Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Обломов: сочинение

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Школьное сочинение

  • 1. Испытание любовью в романе И. А. Гончарова “Обломов”
  • 2. Прием антитезы в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе “Обломов”.

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”. Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — “Обыкновенная история” (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. “Обыкновенная история ” — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман “Обломов”, справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман “Обрыв”.

У главного героя “вершинного” романа — Обломова — ярко проявляются черты “естественного человека”, удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. “Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека”. Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть “Захар и еще триста Захаров”, обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: “Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. ” Ответ на мучивший героя вопрос приходит в “Сне Обломова”, где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются “сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения”. Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его “коренным типом” русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как “черту национального психического склада”. Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает “элементарные свойства русского человека “. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. “Обломовская” жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов “выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками”.

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа “Обломов” было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях “На родине” Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. “Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя”, — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних “обломовых”, чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать “положительные начала русской жизни”.

Читайте также:
Все мы в душе Обломовы: сочинение

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как “образ, содержание, стихию и цель жизни”. Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой “нового века” по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему “наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна”, дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в “деле”, не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово “обломовщина”. Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать “отсветом обломовщины”. Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. “Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. ” Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его “живым человеком”, но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что “Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля”.

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на “трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод” путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”. Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе “Обломов”, — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово “обломовщина” даже вошло в “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля.

Сон Обломова

Первая часть романа «Обломов» посвящена обычному дню главного героя – Ильи Ильича Обломова. Описание обстановки квартиры и вещей, окружающих героя в его повседневной жизни, позволяют читателю составить общее представление о его характере. На обстановке квартиры лежит печать заброшенности и запустения. Сам Обломов большую часть времени проводит лежа на диване, в просторном и широком халате, повторяющем все движения его тела. Лежа, он мечтает, воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.

Илья Ильич мало читает, редко выходит из дома и на все приглашения отвечает отказом. Но, несмотря на лень и пассивность, завладевшие личностью героя, он не потерял способность мыслить. Глядя на посетителей, которые приходят к нему, чтобы рассказать последние светские новости и пригласить прогуляться, Обломов не перестает удивляться: «Увяз, любезный друг, увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» – спрашивал Илья Ильич у Штольца. Размышляя о своем существовании, он задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова».

Читайте также:
Обломов: сочинение

Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.

Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов – старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», – с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.

В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.

Представление об окружающем мире у него складывалось из рассказов няни, некоторые из которых приводили его в ужас и развивали страх перед жизнью. Все это наложило глубокий отпечаток на его мировоззрение. Повзрослев, Илья Ильич понял, что в действительности нет таких чудес, о которых ему рассказывали в детстве, но у него на всю жизнь осталось желание «полежать на печи», «поесть за счет доброй волшебницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности. В Илье

начали развиваться апатия, безволие и лень. Во время учебы в университете, когда он подружился с Андреем Штольцем, у него вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но для того, чтобы они осуществились, требовались настойчивость и труд. Еще одна попытка Обломова изменить свое существование наметилась, когда он влюбился в Ольгу, но и она оказалась неудачной. Лишь в доме вдовы Пшеницыной он нашел тот покой, к которому стремился всю сознательную жизнь.

Все важные события в жизни героя – знакомство с Ольгой Ильинской, любовь и последовавший за ней разрыв, жизнь и смерть в доме вдовы Пшеницыной – яркое свидетельство того, что его жизнь была лишь поиском идеала, сложившегося в его сознании в родной Обломовке в детские годы. Слабые попытки героя изменить свое существование потерпели крах.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы. Как справедливо отметил критик Александр Васильевич Дружинин: «Сон Обломова – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, – был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной».

Читайте также:
Социально-психологические причины «обломовщины»: сочинение

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

Сон и его значение в романе «Обломов» (И. А. Гончаров)

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Сон и его значение в романе И. А. Гончарова «Обломов», раскрывающее функции этой главы в романе.

В романе «Обломов» обращает на себя внимание то, что все главы идут под номерами, и только одна глава имеет еще и название «Сон Обломова». Дело в том, что роман «Обломов» такой, каким мы его знаем, был издан в 1859 году. За десять лет до этого девятая глава, которая теперь находится в первой части, была опубликована отдельным произведением. Потом Гончаров отправился в путешествие. И только когда он вернулся, вокруг отдельной главы вырос целый роман о барине, который постепенно теряет интерес к жизни и умирает, не будучи еще стариком.

В главах предшествующих «Сну Обломова» мы знакомимся с главным героем Ильей Ильичем Обломовым. Это дворянин тридцати с лишним лет. Он живет в Петербурге на Гороховой улице. Герой нигде не служит, редко выходит из дома. Основное его занятие заключается в том, что он лежит на диване и размышляет о разных жизненных явлениях или просто мечтает. Его размышления привели к тому, что он задумался о том, почему он не может жить, как другие. «Любопытно бы знать … отчего я… такой?»- задается он вопросом. И уже догадка мелькнула у него в голове, но «сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей». Далее автор пересказывает читателю содержание сна, который видел Обломов.

Литературный прием, использованный Гончаровым, не является уникальным. Писатели часто обращаются к снам, чтобы предвосхитить события, помочь читателю лучше понять героя, его мировоззрение. В произведении Гончарова сон, возвращая в прошлое, рассказывает о том, как, в какой обстановке формировался характер героя. В этой главе содержится идеал жизни Ильи Ильича, к которому он стремился, достиг, и который остановил течение его жизни.

«Сон Обломова» условно можно разделить на четыре части. Первая часть посвящена описанию благословенного края. В нем нет ничего грандиозного, например, моря. Весь он состоит из веселых, приятных пейзажей. Правильно и невозмутимо совершается здесь годовой круг. Все тихо и сонно в деревеньках и лежащих вокруг полях. И люди живут здесь под стать, тихие и мирные. Никаких преступлений не совершается, нет болезней, эпидемий. Новости о том, что делается на свете, до них доходят не часто. Люди жили счастливо и думали, что иначе «и не может быть». В Сосновке находилась господская усадьба Обломовых. Обломовка является собирательным образом русской патриархальной деревни. Автор идеализировал деревенский уклад. Как и полагается, во сне переплелось реальное с фантастическим.

Вторая часть посвящена детству Обломова. Ему семь лет, он «хорошенький, красненький, полный». Его растят как настоящего барина, в неге и заботе. Он резвый, бойкий, любознательный мальчик, но ему не разрешают гулять без няньки. Когда же все после обеда засыпают по обыкновению, Илюша один бежит исследовать местность. Автор отмечает его наблюдательность, ничего не ускользает от его внимания. Он радовался наступлению самостоятельной жизни. У него на свободе множество дел. Нужно и в земле покопаться, отыскать корешки, и сбегать в березняк, в овраг. С интересом наблюдает он за жизнью насекомых. Потом наступает вечер, спадает жара. Ребенок зовет мать гулять, но она говорит, что теперь сыро, да и леший в лесу ходит. «Необузданная фантазия» матери уносила в фантастический мир сказок. Илюша слушал и засыпал, нянька уносила его в постель. «День прошел, и слава Богу», — радовались обломовцы.

В третьей части автор повествует о первых уроках Илюши, которые проходили под руководством няньки. Она рассказывала ему народные сказки, предания, былины. Так и рос Илюша под влиянием сказок о щуке, которая выполняет желания ленивого мужика. Вкладывала нянька в сознание ребенка сказания о подвигах богатырей, побивающих несметные полчища. В Обломовке верили и в оборотней, и в мертвецов, которые по ночам встают из могил. Став взрослым, Илья Ильич понял, что ничего этого нет, но безотчетный страх и тоска в душе сохранились. Рассказы няньки отвлекали мальчика от реальной жизни и даже внушали страх перед ней.

Его дед и отец слушали те же сказки в детстве. В их сознании строилась картина мира, где живут на всем готовом. Все важные дела в жизни делаются добрыми волшебницами. Потому и не занимался отец Обломова хозяйством, потому и обманывал его управляющий. Имение приходило в упадок, снижались доходы.

Последняя часть повествует о другой поре из жизни Ильи Ильича. Ему тринадцать-четырнадцать лет. Он учится в пансионе в Верхлеве. Его открыл местный управляющий немец Штольц. У него сын ровесник Ильи. Кроме них в класс ходит еще один золотушный мальчик.

Немец был человек деловой, строгий. Может быть, и смог бы научиться Илюша у него чему-нибудь, если бы не было у него перед глазами примера отца. Батюшка его целыми днями ходил из угла в угол, нюхал табак и не задумывался о том, что у него в хозяйстве делается. Возможно, тогда детский ум Обломова решил, что жить нужно так, как живут рядом с ним взрослые. Это и является нормой жизни.

Читайте также:
Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова: сочинение

Для родителей Обломова важно было получение аттестата, а не знаний. В школе Илюша появлялся нечасто. Иногда ему устраивали каникулы длиной в полгода. Сын Штольца подсказывал уроки Илье. Подросток даже одеваться сам не трудился. Захарка, сменивший няньку, натягивал ему чулки, башмаки. Все проявления активности сдерживались домашними. Выбежит ли он в сени, побежит ли играть в снежки, люди с криками бегут за ним.

Рассказывая о детских и отроческих годах Обломова, Гончаров размышляет о том, что ему было полезно, в чем были допущены ошибки. Он предполагает, что ребенок начинает впитывать жизнь еще в младенчестве. Покой, лень обломовцев Илья Ильич впитал с молоком матери. Отношение автора к жизни героя в родительском имении нельзя оценивать однозначно. Гончаров осуждает ту неспособность к деятельной жизни, которая овладела Обломовым в зрелой жизни. Он пытается найти ее истоки. В то же время в жизни обломовцев его привлекает множество разных моментов. У них нет преступлений, войн, болезней, страданий. Тишина, покой, уют царят в этом краю. Этот же уют лишает человека каких бы то ни было стремлений. Постепенно человеком овладевает апатия.

Гончаров говорит о том, что Илюша был активным, деятельным, любознательным ребенком. В нем был заложен большой потенциал. Воздействие окружающей среды оказалось настолько велико, что полностью подчинило душу Обломова. Воспитание определило судьбу героя. Всю сознательную жизнь Илья Ильич стремился обрести тот же образ жизни, что был в Обломовке. Он нашел его в доме Агафьи Пшеницыной, которая, как заботливая мать, обеспечила ему ленивое, безмятежное существование.

В образе героя, как и в образе патриархальной деревни, автор объединил черты поместных дворян, его современников. Их неумение управлять хозяйством, вялая, апатичная жизнь привела к упадку сельского хозяйства и обнищанию крестьян. Их жизнь проходит бесцельно, бездарно. Говоря словами обломовцев, день прошел – и слава Богу. Отсутствие стремлений, сонный образ жизни они передавали своим детям, считая его единственно правильным. Гончаров рассказал о своем видении мира, предоставив читателю самому искать ответы на поставленные вопросы.

Сочинение на тему: Сон Обломова и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Сон Обломова и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Описание сна героя (героини) имеет в русской литературе давнюю традицию; к теме сна обращались в своем творчестве Жуковский («Светлана») и Пушкин («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»), Лермонтов («Мцыри») и Достоевский («Преступление и наказание»). Сои раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить «невыразимое», ускользающее от рационального анализа. Таков и «Сон Обломова» — один из ключевых эпизодов знаменитого романа Гончарова. В Обломовке, которую герой видит во сне, формируется душевный склад Ильи Ильича, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как «обломовщина», а с другой стороны — здесь же можно обнаружить истоки той «голубиной кротости» и незамутненной ясности души, которыми столь разительно отличался Илья Ильич от окружающего его предприимчивого и меркантильного мира. Отношение автора «Обломова» к своему герою неоднозначно. В романе писатель с горечью и грустью пишет о «свете», которым была наполнена душа Ильи Ильича, и о постепенном умирании личности. Автором многократно подчеркнуто, что Обломов не может быть сведен к одной только «обломовщине», что в этой душе есть много бесценных, редких качеств (ведь прав был Захар, сказавший о своем покойном барине: «На радость людям жил, жить бы ему сто лет…»). «Сон Обломова» может быть разделен на две части. Первая часть рисует идиллическую картину совершенного, безмятежного бытия — «утраченного рая», память о котором навсегда озарила душу героя тихим и мягким сиянием. Герои видит «благословенный уголок земли», где нет ничего * грандиозного, дикого и угрюмого». Все сулит долгую и счастливую жизнь, которая завершается мягкой и незаметной, похожей на сон, смертью. Природа в этом краю всегда приветлива и тиха. Времена года сменяют друг друга в положенный срок, радуя все теми же повторяющимися и узнаваемыми картинами. Нарисованный Гончаровым образ воплощенной гармонии вызывает ассоциации с образами новозаветного «Откровения», только обломовский «рай» больше напоминает не пророческое видение, а сказку — древнейший из жанров. Вместо ярких и утомительных красот в духе романтизма — тихая радость патриархального бытия, с его естественностью и цельностью: по-домашнему приветливое небо, добродушная луна, похожая на «медный вычищенный таз», мирное жужжание мух, пение перепелов. В Обломовке живут не торопясь, не ведая страстей и волнений. Крестьяне жнут, пашут и сеют, довольные своей судьбой и убежденные, что «жить иначе — грех». Автор повествует о воспитании героя, о его родителях — этому посвящена вторая часть «Сна Обломова». В господском доме живут размеренно и не спеша. Главную заботу здесь составляют «кухня и обед» — об обеде совещаются «целым домом», долго и основательно. После обеда весь дом погружается во «всепоглощающий» сон, после которого пьют «чашек но двенадцати» чаю. Илюша растет здесь в атмосфере любви и обожания. Его страстно, самозабвенно любит мать, им живет заботливая няня, которая рассказывает Илюше сказки о Емеле, о неведомых краях, где текут реки меда и молока и «никто ничего круглый год не делает» (о фольклорной поэтизации лени автор говорит с горькой иронией). Не только нянины сказки, но и весь быт обломовцев обнаруживает связь с давними, праисторическими временами, с языческой древностью. Здесь верят в приметы, соблюдают обряды и традиции, чтут старину и больше всего на свете боятся перемен. Лень и нелюбовь ко всякому активному действию были присущи всем обломовцам — от крестьян до господ. Отец героя, Илья Иванович, был занят тем, что ходил из угла в угол, нюхал табак или наблюдал за происходящим на дворе. Мать также была «сильно занята» — обсуждала часа по три, как перешить из старой фуфайки детскую курточку; следила, чтобы портной не украл остатки сукна; ходила поглядеть, «хороню ли наливается яблоко». Обломов жил в отчем доме, «как экзотический цветок в теплице». Всякое его желание предупреждалось, всегда к его услугам были «трое-четверо слуг» и верный Захар. Иногда Илюша чувствовал в себе стремление вырваться на простор жизни, ускакать на савраске в ноля или поиграть в снежки с крестьянскими мальчишками. Но такие порывы воспринимались и Обломовке с ужасом и со временем угасли. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая», — с горечью творит Гончаров, подводя итог повествованию о детстве героя.
В романе Обломов изображается как национальный характер, органически вырастающий па русской почве, пронизанный противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, впитавший в себя и светлые, и темные стороны народной жизни. Сон героя позволяет объяснить генезис этого характера, даст ключ к пониманию романа в целом.
.

Читайте также:
Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»: сочинение

Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Двух героинь связывают чувства к Обломову, однако каждая женщина выражала свою любовь по-разному. А. Гончаров сумел передать яркость эмоций, переживаний девушек, смог «оживить» их образы. Каждая вызывает симпатию у читателя, поскольку они изображены в качестве положительных героев.

Ольгу Ильинскую автор изображает серьезной, пытливой девушкой, способной создать гармонию ума и сердца, которой присущи глубина чувств, щедрость. Ее влияние пробуждает Обломова к жизни, заставляет проявить все самое лучшее, что в нем есть. Героине нравится роль спасительницы, которая помогает утопающему, поэтому она старается перевоспитать Обломова: он начинает вести активный образ жизни, становится более заинтересованным в окружающем мире, происходящих рядом с ним событиях. Но спасательная миссия Ольги длится недолго: Обломов все же возвращается к прежнему стилю жизни, прежнему угнетенному состоянию души. Такой исход событий приводит Ольгу Ильинскую в отчаянье, и вскоре она вынуждена разорвать с ним отношения.

Противоположностью Ольги является Агафья Пшеницына. Она представлена, как истинно русская красавица: светлая кожа, округлые формы. Характеру Агафьи были присущи кротость, смирение, покладистость, простодушие. Она происходила из небогатой, просто семьи, без образования, однако она отлично справлялась с ведением хозяйства, приготовлением пищи. Отличие Агафьи от Ольги заключалось в том, что она не стремилась что-то менять Илью Ильича, не хотела его «перевоспитать». Девушка принимала и любила его таким, какой он есть. Однако, это стало губительно для героя: ведь постоянная забота, опека, благоговение перед мужчиной, могут наскучить, стать в тягость.

Изображенные в романе женщины – это два типа, превалирующие в обществе 19 века, которые они сохранены и по сей день, но в немного модифицированном виде.

Агафья является представительницей классического типа женщины в российском обществе: она хранит семейный очаг, благоговеет перед мужем, уступает ему, во всем с ним соглашается. Девушка выступает тем райским местом, в котором нет забот и суеты, где можно в наслаждении проводить умиротворенные минуты досуга, предаваться мечтам и раздумьям. Девушка не стремится к постоянному поиску знаний, в отличие от Ольги, она принимает окружающий ее мир, таким, каковым он является, не старается его изменить, сделать лучше. Она любит тот мир, в котором живет.

Ольга же – новый тип представительницы русских женщин, воспитанная на прогрессивных европейских идеях. А значит, девушка не видит и не ограничивает свой мир мытьем посуды, да приготовлением пищи. Ольга стремится к новым знаниям, старается развиваться во всех сферах, интересуется чем-то новым, неизвестным ей, у Штольца и Обломова. Однако судьба была не благосклонна к девушке, а общество не готово было принять женщину деятеля.

Итак, в романе Гончарова «Обломов» женские образы выступают двумя сборными образами, типичными для того времени, и в которых раскрыты важные социальные и духовные вопросы.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова): сочинение

Вариант 2

Отдельное место в романе занимает любовная тематика, которую писатель раскрывает, используя в произведении женские образы Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской, двух типов женщин, существовавших в России в XIX веке.

Героини появляются в жизни Обломова в определенные периоды его жизни и объединяет их чувство любви к Илье Ильичу, но выражают они свою любовь к Обломову по-разному.

Ольга Ильинская – двадцатилетняя дворянка из знатного рода, умна, грациозна, красива. Хорошо воспитана, интеллигента, увлекается пением, музыкой, чтением. По характеру искренняя и спокойная девушка, но в то же время горда и самолюбива.

Ольга страстно влюбляется в Обломова и, погрузившись в бурный роман, наивно пытается переделать Илью Ильича в целеустремленного мужчину. Находясь под влиянием прогрессивных взглядов, девушка постоянно находится в процессе обучения и познания всего нового. Таким она хочет видеть и своего возлюбленного. Но в один момент девушка осознает, что Обломов никогда не изменится и не вернется из своего сонного состояния, поэтому расстается с ним. Для нее неприемлема тихая семейная жизнь, ограниченная домашним хозяйством, детьми и редкими выходами в свет. Через некоторое время Ольга соглашается на брак со Штольцем, человеком энергичным и живым, как и она сама. Но, к сожалению, после свадьбы Ольгу все чаще одолевают скука и тоска в связи с ее нежеланием поддаваться бытовой рутине.

Агафья Пшеницына – обнищавшая вдова 30 лет, оставшаяся после смерти мужа с двумя детьми. Это женщина без образования, из обычной семьи, не умеющая писать, но при этом добрая, простодушная, бескорыстная и очень трудолюбивая. После расставания с Ольгой, Обломов снимается комнату в доме Агафьи, а затем и женится на ней. Спустя время, в семье Обломова и Агафьи рождается сын.

Агафья представляет собой консервативный образ русской женщина, хранящей семейный очаг и во всем соглашающаяся с мужем. Она горячо любит Обломова со всеми его достоинствами и недостатками, окружает заботой, вниманием материнской любви. Но эта слепая любовь приводит Обломова к неизлечимой болезни, в результате которой он скончался. Сына Обломова ради его блага Агафья решает после смерти мужа отдать на воспитание в семью Штольцев.

Повествуя о жизни главного героя романа, автор параллельно раскрывает разные женские судьбы, мечтающие о личном счастье, но так и не познавших его.

Кроме основных женских образов романа, писатель описывает в произведении еще двух женщин: кухарку Анисью и мать главного героя.

Кухарка изображается автором простой крестьянкой средних лет, доброй, ласковой и хозяйственной женщиной. Будучи уже в зрелом возрасте, она становится женой слуги Захара, с которым счастливо живет до своей смерти от холеры.

Также второстепенным персонажем произведения является образ матери Обломова, которую он вспоминает во сне. Это практически необразованная женщина дворянского рода, заботливая, но при этом ленивая. Она не занимается хозяйственными делами, день напролет чаевничает и бездельничает. Мать безумно любит своего Илюшу и не позволяет ему никакой самостоятельности, оберегая от сложностей, в итоге Обломов становится ленивым мужчиной, равнодушным ко всему происходящему вокруг него.

Таким образом, в произведении на примере главного героя писатель не только описывает негативное явление в жизни общества под названием «обломовщина», но и помогает читателю раскрыть образ Обломова через его любовные переживания с помощью описания в романе близких к герою женщин.

Сочинение Женские образы в романе Обломов

В романе Гончарова «Обломов» фигурирует не слишком много людей, поэтому писатель смог описать каждого героя своего произведения подробно. Он проводит между героями параллель и сравнивает их между собой. Так в романе существуют два образа мужчин, которые являются лучшими друзьями, но совершенно разные. Среди женских образов таковыми являются Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, два антипода друг друга. Единственное что связывает этих двух замечательных женщин это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская яркая, молодая, целеустремленная молодая женщина. Она всегда знает, чего хочет и старается этого добиться. Ильинская хочет жить в комфорте и достатке, поэтому всегда проводит работу над собой и старается дотянуть до своего уровня Илью Ильича Обломова. Ей кажется, что главное в жизни это постоянно работать над собой для своего достатка и образованности. Многие могут подумать, что она расчетлива, но мы не можем осуждать человека в желании жить комфортно. У них разное понятие о комфорте и уюте с Обломовым, поэтому их пути разошлись. Ольге Ильинской по типажу больше подходит Штольц, с которым они по жизни смотрят в одну сторону.

Агафья Матвеевна совсем противоположный персонаж, она прототип русской женщины. Агафья Матвеевна тихая, спокойная женщина, рядом с ней постоянно спокойно и хорошо. Она знает, как позаботится о любимом человеке и все для него сделает не задумавшись. Агафья Матвеевна никогда не придаст и не поставит собственные интересы во главу интересам человека, который с ней рядом. Возможно, поэтому Илья Ильич Обломов выбрал для жизни Агафью Матвеевну, ведь она совсем не хотела его переделать и всегда была рядом с ним. Агафья Матвеевна очень мудрая и умная женщина, которая может угадать на подсознательном уровне, что нужно для человека. Обломов не смог найти в Ольге всех этих качеств, поэтому и выбрал Агафью Матвеевну.

Читайте также:
Обломов общечеловеческий тип.: сочинение

Образы двух этих женщин совершенно противоположны, одна стремится к обеспеченной жизни, а другой нравится опекаться и любить своего мужа. Герои романа Гончарова тесно переплетены с людьми из реальной жизни. В современном мире можно встретить таких людей как Обломов, Штольц, Ольга и Агафья Матвеевна.

Для Обломова было важно, что никто его не захочет переделывать и сможет посвятить ему всю свою жизнь. Ольга Ильинская привлекательная женщина с другими жизненными принципами, которая не подошла Обломову. Агафья Матвеевна наоборот смогла посвятить себя и растворится полностью в Илье Ильиче Обломове.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в романе Обломов

Популярные сегодня темы

Образование настолько важно нашем мире, что без него нельзя нашу жизнь представить ни вчера, ни сегодня, ни завтра.

Главный смысл сказки «Волшебник изумрудного города» раскрывается в дружбе нескольких героев, которых находит девочка по имени Элли, по пути к разрешению проблем. Дело в том, что ураган перенес её дом и пёсика совсем в другое место

Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.

Мир детства прекрасен и незабываем. От того, насколько произведение произвело впечатление на ребенка в ранние годы, зависит то, какие он сделает выводы для себя.

Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной

Женские образы в романе «Обломов» Гончарова

Введение

Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.

Портретные характеристики женских образов

Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное. Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.

Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами. Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью. Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.

Два типа русской женщины

Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях. Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях. В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце. И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.

Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу. Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.

Читайте также:
Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова Обломов): сочинение

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму. На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального. Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.

Два типа любви

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым. С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть. Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа. Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте. Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Заключение

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов. Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви. Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.

Сочинение: Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова ” Обломов”

Автор: Гончаров И.А.

1«Обломов» «Обломов» – роман о любви.

2Женские образы в романе.

1) Воплощение грации и гармонии.

3) Выбор Обломова.

3Два лика любви в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков. Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью. Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.

В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня.… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга – чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил…. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь – тоже долг», а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви. «Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? . Никогда, ни за что!» – решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от неё – безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни…. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, – а ты умер уже очень давно», – с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». – «Есть, – отвечает Илья. – Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров. Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее её чувство. Её жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…». Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия – тишину, покой, вкусную еду. Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Ольга стремилась к любви, искала её. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми. Любовь –сильнейшее человеческое чувство – сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему он остался с Агафьей – «простой бабой», а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья – земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи – это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой – она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов «испугался» требовательной любви Ольги. Агафья Пшеницына – хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью – через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого – отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное – физический и душевный покой. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.

Читайте также:
Обломов - типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России: сочинение

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Роман И.А.Гончарова «Обломов» – классика русской литературы. В этом романе перед нами предстаёт два лика любви. Первый – любовь Обломова и Ольги, второй – любовь Штольца и Ольги. Они различны. Первое чувство – не успев расцвести – тут же завяло, второе – расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости. Любовь Ольги и Обломова быстро увядает. В этом они оба виноваты, но, скорее всего, всю вину можно возложить на Обломова. Его лень и безделье были причиной разрыва. Неопытная в делах любви, Ольга со всей силой молодости отдалась этому новому для неё чувству, не понимая, что Обломову, с его вечными страхами и ленью, её любовь не очень- то и нужна. Идеал счастья для Обломова олицетворяется в Агафьи. Она лелеет и опекает его, как ребёнка. Только был ли этот идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становилось всё теплее и теплее, по которому любить нельзя». Обломов не мог любить Агафью, не мог оценить её отношение к нему. А заботу её воспринимал как должное, как привык с детства. «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жары, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим – «обломовская утопия». Зачем Гончаров вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова? Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес, друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует её духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий его с Ольгой. В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья – олицетворение семьи, с другой, Ольга – это любовь. Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоём, читали вдвоём, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Семейный быт не смог приземлить их отношений. «Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, деятельно, зорко возделывал, берёг и лелеял её». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И.А.Гончарова. Два лика этого романа различны, как и сама любовь, о которой так много сказано. Гениальность Гончарова и состоит, в том, что он показал эти два лика, не утаивая и не приукрашивая ничего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: