Женские образы в Ревизоре и Мертвых душах Н. В. Гоголя: сочинение

Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

«Ревизор» и «Мертвые души» – пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы.
Не малую роль в поэме «Мертвые души» играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и «типичная», очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую новость в одно мгновение превратить в городской слух.
Единственная женщина-помещица в «Мертвых душах» – Настасья Петровна Коробочка. Она одна из «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!» У Коробочки «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, есть «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Коробочка не претендует на высокую культуру: в её облике выделяется весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.
Коробочка не видит ничего дальше «своего носа». Все «новое» и «небывалое» пугает ее. Единственное, что волнует героиню – это цены на пеньку и мед. Кажется, что у неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с «мёртвыми душами». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души».
Коробочка – глупая, «дубинноголовая» и жадная помещица. Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир – аккуратный, крепкий, «населенный» мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя.
Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка – дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.
Также в романе есть описание «светских» дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти «дамы приятные во всех отношениях» и «просто приятные дамы» становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, ещё более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова. А «приятные» дамы сделали всё это от «нечего делать», случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме «столичных» светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных «сестер».
В пьесе «Ревизор» также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Анна Андреевна – жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями. Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая.
Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем». Таким образом, перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери.
Марья Антоновна – дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится». А почему? Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях.
Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина».
Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание. Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова.
Итак, в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам. Все они очень похожи – своей пустотой и обычностью. Разве что в «Ревизоре» прописаны они более четко и ясно. В «Мертвых душах» же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в «Ревизоре», но и вообще в русской литературе.

Читайте также:
Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя Ревизор: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Ревизор / Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Смотрите также по произведению “Ревизор”:

Женские образы в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Женские образы в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» немногочисленны, но очень важны для реализации замысла. Здесь каждый герой воплощает тот или иной общественный порок, а положительных персонажей как будто нет вовсе. Сам автор считал, что одно «честное, благородное лицо» всё же есть в комедии. И это смех. Он помогает увидеть пошлость уездного города со всех его сторон, а дополнить этот образ помогают женские персонажи.

Сразу отметим, что Н.В. Гоголь отступает от традиции рисовать женщин привлекательными, духовными, нравственными. Здесь они совершенно иные: о женской скромности или шарме не идёт и речи, зато во всей красе проявляются пустота, глупость и жеманство.

В афише автор упоминает первой жену городничего Анну Андреевну, называя её «провинциальной кокеткой». У неё традиционное для тех времён воспитание: «вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой или девичьей» (вспомним, например, Ларину-старшую). Наверное, именно поэтому женщина так легкомысленна и любопытна. К примеру, сразу после новости о появлении в городе ревизора, она просит дочь узнать всё, про цвет его глаз, усов. А главное — про его чин. Это говорит о корыстолюбии Анны Андреевны. Она вообще любит тратить деньги, сам Н.В. Гоголь в ремарках отдельно упоминает, что женщина меняет платья несколько раз. Дела мужа её не интересуют, ни о какой общественной работе, благотворительности она не задумывается. Всё, что в сфере её интересов, — это сплетни. Именно так она учит жить и свою дочь — льстить и угождать тем, кто выше по чину, как делает это сама Анна Андреевна при встрече с Хлестаковым. И опять можно отметить типичность образа (такие же советы раздают молодому поколению и в Москве, изображённой А.С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума»). Таким образом, жена городничего воплощает все пороки светского общества. Это глупость, тщеславие, ограниченность, безнравственность.

Марья Антоновна — дочь городничего. Она наивная, неопытная, «очень недурна». Легко поддаётся обману Хлестакова, который очаровывает её. Девушка рада ухаживаниям столичного чиновника, потому что мечтает о замужестве (что опять-таки типично, она не уникальна в этом своём желании). На этом, в общем-то, её интересы и заканчиваются. Она так же глупа, как и мать. О будущем «женихе» знать ничего не желает, кроме того, что «барин хорошенький» и он из столицы. Никаких увлечений у неё нет. Интересно, что мать и дочь чувствуют друг в друге соперниц за внимание «ревизора». Они ссорятся между собой, а социальный статус объекта внимания для них важнее семейных отношений, привязанности, любви. Марья Антоновна со временем станет такой же, как Анна Андреевна: так автор показывает преемственность поколений, но, увы, в самых худших чертах — безнравственности и ограниченности.

Читайте также:
Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба»: сочинение

Есть в комедии и другие женщины, которые встречаются всего лишь несколько раз, но не менее значимы, так как дополняют картину нравов провинциального города.

Хлопова — жена смотрителя училищ, Коробкина — жена отставного чиновника и другие появляются, когда узнают, что «ревизор» сделал предложение Марье Антоновне. Они приходят поздравить семейство городничего, но делают это не искренне, а с завистью и в собственных корыстных интересах. Сюда же можно отнести внесценические персонажи. Например, жену Добчинского, чьи дети на него и не похожи вовсе, дочерей Ляпкина-Тяпкина, с кем «соревнуется» Марья Антоновна, не желая походить на них. Они также смешат и одновременно отталкивают читателя своей пустотой.

Есть в комедии и образы простых людей. Слесарша Пошлёпкина жалуется, что её мужа забрили незаконно в солдаты. Но сочувствия к этой невежественной и бескультурной женщине не возникает. Унтер-офицерша рассказывает, что её высекли, и требует денежную компенсацию. Она также порочна, как и власть имущие, — жадная, мстительная, бездушная. Женщина вызывает лишь усмешку. Также эти персонажи помогают Н.В. Гоголю показать равнодушие чиновников к городским проблемам, обличить беззаконие по отношению к простым людям.

Н.В. Гоголь, вводя в повествование женские образы, подчёркивает, что комедия не ограничивается только описанием чиновников, их глупости и невежества. Общественные пороки характерны для всех, имеющих власть. Социальную проблематику углубляют героини другого круга, страдающие от беззакония. Женские образы также помогают раскрыть и семейные проблемы, расширяя проблематику пьесы. И здесь мы видим ту же безнравственность, что и в обществе в целом.

Женские образы в поэме Мертвые души

Принято считать, что образ женщины в литературных произведениях всегда должен быть красивым и привлекательным, и в большинстве случаев это действительно было так. Однако, существуют и романы, в которых женщины выступают в роли не самых хороших личностей. Так, например, в произведении Гоголя «Ревизор» женщины являются далеко не замечательными людьми.

Анна Андреевна – это жена городничего. Данная особа очень любопытна, но также и глупа, ведь образовывалась она только журналами о моде и любовными романами. Эта женщина постоянно переодевается, ведь очень любит красоваться и наряжаться. Второе любимое занятие Анны – подглядывание и подслушивание. Она никогда не брезгует посмотреть в щёлку для того, чтобы узнать кто во что одет, кто что говорит и у кого какой цвет глаз, причём этим она занимается постоянно, потому что любит узнавать всё новые и новые вещи о своих знакомых, а потом рассказывать это всё жёнам чиновников. Одним словом, эта дама – сплетница.

Хлестаков, лжеревизор, говорит о ней как о недурной женщине, в его словах даже присутствуют пошлые намёки. У Анны светлые глаза и русые волосы, а вот взгляд и мысли женщины не так светлы, потому что она ничем не интересуется, всегда говорит о пустяках и о том, что мечтает переехать в столицу и стать известнейшей дамой Петербурга. Помимо всего прочего, эта женщина ещё и очень высокомерна: порой она заходит настолько далеко, что перестаёт уважать окружающих и мешает им жить. В произведении женщина пыталась понравиться Хлестакову и даже соревновалась со своей дочерью за его внимание.

Марья Антоновна – та самая дочь Анны и городничего, которой всего восемнадцать лет, но которая уже выглядит как сформировавшаяся девушка. Она кокетничает с мужчинами гораздо старше себя, так, например, она пыталась влюбить в себя Хлестакова, потому что он показался ей «хорошеньким». Девушка также глупа и ветрена, как и её мать. Она любит рассматривать себя в зеркале и всё своё свободное время проводит за этим занятием. Главная черта её образа – желание выгодно пристроиться, выйдя замуж. Но, к сожалению, или к счастью, Хлестаков попросив её руки, вскоре сбежал из города.

Читайте также:
Помещики в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Вдова унтер-офицера – ещё один неглавный, но очень комичный образ этого произведения. После драки баб на рынке полиция не стала разбираться кто виноват и высекла ни в чём не повинных женщин, в число которых и вошла вдова. Полицейские пытаются списать этот произвол на саму вдову, мол, это она сама себя. Несмотря на то, что женщину унизили и очень больно побили, она надеется только на то, что ей за это дадут денежное возмещение, что показывает её не с лучшей стороны.

Все женщины в этой комедии расчётливые, глупые, бездушные и вызывают только жалость и смех.

Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

«Ревизор» и «Мертвые души» — пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер.

И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы. Не малую роль в поэме «Мертвые души» играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и «типичная», очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую

новость в одно мгновение превратить в городской слух.

Единственная женщина-помещица в «Мертвых душах» — Настасья Петровна Коробочка. Она одна из «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода!» У Коробочки «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, есть «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Коробочка не претендует на высокую культуру: в ее облике выделяется

весьма незатейливая простота. Это подчеркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на ее затрепанный и мало привлекательный вид.

Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Коробочка не видит ничего дальше «своего носа».

Все «новое» и «небывалое» пугает ее. Единственное, что волнует героиню — это цены на пеньку и мед. Кажется, что у нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с «мертвыми душами».

Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мертвые души». Коробочка — глупая, «дубинноголовая» и жадная помещица.

Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир — аккуратный, крепкий, «населенный» мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя. Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка — дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.

Также в романе есть описание «светских» дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти «дамы приятные во всех отношениях» и «просто приятные дамы» становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, еще более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова.

А «приятные» дамы сделали все это от «нечего делать», случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме «столичных» светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных «сестер». В пьесе «Ревизор» также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.

Читайте также:
Почему Гоголь назвал свое произведение Мертвые души поэмой?: сочинение

Анна Андреевна — жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями.

Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая. Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем».

Таким образом, перед нами — великовозрастная светская кокетка, главное для которой — положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери. Марья Антоновна — дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой.

У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится». А почему?

Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях. Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина». Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание.

Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова. Итак, в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам.

Все они очень похожи — своей пустотой и обычностью. Разве что в «Ревизоре» прописаны они более четко и ясно. В «Мертвых душах» же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в «Ревизоре», но и вообще в русской литературе.

Женские образы в поэме Мертвые души

В «Мертвых душах» мы не встретим ярких, поэтических женских образов, подобных пушкинской Татьяны или тургеневское Лизы Калитиной. Гоголевские героини, в большинстве своем, несут в себе элементы комического, являются объектами авторского сатиры, а вовсе не авторского восхищения.

Наиболее значительный женский персонаж в поэме — помещик Коробочка. Очень отличительно Гоголь изображает внешность героини. Через «минуту вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиков, которые плачут на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов «.

В. Гиппиус отмечает в Коробочке отсутствие «всякой внешности, всякой лица: фланель на шее, чепчик на голове». «Обезличивая» помещика, Гоголь подчеркивает ее типичность, большую распространенность подобного типа.

Коробочка простая и патриархальная, она живет по-старому. Чичикова она называет «мой отец», «батюшка», обращается к нему на «ты». Спит гость на огромных подушках, из которых летит перьев; в доме старинные стенные часы, странный звон которых напоминает Чичикову шипение змей; угощает его Коробочка простыми русскими блюдами: пирожками, блинами, шанешками.

Простота и патриархальность употребляются в помещику с необычной тупостью, невежеством, трусостью и боязливость. Коробочка на редкость бестолковая, в отличие от Собакевича, она долго не может сообразить, в чем суть просьбы Чичикова, и даже спрашивает его, не собирается ли он откапывать мертвецов. «Дубинноголовая», — думает о ней Павел Иванович, видя, что здесь его «красноречие» бессильно. Трудом ему удается убедить Настасью Петровну продать ему мертвые души.

Впрочем, Коробочка тут же пытается договориться с Чичиковым по подрядов, чтобы в будущем продать ему муку, сало, птичьи перья.

Как мы уже отметили, Гоголь постоянно подчеркивает узнаваемость Коробочки, широкую распространенность такого типа людей в жизни. Или «точно такая большая пропасть, которая отделяет ее от сестры ее, недосягаемо защищенной стенами аристократического дома … что зевает за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей появится поле блеснуть умом и высказать мысли, витверджують … не о том , что делается в ее поместьях, запутанных и расстроенных …

Читайте также:
Николаевская Россия в Ревизоре: сочинение

а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм «.

Кроме Коробочки, Гоголь знакомит читателей с супругами Манилова и Собакевича, что является как бы продолжением своих мужей.

Манилова — выпускница пансиона. Она миловидная, «одетая к лицу», любезна с окружением. Хозяйством она совершенно не занимается, хотя «много бы можно сделать разных запросов»: «Зачем, например, глупо и бесполезно готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница «? «Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо», — иронично замечает Гоголь. Манилова мечтательная и сентиментальная, она так же далека от реальности, как и ее муж.

У героини нет ни капли здравого смысла: она позволяет мужчине назвать детей древнегреческими именами Фемистоклюс и Алкид, не понимая, насколько комические имена эти для русской жизни.

Жена Собакевича — «госпожа очень высокая, в чепце, с лентами, перекрашенный домашней краской». Феодулия Ивановна чем-то напоминает своего неповоротливого, флегматичного мужчины: она спокойная и невозмутимая, движения ее напоминают движения актрис, «представляют королев». Держится она прямо, «как пальма». Жена Собакевича не так изящна, как Манилова, зато она хозяйственная и практическая, аккуратная и домовитая. Как и Коробочка, Феодулия Ивановна не занята «высокими материями», Собакевичи живут по-старинному, редко выезжая в город.

«Городские дамы» ярко представлены у Гоголя в двух сборных образах — дамы «приятной» (Софьи Ивановны) и дамы «приятной во всех отношениях» (Анны Григорьевны).

Манеры Анны Григорьевны просто «удивительные»: «всякое движение» выходит у нее «со вкусом», она любит стихи, иногда даже умеет «мечтательно … держать голову». И этого оказывается достаточно, чтобы общество сделало вывод, что она, «точно госпожа приятная во всех отношениях». Софья Ивановна не имеет так изящных манер и поэтому получает определение «просто приятной».

Описание этих героинь насквозь проникнуто авторской сатирой. Госпожа эти придерживаются «светского этикета», озабочены «безупречностью своей репутации», но разговоры их примитивные и вульгарные. Они разговаривают о модах, платья, материи, как о предметах значительны. Как замечает Н. Л. Степанов, «уже сама преувеличенность, экспансивность, с которой говорят госпоже о бесполезные вещи … производит комическое впечатление». Обе дамы обожают сплетничать и злословить.

Так, обсудив покупку Чичиковым крестьян, умерших, Анна Григорьевна и Софья Ивановна приходят к выводу, что он с помощью Ноздрева хочет увезти губернаторскую дочку. В короткий срок госпожа эти приводят в движение практически весь город, сумев «напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались потрясенными».

Гоголь подчеркивает глупость и вздорность обеих героинь, пошлость их занятия и образа жизни, их чопорность и лицемерие. Анна Григорьевна и Софья Ивановна рады полихословиты по адресу губернаторской дочки, осуждая ее «манерность» и «аморальное поведение». Жизнь городских госпожа, по сути, такое же бессмысленное и пошла, как и жизнь представленных Гоголем помещиков.

Особо хочется остановиться на образе губернаторской дочки, что пробудила в Чичикове поэтические мечтания. Образ этот какой-то степени противопоставлен всем остальным героиням поэмы. Как замечает Е. А. Смирнова, эта юная девушка должна была сыграть свою роль в духовном возрождении Чичикова. Когда Павел Иванович встречается с ней, он не только мечтает о будущем, но и «теряется», его обычная проницательность изменяет ему (сцена на балу). Лицо губернаторской дочки похоже на пасхальное яичко, в лице этом — свет, супротивные мрака жизни.

Чичиков смотрит на этот свет, и душа его «силится вспомнить истинное благо, намек на который содержится в гармонической красоте губернаторской дочки, но его духовные ресурсы слишком ничтожны для этого».

Таким образом, в поэме нет героини, которая представляет истинную добродетель. Духовность образа губернаторской дочки только намечена Гоголем. Остальные героини изображены автором сатирически, с иронией и сарказмом.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Сочинение Мое отношение к Чичикову (9 класс Мертвые души)

Главным персонажем в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» выступает Чичиков Павел Иванович. Это достаточно противоречивый персонаж. Его можно считать отрицательным персонажем. Но, несколько положительных качеств в характере Чичикова так же присутствуют.

Многие считают его настоящим негодяем. Возможно, причина, по которой он стал плохим человеком, таится в его детстве. С самого раннего возраста Чичиков стремился заработать деньги. Для получения прибыли он не брезговал ни чем. Его методы направленные на добычу денежных средств были весьма примитивны и не всегда законны.

Он родился и вырос в бедной семье. Отец с раннего возраста прививал мальчику то, что нужно угождать нужным людям. Папа рекомендовал сыну общаться только с теми, кто может принести пользу. Поэтому Чичиков дружил только с полезными людьми, а на остальных он не тратил своего времени. Советы отца запомнились Чичикову на всю жизнь. Когда парень подрос, он выучился и пошёл работать чиновником. Эта должность открывала перед ним много перспектив и возможностей проворачивать различные махинации.

Чичикова можно смело назвать целеустремленным человеком. Он много раз падал и всегда поднимался. Он любил обманывать людей, не боялся брать взятки.

Он мечтал о богатой старости. Чичиков представлял себя в своем шикарном доме в статусе успешного человека. Он упорно старался добиться поставленной задачи. Чичиков даже придумал торговать мертвыми душами. Он был очень изворотлив. У него были хорошо развиты дипломатические способности. Чичиков отлично проводил переговоры с помещиками. Перед Павлом Ивановичем сложно было устоять и не согласиться с ним на сделку. Даже самые противные и грубые помещики покупали у него товар в виде мертвых душ. В итоге за подобные махинации мужчину посадили в тюрьму.

Лично я к Чичикову отношусь двойственно. С одной стороны его можно уважать за его настойчивость и целеустремленность. Он отличный предприниматель. Он умеет убеждать и уговаривать людей. Но, с другой стороны он отвратительный, алчный, бесчувственный человек. Он во всем ищет свою выгоду. Он не может искренне любить и дружить. Мне его немного жаль. Потому, что его погубила его жадность. С его умением и талантом он мог бы добиться огромного успеха. Чичиков выбрал не честный путь зарабатывания денег. Он не исправим и даже тюрьма не в силах его исправить.

2 вариант

Первостепенный герой Чичиков в рассказе Гоголя «Мертвые души» имеет отрицательный оттенок. Он сам себе противоречит. Но, не смотря на это, у Чичикова есть свои лучшие качества.

Большинство полагают что он еще тот негодяй. Наверно объяснение такого поведения кроится в его далеком детстве. Ведь именно тогда он стремится как можно больше заработать свои собственные деньги. Для их достижения он не останавливался не перед чем. Заработок их был всегда банальный и не законным.

Появился он в небогатой семье. Его отец всегда говорил что необходимо угождать человеку. Совета отца Чичикову были простыми общайся кто приносит пользу. Именно так и делал Чичиков он дружил только с людьми от которых был толк и было что взять, а на других он не обращал внимание. Эти советы отложились в памяти Чичикова на всю его жизнь. Когда он вырос он стал чиновником. Эта должность развязывала ему руки во многих вопросах.

Чичиков человек прозорливый знает чего хочет и знает что может. Он ошибался, но всегда снова шел вперед. Он лгал людям, всегда брал взятки.

Его мечты были о старости в довольстве. Герой воображал себя в огромном доме с роскошью внутри, где он уважаемый человек. Он всегда достигает поставленных целей. Главное достижение Чичикова в его жизни это торговля мертвыми душами. Хитрый, пронырливый в этом весь Чичиков. Превосходный дипломат также можно сказать об этом герое. Он вел все разговоры с помещиками на высоком уровне. Перед ним было невозможно устоять, он был очень убедителен, когда проходила сделка. Не исключением были и самые мерзкие помещики которые покупали мертвые души. В итоге его посадили за решетку.

К Чичикову можно относиться по-разному. С восхищением в его талантах, таких как достижение цели и упорное желание выгоды. Чичиков превосходный предприниматель. Но также он жадный, беспринципный человек. Он не является искренним человеком. Чичикова сгубила его чрезмерная жадность, его непреодолимое желание быть богатым, и влиятельным человеком. С его талантами он бы смог достичь многого, если бы использовал свои умения во благо. Его путь зарабатывания денег быль нечестным и преступным. Его не исправить, даже тюрьма не изменит его.

Читайте также:
Авторское сочинение на тему Тарас Бульба: сочинение

Мое отношение к Чичикову (3 сочинение)

У Гоголя имеется огромное количество разных произведений. И многие из них изучаются в школе. Одним из произведений является «Мертвые души», где главным героем стал Павел Чичиков. Каждый читатель на него смотрит по-разному. Для многих он обаятельный и милый человек. Вот только ни для кого не секрет, что на всех остальных людей он смотрит свысока и на их проблемы ему наплевать.

Его родители были небогатыми людьми и поэтому ему всегда хотелось иметь все что имеют другие люди. А вот отец всегда давал ему разные наставления, которые он не применял в жизни и постоянно обходил мимо. Он учил своего сына, чтобы у него были только богатые друзья, которые всегда смогут ему помочь и выручить из любой ситуации. Кроме этого он учил еще тому, чтобы ничего никому не отдавать и все беречь для себя.

Его никто никогда не видел в безобразном виде, а все, потому что он всегда следил за своей внешностью и каждый день надевал новые и чистые вещи. Ему всегда хотелось жить в богатстве, но этого добиться не так-то просто. Ему не стыдно было показаться в обществе, потому что знал как себя вести и что говорить. А вот у него на этот счет имеется свое мнение. Он думает, что для того чтобы быть богатым и обеспеченным человеком нужно постоянно рисковать, что он и делает. В итоге он стал мелочным и жадным человеком, который кроме себя никого больше не жалеет. У него есть одна цель, к которой он постоянно стремиться и ради нее даже готов пожертвовать жизнями других людей. И даже если это нужно он может подружиться с любым человеком и набиться к нему в друзья, а потом подставить при любом удобном случае и об этом не переживать и даже не вспоминать.

Теперь он покупает все, что только могло принести ему большую прибыль. Но этого ему мало и тогда он решает продавать мертвые души. Все документы сделаны на живых людях, у которых имеется большое наследство и имение. И ему удается всех обмануть и многие решают купить все, что предлагает Чичиков. Вот только уважения он не достоин, а все, потому что цели у него не совсем положительные. Он верит и говорит всем о том, что делает все для людей, а в душе уверен, что это операция принесет ему очень много денег.

Чичиков слишком долго шел к своей цели, и это изменило его и превратило в мелочного и эгоистичного человека. А вот признать все и во всем признаться, он не решался, да и не нужно ему все это было. И это прослеживается на протяжении всего произведения. И хотя многие не сочувствуют и даже ненавидят его, но мне почему-то его жалко. У него была насыщенная и очень интересная жизнь, вот только без друзей жизнь кажется не такой уж яркой и интересной, как с их появлением.

Вот только рано или поздно обман вскрылся, и наш главный герой попал в тюрьму, где теперь придется отвечать за все совершенные действия.

Мое отношение к Чичикову

Несколько интересных сочинений

Ключевым персонажем произведения является Капустин Глеб, представленный писателем в образе деревенского жителя, работающего на пилораме.

Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

Проблемы начала двадцатого века, имеют социальную привязку с творчеством Михаила Шолохова. Так, например, в романе «Тихой Дон» писатель рассказывает о казачестве и проблемах в период первой мировой войны и гражданской войны.

Читайте также:
Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя (По книге Вечера на хуторе близ Диканьки): сочинение

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» пропитана духом мистики и чего-то неизведанного. В этой повести красочно описывается быть украинского человека, обычаи и вновь читателя настигает

Величайший поэт своего времени – Афанасий Афанасьевич Фет, огромное внимание уделяет теме любви. Так, в своих произведениях, Фет представляет нам лирического героя

Мое отношение к Чичикову – сочинение (9 класс)

Поэма «Мёртвые души», считается самым лучшим творением величайшего писателя Н. В. Гоголя, которая была написана во второй половине 19 века. Прочитав эту поэму, я познакомилась со многими персонажами. Но особое моё внимание привлёк главный герой этого произведения Павел Иванович Чичиков. Так как он мне показался разноликой личностью. С одной стороны он лживый лицемер, а с другой обаятельный льстец.

Павел Иванович Чичиков по происхождению из бедной дворянской семьи, в юные годы он получил от отца напутственное наставление, что надо водиться с товарищами, которые в достатке, никого ни чем не угощать, и ничего ни давать, и самое главное беречь и копить копейку.

Чичиков коллежский советник, ныне в отставке. Он средних лет приятной внешности имеет лестный голос, аккуратный и бережливый всегда следит за своим внешним видом, умный и образованный с хорошими манерами, обходительный и предприимчивый человек. А так же он одарён и другими конкретными способностями, которые способствуют для достижения его цели. Он очень хитрый, лживый, корыстный лицемер, который хорошо справляется с цифрами и деньгами. Он хладнокровен и расчётлив, всегда умеет располагать к себе людей, входит к ним в доверие, используя для этого самые грязные методы.

Павел Иванович Чичиков, путешествуя по России, скупает «мёртвые души». Однажды он приезжает в город N для достижения очередной цели. Павел Чичиков знакомится с чиновниками и помещиками, которых сразу же очаровывает и его принимают за уважаемого и приятного человека. Его интересует приобретение так называемых «мёртвых душ», которые отошли в иной мир, но всё ещё числятся живыми по документам. Выясняется, что у Плюшкина много мёртвых душ. Чичиков долго уговаривает помещика, продать ему эти души, и тот соглашается. Он задумал перепродать эти умершие души вместе с землёй, которую он планирует купить за копейки, а продать за дорого и подзаработать хороший капитал. Ради этой наживы Чичиков прибегает лицемерию и обману, чтоб заработать больше денег и обеспечить себе безбедную старость. Но схема к обогащению ни к чему хорошему не привела, Чичиков попадает в тюрьму.

Теперь я убедилась, что моё отношение к Чичикову отрицательное. Так как он подлый, жадный, лицемерный эгоист. Для него нет ни чего святого, кроме денег. Ради денег он готов идти по головам переступая через моральные ценности.

Сочинение 2

Чичиков – главный герой произведения «Мертвые души», написанного великим Гоголем Николаем Васильевичем.

Этот герой вызывает довольно противоречивое впечатление. В нем можно увидеть даже несколько образов не самых лучших людей, а именно подлецов.

Видимо та причина, по которой Чичиков стал таким мерзким человеком, уходит корнями в далекое детство. Уже в детстве он пытался зарабатывать деньги. Чичиков не искал благородных способов и не страдал самоотверженностью. Все было до ужаса просто.

Его родители были небогатыми, а отец с самого детства учил угождать людям, стоящим выше его самого. И, конечно же, нужно помнить, что люди, от которых нельзя ничего получить, даже элементарной выгоды, это бесполезный балласт, от которого нужно срочно избавиться. Этот совет еще тогда мальчик запомнил на всю свою жизнь и безукоризненно следовал ему. Именно поэтому Чичиков выбрал своей будущей профессией звание чиновника. Где еще, как не на посту чиновника он смог бы проделывать такие хитрые махинации?

Чичиков является безумно целеустремленным человеком. Сколько раз он одерживал полнейший провал, но все равно продолжал свой путь. Только путь этот построен на обмане, взятках, где-то и вовсе воровстве. Карьерный рост доводит до призвания его человеком средней руки. Но что это значит в такие времена? Ничего определенного! Конечно, мужчина недоволен таким расположением дел.

Читайте также:
Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя: сочинение

В мечтах он уже отбывает свою старость в великолепном доме, богатым и успешным человеком, вместе со своей будущей семьей. Чичиков идет к своей цели и это приводит его к идее о продаже мертвых душ. Насколько же он изворотлив и как развиты его дипломатические способности! Это во всей красе демонстрируется через разговоры с каждым помещиком. Какими бы сварливыми и грубыми людьми они не были, но никто так и не устоял перед продавцом мертвых душ. Но все это для главного героя заканчивается тюрьмой.

Тюрьма меняет людей, но не Чичикова. Он остается таким же подлым человеком. Поэтому к Чичикову я отношусь двояко. С одной стороны он гений предпринимательства и уговоров, а с другой такой противный и мерзкий тип. Таких людей ничего не способно исправить.

Мое отношение к Чичикову

Популярные сочинения

У каждого из нас есть то, чем мы дорожим, то что мы любим, то что для нас важно и дорого. То что делает нашу жизнь лучше и нас самих уверенней и спокойней, то чем мы дорожим.

Раскаяние – это одна из главных составляющих нравственности человека. Очень хотелось бы, чтобы каждый из нас мог со стороны оценивать, взвешивать собственные негативные слова и проступки, и, конечно же, делать их произошедшего вывод.

В пьесе «Гроза» написано Островским, рассказывается об одном центральном и негативном персонаже как Кабаниха. Кабаниха так прозвали ее просто народ, а полное имя ее было Марфа Игнатьевна Кабанова

Сочинение на тему Мое отношение к Чичикову для 9 класса

Герой романа «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков представлен двояко. С одной стороны Чичикова жалко ведь он всю жизнь стремится к богатству и признанию среди людей, но так его и не получит. С другой де стороны Павел Иванович полный эгоист, заботящийся только о себе и, не видя вокруг себя других людей, которым он делает плохо.

С самого детства отец Чичикова учил его покорности и послушанию. Отец говорил Павлуше, что он может не быть самым умным в классе, но всегда должен слушаться учителей и угождать им. Павлуша следовал наставлениям отца на протяжении всей своей жизни, но так и не добился успеха. Он учит Чичикова младшего не заводить друзей и лишь окружать себя богатыми людьми, которые в дальнейшем ему могут помочь. Следуя наставлениям Ивана Чичикова, Павлуша хорошо окончил училище, и тут у него началась взрослая жизнь. К своей цели Павел Иванович решает идти неординарным способом.

Несмотря на все неудачи, которые преследовали Павлушу, он оказался целеустремленным человеком. Падая в очередной раз, он находил в себе силы подниматься и двигаться дальше. Он считал, что все методы хороши включая обман, воровство, лицемерие и лесть так Чичиков понемногу проживал свою жизнь. В зрелом возрасте Павел Иванович научился делать меньше ошибок, но так и не заслужил признание людей. Он очень переживал, что о нем подумают его потомки и что он оставит им после себя.

Для своего безбедного существования Чичиков решается на необычный шаг он начинает скупать крестьянские мертвые души, а в последующем их продает. Павел Иванович для себя понял, что уже не в том возрасте, чтобы начинать свою карьеру с чистого листа, поэтому идет на такую авантюру. Чичиков ловко мог договариваться с помещиками о покупке мертвых душ и всегда назначал для себя удобную сумму. С точностью можно сказать о том, что в коммерческих делах Чичиков преуспел пусть и ненадолго.

Павла Ивановича ловят на покупке и продаже уже мертвых крестьянских душ и сажают в тюрьму. Для Чичикова это оказался самый ужасный момент в его жизни он впал в сумасшествие и начал рвать на себе одежду. Павлуша умолял и просил отпустить его и что он поменяется, и будет вести честную жизнь. Благодаря Муразову Чичикова отпускают, судьба предоставляет ему еще один шанс все исправить в своей жизни, но он ему не следует. Павел Иванович не исправляется и продолжает заниматься грязными делишками, хотя и обещал исправиться.

Читайте также:
Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души»: сочинение

Несмотря на то, что Чичиков по жизни был целеустремленным и никогда не опускал рук, он был не совсем хорошим человеком и любил только себя. В романе «Мертвые души» перед нами представлен человек, который лишен каких-либо чувств и переживаний. Для своего блага Чичиков Павел Иванович не остановится ни перед чем. За всю свою жизнь Павлуша не нашел себе ни друзей, ни приятелей также Чичиков не обрел душевного покоя и вряд ли обретет.

2 вариант

Создавая поэму “Мёртвые души”, Н.В.Гоголь стремился “хотя с одного бока показать всю Русь. “, однако ему удаётся показать её с разных сторон. Автор подробно описывает многообразие русских характеров, уделяя особое внимание порокам людей того времени, что мы можем увидеть на примере Павла Ивановича Чичикова, главного героя этого произведения.

Нельзя не согласиться с утверждением, что поведение человека во многом зависит от того, какие ценности родители вложили в него в детстве. Примером для Чичикова, как известно, стал его отец, с раннего детства поучавший мальчика: “. больше всего береги копейку”. Желая своему ребёнку добра, родитель велел ему общаться лишь с теми из товарищей, кто богаче остальных, ведь они могут быть ему полезны. Мы видим, как в результате этих наставлений во взрослой жизни богатство и успех на службе становятся главной целью Чичикова.

Вспомним и другие поучения отца. Например, его фраза “. больше всего угождай учителям и начальникам.”. Исходя из этих слов, можно подумать, что трудиться и набираться знаний вовсе не обязательно. Чтобы достичь своей цели, достаточно лишь польстить нужному человеку. Благодаря угодничеству маленький Чичиков с лёгкостью располагает к себе учителей, но когда один из преподавателей, всей душой любивший его, заболевает и нуждается в материальной помощи, Павел Иванович не помогает ему, хоть и имеет такую возможность, что горько разочаровывает преподавателя. То же происходит и с жителями города NN.

Каждому человеку хочется жить счастливо, это желание не чуждо и Чичикову. Н.В.Гоголь подробно описывает его мечты о будущей семье, наследниках, для которых Павел Иванович так старается заработать капитал. В попытке достичь благополучия он использует все возможные пути, в том числе идёт на подлость. Желая заполучить “хлебное местечко”, он обманывает и предаёт влюблённую в него девушку, а когда попадает на желаемую должность, берёт взятки. Мы понимаем, что, несмотря на безобидность мечт героя, он выбирает неправильные пути их достижения.

Итак, мы понимаем, что Чичиков – это человек, который не остановится ни перед чем, стремясь получить выгоду. Главными чертами его характера являются лицемерие, скупость и безразличие к чужим бедам, чего, как я считаю, нельзя допускать, ведь человек, обладающий ими, никогда не будет по-настоящему счастлив, ведь все его пороки могут обнаружиться в любой, даже самый неподходящий момент, что и происходит в конце концов с Чичиковым.

Также читают:

Картинка к сочинению Моё отношение к Чичикову

Популярные сегодня темы

Закончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее

Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени

Как правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает понимание полной безвыходности пагубной ситуации и отсутствие перспектив. Надежной называют состояние человека, в котором он видит

Станционный смотритель – небольшое произведение А.С.Пушкина, вошедшее в сборник Повести Белкина. Именно оно дало начало одной из основных тем русской литературы – изображение маленького человека.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» есть два персонажа, у каждого из которых своя уникальная жизнь. Один из них – Ларра , другой – Данко. Их образы очень разные, именно поэтому их стоит сравнить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: