Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя Шинель: сочинение

Сочинение: Тема «маленького человека» в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

(522 слова) Николай Васильевич Гоголь является одним из выдающихся писателей и публицистов отечественной литературы. Многим читателям он известен по повести «Шинель». В своем известном произведении автор поднял множество важных и актуальных во все времена тем. Среди них можно отметить тему «маленького человека». Автор продемонстрировал читателю безнадежный протест личности против равнодушия, бесправия и жестокости мира. Чтобы лучше понять замысел произведения Гоголя «Шинель», рассмотрим, как автор раскрыл тему «маленького человека» в своей повести.

«Маленьким человеком» в русской литературе принято называть того, кто отличается своим низким происхождением, бедственным положением и смирным характером. По своей натуре он тихий, робкий, беззащитный. Такая личность не обладает особыми талантами. На первый взгляд, подобный человек выглядит комично, неинтересно, однако авторов трогает трагическая судьба таких людей, обреченных на бессильную борьбу с жестокостью и безразличием мира. В своем произведении писатель демонстрирует читателю все страхи и переживания «маленького человека».

Образ «маленького человека» воплотил в себе Акакий Акакиевич. Листая страницы известной повести, читатель узнает, что главный герой происходит из бедной семьи, что он с ранних лет обречен на непримечательную карьеру и скучную жизнь. На момент повествования персонажу больше пятидесяти лет, но Акакий Акакиевич не имеет ни семьи, ни друзей. Читатель видит, как бедно живёт главный герой в одном из самых захолустных районов Санкт-Петербурга. Он занимает самую низкую ступень на карьерной лестнице в своем министерстве. По профессии персонаж является «вечным» титулярным советником. Николай Васильевич делает акцент на том, что главный герой уже вряд ли сумеет продвинуться дальше. Ведь способности Акакия Акакиевича ограничиваются лишь переписыванием готовых бумаг. И эта работа для Башмачкина представляет собой радость. Башмачкин не осознаёт своего ничтожного положения, ведь всякий труд ценен, и герой ощущает себя нужным на рабочем месте. Правда, не все разделяют его взгляды. Можно заметить, что над Акакием Акакиевичем все время насмехаются сослуживцы. Башмачкин не придаёт значения издевательствам в свой адрес, ведь он уже к ним привык. Лишь в самые обидные моменты он призывает коллег к состраданию. Именно такие черты, как робость, беззащитность, кротость и несостоятельность, присущи «маленькому человеку».

Шинель в произведении выступает символом «маленького человека». Новая шинель олицетворяет заветную мечту главного героя, к которой он стремится всеми силами. Персонаж очень много трудится и ограничивает себя во всем, чтобы поскорее накопить на долгожданную покупку. Как только герой исполняет свою мечту, его жизнь приобретает совершенно другие краски. Представительный внешний вид в чиновничьей среде является гарантией уважения. Люди начинают замечать Башмачкина, проявлять к нему внимание и даже предупредительность. Его даже приглашают на вечеринку. Именно поэтому заветной мечтой Акакия Акакиевича стала простая вещь, которая, как выяснилось, обладала волшебными свойствами: увеличивала масштаб личности. Для маленького человека в жестоком обществе это преувеличение было жизненно необходимо. Предмет одежды представляет для главного героя весь смысл его существования, потому что Башмачкин понимает: без внешней респектабельности и общественного признания его как будто нет в этом мире. Именно поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он умирает. Больше ничего не защищало его от обозленного и холодного общества.

В произведении «Шинель» Николай Гоголь мастерски раскрыл проблему «маленького человека». Акакий Акакиевич является типичным представителем данного типа людей в отечественной литературе. Писатель показывает, что таким людям очень сложно что-либо изменить в своей жизни, поэтому мы не имеем права презирать их. В гуманном обществе люди должны уважать друг друга не за цену шинели, а за истинные добродетели.

Сочинение на тему: “трагедия “маленького человека” Н. В. Гоголь “Шинель”

Большая трагедия маленького человека в повести «Шинель»

Тема «маленького человека» в «Шинели» поднимается Гоголем неслучайно. Типизация героев – один из основных признаков реалистического метода творчества, а образ «маленького человека» стал традиционным для русского реализма. Его создателем по праву считается Александр Пушкин (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»). Оба автора даже в самом прозаическом персонаже видят скрытые сокровища души. Любовь, самоотречение или преданность идеалу «маленькие люди» не выпячивают на всеобщее обозрение, а хранят глубоко в сердце. Этого близорукое общество не видит, явно пренебрегая ими, считая ничтожествами тех, кто на самом деле на голову выше остальных.

Конфликт в повести Гоголя «Шинель» — большая трагедия маленького человека, у которого отняли единственную ценность. Но главная проблема состоит в том, что никто не сочувствует герою, он не находит поддержки у окружения. Его беду лишь усугубляют равнодушие или насмешки. С одной стороны, автор протестует против мира, который превращает человека в Акакия Акакиевича, нашедшего смысл жизни в вещи. Он резко критикует тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками». Таких забитых и сломленных людей вообще не должно быть. С другой стороны, Гоголь – реалист, он понимает, что они есть и будут, поэтому призывает хотя бы обратить внимание на несчастных Башмачкиных, не допустить трагической развязки их судьбы.

Образ Башмачкина ничуть не приукрашен автором: интересы Акакия Акакиечива убоги. Его идеал и предел мечтаний – шинель. Символ шинели, конечно же, понятен: защита от холодного, враждебного мира, единственная отрада и подруга жизни. Зато к цели герой идет по мукам, ограничивая себя во всем. Он отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки, лишь бы накопить на вожделенную покупку. Многие усматривают в нем черты святого Акакия Синайского, этим и объясняется необычное имя чиновника. Смирение, безропотность, самопожертвование – вот, что роднит героев жития и гоголевской повести.

Проходя через испытания, человеческий дух закаляется. Так и Башмачкин становится сильнее, в голове появляются смелые мысли и далеко идущие планы: «не положить ли куницу на воротник?». День обретения шинели стал для героя настоящим праздником раскрепощения. Привычный рутинный ход его жизни, наконец, нарушился: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Потом он направился на своеобразную вечеринку по случаю обновки и выпил целых два бокала шампанского. Но вся ирония автора уступает место негодованию, когда у героя отнимают его достояние. Страдания, испытанные Башмачкиным после утраты шинели, сравнимы со скорбью о смерти любимого человека. Акакий Акакиевич ищет защиты у государства, однако его просьба лишь разгневала «значительное лицо». Большая трагедия заключена в том, что мир равнодушен к горю маленького человека. Шинель грела и берегла героя, а люди только издевались над ним или не обращали своего драгоценного внимания на его судьбу. Холодный Петербургский климат ассоциируется с атмосферой в коллективе, где даже горячее сердце спустя время либо покрывается инеем, либо перестает биться.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:
Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации: сочинение

Сочинение Трагедия маленького человека в повести Шинель

Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? Почему бессмертны творения Гоголя, его сатира, соединяющая в себе комическое и трагическое, наполненная доброй, сочувствующей улыбкой и негодованием, скрытым под маской иронии? Вероятно, потому, что Гоголь, останавливая свой взгляд на мельчайших деталях, делает широкое обобщение, изображая судьбу совершенно незаметного человека, создает своеобразный портрет России, а может быть, и модель целого мира. О подобном маленьком человеке написана и его повесть «Шинель». Акакий Акакиевич — «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным». Во внешности героя нет ни одной яркой детали, он незаметен, в нем все «несколько», словно чего-то не хватает для полного портрета. И с именем ему не повезло, словно с самого момента крещения он был обречен на жалкое существование. «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». И в должности, которую он занимает, есть что-то унизительное, вторичное. Он не творец, а всего-навсего переписчик. Изображая своего героя, Гоголь постоянно иронизирует над ним; герой не просто унижен, он жалок, ибо в своем униженном положении даже находит какое-то необъяснимое удовольствие. «Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. . . Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Этот «приятный мир» и есть внутренний мир героя, примитивный, предельно замкнутый. Его никогда нельзя встретить на вечерах или в театре, или просто прогуливающимся по улицам, или играющим в карты с товарищами. У него нет ни друзей, ни семьи, ни привязанностей. Из всех развлечений он оставил себе только одно — переписыванье. Просто так. Для себя. Акакий Акакиевич отгораживается от реальности буквами, среди которых «у него были фавориты», и не замечает вмешательства внешнего мира, только лишь изредка просит не обижать его, но зато подобные просьбы его могут перевернуть взгляд на мир другого человека («. . . и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости. . . »). Так рядом с едкой иронией появляется глубокое авторское сочувствие, ибо, иронизируя над убожеством духовного мира своего героя, автор ни на минуту не забывает, что перед ним человек, получивший от природы равные с другими права. «Что-то бог пошлет переписывать завтра?» — думает герой каждый вечер, отходя ко сну с блаженной улыбкой. Переписыванье стало для него хлебом насущным, и средством, и целью его существования, смыслом его жизни. Акакий Акакиевич настолько слился с этим миром, что даже ничтожное изменение в должности могло стать для него катастрофой (Гоголь явно гиперболизирует страдания Башмачкина от необходимости «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье»: «он вспотел совершенно, тер лоб. . . »). В мире «переписыванья» свои законы, свои пропорции, свои представления о большом и малом, о значительном и мелком. Новая шинель по законам этого мира оказывается грандиозным, почти фантастическим событием. Словно открылась какая-то форточка и в крошечный мирок героя влетел вихрь, разбросавший все его бумаги, перепутавший все буквы. За мужественным решением сшить шинель последовала полная перемена внешней жизни — отказ от чая до вечерам, экономия света, попытки ходить на цыпочках, чтобы не сносить раньше времени подметок и пр. Шинель стала его целью, его Идеей. Она наполнила его жизнь новым, ранее неведомым смыслом. Он жил мыслью о ней, как раньше жил мыслью о завтрашнем переписывании. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Долгожданный день наступил — шинель готова. Акакий Акакиевич достиг своей вершины. Впервые в жизни в тот вечер он ничего не писал — в его жизни произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он «даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою» — чувства, о которых герой даже не подозревал, словно решили «попробовать голос». Он жил.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Большая трагедия маленького человека в песнях ХХ века

Как известно, одна из основных тем великой русской классической литературы была так называемая тема «маленького человека». Вот этого — зачастую недалекого, жалкого, бессмысленного, изуродованного — но все же и такого, заслуживающего любви, жалости и сострадания. Вот когда это проходится в школе, в подростковом возрасте — то как-то в большинстве случаев очень плохо воспринимается — может быть, именно потому, что в этом возрасте еще уверен в том, что у тебя все впереди и ты-то уж точно таким, как герой этой повести — никогда не будешь.

А вот сейчас я думаю о том — куда же он делся, этот маленький человек большой русской литературы? В советское время он по понятным причинам исчез из числа продвигаемых художественных образов — тогда были в моде другие темы и другие проблемы (хотя вовсе не обязательно все такие уж из себя плохие и примитивно-идеологизированные). Либеральная литература шестидесятничества, включая великое поколение военной прозы — этого типажа тоже вроде бы не породила. В зарубежной литературе ХХ века… не слишком хорошо ее знаю, но вот навскидку — в большой прозе ничего подобного не припоминается.

Но вот оказывается — то, что исчезло из прозы, по крайней мере во второй половине двадцатого века прекрасно жило в малых формах. В стихах. В песнях. Если говорить о советском контексте — то в свободных от цензуры песнях. Ну и не в советских — тоже.

Читайте также:
Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Вот послушайте и сравните. Ссылку на эту песню некоторое время назад давала Ольга Мареичева.

Серж Генсбур (Гинзбург).

Старый добрый французский шансон.

Вот здесь текст с переводом: https://fr.lyrsense.com/serge_gainsbourg/le_poinconneur_des_lilas

А вот русский, так сказать, аналог — несколько более позднего времени.

Александр Башлачев. Грибоедовский вальс — и здесь все кончается еще более трагично.

И текст отдельно: https://www.bard.ru/cgi-bin/listprint.cgi?id=92.16

И, конечно, одно из первых, что приходит в голову — знаменитая «Караганда» Галича. Это по молодости казалось, что песня в первую очередь о «сталинских репрессиях». А теперь вот понимаешь, что она — тоже об этом. О несостоявшейся жизни, о жалости и любви.

Ну и текст, конечно: https://www.bards.ru/archives/part.php?id=4111

Все три песни словно выросли из знаменитого мармеладовского «понимаете ли вы, что значит, когда некуда больше идти?» Все три проникнуты глубокой жалостью к своим героям: вот этот компостер билетиков в метро, непутевый пьяница Степка-водовоз, опустившаяся ссыльная еще молодая баба — они ТОЖЕ люди. Они заслуживают любви и сострадания. Жизнь ломает их в разных — но в чем-то неуловимо сходных местах: подземное чрево большого города, отдаленный совхоз, захудалый провинциальный город одинаково далеки от той фантастической жизни, о которой (в отсутствие жизни нормальной) мечтают эти люди. А когда их мечта — мордой об стол… И это гораздо больше, чем про мелкого опустившегося неудачника.Потому что это на самом деле — про нас. Про нас тоже. Про нашу человеческую жизнь вообще.

Интересно, а сегодня? Вот все думаю — в нынешних условиях бешено ускоряющегося ритма жизни и нарастающей разобщенности тема вроде бы должна быть как никогда актуальна. Кто он, маленький человек наших дней? Мелкий офисный клерк, старший помощник младшего менеджера? Или бюджетник на нищенском государственном окладе? Как живется ему в джунглях современного мегаполиса?

Неужели никто-никто из современных авторов не написал об этом?

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Похожее

«Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»»

Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Нев ским проспектом». Петербург Гоголя — это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа — это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».

Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие по хвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Акакий Акакиевич — робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.

Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлет переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни — новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», — доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у «значительного лица», робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.

Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.

Трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.

Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая. Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал зачем его обижают.

Читайте также:
Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими. Хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.

Выделяя данный персонаж, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия сорвавший шинель с высокопоставленного лица заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.

Сочинение 2

Тема «маленького» человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя «Шинель». Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им. Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: » Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту.

Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли «маленького» человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.

Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, «маленького» для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.

Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях, которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.


Образ «маленького человека» в повести «Шинель» 8 класс

Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.

Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.

В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.

Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».

У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.

Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.

Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.

Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.

После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.

«Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»»

Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем кре-постническогогосударства. Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.

Читайте также:
Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»: сочинение

Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».

Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».

Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

Вариант 4

Гоголя Николая Васильевича по праву можно назвать самым мистическим российским писателем. Он написал такие известные произведения как «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Однако, помимо волшебных магических работ, этот автор создал ещё множество других, в которых рассказал о жизни обычных людей, об их характерах и о пороках общества. Одним из таких произведений является «Шинель».

В «Шинели» рассказывается о человеке, который очень сильно любит свою работу – Акакии Акакиевиче. Однажды этот человек понимает, что у него прохудилась шинель и её бы нужно подлатать. Однако, портной сообщает ему, что это сделать невозможно, проще сшить новую. Башмачкин начинает копить деньги и с каждым днём всё больше и больше погружается в грёзы о шинели. Наконец, купив её, он становится очень радостным, его начинают замечать люди, которые раньше не обращали на героя никакого внимания, и даже просят его «проставиться». Башмачкин был очень смущён, ведь он не привык к такому вниманию. Возвращаясь после вечера домой, он попал в неприятную ситуацию: на него напали и с него сняли шинель. Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу» с просьбой помочь найти обидчиков, однако тот делает ему выговор, из-за чего главный герой возвращается домой в горячке и вскоре умирает. Эта история не обрывается, она продолжается тем, что по городу ходят слухи, что по ночам возле моста ходит дух и срывает со всех проходящих шинели. Однажды он сорвал её и с того самого «значительного лица», после чего «то» стало скромнее. С тех пор призрак Башмачкина никто не видел, вместо него появился дух высокого с усами человека.

В этом произведении поднимается тема «маленького человека». Маленький человек – тот, кто живёт незаметно для других, одиноко и обособленно. Этого героя часто обижают и не воспринимают всерьёз. Помимо этого, этот тип всегда занимает низшее в социальной иерархии место. Всё это позволяет сделать вывод о том, что Башмачкин – самый настоящий «маленький человек». Он работал титулярным советником, которого никто не уважал и не любил. Все смеялись над ним. У него не было ни друзей, ни семьи. Несмотря на то, что герой очень скромен и добр ко всем, окружающие его люди не замечают этого, они относятся к нему как к ничтожеству. Акакий жил серой жизнью, но всё поменялось, когда он загорелся идеей о покупке шинели. После её покупки его полюбили все. Точнее сказать, не его, а шинель, ведь самого «маленького человека» за ней никто не видел. К сожалению, это «сияние» не продолжилось долго, ведь шинель украли. Когда Башмачкин обратился за помощью, он снова столкнулся с равнодушием. Люди не поняли такой «тряски» героя над вещью, посмеялись, не зная, что шинель для него – всё. Умерев, герой пришёл, чтобы отомстить. Именно в этот момент происходит его перерождение. Из «маленького человека» он превращается в того, кто может за себя постоять. Он отомстил своему обидчику и перестал быть «маленьким». Он вырос и приобрёл усы. Теперь он не жалкий, теперь он настоящая личность.

Читайте также:
О знаменитой фразе городничего: сочинение

Гоголь – гений, он смог раскрыть такую непростую тему «маленького человека» в таком небольшом произведении. Автор рассказал историю жизни и роста такого типа людей, но также он дал понять, что они не меняются, а отомстить могут только после жизни, что само по себе вряд ли возможно.

Сочинение на тему: Маленький человек в повести Гоголя «Шинель»

В своем произведении Гоголь затронул проблему «маленького человека». Эту проблему автор раскрывает на примере главного героя повести – Акакия Акакиевича.

Проблема Акакия заключается не в том, что он маленького роста, а в том, что он маленький душой. Давайте разберемся, откуда же у главного героя такая проблема.

Башмачкин с самого рождения был обижен судьбой. Назвали его в честь его отца. Хоть автор и скрывает судьбу его отца, но не сложно предположить, что он тоже был замкнут в себе, и его судьба передалась и нашему бедному герою.

Акакий был серым, незаметным человеком маленького роста, морщинистый, бледный. Автор не может даже точно указать его возраст, до того он был обыкновенный и невзрачный.

Профессия Акакия – титулярный советник. Жил он полностью в своей работе. Даже перед сном она занимала все его мысли: что он будет переписывать завтра, чем он вообще будет заниматься. Автор указывает на скудность интересов героя, ограниченность его ума. Гоголь показывает, что Акакий совсем потерял интерес к жизни. Он зря нагружал себя абсолютно бессмысленной работой, а ни на что кроме этого времени у него не оставалось.

Все люди, окружающие его на работе, не проявляли к нему никакого интереса и уважения. Коллектив вообще не считал Акакия Акакиевича за человека. Автор не единожды сравнивал его с мухой. Если его и замечали, то только с целью обидеть или оскорбить. Но герой не обращал на это никакого внимания. Он так погрузился в себя и свои бумажки, что почти разучился разговаривать с людьми. Он просто не мог постоять за себя.

Одно из ключевых событий в его жизни – покупка шинели. После ее покупки, герой сразу решил, что теперь все начнут уважать его, ценить. Он лишь обманывал себя, ведь смог измениться только внешне, а никак не внутренне, оставшись таким же зажатым и замкнутым в себе.

Встречи со значительными лицами лишь сильнее унижали его. В наше время часто бывает именно так. Бедные люди боятся потерять работу, и вынуждены подчиняться «хозяевам их жизни».

Конечно, Акакий во многом сам виноват в своих бедах и несчастьях, но все же все люди должны быть милосерднее, снисходительнее к таким маленьким людям.

Раз Гоголь затронул данную проблему, значит, в ней есть нечто очень опасное для всего человеческого общества. Наша задача – понять, разгадать эту загадку и сделать так, чтобы эта проблема навсегда осталась в прошлом.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Маленький человек в повести Гоголя «Шинель» читают:

Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик», 7 класс

Сочинение на тему: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Сочинение.
«Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь. — В нем слышалось что-то… преклоняющее на жалость…” Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести. И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, — пишет Гоголь. Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.

Читайте также:
Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях Невский проспект и Портрет.: сочинение

Украинский период творчества Гоголя

будет счастливее меня,

и потомки тех же земляков моих,

может быть, с глазами, влажными от слез,

произнесут примирение моей тени … »

Ты смеешься, а я плачу, великий мой! ..

«Ты» и «Я» — Гоголь и Шевченко — два гения, что творят вместе целостность в развитии украинской духовности и в развитии национальной литературы одного отрезка исторического бытия народа. И не только в смысле «ты смеешься, а я плачу», то есть эмоционального отношения к действительности, а в сути преобразующей и народотворческой. Странно «плакал» Шевченко и удивительно «смеялся» Гоголь. Шевченко слезой выжигал национальную вялость, безразличие, интеллигентскую высокомерие, слезно молил Бога слить в синее море «кровь враждебную», хотя никто еще не объяснил, о чей крови идет речь и в буквальном ли смысле говорится о крови.

Гоголь горьким смехом своим побудил неприязнь и враждебность «всех сословий». Шевченко увидел сам и показал другим, что «Украина сиротой над Днепром плачет», а Гоголь в отчаянии восклицал: «Мать моя! Пожалей своего бедного сына. Где ты?» — И, не находя ответа, уже родной матери ревностно клялся, что его «сердце всегда остается привязанным к священным местам родины».

С Украиной Гоголь связан не только сердцем, его сыновней любовью и желанием добра, но и всем творчеством, большей частью непосредственно, меньше — опосредованно. Шевченко, Кулиш, а позже и Драгоманов, последовательно считали его украинским писателем, который писал на русском языке.

Мы назвали статью «Гоголевский период украинской литературы» не в противовес известным «Очерках гоголевского периода русской литературы» М.Г.Чернышевського, а для созвучности, так и мы должны утверждать, что Гоголь — один из крупнейших украинских писателей, которые разбудили «у нас осознание нас самих «, — как Шевченко, так и Гоголь.

Гоголевский период — это обусловлено историей время украинской литературы, когда она еще активно создавалась в иннациональних формах, на разных языках. И все же многоязычие или разноязычие отходила в прошлое.

В первой половине XIX в., В которую полностью укладывается творчество Николая Гоголя, завоевала право стать литературным языком- живая народная речь. Но еще интенсивно продолжалось творчество украинских писателей на русском языке. После появления «Энеиды» (1798) Котляревского и даже Шевченко «Кобзарь» (1840) русский язык оставался языком украинской публицистики, науки, литературоведения. Русскоязычная традиция в украинской литературе, собственно, завершается повестями Николая Гоголя и романами Михаила Старицкого. Издание русскоязычных повестей Николая Гоголя в воссоздании их на украинском языке выпадает из практики переводов мировой классики в Украине. Это, как отмечал Е.Маланюк, скорее «видреставрування, а не перевод, потому что речь идет о произведениях украинского писателя, который писал на русском языке и через нее послужил на развитие русской литературы. То, Гоголь одновременно входит в контекст двух культур — украинской и русской, а шире — в контекст мировой литературы, которую он обогатил так же, как и две национальные.

Так исторически сложилось, что безгосударственная украинская нация вынуждена была работать в пользу государственных наций, в состав которых последовательно входила после татаро-монгольского погрома в 1240 году и полного упадка Руси, Русской земли (так официально в Средневековье называлась наша страна).

В XIX в. российская историография создала метафору Киевская Русь, а в последние десятилетия имперская идеология способна на еще один фальсификат — «древнерусское государство с центром в Киеве». Фальсификат, ибо никакой «Древней Руси» на берегах Днепра никогда не было, да и само понятие «России» как государства — изобретение царя Петра в XVIII в

Федор Достоевский (отец которого был греко-католическим (!) Священником) Петр Чайковский (из казацкого рода Чаек) Антон Чехов (Чех) Владимир Короленко, Дмитрий Мережковский (из рода Мережко) — его фамилия россияне часто брали на насмешки, никак НЕ второпаючы значение корня «сетка»; Константин Бальмонт (внук украинского казака Григория Баламута, что получил от Екатерины II дворянство за военные победы) Владимир Маяковский (до сих пор многим в Украине известные популярные когда-то его строки: «Товарной москаль, на Украйну шуток не скаль ») Максимилиян.Волошин, Анна Ахматова (из рода Горенко) и многие другие.

Такова была тогдашняя реальность, и это немного более широкую историческую справку мы подаем, чтобы убедительно доказать, что украинский писатель и классик русской литературы Николай Гоголь не является ни случайностью, ни исключением.

«Теперь я засел за историю нашей единственной (здесь и далее подчеркнуто наши. — В.Я.), бедной Украины. Ничто так не успокаивает, как история. Мои мысли начинают литься тише и стройнее. Верится, что я напишу ее, что я скажу многое, о чем мне не говорили … » И снова через полгода: «Туда, туда! В Киев, к старому прекрасного Киева! Он — наш, он не их — правда? Там, или вокруг него, происходили события нашего прошлого …» (К М.Максимовича. 20.12.1833) [5]. Чей же это — «наш» и «их»? Кому так настойчиво не хотел отдавать свой Киев «классик русской литературы»? Россиянам? России? Странная, мягко говоря, позиция «великого русского сердца».

Читайте также:
Жизнь уездного городка в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: сочинение

Или аргументируют эти мысли Гоголя утверждение русского религиозного мистика Василия Розанова: «Гоголь был и всегда хотел быть только русским поэтом, созерцая малороссийство свое, как зрелый человек смотрит на свое детство. Более действительно, как» московськисть «Руси, так и» украинство «южной части ее суть лишь древние, детские и подростковые фазы ее роста, которым принадлежит упоминание, принадлежат песня и сказка, а не заботливая серьезная действительность … Великий Гоголь вывел малороссийский народ на общероссийский путь жизни, сознания и речи: вопросы, им решенного, им обращенной к северу, не перевиришиты и не повернуть в другую сторону … Его великому русскому сердцу они наносят неописуемых образ «[6].

Сколько здесь шовинистического украиножерства, сколько попытка выдать желаемое за действительное. Что-то не то нашептали духи «религиозной мистику» Розанова. История посмеялась над подобными «оракулами». Не стало благом для украинского народа, Гоголь вывел «на общероссийский путь жизни». (Мистик Гоголь сказал, что это, скорее, наказание Господне, ибо Россия на долгие годы оторвала Украину от европейского пути, которым Украина всегда шла, собственно, до начала XVIII в., К поражению Ивана Мазепы). Пожалуй, вернее было бы утверждать, что Гоголь сделал добро для обоих народов тем, что вывел в мировую культуру, мировую литературу.

Незадолго до смерти в письме Жуковского, который, кстати, принимал живое участие в выкупе Шевченко из крепостничества, Гоголь выразил уверенность, что потомки земляков сделают его имя счастливее, чем он сам, узнают и поймут те недоговоренности и тайны, которые вытворились между ним и его тенью (есть его произведениями). Поймут и плакать (см. эпиграф к статье).

Отгадку таинственности трагедии Гоголя и нахождение отмычки к секретам его творчества нужно, в значительной мере, искать в Украине. Вчитаемся, в каком контексте и когда Гоголь употребляет понятие «Русь» и «Россия». Кажется, в одном случае он не отождествляет их. И даже когда «Мертвые души» называет «русской поэмой», то все же не «российской». Где у Гоголя есть понятие «Русь» или «Русская земля», там есть и Украина. Где Россия — там только Россия.

Бинарную оппозицию «родина» — «чужбина» у Гоголя и Шевченко очень тонко заметил Юрий Барабаш, выяснив, что «ностальгия стала общим лейтмотивом петербургского периода их жизни», что именно Петербург обоим открыл глаза на Украину, пробуждал и обострял национальную память » пять, способствовал национальной самоидентификации Гоголя и Шевченко.

Разумеется, оппозиция «родина» — «чужбина» у Гоголя предстает по-другому, чем у Шевченко. Тяга к родной Васильевки, Киев, Украина, повышенный интерес к национального быта, традиций, песен, баек, героических подвигов предков, чего он не нашел в «северной Пальмире», которая для него — «чухонська сторона», «пространство высохшего болота». «Что же, едешь или нет? — Спрашивает Гоголь Максимовича. — Влюбился же в эту старуху Москву, от которой, кроме щей и мата ничего не услышишь «. Но империя не позволила Гоголю выехать к вновь Киевского университета, а назначила его адъюнкт-профессором всеобщей истории Петербургского университета. И Гоголь увял .

Именно в это время он начинает работу над «Мертвыми душами». Поэма покоробила не только Россию, но и Украину. На козлах украинским экипажа сидели те же Собакевич, Ноздрев, Манилов, и кого можно догнать и перегнать с такими «джигитами» во главе? Да и имена их добытые где-то из казацкого запасника прозвищ — Собака, Ноздря, Мана, Коробочка/

Вот Хома Брут осматривает мертвое лицо Сотникивну и начинает чувствовать, как болезненно вякает его душа. Для его душевного состояния Гоголь находит такое сравнение: «… как будто среди вихря веселья и метели танцоров завел бы кто песни о порабощенный народ». Не правда ли, странное сравнение, но оно единственно верное, ведь речь идет о порабощенную украинскую душу. И рефреном звучат Хомы слова: «Но что бы же то за казак меня был, если бы я испугался».

Даже Андрей Бульбенко, оправдывая перед прекрасной полькой свою измену общества, отца, родины, так объясняет свое состояние: «Отечество — это то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего …» А казацкий полковник Тарас Бульба, который не хотел верить в измену родному сыну, уверен, что Андрей «продал веру и душу». Итак, измена Родине — это продажа украинской души.

Хома Брут погибает от нечистой силы, которая нашла оседлость в украинском храме. И хотя сюжет «Вия» — за пределами возможного, истина просматривается достаточно отчетливо. Дети бывшей казацкой старшины (ведьма — Сотникивна) заполонили украинские храм, как храм души, разной чертовщиной. Хома Брут, по Гоголю, не так великий грешник, как наивный Хитрик и крутой, погибает в божьем храме, в украинской святыни. Действительно, есть над чем задуматься.

Старина, идиллическая патриархальность Украина — это гоголевская маска, искусно навязанная на острые и жгучие проблемы современности вуаль. «Какая радость, какое буйство охватывает сердце, когда услышишь о том, что давно-давно — ему нет ни года, ни месяца — происходило на свете А еще как приплутаеться какой-то родственник, дед или прадед, — тогда только рукой махни. И кажется, что точно сам все это делаешь, будто залез в прадедовскую душа или прадедовская душа неистовствует в тебе «(» Пропавшая грамота «). Гоголь имел гениальную способность и в прадедовскую душу залезть, и пустить ее к себе — возможно, это была душа предка Остапа Гоголя, казацкого полковника, сподвижника и «правой руки» замученного царем гетмана Петра Дорошенко, потому что слишком сильно бушевала она в писателю.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Россия до конца не ясна. Вот что у них Увидел, скажем, Пушкин: «Все очень обрадовались этому живому описанию проникнутого пением и танцами племени … Этой веселья, простодушной и вместе лукавой …» И все.

Шевченко тоже буркнул на «Вечера», назвал их в «Дневнике» «малороссийским анекдотами», а силу Гоголя Увидел в сатире. На самом же Гоголь и в «Ужин», и во всей дальнейшей творчества разрабатывает ту же тему, только разными способами: его интересовало одно — «вторжение демонически сил в жизнь человека» (К.Мочульський), а вот себя добавим — и в жизни народов, в частности народа украинского (русского) и русского.

Читайте также:
ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

В «Тарасе Бульбе», как и в «вие», чувство обреченности, безысходности становится определяющим. Оно углубляется в «Арабеска»; сходит с ума и погибает художник Чертков в «портрете»; сходит и перерезает себе горло художник Пискарев в «Невском проспекте»; сходит чиновник Поприщин в «Записках сумасшедшего». И из всего этого горький гоголевского возглас: «Боже, грустна наша Россия!». А в Украине-Руси взывал: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какой непостижимый связь затаился между нами Почему глядишь ты так, и зачем все, что есть у тебя, направило меня полные ожидания очи? ..»

Но не так уж и молчаливо, хотя и затаенно, смотрела в глаза Гоголя мыслящая Украина-Русь. Еще раз напомним читателям, что Русь по Гоголю — это Украина, потому что когда в «Тарасе Бульбе» он говорит о «русском характере» героя, то очевидно речь идет не о «российский» характер. И в этом Гоголь последовательный удивительно. Уместно здесь напомнить, что девятнадцатилетний Гоголь уезжает в Петербург с намерением «схлопотать Малороссии увольнение от всех налогов», и, как видим, он всегда чувствовал на себе взгляд Украины. Но главное: не отводил от нее Своих глаз.

Кроме бесовской силы, что из всех щелей вылезала и перла на отдельного человека и Отдельные народы, Гоголь неожиданно нашел еще одну среду зла человеческого — любовь и красоту. Любовь трагическая, а красота, по Гоголю, двусмысленная. Как романтик, он, с одной стороны, подняв на пьедестал красоты любовь и женщину, а с другой — глубоко осмысливала проблему зла в любви и красоте, зла, что ведет к смерти, о которой он скажет: «Не может быть ничего торжественнее смерти» .

Когда умер Гоголь, многим казалось, что он в летаргическом сне, с улыбкой на устах и приплюснутым правым глазом. (Существуют также полуфантастические рассказа: будто при перезахоронении бренных останков Гоголя было отмечено, что крышку его гроба изнутри поцарапано и поврежденные, а тело лежало вниз, и этот факт словно подтверждает версию о летаргическом сне писателя; будто он, проснувшись, делал отчаянные попытки спастись. ) Впрочем, мистический туман вокруг Гоголя никогда не рассеивался, и, возможно, только на родной земле душа его по-настоящему проснется с летаргии и безошибочно, как Вий, укажет: вот они, те, что принимают невесть какие бусурманские обычаи, сторонятся родного языка, предают братство, веру, родину — вот они! — «Родители отечества чужого», подлые рабы и холуи.

Ведь по всей сути Гоголь — наш, украинский, и в его произведениях сконцентрировано мощная духовная сила, огромная жизненная энергия.

История создания (Гоголь Н. В.)

«Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны Гоголем в 1829—1832 годах. Появление украинских повестей Гоголя, в которых он обратился к народной теме, повестей, ЯВИВШИХ собой «совершении новый, небывалый мир искусства» (В. Г. Белинский, т.III, стр. 504), было обусловлено как общим развитием русский эстетической мысли, так и некоторыми существенными обстоятельствами жизни начинающего писателя.

Интерес передовой русской литературы к жизни народа, к историческому прошлому и фольклору усилился под влиянием патриотического подъема в Отечественную войну 1812 года. На протяжении 20-х годов в прогрессивных литературных кругах неоднократно высказывались мысли о том, что с наибольшей полнотой черты народности, национальной самобытности выражены в истории народа, в народном искусстве. «Нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшее, вернейшие источники для нашей словесности», — утверждал поэт-декабрист В. Кюхельбекер в статье «О направлении нашей поэзии» («Мнемозина», ч. II, 1824, стр. 42). О значении народного творчества как источника подлинного искусства писал М. Максимович в предисловии к первому изданию «Малороссийских песен» (1827), хорошо знакомому Гоголю: «Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цепу народности; начинает ужо сбываться желание — да создастся поэзия истинно русская!».

Характерно, что одновременно с созданием Гоголем «Вечеров» Пушкин работает над «Сказкой о царе Салтане» и «Сказкой о попе и работнике его Балде», а Жуковский — над своими сказками, заимствованными из русского фольклора. Народное творчество впервые в таком значении становится достоянием и фундаментом книжной литературы.

Обращение молодого Гоголя к жизни Украины отвечало интересам передовых людей России. В борьбе украинского народа за свою национальную независимость, в его народной культуре было много общего с историей и культурой русского народа. В русской художественной литературе 20-х годов об Украине рассказывали повести О. Сомова, романы В. Нарежного («Бурсак», «Два Ивана»). Поэмы К. Рылеева («Войнаровский», «Наливайко») и особенно пушкинская «Полтава» воскрешали образы далекого героического прошлого Украины.

Повести ближайших предшественников Гоголя, прежде всего О. Сомова, опубликовавшего под псевдонимом «Порфирий Байский» в конце 20-х годов ряд повестей, основанных на украинских народных преданиях и легендах («Гайдамак», «Клады»), предвосхищали не только многие сюжетные мотивы «Вечеров», но и их бытовую живопись, их народный юмор. Но и помимо этих произведений, наиболее близко стоящих к гоголевским «Вечерам», в литературе конца 20-х годов все чаще появляются этнографические материалы и повести из украинского быта. Среди них и повесть гимназического учителя Гоголя И. Кулжинского «Малороссийская деревня» (1827), хотя в ней бытовые и этнографические элементы терялись зачастую в сентиментально-идиллических описаниях.

Интерес к фольклору, к народному творчеству очень рано возник у Гоголя. Детство его прошло на Украине, в отцовском поместье Васильевке, невдалеке от Миргорода. Картины украинской природы, знакомство с украинскими песнями, «думами», легендами запечатлелись в сознании будущего писателя. Он слушал песни слепцов-кобзарей, бывал на крестьянских свадьбах, смотрел кукольные представления в украинских «вертепах». Детская любовь к народным сказкам, преданиям и песням с годами переросла в серьезное увлечение. Страстный собиратель и знаток народных песен, Гоголь называл их «звонкими, живыми летописями», народные песни явились для писателя ценнейшим источником познания живой души народа. Песня— это, по словам Гоголя, «народная история, живая, “яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, исполнена всего поэтического, и он, при всей многосторонности ее, но получил высшей цивилизации, то весь пыл, все сильное, юное бытие его выливается в народных песнях» (Н, В. Гоголь, т. VIII, стр. 90)

Еще в 1826 году, в Нежинской гимназии Гоголем была начата «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Основное место в «Книге» занимали записи фольклора, выписки из исторических документов. В этой своеобразной «энциклопедии» были записаны и «Вирша, говоренная гетману Потемкину запорожцами», и указ гетмана Скоропадского, а наряду с этим отрывки из «Энеиды» Котляревского, народные украинские песни, пословицы и загадки. В гоголевской «энциклопедии» встречаются этнографические заметки о быте украинских крестьян, записи поверий, свадебного обряда, описания различных блюд и т. п. Примечательно, что «Книгу всякой всячины» Гоголь продолжал вести на протяжении нескольких лет и после окончания гимназии. Многие из материалов, имеющихся в «Книге всякой всячины», были использованы Гоголем в «Вечерах» (см. примечания к «Вечеру накануне Ивана Купала», «Майской ночи» и др.) и даже в «Миргороде».

Читайте также:
«Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души»: сочинение

Гоголь приехал в Петербург вскоре после окончания Нежинской гимназии высших наук в чаянии посвятить себя «служению государству», стать «истинно полезным для человечества», о чем писал он в письмах к родным и друзьям. Высокие гражданские идеалы Гоголя сложились еще в гимназические годы. Большое влияние на юношу оказали прогрессивные лекции по «естественному праву» профессора П. Г. Белоусова, который развивал «крамольные» мысли о незаконности деспотической власти, о свободе и независимости человеческой личности. В гимназии Гоголь познакомился с «Полярной звездой», увлекался чтением вольнолюбивых стихов Рылеева и Пушкина. Духовные искания юного Гоголя, его мечты о высокой и благородной деятельности нашли свое отражение в романтической поэме-идиллии «Ганц Кюхельгартен», начатой им еще в гимназии и изданной в Петербурге в 1829 году. В этом «произведении восемнадцатилетней юности» отразилась неудовлетворенность поэта мещанским мирком «существователей», которые, по образному выражению Гоголя, «задавили корою своей земности. высокое назначение человека» (И. В. Гоголь, т. X, стр. 98). Однако эта поэма но имела успеха, и Гоголь после ее выхода скупил и уничтожил весь тираж.

Неудача «Ганца Кюхельгартена», по-видимому, сыграла существенную роль в обращении Гоголя от стихов к прозе, от условной идиллической обстановки вымышленной книжной Германии — к жизни близкого ему народа. Не осуществились и патриотические мечты юноши о служении отечеству во имя «счастья граждан». Гоголь очень скоро разочаровывается в Петербурге, где его впервые поразила резкость социальных контрастов. В холодной сановной столице, в городе чиновников и департаментов, где «никакой дух не блестит в народе», Гоголю становится особенно дорога с детских лет полюбившаяся жизнь простого люда Украины, его нравы, предания и песни.

Воссоздавая в «Вечерах на хуторе близ Дикаиьки» жизнь украинского народа, Гоголь не пошел ни путем «бурлескного» изображения крестьянской жизни, ни путем ее сентиментальной идеализации, отличавшими литературу конца XVIII — начала XIX века. Крестьянин в «ирои-комических» поэмах В. Майкова, Н. Осипова, комедиях А. Сумарокова обычно попадал в нелепые комические положения, натуралистически изображался крестьянский быт, подчеркивались отрицательные черты крестьян. Даже в романах В. Нарежного, несмотря на его демократические устремления, крестьянин рисовался грубым, неразвитым существом. В творениях кн. П. Шаликова, Вл. Измайлова и прочих «чувствительных путешественников» жизнь украинской деревни изображалась условно-идиллическими красками — авторов прежде всего занимала экзотика деревенской жизни, а крестьяне представлялись ими как аркадские пастухи и пастушки, «любезные поселяне».

Порывая с натуралистическим бытописательством, а также с традицией дворянского сентиментализма, Гоголь обратился непосредственно к самой действительности, к поэзии народной жизни и на этой основе создал неповторимые образы простых людей Украины. В этом ему помогало не только хорошее знание деревенского быта, но и молодая украинская литература, представленная такими произведениями, как «Энеида» И. П. Котляревского, «Гараськины оды» и басни П. Гулака-Артемовского, комедии отца Гоголя —В. А. Гоголя-Яновского, одного из первых украинских писателей реалистической школы.

В письмо к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь просил ее прислать комедии своего отца и ряд этнографических сведений и фольклорных материалов: «Здесь так занимает всех все малороссийское», — объяснял он свою просьбу. В этом же письме Гоголь писал: «. вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно». Гоголь просит прислать ему «обстоятельное описание» украинской свадьбы, а также народных поверий и обычаев: «Если несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно» (Н. В. Гоголь, т. X, стр. 142 и 141). Судя по атому письму к матери, можно предположить, что к весне 1829 года замысел «Вечеров» сложился в творческом воображении писателя. Многое из того, что сообщила Гоголю мать, было использовано в «Вечерах», вошло в художественную ткань повестей, уточнило бытовые и этнографические подробности. Гоголь и сам прекрасно знал жизнь я фольклор Украины. Можно сказать, что писатель был внутренне подготовлен к созданию своей поэтической книги о народе — «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

«Вечера» – книга об Украине, передающая краски, предания, мелодии, красоту Украины, ее природы, ее людей В. Г. Белинский, развивая свои мысли об особенностях гоголевского творчества, писал в статье «О русской повести повестях г. Гоголя»: «Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольсти тельного, все, что народ может иметь оригинального, типического, — все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя» (В. Г. Белинский, т. I, стр. 301).

В «Вечерах на хуторе» Гоголь противопоставляет светлый мир «естественного человека», мир парода, — «земности» «существователей», корыстному и эгоистическому обществу. Гоголь видит в душе народа и в простых обыкновенных людях воплощение гуманного и светлого начала в человеке. Он любуется их бескорыстием, чувством товарищества, смелостью, душевной широтой.

Молодой Гоголь в своих поисках идеала прекрасного обращается к народу в целом, как носителю положительных свойств человека вообще. Не в повседневной жизни людей, не в их подневольном быту нашел писатель это высокое, поэтическое начало, а в тех проявлениях народного характера, в тех чертах, которые раскрывались всем героическим прошлым народа. В известной мере этим и объясняется то обстоятельство, что Гоголь в «Вечерах» пе показывает картин крепостного права. Самые события в повестях «Вечеров» приурочены преимущественно к тем временам, когда на Украине еще не было крепостного права. Так, действие в повести «Вечер накануне Ивана Купала» происходит, когда «козаковал почти всякий», когда еще памятны были «молодецкие дела» Подковы, Полтора Кожуха, Сагайдачного и других казацких гетманов. «Заколдованное место» и «Пропавшая грамота» рассказаны дьячком Фомой Григорьевичем со слов его деда — запорожца. События «Ночи перед рождеством» относятся к 70-м годам XVIII века, ко времени уничтожения Запорожской Сечи. «Страшная месть» посвящена борьбе с польской шляхтой в XVI веке. Лишь «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка» показывали современную жизнь. Важно учесть и особенность исторического развития Украины. Как писал Герцен, крепостное право на Украине появилось поздно, и «одно столетие крепостного состояния не могло уничтожить все, что было независимого и поэтического в этом славном народе» (А. И. Герцен, Сочинения в девяти томах, т. 3, М. 1956, стр. 475). Этим также в значительной степени объясняется обращение Гоголя к родной ему Украине в его поисках цельных свободолюбивых людей.

Читайте также:
Плюшкин: сочинение

Однако, создавая полные очарования, радости и света картины жизни Малороссии, Гоголь был далек от идиллического восприятия действительности. Уже в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» проявилось свое, гоголевское видение мира. Наряду с голосами рассказчиков, которые не поднимаются под уровнем взглядов и отношений героев повестей, в «Вечерах» слышится и другой голос, голос самого автора, выражающий стремление к прекрасному и вместе с тем сознающий его неосуществимость. С авторским лирическим началом неразрывно связана внутренняя «диалектика» повестей, философский подтекст всего цикла. В жизнерадостный светлый мир «Вечеров» вторгаются печальные, а порой и трагические ноты. Даже такая радостная, солнечная повесть, как «Сорочинская ярмарка», завершается грустным авторским монологом о зыбкости и кратковременности человеческого счастья.

Гоголь чувствует непрочность цельного и простого уклада народной жизни, который разрушается в условиях нарастании социальных противоречий. За пределами гармоничного мира, показанного в «Сорочинской ярмарке» или в «Ночи перед рождеством», находится полная противоречий и драматических конфликтов действительность. Драматическая тема «Вечерни) представлена двумя повестями — «Вечером накануне Ивана Купала» и «Страшной местью». Трагическая идея «Вечера накануне Ивана Купала» и «Страшной мести» тесно связана с народным представлением о сущности зла, о нравственном долге человека. Но если «нечистая сила» в других повестях обычно рисуется писателем насмешливо-пародийными чертами, то демонические герои этих повестей, олицетворяющие злые, враждебные силы, изменники и предатели показаны в атмосфере таинственности, мистического ужаса. Правда, при всея фантастичности сюжета Гоголь видит истоки преступления в отрыве от народа, от его жизни и интересов.

Источники:

    Н. В. Гоголь Собрание сочинений в семи томах. Том первый. Под редакцией С. И. Машинского, Н. Л. Степанова, М. Б. Храпченко. Издательство : Художественная литература. Москва. 1966 год.

Романтический реализм ранних произведений Н.В.Гоголя

Скачать сочинение

Замысел цикла повестей об Украине возник у Н. В. Гоголя, по-видимому, в 1829 году. К этому времени относятся его письма к родным с просьбой сообщать “об обычаях малороссиян”. Присылаемые ему сведения заносились Гоголем в тетрадь записей “Книга всякой всячины” и затем использовались в его повестях.
Работа над “Вечерами” продолжалась в течение нескольких лет. Сначала появилась первая книга повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки, изданные пасичником Рудым Паньком”, а затем вышла вторая часть.
Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о “Вечерах”. Пушкин писал издателю “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Сейчас прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. Ради Бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч.”.
Юмор и поэтичность повестей Гоголя были отмечены Пушкиным и в рецензии в “Современнике” на второе издание “Вечеров”: “Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинкам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумлялись мы русской книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов. ”
В. Г. Белинский в своих отзывах неизменно отмечал художественность, веселость и народность “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. В “Литературных мечтаниях” он писал: “Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому неизвестны его “Вечера на хуторе близ Диканьки”? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!”
В статье “О русской повести и повестях г. Гоголя” Белинский вновь возвратился к оценке “Вечеров”: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви”.
Ознакомившись с “Арабесками” и “Миргородом”, Белинский заговорил о реализме как отличительном характере творчества Гоголя. Белинский указывал, что критика неправильно обратила внимание читателей только на юмор Гоголя, не затронув его реализма. Он писал, что в гоголевских “Вечерах на хуторе”, в повестях “Невский проспект”, “Портрет”, “Тарас Бульба” смешное перемешано с серьезным, грустным, прекрасным и высоким. Комизм отнюдь не есть господствующая и перевешивающая стихия таланта Гоголя. Его талант состоит в удивительной верности изображения жизни в ее неуловимо-разнообразных проявлениях. Нельзя видеть в созданиях Гоголя один комизм, одно смешное.
Реализм “Вечеров на хуторе близ Диканьки” отмечен Белинским и позже: “Поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. Однако ж эти оригиналы не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в сфере своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится. И ни одно из них не приговаривается: поэт математически верен действительности и часто рисует комические черты, без всякой претензии смешить, но только покоряясь своему инстинкту, своему такту действительности”.

7862 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Разное / Романтический реализм ранних произведений Н.В.Гоголя

Смотрите также по разным произведениям Гоголя:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: