Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Живые и мертвые души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Что такое «мёртвые души»

Сюжет поэмы построен на купле и продаже умерших крестьян, которые до сих пор числятся в ревизских списках как живые. Но по мере прочтения, читателю раскрываются другие мертвые души — это пять помещиков, которых встретит Чичиков в ходе своей авантюры.

Представители мертвых душ

Первым, кого посещает главный герой, становится помещик Манилов. За его приятной внешностью скрывается полная оторванность от жизни, бессмысленная мечтательность, пустословие. Он сам он считает себя воспитанным, образованным и благородным человеком. Но если заглянуть в его кабинет, можно увидеть раскрытую пыльную книгу, к которой уже два года никто не прикасался. В его доме всегда чего-то не хватает, а хозяйством управляет приказчик, который разоряет помещика и его крестьян.

Вторым имением, в которое приезжает Чичиков, становится поместье Коробочки. Ее также можно назвать «мертвой душой». Женщина отличается бездушием и мелочностью. Кроме полученной прибыли, она мало, о чем переживает. Даже продавая, ее интересует только личная выгода. То, что не входит в сферу ее интересов, попросту не существует. Коробочка говорит Чичикову, что не знает Собакевича, а значит, его и вовсе нет.

В ходе аферы Чичиков знакомится с Ноздревым. Сперва он кажется главному герою энергичным и деятельным человеком, но на самом деле оказывается абсолютно пустым. Ноздрев привык направлять свою неуемную энергию на кутежи. К тому же он был человеком расточительным и любил приврать.

Предпоследним кого встречает Чичиков на своем пути оказывается Собакевич. Помещик оказался хорошим хозяином. Он расчетлив и зажиточен, но по своей природе эгоистичен, так как в первую очередь думает о себе. Ради достижения своей цели готов пойти на любое преступление. Все его таланты направлены только на получение еще большей прибыли, а про душу помещик полностью забыл.

Последним главному герою встречается Плюшкин, абсолютно бездушный человек, являющийся живым мертвецом. Гоголь раскрывает предысторию этого персонажа. Когда-то Плюшкин считался хорошим, экономным хозяином и предприимчивым человеком. Он всегда отличался особым отношением к деньгам. Соседи часто приезжали к нему в надежде перенять его опыт.

Но после смерти своей супруги он изменился до неузнаваемости, а его скупость перешла все возможные границы. Владея тысячами душ крепостных, он держал их в «ежовых рукавицах», а в амбарах и кладовых хранил разное «добро». Сам питался объедками, крестьяне, оставшиеся без работы и еды «мрут, как мухи» или сбегают. Душа Плюшкина уже давно умерла, и он не испытывает никаких чувств даже к собственным детям.

Кроме помещиков, в книге представлены и другие мертвые внутри персонажи. Это чиновники города, которых автор изобразил как неразделимую серую массу людей, завязших в коррупции и взятках. Собакевич кратко сказал о них: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Они воруют, угнетают менее защищенных и лебезят перед сильными. Таким образом, мертвыми душами в книге являются:

  • Манилов.
  • Собакевич.
  • Коробочка.
  • Ноздрев.
  • Плюшкин.
  • Мертвые крестьяне.
  • Чиновники.

Их Гоголь называет живыми, но в то же время умершими внутри. Люди, от которых осталась только оболочка. Он рассказывает в своей книге, что и жизнь чиновников пуста и бессмысленна. В наше время так же остро стоит проблема мертвых душ. Ее подробно раскрыл Сергей Ежов — журналист газеты «Собеседник» в своей статье. Основные освещенные темы — это взяточничество и фиктивное трудоустройство. Она доступна для чтения на многих сайтах в интернете.

Исторический человек в произведении Н. В. Гоголя

У Гоголя исторический человек не попадает под понятие историческая фигура или личность. Историческим человеком он называл того, кто вечно попадал в разного рода ситуации. В поэме им стал Ноздрев. Помещик был хвастливым вруном, который любил поиграть в карты. Правда, в игре ему почему-то не удавалось обмануть своих приятелей, ведь зная его наклонности, партнеры по игре следили за ним и зачастую любые попытки обмана заканчивались скандалом. Но все слабости прощались Ноздреву, так как найти такого активного собутыльника и гуляку было довольно сложно.

Сам Гоголь так говорил о Ноздреве: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». В его образ автор вложил определенные черты личности, так как был абсолютно уверен, что Ноздревы всегда есть и будут в любом обществе.

Кто такие «живые души» в поэме

Мертвым душам в одноименной поэме противопоставлены живые — это народ, многострадальный и трудолюбивый. В поэме раскрываются искалеченные судьбы простых крестьян. Мастер-сапожник Максим Телятников, который хотел иметь свой дом и лавочку, спивается. Заплатив в большом объеме оброк барину, он был обманут поставщиком гнилой кожи.

Даже об умерших Гоголь рассуждает как о живых, оживляя их силой своего воображения. Они живут в памяти людей, значит, живы душой. Бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который умирать не хотел, но заворотил в кабак, а потом прыгнул прямо в прорубь. Печальна судьба крепостных Плюшкина, вынужденных всю жизнь прятаться от жандармов.

Ярким является образ Абакума Фырова, которому понравилась свобода и он решил пристать к бурлакам. Чаще всего тяжелый труд бурлацкой ватаги заканчивался шумными гуляньями и хороводами. Гоголь видит, что все лучшие качества народа или задавлены, или были изуродованы крепостным правом либо властью помещиков и чиновников.

Но несмотря на социальную подавленность, он с восхищением описывает смелость, выносливость и тягу к свободе простых людей. Каретник Михей создавал экипажи небывалой красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. И даже у главного героя наблюдаются проблески живой души. В книге описаны моменты, когда Чичиков вспоминает, как сильно его любила мать.

Освещенные проблемы

  • Трудности на пути становления России — это главная тема поэмы. К ним относится взяточничество, бездеятельность и безразличность дворян, тяжелое положение крестьян. Гоголь хотел внести свой вклад в развитие родины, раскрывая и осуждая человеческие пороки.
  • Омертвление общества. Падение нравственности четко прослеживается у представителей господствующего класса. Помещики готовы пойти на все ради прибыли. Высшее общество не думает о судьбе простого народа, а просто использует его для достижения своих целей.
  • Кризис гуманизма. Человеческая жизнь ничего не стоит. Крепостных могут продать, проиграть в карты или заложить как украшение. Рабство узаконено официально и не считается противоестественным.
  • Невежество и моральное убожество. Присуще всем главным персонажам книги. Из-за омертвения души они не способны видеть свои недостатки и самостоятельно справиться с ними. ​
Читайте также:
Н.В. Гоголь в современной литературе: сочинение

Таким образом, в своей поэме Гоголь изобразил все минусы и негативные стороны русской действительности. Писатель испытывает досаду и сожалеет о том, что крестьяне — живые души, представители большей части населения России, находятся в позорной зависимости от мертвых душ. Своим произведением Гоголь хотел привлечь внимание думающих людей и показать нетерпимость такого положения в России.

«Живые» и «мертвые» души в поэме Гоголя Н.В. (сочинение)

«Мертвые души» является одним из самых гениальнейших творений писателя. Сюжет произведения был подсказан Пушкиным. Николай Васильевич вначале задумывал написать роман, но творение становилось похоже на поэму в прозе.

Произведение отражало те социальные явления, которые происходили в России в 30-40-х годах XIX века. Именно здесь Гоголь показал Россию в 3-х образах. В образе мертвых душ показаны чиновники и помещики, следующий образ – это крестьяне. И конец поэмы замыкает образ Руси-тройки, олицетворяющий будущее отчизны.

Несмотря на то, что здесь присутствуют сатирические элементы, в творении отражена типичный городок с типичными его жителями и событиями. Картину мертвых душ открывает Чичиков с посещения Манилова, который заметно отличается от Плюшкина. Однако, это только начало пути. В дальнейшем каждый помещик, встречавшийся на пути все больше отражает деградацию личности. Когда перед нами предстает Манилов, то мы замечаем, как он в общении добр, любезен. И все окружавшее его так и отдает сентиментальностью. Он представлен нам помещиком со средним достатком. Но он совершенно пуст, так как не занимается практически никаким хозяйством, и все время бездельничает. Коробочка тоже была недалекого ума. Таких помещиц на Руси было немало. Но именно она и сыграет важную роль в разоблачении Чичикова. В образе Ноздрева же показаны все пороки господ, а именно праздность, распутство, пьянство и обжорство. И если Ноздрев показан как кутила, то интересы Собакевича простираются не дальше материального обогащения и вкусной еды. Завершает картину Плюшкин, человек, полностью деградированный. Именно его образом Гоголь хотел показать, что если и дальше предыдущие помещики будут вести такую жизнь, то они опустятся именно на такой уровень.

Основным героем, с которого и началась эта история был Чичиков, человек авантюрного склада характера. Он, прикрываясь маской светского приличия, думает, как бы побольше себе присвоить и придумывает аферу с мертвыми крестьянами. Чичиков, не только собрал все отрицательные черты помещиков, но и превзошел их.

Умершим противопоставлены в поэме живые люди, работящие, но находящиеся под гнетом помещиков. Писатель, как истинный патриот, надеясь на счастливое будущее народа показывает, как живут обездоленные люди. Но говоря о забитости крестьян, Николай Васильевич к тому же еще восхищается трудолюбием и выносливостью народа. Таковы каретник Михей, который изготавливал прекрасные экипажи, печных дел мастер Милушкин, который мог построить печку в любом доме. Несмотря на то, что в произведении присутствует нотка юмора, в «Мертвых душах» мы смеемся сквозь слезы. Ведь автор упрекает людей за то, что в погоне за деньгами общество забыло о нравственных ценностях. И все это отразил писатель в своем творении, как бы нас предостерегая о таких ошибках.

Сочинение 3

Поэма «Мертвые души» была написана Гоголем в те времена, когда Россия начинала входить в эпоху процветания малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели стали появляться в стране все чаще и чаще. Само название поэмы звучит несколько двояко: с одной стороны название подразумевает буквально продажу мертвых душ крестьян, с другой же, так автор называет души самих этих дельцов — очерствевшие и бесчувственные. В погоне за прибылью они переступают через все моральные устои и не придерживаются никаких принципов.

Одним из таких ранних предпринимателей был Павел Чичиков. Павел вырос в среднестатистической семье, рос сам по себе. Характер ни в отца, ни в мать, друзьями богат не был. Когда пошел учиться, отец его наставлял, чтоб он водил дружбу только с богатыми, ничем не делился, экономил и перед начальством заискивал. И вот Павел уже с самых юных лет начал извлекать из всего выгоду. Например, не ленился учить мышонка всяким трюкам, чтоб потом показывать её другим, опять же за деньги.

Поступив на службу, Чичиков сразу завоевал авторитет благодаря своей прыткости, смекалке и находчивости. Именно там он провернул свою первую махинацию. Её провал не охладил пыл и азарт Павла. Устроившись в таможню и связавшись с контрабандистами, Чичиков за год зарабатывает довольно приличные деньги. Всё бы шло хорошо и дальше, но напарник Павла пишет на него донос и тот чудом не оказывается в тюрьме.

Настолько честолюбивая натура, как Павел Чичиков только ещё сильнее жаждет обогащения, он во что бы то не стало, хочет вернуть себе прежнюю сытую жизнь.

По приезду в город, он обрастает новыми знакомыми, которые видят в нём только положительные стороны, уважают за дипломатичность и ум. Чичиков начинает потихоньку покупать мертвые души. Но тут он совершает две непростительные ошибки. Во – первых проговаривается о мертвых душах Ноздреву, а во вторых не стоило ему покупать у Коробочки крестьян.

В глубине души Чичиков мечтает жениться, обзавестись детьми, но всё же главная цель его жизни – обогащение. И обогатиться он хочет не честным трудом, а за счёт других. Его самые отвратительные черты характера – это лицемерие и неизмеримое себялюбие. Он переступит через любого, чтобы продвинуться хоть чуточку ближе к своей цели.

На основании всего этого можно прийти к выводу, что душа Чичикова уже мертва, но быть может, если бы он осознал всю никчемность своего существования, то смог бы измениться и изменить мир вокруг себя.

Читайте также:
Помещики в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Главный герой «Мёртвых душ» – Чичиков

Сочинение на тему «Мёртвые души» можно начать с описания главного героя. Центральный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков. До 11 главы произведения Н. В. Гоголя неизвестно, откуда он родом и кем является. Позже читатели узнают, что главный герой из обедневшей дворянской семьи. Отец не оставил сыну и ломаного гроша, только лишь наставление угождать начальникам и прилежно учиться, в чём тот заметно преуспевает. Чичиков – образец вежливости и покладистости, но не честности. Им движет лишь страсть к наживе, никаких духовных ориентиров и высших целей у него нет.

Характер главного героя кажется аморфным и безликим, но именно эти качества позволяют ему перевоплощаться, уподобляться собеседнику, манипулировать им, угадывая, что нужно сказать в той или иной ситуации. Он копирует приторную манеру общения помещика Манилова, становится набожным в разговоре с Коробочкой, пытается подстроиться под Ноздрёва, хотя не терпит фамильярного обращения. Чичиков располагает к себе Собакевича и находит общий язык с Плюшкиным. У Павла Ивановича Чичикова редкий талант приспособленца.

Мертвые души — сочинение

В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками и обычным народом, который становится жертвой данной системы. В сюжете данного произведения находится постепенное ухудшение человеческих качеств у многих персонажей, например, у Манилова, который вначале имеет что-то человеческое, но постепенно превращается в абсолютно холодного и безразличного человека. Представлены и такие персонажи, как Плюшкин, которые изначально были настолько испорченными и плохими личностями, что у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются отрицательными.

Возвращаясь к образу Манилова, стоит отметить, что он ведет весьма поверхностное существование, так как не строит интересных и полезных планов, рассчитывает лишь на то, чтобы как можно быстрей разбогатеть. Слуги в доме у него воруют, а его мечты являются низменными и бесполезными. Однако, все же у него присутствуют интересные и нестандартные мысли, которые отличают его от других помещиков. Этого не скажешь про образ женщины, которая изо всех сил занимается накопительством. Она ставит перед собой цель собрать как можно больше «полезного добра», которое обязательно оставит впрок. Ее интересы представляют лишь материальные ценности и потребности. Она лишена глубоких душевных переживаний, и все время она рассчитывает только на то, как бы провернуть сделку повыгоднее.

Чичиков в произведении представлен человеком с непростой судьбой. Детство у героя было крайне непростое. Однако несмотря на то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с личными переживаниями, которые натолкнут его на такую мысль, что все это он проворачивал зря, и не стоило так делать. Говоря про собирательные образы в произведении, стоит отметить, что все они представлены в виде некоторых групп. Например, помещики представляют образ жадных, безнравственных и малодушных людей, которые готовы пойти на любой обман ради достижения своей цели.

Вариант 2

Своё произведение «Мёртвые души» Гоголь определил как поему. Великое произведение русской литературы и в то же время самое загадочное. Изначально, Гоголь задумывал произведение как трёхтомное, сначала вышел первый том далее, когда второй уже был готов, писатель принял решение сжечь его. Третий том был только задуман, но так и не осуществлён.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Основная идея произведения это изобразить в отрицательном (немного карикатурном) виде отрицательные черты России. Особое внимание Гоголь уделяет главному герою произведения – человеку «нового типа», который готов на всё ради денег это Чичиков Павел Иванович. Его афера имеет государственный масштаб: скупить «мёртвые души» для заклада их как живых, чтобы взять кредит в банке. Однако ничуть не лучше другие герои помещики, которые охотно идут на контакт с Чичиковым. Каждый, так или иначе высокомерен, самодур, не видит что рядом творится, но главная черта всех это равнодушие. Омертвение душ человеческих в этом писатель видит трагическое и унылое движение истории по замкнутому кругу.

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману.

К каждому Чичиков пытается «подобрать ключ». Помещик Собакевич хам и бурбон, Чичиков берёт его грубостью и напором. С Маниловым он само благородство, с Плюшкиным расчётлив и хитёр и т. д. Чичиков по своей природе очень изворотлив и двуличен. Умеет эти удачно пользоваться для достижения целей. Он подстраивается под характер и настроение собеседника если потребуется, убеди, запутает если потребуется. Жадность у Чичикова берёт своё начало ещё в детстве, её ему привил отец. Однако судьба была не благосклонна к нему и не раз рушила его планы. Однако, не смотря ни на что, Чичиков продолжал идти к поставленной цели. Тут уже видны характер и упорство.

Гоголем в «Мёртвых душах» описаны практически все отрицательные человеческие качества и применены к провинциальным помещикам. Но через призму провинциальности Гоголь освещает всю Россию и те процессы которые в неё начинаются. Николаевская эпоха характеризуется излишним бюрократизмом и расцветом коррупции. В империи начинают выходить на первый план именно такие Чичиковы, отстраняя дворянство на второй план. Кроме этого Гоголь красноречиво описал кризис такой социальной группы как дворянство.

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Читайте также:
Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»: сочинение

Главный герой произведения – Чичиков – вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» – Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели – богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно – всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, – ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы – единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», – говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Читайте также:
Собакевич и Чичиков: сочинение

Все темы книги «»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Гоголя «Мертвые души» – одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17 лет, но так и не завершил задуманное. «Мертвые души» – итог многолетних наблюдений и раздумий Гоголя над человеческими судьбами, судьбами России.
В названии произведения – «Мертвые души» – заключен его основной смысл. В этой поэме описываются и мертвые ревизские души крепостных, и мертвые души помещиков, погребенные под ничтожными интересами жизни. Но интересно, что первые, формально мертвые, души оказываются живее, чем дышащие и говорящие помещики.
Павел Иванович Чичиков, осуществляя свою гениальную аферу, посещает поместья провинциального барства. Это дает нам возможность «во всей красе» увидеть «живых мертвецов».
Первым, кому Чичиков наносит визит, оказывается помещик Манилов. За внешней приятностью, даже слащавостью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, пустословие, ложная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на одной и той же странице.
В доме у Манилова всегда чего-то недостает. Так, в кабинете только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей. Хозяйством управляет «ловкий» приказчик, который разоряет и Манилова, и его крестьян. Этого помещика отличает праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и жизненных интересов. И это несмотря на то, что Манилов кажется интеллигентным и культурным человеком.
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение помещицы Коробочки. Это также «мертвая душа». Бездушие этой женщины заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед, Коробочку мало что волнует. Даже в продаже мертвых душ помещица только боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует. Она говорит Чичикову, что не знает никакого Собакевича, а, следовательно, его и на свете–то нет.
В поисках помещика Собакевича Чичиков сталкивается с Ноздревым. Гоголь пишет про этого «весельчака», что он был одарен всеми возможными «задорами». На первый взгляд, Ноздрев кажется живым и деятельным человеком, но на самом деле он оказывается совершенно пустым. Его поразительная энергия направлена лишь на кутежи и бессмысленное мотовство. К этому добавляется еще и страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое – «страстишка нагадить ближнему». Это тот тип людей, «что начнут гладью, а закончат гадью». Но Ноздрев, один из немногих помещиков, вызывает даже симпатию и жалость. Жаль только, что свою неукротимую энергию и любовь к жизни он направляет в «пустое» русло.
Следующим помещиком на пути Чичикова оказывается, наконец, Собакевич. Он показался Павлу Ивановичу «весьма похожим на средней величины медведя». Собакевич – этакий «кулак», которого природа «просто рубила со всего плеча». Все в облике героя и его дома основательно, обстоятельно и масштабно. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!»
Собакевич – рачительный хозяин, он расчетлив, зажиточен. Но все он делает только для себя, только во имя своих интересов. Ради них Собакевич пойдет на любое мошенничество и другое преступление. Весь его талант ушел только в материальное, полностью забыв про душу.
Галерею помещичьих «мертвых душ» завершает Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Гоголь рассказывает нам предысторию этого героя. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться «скупой мудрости». Но после смерти его жены подозрительность и скупость героя усилились до высшей степени.
У этого помещика накопились огромные запасы «добра». Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходит каждый день по своей деревне и собирает всякий мусор, который складывает у себя в комнате. Бессмысленное накопительство привело Плюшкина к тому, что сам он кормится объедками, а его крестьяне «мрут, как мухи» или сбегают.
Галерею «мертвых душ» в поэме продолжают образы чиновников города N. Гоголь рисует их как единую безликую массу, погрязшую во взятках и коррупции. Собакевич дает чиновникам злую, но очень точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными.
При известии о назначении нового генерал-губернатора инспектор врачебной управы лихорадочно думает о больных, умерших в значительном количестве от горячки, против которой не было принято надлежащих мер. Председатель палаты бледнеет от мысли, что он совершил купчую на мертвые крестьянские души. А прокурор вообще пришел домой и внезапно умер. Какие же грехи были за его душой, что он так сильно испугался?
Гоголь показывает нам, что и жизнь чиновников пуста и бессмысленна. Они – просто коптители воздуха, растратившие бесценную жизнь на подличанье и мошенничества.
Рядом с «мертвыми душами» в поэме встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, таланта. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это и беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.
Именно народ, по мнению Гоголя, сохранил в себе «живую душу», национальную и человеческую самобытность. Поэтому именно с народом он связывает будущее России. Об этом писатель замыслил написать в продолжении своего произведения. но не смог, не успел. Нам остается лишь догадываться о его мыслях.

Читайте также:
Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя: сочинение

Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию этого произведения, автор писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем». И действительно здесь нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас». (Гоголь).

Сюжет поэмы строится на купле-продаже так называемых «мертвых душ» — крестьян, уже умерших, но числящихся в ревизских списках как живые. Однако, читая поэму, мы понимаем, что понятие «мертвые души» относится не только к умершим людям, но и к тем живым, которые обладают «неподвижным холодом души и бесплодной пустыней сердца».

Главный герой поэмы, плут и авантюрист Чичиков, стремясь прикупить «мертвые души», побывал у пяти помещиков, каждый из которых хуже предыдущего.

Галерея образов помещичьих типов начинается с Манилова. В его облике сначала бросается в глаза именно «приятность», его желание всем нравиться. Любуясь собственными тонкими манерами, гордясь ими, Манилов преисполнен веры в то, что он является носителем подлинной культуры.

Впечатление, которое производит вначале Манилов, по мере более близкого знакомства с ним изменяется. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! И отойдешь подальше; еси же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Неотразимым по уму и образованности представляется Манилову и сам Чичиков, с первой встречи завоевавший симпатии помещика. Несмотря на то, что Манилов знаком с Чичиковым совсем недавно, он называет его бесценным другом. Нельзя без смеха читать его рассуждения о том, как государь, узнав об их дружбе, пожалует их званием генералов.

Жизнь представляется Манилову чем-то похожим на идиллические пасторали. Никаких столкновений и конфликтов он не видит и видеть не хочет. Знание жизни он подменяет пустыми фантазиями и создает свой иллюзорный мир. В его голове постоянно возникают какие-то фантастические прожекты, но он не способен ни к какому действию. Манилов лишен мысли и всякого живого стремления, а та «возвышенность», которой он так гордится — это всего лишь бессознательный маскарад, скрывающий подлинную «мертвую» суть героя.

Если Манилов пытается рядиться в одежды выспренности, то в образе Коробочки обмельчание человека, духовная нищета предстает в своем естественном состоянии. Помещицу отличает своеобразная, слишком уж незатейливая «простота», которая находит отражение и в ее внешнем облике, и в ее отношениях с людьми. «Эх, отец мой, обращается она к Чичикову, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?»

Не случайно мы встречаемся с Коробочкой сразу после Манилова. Ее житейская непосредственность контрастирует с внешней утонченностью предыдущего помещика. Образ Коробочки — это выражение прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания этой помещицы сосредоточены на постоянном накоплении и упрочении своего состояния. Коробочка, в отличие от Манилова, не бездеятельный фантазер, а трезвый, вечно копошащийся у своего жилья приобретатель.

Однако хозяйственность Коробочки помогает обнаружить ее внутреннее убожество. Приобретательские стремления заполоняют все сознание помещицы, не оставляя места ни для каких иных чувств. Из всего она стремится извлечь пользу. Она и крепостными крестьянами торгует с такой же расчетливостью, как продает пеньку, сало или птичьи перья. С такой же мерой она подходит и к предложению Чичикова о продае мертвых душ. Старуху пугает необычность сделки, но и выгоду она упустить не хочет.

Чичиков метко называет Коробочку «дубинноголовой». Сочетание патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю степень бедности ее духовной жизни. Весь мир для нее замкнулся в поместье, вне которого она не видит ничего важного.

Точно так же, как при переходе повествования от Манилова к Коробочке ясно ощущается внутреннее сопоставление этих образов, в главе, посвященной Ноздреву, выявляется контраст между этим новым действующим лицом и Коробочкой. В противоположность мелочной помещице, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Он очень активен и подвижен. Ни на минуту не задумываясь, Ноздрев готов заняться любым деом — всем, что только приходит ему в голову. Однако энергия Ноздрева лишена какой-либо направляющей идеи, цели. С одинаковой легкостью он начинает любое предприятие и бросает его, сразу же забывая о том, что еще некоторое время назад привлекало его внимание. Все, что он затевает, кончается либо пустяками, либо разного рода «историями».

Изображая быт этого помещика, Гоголь иронически оттеняет его чрезвычайную привязанность к животным, которые были предметом его особых забот. Очень выразительно дана, например, писателем картина ноздревской псарни. Лишь завидев его, собаки летят ему настречу, а он с ними «как отец среди семейства». Эта замечательная деталь показывает подлинную сущность героя, который никогда и ни в чем не считается с людьми.

Важную черту характера Ноздрева составляет наглость. Со всеми людьми он держится запанибрата, каждого тут же считает другом, но также легко забывает свои слова и свои отношения с людьми. Одного и того же человека Ноздрев называет то другом, то подлеом. Это отсутствие у помещика моральных критериев очень тонко раскрывается Гоголем.

Ноздрев предстает человеком «многосторонним»: он и шулер, и собачник, и хвастун, и кутила, и плут, Однако вся эта многосторонность, замечательно раскрытая Гоголем, лишена какого-либо положительного начала. Писатель показывает Ноздрева как мелкого человека без всяких моральных принципов и представлений о порядочности.

Следующий, с кем мы знакомимся, — Собакевич. Его никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках. Напротив, он обеими ногами стоит на земле, трезво оценивая жизнь и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет добиваться того, чего хочет.

Читайте также:
Проблема II тома «Мертвых душ»: сочинение

Характеризуя быт этого помещика, Гоголь оттеняет то, что здесь все «было упористо, без пошатки». Физическая крепость и уродливая неуклюжесть видны в портрете Собакевича, похожего на медведя средней величины. Сравнение с медведем дано автором не только с внешней стороны: оно подводит к раскрытию психологических особенностей героя. Животное начало главенствует в натуре Соакевича. Не случайно ему досталась и такая фамилия. Он не помышляет ни о каких духовных запросах. По его мнению, единственным делом может быть только забота о собственном существовании, которое он не склонен усложнять.

Насыщение желудка стоит у Собакевича на первом месте, потому-то и все радости жизни связаны у этого героя, прежде всего, с сытной едой. «У меня, когда свинина, всю свинью подавай на стол, баранина всего .барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».

Собакевич враждебно относится к культуре и просвещению. Он считает эти понятия глупой и ненужной людям выдумкой. Однако Собакевич не чужд трезвого и расчетливого практицизма. Он хорошо понимает свою выгоду, знает окружающую его обстановку и людей. Провести такого помещика вряд ли кто сможет. Он неуклонно стремится к обогащению и любого обведет вокруг пальца.

Интересно поведение Собакевича в разговоре с Чичиковым относительно мертвых душ. Чичикову и не пришлось издалека подходить к столь щекотливой теме. Собакевич ничуть не удивился и предложил Чичикову сделку так, как будто речь шла о самом обычном деле.

Практическая хватка, которая выделяет Собакевича среди других помещиков, неотделима от его психологического облика. Он обладает способностью активного действия, но это не только не уменьшает, а как раз усиливает его низменные стремления. Однако и то исчезновение подлинно человеческих качеств, которое дано в образе Собакевича, не исчерпывает меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею помещиков в романе. Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о наколении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но накопление стаовится единственной жизненной целью этого помеика. Ненасытная жадность ведет к тому, что Плюшкин теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного. Именно на малосущественном и незначительном и сосредоточено внимание Плюшкина. «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко и сургучик».

Плюшкин превращается в настоящего раба вещей. Жажда накопления толкает его на путь самоограничения. Он не позволяет себе нормально питаться и носить хорошие вещи. Характерно, что при встрече с ним Чичиков долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять, ключник это или ключница.

Когда-то Плюшкин был нормальным человеком и имел семью. Он отличался опытностью и знанием жизни. В отличие от других персонажей, биографий которых Гоголь не дает, Плюшкин изображен в процессе своего развития. Не случайно именно в этой главе показана наибольшая мера угасания человеческого — наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем. Эта душа могла бы жить.

Мы понимаем, что, по мысли Гоголя, человек не является плохим от рождения, а становится чудовищем. Ненасытная скупость разрушает связи Плюшкина с людьми. Он не испытывает потребности в чеовеческом общении не только потому, что дружеские, как и все остальные человеческие чувства из него выетрились, но и потому, что общение с окружающими может нанести ему материальный ущерб. Всякое посещение друзей, как и приезд гостей, означает расходы, а их-то Плюшкин боится более всего, Даже о своих детях помещик рассуждает так же.

Но самое интересное, что накопление богатств превращается у Плюшкина в полную его противоположность. В его имении гниют сено и хлеб, материи, если к ним прикоснутся, становятся пылью.

Таким образом, один за другим следуют в поэме образы помещиков, и каждый из них ничтожнее предыдущего: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Все гоголевские помещики — характеры яркие, запоминающиеся, Но при всем их внешнем разнообразии суть остается низменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

Такими же мертвыми душами предстают перед нами и чиновники губернского города. В сцене бала заметно, что их лица все сливаются в одно, ничем не примечательное, а различаются разве что наличием или отсутствием бородавки. Интерес их сосредоточен лишь на сплетнях, тщеславии и зависти, Они все бездельники и такие же «мертвые души», как и помещики.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей — все это сформировало в нем расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики, Однако Чичиков — «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

Кто же в поэме воплощает живое начало? По выражению А. И. Герцена, Гоголь разглядел в поэме позади «мертвых душ — души живые». Это души крестьян, воплощение русского национального характера. Это и талантливый каретник Михей, и сапожник Телятников, и кирпичник Милушкин и, конечно, плотник Степан Пробка, Все эти люди умерли, но они оказываются живее своих хозяев. Именно для них Гоголь находит теплые слова. Именно о них он думает: «Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Читайте также:
Три важнейшие стихии в творчестве Гоголя: сочинение

Но самым главным «живым» образом в поэме становится образ Руси. Живая душа русского человека живет в народе, в его языке и песнях, в плодах его труда. В лирических отступлениях Гоголь создает удивительно возвышенный образ Руси и народа, который в конце поэмы перетекает в образ Руси-тройки, несущейся в будущее. Каким будет это будущее, автор не знает, но для него важно, что образ Руси связан с движением, а, значит, он не мертвый, не застойный. Писатель мечтает о возрождении души, о развитии всего того лучшего, что есть в русском народе. И поскольку он пишет о духовном мире, о возвышенном, передачей которого призвана заниматься лирика, он называет свое произведение поэмой.

История создания поэмы Гоголя Мертвые души (творческая история, замысел)

Русская классика знает много неординарных личностей в истории. Люди с необыкновенными способностями, неоднозначностью характера и удивительными творениями, славятся не только на русской земле, но и во всем мире. Ярким примером такого человека является Н.В.Гоголь, написавший более 30 произведений разных по сюжетной линии и жанрам. Поэма ( как назвал ее сам писатель) «Мертвые души»- одно из известнейших его творений. Больше 16 лет понадобилось писателю для ее создания. Это годы творческих исканий, подбор персонажей, идеи развития сюжетной линии.

Сам Гоголь в своих воспоминаниях писал о том, что сюжет произведения был подсказан ему А.С.Пушкиным, который поделился им с писателем. Он считал, что только Гоголь может раскрыть все тайны русской души, прогулявшись с главным героем по русским просторам. Для Николай Васильевича Пушкин был больше чем просто учитель, он считал его великим русским писателем еще при его жизни.

Первоначально Гоголь видел в «Мертвых душах» комедийное произведение о предприимчивом человеке, захотевшем разбогатеть на воздухе. Во времена творения писателя таких героев не редко можно было встретить в реальной жизни, поэтому писатель вдохновенно взялся за работу в 1835 году.

Создав первые главы своей поэмы, Николай Васильевич прочитал их своему учителю, но Пушкину они не понравились своим тягостными впечатлениями от российской действительности.

Гоголь взялся за работу с новой силой, внося поправки и вставляя сатирические моменты , он стремился показать действительность всестороннее. Николай Васильевич Жуковский, заинтересовавшись поэмой, помогал советами автору.

В 1837 году, отъезд Гоголя в Италию, не остановил работу над произведением. Он много раз правил сцены, убирал, те моменты, которые не пропускала цензура. И к осени 1839 года поэма в черновиках была написана.

По возвращению в Петербург Гоголь читает первые главы своим знакомым. Работа над текстом не останавливается. К 1841 году писатель завершает свою работу над рукописью поэмы. Начинается проверка произведения цензурным комитетом г.Москвы. Неожиданным ударом для писателя стало требования смены названия произведения, Гоголь отправляет поэму в Комитет по цензуре г.Петербурга с надеждой на возможность публикации.

В марте 1842 года разрешение было получено с цензурными поправками в части названия поэмы «Похождение Чичикова или Мертвые души», а также не разрешено опубликовывать главу «Повесть о капитане Копейкине». Переделав ее, Гоголю все таки разрешают ее публикацию

В мае этого же года произведение выходит в свет, а писатель уезжает за границу. Начинается работа над вторым томом «Мертвые души», которым не суждено было увидеть света. Писатель много раз правил его, но за несколько дней до своей кончины сжег последний вариант творения.

Поэма «Мертвые души», как и все произведения Гоголя уникальна сюжетом, речевыми оборотами, неотразимым гоголевским словом. Каждая строчка наполнена безграничной любовь к русской земле, ее народу, несмотря на все пороки, присущие обществу того времени.

Вариант 2

Работа над произведением заняла семнадцать лет, с ее начала в 1835 году до смерти автора. Историю создания можно проследить по письмам самого Гоголя и воспоминаниям современников.

Саму идею книги писателю подарил Пушкин. Великий русский поэт первоначально желал создать подобное произведение в виде поэмы, но затем отказался от своего замысла. Однако Пушкин дорожил своим замыслом и утверждал, что эту работу может исполнить только Гоголь.

Сюжет привлекал поэта возможностью описать Россию через путешествие главного героя, изобразить множество разных лиц, описать типичные характеры.

Гоголь взялся за «Мертвые души» потому что после «Ревизора» хотел написать что-либо менее смешное и сатирическое. В силу этого обстоятельства, а также желания как можно более подробно изобразить русскую жизнь, работа над романом растянулась на годы.

Основная работа над сюжетом происходила за границей. В 182-1839 году автор романа находился в Париже, Швейцарии и Италии, где усиленно работает над черновиком произведения.

В 1839 году он прибывает в Санкт-Петербург и зачитывает главы романа своим друзьям и поклонникам своего творчества. Рукопись имеет успех у слушателей. В 1840 году Гоголь в Москве, затем вновь за границей, потом вновь вернувшись в Россию, правит текст.

Дальнейшее промедление с публикацией было связано с препятствиями, чинимым цензурой и финансовыми трудностями, постигшими автора.

Только в 1842 году роман был напечатан, но пришлось согласиться с замечаниями цензоров. В частности, они желали смягчить социальную критику, звучащую в произведении, сделать его более легким и развлекательным. Название было изменено на «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Известно, что автор понимал свой роман не просто как сатирическое произведение с авантюрным сюжетом, высмеивающее российских помещиков. Он стремился вложить в него философский подтекст, затронуть тему человеческой души. Помимо этого, «Повесть о капитане Копейкине» пришлось переделать, и она получила цензурное разрешение позже.

В последующие годы Гоголь работает над вторым томом, но остается недоволен им и сжигает рукопись. Уцелевшие главы были опубликованы его племянником уже после смерти писателя.

История 3

Произведение, основной темой которого является описание российской действительности девятнадцатого века, представляет собой первоначально сочинение в виде легкого юмористического романа. Однако работу над творением писатель осуществляет на протяжении почти двадцати лет, постоянно усложняя содержание сюжетной линии, подсказанной автору Пушкиным А.С., меняя жанровое направление произведения, окончательно остановившись на поэме, тем самым, подчеркнув его характеристику в виде эпичности, глубоких обобщений и широкого лиризма.

Читайте также:
Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип: сочинение

Авторский замысел предусматривает написание произведения, состоящего из трех томов, первый из которых должен содержать описание недостатков современной жизни, второй – изображение процесса изменения личностных характеристик героев в положительную сторону, а третья часть планируется в виде изложения будущей жизни, вставших на путь исправления персонажей.

Начало поэмы пишется писателем на территории России, а в дальнейшем работа продолжается в Италии, куда автор переезжает и где вносятся многочисленные правки в текст произведения, а некоторые сцены переделываются либо удаляются. В основном корректировке поддается «Повесть о капитане Копейкине», которая подвергается жесткой цензуре в связи с сатирическим изображением столичной жизни в виде высоких цен, произвола самодержавия, злоупотребления властью. Писатель категорически не соглашается исключить повесть из текста произведения, поскольку считает ее наиболее удачной в поэме, поэтому соглашается снизить ее сатирическое значение.

Первое прочтение шести глав поэмы писателя осуществляет, гостя в московском семействе Аксаковых, глава которого является известным театральным критиком и общественным деятелем.

В момент окончания написания рукописи органы цензуры меняют свое решение и отказывают писателю в его издании, однако на помощь автору приходит известный критик Белинский В.Г., имеющий возможность влияния на принятие решения цензорами. Но писателю для публикации приходится выполнить условие чиновников, сменив название произведения, именуя его «Похождения Чичикова, или мертвые души», тем самым акцент смещается в сторону приключений главного персонажа, уводя внимание читательского круга от описания насущных проблем общественной жизни.

После первого издания произведения поэма вызывает неоднозначное отношение в литературоведческом обществе, и некоторые критики считают писателя виновным в выражении клеветы и ненависти к своей стране, однако в защиту произведения и его автора снова выступает Белинский В.Г.

Писатель приступает к работе над второй частью поэмы, в которой планирует описать осознание главным героем истинного жизненного смысла, но написание второго тома двигается с огромным трудом и является незаконченным, поскольку в тот момент писатель испытывает душевные страдания и личную драму. Поэтому творческое наследие писателя составляет лишь одна часть великой поэмы.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания поэмы Мертвые души

Популярные сегодня темы

Произведение Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» наталкивает на мысль проблеме почитания чинов в обществе. Писатель с иронией иллюстрирует то, как не должно происходить.

Одно слово жизнь и уже много мыслей, ведь у каждого свое понимание. Если человек будет жить печалью, он пропустит все прелести жизни. Я не так и много знаю о жизни, но знаю, что каждый из нас должен ценить ее

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии. Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте.

Пётр 1 – одна из самых противоречивых личностей в истории. Некоторые считают его величайшим правителем, чуть ли не поднявшим Россию с колен и поставившим её на один уровень с европейскими государствами.

Произведения Михаила Лермонтова отличаются психологизмом и философской направленностью. Это относится и к романтической поэме «Мцыри». В данном произведении писатель дает своим читателям возможность

История создания поэмы Мертвые души Гоголя

«Мертвые души» – самое известное и значимое для русской литературы произведение. Н.В. Гоголь 23 года занимался писательской деятельностью, 17 из которых посвятил работе над поэмой. Первый том вышел в свет в 1842 году после семилетнего труда над рукописью. Планировался выпуск трех томов, где подобно сюжету «Божественной комедии» Д. Алигьери, герои должны пройти этапы – греха, очищения и воскрешения. До настоящего времени дошел сюжет только первого тома, в котором через типы и характеры героев автор раскрывает проблемы общества России XIX века.

Большой вклад в создание поэмы внес А.С. Пушкин. На основе его идеи выстроен сюжет произведения. Сам знаменитый поэт изначально планировал написать свойственную для него стихотворную поэму, но решил, что эту идею как никто воплотит в жизнь Гоголь, ведь его герои всегда отличались яркостью и реалистичностью. А.С. Пушкин поделился с ним историей о человеке, который получал деньги за умерших людей. Так появились «Мертвые души».

История поэмы началась в Санкт-Петербурге в 1835 году. В октябре этого года Гоголь сообщил Пушкину, что начал работу. Автор задался целью – показать другую Россию – мрачную и неуютную, где процветает обман, жадность, скупость. Главный герой, Чичиков, путешествует по России в поисках «мертвых душ». С помощью такой сюжетной линии планировалось наиболее ярко показать изъяны общества и отобразить характеры героев. Изначально произведение задумывалось как сатира, но юмора не получилось. Слишком серьезная и острая проблема была развернута в поэме.

Написав первые главы, Гоголь поделился написанным с Пушкиным. После прочтения знаменитый поэт отметил, насколько грустна и безнадежна Россия. В связи с этим Гоголь вносит поправки и наряду с мрачными пейзажами в произведении появляются и веселые мотивы. Зарождается новый замысел – написать три тома. В первом томе показать читателям проблемы, существующие в обществе с помощью разных типов героев. Второй том – осознание героями своих «грехов». Третий том – их возрождение. Тем самым Гоголь в последней части планировал показать свое видение и идеал России. После прочтения произведения Жуковскому, Гоголь в корне пересматривает подход к поэме. Теперь его задачей становится показать не только мрачную Россию. Он стремиться отобразить Россию со всех сторон, добиваясь максимальной открытости и объективности. В этот же период автор определяется и с жанром произведения – поэмой в прозе. Должна была получиться некая летопись России.

Писатель продолжает работу над поэмой уже заграницей. В ходе написания Гоголя постоянно мучают сомнения по поводу сюжета. Была вероятность, что «Мертвые души» так и не будут закончены. Но смерть А.С. Пушкина послужила толчком к дальнейшему творчеству. Гоголь дал слово довести начатое до конца и воплотить идею поэта.

К концу 1841 года первый том был дописан и готов к изданию. Но на пути к печати поэма встречает много критики и препятствий. Слишком открыто и реалистично Гоголь отразил проблемы общества. Согласиться с этим цензура не могла. В результате «борьбы за печать» поэма была отредактирована. Изменилось название и отредактированы некоторые главы. Для того, чтобы отвлечь читателя от общественных проблем, поэма должна была носить двойное название «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

В 1842 году произведение было опубликовано. Успех был очевиден. Тираж раскуплен. Мнение читателей было неоднозначными. Гоголя обвинили в ненависти к стране. Несмотря на трудности, автор продолжает работу над поэмой и берётся за написания второго тома. В ходе работы Гоголь несколько раз переписывает сюжет. Но второй и третий том читатели так и не увидели. Автор не смог справиться эмоционально и сжег рукопись.

История создания «Мертвых душ» не менее интересна, как и сама поэма, так как отражает судьбу не только одного произведения, но и историю целой эпохи.

Вариант 2

Николай Васильевич Гоголь создовал необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души», работа над которым началась в 1835 году. Сюжет прекрасного творения был подсказан знаменитым писателем Александром Сергеевичем Пушкиным, что не являлся безразличным к творчеству Гоголя. Работа над произведением продолжалась 17 лет, ибо каждая мелочь и любая деталь продумывалась писателем до последнего, тщательно.

Изначально предполагалось, что роман будет юмористическим, однако путем раздумий и глубоких размышлений, Николай Васильевич решил затронуть глобальные проблемы жизни людей в равнодушном мире. Обозначая жанром произведения поэму, Гоголь посчитал лучшим вариантом разделить её на три части, где в первой желал изобразить отрицательные качества современного общества, во второй же – это самореализация личности, пути ее исправления, а в третьей – жизнь персонажей, что поменяли судьбу в правильную сторону.

Первая часть заняла у писателя по времени ровно 7 лет, начало было положено в России, однако впоследствии продолжилось за границей. Уделял творению довольно большое время, ибо хотел, чтобы все было безупречно. К печати часть была уже готова в 1841 году, но, к сожалению, не сумела пройти цензуры. Процесс издания произошел лишь со второго раза, с тем учетом, что помогли Гоголю в этом друзья, имеющие влиятельное положение. Но печаталось творение с некими оговорками: Николай Васильевич обязан был поменять название на «Похождения Чичикова или Мертвые души», внести некоторые коррективы, исключить повести «о капитане Копейкине». Но писатель согласился лишь на то, чтобы изменить текст, а не удалить его из поэмы. Так и вышла в печать первая часть в 1842 году.

После издания работы произошел шквал критики. Судьи, чиновники, прочие люди верховного статуса были категорически против того, чтобы принимать произведение, ибо считали, что Гоголь показал Россию не такой, какой она является на самом деле. Они утверждали, что родина вырисована Николаем Васильевичем суровой, серой, негативной. Были разногласия по поводу мертвой души, что писал Гоголь в романе. Бездумные люди говорили, что душа бессмертна и то, о чем толкует писатель, это полная чушь, несуразица. Становится ясно, что до великого Гоголя по уму им слишком далеко.

Примечательно то, что друзья и коллеги считали, как глубоко и точно поднял вечные проблемы Николай Васильевич, ибо то, что изображено в поэме, просто потрясает своей действительностью, суровостью, правдой.

Критика со стороны людей Гоголя задевала серьезно, но это не помешало продолжать ему работу над романом. Вторую главу писал до самой смерти, так и не докончив ее. Николаю Васильевичу произведение казалось неидеальным, несовершенным. Ровно за девять дней до своей кончины собственные рукописи Гоголь отправил в костер, это был чистовой вариант. На сегодняшнее время остались уцелевшими некоторые главы, по количеству их составляет пять, сейчас в наши дни они воспринимаются отдельным самостоятельным произведением. Как видно, осуществление третье части романа не произошло, это осталось лишь задумкой, которую Гоголь не успел воплотить в жизнь.

Таким образом, Николай Васильевич Гоголь считается непревзойденным писателем, ибо смог преподнести все насущные проблемы в своем творчестве.

Его многолетник труды неоценимы, после прочтения остается множество вопросов. Собственную точку зрения удалось изложить в романе «Мертвые души», который сейчас является шедевром мировой литературы. Пускай Гоголь не успел докончить третью часть, зато он оставил читателям то, за что стоит хвататься руками и ногами, над чем желательно задуматься и поразмышлять. Николай Васильевич ничего бы зря не поместил в поэму, ибо слишком заботился о ее процессе написания. Все детали продуманы до мелочей. Поэтому произведение и представляет необычайную ценность!

История 3

Николай Гоголь начал работать над созданием поэмы «Мертвые души» с 1835 года. Свое творение автор закончил только к концу собственной жизни. Вначале автор планировал создать произведение в 3 томах. Главную идею книги Гоголь взял у Пушкина. Автор писал поэму на родине, в Италии и Швейцарии, также во Франции. Первая часть книги писатель закончил в 1842 году. Этот том Гоголь назвал «Приключения Чичикова или Мертвые души». В следующем томе писатель намеревался изобразить меняющуюся Русь и людей. В этом томе Чичиков пытался исправить помещиков. В третьем томе автор хотел описать измененную Россию.

В наименовании книги отображается основная мысль поэмы. При буквальном значении, читатели понимают суть обмана Чичикова. Герой занимался приобретением душ усопших крестьян. Поэма имеет более глубокое значение. Вначале автор задумал сочинить поэму по произведению «Божественная комедия» от Данте. Гоголь замыслил, что персонажи проходят круги чистилища и ада. В конце произведения герои должны вознестись и заново воскреснуть.

Гоголь не смог воплотить собственный замысел. Гоголь смог завершить только первую часть. В 1840 году автор написал несколько вариантов второго тома. По непонятным причинам автор сам уничтожил вторую часть книги. У поэмы есть только черновых рукописей второй части.

Писатель в своем творений выделяет бездушность и безжалостность персонажей. Собакевич был очень бездушным как Кощей бессмертный. Кроме него все городские чиновники, изображенные в книге, не имели душ. В начале книги описано активное и интересное существование жителей города. В книге мертвая душа – это простое явление. Для персонажей человеческая душа считается отличительной чертой живого человека.

Читайте также:
Образ антигероя в комедии «Ревизор»: сочинение

Название произведения тесно связано с символикой уездного городка N. А город K изображал всю страну. Автор хотел показать, что в России наступил упадок и то, что души жителей угасли. Гоголь показал всю подлость существования падшего городка. В одном из выступлений читая имена усопших, Чичиков оживляет их в собственной фантазии. В поэме живыми душами являются Плюшкин и Чичиков. Образ Плюшкина различается от других героев. В 6 главе автор дал полное описание сада Плюшкина. Сад – это сравнение души Плюшкина.

Мир, описанный в «Мертвых душах» считается совершенной противоположностью настоящего мира. С « мертвыми душами» связано социальное направление творения. Замысел Чичикова невыполнима и в то же время проста.

История создания поэмы Мертвые души

Несколько интересных сочинений

На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

Много веков назад древний человек приручил кошку. Раньше этот зверек был единственным спасением от грызунов. Кошки по-прежнему остаются бок о бок с человеком.

Э. М. Ремарк вошел в историю своими произведениями на околовоенную тематику. Быть точным, благодаря произведениям о Первой мировой войне.

Тема любви в данном произведении является ключевой. В начале комедии мы наблюдаем сцену так называемой любви между Софьей и Алексеем. Софья увидела в нем идеал и возвела на пьедестал.

Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Природа чувствует, что настало время отдохнуть от роскошных убранств. Она наряжается во всё белое и красивое.

История создания «Мёртвых душ»

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 7 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» . Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг!

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, — положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: