О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 8203.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 8203.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведён один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии и сделать правильный вывод при подготовке к уроку литературы в 9 классе и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Год написания – 1822–1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи: высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия, крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединённых в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется и стремительно движется к финалу.

Жанр – Комедия. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классицистическое направление Грибоедов уверенно ввёл смелое реалистическое решение, создав необычное разнообразие системы образов.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершён начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов и начал работу над пьесой.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Анализ комедии «Горе от ума» дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горя от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – всё это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающихся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в её названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множества и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять всё устройство жизни.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в её целостной завершённости. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом всё это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – всё это вызвало потрясение зрителей и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Горя от ума».

Невозможно одним словом определить жанр «Горя от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесу Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте каждая сторона противоборствующих сил остается при своём мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Читайте также:
Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова: сочинение

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Одним из самых сложных для сценическо­го воплощения образов комедии А. С. Гри­боедова «Горе от ума» является Софья. Неоднозначность этого образа в самой пьесе обус­ловила многогранность его трактовок на сцене. Вот как описывает его наиболее яркие театральные интерпретации В. Г. Маранцман:
» Яблочкина в спектакле Малого театра играла Софью самовлюбленной, кокетливой и холодной. Изящество, умение владеть собой, насмешливый ум сочетались с жестокостью крепостницы, с бар­ским своенравием.
В. А. Мичурина-Самойлова, игравшая в Александринском

Жанровая колоритность романа Необыкновенно яркая жанровая колоритность составляет лучшую часть и самого выдающегося романа Гончарова — «Обломов». Автор не имеет ни малейшей охоты что бы то ни было обличать в Обломовке; ни на.

Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Роман Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» был одним из первых русских реалистических произведений, повествующих о повседневной жизни обыкновенных людей. В романе обрисованы картины русской действительности 40-х годов XIX века, типичные.

Герой романа «Обыкновенная история» Герой романа Александр Адуев живет в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с ее лихорадочными темпами все настойчивее и чаще врываются в ленивую.

Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» В «Обрыве» дворянину-дилетанту Райскому и нигилисту Волохову противопоставлен человек «дела» — Иван Иванович Тушин. Тушину присущи «мысли верные, сердце твердое». Это далекий от мечтаний «хозяин земли и леса», трезво смотрящий.

Диван — трон Обломова (сочинение-миниатюра) У каждого человека есть место и обстоятельства, в которых он чувствует себя «как король». Он защищен, свободен, доволен, самодостаточен. У гончаровского Обломова такой королевский трон — диван. Это не просто.

Обломов — барин и человек В произведении Гончарова «Обломов» Илья Ильич — главное действующее лицо. Множество раз нам встречались такие характеры, но Гончаров первый обратил внимание на этот персонаж и сделал его главным героем. Обломов.

Испытание любовью в романе «Обломов» с описанием образа Штольца В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и.

Роман Гончарова «Обрыв» «эпос нового мира» В историю отечественной и мировой художественной прозы Гончаров вошел как один из создателей и крупнейших мастеров «эпоса нового мира» — реалистического романа. В отличие от Тургенева, Григоровича или Писемского, деливших.

Критика романа «Обломов» И. А. Гончарова Мало кто из героев русской лите­ратуры истолковывался столь про­тиворечивым образом, как Обломов. Широко из­вестна точка зрения Н. А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?»), в соответствии с которой Обломов трактовался резко.

Тема счастья в романе И. А. Гончарова «Обломов» «Счастье — это всего лишь момент между прошлым, из которого мы выносим опыт, и будущим, в которое нельзя переставать верить». Это определение слова «счастье» наиболее близко к моему пониманию этого.

Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей в романе «Обыкновенная история» Формула речи дяди, выражающая его нежелание опекать племянника, — «крестить мне тебя некогда», — под которой он в буквальном смысле слова подразумевает благословение на ночь, а в переносном — убеждение.

«Нет счастья в бездействии.» (По комедии Грибоедова «Горе от ума» и роману Гончарова «Обломов») В чем заключается истинное счастье? Этим вопросом каждый человек, наверняка, задается хотя бы один раз в жизни, но, к сожалению, крайне редко находит точный ответ. Ведь даже для самого себя.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали. Помехи служат для них оправданием собственного бездействия или неудач. Не будем искать новых слов: в основном это лентяи. А. Крон Иван.

Обломов — образ огромного обобщающего типа Сочинение на тему «Что такое обломовщина?». В условиях нарождавшегося буржуазно-капиталистического быта, требовавшего деловой предприимчивости и энергии, это «неуменье жить» делало Обломова лишним человеком. Обломов — образ огромного обобщающего значения. Это.

Вечные образы в романе «Обломов» Вечные образы — персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на.

История и замысел написания Гончаровым романа «Обломов» Летом 1857 года Гончаров уезжает лечиться на воды в Мариенбад. Пережитая недавно личная драма, неудовлетворенность работой цензора, мнительность привели Гончарова в состояние крайней подавленности. И вдруг: «числа эдак 25-го или.

Читайте также:
Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Трактовка характеристики Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» Ать, что в образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и все лучшее в русском человеке. Автор пишет, что эта девушка не была красавицей в.

Спутницы Обломова После выхода в свет «Обыкновенной истории» В. Г. Белинский отметил, что к особенностям таланта Гончарова нужно отнести его «необыкновенное мастерство рисовать женские характеры». Это мастерство в значительной степени отразилось в.

Роль Штольца в романе Гончарова «Обломов» В детстве Обломов подружился с Андрюшей Штольцем, сыном управляющего соседним имением. При имении был пансион для детей местных помещиков. В нем учился Обломов. Андрюша полюбил спокойного, безвредного Илюшу и тайком.

Роман И. А. Гончарова Об «Вижу не три романа, а один». И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении — предисловии ко второму изданию романа «Обрыв», напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что «никто.

Комическое и трагическое — Гончаров Одна из главных трагедий этого романа — трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает нам его портрет: «Это был человек среднего роста, приятной наружности.

Почему роман И. А. Гончарова назван «Обыкновенная история» Прасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой. А. С.

Захар — слуга Ильи Ильича Обломова Этому типу людей Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный «Слуги старого века», в котором вспоминает хорошо известных ему представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.

Обломов как русский человеческий тип Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где все дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают.

Главный герой романа Гончарова «Обрыв» Роман «Обрыв» вынашивался автором около двадцати лет (1849-1869). Гончаров писал : «Этот роман была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места.

Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта — Вот то-то, все вы гордецы, Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя. ……….. По духу времени и вкусу Он ненавидел слово «раб». А. С. Грибоедов Людей.

Сходство Адуева с Владимиром Ленским Литературной традиции споры Петра Ивановича и Александра Адуевых более всего зависимы от эпизода споров Онегина и Ленского в Евгении Онегине» — с той существенной разницей, что в романе Пушкина споры.

Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) Всем известно, что человеку, приехавшему из деревни, очень трудно приспособиться к той обстановке, в которую он попадает. И. А. Гончаров описывает в двух своих романах «Обломов» и «Обыкновенная история» подобные.

Надо ли «торопиться жить» Роман И. А. Гончарова — это роман-диалог, роман-спор, который не кончается со смертью Обломова, с последней страницей романа. Несмотря на поражение Обломова и убедительность Штольца, остается ощущение, что истина в.

Новая концепция романа у Гончарова на примере произведения «Обрыв» Это был, действительно, «Обрыв». По своей новой концепции роман оказался направленным на защиту патриархальных усадебных отношений и на ниспровержение демократического движения с его «жалкими и несостоятельными доктринами материализма, социализма.». В.

Эволюция героев Гончарова Изучая судьбы русских писателей XIX века, начинаешь невольно привыкать к тому, что зачастую их жизнь обрывалась пулей, виселицей, каторгой, безумием. Рылеев и Радищев, Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Достоевский —.

Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» И. А. Гончаров — писатель, который как никто другой понял и принял изменения, произошедшие с Россией, когда в ее размеренный патриархальный уклад стали просачиваться западные веяния. Он очень много путешествовал.

Счастливы ли герои романа? («Обломов») «Что такое счастье?», — этот вопрос задавал себе когда-нибудь каждый и не получал на него удовлетворительного ответа. Одному кажется, что счастье — это миг. Другому — труд. Третьему тоже что-нибудь.

Мысль семейная Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К немногим произведениям, написанным о любви.

Загадочный Андрей Штольц (о романе «Обломов» И. А. Гончарова) У Гончарова Штольц таит в себе некую загадку. Нашему воспри­ятию, видимо, мешает то, что Обломов и Штольц не равнозначны, так сказать, с точки зрения художественной полнокровности и убе­дительности. Как только.

Сочинение на тему «Силен или слаб Обломов?» Если человек отказывает себе в слабостях, то он теряет человеческую сущность. Цитата из кф. Матрица Прежде чем ответить на главный вопрос, нужно навести справки: сказать несколько слов о самом романе.

Читайте также:
Обломов общечеловеческий тип.: сочинение

Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов» По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Сам Гончаров писал об этом так: «.Если образы.

Образ Андрея Штольца в романе И А Гончарова «Обломов» Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова «Обломов». Андрей Штольц — ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь.

«У истинного таланта каждое лицо — тип и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.» (По роману Гончарова «Обломов») «Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова!» — утверждает И. Ф. Анненский. И с этим трудно не согласиться, так как с момента опубликования первого фрагмента романа «Обломов» прошло больше ста пятидесяти.

Сон Обломова. Анализ эпизода Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на.

Сейчас вы читаете: О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Читайте также:
Обломов: сочинение

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Автор: Guru · Опубликовано 08.10.2016 · Обновлено 08.10.2017

История создания пьесы

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Читайте также:
ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ: сочинение

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Сочинение на тему Сон Обломова для 10 класса

Этот сон рассказывает нам о человеке который живёт в уюте и чувствует себя защищенным от мира. Ничто не трогает сознание человека, ибо здесь царит гармония. Пространство здесь находится далеко от внешнего мира, и кто живёт здесь лишь по рассказам знают что есть другой мир. Граждане обломовки не думают над вопросом “почему?” их голова свободна от мысли.

Показав нам образ обломовки, автор передаёт нам жизнь этих хозяев. Герой Обломов тоже имеет свое место. Он с самого утра сидит и смотрит, что делают во дворе. Это есть ирония с которой говорит Гончаров.

С начала картины Обломов показывается перед читателем человеком с талантами, обладающий энергией. Ему нравится активность, он не глупый и даже очень наблюдательный. На протяжении жизни ему говорили что он барин, что у него есть раб и ещё 300 рабов, таких как Захар.

У главного героя не было нужды заниматься трудом, потому что всё за него могли сделать крестьяне или же слуги. Когда мальчик хотел сделать что-нибудь самостоятельно его останавливали. Открывая окна или выбегая во двор, к нему тут же неслись Няньки, чтобы уберечь его от опасности.

Видение окружающей среды было у него от слов няни, несколько из них развили в нём страх перед миром. Всё это стало своим собственным мировоззрением. Чересчур высокое внимание к Илье его опережение от внешнего мира сказалось на его жизни в обществе. Важные события такой как знакомство с Ольгой потерпели крах, ввиду того что Обломов пытался изменить свое существование навязанное ему с детства.

Читайте также:
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»: сочинение

Сон Обломова рассказывается как сказка, и поможет читателю полно раскрыть образ героя его мечты выведение жизни какой-то степени. Есть собирательный образ обломовке, некого сонного царства которое может загубить всё живое и активное.

Вариант 2

«Сон Обломова» — это не просто глава в романе Гончарова, а самостоятельное произведение в произведении. Писатель в этом эпизоде попытался проанализировать детство и юность Обломова, чтобы понять сущность его души, причину, почему он такой.

Обломов вспоминает своё детство с нежностью, лаской, огромной любовью. Он трепетно вспоминает пейзажи, интерьеры, образы близких людей.

В «Сне» читатель наблюдает за Обломовым в детстве. Здесь, в маленьком Илюше, можно увидеть такие черты, которых уже нет во взрослом Обломове. Например, любознательность. У маленького Обломова часто возникает желание поиграть с деревенскими мальчишками, погулять. Он часто задает вопросы, на которые не получает полных ответов. То есть, таким образом автор показывает, что каждый ребенок в детстве любопытный, любознательный, активный и озорной. Но не каждому удается сохранить эти качества во взрослом состоянии. Что помешало Обломову быть таким же активным и энергичным, как в детстве?

Вся Обломовка пронизана атмосферой ленности и безделья. Автор нежно описывает традиционный послеобеденный сон, когда словно вся Обломовка замирала на некоторое время. И даже Илюша, который хотел в это время погулять, был вынужден ложиться в кровать и предаваться сладкому сну. Писатель описывает и крестьян, которые, подобно хозяевам, не работали, а отдыхали всё время. Илья Обломов, находясь в такой обстановке, не мог вырасти другим. У ребенка еще нет силы воли, чтобы противостоять злу. Он делает то, что делают его родители.

Затем в «Сне» появляется Обломов-подросток. Чтобы учиться, ему надо было покинуть родной дом. Конечно, Обломов, привыкший к ласке и нежности Обломовки, не мог привыкнуть к новому месту. Он так и не смог выучиться, получить образование. Все задания за него делал Штольц, с которым он вместе учился.

Таким образом, «Сон» раскрывает становление личности главного героя. Илья Обломов провел самую важную часть своей жизни в месте, где все бездельничали и отдыхали. Он не видел хорошего примера, а все его положительные черты не смогли выдержать испытание Обломовкой. Позднее эта ленность настолько засосала героя, что он не смог избавиться от нее. Никто не виноват в том, что Обломов такой. Это его судьба, как и каждого представителя рода Обломовых. Возможно, когда-то найдется такой человек, который остановит эту цепь. Автор считает, что им должен стать Андрей — сын Обломова, которого воспитывает Штольц.

Сон Обломова

Популярные сочинения

В сочинении я хочу рассказать об образе загадочного, интересного и по совместительству одного из главных героев романа – Мастера, и о его жизни до знакомства с прекрасной Маргаритой

Виктор Васнецов написал немало шедевров на религиозную тематику. Одним из таких шедевров является фреска «Страшный суд». Над этой фреской художник работал с 1809 по 1904г. Первый вариант

Все знают, что жить без воды не сможет ни одно живое существо. Она нужна для того, чтобы утолить жажду. Вода – есть сама жизнь. Но сложно ли ее добывать? Об этом мы сейчас и узнаем.

Анализ Сна Обломова – 9 главы романа Гончарова Обломов

В 9 главе произведения, в форме сна главного героя, автор описывает причины, приведшие того к деградации.

Во сне Обломов видит деревню, принадлежавшую ранее его родителям, а теперь ему самому, в которой он провел детство. Жизнь в Обломовке течет медленно и размеренно, отношения между людьми подчеркнуто патриархальные. Маленький Илья Обломов с самого начала видит гипертрофированную заботу родителей и приставленных к нему слуг.

Родители главного героя романа изображены добрыми людьми. Они не притесняют своих крепостных, а просто живут за их счет. Однако отсутствие проблем, вызовов со стороны окружающей среды, сделало их ленивыми людьми, проводящими жизнь как-бы в полусне. Здесь писатель, возможно и в несколько гипертрофированной форме, говорит о среде, в которой вырос он сам. Однако Гончаров, в отличие от своего героя, смог вырваться из того болота, поэтому хорошо представлял себе его и смог описать опасности, которые оно таит.

Илья Обломов изображен любознательным, живым и подвижным ребенком, но все его естественные попытки познавать окружающий мир, которые должны были сформировать личность, давятся на корню родителями и приставленными ими воспитателями из крепостных.

Писатель показывает, что к его герою не проявлялось никакого насилия, а давление на него было сдобрено огромным количеством проявленной заботы и любви. Главная опасность видится именно в этом: суровые наказания могли или сломать Илью, превратив его в безвольную куклу, или же, наоборот, воспитать в нем твердый характер, умение противостоять давлению. Однако отвечать злом на доброту и заботу не принято, что и сформировало безволие главного героя.

Читайте также:
Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Существенную роль в формировании характера Обломова сыграл и сам распорядок жизни в деревне. Если бы все ограничивалось просто запретами уходить далеко от усадьбы или играть в определенные игры, то, возможно, Илья нашел бы себе другое поле для развития своей любознательности. Однако жизнь в Обломовке была наполнена большим число ритуалов, в том числе медленным поглощением пищи и обязательным послеобеденным сном. У главного героя оставалось не так много свободного времени.

Другой причиной, приведшей Обломова к «диванному существованию» стали, по мнению автора, сказки няни. Илья обладал живым умом, который ему настойчиво не давали развивать, обращаясь к внешнему миру или школьным занятиями. Однако сказки, порождающие мечты и размышления о выдуманном фантастическом мире, дали выход энергии Обломова, и он замкнулся в себе.

В сне Обломова фигурирует и Андрей Штольц, являющийся одновременно другом и антиподом главного героя. Он влияет на Илью в другом направлении, помогает ему в освоении школьных уроков, пропущенных по вине родителей, но влияние сонной Обломовки перевешивает.

В целом, данная глава показывает роль воспитания и опасность чрезмерной заботы для формирования личности.

Анализ 2

Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

По-моему, эта глава вполне могла бы быть в виде просто воспоминания. Вот, детство героя было таким-то. А тут спит Илья Ильич и видит… Думаю, что это сделано потому, что он почти всё время спит! А ещё потому, что сон – это почти мечта, вот возвращение в детство и могло быть мечтой Ильи.

Как было не стать Обломову таким, как его все знают (в плохом смысле), если он стал воплощением всей лени и ограниченности тех мест. И ведь показывается, что и малыш, и подросток Илюша любил озорничать… Побежать в лес одному, поиграть с ребятами в снежки. Но маменьки так опекали его, что у них истерика случалась от поведения этого «бесенка». И ещё не разрешали ему ничего делать, даже нельзя чулки самому надеть или какую вещь поднять, на то есть слуги! И поощряли его нелюбовь к учёбе, то есть помогали ему отлынивать от занятий. А ещё вселяли в него страх к миру сказками и любовь к «волшебной халяве».

Вообще, родные и сами ничего особо не делали, и другим не давали. Барин всё собирался: почитать, написать другу, починить галерею и крыльцо… Точней, распорядиться починить. Зато обряды все соблюдали точно (особенно в отношении еды), но не очень интересовались самими людьми. Сонное царство! И очень боялись нового. Письмо если принесли, так не бери! Чужой в канаву упал, выбраться не может, так не помогай! Мало ли что…

И сама природа в Обломовке подходящая. Без гор и морей, которые могли бы взволновать, но и без лишней красоты, которая могла бы вдохновить поэта. Например, луну автор сравнивает с деревенской глупой девкой, которая наивно и прямо смотрит на художника. Не хочется и рисовать её, а послать только… за квасом. Кстати, жители деревни ленились даже мух из кваса вытащить, просто сдували их.

Разговоров почти не было в этом доме, так как никаких мыслей не было у людей, а нового они боялись. Вот и сидели в тишине, а то и спать шли с закатом, ведь на свечах (да и на всём экономили). Деньги прятали в сундуки, так спокойней.

Единственным выходом был для Ильи пансион Штольца, дружба с энергичным сыном немца – Андреем. Но и тут всё как-то не так, юный Штольц делал за друга переводы, помогал ему лениться дальше.

В общем, не стал Илья Ильич революционером – не изменил жизнь в Обломовке, а увяз в ней, поддался. Всё, конечно, доведено до высшей степени.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сна Обломова – 9 главы романа Обломов

Популярные сегодня темы

Искусство – это часть культуры человечества имеющее много направлений. Все самое красивое, что создано людьми, называется искусством. Искусство – это музыка, театр, литература, кино, танцы или хореография, архитектура, изобразительное искусство.

Собака была бездомная и никому не нужная. Её все обижали и отовсюду гнали. Дети дразнили, кидали камнями, палками, а дворовые собаки лаяли на неё. Единожды услышав теплые слова от пьяного человека

Детство Ганса Христиана Андерсена было не самым легким, отец умер рано, и ребенку пришлось познать всё равнодушие взрослого мира на себе, именно оттуда берут свое начало многие сказки автора.

Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря

Язык рассказа «Левша» достаточно своеобразный. Можно сказать, что манера изложения мыслей в полной мере отражает народный колорит. Это обусловлено жанровыми особенностями

Анализ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»

Роман «Обломов» И. А. Гончарова был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. В начале сна Обломов видит свою родную деревню Обломовка…

Читайте также:
Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов: сочинение

  1. «Сон Обломова» — анализ эпизода
  2. Сочинение про Сон Обломова
  3. Разбор главы Сон Обломова

«Сон Обломова» — анализ эпизода

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства.

Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души.

Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.

Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться.

И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.

Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.

Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.

В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.

Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.

Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.

Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.

Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.

И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.

Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.

К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.

Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Читайте также:
Человеческие типы в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.

То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но».

В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.

Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.

Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.

Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Сочинение про Сон Обломова

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.

Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».

И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Читайте также:
Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: сочинение

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.

Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…

Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Разбор главы Сон Обломова

Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью.

Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.

Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство.

Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.

Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.

Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество.

Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения.

Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.

Читайте также: Соня Мармеладова – характеристика героини из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: