Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Штольц и Ольга Ильинская в романе «Обломов»: история отношений

Ольга Ильинская и Андрей Штольц — одни из главных персонажей романа «Обломов» И. А. Гончарова. Они оба являются целеустремлёнными людьми, а их брак, казалось бы, предопределён с первого знакомства. Однако, прожив вместе некоторое время, супруги чувствуют себя несчастными. Причина недопонимания в том, что героиня считает брак ещё одной ступенью саморазвития, а мужчина хочет обрести спокойную гавань. Отношения Ольги Ильинской и Штольца играют важную роль в сюжетной линии произведения.

  1. Зарождение отношений
  2. Семейная жизнь
  3. Недопонимание в браке

Зарождение отношений

В начале Андрея и Ольгу Ильинскую связывают лишь дружеские отношения. Штольц старше героини на 10 лет, поэтому воспринимает её как сестру. Герой восхищается умом и талантом молодой девушки. Мужчина видит в ней благодарную ученицу и рад, что Ольга ценит его как наставника.

Однажды Андрей знакомит Ольгу с Ильёй Обломовым. Молодые люди влюбляются друг в друга, начинают встречаться и даже хотят сыграть свадьбу. Однако лень Обломова заставляет Ольгу расстаться с ним.

После разрыва отношений с Обломовым молодая девушка уезжает в Париж. За границей она часто проводит время в компании своего друга Андрея Штольца. Взрослый опытный мужчина интересен Ольге Ильинской. Беседы с ним помогают героине узнавать много нового, развиваться и интеллектуально расти. Частые встречи сближают героев, и Андрей ухаживает за женщиной:

  • дарит ей цветы;
  • приносит книги;
  • говорит об искусстве.

Через некоторое время героиня снова переезжает.

Андрей скучает по ней, он понимает, что больше не представляет своей жизни без этой женщины. Однако, Штольца терзают сомнения, любит ли его девушка. Спустя полгода, он встречается с Ильинской и признаётся ей в любви.

Семейная жизнь

Андрей предлагает Ильинской выйти за него замуж, и она соглашается. Вскоре герои произведения женятся, и у них появляются дети. Супруги являются деятельными людьми и ведут активную жизнь. Ольга и Штольц рано встают, пьют чай, работают и занимаются музыкой. В их семейной жизни царит лад и гармония. Характеристика Ольги и Штольца схожа, у героев имеются общие черты характера:

  • образованность;
  • энергичность;
  • целеустремлённость;
  • решительность.

Андрей уважает Ольгу и выступает в роли учителя. Ильинская благодарна супругу, но всё же изредка вспоминает нежного Илью Обломова.

Она остаётся верна Штольцу, но ей не хватает остроты чувств в их семейной жизни. После смерти Обломова они занимаются воспитанием его сына Андрюшки.

Недопонимание в браке

Отношения Штольца и Ольги Ильинской не складываются, так как супруги вкладывают в понятие «семья» разный смысл. Андрей мечтает, чтобы жена была хранительницей очага и окружала его теплом и заботой. Девушка, в свою очередь, не хочет ограничивать себя лишь семьёй и бытом. Героине нужен наставник, который будет постоянно удовлетворять её безграничную жажду знаний.

Несколько лет брака не смогли пробудить в супругах настоящие чувства к друг другу. Герои произведения так и не стали единым целым. К сожалению, ни общие интересы, ни внешняя схожесть не сделали их брак счастливым.

Андрей Штольц осознаёт, что ему тяжело удовлетворить потребности жены и быть её мужским идеалом. Отношения супругов являются разрушающими для них обоих. Их семейная жизнь строится не на искренней любви, а на взаимоуважении между друг другом.

Герой страдает от недостатка теплоты и заботы от жены. Ильинская же не может самореализоваться в браке со Штольцем и ощущает себя несчастной. Можно предположить, что судьба их отношений обречена.

Судя по всему, терпение женщины рано или поздно закончится. Как только супруг перестанет быть для неё авторитетом, она предпочтёт расстаться с ним.

На примере супружеской жизни героев автор раскрывает проблему взаимоотношений в браке. Читатель понимает, почему семья не может быть счастливой без взаимной любви. По мнению Ивана Гончарова, брак не сохранить лишь при наличии общих интересов. Краткая характеристика отношений героев позволяет написать сочинение на тему «История любви Штольца и Ольги Ильинской».

«Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»

Характеристика Ольги

Обладающая внутренним стержнем и постоянной жаждой к саморазвитию девушка занимала активную жизненную позицию. Ее внутренняя красота — нежность, открытость, бесхитростность, рассудительность, благородство — гармонировала с ее внешними данными. Она была натурой увлекающейся, вот почему Ольга полюбила Обломова и отдалась этому чувству с головой.

Она поражала окружающих своим блистательным умом, женской грацией и умением держать себя в обществе. Своим живым, настоящим характером она так отличалась от кокетливых девиц того времени.

Личность Обломова

Илья Ильич был мелким помещиком, который никак не мог приспособиться к жизни в большом городе, а все мечтал вернуться в свое родовое имение — деревню Обломовку. Домашние теплые пирожки из печи, малиновое варенье и соленые огурцы из бочки— это был его макет счастья. Поэтому Обломов почти все время проводил в грезах и мечтаниях о грядущей спокойной жизни в своей деревне. Ничем другим он не интересовался.

Почему Ольга полюбила Обломова

Их знакомство организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле.

Девушкам иногда свойственно лепить мужчин под себя, и Ольга не была исключением. Но все это больше напоминало творческий эксперимент, а не любовь в истинном смысле этого слова.

Читайте также:
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»: сочинение

«Я люблю будущего Обломова», — говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды.

Насколько Обломов был ленив и пассивен, настолько же Ольга была активна. Молодые люди были полными противоположностями друг друга. Поэтому тем сложнее понять, почему Ольга Ильинская полюбила Обломова. Ее привлекла, скорее всего, его чистота души, наивность и чувственность. Двадцатилетние девушки любят романтиков, а Илья Ильич таковым и являлся. Она действительно побудила его к жизни, и он некоторое время почти соответствовал ее идеалу.

«Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»

В сюжете романа Гончарова «Обломов» важную роль играет «любовный треугольник», состоящий из Обломова, Ольги Ильинской и Штольца. Ольга сыграла значимую роль в жизни Ильи Ильича, на какое-то время пробудив его к жизни. Но свою судьбу эта героиня связала с Андреем Штольцем: она вышла за него замуж вскоре после «бегства» Обломова. Автор показывает, что Штольц и Ольга как нельзя лучше походят другу, они практически идеальная супружеская пара. Оба умны, образованы, интеллигенты. Оба стремятся к гармонии в отношениях. Оба живут активной деятельной жизнью. Штольц старше Ольги, по отношению к супруге он выступает в роли не только мужа, но и учителя жизни. Этот герой искренне радуется успехам своей жены. Больше того, он готовит ей «великое» будущее: «Ему грезилась мать-создательница и участница нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения». Ольга же ценила такое отношение к себе, была благодарна судьбе и Богу за то, что он, после всех испытаний, послал ей такого мужа: «- Как я счастлива! — твердила и Ольга тихо, любуясь своей жизнью…» Однако Гончаров показывает, что счастье этой «образцовой» пары не было безоблачным. Автор уточняет, что Ольга «иногда впадала в задумчивость… особенно с некоторого времени, после трех-четырех лет замужества». Героиню смущало то затишье, которое пришло в ее жизнь после свадьбы: «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию». Больше того, Ольга стала замечать в себе тоску по какой-то иной жизни, но понимала, что не может ничего изменить: замужество было конечным этапом в ее существовании. Штольц тоже не мог предложить никакого ответа, он советовал лишь «пережить эту трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь, счастье и…» В чем же причина таких метаний Ольги, которые омрачали жизнь и ее мужу? Думаю, весь секрет — в неординарности натуры героини, в ее силе и цельности, в вечном стремлении к развитию. Но, к сожалению, 19 век ничего не мог предложить Ольге, кроме замужества. Да и сама она не мыслила иной жизни. Но не только сомнения Ольги омрачали жизнь ее семьи. В описании ее отношений с мужем Гончаров подчеркивает, что Штольц и его жена много думают, анализируют, мыслят. Их эмоции, чувства уходят на второй план. Кажется, что и сама их любовь появилась потому, что оба реши, что так «хорошо, нужно, полезно». Может быть, Ольге не хватает эмоций, страстей, бурных чувств, которые ей не в состоянии дать холодный и рассудочный Штольц? А Ольге нужны эмоции, недаром больше всего в Обломове она ценит именно его душевную чувствительность (называет его «золотым сердцем»). Таким образом, мне кажется, супружеская жизнь Ольги и Штольца не безоблачна потому, что в ней не хватает чувства. На первом месте в жизни этих героев стоит разум и рефлексия, которые выхолащивают искреннюю любовь, крайне необходимую каждому человеку.

Расставание Ильинской и Обломова

Они даже планировали пожениться. Но тут сказалась нерешительность и инертность Ильи Ильича: он то и дело откладывал свадьбу. Вскоре она осознала, что у них все же кардинально разные взгляды на жизнь, и поэтому сознательно оставила его.

Он предпочитал быть не ведущим, а ведомым. В их отношениях его почти все устраивало, он с радостью отдал бы бразды правления в руки Ольги. Возможно, другая женщина восприняла бы это как подарок судьбы, но только не она. Почему Ольга полюбила Обломова не целиком и полностью, а только лишь некоторые черты его характера? Потому что для нее, для так торопящейся жить, смириться с вечным лежанием на диване было недопустимо. Она хотела видеть рядом с собой мужчину, превосходящего ее почти во всем. В то же время Ильинская поняла, что Обломов не станет таким никогда.

Почему Ольга полюбила Обломова, а вышла замуж за Штольца

Андрей был человеком практичным и инициативным, прекрасно умел приспосабливаться к жизни, в отличие от ее предыдущего возлюбленного. Брак со Штольцом гарантировал бы стабильность для нее. Хотя нельзя обвинить Ольгу в корыстолюбии по отношению к Андрею. Нет, она никогда не допустила бы лукавства или неискренности.

Возникает логический вопрос: почему Ольга Ильинская полюбила Обломова, но не стала его женой? Было ли это кощунственно или лицемерно с ее стороны? Вовсе нет. Ее чувства давно иссякли. С момента расставания с Ильей Ильичем прошел год. Она поняла, что ищет надежного спутника жизни, а не витающего в облаках мечтателя. Это было очень разумно с ее стороны. Андрей же стремился во всем поддерживать возлюбленную и мог ей дать все, чего она хотела. Он был на голову выше ее в начале их отношений, поэтому роль наставника и учителя жизни выполнял он. Правда, со временем жена переросла его в духовном развитии и по силе чувств, и по глубине размышлений.

Читайте также:
Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова?: сочинение

Казалось бы, что союз двух людей с очень схожими ценностями и жизненной позицией должен быть просто идеальным.

Ольга и Штольц в романе “Обломов”

Введение

Важной сюжетной линией романа “Обломов” являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, которые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логичен с первого знакомства с героями. Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе “Обломов” Гончарова, герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака.
Причины этого кроются в том,

что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Особенности отношений Ольги и Штольца

Отношения Ольги и Штольца начинаются с хорошей дружбы и взаимоуважения. Молодой девушке интересен взрослый состоявшийся мужчина, помогающий ей узнавать все больше об окружающем мире и развиваться как полноценной интеллектуальной личности. Штольц же видел в Ольге благодарную ученицу, ему нравилось, что девушка восхищается им как наставником и учителем.

Именно Андрей Иванович и знакомит Ольгу со своим другом Обломовым,

а затем искренне переживает о том, что возлюбленные расстались.

После того как девушка, тяжело переживая расставание с Ильей Ильичем, уехала в Европу, Штольц, на правах лучшего друга проводит с ней практически все свободное время, постепенно очаровываясь Ольгой не как интересным собеседником и ученицей, а женщиной, поэтому и решается сделать ей предложение. Девушка с радостью соглашается выйти за надежного, вдохновляющего ее Андрея Ивановича и, казалось бы, их ждет счастливый союз двух стремящихся вперед и поддерживающих друг друга личностей, но оба героя не были готовы к классическому браку, так как вкладывали в это понятие абсолютно разные смыслы.

Воспитанный в семье немецкого бюргера и русской дворянки Штольц с детства впитал образ женщины-хранительницы очага – своей матери, нежного и чувственного создания, искушенного в науках и искусствах. Идеалом Андрея Ивановича была женщина, которая, не смотря ни на что, всегда будет заботиться о нем, окружать его теплом и любовью, всю себя направляя на семью – именно это он ждал и от яркой, артистичной Ольги.

Девушка же не хотела ограничивать себя семьей и домом, не желала жить по привычному сценарию женской судьбы 19 века. Ольге нужен был вдохновитель и учитель, который смог бы бесконечно удовлетворять ее неуемную жажду знаний, при этом оставаясь чувственным, эмоциональным и любящим человеком, то есть практически идеальным мужчиной.

Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?

В результате недопонимания между супругами после нескольких лет брака Штольц осознает, что ему тяжело постоянно тянуться и соответствовать мужскому идеалу Ольги, тогда как девушка начинает страдать от чрезмерной рациональности и чувственной скупости мужа, вспоминая мечтательного и нежного Обломова. Между Ольгой и Штольцем нет той любви, которая была между Ольгой и Ильей Ильичем. Их отношения строятся на дружбе, взаимоуважении и долге, заменивших истинную любовь между мужчиной и женщиной, а потому и являются неполноценными и разрушающими для обоих персонажей.

Некоторые исследователи, анализируя взаимоотношения Ольги и Штольца, указывают, что, если бы Гончаров описал судьбу их брака, то он, несомненно, закончился бы разводом. И не только потому, что Андрей Иванович слишком рационален и не может дать жене всей той любви и чувственности, которые она ценила в Обломове, а по причине их внутренней несовместимости и, как уже было указано ранее, разному видению семейной жизни. Штольц всю свою жизнь осуждал “обломовщину” с ее спокойствием и сытостью, но неосознанно стремился к ней как к средоточию того душевного тепла и взаимопонимания, которое он ценил в своем друге.

И женившись, Андрей Иванович словно воссоздает “ненавистную” Обломовку в своем поместье, где живет с женой и детьми, надеясь найти здесь покой и тихое счастье.

Штольц просто подменил понятия, считая “обломовщину” просто новым этапом своей жизни, но Ольга, чья природа всячески противится любым проявлениям “обломовщины”, ощущает себя несчастной в клетке семьи и брака, оставаясь замужем за Андреем Ивановичем скорее из долга, чем по причине сильных чувств. Но и ее терпение не бесконечно – как только муж перестанет быть для нее вдохновителем и авторитетом, она уйдет от него, также как ушла от Обломова.

Заключение

Изображая отношения Ольги и Штольца, автор хотел показать, что счастливая семья невозможна без обоюдной любви, даже если супруги имеют общие интересы и схожие характеры. Сравнивая их брак с браком Обломова и Пшеницыной, Гончаров подчеркнул, что истинная гармония отношений возможна только тогда, когда люди имеют общие жизненные ценности и принимают друг друга такими, какими они есть.

Семейная жизнь с Андреем

Была ли она счастлива в браке? Кажется, что скорее да, чем нет, По крайней мере, все составляющие счастья были в наличии: дети, уютное семейное гнездышко, интеллигентный муж, уверенность в завтрашнем дне. Но порой бывали и трудные моменты. Дело в том, что на ее брак с Андреем повлиял скорее холодный разум, чем теплые чувства. И ожидала она от этого союза немного большего: Ольга очень стремилась развиваться как личность, расти, реализовать себя. Но, к сожалению, замужество для женщины в позапрошлом веке было последней ступенью и пределом мечтаний. Поэтому иногда у Ольги были периоды депрессии.

Читайте также:
Обломовщина в наши дни: сочинение

Семейная жизнь семьи Штольц была лишена бурной страсти, чувственности, к которой так стремилась душа Ильинской. Андрей был хладнокровным и расчетливым человеком. Эти качества он унаследовал от отца-немца. Их обоюдное решение объединить свои судьбы было продиктовано холодным разумом, а не пламенными чувствами. Иногда она с тихой грустью вспоминала Илью Ильича, у которого было «золотое сердце». Вот почему Ольга полюбила Обломова, а не Штольца с самого начала.

Как ни странно, но их тихая, стабильная семейная жизнь с Андреем все больше стала напоминать женщине ту «обломовщину», которую они с ее теперешним мужем хотели искоренить из Ильи Ильича. Сам Штольц проблемы в этом не видел, наоборот, он считал, что это такой временный этап их жизни, побочный эффект создания уютного гнездышка, а апатия Ольги должна пройти сама собой. Правда, и его временами пугала темная бездна ее мятущейся души. Прожив со Штольцом три года, она иногда начала ощущать, что брак ее ограничивает.

Итак, почему Ольга полюбила Обломова? В романе «Обломов» Гончаров объясняет это ее верой в то, что лучшие качества Ильи Ильича возьмут гору над его ленью и он станет активным и деятельным человеком. Но, к сожалению, ей пришлось разочароваться.

Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?

В результате недопонимания между супругами после нескольких лет брака Штольц осознает, что ему тяжело постоянно тянуться и соответствовать мужскому идеалу Ольги, тогда как девушка начинает страдать от чрезмерной рациональности и чувственной скупости мужа, вспоминая мечтательного и нежного Обломова. Между Ольгой и Штольцем нет той любви, которая была между Ольгой и Ильей Ильичем. Их отношения строятся на дружбе, взаимоуважении и долге, заменивших истинную любовь между мужчиной и женщиной, а потому и являются неполноценными и разрушающими для обоих персонажей.

Некоторые исследователи, анализируя взаимоотношения Ольги и Штольца, указывают, что, если бы Гончаров описал судьбу их брака, то он, несомненно, закончился бы разводом. И не только потому, что Андрей Иванович слишком рационален и не может дать жене всей той любви и чувственности, которые она ценила в Обломове, а по причине их внутренней несовместимости и, как уже было указано ранее, разному видению семейной жизни. Штольц всю свою жизнь осуждал «обломовщину» с ее спокойствием и сытостью, но неосознанно стремился к ней как к средоточию того душевного тепла и взаимопонимания, которое он ценил в своем друге. И женившись, Андрей Иванович словно воссоздает «ненавистную» Обломовку в своем поместье, где живет с женой и детьми, надеясь найти здесь покой и тихое счастье.

Штольц просто подменил понятия, считая «обломовщину» просто новым этапом своей жизни, но Ольга, чья природа всячески противится любым проявлениям «обломовщины», ощущает себя несчастной в клетке семьи и брака, оставаясь замужем за Андреем Ивановичем скорее из долга, чем по причине сильных чувств. Но и ее терпение не бесконечно – как только муж перестанет быть для нее вдохновителем и авторитетом, она уйдет от него, также как ушла от Обломова.

Ольга Ильинская и Андрей Штольц – история любви и отношений героев

Развитие отношений

Штольц и Ольга, отношения которых привели к браку, вначале испытывали друг к другу просто дружеские чувства. Андрей Иванович, как состоявшийся человек, был этим интересен девушке. Ольга воспринимала его как учителя и общаясь с ним, раздвигала рамки своего сознания, узнавая новые факты о жизни и окружающем мире. Разница в возрасте ее не смущала, ведь ее отец — помещик Ильинский давно умер и девочке не хватало поддержки более зрелого мужчины.

В свою очередь, Штольц относился к Ольге как к благодарной ученице. Андрей Иванович решает познакомить девушку с Обломовым и искренне переживает за их любовь и последующее расставание. Он их общий друг, поэтому чувствует вину за происходящее.

После сложных переживаний Ольга уехала за границу. Туда же последовал и Штольц. Он постарался пробудить девушку к жизни, отвлекая от горестных мыслей. Проводя с ней все свободное время, мужчина постепенно влюбляется в Ольгу и предлагает выйти замуж.

Предложение она принимает с большой радостью, считая, что союз будет счастливый и прочный. Ведь они понимают друг друга и готовы поддержать в трудную минуту.

Но трагедия в том, что молодые люди по-разному относятся к браку. Штольц, воспитанный в традициях классической немецкой семьи, хочет видеть рядом с собой женщину, которая будет заниматься домом, станет матерью его детей и хранительницей очага. Она, по его мнению, должна обладать следующими качествами:

  1. Быть заботливой и нежной с мужем.
  2. Иметь хорошее образование.
  3. Отличаться умом и манерами.
  4. Всегда оставаться истинной аристократкой.

Но молодая женщина не желала оставаться только любимой женой. Она хотела учиться, жить полной жизнью, испытывать новые эмоции и чувства и полностью удовлетворить свои мечты.

По ее мнению, муж должен во всем поддерживать жену, оставаться ее учителем и при этом быть чувственным и любящим мужчиной.

Трагическое окончание любви

Испытание браком привело супругов к осознанию невозможности дальнейших отношений. Если Штольц устал от необходимости соответствовать мужскому идеалу, то Ольга страдала от излишней рациональности и недостаточного выражения чувств мужа. В ее понимании нежный и трепетный Обломов гораздо больше подходит для роли идеального мужчины. К тому же любовь, которая была у них с Ильей Ильичом, в семейных отношениях отсутствует. Зачем так жить, если нет желания любить, считает она. Долг и обязанности вытеснили это великое чувство, что и стало началом разрушения отношений между супругами.

Читайте также:
Характеристика образа Марьи Михайловны: сочинение

Проведя сравнительный анализ произведения, можно понять, что если история была посвящена семейным проблемам Ольги и Штольца, конец был бы иным. Гончаров обязательно закончил бы ее разводом супругов. И проблема не в том, что Андрей Иванович — слишком сдержанный на чувства и приземленный в житейском смысле человек, а женщина не способна оценить его достоинства. Просто они слишком разные в духовном плане:

  1. Хотя сам Штольц осуждает Обломова за потребительское отношение к жизни, но сам не замечая, стремится именно к такому существованию.
  2. Женившись, он копирует все черты жизни друга в собственной семье.
  3. Для себя он стал считать обломовщину новым этапом жизни, надеясь обрести тихое и уютное счастье.

Сопротивление Ольги, которой такая судьба кажется неприемлемой, им не берется в расчет, поэтому женщина начинает ощущать себя запертой в клетке, это убивает оставшиеся чувства. Несмотря на чувство долга, молодая женщина, скорее всего, уйдет от мужа, так же как ранее она решила предпочесть его Обломову.

В романе Гончарова показана подробная характеристика отношений Штольца и Ольги и то, почему они потерпели крах. Сочинение, тема которого строится на линии любви и противоречиях в семейной жизни этой пары, должно учитывать мнение автора и традиции того времени. Автор показывает, что только ответная любовь и сходство интересов может сделать брак счастливым.

Например, несмотря на то что причиной смерти Обломова стал его семейный союз с Пшеничной, герой до конца своих дней ощущал себя человеком счастливым. Только когда люди понимают друг друга и принимают их, какими они есть, можно говорить о прочности отношений.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов»

Детство и воспитание

Илья Ильич Обломов

рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.

Андрей Иванович Штольц

был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».


Внешность

имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.

худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

Стремления и достаток

Илья Обломов

в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.

Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

«служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».

Характеристика Ольги

Обладающая внутренним стержнем и постоянной жаждой к саморазвитию девушка занимала активную жизненную позицию. Ее внутренняя красота — нежность, открытость, бесхитростность, рассудительность, благородство — гармонировала с ее внешними данными. Она была натурой увлекающейся, вот почему Ольга полюбила Обломова и отдалась этому чувству с головой.

Она поражала окружающих своим блистательным умом, женской грацией и умением держать себя в обществе. Своим живым, настоящим характером она так отличалась от кокетливых девиц того времени.

Любовь к женщине

с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.

всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.

Читайте также:
Дядя и племянник Адуевы в романе Обыкновенная история: сочинение

Почему Ольга полюбила Обломова, а вышла замуж за Штольца?

Свадьба главных героев — влюбленных друг в друга Ольги Ильинской и Ильи Обломова — казалась естественным финалом романа Гончарова. Но все сложилось иначе. Поэтому не всем читателям понятно, почему Ольга полюбила Обломова, но замуж вышла за другого человека?

Характеристика Ольги

Обладающая внутренним стержнем и постоянной жаждой к саморазвитию девушка занимала активную жизненную позицию. Ее внутренняя красота — нежность, открытость, бесхитростность, рассудительность, благородство — гармонировала с ее внешними данными. Она была натурой увлекающейся, вот почему Ольга полюбила Обломова и отдалась этому чувству с головой.

Она поражала окружающих своим блистательным умом, женской грацией и умением держать себя в обществе. Своим живым, настоящим характером она так отличалась от кокетливых девиц того времени.

Илья Ильич был мелким помещиком, который никак не мог приспособиться к жизни в большом городе, а все мечтал вернуться в свое родовое имение — деревню Обломовку.

Домашние теплые пирожки из печи, малиновое варенье и соленые огурцы из бочки— это был его макет счастья.

Поэтому Обломов почти все время проводил в грезах и мечтаниях о грядущей спокойной жизни в своей деревне. Ничем другим он не интересовался.

Почему Ольга полюбила Обломова

Их знакомство организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле.

Девушкам иногда свойственно лепить мужчин под себя, и Ольга не была исключением. Но все это больше напоминало творческий эксперимент, а не любовь в истинном смысле этого слова.

“Я люблю будущего Обломова”, — говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды.

Насколько Обломов был ленив и пассивен, настолько же Ольга была активна. Молодые люди были полными противоположностями друг друга. Поэтому тем сложнее понять, почему Ольга Ильинская полюбила Обломова.

Ее привлекла, скорее всего, его чистота души, наивность и чувственность. Двадцатилетние девушки любят романтиков, а Илья Ильич таковым и являлся.

Она действительно побудила его к жизни, и он некоторое время почти соответствовал ее идеалу.

Расставание Ильинской и Обломова

Они даже планировали пожениться. Но тут сказалась нерешительность и инертность Ильи Ильича: он то и дело откладывал свадьбу. Вскоре она осознала, что у них все же кардинально разные взгляды на жизнь, и поэтому сознательно оставила его.

Он предпочитал быть не ведущим, а ведомым. В их отношениях его почти все устраивало, он с радостью отдал бы бразды правления в руки Ольги. Возможно, другая женщина восприняла бы это как подарок судьбы, но только не она.

Почему Ольга полюбила Обломова не целиком и полностью, а только лишь некоторые черты его характера? Потому что для нее, для так торопящейся жить, смириться с вечным лежанием на диване было недопустимо. Она хотела видеть рядом с собой мужчину, превосходящего ее почти во всем.

В то же время Ильинская поняла, что Обломов не станет таким никогда.

Любовь или нечто иное?

Их связь была похожа скорее на отношения учителя и ученика. Это была любовь скульптора к своему творению. Только Галатеей в этом случае был Илья Ильич. Ильинская любовалось тем, каких результатов в перевоспитании его личности она достигла, и это чувство по ошибке воспринимала как нечто большее, чем сострадание или жалость.

Почему Ольга полюбила Обломова, а вышла замуж за Штольца

Андрей был человеком практичным и инициативным, прекрасно умел приспосабливаться к жизни, в отличие от ее предыдущего возлюбленного. Брак со Штольцом гарантировал бы стабильность для нее. Хотя нельзя обвинить Ольгу в корыстолюбии по отношению к Андрею. Нет, она никогда не допустила бы лукавства или неискренности.

Возникает логический вопрос: почему Ольга Ильинская полюбила Обломова, но не стала его женой? Было ли это кощунственно или лицемерно с ее стороны? Вовсе нет. Ее чувства давно иссякли. С момента расставания с Ильей Ильичем прошел год. Она поняла, что ищет надежного спутника жизни, а не витающего в облаках мечтателя.

Это было очень разумно с ее стороны. Андрей же стремился во всем поддерживать возлюбленную и мог ей дать все, чего она хотела. Он был на голову выше ее в начале их отношений, поэтому роль наставника и учителя жизни выполнял он.

Правда, со временем жена переросла его в духовном развитии и по силе чувств, и по глубине размышлений.

Казалось бы, что союз двух людей с очень схожими ценностями и жизненной позицией должен быть просто идеальным.

Семейная жизнь с Андреем

Была ли она счастлива в браке? Кажется, что скорее да, чем нет, По крайней мере, все составляющие счастья были в наличии: дети, уютное семейное гнездышко, интеллигентный муж, уверенность в завтрашнем дне. Но порой бывали и трудные моменты.

Читайте также:
Отчего я другой? (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Дело в том, что на ее брак с Андреем повлиял скорее холодный разум, чем теплые чувства. И ожидала она от этого союза немного большего: Ольга очень стремилась развиваться как личность, расти, реализовать себя.

Но, к сожалению, замужество для женщины в позапрошлом веке было последней ступенью и пределом мечтаний. Поэтому иногда у Ольги были периоды депрессии.

Семейная жизнь семьи Штольц была лишена бурной страсти, чувственности, к которой так стремилась душа Ильинской. Андрей был хладнокровным и расчетливым человеком. Эти качества он унаследовал от отца-немца.

Их обоюдное решение объединить свои судьбы было продиктовано холодным разумом, а не пламенными чувствами. Иногда она с тихой грустью вспоминала Илью Ильича, у которого было “золотое сердце”.

Вот почему Ольга полюбила Обломова, а не Штольца с самого начала.

Как ни странно, но их тихая, стабильная семейная жизнь с Андреем все больше стала напоминать женщине ту “обломовщину”, которую они с ее теперешним мужем хотели искоренить из Ильи Ильича.

Сам Штольц проблемы в этом не видел, наоборот, он считал, что это такой временный этап их жизни, побочный эффект создания уютного гнездышка, а апатия Ольги должна пройти сама собой. Правда, и его временами пугала темная бездна ее мятущейся души.

Прожив со Штольцом три года, она иногда начала ощущать, что брак ее ограничивает.

Итак, почему Ольга полюбила Обломова? В романе “Обломов” Гончаров объясняет это ее верой в то, что лучшие качества Ильи Ильича возьмут гору над его ленью и он станет активным и деятельным человеком. Но, к сожалению, ей пришлось разочароваться.

Введение

Важной сюжетной линией романа ” Обломов ” являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, которые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логичен с первого знакомства с героями.

Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе “Обломов” Гончарова, герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака.

Причины этого кроются в том, что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Отношение к жизни

Андрей Штольц

, пышущий здоровьем, желает жить еще много лет. Хоть он и реалист, с его уст часто слышны фразы, что он хочет «прожить лет двести, триста». Придерживается цели, что все должно выполняться исходя из четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.

Илья Обломов

называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует выдуманные картины. Особенно явно выделяет образы будущей супруги и детишек.

Значение сна Обломова

Его вера в собственную исключительность, воспитанная с детства, получила название «обломовщина». Детство свое Обломов вспоминает во сне: один из самых ярких эпизодов романа сон Обломова, был написан еще в 1848 году.

На примере этой картины из детства показывается, насколько калечит человека крепостное право, когда барину не нужно ничего делать. Обломов привык, что верный слуга Захар и кто-нибудь еще сделают все за него, а он барин, он выше этого, поэтому суетиться ни в коем случае не будет. Гончаров критикует такое барство.

Дядя и племянник Адуевы в романе “Обыкновенная история”

В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» показана типичная русская действительность сороковых годов девятнадцатого века, типичные обстоятельства их жизни. В «Обыкновенной истории» Гончаров проявил себя как мастер портретных зарисовок. «Главная сила таланта Гончарова…в изящности и тонкости кисти верности рисунка; он неожиданно впадает а поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств…» – писал В.Г. Белинский, который восхищался живописью повествования романа. В центре повествования два противоположных типа людей. Это образы Адуева – племянника и Адуева – дядюшки. А образе Адуева – племянника
Гончаров стремился воплотить «всю праздную, мечтательную, аффектационную сторону старых нравов». Александр Адуев «был трижды романтиком – по натуре, по воспитанию и обстоятельствам жизни». Петербургская жизнь беспощадно разбивает романтические иллюзии Александра Адуева. Вместе с тем Гончаров показывает, что романтическое настроение Адуева скрывали под собой эгоизм и самолюбие. Александр думал, что любовь должна быть пламенной, страстной, возвышенной. Он верит в вечную любовь. Он говорил, что женщина должна вызывать восхищение, весь отдается страсти и любви, забывает о работе. Браки для Александра заключаются на небесах и только по любви, а в супружеской любви должна оставаться поэзия. Насчёт дружбы, для Александра важна искренность, возможность открыть другу свою душу. Разлуку с другом Александр переживал как личную трагедию. В конце романа Адуев превращается из романтика в трезвого, практичного чиновника и дельца.
И.А. Гончаров точно отметил жизнь таких людей, как Адуев – дядюшка. Петр Иванович Адуев честен и тверд. Любит заниматься делом и убежденно говорит о себе и о людях своего типа: «Мы принадлежим обществу…которое нуждается в нас». Самому Гончарову многое и не нравилось в людях такого типа. По замечанию Белинского, дядюшка – «эгоист, холоден по натуре, не способен к великодушным движениям». Лизавета Александровна Адуева, жена Петра Ивановича, пытается понять жизненную цель мужа: «Что было главной целью его трудов ? Трудился ли он для общей человечной цели… или только для личных причин, чтобы приобрести между людей чиновное и денежное значение…О высоких целях он говорить не любил, называя это бредом, говорил сухо и просто, что надо дело делать». Несмотря на честность и порядочность Петра Ивановича, «бедная жена его была жертвой его мудрости. Он заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере» – сказал Белинский. Жизнь Лизаветы Александровны оказалась лишенной поэзии, страсти, каких бы то ни было увлечений. Дядя говорит, что горячность вредит отношениям между мужчиной и женщиной. В отличии от Александра, он не верит в вечную любовь. Так же он считает, что любовь не должна мешать работе и карьере. Для него любовь – привычка. С Лизаветой Александровной Петр Иванович заключил с расчетом. Он говорил Александру, что дружбу нужно вести только с равными, с теми, кто может быть полезен, и с теми кто выше по положению. Для него друзья те, с кем чаще видишься. И он советует племяннику никогда не сближаться ни с кем, чтобы не жалеть о разлуке.
В беседах Лизаветы Александровны с племянником раскрывается и другая идея романа. Автор раскрывает всю натуру Александра, но в то же время Гончарову жаль своего героя, потому что вместе с суровыми уроками дядюшки у Александра исчезают простосердечие и искренность, юношеская страсть, способность увлекаться прекрасным.
Писатель показал в романе ломку старых отношений и понятий, появление новых характеров, «трезвое сознание необходимости дела, труда, знаний». Обыкновенная история и заключается в том, что процесс перерождения романтического юноши в предпринимателя, думающего только о выгодной женитьбе, о карьере, о доходах, потерял искренность и благодарность человеческих чувств. Писатель в «Обыкновенной истории» внушает веру в настоящие положительные свойства человека, в их реальность. Белинский писал об авторе «Обыкновенной истории»: «Он поэт, художник – и больше ничего…Все нынешние писатели имеют еще нечто, кроме таланта, и это-то нечто важнее самого таланта и составляет его силу; у Гончарова нет ничего, кроме таланта: он больше, чем кто-нибудь теперь, поэт- художник».
Роман заставляет читателя критически размышлять над многими вопросами, поставленными русской жизнью того времени. В.Г. Белинский назвал роман «Обыкновенная история» «одним из замечательных произведений русской литературы».

Читайте также:
Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети иИ.А.Гончарова Обломов: сочинение

Контрасты в романе: провинциальный город и Петербург, мечтатель-племянник и практический дядя

Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Деревня и Петербург. Два мира, два мировоззрения. Развитие действия построено на принципах контраста.

Контраст распространяется и на персонажей. Не по возрасту только, а как личности разных взглядов на жизнь противопоставлены два главных героя – Александр и его петербургский дядюшка Петр Иваныч. «…Мы знакомимся с его дядей Петром Ивановичем Адуевым. Он производит приятное впечатление образованного, делового, уверенного в себе человека. Рядом с ним Александр со своими романтическим мечтами выглядит немного комично. Его порывы в сцене знакомства прижать дорогого дядюшку к груди и поцеловать вызывают улыбку, улыбку сочувствия», – пишет десятиклассница.

Восторженному стремлению юноши увидеть обожаемого дядю противостоит деликатная, но твердая «оборона» дядюшки. Старший родственник считает себя вправе не впускать незнакомого племянника в свой внутренний мир. Впрочем, в квартиру – тоже. Поначалу он приказывает слуге объявить о своем отъезде: «Скажи этому господину, что я уехал на завод и ворочусь через три месяца». И лишь затем, взвесив в уме все «за» и «против», «разложив на посылки этот случай», осознавая меру ответственности за племянника, принимает Александра. «Жизни сердцем» противопоставлена «жизнь головой».

Деревня и провинциальный городок составляют антитезу Петербургу. Эта резкая противоположность мгновенно бросается в глаза Александру, как только он выходит прогуляться на улицы столицы. На него, сообщает автор, «…наводили тоску эти однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы, сплошною массою тянутся одна за другою, кажется и мысли и чувства людские также заперты». Трудно сказать, родилось это сравнение в голове повествователя или к такому выводу приходит наблюдательный герой. Далеко отстоит провинциальное радушие от столичной официальной обособленности: «В соседней комнате звенят ложками, стаканами: тут-то бы и пригласить. А его искусными намеками стараются выпроводить… Все назаперти, везде колокольчики: не мизерно ли это? да какие-то холодные, нелюдимые лица».

Строгому порядку большого города противопоставлена патриархальная свобода нравов, накладывающая печать оригинальности на каждое лицо и даже строение. Например, такое, где «на крыше надстройка, приют голубей – купец Изюмин охотник гонять их: для этого он взял да и выстроил голубятню на крыше» и не стесняется там появляться «в колпаке, в халате, с палкой». Однако у деревенской простоты и дружелюбия своя оборотная сторона: «А тишина, а неподвижность, а скука – и на улице, и в людях тот же благодатный застой». Здесь же все полно движения, и каждый человек-индивидуальность может выдвинуться. А может погибнуть, как герой пушкинской поэмы, бедный Евгений. Однако подобный печальный исход пока не приходит в голову Александру, любующемуся знаменитым «Медным всадником»: «Ему стало весело и легко. И суматоха, и толпа – все в глазах его получило другое значение. Замелькали опять надежды; новая жизнь отверзала ему объятия и манила к чему-то неизвестному».

Подобные рассуждения, мысли и сравнения свойственны каждому впервые попавшему в столицу; они объединяют автора и героя. Не случайно о них говорится обобщенно: «Тяжелы первые впечатления провинциала в Петербурге». Их можно было бы назвать извечными, если бы не время действия романа – тридцатые годы девятнадцатого века. Притащившись на долгих в Петербург, обыватели тогда совершали буквально путешествие на машине времени. Они попадали в следующую историческую эпоху. Начиная со столицы, многовековые патриархальные отношения постепенно вытеснялись, уступая место новому строю – капитализму. Гончаров не был силен в социально-экономической терминологии, но, обладая тонким чутьем нового, одним из первых почувствовал дыхание наступающих перемен. Писатель в позднейшей статье пояснял, что в его первом романе «…отразилась тогдашняя, только что начавшаяся ломка старых понятий и нравов . Это отразилось в моем маленьком зеркале в среднем чиновничьем кругу. Без сомнения, то же – в таком же духе, тоне и характере, только в других размерах – разыгрывалось и в других, и в высших и низших сферах русской жизни».

Читайте также:
Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова «Обломов»: сочинение

«И здесь – во встрече мягкого, избалованного ленью и барством мечтателя-племянника с практическим дядей – выразился намек на мотив, который едва только начал разыгрываться в самом бойком центре – в Петербурге. Мотив этот – слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего живого дела в борьбе с всероссийским застоем». Для внимательного читателя это становится понятным с первых слов второй главы – с имени. Имя персонажа начинает открывать нам его характер: «Петр» в переводе с древнееврейского – «камень»; не забудем и то, что он тезка державного строителя столицы и, следовательно, должен чувствовать себя в Петербурге «как рыба в воде». При сообщении деталей (внешности, манеры поведения, одежды) дядюшки автор от оценки, как в случае с Александром, уклоняется, колеблясь либо ссылаясь на голос общественного мнения. Окружающим старший Адуев кажется состоятельным, «может быть, не без причины», если на лице его «следы усталости» – «должно быть, от усиленных занятий»; уклоняется от разговоров о своем возрасте – из «какого-то расчета».

Даже портрет Петра Иваныча заключается выводом, как такой внешности людей «обыкновенно называют». Все изобличает человека скрытного, «себе на уме». Обратим внимание и на количество цифр, которые начинают в изобилии «роиться» вокруг этого героя, едва он входит в повествование. «Двадцати лет» он послан в Петербург, и к началу повествования прожил в нем «семнадцать», называется приблизительный возраст – хотя читателю не представляет труда его рассчитать; «держал трех людей, столько же лошадей» и т.д. Даже завязка «однажды утром» начинается не со встречи персонажей, а с «трех писем», переданных племянником, который почивающего дядюшку не разбудил, но «обещался зайти часу в двенадцатом». С тонким историческим чутьем писатель представляет нам Адуева-старшего не только преуспевающим чиновником, но и совладельцем завода. «Тогда, – вспоминал Гончаров, – от 20-х до 40-х годов – это была смелая новизна, чуть не унижение. Тайные советники мало решались на это. Чин не позволял, а звание купца – не было лестно». Но Гончарову нужен был именно такой персонаж, поскольку мировосприятие и психология Петра Иваныча уже не дворянская, не чиновничья. А новая – преуспевающего буржуазного дельца.

И его беседа с родственником начинается с прямого делового вопроса: «Скажи-ка, зачем ты сюда приехал?» Племянник запинается, утопая в пышных иносказаниях: «Я приехал …жить меня влекло какое-то неодолимое стремление..», – и, в конце концов, вынужден признать: «По словам вашим, дядюшка, выходит, что я как будто сам не знаю, зачем я приехал». Адуев-дядя и в слово «жизнь» вкладывает совсем иное понятие: «Жить? То есть если ты разумеешь под этим есть, пить и спать, так не стоило труда ездить так далеко». И поясняет: «…Ты должно быть, мечтатель, а мечтать здесь некогда; подобные нам ездят сюда дело делать». С этой же точки зрения «дела» он отвергает ценности патриархального уклада: «От скуки там всякому мерзавцу рады: «Милости просим, кушай, сколько хочешь, только займи как-нибудь нашу праздность, помоги убить время…» «Препротивная добродетель!»

Убедившись в этом с первых слов племянника, что эта «добродетель» им разделяема, дядюшка подводит безрадостный итог: «По-здешнему ты счастлив не будешь: здесь все понятия надо перевернуть вверх дном». И тут же с необыкновенной деловой энергией и бесцеремонностью, но с опытностью и желанием добра начинает. Он выбрасывает из окошка «вещественные знаки невещественных отношений» к Софье (это блестящее определение сущности романтических сувениров стало нарицательным), пускает на оклейку стен юношеские прожекты Александра. Серьезная полемика завершается вполне комической сценой: недавно познакомившиеся родственники почти дерутся; племянник «с отчаянием стонал, прижимая бумаги обеими руками к груди», дяде приходилось «вырывать их» с увещаниями вроде: «после скажешь мне спасибо». «…Иногда кажется, – пишет о своем читательском восприятии этого эпизода ученица 10-го класса, – что дядя ведет себя излишне строго по отношению к племяннику. Он выкидывает, ни минуты не сомневаясь, кольцо и волосы, отданные Софьей Александру на прощание, закуривает письмом Александра к Софье сигару. Александра жалеешь и думаешь, что дядюшка мог бы всего этого и не делать».

Дядюшкины увещания внешне возымели свое действие. В третьей главе первой части, действие которой происходит, согласно авторской ремарке, «более двух лет» спустя, мы узнаем, что «прежняя восторженность на лице Александра умерялась легким оттенком задумчивости, может быть, единственным следствием уроков дяди…». Адуев-старший, хоть невысоко ставил родственные связи и сердечные воспоминания, (вспомним, как бесцеремонно расправился он с письмами деревенской родни и знакомых), поставил племянника на путь, обещающий «карьеру и фортуну». То есть, устроил на службу для заработка и положения в обществе. А также пристроил в журнал переводить статьи «о наземе» – уже собственно для заработка и дабы свести с небес на землю.

Читайте также:
Мечтательность как причина деградации Обломова: сочинение

В департаменте мы встречаем знакомых гоголевских персонажей, как, например, «желтую фигуру Ивана Иваныча с обтертыми локтями», перед которым «начальник отделения» «точно Юпитер громовержец». Однако символический смысл изображаемой канцелярии дается в ином ракурсе. Называя департамент «фабрикой бумаг», проницательный юноша замечает: «Точно завод моего дяди. И каждый день, и каждый час, и сегодня, и завтра машина работает стройно, непрерывно, без отдыха, как будто нет людей, – одни колеса да пружины». И хотя он сам «стал одною из пружин машины» современного порядка вещей, внутренне с этим не смирился.

Недаром Гончаров называл основой сюжета «борьбу дяди с племянником». О чем же спорят племянник и дядя? О том, что такое искусство и как должен творить художник, какова должна быть дружба и есть ли на свете любовь, и каким образом общаться с понравившейся девушкой… Все эти вопросы глубоко волнуют Александра, поскольку их ежеминутно ставит перед ним жизнь. Но это вечные вопросы, которые решает каждое поколение и всякий человек, если хочет стать личностью.

Таким образом, действие разворачивается в двух планах: на уровне реальном, и на уровне идей и жизненных позиций. Композиционное построение может даже показаться однообразно-повторяющимся. Сначала идет встреча двух Адуевых, неизменный спор, а затем эпизод из жизни Александра, эту тему иллюстрирующий. Или наоборот: младший Адуев, потерпев очередное крушение, обращается к дядюшке, и Петр Иванович разъясняет, как нужно было поступить.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»:

Сочинение на тему: Главные герои романа И. Гончарова “Обыкновенная история”.

Сочинение.
Главные герои романа И. Гончарова “Обыкновенная история”.

Действие романа Гончарова “Обыкновенная история” происходит в конце первой половины XIX века, во время правления Николая I, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат. И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодежи. В России было много людей, считавших себя русскими наполеонами, людьми, рожденными на свет, чтобы изменить судьбу России. И не зря Петр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всем, что происходит с его племянником. Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в неискушенной, неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днем, когда уже немолодой Адуев впервые трезво взглянул на прожитую им жизнь. Общая же протяженность романа, от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы, составляет полтора десятилетия, то есть для того, чтобы испробовать все “прелести” жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, герою произведения потребовалось ровно пятнадцать лет. Посмотрим, как изменялся главный герой “Обыкновенной истории” на протяжении всего романа. Первое мнение о нем складывается уже в самом начале: единственный сын своей матери, воспитан почти без отца, когда Александр спал, “люди ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина”, — явно видно, что ребенок избалован. И это правда, далее уже сам Гончаров пишет: “Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью”. Но вот Александр приехал в Петербург, в город своей мечты, который так манил провинциалов того времени-Естественно, такой существенный переезд должен был повлиять на молодого человека. И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал своего племянника, и единственное, чему он учил его, — что надо делать дело. В душе у Александра появилось противоречие. Он ожидал от дяди поддержки и помощи в своих начинаниях, а тот сначала говорит, что Александру лучше вернуться в деревню, а затем безжалостно критикует его произведения. Прошло два года. Юноша превратился в мужчину, возмужал, стал более уверенным в себе и, что самое главное, “стал понемногу допускать мысль, что в жизни, видно, не все одни розы, а есть и шипы”, дядюшка не мог нарадоваться на успехи своего племянника. Теперь тот уже не бросался всем подряд на шею, остепенился, но основной причиной его перемены был не столько дядя, сколько опыт. Но вот Александр влюбился, и ведет он себя, как правильно заметил его дядя, словно в горячке. Адуев-младший не может разумно мыслить, все свои решения принимает в спешке. И все так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретенную было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль графа Новинского. Потом в душе у Александра наступает пора гнева, он бранит Наденьку, графа, дядюшку, да и всех людей вместе взятых. Но время — великий лекарь: уже год спустя он лишь клеймил графа и Наденьку глубоким презрением, -и, наконец, страсть в нем выдохлась. Однако молодому человеку не хотелось расставаться с этим чувством, ему нравилось играть роль страдальца, и Александр искусственно продлевал свои мучения. Только теперь виноватыми стали не так “коварно обманувшие” его граф и Наденька, а все люди — такие низкие, слабодушные, мелочные. Он даже нашел книгу, в которой встречал образы столь ненавистных ему людей. Очередной переворот в его душе связан с баснями Крылова. Дядя, до мозга костей возмущенный поведением своего племянника, разыграв роль медведя из басни “Зеркало и Обезьяна”, показал Александру его роль мартышки. Последним шагом в изобличении сущности Адуева-младшего было письмо сотрудника журнала. У Александра опустились руки, и неизвестно, что бы он сделал с собой после трепки, заданной ему родным дядей, если бы последний не попросил племянника об одолжении — поухаживать за некой вдовой. После этого Александр почувствовал, что не все еще потеряно, что он еще кому-то нужен. А ведь все еще молодая душа Адуева просила именно таких занятий, и Александр, недолго колебавшись (“Как же это подло и низко”), все же соглашается. И берется за это дело так вдохновенно, что уже через несколько недель Сурков, немного побесившись, бросил ездить к Тафаевой, но Александр влюбился. Он, конечно, сначала с ужасом замечал в себе первые признаки любви, однако потом оправдал себя перед самим собой, что, мол, я уже не маленький мальчик, да и Тафаева не та капризная девочка, а женщина в полном развитии, и, следовательно, мы имеем право на любовь, что бы там ни говорил дядюшка. Но любовь их была слишком сильна, а следовательно, чрезвычайно деспотична, такая любовь быстро надоедает, что и произошло. И в этот раз Александру не повезло с любовью, и он решает отвернуться от столь подлого и низкого высшего света, повернуться к простым людям, которые ниже его по умственному развитию, а значит, не смогут противостоять, и он сближается с Костяковым. Адуев пытался умертвить в себе духовное начало, но оно было развито в нем слишком сильно и не сдавалось без боя. И хотя Александр сумел заставить себя не влюбляться, однако поневоле стал “обворожителем”. Пусть он и говорил, что любовь Лизы — скука, сам постоянно ездил к ней на дачу, и причиной тому была отнюдь не рыбалка. Если раньше молодой человек мучил любовью себя, то теперь он собирался мучить девушку — видимо, самолюбивое желание “взять реванш”. Но у Лизы был добрый и мудрый покровитель — ее отец. Он не только предостерег свою дочь от неминуемой страсти, но и преподал урок юному “обворожителю”, после которого Александру захотелось покончить собой, однако не тут-то было, слова его — всего лишь слова, духу у него не хватило. Потом была поездка в театр вместе с тетушкой, и там виртуозный скрипач сильно поразил его, показав всю ничтожность его жизни. А после разговора с дядюшкой и тетушкой Адуев буквально уверовал в абсолютную правильность слов Петра Ивановича и был готов слепо следовать советам дяди. Дядя посоветовал ехать в деревню — Александр поехал. В деревне Александра ждал радушный прием и любящая мать. Вначале перемена места благотворно действовала на него, но вскоре “угождения матери стали докучны, а Антон Иваныч опротивел; надоел и труд, и природа не пленяла”. Очевидно все же, что Александру нужен был труд. Он бросился писать, но надоело и это. И тут, наконец, Адуев осознал, что ему нужно, он понял, что он скучает по “большой” жизни: в деревне, вдали от цивилизации, ему не место, Александр Адуев должен жить в Петербурге. Умерла мать, и теперь ничто не удерживало его в именим. А спустя уже четыре года Адуев-младший превратился в точную копию своего дядюшки. Другой персонаж, которого также в какой-то степени можно назвать главным, — дядя Александра, Петр Иванович Адуев. Он в свое время прошел такой же путь, как и его племянник, но Петр Иваныч не любит рассказывать об этом. Вроде бы он изменился как-то сразу, без подготовки, но на протяжении всего романа с дядюшкой происходили незаметные перемены, и, в конце концов, он самостоятельно понял великую истину — не в деньгах счастье. Петр Иваныч осознал, что здоровье его и его жены, а также их взаимоотношения гораздо важнее, чем положение в обществе и презренный металл. И, как не странно, основное влияние на изменение Адуева-старшего оказал его молодой племянник, показавший тому самого себя со стороны. Очевидно, Петр Иваныч ужаснулся в душе, плюс еще его болезнь, слабость жены и ее полное равнодушие ко всему, что происходит с ней и с ее мужем. Все эти факторы сделали свое дело — Петр Адуев вышел в отставку.
Время — вот что налагает на героев Гончарова определенные черты. Один — в потенциале романтик, которого “засасывает” среда, другой — человек своего времени, который, как оказывается, не может в нем жить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: