ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ: сочинение

Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение

Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать выводы. Таким образом, можно сказать, что творение «Обломов» считается поучительным, помогающим взять себя в руки и не допустить того, что произошло с главным героем.

Главный герой романа – Илья Обломов. Его описывают как человека ленивого, ничего уже не желающего в этой жизни, обессиленного, без силы волы, без цели, без всего подобного. Отсюда и название – «обломовщина», которое значит то, что это безысходность, лень и апатия, засасывающая всё глубже и глубже, из которой уже невозможно выйти, выбраться.

Однажды у Обломова появился шанс всё исправить, взять себя в руки. Но и тут герой сдался, поддался своей лени и привычного апатичному образу жизни. Не пожелал побороться даже ради любви, которую он испытал впервые. И сильные чувства не смогли его растопить, заставить слезть с любимого дивана. Видимо он-то и оказался всех любимей, желанней и нужнее. Это, безусловно, печально.

Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.

Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.

Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность. Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей. Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.

События, произошедшие в романе Гончарова «Обломов», есть ни что иное как реальная ситуация, которая встречается и в нашей жизни. И по сей день можно наблюдать эту самую, так называемую «обломовщину». Это понятие глубоко внедрилось в оборот употребления в настоящем времени. Именно таким словом охарактеризовав, все смогут понять, данную ситуацию, потому как «обломовщина», – это безнадежная лень. Иными словами, Обломов – человек, равнодушный к окружающему миру, живет только дома, и в этом только видит интерес, если можно так вообще сказать.

Вариант 2

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.

Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.

Главный герой Илья Ильич Обломов – это утрированный образ пресытившегося жизнью помещика. Он, имея незаурядный ум, фантазию и творческие идеи, прозябает, лежа на диване. Илья Обломов погрузился в кокон комфорта и состояние, кажущееся немыслимым читателю, полностью устраивало мужчину. Его друзья, оставшиеся со времен юности, пытались вытащить его из рутины, развлечь, вдохнуть новую жизнь, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Полнейшее обнищание и запустение его родного имения «Обломовка», выселение из квартиры за неуплату долга, ничто не способно было расшевелить Обломова, пробудить в нем интерес и заставить совершать какие-либо действия. Герой умирает, не сделав ничего хорошего и ничего плохого. Только начавшие пробиваться ростки духовной и умственной деятельности, так и завяли в тернии беспросветной лени и бесконечного сна. Его жизнь была пустой и бессмысленной. Но, как ни странно, Обломов оставил после себя потомство в лице сына, но из-за своей скорой смерти воспитывали его чужие люди.

Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».

Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?

Актуальность темы романа «Обломов» не утеряна и по сей день. Автор утрированным образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» – слова Гоголя здесь как нельзя более уместны. «Обломов» в той или иной степени живет в каждом человеке и от нашего характера, который закаляется силой воли, принуждением своего спящего «Я», словно дамасская сталь, превращается в безупречное оружие под ударами тяжелого молота умелого кузнеца.

Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.

Читайте также:
Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Сочинение Обломов и обломовщина

В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров затрагивает множество тем, которые остаются актуальными и в наше время. Однако отдельно мне бы хотелось выделить понятие так называемой обломовщины, слова, уже успевшего стать поистине нарицательным.

Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным. Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства. Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.

Именно Штольц впервые упоминает термин «обломовщина» по отношению к Илье Ильичу, стремясь показать, что Обломов находится в постоянном состоянии апатии и личностного застоя по причине банальной невозможности и нежелания духовно обогащаться, развиваться, да даже продвигаться по той же карьерной лестнице. Вся жизнь Ильи Обломова – это бездействие, эскапизм и инфантильность.

Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.

На мой взгляд, в своём романе «Обломов» Иван Гончаров стремился показать, к чему приводит жизнь в бездействии. Действительно, даже будучи очень хорошим человеком, Илья Ильич Обломов так и не смог найти истинное счастье в непосредственной реальности. Вся его жизнь заключалась в мире фантазий, а в действительности он был просто неудачником, чей образ жизни заключался в одном лишь слове – в обломовщине. Я полагаю, что это беда очень многих людей, и данное понятие знакомо каждому из нас, главное – уметь вовремя из него выйти и возвратиться к размеренной жизни, не давая лени и апатии захватить разум и усыпить силу воли, ведь сила человека в непрерывном саморазвитии и самореализации, но никак не в прожигании собственных лет впустую.

Также читают:

Картинка к сочинению Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

Павел Иванович Чичиков – один из самых неоднозначных героев в эпохе реализма. Гоголь становится новатором, провозгласив “итак, припряжем подлеца!”. Это говорит о том, что писатель стремился показать реальность такой

Однажды летом, в теплый день чернорабочий Прошка впазивал в грязном, темном углу хозяйской мастерской. Прошкин хозяин – Ухов Алексей Иванович, злой, жадный хозяин. Он дает Проше мало еды, а также постоянно на него ругается

Жизнь человека — это один сплошной выбор. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно принять решение, поступать так или иначе.

В мистической книге Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» содержится две части, в них написано восемь повестей. Они все объединены мистикой Гоголя, это и заколдованное место, и черт, и мачеха – ведьма, и даже колдун

На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

Обломов и «обломовщина»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Читайте также:
Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова «Обломов»: сочинение

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Читайте также:
Отчего я другой? (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Сочинения на тему «Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова»

Произведение И. А. Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Автор затронул множество социальных вопросов, некоторые из них актуальны до сих пор. Основная общественная проблема того периода — нежелание дворянства принимать новые правила и меняться. Обломов и обломовщина в романе Гончарова играют важную роль, которая заключается в том, чтобы показать неидеальный мир и проблемы разных слоев населения.

  1. Анализ произведения
  2. Происхождение термина
  3. Обстановка в Обломовке
  4. Примеры сочинений
  5. Первый вариант
  6. Другой образец

Анализ произведения

Главный герой в произведении не хотел менять свою жизнь, медленно деградировал. Автор показал явление, которое породило этого персонажа, — обломовщину.

Происхождение термина

Гончаров впервые ввел новое понятие для русской литературы — обломовщина — в романе «Обломов». Этим термином он обозначил особую социальную тенденцию, характерную для русского народа. Слово «обломовщина» означало безволие, апатию, лень и чрезмерную мечтательность, когда иллюзии полностью заменяют реальность, что приводит к деградации личности.

Корни этого понятия пошли от имени главного героя — Облома Ильи Ильича и названия деревни, где он вырос. Обломовка была средоточием всего того, что привело к медленному угасанию главного героя как личности.

Изображение Ильи Ильича и обломовщины отражает постепенное изменение человека, в ходе чего у него возникают неестественные ценности и желания. В его представлении формируется ложный смысл жизни, что приводит к страху перед реальным миром.

Обстановка в Обломовке

Главный герой родился и провел свое детство в далекой, можно сказать оторванной от реального мира и центра России деревне — Обломовке. Она находилась в спокойной местности, с умеренным климатом без сильных дождей, ветров, а также бушующего моря. Деревня располагалась на холмах, ее характеризует следующая цитата: «сулило покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

В Обломовке все шло своим чередом, по привычному укладу, не меняясь долгие годы. В таких условиях выросли Илья Ильич и обломовцы. Они были ограждены даже природой от всяких невзгод, неприятностей и переживаний.

Народ в деревне жил от обряда к обряду, а именно в такой последовательности:

  • рождение;
  • свадьба;
  • похороны.

Умиротворяющая обстановка усмиряла их нрав. Это приводило к тому, что люди становились тихими, спокойными, безобидными и равнодушными ко всему. В деревне не происходило ничего, а самым страшным преступлением была кража овощей и круп.

Однажды жители обнаружили труп человека из соседней деревни, но сразу решили забыть об этом, ведь жизнь других общин их не касалась, соответственно покойник — не их забота. Когда им пришло письмо с описанием рецепта пива, обломовцы не хотели его открывать, так как боялись недобрых вестей, которые нарушат их привычный уклад.

Жителей нельзя было назвать трудолюбивыми и усердными, они считали трудовую деятельность повинностью, пытались сделать все быстро, чтобы поскорее освободиться от дела, ну или переложить его на плечи другого.

Примеры сочинений

Ознакомление с понятием «обломовщина» и образом жизни жителей деревни Обломовка поможет написать сочинение «Что такое обломовщина». В нем необходимо соблюдать композицию, которая состоит из вступления, основной и заключительной частей.

Первый вариант

Автор затронул важную проблему, характерную для общества XIX века. Дворянский класс застрял в пороках крепостного права, вел праздную жизнь. На примере главного героя произведения «Обломов» Гончаров описал кризис личности, который возник из-за отсутствия мотивации.

Обломов не желал что-либо делать. Большую часть времени пребывал в мечтах и грезах. Он представлял, как изменит жизнь крестьян, какие новшества внесет в жизнь деревни. А также Илья Ильич создал мысленный идеал будущей жены. Вот почему имя главного героя стало нарицательным, что означало нежелание что-либо делать.

Жители Обломовки не искали смысла жизни. Они вели беззаботный образ существования, ленились, имели пустые мечты. Такая жизнь постепенно вела их медленной деградации. Обломов хотел бы измениться, но усилий для этого не прикладывает. Он не совершает никаких поступков, поэтому ничего и не меняется. За него все делает его слуга Захар, такой же ленивый и апатичный. Обломовцы доживают свой век, не терпят перемен. Вот что такое обломовщина.

Илью Ильича пытались изменить, но без его самостоятельного осознанного решения это было невозможно. Об Обломове заботились два человека, которые были полной его противоположностью, ими были следующие лица:

  • лучший друг Андрей Штольц, который самым первым произносит понятие «обломовщина» к Илье Ильичу;
  • возлюбленная Ольга Ильинская.

Можно сказать, Обломов и жители Обломовки различались тем, что Илья хотя бы попытался что-то сделать, пусть ничего и не вышло. После неудачной попытки он вернулся к прежнему бездельному существованию.

В сочинении хочу сделать такой вывод, что жителей Обломовки настиг кризис, так как они не понимали смысла своего бытия, ни к чему не стремились, кроме праздности и беззаботности, это и погубило их. Обломовщина — это проблема не одного человека, а знамение времени, которое имеет свои признаки, утопия.

В наши дни фантазии о лучшей жизни тоже актуальны. Люди мечтают, но большинство ничего не предпринимает, чтобы измениться. В лучшем случае многие только ставят цели, но достигают их лишь единицы.

Другой образец

Илья Ильич Обломов большую часть своей жизни пролежал на диване, мечтая о том, как он изменится. Это ленивый и безвольный человек. У него нет смысла жизни, что делает его лишним в обществе. Такие люди не могут принять новые общественные правила и устои. Праздный и спокойный образ жизни — вот что для них важно. Обломовцы не понимают, что достижение этой цели приведет их к деградации, ведь это ложный путь.

Читайте также:
Дядя и племянник Адуевы в романе Обыкновенная история: сочинение

В доме у Обломова царит хаос и беспорядок. Его ничто не способно вдохновить. Главный герой носит старый и засаленный халат, можно сказать, что в доме он сам является деталью.

В своем сочинении на тему «Что такое обломовщина в „Обломове“» хочу дать определение этому понятию: это социальное явление, характерное для неряшливых людей, которые предаются лени, ведут отрешенный образ жизни, заменяют реальность мечтами. Можно сказать, что это тип опасный и «ядовитый» жизнедеятельности, который разрушает личность, духовный мир, способен сгубить человека.

На примере главного героя и жителей деревни автор показал, что это понятие характерно не только одной личности, но и целому социальному классу. Гончаров писал свою книгу в сложные времена. В обществе происходили изменения, часть людей принимали новшества, а остальные не могли приспособиться, к ним относятся обломовцы. Они сопротивлялись переменам, держались за старые взгляды, соблюдали свои обычаи и обряды, отчего и отрицали важность образования и труда.

На основании своего рассуждения, думаю, из-за того, что Обломов вырос среди таких людей, он не смог измениться, когда встретил Ольгу Ильинскую. В тот момент Илья Ильич уже сформировался как личность, поэтому ему было не под силу переменить себя. Семья передала ему свои ценности, которых он и держался. Ольга хотела сделать его живым и активным, но ей так и не удалось избавить мужчину от равнодушия к жизни. Девушка осуждала Обломова за пассивность, лень, неряшливость и отсутствие желания бороться за свое будущее.

Если кратко, то в итоге Илья выбрал в жены полную противоположность Ильинской, причиной стало его желание вести спокойную жизнь. После переезда на Выборгскую сторону он обрел то, к чему стремился.

Считаю, что понятие «обломовщина» — ведущая тема в романе, актуальная и сегодня. В современном мире многие люди также считают работу повинностью, с радостью ждут наступления пятницы, когда можно будет не работать.

Они мечтают, планируют, но так ничего и не делают. Большинство имитирует бурную деятельность, но если разобраться, конкретных изменений не происходит.

Сочинение на тему: Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Сочинение.
Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Роман сразу стал предметом всеобщего внимания как для читателей, так и для критиков. Выделяется оценка романа Добролюбовым. В статье “Что такое обломовщина?” критик назвал роман Гончарова “знамением времени”, а также заметил, что у Гончарова были предшественники в изображении “обломовщины” и сходных с ней социально-нравственных явлений. В романе Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России. Роман “Обломов” — это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, — “обломовщине”. Главное действующее лицо романа — Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, культурный человек, получивший хорошее образование. Так, Гончаров рисует портрет Обломова: “Это был человек лет тридцати двух — тридцати трех, приятной наружности с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Автор отмечает “выражение усталости и скуки”, нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. Для более полного раскрытия характера героя Гончаров во всех подробностях описывает быт Обломова, а вся первая глава посвящена одному дню из жизни Ильи Ильича. Безразличие к себе и ко всему, что окружает Обломова, наиболее ярко проявляется в описании его кабинета: “По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью: зеркала… могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”. Захар, слуга Ильи Ильича, как бы повторяет собой своего хозяина. И если дорогой восточный халат Обломова “засалился”, то у Захара- постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на лени барина, и для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. “Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он только желал, чтоб это делалось как-нибудь незаметно, само собой, а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т. п…” Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг Андрей Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”. Но эти черты дополняются такими качествами, как безволие и лень. “Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”. Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями. И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. “А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…” “Однако… любопытно бы знать…, отчего я такой?” — задает себе вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос Гончаров дает в IX главе первой части “Сон Обломова”, которая переносит читателя в пору детства Илюши, в деревню Обломовка, где происходит формирование характера героя, к истокам такого явления, как “обломовщина”. Деревня — это особый мир, чуждый суетности и потрясениям жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть нарушен никакими бурями и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся порядок. В природе присутствует гармония. Точно так же была устроена и жизнь в Обломовке, где и хозяева, и слуги жили в “сонном царстве”, где “норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность” Любая попытка и инициатива Илюши к самостоятельному действию пресекалась, так как для этого был “Захар и еще триста Захаров”. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Покинув Обломовку, “этот рай на земле”, Илья Ильич оказался несостоятельным к жизни, далекой от мира детства. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений. Попав на службу, он пасует перед теми проблемами, с которыми сталкивается. Испугавшись ответственности за допущенную ошибку (отправляет письмо с документами вместо Архангельска в Астрахань), Обломов сказывается больным, а после уходит в отставку. Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит в Обломове его доброту, его нежное сердце и тонкую душу. Она верит в него, верит в то, что он способен возродиться к новой жизни, что именно ее любовь изменит его. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями показалась Обломову “претрудной школой жизни”. Он пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги, пугается тех бытовых трудностей, которые возникают вокруг него. А преодолеть, устранить их он не может — не знает как. Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего не требует от него, как Ольга, а просто слепо любит его, потакая ему во всем. Такая любовь не только не способна возродить Обломова к новой жизни, а, наоборот, губит и уничтожает окончательно. Ольга “сняла” с него халат, Агафья же снова “надела”. Но именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку. Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни Обломова неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Первоначально он даже хотел назвать роман “Обломовщина”. “Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое… ядовитое”. Автор видит также и причины, породившие это явление, — условия такой поместной жизни позволили помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила лучшие начала личности.
Гончаров реалистично изобразил картину русской дворянской жизни, при которой лучшие ценности человека убиваются бездеятельностью. Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение.

Читайте также:
Цикл очерков Фрегат Паллада: сочинение

Судьба Обломова – это судьба многих дворян середины XIX века

Роман “Обломов” Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди – герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России.

Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей – Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара – это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое.

Другой герой романа – друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен.

Читайте также:
Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова: сочинение

Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с “голубиной нежностью”. Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело – Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться.

Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: “сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это – “обломовщина”; оно служит ключом к разгадке многих явлений русско

Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, “охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. “В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных писателей. У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его

Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа “Обломов”. Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям.

Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях.

Роман “Обломов” вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей. Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. “Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя. “

Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении “Обломова”, писал: “После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас”.

Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.

«Судьба Обломова – это судьба многих дворян середины XIX века»

Роман “Обломов” Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди – герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России.

Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей – Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара – это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое.

Читайте также:
Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети иИ.А.Гончарова Обломов: сочинение

Другой герой романа – друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен.

Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с “голубиной нежностью”. Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело – Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться.

Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: “сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это – “обломовщина”; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни”. А.В. Дружинин писал, что обломовщина “в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой”. Но они едины в мнении, что Обломов – порождение среды и одновременно ее жертва.

Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, “охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. “В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных писателей. У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его

Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа “Обломов”. Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям.

Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях.

Роман “Обломов” вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей. Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. “Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя. “

Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении “Обломова”, писал: “После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас”.

Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.

Судьба Обломова — это судьба многих дворян середины XIX века

Сочинение: Судьба Обломова — закономерность или случайность? (по роману И.С. Гончарова «Обломов»)

(348 слов) Когда мы читаем роман И. А. Гончарова «Обломов», мы порой невольно задаёмся вопросом: «Почему жизнь героя сложилась таким образом?». Более того, нам также может быть интересно, почему, когда у Обломова появилась возможность исправить ошибки, он не воспользовался ей в полной мере и отступил? На это повлияло множество факторов, но одно мы знаем точно: судьба Обломова — не просто стечение случайных обстоятельств, а прямая закономерность.

Читайте также:
Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

Обломов — помещик, который живёт вместе со своим слугой Захаром в Петербурге и редко когда поднимается с дивана. Этот герой положительный, несмотря на его лень и отсутствие деятельности. Он добр и достаточно образован, однако в последние годы интерес к чтению у него почти полностью пропал. Обломов из тех людей, которые любят мечтать о лучшей жизни и довольствуются этим. Он не предпринимает ничего, потому что ему этого просто не хочется. Его устраивает диван, засаленный халат и Захар под боком. Ничто не тревожит его и не заставляет менять что-то в своей жизни. Положительные эмоции от создания воздушных замков приносят душевное удовлетворение, и всё идёт своим чередом.

Ворвавшийся в жизнь Обломова Штольц с его деятельностью, Ольга и остальные также не смогли исправить героя, потому что у него не было ни воли, ни потребности. Активность чужда натуре Обломова. Вспомним сон о его детстве, который доказывает, что и генетика, и окружение, и воспитание — всё создало тот образ, который мы видим в книге. В тот период, когда активно формировалась личность персонажа, не было ни единой зацепки или тропинки к самостоятельности. Обласканный со всех сторон Обломов не знает, как жить по-другому, и, что самое главное, ему не нужно об этом знать и лишний раз тревожить себя. Смотря на родителей помещиков и на неизменный уклад, он не развил в себе черты Штольца, которого, напротив, с детства учили труду и самостоятельности.

В конце концов, герой счастлив в своём мире, и мы не можем его осуждать, потому что Обломова сформировали, а создавать себя самому в тридцать лет оказалось почти невозможным, потому что воля, самая главная черта для изменений, не была воспитана и появиться никак не смогла. Конец жизни его, возможно, печален для нас, но был ли он печален для самого Обломова, этого мы узнать не сможем.

«Судьба Обломова — это судьба многих дворян середины XIX века»

Роман «Обломов» Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди — герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России. Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей — Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара — это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое.

Театральная жизнь России в XIX столетии

. сторона, но и репертуар театров, состав трупп и все детали театральной жизни. Очень часто этот контроль оборачивался мелочной, исполненной произвола опекой. Эта . в театре. Это обусловлено тем, что влияние эпохи, обозначившейся для России нарастающим кризисом феодально-крепостного строя и ростом национального самосознания, так ярко . Цель моего реферата обогатить свои знания в этой области, дать оценку .

Другой герой романа — друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен.

Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с «голубиной нежностью». Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело — Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться.

Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: «сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это — «обломовщина»; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». А.В. Дружинин писал, что обломовщина «в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой». Но они едины в мнении, что Обломов — порождение среды и одновременно ее жертва.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова): сочинение

Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его». «В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных писателей… У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его

Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа «Обломов». Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям.

Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях…

Роман «Обломов» вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей. Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. «Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя…»

Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении «Обломова», писал: «После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас».

Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.

Ссылки

Роман «Обломов» Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди — герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России. Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет.

А получше узнав петербургских приятелей — Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара — это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое. Другой герой романа — друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен. Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с «голубиной нежностью». Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная.

Читайте также:
Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети иИ.А.Гончарова Обломов: сочинение

Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело — Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться. Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: «сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это — «обломовщина»; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». А.В. Дружинин писал, что обломовщина «в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой». Но они едины в мнении, что Обломов — порождение среды и одновременно ее жертва. Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его». «В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова.

И ею он особенно отличается среди современных писателей… У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа «Обломов». Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям. Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях… Роман «Обломов» вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей.

Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. «Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя…» Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении «Обломова», писал: «После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас». Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.

Примеры похожих учебных работ

Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова. : Сон Обломова Введение о сне .

. когда ему было 7 лет (в главе «Сон Обломова»), а последние главы описывают события, происшедшие спустя 37 лет. . и повергла его жалкое состояние нравственного рабства». Глава “Сон Обломова” из романа Ивана Александровича Гончарова “Обломов” .

Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова Обломов

. Все пытается обвинить кого-то в своем образе жизни, но никого не находит. Сочинение про Обломова «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной .

Политическая Жизнь Современной России

. латентности. Не только в обществе, но и в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры. Итак, политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех .

Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова «Обломов»

. собственным слабостям. Образ Захара в «Обломове» Гончарова: описание Образ Захара в «Обломове» Гончарова Захар — помощник по хозяйству у Обломова . Его образ хорошо прослеживается в произведении. Вот описание образа Захара в «Обломове» Гончарова: .

Смысл жизни Обломова в романе Гончарова 10 класс

. холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном. Смысл жизни Обломова Иван Александрович Гончаров-это не . человеческой душе духовность». Судьбинский Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую .

Смерть Обломова в романе Гончарова анализ эпизода

. Все здесь находится в безжизненном запустении. Сочинение «Образ Обломова» предполагает глубокий анализ обстановки, в которой . образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: