Язык как материал словесности в лирическом отступлении Птица-тройка в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Сочинение: Лирические отступления и их роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь предстает как писатель-реалист: лирические отступления позволили автору высказать свое отношение к героям, оха­рактеризовать общество и создать образ «живой души» — России. Гоголь был убежден, что в условиях современной ему действительности идеал и красоту жизни можно выра­зить только через отрицание безобразной действительности. Лирические отступления не уводят от основной мысли, а лишь еще более углубляют ее. Мысли автора о высоком на­значении человека, о судьбе Родины и народа здесь противо­поставлены мрачным картинам русской жизни.

Кроме того, лирические отступления — необходимый жанрообразующий элемент поэмы: именно в них автор при­водит обобщения эпического характера (например, о живой душе русского народа, которая воплощается в его языке), раскрывает свою душу (например, лирическое отступление об утрате искренности и непосредственности восприятия в начале б-й главы).

Очень много размышлений автора «рассыпано» по всей поэме. Гоголь иронически рассуждает о «толстых и тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки и средней руки», о «тонкостях» обращения с людьми разного типа, о языке дам города N, о читателях высшего сословия, о человеческих страстях, о метко сказанном русском слове и русской песне.

Приведем некоторые примеры. Первое лирическое отсту­пление — «о толстых и тонких» — необходимо автору для до­полнительной характеристики главного героя, Чичикова, цель жизни которого и состояла в том, чтобы перейти в раз­ряд «толстых» (а он был «ни толст, ни тонок»). Лирическое отступление, характеризующее тонкости обращения («муха и Прометей»), не только вносит дополнительные оттенки в образ Чичикова, но рисует нравы целого общества: в России с помещиком, у которого двести душ, говорят иначе, чем с тем, у которого их триста.

Чичиков разговаривает с Коробоч­кой не так, как разговаривал с Маниловым: здесь он не цере­монится, поминает черта, стучит кулаком по столу. В этом проявляется очень плохая черта, характеризующая не толь­ко Чичикова, но и общество в целом. Общаясь с подчиненны­ми и с людьми невысокого социального статуса, правитель канцелярий «высматривает орлом, выступает плавно, мер-. но». Но, по мере приближения к кабинету начальника, орел превращается в куропатку. Такая же метаморфоза происхо­дит с Чичиковым: из любезного и приятного в обращении со­беседника он превратился в человека грубого и требователь­ного.

Немало пошлого, нелепого видит автор в заседаниях чи­новников. Он очень тонко высмеивает всю эту пошлость: «В собравшемся на сей раз совете очень заметно было отсут­ствие той необходимой вещи, которая в простонародье назы­вают толком».

Размышляя о роли писателя и его творчестве, Гоголь, признавая «сладкое обаяние романтических произведений», сам избирает другую судьбу: судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Писатель второго типа подвержен гонениям за сатирическое отражение действи­тельности. Лирическое отступление о двух путниках и о двух типах писателей раскрывает точку зрения самого Гоголя на реализм и сатиру: художник, пишущий правду, обречен на одиночество.

Вершины мастерства достигает Гоголь, давая авторскую оценку своим героям. Например, Плюшкину, который сме­шон в своем засаленном халате, с чулком на шее, похожий на ключницу. При виде этой «прорехи на человечестве» сам пи­сатель не в силах сдержать слез. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так изме­ниться!» — восклицает он. Дополнительные характеристики в образ Плюшкина вносит лирическое отступление в начале 6-й главы. Здесь автор предостерегает о возможной утрате жизненных сил души и вспоминает о своем детстве. Когда-то, в юности, все занимало его живое воображение: и лавоч­ки, и проезжающий мимо чиновник, и дома странной архи­тектуры. Внимание к жизни сменилось равнодушием и апа­тией, то есть живая душа оказалась утраченной.

Гоголь обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения». Это лириче­ское отступление не случайно помещено в начало 6-й главы. Плюшкин — единственный помещик, у которого когда-то была живая душа, которую он утратил. В лирическом отсту­плении слышатся размышления автора о необходимости бе­речь силы души, чистоту восприятия, интерес к окружающе­му миру: «О моя юность! о моя свежесть!»

Главный герой поэмы — не Чичиков, а русский народ. Го­голь говорит о меткости и силе русского слова: «Выражается сильно русский народ!». Прозвища закрепляются за челове­ком на всю жизнь, потому что содержат очень точные харак­теристики: даже имени Плюшкина соседские крестьяне не знают, им известно только малоприличное, но меткое про­звище! По мнению Гоголя, в языке народа отражена «живо­творящая способность души», у каждого народа — свое ело- во, которое выражает его внутреннюю суть. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко бы так вырвалось из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово!»

Одним из самых важных является лирическое отступле­ние о России, помещенное в начало 11-й главы. Русь в описа­нии Гоголя поражает своей двойственностью. С одной сторо­ны, она бесприютна и бедна, нет в ней ни красивых пейзажей, ни причудливых арок, ни виноградников. С дру­гой стороны, это неохватные просторы, где звучит вольная песнь и рождается свободный и сильный духом человек: «Здесь ли не быть богатырю?» Русь превращается в чудную даль, манящую автора к себе.

Читайте также:
Нет уз святее товарищества (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба).: сочинение

Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лириче­ский образ народной России, о которой Гоголь пишет с любо­вью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чи­новничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед трой­ки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. » Именно Рос­сия, заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия маниловых, собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя. Автор с любовью говорит, что «птица-тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, «могла родиться только у бойкого народа».[/sms]

Анализ лирических отступлений в поэме “Мертвые души”

Л Лекция учителя «Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Цели: формировать умение комментированного и аналитического чтения;

совершенствовать навыки понимания идейно-художественного смысла лирических отступлений как неотъемлемых сюжетно-композиционных элементов, выразительные средства изображения образа автора, выражения его позиции;

Книгу «Мертвые души» Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право дает особая поэтичность, музыкальность, выразительность языка произведения, насыщенного такими образными сравнениями и метафорами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное – постоянное присутствие автора делает это произведение лиро-эпическим.

Лирическими отступлениями пронизано все художественное полотно «Мертвых душ». Именно лирические отступления обусловливают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее поэтическое начало, связанное с образом автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новые идеи, все более проясняет авторский замысел.

Лирические отступления в поэме н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Глава 1 О «толстых» и «тонких».

Глава 2 О том, какие характеры легче изображать писателю.

Глава 3 О различных оттенках и тонкостях обращения на Руси.

Глава 4 О господах большой и средней руки; о живучести ноздрёвых.

Глава 5 О «замашистом, бойком русском слове».

Глава 6 Об уходящей жизни, молодости, утраченных «юности и свежести»; «грозной», «бесчеловечной» старости.

Глава 7 О двух типах писателей и судьбе писателя-сатирика; судьбе крестьян, купленных Чичиковым.

Глава 11 Обращение к Руси; размышления о дороге, о том, почему автор не мог взять в герои добродетельного человека; «Русь — птица-тройка».

«О толстых и тонких чиновниках» (1гл); автор прибегает к обобщению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество, чинопочитание – характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.

«Об оттенках и тонкостях нашего обращении» (3гл); говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.

Идейно-тематический анализ лирического отступления.

О «замашистом, бойком русском слове»

О чём свидетельствует «замашистое, бойкое русское слово»?

Как оно характеризует народ?

Почему Гоголь помещает это отступление в конце пятой главы, Посвящённой Собакевичу?

Вывод. Язык, слово раскрывает существенные особенности характера каждого народа. «Замашистое» русское слово раскрывает живой и бойкий ум народа, его наблюдательность, умение метко и точно одним словом охарактеризовать всего человека. Оно — свидетельство живой, не убитой гнётом души народа, залог его созидательных сил и способностей.

Лирическое отступление «О русском народе и его языке» (5гл); автор отмечает, что язык, речь народа отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи является удивительная меткость.

Лирическое отступление «О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл); автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя. С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.

Лирическое отступление «Много свершилось в мире заблуждений» (10гл); лирическое отступление о всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя. Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.

Лирическое отступление «О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения конкретных форм перспективного развития России.

Постановка проблемного вопроса.

– Зачем писателю понадобились лирические отступления?

– Чем вызвана их необходимость в эпическом произведении, написанном прозой?

– В лирических отступлениях выражен широчайший диапазон настроений автора.

Лирическое отступление Восхищение меткостью русского слова и бойкостью русского ума в конце 5 главы сменяется грустно-элегическим размышлением об уходящей юности и зрелости, об «утрате живого движения» (начало шестой главы).

В конце этого отступления Гоголь прямо обращается к читателю: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!».

Читайте также:
Содержание комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

Лирическое отступление о Руси — «птице-тройке» и анализирующая беседа по нему.

Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение.

– О чём говорят выражения «певучим голоском», «лошадки расшевелились», «лёгонькую бричку»?

– Как раскрыта широта русской души, её стремление к быстрому движению? Какими изобразительными средствами передаётся писателем это движение, больше похожее на полёт?

– О чём говорит сравнение тройки с птицей? Составьте ассоциативный ряд к слову «птица».

(Птица – полёт, высота, свобода, радость, надежда, любовь, будущее…)

– раскройте метафорический образ дороги? Какие ещё образы имеют метафорический смысл?

– Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» — не получает ответа?

– Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»?

Вывод. Так две важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Лирические отступления не только расширяют и углубляют её смысл, раскрывая грандиозный облик «всей Руси», но и помогают отчётливее представить образ её автора — подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созидательных сил народа и вера в счастливое будущее родины дали ему основание назвать своё произведение поэмой.

Выразительные средства. Выбрать одно из лирических отступлений и выписать выразительные средства языка. (Отправить файл в кунделик.)

1.Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета).

2.Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).

4.Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде

самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную

экспрессию путём её отрывистого произнесения).

7.Антонимы (слова с противоположным значением).

8.Однородные члены (синтаксическое средство: слова со значением перечисления фактов,

9.Сравнения (один предмет сравнивается с другим).

10.Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,

употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или

явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).

11.Звукопись: аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).

12.Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков).

Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Читайте также:
Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Предыдущая
СочиненияСочинение: Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»? (Н.В. Гоголь)

СочиненияСочинение: Любимые страницы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Презентация «Русь-тройка. Образ дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»


Образ дороги в поэме

«Мёртвые души»

ПРЕЗЕНТАЦЮ ПОДГОТОВИЛА Волкова Л.Б., учитель русского языка и литературы Каменской основной школы Первомайского района Оренбургской области

Мотив дороги в поэме очень многогранен.

Дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, образ дороги является композиционным стержнем.

Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».

В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»

Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».

Лирическое отступление

— вне сюжетный элемент произведения ; композиционно-стилистический приём , заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования ; авторское рассуждение , размышление , высказывание , выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в « Евгении Онегине » А. С. Пушкина ). Может принимать форму воспоминаний , обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе « Мертвых душ » Н. В. Гоголя ). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях .

Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«В дорогу! в дорогу. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками…» — так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме «Мертвые души». Мотив дороги, пути, движения не раз возникает на страницах поэмы. Этот образ многослоен и весьма символичен. Движение главного героя поэмы в пространстве, его путешествие по дорогам России, встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами и городскими обывателями складываются перед нами в широкую картину жизни Руси. Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то выходя на первый план присутствует другой путешественник — это сам писатель. Мы читаем его реплики: «Гостиница была… известного рода…», «какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо», «город никак не уступал другим губернским городам» и т. д. Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними. Однако он считает необходимым подчеркнуть несовпадение оценки окружающей действительности этими героями. Убогая обстановка гостиницы, приемы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Когда события и явления достигают пика безобразия, смех автора достигает вершины беспощадности. Оборотная сторона гоголевской сатиры — лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину — могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои. Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды(«И какой же русский не любит быстрой езды?»), может полюбоваться прекрасной незнакомкой(«открывши табакерку и понюхавши табаку», скажет:»Славная бабешка!»). Но чаще он о мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей. Автор тоже не обольщается увиденным:»Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора». Но вместе с тем для него есть «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Дорога пробуждает мысли о родине, о предназначении писателя: «Сколько родилось в тебе чудных замыслов,поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!…» Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение. Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам N-ской губернии, как бы подчеркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то же время путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый тернистый, но славный путь писателя, проповедующего «любовь враждебным словом отрицания». Реальная дорога в «Мертвых душах», с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа «громадно несущейся жизни», символа исторического пути России. На страницах, завершающих 1-й том, вместо чичиковской тройки возникает обобщенный образ птицы-тройки, который затем сменяется образом несущейся, «вдохновенной Богом» Руси. На сей раз она на истинном пути, поэтому и преобразился замызганный чичиковский экипаж птицу-тройку — символ свободной, обретшей живую душу России .

Читайте также:
Социальный гуманизм Гоголя: сочинение

Образ птицы-тройки в поэме «Мертвые души»

«Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому. В лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России.Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений. » Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова.Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед.При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель — «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?».Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

ТРЕТИЙ ТОМ МЕРТВЫХ ДУШ ИЛИ КУДА НЕСЕТСЯ ПТИЦА-ТРОЙКА С МАЛОПОДОБАЮЩИМ ПАССАЖИРОМ

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Читайте также:
Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Предыдущая
СочиненияСочинение: Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»? (Н.В. Гоголь)

СочиненияСочинение: Любимые страницы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

«Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления. Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому. В лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России. Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия. Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений. » Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова. Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед. При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель — «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?». Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Читайте также:
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

Кто несётся в русской птице тройке?

О том, как герои Гоголя оживают в современной российской действительности

У Василия Шукшина есть рассказ «Забуксовал». Его главный герой – совхозный механик по имени Роман Звягин – после работы лежит на диване и слушает, как его сын Валерка учит уроки. А учил на тот момент сынишка известный многим по школе заключительный отрывок из «Мёртвых душ» про «птицу тройку». Учил на память.

«Заслышали с вышины знакомую песню – дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху. И мчится вся, вдохновенная Богом! Русь, куда же несешься ты? Дай ответ! Не даёт ответа…»

Вдруг, посреди гоголевских слов, произносимых детским голосом, механика осенило: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю. Ёлкина мать! Вот так троечка!»

Неожиданно ворвавшаяся в сознание мысль, как правило, не даёт человеку усидеть на месте. Роман Звягин помчался по селу в поисках смышлёного собеседника. Нашёл школьного учителя и осадил его вопросами.

Как же так? Тройке все дорогу дают, народы расступаются, а в тройке – шулер!

Учитель попытался объяснить, что Гоголь был заворожен магией быстрой езды и связал эту быстроту с судьбой России; и что Чичиков тут ни при чём. Его Гоголь оставил до второго тома, который собирался писать. Но Романа Звягина это не успокоило. Он вспомнил, что тридцать лет назад тоже зубрил этот текст, но тогда не подумал: а кто в тройке? И вот теперь вдруг дошло. «Шулер в бричке, а перед ним шапку ломают!»

И он пойдёт домой с этим странным вопросом, на который никто не даст ему внятного ответа. А его сын, наверное, выучит гоголевские слова на зубок и получит за них пятёрку. Но вот ведь как может настигнуть внезапное прозрение самого что ни на есть некнижного человека! И действительно, кого там разудалые кони несут, разрывая воздух звоном колокольчика? Неужели этого жулика Чичикова?

Чичиков делал деньги из воздуха. Как любой гениальный жулик, он из-под ног поднимал то, что никто до него не замечал, и уже в скорости клал в карман твёрдую валюту. Он был способен делать деньги на водопроводной воде и на чистых снах младенца. На всём то есть. Пророческим чутьём Гоголь угадал, что будущее принадлежит вот этому типу. При крепостном праве ему трудно развернуться. Нужно именно что-то «химичить», чтобы войти в число крепких помещиков. Зато в иные времена он покажет себя.

Представьте себе, что в 1990-е годы влетает та самая птица тройка в самую гущу российской действительности. Тот же Селифан на козлах. Тот же Петрушка в лакеях. А у барина, того, что внутри кибитки, черты лица, положим, Егора Гайдара. Или Анатолия Чубайса. Слабо разве представить Чичикова в этих обличьях? Ничуть. Перечитайте ради интереса словесный портрет Павла Ивановича в первой части «Мёртвых душ». Любопытные родятся ассоциации.

Ворвавшись в наши 1990-е, Павел Иванович Чичиков уже не будет разоряться на покупку души покойного плотника Парамона или кузнеца Семёна. Он устроит ваучерную приватизацию и приберёт в свои пухлые ручки ведущие предприятия страны! То есть при помощи хитрости и наглости совершит молниеносный скачок с нижних ступенек социальной лестницы на самый верх, где один росчерк пера может стоить жизни целому поколению.

Да, русская птица тройка кого только внутри не везла! В Гражданскую с неё снимали верх, ставили сзади «Максим», и она превращалась в тачанку. И комиссары на ней скакали, и батька Махно по Гуляйполю носился.

Было время, круглое лицо Никиты Сергеевича высовывалось из её окошка. Он кричал Селифану: «Быстрей давай! Перегоняй Америку!» – и добавлял что-нибудь про «кузькину мать» или чего покрепче.

И господа либералы, верящие в мудрость «всемогущего рынка», совсем недавно облетели в птице тройке всю необъятную Родину, мигом превращая в частную собственность то, что народ строил десятилетиями.

Так что хорошим вопросом озаботился совхозный механик из рассказа Василия Шукшина. Нет слов, несётся Русь быстро. И на вопрос «Куда несёшься?» чаще всего не даёт ответа.

И самая главная, видимо, историческая задача России – это чтоб пока «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», внутри, скрывая пухлые щёчки за дорожными занавесками, не сидел, ухмыляясь довольно, жулик Чичиков.

Читайте также:
Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»: сочинение

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Дорога в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». презентация к уроку (10 класс) по теме

1 ДОРОГА В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 8» г. Назарово, Красноярского края Овчинниковой О. В.

2 Мотив дороги является центральным в создании образа Руси. Этот образ многослоен и весьма символичен. Поэма задумывалась Н. В. Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте А. «В дорогу! в дорогу . » К ак заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и философских лирических отступлений в поэме?

3 Движение главного героя поэмы по дорогам России складываются в широкую картину жизни Руси. Перед глазами Чичикова и читателя проходят практически все явления российского общества. Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя.

4 Рядом с Чичиковым присутствует другой путешественник — это сам писатель. Вот его реплики: «Гостиница была… известного рода…», » город никак не уступал другим губернским городам» … Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними.

5 Убогая обстановка гостиницы, приёмы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Оборотная сторона гоголевской сатиры — лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину — могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои.

6 Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды. «И какой же русский не любит быстрой езды ?»…может полюбоваться прекрасной незнакомкой… Но чаще он о мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей.

7 Автор тоже не обольщается увиденным : «Русь ! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора». Но вместе с тем для него есть «какое-то странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Для Н. В. Гоголя дорога — нечто большее. В поэме есть лирические отступления, выражающие авторскую поэзию. Зачитайте их. Чем является дорога для Н. В. Гоголя?

8 Для Н. В. Гоголя в дороге «восторженной – чудной» вся русская душа, весь её размах и полнота жизни. Как бы ни сковывали русскую душу рабские сети, она всё равно остаётся духовно свободной. Таким образом, дорога для Гоголя — это Русь. Куда ведёт дорога, по которой она мчится так, что её уже не остановить: «Русь, куда несёшься ты»?

9 Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в путь жизни. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: ещё немало пути и дороги придётся им пройти вдвоём рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.

10 Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам N- ской губернии, как бы подчёркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то время как путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый и тернистый , но славный путь писателя, проповедующего «любовь враждебным словом отрицания». Реальная дорога в «Мертвых душах», с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа «громадно несущейся жизни», символа исторического пути России.

11 И вот уже вместо чичиковской тройки возникает обобщённый образ птицы-тройки , который сменяется образом несущейся, «вдохновенной Богом» Руси. На сей раз она на истинном пути, поэтому и преобразился замызганный чичиковский экипаж в птицу-тройку — символ свободной, обретшей живую душу России.

Сочинение Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор Гоголя

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.

Все чиновники собрались в одном месте. Все они потерпели фиаско. Хлестаков, которого они приняли за ревизора, оказался самозванцем, сам того не желая. Люди были обмануты по собственной глупости. Они были так шокированы своей оплошностью, что забыли о самом главном — приезде настоящего ревизора. И вот произносятся заветные слова об его приезде.

Это заставляет чиновников окаменеть из-за страха. То чувство ужаса и волнения, нахлынувшее из-за переезда Хлестакова, опять нахлынуло с новой силой. Страх был еще сильнее из-за того, что к приезду настоящего ревизора ничего не было подготовлено, как к приезду самозванца. Началась немая сцена.

В центре комнаты стоит городничий — главный человек города. Его задача заботиться о счастьи и комфорте жителей, однако он думает только о собственном обогащении. В немой сцене он распростер руки вверх, словно обращается к небу. Возможно, он размышляет о том, что с ним теперь будет, ведь ревизору не составит труда найти нарушения и наказать городничего. Даже если его ошибки не будут найдены, но будут найдены, например, ошибки судьи Ляпкин-Тяпкина, то городничий все равно будет наказан, так как его задача — следить за соблюдением законов в городе, следить за правопорядком.

Читайте также:
Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира: сочинение

Немая сцена символизирует суд совести. В этом моменте кроме общественного смысла у комедии «Ревизор» появляется моральное значение. В немой сцене каждый чиновник переживает, думает, что с ним будет. Возможно, у кого-то из них появились реальные муки совести, кто-то раскаялся, но очень вряд ли.

Немая сцена своего рода посыл каждому человеку. Николай Васильевич Гоголь хочет сказать, что за свои поступки необходимо отвечать, поэтому жить нужно честно, по совести, не нарушать реальный и моральный закон, помогать всем нуждающимся. Честному человеку нечего бояться перед Высшим судом, так как он делал все правильно и честно.

О проверке настоящего ревизора ни слова нет принципиально. Таким образом, писатель подчеркивает, что суд совести намного важнее и страшнее для человека, чем суд реальный. Суд реальный не всегда может заставить человека раскаяться и измениться, а суд совести заставляет человека анализировать свои поступки, а главное их последствия.

2 вариант

Произведение в драматургическом жанре под названием «Ревизор» написан Николаем Васильевичем Гоголем. Смысл и значением немой сцены, которая присутствует в этой пьесе, представлены в данной статье.

Николай Васильевич выступил в роли новатора, так как никто раньше до него не додумывался вынести в центр внимания общественных конфликт, а не конфликт любовных отношений. В своей комедии автор смог высмеять общественные пороки, посмеявшись над каждым из героев, но это не был сладкий и чистый смех. Эта была сатира и сарказм.

По сюжету пьесы в город должен приехать ревизор. Все готовиться к его визиту, стараясь прикрыть все «косяки», чтобы не получить по шапке.

Тут проезжает около города молодой человек по фамилии Хлестаков, которого, собственно, по ошибке и принимают за ревизора. Ему оказывают радушный прием. Он хвастливо рассказывает истории из своей богатой, веселой, светской жизни. Хлестаков решил подыграть и попользоваться моментом такого своего влияния, пока ему не пришлют денег.

Каждый из героев пьесы что-то скрывает, потому хочет так угодить ревизору. Городничий знает, какой на самом деле беспорядок творится в городе: в больницах умирают люди, еда – это помои и вообще кругом взятничество, мошенничество, беззаконье.

Произведение заканчивается этакой «немой сценой». Именно в этой точке расширяются комедийные линии. И тут происходит ее преобразование из общественной в комедию о нравственности и философии. Гоголь делает напоминание о том, приходит определенное время, когда все люди должны отвечать за свои деяния, как и представители власти в его пьесе. Автор делает обращение к каждому читателю, что необходимо жить, руководствуясь совестью. Мы всегда несем ответственность за свои действия в первую очередь перед самими собой, обществом.

Поэтому немая сцена трогает увлеченности каждого персонажа. В финальной части все персонажи выводятся писателем на сцену и впадают в обездвиживание. Этот нюанс помогает автору сфокусировать внимание читателей именно на происходящем, а именно тот страх, который посетил каждого из них, когда они узнали о прибытии настоящего проверяющего.

Роль немой сцены

Данную великолепную комедию Николая Гоголя можно назвать по-настоящему новаторской и интересной. Она отразила впервые за долгое время такую тематику, как общественный конфликт, в котором на замену светлым любовным чувствам, вышла весьма нетипичная ситуация, которая говорила о том, что в стране требуются кардинальные перемены, и соответственно, из-за пороков людей в данном обществе, происходили самые неблагоприятные последствия для всех сфер деятельности. Автор высмеивал привычки чиновников, которые заключались в том, чтобы брать взятки со всех людей, а также, данные люди уважали и судили только за наличие какой-либо должности или звания.

Стоит отметить и тот факт, что чиновников данного города можно назвать весьма порочными и даже недальновидными людьми, которые стремились к власти, и старались воровать из государственной казны как можно больше денежных средств. Интересным является тот факт, что после того, как чиновники поняли, кто же есть Хлестаков на самом деле, автор решает показать немую сцену, в которой он отобразил, насколько отягощенной может быть ситуация, при которой выясняется правда. Откровением для читателей может стать то, что после нее произведение заканчивается. Писатель прибегнул к данному приему лишь с одной целью – он хотел, чтобы у читателей остались собственные домыслы и идеи по этому поводу.

Когда городничему сообщают о том, что Хлестаков выдавал себя за проверяющего, но им не являлся, он тут же меняется в лице, и решает предпринять попытку совершения чего-то рационального и спешного. Однако, поняв весь трагизм ситуации, и то, что в скором времени ему придется отвечать за содеянное, данный герой стоит словно парализованный, и не решается сказать что-либо. Стоит отметить и тот факт, что у чиновников даже не успели появиться какие-либо эмоции на лице, ведь тот факт, что они поняли это молниеносно, поставил их в совершенно неловкое положение. Все кражи, которые они совершали на протяжении огромного периода времени, говорит о том, что их привычкам скоро наступит конец. Городничий понимал, что в скором времени лишится своей должности. Однако, это не самое страшное, что с ним может случиться, ведь за преступления против государства, он может понести самые суровые наказания. В произведении автор указывает на то, что нужно вести честную, справедливую и порядочную жизнь, чтобы в случае возникновения проверок, не было никаких опасений за свою деятельность.

Читайте также:
Как Чичиков следует отцовскому наставлению в зрелую пору своей жизни?: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.

В романе Гончарова «Обломов» главный герой ведёт праздную жизнь, не читает книг, не занимается хозяйством и своим поместьем. Илья Ильич заводит отношения с двумя женщинами

Что может быть красивей натюрмортов, особенно если это изображение, сорванных, весенних цветов. Но еще лучше, если они выполнены рукой выдающегося, русского художника Бруснилова, который очень любил данный вид живописи

Произведение рассказывает о глухонемом крестьянине Герасиме, которого старая барыня привезла из деревни в Москву и назначила его дворником. Этот мужчина обладал недюжинной силой, и всякая работа спорилась в его руках.

Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях

Сочинение «Немая сцена в пьесе «Ревизор» (Н.В.Гоголь)»

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение «Немая сцена в пьесе «Ревизор» Н.В.Гоголя», в котором мы не только расскажем об эффекте и персонажах немой сцены, но и сделаем выводы о ее роли в композиции произведения.

Одно из самых интересных новаторских находок Н.В.Гоголя в комедии «Ревизор» – немая сцена, которая завершает пьесу. После уезда Хлестакова, принятого городскими чиновниками за ревизора, высшие круги уездного города спешат в дом к городничему, чтобы поздравить его с удачным сватовством Хлестакова. Здесь и застает их известие о приезде настоящего ревизора. Оно было настолько неожиданным для собравшихся, что они застывают на полторы минуты в нелепых позах. Заключительная немая сцена вызвала в литературе самые разные суждения сразу после появления произведения. В.Г.Белинский отмечал, что она органично замыкает целостность пьесы, А.Воронский считал ее символическим выражением умерщвления, когда на смену живым, веселым героя «Вечеров на хуторе близ Диканьки» приходят марионетки, манекены, «живые трупы».

Чтобы понять замысел автора, предлагаем еще раз внимательно рассмотреть всех участников немой сцены. Вот в центре расположился городничий с распростертыми руками и закинутой назад головой, он будто вопрошает у Бога, почему так случилось? Анна Андреевна и Марья Алексеевна так напуганы, что «устремились» к отцу семейства, чтобы найти в его лице защиту. Шпеков, почтмейстер, становится похож на вопросительный знак. Он не понимает, как все могли допустить такую досадную ошибку. Хлопов вовсе «потерялся самым невинным образом», будто хочет спрятаться от всего происходящего. Далее видны три дамы с сатирическими лицами. «Каково-то теперь вам будет, голубчики?» — словно говорит их поза. Земляника наклонил голову, прислушиваясь к чему-то и раздумывая, как выйти из этой истории чистым, без потерь. За Земляникой судья Ляпкин-Тяпкин присел от неожиданности почти до земли, а его губы сложились так, будто сейчас просвистят или скажут: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Затем идет Коробкин, который прищуренным глазом смотрит на зрителя с каким-то намеком на городничего.У края сцены Бобчинский и Добчинский устремились навстречу друг другу, чтобы найти защиту и утешение друг у друга.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что персонажи немой сцены расположены в иерархическом порядке: в центре городничий, рядом с ним его семейство, далее идут городские чиновники, а прочие гости – у самого края сцены, на заднем плане. Такое расположение не случайно. Автор показывает верхушку пирамиды уездного города, будто подчеркивает, кто больше всех виноват в непорядках и беззаконии. Самый сильный удар от страшной вести о прибытии ревизора пришелся по самой верхушке пирамиды и, немного теряя в своей силе, распространился на более низкие слои. Поза каждого персонажа зависит от силы потрясения. Она возрастает в зависимости от вины героя. Страхом скованы все, независимо от того, был ли он отягощен «преступлением» или просто наблюдал за «преступлениями» других.

Сам Н.В.Гоголь писал, что немая сцена не будет иметь никакого эффекта до тех пор, пока не поймут, что это не просто немая сцена, а она должна представлять «одну окаменевшую группу». Окаменение выражает, по мнению автора, особую, высшую форму страха, вызванную каким-то странным, непостижимым событием. Это высшая форма страха во много раз больше, чем тот страх, который чиновники испытывали, когда только узнали о приезде ревизора. Они понимают, что угождали они совершенно постороннему человеку, а настоящий ревизор, возможно, молча наблюдал за их нарушениями по службе и может о них донести вышестоящему начальству. Их страх оправдан.

Сцена дается автором в тот момент, когда общность героев, вызванная ситуацией с ревизором, могла распасться, но благодаря этой сцене удерживается, не распадается. Они вновь оказываются в одной связке.

Читайте также:
«Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»: сочинение

Таким образом, немая сцена не просто завершает комедию, а несет в себе очень важную смысловую нагрузку. Она является ключевой в понимании общего смысла комедии, позволяет читателю и зрителю в течение полутора минут рассмотреть всех героев и сделать свои выводы. Немая сцена – это намек на торжество справедливости. Автор предупреждает: сколько ни твори беззакония, несправедливости, а возмездие не заставит себя ждать.

Роль немой сцены в комедии Николая Василевича Гоголя «Ревизор»

Финал комедии Гоголя — очень необычный приём для русской классики, вызвавшее в свое время массовый интерес читателей. Почему же?

Значение немой сцены

Произведение Гоголя новаторское для русской драматургии, так как в центре впервые стоит проблема общественного конфликта, а не любовного. Необходимо разобраться, в чём суть и роль немой сцены в данном произведении. Но для начала стоит кратко рассказать о самой комедии.

Комедия «Ревизор» повествует о некоем городе N, где живут не слишком добросовестные чиновники и городничий. И вот однажды до них доходит слух, что в скором времени в их городок должен прибыть ревизор. Эта новость вызывает волнение героев, ведь они все «нечисты на руку» на своей службе. И, естественно, они собираются это скрыть, поэтому начинают тщательно готовиться к его приезду. Автор посмеивается над своими героями, которые в попытках выгородить себя и свои огрехи в деятельности ведут себя до крайности нелепо. Вот только смех этот нисколько не весёлый, а скорее грустный и горький.

Немая сцена в конце комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — это своего рода кульминационный момент.

Эта сцена не зря является финальной, таким образом, она вызывает настоящую бурю эмоций. Здесь всех чиновников Гоголь собирает в одном месте, чтобы как следует встряхнуть их. Чиновники наконец узнают, что Хлестаков, которого они поначалу приняли за ревизора, таковым не является. О прибытии в город настоящего ревизора объявляет жандарм. После его слов герои комедии в буквальном смысле застывают.

Автор не один раз упоминает об их «каменном» состоянии. Так, с маской изумления на лице и без движения, они и стоят до момента опускания занавеса.

Очень интересно, что именно так заканчивается комедия. Именно в этом смысл финальной сцены «Ревизора».

Как громом пораженные

Что же именно выражает их застывшее состояние? Они одновременно возмущены и унижены известием, которое принёс им жандарм. Ведь чиновники и жители так прекрасно играли свою роль, так чисто скрывали свои служебные «грешки», а теперь выходит, что всё зря. Не перед тем человеком они разыгрывали актёрскую драму. Не перед тем старались. Слепо пытаясь угодить хитрому и гадкому Хлестакову, они даже не удосужились вникнуть в ситуацию. Они не смогли разглядеть обмана за пеленой собственной лживости, которая заслонила им глаза.

Еще большее разочарование их постигает, когда они осознают, что настоящего ревизора они не провели. Он-то всё видел и знает. Все их нарушения по службе у него были как на ладони. Они потрясены своей глупостью и наивностью, которые помешали им разглядеть в Хлестакове вруна. Также они осознают, что понесут за все свои ошибки и глупости наказание, а отомстить за это Хлестакову, увы, уже не смогут, ведь он уехал.

Это последнее действие играет очень важную роль в комедии, сам автор уделяет ей много внимания. Сцена является кульминацией, а также самой обсуждаемой в среде литературных критиков и читателей. В этой сцене герои буквально застывают, настолько сильно их потрясло известие о прибытии ревизора. Гоголь пишет: «Произнесенные слова поражают всех как громом… вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».

Именно здесь читатель и зритель могут разглядеть каждого героя, они раскрываются перед ними. Все вместе сейчас они представляют весьма выразительную и живописную картину. Вот какой смысл заключен в немой сцене «Ревизора». Рассмотреть застывших героев.

Этот финал иллюстрирует возмущение, разочарование и негодование героев. Это и есть значение немой сцены в комедии «Ревизор»: персонажи впервые понимают, как глупо себя вели все это время, и испытывают чувство стыда.

Вот только стыдно им не за своё поведение и обман, а за глупость, из-за которой обманывали они не того человека. Если бы у них была возможность, они с радостью разыграли комедию и перед тем, кем было нужно.

Та самая «Пауза»

Роль немой сцены в «Ревизоре» в том, чтобы позволить читателю обдумать все события, о которых рассказывал автор. Последнее действие комедии — «пауза», которая так необходима. Минутка на то, чтобы позволить людям поразмышлять. Гоголь говорил, что конец постановки комедии выражает идею «закона». Это финальное действие — оно предвещает грядущее возмездие. Это то самое значение немой сцены в «Ревизоре», которое так упорно ищут литературные критики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: