Замысел и история создания поэмы Гоголя «Мертвые души»: сочинение

«Замысел и история создания поэмы Гоголя «Мертвые души»»

В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.

Но на самом деле в названии заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома «Мертвых душ». Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по аналогии с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища», «Рая». Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни, во втором и третьем томах – духовный подъем России.

В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании «Мертвых душ» Н. В. Гоголь сам рисовал титульный лист. Он нарисовал коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг – черепа, которые символизируют мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.

Мир «Мертвых душ» разделяется на два мира: мир реальный, где главное действующее лицо – Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой – сам Н. В. Гоголь.

Манилов, Собакевич, Ноздрев, прокурор – вот типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, «Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать». Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев. У Собакевича «совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности». У всех чиновников в городе такие же застывшие души без малейшего развития. Н. В. Гоголь описывает чиновников со злой иронией.

Сначала мы видим, что жизнь в городе кипит, но на самом деле это просто бессмысленная суета. В реальном мире поэмы мертвая душа – это обычное явление. Для этих людей душа – это лишь то, что отличает живого человека от мертвого. После смерти прокурора все догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело».

Название поэмы является символом жизни уездного города N. а уездный город К, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.

В идеальном же мире существует живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города. В одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении. Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Н. В. Гоголь противопоставляет реальным крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.

В реальном мире «Мертвых душ» есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это – Чичиков и Плюшкин.

Образ Плюшкина отличается от образов остальных жителей города. В поэме Гоголь выделяет главу с Плюшкиным, она расположена ровно посередине. Глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. Это и показывает, что глава действительно важна. Можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана. Когда Чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: Чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. Но глава с Плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. Только у одного жителя города, у Плюшкина, показана история его жизни, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. История Плюшкина – это трагедия его жизни. Постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. Но умерла ли его душа до конца? При упоминании имени его товарища на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Это значит, что в Плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. Живыми у Плюшкина были и глаза. В шестой главе содержится подробное описание сада Плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. Сад – это своеобразная метафора души Плюшкина. Только у Плюшкина в имении находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда Чичикова. Все это позволяет нам сделать вывод, что душа Плюшкина не совсем закаменела.

Вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является Чичиков. Его зовут Павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. Так и Чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. И уже в первом томе на это есть намек. Гоголь доверяет Чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян.

Читайте также:
Нет уз святее товарищества (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба).: сочинение

Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности. Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте – «Ад».

С «мертвыми душами» связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает «души» умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму.

С понятием «мертвая душа» связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук». Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. «Никогда еще не случалось продавать. покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую», – говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно изменяется и содержание понятия «мертвая душа». Абакум Дыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.

Но «мертвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен – он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души – бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы – лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

«Замысел и история создания поэмы Гоголя «Мертвые души»»

Тема 11. Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

Замысел поэмы «Мертвые души» и его воплощение. Смысл заглавия поэмы. Тематика

Замысел поэмы относится к 1835 году. Сюжет произведения подсказал Гоголю Пушкин. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1841 году, а опубликован в 1842 году под заглавием «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

Гоголь задумал грандиозное сочинение, в котором он собирался отразить все стороны жизни России. Гоголь писал В.А.Жуковскому о замысле своего произведения: «Вся Русь явится в нем».

Замысел «Мертвых душ» сопоставим с замыслом «Божественной комедии» Данте. Писатель намеревался написать произведение в трех томах. В первом томе Гоголь собирался показать негативные стороны жизни России. Чичиков – центральный герой поэмы – и большинство других персонажей изображены в сатирическом ключе. Во втором томе писатель стремился наметить для своих героев путь к духовному возрождению. В третьем томе Гоголь хотел воплотить свои представления об истинном бытии человека.

С замыслом писателя связан и смысл заглавия произведения. Само название «Мертвые души» заключает в себе, как известно, парадокс: душа бессмертна, значит, она никак не может быть мертвой. Слово «мертвый» используется здесь в переносном, метафорическом значении. Во-первых, речь здесь идет об умерших крепостных крестьянах, которые в ревизских (от слова ревизия) сказках числятся как живые. Во-вторых, говоря о «мертвых душах», Гоголь имеет в виду представителей господствующих сословий – помещиков, чиновников, души которых «омертвели», оказавшись во власти страстей.

Гоголю удалось завершить только первый том «Мертвых душ». Над вторым томом произведения писатель работал до конца жизни. Последний вариант рукописи второго тома Гоголь, по-видимому, уничтожил незадолго до смерти. Сохранились лишь отдельные главы двух первоначальных редакций второго тома. К написанию третьего тома Гоголь не приступал.

Читайте также:
Разлад «мечты и действительности» в петербургских повестях Николая Гоголя: сочинение

В своем произведении Гоголь отразил жизнь России первой трети XIX века, быт и нравы помещиков, чиновников губернского города, крестьян. Кроме того, в авторских отступлениях и в других внесюжетных элементах произведения затрагиваются такие темы, как Петербург, война 1812 года, русский язык, юность и старость, призвание писателя, природа, будущее России и многие другие.

Основная проблема и идейная направленность произведения

Основная проблема «Мертвых душ» – это духовная смерть и духовное возрождение человека.

Автор исследует причины нравственной деградации помещиков, чиновников, Чичикова, выявляет удручающие последствия этого процесса.

Одновременно Гоголь, писатель с христианским мировоззрением, не теряет надежды на духовное пробуждение своих героев. О душевном воскресении Чичикова и Плюшкина Гоголь собирался написать во втором и в третьем томах своего произведения, однако этому замыслу не суждено было осуществиться.

В «Мертвых душах» преобладает сатирический пафос: писатель обличает нравы помещиков и чиновников, пагубные страсти, пороки представителей господствующих сословий.

Утверждающее начало в поэме связано с темой народа: Гоголь восхищается его богатырской силой и живым умом, его метким словом, всевозможными талантами. Гоголь верит в лучшее будущее России и русского народа.

Жанр

Сам Гоголь в подзаголовке к «Мертвым душам» назвал свое произведение поэмой.

В составленном писателем проспекте «Учебной книги словесности для русского юношества» есть раздел «Меньшие роды эпопеи», где характеризуется поэма как жанр, промежуточный между эпопеей и романом. Герой такого произведения – «частное и невидное лицо». Автор ведет героя поэмы сквозь цепь приключений, чтобы показать картину «недостатков, злоупотреблений, пороков».

К.С.Аксаков увидел в произведении Гоголя черты древней эпопеи. «Древний эпос восстает перед нами», – писал Аксаков. Критик сравнивал «Мертвые души» с «Илиадой» Гомера. Аксакова поразили и грандиозность замысла Гоголя, и величие его воплощения уже в первом томе «Мертвых душ».

В поэме Гоголя Аксаков усмотрел мудрое, спокойное, величавое созерцание мира, свойственное древним авторам. С такой точкой зрения можно отчасти согласиться. Элементы поэмы как жанра воспевающего мы обнаруживаем прежде всего в авторских отступлениях о Руси, о птице-тройке.

В то же время Аксаков недооценил сатирический пафос «Мертвых душ». В.Г.Белинский, вступив в полемику с Аксаковым, подчеркивал прежде всего сатирическую направленность «Мертвых душ». Белинский увидел в произведении Гоголя замечательный образец сатиры.

В «Мертвых душах» присутствуют также черты авантюрно-приключенческого романа.Главная сюжетная линия произведения построена на авантюре главного героя. В то же время любовная интрига, столь важная в большинстве романов, в произведении Гоголя отнесена на второй план и выдержана в комическом ключе (история Чичикова и губернаторской дочки, слухи о возможном ее похищении героем и т.д.).

Таким образом, поэма Гоголя – сложное в жанровом плане произведение. «Мертвые души» соединяют в себе черты древнего эпоса, приключенческого романа, сатиры.

«Замысел «Мертвых душ»»

Замысел «Мертвых душ» возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» В 1842 году поэма была опубликована несмотря на цензурный запрет, помог напечатать ее Белинский. Ее появление оказалось большим событием в русской общественной и литературной жизни. Герцен о потрясли всю Россию». Портретная галерея «Мертвых душ» открывается Маниловым. По натуре Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Прекраснодушие — самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрит сквозь «розовые очки». Это единственный помещик, который подарил «мертвых душ» Чичикову.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — товар, поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми.

Типичен образ Ноздрева. Это человек «на все руки». Его увлекают пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич — кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича — стол, кресла, стулья — напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает потрясающей выразительности в описании характерных черт героя.

Галерею «мертвых душ» завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами. В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос.

Читайте также:
Значение и анализ произведений Гоголя Арабески.: сочинение

Образы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных порядков. Писатель сам глубоко чувствовал общечеловеческое значение созданных им типов. Гоголь писал: «Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Автор нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного общества, которое неспособно к руководству национальной жизнью, — общества, лишенного элементарного представления о честности и долге, опустошенного и духовно мертвого. Вся передовая, мыслящая Россия, читая поэму, понимала ее название так, как понял Герцен: «»Мертвые души» — это ужас и позор России».

Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее Чернышевский о. Сейчас нет помещиков, но черты характера, которые так ярко запечатлел Гоголь в поэме «Мертвые души», остались, проявляясь в бесчисленных пороках огромной части нашего общества.

Некоторые политические деятели напоминают Ноздрева, поэтому их можно назвать «историческими личностями». Коробочки встречаются почти на каждом шагу. Выживших из ума Плюшкиных редко, но все-таки можно встретить. Одним маниловым в нашем жестоком веке нечего делать. Попусту мечтать — это слишком большая роскошь.

Гоголь бессмертен, и это ясно каждому, кто хорошо изучил русскую литературу XIX века. Главное свойство гоголевского дара особенно отчетливо проявилось в обрисовке характеров помещиков, которые утратили способность по-настоящему видеть, слышать, думать. Их поведение механическое, заданное раз и навсегда, подчинено единственной цели — приобретать, чтобы «спать» наяву. Это духовная смерть! Страстное желание Гоголя пробудить сонное человеческое сознание созвучно нашей эпохе духовного застоя.

«Мертвые души» — произведение новаторское, смело развивающее традиции русской литературы. Все свои помыслы писатель отдавал народу, он видел возрождение России в уничтожении праздной касты тунеядцев, имя которым — дворяне-крепостники. В этом величие литературного подвига Гоголя.

Замысел поэмы Мертвые души Гоголя

Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришел к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками, отрицательными чертами, противоречивыми характерами. Гоголь хотел задеть человека, показать ему то, что происходит в мире, то, чего стоит опасаться.

Он хотел, чтобы читатели, ознакомившись с его творением, поразмыслили над проблемами, поставленные в произведении.

Николай Васильевич раскрыл потаенные уголки души человека, проявления характера в разных ситуациях, те или иные недостатки, мешающие вести счастливую жизнь. Писал он свое творение не только для конкретных людей, живущих в определенное время, но и для всех поколений. Его волновало будущее, в котором возможно повторение того, что изображено в романе. Он всеми средствами показал, насколько «мертвыми» могут быть души людей, и как сложно пробудить сею душу, достучаться до нее.

Гоголь пытался разоблачить Россию, выявить негативные качества народа, за что, по-видимому, и не принимается многими читателями за такое обращение с персонажами.

Но Гоголя винить незачем. Он сделал то, что не удавалось многим: писатель сумел найти силы донести до человека правду! Писатель сумел отобразить в своем произведении то, что планировал.

Замысел и композиция «Мертвых душ»

Великого писателя Николая Васильевича Гоголя многие современники не принимали, а все потому, что не понимали весь заложенный смысл в то или иное произведение. Говоря о Гоголе, невозможно обойти стороной его великолепный роман «Мертвые души», над которым писатель работал 17 лет. Стоит учесть то, что творческая карьера Николая Васильевича составляла 23 года.

Поэтому видно, что «Мертвые души» занимали особое место в жизни Гоголя.

Верный и надежный товарищ А. С. Пушкин подсказал сюжет для сего творения. Примечательно то, что начальные три главы создавались Гоголем в России, а последующие за рубежом. Работа была тяжелой, ибо Николай Васильевич продумывал каждую деталь, акцентировал внимание на любом слове. Даже фамилии в романе стали говорящими, ибо этим действием писатель хотел явно разоблачить сущность зажиточных людей, показать характер родины, выявить недостатки и раскрыть отрицательные стороны людей.

Возможно в связи с таким деянием «Мертвые души» часто поддавались негативной критике, на Гоголя совершались нападки, ибо правда, что была рассказана писателем, не хотелась приниматься народом, они были к ней не готовы.

Николай Васильевич, создавая роман, ничего не желал упускать. Он мечтал воплотить в него все то, что так тревожит и волнует душу. Поэтому творец завязал множество событий, связанных с разными складами ума людьми, одного героя Чичикова.

Гоголь изобразил бытовую жизнь помещиков. Персонаж, что разъезжает к каждому деятельному лицу, выявляет их недостатки, которые присущи любому человеку. На страницах романа читатели могут заметить Манилова, который только и делает, что рисует райскую жизнь, воображает о чем-то недосягаемом, вместо того, чтобы перестать тешить себя желаниями, да взяться за дело.

Читайте также:
Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации: сочинение

Заметно, что у Манилова имеется неправильное понимание жизни, ибо мечтательность окутывает настолько, что выбраться из ее омута довольно-таки сложно.

Отражение полного вранья да лжи, лицемерия показывается в характере Ноздрева, который Чичиков тоже посещает. Видится и кулачество, агрессивное отношение к людям у Собакевича. Так или иначе, каждый персонаж имеет свою черту, которая раскрывается Чичиковым. Обращая внимание на отрицательные стороны героев, Гоголь предупреждает нас о том, что все должны задуматься над своей жизнью, переменить свои взгляды, понять, что с такими подобными чувствами, как у персонажей, нельзя спокойно ходить по Земле. И на протяжении всей поэмы Николай Васильевич ставит важную композиционную проблему: пропасть между правящим сословием и обычным народом.

Не зря в композиции «Мертвых душ» появляется образ дороги. Это писатель делает намек на то, что Россия должна двигаться намеренно только вперед, не сворачивая и не мешкая. Гоголь питает очень нежную любовь к родине, он не хочет, чтобы та пала или ушла в небытие.

Писатель переживает за Россию, поэтому и уделил много лет на написание «Мертвый душ»!

Вариант 3

Николай Васильевич Гоголь долго рассуждал, в чем же будет замысел произведения. Писатель находился в долгих раздумьях. Спустя время, он решает что нужно показать народу Русь такой, какая она есть на самом деле. Без преувеличений и вранья. Он хотел донести до человечества, что нужно решать проблемы, люди заврались, разворовывают страну.

Весь замысел поэмы — это аферисты и их деяния. Один из аферистов это Чичиков, из произведения мы знаем, что он скупал души умерших работников. А помещики с радостью продавали, так как тоже хотели поживиться.

Писатель показал Россию, как с хорошей, так и с плохой стороны. На это решился не каждый писатель того времени.

Жаль то, что до читателя дошел только первый том поэмы. Второй автор лично уничтожил, он его спалил, но, слава Богу, к людям дошли черновики, а третий том Гоголь так и не начал писать.

Николай Васильевич вывернул души героев на изнанку перед читателем. Он показал, как ведут себя герои в разных ситуациях и как проявляется их характер при этом. Когда создавалась данная поэма, автор рассчитывал донести ее не только для народа, который проживал в то время.

Писатель хотел сделать такую работу, которую бы читала через сто лет. Он хотел, что бы люди ни повторяли ошибки прошло. Гоголь показал, что насколько сильно могут быть «мертвые» души живых людей, когда это касается денег, и как сложно добраться до доброй души, которая всегда присутствует в человека, даже самом злом.

Читателю очень тяжело дается поэма, возможно, потому что Гоголь выводит нечестных людей наружу, а людям неприятно такое читать.

Гоголь, единственный писать в России, кто смог донести до людей правду того времени. Он писал правду такой, какая она есть, ничего не скрывал.

Он очень ярко выражает патриотические чувства к Руси. Писатель сравнивает территории государства с безграничным духовным богатством своего любимого народа. Он надеется на светлое будущее своей нации. Пройдут года и тысячелетие, люди прочтут поэму и не будут, повторят ошибки своих предков, такова надежда Николая Васильевича Гоголя.

Но так ли это в наше время? Об этом можно написать еще одну поэму. Но писатель верит в свой народ, что рано или поздно они изменятся в лучшую сторону, поумнеют.

Мертвые души – история создания произведения Гоголя

Над поэмой «Мертвые души» автор начал работу в 1835 году. В те годы он мечтал написать что-то по истине масштабное и уникальное. Александр Сергеевич Пушкин был одним из первых людей, что разглядел в нем талант «гения пера» и посоветовал написать подобное произведение, посоветовав сюжет. Он предложил ему сделать работу о том, как один из скупых помещиков покупал «души» на бумаге, чтобы в дальнейшем пользоваться благами от подобных операций. На самом деле, в то время в реальности много кто так делал, и некоторые историки приписывают автору родство с дядей – человеком, который действительно поступал подобным образом относительно документов с «мертвыми душами». Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод, что произведение реалистично и угрожающе правдиво для того времени.

Пушкин считал, что Гоголь мастерски сможет передать атмосферу того времени, так как вместе с героями будет отправляться в различные приключения по многим городам. Автор произведения добавлял к этому замечанию то, что невозможно раскрыть внутренний мир персонажа, не отправившись в путешествие вместе с ним. Вначале присутствовало ощущение того, что поэма может получиться в весьма комическом стиле, однако, дойдя до третьей главы, писатель изменяет как форму повествования, так и содержательные моменты в ней. В начале демонстрации глав Пушкину, автор надеялся на то, что тот рассмеется над поэмой, однако, ему она показалась грустной и тревожной.

В основном, произведение писалось в столице Италии – Риме. Это было тем местом, где творец мог отвлечься от нападок со стороны критиков после выхода в свет произведения «Ревизор». Задумывая его как роман, он внес в него столько чувственных и лирических моментов, что смело можно говорить о трансформации его в жанр поэмы. Он сам писал об этих изменениях в классификации в письме Жуковскому, который признавался для писателя литературным мастером. После смерти Пушкина, автор считает своим долгом закончить данное произведение, и считает это волей своего усопшего товарища. После выхода «Мертвых душ» в свет, писание сразу стало популярным, обретая оттенок «одного из самых реалистичных произведений текущих дней». Простой народ с ликованием отнесся к критике данной системы. Однако, понравилось оно далеко не всем. Чиновники и прочие представители власти, жестко раскритиковали это произведение, узнав в образах персонажей самих себя. Несмотря на это, данная поэма продолжала оставаться актуальной еще долгие годы.

Читайте также:
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя Ревизор): сочинение

Сочинение 2

Мечтой Н.В.Гоголя было создать большое эпическое литературное произведение, посвященное России. Первым оценил талант Николая Васильевича А.С.Пушкин, который посоветовал ему написать большое, серьезное произведение, а также подсказал ему интересный сюжет из реальной действительности. Рассказ Александра Сергеевича об одном мошеннике, который пытался разбогатеть на якобы купленных им крестьянских душах, которых на сам деле не было, стал основой поэмы. В те времена было известно немало реальных историй про покупателей мертвых душ.

В начале 30-х годов 19 века, наблюдая за существованием провинции и деятельностью чиновников, Н.В.Гоголь принял решение о создании книги «Мертвые души». В бытовом аду российских глубинок, с невежественным народом, духовным застоем, где правит коррупция, беспредел чиновничества он и задумался о написании литературного произведения и в 1835 году приступил к написанию поэмы. Писал он ее в состоянии душевных переживаний из-за драмы в личной жизни.

Большая часть работы проходила в постоянных разъездах: в это время он побывал в Петербурге, Швейцарии, Германии и Италии. Решением автора стало уподобиться известному итальянскому классику Данте с его «Божественной комедией» – разбить поэму на три части. В первых двух томах должна была быть описана жизнь во мраке российских провинций, приходившаяся на время правления Николая I, а третий наполнен более позитивным содержанием о духовном и нравственном возрождении России.

Работа над первым томом была завершена в 1842 году. Книга вызвала интерес в обществе, кто-то выражал свое негативное впечатление о поэме Н.В.Гоголя, кто-то, напротив, восторгался произведением. Критики пытались показать наиболее острые моменты поэмы. Несмотря на все противоречивые отзывы читателей, автору было отдано должное.

Началась работа по созданию второго тома «Мертвых душ». К началу 1845 года практически были готовы несколько вариантов черновиков книги, но Николай Васильевич, находившийся в этот момент в глубочайшем духовном и нравственном кризисе, безжалостно сжигает их.

К сожалению, потомкам остается лишь жить догадками, каким бы получился целый опус, если бы автор не совершил этого страшного и безвозвратного поступка, о котором возможно жалел в дальнейшем. Несмотря на это поэма вошла в список мировой классической литературы. Она относится к произведениям, погружающим читателей во тьму человеческих душ, направляющим на поиск решения проблем.

Мертвые души – история создания произведения

Популярные сочинения

Как часто вы задумывались над тем, что такое талант? Я считаю, что талант – это невероятные

Мечты… Мечтанья… Наверное, у каждого человека есть заветное желание, возможно даже нереальное, сказочное, но есть. И это хорошо. Ведь без мечты жизнь теряет смысл, она становится скучной

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нельзя выделить главных и второстепенных персонажей. Все участники произведения важны для раскрытия главной цели пьесы. Социальное положение накладывает большой отпечаток на жизнь людей.

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции

Урок 43. Русская литература 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции”

Сегодня на уроке мы:

· побеседуем о замысле и истории создания главного творения Николая Васильевича Гоголя.

· узнаем, почему «Мёртвые души» – это поэма.

· порассуждаем о смысле названия и композиции поэмы Гоголя.

Можно сказать, что поэма «Мёртвые души» – это главное творение Николая Васильевича Гоголя.

И дело всей его жизни. Только задумайтесь: Гоголь прожил всего 43 года, 23 года из них он отдал литературе. И целых 17 лет работал над поэмой «Мёртвые души», то есть почти всю свою творческую жизнь. Гоголь много раз перерабатывал поэму, жёг черновики, переписывал главы, добавлял и убирал эпизоды, но так и не смог закончить свой труд.

Гоголь начал работать над поэмой «Мёртвые души» в 1835 году. В октябре он писал в письме Пушкину, что готовы уже 3 главы. Интересно, что изначально Гоголь хотел «в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

Но уже через год он делился с Жуковским в одном из писем: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет моё имя».

Читайте также:
История создания: сочинение

Кроме того, Гоголь просил Жуковского присылать ему забавные истории, которые могли возникать при покупке мёртвых душ.

Считается, что сюжет поэмы «Мёртвые души» Гоголю подарил Пушкин. В середине XIX века казусов с мёртвыми душами было довольно много. Дело в том, что перепись крепостных крестьян проводилась только раз в несколько лет. И в ожидании новой переписи помещики платили налог за мёртвых крестьян, как за живых. Соответственно, их можно было продавать, покупать и закладывать как имущество. Главный герой поэмы Чичиков хотел скупить за бесценок мёртвых крепостных, заложить их как живых и получить с Опекунского совета по 200 рублей за душу.

В результате он мог получить 200 000 рублей. Этих денег хватило бы на покупку имения и беззаботную жизнь.

Композиция поэмы продиктована сюжетом. Здесь всё строится вокруг путешествия Чичикова в поисках мёртвых душ. И это даёт возможность показать «показать хотя с одного боку всю Русь», как и задумывал Гоголь.

1 глава поэмы – это экспозиция. Чичиков приезжает в губернский город N и встречается с чиновниками, чтобы подготовиться к своей авантюре со скупкой мёртвых душ.

Со 2 главы по шестую Чичиков путешествует по губернии от помещика к помещику. Следуя за героем, мы наблюдаем за жизнью российских помещиков и крестьян.

Главы с 7 по 10 посвящены описанию жизни губернского города N. В центре внимания теперь не помещики, а чиновники. В 10 главе есть вставной элемент. Это «Повесть о капитане Копейкине», которую рассказывает почтмейстер.

В 11 главе рассказана история жизни Чичикова. Чичиков уезжает из губернского города N, потому что его афера раскрылась. Композиция закольцована. В 1 главе Чичиков приезжает в город N, а в последней уезжает.

Исследователи считают, что строить свою поэму Гоголь собирался по принципу «Божественной комедии» Данте Алигьери. В «Божественной комедии» поэт путешествует по загробному миру.

Он посещает ад, чистилище и рай. Но это мистическое путешествие рисует нам подробную картину жизни Италии эпохи Возрождения.

Согласно этой идее, первый том «Мёртвых душ» – это описание ада. Интересно, что ад у Данте состоит из 9 кругов. И Чичиков у Гоголя тоже движется по кругу.

«В книге. изображён человек, взятый из нашего же государства. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. », – писал Гоголь в предисловии ко 2 изданию «Мёртвых душ».

Второй том должен был стать Чистилищем, в котором герои пройдут по пути исправления. А в третьем томе писатель хотел показать идеальную Россию. Рай. Тот образец, к которому нужно стремиться.

Воплотить свой замысел Гоголь не смог. Черновик второго тома он сжигал дважды.

В 1845 году Гоголь жаловался в письмах к друзьям на творческий кризис. Писатель решил, что второй том слишком плох для печати. А через 7 лет история повторилась. Биографы считают, что у в последние годы жизни Гоголя проявлялись признаки душевного расстройства. К тому же писатель сильно болел, а болезни только усугубили его кризис. Часть черновиков второго тома уцелела. Но насколько эти главы совпадают с утерянными, судить трудно. Известно, что Гоголь десятки раз мог переписывать текст, чтобы добиться идеального результата.

Потомкам остался только 1 том «Мёртвых душ». Но даже эта часть грандиозного замысла писателя вызывает множество вопросов и у обычных читателей, и у литературоведов. Например, в чём смысл названия поэмы «Мёртвые души»? Откуда взялось такое странное название? И что же это за поэма такая, в которой нет стихов? Как такое может быть?

В XIX веке русская литература активно развивалась. Менялись литературные течения. Писатели стремились выйти за привычные рамки творчества. А в результате появлялись новаторские произведения. Александр Сергеевич Пушкин написал роман в стихах. А Николай Васильевич Гоголь – поэму в прозе. Когда «Мёртвые души» были опубликованы, многих критиков возмутило именно то, что Гоголь назвал своё творение поэмой.

Так почему же «Мёртвые души» – это поэма, а не роман?

В начале работы Гоголь называл «Мёртвые души» и романом, повестью, и поэмой, и просто длинной вещью, которая не похожа ни на повесть, ни на роман. Но к моменту публикации книги в мае тысяча восемьсот сорок второго года, писатель уверен, что создал именно поэму.

Свою точку зрения он изложил в «Учебной книге словесности для русского юношества».

По мнению Гоголя, повесть можно считать поэмой, если выполняется ряд условий.

Во-первых, происшествие должно быть поэтическим.

Во-вторых, автор должен рассматривать происходящее с поэтической стороны.

В-третьих, это живо обрисованная картина времени, места и нравов.

Кроме того, сочинение должно быть чем-то средним между эпопеей и романом. Главный герой – лицо неизвестное, но «значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». И «автор ведёт его жизнь сквозь цепь приключений и перемен».

А если взглянуть с позиции современной науки, к какому жанру относятся «Мёртвые души»? В основе сюжета – авантюра Чичикова, главный герой здесь – мошенник. Это черты европейского плутовского романа. Но «Мёртвые души» – это ещё и роман-путешествие. В «Мёртвых душах» есть и притча, и новелла, и даже черты воспитательного романа. Можно ли назвать эту жанровую смесь поэмой? Давайте подумаем.

Читайте также:
Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип: сочинение

Поэма – это лиро-эпический жанр. Лирика описывает внутренний мир человека, его эмоции и мысли.

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и осязаемо проступает его субъективность», – писал Белинский.

В чём проявляется субъективность Гоголя?

Во-первых, в авторских отступлениях. В «Мёртвых душах» их можно насчитать более 15. Все авторские отступления можно условно разделить на 2 типа. Первый тип – это лирические отступления. В них автор размышляет о России и её судьбе, делится своими мыслями и переживаниями. Примером такого лирического отступления может послужить финал книги. Размышления о судьбе России там начинаются с вопроса «И какой же русский не любит быстрой езды. »

В отступлениях второго типа автор описывает картины русской жизни, даёт оценку разным группам людей. Например, в третьей главе перед тем как дать характеристику Манилову, автор рассуждает, какие характеры описывать легче. А в восьмой главе Гоголь говорит о читателях и писателях на Руси.

Ярче всего субъективность проявляется в постоянной авторской оценке происходящего. Гоголь комментирует события, заостряет внимание читателя на важных чертах героев, указывает на то, как надо воспринимать те или иные вещи. Постоянно встречаются слова «автор» и «читатель», риторические вопросы и восклицания. Все персонажи, образы, лирические рассуждения «Мёртвых душ» – это детали единого полотна о русской жизни. Если убрать незначительный на первый взгляд эпизод, переставить местами сцены – картина рассыплется. Для эпического жанра роль лирических элементов здесь слишком велика. Поэтому и сейчас мы можем смело называть «Мёртвые души» поэмой.

А в чём же смысл названия этой поэмы? Давайте порассуждаем. В XIX веке крепостных крестьян называли душами, когда говорили об имуществе помещиков. Мёртвые души это мёртвые крестьяне, которые покупаются и продаются. Но душа – это ещё и духовная сущность человека. С точки зрения религии, душа бессмертна. Получается, что «мёртвые души» – это оксюморон, метафора, построенная на сочетании несочетаемого. Но у Гоголя мёртвые души – это не только умершие крестьяне, ставшие предметом сделки. Помещики по сути – живые мертвецы, они тоже мёртвые души. И если первый том поэмы изображает ад, то вспомним, что душами торгует дьявол.

Город N с его окрестностями олицетворяет всю Россию и её кошмарную действительность, в которой человек теряет свою душу. Судьба России – главная тема гоголевской поэмы. Прошлое темно, настоящее беспросветно, а каким станет будущее? В финале мы не найдём ответа на этот вопрос. Также мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе Чичикова. По сути, герой уезжает в неизвестность. Поэма заканчивается лирическим отступлением, в котором автор задаёт самый важный вопрос поэмы: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

«Мёртвые души» – произведение многоплановое и сложное.

Белинский писал о нём: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение».

Образ города в поэме Мертвые души Гоголя сочинение 9 класс

Величайшее произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души» – это книга, поражающая своими сатирическими образами, обличительными картинами жесткой реальности. Эта поэма обличает пороки России, темы, которые здесь поднимаются являются злободневными и по сей день.

Автор, рисуя образ губернского города NN, использует прием типизации. Город NN – это лишь собирательный образ, это один из типичных городов того времени, который ничем не отличается от других. Благодаря этому Гоголь очень полно и ярко воспроизводит цельную картину нравов всего государства.

Сначала читателю может показаться, что в городе царит отнюдь не атмосфера безмятежности, размеренности. Ведь жизнь города постоянно наполняют вечные балы, званные обеды и ужины, визиты, наполненные хлопотами и вечной суетой. Однако, при дальнейшем прочтении поэмы становится ясно, что это лишь обман, занавес, а под ним ничего не скрывается, лишь пустота и бессмыслица. А верхушка общества мертва духовно и обезличена.

Гоголю удается с поразительной точностью обрисовать образ административной власти. Создавая портреты многочисленных чиновников, автор в их характеристике делает упор на их безликость и бесполезность.

Также автор пишет, что почти все чиновники имеют одинаково низкий уровень образованности, кто-то знаком с произведениями Карамзина, а кто-то дальше газет не ушел.

Гоголь описывает то, как работает государственная машина. Все построено на взятках, грабеже простых людей и на казнокрадстве. А ведь чиновники – это люди, которые вершат судьбы населения губернских городов. Поражает с какой безответственностью чиновники относятся к своим обязанностям, повсеместно царит беспредел и несправедливость.

Одним из ключевых мест в характеристике мира чиновников занимает сцена смерти прокурора. Автор сумел показать бесцельность, бессмысленность и пустоту их жизни. Никто из них не знает, зачем он живет, каково его предназначение на земле.

Помимо этого Гоголь дает описания женских портретов, а именно чиновничьих жен. Они, как и их мужья, совершенно безлики. Из пестрой толпы, состоявших из лент, перьев и платьев, невозможно разглядеть людей. Жизнь дам состоит из вечных сплетен и пустых разговоров.

Читайте также:
Своеобразие «украинских» повестей Гоголя: сочинение

Создавая образ города, Гоголь соединил черты провинции и столицы. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь с грустью замечает, что в столице, утопающей в роскоши, нет места для обычного маленького человека. Так автор поднимает тему интересов представителей обычных людей и интересов государства.

Автор отрицательно относится к социальной несправедливости, которая повсеместно царит в стране. Создав образы типичных чиновников, Гоголь описал реальную действительность, происходящую в России того времени.

Сочинение Образ города в Мертвых душах

В данном произведении Гоголь описывает город, в котором живет достаточно большое количество людей. У многих из них есть крепостные, которые на них работают. В город, который находится не так далеко от двух столиц, появляется советник Чичиков. В его голове созрел план купить у людей мертвые души крепостных. Чичиков каждому из них предлагает не такое уж и большое вознаграждение за них, но обещает взять расходы о налогах на себя.

Поэма «Мертвые души» чем то похожа с комедией «Ревизор» в каждом из произведений описывается город, в котором живут жадные до денег люди. Чичиков каждому обещает хорошую жизнь и говорит что мертвые души ему очень нужны для ее улучшения.

Чичиков объехал много домов и собрал достаточно душ для своего дела. Не обошел он и помещицу Коробочку, у которой за пятнадцать рублей купил список душ. Коробочка оказалась боязливой и не очень доверчивой, и вскоре Чичиков пожалел, что связался с ней. Помещица приезжает на светское мероприятие в город и рассказывает дамам из высшего общества, что к ней наведывался советник Чичиков.

Коробочка рассказывает всем, что он явился ночью и чуть ли не силком заставил продать её за дешево души своих мертвых крепостных. На самом деле Гоголь описывает, что в городе царит атмосфера лицемерия и жажды денег. Никого из тех, кто продал советнику души, не задался вопросом, для чего он покупает их и почему платит им деньки. За небольшое вознаграждение каждый из них готов был пойти на обман губернатора.

Гоголь описывает, что город живет в бесполезной суете, все закипело лишь, когда поползли слухи о Чичикове. Для жителей города это духовная катастрофа, они начинают рассуждать о душе лишь после смерти человека. Они считают, что душа это физиологическое понятие, а не духовное. Гоголь в очередной раз раскрыл тему жадности и человеческой безразличности.

Провернув большую аферу Чичиков смог войти в доверие к огромному количеству людей. Пустая и бессмысленная жизнь горожан ужасает своей картиной в произведении Гоголя «Мертвые души». Он освятил взятничество и человеческое безразличие к остальным, каждый беспокоится лишь о себе.

С помощью Чичикова Гоголь показал, что купить можно даже душу мертвого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ города в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Теннесси Уильямс написал своё произведение «трамвай желание» в 1947-м году. В этом же году пьесу опубликовали. Пока шла работа над произведением, писатель успел поменять 3 города.

Свита Воланда представляет собой коллектив, прислуживающий своему хозяину. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла — это мистические существа, обладающие магическими и шутовскими способностями.

Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом.

В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» три персонажа имеют схожие черты, пусть это сравнение и неявно. Речь идет про Лужина, Свидригайлова и Раскольникова.

Не смотря на то, что Иван Сергеевич Тургенев написал свое произведение Отцы и дети в далеком одна тысяча восемьсот шестьдесят втором году, оно актуально и в наше время, так как отличается немалым кругом рассматриваемых

Образ и характеристика города в поэме Мертвые души

Город NN в сатирическом произведении Гоголя “Мёртвые души” является одним из главных персонажей наравне с другими. Безымённый, он похож на любой городок Российской империи. В нем, скучном, с однообразной архитектурой, единственной грязной гостиницей, время невероятно медленно тянется для жителей и приезжих. Питейные заведения многочисленны, места сбора таких же, как и город, ничем не примечательных горожан. Правят этим сонным царством вороватые и весьма необразованные чиновники. Мелкие и крупные мошенники, они не только не решают проблем, но и взяточничеством тянут местное население в болото бедности, растаскивают казну. Автор высмеивает город, лишая его индивидуальности, лица и одновременно страдает, описывая лишения простого народа.

Должность – это дорога к власти, которая позволяет обогатиться, а выполнять служебные обязанности совершенно не обязательно, поскольку нет контроля над чиновничьим беспределом, ведь его осуществляют такие же проходимцы. Расхищая казну, они не задумываются о судьбе страны и народа, вред от них неизмеримо больше, чем польза.

Балы и приемы, так называемая, светская жизнь неинтересна, а главное однообразно. Выезды в присутственные места, выходы в свет их жен, все рутина, повторяется изо дня в день, вся их жизнь идет по кругу. Чиновники города NN вроде бы внешне отличаются друг от друга, но есть то, что делает их похоже, это грабеж населения. Отсутствие морали присуще каждому члену чиновничьего общества.

Читайте также:
Исследование образа Собакевича: сочинение

Бесполезны и местные помещики, которых Гоголь называет “небокоптителями”, поскольку жизнь их скучна и бессмысленна.

Дамы вносят разнообразие и динамику в сонное царство, они с пристрастием следят за модой, прикладывают не мало усилий, чтобы выглядеть на уровне столичных дам, а ещё они удивительно быстро разносят сплетни, мужчины мастерски преобразовывают их и несут дальше. Чиновничьи жены руководят служебной жизнью своих мужей, интригуя и вовлекая их в свои игры.

Интересно, что Гоголь отметил нечестность прессы, как и везде, она врет, даже о мелочах, например, при описании местных достопримечательностей, утверждает, что в нем есть замечательный парк, которой в реальности был мал и жалок.

Город без имени населяют люди без имён, поскольку важен в нем не человек, а должность, чин, который он занимает.

Этот маленький уездный город – образ всей России, мастерски созданный автором.

Сочинение 2

Николай Гоголь в своем произведении «Мертвые души», как и в «Ревизоре» использует интересный прием, который связан с типизацией. Действия в данной поэме происходят в городе под названием NN, который представляет образ собирательный. Как утверждает писатель, это место не уступает другим городам из губернии абсолютно ничем. Это дает понять читателю то, как жило большинство людей в таких же, как этот, городах.

Главным героем произведения Чичиковым была отмечена однотипность домов в один или два этажа, которые иногда содержали в себе вывески, если являлись заведениями. Вначале кажется, что город как будто спит, и вся атмосфера веселья прошла мимо него стороной. Однако в нем часто происходят различные мероприятия – такие, как балы и празднества, обеды, которые наводят суету и хлопоты на тех людей, которые организовывают данные мероприятия. Однако, если рассмотреть участников этих суетливых затей, то становится понятно, что все эти посиделки устраиваются без конкретной задумки, а люди на них являются поверхностными и ведут бесцельную жизнь. Дополненный образ города представляется читателю в тот момент, когда Чичиков видит человека, который одет абсолютно не по моде того времени, чем вводит главного персонажа в недоумение.

В этом городе большинство решений зависело от чиновников, которые были описаны автором кратко. Например, про губернатора нам известно лишь то, что он был ни толстым, ни тонким человеком, у которого на шее была Анна. Про прокурора писатель сообщает лишь то, что у того были весьма густые брови, и левый глаз непроизвольно моргал. Однако про некоторых он добавлял небольшие уточнения. Например, почтмейстера он называет человеком слегка образованным, который острит и любит философские высказывания. Чиновники в произведении имеют скудное образование, или его у них и вовсе нету.

Чиновники, которые представляли силу и власть в городе вершили судьбы людей, которые к ним обращались. Однако ни одно дело не обходилось без дачи взятки, рассматривались в первую очередь дела «с особым интересом» для представителей власти. Кульминационным моментом в описании жизни чиновников становится момент смерти прокурора. Никто не был осведомлен о том, как он умер, ровно также как никто не знал, для чего он жил. Ведь все эти люди не знают предназначения собственной жизни. Величайшей заслугой писателя можно назвать то, что он показал суровую реальность, которая была в тридцатые и сороковые годы прошлого столетия.

Образ города в поэме Мертвые души

Популярные сочинения

Варвара Кабанова одна из главных героинь пьесы «Гроза». У нее есть брат – Тихон, ее мать – Марфа Игнатьевна.

В романе «Преступление и наказание» действует множество женских образов, которые отражают различные черты характера главного героя.

Необычное решение Н.В.Гоголя отнести своё произведение к жанру «поэма» не случайно. В «Мёртвых душах» наблюдается уникальное слияние лирического и эпического начал.

Губернский город в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN. Тем не менее, не зная расположения города, мы понимаем, что в нем отражена вся суть русской глубинки, которая дает нам возможность увидеть всю Русь со всех сторон. Он показывает нам детальную картину русского народа. Гоголь противопоставляет тихому и мертвому покою поместий, хлопотливость и волнение страстей. Со стороны лишь кажется, что жизнь городского общества, не имеет ничего схожего с животным существованием обитателей усадеб, однако это заблуждение.

Перед читателем город предстает не просто как картина, а как главный герой, в себе он сочетает одновременную неспешность и размеренность, но вместе с тем и наблюдательность. Плавный ритм произведения, раскрывается в его повествовании, лишь только на третьей странице становится известно имя главного персонажа, автор не спешит и рассказывает обо всех деталях очень неторопливо и аккуратно. Но описывать сам город без его жителей не имеет смысла.

Первым главным персонажем перед нами предстает губернатор, сам по себе он человек простой, добряк, очень простодушен и щедр, однако имеет склонность к взяточничеству, как это было принято среди чиновников, например, одним из них был полицмейстер. Гоголь всегда описывал с глубокой иронией деятельность губернатора: Наш губернатор несмотря на свою любовь брать взятки, старается быть осторожным в столь щекотливом вопросе. Верхушка же общества полностью оторвана от реальности. Осознать чиновники просто не в состоянии, что на самом деле происходит в действительности. Губернские управители совсем не утруждают себя вопросами касающиеся государственных дел. Им совершенно незнакомо такое понятие как общественное благо. А их должности это, лишь один из главных способов прожить эту жизнь беспечно, не вкладывая в свою жизнь ни капли труда, однако это не жизнь, а лишь существование.

Читайте также:
Одесские пути Н. В. Гоголя: сочинение

С другой стороны, были женщины этого города, они были весьма красивы и одеваются с большим вкусом, и всегда старались избегать некрасивых, по их мнению, слов. Они всегда желанны, а их манеры достойны подражания. Их интересы абсолютно ничтожны, они любят сплетни, которые окутывают весь город. Представительницы женского пола города, по-своему глупы и их восторженность по поводу какого-либо события порой бывает навязчива и предсказуема.

Жизнь общества, находящегося наверху, абсолютно оторвана от реальной жизни. По всей видимости можно сделать вывод что, все жители небольшого города, являются очень жадными. Наивысшими ценностями в жизни горожан являются богатство и власть. Этот город будто застыл во времени и почти все души в нем мертвые, однако глаза жителей не потухли. Гоголь в своем произведении на примере города, показывает всю роль этого общества в жизни и развитии всей страны.

Сочинение 2

Гоголь в нетленной поэме «Мертвые души» воссоздаёт русскую действительность и наряду с персонажами Чичикова, Манилова, Собакеевича и прочих, героями произведения выступает и быт людей. Одним из мест действия является губернский город.

С первой главы произведения читатель видит, как бричка господина средней руки въезжает в город. Городу этому, по сложившейся в литературе традиции, носит неопределенное название NN, впрочем писатель дает понять, что это не столица, а незначительный городок между Москвой и Казанью. Гоголь – большой писатель детали, поэтому при описании гостиницы, в которой остановился господин (позже Чичиков), уже можно судить о жизни людей городка: она неспешна, как и в любом другой глубинке, с длинными пересудами мужиков, и покойным течением событий. Автор много раз делает на этом акцент повторяя «тоже», «такие же», «знает каждый проезжий». То есть, город ничем не отличается от других.

Наобедавшись и выспавшись, Чичиков идет прогуляться. На улицах он видит запустение, плохие дороги и скверный городской сад, впрочем, о котором написано в газете, что он шикарен.

На следующий день Чичиков делает визиты всем сановникам. Большим контрастом выступают их белокаменные жилища, простым деревянным домам. По дорогам «озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон», он въезжает в губернский дом, сияющий фонарями, как для бала.

Но не столько на декорации и местность обращает внимание писатель, сколько на характеры живущих в нем горожан. Всех чиновников Чичиков очаровывает лестью, быстро входит к ним в доверие. Он нарушает их привычный быт, состоящий из праздных балов и игр в вист, и весь город полнится сплетнями о нем. Чичикова называют «миллионщиком», за ним начинают волочиться степенные дамы, ему не дают прохода: город словно держит его в тисках.

После того, как афера с покупкой душ раскрывается, случается небывалое волнение. Новость собирает всех чиновников. Они весь вечер спорят, кто же на самом деле Чичиков, называя его и разбойником, и шпионом, и даже переодетым Наполеоном. Чиновники обеспокоены, что их высокое положение может пошатнуться, Чичикову приходится покинуть город.

Гоголь правдиво показывает жизнь русского глубинного города. Все в нем держится на взаимном использовании, безнаказанной коррупции. Время в нем словно застыло. Система взаимосвязи высших чинов и помещиков кажется нерущимой, но стоит чему-то произойти, как например выбор нового вице-губернатора, так все эти отношения рушатся и становятся очень уязвимыми.

Губернский город в поэме Мертвые души

Несколько интересных сочинений

Сочинения о разных животных, домашних и диких. В мире обитает множество самых разных животных. Так много, что они делятся на большое количество видов, подвидов и групп. Ученые придумали классификацию для них всех. Плавающие и живущие под водой – рыбы

Мечта часто сталкивается с реальностью… Реальность часто сталкивает мечту с её «пути». Всё потому, что они разные. Когда мы мечтаем, то мы всемогущие волшебники, всё у нас получается легко

Внутри человека целый мир! Конечно, говорят о мыслях и так далее, а не об организме, хотя он очень сложен. Человек развил свой мозг очень сильно, туда вмещается очень много всего!

Центральным героем рассказа Л.Н.Толстого После бала является полковник Петр Владиславович Б. Вечерние и утренние события делят рассказ на две части

С давних времен и по сей день существует такая проблема, как конфликт отцов и детей. Она считается вечной, и затрагивает каждое поколение. Всему виной разница во взглядах старшего и младшего поколений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: