Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Визит Чичикова к одному из помещиков (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь ставил перед собой цель “показать хотя с одного боку всю Русь”. Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”. Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку По словам Гоголя, перед нами следуют герои, “один пошлее другого”.

С каждым из помещиков мы знакомимся только в течение того времени (как правило, не более одного дня), которое

Центральное место занимает сцена купли-продажи

Все настраивает нас на встречу с очень скучным – “серым” – человеком.
Практически сразу же вслед за описанием имения следует авторская характеристика помещика: ведь мы вместе с Чичиковым так мало времени проводим с каждым из помещиков, что составить полное представление о его индивидуальных особенностях, а тем более о том типе, который он представляет, очень трудно. В авторской характеристике Манилова он отнесен к особому типу людей, который определяется Гоголем с помощью фразеологизмов и поговорок: “Он был человек так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Здесь использован целый ряд фразеологизмов, как бы нанизанных друг на друга, которые все вместе позволяют нам сделать вывод о том, насколько в действительности пуст внутренний мир Манилова, лишенного, как говорит автор, какого-то внутреннего “задора”. Гоголь – великолепный мастер слова, для него важен каждый смысловой оттенок, подбираемый для создания образа.

Так, слово “задор”, характеризующее Манилова, появилось не сразу В черновых рукописях есть другие варианты: “страсть”, “конек” и т. д. Но именно слово “задор” оказалось наиболее точным, поскольку в данном ряду оно выражает не возвышенное стремление, а просто “задирающий предмет”.
Очень важна для понимания образа помещика также и портретная характеристика. “Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами” – такое описание внешности Манилова может вызвать у читателя определенный круг ассоциаций, на что явно рассчитывает автор. Вспомним: “Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…” Это портрет пушкинской Ольги из “Евгения Онегина”, девушки милой, но совершенно заурядной, человека-пустышки. Именно таковым и является Манилов.
Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в “приятность” Манилова “чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства”. Такая слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях.

После восьми лет супружества они с женой все еще приносили друг другу “кусочек яблочка, или конфетку, или орешек” и говорили: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
Вообще еда в гоголевской характеристике помещиков – одно из важнейших средств, недаром Чичикова угощают у каждого из них. Стол Манилова не блещет разнообразием и изобилием блюд, но подается угощенье как что-то особенное: “Щи, но от чистого сердца”.
Точно так же “подаются” и собственные дети: их у Манилова двое и оба они вполне заурядны. Но их отец постоянно восхищается их довольно скудными талантами, а имена “отчасти греческие” – Фемистоклюс и Алкид – явно выдают претензию отца и его постоянное стремление “работать на зрителя”.
Это же проявляется и во всем остальном. Фактически, приятное обхождение Манилова с людьми – единственное занятие этого помещика, как в “материальном”, так и в “духовном” смысле, вот почему впечатление, которое он производит на читателя, постепенно меняется.
Он очень обходителен и вежлив, но оказывается, что это качество, которое должно облегчать и делать приятным общение людей, у Манилова перерастает в свою противоположность. Чего только стоит сцена, когда Чичиков несколько минут вынужден стоять перед дверями в гостиную, поскольку хозяин стремится перещеголять его в вежливом обхождении, пропуская вперед, а в результате они оба “вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга”. Так в частном случае реализуется авторское замечание о том, что в первую минуту о Манилове можно только сказать: “Какой приятный и добрый человек!”, затем уже “ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”.
Зато сам Манилов считает себя человеком культурным и образованным – именно так говорили о нем в полку, где он служил. И в деревне он старательно пытается поддержать такое впечатление о себе и своем доме. Но среди галереи гоголевских ге-роев-обывателей, людей заурядных и посредственных, всякие культурные интересы и запросы превращаются в пародию. Часто писатель показывает это с помощью приема “многозначительной детали”.

Читайте также:
История создания: сочинение

Так, претензия Манилова на изящность и просвещенность и полная ее несостоятельность показаны через детали интерьера его комнаты. Здесь стоит прекрасная мебель – и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник – а рядом “какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале”. Всем читателям “Мертвых душ”, конечно же, памятна и книжка в кабинете Манилова, “заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года”.
Чем же занят этот помещик? Детали интерьера опять помогают составить об этом представление: на окнах в кабинете “помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени”.

Ведь главное, и, по сути, единственное его занятие – пустые, праздные мечты. После отъезда Чичикова он предается своему любимому делу: размышлению о “благополучии дружеской жизни”, о том, как “хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост”, и все далее и далее уносясь мечтами, он уже представляет, что будто бы государь, узнав об их дружбе с Чичиковым, “пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает, что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать”.
Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческой связи является чуткая, нежна дружба и сердечная привязанность. Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными, “милыми”, “прелюбезны-ми” людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине. Ведь жизнь в его восприятии – полная, совершенная гармония. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие.

Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие -“маниловщина”.

Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, – лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность. Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к “мертвым душам”.
Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечта – тельность, с другой – приводят к тому, что хозяйство его идет “как-то само собой”, без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Кроме того, мечтательность и сентиментальность Манилова определяют его склонность к отвлеченным беседам и абсолютную неспособность говорить о практических вещах, с чем также связано его полное неумение и нежелание вести хозяйство. Подтверждением тому служит разговор с Чичиковым о мертвых душах: “Манилов совершенно растерялся.

Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – черт его знает”. В конце концов, он остается “в своем репертуаре”: “Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?” – спрашивает он, проявляя показной интерес к государственным делам.
Впрочем, надо сказать, что он вообще единственный из помещиков, который в разговоре с Чичиковым о “мертвых душах” вспоминает о законе и интересах страны. Правда в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер, тем более, что, услышав ответ Чичикова: “О! помилуйте, ничуть”, – Манилов совершенно успокаивается и даже готов подарить Чичикову интересующий его “предмет”.
Но одно сравнение в этой явно комической сцене вызывает отнюдь не веселые размышления. Гоголь сравнивает Манилов со слишком умным министром. И здесь авторская ирония вторгается в запретную сферу – высшие эшелоны власти.

Читайте также:
Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Это могло означать лишь то, что иной министр – олицетворение высшей государственной власти – не так уж и отличается от Манилова и что “маниловщина” – типичное свойство этого мира.
Таким образом, в лице Манилова мы видим пародию на просвещенного русского помещика, в сознании которого опошляются явления культуры и общечеловеческие ценности. Некоторая внешняя привлекательность его по сравнению с другими помещиками – лишь видимость, мираж. В душе он так же мертв, как и они.

Недаром Гоголь, человек глубоко и искренне верующий, вкладывает в уста Манилова кощунственную фразу о том, что “умершие души в некотором роде совершенная дрянь”. “Очень не дрянь”, – живо парирует Чичиков, нисколько не смущающийся тем, что собирается нажиться на смерти людей, человеческих бедах и страданиях.
Но что значит эта аморальная сделка в том мире, где существуют такие помещики, как Манилов, которые рады услужить любому негодяю с хорошими манерами, лишь бы не утерять свой внешний лоск, свой статус просвещенного и образованного человека! И если бы только в те далекие от нас времена были такие люди! К сожалению, они не редки и поныне, а слово “маниловщина” не выходит из оборота речи современного человека.

Вот почему не стареет до сих пор книга, в которой писатель “сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы” решился “крепкою силою неумолимого резца” выставить “выпукло и ярко на всенародные очи” “пошлость пошлого человека”.

В Какой Последовательности Чичиков Посещал Помещиков

Порядок, в котором читатель знакомится с помещиками из поэмы «Мертвые души» Н.В.Гололя, имеет определенное значение. Можно заметить, что каждый последующий помещик хуже, противнее, «мертвее» предыдущего.

  • Манилов, являющийся первым помещиком, к которому наведывается Павел Иванович Чичиков,– это, можно сказать, первая стадия омертвления человеческой души. «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» – говорит о Манилове автор.
  • За Маниловым следуют Коробочка, олицетворяющая собой безграничную глупость, упрямство и недоверчивость.
  • После Коробочки Чичиков знакомится с Ноздревым, затем с Собакевичем.

Именно Ноздрев, главная страсть которого «нагадить ближнему», первым выдает тайну Чичикова, в добавок придумывая и то, чего не было.

Последним из помещиков, с кем Чичиков планирует заключить сделку, – Плюшкин. Этот помещик представляет собой последнюю, крайнюю стадию духовного падения человека. Впервые увидев Плюшкина, Павел Иванович Чичиков даже не сразу смог определить пол этого человека. Даже не жизнь, существование Плюшкина не имеет смысла.

Некогда бережливый хозяин, семьянин превращается в «прореху на человечестве».

ВЫВОД! Таким образов, порядок знакомства Чичикова с помещиками не случаен. Каждый последующий помещик дополняет образ предыдущего новыми пороками, превращаясь в итоге в окончательно духовно омертвевшего человека, коего и представляет собой Плюшкин.

Сочинения: Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке? (по поэме «Мертвые души»)

Сочинение #1

Во 2-6 главах «Мертвых душ» Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить «мертвые души». Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологическая характеристика и т.д.

Помещики представляются последовательно, один за другим. Каждый из них представляет какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием. Так, «галерея» открывается беспочвенным мечтателем Маниловым. Этот человек, довольно хорошо образованный, культурный, интеллигентный, однако полностью оторван от реальной жизни. Он живет в своих прекраснодушных мечтах, смотрит на мир «сквозь розовые очки». Именно поэтому он характеризует местных чиновников, всем известных прожженных воров и взяточников, как прекрасных людей, добрейших, честнейших и препорядочных.

В голове Манилова живет множество планов и проектов, фантастических и нереальных. Познакомившись с этим человеком, мы понимаем, что он никогда не воплотит их в жизнь и навсегда останется прекраснодушным мечтателем, ничего не сделавшим в реальности.

После Манилова Чичиков, сам того не желая, попадает к помещице Коробочке. Эта «дама» отличается чрезмерной тупостью и ограниченностью, недаром сам Чичиков называет ее «дубинноголовою». В жизни Коробочку интересует лишь цена на пеньку и пух – больше она ничего и никого не желает знать. В ее доме жизнь остановилась, как остановились часы во всех ее комнатах, а вокруг героини роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования.

Читайте также:
Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя Мертвые души): сочинение

Помещик Собакевич – полная противоположность Манилова. Этот грубый, «неотесанный» человек крепко стоит на ногах. Весь он – практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап. Собакевичу абсолютно чужды «высокие материи», он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость. Про таких людей говорят, что он своего не упустит.
Ноздрев – воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения. Этот человек не признает никаких законов и принципов, кроме одного – интереса и азарта. И ради этого он готов на все – на любую подлость и аферу.
Помещик Плюшкин завершает череду помещиков, изображенных в поэме. Сам автор называет этого героя «прорехой на теле человечества» — настолько он кажется жалким и никчемным. Больше того, имя Плюшкина стало нарицательным – превратилось в символ безумного накопительства, скупости в крайней степени. Ведь этот помещик, имея большие богатства, морил голодом себя и своих крестьян, «трясся» из-за каждой, самой ненужной, вещи, тратил свою жизнь на бесплодное накопительство.

Таким образом, порядок представления помещиков связан с количеством зла, сконцентрированного в них, со степенью их «вредоностности» и омертвелости души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым «безнадежным» из всех представленных помещиков.

Такая «восходящая композиция» в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.

Сочинение #2

Посещает от самого безнадежного, мертвого Манилова (от него осталась лишь слащавая оболочка, набор приторных жестов и однообразно-сладких фраз типа «Паренье этакое! «) до самого живого и еще не вполне безнадежного — Плюшкина (Плюшкин единственный, кто прооявляет искренее оживление, эмоции, былые чувства, когда вспоминает о своем школьном товарище, за помощью к которому может обратиться в городе в связи с оформлением сделки — «Однокорытниками были! «). Все остальные помещики — различные промежуточные стадии

Чичиков посещает помещиков по мере их деградации. Вот, почитай ещ:

Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.. . черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару» — такой портрет этого помещика рисует Гоголь.

Из этого описания становится ясно, что несмотря на в общем благоприятное внешнее впечатление, которое производил Манилов, он не отличался ничем особенным. Кроме разве бросающейся в глаза приторной слащавости и обходительных манер, за которыми скрывалась обыкновенная глупость. Мы видим, что в деревне у Манилова царят беспорядок и разорение, тем временем как все его занятия состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых проектах («как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост. «). При создании этого образа Гоголь мастерски использовал и такую деталь, как лежащая в кабинете у Манилова книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Характер Манилова во всей полноте проявляется во время сделки с Чичиковым. Этого помещика, не знающего даже, сколько крестьян у него умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России».

В отличие от Манилова Коробочка — следующая изображенная Гоголем помещица — весьма рачительна и знает, как вести хозяйство. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки.. . а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки. » Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей «.

Читайте также:
Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?: сочинение

Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.

У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом.

Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

По поводу «Мертвых душ» Гоголь писал: «Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши». И, действительно, персонажи, которых встречает Чичиков по ходу своего путешествия, являются архетипичными. Каждый их них наделен какой-то одной порочной чертой.

Особняком в этом ряду ярких характеров стоит образ Коробочки. Зачем автор рассказал о ней? Среди помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка – единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову держит несколько набок», столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».

Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже, включенном Гоголем в его знаменитую галерею «мертвых душ»?

Случайному гостю, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки, был оказан радушный прием. В гостеприимстве Коробочке не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул. Последовало даже предложение почесать Чичикову на ночь пятки, от которого, впрочем, герой отказался.

Удивительно, но Коробочка предстает перед Чичиковым в двух ипостасях. Впервые он увидел ее так: «. вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». Как точно подмечено было героем ее стремление к накопительству, постоянное желание прибедниться, жуткая скаредность.

Но уже на следующий день Павел Иванович увидел ее совсем другой: «Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано». Мы понимаем, что Коробочка очень бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате у нее старенькие, зеркала старинные. Но при этом она остается женщиной. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, и утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом, домашнем образе жизни в глуши.

Хозяйство Коробочки, каким его видит из окна рассказчик, также помогает нам выявить черты характера героини: «. Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа. свинья с семейством очутилась тут же. тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев. на одном из (чучел) был чепец самой хозяйки». Как раз сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле и есть самые значимые детали, так как у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

Читайте также:
Тема Маленького человека в творчестве Гоголя: сочинение

Описание же деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, это хорошая, бережливая хозяйка: «За огородами следовали крестьянские избы, которые. показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились. » Чичиков даже заметил где «запасную почти новую телегу, а где и две».

Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро». Почему? Да потому, что Коробочка уморила Чичикова своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она.

Павел Иванович решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «коллежская секретарша», то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу «Табели о рангах».

Наконец, сделка совершилась. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было».

В сцене с Коробочкой Чичиков раскрылся нам с новой стороны. Теперь становится понятна вся глубина его лицемерия. Павел Иванович может быть разным: слащаво-обходительным с Маниловым, грубым с бестолковой Коробочкой. Обман дается ему легко. Видимо потому, что истинного лица у него просто нет.

Говоря о героине, мы не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечаем ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства. Но, в то же время, ей свойственна тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному, и государственному даже человеку».
Автор, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная – мимо их!» Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши. В ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна. Помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного, порядка вещей. В конечном итоге эта героиня она примитивна и духовно мертва.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

Чичиков в гостях у Коробочки – анализ эпизода поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Знакомство героев

В гостях у Коробочки Чичиков оказывается случайно, когда едет от Манилова, чтобы нанести визит Собакевичу. В ночное время его возничий сбивается с пути. Так как на улице стоит ужасная погода, холод, Чичиков решается попросить пристанище на ночь в незнакомом поместье. Сначала его встречает служанка помещицы, между ними происходит диалог, в ходе которого герой называет свое положение в обществе. Служанка докладывает своей хозяйке, что приехал дворянин, и только после этого его пускают в дом.

Гостя гостеприимно встречает помещица — Настасья Петровна Коробочка. Она предлагает чай, еду Чичикову, от которых, тот отказывается, так как устал. Тогда его укладывают спать. Днем за обедом герой и помещица ведут разговор, в ходе которого выясняется, что у хозяйки есть 80 крепостных.

Усадьба и дом помещицы

Личность Коробочки хорошо характеризует ее отношение к своему дому и поместью.

Усадьба описана практичной, ухоженной, все в ней находится на своих местах в определенной последовательности, всему есть свое применение. Внешне она не выглядит привлекательной, так как на постройках отсутствуют декоративные украшения. Поместье охраняют верные собаки, которые стали вести себя агрессивно, когда приехал Чичиков. Они не дают первым встречным людям попасть в дом.

Жилище полно различных старых предметов, поэтому его можно сравнить с коробочкой или шкатулкой.

Внутри мрачно, неуютно. Как описывает автор, там находятся старая мебель, на стенах картины, написанные маслом, зеркала, на которых прикреплены безделицы, часы, издающие неприятные звуки. Ремонт был сделан давным-давно. Все предметы в доме как будто застыли. Встретиться с новыми вещами там невозможно. Несмотря на порядок и чистоту, в помещениях летают мухи. Этим описанием дома Гоголь подчеркивает застой внутреннего мира Коробочки.

Читайте также:
Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя Женитьба: сочинение

Отношение Настасьи Петровны к крепостным

Несмотря на то что Коробочка управляет своим хозяйством единолично, все у нее находится в полном порядке.

У крепостных крестьян, принадлежащих ей имеются:

  1. Крепкие отремонтированные избы, которые построены вразброс.
  2. Во дворах этих домов есть ворота, запасные телеги. Это свидетельствует, что помещица заботится о своих крестьянах, следит за их избами.

В деревне живут крепкие бабы и мужики. Все заняты своим делом, никто бесполезно не проводит свое время, не слоняется без дела.

По тому, как Коробочка отзывается о своих крепостных, видно, что она жалеет их. Даже те мертвые души, что она продает Чичикову, она помнит всех по именам. Для нее они все как живые.

Покупка мертвых душ

Наиболее значительным эпизодом в третьей главе поэмы становится сцена, где Чичиков покупает мертвые души у Коробочки.

Когда герой предлагает купить у помещицы крестьян, которые уже умерли, она долго не может понять, как такое возможно. Настасья Петровна живет вдали от города, занимается своим хозяйством, поэтому она не знает, что происходит за пределами ее усадьбы. Она приходит в недоумение, когда главный герой говорит ей, что покойников не надо откапывать из земли, так как вся процедура купли-продажи происходит на бумаге, и не верит ему.

Чичиков, видя, что объяснить Коробочке свой план непросто, предлагает ей 15 рублей. Только после этого помещица начинает думать, насколько выгодно ей это будет и как бы не продешевить, чтобы не потерпеть убытков. Так как она долго не решается на сделку, Чичиков вынужден предложить купить у нее продукты (сало, крупу и другое). Только тогда ему удается уговорить помещицу на продажу мертвых душ.

Несмотря на то что торговля сильно утомила Чичикова, в целом его посещение старухи можно назвать удачным.

В этом эпизоде Н. В. Гоголь показывает, что помещица готова продать все, что может принести ей прибыль.

Образ старухи

Коробочка Настасья Петровна — женщина преклонного возраста, вдова. У нее отсутствует внешнее обаяние, но подкупает к себе ее внимательное отношение к главному герою. Когда он уставший попадает к ней в усадьбу, она не только предлагает ему погостить у нее, но и выражает готовность почесать ему пятки.

Помещица носит странные одежды, а на шее у нее подвязаны какие-то тряпки.

Автор мало пишет о семье персонажа. Из поэмы известно лишь, что она вдова, у нее есть сестра в Москве, которую помещица иногда посещает. Есть ли у Настасьи Петровны дети, неизвестно.

Она страдает различными заболеваниями, которые лечит народными средствами. Об этом она рассказывает Чичикову. Читать старуха не любит. Как пишет Гоголь, у нее есть лишь одна любимая книга — псалтырь.

Особенности характера

Основными чертами характера Коробочки являются:

  • узколобость, упертость, зацикленность на своих решениях;
  • бережное отношение к окружающим предметам;
  • чистоплотность и аккуратность;
  • глупость и необразованность, которые проявлялись в отрицании всего современного и нового;
  • прямолинейность.

Характер Коробочки сложен и противоречив. С одной стороны, она грамотно ведет хозяйство и проявляет заботу о своих крестьянах. Это положительные черты, которые делают ее привлекательной. С другой стороны, автор показывает героиню, как бережливую, очень любящую деньги, жадную помещицу. Она копит деньги, не имея никакой определенной цели,. Наследников, которым она могла бы завещать свои сбережения, у нее нет.

В поступках людей Настасья Петровна выискивает что-то плохое, после чего она уже не способна увидеть в них хорошего. Ее упрямство становится главным препятствием, чтобы принять своевременно правильное решение. Мнение других лиц во внимание не принимается.

Мнение Чичикова о Коробочке

Так как помещица — глупая и недальновидная, она является полной противоположностью главному герою. Отношение Чичикова к Коробочке основано не на почтении к ней, как к другим помещикам. Он ведет себя с Настасьей Петровной свободно, раскрепощенно, не церемонится, так как у нее всего 80 душ крестьян.

Читайте также:
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»: сочинение

Проведя по тексту анализ личности Коробочки, можно сказать, что ее главной чертой является торговая жилка. Она различными способами стремится добиться от людей отдачи ей денег за все, что возможно.

Благодаря этой черте характера, она, желая понять, не продешевила ли с продажей мертвых душ Чичикову, не доверяя ему, решает посетить город и там разоблачает его.

Таким образом, помещица по сравнению с другими героями, сыграет решающую роль в жизни Чичикова.

Сочинение на тему «Визит Чичикова к помещице Коробочке»

Великолепна комедия Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой автор смог не только точно подметить, но и прекрасно описать образ жизни, обычаи и традиции, помещичьи нравы крепостной России того времени, когда жил Гоголь. Автор очень метко и точно описывает самые разные типы помещиков, используя литературный прием с говорящими фамилиями.

Целая галерея помещиков предстает перед читателями: Собакевич, Ноздрев, Манилов, Плюшкин и, конечно же, Коробочка. Все эти помещики — это обобщенные образы той жизни, которая отражала произвол. Ведь хозяйство у этих гоголевских героев приходит в упадок, а личность каждого из них переживает деградацию, в том числе и нравственную.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

После выхода из печати гоголевской поэмы многие в обществе были недовольны содержанием книги «Мертвые души», посчитав, что автор уж слишком исказил правду. Но сам писатель утверждал, что его поэма произвела столько шума и вызвала столько негодования лишь только потому, что его насмешки и правда смогла задеть за живое, коснулась порядка тех вещей, которые все давно уже и так видят каждый день перед своими глазами. Но гоголевская поэма помогла увидеть все это, и такое положение вещей и ничтожество вызвало лишь только отвращение.

Одна из глав поэмы посвящена визиту главного героя к помещице Коробочке. В этой третьей главе он дает ее подробное описание этой женщины. Автор указывает на то, что это была женщина пожилого возраста, предстающая перед читателями и главным героем в странном спальном чепце, который был одет ею наспех. На шее у женщины была какая-то фланель. Она относилась к тем помещицам, которые вечно плачут, что у них нет денег, ссылаясь на то, что были неурожаи и убытки, а сами в это время набивают свои разноцветные мешочки деньгами.

Автор не случайно дает своей героине такую фамилию, которая является метафорой. Она прекрасно отражает характер героини: недоверчивость, суеверность, бережливость, которая иногда переходит границы, боязнь, что обманут и дадут меньше денежную сумму, чем нужно было бы получить. И даже имя героини автор дает не просто и не случайно. Настасьей Петровной звали медведицу в детской сказке, поэтому и доме ее, особенно комната, чем-то напоминает некий такой «медвежий угол».

В хозяйстве гоголевской Коробочки огромное количество птицы: индеек и кур было бесчисленное множество. Но фольклор указывает на то, что любая птица указывает на глупость и хлопотливость, которая не имеет никакого смысла. Если внимательно присмотреться к тем вещам, которые есть в доме у Настасьи Петровны, имеют двойное значение: они указывают на необычную красоту героини и дают представления о ее характере и развлечениях. Так, у героини довольно ограниченный круг развлечений: штопанье и вышивание, стряпня и карточные гадания.

Смысл жизни гоголевской героини заключается в том, чтобы копить деньги и все вещи, которые попадали ей в руки. Стоит внимательно прочитать тот, как она угощает Чичикова, который случайно попадает к ней. Она кормит его мучными угощениями, так как это дешевле, чем накормить мясными блюдами. Коробочка не старается показать, что она читает или стремиться к каким-то другим культурным занятиям, как это делает Манилов. Ее это совсем не интересует, она не умеет мечтать и фантазировать. А если она и пытается мечтать о чем-либо или у нее возникают какие-то желания, то они все касаются лишь только хозяйства.

Коробочка совершенно не воспринимает крепостных крестьян за людей и воспринимает их только лишь только как товар. Поэтому предложение Чичикова ее нисколько не удивляет, ведь ей совершенно без разницы, каких крестьян покупает заезжий барин: мертвых или живых, ведь они уже для нее неодушевленные предметы. Хотя она мелком и бросает, что раньше ей никогда не пригодилось совершать подобные сделки.

Читайте также:
Образ, характер, характеристика чиновника: сочинение

Гоголевская героиня бережет каждую копеечку, понимая и зная ей цену. Поэтому так сильно она переживает и боится, что может продешевить в этой странной сделке с Чичиковым. И все, что говорит главный герой, не может пробить «броню дубиноголовности» Коробочки, как-то пробиться через ее жадность. Она не сразу соглашается на предложение Чичиков, она не воспринимает, так как желает узнать цены других купцов на этот товар, ведь барин может ее обмануть и тогда она понесет убыток. Но Коробочка не теряется даже в этом торговле и пытается подсунуть главному герою вместо мертвых крестьян пеньку или мед, который у нее хранится давно и не пользуется спросом. Но зато она прекрасно знает цены на эти продукты.

Автор показывает в этом свое образе тип человека, который ограничен и внутренне мертвый. И чтобы еще больше показать ничтожность Коробочки автор дает ей отрицательную черту характера — деловитость в торговле. Любого человека она воспринимает, прежде всего, как покупателя, который может у нее что-то приобрести. Чтобы увидеть внутренний мир гоголевской героини, достаточно рассмотреть ее небольшой домик и большой двор. Можно отметить, что они аккуратные и крепкие, но вот только кругом мухи, которые подчеркивают мертвый мир Коробочки. И дом, и двор, и мухи — это символы, которые показывают читателю внутренний мир Коробочки.

Но вместе с тем писатель показывает читателю, что она сама ведет хозяйство и домики крепостных крестьян были не такими убогими и бедными, как у других помещиков, а скорее показывали и некоторое «довольство» его обитателей. Но все-таки Коробочка решается на эту сделку, так как она боязливая и суеверная женщина, а Чичиков этим воспользовался и обещал на нее наложить проклятье, да такое, что к ней явится сам черт. Но сразу же после того, как главный герой покидает ее дом, Коробочка тоже уезжает в город, чтобы навестить справки о том, не продешевила ли она. Ведь сомнения очень сильно мучили ее. Интересна и форма ее кареты, в которой она едет в город. Писатель иронично сравнивает ее с арбузом.

И это тоже символ, отражающий ее характер и образ жизни помещицы. Гоголевская героиня ничтожна и бедна по своему разуму и духу, она не может увидеть что-то, кроме того, что касается ее хозяйства. Ничего больше на свете не интересует и не волнует ее. Художественные детали помогают автору полнее раскрыть характер и внутренний мир героини: вид всего имения, вещи, интерьеры и все остальное прочее говорят о ней больше, чем ее поступки. И поэтому Коробочка — это яркая представительница того уклада жизни общества, который существовал в России и которому придавалось большое значение. На первое место в этом обществе ставилось благополучие, а не ум и прекрасный внутренний мир.

Отношение Чичикова к помещикам

Чтобы проанализировать отношение Чичикова к помещикам, необходимо рассмотреть весь путь персонажа по имениям помещиков и познакомиться с результатами сделок, которые совершил Чичиков. Автор “ведёт” главного героя по галереи самобытных образов, которые погрязли в пороках, глупости, ограниченности и самодурстве.

В гостях у Манилова и Коробочки

Первым, кого посещает Чичиков, становится помещик Манилов. Этот персонаж выделяется чрезмерной вежливостью, деликатностью, мечтательностью. Он совершенно беспомощен в собственном имении: хозяйство ведут слуги, они воруют и обманывают хозяина. Обстановка в Маниловке далека от совершенства: имение запущено, мебель и обстановка в плохом состоянии, начатые дела заброшены. Незавершённость и бесхозяйственность – основные черты, характеризующие помещика.

Манилов не разбирается в людях, считает верхушку городского начальства “прекраснейшими” людьми. Чичикову пришлось выслушать множество идей, которые мечтает воплотить Манилов, однако при прощании Павел Иванович понимает, что ни одна из них не будет реализована. Помещик не способен содержать в порядке собственный дом и управлять крепостными, более высокие планы – лишь мечты, в которых живёт сам персонаж. Он не способен на поступки, беспомощен как ребёнок, живёт иллюзиями.

Чичиков остался доволен сравнительно лёгким проведением сделки, ведь хозяин даже не знал, сколько душ находится у него в собственности. Бессмысленность и бездеятельность, слащавость речей, которые свойственны Манилову совершенно чужды Чичикову. Это очень разнит двух персонажей, Павел Иванович активен, трудолюбив, находится в движении, знает свои доходы и расходы с точностью до копейки. Он не может понять, как можно жить, подобно Манилову.

Читайте также:
Место волшебства в сказке Гоголя: сочинение

Помещица Коробочка поначалу нравится Павлу Ивановичу: в имении порядок, много птицы, хороший огород, но женщина чересчур экономна и хозяйственна. К тому же, как выясняется позже она глупа и ограничена, за экономностью прячется скупость. Коробочка знает, всех своих крестьян поимённо, боится продешевить, продавая “мёртвые души”, как будто они могут ей ещё пригодиться. Чичиков стремится покинуть дом помещицы, как можно быстрее, он с трудом переносит тяжёлых, неумных людей. Даже его пресловутое терпение заканчивается, когда Коробочка пытается торговаться.

Приём у Ноздрёва

Ноздрёв, к которому Чичиков попадает после посещения Коробочки, оказывается довольно близким по духу к своему гостю. Он тоже шарлатан и обманщик, однако Ноздрёв хвастун, лжец и кутила, он не знает меры ни в чём, не способен остановится, прислушаться к голосу разума. Помещик увлечён охотой, любит ярмарки и азартные игры. В его имении полнейший беспорядок, его крестьяне разорены, хозяин заботится лишь о себе, проигрывает огромные деньги. Ноздрёв показывает гостю свой дом, хвастается всем подряд, перевирая даже самые обычные факты. Чичиков с трудом выдерживает откровенную ложь, позёрство и своеобразный тон хозяина. Несмотря на то, что герои немного похожи, Чичикову не удаётся совершить сделку с Ноздрёвым. Его буйный характер, разгульный образ жизни и самодурство приводят к тому, что гость бежит из имения, спасаясь от побоев и позора.

Посещение Собакевича и Плюшкина

Собакевич Михайло Семёнович, следующий помещик, у которого побывал Чичиков, оказывается простым, неотёсанным человеком, жёстким крепостником. Однако крестьяне у помещика живут в хороших избах, что особенно удивляет Чичикова. Хозяин отлично знает каждую душу,принадлежащую ему, ремесло и человеческие качества крестьян. Собакевич сам похож на огромного зверя, он груб и прямолинеен, зато деловит и не склонен бросать слова на ветер. Забота о крестьянах со стороны хозяина – не что иное, как инвестиция в будущее, хозяину нужны сильные здоровые работники. Человеколюбие – не свойственно Собакевичу, он любит хорошо поесть и обсудить своих соседей. Чичиков заключает сделку на не очень выгодных условиях, благодаря тому, что помещик сообразителен и так же предприимчив, как и он сам.

Встреча Чичикова с Плюшкиным произвела на великого махинатора очень неприятное впечатление. Сам помещик был одет в нечто несуразное, он утратил человеческий облик: на нём были старые вещи, женский головной убор. После смерти супруги Плюшкин стал деградировать, и его стремление к экономии перешло в чудовищную жадность и болезненное накопительство.

Отношение Чичикова к Манилову в «Мертвых душах»

В романе «Мертвые души» Гоголя основная сюжетная линия представлена встречами Чичикова с мелкими помещиками и чиновниками уездного городка. Гость задумал провести сомнительную сделку по покупке «мертвых душ», чтобы пополнить свое благосостояние и блеснуть в обществе. Отношение Чичикова к Манилову раскрывает характер авантюриста уже в начале поэмы. Маниловка — первое место, которое посещает по приглашению главный герой.

  1. Визит в поместье
  2. Сделка Чичикова и Манилова
  3. Сравнение героев

Визит в поместье

Павел Иванович Чичиков имеет довольно высокий чин. Этот человек средних лет представляется в обществе коллежским советником. Знакомство Чичикова с Маниловым состоялось в доме у губернатора. Помещик пригласил Павла Ивановича с визитом в свое имение, сказав, что это совсем недалеко от города. На деле Маниловка располагалась гораздо дальше и нашлась с большим трудом. «По крайней мере знаете Манилова?» — приходилось Чичикову расспрашивать по дороге.

Встреча персонажей:

  1. Хозяин усадьбы радушно встречал гостя на пороге, герои расцеловались и долго расшаркивались друг перед другом возле входа в дом. Манилов был благодушным человеком, проводившим свои будни в праздности и бесплодных мечтаниях.
  2. Первое впечатление о Манилове было благоприятным. Во время диалога мужчина показал себя улыбчивым господином со светскими манерами.
  3. Автор не наделил именем самого помещика, но дал довольно подробное описание членов его семьи. Супруга Елизавета получила неплохое образование, она по-прежнему любит мужа, несмотря на долгие годы в браке. За столом помещица проявила к Павлу Ивановичу гостеприимство, угощая его всевозможными блюдами.
  4. Другие члены семьи — двое сыновей с причудливыми именами (Алкид шести лет и Фемистоклюс семи лет).
  5. Манилову хотелось произвести на знатного гостя самое благоприятное впечатление. Детям были повязаны салфетки, супруга села за стол в нарядной одежде.
  6. В столовой царила милая атмосфера, лишь однажды нарушенная тем, что старший мальчик Маниловых укусил младшего за ухо. После обеда мужчины проследовали в кабинет.

Фамилия Манилова из разряда «говорящих». Гоголь часто использует этот прием в своих произведениях. Помещик «манит» к себе приятной манерой общения, слащавой улыбкой, льстивыми речами. Однако от этого персонажа окружающие быстро устают и образ его тотчас стирается из памяти.

Сделка Чичикова и Манилова

Когда герои остались наедине, Чичиков завел разговор о сделке, выразив намерение купить почивших крестьян, чья смерть еще не была зарегистрирована официально. Помещик долго не мог взять в толк, что от него хотят, но в итоге согласился отдать «мертвые души» безвозмездно. Манилов даже взялся самостоятельно оформить купчую и взять на себя все расходы по сделке, чем обрадовал Павла Ивановича.

Читайте также:
Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Чичиков ликовал, что его афера увенчалось успехом и не стоила ему ни рубля. Поведение хозяина Маниловки растрогало заезжего авантюриста. Отец Павла Ивановича с детства приучал его беречь каждую копейку. Уже во взрослом возрасте коллежский советник во всем искал выгоду, старался не упустить возможность обогатиться.

Поведение Манилова тронуло Павла Ивановича до глубины души. Чичиков воспринял такой подарок как проявление благородства души, щедрости, уважения. Бывший чиновник прекрасно осознавал незаконность предложенной им сделки. Он полагал, что Манилов мог бы потребовать некую сумму за сохранение в тайне незаконной купли-продажи, а тот вовсе отказался от денег.

Однако для самого помещика такой поступок не значил ничего. Он относится к просьбе Чичикова как к пустяку. Сделка проходила для Манилова «между делом» и была нужна лишь для того, чтобы произвести должное впечатление на нового друга. Хозяин имения не осознавал, в чем ценность «мертвых душ», ему они были не нужны. Помещика не волновали деньги, его натуре больше была свойственна претенциозность. Это выражалось и в обстановке кабинета, описанной Гоголем и в именах детей.

Сравнение героев

Сравнительная характеристика Чичикова и Манилова показывает разницу этих двух натур. Помещик оставляет о себе двойное мнение. Его внешность и манеры автор описывает как приятные, в то же время диалог с героем не оставляет после себя положительного впечатления. Собеседника быстро охватывает ощущение приторности и скуки. Автор сам дает краткий анализ Манилова:

  • сначала — «приятный человек»;
  • чуть позже — «не знаешь, что сказать»;
  • в итоге — «черт знает, что такое».

Персонаж красиво строит фразы, однако, в его речи очень мало смысла. В какой-то момент Манилов прекратил развиваться как личность. Об этом красноречиво говорит такой эпизод — в кабинете мужчины на столе лежит книга, которую он не открывал 2 года. Помещик любит мечтать о чем-то, но делиться своими мыслями с окружающими ему лень. Он любит свою семью, но почти не занимается делами. Будущее детей Манилова под большим вопросом.

О Чичикове у читателя также складывается неоднозначное впечатление. Гоголь описывает его, как человека приятной полноты, одевающегося по моде. Герой обладает хорошо поставленным голосом и умеет убеждать людей. Именно по этой причине его переговоры почти всегда складываются успешно. Коллежский советник легко очаровывает дам, они называют его «прелестным созданием».

Чичиков отличается целеустремленностью, он привык добиваться своего всеми возможными средствами. Вот почему его так поразило бескорыстие со стороны Манилова. Павел Иванович легко может подстроиться под любого собеседника, изменив манеру поведения и стиль речи. Отставной чиновник бережно относится к своему здоровью, избегает азартных игр, любовных похождений, верит в бога.

Он может подать милостыню нищим, но делает это не всегда, а лишь пребывая в хорошем настроении. У героя очень сильный характер. Несмотря на склонность Чичикова к авантюрам, обману и взяткам, Гоголь не характеризует его как исключительно плохого человека. Образ главного героя служит, скорее, предостережением для тех, кто гонится за наживой и видит в этом основной смысл жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: