Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Падение и просветление Веры

Анализ романа И.А. Гончарова «Обрыв»

Падение и просветление Веры. Кульминацией четвертой части, да и всего романа, становится «обрыв» Веры, ее падение в бездну. Теперь «обрыв» олицетворяет низ, грех, ад. «Не покидайте меня, не теряйте из виду,– шептала она. – Если услышите… выстрел оттуда. (она показала на обрыв) – будьте подле меня. не пускайте меня – заприте, если нужно, удержите силой». Страстными метаниями героини четвертая и пятая часть обретают нервный, бешеный ритм, который мы привыкли встречать скорее в романах Достоевского. Только что она умоляла Бориса удержать ее от искушения, но когда услышала призывный выстрел, Вера «. начала биться у него в руках, вырываясь, падая, вставая опять». Поддавшись ее уверениям о том, что это свидание с Марком – последнее, Борис отпустил Веру, и она, «взвизгнув от радости, как освобожденная из клетки птица, бросилась в кусты».

Вера не лгала, когда говорила, что идет на последнюю встречу. Их отношения с Марком давно перешли в «поединок роковой» – «они чувствовали, что будущего нет». При взаимной любви «никто из них не мог, хотя бы и хотел, внезапно переродиться , как шапку надеть, другие убеждения, другое миросозерцание, разделить веру или отрешиться от нее». Решение расстаться было мудрым и единственно правильным, вот только не нужно было Вере оборачиваться… «Победа! Победа!» – вопило в нем. – Она возвращается, уступает!» Она была у него в объятиях. Поцелуй его заглушил ее вопль. Он поднял ее на грудь себе и опять, как зверь, помчался в беседку, унося добычу…» Гончаров решил изобразить то, чего не знал еще строгий роман девятнадцатого века – «падение» своей любимой героини.

Падение и просветление остальных героев. Заключительная пятая часть романа рисует процесс восхождения Веры из обрыва новой морали, возвращение к вечным ценностям. В этом ей помогает бабушка. «Падение» любимой внучки стало для Татьяны Марковны страшным потрясением. Грех можно снять с души только покаянием, и вот начинается «странствие бабушки с ношей «беды». «Она как будто не сама ходит, а носит ее посторонняя сила. Как широко шагает она, как прямо и высоко несет голову и плечи и на них – эту свою ношу!» В свою очередь, у Веры болит душа от неискупимой вины перед Татьяной Марковной: «Она уважала ее (Веру) , признавала за ней права на свободу мыслей и действий , верила ей! И все это пропало! Она обманула ее доверие». Не только о судьбе любимой внучки сокрушается Бережкова. Вместе с Верой должна уйти жизнь из счастливой Малиновки: «Озираясь на деревню, она видела – не цветущий, благоустроенный порядок домов, а лишенный надзора и попечения ряд полусгнивших изб – притон пьяниц, нищих, бродяг и воров. Поля лежали пустые, поросшие полынью, лопухом и крапивой». Ибо не сможет сделать счастливыми других несчастный, запутавшийся человек. Для того, чтобы управлять людьми, нужна чистая душа, нужна правда.

«У верующей души есть свое царство! – думал Райский, глядя ей (бабушке) вслед и утирая слезы, – только она умеет так страдать за все, что любит. И так любить, и так искупать свои и чужие заблуждения!» Перед нами те страдания, которых так боятся и избегают всеми силами «новые» и образованные герои. Однако И.Ф. Анненский проницательно заметил, что «мучения Веры – они так воспитательны, даже благодетельны, она точно обновляется после пережитого горя». И не одна Вера, но все участники и свидетели событий, пройдя через очищающий огонь страданий, получают новый импульс к жизни.

Райскому, созерцающему страдания бабушки, вдруг открывается смысл и назначение женщины. Его и Гончарова раздумья настолько грандиозны и значимы, что стоит задуматься, так ли уж они устарели на сегодняшний день? «В женской половине человеческого рода, – думалось ему, – заключены великие силы, ворочающие миром. Только не поняты, не признаны, не возделаны они ни ими самими, ни мужчинами и подавлены, грубо затоптаны или присвоены мужской половиной, не умеющей ни владеть этими великими силами, ни разумно повиноваться им, от гордости. А женщины, не узнавая своих природных и законных сил, вторгаются в область мужской силы – и от этого взаимного захвата – вся неурядица». Женская стойкость, благородство, величие души востребованы, по Гончарову, «…в великие минуты, когда падали вокруг тяжкие удары судьбы и когда нужны были людям не грубые силы мышц, не гордость крепких умов, а силы души – нести великую скорбь, страдать, терпеть и не падать!» За примерами подобных великих женщин не нужно углубляться в дебри истории. Гончаров вкладывает в уста героя восторженный гимн женам декабристов, добровольно отправившимся в Сибирь: «С такою же силой скорби шли в заточение с нашими титанами, колебавшими небо, их жены, боярыни, княгини, сложившие свой сан, титул, но унесшие с собой силу женской души и великой красоты, которой до сих пор не знали за собой они сами . И мужья, преклоняя колена перед этой новой для них красотой, мужественнее несли кару». Отвлекаясь на минуту от анализа, можно сказать, что Гончаров начал свое творчество восторженным гимном Матери и завершает так же – хвалебной песнью Женщине.

Тем временем исстрадавшаяся Татьяна Марковна приходит к внучке чтобы… просить прощения! «Он велит смириться, – говорила старуха, указывая на небо…» Оказывается, в ее жизни была подобная тайная история, которую бабушка не исповедала в церкви и за которую, по строгим христианским понятиям, несет теперь заслуженную кару: Я думала, грех мой забыт, прощен. Я молчала и казалась праведной людям: неправда! внутри таился неомытый грех! Вот он где вышел наружу – в твоем грехе! Бог покарал меня в нем…» Пережитые страдания и пример бабушки указали внучке новый путь: «Стало быть, ей, Вере, надо быть бабушкой в свою очередь, отдать всю жизнь другим, и путем долга, нескончаемых жертв и труда, начать «новую» жизнь», не похожую на ту, что стащила ее на дно обрыва , любить людей, правду, добро. »

Еще один урок вынесла гордая Вера со дна обрыва. Оказывается, нет ничего постыдного в том, чтобы в трудной жизненной ситуации обратиться за помощью к тем, кто любит тебя и кто более опытен: «Прежде она дарила доверие, как будто из милости. Теперь она шла искать помощи , почуя рядом силу сильнее своей и мудрость мудрее своей самолюбивой воли. В решительные и роковые минуты Вера пойдет к бабушке, пошлет за Тушиным, постучится в комнату брата Бориса». Так и поступает она, получив от Марка письма с требованием свидания. Теперь, когда он и его идеи ей отвратительны, Волохов продолжает видеть в страданиях девушки глупое следствие глупой бабушкиной морали. И задумывает ей бросить, как подачку, согласие на церковный брак.

Читайте также:
Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

«…Когда у вас загремит гроза, Вера Васильевна, – спасайтесь за Волгу, в лес: там живет медведь, который вам послужит… как в сказках сказывают» – пообещал когда-то Иван Иванович. «Хорошо, буду помнить! и когда меня, как в сказке, будет уносить какой-нибудь колдун – я сейчас за вами!», – согласилась, не без иронии, Вера. Теперь сказочный сюжет разворачивается в реальности. Тушину предстоит доказать правду обещаний, пойти на встречу с ненавистным Волоховым и действовать во благо любимой женщины, даже если у самого сердце разрывается от боли.

В конце романа Гончаров оставляет шанс на возрождение и Марку. После неудачного свидания с соперником он начинает делать то, чего всегда избегал – критически осмысливать свои убеждения и судить не общество, а самого себя. «Из логики и честности, – говорило ему отрезвившееся от пьяного самолюбия сознание, – ты сделал две ширмы, чтоб укрываться за них с своей “новой силой». «Волком» звала она тебя , теперь к хищничеству волка, в памяти у ней останется ловкость лисы, злость на все лающей собаки, и не останется никакого следа – о человеке!» Марк обрывает старое, резко меняет свою жизнь – уезжает из города, с тем чтобы впоследствии ехать сражаться на Кавказ.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обрыв»:

Сочинение на тему «Роман И. А. Гончарова ‘Обрыв’»

И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении — предисловии ко второму изданию романа «Обрыв», напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что «никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами: «Обыкновенной историей», «Обломовым» и «Обрывом»! » Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое.

Иван Александрович сокрушался: «Всё молодое и свежее поколение жадно отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и работе дня». Однако в защиту критиков можно сказать то, что их концепция, как сказали бы мы сейчас, концепция «шестидесятников» с пожеланиями быстрых и радикальных политических и культурных преобразований не отвечала программе «Лучше поздно, чем никогда» «месье де Лень» с его мечтами о стабильности и некоторой приземлённости: «Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь и всё, что к ней прирастало». Охватить более чем тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа «шестидесятникам» было более чем сложно.

Попробуем доказать верность первого приведённого высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем в них общее.

Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, «капитальны», поэтому их успех «невременен», то есть, не связан с конкретными историческими событиями. В то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х — 80-х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех лет : отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти и народа и т. д. — актуальны в России во все времена. Талант истинного провидца помог Гончарову уловить настроение времени . Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие исторического контекста в творчестве художника : «эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь своего времени». Эти слова были сказаны об «Обрыве» — мне кажется, что их можно отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь — по идее Ю. В. Лебедева : «Если «Обыкновенная история» — фундамент храма, «Обломов» — стены и своды его, то «Обрыв» — замок свода и купол с крестом, устремленным к небу».

Возьмём для примера первые факты биографий главных героев — их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Грачах в «Обыкновенной истории» (кстати, грачи — это первые птицы, прилетающие ранней весной — название деревни первого романа выбрано неслучайно), в Обломовке в «Обломове» ( это название образовано от фамилии помещика — единственный случай в трилогии), в Малиновке в «Обрыве», — везде милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в «Отцах и детях» И.С. Тургенева). Но не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это — умиление. И «теплый угол» в «Обыкновенной истории», и «благословенный уголок» в «Обломове», и «эдем» в «Обрыве» мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества.

Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь «отправной точкой» к следующим этапам развития «Героя», живёт и прожигает жизнь в городе.

Отдельного анализа заслуживает «Сон Обломова». Во-первых, эта «увертюра» появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название которого было «Обломовка». Во-вторых, «Сон Обломова» показателен как художественный и психологический приём.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Эта глава позже была помещена в середину произведения и явилась переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период жизни другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то слабее прослеживается тема Обломовки — определенного образа действительности и мыслей. К тому же его грёза — это сон-предсказание: недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии.

Читайте также:
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»: сочинение

Если рассматривать «Сон…» с психологической точки зрения, можно прийти к тому, что он является архетипом.

Принимая форму сна Обломовка принимает форму условности: пространство и время в ней не линейные, а циклические. Сам «заповедный» край обнесён высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют и чуть ли не умирают.

Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную сущность своего героя.

С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в «землю обетованную» — в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт счастливо, «так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе». Райский — наиболее противоречивый персонаж — на протяжении всего романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам : впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: «Какие виды кругом — каждое окно в доме — рама своей особенной картины!» ; после долгой разлуки он «не без смущения» ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина «в тесной, определенной раме, в которой приютился человек» , а через некоторое время «Райский почти не чувствует, что живёт», потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке).

Как видим, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров, «составляют одно лицо, наследственно перерождающееся…» А трилогия — «одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи — старой жизни, сна и пробуждения».

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Инжутова Любовь, 10 «А» шк. №503,07 февраля 2003 г.

Проверено Рябикиной ака САНЫЧ, оценено на отл. p>

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

2774. Анализ произведения Гончарова Обрыв Русский язык

Сочинение — Анализ романа Гончарова Обрыв. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Жанровая направленность произведения представляется в виде реалистического психологического романа, основной тематикой которого становится изображение конфликта старого и нового общественных укладов.

Композиционная структура романа состоит из пяти частей, первая из которых знакомит читателя с личностью главного героя, играя роль растянутого эпилога в сочетании с ретроспекцией, описывающей его гимназическую и университетскую учебу, а также первый приезд в Малиновку. Во второй части романа повествуется история жизни героя в деревне, а также его поочередное увлечение сестрами.

Третья часть произведения изображает начало конфликтов и является основой для дальнейшего стремительного развития сюжетных событий. В четвертной части представляется сцена падения главной героини, являющейся кульминационным центром романа, а в пятой части изображается раскаяние девушки и своеобразное духовное возрождение.

Главным героем романа является Райский, представленный в образе человека, отличающегося прекрасным душевным характером, талантом, при этом являющегося очень ленивым. Полной противоположность Райскому писатель изображает второстепенного персонажа в лице Марка Волохова, носителя революционных идей, нигилиста, отличающегося горящими глазами.

Своеобразием романа является построение сюжетной линии, основанной на поиске материала для написания романа Райским, который посвящается женской неземной красоте. Сюжетное повествование подвергается постоянным перерывам, обрывам и создается впечатление отсутствия цельного произведения, акцентированного автором названием романа.

Отличительной особенностью романа является включение его автором в состав трилогии, которая раскрывает проблематику неустроенности российского жизненного уклада в виде краха старых идеалов и отсутствия новых, не определившегося в жизненной позиции молодого поколения.

Смысловая нагрузка романа заключается в изображении изменения внутреннего духовного мира человека под влиянием происходящих в стране событий, а также под воздействием внешних обстоятельств. Главным герой подвергается указанным изменениям, однако основные его характерные черты в виде преклонения перед красотой, талантом, лень и непостоянство остаются такими же. При этом писателем мастерски подчеркивается степень человеческого восприятия изменений, зависящая от драмы либо трагедии, переживаемых героями.

История создания

Произведение первый раз было опубликовано в 1869 году. Писатель писал этот роман параллельно с работой над «Обломовым». Она была приостановлена, когда Гончаров был в кругосветном путешествии. Но в 1858 году писатель вернулся к написанию романа.

Сюжет

Действие происходит в доме Пахотиных, куда пришли два приятеля Аянов и Райский в гости, что б хорошо провести время.

Аянов зачастую бывает в этом окружении что бы пообщаться с сестрами Николая Васильевича Пахотина. Но Райский пришел с другой целью. Он старается приударить за дочкой хозяина дома, которая осталась вдовой хоть и молодая. Но девушка Софья ни на кого из мужчин не обращала внимание, и тем более на Райского.

Борис Павлович был пылким по характеру мужчиной. Он выражал себя в искусстве, и написании стихов. Но ему этого мало. Он хочет, что б все внимание было ему, хотя сам ничего не добился в жизни. Окончив учебу, он поехал к бабушке отдохнуть.

Усадьба куда приехал Борис Павлович была тихим местом, только нагонял страх обрыв, о котором рассказывали трагические истории. На этом обрыве убили человека, а убийцу похоронили здесь. Бабушка обрадовалась, что приехал ее внук. Она думала, что он будет помогать управлять усадьбой, но у Райского даже не возникло мыслей об этом. Ему это все не интересно, и то что бабушка хотела познакомить с людьми с высшего общества.

Спустя некоторое время он уезжает в Петербург но продолжает учиться в институте. Там он и находит себе приятеля, который близок ему по душе, и одинаковых взглядов на жизнь. Но получив диплом, его приятель уезжает в село работать учителем, а Райский не знает чем заняться.

И тогда он захотел добиться Софии. Он решил разжечь в ней, огонь любовных чувств, и поэтому зачастил в гости к Пахотиным.

Читайте также:
И. А. Гончаров “Обыкновенная история” Белокурова: сочинение

Мужчина даже набросал штрихи образа женщины на холсте, и каждый день смотрел на него. Внезапно его бабушка просит приехать к ней, в это же время его товарищ так же приглашал к себе, потому что Леонтий живёт неподалеку от Малиновки.

В усадьбе Борис знакомится с симпатичной девушкой Марфанькой, она помогает по хозяйству. И делает это очень элегантно что Райский обрадовался что нашел ту самую, которую рисовал на своем холсте.

Живя у бабушки он и не собирается заниматься делами усадьбы, оно его не интересует. Он очень ждёт, когда приедет двоюродная сестра Вера. Увидев ее парень был расстроен. Он хочет понять все ее намерения. И он принялся следить за своей кузиной.

Пока Райский не сводил глаз с своей кузины его бабушка хотела что б он женился. Но ему не до этого. Самой Вере не особо нравится, что Райский не спускает с нее глаз и говорит ему, что б он прекратил за ней ходить. И вроде они остались хорошими друзьями, и могли болтать о чем угодно, но парень все никак не мог успокоиться.

Татьяна Марковна в своей усадьбе в честь приезда внука организовала ужин, были приглашены все почтительные жители Малиновки. Был на ужине и Тычков. Райский с ним поругался, высказав ему все недостатки в характере. В этом конфликте его поддержала Бережкова и униженный Тычков покидает усадьбу. Вера оценила этот поступок. И они поцеловались с Райским, но он понял что при поцелуе он ничего не почувствовал.

Райский расспрашивает у бабушки кому нравится Вера. И она сказала, что это лесник Тушин. И Борис увидел Тушина, когда тот подвёз Веру домой.

Но самым большим потрясением для него стало что возлюбленным его кузины был его товарищ Волохов.

Продолжая следит за Верой Райский видит как она идет к тому обрыву на свидание. Борис ждал ее там, он кидает неаккуратно букет цветов, который приготовил для Марфеньки.

Веру одолел страх, и она слегла в кровать. Она не понимала, как признаться в этом поступке бабушке. Она попросила Райского что б он рассказал все бабушке, и та пошла успокаивать Веру. Она хочет, что б внучка стала хозяйкой ее усадьбы. Марку говорят, что Вера с ним не будет, и он ушел на войну. Райский полностью погрузился в художество. Вера осознала, что действительно любил ее только Тушин. Девушка согласилась стать хозяйкой усадьбы.

Тема: Внутренний мир и его перемены под действием происходящего на фоне внешних обстоятельств.

Главные герои:

Вера, Бабушка, Райский

Композиция

Роман состоит из 5 частей в нем открытый финал. Судьбы героев остаются неопределенными и неизвестными для читателя.

Обрыв, Гончаров И.А. – отзыв

трагедия вокруг потерянной девственности или что-то большее? (+ фото)

Роман “Обрыв” является третьим (и последним) в трилогии, в которую вошли также “Обломов” и “Обыкновенная история”. Роман хорош, но на мой вкус – “Обломов” круче.

Впрочем, под конец роман “Обрыв” меня захватил. Сцена падения Веры и поведение бабушки меня поразила и увлекла. Главным образом потому, что автор (И. Гончаров) просто потрясающе излагал произошедшее и сумел довольно ярко изобразить и подвиг бабушки и личную беду Веры, а самое главное – внутренние изменения, происходящие во всех участниках этой трагедии.

Лишний раз убедилась, что господин И.Гончаров определенно не менее талантлив чем Достоевский. Увлекшись этим соображением даже раскопала в сети публикации писем Достоевского, где он сам утверждает что Гончаров один из наиболее талантливых его современников, причем сам Достоевский пристально и ревностно следил за всем, что делает Гончаров. тогда как Гончаров крайне мало интересовался Достоевским (если не сказать – вообще не интересовался). В-общем, прочитав это, мне полегчало. а то думала что совсем с ума сошла, начала страдать галлюцинациями, что есть кто-то круче Достоевского. Оказалось – не показалось, действительно, есть и не менее круче.

Основными, наиболее значимыми, героями романа “Обрыв” оказались:

1. Райский: тип из мелких помещиков. Имеет кое-какое образование. Постоянно открывает в себе все новые таланты: то художник он, то – музыкант, потом – писатель, скульптор. Живет как попало, ищет вдохновения. Постоянно влюбляется и так же быстро разлюбляется. Проповедует какие-то свободные взгляды на свободную жизнь. Хозяйством своим не интересуется, участия в нем принимать не планирует. Плохим человеком его не назвать: он не жаден, достаточно великодушен, относительно чист душой, справедлив даже. Честен. Ну разве что дела себе никак найти не может, ищет страстей и вдохновения. Про него очень много написано в романе, но в сущности он мало что из себя представляет в нем (романе) значительного. Какой-то глобальной роли он не сыграл ни в одной из этих жизней, несмотря н ато, что все события крутятся вокруг него. На мой вгляд, райский – главный герой лишь с виду. а на самом деле – второстепенный и не особенно значимый. Вся его внутренняя жизнь – простая, незамысловатая, легкая, быстротечная и незначительная.

2. Бабушка Райского, Татьяна Бережкова: старая девушка, никогда не бывшая замужем. На ее попечении был в свое время Райский, а теперь на ее же попечении оказались его кузины – Марфенька и Вера. Бережкова настоящая крепкая помещица, бережливая, аккуратная хозяйка. Честная, строгая, на первый взгляд – простоватая, но эта женщина цельная, с внутренним стержнем. Имеет старые взгляды, не признает ничего современного, не поддается новым веяниям и не рассматривает никаких вариантов развития событий вокруг себя кроме тех, к которым ее приучили с детства.

3. Марфенька: одна из кузин Райского. Наивная, простоватая девушка. Чистая, смешливая, хозяйственная. Далека от веяний нового времени. Имеет “устаревшее” крепкое воспитание и непробиваемую нравственность.

4. Вера: еще одна кузина Райского, внучка Бережковой. Свободолюбива, независима (как она считает). Почти не интересуется хозяйством, много читает. Живет аскетично, не нуждается в комфорте и привычных женских штучках. Мало разговаривает, дичится домочадцев. Тем не менее бабушку и сестру любит. и любит свой деревенский уголок и всё что к нему относится. Замуж не хочет и не планирует. Красива, умна и слегка асоциальна.

5. Марк Волохов: обычный вольнодумец. Асоциален. Находится под присмотром полиции. Нечто вроде нигилиста. Проницателен, хитер и житейски мудр. Харизматичен, но отнюдь не светлойф харизмой. Довольно отрицательный персонаж, но в трудной ситуации вполне может принести помощь тому, кого считает другом или к кому неравнодушен.

Читайте также:
Обломов - типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России: сочинение

6. Тушин: друг Веры, влюблен в нее. Наиболее приятный из всех мужчин в романе. Крепкий помещик, чист душой, помыслами и делами. Увлечен хозяйством. Желает женится на Вере. Добр, умен, справедлив, прекрасно воспитан, не беден. Один из самых приятных персонажей, типаж напоминает Штольца из романа “Обломов” (но Штольц был более изящен и учён, тогда как Тушин заметно проще, даром что в лесу вырос и там живет со своим хозяйством).

Помимо перечисленных героев в романе имеются и другие, тоже красочные и характерные. Не стала о них писать, поскольку они не настолько значимы, хотя некоторые (помимо вышеописанных) – не менее яркие и выдающиеся.

Талант автора романа все-таки замечателен. Гончаров очень психологичен, проницателен и отлично умеет описать вещи, которые уже в наше время неактуальны, но масштаб трагедии все-равно поражает. Я бы этого масштаба ни за что не поняла, если бы не мастерство Гончарова и если бы не собственные наблюдения. Меня когда-то в детстве в деревню слили на каникулы, так вот тогда в полной мере прочувствовала, каковы нравы в добропорядочной, зажиточной и небедной деревне. То есть, конечно, в те времена уже девочкой замуж не выходили. Но отголоски тех времен еще всплывали периодически. Особенно, когда местное население от городских нравов (которые мое семейство немного притащило с собой) чуть не в обморок падало, вот тут особенно становилось ясно насколько велика еще пропасть между городом и некоторыми селами с их традициями и маленьким, тесным, замкнутым мирком.

В романе Гончарова, деревня Малиновка как раз и есть – такой мирок. Поэтому Райский в нем довольно быстро прослыл уродом. И первым кто его так обозвал – была бабушка. Правда, она всегда прибавляла что урод он какой-то хороший. Он действительно неплох. Правда я устала читать про его волочения за Верой. Ей-богу, такое не каждый выдержит. Как его от самого себя не стошнило – не пойму. Собственно, он сделал жизнь Веры почти невыносимой, о чем она ему незамедлительно и сообщила. Надо сказать, что это было не первое волочение Райского за первой попавшейся юбкой, но самое тошнотворное из всех описанных в романе. Наверное, все его волочения были тошнотворны. но именно преследование Веры более подробно описано и потому вызывает наибольшее неоумение. Особенно, мутит от его призывов к вольнодумию на фоне Тушина (например), который тоже любит Веру, но предпочитает не трещать языком целыми днями, а делать что-то конкретное, украшая жизнь тех кого любит, а не пытаясь столкнуть их в пропасть, переделывать, перекраивать, перевоспитывать в соответствии со своими вкусами.

Райский сам не понимает кто он, не знает чего хочет и кого хочет и всем вокруг себя делает жизнь затруднительной. Правда, не жаден и всегда готов помочь свои близким, отдает им буквально все что имеет. Гхммм. а в чем, собственно геройство? Он же это имущество не зарабатывал, не наживал, не сберегал все эти годы. Потому и не ценит. Ну ладно хоть отдает не кому попало, а – своим, тем кто это хозяйство оберегает и следит за его процветанием. И честно ему денег с этого выделяет. Так что, считать поведение Райского каким-то особым великодушием – не могу, уж пардоньте. По-моему, он просто пофигист, и только.

Вообще, масштаб трагедии, описанный в романе современному поколению понять сложно. С сожалением понимаю, что роман “Обрыв” в наши дни уже устарел настолько, что его просто не поймут многие, а следующее поколение вообще будет считать бредом. Потому что, добрачную связь Веры с проходимцем уже мало кто в состоянии считать грехопадением и мало кому понятно, почему все вокруг посыпают голову пеплом по этому поводу.

Но самое забавное в романе то, что Райский, который призывал Веру к свободной любви – переживал не меньше бабушки, страдал, и вел себя как умалишенный. полностью оценив масштабы бедствия и считая, что жизнь Веры на этом кончена. В то же время, Тушин, который был с виду похож на ретрограда, лесного человека, старомодного и правильного. совершенно философски и равнодушно отнесся к событию и переживал лишь за Веру, а точнее – за ее здоровье. И совершенно не переживал по поводу грехопадения, продолжая мечтать о том, что когда-нибудь Вера станет его женой, чем осчастливит его на всю жизнь. Необыкновенные вещи демонстрируют человеческие характеры в сложных ситуациях. Даже более того, характеры демонстрируют поведение, прямо противоположное своим убеждениям, которые они проповедовали до сих пор.

Да и сама Вера, считала себя продвинутой и свободной ровно до тех пор, пока не случилось то что случилось. тут и выяснилось, что Вера – продукт своей среды, а никакая не современно-эмансипированная штучка. Собственно, как и сам Райский. А те кто казались ретроградами и патриархальными людьми с устаревшими, отжившими взглядями, оказались намного более современными и продвинутыми чем те, кто только и болтал о свободе, равенстве, развитости, призывал спать с кем хочется, когда хочется и до тех пор пока хочется. а потом отправляться на поиски новых идеалов. И такими парадоксами нашпигован весь роман под завязку. В персонажах буквально узнавала окружающих меня людей. Все они проповедуют одно, делают другое, а думают – третье. Оказываются теми, кем они себя никогда не считали. более того, насмехались над всем тем, чем они являются, не зная сами о себе ровным счетом ничего.

Роман “Обрыв” достаточно многогранен и насыщен персонажами. С каждым из них происходят удивительные вещи. Рекомендую к прочтению, но думаю, что понятен будет не всем. Все-таки, не все смогут оценить то, что уже давно отжило свой век и не актуально в наши дни. Зато если не обращать внимания на неактуальные сегодня вещи (из-за которых разразилась драма в обрыве), а сосредоточиться на трансформациях, происходящих в героях романа, то можно очень любопытно провести время за чтением этого шедевра. Искренне сокрушаюсь, что господин И.Гончаров так мало написал романов в своей жизни, прям очень переживаю по этому поводу.

Читайте также:
Социально-психологические причины «обломовщины»: сочинение

Роман обломов глазами интересен современному читателю. Роман И.А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным). Общественный смысл романа

В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста, о том, что нужно ставить перед собой задачи и выполнять их, что нужно трудиться, чтобы достичь успеха.

Героем романа является Илья Ильич Обломов, пассивный, ленивый, потерянный в своем мире. Ему намного интереснее лежать и лелеять свои мечты, которые никогда не осуществятся в реальность, потому что лень встать с дивана и пойти осуществлять свои мечты в реальность.

В детстве Обломов жил в деревне, его семья чрезмерно опекала и баловала. Не развили в нем привычки труда и стремления добиваться в этой жизни успеха. В основном все привычки идут с детства, начиная с воспитания, к сожалению Обломова, воспитали так, что в жизни можно быть лентяем, валяться в постели до обеда и ничего не делать. Илья Ильича все устраивало в его жизни, он не хотел менять свою жизнь к лучшему. Ему очень сложно было преодолевать свою лень, и начинать новую жизнь.

Штольц, единственный друг Обломова, он является противоположностью нашего героя. Он легкий на подъем человек, стремящийся добиться продвижения в карьере и построить крепкую счастливую семью. В 21 веке его можно сравнить с успешным, целеустремлённым человеком. Он готов побороть свою лень, развиваться и стремиться к лучшему. Штольц даже знакомит Илья Ильича с героиней романа Ольгой Ильинской. Но у этих отношений изначально не было будущего. Наш герой погряз в рутине свое жизни, привыкший ничего не делать и как всегда валяться на диване. К сожалению Обломов не изменился даже ради любви. Хотя многих, Любовь окрыляет и склоняет к поступкам и подвигам, но здесь совершено другая ситуация.

Наверняка каждому приходила в голову мысль, о том что. «Хочу жить хорошо, но ничего для этого не делать». Но так не бывает, нужно стремиться добиваться своих целей, для того чтобы прожить свою жизнь достойно, и оставить после себя след.

«Современный Обломов» многие, из которых находятся в поиске себя, и начинают уходить от настоящей жизни, уходят от проблем и ответственности. Роман Гончарова очень актуален на сегодняшний день. Обломов – герой, которым, не захочется становиться ни при каких обстоятельствах. Мое мнение, что это книга, должна мотивировать становиться лучше, чем ты есть и стремиться к саморазвитию и бороться со своей ленью, эта книга очень актуальна в наши дни.

Сочинение Почему обломовщина актуальна в наше время?

Великая заслуга писателей заключается в том, что в своих произведениях они показывают жизнь такой, какая она есть. Я имею в виду не точность дат, не достоверность места действия, а то, что мастера слова подмечают такие черты характера, которые свойственны не одному человеку, а многим. Таким образом, перед нами предстает герой не сам по себе, а как представитель определенного поколения (Печорин из «Героя нашего времени»), слоя общества (Фамусов из пьесы «Горе от ума») или даже целого народа. Именно представителем целого народа и является главный герой романа «Обломов». Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины». Чем же отличается Обломов от других героев русской литературы? Тем, что он смертельно болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия! Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром. . . » Обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Еще в середине XIX века Добролюбов писал: «В типе Обломова и во всей этой обломовщине, мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта, мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени». Но, читая роман сегодня, в XXI веке, я спрашиваю себя, ушла ли обломовщина вместе с девятнадцатым столетием? Не продолжаем ли мы бояться перемен? Не хватаемся ли за прошлое, пытаясь удержать день минувший? Я думаю, что обломовщина никуда не ушла. Она живет рядом с нами…она живет в нас. Я замечаю даже за собой, что я боюсь начать новое дело, потому что не знаю, способен ли я довести его до конца. Хватит ли у меня сил, возможностей, знаний и терпения. Поэтому часто мои начинания заканчиваются, так и не начавшись. Я также замечаю, что это происходит не только со мной. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности. Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе. Трагедия наша в том, что мы, ничего не делая, все же имеем свои стремления и желания. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда бы нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость. Что заставляет нас бояться и не доверять себе? Как вырваться из порочного круга, который мы сами нарисовали и запретили себе выходить за его рамки? Кто же, наконец, сдвинет людей с места всемогущим словом: «Вперед!», о котором так мечтал Гоголь?…До сих пор нет ответа на этот вопрос ни в обществе, ни в литературе. Обломовщина терзает нас не одно столетие. Неужели мы так свыклись с этой язвой, что даже не собираемся с ней бороться? Как начать действовать? Как изменить свою жизнь? Нужно изменить себя. Самое главное — сделать первый шаг: перестать бояться. Себя, людей, будущего, обстоятельств, проблем и трудностей. И нужно сделать это непременно сегодня, потому что завтра может быть уже поздно. И все, что нам останется, это старый засаленный халат и диван, лежа на котором мы будем мечтать, «а хорошо бы все это сделалось». В русском языке есть несколько слов, обозначающих людей, которые боятся перемен. Например, «консерватор», «ретроград». И в наших силах сделать так, чтобы эти слова стали устаревшими, вышедшими из активного употребления. .

Читайте также:
Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: сочинение

Роман Гончарова «Обломов» глазами современного читателя

Роман «Обломов» является частью своеобразной трилогии И.А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В «Обломове» автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия. Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни. В романе много трагических моментов. И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт – между патриархальной Русью и капиталистической Россией. Русь в лице Обломова — это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. «Новая» Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, – это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие. Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался «найти себя» – во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова, он не видел в них практической пользы. Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: «Когда же жить?» В итоге, «изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении». Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но … не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать! Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в «Сне Обломова», который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера. Идеал Обломова – это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то – все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей «Аркадии», и не хотели ничего более. Все приметы другой, «большой и холодной», жизни пугали их. Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем – герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты. И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера. Печально заканчивается и жизнь героя – он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова. Трагична и судьба слуги Обломова — Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках «барин – крепостной», этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина. Таким образом, роман Гончарова «Обломов» — глубокое социально-психологическое сочинение. На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа – неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в «сдобрено» в «Обломове» большим количеством смешного, которое «вплетается» в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми. Таким образом, на мой взгляд, автору «Обломова» удается максимально полно передать современную ему жизнь во всем ее многообразии, поставить перед читателем много важных и сложных вопросов.

Актуальность романа «Обломов» в наши дни

Автором романа «Обломов» является И. А. Гончаров — известный русский писатель. В данном произведении затрагиваются как многие бытовые темы, так и вопросы о высоком, к примеру о смысле жизни. Автор ставит перед нами важные социальные проблемы, размышляет на философские темы и также заставляет читателей призадуматься о них. Так насколько же актуально это произведение в наши дни?

Главным героем романа является Илья Ильич Обломов, весьма апатичный, хоть и очень добрый помещик.

Ему не особо интересны какие-либо светские празднества и прогулки, ведь для него гораздо интереснее и занимательнее другое времяпрепровождение. Обломов любит лежать на диване и витать в облаках, мечтая о будущем. В детстве он жил в деревне, где большинство жителей предпочитали отдых труду, а сама семья Обломова очень баловала и оберегала мальчика. Все привычки помещика идут из его размеренного и спокойного детства. Андрей Штольц, лучший друг Обломова, совершенно непохож на того характером. Напротив, это очень лёгкий на подъём и энергичный человек, пытающийся заинтересовать Обломова своей активной жизненной позицией. Именно Штольц знакомит Обломова с новой героиней романа — Ольгой Ильинской, будущей возлюбленной Обломова. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Читайте также:
Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Но их отношения были обречены, ведь главный герой слишком привык к своей размеренной, тихой жизни и был не готов меняться даже ради любви.

Образ Обломова очень узнаваем даже в наше время, с ним ассоциируются пассивные люди, не желающие проявлять какую-либо инициативу. Их всё устраивает в своей жизни, им сложно реализовать свои амбиции, сложно поставить перед собой цель и идти к ней. Лень — очень коварный соперник, которого должен перебороть каждый человек. Например так, как это сделал Штольц. В наше время его можно сравнить с целеустремленными и уверенными в себе людьми, желающими добиться высот как в карьере, так и в личной жизни. Они готовы саморазвиваться и меняться в лучшую сторону.

В народе очень часто говорят, что труд человека кормит, а лень — портит. Это очень мудрая поговорка. Лень — состояние вялости и апатии, нежелание делать хоть что-нибудь полезное. Она не может привести человека к чему-то хорошему. С ленью нужно обязательно бороться, находить мотивацию и интерес, чтобы выполнять дела. В современном мире нельзя останавливаться на одном месте, иначе не поспеешь за всеми остальными!

В настоящее время часто можно столкнуться с людьми, которые не знают, чего хотят от жизни. Их ничего не интересуют, они ни в чём не видят смысл. Это «современные Обломовы». Многие из них не могут найти себя, а многие и вовсе не хотят. И потому стремятся уйти от реальной жизни, от проблем и обязательств.

Предметом обсуждения Гончарова становится очень актуальная на сегодняшний день проблема — поиск себя. Преодоление самого себя. Обломов — тот, кем никогда не захочется стать. И этот предсказанный автором удел хочется предотвратить. Эта книга мотивирует на саморазвитие и самообразование, поэтому она очень актуальна в наши дни.

Полезный материал по теме:

  1. Обломовщина в наши дни
  2. Историческая и обществоведческая проблематика романа И.А.Гончаров «Обломов». Композиция и идея романа. Тема романа.
  3. О современности романа «Обломов»
  4. Анализ романа «Обломов»
  5. Роль последней главы романа «Обломов»

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Школьное сочинение

  • 1. Испытание любовью в романе И. А. Гончарова “Обломов”
  • 2. Прием антитезы в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе “Обломов”.

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”. Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — “Обыкновенная история” (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. “Обыкновенная история ” — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман “Обломов”, справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман “Обрыв”.

У главного героя “вершинного” романа — Обломова — ярко проявляются черты “естественного человека”, удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. “Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека”. Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть “Захар и еще триста Захаров”, обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: “Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. ” Ответ на мучивший героя вопрос приходит в “Сне Обломова”, где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются “сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения”. Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его “коренным типом” русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как “черту национального психического склада”. Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает “элементарные свойства русского человека “. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. “Обломовская” жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов “выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками”.

Читайте также:
Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»: сочинение

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа “Обломов” было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях “На родине” Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. “Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя”, — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних “обломовых”, чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать “положительные начала русской жизни”.

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как “образ, содержание, стихию и цель жизни”. Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой “нового века” по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему “наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна”, дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в “деле”, не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово “обломовщина”. Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать “отсветом обломовщины”. Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. “Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. ” Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его “живым человеком”, но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что “Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля”.

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на “трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод” путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”. Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе “Обломов”, — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово “обломовщина” даже вошло в “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля.

“Обломов”: почему вам стоит перечитать этот роман, даже если лень это делать

Приблизительное время чтения: 10 мин.

В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит перечитать.

Книгу рекомендует заместитель декана философского факультета МГУ имени Ломоносова, кандидат философских наук Алексей Козырев

Мы все читали «Обломова» в школе, где преподносится, что это роман о русской лени. О том, как плохо быть ленивым, ведь из-за этого ты можешь в жизни потерять все. А когда перечитываешь роман, то другими глазами смотришь на самого Обломова. Обломов видится человеком, у которого хрустальная душа, он воспринимает время по-христиански, как то, что несет в себе образ вечности. Для него время — это особая реальность, в которой нужно постараться не совершить ошибок. Мы часто повторяем: кто не действует, тот и не ошибается. Но часто действие нами совершается без лада с самим собой и нашими ближними. Это деятельность ради деятельности, повергающая нас в суету и не приносящая нам никакого удовлетворения. «Обломов» заставляет об этом задуматься. Меня как философа особенно поразили мысли Гончарова о Другом. В романе есть сцена, где Обломов возмущается, что слуга сравнивает его с другим («я для тебя все равно, что “ другой ” ?»), а потом и вправду решает, что другой давно уже сделал бы то, что он не может. Слово «Другой» употребляется Гончаровым практически как философское понятие. 100 лет спустя благодаря Э. Левинасу, П. Рикёру, Ж. Деррида возникнет целая философия «Другого» — с большой буквы. Перечитывание этой книги убеждает меня в том, что в русской литературной классике можно найти немало философских тем и смыслов, вполне нетривиальных и отнюдь не только моралистических.

Читайте также:
Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети иИ.А.Гончарова Обломов: сочинение

Автор

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) — писатель и литературный критик.

Время написания и история создания

В 1849 году в журнале «Современник» был напечатан большой фрагмент под названием «Сон Обломова», который Гончаров считал «увертюрой всего романа». Полный текст произведения был опубликован через десять лет, в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Критик Николай Добролюбова в статье «Что такое обломовщина?» («Современник», 1859) писал, что в романе Гончаров показал «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Содержание

Сюжетную основу романа составляет история драматической судьбы Ильи Ильича Обломова — дворянина и помещика — и его любви к Ольге Ильинской, девушке «цельного и одухотворенного характера». Их отношениям посвящены центральные вторая и третья романные части из четырех.

О чем роман?

Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем». Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается. Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»

Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь. Все это мертвецы, спящие люди…»

Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу. Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.

А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.

Интересные факты

Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.

С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».

«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.

«Ни на ком здесь нет свежего, здорового лица. »

Отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов рассказывает своему другу Андрею Штольцу о том, каким ему представляется современное общество.

— … Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?

Читайте также:
Сюжет и композиция романа Обломов: сочинение

— Что-нибудь да должно же занимать свет и общество, — сказал Штольц, — у всякого свои интересы. На то жизнь.

— Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?

— Это все старое, об этом тысячу раз говорили, — заметил Штольц. — Нет ли чего поновее?

— А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания. И воображают несчастные, что еще они выше толпы: «Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают». А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрос­лых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: «Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон» — настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: «вот уйди только за дверь, и тебе то же будет». Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. «У меня был такой-то, а я был у такого-то», — хвастают потом. Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку. Ты посмотри: ни на ком здесь нет свежего, здорового лица.

— Климат такой, — перебил Штольц. — Вон и у тебя лицо измято, а ты и не бегаешь, все лежишь.

— Ни у кого ясного, покойного взгляда, — продолжал Обломов, — все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим — нет, они бледнеют от успеха товарища. У одного забота: завтра в присутственное место зайти, дело пятый год тянется, противная сторона одолевает, и он пять лет носит одну мысль в голове, одно желание: сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния. Пять лет ходить, сидеть и вздыхать в приемной — вот идеал и цель жизни! Другой мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а тот вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати.

— Ты философ, Илья! — сказал Штольц. — Все хлопочут, только тебе ничего не нужно!

— …Как, всю жизнь обречь себя на ежедневное заряжанье всесветными новостями, кричать неделю, пока не выкричишься? Сегодня Мехмет-Али послал корабль в Константинополь, и он ломает себе голову: зачем? Завтра не удалось Дону Карлосу — и он в ужасной тревоге. Там роют канал, тут отряд войска послали на Восток; батюшки, загорелось! лица нет, бежит, кричит, как будто на него самого войско идет. Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно — не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят.

Дела-то своего нет, они и разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему! А избрать скромную, трудовую тропинку и идти по ней, прорывать глубокую колею — это скучно, незаметно; там всезнание не поможет и пыль в глаза пустить некому.

— Ну, мы с тобой не разбросались, Илья. Где же наша скромная, трудовая тропинка? — спросил Штольц.

Обломов вдруг смолк.

— Да вот я кончу только. план. — сказал он. — Да бог с ними! — с досадой прибавил потом. — Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку.

— Какой же это идеал, норма жизни?

Обломов не отвечал.

— Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц.

— Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?

— Как? — сказал Обломов, перевертываясь на спину и глядя в потолок. — Да как! Уехал бы в деревню.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: