали взятками все это время, а чиновники и вовсе обрушились друг на друга, лишь бы спасти себя.

Проблемы

Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:

  • Безинициативная и холопская Россия. Писатель подчёркивал повсеместность показанного в комедии. Его очень волновала судьба страны, которой управляли люди, подобные тем, кого он изобразил в своём творчестве. Но самая основная проблема заключалась в пассивности и смирении народа, который не только терпел беззаконие и несправедливость, но и сам активно участвовал во всем этом. Если бы в одночасье горожан поняли местами с чиновниками, они бы продолжили делать то же самое: воровать и прожигать жизнь.
  • Взятки. Гоголь резко негативно вырисовывает коррупцию в Российской империи, изображая взяточников недалёкими и грубыми людьми, безразличными к судьбе страны. Неслучайно почти все чиновники изображены в теле, так писатель обличает их эгоизм и жадность: они присваивают все богатство страны себе, уже лопаются от него, но не могут прекратить потреблять.
  • Ложь. Хорошо показана атмосфера всеобщей лжи, когда человек сам начинает верить в то, что он придумал, и убеждает в этом других. В чиновничьей среде принято лицемерить и не говорить начистоту. Так, при малейшей опасности чиновники, которые прежде лишь хвалили друг друга, начинают резко критиковать коллег. Но ложь показывает и в более глобальном плане: периферийные руководители приняли легкомысленного фанфарона Хлестакова за ревизора, потому что были такого же мнения обо всех чиновниках из центра и были готовы к их обману. Они понимали, что деловитость и власть верхушки — такие же показные, как и их исполнительность и ответственность.
  • Казнокрадство. Показан безграничный цинизм чиновников. Расхищение средств достигло такого масштаба, что люди умирают, не получив самой элементарной медицинской помощи.
  • Невежество. Все вороватые чиновники представлены, как крайне необразованные люди. Они совершенно не разбираются в сфере управления. Отличным примером является деятельность Ляпкина-Тяпкина. Судья совершенно не умеет работать и не знает законов.
  • Легкомыслие. Никто из персонажей не хочет отвечать за свои действия. Никто не хочет долго и упорно работать и самосовершенствоваться. Все стремятся пройти по лёгкому пути и получить всё, не сделав ничего. Последствия волнуют героев в последнюю очередь.
  • Чинопочитание. Чиновники вместо работы лишь удовлетворяют свои амбиции и стараются сохранить свои должности. Жестоко, тираня и подавляя слабых, они готовы унижаться перед сильными и могущественными людьми.
Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Основная идея

Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.

Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.

Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.

Чему учит?

Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.

Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.

Критика

Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:

«Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка (П. А. Вяземский)

Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:

«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями » (О. И. Сенковский)

«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. (К.С. Аксаков)

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир..» (В. Г. Белинский)

Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:

Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»

Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:

«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин, 1836 г.)

Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:

А. Л. Слонимский писал:

«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»

Р. Г. Назиров писал:

В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».

Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: