Тип делового человека произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя: сочинение

Тип «делового человека» в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя — Сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была закончена автором в 1824-м, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» появилась в 1836-м, а первый том «Мертвых душ» вышел из печати в 1842 году. Это было время в истории России, когда чиновничье-бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась тормозом общественно-политического развития России, так как не реформировалась со времен Екатерины Второй. Становилось очевидным, что на смену старым и консервативным чиновникам, подобным Фамусову и Сквознику-Дмухановскому, должны прийти молодые и энергичные «деловые» люди. Какими же они будут и какими изобразили их в своих произведениях А. С. Грибоедов и Н. В. Гоголь? На данном этапе исторического развития Российского государства старый служака-канцелярист, умеющий только подписывать бумаги, уже не нужен.

Нужны деловые, опытные люди. Этот новый тип чиновников, воспитанных аракчеевским режимом, впитал и воплотил те требования к исполнителю, которые Николай Первый после восстания декабристов сформулирует совершенно недвусмысленно: «Повиноваться, а не рассуждать, и мнения свои держать при себе». Воплощением деловых людей нового типа в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя становятся Алексей Степанович Молчалин и Павел Иванович Чичиков. Молчалин — деловой человек, которому покровительствует его начальник, Павел Афанасьевич Фамусов, говорящий об этом так: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари, В Москву переведен через мое содейство, И, будь не я, коптел бы ты в Твери».

Цель и смысл жизни Молчалина — чины, богатство, «и награжденья брать, и весело пожить». Он прекрасно понимает, что нужно для достижения этой цели, поэтому в Москве он уверенно продвигается по службе. Всего за три года он уже успел стать нужным для Фамусова человеком, войти в его дом, он лишь «числится по Архивам», а на самом деле исполняет обязанности личного секретаря Фамусова, который его хвалит и говорит, что он «деловой». Молчалин уже не «жертвует затылком», чтобы завоевать расположение сильных мира сего, так как времена изменились и «нынче смех страшит, и держит стыд в узде».

Этот герой действует тоньше и умнее. Свои принципы он сам излагает так: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья». Таким путем, льстя и заискивая, он уже добился значительного улучшения своего служебного положения. Старуха Хлестова ласково называет безродного Молчалина «родным», «дружком». Чацкий дает Молчалину убийственно точную характеристику: «Вот он на цыпочках и не богат словами».

Молчалин действительно необычайно тих и вкрадчив. К каждому из друзей и родных Фамусова у него свой особенный подход. С Фамусовым он почтителен («с бумагами-с»), учтив и услужлив с Хлестовой («Ваш шпиц — прелестный шпиц…»), скромен и нежен с Софьей («Враг дерзости, всегда Застенчиво, несмело… »), зато с Лизой откровенен и циничен, когда говорит, что любит ее хозяйку «по должности».

Мы видим, что он свято выполняет заветы своего отца. Павел Иванович Чичиков из гоголевской поэмы «Мертвые души» так же вкрадчив и незаметен, как и грибоедовский герой, поэтому автор даже не дает его портрета, отмечая то, что он был не стар и не молод, не толст и не тонок и даже «говорил ни громко ни тихо, но совершенно как следует ». Автор подчеркивает тем самым, что вовсе не внешность, u1072 а характер этого героя имеет принципиальное значение, так как он новый на Руси тип делового человека и не внешность важна при изображении этого героя.

Отец Чичикова также не оставил ему никакого звания или состояния, а только старый дом, который Чичиков быстро продал, и завет: слушаться начальства и беречь и копить копейку. Угождать людям, которые ему нужны для воплощения своих замыслов, Чичиков научился виртуозно. По приезде в губернский город он начинает с визитов ко всем влиятельным лицам города, и тут открывается его черта, очень похожая на молчалинскую: умение подольститься и понравиться любому человеку. Губернатору Чичиков «намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные…

Читайте также:
Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

», полицеймейстеру сказал «что-то чрезвычайно лестное про городских будочников». Таким образом Чичиков добился расположения к себе всех чиновников города. Он находит подход даже к такому недоверчивому человеку, как Собакевич, который, хотя и считает всех на свете негодяями и подлецами, в первый же день знакомства приглашает Павла Ивановича к себе в имение в гости. Использует Чичиков свое умение найти подход к людям в корыстных целях.

Он с детства привык руководствоваться не искренностью, а расчетом. Еще один сходный принцип жизненного поведения Молчалина и Чичикова заключается в том, что для угождения начальству и собственной выгоды годится использование любых способов, даже самых бесчестных. Можно обманывать Софью, притворяться влюбленным, а потом униженно ползать на коленях, вымаливая ее прощение. Так действует и Чичиков, который для того, чтобы получить хороший аттестат, прислуживал старому учителю, чтобы получить хорошее место и жалованье, ухаживал за дочерью старого повытчика — своего начальника. Пусть он не прямо придет к поставленной цели, а обманом, подхалимством, взятками.

Основной его жизненный принцип — не унывать, начинать следующее дело, несмотря на неудачи: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Главный герой комедии «Горе от ума» Чацкий считает Молчалина глупым человеком и «жалчайшим созданьем», но он же говорит, что Молчалин «дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Это мнение можно объяснить скорей досадой на то, что такого человека выбрала Софья. Но это неверно, Молчалин по-своему умен. Он чутко улавливает изменения, которые затронули даже консервативный московский мир, довольно находчив и изобретателен в средствах достижения поставленной цели.

Павел Иванович Чичиков тоже вовсе не глуп, у него есть практическая сметка, необходимая ему во всех его «темных» предприятиях. Гоголь пишет: «Особенных способностей в нем не оказалось, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, с практической». Чичиков, как и Молчалин, хочет стать из «господина средней руки» «господином большой руки», но времена изменились, поэтому ему уже не так важны чины, которых он добьется, а важнее выполнить вторую половину завещания отца: «Береги копейку, все на свете прошибешь и добудешь копейкой». Именно большая сумма денег (вспомним про гоголевское отступление о «миллионщике») может помочь Павлу Ивановичу занять достойное место в обществе, купить дом, жениться, завести детей. И для достижения этой цели Чичиков применяет любые способы и средства: обманывает, берет взятки, спекулирует, занимается казнокрадством.

Гоголь двойственно относится к этому герою. С одной стороны, его энергичность, напористость, практическая хватка импонируют писателю, с другой стороны, страшит его полная моральная беспринципность и нечистоплотность души. Размышляя об этом, писатель запланировал в третьем томе, который так никогда и не был написан, возрождение главного героя поэмы и превращение его в достойного члена общества. Может быть, ему казалось, что, если люди, подобные Чичикову, начнут думать о благе страны и вспомнят о своем дворянском предназначении, России удастся избежать издержек надвигающегося на нее буржуазного развития.

Такими увидели «деловых людей» своего времени великие русские сатирики А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» и Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Как бы они к ним ни относились и какими бы отвратительными ни выглядели эти герои на страницах их произведений, они вынуждены признать, что «деловой человек» сможет приспособиться к любой эпохе, «дойдет до степеней известных», и Русь, «бойкая необгонимая тройка» везет в будущее именно Павла Ивановича Чичикова. Может быть, когда-нибудь это и изменится, но пока «Молчалины блаженствуют на свете».

Тип «делового» человека » произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

Сочинение: Гоголь. Н.В. – Мертвые души – “Тип «делового» человека » произведениях А. С.Грибоедова и Н. В.Гоголя.”

“Тип «делового» человека » произведениях А. С.Грибоедова и Н. В.Гоголя.”

Тип «делового» человека » произведениях А. С.Грибоедова и Н. В.Гоголя.

Н. В.Гоголь и А. С.Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так

Как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы

Читайте также:
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели

Единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека

В творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых

Душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.

Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» – это комедия в

Стихах, а «Мёртвые души» – поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при

Описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.

Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное

Кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше

Всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь

Копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать

Капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,

Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет

Заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог.

Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья-

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три

Награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.

Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь

Выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих,

Пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин

Незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший

Человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по

Пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все

Расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.

Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих

Портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли

Крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а

Ученье считали «чумой». В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным

Предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает

У них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», – такова их

Логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки

Не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из мошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие

Дела, а на личное обогащение.

Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или

Поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким

Скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей

Читайте также:
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»): сочинение

Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже

Горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено.

Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины

Будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё

Делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина

Сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

Тип «делового» человека» произведениях Грибоедова и Гоголя

Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы

показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.

Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» это комедия в стихах, а «Мёртвые души» поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.

Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,

Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог. Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих, пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин

незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.

Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли

крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а ученье считали «чумой».

В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из ошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие дела, а на личное обогащение.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено. Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё

делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

В 1835 году Гоголь начал писать поэму «Мертвые души». Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед.

Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя.

В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал «мертвыми душами», мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали

Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик «средней руки»: у него примерно 200-300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда

с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется,

что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник

пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое.

Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех.

В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков начала XIX века. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности.

Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме «Мертвые души», встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. Например, тяжеловесная мебель в доме Собакевича как будто кричит: «И я тоже Собакевич!» В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание.

Читайте также:
Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

По меткому определению Белинского, «типичный характер — это знакомый незнакомец».

Типическое — это то, что наиболее распространено, что подсказано самой жизнью, и мы убеждаемся в этом, читая талантливое произведение великого русского писателя.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Тип «делового» человека» произведениях Грибоедова и Гоголя. И в закладках появилось готовое сочинение.

Тип делового человека произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя: сочинение

Гоголь вначале хотел изобразить всю Русь с одного боку, а получилась картина небывалого, разностороннего охвата явлений. Гоголевский Чичиков – образ необыкновенный, скорее всего и не образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод,” – пишет Гоголь. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать герад с мертвыми душами”. Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых. Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив зовет отца, “а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь”, Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и складыванию копейки. Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек. Гоголь пишет: “О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью”. Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, – это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев произвольно догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец.
“Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве,” – радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков – авантюристы, только в разных планах. Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова – это умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: “Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай”. Уже эти небольшие штрихи, сделанные с портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой в планах и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к накоплению средств благополучия не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить “блестящую идею”, навестившую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с “мертвыми душами” сулила солидный капитал. Чичиков- великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова – в прожектерстве и обходительности, Ноздрева – в изощренности фантазии, Собакевича – в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина – в “светлой жадности”. Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах. “Камнем преткновения” Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и “дубиноголовости”. Кто бы мог догадаться, что “черт ее дернет” приехать в город справиться о цене на мертвую душу! Подлость “притянула” подлость и “захлебнулась” в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломку бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему “тонкие места”, потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться , где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев -черты. Поэтому к выражению “Чичиков – делец-приобретатель”, можно было бы добавить – “В российских условиях”. Чичиков не перестанет быть “дельцом”, в понятие которого на Руси вкладывали всегда отрицательное значение.
Мы испытываем легкую грусть каждый раз, когда мы встречаемся с “деловыми” людьми эпохи Гоголя и его современника Грибоедова.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” мы знакомимся еще с одним “деловым” человеком- в обществе появляется и твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись к нему и его “талантам” всерьез. А между тем, это “жалчайшее” созданье” не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердца Софьи, именно он – счастливый соперник главного героя. Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти “ключ” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова (“Молчалины блаженствуют на свете”) оказались пророчеством. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. “Всегда на цыпочках и не богат словами”, он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя Тугоух!
овского и Молчалина. Каков предел их мечтаний? Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: “Мне только бы досталось в генералы”. Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое. Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского “туза”, получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет. Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого – безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать. Именно Молчалины, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, дойти “до степеней известных”, станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их “таланты” – “умеренность и аккуратность”. Молчалин – человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. После скандала в доме Фамусовых, Чацкий уезжает. Его отъезд это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни: сочинение

Сочинение Чичиков у Собакевича

Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел. Однако, стоит сказать о том, что, когда Чичиков пришел к Собакевичу, он сумел понять его тип личности. Главный герой неохотно вел переговоры с неуклюжим помещиком, однако, когда второй понял тот факт, что и его интерес присутствует в данной сделке, он начал очень быстро и скоро принимать решения. Когда герои встретились друг с другом, стал понятным тот факт, что через данную сцену, писатель показал, что общество стало весьма циничным, и для него стало весьма привычным и обыденным проведение подобных сделок.

Описывая то, как Собакевич осуществлял прием гостя в своем доме, показывает его отношение к существованию и к проведению сделок. Герой обладал такими качествами, как циничность, чревоугодие и жадность. В моментах описания приема пищи персонажем, автор показал насколько для него важным был момент потребления, ведь когда Чичиков сел с ним за обеденный стол, он увидел множество блюд, которые для Собакевича были привычным видом трапезы. Тогда главный герой начал хвалить обед, однако, Собакевич в своем стиле обругал поваров за то, что они готовят еду из некачественных продуктов. Это говорило о том, что его никогда ничего не радовало по-настоящему, он не мог оставаться счастливым человеком даже в такие периоды времени.

Для Собакевича похвалить человека было сродни показу слабости. Данный человек был крайне циничным, черствым и недалеким. Можно сказать, что в отличие от Чичикова, который обладал острым умом и большой смекалкой, Собакевич был твердолобым и недалеким человеком с завышенной самооценкой. В моменте описания сделки, раскрылся истинный характер помещика. Во-первых, когда он услышал о подобной сделке, то ни на секунду не сомневался в том, что это противоречит его моральным принципам и нормам. Герой сразу же принялся торговаться в цене за одну душу. Также, он старался показать свой пылкий и твердый нрав, и в итоге ему удалось поднять цену за свой «товар». Для Чичикова крайне удивительным показался тот факт, что для Собакевича настолько интересной оказалась данная сделка. Автор хотел показать, что, несмотря на то, что герой казался неуклюжим и недалеким, жажда нажива заставила его проявить невероятную активность.

Читайте также:
Место волшебства в сказке Гоголя: сочинение

2 вариант

Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя является одним из ключевых произведений русской литературы, она проливает свет на сложившуюся систему, действующую в крепостническом обществе. Отношение помещиков к крестьянам, фактическое обесценивание человеческой личности, бесконечные поиски способов обмануть окружающих – вот реалии того времени.

Главный герой поэмы Павел Чичиков ради приобретения веса в обществе ездит по имениям и приобретает крестьян, которые фактически мертвы, но все еще юридически числятся в списках. Одним из таких помещиков оказывается Михаил Собакевич.

Имя Михаил выбрано неслучайно, помещик даже внешне напоминает медведя, и, как медведь является знаковым представителем русской фауны, так и Собакевич – живое олицетворение русского крепостничества. В доме помещика все сделано добротно, даже дома крестьян сделаны достаточно крепкими, при этом в каждом стуле чувствуется характер хозяина, его грубость и приземленность.

За разговором выясняется, что главной и, пожалуй, единственной любимой вещью Собакевича является еда. И сам автор отмечает, что у помещика, кажется, вовсе не было души. При этом, когда речь идет о возможности заработать, Собакевич проявляет исключительную изворотливость и расчетливость.

Особенно это видно во время обсуждения цены на мертвые души. Странное предложение нисколько не смущает помещика, он готов на все, даже на любые махинации, чтобы заработать лишний рубль. В этом его основное назначение и смысл жизни. Поэтому сначала он называет цену в 100 рублей, именно столько платят за полностью работоспособных крестьян. А после отказа Чичикова, чтобы повысить цену на уже усопших крестьян, он начинает придумывать всяческие уловки, рассказывая об их выдающихся качествах, которые, разумеется, уже никому не важны.

Собакевич – убежденный сторонник крепостничества, настроенный против всякого просвещения, это заметно даже в убранстве дома, ведь в нем нет ни одной книги. В ходе встречи перед читателем обнажаются основные характеристики подавляющего числа помещиков – закостенелость взглядов, губящее любые начинания стремление к наживе и следование вредным привычкам, здесь – чревоугодию.

Именно такие люди, как он, и удерживали государственный режим от таких необходимых реформ в те тяжелые годы, когда крестьяне находились под бесконечным гнетом, а политика в целом должна была быть полностью пересмотрена. Собакевич на деле и сам представляет собой мертвую душу, которую уже не спасти.

Читайте также:
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Чичиков у Собакевича

Популярные сегодня темы

Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами

Поэзия серебряного века мне нравится своей новизной и мистицизмом. В это время появляется много новых имен. У всех свой фаворит, мне же нравится Валерий Брюсов.

Дмитрий Разумихин является ярким второстепенным героем в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!

Данное произведение, является не чем иным, как протест происходящему в той жизни, в которой жил автор. Он явно выражал, своё не довольство, к изменению жизни людей.

Чичиков у Собакевича – анализ эпизода, сочинение

5 глава. В известной повести Гоголя приобретатель мёртвых душ Чичиков, приехав по этому необычному делу к Собакевичу, впервые стал участником настоящей сделки, включающей оглашение намерений сторон, жёсткий торг и даже передачу задатка под расписку.

Если предыдущие герои-помещики удивлялись Чичикову и его предложению, то в случае с Собакевичем всё наоборот – не перестаёт удивляться сам покупатель необычного товара.

Во-первых, он был поражён хозяйством помещика. Все строения, и господские, и крестьянские, были сколочены прочно, на века. Даже сруб колодца дубовый.

Однако при такой основательности всего возведённого нет никакого намёка на желание обитателей как-то украсить свой быт. Эстетика не в чести и у самого хозяина имения. Он разрушил замысел архитектора и изуродовал свой дом: велел выбросить одну колонну из 4-ёх, заколотил окна, придававшие симметрию, и велел провертеть одно сбоку.

Внешне Собакевич напомнил Чичикову медведя. Так толст и неуклюж он был в своём фраке медвежьего цвета. Шеей вращать он был не в состоянии и поворачивался к собеседнику всем туловищем. Огромными ногами ступал вкривь и вкось. При этом комично интересовался, не побеспокоил ли он гостя.

Характеристика героя через вещи, которыми он себя окружил, рисует образ человека грубого, живущего сугубо материальными заботами. Души у него будто и нет, или она, как у Кощея Бессмертного, находится за горами, за морями.

И картины на стенах с изображением греческих полководцев-великанов, и стулья, и бюро – всё под стать медвежьей натуре помещика, у которого и имя соответствующее – Михаил Семёнович.

Бездуховность Собакевича, его примитивная животная сущность раскрыты в описании обеда, за который он усадил Чичикова, поразив его воображение количеством съеденного. Хозяин уплёл щи, половину бараньего бока, кусок индюка, фаршированной няни, ватрушку величиной с тарелку. При этом он представляет собой какую-то биологическую перерабатывающую машину.

У Собакевича всё подчинено цели обеспечить себе такой образ существования. Вне этой задачи неизменного плотоядного довольства жизнью она теряет для него смысл. Люди ему неинтересны. Все чиновники уезда, упомянутые Чичиковым, для Собакевича – подлецы, разбойники, мошенники. Исключение он сделал для прокурора, да и того назвал свиньёй. Просвещение, по мнению Михаила Семёновича, – это фук, как и вообще все учёные занятия.

Кулак – так определил для себя суть Собакевича Павел Чичиков. Этот кулак никогда не разожмётся и не станет обычной ладонью. В кулак схвачено всё, что может принести помещику прибыль. Для него нет вещей, которые нельзя было бы продать и превратить в средство для удовлетворения собственного аппетита и наполнения желудка.

Поэтому и мёртвые души как предмет торга не удивили Собакевича. Он заломил по 100 рублей за каждого умершего. Правда удалось получить по 2 рубля с полтиной, но и то выгода.

У любого самого непривлекательного героя всегда есть что-то человеческое. Такова правда жизни. Следуя ей, Гоголь показал в Собакевиче черту, которая по логике вещей должна быть присуща хозяйственному человеку. Его герой ценит в своих крестьянах владение ремеслом и даже о мёртвых не скупится на похвалу, называя отличными мастерами по печному, плотницкому, каретному, сапожному делу.

Читайте также:
Женские образы в Ревизоре и Мертвых душах Н. В. Гоголя: сочинение

Вариант 2

В 5 главе поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души” Чичиков посещает помещика Собакевича, кулацкая натура которого ярко проявляется при продаже “мертвых душ”. Неуклюжий внешне помещик сразу видит выгоду в незаконной сделки с Чичиковым.

Образ Собакевича – сложен и неоднозначен. Состояние поместья показывает деловитость и основательность крепостника: избы крестьян прочные и крепкие, сделаны из полновесных бревен, даже колодец в деревни обшит дубом. Однако за такой заботой о крепостных скрывается цинизм и расчётливость хозяина имения. Собакевич против украшательств домов, ведь красивая резьба может потрескаться или сгнить и ее придется заменить, а это ненужные для помещика расходы, в теплых избах крестьяне будут меньше болеть, а значит лучше работать и приносить больше оброку. В погоне за материальными ценностями и выгодой душа Собакевича черствеет. В желании легкой наживы он даже готов продавать “мертвые души”.

Автор сравнивает помещика с медведем. Также как и лесной хищник, Собакевич обладает крепким телосложением и звериным чутьем. В своем имении он полновластный хозяин: в господском доме обнаруживается странное сходство помещика с мебелью, предметами интерьера и даже дроздом, живущем в клетке у окна. Все в доме Собакевича крепкого и неуклюжего свойства. Героя мало заботит внешняя красота, большое внимание он уделяет практичности и удобству.

Предложение Чичикова нисколько не удивляет крепостника. Собакевич не выказывает любопытства, ему не интересно знать зачем махинатору нужны “мертвые души”. Единственное, что волнует помещика, это личная выгода. Собакевич, не смотря на внешнюю неуклюжесть, оказывается умным проницательным человеком: он сразу догадывается о планах махинатора, однако незаконность сделки его не тревожит. Кулацкая натура героя проявляется в торгах за списки крепостных. Хитрый помещик хочет продать “мертвые души” как можно дороже. Герой просит у Чичикова за душу астрономическую суму, как за живого крепостного. Чтобы оправдать высокую стоимость, Собакевич нахваливает своих крестьян, говорит, что при жизни они были искуснейшими мастерами. Махинатору едва удается сбить цену. Чичиков остался недоволен поведением Собакевича. Кулацкая натура и деловая хватка помещика помогают ему не упустить своей выгоды. Образ Собакевича показывает, что стремление за материальными ценностями и пренебрежение духовными приводит к омертвлению души.

Чичиков у Собакевича – анализ эпизода

Несколько интересных сочинений

Шедевр – это такое произведение искусства, которое признаётся всеми людьми как самое лучшее произведение. К подобным творениям можно отнести литературные, музыкальные произведения, изобразительное искусство, архитектурные сооружения и многое другое

Нравы Запорожской Сечи были суровы, как и само время, и жизнь казаков, бежавших из разных краёв Российской империи за днепровские пороги, чтобы стать свободными.

Что может быть лучше в мае, накануне летних каникул, чем поход в лес всем классном! Лес сам по себе вдохновляет, а тут ещё приближающееся лето и весёлая компания не могут не радовать

Николай Васильевич Гоголь – писатель, который всегда стремился найти идеал человека. В своих произведениях он писал о разных героях, как положительных, так и отрицательных

Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Собакевич – один из галереи помещиков, с которыми встречается Чичиков, у кого он покупает мертвые души. По замыслу автора, образы помещиков должны были воплощать человеческие пороки, омертвение душ живых людей.

Еще до знакомства с помещиком Чичиков, а вместе с ним и читатель, рассматривает усадьбу, окружающую её местность, архитектуру барского дома. Всё это является в поэме Гоголя средствами создания образов. Усадьба Собакевича поражает явной асимметрией, некрасивым, диким цветом стен дома, почти полным отсутствием окон. Окна – глаза дома, их количество и состояние говорят читателю о том, насколько радушен, открыт к общению, приветлив хозяин усадьбы. Одно маленькое чуланное окошечко на большом, но непрезентабельном фронтоне говорит о нелюдимости, мрачном характере Собакевича.

С первого взгляда Собакевич напоминает Чичикову медведя. Довольно крупный, неловкий и неуклюжий, угловатый, безвкусно одетый, этот помещик, кажется, не заботится ни о чем, кроме прочности, долговечности, добротности окружающих его вещей. Под стать ему и мебель, и картины, украшающие его гостиную: на них изображены полководцы и герои, люди такого же, как хозяин, богатырского сложения. Чичиков замечает живущего в клетке пестрого дрозда. Семья Собакевича – это жена Феодулия Ивановна и еще одна родственница, живущая в их доме.

Читайте также:
Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой: сочинение

Собакевич отличается довольно злобным нравом: Чичиков пытается для поддержания разговора узнать его мнение о городских чиновниках, но ни о ком их них Собакевич не говорит ни единого хорошего слова, всех считает ворами и мошенниками.

Обед в его доме поражает количеством съеденного, это очень простая пища, но Чичиков удивлен размером порций.

Павлу Ивановичу Чичикову трудно найти общий язык с Собакевичем ввиду упрямой молчаливости, отсутствия эмоциональности у хозяина дома. Кажется, его нисколько не изумляет предложение Чичикова продать ему мертвые души. Собакевич назначает высокую цену и с трудом идет на уступки. Михаил Семенович Собакевич рассчитывает получить по сто рублей за каждого умершего крестьянина. Он хорошо знает и расхваливает Чичикову каждого крестьянина, словно они живы, говорит об их умениях и талантах. Собакевич сам берется за оформление бумаг, настаивает на получении от Чичикова задатка.

Собакевич упрям и жаден, угрюм и нелюдим. Его образ воплощает ограниченность, обжорство, глупость.

Сочинение Характеристика Собакевича

Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.

Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.

Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.

Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.

Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.

Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.

Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.

Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.

Собакевич в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Одним из способов познания окружающего мира для человека является чтение. Поглощение опыта, рассуждений, мыслей, чаяний многих авторов позволяет читателю проживать ситуации

В мире людей много разных качеств человека, но основными является два противоположных качества человеческой души доброта и жестокость.

Собачка Муму – не является основным персонажем произведения, однако её жизнь связана с главным героем рассказа – глухонемым Герасимом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: