Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обрыв”: краткое содержание, история создания

Роман Ивана Гончарова “Обрыв”, краткое содержание которого приведено в этой статье, был завершен в 1869 году. Это заключительная часть своеобразной трилогии автора, в которую также входят произведения “Обломов” и “Обыкновенная история”. В общей сложности автор работал над романом два десятилетия. Дополнительные трудности возникли из-за конфликта с Тургеневым, который, по мнению Гончарова, использовал некоторые сюжетные линии в своих романах “Накануне” и “Дворянское гнездо”. Впервые “Обрыв” был напечатан в журнале “Вестник Европы”.

История создания

Роман Ивана Гончарова “Обрыв”, краткое содержание которого вы можете найти в этой статье, дался автору невероятно тяжело. Работа над ним была долгой, упорной и кропотливой.

Если говорить кратко, история создания романа “Обрыв” такова. Замысел начал формироваться еще в 1849 году, когда писатель находился в Симбирске. Это родина Гончарова, которую он посетил после длительного перерыва. Тогда у него и родилась идея воссоздать атмосферу российской провинции, в которой оказывается герой, много лет проживший в столичном Петербурге.

Интересна творческая история романа “Обрыв”. Рабочее название романа менялось несколько раз. Среди вариантов были “Вера”, “Художник Райский”, “Художник”, “Райский”. Работал Гончаров медленно, параллельно написав “Обломова” и съездив в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”.

Краткое содержание

Роман Гончарова “Обрыв”, краткое содержание которого вы можете читать в этой статье, начинается со сцены между двумя друзьями – Иваном Ивановичем Аяновым и Борисом Павловичем Райским. Они встречаются за карточным столом в доме Пахотина.

Там же и две его сестры – Надежда и Анна, давно в статусе старых дев. А также дочь Пахотина Софья, оставшаяся недавно вдовой. Именно к ней проявляет наибольший интерес Райский.

Если Аянов ездит к Пахотину без задней мысли, только для того, чтобы поиграть в карты, то Райский мечтает пробудить страсть в Софье, приходящейся ему дальней родственницей.

Сам Райский в романе “Обрыв” – персонаж, которого обуревают страсти. Он сам и пишет, и рисует, и даже сочиняет музыку, вкладывая в каждое занятие всю душу. Но ему и этого мало, он стремится пробудить жизнь во всех окружающих. Ему немного за 30.

Образ Райского в романе “Обрыв”

В Петербург Райский приехал из родового имения. Пытался освоить много занятий, но ни в чем не нашел своего призвания. Понял только, что главным в его жизни будет искусство. Именно в таком состоянии духа он отправляется на свою малую родину.

После смерти его родителей имением управляет двоюродная бабушка, которую зовут Татьяна Марковна Бережкова. Она старая дева, которой в молодости не позволили выйти замуж за ее избранника – Тита Ватутина. Примечательно, что и он остался холостяком, до сих пор ездит к Татьяне Марковне с подарками для нее и ее сирот, находящихся на воспитании, Марфы и Веры.

Имение Райского

Имение, в котором прошло детство Райского, называется Малиновка. Иван Александрович Гончаров описывает его как благословенный уголок. Картину в нем портит только жуткий обрыв, который находится в конце сада. Он пугает практически всех обитателей дома. Существует предание, что давным-давно ревнивый супруг убил на дне этого оврага свою жену и ее любовника, а потом покончил собой. Прямо на месте преступления его тело и зарыли.

Татьяна Марковна с радостью встречает Райского, которого тут же пытается ввести в курс дела, чтобы он помогал ей в управлении хозяйством. Но Борис абсолютно равнодушен к делам, его волнуют только поэтические впечатления.

После каникул Райский возвращается в Петербург. В университете он сближается с сыном дьякона Леонтием Козловым, забитым и робким. Читатели романа “Обрыв” часто удивляются, что общего могло быть между ними. Один – скромный юноша, мечтающий о преподавании в российской глубинке, а второй – поэт, одержимый романтическими страстями.

После окончания университета Леонтий уезжает в провинцию, а Райский остается в столице. Правда, он так и не может найти себе дела. Важнейшей целью остается кузина Софья, которую он все пытается покорить. Все вечера он проводит у Пахотиных, рассказывая девушке, какой ему представляется истинная жизнь. Но ни к чему конкретному это не приводит.

А следующим летом приходит письмо от Татьяны Марковны, она снова зазывает юношу в Малиновку. Оказывается, что поблизости от имения обосновался и Леонтий. Отчаявшись пробудить страсть в Софье, он решает ехать.

К тому же происходит досадная неприятность. Он показывает портрет Софьи Аянову, который дает весьма нелицеприятную оценку, заявив, что она тут будто пьяна. Не оценивает его и признанный художник Кирилов.

Райский находит красоту

Приехав в Малиновку, Райский первым делом встречает очаровательную девушку, которая не замечает его, занявшись кормлением домашних птиц. Она вся дышит свежестью, грацией и чистотой. Главный герой романа Гончарова “Обрыв” (краткое содержание произведения поможет вам восстановить в памяти сюжет) сразу понимает, что именно здесь отыщет истинную красоту, которой не оказалось в неприветливом Петербурге.

Той самой девушкой оказывается Марфа, воспитанница Татьяны Марковны. Бабушка снова пытается увлечь молодого человека хлопотами по хозяйству, но опять безуспешно.

Друг Леонтий

Иван Александрович Гончаров с упоением описывает жизнь Малиновки. Тут же обосновался и Леонтий Козлов, который, как выясняется, женат на дочери эконома Ульяне. В нее были влюблены многие студенты, но она в итоге выбрала Леонтия и уехала за ним в российскую глубинку.

Дома Райский застает множество гостей, приехавших его повидать. Деревенская жизнь катится по наезженной колее. Главный герой ездит по окрестностям, вникая в жизнь и быт окружающих людей. Однажды он становится свидетелем выяснения отношений с дворовым Савелием, который приревновал свою жену Марину. Райский убеждается, что именно здесь кипят истинные страсти.

Крутится вокруг него и кокетка Полина Крицкая, пытаясь любыми способами привлечь его внимание. Конечная же цель весьма обыденна: рассказать потом всему городу, что даже заезжий столичный кавалер не устоял перед ее чарами. Райский в ужасе от нее шарахается и пытается всячески избегать.

Вторая воспитанница Татьяны Марковны Вера уехала к попадье и уже долго не возвращается. Борис тем временем пытается образовать Марфу. Постепенно он узнает ее вкусы и пристрастия в литературе и живописи. Он надеется хотя бы в ней пробудить истинную жизнь. Регулярно Райский навещает Козлова, однажды встретив там Марка Волохова. Это чиновник 15-го класса, находящийся под надзором полиции.

Читайте также:
Сочинение по роману Обломов Кто нужен России Обломов: сочинение

Райского привлекает Марк, о котором он уже успел услышать много нелицеприятного от своей бабушки. Но когда он знакомится лично, тут же приглашает его на ужин. Трапеза в комнате Бориса сопровождается неизменной жженкой, которая приводит в ужас Татьяну Марковну, панически боящуюся пожаров. Еще большее возмущение вызывает присутствие в ее доме Марка.

Волохов, как и Райский, считает, что обязан пробудить людей. Но в отличие от Бориса, его усилия направлены не на конкретную женщину, а на абстрактное большинство. Их он побуждает думать, тревожиться и читать запрещенную литературу. Его философия проста и цинична, сводится она исключительно к личной выгоде. Райский даже увлекается его загадочностью и туманностью.

Возвращение Веры

В это время от попадьи возвращается Вера. Она совсем не похожа на ту девушку, которую ожидал увидеть Борис. Вера замкнута, таинственна. Райский понимает, что ему во что бы то ни стало нужно разгадать свою кузину, узнать, в чем ее тайна. А в том, что эта тайна есть, Райский не сомневается.

Со временем главный герой чувствует, что в нем пробуждается дикий Савелий. Как этот дворовый следил за своей неверной женой, так и Борис начинает неусыпно наблюдать за Верой.

Между тем его бабушка планирует женить Бориса на дочери откупщика, чтобы он уже осел в Малиновке и не мечтал о столичной жизни. Райский категорически против. Его поглощают загадки, которые таятся вокруг, поэтому он не намерен окунаться с головой в прозу жизни.

К тому же неожиданные события действительно начинают происходить. Появляется некий Викентьев, у которого возникает роман с Марфой. Вера же все так же угнетает главного героя своим равнодушием. При этом Волохов куда-то исчезает, Раевский бросается на его поиски.

Совершеннейшей неожиданностью становится требование Веры больше за ней не шпионить и оставить в покое. Их беседа, начавшаяся на повышенных тонах, заканчивается примирением. Они даже начинают чаще видеться, обсуждать книги, известных персон.

Торжественный обед

Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает всю округу. Обед устраивают в честь Бориса Павловича.

Внезапно вечер проходит на повышенных тонах, в доме вспыхивает скандал. Раевский высказывает Нилу Тычкову все, что о нем думает, а Татьяна Марковна встает на сторону внука. Тычкова прогоняют из Малиновки. А Вера, которую покорила смелость и откровенность Райского, впервые целует его. В этом эпизоде образ Веры в романе “Обрыв” раскрывается в полной мере. Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит. Он теряет интерес к девушке, в скором времени планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.

Правда, большинство окружающих не верят, что скоро ему удастся уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге за Волгу. В ее отсутствие Борис пытается выведать у Татьяны Марковны, что она за человек. Оказывается, что бабушка считает ее близкой себе по духу. Любит ее и сострадает, видя, что она часто повторяет ее ошибки. От нее же Райский узнает, что уже давно посвататься к Вере собирается лесничий Иван Тушин.

Не в состоянии отделаться от мыслей о девушке, Райский позволяет Крицкой увезти себя к ней в дом. Уже оттуда направляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречается Ульяна. Борис и тут не смог устоять перед чарами.

В одну из грозовых ночей Веру в имение привозит Тушин на своих лошадях. У Бориса появляется возможность познакомиться с человеком, о котором так много рассказывала ему Татьяна Марковна. Он начинает ревновать к нему и вновь собирается уехать в столицу. Но опять остается, понимая, что так и не разгадал тайны Веры.

Разговоры Бориса о том, что Вера тайно влюблена в конце концов не на шутку встревожили Татьяну Марковну. Она решает провести эксперимент: устроить семейное чтение книги о Кунигунде, которая влюбилась против родительской воли и заканчивает свои дни в монастыре. Результат оказывается совершенно ошеломляющим. Вера относится к сюжету абсолютно равнодушно, буквально засыпая над книгой, а вот Марфа с Викентьевым объясняются в любви под пение соловьев. Уже на следующий день в Малиновку приезжает мать Викентьева, которая устраивает официальное сватовство и сговор. Марфа становится невестой.

Избранник Веры

Избранником же Веры оказывается Марк Волохов. Она является к нему на свидание в тот самый обрыв, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать в соответствии со своими представлениями. Но молодых людей разделяет слишком многое. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и правд, в котором все отчетливее проявляются их характеры. Тем временем Райский еще не подозревает, кто стал избранником его кузины. Он все пытается разгадать эту загадку.

Покой же маленького городка нарушает внезапный побег Ульяны с учителем мсье Шарлем. Козлов остается один. Леонтий в совершенном отчаянии, Райский вместе с Марком пытаются привести его в чувства.

При этом жизнь продолжает кипеть вокруг Бориса. Все, как он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором тот рассказывает о романе между Софьей и графом Милари. В действительности их отношения сложно было назвать романом, но общество расценило их как компрометирующие девушку, в результате дом Пахотиных разорвал всякие отношения с графом.

Удивительно, но это письмо, которое еще совсем недавно поразило бы Бориса, теперь не произвело на него практически никакого впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа “Обрыв” Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марфы. Именно тогда Веры вновь отправляется к обрыву. Райский уже поджидает ее на самом краю. Он осознает, куда и к кому она направляется. В окно девушки Борис бросает померанцевый букет, который был специально заказан к торжеству Марфы. Вера, увидев этот подарок, падает без чувств.

На следующий же день она тяжело заболевает. Самым жутким для нее становится то, что необходимо рассказать бабушке о своем падении, но она не в силах этого сделать. Тем более сейчас, когда в доме полно гостей. Они приехали поздравить Марфу и проводить в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, только так хоть немного успокаивается. Она просит Бориса Павловича рассказать о произошедшем Татьяне Марковне.

Бабушка начинает сутками выхаживать свою беду. Она без остановки ходит по всему большому дому, окрестным полям, никто не в силах ее остановить. После непрерывного многочасового бдения она приходит к Вере, которая лежит в горячке. Она выхаживает свою воспитанницу, снова поставив на ноги.

Читайте также:
Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»: сочинение

После этого Татьяна Марковна понимает, что им обеим необходимо выговориться и снять груз с души. Тогда она признается Вере, что сама страшно согрешила много лет назад. В далекой юности к ней сватался к ней нелюбимый человек, который застал ее вместе с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось дать ему клятву, что они никогда не выйдет замуж.

Проблематика романа “Обрыв”

Это психологический роман, в котором пристальное внимание уделено внутреннему миру персонажей. Герои романа “Обрыв” сильно меняются под воздействием внешних обстоятельств. Перемены в них усиливаются, в зависимости от глубины трагедии, которую они переживают.

Смысл романа “Обрыв” заключается в конфликте старого и нового. Персонажи вынуждены считаться со старыми порядками и традициями, их по-прежнему заботит, что о них могут сказать люди. В тоже самое время истинное величие их замысла проявляется в нарушении общепринятых в обществе традиций, которое происходит ради здравого смысла. Проблематика романа “Обрыв” заключается в том, что для каждого персонажа внутренние правила диктуют разные модели поведения, в зависимости от окружающей их морали. Например, для Райского любовь к дворянке, прежде всего, связана с браком. А вот Марк ни за что не желает венчаться, считая это прямым ограничением своей свободы. Для Марфы страшный грех то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив разрешения у бабушки, а для Веры неприемлемы любовные отношения вне брака.

При этом самого автора глубоко возмущает двойная мораль, существующая в обществе. Давая характеристику роману “Обрыв”, нужно отметить, что по таким двойным принципам живут многие персонажи. Например, Тычков считается известным морализатором, но все в курсе, что он отобрал умение у родной племянницы, отправив ее в сумасшедший дом. При этом Татьяна Марковна находит в себе силы простить Веру, во многом потому, что сама в юности пережила подобную драму.

В этом смысле интересен образ вдовы Крицкой, которая только на словах кажется блудливой и развязной, а в действительности – сама целомудренность. Общественная мораль нисколько не порицает ее за пустую болтовню.

Проводя анализ романа “Обрыв”, нужно отметить, что его проблематика напрямую связана с серьезными переменами, происходившими в то время в общественной и частной жизни страны.

Большое значение имеет смысл названия романа “Обрыв”. Ключевую роль играет легенда про обрыв в именье Малиновка, в котором, по рассказам, погибло целое семейство, а убийца покончил собой. Все трагические события произведения происходят непосредственно у обрыва. Например, именно там обрывается благополучная жизнь Веры.

Основные события, связанные с обрывом, происходят в заключительных, четвертой и пятой частях. События начинают развиваться наиболее стремительно. Кульминацией произведения Гончарова становится падение Веры.

Пятая часть этого романа посвящена ее глубокому раскаянию и необычному и своеобразному духовному возрождению. Важную роль в этом играет бабушка Татьяна Марковна. Она прощает девушку и открывает ей собственную потаенную историю.

Интересно, что финал романа при этом открыт. Неопределенной остается судьба Веры. С одной стороны, ее готов взять в жены Тушин. С другой стороны, читатель остается в неведении, состоится ли эта свадьба, либо Вера, как и бабушка, останется на всю жизнь старой девой.

Под вопросом и будущее Райского. Он выражает желание заниматься скульптурой в Италии. Но опытный читатель подозревает, что это стремление закончится точно так же, как и желание сочинять роман или писать портреты.

И.А. Гончаров «Обрыв» анализ романа, краткое содержание, описание, характеристика персонажей, история создания, отзывы романа, интересные факты (ЕГЭ по литературе)

По словам Гончарова, план нового романа родился у него в 1849 г., когда после 14-летнего перерыва он приехал в родной Симбирск. В 1860 г. в “Современнике” появились отрывки из романа, а в 1868 г. Н.А.Некрасов предложил Гончарову напечать его в “Отечественных записках”. Гончаров ответил: “Я не думаю, чтобы мой роман мог годиться для Вас, хотя я не оскорблю в нём ни старого, ни молодого поколения, но общее направление его, даже сама идея, если не противоречит прямо, то не совпадает впосле с теми, даже не крайними началами, которым будет следовать Ващ журнал”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В 1869 г. роман “Обрыв” был напечалан в “Вестнике Европы”, журнале, редакция которого придерживалась умерено-либеральных взглядов.

“Этот роман – был моя жизнь: я впложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места.Всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь”, – писал Гончаров.

В “Обрыве” Гончаров исследует новый вид российской обломовщины. Один из главных героев, дворянин Борим Райский, образованный и талантливый человек, решил посвятить свою жизнь высокому искусству живописи. Однако долгая систематическая учёба и тяжёлый труд не для него. Райскому нет нужды зарабатывать своим искусством на хлеб, поэтому, по мысли автора, он не имеет симула для развития таланта и, возможно, должен остаться ввсего лишь дилетантом, обломовым от искусства.

Райский сочетает в себе черты Ильи Обломова и Адуева-младшего. Но это Обломов с пробудившимся интересом к жизни, который активно ищет своё место в мире, принлядывается к окужающим его людям и пытается даже оказывать влияние на их судьбы. Пусть его вмешательство заканчивается ничем, но вспомним, что и практичные Штольц с Ольгой Ильинской не смогли изменить жизнь Обломова. Зато Райский – остроумный и вдумчивый наблюдатель. В конце романа автор даёт понять читателю, что его герой, возможно, найдёт себя,став писателем. От Александра Адуева у Райского романтическое, восторженное отношение к миру, слабое знание жизни. Как и персонаж “Обыкновенной истории”, он способен живую жизнь подогнать под готовую книжную схему. Однако в отличие от зауряднейшего Адуева Райский не лишён таланта. Чем больше он вглядывается в жизнь вокруг, тем больше раскрываются его глаза, а романтическая предвзятось уступает место настоящей мудрости.

Самый мудрый персонаж ромна – бабушка Татьяна Марковна Бережкова, воплощение старой, патриархальной Руси. Она задумывалась как помещица-крепостница с сильным, деспотическим характером, которая тиранит своих молоденьких роственниц. Вера, внучка грозной помещицы, и молодой демокра-народник Марк Волохов, любящие друг друга, должны были противостоять тирании Татьяны Марковны. В процессе работы над романом акценты были смещены. Прежде всего изменился образ Марка Волохова. Демократ, передовой человек эпохи, который пробуждает пытливый ум молодой девушки и открывает для неё новые горизонты, – таким задумывался этот персонаж. Согласно первоначальному замыслу, Вера должна была отправиться за возлюбленным на каторгу.

Читайте также:
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»: сочинение

Постепенно,однако,планы Гончарова изменились. “Посетив в 1862 году провинцию, я встретил и там, и в Москве несколько экземпляров типа, подобного Волохову, – вспомнил автор. – Тогда уже признаки отрицания или нигилизма стали являться чаще и чаще. Тогда под пером мои прежний, частью забытый,герой преобразился в современное лицо”. Гончаров придал своему персонажу черты, которые он обнаружил у многих провинциальных демократов.

Марк Волохов, ”разбойник Маркушка”, обладает незаурядной силой характера, чётким практическим умом. Он способен встряхнуть российское захолустье, заставить сонных и благодушных обызателей задуматься о несправедлимов устройстве обзщества. Но Марк лишён культуры. Он настоящий “хам”, и недаром люди из общества боятся его как огня. Автор наделил Марка говорящей фамилией – как волк способен нарушить благополучие “овечьего стада”, так и этот нигилист нарушает мир и покой патриархального поместья. Марк не признаёт никаких общественных установлений, он издевается над культурой, над честной собственностью, над таинством брака. Полюбив Веру, которую тоже увлекли его сила и язвительный ум, Марк пытается убедиь девушку в том, что брак, связывающий мужчину и женщину, ничто иное, как глупость, узаконенная вековой традицией. И поскольку любовь вечно не длиться не может, связь между влюблёнными должна быть только временной.

Такой “трезвый” взгляд на жизнь заставляет Веру противиться Волохову. Девушка с сильным и независимым характером, она мечтает переубидить Марка. Их любовь-поединок заканчивается трагически – Вера отдаётся Марку. Но и после этой трагической ошибки она не понимает его философии, не сдаёте на его милость, не соглашается на позоную связь “на время”.

Еру, совершившую поступок, считавшийся в те времена позорным, поддерживает не кто иной, как бабушка Татьяна Марковна, убеждённая крепостница и ретроградка. В молодости она, как и Вера, пережила подобную историю, но не утратила достоинства и сумела искупить былые грехи, застужив под конец дней покой и чистую совесть. Теперь она помогает Вере справиться с её несчастьем. “Старая правда” бабушки оказывается правдой на все времена.

Вера, отвергнув “нового человека”, нигилиста Марка, выходит замуж за другого “нового человека” – честного и образованного промышленнника Тушина, “хозяин земли и леса”. Тушин умеет поставить дело так, что оно оборачиватеся ко всеобщей выгоде, – его лесопилка приносить пользу и ему самому, и занятым на ней рабочим, и всей России. Более того, Тушин среди своих рабочих – “самый дюжий работник”. Так Гончаров сделал ещё одну попытку создать образ честного предпринимателя, умного труженика, способного спасти Россию.

Романа “Обрыв” вызвал похвалу либералов и резкую критику со стороны радикально настроинных литераторов. Образ Тушина они считали неправдоподобным, в образе Волохова же усматривали карикутуру на революционера-демократа. Критики-демократы также были недовольны образом Веры, которая, представ в начале книги женщиной передовых взглядов, натурой страстной и ищущей премен, в конце концов сиряется и покоряется авторитету бабушки и Тушина. О романе отрицательно отзывлись Достоевский и Тургенев. Последний выказывался особенно категорично: “Это написано чиновником для чиновников и чиновниц”.

При всем этом роман “Обрыв” пользовался огромной читательской популярностью, а журнал “Вестник Европы” именно благодаря его публикации увеличил траж с 3700 до 5200 экземпляров.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63455

«Обрыв» Гончарова: райская прокрастинация

В 1869 году журнал «Вестник Европы» опубликовал плод 20-летнего труда И. А. Гончарова – роман «Обрыв», где за описанием личностных проблем героев скрывался глубокий смысл. Представители революционно-демократических слоев общества встретили произведение довольно прохладно, в отличие от публики, живо заинтересовавшейся новой книгой. Разобраться, в чем заключается в романе Обрыв смысл повествования, поможет детальный разбор книги.

Краткое содержание

Действие романа происходит сначала в Петербурге, а затем переносится в российскую глубинку. Чтобы понять, каков в книге Обрыв смысл сюжета, нужно начать с характеристики персонажей.

  1. Борис Райский – молодой человек, не лишенный талантов, но из-за лени не способный ничего довести до конца. Большую часть времени отдает созерцанию и размышлению о высоких материях.
  2. Марк Волохов – революционно настроенный юноша, нигилист, отвергающий традиционные ценности.
  3. Татьяна Марковна – бабушка, незаурядная, яркая личность, придерживается патриархального уклада семьи. Но так как в юности сама пережила любовную драму, лучше всех понимает Веру, поддержав ее и простив ошибки.
  4. Вера – молодая девушка со сложным характером, живо интересующаяся взглядами Волохова, что отразилось на ее чувствах к нему.
  5. Марфа (Марфинька) – сестра Веры, юная, наивная девушка, во всем слушается бабушку, занимается домашним хозяйством.

Произведение состоит из 5 частей, в каждой из которых Гончаров постепенно раскрывает смысл «Обрыва».

Знакомство с Райским

Начинается повествование с описания жизни главного героя в Петербурге. Райский мучается бездельем и со скуки начинает писать роман, параллельно ухаживая за овдовевшей Софьей Пахотиной. Но молодая вдова, влюбленная в итальянского графа, отвергает Райского.

Райский приезжает на лето в родное имение, где всем заправляет бабушка Татьяна Марковна. Обрадованная бабушка пытается приобщить внука к ведению хозяйства, но Борис совершенно не интересуется делами имения.

Происходит ряд событий:

  • приезжает друг Марфиньки – помещик Викентьев;
  • Райский знакомится с Марком Волоховым;
  • возвращается домой Вера, гостившая у попадьи.

Борис, сначала увлекшийся Марфинькой, переключается на старшую сестру – Веру.

Жизнь в Малиновке

Райский постоянно думает о Вере, но девушка избегает его. Постепенно отношения между молодыми людьми налаживаются, но девушка равнодушна к Райскому.

Борис, застав однажды Веру за чтением письма, подозревает, что она влюблена. Райский пытается выяснить через бабушку имя возлюбленного Веры. Татьяна Марковна предполагает, что это помещик Тушин, с которым девушка издавна дружит. Но героиня отвергает это предположение.

Марфинька получает предложение руки и сердца от Викентьева, начинается подготовка к свадьбе.

Выбор Веры

Избранником Веры оказывается Марк Волохов, с которым она тайно встречается. Но Марк не собирается жениться на Вере, брак не входит в его планы.

Читайте также:
Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Девушка от отчаяния обращается к Райскому, прося помочь ей. Но стоило ей услышать условный сигнал от возлюбленного, как она сбегает к нему на обрыв.

Борис подсматривает за девушкой, чтобы узнать имя ее избранника.

Развязка

Вера рассказывает Борису о своих отношениях с Марком, прося передать обо всем бабушке.

Во время именин Марфиньки Тушин делает предложение Вере, но девушка отказывает, признавшись в своем падении.

Татьяна Марковна, узнав от Райского историю Веры, тяжело заболевает. Вслед за ней падает в горячке и Вера. Бабушка, поднявшись с постели, сама ухаживает за внучкой.

Марк присылает два письма Вере, где сообщает о своей готовности обвенчаться. Но в записке, переданной через Тушина, узнает о разрыве отношений. Через время приходят известия об отъезде Марка на Кавказ.

По городу ползут нехорошие слухи о Вере. Чтобы пресечь их, Тушин готов рассказать всем, что сделал девушке предложение, но получил отказ. Помещик действительно мечтает о женитьбе на Вере, но Татьяна Марковна советует ему немного повременить.

После свадьбы Марфиньки имение пустеет. Уезжает и Райский, так и не закончив свой роман о Вере. Теперь он мечтает заняться лепкой в Италии.

Борис путешествует по загранице, но ностальгирует по родным – Вере, Марфиньке и бабушке.

Объяснение сюжета

Название романа поначалу вызывает недоумение, но по мере раскрытия сюжета смысл «Обрыва» становится понятен. Обрыв стал символом душевного кризиса героев, пытающихся преодолеть свои тайные страхи и сомнения.

Но рвется не только привычная жизнь героев. Изменения ждут всю Россию. На смену старому, патриархальному укладу идет новый строй.

Интересно! Гончаров несколько раз менял название романа с «Художника» на «Райский», затем на «Веру», пока не остановился на «Обрыве».

Конфликт старых ценностей с новыми показан писателем через образ Веры. Старый образ жизни для нее уже неприемлем. Девушка, обладающая пытливым умом, стремится к личной свободе и независимости. Но в то же время, она не готова принять новые идеи Марка Волохова.

Увлечение Марком привело героиню к обрыву. Но поняв бесперспективность этого пути, девушка раскаялась.

Таким образом, в романе Обрыв смысл произведения заключается в поисках пути развития России, попытках найти нечто среднее между патриархальным и буржуазным укладом. И выход автор видит в таких людях, как Тушин, отличающихся деловитой хваткой и предприимчивостью. Именно они, по мнению Гончарова, могут спасти Россию от революций, способных привести страну к «обрыву».

В чем суть концовки

История, описанная в романе, заканчивается роковой ошибкой Веры, едва не приведшей к позору. Но девушке удается найти силы для сохранения духовной, нравственной чистоты и отказаться от опасных отношений с Волоховым.

Дальнейшая судьба Веры остается неопределенной. Автор не показывает, состоялась ли свадьба героини с Тушиным.

Ничего не сказано и о том, как сложилась жизнь Райского. Можно лишь предполагать, что его желание «лепить» в Италии также завершится обрывом, как и предыдущие начинания.

Гончаров сознательно оставляет финал открытым, желая подчеркнуть нравственный смысл романа «Обрыв». На примере Веры автор показывает, насколько важно не поддаваться своему внутреннему, деструктивному «я», разрушающему цельность и душевную гармонию.

Обрыв, Гончаров И.А. – отзыв

трагедия вокруг потерянной девственности или что-то большее? (+ фото)

Роман “Обрыв” является третьим (и последним) в трилогии, в которую вошли также “Обломов” и “Обыкновенная история”. Роман хорош, но на мой вкус – “Обломов” круче.

Впрочем, под конец роман “Обрыв” меня захватил. Сцена падения Веры и поведение бабушки меня поразила и увлекла. Главным образом потому, что автор (И. Гончаров) просто потрясающе излагал произошедшее и сумел довольно ярко изобразить и подвиг бабушки и личную беду Веры, а самое главное – внутренние изменения, происходящие во всех участниках этой трагедии.

Лишний раз убедилась, что господин И.Гончаров определенно не менее талантлив чем Достоевский. Увлекшись этим соображением даже раскопала в сети публикации писем Достоевского, где он сам утверждает что Гончаров один из наиболее талантливых его современников, причем сам Достоевский пристально и ревностно следил за всем, что делает Гончаров. тогда как Гончаров крайне мало интересовался Достоевским (если не сказать – вообще не интересовался). В-общем, прочитав это, мне полегчало. а то думала что совсем с ума сошла, начала страдать галлюцинациями, что есть кто-то круче Достоевского. Оказалось – не показалось, действительно, есть и не менее круче.

Основными, наиболее значимыми, героями романа “Обрыв” оказались:

1. Райский: тип из мелких помещиков. Имеет кое-какое образование. Постоянно открывает в себе все новые таланты: то художник он, то – музыкант, потом – писатель, скульптор. Живет как попало, ищет вдохновения. Постоянно влюбляется и так же быстро разлюбляется. Проповедует какие-то свободные взгляды на свободную жизнь. Хозяйством своим не интересуется, участия в нем принимать не планирует. Плохим человеком его не назвать: он не жаден, достаточно великодушен, относительно чист душой, справедлив даже. Честен. Ну разве что дела себе никак найти не может, ищет страстей и вдохновения. Про него очень много написано в романе, но в сущности он мало что из себя представляет в нем (романе) значительного. Какой-то глобальной роли он не сыграл ни в одной из этих жизней, несмотря н ато, что все события крутятся вокруг него. На мой вгляд, райский – главный герой лишь с виду. а на самом деле – второстепенный и не особенно значимый. Вся его внутренняя жизнь – простая, незамысловатая, легкая, быстротечная и незначительная.

2. Бабушка Райского, Татьяна Бережкова: старая девушка, никогда не бывшая замужем. На ее попечении был в свое время Райский, а теперь на ее же попечении оказались его кузины – Марфенька и Вера. Бережкова настоящая крепкая помещица, бережливая, аккуратная хозяйка. Честная, строгая, на первый взгляд – простоватая, но эта женщина цельная, с внутренним стержнем. Имеет старые взгляды, не признает ничего современного, не поддается новым веяниям и не рассматривает никаких вариантов развития событий вокруг себя кроме тех, к которым ее приучили с детства.

3. Марфенька: одна из кузин Райского. Наивная, простоватая девушка. Чистая, смешливая, хозяйственная. Далека от веяний нового времени. Имеет “устаревшее” крепкое воспитание и непробиваемую нравственность.

4. Вера: еще одна кузина Райского, внучка Бережковой. Свободолюбива, независима (как она считает). Почти не интересуется хозяйством, много читает. Живет аскетично, не нуждается в комфорте и привычных женских штучках. Мало разговаривает, дичится домочадцев. Тем не менее бабушку и сестру любит. и любит свой деревенский уголок и всё что к нему относится. Замуж не хочет и не планирует. Красива, умна и слегка асоциальна.

Читайте также:
Сюжет и композиция романа Обломов: сочинение

5. Марк Волохов: обычный вольнодумец. Асоциален. Находится под присмотром полиции. Нечто вроде нигилиста. Проницателен, хитер и житейски мудр. Харизматичен, но отнюдь не светлойф харизмой. Довольно отрицательный персонаж, но в трудной ситуации вполне может принести помощь тому, кого считает другом или к кому неравнодушен.

6. Тушин: друг Веры, влюблен в нее. Наиболее приятный из всех мужчин в романе. Крепкий помещик, чист душой, помыслами и делами. Увлечен хозяйством. Желает женится на Вере. Добр, умен, справедлив, прекрасно воспитан, не беден. Один из самых приятных персонажей, типаж напоминает Штольца из романа “Обломов” (но Штольц был более изящен и учён, тогда как Тушин заметно проще, даром что в лесу вырос и там живет со своим хозяйством).

Помимо перечисленных героев в романе имеются и другие, тоже красочные и характерные. Не стала о них писать, поскольку они не настолько значимы, хотя некоторые (помимо вышеописанных) – не менее яркие и выдающиеся.

Талант автора романа все-таки замечателен. Гончаров очень психологичен, проницателен и отлично умеет описать вещи, которые уже в наше время неактуальны, но масштаб трагедии все-равно поражает. Я бы этого масштаба ни за что не поняла, если бы не мастерство Гончарова и если бы не собственные наблюдения. Меня когда-то в детстве в деревню слили на каникулы, так вот тогда в полной мере прочувствовала, каковы нравы в добропорядочной, зажиточной и небедной деревне. То есть, конечно, в те времена уже девочкой замуж не выходили. Но отголоски тех времен еще всплывали периодически. Особенно, когда местное население от городских нравов (которые мое семейство немного притащило с собой) чуть не в обморок падало, вот тут особенно становилось ясно насколько велика еще пропасть между городом и некоторыми селами с их традициями и маленьким, тесным, замкнутым мирком.

В романе Гончарова, деревня Малиновка как раз и есть – такой мирок. Поэтому Райский в нем довольно быстро прослыл уродом. И первым кто его так обозвал – была бабушка. Правда, она всегда прибавляла что урод он какой-то хороший. Он действительно неплох. Правда я устала читать про его волочения за Верой. Ей-богу, такое не каждый выдержит. Как его от самого себя не стошнило – не пойму. Собственно, он сделал жизнь Веры почти невыносимой, о чем она ему незамедлительно и сообщила. Надо сказать, что это было не первое волочение Райского за первой попавшейся юбкой, но самое тошнотворное из всех описанных в романе. Наверное, все его волочения были тошнотворны. но именно преследование Веры более подробно описано и потому вызывает наибольшее неоумение. Особенно, мутит от его призывов к вольнодумию на фоне Тушина (например), который тоже любит Веру, но предпочитает не трещать языком целыми днями, а делать что-то конкретное, украшая жизнь тех кого любит, а не пытаясь столкнуть их в пропасть, переделывать, перекраивать, перевоспитывать в соответствии со своими вкусами.

Райский сам не понимает кто он, не знает чего хочет и кого хочет и всем вокруг себя делает жизнь затруднительной. Правда, не жаден и всегда готов помочь свои близким, отдает им буквально все что имеет. Гхммм. а в чем, собственно геройство? Он же это имущество не зарабатывал, не наживал, не сберегал все эти годы. Потому и не ценит. Ну ладно хоть отдает не кому попало, а – своим, тем кто это хозяйство оберегает и следит за его процветанием. И честно ему денег с этого выделяет. Так что, считать поведение Райского каким-то особым великодушием – не могу, уж пардоньте. По-моему, он просто пофигист, и только.

Вообще, масштаб трагедии, описанный в романе современному поколению понять сложно. С сожалением понимаю, что роман “Обрыв” в наши дни уже устарел настолько, что его просто не поймут многие, а следующее поколение вообще будет считать бредом. Потому что, добрачную связь Веры с проходимцем уже мало кто в состоянии считать грехопадением и мало кому понятно, почему все вокруг посыпают голову пеплом по этому поводу.

Но самое забавное в романе то, что Райский, который призывал Веру к свободной любви – переживал не меньше бабушки, страдал, и вел себя как умалишенный. полностью оценив масштабы бедствия и считая, что жизнь Веры на этом кончена. В то же время, Тушин, который был с виду похож на ретрограда, лесного человека, старомодного и правильного. совершенно философски и равнодушно отнесся к событию и переживал лишь за Веру, а точнее – за ее здоровье. И совершенно не переживал по поводу грехопадения, продолжая мечтать о том, что когда-нибудь Вера станет его женой, чем осчастливит его на всю жизнь. Необыкновенные вещи демонстрируют человеческие характеры в сложных ситуациях. Даже более того, характеры демонстрируют поведение, прямо противоположное своим убеждениям, которые они проповедовали до сих пор.

Да и сама Вера, считала себя продвинутой и свободной ровно до тех пор, пока не случилось то что случилось. тут и выяснилось, что Вера – продукт своей среды, а никакая не современно-эмансипированная штучка. Собственно, как и сам Райский. А те кто казались ретроградами и патриархальными людьми с устаревшими, отжившими взглядями, оказались намного более современными и продвинутыми чем те, кто только и болтал о свободе, равенстве, развитости, призывал спать с кем хочется, когда хочется и до тех пор пока хочется. а потом отправляться на поиски новых идеалов. И такими парадоксами нашпигован весь роман под завязку. В персонажах буквально узнавала окружающих меня людей. Все они проповедуют одно, делают другое, а думают – третье. Оказываются теми, кем они себя никогда не считали. более того, насмехались над всем тем, чем они являются, не зная сами о себе ровным счетом ничего.

Роман “Обрыв” достаточно многогранен и насыщен персонажами. С каждым из них происходят удивительные вещи. Рекомендую к прочтению, но думаю, что понятен будет не всем. Все-таки, не все смогут оценить то, что уже давно отжило свой век и не актуально в наши дни. Зато если не обращать внимания на неактуальные сегодня вещи (из-за которых разразилась драма в обрыве), а сосредоточиться на трансформациях, происходящих в героях романа, то можно очень любопытно провести время за чтением этого шедевра. Искренне сокрушаюсь, что господин И.Гончаров так мало написал романов в своей жизни, прям очень переживаю по этому поводу.

Читайте также:
Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Обломов: сочинение

Характеристика и образ Маши Мироновой в повести Капитанская дочка Пушкина 8 класс

“Капитанская дочка” А.С. Пушкина – одно из художественных произведений, в котором автору так искусно и увлекательно удалось сквозь исторические события крестьянской войны провести линию преданной и трепетной любви.

Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.

Эта милая русская девушка, скромная и застенчивая, выросла в уединении с природой и впитала в себя благородство и мудрость своих родителей. Образ Маши, созданный автором с теплотой и нежностью, воплотил в себе наиболее высокие душевные качества, такие как чистота, открытость, чувственность, искренность, которые особенно ценятся в женщинах.

Простое русское имя героини подчеркивает наивность, духовность Маши, а упоминание в названии произведения свидетельствует о значительности ее роли в описанном сюжете. Однако притягательность её облика и внутренняя красота девушки раскрываются не сразу. На пути к благополучию Маше пришлось перенести немало суровых ударов. Но, несмотря на все трудности и преграды, эта робкая девушка не сдается и находит в себе силы, чтобы стойко и смело бороться за свое счастье.

Ранение любимого, отказ на просьбу благословить законный брак родителей жениха, потеря собственных родителей во время пугачевского бунта, лживые обвинения в предательстве – во всех этих испытаниях героиня проявляет смелость, находчивость, стойкость и ум.

Чтобы спасти жизнь и честь любимого, нравственная безупречность и врожденная самоотверженность, помогают Маше преодолеть неуверенность в себе и заставляют пойти искать покровительства в Петербурге у самой императрицы. А искренность, непреклонная решительность и твердость духа позволяют героине добиться восстановления справедливости и оправдания невиновного жениха. Наградой для горячо и беззаветно любящей Маши, становится заслуженное счастье рядом с любимым мужчиной.

Данное произведение показывает, что настоящие, искренние, взаимные чувства, доброта и порядочность помогают преодолеть любые трудности, преображают человека и способствуют моральному и духовному росту личности, раскрывая внутренние резервы и скрытые стороны души.

Вариант 2

«Капитанская дочка» – это исторические произведение Александра Сергеевича Пушкина, повествующее о большой и крепкой любви между молодым офицером и дочкой капитана Миронова, являющегося комендантом Белгородской крепости.

Главной героиней романа является обычная девушка по имени Маша Миронова. Это честная и приветливая девушка, она добра и мила ко всему, что ее окружает. Чувства Маши искренни и непринужденны. Образ Маши – это обычная девушка, со светлыми волосами и румяными щечками. Ее судьба – череда тяжелых испытаний, которые, несмотря на всю трагичность, не сломили ее дух.

Маша выросла в обычной семье, не имела знатных корней. Но не зависимо от этого, девушка отказала лживому, эгоистичному и трусливому аристократу Швабрину, так как она его не любила. Маша объясняла свой отказ тем, что не может пойти к алтарю и целовать нелюбимого человека.

Маша искренне полюбила другого молодого человека – Петра Гринева, сына именитого помещика. Петр так же влюбился в девушку. Но на пути к их взаимной любви и желании быть вместе возникла преграда – родители молодого парня не желали их союза. Маша же, была против того, чтобы выходить замуж без родительского благословения. Девушка изо всех сил, несмотря на свою душевную боль, пыталась подавить в себе пылкие чувства к Петру.

Прошло немного времени и Машу ждало новое потрясение. Ее родителей жестоко казнили. Девушку похитил Швабрин и насильно удерживал взаперти, настаивая на том, чтобы она вышла за него замуж. На помощь к Маше неожиданно пришел Пугачев. Она не знала, как ей в этот момент правильно поступить, так как этот человек был инициатором убийства ее отца и матери. Но в то же время Пугачев являлся ее спасителем. Он помиловал Машу и Петра, помог им заново соединиться.

После спасения, молодые люди отправились к родителям Петра, где их радушно встретили. Узнав Девушку поближе, они прониклись к ней душевной теплотой и окружили ее нежностью и заботой. В конце концов, они ее полюбили как родную дочку.

Еще одно тяжелое событие, накануне свадьбы, легло на хрупкие плечи молодой девушки. Возлюбленного Маши, Петра, арестовали. Но Маша нашла в себе силы, не отчаялась и решила для себя, во что бы то ни стало выручить из беды жениха. Девушка отправилась на прием к самой императрице, рассказала о своей тяжелой судьбе, всех испытаниях, выпавших на ее долю, и смогла убедить женщину в невиновности Петра.

В конце повести Петр и Мария снова оказались вместе. Они благополучно поженились, у них родились дети, затем появились и внуки.

Маша Миронова – это образ настоящей русской женщины. Она прекрасна во всем – манерах, поведении, силе духа. Ее образ заслуживает уважения и похвалы. Несмотря на все трудности и беды, выпавшие на ее жизненный путь, Маша остается сильным, смелым и светлым человеком, готовым на все ради своего счастья и любви.

Сочинение про Машу Миронову

В повести «Капитанская дочка» Пушкин описал историю пугачёвского восстания, но это не являлось его главной целью. Сюжет построен на личной истории офицера Петра Гринёва, который в молодости был вовлечён в эти события. Он размышляет о чести, люби и преданности. Этими нравственными началами наделены все положительные герои произведения, в том числе и капитанская дочка Маша Миронова. Пушкин считает её одним из символов духовной красоты русской женщины.

В начале повести Маша – ничем не привлекательная, скромная девушка. В силу обстоятельств, она не имела возможности получить «ни образования, ни умственного развития». Её небогатые родители так и не смогли накопить девушке «приданное». Но Машин отец, капитан Иван Кузьмич Миронов, русский офицер, честный и верный долгу, смог передать дочери самое главное: чистую душу, доброе сердце и твёрдость духа. Впоследствии, когда Гринёв подружился с семьёй капитана, он разглядел в Марии Ивановне «благоразумную и чувствительную девушку». Будучи «бесприданницей», она отвергла богатого жениха Швабрина, потому что он был ей «очень противен». Когда Маша ухаживала за раненым Петром, они полюбили друг друга. Гринёв предложил девушке стать его женой, и она тоже призналась ему в «сердечной склонности». Нравственные принципы Маши не позволяли выходить замуж без благословения его родителей. Она просит Петра получить у них разрешение на брак. Старший Гринёв запретил сыну жениться на Маше, и это было для влюблённых сильным потрясением. Но девушка считала, что нельзя идти против воли родителей и им нужно расстаться.

Читайте также:
Судьба Обломова - это судьба многих дворян середины XIX века: сочинение

На фоне сложных событий, происходят изменения в душе и характере «капитанской дочки». Оставшись без родителей и любимого человека, Маша нашла в себе силы противостоять обстоятельствам. Любовь к Гринёву придавала ей уверенность и решительность. После вызволения из крепости Пётр отправляет Марию Ивановну к своим родителям, и они приняли и полюбили «сироту».

Наиболее ярко Пушкин раскрывает образ героини после ареста Гринёва. Маша знала, почему он в тюрьме, и чувствовала свою вину. Она всё время думала, как восстановить справедливость и помочь Петру. Девушка решается на рискованную поездку в Петербург к «сильным людям», и, как дочь капитана, погибшего за верность присяге, хочет попросить о помощи. И судьба наградила её за добрые помыслы. Встретив императрицу, Маша рассказала свою историю и о причинах поступка любимого человека. Благодаря твёрдости духа и силе любви капитанской дочки, по указу Екатерины Гринёв был освобождён, и они смогли пожениться.

В образе Маши Мироновой Пушкин, воплотил все лучшие качества русской женщины. Капитанская дочка – это пример самоотверженной борьбы за любовь и семейное счастье.

Сочинение 4

Одним из важнейших героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Маша Миронова. А.С. Пушкин описывает героиню, как девушку застенчивую, скромную, не блещущую особой красотой. Далее, на протяжении повести, Маша Миронова открывается перед читателем, как личность многогранная и самобытная.

Отношение других героев к Маше разное, мать считает ее трусихой, а Швабрин дурочкой, из-за характеристики, данной Швабриным Маше, Гринев поначалу не испытывает к героине интереса, однако со временем, благодаря таким чертам характера девушки как искренность, радушие, приветливость, «чувствительность и благоразумие» у Петра начинает возникать чувство симпатии, которая со временем перерастает в нечто большее.

Маше Мироновой чужды притворство и жеманство, что А.С. Пушкиным показывается в момент, когда героиня говорит о своих чувствах Гриневу. После дуэли героиня ухаживает за Петром, не скрывая свои чувства. Героиня верит в Бога, когда родители Петра не дают разрешения на брак, она смиряется с их нежеланием принять ее в семью и считает отказ проявлением воли Божией.

В тяжелый жизненный период проявляется стойкость и сила характера героини. Оставшись сиротой и во власти Швабрина, она не идет у него на поводу, несмотря на угрозы, она остается верна своим чувствам к Гриневу и не дает согласие на брак с тем, кто ей так противен, предпочтя смерть замужеству.

Маша продолжает борьбу за свое счастье, узнав о том, что Гринев арестован. Героиня едет в Петербург, где подает прошение императрице. Маша обладает невероятным умением вызывать симпатию и располагать к себе людей, что помогает ей завоевать расположение Екатерины и добиться не только освобождения Гринева, но и участия императрицы в устройстве дальнейшей судьбы героини, обеспечивая ее приданным.

Благодаря верности своему чувству и умению не сдаваться Маша обретает то, к чему так стремилась, она обретает свое счастье, дом и семью.

Яркий образ Маши Мироновой занимает особое место в русской литературе. В нем сочетаются истинно женские черты характера с сильной волей и целеустремлённостью.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Маши Мироновой в повести Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой социально-психологическую повесть, основной тематикой которой является изображение классового конфликта в период становления промышленного прогресса.

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Рассказ описывает Россию в те времена, когда действовало крепостное право. Мальчик Митька Мышкин был крепостным и жил в деревне Закопанка. Хозяева решили продать несколько семей крепостных, в том числе семью Митьки

Для каждого человека слово дом и Родина похожи. Ведь мы воспитываемся в доме, который является для нас небольшой Родиной. Поэтому чаще всего, наша улица будет представляться в виде некой территории, которая прилегает к нашему дому

Дружба – одна из самых ценных вещей в жизни. Каждый понимает это по-своему. В современном мире, где деньги и власть решают все, очень трудно найти настоящую дружбу.

Тетка Ольги Ильинской в романе “Обломов”: образ, характеристика, описание

Тетя Ольги
(актриса Г. Шостко)

Тетка Ольги Ильинской — Марья Михайловна — является одной из второстепенных героинь знаменитого романа “Обломов” Гончарова.

В этой статье представлена цитатный образ и характеристика тетки Ольги Ильинской из романа “Обломов”: описание внешности и характера персонажа в цитатах.

Эта героиня впервые упоминается в части 2 главе V романа.

Тетка Ольги Ильинской в романе “Обломов”: образ, характеристика, описание

“Пришел человек от Марьи Михайловны, Ольгиной тетки, звать обедать.” (часть 2 глава VII)

“. к ее почти пятидесятилетнему, но еще свежему лицу. ” (часть 2 глава VIII)

“Кто ж скажет? У меня нет матери. ” (Ольга о себе) (часть 2 глава IX)

“Штольц познакомил Обломова с Ольгой и ее теткой. Когда Штольц привел Обломова в дом к Ольгиной тетке в первый раз, там были гости. Обломову было тяжело и, по обыкновению, неловко.” (часть 2 глава V)

“. с теткой Ольги, женщиной очень умной, приличной, одетой всегда прекрасно, всегда в новом шелковом платье, которое сидит на ней отлично, всегда в таких изящных кружевных воротничках; чепец тоже со вкусом сделан, и ленты прибраны кокетливо к ее почти пятидесятилетнему, но еще свежему лицу. На цепочке висит золотой лорнет.” (часть 2 глава VIII)

“. потупила свои большие, немного припухшие веки, а глаза все будто смотрят и сквозь веки. ” (часть 2 глава IX)

“Тетка тоже глядит на него своими томными большими глазами. ” (часть 2 глава IX)

“Позы, жесты ее исполнены достоинства; она очень ловко драпируется в богатую шаль, так кстати обопрется локтем на шитую подушку, так величественно раскинется на диване. Ее никогда не увидишь за работой: нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдет к ее лицу, важной фигуре. Она и приказания слугам и служанкам отдавала небрежным тоном, коротко и сухо.” (часть 2 глава VIII)

“Весь этот день был днем постепенного разочарования для Обломова. Он провел его с теткой Ольги, женщиной очень умной, приличной. ” (часть 2 глава VIII)

“В разговоре она не мечтает и не умничает; у ней, кажется, проведена в голове строгая черта, за которую ум не переходил никогда.” (часть 2 глава VIII)

Марья Михайловна иногда читает. Она хорошо говорит, но в основном по-французски:

“Она иногда читала, никогда не писала, но говорила хорошо, впрочем больше по-французски.” (часть 2 глава VIII)

“У тетки разболелась голова; она сидела в кабинете и нюхала спирт.” (часть 2 глава V)

“По всему видно было, что чувство, всякая симпатия, не исключая и любви, входят или входили в ее жизнь наравне с прочими элементами, тогда как у других женщин сразу увидишь, что любовь, если не на деле, то на словах, участвует во всех вопросах жизни и что все остальное входит стороной, настолько, насколько остается простора от любви.” (часть 2 глава VIII)

“У этой женщины впереди всего шло уменье жить, управлять собой, держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением. Нельзя было застать ее неприготовленную, врасплох, как бдительного врага, которого, когда ни подкараульте, всегда встретите устремленный на вас, ожидающий взгляд.” (часть 2 глава VIII)

“Стихия ее была свет, и оттого такт, осторожность шли у ней впереди каждой мысли, каждого слова и движения.” (часть 2 глава VIII)

“Однакож она тотчас заметила, что Обломов не совсем свободно владеет французским языком, и со второго дня перешла на русскую речь.” (о ее деликатности с Обломовым, часть 2 глава VIII)

“. она бы и тогда не сказала ничего, но, с свойственным ей тактом, как-нибудь незаметно установила бы другой порядок. ” (часть 2 глава VIII)

“Она ни перед кем никогда не открывает сокровенных движений сердца, никому не поверяет душевных тайн; не увидишь около нее доброй приятельницы, старушки, с которой бы она шепталась за чашкой кофе.” (часть 2 глава VIII)

“. обходится она с ним так же, как и с другими: благосклонно, с добротой, но так же ровно и покойно.”

“Последний хотел познакомить своего приятеля в таком доме, где все было немного чопорно, где не только не предложат соснуть после обеда, но где даже неудобно класть ногу на ногу, где надо быть свежеодетым, помнить, о чем говоришь, – словом, нельзя ни задремать, ни опуститься, и где постоянно шел живой, современный разговор.”

“Приходите чаще, — сказала тетка, — в будни мы всегда одни, если вам не скучно, а в воскресенье у нас всегда кое-кто есть — не соскучитесь.”

“Отношения Ольги к тетке были до сих пор очень просты и покойны: в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия.

Это происходило частью от характера Марьи Михайловны, тетки Ольги, частью от совершенного недостатка всякого повода для обеих — вести себя иначе.” (часть 2 глава VIII)

“С тех пор не было внезапных перемен в Ольге. Она была ровна, покойна с теткой. ” (часть 2 глава IX)

“— Поедемте, ma tante, завтра в Смольный, к обедне, — просила она.

Тетка прищурилась немного, подумала, потом сказала:

— Пожалуй; только какая даль, ma chere! Что это тебе вздумалось зимой!” (часть 2 глава IX)

“Тетке не приходило в голову требовать от Ольги что-нибудь такое, что б резко противоречило ее желаниям; Ольге не приснилось бы во сне не исполнить желания тетки, не последовать ее совету.

И в чем проявлялись эти желания? — В выборе платья, в прическе, в том, например, поехать ли во французский театр или в оперу.” (часть 2 глава VIII)

“Ольга слушалась настолько, насколько тетка выражала желание или высказывала совет, отнюдь не более, — а она всегда высказывала его с умеренностью до сухости, насколько допускали права тетки, никогда более.” (часть 2 глава VIII)

“. она идет почти одна своей дорогой, оберегаемая поверхностным надзором тетки от крайностей, но что не тяготеют над ней, многочисленной опекой, авторитеты семи нянек, бабушек, теток.

. тетка не управляет деспотически ее волей и умом. ” (об Ольге и ее тетке)

“Отношения эти были так бесцветны, что нельзя было никак решить, есть ли в характере тетки какие-нибудь притязания на послушание Ольги, на ее особенную нежность или есть ли в характере Ольги послушание к тетке и особенная к ней нежность.

Зато с первого раза, видя их вместе, можно было решить, что они — тетка и племянница, а не мать и дочь.” (часть 2 глава VIII)

— Помилуй, ma chere, к лицу ли тебе зеленые ленты? — говорила тетка. — Возьми палевые.

— Ах, ma tante! уж я шестой раз в палевых, наконец приглядится.

— Нет, ma tante, я лучше вот эти возьму, — говорила Ольга мягко и брала, что ей хотелось.” (часть 2 глава VIII)

“Ольга спрашивала у тетки советов не как у авторитета, которого приговор должен быть законом для нее, а так, как бы спросила совета у всякой другой, более ее опытной женщины.

— Ma tante, вы читали эту книгу — что это такое? — спрашивала она.

— Ах, какая гадость! — говорила тетка, отодвигая, но не пряча книгу и не принимая никаких мер, чтоб Ольга не прочла ее.

И Ольге никогда не пришло бы в голову прочесть.” (часть 2 глава VIII)

” — Ты похорошела на даче, Ольга, — говорила ей тетка. В улыбке барона выражался тот же комплимент.

Ольга, краснея, клала голову на плечо тетки; та ласково трепала ее по щеке.” (часть 2 глава IX)

“Потом на третий день, после того, когда они поздно воротились домой, тетка как-то чересчур умно поглядела на них, особенно на него, потом потупила свои большие, немного припухшие веки, а глаза все будто смотрят и сквозь веки, и с минуту задумчиво нюхала спирт.” (часть 2 глава IX)

“— Что скажут, когда узнают, когда разнесется.

— Кто ж скажет? У меня нет матери: она одна могла бы спросить меня, зачем я вижусь с тобой, и перед ней одной я заплакала бы в ответ и сказала бы, что я дурного ничего не делаю и ты тоже. Она бы поверила. Кто ж другой? — спросила она.

Ольга печально и отрицательно покачала головой:

— Она никогда не спросит. Если б я ушла совсем, она бы не пошла искать и спрашивать меня, а я не пришла бы больше сказать ей, где была и что делала. Кто ж еще?” (часть 2 глава IX)

“Тетка на разговоры по углам, на прогулки Обломова с Ольгой смотрела. или, лучше сказать, никак не смотрела.” (часть 2 глава VIII)

“— Он ужасно ленив, — заметила тетка, — и дикарь такой, что лишь только соберутся трое-четверо к нам, сейчас уйдет. Вообразите, абонировался в оперу и до половины абонемента не дослушал.” (часть 4 глава IV)

“Только с бароном фон Лангвагеном часто остается она наедине; вечером он сидит иногда до полуночи, но почти всегда при Ольге; и то они все больше молчат, но молчат как-то значительно умно, как будто что-то знают такое, чего другие не знают, но и только.

Они, по-видимому, любят быть вместе — вот единственное заключение, какое можно вывести, глядя на них; обходится она с ним так же, как и с другими: благосклонно, с добротой, но так же ровно и покойно.

Злые языки воспользовались было этим и стали намекать на какую-то старинную дружбу, на поездку за границу вместе: но в отношениях ее к нему не проглядывало ни тени какой-нибудь затаившейся особенной симпатии, а это бы прорвалось наружу.” (часть 2 глава VIII)

“Я за этим здесь теперь: нужно еще окончательно похлопотать в палате. Барон не доделал дела; он вздумал посвататься за Ольгу. ” (часть 4 глава II)

“Смерть тетки вызвала горькие, искренние слезы Ольги и легла тенью на ее жизнь на какие-нибудь полгода.” (часть 4 глава VIII)

Это был цитатный образ и характеристика тетки Ольги Ильинской из романа “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера героини в цитатах.

Читайте также:
Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова: сочинение

Маша Миронова из произведения Капитанская дочка Пушкина (Образ и характеристика)

Мария Миронова является одной из ключевых фигур романа Александра Сергеевича. Именно в честь этой девушки был назван сей роман. Характер Марии многогранен и очень интерес. Анализируя ее характерные черты, сложно найти какие-либо червоточинки. Несмотря на то, что жизнь неоднократно проверяла девушку.

Знакомство читателя с героиней происходит, когда Петр Гринев оказывается в Белогорской крепости. Молодой военнослужащий сразу же услышал о девушке нелестные отзывы. Швабрин убеждал его, что та является полной дурочкой. Молодой человек при первой же встрече понял, что на милую девушку наговаривают. Она для него добрейшей души человек.

Следующее, что может заметить читатель, это воспитание героев. Маша родом из семьи с высокими нравами и добрым сердцем. Девушка унаследовала от своего родства всё самое лучшее. К чему относятся доброта, честность, поиск справедливости, простота. Для Марии мнение семьи играет очень серьезную роль. Родители не одобрили кандидатуру жениха, поэтому девушка отказывает возлюбленному. Она связывает это с тем, что брак без благословения родителей обречен быть несчастливым. Однако, девушка всем сердцем любит Петра. Его счастье для нее превыше всего.

Девушка совершенно против жестокости. Война для нее – ужасное потрясение. Маша искренне не может понять, как можно так рисковать. Ведь родные будут с ума сходить от переживаний. Один пушечный выстрел может привести героиню в бессознательное состояние. Родители девушки умирают страшной смертью, что повергает девушку в дикий шок. У Марии случилась лихорадка. Потрясения не прошли бесследно.

Девушка обладает сильнейшим характером, у нее очень высокие принципы. Маша сторонник такого принципа, как сохранение чести с ранних лет. Для нее это важнее всего. Верность этому принципу подтверждается в вопросе общения со Швабриным. Это навязчивый и подлый поклонник. Девушка на уровне интуиции понимает, что это плохой человек. Девушка отказывается от предложения навещаемого поклонника даже, когда тот угрожает ей смертью.

Маша Миронова совершает настоящий подвиг ради своего возлюбленного. Чтобы отчистить его доброе имя, девушка направляется к императрице. Она преодолевает огромное расстояние. Едет, слыша залпы орудий. Она хочет выручить его, ведь ранее он сделал всё, чтобы спасти возлюбленную.

Читайте также:
Обломов и другие: сочинение

Маша обладает очень сильным характером. Она во всем руководствуется нормами морали и нравственности. Ее поступки всегда взвешены и обдуманы.

Сочинение 2

Маша Миронова – ключевая героиня исторического романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Ее родители – отец капитан Иван Кузьмич Миронов и мать Василиса Егоровна – бедные дворяне. В их распоряжении всего одна крепостная крестьянка по имени Палаша. Они вырастили Машу в рамках традиционных требований и принципов воспитания. Она их единственный ребенок. Родители Маши хорошие люди, они жили дружно и испытывали друг к другу нежные чувства. Пример идеальной семьи для Маши – это ее родители. Но из – за материального положения семьи у Маши не было приданого и ее шансы выйти замуж были очень малы.

Маша Миронова – девушка 18 лет с румяным личиком, светлыми волосами и ангельским голосом. У нее была самая обычная приятная внешность и очень богатый внутренний мир. Одевалась она по – простому, но мило. Маша предстает перед читателем доброй, нежной, благоразумной и чувствительной девушкой, которую невозможно не любить. Ее образ в романе эффектный и в какой – то степени бесполезный одновременно.

Капитанская дочка влюбляется в молодого офицера Петра Гринева и чувство это взаимно. Любовь очень много значила для нее и она была готова на многое. После того, как Гринев был ранен на дуэли она переживала за него и заботилась. Но боясь осуждения по мере того, как Петр шел на поправку она отдалялась от него. Будучи скромной и порядочной девушкой Маша понимала, что ее поведение могут расценить как недостойное. Она страстно любила Гринева, но была слишком хорошо воспитана и не выходила за грани приличия.

Маша умная девушка, которая могла легко поддержать любой разговор. Она отличалась от жеманных и кокетливых девушек – дворянок и это особенно нравилось Гриневу, но после того как Швабрин оболгал Машу, отец Петра запретил молодым людям быть вместе. Они были огорчены таким решением. Через какое – то время Маша смирилась, что не судьба им с Петром создать семью.

Читайте также:
Человеческие типы в романе Ивана Гончарова «Обломов»: сочинение

Но после того, как Маша лишилась родителей, единственным близким человеком для нее стал Петр, чувства к которому по – прежнему жили в ее сердце. Поставив под угрозу свою жизнь ему все – таки удалось спасти Машу от преследований Швабрина. Во время суда Швабрин не упускает возможности навредить Петру. В результате наговора Швабрина Петр чуть не попадает в тюрьму. Но Маша предпринимает попытку спасти любимого, она просит императрицу восстановить справедливость. Ей это удается.

Маша и Петр поженились сразу после того как закончился бунт Пугачева. Образ Маши – классический вариант идеала русских женщин, скромных, добрых и готовых пожертвовать собой ради близких людей.

Характеристика Маши

Свое произведение Александр Сергеевич Пушкин написал в 1837 году. Действие романа происходит во времена восстания Емельяна Пугачева. Маша Миронова является главной героиней этого романа.

Мария-девушка восемнадцати лет, со светло-русыми волосами и румянным лицом . Ее отец-капитан Белгородской крепости Миронов, мать-Василиса Егоровна. Родители девушки были бедными дворянами, поэтому она осталась без приданного. Внешность девушки не отличалась необычностью, также героиня не получила должного образования. Несмотря на это, она обладает глубоким внутренним миром. Ее образ воплотил в себе такие качества как мудрость, чувственность, искренность и открытость. Ко всем людям она относилась с душой и пониманием, поэтому ей нет необходимости притворяться.

Маша полюбила офицера Петра Гринева. Ее любовь была взаимна, но ради счастья им пришлось многое преодолеть вместе. Сначала Швабрин охарактеризовал Машу как глупую и нечестную девушку, но Петр не поверил ему, он решил довериться сердцу. Так между влюбленными зародилась симпатия, которая затем переросла в крепкую любовь, дающая героине силы и уверенность в себе. Когда Швабрин похитил девушку и заставлял ее выйти замуж, она не стала этого делать, потому что сердце принадлежало другому, а Швабрин был ей противен. Когда Петра арестовали, Маша также не отчаялась, девушка отправилась в Петербург, на прием к императрице, просить освободить любимого. Все эти события показывают читателю настоящие чувства между Гриневым и Мироновой. Родители Петра приняли девушку радушно и полюбили ее как родную дочь.

На долю главной героини выпадет множество испытаний. Во время захвата крепости ее родителей убивают, а сама она оказывается в плену у Швабрина. Несмотря на все горести, девушка не сломалась духом. У нее была возможность выйти замуж за нелюбимого, но при этом хорошо устроиться. Маша не пошла по легкому пути, она стала бороться за своего возлюбленного. Благодаря всем свои усилиям героиня обретает счастье и семью.

Александру Сергеевичу удалось создать героиню, которая станет примером для многих людей. Она является прототипом настоящей русской женщины, которая ради своего счастья готова преодолеть все испытания и трудности. Ее образ сочетает в себе мягкую женскую натуру вместе с твердостью характера и воли. Сам Пушкин считает ее одним из символов красоты русской женщины.

4 вариант

Пушкин Александр Сергеевич. Кто в России не знает этого громкого имени? Почти все любят и уважают его творчество, его глубокие и интересные прозаические творения и, конечно же, романтическо-бунтовые стихотворения. Одно из знаковых произведений этого писателя – «Капитанская дочка». В нём события разворачиваются во время Пугачёвского бунта. Однако, уже из названия понятно, что этот роман не только исторический, в нём скорей всего замешана любовь. Увлекаясь этой книгой, читатель понимает, что всё так и есть: главный герой влюбляется в девушку Машу, которая отвечает ему взаимностью, и вместе они проходят через сложные испытания ради того, чтобы быть вместе.

Миронова Маша – нежная, но сильная девушка. Внешне она ничем не примечательна, зато её внутренний мир очень богат, это и заметил Пётр. Он не сразу влюбился в девушку, а только когда получше узнал её душу. С детства Маша, окружённая заботой родителей и крепостной, ни с кем другим не общалась, однако воспитана она была в лучших качествах: от отца девушка взяла смелость, а от матери – трудолюбие.

Внутренние качества Маши – то, на чём стоит заострить внимание. Девушка не боится жизненных трудностей, а даже решает их. Также она является очень верной, ведь тогда, когда Швабрин хочет жениться на ней, отказывается от этого, несмотря на то, что она – бесприданница. Девушка ждёт своего возлюбленного – Петра. Она готова на всё, чтобы быть с ним, чтобы не предать их любовь. Маша очень ценит настоящие чувства, она против замужества не по любви, именно поэтому отказывает Швабрину, считая, что лучше умереть, чем выйти замуж за человека безнравственного и нелюбимого.

Девушка показывает себя с самой лучшей стороны и тогда, когда её возлюбленного осуждают и арестовывают. Она, несмотря на некоторую свою застенчивость, идёт к самой императрице, чтобы попросить освобождения Петра. Это удивляет не только читателей, но и родителей Гринёва. Они никак не ожидают этого от хрупкой девушки, но за её оболочкой, как оказалось, сидит сильная личность, которая борется (именно борется, а не плывёт по течению) за своё счастье.

Маша – сильная личность, это идеальный образ женщины в литературе. Она не эгоистична в своей любви, она действительно любит, и любит по-настоящему. За все свои положительные качества и поступки Маша получает вознаграждения – счастливую, взаимную и, скорей всего, вечную любовь.

Характер Маши Мироновой (Капитанская дочка)

Популярные сочинения

Читая знаменитое произведение «Тихий Дон», мы видим, как писатель впервые глубоко показал характеры незаурядных, сильных женщин из народа.

Вражда может перерасти в дружбу, но при каких условиях? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть понятия дружбы и вражды, а также то, как строятся отношения между людьми.

Каждый человек, рано или поздно задумывался о том, какая будет школа будущего? Появится ли что-то новое, или же просто усовершенствуют старую программу? К этому вопросу нужно подходить

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: