Надо ли «торопиться жить»: сочинение

Тороплюсь жить

Как это свойственно людям – торопиться жить! Все бегут куда-то, снуют туда-сюда, чего-то ищут, чего-то находят. Но находят ли главное – ради чего вся эта суета, эти житейские скорости? Помню, в советские времена взрослые дяди и тети говорили нам: «Торопитесь жить, детки, чтобы все успеть, все изведать – все радости жизни…» А-а, так вот для чего надо торопиться! Ради того, чтобы испытать все доступные земные удовольствия! То есть бегом – в детсад, бегом – в школу, институт, на работу. Все нужно делать быстро и не пропустить главного – хватануть побольше земных радостей, а там…А что Там, никто не знает. Мол, никто Оттуда не возвращался и рассказать нам ничего конкретного не может. Так что остается одно – торопиться жить Этой жизнью.

Глядя на беготню старших, торопился и я. Бегом в школу, попутно наслаждаясь видами окружающего ландшафта. Потом – бегом в институт. Еле успел проскочить в закрывающиеся двери. Так и бегал до 29 января 1992 года. В тот день я тоже бежал – к своей любимой, на красный свет. Водитель ЗИЛа не успел затормозить и вот, мой жизненный бег едва не оборвался. Спасли врачи, родители, лекарства, донорская кровь. Да что там лишнее говорить – Господь уберег. Через эту трагедию к Богу пришла мама. Может, она и вымолила меня, едва живого, и я сижу сейчас, калякая строчку за строчкой. Эта авария притормозила мой бег. Как легко потерять жизнь! Об этом хорошо знают те, кто выжил в страшных жизненных передрягах. Может, именно с той аварии и началось мое медленное, тяжелое и мучительное восхождение к Богу.

Прошли годы. Нелегкие годы обретения в себе Господа. Теперь я – с Ним, крепко держусь за Его руку (Господи, не отпускай меня!) Тороплюсь ли я жить теперь? Да, тороплюсь. Если подразумевать под словом «жить» обитание в вечной жизни. Я зарабатываю себе сейчас крохотное место в огромном Царствии Небесном, в Жизни бесконечной, нетленной. Но эта торопливость кардинально отличается от той, о которой я писал в начале. Я много и часто думаю о своем исшествии из этой жизни. Люблю гулять по кладбищам, где проникаюсь, пропитываюсь мыслью о конечности земного бытия. Но смерть как таковая меня не пугает. О нет! Пугает то, что будет за ней. Где я окажусь? Какое Господь примет решение относительно моей участи в загробном мире? И, самое ужасное, – что ждет на Страшном Суде Христовом?

Размышления эти совершенно не депрессуют меня, в смысле не ввергают в уныние. Я, православный христианин, знаю средство спасения. Я много читал и читаю о нем, часто слышал от священников на проповедях. Средство это – жизнь по Богу. Это и любовь к Богу, и покаяние, и дела милосердия и все то, о чем учит Святая Церковь. Да, все это требует труда. Но он вовсе не так тяжел, как думают многие. Лучший рецепт жизни по Богу – жить не для себя, а для других. И вот этой жизнью я тороплюсь жить. Тороплюсь, потому что не знаю, что ждет меня завтра, через час, через 10 минут. Еще свежи в памяти съемки траурной процессии в Тбилиси – вчера хоронили миллиардера Бадри Патаркацишвили. 53 года, здоров, как бык, есть все, о чем можно только мечтать: деньги, слава, успех. И тут – хлоп! – банальный сердечный приступ – и нет Бадри. Ни помогли ни честно заработанные миллиарды, ни влияние, ни слава. Захотел Бог призвать к ответу этого «нового грузина», – и призвал. Так что не надо думать, что раз ты вот сейчас молод и здоров, с тобой ничего плохого не может случиться.

Я тороплюсь жить ради других. Я ценю каждый начинающийся день, ибо не уверен, что доживу до вечера. Слишком хороший я получил урок тогда, в 92-м, под колесами грузовика. Просыпаюсь, молюсь, и бегу по делам. Нужно работать, зарабатывать – это и для семьи, и для Церкви, и для моих нищих. Нужно писать, сочинять – эссе, статьи, рассказы, – для взрослых и детей. Мы совместно с детским домом № 1 г. Севастополя и школой-интернатом № 4, где учится моя дочь, выпускаем детскую газету «Улыбка». Нужно ее верстать, писать для нее интересные материалы. Много, ох как много дел можно сделать за один только день. А ведь надо еще о нуждающихся подумать, копеечку им подать, купить у них масла для светильника, которым буду потом светить Небесному Жениху. Есть еще люди в городе, которые ждут моей помощи. К ним тоже надо выкроить время. И, что я заметил, – я все успеваю! Да, может, заработки у меня не столь велики, как у некоторых трудоголиков. Но не могу я больше – прости, милая женушка! – не могу по здоровью. Вот, дал Бог дар слова, дар компьютерного дизайна, надо вернуть Ему хотя бы удвоенный талант. Ведь взыщет, непременно взыщет за те способности, которыми Он меня так щедро наделил. За многое и спросится много. И чтобы не «краснеть» потом перед Ним, потупив взор и переминаясь с ноги на ногу, надо теперь торопиться жить. Жить во славу Божию, ради других, что, в принципе, означает, – ради Него. Вторая заповедь, данная Христом, и равная первой: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». А ближний – это любой, кому ты можешь быть полезен. И не ради, в общем-то, какой-то небесной награды. Правильно, кажется, Иоанн Златоуст говорил, что мы – как наемники, которые трудятся для других ради награды от Господа. Кто-то трудится так? И слава Богу! Я тоже хочу награды, хочу венцов. Но больше хочется трудиться не столько ради награды, а ради Самого Христа, ради любви к Нему и к тому самому ближнему. Любовь к ближнему – это не какая-то абстракция, которую нельзя потрогать руками. Любить – значит делать. «Вера без дел мертва», – сказал апостол Иаков. И любовь без дел мертва.

Читайте также:
Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”: сочинение

Мне хочется, чтобы детки, для которых я делаю газету, стали лучше, добрее, смогли противостоять телевизионной бесовщине. Я не знаю лично очень многих моих юных читателей, но слышал, что «газета нравится». И пусть хоть один ребенок после моих статей о чем-то позитивном задумается и решит измениться – Бог знает такого ребенка – и моя цель на этой земле будет достигнута. Ты пойми, мой читатель, что пишу все это не ради признания или бахвальства, – о нет! – мне это чуждо. Я очень хочу, чтобы ты тоже торопился жить, – для детей, для друзей, для своих близких, в конце концов. И то, что я изливаю сейчас на белые страницы, – исключительно из желания показать тебя жизнь другого человека. Человека, который пришел к Богу в 32 года. Мне теперь 35 и Бог один знает, сколько еще осталось… лет, месяцев, дней. Мечтаю, да, мечтаю дожить до старости, лет хотя бы до 70. Поставить на ноги дочь. Если повезет, вынянчить и вырастить внуков. Как и любому нормальному человеку, всего этого хочется. Но не меньше этого – врастания в Бога. Это и работа над своей душой – покаяние в первую очередь. И участие в жизни Церкви, выпуск детских и православных газет, своих сборников эссе и других работ, задумки о которых теснятся в голове. Знаю – в один момент могу потерять все – память, способность размышлять, видеть. Жизнь могу в один момент потерять. И с этими мыслями я выхожу каждый день на улицу и спешу – спешу жить, конечно! И мысли о смерти и грядущем Суде ничуть не мешают мне, а подгоняют.

Успеть бы прожить свою жизнь так, чтобы услышать от возлюбленного моего Иисуса Христа благожданный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира!» Вот награда, ради которой стоит торопиться жить. Жить во славу Божию.

Надо ли «торопиться жить»: сочинение

Очень часто встречаются люди, как мужчины, так и женщины, старше 30 лет, которые начинают думать о том, что добились в жизни многого, стремились к чему-то, добивались, и вот у них почти все есть, но отчего-то в жизни пусто, нерадостно.

Если спросить у этих людей о том, что они думают или помнят о том времени, которое прошло, то мало кто из них может вспомнить что-либо. Вернее, они помнят, конечно, о прошедших событиях, в такой логической последовательности, но такие воспоминания почему-то их не греют. В этом заключается вся проблема – жизнь проходит вся в суете, в бегах, во многом мы себе отказываем ради достижения целей. Но потом, когда достигаем того, чего очень хотели, мы не получает от этого радости или удовольствия. И тогда жизнь превращается в рутину, кажется, появилась семья, дети – как цель, а ведь дальше просто процесс – течение жизни. И тут уже становится скучно, человеку нужны новые цели, новые достижения.
Можно разделить условно людей на две категории, пусть одни будут результативщиками, а другие процессуалами. Психологии таких людей разные.

Форма мышления результативщиков формируется в требованиях со стороны окружающих, родителей, они как бы говорят тебе: ты должен достичь того-то, добиться этого, иначе ты будешь неудачником. Такой человек, который нацелен на результат, не умеет получать удовольствие от того, что есть, он часто недоволен собой, своим состоянием жизни. Поэтому такой человек не может жить спокойно, он все время ставить себе цели, рвется к ним все с большей силой. В такой ситуации следующий минус – у такого человека-результативщика никогда не хватает времени на то, чтобы осознать, действительно ли он этого хочет. Ведь у всех разные взгляды на жизнь, у каждого свои потребности. И не успев ничего такого обдумать, человек-результативщик становится словно заложников идей, охвативших его, а на самом деле, такие идеи могут противоречить его внутренним стремлениям, а он может этого не понять. У каждого человека в подсознании есть островок своих собственных истинных желаний, его предназначения, но подумать об этом у него также нет времени.

Читайте также:
Дядя и племянник Адуевы в романе Обыкновенная история: сочинение

Горе всех таких людей-результативщиков – усталость, скука о того, что вокруг них постоянно, такие люди стремятся частом менять партнеров, и ждут от окружающего мира постоянно установки, новые встряски, цели.

Как-то Милан Кундера сказал, что скорость прямо пропорциональна силе забвения. То есть чем быстрее мы стараемся прожить нашу жизнь, тем меньше помним то, что в ней произошло, тем самым, наш внутренний мир становится беднее. А человек, который хочет наполнить свою жизнь, как бы замедляет ход по жизни, он запоминает свой каждый шаг, каждый вздох, каждое событие, которое повлияло на него.

Человек-процессуал растет с интересом к своему собственному “я”. Он на протяжении всей своей жизни познает самого себя, и это для него не пустое занятие. Помимо того, что он испытывает интерес к собственной личности, он также интересуется окружающим миром. Он не торопиться жить, процессуалы редко меняют своих партнеров, они не скучают с ними, стараются познать их глубже. Такие люди обычно баловни судьбы, им часто везет. А секрет на самом деле простой, просто они не спешат, поэтому могут заметить самое главное и правильно и во время используют свои способности и возможности, которые им дает окружающий мир. Философия таких людей проста: необходимо наслаждаться настоящим, ведь следующий момент может измениться или его совсем может и не быть.

Наверное, вы встречали таких людей, которые долго себя ищут, не идут на работу лишь бы работать, а ищут работу по душе. Они делают работу с душой. И потом они действительно находят то, к чему стремились. Вы замечали, на таких людей приятно смотреть. Они часто замкнуты, неторопливы, такие люди счастливы.

Когда гонишься за результатами, который вы даже не можете осмыслить, вы словно находитесь в состоянии нервного реагирования: люди словно бегут от самих себя, прячутся за этими результатами, они впереди всех, и думают, что так хорошо, что к ним не должно быть претензий, потому что они всего достигли. А это порой бывает как крик о помощи. А за этим криков часто таится страх, страх одиночества, страх пустоты, страх того, что их общество недооценит, получается, что такой человек зависит от мнения окружающих, он не может жить так, как хочет сам. Если внутри человека нет знания о самом себе, как личности, если не сознания внутренней правоты, тогда только спасает гонка за результатами, а там главное не остаться тет-а-тет с собой.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Не торопиться жить

«Нужно жить, а не торопиться жить», – эту фразу сказал мне мой папа, когда я была ещё маленькой. Видимо, уже тогда я подавала признаки суетливости и стремления всё успеть и охватить. Сложно сказать, что это – проблема отдельно взятой личности или эпидемия нашего времени.

К написанию этой статьи я мысленно возвращалась на протяжении нескольких месяцев, что-то дописывала, что-то переосмысливала и сейчас, читая написанное в самом начале, с радостью осознаю, что за это время я сильно изменилась. Хочу рассказать о своём пути от нервного и вечно спешащего человека до расслабленного, который наслаждается сегодняшним днём.

Наверное, мой самый большой страх – потеря интереса к жизни, когда некуда себя деть и нечем себя занять. Появление ребёнка сильно изменило меня в этом плане, но появился другой пунктик: ничего не упустить, развиваться в нескольких направлением, каждый день обязательно находить время на это, это и то!

Несколько месяцев назад в моей жизни благополучно закончился полуторагодовалый период, когда я каждую минуту фиксировала и логировала всё что делала. К этому моменту моё стремление охватить всё достигло апогея, при чём не в лучшем смысле. Дошло до того, что, когда муж звал меня погулять, я вопила, что тогда не успею сегодня почитать или заняться иностранными языками.

Отравление и последовавшая простуда подействовали на меня отрезвляюще, многое помогли понять и переосмыслить. Я знаю, что ни одна болезнь не появляется просто так. Это всегда сигнал того, что где-то мы мыслим неправильно, попытка организма защитить нас от нас самих и указать на ошибку. Буквально накануне болезни я думала, как хорошо бы сейчас полежать и чтобы меня никто не трогал. Хотела – получай. Я думала, что, если перестану всё контролировать, в доме (и в жизни) наступит хаос. Однако пролежав несколько дней в кровати (и впустую потратив столько потенциально продуктивных часов!) я с удивлением обнаружила, что мир не развалился на части, всё в порядке и для этого мне не нужно бешеной белкой скакать по дому.

Это не означает, что я выбросила планинг, отнюдь. Недавно рекорд в 28 дел за день сменила новая цифра – 33. Но теперь я делаю их с другим настроем. Я поняла, что каждое дело нужно делать с удовольствием, приятно проживая каждый момент. Если я, например, прибираюсь, мой дом становится уютнее и чище, так почему нужно переживать, что в это время я не тренируюсь, и испытывать негативные эмоции?

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова): сочинение

Также не стоит себя «загонять». Теперь я смотрю на сегодняшний план и отмечаю те дела, не сделав которые не лягу спать, таких обычно не много. Всё остальное – вторично.

Муж дал хороший совет: брать в качестве периода для оценки результатов не один день, а несколько, например, неделю. Если я вижу, что моим удовольствиям в этот раз времени не находится, я расслабляюсь и решаю спокойно провести этот день, дав отдых глазам и переделав другие полезные дела. Сегодня я больше занимаюсь одними делами, а завтра – другими, не пытаясь успеть всё за один день.

Нужно учиться правильно расставлять приоритеты. Проводить время с сыном мне всё приятнее и приятнее, каждый день он выдаёт столько нового, что я еле успеваю записывать. Сейчас самое золотое время, ведь вместе с тем сына ещё можно потискать (если поймаешь), и я хочу быть рядом с ним по максимуму. Успеваю соскучиться по Артуру даже пока он спит днём. До его пробуждения я трачу два утренних часа на себя, затем около пяти часов провожу с сыном, а потом за пару часов его сна уже дико скучаю по нему. Да, у меня есть свои дела, о невыполнении которых я иногда переживаю, но с Артюшей слишком хорошо. Осознав это, я радостно нашла новый повод для беспокойства и немного взвыла, что через год сыну в сад, а значит, я буду видеть его меньше. Но с этим загоном мне удалось справиться быстрее, поэтому следующая статья – о том, как маме примириться с детским садом.

Так же и с блогом. Например, сейчас у меня в очереди на написание 121 статья в разной степени готовности: где-то это только название, где-то – значительная часть статьи. Раньше я думала, что нужно скорее написать это, опубликовать то, ставила себе какие-то временные рамки, задавала нормативы. А сейчас я более близка к тому, чтобы получать удовольствие именно от написания каждой статьи. Представим, что я уже опубликовала эту 121 статью. В моей жизни что-то изменится? Вряд ли. А так я нахожу больше идей для каждой из них, на какие-то вопросы с течением времени могу посмотреть под другим углом, и мне есть всегда чем заняться в свободное время. Мне стало интереснее описывать свой опыт и делиться знаниями, получая удовольствие от процесса написания статьи.

С тех пор, как я перестала торопиться, у меня появилась куча времени. Я могу семь часов провести с ребёнком и при этом играючи приготовить несколько блюд, а главное – ни от чего не устать.

Как научиться эффективно распоряжаться своим временем
и всё успевать?

Также важно понять, что то, что дела были, есть и будут – это прекрасно! Вы представить себе не можете, как страшна жизнь, в которой нечем себя занять. Моя задача не переделать максимальное количество дел, чтобы потом ничего не делать, а просто приятно и с удовольствием проводить время. Просто насладиться видом прекрасного заката, пролетающего мимо самолёта, съесть вкусную булочку с корицей, почувствовать настоящий момент – это уже чудо.

Кстати, Закон Притяжения не перестаёт работать и тут: как только я кому-то жаловалась, что ну совсем ничего не успеваю, отнимающих время событий становилось ещё больше. Так что больше я так не делаю.

Неправильно всё время куда-то спешить и ставить галочки около выполненных пунктов, когда даже приятные дела превращаются в составляющие списка. Гораздо ценнее то, с какими чувствами вы проживаете каждый свой день.

Порой действительно необходимо «отпустить поводья», позволить потоку увлечь вас за собой. Забыв о вечно важных делах, уйти гулять с сыном в лес и пускать мыльные пузыри. Помыть окна и наслаждаться красивым видом. Или полвечера провести в обнимку с гитарой. Такие дни перезагружают и позволяют посмотреть на вещи по-новому.

Я не могу сказать, что достигла просветления, но теперь знаю, как нужно смотреть на этот вопрос, и с тем большим удовольствием перечитаю прекрасную книгу Ошо «Нирвана – последний кошмар».

А ещё я очень преуспела в том, чтобы не беспокоиться по мелочам. Об этом тоже в другой раз.

Расскажите, подвержены ли вы стремлению охватить всё и сразу и как вы с этим справляетесь!

Надо ли «торопиться жить»

Роман И. А. Гончарова — это роман-диалог, роман-спор, который не кончается со смертью Обломова, с последней страницей романа. Несмотря на поражение Обломова и убедительность Штольца, остается ощущение, что истина в их споре о жизни, как всегда, где-то посередине. Хочется еще раз перечитать их диалоги, подумать над ними. В позиции Ильи Ильича есть какая-то притягательная глубина и мудрость. Не зря ведь и сам Штольц «из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную

Читайте также:
Обломов и другие: сочинение

ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» В центре романа Гончарова «Обломов» — сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают.

Герой романа «Обыкновенная история» Герой романа Александр Адуев живет в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с ее лихорадочными темпами все настойчивее и чаще врываются в ленивую.

Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману «Обломов») И. А. Гончаров в своем романе исследует человеческую натуру, и если в образах Обломова и Штольца мы найдем как бы две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе).

Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» В «Обрыве» дворянину-дилетанту Райскому и нигилисту Волохову противопоставлен человек «дела» — Иван Иванович Тушин. Тушину присущи «мысли верные, сердце твердое». Это далекий от мечтаний «хозяин земли и леса», трезво смотрящий.

Андрей Штольц — надуманность образа (роман «Обломов») Эпиграфом к статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов избрал полные глубокого смысла слова Гоголя из второго тома «Мертвых душ»: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы.

Обломов — барин и человек В произведении Гончарова «Обломов» Илья Ильич — главное действующее лицо. Множество раз нам встречались такие характеры, но Гончаров первый обратил внимание на этот персонаж и сделал его главным героем. Обломов.

Что такое «обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье «Что такое «обломовщина»?» писал об этом явлении как о «знамении времени». С его точки зрения, Обломов — это «живой, современный, русский тип, отчеканенный.

Сравнительная характеристика главных героев романа В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев, стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие.

Как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова «нравственное рабство» и «голубиная нежность» 1. Обломов — один из самых поэтичных образов. 2. Особенности идейного изображения характера героя. 3. Образ Обломова как отображение русского национального характера. 4. Отношение к герою. Роман «Обломов» И. А.

Мечтательность как причина деградации Обломова Роман И. А. Гончарова «Обломов» изображает нам всю жизнь главного героя. Жизнь эту, конечно, не назовешь интересной. Никакие жизненные события не украшают пустого и однообразного существования Ильи Ильича Обломова. Главный.

Письмо Обломова к Ольге Ильинской (Анализ 10 главы второй части романа И. А. Гончарова «Обломов») Любая повесть, роман состоит из эпизодов, следующих друг за другом в определенной последовательности. Немалую роль в повествовании занимают и в несюжетные эпизоды, например, письма. Их роль — раскрыть внутренний мир.

Образ Ольги Ильинской стремление к высшему идеалу русской женщины в любви Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана И буду век ему верна. А. Пушкин Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в.

Комическое и трагическое в романе И А Гончарова «Обломов» Центральный роман творчества замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь «Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, свой слог.

Заметки о жизни и творчестве И А Гончарова Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И.

Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность.

Характеристика образа Александра Адуева Александр Адуев не захотел отставать от века. Он стал тем, кем был его дядя: деловым человеком, идущим «наравне с веком», с возможностью в будущем блестящей карьеры. Мечтательный романтик стал дельцом.

«Главный узелок нашей жизни все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы» (По роману Гончарова «Обломов») Не очень люблю фильмы по произведениям классиков, но этот почему-то остался в памяти. «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова». Самое яркое впечатление произвел следующий эпизод: солнечное летнее утро, цветущее.

Софья и Лиза: два характера и две судьбы Расчетливому прагматизму Софьи противопоставлены искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разных судьбы, в которых как бы две эпохи: старая, патриархальная, и новая, где не надо торговать чувствами.

Обломов и обломовщина (по роману «Обломов») Роман «Обломов», который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом.

Читайте также:
Человеческие типы в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Нужны ли Обломовы России? Прежде чем начать свое рассуждение на тему: нужны ли Обломовы России? Я хочу рассказать о И. С, Гончарове и его великом произведении. И. С. Гончаров — писатель второй половины 19.

Критика произведения разных авторов (роман «Обыкновенная история») Критика литературной системы романтизма и связанных с ее влиянием умонастроений в «Обыкновенной истории» составляет один из существенных мотивов ее содержания. Вместе с тем эта критика составляет лишь часть и форму.

«Счастье есть дело судьбы ума и характера.» (По роману Гончарова «Обломов») Жизнь человека, безусловно, зависит от него самого. Есть те, кто привык полагаться на случай, судьбу или другие «высшие силы». Но, в основном, в наш век прагматизма и реализма, люди, прежде.

Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова «Обломов» В романе «Обломов» И. А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа.

Образ Ильи Обломова в романе И. А. Гончарова Перед нами была просыпавшаяся Россия. А. Герцен Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!), постепенно опускается.

Можно ли считать «Обломов» романом о любви Можно ли считать «Обломов» романом о любви? Оценивать произведение можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по отношению к окружающим его лицам. Обломов живет под одним небом с.

Характеристика главных героев в романе Гончарова «Обломов» Ндрей Штольц — ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую.

Гончаров Иван Александрович — прозаик, критик Гончаров учился в частном пансионе, где приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Не.

Жизнь и творчество Гончарова Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск). Симбирск был в то время маленьким губернским городком, быт которого носил еще прочный отпечаток патриархальной старины. Сонные улицы.

Предметный мир в романе А. И. Гончарова «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» исследовался в различных аспектах, с разных точек зрения многими литературными критиками. Действительно, этот роман многопланов, поскольку поднимает множество проблем, не только из российской жизни 50-х.

Комическое и трагическое — Гончаров Одна из главных трагедий этого романа — трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает нам его портрет: «Это был человек среднего роста, приятной наружности.

Пути, которые не выбирал Обломов Роман «Обломов» был написан И. А. Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в нем проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман.

«Утрата романтических иллюзий» Роман Гончарова «Обыкновенная история» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1847 году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом.

Мысль семейная Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К немногим произведениям, написанным о любви.

Своеобразие повествовательной манеры в романе «Обломов» И. А. Гончарова По структуре своей «Обломов» яв­ляется типичным примером так называемого «монографического» романа, романа-биографии. Жизнь героя последовательно раскрыта от рождения до смерти. Все другие действующие лица, даже пред­ставляющие несомненный повествовательный интерес (такие.

Сочинение на тему «Силен или слаб Обломов?» Если человек отказывает себе в слабостях, то он теряет человеческую сущность. Цитата из кф. Матрица Прежде чем ответить на главный вопрос, нужно навести справки: сказать несколько слов о самом романе.

В чем состоит трагедия жизни Обломова Роман И. А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене.

Обломовка во сне и наяву И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на.

«У истинного таланта каждое лицо — тип и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.» (По роману Гончарова «Обломов») «Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова!» — утверждает И. Ф. Анненский. И с этим трудно не согласиться, так как с момента опубликования первого фрагмента романа «Обломов» прошло больше ста пятидесяти.

Обломов и Захар в романе И. Гончарова «Обломов» В романе И. А. Гончарова «Обломов» обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир — отвлеченный, идеальный, для.

Читайте также:
Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей в романе «Обыкновенная история» Формула речи дяди, выражающая его нежелание опекать племянника, — «крестить мне тебя некогда», — под которой он в буквальном смысле слова подразумевает благословение на ночь, а в переносном — убеждение.

Сейчас вы читаете: Надо ли «торопиться жить»

«Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»»

Действие романа начинается 1 мая 1843 года. Обломову 32—33 года. В Петербурге, в квартире большого дома на Гороховой улице, лежит на диване Илья Ильич Обломов. «На диване он испытал чувство мирной радости, что от с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению». О труде Обломов не хотел иметь и не имел понятия. По его мнению, трудом должны заниматься другие, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее в своем воображении такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда, да сладкая лень. Типичная картина крепостнического застоя!

В его обширных планах переустройства нет места мужикам: для них Обломов ничего не собирается делать. Хотя, пожалуй, единственное, что он бы хотел для них сделать, — это применить самые строгие меры против их лени и бродяжничества. Что же касается грамоты, то она мужикам не нужна. От нее только вред. «Выучи их, так они пахать перестанут!»

«Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: «Барин!» Да, я барин и делать ничего не умею!»—говорит Обломов. Когда его слуга Захар говорит, имея в виду переезд на новую квартиру — «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно» — Обломов возмущен: «Другой» работает без устали, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, «другой» кланяется, «другой» просит, унижается. «Другой. есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Трескает-то он картофель да селедку. »

Обломов презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу, как живет, не натянул сам чулок на ноги.

Гончаров несколько раз обращается в романе к этой детали в характеристике Обломова: «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неумением жить», — говорит в четвертой части романа Штольц.

Обломова сопровождают всю жизнь как символы бездействия и неподвижности диван, халат и туфли. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана. Суета большого города не для него. Тихая, спокойная жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал. Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. Полный здоровья, одаренный пытливым умом, живой, наблюдательный и впечатлительный мальчик Илюша был воплощением детской подвижности и живого темперамента.

С самого утра его живая натура требует движения, а накопившаяся энергия — выхода. Рассеянно повторяет он за матерью слова молитвы и все время смотрит в окно. Но вот молитва окончена, и мальчик бежит на двор. Обежав весь дом, он пытается влезть на висячую галерею, но няня останавливает его. Тогда Илюша подбегает к крутой лестнице, ведущей на сеновал, и хочет забраться на голубятню, но тут его останавливает мать.

Илюша не только резвый, но и любознательный мальчик. «Он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально». А когда все обитатели Обломовки, в том числе и няня, засыпали послеобеденным сном, Илюша «забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе; прислушивался, как кто-то все стрекочет в траве, искал и ловил нарушителей этой тишины; поймает стрекозу, оторвет ей крылья и смотрит, что из нее будет. с наслаждением, боясь дохнуть, наблюдает за пауком, как он сосет кровь пойманной мухи, как бедная жертва бьется и жужжит у него в лапках». Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших результатов в жизни. Из него мог бы, например, выйти талантливый естествоиспытатель — если бы его хорошие задатки развивались, совершенствовались, если бы главным для Ильи Обломова был труд. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее и, наоборот, развивало все дурное. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров», специально существующих для удовлетворения всех его нужд и прихотей. Когда Захар натягивает на него чулки, Илюша «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу, уничтожало врожденную энергию, жажду движения, которые живым ключом били в нем. Любая попытка Илюши самому сделать что-нибудь пресекалась немедленно. Для этого в Обломовке были Захары. «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Вапька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»

Читайте также:
Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»: сочинение

Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире.: Спросил он раз няню: почему в одном месте светло, а в другом темно? «Оттого, батюшка, — отвечала она, — что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо как завидит издали, так просветлеет». Няня рассказывала ему о мертвецах, встающих в полночь из могил, или о жертвах, томящихся в плену у чудовищ. Такие рассказы приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет тех чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть на счет доброй волшебницы» и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой.

Анализ романа «Обломов» (И.А. Гончаров)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.06.2019 · Обновлено 23.03.2020

Иван Гончаров не стал легендарной фигурой в русской литературе, как Толстой, Тургенев или Гоголь. Его произведения ничуть не менее значимы, чем творения самых великих писателей. Так, роман «Обломов» отобразил важный общественный процесс, который стал нормой ко второй половине девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.

Направление и жанр

Роман «Обломов» — яркий образец реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.

Это произведение можно смело отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает обширный промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни.

Композиция и конфликт

Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с окружающей природой, и в этом ее особенность:

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Читайте также:
Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова: сочинение

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:

Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:

  • Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.
  • Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.
  • Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.
  • Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.
  • Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.
  • Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом.
  • Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.

Проблемы

Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена:

  • Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
  • Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
  • Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
  • Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
  • Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.
Читайте также:
Две философии жизни в романе И. А. Гончарова Обыкновенная история: сочинение

Основная идея

Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».

Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Критика

Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.

Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.

Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:

Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного… (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)

Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:

Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись… (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)

Значение романа «Обломов» для русской литературы признавали даже такие общепризнанные авторитеты, как Л.Н. Толстой:

«Обломов» – капитальная вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. (Л.Н. Толстой)

Своеобразие романа «Обломов» заключается в том, что каждый критик по-своему прав, ведь персонажи произведения неоднозначны и интересны под любым из этих ракурсов.

Анализ «Обломов» Гончаров

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1278.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1278.

Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. В образе главного героя, Обломова, изображена несостоятельность крепостного права, вследствие которого развилась лень и безделье среди высшего сословия России. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Год написания – 1847–1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на четыре части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своём месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной и вскоре умирает.

Читайте также:
Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова «Обломов»: сочинение

Жанр – Роман.

Направление – Натурализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершён, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически автор явился прообразом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, роман был переделан и дописан. Годы написания этого романа – 1847–1859.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающиеся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что всё общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшей какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своём собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

Анализ произведения «Обломов» показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идёт деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, но и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова со Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, по которым и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстаётся с Ольгой.

В заключительной части романа герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит её обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к её обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но жили они недолго, Обломов умер.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Обломова», а для основных подготовили отдельные страницы:

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – натурализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – всё это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрёк своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», цель «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведёт к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: