Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова: сочинение

Сочинение “Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова”

«Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе критиковал отсталые, косные и застойные нравы, присущие феодально-крепостническому порядку, породившему обломовщину: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель». Сущность и происхождение обломовщины раскрываются в романе с антикрепостнической, демократической точки зрения. Автор стремится доказать, что Обломова превратила в кисель, в «квашню» крепостная среда.

Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения «крещеной собственностью», «тремястами Захаров», что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом. Сам Илюша, как и большинство обитателей Обломовки, — незлой и добродушный человек. Но, по словам Добролюбова, «гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу». Апатия и неподвижность отражены Гончаровым даже во внешнем облике Ильи Ильича Обломова — изнеженного, обрюзгшего не по летам человека, который «наспал свои недуги».

В детстве все внушали Обломову мысль о его исключительности. Он обучался в пансионе, но служить не смог. Герой мечтает о путешествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Герой погряз в эгоизме, который сметает все хорошие качества, развивать которые в себе Обломов не испытывает необходимости. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в 06-ломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар от него.

Нравственное рабство Обломова заключалось в том, что, рисуя себе идеал ничем не нарушаемой и благородной праздности, беззаботной и привольной помещичьей жизни, обеспеченной трудом крепостных, он не видел ничего странного в получении оброка с крепостных крестьян и даже, несмотря на свое благодушие, «придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян». Но себе он не задавал вопросов о «своих отношениях к миру и к обществу», пользуясь правами, он не думал об обязанностях, поэтому «тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать». «Труд и скука были для него синонимы», и свою бездеятельность и никчемность Обломов довольно справедливо объяснял тем, что он дворянин.

Проявлением обломовщины была и болезненная мечтательность, выражавшаяся в маниловских фантазиях, одолевавших лежавшего на диване Обломова.

Непрактичность, беспомощность — характерные черты Обломова: «Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают… я ничего не знаю». Это незнание было типичной чертой большинства дворянской интеллигенции 40-х годов. Вся жизнь Обломова — это страшный, удручающий процесс постепенного духовного и морального оскудения человеческой личности, превращение живого человека в мертвую душу. Детские годы привили Обломову сибаритство и пассивность. Он учился в университете, интересовался литературой, потом служил, даже задумал научный труд, посвященный России, но все это закончилось обломовщиной. «Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. Его познания были мертвы… Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий… Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний».

Если человек воспитан «тремястами Захаров», то это обязательно будет иметь отрицательные последствия. Именно так воспитан Обломов, это ярко показано в главе «Сон Обломова». Помещичье-усадебная жизнь, с которой было связано детство Ильи Ильича, рисуется не только отрицательными красками, в Обломовке жили «добрые» и «счастливые» люди. Гончаров противопоставляет тихую патриархальную деревню и шумную, черствую и холодную столицу, говорит о том, что у каких-то нравственных ценностей, сохранившихся в Обло-мове, не городской, а деревенский источник. Но «Сон Обломова» — это не сказка о райской жизни и не идеал бесхитрост-ного, беззлобного и безмятежного существования. Здесь ярко просматривается социальная и просто человеческая неприглядность обломовского бытия. «Триста Захаров» убивают в мальчике всякую активность. Патриархальная замкнутость Обломовки, сначала умилительная, не пугающая, а весело удивляющая своей исключительностью, потом устрашает. Незлобивость Обломова в сложном мире социального неравенства оборачивается вполне реальным злом.

Читайте также:
Две философии жизни в романе И. А. Гончарова Обыкновенная история: сочинение

Помещичье начало осталось у Обломова не в одних бытовых привычках, в этом плане Илья Ильич больше похож на слугу Захара, чем на барина. В сознание Обломова глубоко проникла сословность. Его мечтания и планы бесплодны, но в них присутствует социальная сторона: Обломов «придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян».

Ничегонеделание Обломова — совсем не невинная вещь. Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвеич… какая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают… разоряют его именем мужиков… Он все это терпит безмолвно». Критик делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас ».

В истории жизни Обломова много драматического: он не до конца лишен духовной и нравственной жизни, в нем были заложены некоторые хорошие стремления и качества, недаром Ольга полюбила героя за его «голубиную кротость» и нравственную чистоту.

В своих суждениях Обломов часто проявляет критическое отношение к бюрократизму чиновников, к пустоте светского общества. Сам Гончаров с немалой долей сочувствия относится к своему герою, когда в Обломове пробуждается сознание своего постепенного падения. Гончаров передает его внутренний монолог: «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото, в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором».

Тоскливое настроение, охватывающее порой Обломова, свидетельствовало, что в нем есть настоящие человеческие чувства, иногда сопротивляющиеся неумолимой обломовщине. В своем романе Гончаров раскрывает тлетворное влияние страшной, засасывающей человека тины крепостных нравов, отсутствия труда, дела, духовных интересов, паразитического бытия помещичьего класса.

Напишите образ обломова в романе И.А.Гончарова “Обломов”. Буду очень благодарен.:)

u00abu042du0442u043e u0431u044bu043b u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043bu0435u0442 u0442u0440u0438u0434u0446u0430u0442u0438 u0434u0432u0443u0445-u0442u0440u0451u0445 u043eu0442 u0440u043eu0434u0443, u0441u0440u0435u0434u043du0435u0433u043en

u0440u043eu0441u0442u0430, u043fu0440u0438u044fu0442u043du043eu0439 u043du0430u0440u0443u0436u043du043eu0441u0442u0438, u0441 u0442u0451u043cu043du043e-u0441u0435u0440u044bu043cu0438 u0433u043bu0430u0437u0430u043cu0438, u0433u0443u043bu044fu0432u0448u0438u043cu0438n

u0431u0435u0441u043fu0435u0447u043du043e u043fu043e u0441u0442u0435u043du0430u043c, u043fu043e u043fu043eu0442u043eu043bu043au0443u00bb. u041eu043d – u0440u0435u0431u0435u043du043eu043a, u0431u0435u043bu043eu0440u0443u0447u043au0430 , u0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u0435u0433u043e u043cu0435u0434u043bu0435u043du043du044b, u0440u0443u043au0438 u043fu0443u0445u043bu044b,u0430 u043eu0442u0434u044bu0445u0430u0442u044c u043eu043d u043bu044eu0431u0438u0442 u043du0430 u0434u0438u0432u0430u043du0435. u0427u0442u043e u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u043bu044fu0435u0442 u0441u043eu0431u043eu0439 u044du0442u043eu0442 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a ? u0417u0430u0447u0435u043c u0413u043eu043du0447u0430u0440u043eu0432u0443 ” u0440u0438u0441u043eu0432u0430u0442u044c” u0442u0449u0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u0435u0433u043e u043fu043eu0440u0442u0440u0435u0442 u0438 u0434u0430u0436u0435 u043fu0440u0435u0434u043cu0435u0442u044b u043eu0431u0438u0445u043eu0434u0430 ?

u0427u0438u0442u0430u0435u043c u0434u0430u043bu044cu0448u0435 u0438 u0443u0437u043du0430u0435u043c, u0447u0442u043e u0418u043bu044cu044f u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043b u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0435 u043eu0431u0440u0430u0437u043eu0432u0430u043du0438u0435, u043bu043eu0433u0438u0447u043du043e u043cu044bu0441u043bu0438u0442, u0441u043au043bu0430u0434u043du043e u0438u0437u043bu0430u0433u0430u0435u0442, u0438u043cu0435u0435u0442 u0434u043eu0431u0440u043eu0435 u0441u0435u0440u0434u0446u0435. u041eu0447u0435u043du044c u0434u0430u0432u043du043e u043eu043d u0434u0443u043cu0430u043b u043e u0441u0432u043eu0435u043c u043fu0440u0435u0434u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0438, u0445u043eu0442u0435u043b u043fu043eu0437u043du0430u0432u0430u0442u044c u043cu0438u0440. u0412u043eu0442 u0435u0433u043e u0441u0443u0436u0434u0435u043du0438u0435 : u00abu0412u0441u044fn u0436u0438u0437u043du044c u0435u0441u0442u044c u043cu044bu0441u043bu044c u0438 u0442u0440u0443u0434, u0442u0440u0443u0434 u0445u043eu0442u044c u0431u0435u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu0439, u0442u0451u043cu043du044bu0439, u043du043e u043du0435u043fu0440u0435u0440u044bu0432u043du044bu0439u00bb.n u041eu043d u043bu044eu0431u0438u043b u0441u0442u0438u0445u0438. u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043du0430 u0433u043eu043bu043eu0432u0443 u0432u044bu0448u0435 u0441u0432u043eu0438u0445 u0441u043eu0431u0435u0441u0435u0434u043du0438u043au043eu0432 : u0422u0430u0440u0430u043du0442u044cu0435u0432u0430, ” u043fu0443u0441u0442u043eu0433u043e “u0412u043eu043bu043au043eu0432u0430, u0431u0435u0437u0434u0443u0448u043du043eu0433u043e u041fu0435u043du043au0438u043du0430, u043au0430u0440u044cu0435u0440u0438u0441u0442u0430 u0421u0443u0434u044cu0431u0438u043du0441u043au043eu0433u043e.

u041fu043e u0443u043cu0443 u0438 u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u044e u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u0441u0442u043eu0438u0442 u0437u043du0430u0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u0432u044bu0448u0435 u0441u0432u043eu0438u0445n

u0437u043du0430u043au043eu043cu044bu0445 u2014 u0412u043eu043bu043au043eu0432u0430, u041fu0435u043du043au0438u043du0430, u0421u0443u0434u044cu0431u0438u043du0441u043au043eu0433u043e, u0422u0430u0440u0430u043du0442u044cu0435u0432u0430. u041eu043dn u0438u0441u043au0440u0435u043du0435u043d, u043au0440u043eu0442u043eu043a. u0414u0440u0443u0433 u0418u043bu044cu0438 u0410u043du0434u0440u0435u0439 u0428u0442u043eu043bu044cu0446 u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u0434u0443u0448u0443 u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432u0430 ” u043fu0440u043eu0437u0440u0430u0447u043du043eu0439″, u0430 u0441u0435u0440u0434u0446u0435 ” u0432u0435u0440u043du044bu043c”, u043du0435 u043fu0440u0435u0434u0430u044eu0449u0438u043c. u041du043e u043fu043eu043bu043eu0436u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0435 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0430 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0430 u0441 u043bu0438u0445u0432u043eu0439 u043fu0435u0440u0435u043au0440u044bu0432u0430u044eu0442u0441u044f u0434u0440u044fu043du044bu043cu0438, u043du0435u043du0443u0436u043du044bu043cu0438. u041cu044bu0441u043bu044c u0443 u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432u0430 ” u0445u043eu0434u0438u0442″ u043bu0438u0448u044c u043fu043e u043fu043eu0442u043eu043bu043au0443 u0438 u0441u0442u0435u043du0430u043c. u0412u0441u0435 u0441u0432u043eu0438 u043fu043bu0430u043du044b u043eu043d u043du0435 u0440u0435u0430u043bu0438u0437u0443u0435u0442. u041au0430u043au043eu0432u0430 u0436u0435 u043fu0440u0438u0447u0438u043du0430 u0431u0435u0437u0434u0435u043bu044cu044f ? u041bu0435u043du044c u0438 u043eu0442u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0438u0435 u0432u043eu043bu0438. u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043eu043d u0438 u043du0435 u0432u043eu044eu0435u0442 u0437u0430 u0441u0432u043eu0438 u0438u0434u0435u0430u043bu044b, u043du0435 u0442u0440u0443u0434u0438u0442u0441u044f u043du0430u0434 u0441u043eu0431u043eu0439. u0414u0430 u0438 u0437u0430u0447u0435u043c u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c, u0435u0441u043bu0438 u0435u0441u0442u044c u043du0435u043fu043bu043eu0445u0438u0435 u0434u043eu0445u043eu0434u044b u0441 u0438u043cu0435u043du0438u044f ? u041eu043d u0443u0445u043eu0434u0438u0442 u0441u043e u0441u043bu0443u0436u0431u044b, u0442u0435u0440u044fu0435u0442 u0441u0432u044fu0437u044c u0441 u0442u043eu0432u0430u0440u0438u0449u0430u043cu0438. u0415u043cu0443 u043du0435 u043du0443u0436u043du0430 u0441u0443u0435u0442u0430. u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u0432u0435u0447u043du043e u043eu0442u0434u044bu0445u0430u0435u0442 u043du0430 u0434u0438u0432u0430u043du0435 u0432 u043eu0434u043du043eu043c u0438 u0442u043eu043c u0436u0435 u0445u0430u043bu0430u0442u0435 u0438 u0440u0430u0441u0441u0447u0438u0442u044bu0432u0430u0435u0442 u043du0430 u0442u043e, u0447u0442u043e u0434u0435u043bu0430 u0441u0430u043cu0438 u043fu043e u0441u0435u0431u0435 ” u0440u0430u0441u0441u043eu0441u0443u0442u0441u044f. ” u0427u0438u0442u0430u0442u044c u043eu043d u043du0435 u0436u0435u043bu0430u0435u0442, u043au043du0438u0433u0430 u043eu0441u0442u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0442u043au0440u044bu0442u043eu0439 u043du0430 u043eu0434u043du043eu0439 u0438 u0442u043eu0439 u0436u0435 u0441u0442u0440u0430u043du0438u0446u0435. u041eu043d u043fu0430u0441u0441u0438u0432u0435u043d, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0432u0441u0435 u0443u043cu0435u043du0438u044f u0418u043bu044cu044f u0442u0435u0440u044fu0435u0442, u0430 u0437u043du0430u043du0438u044f u0435u043cu0443 u0441u0442u0430u043du043eu0432u044fu0442u0441u044f u043du0435 u043du0443u0436u043du044b. u0415u043cu0443 u0432u0441u0435 u043cu0435u0448u0430u044eu0442 : u0442u043e u0441u0442u0430u0440u043eu0441u0442u0430 u0441u0447u0435u0442 u043fu0440u0438u0448u043bu0435u0442, u0442u043e u0433u043eu0441u0442u0438 u043fu0440u0438u0434u0443u0442 u043du0435 u0432u043eu0432u0440u0435u043cu044f, u0442u043e u043du0443u0436u043du043e u043fu0435u0440u0435u0435u0437u0436u0430u0442u044c u043du0430 u043du043eu0432u0443u044e u043au0432u0430u0440u0442u0438u0440u0443.

Читайте также:
Авторская позиция в романе Обломов: сочинение

u00abu0412u0441u0451 u0437u043du0430u044e, u0432u0441u0451 u043fu043eu043du0438u043cu0430u044e, u043du043e u0441u0438u043bu044b u0432u043eu043bu0438 u043du0435u0442u00bb,u2014 u0441u043bu044bu0448u0438u0442 u0428u0442u043eu043bu044cu0446 u043eu0442 u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432u0430.

u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u0428u0442u043eu043bu044cu0446u0443.n u0412u0441u0435 u044du0442u0438 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0430 – u043fu0440u0438u0437u043du0430u043au0438 u044fu0432u043bu0435u043du0438u044f, u043du0430u0437u0432u0430u043du043du043eu0433u043e u0435u043cu043au043e u0432 u0440u043eu043cu0430u043du0435 , – u043eu0431u043bu043eu043cu043eu0432u0449u0438u043du0430. u0421u043bu043eu0432u043e – u044fu0434u043eu0432u0438u0442u043eu0435.

u041bu044eu0431u043eu0432u044c u043a u041eu043bu044cu0433u0435 u0418u043bu044cu0438u043du0441u043au043eu0439 u0438u0437u043cu0435u043du0438u043bu0430 u0418u043bu044cu044e. u041eu043d u0441u0442u0430u043b u043fu043eu043au0443u043fu0430u0442u044c u043eu0431u043du043eu0432u044b, u0445u043eu0434u0438u0442u044c u0432 u0442u0435u0430u0442u0440, u0445u043eu0442u0435u043b u0443u0432u043bu0435u0447u044c u0434u0435u0432u0443u0448u043au0443. u041du043e u0441u0438u0435 u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u043bu043eu0441u044c u043du0435u0434u043eu043bu0433u043e. u0418 u0441u043du043eu0432u0430 – u043bu044eu0431u0438u043cu044bu0439 u043cu044fu0433u043au0438u0439 u0434u0438u0432u0430u043d.

u0412u0441u043au043eu0440u0435 u043eu043d u043fu0435u0440u0435u0435u0437u0436u0430u0435u0442 u043du0430 u0412u044bu0431u043eu0440u0433u0441u043au0443u044e u0441u0442u043eu0440u043eu043du0443 u043a u0410u0433u0430u0444u044cu0435 u041fu0448u0435u043du0438u0446u044bu043du043eu0439, u0433u0434u0435 u0431u044bu043bu043e u0442u0435u043fu043bu043e, u0441u0432u0435u0442u043bu043e, u0433u0434u0435 u0432u043au0443u0441u043du043e u043au043eu0440u043cu0438u043bu0438 u0438 u043du0438 u043e u0447u0435u043c u043du0435 u043fu0440u043eu0441u0438u043bu0438. u0420u043eu0434u0438u043bu0438u0441u044c u0434u0435u0442u0438, u043du043e u043du0435 u043fu0440u0438u0448u043bu043eu0441u044c u043fu043eu0440u0430u0434u043eu0432u0430u0442u044cu0441u044f u0418u043bu044cu0435 u0438u0445 u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u044e, u0438u0431u043e u043eu043d u0443u043cu0435u0440.

u0422u0430u043a u0437u0430u043au043eu043du0447u0438u043bu0430u0441u044c u043du0438u043au0447u0435u043cu043du0430u044f u0436u0438u0437u043du044c u0443u043cu043du043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0441 u0437u043eu043bu043eu0442u044bu043c u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u043eu043c, u0442u0430u043a u0438 u043du0435 u0441u0443u043cu0435u0432u0448u0435u0433u043e u043du0438u0447u0435u0433u043e u0432 u0441u0432u043eu0435u0439 u0436u0438u0437u043du0438 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0438u0442u044c. u0418 u0432u0438u043du043eu0432u0430u0442 u0432 u044du0442u043eu043c u043eu043d u0441u0430u043c. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Образ Обломова

сочинение по литературе 10 класса

Илья Ильич Обломов – это взрослый человек, который совершенно неприспособлен к самостоятельной жизни. И хотя он сам считает, что живёт правильно, со стороны заметно, что он несчастлив. Главным его недостатком является полнейшая инертность, воспитанная в нём с раннего детства. В Обломовке он не смог познать радость деятельности, его всячески ограждали от любого проявления труда. Идеальная жизнь стала для главного героя ничем иным, как временным промежутком между сном и приёмом пищи.

Жизнь Обломова

Иллюстрация к роману «Обломов»

В начале описываемых событий Илье Ильичу уже исполнилось тридцать лет, и он представляет собой вполне сформировавшуюся личность. Все его мечты сводятся к простой семейной жизни в родной Обломовке, где он наслаждается умиротворением и спокойствием со своей будущей семьёй. Однако все эти мечты остаются всего лишь мечтами, а в реальной жизни Обломов не делает совершенно ничего для того, чтобы хоть немного приблизиться к тому, чего он хочет.

Дни Обломова проходят в абсолютном безделье, он встаёт с дивана только для того, чтобы заняться своим вторым любимым делом – поесть. Вся его жизнь напоминает сонное царство, состоящее только из несбыточных иллюзий. В этом однообразном существовании Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от окружающей его действительности. Он не хотел брать на себя ответственность за свои действия, а тем более – преодолевать какие-либо препятствия.

Любовь Обломова

В жизни Ильи Ильича было две любви: одна – стихийная и непредсказуемая к Ольге Ильинской, а другая – тихая, умиротворённая к Агафье Пшеницыной. Образ Обломова раскрывается с разных сторон в отношениях с каждой из этих женщин.

Любовь к Ольге была единственной возможностью для Обломова изменить его жизнь, ведь именно ради неё он встал с дивана, снял свой любимый халат, начал снова читать книги. Наконец, у Ильи Ильича появилась реальная цель в жизни – совместное будущее с Ольгой. Но и этому не суждено было сбыться из-за излишней настойчивости самой Ильинской. Обломова пугало её стремление к постоянному развитию и достижению новых высот. Их жизненные пути оказались слишком разными, и оказалось, что Ольге нужно было намного больше, чем он готов был ей дать. И даже если бы Илья Ильич стал тем, кем она пыталась его сделать, он перестал бы быть собой, и никогда бы не был счастливым.

После этого расставания главный герой нашёл утешение у Агафьи Пшеницыной. По своей натуре эта женщина была идеальной женой в понимании Обломова. Она была доброй, заботливой, хозяйственной, выполняла все пожелания любимого мужчины. Чувства Ильи Ильича к Агафье начинались с уважения, но быстро переросли в любовь. С ней он обрёл то счастье, о котором так долго мечтал.

Обломовщина

Создав роман об инертном человеке, который отгородился от всего мира, И.А. Гончаров ввёл в русский язык термин «обломовщина». Этот термин образовался от фамилии главного героя и названия его родной деревни Обломовки, которая и стала причиной его постепенного угасания. А само понятие «обломовщина» обозначает личностный застой, апатичность, полнейшее безволие, постоянную лень и чрезмерную мечтательность, когда фантазии заменяют реальную жизнь, и человек начинает неизбежно деградировать.

Читайте также:
Отчего я другой? (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Изображение в романе образа Обломова и явления «обломовщины» — это отражение процесса падения личности, которой были привиты неправильные ценности. На примере главного героя автор показал, какое пагубное влияние могут оказать на человека чрезмерная опека и забота, закрывая его от реальной жизни.

Илья Ильич Обломов – это главный персонаж романа И.А. Гончарова «Обломов». Его образ является центральным и наиболее выразительным мужским образом в произведении. Автор показывает не только отрицательные черты безвольного Ильи Ильича, а упоминает и привлекательные стороны его характера. На примере этого героя Гончарову удалось отобразить всю сущность человека.

Воспитание

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Илья Ильич был неприспособленным к труду дворянином. Вся его дальнейшая жизнь – это итог родительского воспитания. Изначально он был бойким, любознательным мальчиком, но родители всячески подавляли любое его желание к самостоятельной деятельности. За Илюшу всё делали слуги, даже носки ему было запрещено надевать самостоятельно. Постепенно из резвого мальчугана, главный герой превратился в медлительного апатичного юношу. Но не только родительское влияние сделало его таким.

Вся Обломовка, словно застыла во времени. Образ жизни семьи Обломовых соответствовал здешним порядкам. Все жители Обломовки интересовались исключительно домашними хлопотами и заботами. Илья Ильич и не мог стать другим человеком, проведя детство в этом месте.

Жизнь Обломова

Илья Ильич Обломов – типичный дворянин 19 века. Целые дни напролёт он проводит лёжа на диване. Уже долгое время он не выходит в свет, не принимает гостей, и не занимается делами своего имения. Когда-то он служил в департаменте, но работа его утомила, поэтому он уволился по состоянию здоровья.

Единственным человеком, который наведывался к Обломову в гости, был его друг детства Андрей Штольц. Он всё время пытался растормошить своего товарища, но даже у него это не получалось. Всего один раз в жизни Илья Ильич был готов расстаться со своим халатом и диваном, — когда он влюбился в Ольгу Ильинскую. Но даже этих чувств надолго не хватило, и спустя некоторое время всё вернулось ну свои места.

В результате Обломову удастся найти себе жену, которая вольётся в его размеренный образ жизни, поддержит его и окружит заботой, но это не спасёт его от неминуемой гибели от бездействия.

Внешность

На момент описываемых событий Обломову исполнилось тридцать два года. Он обладал достаточно привлекательной внешностью, но стал «обрюзгшим не по годам». Его внешность, словно отражает его внутреннее состояние, его мягкие и нерешительные черты характера.

У него была чересчур светлая кожа, мягкие плечи, маленькие пухлые ручки и слишком изнеженное для мужчины тело. Он давно уже обрюзг и вёл малоподвижный образ жизни. Но более всего свидетельствует о его образе жизни взгляд – всегда сонный, лишённый сосредоточенности. К тому же, в чертах его лица прослеживалось отсутствие какой-либо определённой идеи. Никакие эмоции не отражались на внешности главного героя, любая тревога «разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте».

Говорящая фамилия

Фамилия у главного героя романа – говорящая. Она указывает на то, что что-то в душе этого человека обломилось. И после этого у него пропало стремление к какой-либо деятельности, а также исчезла способность принимать ответственные решения. Его жизнь была сломлена, и лишена каких-либо целей. Человеку, не умеющему преодолевать трудности, нет места в реальном мире.

Халат

Халат Обломова – это символ «обломовщины», тоскливой, бессмысленной и ленивой жизни. Снять халат для Ильи Ильича означало бы изменить свою жизнь. Автор так детально описывает эту часть гардероба главного героя, будто бы это – живое существо. Эта вещь живёт своей жизнью, проходит определённые этапы, как и сам Обломов. По сути, халат – это его двойник. Мягкий домашний халат олицетворяет мягкий, спокойный характер Ильи Ильича. Он носит халат не только снаружи, его душа тоже укутана в тёплый, «невидимый» халат.

Читайте также:
И. А. Гончаров “Обыкновенная история” Белокурова: сочинение

Этапы жизни халата:

  1. Гороховая улица. История халата начинается на Гороховой улице в квартире Ильи Ильича Обломова.
  2. Появление Ольги Ильинской. В этот период Обломов забывает про свой халат, и прячет его в шкаф.
  3. Отношения с Агафьей Пшеницыной. Во время этих отношений Обломов становится снова ленивым и возвращается к своей прежней бездеятельной жизни. Халат снова становится неотъемлемой частью его гардероба.
  4. Последние годы жизни. До конца своих дней Обломов не расставался со своим любимым халатом, несмотря на то, что он был уже весь в заплатках.

Анализ образа Обломова даёт возможность понять, что этого персонажа нельзя однозначно отнести к числу положительных или отрицательных героев. В чём-то он вызывает восхищение, но в то же время отталкивает своей ленью и пассивностью. Всё это указывает на разносторонность натуры персонажа, на его духовное богатство и нереализованный потенциал.

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа, — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Стиль жизни

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность. С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Окружение

Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Перевоспитание

Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.

Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Читайте также:
Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение
Трагедия Обломова

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Илья Ильич Обломов — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Прежде чем говорить об образе главного героя романа Ивана Александровича Гончарова, следует уяснить позицию автора, понять замысел и цель его романа, осознать особенности творческой манеры писателя.

Он в своих произведениях избегал открыто выражать авторскую позицию, а тем более — вершить суд над героями. Поэтому характеристика образа Обломова полностью отдана автором на суд читателей.

Творческая манера И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров — писатель-реалист. Но его реализм определяется его личностью, мировоззрением, особенностью творчества. Например, для него большое значение имела объективность изображения, это отмечали многие критики, в том числе и Н. Добролюбов. Писателя в меньшей степени интересовали политические события и революционные потрясения. Больше всего его привлекала обычная жизнь в её нравственных противоречиях. Но писательская манера, эпическая и мало эмоциональная, спокойная, помогала ему создавать произведения, в которых всесторонне показана повседневная жизнь. Общественная жизнь рассматривалась им через социально-бытовой уклад. Нет, он не был равнодушен к передовым идеям того времени — считал необходимым освобождение крестьян от крепостной зависимости, просвещение народа и т. д., но не увлекался революционными идеями.

«… Я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал», — утверждал он.

Илья Ильич Обломов

При создании центральных образов писатель большое внимание уделяет их предыстории: семье, воспитанию, т. к. считает, что истоки характера зарождаются именно там. А внутреннее содержание персонажа помогают понять внешние детали и портрет.

Внешность

В начале романа Обломову 32–33 года. Это мужчина приятной наружности: средний рост, тёмно-серые глаза, нежное белое лицо. Но глаза казались тусклыми, а лицо было измятым от долгого лежания и малой подвижности. Чаще всего лицо его было небритым — бриться ему было лень.

Фигура Обломова отягощена полнотой, приобретённой ещё в детстве. Тело его, судя по цвету шеи, было чересчур белым и изнеженным, а руки — маленькими и пухлыми. Он сам себя считает «дряблым, ветхим, изношенным кафтаном», хотя автор пишет о мягкости и даже некоторой грации его движений.

Главной его одеждой был старый любимый халат, который он не просто надевал, а укутывался в него. А ещё одна замечательная деталь — домашние туфли героя. Если при попытке встать с постели его ноги сразу не попадали в них, то он тут же снова ложился. Полюбив Ольгу Ильинскую, он на некоторое время как будто пробуждается от тягучего сна, и тогда у него появляется желание сбросить халат «не только с плеч, но и с души, с ума…». Но любовь не состоялась. И халат вернулся — Агафья Матвеевна Пшеницына, его новая хозяйка, достала халат из чулана… Всё возвращается на круги своя.

Образ жизни

Обломов — потомственный дворянин, помещик. Он владеет крепостными, которых у него 300 душ. Но дела поместья не волнуют хозяина — он домосед и редко выходит из дома, ведёт уединенную жизнь. Чаще всего он просто лежит на диване. Периодически его пытается встряхнуть и расшевелить друг детства Штольц: он порицает его бездеятельность («тебе, кажется, и жить-то лень?», «точно ком теста, свернулся и лежишь»), но вывести Обломова из полусонного состояния очень сложно.

Читайте также:
Образ Андрея Штольца в романе И А Гончарова «Обломов»: сочинение

Книги и газеты он не читает — ему не интересно, но перед Штольцем он оправдывается, что мелкая печать портит глаза.

Обломов — слабый, безвольный человек: «Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…». Всё понимая, он ничего не может с собой поделать и признаётся, что это душевное угасание началось у него ещё в детстве: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну…».

Но это нравственно чистый человек, поэтому к нему тянутся люди. Иногда в его доме бывает по несколько посетителей в день, которые приходят с разными целями, но в основном чтобы излить душу. Он никогда никому не сделал ничего плохого — это и притягивает к нему людей. Обломов эмоционален, он способен плакать о судьбах даже чужих ему людей, но в то же время ничего не делает для помощи ближним. В юности он любил живопись, восхищался мадоннами Рафаэля, но и этот интерес с годами угас. Осталась только страстная любовь к музыке.

Он часто ошибался в людях, но не потерял веры в добро, любовь, искренность и человеческую честь. Это свойственно чистым и целомудренным людям. Он не умеет обманывать, говорить пошлые комплименты, льстить.

Но труд его тяготит. Когда ему сообщают о текущих делах в его имении, это вызывает в нём недовольство и скуку. На слова Штольца о необходимости труда он отвечает: «Так когда же жить? Для чего же мучиться весь век?» Но жизненной цели у него нет, и сам он упрекает себя за пустоту и ненужность своей жизни.

Гончаров показывает характер Обломова и через предметы домашнего быта. На всех его вещах — печать заброшенности, следы запустения.

Обломов не терпит суеты и вечной спешки городских жителей.

В первых восьми главах романа Обломов лежит на любимом диване. К нему постоянно идут визитеры, сменяя друг друга, символизируя образ Петербурга. Каждый из них живет в постоянной суете, вечно спешит, гонится за успехом, строит карьеру, сплетничает, развратничает. Обломов понимает, что это пустота, прикрытая видимостью жизни. Он предпочитает одиночество. Идеал его жизни — Обломовка, т. к. истинное счастье он видит только в покое.

«Сон Обломова»

«Сон Обломова» Гончаров опубликовал ещё в 1849 г., хотя полностью роман был напечатан в журнале «Отечественные записки» только через 10 лет, в 1859 г. «Сон Обломова» — ключ к пониманию героя.

Сам роман произвёл сенсацию в обществе. О нём спорили, им восхищались. Но особенно привлекал внимание и вызывал противоречивые чувства образ главного героя. Одни видели в нём положительный персонаж, а других он возмущал. Н. Добролюбов отмечал, что Гончаров в образе Обломова показал социальное явление, порождённое той средой, в которой он жил, и итог нравственного развития дворянства, итог паразитического существования помещичьего сословия. Лень, физическая и социальная апатия, неспособность к деятельности — всё это Штольц называет «обломовщиной». Добролюбов с этим определением согласен, а истоки этого явления видит в самом укладе русской жизни.

В сущности, сон Обломова — это не просто сновидение. Это подробная картина жизни деревни Обломовки, в которой формировался характер главного героя.

Для жителей Обломовки настоящей жизнью являются «тишина и невозмутимое спокойствие». Иногда это спокойствие нарушается некоторыми неприятностями, в число которых входит и труд — его они считают наказанием. Илюше с детства внушали, что делать ничего не нужно, для всего есть Захары, и скоро мальчик сам научился покрикивать на слуг. Зарабатывать на жизнь — недостойное занятие для дворянина, считал он уже взрослым. Он твёрдо уверен в том, что на барина всегда должен работать крестьянин.

Но… Этот же жизненный уклад сформировал и его благородство, мягкость, доброту. «Обломовщина» — это не только «дикое барство», это и огромная материнская любовь, и ласка, которыми Илюша был взлелеян с раннего детства. Эмоциональность и чувствительность героя сформировались под воздействием поэзии деревенской уединенной жизни, русского хлебосольства, красоты природы. Патриархальный уклад русской жизни отличался не только отрицательными, но и поэтическими его сторонами.

Читайте также:
«Воспитание — великое дело им решается участь человека…» (По роману Гончарова «Обломов»): сочинение

У Обломова было удивительное сердце, «чистое», «как колодезь глубокое» — это очень хорошо понимал и чувствовал его друг детства Штольц. За это полюбила его Ольга Ильинская. Бескорыстие и искренность Обломова привлекали к нему множество людей. Он способен глубоко чувствовать, понимает искусство. В искусстве он ценит красоту и человечность.

Сон Обломова помогает читателям понять его идеалы. Они не совпадают с основами петербургской жизни и даже противоположны им. Только во сне он может попасть в ту страну покоя, счастья и любви, где человеку не надо притворяться, где он остаётся самим собой. Ведь Обломов в сущности своей – идеалист. Эта добрая, честная натура, искавшая правды, но постоянно обманывающаяся, осознала своё бессилие и впала в апатию, из которой её не смогли вывести ни Штольц, ни любовь к Ольге Ильинской. Он только сделал попытку выйти из стоячего болота своей жизни, но эта попытка не была завершена.

Но покой он всё-таки нашёл — в доме вдовы Пшеницыной. Её дом становится для него Обломовкой — здесь были покой и апатия, но не было поэзии и ожидания чуда. И незаметно его сон переходит в вечный сон — так было со всеми обитателями Обломовки.

Заключение

Чем притягивает образ Обломова? Почему этот апатичный, ленивый герой уже полтора века вызывает споры и волнует читателей и критиков? Что же такого находят в нём его сторонники?

В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Об этом он говорит Штольцу: «… Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь… Скука, скука, скука. Где же тут человек?»

Как актуально и для нашего времени всё, сказанное им!

Обломов симпатичен тем, что лежит на диване не только потому, что может ничего не делать, но и потому, что не желает жить в ущерб своему нравственному убеждению.

Характеристика образа Обломова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Ольга и Штольц в романе «Обломов»

Введение

Важной сюжетной линией романа «Обломов» являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, которые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логичен с первого знакомства с героями. Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова, герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака. Причины этого кроются в том, что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Особенности отношений Ольги и Штольца

Отношения Ольги и Штольца начинаются с хорошей дружбы и взаимоуважения. Молодой девушке интересен взрослый состоявшийся мужчина, помогающий ей узнавать все больше об окружающем мире и развиваться как полноценной интеллектуальной личности. Штольц же видел в Ольге благодарную ученицу, ему нравилось, что девушка восхищается им как наставником и учителем. Именно Андрей Иванович и знакомит Ольгу со своим другом Обломовым, а затем искренне переживает о том, что возлюбленные расстались.

После того как девушка, тяжело переживая расставание с Ильей Ильичем, уехала в Европу, Штольц, на правах лучшего друга проводит с ней практически все свободное время, постепенно очаровываясь Ольгой не как интересным собеседником и ученицей, а женщиной, поэтому и решается сделать ей предложение. Девушка с радостью соглашается выйти за надежного, вдохновляющего ее Андрея Ивановича и, казалось бы, их ждет счастливый союз двух стремящихся вперед и поддерживающих друг друга личностей, но оба героя не были готовы к классическому браку, так как вкладывали в это понятие абсолютно разные смыслы.

Читайте также:
Обломов - типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России: сочинение

Воспитанный в семье немецкого бюргера и русской дворянки Штольц с детства впитал образ женщины-хранительницы очага – своей матери, нежного и чувственного создания, искушенного в науках и искусствах. Идеалом Андрея Ивановича была женщина, которая, не смотря ни на что, всегда будет заботиться о нем, окружать его теплом и любовью, всю себя направляя на семью – именно это он ждал и от яркой, артистичной Ольги.

Девушка же не хотела ограничивать себя семьей и домом, не желала жить по привычному сценарию женской судьбы 19 века. Ольге нужен был вдохновитель и учитель, который смог бы бесконечно удовлетворять ее неуемную жажду знаний, при этом оставаясь чувственным, эмоциональным и любящим человеком, то есть практически идеальным мужчиной.

Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?

В результате недопонимания между супругами после нескольких лет брака Штольц осознает, что ему тяжело постоянно тянуться и соответствовать мужскому идеалу Ольги, тогда как девушка начинает страдать от чрезмерной рациональности и чувственной скупости мужа, вспоминая мечтательного и нежного Обломова. Между Ольгой и Штольцем нет той любви, которая была между Ольгой и Ильей Ильичем. Их отношения строятся на дружбе, взаимоуважении и долге, заменивших истинную любовь между мужчиной и женщиной, а потому и являются неполноценными и разрушающими для обоих персонажей.

Некоторые исследователи, анализируя взаимоотношения Ольги и Штольца, указывают, что, если бы Гончаров описал судьбу их брака, то он, несомненно, закончился бы разводом. И не только потому, что Андрей Иванович слишком рационален и не может дать жене всей той любви и чувственности, которые она ценила в Обломове, а по причине их внутренней несовместимости и, как уже было указано ранее, разному видению семейной жизни. Штольц всю свою жизнь осуждал «обломовщину» с ее спокойствием и сытостью, но неосознанно стремился к ней как к средоточию того душевного тепла и взаимопонимания, которое он ценил в своем друге. И женившись, Андрей Иванович словно воссоздает «ненавистную» Обломовку в своем поместье, где живет с женой и детьми, надеясь найти здесь покой и тихое счастье.

Штольц просто подменил понятия, считая «обломовщину» просто новым этапом своей жизни, но Ольга, чья природа всячески противится любым проявлениям «обломовщины», ощущает себя несчастной в клетке семьи и брака, оставаясь замужем за Андреем Ивановичем скорее из долга, чем по причине сильных чувств. Но и ее терпение не бесконечно – как только муж перестанет быть для нее вдохновителем и авторитетом, она уйдет от него, также как ушла от Обломова.

Заключение

Изображая отношения Ольги и Штольца, автор хотел показать, что счастливая семья невозможна без обоюдной любви, даже если супруги имеют общие интересы и схожие характеры. Сравнивая их брак с браком Обломова и Пшеницыной (который хотя и привел к смерти Ильи Ильича, но сделал героя счастливым), Гончаров подчеркнул, что истинная гармония отношений возможна только тогда, когда люди имеют общие жизненные ценности и принимают друг друга такими, какими они есть.

Роман Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме

Введение

Важной сюжетной линией романа «Обломов» являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, которые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логичен с первого знакомства с героями. Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова, герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака. Причины этого кроются в том, что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Особенности отношений Ольги и Штольца

Отношения Ольги и Штольца начинаются с хорошей дружбы и взаимоуважения. Молодой девушке интересен взрослый состоявшийся мужчина, помогающий ей узнавать все больше об окружающем мире и развиваться как полноценной интеллектуальной личности. Штольц же видел в Ольге благодарную ученицу, ему нравилось, что девушка восхищается им как наставником и учителем. Именно Андрей Иванович и знакомит Ольгу со своим другом Обломовым, а затем искренне переживает о том, что возлюбленные расстались.

Читайте также:
Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

После того как девушка, тяжело переживая расставание с Ильей Ильичем, уехала в Европу, Штольц, на правах лучшего друга проводит с ней практически все свободное время, постепенно очаровываясь Ольгой не как интересным собеседником и ученицей, а женщиной, поэтому и решается сделать ей предложение. Девушка с радостью соглашается выйти за надежного, вдохновляющего ее Андрея Ивановича и, казалось бы, их ждет счастливый союз двух стремящихся вперед и поддерживающих друг друга личностей, но оба героя не были готовы к классическому браку, так как вкладывали в это понятие абсолютно разные смыслы.

Воспитанный в семье немецкого бюргера и русской дворянки Штольц с детства впитал образ женщины-хранительницы очага – своей матери, нежного и чувственного создания, искушенного в науках и искусствах. Идеалом Андрея Ивановича была женщина, которая, не смотря ни на что, всегда будет заботиться о нем, окружать его теплом и любовью, всю себя направляя на семью – именно это он ждал и от яркой, артистичной Ольги.

Девушка же не хотела ограничивать себя семьей и домом, не желала жить по привычному сценарию женской судьбы 19 века. Ольге нужен был вдохновитель и учитель, который смог бы бесконечно удовлетворять ее неуемную жажду знаний, при этом оставаясь чувственным, эмоциональным и любящим человеком, то есть практически идеальным мужчиной.

Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?

В результате недопонимания между супругами после нескольких лет брака Штольц осознает, что ему тяжело постоянно тянуться и соответствовать мужскому идеалу Ольги, тогда как девушка начинает страдать от чрезмерной рациональности и чувственной скупости мужа, вспоминая мечтательного и нежного Обломова. Между Ольгой и Штольцем нет той любви, которая была между Ольгой и Ильей Ильичем. Их отношения строятся на дружбе, взаимоуважении и долге, заменивших истинную любовь между мужчиной и женщиной, а потому и являются неполноценными и разрушающими для обоих персонажей.

Некоторые исследователи, анализируя взаимоотношения Ольги и Штольца, указывают, что, если бы Гончаров описал судьбу их брака, то он, несомненно, закончился бы разводом. И не только потому, что Андрей Иванович слишком рационален и не может дать жене всей той любви и чувственности, которые она ценила в Обломове, а по причине их внутренней несовместимости и, как уже было указано ранее, разному видению семейной жизни. Штольц всю свою жизнь осуждал «обломовщину» с ее спокойствием и сытостью, но неосознанно стремился к ней как к средоточию того душевного тепла и взаимопонимания, которое он ценил в своем друге. И женившись, Андрей Иванович словно воссоздает «ненавистную» Обломовку в своем поместье, где живет с женой и детьми, надеясь найти здесь покой и тихое счастье.

Штольц просто подменил понятия, считая «обломовщину» просто новым этапом своей жизни, но Ольга, чья природа всячески противится любым проявлениям «обломовщины», ощущает себя несчастной в клетке семьи и брака, оставаясь замужем за Андреем Ивановичем скорее из долга, чем по причине сильных чувств. Но и ее терпение не бесконечно – как только муж перестанет быть для нее вдохновителем и авторитетом, она уйдет от него, также как ушла от Обломова.

Заключение

Изображая отношения Ольги и Штольца, автор хотел показать, что счастливая семья невозможна без обоюдной любви, даже если супруги имеют общие интересы и схожие характеры. Сравнивая их брак с браком Обломова и Пшеницыной (который хотя и привел к смерти Ильи Ильича, но сделал героя счастливым), Гончаров подчеркнул, что истинная гармония отношений возможна только тогда, когда люди имеют общие жизненные ценности и принимают друг друга такими, какими они есть.

Читайте также:
Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»: сочинение

История любви Штольца и Ольги Ильинской в романе “Обломов”: описание отношений

Ольга, Обломов и Штольц.
Художник Л. Красовский

Андрей Штольц и Ольга Ильинская являются центральными персонажами знаменитого романа “Обломов” И. А. Гончарова.

История любви Штольца и Ольги Ильинской в романе “Обломов”: описание отношений героев

“. Штольц тоже любовался ею бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств. Она была в глазах его только прелестный, подающий большие надежды ребенок. “

“. со мной он говорит, как с сестрой… нет, как с дочерью, – поспешно прибавила она. “

“. Штольц познакомил Обломова с Ольгой и ее теткой. “

“. Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. “

После этого Ольга уезжает за границу. Там она часто видится со Штольцем и сближается с ним:

“. Полгода прожили Ильинские в Париже: Штольц был ежедневным и единственным их собеседником и путеводителем. “

“. обстановив Ольгу цветами, обложив книгами, нотами и альбомами, Штольц успокоивался, полагая, что надолго наполнил досуги своей приятельницы, и шел работать. “

“. Весной они все уехали в Швейцарию. Штольц еще в Париже решил, что отныне без Ольги ему жить нельзя. “

“. в эти полгода зараз собрались и разыгрались над ним все муки и пытки любви, от которых он так искусно берегся в встречах с женщинами. “

Штольц сомневается, любит ли его Ольга или нет. Этот вопрос мучает его:

“..«Любит или не любит?» – играли у него в голове два вопроса. “

“. Любит ли она или нет? – говорил он с мучительным волнением, почти до кровавого пота, чуть не до слез. “

“. Но я вас люблю, Ольга Сергевна! – сказал он почти сурово. – Вы видели, что в эти полгода делалось со мной! Чего же вам хочется: полного торжества? чтоб я зачах или рехнулся? Покорно благодарю. “

“. Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так! – сказал он. “

“. Вы взяли урок: теперь настала пора пользоваться им. Начинается жизнь: отдайте мне ваше будущее и не думайте ни о чем – я ручаюсь за все. “

“. Я его невеста… – прошептала она. “

“. Другой год я женат на Ольге. “

“. Самое живое опасение и вечную заботу рождали болезни детей; но лишь миновало опасение, возвращалось счастье. ““. – А дети?– И дети здоровы…”

“. два существования, ее и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина. “

“. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру – точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить. “

“. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой. “

“. Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок. “

“. Только когда приезжал на зиму Штольц из деревни, она бежала к нему в дом и жадно глядела на Андрюшу, с нежной робостью ласкала его и потом хотела бы сказать что-нибудь Андрею Ивановичу, поблагодарить его. ” (Агафья навещает сына у Штольцев)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: