Обломов: сочинение

Сочинение: Мир Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова»

Роман «Обломов» создавался И.А. Гончаровым в переходный момент истории. Содержание данного произведения намного глубже, чем многие привыкли считать. Главный герой не просто лентяй и лежебока. В образе Обломова писатель воплотил целое явление эпохи, которое получило название обломовщины.

В романе встречается два типа людей. К первому относятся дельцы, люди нового времени, которые отлично себя чувствуют в условиях разрушения дворянских гнёзд. Таким человеком показан Штольц – лучший друг Обломова, который добивается всего своими силами, ни на кого не надеясь. Противостоят этому лагерю герои, которых наступающая эпоха сломила, которые не нашли в себе сил приспособиться к новой жизни и тихо угасают. Таким является Обломов.

Образ Обломова ярко передаёт дворянина старых порядков. Он привык жить за чужой счёт, не умеет делать что-либо своими руками. Он не может работать, но требует прислуживать ему. Обломову стоило только пересмотреть взгляды на жизнь, дать своим стремлениям к труду материальное воплощение, и жизнь бы наладилась. Но он не хочет расставаться со старыми порядками: отказывается от государственной службы, помыкает таким же ленивым Захаром, мечтает о покое.

Читайте также:
Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов: сочинение

Более всего Обломов грезит о родительской деревне Обломовке, которая видится ему настоящим раем на земле. Он снова хочет очутиться в том времени, когда слуги ходили за ним по пятам, оберегая буквально от всего. В Обломовке нет никаких тревог, её обитатели преданы лености и умиротворению. Высшее удовольствие в их жизни – вкусно поесть и сладко поспать. Именно такой образ жизни и представляется Обломову единственно правильным. Поэтому его душа после недолгой встряски Ольгой стремится снова к покою и обретает его в доме Агафьи Пшеницыной, когда они вдвоём погружаются в мир спокойствия.

Таким образом, в образе Ильи Обломова автор воплотил главную проблему современного ему русского общества – недееспособность дворян в новых условиях жизни. Нежелание и неспособность работать, несамостоятельность, глупость и необразованность высшего слоя общества – всё это находит своё отражение в таком явлении, как обломовщина.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова» читают:

Сочинение на тему «Штольц и Обломов»

Сочинение «Как я провёл зимние каникулы?»

Мои зимние каникулы прошли очень интересно и весело, мне просто некогда было скучать! Когда зимние каникулы только начались, мне казалось, Читать далее…

Сочинение на тему «Будущее России»

Некоторые люди считают, что у нашей страны нет будущего. Я с ними категорически не согласен! Я оптимист, поэтому верю в Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)

Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет. У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Евгения Онегина (9 класс)

В этом романе описывается богатый дворянин из Петербурга времен XIX века. Во время прочтения возникает мысль, словно автор описал в Читать далее…

Сочинение по литературе на тему «Жилин и Дина»

В произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на фоне разворачивающейся войны прослеживается тема истинной дружбы, для которой нет ограничений ни по Читать далее…

Сочинение «Почему люди не понимают друг друга?»

Существует множество разных причин, почему люди не понимают друг друга. У каждого человека свой характер и свои взгляды на жизнь. Читать далее…

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Темы сочинений по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Вариант 1. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Был ли Обломов счастлив перед смертью?

Вариант 2. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Что такое обломовщина?

Вариант 3. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Зачем Штольцу была нужна дружба с Обломовым?

Вариант 4. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова авторская позиция в отношении Обломова?

Вариант 5. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как сложилась судьба всех окружающих после смерти Обломова? Какой символический смысл заложен в этих описаниях?

Вариант 6. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте особенность образа Ольги Ильинской для русской литературы.

Вариант 7. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Подход какого критика относительно личности Обломова вы поддерживаете? Почему?

Вариант 8. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как Штольц относился к обломовщине и Обломовке? Почему он сам не заразился обломовщиной?

Вариант 9. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему Ольга чувствовала свою вину перед Штольцем, который собирался сделать ей предложение? И почему Штольц не сердился на Ольгу после её признания?

Вариант 10. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. В чём заключён философский и политический смыслы романа?

Читайте также:
Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова: сочинение

Вариант 11. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему из двух типов любви Обломов делает выбор в пользу того, что представлен в романе Агафьей Пшеницыной?

Вариант 12. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Вариант 13. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте значение главы «Сон Обломова» для всего романа.

Вариант 14. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте символику заглавия романа.

Вариант 15. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как отзываются об Обломове все герои романа?

Вариант 16. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Актуальна ли проблематика романа «Обломов» сегодня?

Вариант 17. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова идея романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Вариант 18. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Составьте развёрнутую характеристику образа Захара.

Вариант 19. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какой тип любви представлен в подробном описании брачной жизни Обломова и Штольца? Каковы их взаимоотношения? Счастливы ли они?

Вариант 20. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Совпадает ли символическое и фактическое время смерти Обломова? От чего он умирает на самом деле?

Вариант 21. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Гончаров и Обломов – тождественны ли эти личности в романе?

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

2775. Сочинение В чем трагедия жизни Обломова? Русский язык

Сочинение — В чем трагедия жизни Обломова?. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

На мой взгляд, трагедия жизни Обломова заключается в его непригодности для этого мира. Как ни странно, но он тоже является в каком-то смысле лишним человеком, таким неустроенным и не пристроенным. Вероятно, он вполне мог бы стать юродивым или святым, если бы родился в иных обстоятельствах, созерцал бы не свои воспоминания, а ангельские миры и высшие сферы духа.

С другой стороны, он вполне мог бы стать простым забулдыгой, погрязшим в пороках. Собственно, в этом вообще трагедия не только Обломова, но и многих людей, которые в культурном, а, наверное, генетическом тоже, смысле являются русскими. Или, как минимум, просто так называются и живут в этой культуре.

Ведь Обломов на самом деле представляет собой типично русского человека. Много типичных, невероятно типичных свойств выводит Гончаров в Илье Ильиче. В этом во многом и вся Россия, от святости до греха совсем близкая дистанция и многие непрестанно совершают такое турне, мечутся, мучаются, мечтают, созерцают, бездействуют.

Конечно, эти слова будут банальными, но Штольц – европейский тип. Его трагедия тоже существует и она своеобразна, он тоже страдает, но сейчас речь об Обломове, который выступает и композиционно и по смыслу как антитеза. Обломов – типично российский созерцатель.

Есть ли в нем отличия от тех мужиков, которые в начале поэмы Мертвые души размышляют о том, куда доедет колесо? Вероятно, эта дистанция на самом деле не так велика. Подтверждение данному факту легко отыскать в отношениях Обломова со своим слугой, который ходит за ним тенью и понимает весь его характер, более того, в своих пороках и склонностях они близки.

Обломов только более утонченный и имеет больше возможностей. Его трагедия в том, что благодаря этим возможностям он просто застыл, все понимает и ничего не может сказать. Также во многом и российская цивилизация, русские люди, смотрят, а сказать не могут, иногда только пойдут, да своротят терновый куст, а потом снова: апатия, фрустрация, стагнация нации.

Если говорить более глубоко, то трагедия жизни Обломова, наверное, в том, что он не может полностью посмотреть на себя со стороны и вырваться за рамки уготованной ему судьбы. Однако, разве такова трагедия не практически каждого человека? Да Обломов не может выходить за собственные пределы, он ограничен тягой к комфорту и неким опасением внешнего, холодного мира, но также и практически каждый человек в итоге не особенно преодолевает собственную личность.

Читайте также:
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»: сочинение

Вариант 2

Обломов Илья Ильич – человек, которого полностью устраивает его жизнь. По крайней мере, так нам кажется на первый взгляд. Его развлечения – это еда и сон. Он ничего не делает самостоятельно, никуда не выходит и для исполнения всех его прихотей под рукой всегда есть верный слуга Захар. Однако, Илья мечтает. Бездействует, но мечтает. И это хоть на секунду, но наталкивает нас на мысль, что где-то в глубине души, он надеется, что кто-то может его спасти.

Обломов пребывает в своей зоне комфорта. Так ему привычнее, надежнее и так не приходится подстраиваться под окружающих людей. Ему с раннего детства не давали и лишнего шага ступить, сделать лишнее движение или сказать свое слово. Возможно, именно поэтому Илья Ильич настолько ленив.

Жизнь главного персонажа в произведении Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — обыденна, идеальна и абсолютно лишена одобрения кого бы то ни было. Быть безвольным растением, на первый взгляд, кажется удобным. Но вы только вдумайтесь, Илье Ильичу даже нет 32 лет, он молод и богат. И ко всему этому совершенно беззащитен, как ребенок.

Всего раз Обломову представляется шанс изменить свою жизнь, внести в нее краски и любовь. Илья знакомится с Ольгой, влюбляется и ради нее выходит в свет. Он даже начинает читать книги, которые она советует ему. Ольга становится для Обломова мечтой, недостижимым идеалом. Мысли о ней он складывает в свой «маленький мир» и отгораживается от своего счастья. И лично для меня является неожиданностью то, что нежелание выходить из своей зоны комфорта победило любовь. Илья Ильич не остается один, а начинает жить с женщиной, которая действительно подходит его образу жизни. Она не вторгается в его личное пространство, рядом с ней спокойно и совершенно не нужно менять свою жизнь. С ней не нужно ходить на балы, вести беседы или вообще совершать лишние телодвижения. С ней удобно.

Я не считаю главного персонажа плохим человеком, я считаю его человеком потерянным. Ведь найти смысл в жизни он так и не смог, как и не смог удержать свое счастье и покинуть свое замкнутое пространство.

Так в чем заключается трагедия жизни Обломова? Я считаю, что в нем самом. Его нежелание меняться и бездействие – главная причина такой жизни. Возможно, на его привычки и повлияло воспитание родителей, но свой главный выбор он в итоге сделал сам.

Образ Обломова

сочинение по литературе 10 класса

Илья Ильич Обломов – это взрослый человек, который совершенно неприспособлен к самостоятельной жизни. И хотя он сам считает, что живёт правильно, со стороны заметно, что он несчастлив. Главным его недостатком является полнейшая инертность, воспитанная в нём с раннего детства. В Обломовке он не смог познать радость деятельности, его всячески ограждали от любого проявления труда. Идеальная жизнь стала для главного героя ничем иным, как временным промежутком между сном и приёмом пищи.

Жизнь Обломова

Иллюстрация к роману «Обломов»

В начале описываемых событий Илье Ильичу уже исполнилось тридцать лет, и он представляет собой вполне сформировавшуюся личность. Все его мечты сводятся к простой семейной жизни в родной Обломовке, где он наслаждается умиротворением и спокойствием со своей будущей семьёй. Однако все эти мечты остаются всего лишь мечтами, а в реальной жизни Обломов не делает совершенно ничего для того, чтобы хоть немного приблизиться к тому, чего он хочет.

Дни Обломова проходят в абсолютном безделье, он встаёт с дивана только для того, чтобы заняться своим вторым любимым делом – поесть. Вся его жизнь напоминает сонное царство, состоящее только из несбыточных иллюзий. В этом однообразном существовании Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от окружающей его действительности. Он не хотел брать на себя ответственность за свои действия, а тем более – преодолевать какие-либо препятствия.

Любовь Обломова

В жизни Ильи Ильича было две любви: одна – стихийная и непредсказуемая к Ольге Ильинской, а другая – тихая, умиротворённая к Агафье Пшеницыной. Образ Обломова раскрывается с разных сторон в отношениях с каждой из этих женщин.

Любовь к Ольге была единственной возможностью для Обломова изменить его жизнь, ведь именно ради неё он встал с дивана, снял свой любимый халат, начал снова читать книги. Наконец, у Ильи Ильича появилась реальная цель в жизни – совместное будущее с Ольгой. Но и этому не суждено было сбыться из-за излишней настойчивости самой Ильинской. Обломова пугало её стремление к постоянному развитию и достижению новых высот. Их жизненные пути оказались слишком разными, и оказалось, что Ольге нужно было намного больше, чем он готов был ей дать. И даже если бы Илья Ильич стал тем, кем она пыталась его сделать, он перестал бы быть собой, и никогда бы не был счастливым.

После этого расставания главный герой нашёл утешение у Агафьи Пшеницыной. По своей натуре эта женщина была идеальной женой в понимании Обломова. Она была доброй, заботливой, хозяйственной, выполняла все пожелания любимого мужчины. Чувства Ильи Ильича к Агафье начинались с уважения, но быстро переросли в любовь. С ней он обрёл то счастье, о котором так долго мечтал.

Обломовщина

Создав роман об инертном человеке, который отгородился от всего мира, И.А. Гончаров ввёл в русский язык термин «обломовщина». Этот термин образовался от фамилии главного героя и названия его родной деревни Обломовки, которая и стала причиной его постепенного угасания. А само понятие «обломовщина» обозначает личностный застой, апатичность, полнейшее безволие, постоянную лень и чрезмерную мечтательность, когда фантазии заменяют реальную жизнь, и человек начинает неизбежно деградировать.

Изображение в романе образа Обломова и явления «обломовщины» — это отражение процесса падения личности, которой были привиты неправильные ценности. На примере главного героя автор показал, какое пагубное влияние могут оказать на человека чрезмерная опека и забота, закрывая его от реальной жизни.

Илья Ильич Обломов – это главный персонаж романа И.А. Гончарова «Обломов». Его образ является центральным и наиболее выразительным мужским образом в произведении. Автор показывает не только отрицательные черты безвольного Ильи Ильича, а упоминает и привлекательные стороны его характера. На примере этого героя Гончарову удалось отобразить всю сущность человека.

Читайте также:
Социально-психологические причины «обломовщины»: сочинение
Воспитание

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Илья Ильич был неприспособленным к труду дворянином. Вся его дальнейшая жизнь – это итог родительского воспитания. Изначально он был бойким, любознательным мальчиком, но родители всячески подавляли любое его желание к самостоятельной деятельности. За Илюшу всё делали слуги, даже носки ему было запрещено надевать самостоятельно. Постепенно из резвого мальчугана, главный герой превратился в медлительного апатичного юношу. Но не только родительское влияние сделало его таким.

Вся Обломовка, словно застыла во времени. Образ жизни семьи Обломовых соответствовал здешним порядкам. Все жители Обломовки интересовались исключительно домашними хлопотами и заботами. Илья Ильич и не мог стать другим человеком, проведя детство в этом месте.

Жизнь Обломова

Илья Ильич Обломов – типичный дворянин 19 века. Целые дни напролёт он проводит лёжа на диване. Уже долгое время он не выходит в свет, не принимает гостей, и не занимается делами своего имения. Когда-то он служил в департаменте, но работа его утомила, поэтому он уволился по состоянию здоровья.

Единственным человеком, который наведывался к Обломову в гости, был его друг детства Андрей Штольц. Он всё время пытался растормошить своего товарища, но даже у него это не получалось. Всего один раз в жизни Илья Ильич был готов расстаться со своим халатом и диваном, — когда он влюбился в Ольгу Ильинскую. Но даже этих чувств надолго не хватило, и спустя некоторое время всё вернулось ну свои места.

В результате Обломову удастся найти себе жену, которая вольётся в его размеренный образ жизни, поддержит его и окружит заботой, но это не спасёт его от неминуемой гибели от бездействия.

Внешность

На момент описываемых событий Обломову исполнилось тридцать два года. Он обладал достаточно привлекательной внешностью, но стал «обрюзгшим не по годам». Его внешность, словно отражает его внутреннее состояние, его мягкие и нерешительные черты характера.

У него была чересчур светлая кожа, мягкие плечи, маленькие пухлые ручки и слишком изнеженное для мужчины тело. Он давно уже обрюзг и вёл малоподвижный образ жизни. Но более всего свидетельствует о его образе жизни взгляд – всегда сонный, лишённый сосредоточенности. К тому же, в чертах его лица прослеживалось отсутствие какой-либо определённой идеи. Никакие эмоции не отражались на внешности главного героя, любая тревога «разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте».

Говорящая фамилия

Фамилия у главного героя романа – говорящая. Она указывает на то, что что-то в душе этого человека обломилось. И после этого у него пропало стремление к какой-либо деятельности, а также исчезла способность принимать ответственные решения. Его жизнь была сломлена, и лишена каких-либо целей. Человеку, не умеющему преодолевать трудности, нет места в реальном мире.

Халат

Халат Обломова – это символ «обломовщины», тоскливой, бессмысленной и ленивой жизни. Снять халат для Ильи Ильича означало бы изменить свою жизнь. Автор так детально описывает эту часть гардероба главного героя, будто бы это – живое существо. Эта вещь живёт своей жизнью, проходит определённые этапы, как и сам Обломов. По сути, халат – это его двойник. Мягкий домашний халат олицетворяет мягкий, спокойный характер Ильи Ильича. Он носит халат не только снаружи, его душа тоже укутана в тёплый, «невидимый» халат.

Этапы жизни халата:

  1. Гороховая улица. История халата начинается на Гороховой улице в квартире Ильи Ильича Обломова.
  2. Появление Ольги Ильинской. В этот период Обломов забывает про свой халат, и прячет его в шкаф.
  3. Отношения с Агафьей Пшеницыной. Во время этих отношений Обломов становится снова ленивым и возвращается к своей прежней бездеятельной жизни. Халат снова становится неотъемлемой частью его гардероба.
  4. Последние годы жизни. До конца своих дней Обломов не расставался со своим любимым халатом, несмотря на то, что он был уже весь в заплатках.

Анализ образа Обломова даёт возможность понять, что этого персонажа нельзя однозначно отнести к числу положительных или отрицательных героев. В чём-то он вызывает восхищение, но в то же время отталкивает своей ленью и пассивностью. Всё это указывает на разносторонность натуры персонажа, на его духовное богатство и нереализованный потенциал.

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа, — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Стиль жизни

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность. С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Окружение

Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Перевоспитание

Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.

Читайте также:
Смысл названия романа И. Гончарова Обыкновенная история.: сочинение

Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Трагедия Обломова

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Обломов и Штольц — сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обломов»

Портрет: описание внешности

Илье Ильичу Обломову и Андрею Ивановичу Штольцу немногим более 30 лет (года 32–33). Илья Ильич среднего роста, внешность у него приятная. На лице его обычно было спокойное, мягкое выражение и отсутствовала всякая сосредоточенность. Его добрая душа ясно и открыто светилась в тёмно-серых глазах и улыбке.

Цвет лица у него не совсем свежий от недостатка движения и свежего воздуха. Обломов изнежен и не по летам обрюзг. Даже когда он был встревожен, движения его были ленивы.

Мягкий широкий восточный халат — любимая одежда Ильи Ильича. Дома Обломов не носил жилета и галстука, так как любил приволье, простор. Поэтому и туфли у него были мягкие, длинные, широкие.

Андрей Штольц худощав, казалось, он состоит только «из костей, мускулов и нервов». Цвет лица у него смугловатый, а немного зеленоватые глаза выразительны.

Происхождение, воспитание, образование

Любимыми сказками маленького Илюши были сказки о добрых волшебницах, Емеле, медовых и молочных реках. Слушая сказки няни, он мечтал, что и его одарит волшебница и он будет жить счастливо и без забот.

Родители отдали Илюшу учиться в пансион, который содержал немец Иван Богданович Штольц, управляющий имением и Верхлёве. Там Обломов познакомился с его сыном Андреем.

Родители Илюши, когда он приезжал домой раз в неделю, старались под любыми предлогами подольше оставить сына дома, так как хотели, чтобы он не утруждал себя в учении. В 15 лет родители послали его продолжать образование в Москву. Учился Илья с неохотой, но старался перед учителями свою лень не обнаруживать. Андрей тоже учился в Москве. Он приносил своему другу серьёзные книги, но их чтение утомляло Илью. Поэзию же Обломов любил. Зная, что у его друга мечтательный характер, Андрей старался увлечь его мечтами о том, как они оба будут трудиться на пользу общества. Довольно скоро Обломов охладел и к этим мечтам, и к поэзии. Получив аттестат, Илья Ильич не знал, как применять науки, которые он изучил, к жизни.

Обломов и Штольц воспитывались по-разному, и отношение к труду у них было разное. Если родители Ильи старались, чтобы сын ничем не утруждался, то отец Андрея привил сыну трудолюбие, учил его не только наукам, но и практическим делам. Мать Андрея научила его понимать красоту музыки, привила любовь к прекрасному. После учёбы в пансионе отца Штольц учился в университете, а затем продолжил образование в Европе.

Карьера

Закончив учиться, Обломов два года служил в канцелярии, у него был чин коллежского секретаря. Работа его была нетворческая, рутинная. Илья Ильич очень боялся начальства. Он перепугался, когда какой-то документ отправил вместо Астрахани в Архангельск, и из-за этого подал в отставку.

Штольц, закончив учиться в университете, три месяца прожил дома. Затем Иван Богданович отправил его в Петербург, чтобы он сам проложил себе дорогу в жизни. Выйдя в отставку после службы, Штольц занимается коммерческой деятельностью — стал участником компании, которая отправляла товары за границу. Он стал материально хорошо обеспечен и купил дом.

Образ жизни, отношение к обществу

Штольц пытался изменить жизнь Обломова: целую неделю ездил с ним по делам и в гости. Наконец, Илья Ильич отказался продолжать эту суетливую жизнь. Он уже понял, что в светском обществе царят сплетни, жадность, зависть, приверженность к карточной игре.

Когда Штольц спросил Обломова, как бы он хотел устроить свою жизнь, тот ответил, что, закончив план улучшений в управлении имением, уехал бы в Обломовку и зажил бы беззаботной жизнью со своей семьёй. Обломов с таким чувством описывал картины своей будущей жизни, что Штольц назвал его поэтом.

Идеалу Обломова Штольц противопоставляет свой идеал жизни. Цель и содержание его жизни — труд. Штольц был постоянно в движении и настойчиво добивался поставленных перед собой целей. Он писал проекты, по делам ездил за границу, читал и ещё успевал ездить в свет. Светским обществом он не тяготился, а когда уставал от светской жизни и от своих дел, то ехал к Обломову, общение с которым избавляло его от этой усталости.

Взаимоотношения

Обломов и Штольц дружат всю жизнь, хотя они очень разные люди. Они друзья с детства, у них общие воспоминания о нём. Каждый из них ценит в друге то, чего лишён сам. Илья Ильич уважает друга за его целеустремлённый, деятельный характер, а Штольц ценит доброту и мягкость характера Обломова.

Штольц помогал Обломову пробудиться от его сонного существования. Он возит его на светские вечера, предлагает поехать вместе с ним за границу. Зная, что его друг любит музыку и особенно арию Нормы, которая начинается словами «Casta diva», Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Словом, он старался спасти Обломова от бездействия, чтобы друг его не пропал окончательно и не стал в тягость даже себе. Илья Ильич это понимал, и был согласен, что ещё год такой жизни — и будет поздно. Он даже собрался ехать за границу, но не поехал, так как влюбился в Ольгу Ильинскую и проводил с ней много времени на даче.

Читайте также:
Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Штольц относится к Обломову покровительственно, укоряет его, что он не умеет вести дела. «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить», — говорит он Илье Ильичу. Штольц спас Обломова от разорения, узнав, что его обманул брат хозяйки дома, в котором он снимал жильё. Он искренне жалеет своего друга, считает, что застойная жизнь будет способствовать его нравственной смерти. Узнав, что Обломов женился на Агафье Матвеевне Пшеницыной, Штольц понял, что он не смог спасти Обломова, что он погибнет от бездеятельности.

Отношение к любви

Штольц пробудил интерес Ольги Ильинской к Обломову для того, чтобы её общение с Ильёй Ильичём пробудило в том интерес к жизни, ведь она была умной девушкой и прекрасно пела «Casta diva».

Любовь к Ольге воскресила душу Ильи Ильича, дала ему силы для деятельной жизни. Но испытания любовью Обломов не выдержал. После того, как Ольга согласилась стать его женой, он стал бояться множества обязанностей по отношению к ней. Ведь до свадьбы обязательно нужно было устроить свои финансовые, имущественные дела. Эти хлопоты для Ильи Ильича были тяжелы и начали охлаждать его любовь к Ольге. Да и сама любовь уже казалась Обломову службой, ведь девушка требовала, чтобы он постоянно ходил на прогулки, в гости, читал книги, которые она ему давала, а он к такому образу жизни не привык. Ольга поняла, что у неё не получилось привлечь Обломова к активной жизни, не удалось изменить его натуру, склонную к созерцательности и мечтательности, а не к деятельности. Она не могла жить так, как Илья Ильич, то есть, чтобы жизнь была спокойной, беззаботной, поэтому рассталась с ним. Их встречи, разговоры, чувство любви — всё, по её словам, «поблекло, отошло», и она горько оплакивала свою любовь и надежды.

Обломов очень тяжело пережил разрыв с Ольгой и долго болел. Через некоторое время он женился на вдове с двумя детьми Агафье Матвеевне Пшеницыной, которая была хозяйкой дома, где он снимал жильё. Эта скромная, заботливая, хозяйственная женщина всей душой полюбила Илью Ильича и вызвала в нём ответное чувство. Она подарила ему счастье тихой семейной жизни, похожей на ту, о которой он мечтал, лёжа в своей квартире на Гороховой улице.

Штольц, случайно встретив Ольгу в Париже, поразился, как развился её ум, как она повзрослела и похорошела. Он понял, что не сможет жить без неё. Как когда-то для Обломова, для Штольца настало испытание любовью. Ольга согласилась выйти замуж за Андрея, но в счастливой семейной жизни с ней ему предстояло поддерживать в ней веру в его достоинство, чтобы быть героем её сердца, ума и воображения. Штольц деятельно возделывал и берёг свою семейную жизнь, «в которой цвела неувядаемая весна».

Сравнение характеров героев

У Ильи Ильича чистая душа, доброе сердце, он совестлив, по-доброму относится к людям. Обломов робок, беспечен, слишком доверчив, а главная черта его характера — лень, которую взлелеяли в нём любящие родители.

Андрей Штольц — человек очень целеустремлённый, деятельный. Он идёт по жизни уверенно и бодро. Штольц глубоко чувствует, понимает искусство и всё прекрасное, но при этом старается не увлекаться мечтаниями. В его душе не было места воображению и мечте, но жизнь без них является всё же неполной. Сходство Обломова и Штольца состоит в том, что, несмотря на различие характеров, они ценят свою дружбу.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (таблица)

Сравнительные параметры Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц
Возраст В начале романа ему 32–33 года. Ровесник Обломова.
Происхождение Родился в дворянской семье. Отец (обрусевший немец) — управляющий богатого имения. Мать — обедневшая русская дворянка.
Воспитание Родители считали, что барин не должен себя ничем утруждать, что одевать его, подносить ему вещи и т. д. должны слуги. В таком духе они и воспитывали своего любимого единственного сына. Отец дал Андрею такое же воспитание, какое получил от своего отца: приучил к труду. Мать научила сына любить музыку, чувствовать красоту.
Отношение к учёбе Учился без охоты, но выполнял всё, что требовали учителя. Отлично учился, поэтому отец назначил его в своём пансионе репетитором. Андрею нравилось получать новые знания. После окончания университета, учился ещё в Европе.
Чин, материальное положение Коллежский секретарь в отставке. Имеет 300 душ крепостных крестьян, но небогат, так как сам не вникает в хозяйство. Надворный советник, имеет капитал в 300 тысяч рублей.
Образ жизни Любит предаваться мечтам и различным рассуждениям, лёжа на диване; ведёт уединённый образ жизни. Активный образ жизни: коммерческая деятельность, поездки по России и за границу. Успевал посещать свет и читать.
Отношение к светскому обществу Давно разочаровался в светских людях, ему чуждо их тщеславие, жадность, приверженность к сплетням, картам. Бывает в свете, чтобы отдохнуть от дел, не придаёт особого значения светской суете.
Понимание любви Любовь к Ольге, когда нужно всё время быть в беспокойстве, в напряжении, стала вскоре напоминать ему службу. Любовь Агафьи Пшеницыной, похожая на материнскую любовь, подарила Обломову счастье умиротворения и покоя, к которым он был склонен. Любовь — это труд сердца и ума. Для Штольца нужны равноправные отношения с любимой женщиной. Эта женщина должна быть ему равной по силе характера, их взгляды на жизнь должны быть сходными. Такой идеальной для него женщиной стала Ольга Ильинская.
Черты характера Безволие, леность, беспечность, робость, скромность, излишняя доверчивость, мечтательность, доброта, верность в дружбе. Целеустремлённость, трудолюбие, непреклонная воля, энергичность, проницательность, излишняя рациональность (хотя он понимает прекрасное), верность в дружбе.
Жизненные идеалы Безмятежная, спокойная семейная жизнь. Труд, постоянная деятельность. Этот идеал Штольц перенёс и на супружескую жизнь: его душа и ум постоянно трудятся, чтобы его любимая в нём не разочаровалась, чтобы он был её достоин.
Читайте также:
«Воспитание — великое дело им решается участь человека…» (По роману Гончарова «Обломов»): сочинение

Вывод

Несмотря на то, что лучший друг главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» является его антиподом, их связывает многолетняя дружба, и они ценят её. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца поможет ответить на вопрос: почему, несмотря на разницу в темпераменте, характере, взглядах на жизнь, эти герои дружат всю жизнь.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение на тему: Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история»

Сочинение.
Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история»

Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно рядом с именами лучших писателей второй половины XIX века, создавших классические русские романы: И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Прочную литературную известность Гончарову принес роман “Обыкновенная история”, напечатанный в журнале “Современник” в 1847 году после горячего одобрения его Белинским. Гончаров был первым писателем, который посвятил свое произведение проблеме осуществления общественного прогресса и сопоставил феодально-патриархальные и новые буржуазные отношения через порожденные ими человеческие типы. Главный герой романа — Александр Адуев, провинциальный юноша, приехавший в Петербург с неясными самому себе намерениями, повинуясь непреодолимому стремлению выйти за пределы мира, ограниченного родным поместьем. Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенности деревня — это два органически целостных мира, и в то же время две исторические стадии состояния общества. Несколько раз на протяжении романа Александр Адуев переезжает из деревни в Петербург и обратно, каждый раз попадая из одной формации в другую. Крепостная деревня, барское поместье — идеальное воплощение феодальных отношений, Петербург — образ нового, европеизированного, но по своим формам характерного для русской государственности буржуазного общества. Наблюдения над чиновниками департамента внешней торговли — негоциантами нового, европейского типа — Гончаров осмыслил и передал в образе Петра Ивановича Адуева. Гончаров не был склонен к идеализации современного пути развития русского общества, а тем самым и героя, представляющего это развитие. Представитель прогресса, Адуев-старший, достиг значительного положения на службе,— он директор, тайный советник, кроме того сделался и заводчиком, что, по признанию самого Гончарова, в 40-х годах ощущалось как “смелая новизна, чуть не унижение”. Но Гончарову очень важно было’изобразить подобное, хотя и редко наблюдавшееся им в жизни совмещение чиновничьей карьеры и капиталистического предпринимательства. Примирившийся с требованиями века Адуев-дядя объясняет провинциальному племяннику условия игры, без соблюдения которых невозможен жизненный успех. Бурно сопротивляясь советам и требованиям дяди, Александр вынужден в конечном счете следовать им. Потеря героем “Обыкновенной истории” многих ценных душевных качеств: простодушия, искренности, свежести чувства — сопровождается его перемещением в высшие слои общества и не просто карьерным ростом, но и умственным совершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным повышением его социальной ценности. Подвергая каждый поступок, каждое желание племянника суду логики, проверке житейской практикой и кри терием пользы, Адуев-старший постоянно рассматривает слова и поступки Александра на фоне опыта других людей. Он как бы приглашает его принять участие в соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга. Так, например, в ответ на возмущение Адуева-младшего изменой своей возлюбленной, Наденьки, Петр Иванович не проникается сочувствием, а производит сравнение племянника и его соперника, доказывая, что преимущество не на стороне Александра, чем оправдывает выбор барышни. Петр Иванович Адуев не отрицает в принципе искусство. Он знает наизусть многие произведения Пушкина, постоянно бывает в театрах и на концертах, несмотря на свою занятость и усталость, но от искусства требует высокой профессиональности и не приемлет дилетантизма. Стихи Александра, сравнив с образцами подлинной поэзии, он уничтожает, а повесть, написанную племянником, отдает на суд специалиста, редактора журнала. Получив о ней отрицательный отзыв, он рекомендует племяннику продолжать заниматься исключительно переводом научных статей, которые удаются молодому человеку и одобряются редакторами и читателями: следовательно, приносят пользу. Примечательно, что спор об искусстве между Адуевыми завязывается после реплики Петра Ивановича о том, что писатель — человек, как другие. Александр, который свои претензии на исключительность мотивирует собственной художественной одаренностью, не может оставить без внимания этот выпад дяди. Петр Иванович, в свою очередь, вступает с ним в подробное объяснение, так как видит в претензиях на избранность крайнее выражение избалованности племянника. Для Петра Ивановича Адуева, собственной энергией сделавшего в Петербурге карьеру и придающего серьезное значение промышленной деятельности, науке и ремеслу, романтические мечтания, непрофессиональные занятия искусством, нежелание “тянуть лямку” ежедневного труда — проявления барской лени, деревенского образа жизни. Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них (не без основания) обесценивание личности. Ему не дано сразу уразуметь, что, поставив человеческую личность в условия жесткой конкуренции, Петербург побуждает молодых людей работать, совершенствовать свои знания, способности, мобилизовать все свои творческие ресурсы.
Гончаров был первым русским писателем, почувствовавшим проблемы, которые выдвигают перед человечеством городская культура, перенаселенность городов, разделение тру да, профессионализация и обезличивание человека. Именно разоблачение романтизма особенно высоко оценил в “Обыкновенной истории” Белинский: “А какую пользу принесет она обществу! Какой она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму”. Белинский придал “Обыкновенной истории” важное значение в деле очищения общества от устарелых форм идеологии и мировосприятия.

Итоговое сочинение: Как исторические события влияют на судьбу человека? (2 варианта)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.09.2020 · Обновлено 17.11.2020

Многомудрый Литрекон любит изучать историю. Используя свои познания, он написал итоговое сочинение на тему: Как исторические события влияют на судьбу человека? Аргументы он взял из книг «Тихий Дон», «Война и мир», «Поднятая целина», «Кому на Руси жить хорошо».

Вариант 1

(481 слово) Глобальные исторические события всегда влияют на человеческие судьбы. Какие-то из них облегчают жизнь людей, какие-то, напротив, создают невыносимые условия. Это связано с тем, что явления в окружающем мире тесно соединены с жизненными дорогами каждого из нас: бытие, может, и не определяет сознание, но воплощает в себе все то, чем живет общество. О том, как исторические события влияют на судьбы людей, писали многие авторы.

Одним из них является Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» описываются масштабные исторические события, отражающие эпоху наполеоновских войн. Каждое из них повлияло не только на судьбы непосредственных участников, но и на участь их потомков. Специфика этого влияния зависела от положения, целей и характера конкретного человека. Так, знаменитое Шенграбенское сражение возвеличило Багратиона, который командовал частью армии на этом участке. Однако на деле герой никак не контролировал развернувшуюся баталию. Он даже не знал, что его приказы не доходили до солдат, поэтому некоторые офицеры не отступили по его команде. Бой был выигран именно из-за этого обстоятельства: Тушин, не получивший команды к отступлению, вместе со своей батареей обманул бдительность французов и разбил их атаку. Но как сражение отразилось на его жизни? Настоящий герой Шенграбена получил строгий выговор за нарушение приказа, который до него даже не дошел. Зато данный факт никак не отразился на виновнике произошедшего — Жеркове. Герой лишь извлек свою выгоду из удачного боя, пополнив послужной список. Из-за его трусости погибли многие люди, которые не отступили вовремя. В их судьбах этот бой стал фатальной ошибкой. Так, одно и то же историческое событие сыграло свою роль на каждом жизненном пути: кому-то бой помог продвинуться вперед на службе, кого-то скомпрометировал перед начальством, а кому-то стоил жизни.

Читайте также:
Главные персонажи в романе «Обломов»: сочинение

Не менее интересный пример можно найти в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Когда Российская империя вступила в Первую мировую войну, тысячи солдат были отправлены за границу и оторваны от родных домов. В частности, казаков забрали с посевной, а ведь именно урожай обеспечивал их края. Одно политическое решение обрекло на страдания сотни тысяч людей и не только солдат. Мирные жители — старики, женщины, дети — вынуждены были работать с надрывом, чтобы зимой хотя бы не умереть с голоду. Казаки, покидающие родные места, с горечью замечают, что поля стоят неубранными, а значит, большая часть их труда и благосостояния пропадет даром. Но эти явления были еще не самым страшным испытанием: вдовий плач окрасил жизнь деревень в мрачные тона. Каждый день дети становились сиротами, а цветущие женщины — вдовами. Все эти картины контрастируют с тем, что главный герой увидел в Москве. Родственник царя со спокойным и равнодушным лицом вручал ничего не значащие медали раненым бойцам. В его сытой и праздной жизни ничего не изменилось, он никого не потерял и ничем не пожертвовал. Глобальное историческое событие сделало несчастными многих подданных страны, но элиту почти не затронуло.

Таким образом, масштабные явления в нашей истории меняют жизнь людей. Как правило, чем ближе человек к управлению этим глобальным процессом, тем легче он переносит тяготы и больше приобретает привилегий. Если же он далек от власти, его потери будут больше.

Вариант 2

(459 слов) Исторические события определяют судьбу всего человечества. Войны, эпидемии, промышленные революции, научные открытия — все это отражается на жизненном пути людей. О том, как именно те или иные явления влияют на участь человека, писали многие литераторы, к произведениям которых мы обратимся за примерами.

Так, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассматриваются последствия важного исторического события в жизни России — отмены крепостного права. Данная реформа повлияла на судьбу всех сословий империи. Многие дворяне лишились большей части дохода и не смогли наладить свое хозяйство в новых реалиях, где за рабочую силу нужно было платить. Помещик Оболт-Оболдуев с упоением вспоминает о старых временах, когда ему жилось легко и свободно. Теперь же у него нет уверенности в завтрашнем дне, нет былой роскоши и ощущения власти, которое давало ему положительные эмоции. Он чувствует себя несчастным и не знает, что оставит в наследство детям. Казалось бы, ему, угнетателю, поделом, ведь данный закон был принят в интересах крестьян. Но и они столкнулись с новыми препятствиями: «Добра ты, царска грамота, да не при нас ты писана». Земля осталась в собственности у помещика, и крестьяне все равно зависели от его доброй воли. Однако дворяне были более образованными и влиятельными, поэтому защищать свои законные права обычному люду было гораздо сложнее. Чаще всего земледельцы становились жертвами обмана, как бывшие крепостные князя Утятина, которым обещали, но не дали заветные луга. Если в родных местах у человека не было работы и земли, он должен был отправляться в город, где его удел был еще печальнее: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою». Таким образом, историческое событие изменило реалии жизни людей и вынудило всех их подстраиваться под новые условия. В данном случае это влияние можно назвать негативным.

Но далеко не все исторические события негативно отражаются на судьбе людей. Например, М.А. Шолохов в произведении «Поднятая целина» описал позитивные изменения, которые революция внесла в жизнь казаков. Когда люди объединили имущество и скотину всех граждан в один колхоз, на хуторе больше не было нищих, и еды, одежды, бытовых предметов стало вдоволь у всех жителей Гремячего Лога. Благодаря коллективизации у хуторян появилась возможность закупить сельскохозяйственную технику и другие вещи, необходимые для успешного ведения хозяйства. Общий бюджет позволил упорядочить многие процессы и сделать результат лучше. Каждый человек был занят своим делом и вносил свой вклад в благосостояние всего общества. Коллективный доход дал героям возможность учредить библиотеку, школу и подобие детского сада. Все эти достижения были обусловлены революционными событиями 1917 года, которые стали отправной точкой для развития быта и нравов людей.

Таким образом, исторические события всегда влияют на судьбы людей. Какие-то из них улучшают условия жизни и дают человеку новые возможности для личностного роста, а другие, напротив, разрушают сложившийся порядок и не предоставляют ничего взамен, способствуя только деградации и обнищанию населения. Поэтому любые глобальные изменения стоит семь раз отмерить, а потом уж отрезать.

Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Идейно-художественное своеобразие романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Политические и социальные проблемы в обществе. Формирование человека новой эпохи – разночинца-демократа. Образ предреформенной деревни. Изменения в отношениях господ и крестьян.

Рубрика Педагогика
Вид разработка урока
Язык русский
Дата добавления 25.12.2014
Размер файла 19,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:
Штольц Андрей Иванович — один из главных героев: сочинение

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разработка урока по литературе

Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Боронина Ирина Арменовна

Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом.

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С. Тургенева .

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала “Живое отношение к современности”. Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

тургенев социальный предреформенный разночинец

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева – художника проступает и в романе “Отцы и дети”, написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

– Индивидуальное задание уч-ся.

Вопрос классу:

Что еще вы знаете об этой эпохе?

Примерный материал ответов:

– Время действия романа – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, — писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, — так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С. Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

Зачем И.С. Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в “Отцах и детях” начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля – разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Какое значение имеет пейзаж, данный автором во 2 главе, определите его характер?

Выделите ключевые слова, фразы.

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим “деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами” (“деревеньки”, “избенки” – сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: “как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, “исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички – “обтеханные на плохих клячонках”. Хозяйство крестьян скудное, нищенское: “покривившиеся молотильные сарайчики”, “опустелые гумна”.

Читайте также:
Обломов общечеловеческий тип.: сочинение

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина ( вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем – везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг (Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет. небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить. »

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет. небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Д/З: Перечитать 5-9 главы

Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении?

Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга?

Сравните портреты героев.

Краткий пересказ основных моментов биографий героев

Биографию Базарова составить на основе текста.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение классификации методов (чтение произведения, анализ, комментирование, творчество по мотивам прочитанного) и приемов обучения литературе. Характеристика исследовательской деятельности учащихся на примере изучения повести Ивана Тургенева “Ася”.

курсовая работа [71,6 K], добавлен 18.03.2010

Жизнь и деятельность В. да Фельтре, традиция ренессансного воспитания в “Доме радости”. Формирование концепции человека в трудах М. Монтеня. Формирование личности и педагогической процесс по Эразму Роттердамскому, образ государя как модель человека.

дипломная работа [93,9 K], добавлен 20.07.2014

Гиперактивность, основные проявления, критерии ее оценки. Понятие тревожности, портрет тревожного ребенка. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, тревожными детьми, детьми “Индиго”. Сопровождение адаптации первоклассников, рекомендации учителю.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 17.01.2016

Семья как колыбель духовного рождения человека, ее значение в формировании личности. Оценка важности правильного поведения родителей в семье, его значение в воспитании маленького человека. Взаимоотношения семьи и школы. Истоки подростковой преступности.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 07.06.2011

Диалектизм – значимая единица языка в романе М.А. Шолохова “Поднятая целина”. Отражение живой диалектики в произведении. Общее понятие диалектической лексики. Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе. Народная мудрость на страницах романа.

курсовая работа [52,8 K], добавлен 05.01.2009

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: