Мечтательность как причина деградации Обломова: сочинение

В чем состоит трагедия жизни Обломова? сочинение 10 класс

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В нем автор во всех красках передал жизнь России того времени. Главным действующим лицом романа является Илья Ильич Обломов – человек ленивый и мечтательный. Его любимое место в доме – диван, на котором он готов лежать сутки напролет, а все его мечты его сводятся к тому, чтобы все дела решались сами собой. Ничто не может заставить его превозмочь свою лень. С помощью этого персонажа и его обыденной жизни, автор знакомит читателей с особенностями русской жизни того времени.

Вполне можно сказать, что герой страдает от недуга, имя которому Обломовщина. Главные симптомы этой болезни – равнодушие и абсолютное бездействие. Обломовщина – порождение страха перед будущим и боязни перемен. С самого детства его слишком опекали и чрезмерно заботились, стараясь уберечь от всего на свете. Любая его инициатива пресекалась. Это и породило в нем подобное отношение к жизни.

Он не в чем не хочет принимать участия, его никто и ничто не интересует. Его мягкотелость сказывается даже на внешности. Он бы с радостью никогда не вылезал из своего любимого широкого восточного халата. Любое движение, будь оно волевое или физическое давалось ему с огромным трудом. Обломов с детства был приучен ничего не делать самостоятельно, поэтому его делами занимаются либо управляющий, который то и дело обманывает его либо слуга Захар.

Идеальная жизнь Обломова заключалась в тихой и размеренной жизни в поместье, еде, семейных прогулках, встречах и беседах с друзьями.

В каком – то смысле Обломов был лишним человеком, ведь его образ жизни не укладывался в общепринятые рамки. Это был его личный выбор. Порой казалось, что он и вовсе превратился в растение. Его все устраивало, он не хотел ничего менять. Но все это не так трагично, как, то, что Обломов так и смог найти в жизни смысл. Не в чем он не смог найти себя. Светская жизнь казалось ему слишком бездуховной и холодной, служба оказалась рутинной бумажной работой.

Лишь однажды Обломов будто очнулся ото сна. Случилось это, когда в его жизни появилась Ольга и он понял, что полюбил. Но даже ей не удалось его изменить, даже любовь не была способна перевернуть его взгляд на мир.

Настоящая трагедия его жизни – это желание постоянно пребывать в состоянии покоя и бездействия, не принимать никаких решений, избегать ответственности и полная отрешенность от всего. Сам по себе Обломов не плохой человек, но своего места в жизни найти так и не сумел. Корень проблемы заключался в воспитании, ведь возможно, будь он воспитан иначе его жизнь и отношения с Ольгой сложились бы по – другому.

2 вариант рассуждения

Самого начала произведения становится понятно, что Обломов Илья Ильич, является помещиком, при всём этом достаточно молодым, исходя из описания, можно понять, что ему примерно от 30 до 32 лет. Но, несмотря на свои молодые года, его жизнь не является разнообразной и интересной, наоборот всё, что его интересует это еда и сон. Главными вопросами на повестке каждого дня, были – что поесть и как отдохнуть.

Возможно, если бы детство Илья Ильича было иным, он вырос бы совершенно другим человеком. С самого детства родители любили, опекали, не давали делать ребёнку то чего он так хотел, бегать, резвиться и много двигаться. Именно поэтому вокруг него была всегда много слуг, которые готовы были выполнить любое его пожелание, одеться, умыться, причесаться, принести, поесть. Всё чего бы он не захотел, у него было, именно поэтому он вырос таким ленивым.

Время шло, и те положительные черты, качества которые имел ребёнок, с годами исчезли, на их место пришла лень и желание отдохнуть. С самого утра он нежиться в постели, и ничего не делая, мечтает только об одном, как сделать так, чтобы всё работало само и ему не надо было, ничего контролировать. Из-за его бездействия, его жизнь изменилась до неузнаваемости, он стал отрицательно относиться к людям и любому движению которое ему необходимо было сделать. То, что являлось обычным для каждого человека: убраться дома приготовить еду, для него, это были слишком тяжёлые дела. Именно в этом и состоит, его главная трагедия жизни.

Читайте также:
История написания романа Гончарова «Обрыв»: сочинение

Со временем, появилось высказывание обломовщина, я это означало абсолютная бездействия, лень, нежелание что-либо делать. Так и проходила жизнь главного героя, Обломова. Из-за своего абсолютного ни желания двигаться и встать с кровати, он не видел жизни и то как она прекрасна. Конечно иногда возникали мысли, что он может встать и начать что-либо делать, однако это лишь мечты и мысли.

Чтобы как-то вытащить своего героя из данного состояния, автор решает привнести в его жизнь любовь к Ольге. Возможно если бы его детство прошло иначе, у него было бы больше уверенности в своих силах и он смог бы побороть такое своё состояние, но нежелание меняться, не дают ему полностью отдаться любви, даже она не помогла ему изменится.

Сочинение 3

Гончаров Иван Александрович – писатель, который за свою жизнь хоть и не создал много произведений, сотворил несколько очень значимых для русской литературы, главный из которых – «Обломов». В нём автор рассказывает о жизни в России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Это как раз то время, когда жил и творил сам Гончаров.

Речь в произведении идёт о человеке, который на протяжении почти всего действия лежит на диване и мечтает. Это очень ленивый человек, что можно понять, просто глядя на него: очертания Ильи Ильича плавные, он мягок, а глаза его не останавливаются ни на чём определённом, а перескакивают с одного места на другое. С пелёнок родители опекали Обломова, они чрезмерно о нём заботились, что и повлияло на главного героя. Обломов от начала до конца жизни живёт в Обломовщине – месте, где всё тихо, спокойно, где люди ни к чему не стремятся, не живут полной жизнью, а лишь существуют. Идеал жизни Обломова – это его дом, его халат, его диван и его верный подданный Захар. Но такая жизнь, совершенно точно, не могла принести никакой радости, хотя бы потому, что мир не заточен под таких людей, как Илья Ильич. В этом и есть трагедия Обломова: его никто не понимает, все хотят видеть в нём другого человека, полную его противоположность, но воспитан он именно так и так живёт. Обломов – это лишний человек, и он в этом почти не виноват.

Несмотря на всю любовь к спокойствию, Илья Ильич в один момент всё же снимает свой халат и начинает жить. Это случилось тогда, когда он познакомился с Ольгой. Она пыталась сделать так, чтобы герой развивался, давала ему читать книги, спрашивала о них, и у неё это даже начало получаться, но, к сожалению, ненадолго. Обломовщину очень трудно ломать, поэтому Илья Ильич в конце концов снова вернулся в свой халат и на свой диван. Он мог бы измениться и стать счастливым рядом с Ольгой, но этого не случилось. Обломов стал жить с Пшеницыной – с женщиной, которая идеально ему подходила. Она не нарушала его комфорт, обстирывала его, готовила ему и просто жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью?

Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной жизни, в которой не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить элементарные потребности, и он перенёс эту модель поведения на взрослую жизнь. Возможно, он и хотел жить с Ольгой, куда-то выезжать, но его натура этого не принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем состоит трагедия жизни Обломова?

Популярные сегодня темы

Так часто бывает, что дети, рожденные от одних родителей, являются антагонистами, и непросто разглядеть в них братское или сестринское сходство. Тургенев, играя на контрастах, показал двух людей,

Григорий Печорин является так называемым лишним человеком. Этот образ в литературе иллюстрирует сложных, но в то же время тонких и душевно ранимых личностей, пресыщенных жизнью и неспособных отыскать своё место в обществе

Комедия «Ревизор» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году. Сюжет комедии Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин, которого в Нижнем Новгороде приняли за важного правительственного чиновника.

Современное человечество достигло многого. Научилось использовать ядерную энергию для мирных дел. Вышло в космос и отправило свои корабли к другим планетам.

Данная глава посвящена обличению российской бюрократии, всевластие которой вместе с природной жестокостью и равнодушием некоторых людей, обладающих властью, может приводить к трагическим последствиям.

Читайте также:
Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»: сочинение

Положительные и отрицательные черты характера Обломова, его противоречивость в романе Гончарова

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Читайте также:
Обломов общечеловеческий тип.: сочинение

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Урок литературы по роману И.А. Гончарова “Обломов” по теме “Причины деградации Обломова”. 10-й класс

Класс: 10

Презентации к уроку

Большое место в школьной программе по литературе занимает изучение прозаических произведений как по числу названий, так и по количеству часов, которое на их изучение отводится. На первый взгляд анализ прозы легче, чем разбор произведений других жанров. Но в школе глухих и слабослышащих изучение романов, рассказов вызывает дополнительные трудности. Небольшой словарный запас неслышащих учащихся затрудняет формирование логически связанных мыслей, порождает поверхностное, однозначное понимание явлений и событий. Учащимся очень трудно не только разобраться с художественными особенностями романа, рассказа, но и понять сюжетную линию произведения. Учителю специальной школы в такой сложной ситуации проще всего взять инициативу на себя: пересказывать сюжет, событийную канву произведения, составлять формальные характеристики героев, тем самым окончательно отучить учащихся от чтения художественного произведения и размышления над ним.

К сожалению, процент учащихся, прочитавших роман до его изучения в школе целиком или частично, ничтожно мал не только в специальной, но и в массовой школе. Поэтому учителю необходимо вести работу по последовательному приобщению учащихся к чтению, к чтению-наблюдению, к чтению- анализу в той форме, в какой это возможно сделать в школе глухих. Учитель должен помочь неслышащему учащемуся разобраться в мотивах поведения героя, увидеть за одиночными фактами причинно-следственную связь явлений.

Значительное время на уроке уделяется работе со словарем. Через осознание лексического значения незнакомых слов в контексте произведения учащийся поднимается до понимания сложных, неоднозначных событий, явлений, которые происходят во внутреннем мире героя и в мире, который его окружает.

Читайте также:
Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Необходимо учитывать специфику восприятия глухих. Оно построено на действенном начале, где через поступки выявляется личность героя. При разборе основных компонентов, составляющих суть литературного образа, неслышащий учащийся должен предельно зримо выявить основной внутренний конфликт персонажа, проследить, как меняется герой в зависимости от событий, происходящих в произведении.

При изучении романа И. А. Гончарова “Обломов” в специальной школе большое внимание уделяется работе над характеристикой главного героя романа.

Данный урок “Причины деградации Обломова” помогает учащимся рассмотреть внутренние и внешние причины, которые формируют характер героя, влияют на его судьбу. Это не первый урок по изучению романа. Учащиеся уже познакомились с героем и выполнили индивидуальные мини-презентации. (Приложение 1). Презентации состоят из 1-2 слайдов, демонстрируются в начале урока. Они позволяют учащимся восстановить в памяти изученный материал и включиться в работу. Слайды могут подготавливаться как в школе в компьютерном кабинете, так и дома. Учитель помогает обобщить полученную информацию, используя слайды презентации, и подводит учащихся к проблемному вопросу (Приложение 1).

Вопрос необходимо формулировать в простой и доступной форме. Проблемный вопрос, который предлагается на уроке, должен носить зримый, образный характер и быть понятен учащимся. Необходимо избегать сложных абстрактных формулировок вопроса, которые с трудом воспринимаются неслышащими учащимися.

Для выявления внутренних причин, влияющих на характер героя, проводится работа по сопоставлению описания образа жизни Обломова в 1 и 9 главах романа. При выполнении домашнего задания учащиеся знакомятся с романом, но, к сожалению, не все и не всегда прочитывают необходимый материал внимательно. Поэтому на уроке им предлагается более тщательно поработать с текстом. Учащиеся делятся на две группы, каждая из которых выписывает к себе в тетрадь словарь по предложенным темам: “Интерьер комнаты Обломова”, “Обед в Обломовке”. На данном уроке сопоставление проводится в форме решения кроссвордов. Правильно ответить на вопрос учащимся помогают записи в тетрадях.

Обычно игровые формы используются на обобщающих уроках или литературных вечерах. В данном случае такая форма применяется, как элемент урока при решении проблемного вопроса.

Кроссворд и сканворд показываются последовательно, учащиеся каждой группы могут принять участие в решении заданий. В кроссворде учащимся дополнительно необходимо выполнить задание: составить словосочетания. Составленные словосочетания не только являются заданиями по развитию речи, но и способствуют более полному представлению учащихся об образе жизни Обломова в Петербурге. Результаты работы над кроссвордами помогают сделать правильный вывод о том, какой образ жизни был ближе главному герою романа. Такой нетрадиционный подход формирует у учащихся более емкие и прочные представления. В сильных классах к составлению таких заданий-кроссвордов можно привлекать учащихся: они могут составлять задания, участвовать в поиске иллюстраций.

Познакомиться с внешними причинами, влияющими на формирование характера героя, помогают ответы учащихся на вопросы домашнего задания.

Обобщение и вывод по теме урока проводится в виде выполнения письменного задания. При составлении связных ответов в помощь учащимся предлагаются слайды презентации. (Приложение 1). Степень их использования на уроке определяется индивидуальными особенностями учащихся данного класса. В классе с более сильным контингентом учащихся помощь может быть минимальной, в слабых классах – слайды показываются последовательно при ответе на каждый вопрос задания.

Тема: Причины деградации Обломова

Цель урока: Сформировать представления о причинах деградации главного героя романа через постановку проблемного вопроса.

Образовательные:

  • Рассмотреть внутренние и внешние причины, которые влияют на изменения, происходящие в судьбе героя.

Развивающие:

  • Развивать умения внимательного прочтения текста при выделении деталей описания.

Воспитательные:

  • Формировать навыки общения и умения работать в группах.

Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, экран, слайды презентаций учащихся, авторские презентации к уроку, роман И.А.Гончарова “Обломов”.

Организационный момент. Приветствие классу.

– О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

– Какой роман мы читаем?

– Как зовут главного героя романа?

На прошлом уроке мы говорили о романе И.А.Гончарова “Обломов”, об основной теме романа, о содержании романа, о главном герое – Илье Ильиче Обломове.

– Что же нового мы узнали о романе и о его главном герое. Давайте вспомним.

Темы выступлений

  1. Предпосылки создания образа Обломова.
  2. Замысел, публикация романа.
  3. Портрет героя.
  4. Один день из жизни Обломова.

Учащиеся делают краткие сообщения по слайдам презентации. (Остальные учащиеся вместе с учителем участвуют в обсуждении и обобщении полученной информации). (Приложение 1).

– Наш герой, Илья Ильич Обломов, так и жил, практически не вставая с дивана. Мягкий восточный халат из персидской материи обнимал его изнеженное тело.

Читайте также:
Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова «Обломов»: сочинение

– И этот неподвижный человек – главный герой романа? Вас это удивляет?

– Конечно. Обычно главные герои способны на действие, на поступок. Обломов совсем другой.

Этап освоения новых знаний

– Давайте повнимательней вглядимся в него, и, может быть, то, что нас удивляет, покажется естественным и закономерным.

– Не спеша начинает Гончаров своё повествование о молодом ещё человеке.

– Было время, когда наш герой испытывал стремления и надежды, ждал многого от судьбы и от самого себя. Но жизнь в представлении Обломова “разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки…другая – из покоя и мирного веселья”. Душа тянулась ко второй, служба приносила лишь страдания. Обломов вышел в отставку.

– Несколько лет продолжается неутомимая работа над планом переделки имения. Правда, Гончаров подчеркивает, что герой обдумывает план, лежа на диване. Устав от праведных трудов, Обломов решает отдохнуть. Он погружается в мечтания.

– Именно в мечтаниях находил Обломов высшую сладость. Настоящая его жизнь проходила в мире, созданном им самим.

– Вся первая часть романа – рассказ об одном только его дне. Кажется, что с героем ничего не происходит: он лежит, спит, видит сон.

– Но автор обращает наше внимание на мельчайшие подробности быта Обломова, на историю его жизни, приведшей Илью Ильича на диван, раскрывая причины апатии этого человека.

Постановка проблемного вопроса

– Нам с вами необходимо ответить на вопрос: почему Илья Обломов не может “встать с дивана”? Что же явилось причиной того, что из живого, любознательного мальчика он превратился в человека, которому ничего не нужно в жизни. На этот вопрос мы попытаемся ответить.

Слайды № 13, 14

Тема нашего урока “Причины деградации Обломова”.

(работа над словарем)

Слайды №15, 16

– Причины деградации (изменений) героя находятся и в его характере, и в окружающем Обломова обществе. Рассмотрим их.

– Истоки характера Ильи Ильича Обломова надо искать в его детстве: в воспитании героя, в образе жизни, который вели близкие ему люди в Обломовке.

– Гончаров – мастер описаний. Мы уже познакомились с описанием комнаты Обломова в Петербурге, узнали об образе жизни обломовцев.

Слайды №19, 20

– Через портреты, пейзажи, описание комнат, бытовых сцен автор пытается передать нам внутреннее состояние героев, помогает понять, как окружающая действительность влияет на формирование взглядов, принципов героя. Проверим это.

Работа в группах

– Сейчас мы будем с вами искать детали, те предметы, которые окружают Обломова в его городской квартире и те, которые являются составляющей обеда в Обломовке в детстве героя.

– Мы будем работать в группах. Посмотрите на доску. Что вы видите?

– Определите: в какой группе вы хотите работать.

  • 1 группа – Описание комнаты (интерьера), где живет Обломов. (Роман “Обломов”. гл. 1).
  • 2 группа – Описание обеда в Обломовке в главе “Сон Обломова”. (Роман“Обломов”, гл. 9). Работа учащихся с текстом романа “Обломов”

(На доске написаны названия тем: “Интерьер комнаты Обломова”, “Обед в Обломовке”. Учащиеся должны прочитать необходимые тексты из романа и выписать к себе в тетради:

1 группа – названия предметов интерьера, которые окружают героя в его квартире;

2 группа – то, что подают в Обломовке к обеду).

Работа с кроссвордом и сканвордом.

Сейчас мы проверим: внимательно ли вы читали.

(Каждая группа разгадывают кроссворды по своей теме. Но если вопрос вызывает затруднение, то учащиеся другой группы приходят на помощь).

– Какой же мы можем сделать вывод? Какое описание вам нравится больше?

– Конечно, нам всем хочется побыстрее покинуть комнату на улице Гороховой и вместе с Обломовым окунуться в беззаботную жизнь, которую ведут обломовцы.

Вывод

Да, Обломова влечет к покою, к вкусному обеду, заботам маменьки. Воспитание, беззаботная жизнь в Обломовке сформировали из него слабого и безвольного человека, который ничего не делал в своей жизни собственными руками. Всё делали за него другие. Мы можем согласиться с тем, что барское воспитание, когда ничего не нужно делать самому, является причиной изменений (деградации), происходящих в Обломове.

– Но причины изменений, происходящих в Обломове – не только в нем самом, но и в пороках общества, окружающего героя.

– Попробуем доказать это.

Этап проверки домашнего задания

(Ответы учащихся на вопросы домашнего задания)

Читайте также:
Две философии жизни в романе И. А. Гончарова Обыкновенная история: сочинение

Вопросы

  1. Назовите имена гостей Обломова.
  2. О чем рассказывает Волков?
  3. Чем занимается Судьбинский?
  4. Кто такой Пенкин?
  5. На какие две беды пытается Обломов пожаловаться гостям?

Слушают ли его гости?

Этап повторения и обобщения

(Работа со слайдами презентации по роману “Обломов”. Приложение 1).

(Учащиеся письменно отвечают на вопросы, используя слайды презентации)

Вопросы

  1. О чем мечтает Обломов?
  2. Сбываются ли его мечты?
  3. Назовите причины изменений, происходящих в характере (деградации) Обломова?
  4. На что направлена деятельность Волкова, Судьбинского, Пенкина?
  5. Как вы думаете: может или нет проявить себя в таких условиях молодой человек, не отказавшись от своих идеалов (взглядов)? Почему?

Слайды № 21- 23

– Волков, Судьбинский, Пенкин создают атмосферу “ложной деятельности”, которая направлена на удовлетворение тщеславных, корыстных, эгоистических интересов. В таких условиях образованному, молодому интеллигентному человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов.

– В такой ситуации Обломов выбирает бездействие и сон.

Подведение итогов урока

– О чем мы с вами говорили на уроке?

– Как вы ответите на вопрос: почему же Илья Обломов не может “встать с дивана”?

– В чем состоят причины деградации героя, назовите их?

– Мы доказали, что причины деградации Обломова надо искать в характере героя, в его воспитании, а также в пороках общества, окружающего его.

– Люди, которых мы видим на страницах романа, не приносят пользы обществу, но делают вид, что они постоянно в движении, в деятельности, всем интересуются. Но это ложь! Главная их забота о себе. Им важно получить выгодную работу, жениться на богатой наследнице, иметь много денег и снова ничего не делать.

– Вы встречали таких людей в современной жизни?

– Таких людей, которые рассказывают о том, что они приносят пользу обществу, можно встретить и сегодня. На самом деле они всегда думают только о себе, о своей выгоде. Роман И.А. Гончарова современен и сегодня.

Домашнее задание

Подготовить презентацию и устное выступление по теме “Детство Штольца”.

2775. Сочинение В чем трагедия жизни Обломова? Русский язык

Сочинение — В чем трагедия жизни Обломова?. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

На мой взгляд, трагедия жизни Обломова заключается в его непригодности для этого мира. Как ни странно, но он тоже является в каком-то смысле лишним человеком, таким неустроенным и не пристроенным. Вероятно, он вполне мог бы стать юродивым или святым, если бы родился в иных обстоятельствах, созерцал бы не свои воспоминания, а ангельские миры и высшие сферы духа.

С другой стороны, он вполне мог бы стать простым забулдыгой, погрязшим в пороках. Собственно, в этом вообще трагедия не только Обломова, но и многих людей, которые в культурном, а, наверное, генетическом тоже, смысле являются русскими. Или, как минимум, просто так называются и живут в этой культуре.

Ведь Обломов на самом деле представляет собой типично русского человека. Много типичных, невероятно типичных свойств выводит Гончаров в Илье Ильиче. В этом во многом и вся Россия, от святости до греха совсем близкая дистанция и многие непрестанно совершают такое турне, мечутся, мучаются, мечтают, созерцают, бездействуют.

Конечно, эти слова будут банальными, но Штольц – европейский тип. Его трагедия тоже существует и она своеобразна, он тоже страдает, но сейчас речь об Обломове, который выступает и композиционно и по смыслу как антитеза. Обломов – типично российский созерцатель.

Есть ли в нем отличия от тех мужиков, которые в начале поэмы Мертвые души размышляют о том, куда доедет колесо? Вероятно, эта дистанция на самом деле не так велика. Подтверждение данному факту легко отыскать в отношениях Обломова со своим слугой, который ходит за ним тенью и понимает весь его характер, более того, в своих пороках и склонностях они близки.

Обломов только более утонченный и имеет больше возможностей. Его трагедия в том, что благодаря этим возможностям он просто застыл, все понимает и ничего не может сказать. Также во многом и российская цивилизация, русские люди, смотрят, а сказать не могут, иногда только пойдут, да своротят терновый куст, а потом снова: апатия, фрустрация, стагнация нации.

Если говорить более глубоко, то трагедия жизни Обломова, наверное, в том, что он не может полностью посмотреть на себя со стороны и вырваться за рамки уготованной ему судьбы. Однако, разве такова трагедия не практически каждого человека? Да Обломов не может выходить за собственные пределы, он ограничен тягой к комфорту и неким опасением внешнего, холодного мира, но также и практически каждый человек в итоге не особенно преодолевает собственную личность.

Читайте также:
Обломов: его сущность, характер и судьба: сочинение

Вариант 2

Обломов Илья Ильич – человек, которого полностью устраивает его жизнь. По крайней мере, так нам кажется на первый взгляд. Его развлечения – это еда и сон. Он ничего не делает самостоятельно, никуда не выходит и для исполнения всех его прихотей под рукой всегда есть верный слуга Захар. Однако, Илья мечтает. Бездействует, но мечтает. И это хоть на секунду, но наталкивает нас на мысль, что где-то в глубине души, он надеется, что кто-то может его спасти.

Обломов пребывает в своей зоне комфорта. Так ему привычнее, надежнее и так не приходится подстраиваться под окружающих людей. Ему с раннего детства не давали и лишнего шага ступить, сделать лишнее движение или сказать свое слово. Возможно, именно поэтому Илья Ильич настолько ленив.

Жизнь главного персонажа в произведении Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — обыденна, идеальна и абсолютно лишена одобрения кого бы то ни было. Быть безвольным растением, на первый взгляд, кажется удобным. Но вы только вдумайтесь, Илье Ильичу даже нет 32 лет, он молод и богат. И ко всему этому совершенно беззащитен, как ребенок.

Всего раз Обломову представляется шанс изменить свою жизнь, внести в нее краски и любовь. Илья знакомится с Ольгой, влюбляется и ради нее выходит в свет. Он даже начинает читать книги, которые она советует ему. Ольга становится для Обломова мечтой, недостижимым идеалом. Мысли о ней он складывает в свой «маленький мир» и отгораживается от своего счастья. И лично для меня является неожиданностью то, что нежелание выходить из своей зоны комфорта победило любовь. Илья Ильич не остается один, а начинает жить с женщиной, которая действительно подходит его образу жизни. Она не вторгается в его личное пространство, рядом с ней спокойно и совершенно не нужно менять свою жизнь. С ней не нужно ходить на балы, вести беседы или вообще совершать лишние телодвижения. С ней удобно.

Я не считаю главного персонажа плохим человеком, я считаю его человеком потерянным. Ведь найти смысл в жизни он так и не смог, как и не смог удержать свое счастье и покинуть свое замкнутое пространство.

Так в чем заключается трагедия жизни Обломова? Я считаю, что в нем самом. Его нежелание меняться и бездействие – главная причина такой жизни. Возможно, на его привычки и повлияло воспитание родителей, но свой главный выбор он в итоге сделал сам.

Комическое и трагическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Выход в свет романа А. И. Гончарова «Обломов» совпал с особым историческим периодом России, периодом, когда наиболее остро встал вопрос об отмене крепостного права, когда в русском обществе уже созрело недовольство существующей жизнью и порядками. Прежде чем Гончаров написал свое произведение, он словно прожил в себе жизнь своих героев. «То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу», – писал Гончаров в одной из своих статьей.

Может быть, именно поэтому в каждом его романе и особенно в «Обломове» коренные свойства русской натуры предстали столь крупно и правдиво, глубоко раскрылись в комических и трагических своих проявлениях.

Илья Ильич Обломов – герой и комический и трагический одновременно. Внешне все происходит достаточно комично. Это совершенно инертный и апатичный человек. Причина такого состояния отчасти в положении Обломова, а отчасти в образе его нравственного и умственного развития. Он барин, и «у него есть Захар и еще триста Захаров». Самые главные его занятия – отдых и еда, главный вопрос, который решается всей семьей – вопрос о том, что они будут кушать на обед и ужин. Это главная проблема, впрочем, единственная, которую они в состоянии решить. После обеда – продолжительный спокойный сон. И так изо дня в день, год за годом. Любое стремление маленького Обломова сделать хоть что-нибудь пресекалось на корню. Захар натягивает ему, уже четырнадцатилетнему подростку, чулки, надевает башмаки, а Илюша только лежа подает ему ноги – одну, затем другую. Его и причесывают, и одевают, и даже умыться он не может сам и без напоминания. Такая беспомощность всегда вызывает ироническую улыбку. Мальчик растет, но ничего не меняется. Также хлопочут вокруг уже взрослого Обломова слуги, а он целыми днями и практически весь роман напролет лежит на диване, не потому что устал, а потому что это его нормальное состояние. Он сросся со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые он виртуозно попадал, как только свешивал ноги с дивана. Его жизнь – ленивая спячка. Он не приемлет никакой работы, хотя в молодости имел намерения трудиться, «ждал много от судьбы и самого себя», но намерения и остались намерениями. В Москве он получил неплохое образование, но в его голове остались лишь отрывки полученных знаний, служба показалась ему смертельно скучной. В результате от подал в отставку и благополучно вернулся на свой диван, где в мечтах представляет себя непобедимым полководцем, мыслителем, известным художником. Но это только в мечтах, а наяву Обломов раб своего дивана, а жизнь уходит безвозвратно.

Читайте также:
Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Вместе с внешней комичностью положения, мы понимаем, что все это на самом деле глубоко трагично. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина» писал: «Обломов – не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий и жизни, о чем-то думающий». Трагизм состоит именно в обычности происходящих событий. В жизни Обломова были минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь. И в главе «Сон Обломова» Гончаров дает ответ на этот вопрос. Герой романа, даже вопреки своему желанию становится рабом не только своего любимого удобного дивана, он становится рабом положения. Обломов умен, и в его логике имеется грустная истина. Ради существующего и сложившегося порядка жизни действительно не стоит суетиться и вставать с дивана. Это все равно бессмысленно и ни к чему не приведет. Другой вопрос, что Обломов даже и не пытался что-либо изменить. Апатичность и нежелание перемен и названо в русской литературе термином «обломовщина». Этой болезнью в результате поражены и другие герои романа – и Штольц, и Ольга, и Захар, просто Илья Обломов бездельничает откровеннее других героев романа и не пытается прикрыть своего безделья.

Поэт П. А. Вяземский, получив назначение на службу и прощаясь с беспечным московским бездельем, написал произведение, названное прощальной одой халату. Вот несколько строк из этой оды:
Товарищ неги праздной. Досугов друг, Свидетель тайных дум

Для Вяземского халат был нечто большее, чем просто одежда, он противопос-тавляет халат «гостиной ливрее», фраку и мундиру. Разница между ними и халатом имеет нравственный смысл – халат олицетворяет личную независимость. Не потому ли так дорожит Обломов своим халатом, а заодно и диваном? Не олицетворяет ли он для Обломова ту же свободу быть самим собой, вопреки окружающему миру?

Автор проходит с героем все слои обломовского существования, бросая на него то сочувственный, то иронический взгляд. Видя и вновь переживая угасание человека в Обломове, мы острее и глубже воспринимаем трагизм его судьбы, и вместе с тем осознаем громадную ценность того духовного достояния, которое было заключено в герое и которое есть в любом человеке.

Сочинение: Гончаров и. а. – Комическое и трагическое в романе и. гончарова обломов

Я считаю, что “Обломов” Гончарова – это роман-трагикомедия: в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь голос.
Одна из главных трагедий этого произведения – трагедия самого Обло-мова, главного героя повествования. Илья Ильич Обломов – потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор дает нам его портрет: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. Гончаров показывает читателю во всех подробностях быт Обломова, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. “По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала. могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”; “Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”. Но почему же один из героев романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов, нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, “Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба”. В этом и есть трагедия Обломова. Он, еще недавно чем-то увлекавшийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к жизни, возродить в нем интерес к этой жизни.
Трагичен в какой-то степени и Штольц. На первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, доброго и сердечного, автор описывает нам Штольца как некую машину: “Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул. цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца”. Читая роман дальше, мы приходим к выводу, что трагедия Штольца – в его ненатуральности, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор тем не менее в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. И хотя он рисует почти идеальным образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность.
Итак, Гончаров убедительно доказал читателю, что Обломов и Штольц – два совершенно разных человека.
Я считаю, что истоки трагедии обоих героев – в их воспитании.
Обломовцы – хранители традиций древности. Так же, как Обломов, проводили свое время и его отец, дед, прадед; из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Трагедия здесь заключается в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных.
Причина неестественности Штольца – также воспитание, на этот раз “правильное”, рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она- как точный график времени отправления поездов, а сам он поезд, идущий строго по расписанию, хотя и очень надежный, но все же искусственный. Его идеал – достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Прав Чехов, который писал: “Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен”.
Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. “Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные. На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку”. После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичей, которого он искренне любил.
Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Достаточно вспомнить сцену в конце первой части произведения, как слуга будил своего хозяина. Или, скажем, сцена в начале второй части, на обеде у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет все это есть.
До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в котором комическое неотделимо от трагического, как, впрочем, и все в нашей жизни.

Читайте также:
Штольц Андрей Иванович — один из главных героев: сочинение

«Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов»»

Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» во всем своем богатстве. Мне кажется, что роман можно назвать трагикомедией: в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь голос. Смешное и трагическое переплетается, подчеркивая друг друга, образуя глубину произведения.

Одна из главных трагедий романа — трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32−33 лет. Показывая нам его портрет, автор подчеркивает отсутствие «всякой определенной идеи» в глазах и замечает, что «лежанье» было «нормальным состоянием» героя. Рисуя во всех подробностях его быт, Гончаров дает нам понять, что это человек нравственно погибающий: везде паутина, на пыли зеркал можно писать, а вот в чернильнице чернил не найдешь, кое-где раскрытые книги, но страницы, на которых они развернуты, запылились и пожелтели. Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов, нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По мнению критика Добролюбова, именно Обломовка была почвой: привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в герое апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова — такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекавшийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто и ничто, даже искренняя любовь, уже не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни.

Мне кажется также, что некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя на первый взгляд это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от сердечного Обломова, Штольц описывается как некая машина: «…он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца — это его ненатуральность: он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно.

Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в его душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к этому «новому» человеку. Скорее всего, истоки трагедий обоих героев — в воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы — хранители традиций древности: так же, как Обломов, препровождали время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия — представление о человеке праздном, но гармонично сосуществующем с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. Причина неестественности Штольца — также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой несчастен, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она как точный график времени отправления поездов на станции, а сам он — поезд, идущий строго по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, — это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Я согласен с , который писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю… Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».

Читайте также:
Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А.Гончарова Обломов): сочинение

В то же время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души, видя в них современное по сей день, несмотря на то, что роман был написан много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части романа. Весь день Обломов не может толком проснуться. В половине пятого часа Захар осторожно пошел будить его: «Илья Ильич! А, Илья Ильич!» Следует пикировка между хозяином и слугой: «Вы велели разбудить себя…» — «Ну, знаю. Ты исполнил свою обязанность и пошел прочь!» Думая, что господин опять уснул, Захар раздраженно восклицает: «Знаешь ты дрыхнуть. Вишь, дрыхнет, словно чурбан осиновый!» Но Обломов услышал и в гневе: «Нет, ты как сказал-то — а? Как ты смеешь так — а?» И Захар оправдывается. Еще более показательна сцена диалога по поводу «других», с которыми Захар посмел сравнить своего хозяина. Вот уж воистину трагикомическая сцена: возмущенный Обломов по ходу разговора излагает свое жизненное кредо и, незаметно для самого себя, но явно для читателя, «саморазоблачается».

До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в котором неотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются, поражая всех.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: