Обломовщина в наши дни: сочинение

Сочинение: Обломовщина как тип жизни в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

(601 слово) В 1858 году Иван Александрович Гончаров написал свой знаменитый роман «Обломов». Уже через год данное произведение было опубликовано в «Отечественных записках». А первая часть романа – «Сон Обломова» — вышла в свет уже в 1849 году в «Литературном сборнике». Свое произведение выдающийся писатель создал в направлении реализма. Об этом свидетельствуют многие признаки. Автор реалистично отобразил действительность, а также изобразил типичных для того времени героев. И центральная проблема тоже характерна для реализма. Обломов является ленивым человеком, и вся его жизнь становится прозябанием, но самое страшное, что это состояние характерно для многих помещиков того времени. Благодаря этому герою и десяткам таких же в народе закрепилось выражение «обломовщина». Рассмотрим поподробнее, что характеризует данное понятие.

Понятие «обломовщина» означает равнодушие ко всему, кроме комфорта. Главный герой, подобно остальным жителям Обломовки, относился с чрезмерным безразличием не только к жизни окружающих, но и к собственному существованию. Илья Обломов не интересовался ничем, он ни к чему не проявлял стремления. Он даже жил в грязи и терпел неопрятность слуги, то есть соглашался на все, лишь бы ничего не делать. Недаром Иван Александрович акцентирует внимание на описании жизненных ориентиров жителей родной деревни героя. Однажды они увидели мёртвого человека, который проживал в другой деревне. Однако они не наводили панику, ведь, по их мнению, они не имели никакого отношения к жизни других деревень. Одна семья годами жила в доме, который дышал на ладан, и ни у кого не доходили руки, чтобы исправить положение, хотя люди находились в смертельной опасности. Такова норма жизни для Обломова.

Также под «обломовщиной» понимается нежелание трудиться. Читатель замечает, что Обломовы-старшие ничего не делают самостоятельно, во всем полагаются на крепостных. Даже надеть носки барину помогают слуги. Илья, как и родители, не отличался особой тягой к труду, поэтому он не мог даже управлять собственным хозяйством. И все обязанности по дому Обломов поручает Захару, а потом и Агафье Пшеницыной. Также с делами герою помогал Штольц. Главным противником Обломова был любой труд. Илья Ильич старался избавиться от всяких дел. Он стремился либо вовсе отказаться от них, либо возложить обязанности на других.

Кроме того, понятие «обломовщина» означает постоянное желание жить в покое. Несмотря на то, что герой рос активным и любопытным мальчиком, он со временем превратился в апатичного и ленивого человека. На образ жизни персонажа, главным образом, повлияло воспитание. Ведь родители все время ограждали своего сына от всякого умственного и физического труда, а также запрещали активные игры, поиск новых впечатлений и другие источники хоть какого-то разнообразия в жизни. Апатия и лень являются основным принципом обломовщины. Все жители деревни, подобно главному герою романа, мечтают о тихой и размеренной жизни. Например, писатель показывает, какое большое внимание в деревне уделялось приёму пищи. К этому делу жители подходили с особой серьёзностью и ответственностью. Иван Александрович утверждает, что прием пищи является «главной жизненной заботой» для обитателей деревни. После обеда в Обломовке все погружалось в сон. Каждый день жителей деревни включал в себя послеобеденный сон. Таким образом, вкусная еда и глубокий сон были главными жизненными ценностями в деревне Обломовке. Именно в такой обстановке и рос Илья Ильич. Поэтому весьма не удивительно, что герой вырос таким бесцельным человеком. Персонаж оказался совершенно не приспособленным к реальной жизни. Маленькие трудности и невзгоды уже представляли для героя большую катастрофу. Поэтому Обломов находит идеальную жизнь рядом с Агафьей Пшеницыной — русской женщиной, которая сама остановит коня на скаку и сама войдет в горящую избу. А Илья Ильич будет просто лежать и ждать обеда.

Можно утверждать, что в произведении «Обломов» Иван Гончаров раскрыл очень важные проблемы, а также обозначил суть понятия «обломовщина». Известно, что данное выражение стало нарицательным благодаря известному критику Добролюбову. Критик очень подробно рассмотрел проблему, поднятую в романе Гончарова, в своей статье. Явление обломовщины является губительным для общества, поэтому каждый человек обязан задуматься и искоренить симптомы этой душевной болезни.

Актуальность романа И.А. Гончарова «Обломов» в наши дни

В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста, о том, что нужно ставить перед собой задачи и выполнять их, что нужно трудиться, чтобы достичь успеха.

Героем романа является Илья Ильич Обломов, пассивный, ленивый, потерянный в своем мире. Ему намного интереснее лежать и лелеять свои мечты, которые никогда не осуществятся в реальность, потому что лень встать с дивана и пойти осуществлять свои мечты в реальность.

В детстве Обломов жил в деревне, его семья чрезмерно опекала и баловала. Не развили в нем привычки труда и стремления добиваться в этой жизни успеха. В основном все привычки идут с детства, начиная с воспитания, к сожалению Обломова, воспитали так, что в жизни можно быть лентяем, валяться в постели до обеда и ничего не делать. Илья Ильича все устраивало в его жизни, он не хотел менять свою жизнь к лучшему. Ему очень сложно было преодолевать свою лень, и начинать новую жизнь.

Штольц, единственный друг Обломова, он является противоположностью нашего героя. Он легкий на подъем человек, стремящийся добиться продвижения в карьере и построить крепкую счастливую семью. В 21 веке его можно сравнить с успешным, целеустремлённым человеком. Он готов побороть свою лень, развиваться и стремиться к лучшему. Штольц даже знакомит Илья Ильича с героиней романа Ольгой Ильинской. Но у этих отношений изначально не было будущего. Наш герой погряз в рутине свое жизни, привыкший ничего не делать и как всегда валяться на диване. К сожалению Обломов не изменился даже ради любви. Хотя многих, Любовь окрыляет и склоняет к поступкам и подвигам, но здесь совершено другая ситуация.

Читайте также:
Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова: сочинение

Наверняка каждому приходила в голову мысль, о том что. «Хочу жить хорошо, но ничего для этого не делать». Но так не бывает, нужно стремиться добиваться своих целей, для того чтобы прожить свою жизнь достойно, и оставить после себя след.

«Современный Обломов» многие, из которых находятся в поиске себя, и начинают уходить от настоящей жизни, уходят от проблем и ответственности. Роман Гончарова очень актуален на сегодняшний день. Обломов – герой, которым, не захочется становиться ни при каких обстоятельствах. Мое мнение, что это книга, должна мотивировать становиться лучше, чем ты есть и стремиться к саморазвитию и бороться со своей ленью, эта книга очень актуальна в наши дни.

Уживется ли Обломов в наше время?

Для того чтобы рассуждать, уживётся ли Обломов в нашем времени, нужно сначала понять, в чём состоят различия эпохи Обломова (вторая половина 1850-х) и нашей эпохи (2018 год).

Во второй половине 1850-х с началом царствования Александра II процветала либерализация в общественной жизни людей. Казалось, что активные граждане могут теперь работать не только на собственное благо, но и на благо государства. Однако тогда ещё не было отменено крепостное право, сохранялась старая социально-политическая система, привилегированным было положение дворянства. Как не отметить, что во второй половине всего 19 века не было мощных народных выступлений, политическую инертность проявляла и буржуазия, поэтому в России процветал консерватизм.

Однако понимание необходимости обновления страны было. Это и подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.

Эпоха 1850-х годов открылась «мрачным семилетием» (1848-1855). Правительство, напуганное событиями в Европе, среди которых Февральская революция во Франции, начинает остро реагировать на внутрироссийские обстоятельства. Принимаются усмирительные меры в отношении оппозиционных настроений русского общества.

Люди 1840-х годов, цвет русского дворянства, для которых сама идея революции была неприемлема, тем не менее очень болезненно воспринимали победу в Европе и ситуацию политического террора России.

С середины 1850-х годов Россия переживает пору духовного подъёма. Цензурные ведомства всё ещё ведут борьбу с литературой и журналистикой, но перевес общественных сил и растущее настроение надежды на скорые перемены уже налицо.

Получается, что во второй половине 50-х годов 19 века столкнулись два полюса общества: инертная консерваторская буржуазия и практические деятели, энтузиасты. Вот и представители этих двух полюсов из романа «Обломов» — сам Илья Ильич и Андрей Штольц.

Что же касается нашего времени, то, конечно же, от обломовых никуда не деться: они будут всегда в силу человеческой природы и слабости. Но можно ли назвать «обломовщиной» (нарицательное слово для обозначения личностного застоя, рутины, апатии, лености. Обломовщина также включает в себя склонность к созерцательному, неторопливому образу мышления, мягкости души) современный русский тип? Думаю, что нет. В России сейчас больше активных штольцев, хоть и консерваторов, но устремлённых «вперёд». Обломовым в России, к тому же, даже на бытовом уровне жить очень трудно: квартиры, которые им могли достаться по наследству, уже устаревают, подлежат ремонту, а на ремонт у этих людей не хватит средств, и духу тоже не хватит. Да и в жёсткие рамки общества не вместятся такие обломовы: ведь куда ни посмотри, сегодня все только туда и идут — на работу.

Но если у нас в стране, недавно вышедшей из ущербного положения и развивающейся сейчас, обломовых все же немного, то у наших соседей на континенте дела обстоят иначе. И эти соседи есть европейцы.

Под прикрытием «толерантности» Европа подвергает себя самоуничтожению, принимая беженцев, полных сил и энергии, в свои просторы, где мечтающим обломовым даже в голову не придёт продвигаться, и уж тем более притесняя иностранцев! Сейчас в Лондоне больше врачей индусов и пакистанцев, чем англичан. Полные бездействия, они, может, и переживают за судьбу своей родины, но решать проблему точно не собираются. Церкви — международные реликвии — продаются теперь в Европе. Христианские храмы сносят, продают на рынке недвижимости или передают иноверцам. И с этим никто ничего сделать не может…

Эти обломовы, отуманенные мыслью о благородстве, теряют своё достоинство, свою страну, культуру, будущее! И если Обломову в России жить хоть и трудно, он не нанесёт серьёзного урона обществу, в отличие от европейских обломовых, на каждом из которых лежит тяжёлый груз ответственности за историю своих предков и историю своих потомков.

Анна Кондрашова, 10-а

Обломовщина в наши дни

Вершиной творчества И. А.Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Это произведение необыкновенно богато по содержанию. В нем передана вся жизнь России середины 19 века. На мой взгляд, можно сказать, что это энциклопедия внутреннего мира дворянства 19 века. Благодаря этому роману и его центральному персонажу в наш обиход вошло выражение «обломовщина». Что же оно обозначает? Главный герой романа – ленивый Илья Ильич Обломов. Он целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Даже его внешность подчеркивает лень и безвольность героя: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Ильи Ильича – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который только и делает, что обманывает своего хозяина. Идеал жизни Ильи Ильича – это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Он мечтает проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов лишний человек в своем времени, в своей эпохе, вообще, в жизни. Иногда кажется, что любое движение, духовное или физическое, у этого героя полностью отсутствует. Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе неслучайно. Можно сказать, что это его нравственный выбор. Просто Обломов не хотел жить так, как живет окружающее его светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И, на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается смысл его жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Все его интересы сузились до бумажной работы, дальше которой он не видит и не хочет видеть. Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев — просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет роковую роль в судьбе Ильи Ильича. Именно от такой жизни и отказался Обломов. Этот герой по своей сути – добрый и благородный человек. Недаром Штольц называет его «золотым сердцем». Кроме того, Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. Поэтому я считаю, что в нем изначально очень много хороших качеств. Об этом говорит и то, что когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги. Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с физическим «замиранием», Илья Ильич останавился и в своем духовном движении. Причина того, что Обломов стал лишним человеком, не только в черствости и бездуховности окружающего его мира. Главная причина смерти Ильи Ильича – его страх перед жизнью, безволие и беспомощность, которые герою привила его Обломовка. Именно из-за нее жизнь Обломова можно назвать никчемной и даже трагической. Я считаю, что наше время, как и в любое другое, черты обломовщины встречаются очень часто. Можно сказать, что это исконная человеческая, даже общемировая, черта. Мало кто из людей полностью повторяет судьбу героя романа: лежит на диване и совершенно ничего не делает. Хотя немного раньше, в годы существования Советского Союза, «обломовский» образ жизни вели люди, протестовавшие против тоталитарного режима. Таким образом они выражали свое недовольство господствующем строем, режимом «совка». Сейчас же среди молодежи бездействие не в моде. В наше время популярна мысль о том, что судьба человека в его руках. Поэтому можно сказать, что современная эпоха – это скорее время Штольцев, а не Обломовых. Но во многом это касается людей молодого поколения. Среди людей среднего возраста, а, тем более, пожилых, много таких, кто не сумел приспособиться к условиям «дикого капитализма». Многие люди просто не могут принять моральных и нравственных устоев нового времени, часто ставящих во главу угла не духовное, а материальное. Поэтому такие «обломовщики» замыкаются, никак не проявляют себя в новых условиях. Эти люди видят в теперешней России только плохое. С утра до вечера они ругают правительство и не хотят найти в существующей жизни ничего положительного. Мне кажется, что существовать так почти невыносимо. Теряется смысл жизни. Поэтому можно сказать, что, как и Обломов, эти люди прозябают, постепенно умирая и духовно, и физически. В любое время существовали люди безвольные, боящиеся жизни, самостоятельных решений. Это тоже одно из проявлений «обломовщины», может быть, самое страшное. Патологически безвольных людей мало, но похожие черты можно встретить почти у каждого человека, стоит лишь оглянуться вокруг. Зная о судьбе героя романа «Обломов», невольно начинаешь задумываться, как найти «золотую середину» в своей жизненной позиции? Как, не черствея душой, не забывая о самом главном, быть успешным в жизни, действовать и быть счастливым ? Думаю, это возможно. Всего лишь стоит попытаться перенять «золотое сердце» Обломова и неуемную энергию и рациональность Штольца.

Читайте также:
Загадочный Андрей Штольц (о романе «Обломов» И. А. Гончарова): сочинение

Докажите что Обломов есть в каждом из насЧто написать для сочинения-рассуждения?

Докажите что Обломов есть в каждом из насЧто написать для сочинения-рассуждения?

Обломов, обломовщина — сегодня трудно встретить человека, которому был бы незнаком смысл этих слов. Что же несет в себе образ героя, который пролежал на диване большую часть своей жизни, только иногда отлучаясь в “большое кресло”, в котором тоже располагался полулежа? Что означает само понятие “обломовщина”, которое известный критик Н.А. Добролюбов определил как национальную черту русского характера? Действительно ли среди нас так много Обломовых?

Обломовщина, по словам критика, — это разлад между человеком и обществом, между “великими силами”, заложенными в человеке, и его “ничтожными делами”. Это магический круг, страшная сила, “окаменелое царство”, порожденное реальной жизнью российского помещика. И все обломовцы твердо убеждены в безусловном совершенстве этого царства, своего образа жизни, главные принципы которого — ничегонеделание, праздность, лень, меланхоличные рассуждения о какой-то иной жизни и непонимание, неприятие этой, иной, жизни. Все беспокойные, тревожащие душу, нарушающие их безмятежный покой вопросы чужды натуре этих людей, их воспитанию, обстоятельствам и всему укладу их жизни.

Обломовщина — это целое мировоззрение, способ существования людей, которым не нужно каждый день суетиться, трудиться во имя, “хлеба насущного” — у них и так все есть. Идеалом таких людей является безмятежная жизнь, безграничный, “вселенский” покой. И они уверены, что все другие люди вынуждены суетиться и что-то делать только с одной целью — достичь в конечном итоге этого самого покоя. Но было бы не совсем правильным утверждать, что обломовщина — это тупое, бездумное, абсолютно “растительное” существование. Обломов и ему подобные все же к чему-то стремятся, ими иногда овладевают романтические порывы, порывы к деятельности. Хотя даже при этом они остаются довольно “земными”.

Обломов, например, хочет работать в кабинете, проводить дорогу в деревне, прочесть новую книгу и прочее, но, как правило, дело дальше желаний не идет. Фантазии так и остаются фантазиями. Воплотить их в, жизнь обломовцы не могут (да и хотят ли на самом деле?), так как это нарушило бы привычное течение их жизни, их покой. Поэтому они продолжают только мечтать.

Читайте также:
Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»: сочинение

Не случайно Н.А. Добролюбов говорил: “В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и рано еще писать нам надгробное слово”. Разница, по словам критика, “только в том, до какого момента вы доходите в вашем развитии. Илья Ильич доходил до того, что привставал с постели, протягивал руку и озирался вокруг. Иные так далеко не заходят; у них только мысли гуляют в голове, как волны в море (таких большая часть); у других мысли вырастают в намерения, но не доходят до степени стремлений (таких меньше); у третьих даже стремления являются (этих уж совсем мало)…” Пожалуй, лучше и не скажешь!

Обломовщина как явление русской жизни может принимать разные формы. Зараженный этой болезнью не обязательно целыми днями лежит на диване, закутавшись в уютный халат и предаваясь сладким мечтам. “Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых его слов знаю, что это Обломов,— писал Н.А. Добролюбов, — если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов… Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих нее те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесен в старую, Обломовку… Остановите этих людей в их шумном разглагольствовании и скажите; “Вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать? Они не знают… Предложите им самое простое средство, — они скажут: “Да как: же это вдруг?” Непременно скажут, потому что Обломовы иначе отвечать не могут… Продолжайте, разговор с ними и спросите: что же вы намерены делать? — Они вам ответят… “Что делать? Разумеется, покориться судьбе. Что же делать! Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело, невыносимо, но…”

Таких Обломовых встречали раньше в среде крестьян, интеллигентов, рабочих. А многие писатели находят истоки обломовщины в русских сказках: мудрый Иванушка-дурачок; богатырь Илья Муромец, который “сиднем сидел тридцать лет и три года”. Но присмотримся к нашей, современной действительности. Разве не встречаются нам сейчас люди, подобные Обломову? К сожалению, сейчас мало что изменилось. Обломовы, конечно же, существуют в наши дни. Я, например, часто замечаю проявления обломовщины среди современной молодежи. Не хочу сказать, что все они окончательные лентяи, не ищущие и не находящие стебе применения. Но часто молодые люди просиживают целыми днями перед телевизором или в Интернете. Или с отсутствием всякой мысли на лице круглосуточно слушают музыку (которую часто и. музыкой не назовешь — так, просто “фон”). “А что, — рассуждают они, у меня есть все, что мне необходимо, ну или почти все. Если захочу еще что-нибудь — родители купят (дадут, достанут), мне самому к делать ничего не придется. Да и зачем? Родители все решат за меня, все устроят наилучшим образом: выберут “правильный” институт, оплатят учебу, найдут какую-то “не пыльную” работу, постараются: обеспечить жильем, может, и машину подарят…” Согласитесь, как же это похоже на рассуждения барина Ильи Ильича Обломова: “Разве недостает мне что-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому. Стану ли я беспокоиться, из чего мне? ” И действительно, чего ему беспокоиться — ведь “у него есть Захар и еще триста Захаров”, так и у современных Обломовых есть родители, друзья в знакомые, готовые прийти на помощь, подставить плечо, оказать услугу.

Беда в том, что у всех современных Обломовых нет в жизни дела, которое бы занимало их полностью, которое стало бы для них необходимостью. Дела, потеряв которое, они потеряли бы смысл жизни. Иногда мы встречаем людей, которые не довольны своим положением, которые говорят о стремлении к лучшей жизни, но как часто все это остается только словами, мечтами! Это все у них чужое, наносное, временное. А в глубине души каждый из них мечтает об одном — о невозмутимом покое, праздности, ничегонеделании. Это ли ее обломовщина?! Как много людей, к сожалению, с радостью оставили бы все дела, если бы блага доставались им не трудом, а за счет кого-то, просто были даны ям, как неотъемлемая часть их существования. Это значит, что в жизни они не нашли себе применения, по-настоящему своего дела.

Действительно ли это только русская черта? Не знаю. Возможно, и даже скорее всего, Обломовы встречаются и за рубежом, во всем мире.

Человек, не пораженный этой болезнью, сознательно идущий по своей дороге, не только понимает, что ему дано много сил, но знает и то, что у него есть определенная цель. Эта цель не обязательно великая, но человек точно знает, какая это цель и что ему необходимо сделать для ее достижения, а главное, делает это.

Если мы понимаем, что обломовщина глубоко укоренялась в нашей жизни, понимаем, что это болезнь, то нужно вовремя вспомнить, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Профилактика — залог здоровья, а значит, нельзя допустить, чтобы желание лежать на диване, укутавшись в мягкий халат и предаваясь сладким грезам, ваяло над нами верх. Думаю, в этом нет ничего сложного. Нам не нужно ничего изобретать, все рецепты уже готовы: “не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”, “не позволяй душе лениться”… Все эти прописные истины знакомы нам с детства, но, может бить, стоит серьезнее отнестись к тому, что заложено в этих словах? Нужно найти свою цель в жизни, любимое дело, занятие которым станет потребностью души, нужно не бояться преодолевать трудности, ведь они непременно встретятся на жизненном пути, и нужно быть к этому готовыми. Чтобы жизнь не стояла на месте, чтобы общество наше развивалось, мы должны, наконец, прислушаться к мудрому совету Добролюбова и объявить войну Обломовым в себе и в окружающих и сказать “всемогущее слово “вперед!”… которого так давно и томительно ожидает Русь”.

Читайте также:
Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Штольц, Ольга, Захар и компьютер

Обычная городская квартира — немного запущенная и не очень уютная. Мебели минимум, самое важное — диван и компьютер — в центре комнаты. Все обмотано пузырчатой пленкой, очевидно, не снятой после давнего переезда из-за лени. Здесь живет бездельник Илья Обломов. Он не работает, не учится и не очень беспокоится по поводу окружающего его бардака. Где-то далеко есть имение, но заниматься им Илье тоже лень. Да и некогда: дни и ночи напролет он играет в тетрис.

Эта игра — тоже один из символов времени — в какой-то момент становится и частью декораций. Обломки, вынесенные в название спектакля, — это фигуры, которые игрок должен выстроить в ряд.

«Из этих узнаваемых фигур, частей и обломков состоит стена, которую очень легко разрушить, как и жизнь самого Обломова. Этому способствуют, конечно, бесконечные советчики Ильи, которые почему-то знают, как для него лучше. Если бы не это вмешательство в его жизнь, может, все было бы совершенно иначе», — объясняет Михаил Уманец.

Вместе с Обломовым живет добродушный Захар — уже не слуга, а просто сосед, и не старик, а ровесник. Он то ли дальний родственник главного героя, то ли друг, который выполняет работу по дому за возможность бесплатно жить в квартире.

Поставить спектакль «Обломки» — идея Михаила Уманца, не только режиссера, но и одного из ведущих актеров «Школы драматического искусства». После «Путешествия Пушкина в Африку», премьера которого состоялась в прошлом сезоне, Уманец решил снова обратиться к русской классике.

«Мне захотелось перечитать “Обломова”, — говорит он. — В школе этот персонаж мне категорически не нравился. Я считал его лентяем, который ждет, когда кто-то приедет и все решит и сделает за него. А сейчас мне показалось, что в нем есть что-то большее, чем просто лень».

Уманец сохранил в постановке оригинальный сюжет, но добавил к нему небольшую детективную линию. Артист Аркадий Кириченко играет двух персонажей: католического пастора (в него превратился безликий человек из романа по фамилии Алексеев) и главного злодея Ивана Мухоярова, который заставляет Обломова подписать роковое заемное письмо. Изменения коснулись образов возлюбленной Обломова Ольги, а также его друга Штольца. В спектакле у них появляется профессия.

«Я вспомнил, что в сериалах похожий на Штольца герой чаще всего является каким-нибудь доктором. А потом понял, что Ольга должна работать в его клинике. Алине Ходжевановой, которая играет ее, я предложил воплотить не тонкую натуру, которая вырисовывается в романе, а строгую целеустремленную женщину-врача, знающую, что она хочет от жизни. Наша Ольга не витает в облаках», — говорит режиссер.

Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?

Обломов и «обломовщина»

Роман «Обломов» является вершиной творчества И.А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни «честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40–50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.

Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек «лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы «Сон Обломова», а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием.

Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие. Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни. Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: «Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

Читайте также:
Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Обломов: сочинение

Обломов и сам понимает, что не достоин Ольги, хотя любит ее искренне и бескорыстно. Их история любви красива и романтична, но у нее не может быть продолжения, потому что Илья и Ольга – разные люди. Если он представляет себе будущее в тихих, спокойных прогулках по саду, приятных беседах, встречах гостей, то для нее – это непрерывное движение вперед. Но именно Ольга сумела разглядеть иные, присущие цельной натуре, черты характера Обломова: честность, открытость, способность на глубокие чувства. Все эти качества чужды дельцам и карьеристам, которые периодически появляются у дивана Ильи Ильича. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной и деятельной жизни, которую действительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог разговору с ним и выносит отрицательную оценку. Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни светские успехи, потому что он видит в них только бесполезную суету. Его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. Выросший на лоне русской природы, среди покоя и тишины, окруженный заботой и лаской, он не мог найти себя в расчетливом и суетливом мире большого города, в обществе, в котором, по его мнению, нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии».

Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к «вечным» образам не только русской, но и мировой литературы. Фигура главного героя неоднозначна и вызывает у читателей различные мнения. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым, «голубиным», сердцем. Другие отмечают, главным образом, его лень и апатию, бесполезность и никчемность. Но автор, работая над романом, стремился к тому, чтобы читатель соединил все образы произведения в одно целое и смог составить представление о русской жизни и актуальных для этого времени проблемах. Рассказывая о жизни главного героя, Гончаров показал такое широкое понятие, как обломовщина. С одной стороны, оно включает в себя весь патриархальный уклад русской жизни с ее праздной сонливостью, культом еды, стремлением к тишине и покою, а с другой стороны – поэтичность, доброту и любовь. Слово «обломовщина» впервые произносит Штольц – друг Ильи Ильича и его антипод. Когда Андрей понимает, что надежды на возрождение Обломова к жизни нет, он восклицает: «Погиб… Навсегда погиб!», а позднее говорит Ольге, что в доме Ильи царит «обломовщина». Это понятие становится одновременно и ключевым, и роковым для главного героя. Все попытки Андрея Штольца и Ольги Ильинской возродить Илью Ильича оказываются безуспешными: трясина апатии берет вверх и поглощает живое и чистое начало героя, приводит его личность к гибели – вначале нравственной, а затем и физической. Таков итог жизни доброго и думающего человека, способного в иных условиях принести большую пользу обществу. Истоки его трагедии коренятся в общественном укладе патриархальной России. Лень и апатия героя – результат воспитания и окружающих обстоятельств. Именно «обломовщина», справедливо названная Н.А. Добролюбовым чертой русского национального характера, искалечила судьбу главного героя и погубила его. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…» Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не могут оставить безразличными и читателя.

Слово «обломовщина» стало нарицательным благодаря критику Н.А. Добролюбову. В своей статье он подробно рассмотрел проблему, затронутую Гончаровым и не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем, говорит: «Наше имя легион», и он совершенно прав. Явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способно погубить многих людей. Поэтому каждый из нас должен задуматься, вовремя увидеть и искоренить признаки этой душевной болезни, способной «повергнуть человека в жалкое состояние нравственного рабства».

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • Биография писателя
  • История создания романа
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова
  • Сон Обломова
  • Обломов и Ольга

Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Обломов и обломовщина (по роману И. А. Гончарова «Обломов») (Второй вариант)

Началось с неуменья надевать чулки,

а кон­чилось неуменьем жить.

И. Гончаров. Обломов

«Обломов» — лучший роман И. Гончарова, над которым автор работал на протяжении десяти лет. В этом романе Гончаров не только ярко отобразил проблемы со­временной ему жизни, но и сделал вывод о причинах этих проблем, выразил свои убеждения и надежды. Благодаря глубине этого произведения имя главного героя со време­нем стало нарицательным, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне определенное, почти философское понятие.

Сам Обломов в романе — не кукла, не механизм, а живой человек со своими достоинствами и недостатками. Молодой, умный, образованный, глубоко порядочный, доб­рый, мягкий человек стал жертвой «обломовщины» — воспитания, общественной среды, — и именно из-за этого его судьбу можно назвать трагичной. Обломов задает себе вопрос: «Отчего я… такой», — и ответ можно найти в детстве героя, в его прошлом, поскольку в настоящей его жизни не случается практически ничего неожиданно­го, кроме напряженной внутренней борьбы Обломова с самим собой, в которой он в конце концов терпит поражение.

Читайте также:
Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: сочинение

Попадая в сон героя, мы имеем возможность перенес­тись в его детство, познакомиться с его родителями, с обра­зом жизни в благодатной Обломовке прошлого.

Мы видим Илюшу Обломова не таким, каким стал Илья Ильич, целые дни проводящий на диване. Любопытный и внимательный мальчик наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бес­сознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». И то, что он видел вокруг, «был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подо­бие смерти». Никто никуда никогда не спешил и не торо­пился в Обломовке, не прилагал усилий даже к выполне­нию самых насущных и необходимых дел: «жизнь, как покойная река, текла мимо них».

Бесконечное стремление Илюши к познанию окружаю­щего мира всегда пресекалось нянькой, которая была обя­зана следить, чтобы с ребенком ничего не случилось, и которая не спускала с него глаз. Лишь во время послеобе­денного сна Илюша освобождался из-под чужого контро­ля, поскольку все вокруг спали, но никто не мог и не желал объяснять ему что-либо, заинтересовавшее его пытливый ум, так как важными в доме считались лишь хорошая еда да крепкий сон.

Илюшино стремление к самостоятельности не только не поощрялось, но и гневно пресекалось родителями, ведь многочисленные васьки, ваньки и захарки всегда были к его услугам. Мысль о труде, о самостоятельном действии, об инициативе всегда претила обломовцам, потому что труд был их главным врагом, наказанием, наложенным «еще на праотцев наших». Используя любую малейшую возможность, в Обломовке избавлялись от работы, «находя это возможным и должным».

Так любопытный, энергичный, ловкий ребенок рос в ат­мосфере гиперопеки, как оранжерейный цветок, научаясь у окружающих спокойной и ленивой, апатичной и бездея­тельной жизни. Так он сам начал неприязненно отно­ситься к новому, а основание для собственной непрактич­ности и бездеятельности окружающих находил не в ре­альной жизни, которая была закрыта от него, а в нянюш­киных сказках о Емеле-дураке, ничего самостоятельно не делающем, а получающем от волшебной щуки исполнение различных желаний. Сказки, предания, суеверия так глу­боко укоренились в сердце Обломова, что он, повзрослев, часто грустил о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Чрезмерная забота родителей, беспокоящихся о том, что­бы Илюша хорошо и вовремя поел, не перетрудился во время обучения, не перенапрягся от самостоятельных усилий, отсутствие необходимости хоть что-то делать самому, а не командовать и покрикивать на слуг сформировали трудную на подъем, апатичную, ленивую и нерешительную натуру Ильи Обломова. Его бедой стало то, что он сам не знал, что он делать умеет, а что — нет, и это незнание делало его беспомощным при решении даже бытовых не­замысловатых вопросов.

Обломовщина искалечила судьбу главного героя, она же и погубила его, поскольку не дала проявить себя ни в дружбе, ни в любви. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое нача­ло, может быть, теперь уже умершее…» Материал с сайта //iEssay.ru

И все же мне кажется, что Обломов сумел подняться над обломовщиной хотя бы тем, что, оставаясь ее жертвой, он был думающей жертвой, оценивающей и самокритич­ной, с развитыми чувствами и богатой душой. Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не оставляют безразличными и нас. И все же беда Обломова в силе привычки, в том, что в его жизни «никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного, огня». А может, он просто не заметил этого пламени, погасив божью искру, дарованную ему свыше?

Заслуга Гончарова, а после и Добролюбова с его статьей «Что такое обломовщина» в том, что они пока­зали типичность обломовщины, которая жива по сегод­няшний день. Поэтому прав будет и Илья Ильич, де­лясь своими мыслями со Штольцем: «Наше имя легион». Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушаю­щее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение что погубило и.обломова
  • в чем причина бездеятельности обломова
  • сочинение обломов и обломовщина
  • это ядовитое слово обломовщина сочинение
  • обломовщина это беда или благо

Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение

Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать выводы. Таким образом, можно сказать, что творение «Обломов» считается поучительным, помогающим взять себя в руки и не допустить того, что произошло с главным героем.

Главный герой романа – Илья Обломов. Его описывают как человека ленивого, ничего уже не желающего в этой жизни, обессиленного, без силы волы, без цели, без всего подобного. Отсюда и название – «обломовщина», которое значит то, что это безысходность, лень и апатия, засасывающая всё глубже и глубже, из которой уже невозможно выйти, выбраться.

Однажды у Обломова появился шанс всё исправить, взять себя в руки. Но и тут герой сдался, поддался своей лени и привычного апатичному образу жизни. Не пожелал побороться даже ради любви, которую он испытал впервые. И сильные чувства не смогли его растопить, заставить слезть с любимого дивана. Видимо он-то и оказался всех любимей, желанней и нужнее. Это, безусловно, печально.

Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.

Читайте также:
Образ Андрея Штольца в романе И А Гончарова «Обломов»: сочинение

Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.

Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность. Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей. Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.

События, произошедшие в романе Гончарова «Обломов», есть ни что иное как реальная ситуация, которая встречается и в нашей жизни. И по сей день можно наблюдать эту самую, так называемую «обломовщину». Это понятие глубоко внедрилось в оборот употребления в настоящем времени. Именно таким словом охарактеризовав, все смогут понять, данную ситуацию, потому как «обломовщина», – это безнадежная лень. Иными словами, Обломов – человек, равнодушный к окружающему миру, живет только дома, и в этом только видит интерес, если можно так вообще сказать.

Вариант 2

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.

Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.

Главный герой Илья Ильич Обломов – это утрированный образ пресытившегося жизнью помещика. Он, имея незаурядный ум, фантазию и творческие идеи, прозябает, лежа на диване. Илья Обломов погрузился в кокон комфорта и состояние, кажущееся немыслимым читателю, полностью устраивало мужчину. Его друзья, оставшиеся со времен юности, пытались вытащить его из рутины, развлечь, вдохнуть новую жизнь, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Полнейшее обнищание и запустение его родного имения «Обломовка», выселение из квартиры за неуплату долга, ничто не способно было расшевелить Обломова, пробудить в нем интерес и заставить совершать какие-либо действия. Герой умирает, не сделав ничего хорошего и ничего плохого. Только начавшие пробиваться ростки духовной и умственной деятельности, так и завяли в тернии беспросветной лени и бесконечного сна. Его жизнь была пустой и бессмысленной. Но, как ни странно, Обломов оставил после себя потомство в лице сына, но из-за своей скорой смерти воспитывали его чужие люди.

Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».

Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?

Актуальность темы романа «Обломов» не утеряна и по сей день. Автор утрированным образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» – слова Гоголя здесь как нельзя более уместны. «Обломов» в той или иной степени живет в каждом человеке и от нашего характера, который закаляется силой воли, принуждением своего спящего «Я», словно дамасская сталь, превращается в безупречное оружие под ударами тяжелого молота умелого кузнеца.

Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.

Сочинение Обломов и обломовщина

В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров затрагивает множество тем, которые остаются актуальными и в наше время. Однако отдельно мне бы хотелось выделить понятие так называемой обломовщины, слова, уже успевшего стать поистине нарицательным.

Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным. Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства. Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.

Именно Штольц впервые упоминает термин «обломовщина» по отношению к Илье Ильичу, стремясь показать, что Обломов находится в постоянном состоянии апатии и личностного застоя по причине банальной невозможности и нежелания духовно обогащаться, развиваться, да даже продвигаться по той же карьерной лестнице. Вся жизнь Ильи Обломова – это бездействие, эскапизм и инфантильность.

Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.

На мой взгляд, в своём романе «Обломов» Иван Гончаров стремился показать, к чему приводит жизнь в бездействии. Действительно, даже будучи очень хорошим человеком, Илья Ильич Обломов так и не смог найти истинное счастье в непосредственной реальности. Вся его жизнь заключалась в мире фантазий, а в действительности он был просто неудачником, чей образ жизни заключался в одном лишь слове – в обломовщине. Я полагаю, что это беда очень многих людей, и данное понятие знакомо каждому из нас, главное – уметь вовремя из него выйти и возвратиться к размеренной жизни, не давая лени и апатии захватить разум и усыпить силу воли, ведь сила человека в непрерывном саморазвитии и самореализации, но никак не в прожигании собственных лет впустую.

Читайте также:
Отчего я другой? (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

Павел Иванович Чичиков – один из самых неоднозначных героев в эпохе реализма. Гоголь становится новатором, провозгласив “итак, припряжем подлеца!”. Это говорит о том, что писатель стремился показать реальность такой

Однажды летом, в теплый день чернорабочий Прошка впазивал в грязном, темном углу хозяйской мастерской. Прошкин хозяин – Ухов Алексей Иванович, злой, жадный хозяин. Он дает Проше мало еды, а также постоянно на него ругается

Жизнь человека — это один сплошной выбор. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно принять решение, поступать так или иначе.

В мистической книге Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» содержится две части, в них написано восемь повестей. Они все объединены мистикой Гоголя, это и заколдованное место, и черт, и мачеха – ведьма, и даже колдун

На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

Сочинения на тему «Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова»

Произведение И. А. Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Автор затронул множество социальных вопросов, некоторые из них актуальны до сих пор. Основная общественная проблема того периода — нежелание дворянства принимать новые правила и меняться. Обломов и обломовщина в романе Гончарова играют важную роль, которая заключается в том, чтобы показать неидеальный мир и проблемы разных слоев населения.

  1. Анализ произведения
  2. Происхождение термина
  3. Обстановка в Обломовке
  4. Примеры сочинений
  5. Первый вариант
  6. Другой образец

Анализ произведения

Главный герой в произведении не хотел менять свою жизнь, медленно деградировал. Автор показал явление, которое породило этого персонажа, — обломовщину.

Происхождение термина

Гончаров впервые ввел новое понятие для русской литературы — обломовщина — в романе «Обломов». Этим термином он обозначил особую социальную тенденцию, характерную для русского народа. Слово «обломовщина» означало безволие, апатию, лень и чрезмерную мечтательность, когда иллюзии полностью заменяют реальность, что приводит к деградации личности.

Корни этого понятия пошли от имени главного героя — Облома Ильи Ильича и названия деревни, где он вырос. Обломовка была средоточием всего того, что привело к медленному угасанию главного героя как личности.

Изображение Ильи Ильича и обломовщины отражает постепенное изменение человека, в ходе чего у него возникают неестественные ценности и желания. В его представлении формируется ложный смысл жизни, что приводит к страху перед реальным миром.

Обстановка в Обломовке

Главный герой родился и провел свое детство в далекой, можно сказать оторванной от реального мира и центра России деревне — Обломовке. Она находилась в спокойной местности, с умеренным климатом без сильных дождей, ветров, а также бушующего моря. Деревня располагалась на холмах, ее характеризует следующая цитата: «сулило покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

В Обломовке все шло своим чередом, по привычному укладу, не меняясь долгие годы. В таких условиях выросли Илья Ильич и обломовцы. Они были ограждены даже природой от всяких невзгод, неприятностей и переживаний.

Народ в деревне жил от обряда к обряду, а именно в такой последовательности:

  • рождение;
  • свадьба;
  • похороны.

Умиротворяющая обстановка усмиряла их нрав. Это приводило к тому, что люди становились тихими, спокойными, безобидными и равнодушными ко всему. В деревне не происходило ничего, а самым страшным преступлением была кража овощей и круп.

Однажды жители обнаружили труп человека из соседней деревни, но сразу решили забыть об этом, ведь жизнь других общин их не касалась, соответственно покойник — не их забота. Когда им пришло письмо с описанием рецепта пива, обломовцы не хотели его открывать, так как боялись недобрых вестей, которые нарушат их привычный уклад.

Жителей нельзя было назвать трудолюбивыми и усердными, они считали трудовую деятельность повинностью, пытались сделать все быстро, чтобы поскорее освободиться от дела, ну или переложить его на плечи другого.

Примеры сочинений

Ознакомление с понятием «обломовщина» и образом жизни жителей деревни Обломовка поможет написать сочинение «Что такое обломовщина». В нем необходимо соблюдать композицию, которая состоит из вступления, основной и заключительной частей.

Первый вариант

Автор затронул важную проблему, характерную для общества XIX века. Дворянский класс застрял в пороках крепостного права, вел праздную жизнь. На примере главного героя произведения «Обломов» Гончаров описал кризис личности, который возник из-за отсутствия мотивации.

Обломов не желал что-либо делать. Большую часть времени пребывал в мечтах и грезах. Он представлял, как изменит жизнь крестьян, какие новшества внесет в жизнь деревни. А также Илья Ильич создал мысленный идеал будущей жены. Вот почему имя главного героя стало нарицательным, что означало нежелание что-либо делать.

Жители Обломовки не искали смысла жизни. Они вели беззаботный образ существования, ленились, имели пустые мечты. Такая жизнь постепенно вела их медленной деградации. Обломов хотел бы измениться, но усилий для этого не прикладывает. Он не совершает никаких поступков, поэтому ничего и не меняется. За него все делает его слуга Захар, такой же ленивый и апатичный. Обломовцы доживают свой век, не терпят перемен. Вот что такое обломовщина.

Читайте также:
Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Илью Ильича пытались изменить, но без его самостоятельного осознанного решения это было невозможно. Об Обломове заботились два человека, которые были полной его противоположностью, ими были следующие лица:

  • лучший друг Андрей Штольц, который самым первым произносит понятие «обломовщина» к Илье Ильичу;
  • возлюбленная Ольга Ильинская.

Можно сказать, Обломов и жители Обломовки различались тем, что Илья хотя бы попытался что-то сделать, пусть ничего и не вышло. После неудачной попытки он вернулся к прежнему бездельному существованию.

В сочинении хочу сделать такой вывод, что жителей Обломовки настиг кризис, так как они не понимали смысла своего бытия, ни к чему не стремились, кроме праздности и беззаботности, это и погубило их. Обломовщина — это проблема не одного человека, а знамение времени, которое имеет свои признаки, утопия.

В наши дни фантазии о лучшей жизни тоже актуальны. Люди мечтают, но большинство ничего не предпринимает, чтобы измениться. В лучшем случае многие только ставят цели, но достигают их лишь единицы.

Другой образец

Илья Ильич Обломов большую часть своей жизни пролежал на диване, мечтая о том, как он изменится. Это ленивый и безвольный человек. У него нет смысла жизни, что делает его лишним в обществе. Такие люди не могут принять новые общественные правила и устои. Праздный и спокойный образ жизни — вот что для них важно. Обломовцы не понимают, что достижение этой цели приведет их к деградации, ведь это ложный путь.

В доме у Обломова царит хаос и беспорядок. Его ничто не способно вдохновить. Главный герой носит старый и засаленный халат, можно сказать, что в доме он сам является деталью.

В своем сочинении на тему «Что такое обломовщина в „Обломове“» хочу дать определение этому понятию: это социальное явление, характерное для неряшливых людей, которые предаются лени, ведут отрешенный образ жизни, заменяют реальность мечтами. Можно сказать, что это тип опасный и «ядовитый» жизнедеятельности, который разрушает личность, духовный мир, способен сгубить человека.

На примере главного героя и жителей деревни автор показал, что это понятие характерно не только одной личности, но и целому социальному классу. Гончаров писал свою книгу в сложные времена. В обществе происходили изменения, часть людей принимали новшества, а остальные не могли приспособиться, к ним относятся обломовцы. Они сопротивлялись переменам, держались за старые взгляды, соблюдали свои обычаи и обряды, отчего и отрицали важность образования и труда.

На основании своего рассуждения, думаю, из-за того, что Обломов вырос среди таких людей, он не смог измениться, когда встретил Ольгу Ильинскую. В тот момент Илья Ильич уже сформировался как личность, поэтому ему было не под силу переменить себя. Семья передала ему свои ценности, которых он и держался. Ольга хотела сделать его живым и активным, но ей так и не удалось избавить мужчину от равнодушия к жизни. Девушка осуждала Обломова за пассивность, лень, неряшливость и отсутствие желания бороться за свое будущее.

Если кратко, то в итоге Илья выбрал в жены полную противоположность Ильинской, причиной стало его желание вести спокойную жизнь. После переезда на Выборгскую сторону он обрел то, к чему стремился.

Считаю, что понятие «обломовщина» — ведущая тема в романе, актуальная и сегодня. В современном мире многие люди также считают работу повинностью, с радостью ждут наступления пятницы, когда можно будет не работать.

Они мечтают, планируют, но так ничего и не делают. Большинство имитирует бурную деятельность, но если разобраться, конкретных изменений не происходит.

Обломов и «обломовщина»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Читайте также:
Сюжет и композиция романа Обломов: сочинение

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: