Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»: сочинение

Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»

Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать через мнения персонажей, через ситуации, в которых они оказываются.

В романе Гончаров не только проводит глубокий анализ характеров людей и их убеждений, но и продолжает заниматься поиском той настоящей красоты, которую искали еще в древние века. Эта красота — любовь в разных ее проявлениях: либо в искусстве, либо человеческая любовь и даже любовь к Богу. Не случайно все главные герои, как и герои Тургенева, проходят проверку любовью. А на протяжении романа автор пытается выяснить, какой же должна быть любовь. Как главному герою, Райскому и его переживаниям уделяется основное месте в «Обрыве», и именно им проводится оценка остальных персонажей романа. Райский — человек эстетического мировоззрения, и цель его жизни — найти, а главное — передать найденную красоту или в полотнах, или в музыке, или на страницах романа. Как цельная натура, Райский анализирует себя довольно часто на протяжении всей книги, и вот тут-то и звучит голос автора, говорящий, что «священный огнь» есть у Райского, но отобразить и показать его другим людям он не может. Именно поэтому Марк Волохов называет его неудачником. Автор любит Райского и сочувствует ему, он пытается его спасти, проводя через сложные жизненные препятствия, но и это не помогает. Райского уже нельзя изменить. Райского неправильно воспитывали в детстве, не приучили к труду. Очень часто при раскрытии характеров автор показывает детство и воспитание героя. Гончаров считает, что это одна из причин характера героя, его дальнейшей судьбы.

В некоторых моментах повести можно увидеть и авторский совет. Когда герой размышляет, что он делает неправильно, ему кто-то шепчет: «Не внеси искусства в жизнь, а внеси жизнь в искусство».

Прием передачи Райского с помощью других людей также использован Гончаровым :они»актер»,и» гордец «, и « эгоист «. Но так как только лишь друзья могут хорошо узнать человека, то скорее всего автор думает так же, как они: «честнейшее сердце, благородная натура, но нервная, страстная, огненная и раздражительная». Впоследствии через различные ситуации автор доказывает эту характеристику. Несмотря на непонятность артистической натуры, Райский остается благородным, отзывчивым и добрым человеком, что видно из его отношений с сестрами и бабушкой.

В противоположность Райскому автор приводит Марка. Его нельзя назвать добрым, честным, благородным, он сильный, умный, но одновременно с тем ограниченный человек, принимает на веру только свои собственные убеждения. Внешне Марк выглядит как настоящий разбойник. Вера очень часто называет его волком. По своим атеистическим убеждениям он напоминает Базарова. Сам автор считает Марка «заблудшей овцой; в христианском смысле», возможно, Гончаров пытается вместе с Верой вернуть его на верную тропу.

Для выражения своих мыслей автор часто прибегает к портрету. Почти для всех персонажей можно найти описание их внутренних качеств, внешнего облика. Единственная характеристика, которая держится лишь на внешнем облике, — , это портрет Софьи — холодная мраморная статуя, что соответствует ее характеру: холодная и безразличная, она не способна по-настоящему любить, в ней нет духовного содержания, она пуста, как статуя. Это скоро понимает и Райский и забывает ее; идеал Райского должен обладать некой внутренней силой, духовным содержанием, именно эту нравственную красоту увидит Райский в бабушке и Вере. В этом вопросе Гончаров солидарен с позицией своего героя.

Для обрисовки еще одного персонажа автор использует прием вставной повести. Это повесть Райского о Наташе, которая является полной противоположностью Софьи. Будучи не очень красивой физически, она обладает огромной духовной красотой. Нельзя не заметить сходство судьбы Наташи с судьбой главной героини «Бедной Лизы» Карамзина, на это намекает и сам автор: Райский называет ее бедной Наташей. Эта женщина являет собой пример чистой и бескорыстной любви, они никогда ничего не требовала от Райского. Для Наташи любить — значит дышать. Но Гончаров ищет другую любовь, не тихую, где один безвозмездно предан другому, а равную.

В деревне Райский встречает Марфеньку, самое доброе и беззаботное существо, которое он когда-либо встречал. Образ Марфеньки Гончаров раскрывает через окружающий ее пейзаж: «то смеялась, то хмурилась, глядела так свежо и бодро, как это утро». Этим приемом автор показывает, что Марфенька является неотъемлемой частью природы, и сам Райский сравнивает ее с птичками, которых она кормила. Марфенька ближе всех героев «Обрыва» находится к природе. Может быть, поэтому в любви ей везет больше, к тому же она не требует от своего избранника слишком многого. Викентьев — такое же предоброе существо, как и она. Они показали нам вид особенной любви, ангельской. К сожалению, не все могут любить так, а более сильным и глубоким натурам, таким, как Вера, Райский, нужна любовь сильная, человеческая.

В «Обрыве» мы можем найти любовь из далеких рыцарских романов. Это любовь Крицкой. Одновременно эта любовь является пародией на светскую.

Читайте также:
Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»: сочинение

Татьяна Марковна была для Райского загадкой с самого начала, и практически до конца его пребывания в деревне Райский был очень удивлен большой нравственной силой и житейской мудростью бабушки. Райский в данном случае выражает позицию автора, считая, что такая сила может прийти только после очень сильной любви. Что автор и подтверждает с помощью старой, но правдивой сплетни о Тите Никоныче и Татьяне Марковне. Будучи уже в преклонном возрасте, Татьяна Марковна находит в себе силы помочь Вере, хотя драма внучки причиняет ей страдания, так как напоминает свою.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Сочинение на тему

Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»

Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать через мнения персонажей, через ситуации, в которых они оказываются.

В романе Гончаров не только проводит глубокий анализ характеров людей и их убеждений, но и продолжает заниматься поиском той настоящей красоты, которую искали еще в древние века. Эта красота — любовь в разных ее проявлениях: либо в искусстве, либо человеческая любовь и даже любовь к Богу. Не случайно все главные герои, как и герои Тургенева, проходят проверку любовью. А на протяжении романа автор пытается выяснить, какой же должна быть любовь. Как главному герою, Райскому и его переживаниям уделяется основное месте в «Обрыве», и именно им проводится оценка остальных персонажей романа. Райский — человек эстетического мировоззрения, и цель его жизни — найти, а главное — передать найденную красоту или в полотнах, или в музыке, или на страницах романа. Как цельная натура, Райский анализирует себя довольно часто на протяжении всей книги, и вот тут-то и звучит голос автора, говорящий, что «священный огнь» есть у Райского, но отобразить и показать его другим людям он не может. Именно поэтому Марк Волохов называет его неудачником. Автор любит Райского и сочувствует ему, он пытается его спасти, проводя через сложные жизненные препятствия, но и это не помогает. Райского уже нельзя изменить. Райского неправильно воспитывали в детстве, не приучили к труду. Очень часто при раскрытии характеров автор показывает детство и воспитание героя. Гончаров считает, что это одна из причин характера героя, его дальнейшей судьбы.

В некоторых моментах повести можно увидеть и авторский совет. Когда герой размышляет, что он делает неправильно, ему кто-то шепчет: «Не внеси искусства в жизнь, а внеси жизнь в искусство».

Прием передачи Райского с помощью других людей также использован Гончаровым :они»актер»,и» гордец «, и « эгоист «. Но так как только лишь друзья могут хорошо узнать человека, то скорее всего автор думает так же, как они: «честнейшее сердце, благородная натура, но нервная, страстная, огненная и раздражительная». Впоследствии через различные ситуации автор доказывает эту характеристику. Несмотря на непонятность артистической натуры, Райский остается благородным, отзывчивым и добрым человеком, что видно из его отношений с сестрами и бабушкой.

В противоположность Райскому автор приводит Марка. Его нельзя назвать добрым, честным, благородным, он сильный, умный, но одновременно с тем ограниченный человек, принимает на веру только свои собственные убеждения. Внешне Марк выглядит как настоящий разбойник. Вера очень часто называет его волком. По своим атеистическим убеждениям он напоминает Базарова. Сам автор считает Марка «заблудшей овцой; в христианском смысле», возможно, Гончаров пытается вместе с Верой вернуть его на верную тропу.

Для выражения своих мыслей автор часто прибегает к портрету. Почти для всех персонажей можно найти описание их внутренних качеств, внешнего облика. Единственная характеристика, которая держится лишь на внешнем облике, — , это портрет Софьи — холодная мраморная статуя, что соответствует ее характеру: холодная и безразличная, она не способна по-настоящему любить, в ней нет духовного содержания, она пуста, как статуя. Это скоро понимает и Райский и забывает ее; идеал Райского должен обладать некой внутренней силой, духовным содержанием, именно эту нравственную красоту увидит Райский в бабушке и Вере. В этом вопросе Гончаров солидарен с позицией своего героя.

Для обрисовки еще одного персонажа автор использует прием вставной повести. Это повесть Райского о Наташе, которая является полной противоположностью Софьи. Будучи не очень красивой физически, она обладает огромной духовной красотой. Нельзя не заметить сходство судьбы Наташи с судьбой главной героини «Бедной Лизы» Карамзина, на это намекает и сам автор: Райский называет ее бедной Наташей. Эта женщина являет собой пример чистой и бескорыстной любви, они никогда ничего не требовала от Райского. Для Наташи любить — значит дышать. Но Гончаров ищет другую любовь, не тихую, где один безвозмездно предан другому, а равную.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова): сочинение

В деревне Райский встречает Марфеньку, самое доброе и беззаботное существо, которое он когда-либо встречал. Образ Марфеньки Гончаров раскрывает через окружающий ее пейзаж: «то смеялась, то хмурилась, глядела так свежо и бодро, как это утро». Этим приемом автор показывает, что Марфенька является неотъемлемой частью природы, и сам Райский сравнивает ее с птичками, которых она кормила. Марфенька ближе всех героев «Обрыва» находится к природе. Может быть, поэтому в любви ей везет больше, к тому же она не требует от своего избранника слишком многого. Викентьев — такое же предоброе существо, как и она. Они показали нам вид особенной любви, ангельской. К сожалению, не все могут любить так, а более сильным и глубоким натурам, таким, как Вера, Райский, нужна любовь сильная, человеческая.

В «Обрыве» мы можем найти любовь из далеких рыцарских романов. Это любовь Крицкой. Одновременно эта любовь является пародией на светскую.

Татьяна Марковна была для Райского загадкой с самого начала, и практически до конца его пребывания в деревне Райский был очень удивлен большой нравственной силой и житейской мудростью бабушки. Райский в данном случае выражает позицию автора, считая, что такая сила может прийти только после очень сильной любви. Что автор и подтверждает с помощью старой, но правдивой сплетни о Тите Никоныче и Татьяне Марковне. Будучи уже в преклонном возрасте, Татьяна Марковна находит в себе силы помочь Вере, хотя драма внучки причиняет ей страдания, так как напоминает свою.

Готовые сочинения по литературе. 10 класс

Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

  • «Тёмное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • Образ народа в цикле «Записки охотника» И. С. Тургенева
  • Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 10 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

…пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.

Способы характеристики персонажей.

II. Основная часть.

Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».

1. Внешний облик героев.

2. Воспитание и образование героев.

3. Герои и Ольга Ильинская.

4. Дальнейшая судьба героев.

Надежда на будущее.

Литераторы прибегают к различным приёмам характеристики героев для того, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавшие его личность. Сон главного героя – популярный приём описания внутреннего состояния персонажа, неоднократно использовавшийся многими русскими классиками. Ещё одним способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети», князь Мышкин и Парфён Рогожин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко.

Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.

Читайте также:
Сочинение по роману Обломов: сочинение

Столь не похожие внешне герои — близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.

Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.

Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.

Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Штольц полюбил уже «новую» Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла.

После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании — нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.

Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.

Характеристика главных героев романа Гончарова «Обломов»

Одним из знаменитейших романов И. А. Гончарова является «Обломов». Характеристика героев главным образом показывает особенности черт современного автору общества. В своем произведении он подарил жизнь многим ярким, запоминающимся персонажам, в том числе и второстепенным. Сделать краткий анализ образов героев можно при помощи таблицы. Однако это менее информативно, поэтому следует обратить внимание на более детальное описание каждого из них.

  1. Илья Ильич
  2. Характер и отношение к любви
  3. Образ Штольца
  4. Воспитание Андрея
  5. Дружеская привязанность и чувства
  6. Ольга Ильинская
  7. Агафья Пшеницына

Илья Ильич

Обломов — один из главных действующих персонажей одноименного романа И. Гончарова. Изображая этого героя, автор хотел показать целый класс потомственных помещиков, которые ничем не занимались в жизни. По мнению писателя, эта проблема негативно влияла на становление России как сильного прогрессивного государства. «Обломовщина», то есть пассивность, — это явление, которое необходимо искоренить.

Обломов — молодой помещик тридцати двух лет. Он живёт в Петербурге на квартире вместе со своим слугой Захаром. Основной вид деятельности героя — это лежание на диване. Внешность Обломова представлена следующими деталями:

  • приятная наружность;
  • средний рост;
  • блондин;
  • тёмно-серые тусклые глаза;
  • бледно-желтое измятое лицо;
  • часто небрит;
  • полный, обрюзг не по летам.

Эти черты говорят как о мягкости характера персонажа, так и о его пассивном образе жизни. Молодого помещика практически ничего не может сдвинуть с места. Чем меньше он действует, тем больше лень, как болото, засасывает его. Еще обстановка в квартире подчёркивает последствия такой бездеятельной жизни: засаленный халат Ильи Ильича уже принял форму тела хозяина, молодой барин очень любил в него кутаться, как бы прячась от собственных проблем; в комнатах было полно пыли; вещи разбросаны, на столе на блюде лежали засохшие остатки еды.

Настоящий хозяин, тем более помещик, должен заботиться о порядке в своем доме. Но Обломов этого не делает. Слуга Захар, как и его барин, в основном бездельничает и выполняет поручения кое-как, поскольку знает, что хозяин не станет сильно ругать его.

Характер и отношение к любви

Илья Ильич рос изнеженным, избалованным. Занятия в школе он часто пропускал, потому что родители жалели ребенка, полагая, что наука бывает вредной для детской головки. Дорога в школу занимала много времени, поэтому нужно было жить отдельно от родителей, что очень травмировало мать Обломова, и у мальчика так и не проявился интерес к учебе. Кроме того, такая система воспитания не сформировала те черты характера, которые так необходимы взрослому человеку: самостоятельность, решительность, умение вести дела. В этом и кроется трагедия личности Обломова. Он просто не мог вырасти другим в такой семье!

Читайте также:
Очерк о жизни и творчестве И. А. Гончарова: сочинение

Герой обладает и положительными чертами. Он мягкосердечен, не способен проявлять жестокость. Даже на слугу Захара, который плохо исполняет свои обязанности, Илья Ильич не может долго злиться. Кроме того, Обломов не лишён умения ценить прекрасное. С детства мальчик увлекался поэзией, хотел заниматься писательством, посетить Европу. Все это, конечно, так и осталось нереализованным.

Любовь к Ольге Сергеевне Ильинской коренным образом изменила характер Ильи Ильича. Она заставила главного героя сдвинуться с места. Каждый день он приходил к ней в имение, где молодые люди подолгу разговаривали о литературе. Однако через некоторое время Обломов начинает тяготиться этими посещениями. Он понимает, что слишком пассивен и ленив, чтоб стать достойным мужем для такой женщины, как Ольга.

Обломов переселяется на Выборгскую сторону к Агафье Пшеницыной, вдове с двумя детьми. Она, в отличие от Ильинской, не ведёт с ним умных бесед, но и не заставляет работать над собой, хорошо готовит. Главный герой словно снова возвращается в родную Обломовку. Любовь к Ольге начинает постепенно затухать, замещаться привычной ленью.

В образе Обломова Гончаров осуждает бездеятельность и пассивность потомственных помещиков. У государства не будет будущего, если его элиту будут представлять такие люди.

Образ Штольца

Друг Ильи — это его антипод в романе. Звали его Андрей, а отчество — Иванович. В отличие от Обломова, титул дворянина герой получает благодаря своему трудолюбию и упорству. Это человек совсем иного склада. Поскольку Штольц энергичен и деятелен, внешность его отличается от облика Обломова:

  • атлетическая комплекция, ничего лишнего в телосложении, напоминает английскую лошадь, так как состоит из мускулов и костей;
  • выразительные глаза зеленого цвета;
  • смуглая кожа.

Сильный, деятельный, независимый характер Андрея сформировал его отец. Он был немцем по происхождению.

Воспитание Андрея

Отец совсем не балует своего сына. Маленький Андрей постоянно сопровождает родителя в поле, в мастерской, в дальних поездках. С десятилетнего возраста мальчик подрабатывает у него мастеровым, за что получает зарплату. С одной стороны, такие отношения отца и сына могут показаться чрезмерно формальными, лишенными сентиментальности. Но, с другой стороны, Андрей с детства прекрасно усвоил, что человеку необходимо трудиться. Любая хорошо сделанная работа вознаграждается.

Отец не лишает своего сына детства. Если Обломова родители всячески опекали и ограждали от трудностей, то маленький Штольц может вволю попроказничать и даже вернуться домой исцарапанным. Но по мнению его отца, в этом нет ничего странного. Ведь Андрей должен вырасти настоящим мужчиной.

От матери Штольц перенял любовь к искусству, понимание прекрасного. Нередко вечерами они играли на фортепиано в четыре руки.

Дружеская привязанность и чувства

Штольц познакомился с Обломовым во время обучения в школе. Маленький Илья часто не справлялся с выполнением заданий. Андрей это делал вместо него. Что же могло заинтересовать энергичного Штольца в апатичном, неуверенном в себе Обломове? Безусловно, доброта и непосредственность Ильи. Будучи наполовину русским, Штольц, сам того не осознавая, тянулся к Обломову, находил в душевном складе друга нечто близкое, родное для себя.

Когда Андрей окончил университет, его мать уже умерла. Отец распорядился с сыном по старинной немецкой традиции: он отправил его самостоятельно зарабатывать кусок хлеба, ничего не дав ему с собой, кроме небольшой котомки. И Андрей очень многого добился! Он стал одним из самых влиятельных людей в Петербурге, получив чин советника.

Штольц — это пример настоящего друга. В жизни Обломова он играл большую роль. Он видел, как Илья утопал в «обломовщине», и делал все возможное, чтобы вытянуть героя из нее. Именно Штольц неоднократно решает проблемы, связанные с имением в Обломовке. Благодаря ему поместье снова начало приносить доход. Андрей силой погружает друга в светскую жизнь и знакомит его с Ольгой Ильинской. Кроме того, он планирует совершить вместе с Обломовым поездку в Европу!

Рациональность и деятельность Штольца делают его довольно скупым на эмоции человеком. Влюбившись в Ильинскую, он не может выразить ей своего отношения. Уже после разрыва Ольги с Обломовым Андрей признается девушке в любви и женится на ней. После смерти друга Штольц не забыл о сыне Ильи и взял мальчика к себе на воспитание.

По мнению автора, России были нужны такие люди, как Штольц. Именно они постоянно работают над собой, поэтому способны принести пользу государству.

Читайте также:
Сюжет и композиция романа Обломов: сочинение

Ольга Ильинская

Героиня — двадцатилетняя дворянка, которая в 5 лет осталась сиротой и проживает со своей тётушкой Марьей Михайловной. Автор отмечает, что девушка не была красавицей. Она лишена «белизны», «яркого колорита щек и губ». Но при этом Ольга непохожа на своих сверстниц, она проста и непринужденна. Детали внешности героини говорят о ее богатом духовном мире:

  • наклоненная немного вперед голова;
  • тонкая благородная шея;
  • высокий рост;
  • легкая красивая походка;
  • коса, низко спущенная на затылок;
  • серо-голубые ласковые глаза;
  • пушистые, говорящие брови, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой;
  • маленькая складка над бровью говорила о том, что героиня склонна много думать.

Девушка просто, но элегантно одевается. Ольга — очень разносторонняя личность. Она любит заниматься рукоделием, много читает, увлекается театром и музыкой, хорошо играет на фортепиано и поет.

Почему же умная, живая Ольга влюбляется в ленивого Обломова, а не в деятельного Штольца? Илья был русский душой человек, значит, он умел более открыто выражать свои эмоции, чем Андрей.

Как и всякая девушка, Ильинская была не лишена самонадеянности. Вытянуть героя из болота лени, сделать его совершенно другим человеком с помощью своей любви — вот то, к чему она стремилась.

Ольга многое делала для того, чтоб расшевелить Обломова. Она приглашала его в гости, молодые люди много говорили о литературе. Девушка давала Илье Ильичу дельные советы по поводу ведения хозяйства. Казалось бы, свадьба не за горами.

Настоящим шоком для героини стало письмо Ильи Ильича, в котором он говорил о том, что Ильинская не может по-настоящему любить его, такого пассивного и нецелеустремленного. Как всякая девушка того времени, Ольга была горда, ее уязвило безответственное отношение к ее чувствам со стороны Обломова. Поэтому героиня перестала с ним общаться. Вскоре Ольга становится верной и любящей женой для Штольца, хорошей матерью для их общих детей, а также для сына Обломова Андрея.

Агафья Пшеницына

Эта героиня является противоположностью Ильинской. Все, что интересовало женщину: приготовить вкусную еду для Обломова и остальных, следить за чистотой в доме и во дворе. По театрам Агафья не ходит, искусство ей чуждо, ум ее ограничен, она не способна воспринимать то, что далеко от ее привычного понимания. Однако, если речь заходила о чем-то знакомом, тупость куда-то пропадала.

Хозяйственность — вот что еще отличало Агафью от Ольги. У нее везде был порядок. С появлением Обломова в ее жизни она стала существовать только ради него. Полностью отдавала себя тому, кого искренне полюбила. Она не пыталась переделать Илью, а воспринимала его таким, каков он есть. После смерти супруга жизнь героини остановилась. Единственная отрада — сын Андрюша, которого и то пришлось отдать на попечение Штольца.

В романе «Обломов» И. Гончаров резко осуждает «обломовщину» — негативное социальное явление, которое заключается в пассивности и духовной деградации представителей дворянства. Такие люди, как Обломов, по мнению автора, живут зря, потому что не приносят обществу никакой пользы. Каждый человек должен трудиться и самосовершенствоваться. Гончаров своим произведением утверждает, что в список тех, кто стоит за будущим России, должны быть включены такие люди, как Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Сочинение по роману Обломов Гончарова

Роман “Обломов”, опубликованный в 1859 году, привлекал внимание читателей не только в те времена, но он не чужд и для современных читателей. Видимо, Гончаров изобразил в этом романе ту среду, которую видел с самого рождения. Главный герой нашей истории – это Обломов Илья Ильич, человек лет тридцати двух, имеющий средний рост и приятную внешность. У него темно-серые глаза и они абсолютно безыдейные, а в выражении его лица мы ни разу не наблюдали хоть какую-то сосредоточенность. Суть романа – это жизненный цикл Ильи Ильича. И основной темой является жизненный стиль Обломова, а, то есть, его апатичность, пассивность, нежелание видеть действительность, абсолютное нежелание трудиться и бездействие. И такое поведение назвали «обломовщиной». Наверняка, такое поведение господствовало в то время. Сам Гончаров раскрывает это понятия через жизнь Ильи Ильича, где он всё свое время проводит лёжа на диване, мечтает, строит разные планы.

Важную роль в становлении характера Обломова сыграло его воспитание и обстановка, где он вырос.

Место рождения Ильи Ильича – это некий уголок земли, где господствовали мир, уют, покой. В его имении обязательно присутствовал дневной сон. Вот в такой обстановке воспитывался Обломов, осыпаемый похвалами от нянек, лаской и заботой от матери. Самостоятельные труды ему были запрещены, запрещалось даже убегать куда-то. В итоге, Илюша в четырнадцать лет не может надеть одежду сам.

Итак, исходя из описания взросления Обломова, можно понять откуда возник его идеал жизни. Повзрослевший Илья мечтает очень по-детски. Когда он мечтал, он ощущал спокойствие, какую-то стабильность. Также и мечтал он о любимой женщине, которая своими качествами должна была напоминать ему маму, такую же любящую заботливую, принимающую полностью участие в его жизни. Когда много мечтаешь – отрываешься от настоящей, действительной жизни. Что и случилось с нашим главным персонажем, погрузившимся в свои грёзы. И поэтому реальный мир Обломов не мог принять. Осталась в нем так же и привычка, которая привела его к нравственному рабству. Привычка эта – полагаться всегда на других, которые выполняли его желания.

Читайте также:
Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова: сочинение

В 32 года Обломов становится невероятно бездейственным существом, который всё время проводит в квартире на Гороховой улице, лежит в своем халате на диване. Видимо, он не понимает зачем ему что-то нужно делать, ведь доходы у него имеются. Их приносит ему его имение. Потихоньку он рвет связь со всем: со службой, обществом. Всё, что необходимо для жизни – это любимый халат с диваном. Конечно редко он пытался занять себя чтением, но эти попытки были для него утомительными. Но ведь автор столько раз подчеркивал в нем много положительных качеств! Например, честность, ум, гуманность и даже когда-то существовали в нем глубокие идеалы. Когда-то он учил математику, английский язык, мечтал служить родине. Но вся описанная обстановка убила в нём все эти детские порывы.

2 вариант

Роман Гончарова начинается со слов описания внешности Обломова.

С самого начала, перед нами встает образ ленивого, в чем-то апатичного и равнодушного человека. Он мечтатель, может целыми днями лежать на кровати и ничего не делать. Обломов предстает перед глазами неким бездельником и неспособным вносить изменения в окружающий мир. Но это не так.

Все повествование Гончарова строится на беседах посетителей и самого Обломова.

Первыми гостем Обломова стал Волков. Обломов не повел глаза. Волков – педант, молодой, успешен у дам и на первый взгляд вызывает доброту. Обломов даже не разрешил подойти близко, ибо от гостя веет холодом. Волков пытается пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, но Обломов не видя смысла в этом, категорично отвечает – нет.

После ухода гостя, Илья перевернулся на спину и думает о Волкове. Вдруг, его размышления прервались. К Илье Ильичу пришел Судьбинский. Судьбинский не медлит и предложил обед с Мирашиными. Обломов тоже отказывается.

Следующим посетителем стал Пенкин. Пенкин отметил Обломова, как беззаботного ленивца. Они начали обсуждать рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», но очень быстро Обломов впадает в гнев. В рассказе происходит высмеивание падшего человека, презрение к нему. Обломов против этого, ведь любой человек имеет право жить и существовать, потому что прежде всего это человек.

Обломов, еще раз повторяясь – мечтатель. Его полная сущность раскрывается через любовь. Обломов любит Ольгу Ильинскую. Ради неё он начал читать, меняться и не прекращает мечтать о счастливой семейной жизни вместе с ней. Понимая, что расти до уровня Ольги ему еще очень долго Обломов убивает в себе многие чувства и осознавая, что не создан для неё решает прекратить с этим. Обломов прекрасно понимает, что всего того о чем мечтает. Он понимает, что не будет той долгожданной счастливой жизни, не осуществятся те мечты о любви. С Ильинской пришлось закончить.

Спустя некоторое время, у Обломова сложились отношения с Пшенициной. Они построены на уважении и любви. Именно в этих отношениях Обломов приобрел те ощущения, о которых он мечтал.

Одно можно сказать точно! Отношение к Илье Ильичу Обломову не может быть однозначным. Обломов – уникальная личность. С первого взгляда, Обломов – ленивый и равнодушный. С другого взгляда, он очень чуткий и понимает глубокую психологию людей. Он способен любить и способен понимать несовместимость людей друг с другом.

В заключение, в характере Обломова собраны многие черты характеров различных людей.

Сочинение по произведению

Можно сказать, что в Илье Ильиче Обломове заключена вся суть тлетворного влияния среды помещиков и дворян. По сути своей, он был человеком неглупым, но однажды наступил момент, когда он заразился той самой «господствующей болезнью», которой были заражены помещики не только в описанной автором Обломовке, но и в других волостях да губерниях.

В чем же суть «обломовщины»? Гончаров показывает ее во всей красе в облике своего, лежащего на диване и не пытающегося что-либо менять, персонажа. Но, на самом деле, Обломов не просто лежит… Он размышляет… Только вот результат своей деятельности Илья Ильич собирается воплощать «когда-нибудь потом», «завтра».

На самом деле, это и смешно, и страшно. Над Обломовым возникает черная туча из нерешенных проблем, а он не собирается покидать жилища. Мало того, ему даже становится непонятна суета его гостей, которые регулярно наносят визиты и пытаются «выманить» его из дома под любимыми возможными предлогами, он отнекивается и считает это ненужным. На самом же деле, Обломов боится – ведь он отвык от жизни.

Именно традиционный полуденный барский сон, к которому приучили Илью в детстве и стал началом этой деградации личности. Конечно же, его постоянно жалели (как и всех детей такого круга), не давали сделать лишнее движение, опекали от самостоятельности.

Читайте также:
Обломов общечеловеческий тип.: сочинение

Вот таким он и вырос – неприспособленным к жизни и даже жалким. Ведь с 14-ти лет Илья Ильич даже не одевался самостоятельно. Наверняка, к 30-ти он разучился это делать.

Постоянный эгоизм, лень, удовлетворение низменных потребностей сделали из человека раба. С каждым годом апатия преобладала – от работы Илья Ильич отказался, фальсифицировав справку о болезни, и не выходил из дома, влача инертное существование.

Кстати, подобная манера времяпрепровождения порой раздражает даже Захара – несмотря на то, что слуга предан своему хозяину. Так и «долежался» Обломов до того, что ему все наскучило да опостылело. Презрел он людскую муравьиную работу и постоянную суету, лишенную смысла. Но на самом деле, смысла было лишено лишь одно – его жалкое существование.

К слову, «обломовщина» наблюдалась и задолго после отмены крепостного права. Следовательно, подобный уклад успел войти в привычку не только Ильи Ильича, но и целой череды поколений. Она передавалась по наследству и активно разлагала и развращала общество, тем самым подрывая как авторитет страны, так и авторитет личности.

По роману Обломов

Несколько интересных сочинений

Во многих произведениях отечественных авторов затрагиваются темы человеческого я и его поиска в круговороте мирской рутины. Данная тема была очень актуальна как раньше, так и сейчас, так как в любое время

Не все хорошо относятся к учителям. Они задают домашнюю работу, ставят плохие оценки, вызывают родителей в школу. Да много чего ещё, что нам не нравится. Но учителя такие же люди, и они разные.

Автор рассказа «Белый пудель» известен нам по произведениям, где много внимания уделено человеческим отношениям, описаниям природы. А.И.Куприн писал не только для взрослых, но и для детей.

Обломов – человек, который привык приспосабливаться к действительности наиболее удобным способом, он не проявляет стараний как таковых, он всю жизнь живет, как говорится, на готовом. Даже, когда он вдохновляется Ильинской

Это интересный рассказ – рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто – дураков. Автор говорит, что дураки – вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые!

Сочинение по роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из – за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Читайте также:
Все мы в душе Обломовы: сочинение

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц – полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание – образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать – вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего – он вообще старается ничего не делать.

Читайте также:
Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова «Обломов»: сочинение

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.

Лирические отступления как литературный прием используется в произведениях художественной литературы довольно часто, и роман в стихах «Евгений Онегин» – не исключение. Пушкин свободно переходит от сюжета к лирическим отступлениям

Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).

Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа.

Многие стороны нашей жизни меняются с помощью прогресса как в технологическом, так и в информационном плане. Всего сто двадцать – сто тридцать лет назад зарождаться автомобильный транспорт

Обломов и обломовщина – сочинение (10 класс)

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Читайте также:
Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Обломов: сочинение

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил. Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь. Он задается вопросами почему он такой. Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».

В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

Обломов и обломовщина

Популярные сочинения

Судя, по этой цитате, у нас почти все друг друга немножко ненавидят! Особенно родители – детей. Конечно, это не так! Просто те же родители вечно хотят, чтобы дети стали врачами, музыкантами, учеными

У каждого человека в нашем большом обществе, так или иначе, есть место, есть люди, которых мы можем назвать своей семьей, назвать своим домом. Для кого-то семья это его прямые родственники, то есть кровные родственники.

Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: