Дядя и племянник Адуевы в романе Обыкновенная история: сочинение

Сравнительная характеристика Александра и Петра Ивановича Адуевых

В романе Гончарова «Обыкновенная история» одними из главных героев являются Петр Иванович Адуев и его племянник Александр Адуев.

Александр Адуев – это молодой 20-летний парень, весь пышущий здоровьем и жизненной энергией. Он был невысокого роста, худощавый и слегка бледен. У Александра ли светлые волосы, нежный взгляд, всегда передающий его настроение. Он был единственным ребенком в семье, получил хорошее образование в университете.

По своей натуре молодой человек открыт перед другими, он ласков и добр по отношению к окружающим. Александр – романтичный и очень доверчивый юноша. Им движет не разум, а сердце. Именно поэтому эмоции берут верх над его разумом, он не может с ними совладать. Особенно это заметно, когда Александр начинает спорить.

Особое место в своей жизни Александр отводит любви. Он считает, что это сильное чувство невозможно без брака. Если нет любви, то и смысла жить тоже нет. Ведь любовь для него – это вечность. Александр умеет дружить, особенно это видно в дружбе с Поспеловым.

К деньгам молодой человек относиться спокойно, ему хватает и того, что он зарабатывает. Благодаря своему дяде Александр устраивается на хорошую работу и получает свое первое жалование.

Петр Иванович Адуев – это дядя Александра, возраст которого около 37 лет. В отличие от своего племянника, у Петра есть родной брат, отец Александра. Петр Иванович крепок телом и духом, он высок и статен. Он владеет заводом, является известным чиновником. В отличие от своего романтичного и ранимого племянника, Мужчина обладает более приземленным взглядом на жизнь.

Он не доверяет окружающим, не любит раздаривать ласку и довольно скуп. В разговоре или решении каких-либо проблем Петр Иванович руководствуется только своим разумом, не слушая, что подсказывает ему сердце. По поводу любви и брака его мнение полностью противоположно мнению Александра. Петр Иванович считает, что жениться можно и не имея сильных чувств. Любить другого человека нужно, не теряя разум. И, вообще, любовь – это глупость и в жизни есть дела более важные, чем это чувство. И, конечно же, он не верит в вечную любовь, говоря, что это пошлость и глупость.

Отношение к дружбе у племянника и его дяди так же разное. Александр открыт и честен перед своими товарищами, А Петр Иванович более сдержан и не проявляет пылких чувств к своим друзьям.

Основная цель Петра Ивановича – это заработать как можно больше денег, чтобы жить с комфортом и достатком. Даже жена говорит про него, что у мужчины на уме только деньги. Перед тем как стать богатым и получить определенный статус в обществе, Ему пришлось в течение года работать, не получая жалования. Он добился успеха сам, без помощи своих близких.

Отличительной особенностью дяди и племянника является не только возраст, но и взгляды на жизнь, разница в суждениях и характере. Один более эмоционален и чувствителен, другой реально смотрит на жизнь, на любовь и дружбу. Но, несмотря на это, именно эти качества характера прекрасно дополняют друг друга и нравятся читателю.

Сравнительная характеристика Александра и Петра Ивановича Адуевых

Несколько интересных сочинений

Произведение относится к творчеству писателя, отличающегося личными, исповедальными размышлениями. Главным героем рассказа изображается охотник Лукьяныч, от имени которого ведется повествование в произведении

Путь любви начинается с восхищения. Влюбленный человек выделяет предмет своего особого внимания из общей толпы, ставит его на своеобразный пьедестал и наделяет свойствами, которые вызывают сильные эмоции.

На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

Роман «Обломов» запомнился всем как произведение о всепоглощающей лени, в образе Ильи Ильича. И, наверное, без любовной тематики этот роман стал бы совершенно скучным.

Произведение повествует о событиях, произошедшим в семье старого охотника Лариона Малявина и его внука Вани.

И. А. Гончаров “Обыкновенная история”: характеристика героев

Главные герои

Александр Адуев

Александр Адуев — сын небогатой помещицы, окончил университет. В начале романа ему двадцать лет, он одержим романтическими грёзами. Изнеженный маменькой, с возвышенными мечтаниями, Александр приезжает в Петербург к дяде. Герой полон надежд, он мечтает прославиться на литературном поприще, встретить небывалую любовь и несокрушимую дружбу.

Читайте также:
Обломов и другие: сочинение

Адуев долго сопротивлялся прагматичности и цинизму Петербурга, только в конце романа он убеждается, что надо самому становиться жёстким прагматиком и циником, иначе «карьеру и фортуну» не сделаешь. Поэт из него не получился: посредственным поэтическим даром в Петербурге никого не удивишь. Писателем он тоже не смог стать, потому что ничего нового сказать миру не умел.

В любви Александр потерпел фиаско. Наденька — первая пассия его в Петербурге — казалась ему вечной любовью, он даже всерьёз собрался жениться. Только Наденька через полтора года предпочла ему графа Новинского, человека более искушённого. Александр в любви разочарован. К прискорбию, он открывает, что дружба тоже непрочна.

Случай помог ему встретиться на Невском с незабвенным Поспеловым, который когда-то, чтобы проститься с другом Адуевым, скакал сто шестьдесят вёрст. Нынешний Поспелов не захотел предаваться воспоминаниям о детстве, говорить о любви, его интересовала только служба и карьера.

Полностью разочарованный, в жалком состоянии, Александр обращается к своему дяде, руководителю и устроителю его петербургской жизни. Тот советует ему вернуться в деревню, и герой, кляня город, где умерли его лучшие чувства, иссякли жизненные силы, едет домой.

В деревне Александр затосковал по Петербургу, и приехал в столицу уже с новым сознанием: он человек, каких в Петербурге много, и ему надо делать карьеру. И взялся недавний провинциал-идеалист за неё с таким рвением, что превратился в чудовище, переплюнул своего ледяного дядю. Из эпилога читатель узнаёт, что Александр Адуев стал преуспевающим дельцом, карьеристом и нашёл себе очень выгодную партию.

Пётр Иванович Адуев

Пётр Иванович Адуев — родной дядя Александра, совершенный антипод своего восторженного племянника. Он человек дела, трезвого ума, терпеть не может романтических бредней, сентиментальностей и разговоров о высоких материях. Таким Пётр Иванович стал, прокладывая дорогу к своему нынешнему положению. В Петербурге он человек известный, состоятельный.

Люди, не способные к жизненной борьбе, не умеющие собой владеть вызывают его презрение. По мнению Петра Ивановича, восторженный, экзальтированный человек менее всего похож на человека. Вот если он умеет управлять своими чувствами, тогда человек. Герой терпеть не может карикатурного преувеличения дружбы и любви, хотя не отрицает таковых вообще. Его нельзя назвать сухарём, потому что он посещает театр, знает наизусть не одного Пушкина.

Гончаров изобразил в Петре Адуеве человека делового, непраздного — капиталиста. Дядюшка Александра знает цену деньгам и всё, увы, измеряет деньгами. Однако своими реальными взглядами на вещи он духовно убил племянника и чуть не довёл до чахотки любимую жену. И вот рациональный Пётр Иванович продаёт завод, бросает службу, отказывается от звания тайного советника, чтобы увезти жену в Италию, продлить её жизнь.

Воплощение трезвого разума и расчёта, Пётр Иванович Адуев вдруг показывает, что любовь выше всякого расчёта и бездушного дела.

Второстепенные герои романа

Лизавета Александровна Адуева — жена Петра Ивановича, моложе его на двадцать лет. Она добра, умна, её жизнь окружена комфортом и богатством, но холодность супруга делает молодую женщину несчастной. Через десять лет такая жизнь подорвала её силы и желание жить.

Анна Павловна Адуева — небогатая помещица, вдова, мать Александра. Со слугами она груба, по старому барскому обычаю. К сыну Анна Павловна добра, неумеренно нежна: во время долгого сна двадцатилетнего молодца все должны ходить на цыпочках. Вдова занимается хозяйством, необразованная, умом не блещет. Отправляет к своему деверю в Петербург сына, полагая, что тот обрадуется, да ещё отсылает ему глупейшее письмо.

Наденька Любецкая — первая возлюбленная Александра в Петербурге. Ей 18 лет, не красавица, но довольно интересная. Герой собрался было жениться через полтора года своей любви, но девушка не отличалась постоянством и влюбилась в графа Новинского. Измена любимой поразила Александра в самое сердце, и он стал приписывать ей лицемерие и притворство.

Юлия Тафаева — вторая петербургская любовь Александра, молодая вдова около 24 лет. Ухаживая за ней по просьбе дяди, он влюбляется в неё. В мечтательной, нервной Юлии Александр вновь видит обретение вечной любви. Почти два года они вместе, дело идёт к свадьбе, но Александр неожиданно разлюбил Юлию.

Лиза — молоденькая девушка, лет 18. Она привлекательна внешне и хороша внутренним содержанием, появляется в жизни Александра после завершения его связи с Юлией Тафаевой. Лиза влюбляется в него, а тот на возвышенные чувства уже и не способен. Отец Лизы, не видя серьёзных намерений Адуева, настаивает на прекращении встреч с его дочерью. И эти отношения закончились.

Читайте также:
Социально-психологические причины «обломовщины»: сочинение

Граф Новинский — знакомый Петра Ивановича Адуева, сосед Любецких по даче. Граф мил, умён, учтив, дамский угодник. Умелые ухаживания графа возымели действие на Наденьку, и она увлеклась им, охладев к Александру.

Софья Первая – любовь Александра Адуева. Софья и Александр являются соседями по имению. Уезжая в Петербург, Александр оставляет Софью в надежде встретить более страстную, пылкую любовь. В конце романа Софья уже состоит в браке с небогатым человеком и ждет шестого ребенка.

Сурков. Компаньон Петра Ивановича Адуева по фарфоровому заводу. Сурков ухаживает за Юлией Тафаевой, но та отдает предпочтение Александру Адуеву.

Поспелов. Друг Александра Адуева со времен учебы в университете. После нескольких лет разлуки друзья встречаются в Петербурге. Александр разочаровывается в Поспелове, когда тот из пылкого юноши превращается в сдержанного, прагматичного мужчину.

Костяков. Друг Александра Адуева, пожилой мужчина. Александр сближается с Костяковым после разрыва с Юлией Тафаевой. Мужчины вместе ходят на рыбалку.

Антон Иванович. Сосед Адуевых по имению и частый гость Анны Павловны Адуевой. Антон Иванович – небогатый человек. Он не упускает возможности вкусно пообедать или поужинать у своих соседей, в том числе у Анны Павловны Адуевой, которая всегда радушно его принимает.

4.Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей

Молодой Адуев, приехав в Петербург, мечтает, с какой радостью обнимет своего обожаемого дядю и в каком восторге будет от него дядя. Он останавливается в трактире – и боится, что дядя осердится на него, зачем он не приехал прямо к нему. Холодный прием дяди рассеивает его провинциальные мечты.

Встреча дядюшки и племянника, поначалу представляющаяся собой всего лишь несовместимость столичного и провинциального образа жизни, в дальнейшем оборачивается столкновением двух бесконечно далеких между собой и непримиримо враждебных мировоззрения. С первых же дней их знакомства дядюшка поднимает на смех романтические бредни Александра, противопоставляя им сухой практический взгляд на вещи, целиком основанный на трезвом расчете. Разъедающий скептицизм его поучений пугает молодого Адуева – они резко и грубо вторгаются в мир мечтательного прекраснодушия, в котором он жил до сих пор. Все, что он видел в своем прекрасном сельском уединении, все, что читал в сочинениях отечественных и иностранных романтиков и сентименталистов, восстает против дядюшкиного бездушия и цинизма.

Формула речи дяди, выражающая его нежелание опекать племянника, – «екрестить мне тебя некогда», – под которой он в буквальном смысле слова подразумевает благословение на ночь, а в переносном – убеждение, что «надо уметь и чувствовать и думать, словом, жить одному» содержит помимо всего своего богатого содержания еще и выражение равнодушия.

Наивная вера в провидение, в то, что каждому человеку (в особенности же барскому дитяти) придан свой особый ангел-хранитель, под покровительство которого поступает отходящий ко сну осененный крестным знамением юноша, являлась опорой воспитания Александра Адуева. На место веры в провидение Петр Иванович Адуев ставит уверенность в силах делового, умного, мужественного человека, принимающего отчуждение людей в современном обществе. Его практицизму, скептицизму, вере в логику соответствуют точность, краткость, конкретность его реплик, а самая его лексика отражает новые интересы, казенный опыт современного человека. Когда на восторженные, книжно-романтические, «дикие», по его мнению, речи Александра Петр Иванович бросает краткое: «Закрой клапан», – в этом резком, ироническом восклицании отражается человек, приобщенный к «железному» техническому веку. Дядя опровергает романтическую экзальтацию Александра, прежде всего потому, что она не соответствует практике эпохи. Характерен их спор об искусстве, во время которого Александр высказывает традиционно романтический взгляд на художественное творчество как наитие, а Петр Иванович утверждает правомерность отношения к нему как профессиональному оплачиваемому труду: «. кто лучше пишет, тому больше денег, кто хуже – не прогневайся «. » поняли, что поэт не небожитель, а человек «. », как другие «. »

– Как другие – что вы, дядюшка! «. » Поэт заклеймен особенною печатью: в нем таится присутствие высшей силы.

– Как иногда в других – и в математике, и в часовщике и в вашем брате, заводчике. Ньютон, Гутенберг, Ватт так они были одарены высшей силой, как и Шекспир, Дант и прочие. Доведи-ка я каким-нибудь процессом нашу парголовскую глину до того, чтобы из нее выходил фарфор лучше саксонского или европейского, так ты думаешь, что тут не было бы присутствия высшей силы?

Читайте также:
Отчего я другой? (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Вы смешиваете искусство с ремеслом, дядюшка.

– Боже сохрани! Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том и в другом, так же точно, как и не быть. Если нет его, так ремесленник так и называется ремесленник, а не творец, и поэт без творчества уж не поэт, а «сочинитель».

Примечательно, что спор между Адуевыми завязывается после реплики Петра Ивановича о том, что писатель человек «. как другие». Александр, который свои претензии на исключительность, избранность мотивирует своей художественной одаренностью, не может оставить без внимания этот «выпад» дяди. Петр Иванович, в свою очередь, вступает с ним в подробное объяснение, так как видит в претензиях на избранность крайнее выражение избалованности племянника. Для Петра Ивановича Адуева, собственной энергией сделавшего в Петербурге карьеру и к тому же придающего серьезное значение промышленной деятельности, науке, ремеслу, романтические мечтания, непрофессиональные занятия искусством, нежелание «тянуть лямку» ежедневного труда – проявления барской лени, деревенского образа жизни. Однако автор смотрит глубже на проблему практицизма и смены феодального уклада буржуазным. В столкновении дядюшки и племянника автор отдает предпочтение Петру Иванычу Адуеву, образ которого вызывал особенную ярость у славянофилов.

Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию племянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы, Адуев-старший проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова и поступки Александра на фоне опыта других людей. Он приравнивает его ко всем и как бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга.

Так, например, в ответ на возмущение Адуева-младшего изменой Наденьки Петр Иванович производит сравнение племянника и его соперника, доказывая, что преимущество не на стороне Александра, и оправдывает выбор барышни. Стихи Александра он сравнивает с образцами подлинной поэзии и, забрав, уничтожает, а повесть, написанную племянником, отдает на суд специалиста редактора журнала. Получив о ней отрицательный отзыв, он категорически не рекомендует племяннику продолжать литературные занятия, кроме переводом научных статей, которые удаются молодому человеку и ободряются редакторами и читателями, следовательно, приносят пользу, Петр Иванович Адуев не отрицает в принципе искусство. Он знает наизусть многие стихи Пушкина, он постоянно бывает в театре и на концертах. Не смотря на свою занятость и усталость, от искусства он тоже требует высокой профессиональности и не понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в порядке самовыражения, т. е. той формы художественного творчества, которая была распространена в дворянской среде.

Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них (не без основания) обесценивание личности. Ему не дано сразу уразуметь, что, ставя личность в условия жесткой конкуренции, Петербург (объективно складывающиеся в столице условия и отражены в требованиях дяди Адуева) выковывает воли и характеры, побуждает молодых людей работать, совершенствовать свои знания, способности, мобилизовать все свои творческие ресурсы.

Нарисовав в образах дядюшки и племянника две, на первый взгляд несовместимые, непримиримые крайности, осудив уродливые черты и «чрезмерности» в каждой из них, показав всю беспочвенность взглядов Александра и, наконец, психологически подготовив и осуществив его переход на позиции дядюшки, писатель к концу романа самым ярким образом продемонстрировал гибельность иссушающую душу, которые намерены на закате дней пожинать плоды своих трудов.

Рисуя возвращение в деревню потрепанного и разочарованного петербургской жизнью Александра, Гончаров как бы иными глазами смотрит на патриархальное деревенское житье, чем в начале романа. Вместе со своим возмужавшим героем он замечает уже не идиллию, а неусыпную деятельность скопидомки-помещицы – матери Александра, труд крестьян. Петербуржец, «поселившийся в душе разочаровавшегося мечтателя Адуева, побуждает его заняться в деревне чтением трудов по агротехнике – науке, которую он прежде презирал, хотя и переводил для журналов с иностранных языков статьи подобного содержания для заработка. Практика традиционного сельского хозяйства, основанная на вековом опыте крестьян, дает ему материал для нового критического восприятия теорий ученых агрономов.

Читайте также:
Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова: сочинение

Таким образом, деревенское житье не соответствует сентиментальным о нем представлениям. Создавая благоприятную почву для отвлеченного романтического «мечтания помещика, оно вместе с тем наводит на серьезные мысли человека, познавшего иные, буржуазные отношения.

Именно из деревни Александр пишет петербургским Адуевым письма, в которых, по мнению Лизаветы Александровны, выражен момент наиболее гармоничного состояния его личности равновесия способности к критике и анализу и идеальных устремлений, на уровне которого ему впоследствии не удается удержаться. Возвратившись в Петербург, он погружается в поток практической деятельности, не овеянной никаким идеалом.

В литературе, посвященной творчеству И. А. Гончарова, отмечалось, что споры дяди и племянника Адуевых составляют важнейший конструктивный элемент «Обыкновенной истории», что здесь можно говорить о «диалогическом конфликте» как основе структуры произведения. Несмотря на наличие известной исторической общности, составляющей основу для диалога, спора и борьбы, ни Базаров, ни Раскольников – Порфирию Петровичу ((«Преступление и наказание Достоевского), ни Рязанов – Щетинину («Трудное время» Слепцова).

Адуевы, представляющие на протяжении большей части романа разные, во многом взаимоисключающие нравственные системы, соответствующие разным формациям существования общества, не находятся в ситуации конфликта, борьбы. Сюжетные коллизии развертываются в стороне от их споров и отношений и помимо них.

Анализ романа «Обыкновенная история» (И. А. Гончаров)

Середина и конец девятнадцатого века стали периодом рассвета русской прозы. Именно тогда творили величайшие русские писатели, чьи произведения обогатили не только отечественную, но и всю мировую литературу.

Одним из таких колоссов был Иван Гончаров. И хоть его творческое наследие гораздо скромнее наследия Толстого, Достоевского или Чехова, этого писателя ни в коем случае нельзя недооценивать. Одним из самых известных произведений Гончарова, прославивших его на всю Россию, стал роман «Обыкновенная история», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания романа «Обыкновенная история» вмещает в себя интересные факты:

  1. «Обыкновенная история» стала первой книгой в так называемой трилогии «Три О», в которую вошли «Обломов» и «Обрыв». Она также стала литературным дебютом писателя и предвестницей новой школы в отечественной литературе. Именно после успеха произведения Гончарова Белинский предрек возникновение «натуральной школы», звездой которой стал Н.В. Гоголь.
  2. Работа над романом началась в 1844 году и заняла сравнительно мало времени по меркам самого Гончарова, всего два года. Однако даже так писатель проявил невероятную скрупулёзность, постоянно редактируя роман даже накануне издания (он был опубликован в «Современнике»).
  3. Изначально автор передал произведение знаменитому поэту Н.М. Языкову. Но тот, прочитав пару страниц, не был впечатлен произведением и забросил его на долгое время, так и не передав в печать. Потом он отдал ее поэту и редактору Н.А. Некрасову, а тот уже понял, что перед ним совершенно новаторская, редкая по красоте вещь. Столь же восторженно роман «Обыкновенная история» встретил В.Г. Белинский.

Направление и жанр

«Обыкновенная история» являет собой яркий пример реалистического направления в литературе. Автор стремится достоверно отобразить окружающую действительность в своём произведении. Персонажи и диалоги прописаны максимально реалистично, а атмосфера дополняется многочисленными деталями. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Так знаменитый критик Белинский описал свое отношение к героям «Обыкновенной истории»:

«Нет, не переведутся никогда такие характеры…С течением времени они будут изменяться, но сущность их всегда будет та же самая…»

Жанровую принадлежность «Обыкновенной истории» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, в сюжете задействовано большое количество персонажей, а объем романа более, чем солидный.

Смысл названия

В своих произведениях Гончаров стремился отобразить тенденции, которые господствовали в русском обществе на момент создания романа. Название романа «Обыкновенная история» подчёркивает повсеместность и типичность описанных событий, чтобы подчеркнуть их опасность и значимость.

Кроме того, автор взывает к памяти читателя: разве он не помнит, каким был в юности, какие мечты утратил с течением времени? История Александра — это вечная история о том, как романтичная молодость уступает место практической зрелости, где нужно не только писать стихи возлюбленной, но и обеспечивать ее.

Суть: о чём роман?

Молодой дворянин – Александр Адуев, почти всю жизнь проживший в провинции, отправляется в Петербург к своему дяде Петру Адуеву, чтобы поступить на государственную службу. Так герой говорит родственникам, но на самом деле он хочет пробиться в литературную среду и стать великим поэтом. Между молодым романтиком Александром и старым циником Петром сразу же возникают разногласия, ведь дядя не планирует содержать племянника, пока он витает в облаках.

Читайте также:
Обломовщина в наши дни: сочинение

Столичная жизнь сильно разочаровывает Александра. Он испытывает отвращение к своей работе, переживает неудачу в писательской карьере, и даже на любовном фронте Адуев-младший терпит поражение.

Александр покидает Петербург и возвращается домой. Однако, проведя в своём имении совсем немного времени, он понимает, что провинциальная жизнь уже совсем не привлекает его, а потому Адуев решает вернуться в столицу.

Спустя много лет перед нами предстаёт новый Александр Адуев – циничный карьерист, которого не волнует ничего, кроме денег и повышения. Старый Адуев восхищается своим племянником, который поднялся выше, чем сам Пётр мог мечтать. Однако теперь старик понял, что упустил в своей жизни в погоне за деньгами. Его жена при смерти, и теперь им остались жалкие крохи времени, оставшиеся после «карьеры».

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обыкновенная история» воплощена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои романа «обыкновенная история» характеристика
александр адуев молодой дворянин. симпатичный и чувствительный молодой человек, выросший в глухой провинции, окружённый заботой и достатком. мама воспитала его в тепличных условиях, а сам саша вырос робким, мечтательным и нежным мальчиком. в начале романа он мечтал о любви, государственной службе на благо страны и народа и карьере писателя, однако потерпел поражение во всех своих начинаниях. будучи неспособным отказаться от столичной жизни, александр поддаётся растлевающему влиянию большого города и к концу романа становится одним из тех, кого всегда осуждал – циником и карьеристом.
пётр адуев дядя александра. в начале романа предстаёт перед нами циничным, деловым и бездуховным человеком. он умен, проницателен и расчетлив. свою семью он обеспечивает хорошо, но в жизни всего добился сам и шел к повышениям с нуля. такая жизнь сделала его черствым скептиком — рациональным и далеким от семьи. он пророчит наивному александру провал во всех его начинаниях, однако даже помогает племяннику, отправляя его книгу знакомому писателю от своего имени. к концу романа, однако, несколько преображается и отказывается от карьеры, чтобы помочь своей больной жене – елизавете. однако от своих взглядов не отрекается, восхищаясь свои племянником, ставшим его более успешной копией.
надежда любецкая восемнадцатилетняя дворянка: кокетливая, смешливая, капризная. ее настроение меняется ежечасно. ничем не примечательная девушка, в которую, однако, без памяти влюбляется неразборчивый александр. после длительных ухаживаний главный герой намеревается сделать ей предложение. но ветреная надежда влюбляется в графа новинского, и отношения с адуевым заканчиваются.
анна адуева мать александра. добрая и заботливая женщина, окружившая сына любовью, воспитавшая в нём искреннего и отзывчивого человека. очень возвышенная и поэтичная, мягкая и нежная женщина, привыкшая к мечтаниям и праздности.
елизавета адуева молодая жена петра адуева. ласковая и умная женщина, живущая несчастным браком с циничным и холодным мужем. испытывает симпатию к доброте и наивности александра и тяжело переживает его духовное падение.

Тематика романа «Обыкновенная история» многогранна и интересна даже для сегодняшнего читателя, привыкшего к литературному изобилию:

  1. Становление личности – основная тема романа. Гончаров показал тот путь, который прошёл человек от мечтательного юноши до расчётливого карьериста. Становление личности, по мнению Гончарова, может быть не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус». Под влиянием неудач Александр изменил самому себе.
  2. Любовь – на протяжении всего произведения юный Адуев неоднократно влюбляется. Однако все его любовные начинания обречены на провал. Потому что, по мнению Гончарова, в столичном обществе Российской империи, погрязшем в цинизме и инфантилизме, нет места по-настоящему глубоким чувствам. Иронично, однако, то, что настоящую любовь в романе демонстрирует именно циничный Пётр Адуев.
  3. Семья – в столичном обществе, изображённом в романе, нет места настоящей семье. Елизавета несчастна в браке, а Александр в итоге женится по расчёту. С другой стороны, живущая в провинции мама Адуева по-настоящему ценит семью и любит своего сына. Город в очередной раз противопоставляется деревне и терпит поражение в системе ценностей Гончарова.
  4. Отцы и дети – бесконечные споры юного Александра и видавшего виды Петра символизируют собой столкновение двух поколений, попытку буйной молодости сломать уклад, сформированный старшими. Однако в итоге «отцы» одерживают победу, и «дети» вынуждены идти по их стопам.
  5. Творчество – попытки Александра стать писателям терпят поражение не только из-за его неопытности, но и от отсутствия воли, чтобы пытаться снова и снова. По мнению писателя, искусство – это долгий и кропотливый труд, к которому нельзя подходить легкомысленно.
  6. Воспитание – детство оказывает огромное влияние на жизнь человека. Именно то воспитание, которое дала Александру мать, сделало его романтиком и идеалистом, который в итоге не смог сопротивляться растлевающему влиянию общества.
Читайте также:
Сочинение по роману Обломов Кто нужен России Обломов: сочинение

Проблемы

Проблематика романа «Обыкновенная история» не менее интересна. Если Вы хотите ее дополнить, то попросите Многомудрого Литрекона в комментариях.

  • Карьеризм – Гончаров испытывает нескрываемое отвращение к карьеристам, лишённым совести и принципов, ограниченных лишь поиском собственной выгоды. В то же время писатель понимает, что зачастую именно такой подход к жизни помогает человеку выжить и добиться успеха. Но какова цена такого успеха? Об этом заставляет задуматься произведение.
  • Равнодушие – общество, изображённое Гончаровым, абсолютно безразлично к страданиям людей. Все его члены стремятся лишь к собственному благополучию, а желания других не играют никакой роли. Так живет столица, погрязшая в суете. Это пропагандирует и дядя, который не поддерживает, а высмеивает племянника.
  • Мещанство – в лице Петра, а потом и Александра Адуевых Гончаров представляет нам целую касту людей – мещан. В его понимании это мелочные и жалкие люди, с головой ушедшие в быт и работу и позабывшие о каком-либо духовном развитии. Они бесцельно проживают свою жизнь среди тысяч таких же мещан.
  • Юношеский максимализм – писатель симпатизирует юному Александру, его идеализму и горячности, но в то же время показывает, что эти качества не приносят ничего, кроме боли и разочарования. Автор призывает читателей соблюдать баланс между душевностью и здоровым цинизмом.
  • Городская и деревенская жизнь – Гончаров жёстко противопоставляет город и деревню. Город – обитель порока, в которой нет места по-настоящему хорошему человеку, однако в то же время город крайне притягателен и мало кто способен отказаться от городской суеты. Деревня же в его глазах представлена как идеальная утопия, в которой нет места волнению и страданиям, однако мало какой человек, жаждущий жизни, останется в этом застывшем раю. Писатель вырисовывает две крайности и предлагает читателям самим сделать выбор.

Смысл

Гончаров изобразил дворянское общество Российской империи, насквозь пропитанное цинизмом и мелочностью. Он показал, как оно на корню губит всё доброе и светлое в человеке, извращая его душу и превращая его в часть серой массы. Главная мысль романа «Обыкновенная история» заключается в необходимости сопротивляться растлевающему влиянию города и сохранять себя для близких людей, которые в тебе нуждаются.

Писатель демонстрирует нам две крайности в лице Петра и Александра. Он одинаково отрицает обе, призывая нас жить в реальном мире, здраво смотреть на вещи, но в то же время оставаться людьми, способными мечтать и мыслить. Такова основная идея романа «Обыкновенная история».

Критика

Роман Гончарова был восторженно встречен читающей публикой.

Виссарион Белинский очень хвалил роман за хорошо прописанные женские образы. Однако Белинскому особенно пришёлся по душе образ Петра Аудева, которого он считал лучшим персонажем романа.

Другой известный критик – Дружинин, поставил «Обыкновенную историю» на один уровень с «Евгением Онегиным», за его точное изображение дворянского общества и красивые пейзажи.

Также критики высоко оценили художественное своеобразие романа «Обыкновенная история»:

«Дарование г-на Гончарова — дарование самобытное: он идет своим путем, не подражая никому, ни даже Гоголю, а это не безделица в наше время…» (критик под псевдонимом «В. М.», «Ведомости Санкт-петербургской городской полиции», 8 марта 1847 г., №54)

Однако некоторые рецензенты заметили догматизм автора и его чрезмерное стремление навязать основную мысль:

«…Роман хорош. В молодом авторе есть наблюдательность, много ума; идея кажется нам немного запоздалою, книжною, но проведена ловко. Впрочем, особенное желание автора сохранить свою идею и растолковать ее как можно подробнее придало роману какой-то особенный догматизм и сухость, даже растянуло его. Этого недостатка не выкупает и легкий, почти летучий слог г-на Гончарова. Автор верит действительности, изображает людей как они есть. Петербургские женщины вышли очень удачны…» (анонимный автор под псевдонимом «Н. Н.», «Санкт-Петербургские ведомости», 13 апреля 1847, № 81)

Особенности творчества Гончарова заключаются в его наблюдательности и умении точно передать атмосферу общества и эпохи:

…От наблюдательности г-на Гончарова не ускользает ни одно малейшее движение Евсея, Аграфены, дворника, его жены, ямщика, лодочников. Эти черты наблюдательности тем больше вас поражают, что рядом с ними в то же время главное действие продолжается само собою, идет своим путем; они только перебегают по сцене действия как легкие, неуловимые огоньки, или, лучше, как разнородные, разнохарактерные голоса в толпе. Это разнообразит картины романа и делает эффект их на читателя разностороннее…» (неизвестный автор, рецензия в журнале «Отечественные записки», 1848 г, №3)

«Цикл очерков “Фрегат “Паллада”»

Итогом кругосветного плавания Гончарова явилась книга очерков “Фрегат “Паллада”, в которой столкновение буржуазного и патриархального мироуклада получило дальнейшее, углубляющееся осмысление. Путь писателя лежал через Англию к многочисленным ее колониям в Тихом океане. От зрелой, промышленно развитой современной цивилизации – к наивно-восторженной патриархальной молодости человечества с ее верой в чудеса, с ее надеждами и сказочными грезами. В книге очерков Гончарова получила документальное подтверждение мысль русского поэта Е. А. Боратынского, художественно воплощенная в стихотворении 1835 года “Последний поэт”:
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.

Читайте также:
Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

Возраст зрелости современной буржуазной Англии – это возраст деловитости и умного практицизма, хозяйственного освоения вещества земли. Любовное отношение к природе сменилось беспощадным покорением ее, торжеством фабрик, заводов, машин, дыма и пара. Все чудесное и таинственное вытеснилось приятным и полезным. Весь день англичанина расчислен и расписан: ни одной свободной минутки, ни одного лишнего движения – польза, выгода и экономия во всем.

Жизнь настолько запрограммирована, что действует, как машина. “Нет ни напрасного крика, ни лишнего движения, а уж о пении, о прыжке, о шалости и между детьми мало слышно. Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено, как будто и с голоса и с мимики берут тоже пошлину, как с окон, с колесных шин”.

Даже непроизвольный сердечный порыв – жалости, великодушия, симпатии – англичане стараются регулировать и контролировать.
п. Эти добродетели приложены там, где их нужно, и вертятся, как колеса, оттого они лишены теплоты и прелести”.

Когда Гончаров охотно расстается с Англией – “этим всемирным рынком и с картиной суеты и движения, с колоритом дыма, угля, пара и копоти”, в его воображении, по контрасту с механической жизнью англичанина, встает образ русского помещика. Он видит, как далеко в России, “в просторной комнате на трех перинах” спит человек, с головою укрывшийся от назойливых мух. Его не раз будила посланная от барыни Парашка, слуга в сапогах с гвоздями трижды входил и выходил, потрясая половицы. Солнце обжигало ему сначала темя, а потом висок. Наконец, под окнами раздался не звон механического будильника, а громкий голос деревенского петуха – и барин проснулся. Начались поиски слуги Егорки: куда-то исчез сапог и панталоны запропастились. Оказалось, что Егорка на рыбалке – послали за ним. Егорка вернулся с целой корзиной карасей, двумя сотнями раков и с дудочкой из камыша для барчонка. Нашелся сапог в углу, а панталоны висели на дровах, где их оставил впопыхах Егорка, призванный товарищами на рыбную ловлю. Барин не спеша напился чаю, позавтракал и стал изучать календарь, чтобы выяснить, какого святого нынче праздник, нет ли именинников среди соседей, коих надо поздравить. Несуетная, неспешная, совершенно свободная, ничем, кроме личных желаний, не регламентированная жизнь! Так появляется параллель между чужим и своим, и Гончаров замечает: “Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что, куда и как надолго бы я ни заехал, я всюду унесу почву родной Обломовки на ногах, и никакие океаны не смоют ее!” Гораздо больше говорят сердцу русского писателя нравы Востока. Он воспринимает Азию как на тысячу миль распростертую Обломовку.

Здесь живут добродетельные люди, питающиеся одними овощами, живут патриархально, “толпой выходят навстречу путешественникам, берут за руки, ведут в домы и с земными поклонами ставят перед ними избытки своих полей и садов. Что это? где мы? Среди древних пастушеских народов, в золотом веке?” Это уцелевший клочок древнего мира, как изображали его Библия и Гомер. И люди здесь красивы, полны достоинства и благородства, с развитыми понятиями о религии, об обязанностях человека, о добродетели. Они живут, как жили и две тысячи лет назад,- без перемены: просто, несложно, первобытно. И хотя такая идиллия человеку цивилизации не может не наскучить, почему-то в сердце после общения с нею появляется тоска. Пробуждается мечта о земле обетованной, зарождается укор современной цивилизации: кажется, что люди могут жить иначе, свято и безгрешно. В ту ли сторону пошел современный европейский и американский мир с его техническим прогрессом? Приведет ли человечество к блаженству упорное насилие, которое оно творит над природой и душой человека? А что если прогресс возможен на иных, более гуманных основах, не в борьбе, а в родстве и союзе с природой?

Читайте также:
Штольц Андрей Иванович — один из главных героев: сочинение

Далеко не наивны вопросы Гончарова, острота их нарастает тем более, чем драматичнее оказываются последствия разрушительного воздействия европейской цивилизации на патриархальный мир. Вторжение в Шанхай англичан Гончаров определяет как “нашествие рыжих варваров”. Их бесстыдство “доходит до какого-то героизма, чуть дело коснется до сбыта товара, какой бы он ни был, хоть яд!”. Культ наживы, расчета, корысти ради сытости, удобства и комфорта. Разве не унижает человека эта мизерная цель, которую европейский прогресс начертал на своих знаменах?

Не простые вопросы задает Гончаров человеку. С развитием цивилизации они нисколько не смягчились. Напротив, в конце XX века они приобрели угрожающую остроту.

Анализ книги путевых очерков И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»

Цели и трудности плавания: Тяга к дальним странствиям с детских лет охватила душу писателя. Иван Александрович остро чувствовал необходимость сменить унылое обывательское существование: «Дни мелькали, жизнь грозила пустотой, сумерками, вечными буднями: дни… сливались в одну утомительно-однообразную массу годов». Когда Гончаров узнал, что включен в состав экспедиции, с несвойственной ему экспансивностью воскликнул: «Сама юность воротилась ко мне. Скорей, скорей в путь!» Странствия должны были быть самые настоящие: не в благоустроенный Париж или близкую Италию, или описанную уже его другом Василием Петровичем Боткиным Испанию, а в тропики, к полюсам… Читать далее.

Задачи и маршрут плавания: Гончаров не был туристом в обычном смысле слова. Писателя интересует повседневная жизнь чужого народа, его тяготила необходимость следовать обычными туристическими маршрутами, с неизбежным посещением Тауэра, «Британского музеума» – «хотелось побродить не между мумиями, а среди живых людей». Свою позицию писатель выразил уже в первой главе, говоря о том, что ему «хотелось путешествовать не официально, не приехать и «осматривать», а жить и смотреть на все , не задавая себе утомительных уроков осматривать ежедневно, с гидом в руках, по стольку-то улиц, музеев, зданий…». Читать далее.

Посещение Сибири. Встречи с декабристами: Путешествие по чужим странам было только частью этого плаванья. Предстояли немалые странствия по России. Сибирь представляет путешественнику свой вариант колонизаторства. «Несмотря на продолжительность зимы, на лютость стужи, как все шевелится здесь, в краю! Пустыни превращаются в жилые места, дикари возводятся в чин человека, религия и цивилизация борются с дикостью…». Но не обо всех сибирских впечатлениях писатель смог сразу же поведать из опасения цензуры. О своих встречах с декабристами он получил возможность рассказать лишь спустя годы в очерке «По восточной Сибири». Воспоминания писателя помогли заполнить лакуну в биографии деятелей декабристского движения. Читать далее.

Наброски к «Обломову»: Изучая чужие страны, Гончаров ни на минуту не забывал о другой задаче – собрать материал для продолжения «Обломова». Сюжет романа изначально задумывался построенным на контрасте между русским барином Обломовым и его другом Штольцем, немцем по происхождению и воспитанию. Уже на первой долгой стоянке, в Лондоне Гончаров начинает сравнение европейской цивилизации (на примере Англии, самой тогда промышленно развитой страны) и русского уклада. Читать далее.

Реалистический взгляд на экзотику: Романтики жадно искали экзотику и восхищались ею. Гончаров спокойно констатирует: «Все не наше, не то». Но он ищет черты сходства. Встретил писатель экзотическую африканку – «в самом деле – баба. Одета, как наши бабы. Некоторые женщины поразительно сходны с нашими загорелыми деревенскими старухами». Диковинные птицы? «Промелькнет воробей – гораздо наряднее нашего, франт, а сейчас видно, что воробей, как он ни франти… Так же копается, как наш, во всякой дряни, разбросанной по дороге». Читать далее.

Читайте также:
Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Матросы-простолюдины: Писатель объективен, ироничен и одновременно великодушен, рисуя повадки и ухватки матросов-простолюдинов. Гончаров-реалист стремится увидеть и показать интересное в ежедневном быту “Паллады”, в простых людях. И начинает с описания корабля, который виделся писателю частичкой родины, отважно пересекающей океаны – «в этом спокойствии, уединении от целого мира, в тепле и сиянии фрегат принимает вид какой-то отдаленной степной русской деревни». Читать далее.

Морские офицеры: Благородными и воспитанными предстают в изображении Гончарова морские офицеры. Понаслышке он ожидал оказаться в обществе горьких пьяниц. Но все эти слухи не имели ничего общего с действительностью: «После, когда предложено было вовсе не подавать вина за ужином, все единодушно согласились. Решили: излишек в экономии от вина приложить к сумме, определенной на библиотеку». Читать далее.

Звери и птицы: «Звериный» мир рассказчик воспринимает через призму басен Крылова; причем не только известных, но и … воображаемых. Так он описывает экзотическую птицу казуара: «Когда мы подходили к его клетке, он поспешно удалялся от нас, метался во все четыре угла, как будто отыскивая еще пятого, чтоб спрятаться; но когда мы уходили прочь, он бежал к двери, сердился, поднимал ужасную возню, топал ногами, бил крыльями в дверь, клевал ее – словом, так и просился, по характеру, в басни Крылова». Читать далее.

Посещение Японии: Венцом путешествия было посещение неведомой и загадочной Японии. Сам писатель всю стоянку у этих берегов жил под впечатлением чуда. Нам, пожалуй, еще увлекательнее читать эти страницы, нежели современникам Гончарова – мы-то знаем,какой стала Япония в начале ХХI века. С истинно художнической прозорливостью Гончаров уверенно предсказывает, что система внешней изоляции падет очень скоро: «…Если падет их система, они быстро очеловечатся, и теперь сколько залогов на успех!» Читать далее.

Итоги путешествия: Цели технического прогресса, «распространения торговли» Гончаров видит не в процветании одного народа за счет другого, а во взаимном удобстве: «Задача всемирной торговли состоит в том, чтобы сделать доступными везде и всюду те средства и удобства, к которым человек привык у себя дома.» Читать далее.

Читайте также анализ других произведений И.А. Гончарова:

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

  • Готові українські шкільні твори
  • Содержания школьных произведений
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения неизвестных авторов
  • Сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинения по современной литературе

  • Закладки
  • Лучшие сочинения
  • Список сочинений
  • Скачать
  • Статьи
  • Получить сочинение

Цикл очерков “Фрегат “Паллада”

Итогом кругосветного плавания Гончарова явилась книга очерков “Фрегат “Паллада”, в которой столкновение буржуазного и патриархального мироуклада получило дальнейшее, углубляющееся осмысление. Путь писателя лежал через Англию к многочисленным ее колониям в Тихом океане. От зрелой, промышленно развитой современной цивилизации – к наивно-восторженной патриархальной молодости человечества с ее верой в чудеса, с ее надеждами и сказочными грезами. В книге очерков Гончарова получила документальное подтверждение мысль русского поэта Е. А. Боратынского, художественно воплощенная в стихотворении 1835 года “Последний поэт”:

Век шествует путем своим железным,

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

Возраст зрелости современной буржуазной Англии – это возраст деловитости и умного практицизма, хозяйственного освоения вещества земли. Любовное отношение к природе сменилось беспощадным покорением ее, торжеством фабрик, заводов, машин, дыма и пара. Все чудесное и таинственное вытеснилось приятным и полезным. Весь день англичанина расчислен и расписан: ни одной свободной минутки, ни одного лишнего движения – польза, выгода и экономия во всем.

Жизнь настолько запрограммирована, что действует, как машина. “Нет ни напрасного крика, ни лишнего движения, а уж о пении, о прыжке, о шалости и между детьми мало слышно. Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено, как будто и с голоса и с мимики берут тоже пошлину, как с окон, с колесных шин”. Даже непроизвольный сердечный порыв – жалости, великодушия, симпатии – англичане стараются регулировать и контролировать. “Кажется, честность, справедливость, сострадание добываются, как каменный уголь, так что в статистических таблицах можно, рядом с итогом стальных вещей, бумажных тканей, показывать, что вот таким-то законом, для той провинции или колонии, добыто столько-то правосудия, или для такого дела подбавлено в общественную массу материала для выработки тишины, смягчения нравов и т. п. Эти добродетели приложены там, где их нужно, и вертятся, как колеса, оттого они лишены теплоты и прелести”.

Читайте также:
Отчего я другой? (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Когда Гончаров охотно расстается с Англией – “этим всемирным рынком и с картиной суеты и движения, с колоритом дыма, угля, пара и копоти”, в его воображении, по контрасту с механической жизнью англичанина, встает образ русского помещика. Он видит, как далеко в России, “в просторной комнате на трех перинах” спит человек, с головою укрывшийся от назойливых мух. Его не раз будила посланная от барыни Парашка, слуга в сапогах с гвоздями трижды входил и выходил, потрясая половицы. Солнце обжигало ему сначала темя, а потом висок. Наконец, под окнами раздался не звон механического будильника, а громкий голос деревенского петуха – и барин проснулся. Начались поиски слуги Егорки: куда-то исчез сапог и панталоны запропастились. (*26) Оказалось, что Егорка на рыбалке – послали за ним. Егорка вернулся с целой корзиной карасей, двумя сотнями раков и с дудочкой из камыша для барчонка. Нашелся сапог в углу, а панталоны висели на дровах, где их оставил впопыхах Егорка, призванный товарищами на рыбную ловлю. Барин не спеша напился чаю, позавтракал и стал изучать календарь, чтобы выяснить, какого святого нынче праздник, нет ли именинников среди соседей, коих надо поздравить. Несуетная, неспешная, совершенно свободная, ничем, кроме личных желаний, не регламентированная жизнь! Так появляется параллель между чужим и своим, и Гончаров замечает: “Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что, куда и как надолго бы я ни заехал, я всюду унесу почву родной Обломовки на ногах, и никакие океаны не смоют ее!” Гораздо больше говорят сердцу русского писателя нравы Востока. Он воспринимает Азию как на тысячу миль распростертую Обломовку. Особенно поражают его воображение Ликейские острова: это идиллия, брошенная среди бесконечных вод Тихого океана. Здесь живут добродетельные люди, питающиеся одними овощами, живут патриархально, “толпой выходят навстречу путешественникам, берут за руки, ведут в домы и с земными поклонами ставят перед ними избытки своих полей и садов… Что это? где мы? Среди древних пастушеских народов, в золотом веке?” Это уцелевший клочок древнего мира, как изображали его Библия и Гомер. И люди здесь красивы, полны достоинства и благородства, с развитыми понятиями о религии, об обязанностях человека, о добродетели. Они живут, как жили и две тысячи лет назад,- без перемены: просто, несложно, первобытно. И хотя такая идиллия человеку цивилизации не может не наскучить, почему-то в сердце после общения с нею появляется тоска. Пробуждается мечта о земле обетованной, зарождается укор современной цивилизации: кажется, что люди могут жить иначе, свято и безгрешно. В ту ли сторону пошел современный европейский и американский мир с его техническим прогрессом? Приведет ли человечество к блаженству упорное насилие, которое оно творит над природой и душой человека? А что если прогресс возможен на иных, более гуманных основах, не в борьбе, а в родстве и союзе с природой?

Далеко не наивны вопросы Гончарова, острота их нарастает тем более, чем драматичнее оказываются последствия разрушительного воздействия европейской цивилизации на патриархальный мир. Вторжение в Шанхай англичан Гончаров определяет как “нашествие рыжих варваров”. Их (*27) бесстыдство “доходит до какого-то героизма, чуть дело коснется до сбыта товара, какой бы он ни был, хоть яд!”. Культ наживы, расчета, корысти ради сытости, удобства и комфорта… Разве не унижает человека эта мизерная цель, которую европейский прогресс начертал на своих знаменах? Не простые вопросы задает Гончаров человеку. С развитием цивилизации они нисколько не смягчились. Напротив, в конце XX века они приобрели угрожающую остроту. Совершенно очевидно, что технический прогресс с его хищным отношением к природе подвел человечество к роковому рубежу: или нравственное самосовершенствование и смена технологий в общении с природой – или гибель всего живого на земле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: