Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

“Вечера на хуторе близ Диканьки”: краткое содержание и герои

«Вечера на хуторе близ Диканьки» – это одно из самых известных произведений Гоголя, которое было напечатано в 1831-1832 годах. Эта проба пера молодого автора принесла ему огромную славу, и впоследствии по этой книге был снят не один фильм.

Николай Васильевич Гоголь

Гоголь был уроженцем Полтавской губернии, родился в деревне Сорочинцы. Отец его служил на почтамте и очень любил театр, поэтому и сына к нему приобщал. В десять лет Николай Гоголь начал учиться в Полтаве, и потом перешел в одну из нежинских гимназий. Уже тогда он начала мечтать об общественном поприще, на котором он мог бы приносить славу народу.

В 1828 году будущий писатель переехал в Санкт-Петербург, и там долгое время работал в Департаменте уделов. Тогда и появились его первые литературные произведения, и среди них «Вечера на хуторе близ Диканьки».

История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Во время жизни в Санкт-Петербурге Гоголь работал в Департаменте государственного хозяйства. Денег, которые он получал на государственной службе, ему не хватало, и поэтому он решил подработать написанием повестей.

Он заметил, что читающая публика в Петербурге очень интересуется Малороссией, поэтому решил заняться созданием произведений в украинском стиле. Так появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вскоре познакомился с главным редактором «Литературной газеты» Антоном Дельвигом, а вскоре и с Василием Андреевичем Жуковским. И вот он начала печататься: в одном из журналов появилась его повесть «Басаврюк», чуть позже опубликовали повесть «Страшный кабан».

Знакомые Гоголя в литературной среде нашли ему работу учителя истории, причем в очень уважаемом заведении – в Смольном институте. Здесь Гоголь был занят гораздо меньше, чем в департаменте. Работа с детьми занимала у него полдня, а в оставшееся время он мог заниматься литературным творчеством. И теперь по вечерам он писал «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сорочинская ярмарка

Это произведение открывает цикл художественных рассказов, составляющих основу повести. Место действия – село Сорочинцы в Полтавской губернии. Это один из самых веселых рассказов, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Житель одной из деревень Солопий Черевик отправляется на ярмарку, чтобы продать мешки с пшеницей и пеньку. На возу он везет свою жену Хавронью Никифировну и дочку Параску. Хавронья Никифоровна довольно уродлива, тогда как все восхищаются красотой Параски, ее падчерицы. Когда все они проезжают по мосту, то сталкиваются с группой парубков, и один из них, увидев Параску, влюбляется в нее. А вот жена Солопия Черевика вызывает у него насмешку.

Прибыв на ярмарку, Солопий узнает, что все в этом году складывается неудачно, так как ярмарка сейчас находится на «проклятом месте». Оказывается, что когда-то черт потерял здесь свою красную свитку, с тех пор ищет ее. В это время Солопий видит, что его дочь Параска обнимается с парубком, и вскоре парубок договаривается с ним о свадьбе. Но мачеха Параски против свадьбы.

Огорченный парубок обращается за помощью к друзьям-цыганам, и они организовывают мнимую кражу кобылы Солопия Черевика. Черевик, связанный по рукам и ногам, дает согласие на свадьбу дочери. Заканчивается этот рассказ «Вечера на хуторе близ Диканьки» описанием свадебного торжества.

Вечер накануне Ивана Купала

Дьячок Фома Григорьевич рассказывает историю о том, как за сто лет до существования Диканьки был на ее месте более бедный хутор и ходил по нему Басаврюк – дьявол в человеческом образе. Басаврюк любил погулять в компаниях и даже дарил девушкам украшения. Но украшения эти потом были крайне неудобны при носке.

В том же селе жил козак Корж, у него была дочка Пидорка. По соседству жил бедняк Петр Безродный. Увидел Корж, что Пидорка и Петрусь любят друг друга, но не захотел отдавать дочку за бедняка. Ушел Петрусь в тоске, а Корж решил выдать Пидорку за богатого ляха.

Тогда к Петру подошел Басаврюк, предложил ему несметное богатство, но с тем условием, что тот должен будет зарезать младшего брата Пидорки Ивана. Разум у Петра помутился – и он убил безвинное дитя. Получил он богатство, женился на Пидорке, но не было ему счастья. В конце-концов он сошел с ума и сгорел в своем доме.

Майская ночь, или утопленница

Этот рассказ, украшающий собой цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», повествует о любви молодого козака Левка, сына сельского головы, к Ганне Петрыченковой. Суровый отец запрещает Левку жениться, но он сам втайне мечтает добиться любви Ганны. С горя Левко приходит на пруд, где вскоре будет строиться винница, видит старый дом с закрытыми ставнями. В полночь эти ставни открываются, из них выплывает русалка и просит Левка помочь ей (надо сказать, что русалки, лешие и водяные – это частые герои «Вечера на хуторе. »). Он должен найти среди других русалок ведьму. Левко помогает ей найти ведьму, русалка обещает отблагодарить его.

На утро Левко просыпается и находит у себя в руке письмо комиссара к его отцу, сельском голове. В этом письме приказывается женить Левка на Ганне Петрыченковой, а также провести ремонт дорог в селе. Сельский голова вынужден выполнить приказание комиссара.

Пропавшая грамота

Рассказ этот связан с именем дьячка Фомы Григорьевича, который повествует о приключениях своего деда, козака. Дед его состоял в запорожском войске, и однажды дал ему гетьман поручение отвезти к царице грамоту с указом. Грамоту дед зашил в шапку, и отправился в путь.

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» часто рассказывает о взаимоотношениях казаков с царицей. Запорожское казачество уважало власть Екатерины Второй, хотя не всегда было согласно с ней. Доставка грамоты царице была очень важным делом. Поэтому казак и спешит в пути, но по дороге он встречает давних приятелей, решает ненадолго зайти с ними выпить в шинок.

Выясняется, что один из приятелей, козак-запорожец, давно продал душу дьяволу, и в эту ночь ему срок уходить в пекло. Он просит друзей не спать, чтобы не дать его черту. Казак пытается оставаться без сна, но в итоге засыпает. Цикл “Вечера на хуторе. “, краткое содержание которого сводится к борьбе людей с нечистой силой, показывает, как мастерски владеют враждебные людям силы разными приемами, в частности, они умеют навевать сон.

Читайте также:
Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя (цикл Петербургские повести): сочинение

Утром он обнаруживает, что пропала его шапка, в которую была зашита грамота. Выход предлагает шинкарь, правда, не бесплатно. Козак отправляется в пекло к чертям, там играет с ними в карты. Два раза проиграл, на третий раз догадался перекрестить карты – и выиграл. Дали ему коня сатанинского, и вынес его конь из пекла.

Казак доставил грамоту царице, но вот сразу освятить хату забыл, и поэтому раз в год его жена прыгала за прялкой во время сна.

Ночь перед Рождеством

Черт и ведьма воруют месяц в Рождественскую ночь, чтобы не дать людям выполнять их намерения, в частности, чтобы помешать кузнецу Вакуле прийти домой к дочери казака Чуба Оксане. Вакула любит Оксану и хочет жениться на ней, но она против. Оксана ставит условие: выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, которые сама царица носит.«Вечера на хуторе. », краткое содержание которых сводится к взаимоотношениям людей с потусторонними силами, всегда интересовали публику. Самым популярным рассказом в этом цикле можно считать «Ночь перед Рождеством».

Огорченный Вакула уходит из села, неся на плечах черта. Черт хочет, чтобы Вакула продал ему свою душу в обмен на блага земные, но Вакула принуждает черта к послушанию с помощью святого креста. Сев на черта верхом, он отправляется в Петербург, там попадает на прием к царице Екатерине Второй и выпрашивает у нее черевички.

Ужасная месть

Это устрашающее душу повествование о великом грешнике, который некогда сделал много преступлений и был наказан за это. Есаул Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном опасаются ляхов, поэтому едут в сопровождении охраны.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Сюжетом этого рассказа служит жизнь непримечательного поручика Ивана Федоровича Шпоньки, который прилежно учился в школе, потом служил, вышел в отставку с чином поручика. После смерти своего отца он приехал в имение, которое перешло ему по наследству. Хозяйством там заправляла тетушка Василиса Кашпоровна.

Тетушке приходит на ум идея женить своего племянника, и Иван Федорович отправляется в гости к соседу, у которого есть две красавицы-дочери. Тетушка решает, что Иван Федорович должен жениться на белокурой, начинает строить планы сватовства. Между тем, у самого Ивана Федоровича эта идея восторга не вызывает, и ему ночью начинает сниться, что у него в кармане жена, и в шляпе жена. На этом обрывается рукопись.

Заколдованное место

Быль эта продолжает главную тему цикла. «Вечера на хуторе близ Диканьки» посвящены взаимоотношениям человека с нечистой силой. Однажды отец с сыновьями поехал в Крым, чтобы заняться продажами, а на даче остался дед и внуки.

Вечером приехали в гости чумаки, которые знали деда. И начали все вместе плясать. Танцевал с ними и дед гопака, да только дошел до крайней грядки за огородом, как ноги у него свело судорогой. И не мог он танцевать. Это было заколдованное место.

Также дед пытался найти клад в огороде возле заколдованного места, но всякий раз что-то ему мешало. Добыв огромными усилиями котел, дед притащил его домой, но оказалось, что он набит всяким мусором. С тех пор он зарекся иметь дело с нечистой силой.

Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Повести Гоголя в двадцатом веке экранизировали, особенно популярна в этом плане «Ночь перед Рождеством». Кино «Вечера на хуторе близ Диканьки» было снято в советский период, в 1961 году. В начале 1990-х годов фильм был выпущен на видео, а потом попал и на DVD-диски.

Герои Гоголя

Уникальное свойство произведений состоит в том, что в них реалистичные, реальные герои пересекаются с мифологическими персонажами и образами. Обычные люди улаживают свои дела с помощью ведьм, чертей и русалок. Причем мифологические персонажи могут быть как друзьями, так и врагами человека. Фильм “Вечера на хуторе” ясно показывает облик как мифологических персонажей, так и людей – сельчан.

Экранизации «Вечеров на хуторе»

Произведения Гоголя пользовались такой популярностью, что в двадцатом веке по ним стали снимать фильмы. Кино «Вечера на хуторе» стало управлять людскими сердцами. В 1951 году по этому произведению был снят мультфильм, а в 1961 году – фильм. О том, как точно были подобраны герои, свидетельсвует фото. “Вечера на хуторе близ Диканьки” (и книга, и фильмы) стали очень популярными.

В 21 веке вышла очередная экранизация повести. Первый мюзикл по мотивам «Вечеров» появился на экранах телевизоров в новогоднюю ночь, 31 декабря 2001 года. Вскоре телекомпании 15 стран захотели приобрести этот фильм. Главные роли в мюзикле сыграли Ани Лорак, Филипп Киркоров, Олег Скрипка.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Двухтомный сборник повестей русского писателя Н.В. Гоголя. Публикация первого тома состоялась в 1831 году, второй том вышел в печать в 1832 году.

Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Часть первая: повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

Вакула на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Рисунок Тарасенко, оформивший издание кн. маг. В. Думнова, п/ф «Насл. бр. Салаевых», 1887 года.

Часть вторая: повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».

История создания

Николай Гоголь прибыл в Санкт-Петербург в декабре 1828 года 19-летним выпускником Нежинской гимназии, который жаждал посвятить всего себя служению Отечеству. Однако, в каком виде будет выражаться это служение молодой человек ясно не представлял.

Денежные затруднения Гоголя

Первое, чем встретила вчерашнего украинского студента столица Российской империи – это дороговизна. Тех скудных средств, которые семейство Гоголя могло выделять на содержание сына и коими Гоголь привык обходиться у себя на родине, совершенно не хватало в блестящем Петербурге. Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу, однако, вскоре выяснилось, что он к ней совершенно не пригоден: служба чиновника была настолько бессодержательная и монотонна, что Гоголь не мог заставить себя ходить туда каждый день.

Но потребность в деньгах оставалась. Тогда молодой человек и решил попробовать себя на стезе писательства, так как в гимназии он ярко выделялся именно своими литературными способностями. Гоголь видел, что большим спросом у читателей пользуется все, что связано с народной жизнью, поэтому решил написать несколько рассказов на тему жизни украинского села.

Читайте также:
Идейный пафос «Тараса Бульбы»: сочинение

Первая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В 1828 году он приступил к работе. Молодой литератор, который обожал во всем точность и скрупулезность, отправил письмо матери и сестре, где попросил их прислать ему как можно более детальное описание обрядов, обычаев, быта и костюмов сельских жителей Малороссии.

Опираясь на эти описания, а также на свои детские и юношеские воспоминания и рассказы любимой бабушки, Гоголь и написал первые четыре повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В сентябре 1831 года книга была отпечатана в типографии и появилась в книжных лавках Петербурга. С первых же дней продажи стало понятно, что это успех! Весь тираж разошелся мгновенно, а об авторе веселых повестей с мистическим налетом говорила вся столица как о новом литературном даровании. Александр Пушкин, прочтя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделал такую запись:

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

Вторая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Вдохновленный успехом, Николай Гоголь без промедления приступил к написанию второй части сборника, который вышел в свет уже в марте 1832 года.

Незадолго до этого – в феврале 1832 года – состоялось личное знакомство Николая Васильевича с Александром Пушкиным. Это было знаменательное событие для начинающего литератора с Украины.

Пушкин тоже был рад знакомству и ввел Гоголя в круг своих товарищей по перу: Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Николая Греча, Фаддея Булгарина и др. Еще пару лет назад Гоголь и мечтать о таком не мог!

Основная тема

Если взглянуть на сборник в целом и попытаться выделить одну тему, которая объединяет все повести цикла, то становится очевидным что это тема борьбы добра и зла, причем, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» светлые силы побеждают нечисть.

Федор Антонович Моллер (1812–1874) Портрет Н.В. Гоголя. 1840-е гг. Холст, масло.

Через истории своих персонажей Гоголь демонстрирует, что материальный достаток не всегда автоматически означает счастье, а страстные желания очень часто влекут человека прямиком в лапы темных сил. И единственным безотказным оружием в любые времена выступают искренняя вера и добродетель.

Через все истории сборника красной нитью так или иначе проходит мысль о том, что все тайное рано или поздно становится явным, а причиненное другим зло обязательно вернется тебе в качестве расплаты за содеянное. При всем том автор не опускается до морализации и осуждения своих алчных и злых героев, потому как наказывает их уже в самом сюжете: все они несут заслуженное наказание и показаны в таком виде, что читатель не может не посмеяться над ними.

Именно юмор – сильнейшее оружие Гоголя, с помощью которого он доносит до читателя главный урок: жить нужно по совести, сохраняя в сердце любовь и уважение к людям, тогда беды будут обходить тебя стороной и никакая нечистая сила не сможет взять верх.

Композиция сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Главный художественный прием, которым пользуется Гоголь в своих «Вечерах» – контраст: размеренная жизнь с яркими радостными моментами во всех повестях соседствует с печальными и даже жутковатыми событиями.

Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832

Сюжет каждой повести становится своеобразной ареной для борьбы добра и зла, истиной христианской веры и бесовщины. Высокий градус этой контрастности достигается Гоголем благодаря многочисленным вкраплениям фольклора, народным преданиям и фантастическим сценкам, которые автор в изобилии вплетает в повествование. Отдельным колоритным персонажем являет рассказчик – пасечник Панько Рудый, который как будто берет читателя за руку и ведет по всем рассказам сборника, от страницы к странице открывая ему самобытную жизнь украинского села.

Жанр сборника

Литературоведы единодушно сходятся во мнении, что все произведения сборника относятся к жанру повести, их направление – романтизм. Сам Гоголь называл такой стиль повествования – поэтическая проза, и именно благодаря ей «Вечера на хуторе близ Диканьки» получились такими лиричными и даже мелодичными. Уже несколько веков читатели находят, что все повести читаются легко, на одном дыхании, как будто это не прозаическое произведение, а воздушное стихотворение.

Гоголь сумел соединить в одной книге высокий поэтический стиль и романтические элементы с живой разговорной речью. И именно это необычное сочетание так полюбилось читателям, придало неповторимый шарм и народный характер.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» в культуре

Бессмертное творение Гоголя вдохновило многих деятелей культуры на создание собственных произведений.

Так, композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский написали великолепные оперы: Н. Римский-Корсаков – оперу «Ночь перед Рождеством», а П. Чайковский – оперу «Черевички».

С возникновением кинематографа режиссеры непременно захотели снять художественные фильмы на сюжет гоголевских повестей. Первые немые фильмы «Страшная месть» и «Ночь перед Рождеством» вышли более ста лет назад – еще в 1912 году.

Ночь перед Рождеством 1913 год

Наиболее известными и популярными считаются экранизации «Вечеров» режиссера Александра Роу. Его кинокартина «Майская ночь, или Утопленница» вышла в 1952 году, а «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1961 году.

Также в советское время было создано несколько детских адаптированных мультфильмов на сюжет повестей Гоголя.

На сегодняшний день самыми свежими экранизациями повестей Николая Васильевича из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» является фильм режиссера Александра Баранова «Гоголь. Начало», который вышел на большие экраны в 2017 году.

Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
        • Вечера на хуторе близ Диканьки
        • Вий
        • Мертвые души
        • Ревизор
        • Тарас Бульба
        • Шинель
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку
Читайте также:
Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя Мертвые души): сочинение

Сочинения по произведению “Вечера на хуторе близ Диканьки” Гоголь Н.В.

Образ Оксаны в повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” (“Вечера на хуторе близ Диканьки”)

Я с большим интересом прочитала повесть Н. В. Гоголя « Ночь перед рождеством ». В ней много сказочных событий, смешных приключений.
Из всех героев повести хочу выделить Оксану, её отношение с Вакулей. В начале повести Оксана – юная беззаботная . насмешливая и ветреная девушка. « Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, да и не будет никогда на селе.

Историческая тема в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сочетание романтизма и реалистического подхода к жизни в «Вечерах» не было состоянием статической уравновешенности. Оно отражало то внутреннее движение, сущность которого заключалась в углублении связей с жизнью. Свое широкое развитие реалистические начала получили в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

Мистика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки» – самое народное, веселое и мистическое произведение Гоголя.
Одно из ведущих мест среди художественных приемов, использованных в нем, занимает мистика. Известно, что сам писатель увлекался мистикой, верил в существование нечистой силы, был очень суеверным. В «Вечерах» он отразил эти народные верования в полной мере.

Своеобразие сборника Н.В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”

В 1831 году вышел первый сборник повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Осо­бенностью русской, литературы этого времени стало обращение писателей и поэтов к жизни простого народа, его быту и нравам. Многие писатели в своих произ­ведениях описывали своеобразие русского нацио­нального характера.

Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки», написанные Н. В. Гоголем в 1831-1832 гг., стали, по словам А. И. Герцена, рядом «подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, — картин, полных веселости, изящества; живописи и любви». Взяв большую часть сюжетов из украинского фольклора, близкого и русскому человеку, Гоголь проник в самую суть народной жизни, его представлений о том, какова же должна быть эта жизнь.

Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию.

Торжество молодости и красоты в «Вечерах на хуторе близ Диканьки

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя (повествование ведется от лица человека из народа, пасечника Рудого Панька. Писатель не случайно выбрал именно такую форму построения цикла как серию небольших историй, которые рассказывает этот человек. Гоголь стремился подчеркнуть тесную связь своих повестей с устным народным творчеством.

Моё первое прочтение Гоголя

«Моим» первым произведением Н.В. Гоголя, которое я прочитала полностью, от начала до конца, стала повесть «Ночь перед Рождеством». До того, как познакомиться с этим произведением, я смотрела старый мультфильм, снятый по повести Гоголя. Он произвел на меня неоднозначное впечатление – вроде сказка и не совсем сказка, много юмора, но и много серьезного, даже страшного.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Творчество Николая Васильевича Гоголя — одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Гоголь начинал творческий путь, осознавая свой высокий долг перед отечеством, перед народом.

Народный характер в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”

В этом произведении Н.В.Гоголя сочетаются и реалистические картины быта, и образы народной фантастики, и исторические мотивы, в своей совокупности рисующие широкую и многостороннюю картину жизни украинского народа. Создавая свои повести, Гоголь охотно обращался к народным песням и легендам: в них наиболее ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни.

Краткий анализ произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. В цикл входит 8 повестей, в которых отразились отголоски детских впечатлений самого автора. В центре повествования — личность простого человека, герои описаны с долей доброго юмора. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
Год написания – 1829–1832 годы.

История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжёлого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух частей, каждая из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повести.

Направление – Романтизм.

Анализ

Описание цикла произведений

Каждая из частей предваряется ироничным повествованием мнимого автора — пасечника Рудого Панька.

Сорочинская ярмарка. Повесть о смекалистом щеголеватом хлопце Грицке, который завоевал право жениться на богатой панночке Параске своей хитростью и находчивостью. Действие сопровождается красочным описанием ярмарки и отличается особым сатирическим живописанием образов некоторых героев.

Вечер накануне Ивана Купала. Жутковатое повествование, окутанное мистическим колоритом, гласит о том, что неправедно добытое богатство не приносит счастья его обладателю.

Читайте также:
Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»: сочинение

Майская ночь или Утопленница. Эта повесть отчасти перекликается сюжетом с «Сорочинской ярмаркой». У молодого козака Левка есть возлюбленная девушка Ганна. Чтобы воссоединиться с будущей невестой, хитрому парубку приходится обращаться к помощи мистической девушки – утопленницы Панночки.

Пропавшая грамота. Повесть пронизана фантастическим колоритом с элементами живого гоголевского юмора. Дед, у которого украли грамоту, деньги, коней и шапку, с помощью крестного знамения выигрывает краденое в карты у ведьмы.

Ночь перед Рождеством. И снова история женитьбы простого и смекалистого хлопца на прекрасной панночке. Кузнец Вакула добивается любви богатой сельской красавицы Оксаны. Свое счастье они обретают не без помощи нечистой силы. Тронутая простодушием кузнеца, царица, дарит вожделенные черевички для будущей невесты кузнеца.

Страшная месть. Рассказ, написанный в эпическо-повествовательном стиле. Жуткая история козацкого атамана Данилы Бурульбаша и его жены Катерины, вынужденной сделать страшный выбор в отношении своего отца-чародея. В финале повести колдун сполна расплачивается за свои страшные злодеяния.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Единственная чисто бытовая сатирическая зарисовка о мелком помещике, пытающемся заполучить свое наследство. Единственная незавершенная повесть гоголевского цикла.

Заколдованное место. Рассказ о злых шутках нечистой силы. Фантасмагорическая история о поисках и обретении «клада» в заколдованном месте.

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сёстры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов самой разной сельской публики.

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над второй частью. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашён на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил работу над второй частью своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ночь перед Рождеством»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ночь перед Рождеством»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ночь перед Рождеством»
  • для самых крутых — Читать «Ночь перед Рождеством» полностью

Вариант 2

Когда Гоголь работал в Санкт-Петербурге он подрабатывал сочинительством, которое было популярным заработком того времени. В 1831 году он отдает первый том произведения в типографию, но сильно переживает, однако, что его никто не будет читать, но его переживания было напрасно так как произведение читался легко, и он всем был понятен. В 1832 он пишет второй том произведения. В феврале его приглашает на обед Александр Пушкин хорошо отзывается о произведении Гоголя, поэтому предлагает не бросать писать.

Основной темой в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки» является борьба добра со злом в котором добро побеждает зло.

Один из жителей деревни отправляется на ярмарку со своей женой и дочерью, чтобы продать пшеницу. На мосту они встречают парней, один из них увидев дочь, влюбляется в нее. Прибыв на рынок они узнают, что это проклятое место, потому что здесь когда-то черт потерял красную свитку. Мужчина увидел, как его дочь обнимается с другим парнем который предлагает его дочери свадьбу, но отец против свадьбы. Парень просит помощи у цыган чтобы те украли кобылу у мужчины. Мужчина согласился на свадьбу при условии, что те отдадут кобылу.

Дьяк рассказывает, что когда-то на месте села был бедный хутор по которому ходил дьявол Басаврюк. Который очень любил погулять и даже девушкам дарил украшения. В селе жил казак Корж, у которого была дочь. Она хотела выйти замуж за бедного соседа, но казак был против. Тогда к бедняку пришел Басаврюк, который предложил дать ему богатство, но он должен был зарезать младшего брата своей возлюбленной. Выполнив просьбу дьявола он получил богатство и женился на дочери казака. Однако у них не было счастья, однажды он напивается и сгорает в своем доме. Люди узнав, что богатство ему дал Басаврюк, не гуляют с ним, а тот закрывает кабак у дороги.

Сын сельского головы Левко хочет жениться на Анне, но отец против. С горя сын приходит к пруду возле дома, где должно быть винница. В полночь в доме открываются окна. Оттуда выходит русалка, которая может помочь Левко при одном условии, он должен найти ведьму среди других русалок. Утром он просыпается и находит письмо, в котором комиссар приказывает голове женить своего сына и починить дороги в селе.

Однажды дьяк рассказывает о своем деде казака. Дед служил в запорожском войске, и дал ему гетман поручения, отвести грамоту царице. Казак спешил, но встретив по дороге двух товарищей, решил выпить с ними в кабаке. Один из его друзей сказал, что отдал душу дьяволу, поэтому сегодня он забирает его душу. Козак предлагает ему сегодня не засыпать, товарищ пытается не заснуть, однако засыпает. Утром казак выявляет, что грамота исчезает. Хозяин предлагает ему выход. Дед попадает в ад где играет карты с дьяволом, где проигрывает дважды, а на третий раз выигрывает. Дьявол дает ему коня, который выводит его из ада, и он доставляет грамоту.

В Рождественскую ночь черт и ведьма воруют месяц, чтобы помешать Вакуле дойти до дома Оксаны. Вакула хочет жениться на Оксане, но и против. Она согласна только при условии, что тот принесет красные сапоги. Вакула расстроен, уходит из деревни, встретив черта. Тот просит у Вакулы его душу дав ему богатство. Он заставляет с помощью креста черта на услуги. Он садится на черта и летит к царице по сапоги. Вернувшись в деревню. Он узнает, что Оксана его любит, и он просит ее отца согласия на свадьбу.

Читайте также:
Авторское сочинение на тему Тарас Бульба: сочинение

Однажды есаул Даниил со своей женой, и сыном едут с охраной, потому что боятся ляхов. Тесть Даниила против его брака с дочерью, поэтому постоянно готовит ему козни. Отец оказывается колдуном, он убивает мужа и сына дочери. Мертвецы, которых убил колдун грызут его поднявшись с земли. Поэтому он получает отместку за свои поступки.

Иван Шпонька хорошо учился в школе пошел на службу. После смерти отца он приезжает домой, где за домом ухаживала его тетя. Тетушка хочет женить Ивана, поэтому отправляет его к соседу, у которого есть две дочери. Она хочет, чтобы он женился на старшей дочери, однако он не хочет вообще жениться.

Однажды поехал отец с сыновьями в Крым, а деда оставил ухаживать за внуками. Вечером к деду пришли его товарищи. Они начали танцевать, и только они дошли до конца города, там, где дед искал клад. у него судорога свела ноги. Добыв сокровище, которым был большой котел, он обрадовался, но оказалось, что в нем было мусора.

Главные герои: Оксана, Вакула, Иван, Даниил, Тесть Даниила, Черт, Ведьма, Анна, Левко, цыгане, казак Корж, Басаврюк.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из четырех произведений в каждом томе. Произведения является ареной в которой борется добро со злом, в котором добро всегда побеждает

Другие сочинения: ← Анализ комедии Женитьба Гоголя↑ ГогольАнализ Повести о капитане Копейкине (Гоголь) →

Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают человека заложником тёмных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут, даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – всё тайное так или иначе становится явным, а за содеянное зло неизменно придёт расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая тёмная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

Основная тема

Если взглянуть на сборник в целом и попытаться выделить одну тему, которая объединяет все повести цикла, то становится очевидным что это тема борьбы добра и зла, причем, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» светлые силы побеждают нечисть.


Федор Антонович Моллер (1812–1874) Портрет Н.В. Гоголя. 1840-е гг. Холст, масло.

Через истории своих персонажей Гоголь демонстрирует, что материальный достаток не всегда автоматически означает счастье, а страстные желания очень часто влекут человека прямиком в лапы темных сил. И единственным безотказным оружием в любые времена выступают искренняя вера и добродетель.

Через все истории сборника красной нитью так или иначе проходит мысль о том, что все тайное рано или поздно становится явным, а причиненное другим зло обязательно вернется тебе в качестве расплаты за содеянное. При всем том автор не опускается до морализации и осуждения своих алчных и злых героев, потому как наказывает их уже в самом сюжете: все они несут заслуженное наказание и показаны в таком виде, что читатель не может не посмеяться над ними.

Именно юмор – сильнейшее оружие Гоголя, с помощью которого он доносит до читателя главный урок: жить нужно по совести, сохраняя в сердце любовь и уважение к людям, тогда беды будут обходить тебя стороной и никакая нечистая сила не сможет взять верх.

Композиция

Проводя анализ произведений «Вечеров на хуторе близ Диканьки» , следует отметить, что все повести построены на контрасте: в них самым гармоничным образом переплетены радость и безудержное веселье с трагизмом и печалью.

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценкам, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух частей, каждая из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – пасечник Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.

Рождение сказки

Пожалуй, самая известная повесть, входящая в состав сборника «Вечеров…» — «Ночь перед Рождеством». Произведение, анализ которого следует начать с сообщения, что оно неоднократно экранизировалось, в театрах по нему ставились пьесы, а Римским-Корсаковым была написана одноимённая опера.

История создания «Ночи перед Рождеством» известна не до конца. Среди исследователей биографии Гоголя нет единого мнения, когда именно была написана эта повесть. Сообщение, что напечатана она была в 1832 году позволяет сделать предположение, что написание её произошло одни-двумя годами ранее.

Все произведения, которые вошли в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написаны в жанре повести, направление романтизм. Гоголем неслучайно была выбрана поэтическая проза – благодаря ей все повести приобрели удивительную мелодичность, лиричность. Они читаются на одном дыхании, будто лёгкое и изящное стихотворное произведение.

Наряду с высоким поэтическим слогом и романтическими элементами, Гоголь щедро «сдобрил» все произведения цикла живой разговорной речью. Это нисколько не испортило их, напротив, придало неповторимый колорит и народный характер.

Краткое содержание

Чтобы лучше понять суть повести Гоголя, нужно изучить краткое содержание. Действие происходит в ночь перед светлым праздником Рождества. Черт пытается совершить как можно больше пакостей. Он ворует месяц, преследуя цель испортить торжество. В небе знакомится с ведьмой Солохой, которая по совместительству является матерью его врага — кузнеца.

Вакула без памяти влюблен в первую деревенскую красотку — Оксану. Гордая девушка не испытывает недостатка внимания со стороны мужчин, чем только задевает кузнеца. Отец героини, Чуб, тем временем отправляется к Солохе. У последней уже гостит черт, который от страха прячется в мешок. Вскоре к женщине приходят и другие поклонники.

Читайте также:
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

На улицы выходит молодежь, начинаются гулянья. Оксана при людях заявляет, что станет женой кузнеца, если он достанет для нее черевички царицы. Вакула отправляется домой, берет мешки и идет к девушке, однако она лишь высмеивает его.

Кузнец решает утопиться. На счастье, он встречает Пацюка. Последний подсказывает герою, кто сидит в мешке. Он седлает черта и наказывает ему лететь в Петербург. Влюбленный кузнец рассказывает Императрице свою историю любви, женщина дарит ему башмачки. Вернувшись домой, он женится на Оксане.

«Ночь перед Рождеством» — повесть Гоголя. В основу ее сюжета положен украинский фольклор, с подробным описанием национальных традиций и обрядов. Произведение входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это самая любимая работа поклонников творчества Николая Васильевича.

Проблематика повести

Хотя «Ночь…» является сказочной историей, она затрагивает множество житейских и повседневных событий, учит не сдаваться перед трудностями, верить в себя; быть добрым, смелым, бороться за своё счастье. Гоголь рассказывает о простых людях, способных найти выход из безнадёжных ситуаций, сохраняя при этом оптимизм. Ведь Вакуле пришлось обуздать самого чёрта, чтобы выполнить желание Оксаны и привезти ей черевички.

Каждый персонаж прописан по-гоголевски ярко и красочно. Легко представить каждого из них. Хотя писатель рассказывает о слабостях и пороках своих героев, они не вызывают отрицательных эмоций. Даже чёрт, являясь абсолютным злом, по-своему очаровывает и вызывает улыбку. И всё это на фоне хрустящего снега, рождественского мороза и атмосферы праздника.

Сюжет построен на приключениях кузнеца Вакулы, влюблённого в избалованную красавицу Оксану. Желая посмеяться над парубком, девушка обещает выйти за него замуж, если он добудет ей черевички, которые носит царица. Однако Вакула, проявив смекалку и перехитрив чёрта, исполняет её желание и женится на ней.

История создания романа Пушкина Евгений Онегин

Над своим произведением Пушкин трудился на протяжении семи лет. Автор считал работу над ним настоящим подвигом. Роман стал результатом наблюдения за драматической судьбой русской интеллигенции.

В 1823 году, будучи в южной ссылке, Александр Сергеевич приступает к созданию «Онегина». Поэт предпочёл романтизму реализм, однако, в строках первых глав чувствуется романтический стиль. Первоначально Пушкин задумал написать роман, состоящий из девяти глав, но позже поэт изменил содержание и оставил лишь восемь. Была исключена глава «Путешествие Онегина», она осталась в виде приложения. Позже драматург написал десятую главу, в которой были зашифрованы описания жизни декабристов. Роман был написан особенной «онегинской строфой». Каждая из этих строф представляет собой четырнадцать строк из четырёхстопного ямба. С пятой главой романа связана одна занимательная история. Однажды Пушкин проиграл её в карточной игре. Вскоре ему удалось отыграть рукопись обратно, но позже прозаик безвозвратно потерял текст. На помощь поэту пришёл младший брат, который обладал удивительной памятью. Вспоминая фрагменты текста, он помог Александру Сергеевичу восстановить содержание утерянной части. Выход каждой главы в печать был долгожданным событием для читателей. В 1831 году написание романа было завершено и спустя два года он был полностью опубликован.

События в произведении охватывают период с 19 по 25 год первой половины девятнадцатого столетия: начиная походами русской армии после победы в войне с Наполеоном и заканчивая декабристским восстанием. В эти годы русское общество развивалось под правлением Александра I. В основе повествования лежит любовная линия двух главных героев Татьяны и Евгения. Автор поднимает в своём произведении проблему долга, верности и чести. Время, в котором разворачиваются действия произведения, совпадает со временем его создания и отражает основные события начала девятнадцатого века. Роман в стихах написанный Пушкиным, имеет некоторые сходства с поэмой Джорджа Байрона «Дон Жуан». Александр Сергеевич называет свою работу собранием пёстрых глав, отмечая их независимость. То есть каждая глава, по сути, может считаться самостоятельным произведением.

Роман смело можно считать энциклопедией русской жизни на рубеже двадцатых годов XIX века, поскольку его повествование охватывает многогранную судьбу русских людей, и в точности передаёт настроение той эпохи.

2 вариант

Написанию произведения поэт посвящает долгих семь лет, начав работу над романом в период своей южной ссылки.

Первоначально по замыслу автора произведение структурируется девятью главами, однако впоследствии поэт перерабатывает содержание романа и оставляет в структуре лишь восемь глав, сюжет которых основан на собственных наблюдениях и заметках поэта.

Издание произведения происходит постепенно в виде опубликования отдельных глав, каждая из которых становится значительным событием в развитии современной литературы. По окончании написания романа в целом поэт подвергает первоначальное содержание глав изменению, исключая некоторый ряд строф, перерабатывая текст и внося в него дополнения.

Каждая глава романа в стихах ограничена собственным временным промежутком и представлена в виде целостного, самостоятельного раздела, который может считаться оконченным, а может иметь продолжение.

Интересным фактом является событие, связанное с написанием пятой главы произведения, которую поэт проигрывает в карточной игре, а затем отыграв, теряет рукописный текст. Ситуацию спасает младший брат поэта, обладающий феноменальной памятью, который ранее прочитывает данную часть романа и помогает поэту восстановить ее, вспоминая отрывки стихов.

Отличительной особенностью поэтического произведения является разработка поэтом нового стихотворного метода, созданного исключительно для изложения романа в стихах, при котором поэтические мысли выражаются в виде определенной структуры, а не свободного полета мышления автора. Тем самым поэт создает строфу, впоследствии названную онегинской, в форме рифмования четырехстопным ямбом четырнадцати строк, сочетающих в себе окончания женского и мужского родов. С помощью использования данного метода поэт создает в романе аналоги прозаического произведения, переходя плавно из одной тематики в иную, а также периодически меняя стилистику содержания то в виде размышлений, то излагая сюжетную линию в динамичной форме.

Сюжетная линия романа связана с любовными отношениями, но при создании произведения поэт отходит от литературного жанра в виде романтизма, отдавая предпочтение изложению в реалистической форме.

Учитывая длительную работу поэта над произведением, заключающуюся в фрагментарности и прерывности, ряд критиков отмечает, что данное пушкинское творение является огромным поэтическим альбомом живого впечатления автора, нашедшие свое выражение в лирических отступлениях, авторских монологах и репликах, описанных в определенных текстовых фрагментах, отличающимися стройным композиционным стилем.

Данная особенность романа навеяна философскими рассуждениями поэта, чертами его духовного мира и представлениями о жизни, любви, обществе, мире, которые выражаются в создании поэтом принципа последовательного симметричного повествования.

Читайте также:
Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Роман насыщен глубинной духовностью и целостным восприятием жизнеощущения.

Как было создано произведение

Роман создавался в течение семи с небольшим лет. До Пушкина такое никто не писал, за исключением, англичанина сэра Джорджа Байрона. Пушкинский роман в стихах реалистичен. В нём он описывает человека, в которого он вложил идеи развития новой России.

Пушкин живо интересовался историей России. Он разделял идеи декабристов. Хоть он и не вышел с ними на Сенатскую площадь, но был сослан в ссылку за дружбу с ними в тёплую Бессарабию, а не в холодную и лютую Сибирь. Там он и начал писать свой роман.

Он писал роман о герое своего времени. После него пробовали такое писать Лермонтов о Печорине и Гончаров об Обломове А время тогда было такое, что низы не хотели жить по-старому, а верхи продолжали управлять по-старому и не хотели ничего менять. Назревал социальный и экономический кризис. Пушкин чувствовал его приближение.

Пушкин взвалил на свои плечи решение написать огромный труд. Такой до него написал только Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву», которое было запрещено цензурой и издавалось тайно. Автор постоянно присутствует на страницах романа. Он беседует с читателем.

Каждая глава – это отдельная по сюжету история. Они создавались не все сразу, а постепенно, в разное время и в разных местах, в разных жизненных ситуациях. «Евгений Онегин» охватывает четыре периода творчества поэта. Из некоторых черновиков романа получились впоследствии самостоятельные произведения. Некоторые фразы стали к ним эпиграфами.

Каждая глава издавалась как самостоятельное произведение. Читающий люд с нетерпением ждал издания очередной главы. Люди пытались предсказать события. Пушкин постоянно ощущал интерес к «Евгению Онегину». Общество как-будто выступало свидетелем написания романа.

Мне кажется, что Пушкин вёл дневник или у него была какая-то записная книжка. В неё он заносил пометки, свои впечатления о людях, событиях, интересные мысли, фразы, цитаты. Потом из этих записей и рождались главы романа.

Иначе, почему роман был назван критиками «энциклопедией русской жизни». Не возможно удержать в уме всю информацию. Все мелочи и нюансы жизни в России того времени. А в романе с точностью описана и мода, и как солить грибы, и занятия милых девушек, о чём разговаривали.

Собственно говоря, он сам об этом намекает в одной из глав. Якобы Онегин писал мысли, замечания, портреты, числа, имена, черновики писем, портретные зарисовки. И сам Пушкин так делал на черновиках романа.

Пушкин вводит в роман образ автора. Он выступает в роли рассказчика. Но это не сам Пушкин, это – художественный образ. Это примерно так, как герой какого-нибудь произведения и его прототип в реальной жизни. Да его биография частично совпадает с биографией Пушкина.

Изначально поэт планировал написать 9 глав романа, но в процессе написания осталось только 8 глав. Он убрал главу, в которой рассказывал о путешествии Онегина. Потом написал 10 главу о жизни будущих декабристов. Но её понять сложно, Пушкин зашифровал её. А потом из соображений безопасности вообще сжёг её.

После окончания романа Пушкин дописывает его, включает в текст одной из глав письмо Онегина к Татьяне. И больше к роману не возвращается.

Также читают:

Картинка к сочинению Евгений Онегин. История создания

Популярные сегодня темы

Очень красочно показана красота русских земель, их бескрайность и заснеженность равнин и склонов. Все поля и леса в белоснежном искрящемся снегу. Он не просто белый, а немного с голубым и даже желтым оттенком

Зима прекрасная пора года. Я люблю зиму за то, что она дает верить в чудеса. Зимой празднуют один из моих любимых праздников новый год. Его празднуют, когда в календаре

События истории в данном произведении были отражены таким образом, что автор полностью сопоставил их с происходящими в нем действиями. За основу сюжета произведения взяты реальные исторические личности

Главный герой поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина Алеко предстает перед читателями в образе человека с высокими моральными принципами

В рассказе Куприна «Белый пудель», не маловажную роль сыграл дворник, укравший собаку. Дворник представляет собой огромного бородатого детину с отталкивающей внешностью. У него рябое лицо, узкий лоб, и мрачный взгляд.

Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений

Как писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать, если ребёнок не любит сочинительство.

Сочинение — это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте. В школе сочинения пишут с начальных классов — сначала это описания картин или вида из окна. В средней школе подросткам предлагают проанализировать литературные произведения и порассуждать на вечные темы: дружба и любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию и иностранным языкам.

Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).

В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.

Структура сочинения

Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.

Читайте также:
Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого: сочинение

Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.

Как писать сочинение-описание (характеристика)

Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.

Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».

План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:

  1. Представление предмета сочинения. Если сочинение о реальном человеке, то ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился, если о персонаже — обозначить его роль в сюжете.
  2. Основные признаки предмета сочинения. Во второй части следует рассказать о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета или явления. Важно, чтобы ребёнок не просто перечислил свойства, но выделил особенности, которые отличают предмет описания, рассказал, как они проявляются и на что влияют.
  3. Мнение учащегося о предмете сочинения. Ученик может рассказать, какие ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из жизни.
    В конце этой части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если ребёнку не нравится герой, персонаж или событие, он имеет полное право написать об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить, почему.
  4. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Помогите ребёнку ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют индивидуальные особенности предмета сочинения.

Как писать сочинение-повествование

Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».

Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.

План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:

  1. Вступление. Для начала ученику требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.
  2. Завязка. Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации.
  3. Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.
  4. Развязка. Финал истории. Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.
  5. Заключение. В конце ученик может порассуждать о том, какие выводы он сделал из данной истории, и выразить своё отношение к героям и их поступкам.

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».

Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.

Структура у сочинения-рассуждения:

  1. Вступление (тезис). Начиная рассуждение, ученик должен выразить своё отношение к проблеме, обозначенной в теме. Удобнее всего сделать это двумя способами:
    • начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и прокомментировать её, выразив своё согласие или несогласие;
    • если тезис уже заявлен в теме, например «Красота спасёт мир», можно задать встречный вопрос: «Почему. », «Действительно ли. ».
  1. Аргументы. В основной части работы школьнику нужно убедить читателя согласиться со своей точкой зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы, мнения экспертов, данные статистики и так далее. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы — тем лучше.
    Если тема сочинения достаточно спорная, стоит рассмотреть альтернативную точку зрения и привести контраргументы: «С другой стороны…», «Существует и другое мнение…».
  1. Заключение. В финале нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Почему писать сочинения полезно

  • Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
  • Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
  • Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
  • Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Читайте также:
Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя: сочинение

Как полюбить писать сочинения

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.

Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.

Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.

Сочинение: История создания романа

История создания романа

Автор: Достоевский Ф.М.

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман. Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. » Первоначально Достоевский задумал написать “Преступление и наказание” в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом “Преступление и наказание”, которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы. »

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа “Преступление и наказание”, по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет романа “Преступление и наказание” первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – “Преступление и наказание”, и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть “Преступления и наказания” появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Читайте также:
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию “Преступления и наказания”. Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно. » Черновые тетради “Преступления и наказания” позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству. »

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла “Преступления и наказания” столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: