Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: сочинение

Система образов в романе Гончарова «Обыкновенная история»

Роман Гончарова «Обыкновенная история» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1847 году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе исконных черт барской психологии и, прежде всего, наивного романтического «прекраснодушия». Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором капиталистических отношений. Все более резко сталкивались два экономических уклада, два склада социальной психологии.

В первых главах романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько простоватым провинциалом. Он удивлен городским укладом жизни, «неродственностью» дяди. «Так вот как здесь, в Петербурге. — думал Александр, сидя в новом своем жилище.— Если родной дядя так, что ж прочие. » Александр наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно отвергает. Он «прекраснодушен» и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. «Хозяин пятится от объятий, смотрит на гостя как-то странно. В соседней комнате звенят ложками, стаканами; тут-то бы и пригласить, а его искусными намеками стараются выпроводить. Все на заперти, везде колокольчики: не мизерно ли это? Да какие-то холодные; нелюдимые лица».

Дядя Александра пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал «делать фортуну и карьеру», ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире. Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо делать. «Александр долгом считал любить дядю», но никак не мог понять его прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к нему, единственному племяннику.

Александр сочиняет стихи, так как служба для него — скучная обязанность, надобно и душу чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: «Супружество супружеством, а любовь любовью» Александр наивно удивляется: «Как же жениться. по расчету?» Но Александр терпит поражение в любви — появился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали.

Не выдержав ударов судьбы, он возвращается в деревню. Александру нужна родная почва, чтобы обрести душевное равновесие, веру в себя и свои силы. Но после петербургской жизни он не может принять патриархальности деревни. Он пока «висит в воздухе». Он в городе не прижился и от деревни уже «отбился».

Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире.

Во второй приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет добиться «фортуны и карьеры»; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился «в корне»: потолстел, стал степенным, но главное — у него «ожирела душа». Он оказался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обошел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть — такова его психология. Лизавета Александровна грустит по прежнему «романтичному и доброму Александру», а он утверждает: «Я иду наравне с веком: нельзя же отставать. »

Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего. Но почему так грустно автору и читателям? Если это «обыкновенная история», то становится еще грустнее от ее типичности. Значит, не один Александр, а до него Петр Адуев, после него сотни молодых людей в угоду «фортуне и карьере» задушат в себе лучшие чувства, станут прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и горька такая перспектива автору! Он выступает против такой будущности. И его роман «Обыкновенная история» — страстное предостережение всем: и современникам, и потомкам. Не в этом ли кроется неослабеваемый интерес к произведению И. А. Гончарова?

В образе и судьбе Адуева-племянника Гончаров, по его словам, стремился воплотить «всю праздную, мечтательную, аффектационную сторону старых нравов». Александр Адуев «был трижды романтиком — по натуре, по воспитанию и обстоятельствам жизни». Петербургская жизнь беспощадно разбивает романтические иллюзии Александра Адуева. Вместе с тем Гончаров показывает, что псевдоромантические настроения Адуева скрывали под собой эгоизм и самолюбие. Не случайно Адуев из романтика превращается в трезвого, практичного карьериста — чиновника и дельца.

И. А. Гончаров точно отметил известное прогрессивное значение для русской жизни таких людей, как Адуев-дядюшка. Петр Иванович Адуев честен и тверд. Любит заниматься делом и убежденно говорит о себе и о людях своего типа: «Мы принадлежим обществу. которое нуждается в нас». Образ дядюшки, несомненно, импонировал писателю: он внес в его интеллектуальный и нравственный облик идеализирующие его черты. Но Гончарову многое и не нравилось в людях такого типа. По замечанию Белинского, дядюшка — «эгоист, холоден по натуре, не способен к великодушным движениям «. Лизавета Александровна Адуева, жена Петра Ивановича, пытается понять жизненные принципы мужа: «Что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой цели. или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людей чиновное и денежное значение. О высоких целях он говорить не любил, называя это бредом, говорил сухо и просто, что надо дело делать».

Читайте также:
Обломов и другие: сочинение

Писатель показал в романе ломку старых отношений и понятий, появление новых характеров, «трезвое сознание необходимости дела, труда, знаний». Но дядюшка вовсе не был подлинно новым человеком и тем более выразителем борьбы с всеобщим российским застоем. Несмотря на честность и порядочность Петра Ивановича, «бедная жена его была жертвой его мудрости. Он заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере» (В. Белинский). Сам Петр Иванович вдруг осознает крах своего пропитанного мещанством идеала семейного счастья и быта. Жизнь Лизаветы Александровны оказалась лишенной поэзии, страсти, каких бы то ни было увлечений.

В беседах Лизаветы Александровны с племянником раскрывается и другая идея романа. Автор иронизирует по поводу романтических иллюзий и мечтаний молодого Адуева, но в то же время ему жаль, что под влиянием суровой действительности и уроков дядюшки в Александре вместе с пустой мечтательностью и сентиментальностью исчезают простосердечие и искренность, юношеская страстность, способность увлекаться прекрасным. Обыкновенная история и заключается в том, что процесс перерождения романтически настроенного юноши в бюрократа и предпринимателя, думающего только о выгодной женитьбе, о карьере, о доходах, нес с собой утрату им искренних и благородных человеческих чувств.

Роман заставлял читателя критически размышлять над многими нравственными вопросами, поставленными русской жизнью того времени. В. Г. Белинский, подчеркивая жизненную верность содержания «Обыкновенной истории», назвал роман «одним из замечательных произведений русской литературы.

Предыдущий реферат из данного раздела: Главные персонажи в романе «Обломов»

Сравнительная характеристика главных героев романа Гончарова И.А. “Обыкновенная история”

В романе Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” показано своеобразное противостояние двух героев, стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это: путаница мыслей автора или удачный художественный прием?
Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. “Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности”, — восклицает он. Этот “желторотый птенец-идеалист” вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла. Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа описывается юный герой — его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге, — именно этот насмешливый взгляд автора делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход “борьбы” племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший — владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за “образец для подражания”.
Два этих характера были ярчайшими типами своего времени. Родоначальником первого, как мне думается, явился Владимир Ленский, второго — Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваныча — человека “живого дела”, и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца. С каким блеском в романе написаны диалоги дядюшки и племянника: спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каждая критическая фраза дяди убийственна и неотразима оттого, что говорит он правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает “вещественные знаки невещественных отношений” — колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке. “И это ты вез за тысячу пятьсот верст. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины”, — сетует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника “символы вечной любви”. Александр уверен, что не забудет любимую никогда. Но прав оказывается дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его “надуть”. “Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность. ” Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку.
Адуев-младший терпит крах решительно во всем: в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его 7чителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под “железной поступью” трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: “Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал”. “Кто же?” — спрашивает его жена. “Век”. Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча. Веление века! “Посмотри-ка на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями. и черт знает что еще!” — констатирует дядюшка. Вот это кульминационная точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александра “по-вашему, и чувством надо управлять, как паром открыть клапан или закрыть. “. “Да, этот клапан природа недаром дала человеку — это рассудок”, — парирует Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни — чувством и рассудком.
Порою кажется, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него определенные надежды. Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот “образец для подражания”, человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит это слово: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру “в совершенство мира”. Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего юного героя — развенчивает полностью. Веришь писателю: именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: “Что делать? Да. ехать в деревню”. И, проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит: Александр вдруг понимает, что ничем не хуже дядюшки и возвращается в Петербург делать “фортуну и карьеру”. Что же произошло с младшим Адуевым? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней.
А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого, казалось бы, героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убил своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету. В конце романа он собирается продать завод и мечтает об одном — уехать в Италию, где, может, ему удастся продлить жизнь своей жене. Дядя и племянник будто бы поменялись ролями. Дядя, доказывающий нам преимущества трезвого ума, теперь на собственном положении осознал, что этого недостаточно, что надо прежде ближнего — жену собственную — по-человечески, искренно любить.
Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуаций: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило — “обыкновенная история”.

Читайте также:
Сочинение по роману Обломов Кто нужен России Обломов: сочинение

И. А. Гончаров “Обыкновенная история”: характеристика героев

Главные герои

Александр Адуев

Александр Адуев — сын небогатой помещицы, окончил университет. В начале романа ему двадцать лет, он одержим романтическими грёзами. Изнеженный маменькой, с возвышенными мечтаниями, Александр приезжает в Петербург к дяде. Герой полон надежд, он мечтает прославиться на литературном поприще, встретить небывалую любовь и несокрушимую дружбу.

Адуев долго сопротивлялся прагматичности и цинизму Петербурга, только в конце романа он убеждается, что надо самому становиться жёстким прагматиком и циником, иначе «карьеру и фортуну» не сделаешь. Поэт из него не получился: посредственным поэтическим даром в Петербурге никого не удивишь. Писателем он тоже не смог стать, потому что ничего нового сказать миру не умел.

В любви Александр потерпел фиаско. Наденька — первая пассия его в Петербурге — казалась ему вечной любовью, он даже всерьёз собрался жениться. Только Наденька через полтора года предпочла ему графа Новинского, человека более искушённого. Александр в любви разочарован. К прискорбию, он открывает, что дружба тоже непрочна.

Случай помог ему встретиться на Невском с незабвенным Поспеловым, который когда-то, чтобы проститься с другом Адуевым, скакал сто шестьдесят вёрст. Нынешний Поспелов не захотел предаваться воспоминаниям о детстве, говорить о любви, его интересовала только служба и карьера.

Полностью разочарованный, в жалком состоянии, Александр обращается к своему дяде, руководителю и устроителю его петербургской жизни. Тот советует ему вернуться в деревню, и герой, кляня город, где умерли его лучшие чувства, иссякли жизненные силы, едет домой.

В деревне Александр затосковал по Петербургу, и приехал в столицу уже с новым сознанием: он человек, каких в Петербурге много, и ему надо делать карьеру. И взялся недавний провинциал-идеалист за неё с таким рвением, что превратился в чудовище, переплюнул своего ледяного дядю. Из эпилога читатель узнаёт, что Александр Адуев стал преуспевающим дельцом, карьеристом и нашёл себе очень выгодную партию.

Пётр Иванович Адуев

Пётр Иванович Адуев — родной дядя Александра, совершенный антипод своего восторженного племянника. Он человек дела, трезвого ума, терпеть не может романтических бредней, сентиментальностей и разговоров о высоких материях. Таким Пётр Иванович стал, прокладывая дорогу к своему нынешнему положению. В Петербурге он человек известный, состоятельный.

Читайте также:
Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Люди, не способные к жизненной борьбе, не умеющие собой владеть вызывают его презрение. По мнению Петра Ивановича, восторженный, экзальтированный человек менее всего похож на человека. Вот если он умеет управлять своими чувствами, тогда человек. Герой терпеть не может карикатурного преувеличения дружбы и любви, хотя не отрицает таковых вообще. Его нельзя назвать сухарём, потому что он посещает театр, знает наизусть не одного Пушкина.

Гончаров изобразил в Петре Адуеве человека делового, непраздного — капиталиста. Дядюшка Александра знает цену деньгам и всё, увы, измеряет деньгами. Однако своими реальными взглядами на вещи он духовно убил племянника и чуть не довёл до чахотки любимую жену. И вот рациональный Пётр Иванович продаёт завод, бросает службу, отказывается от звания тайного советника, чтобы увезти жену в Италию, продлить её жизнь.

Воплощение трезвого разума и расчёта, Пётр Иванович Адуев вдруг показывает, что любовь выше всякого расчёта и бездушного дела.

Второстепенные герои романа

Лизавета Александровна Адуева — жена Петра Ивановича, моложе его на двадцать лет. Она добра, умна, её жизнь окружена комфортом и богатством, но холодность супруга делает молодую женщину несчастной. Через десять лет такая жизнь подорвала её силы и желание жить.

Анна Павловна Адуева — небогатая помещица, вдова, мать Александра. Со слугами она груба, по старому барскому обычаю. К сыну Анна Павловна добра, неумеренно нежна: во время долгого сна двадцатилетнего молодца все должны ходить на цыпочках. Вдова занимается хозяйством, необразованная, умом не блещет. Отправляет к своему деверю в Петербург сына, полагая, что тот обрадуется, да ещё отсылает ему глупейшее письмо.

Наденька Любецкая — первая возлюбленная Александра в Петербурге. Ей 18 лет, не красавица, но довольно интересная. Герой собрался было жениться через полтора года своей любви, но девушка не отличалась постоянством и влюбилась в графа Новинского. Измена любимой поразила Александра в самое сердце, и он стал приписывать ей лицемерие и притворство.

Юлия Тафаева — вторая петербургская любовь Александра, молодая вдова около 24 лет. Ухаживая за ней по просьбе дяди, он влюбляется в неё. В мечтательной, нервной Юлии Александр вновь видит обретение вечной любви. Почти два года они вместе, дело идёт к свадьбе, но Александр неожиданно разлюбил Юлию.

Лиза — молоденькая девушка, лет 18. Она привлекательна внешне и хороша внутренним содержанием, появляется в жизни Александра после завершения его связи с Юлией Тафаевой. Лиза влюбляется в него, а тот на возвышенные чувства уже и не способен. Отец Лизы, не видя серьёзных намерений Адуева, настаивает на прекращении встреч с его дочерью. И эти отношения закончились.

Граф Новинский — знакомый Петра Ивановича Адуева, сосед Любецких по даче. Граф мил, умён, учтив, дамский угодник. Умелые ухаживания графа возымели действие на Наденьку, и она увлеклась им, охладев к Александру.

Софья Первая – любовь Александра Адуева. Софья и Александр являются соседями по имению. Уезжая в Петербург, Александр оставляет Софью в надежде встретить более страстную, пылкую любовь. В конце романа Софья уже состоит в браке с небогатым человеком и ждет шестого ребенка.

Сурков. Компаньон Петра Ивановича Адуева по фарфоровому заводу. Сурков ухаживает за Юлией Тафаевой, но та отдает предпочтение Александру Адуеву.

Поспелов. Друг Александра Адуева со времен учебы в университете. После нескольких лет разлуки друзья встречаются в Петербурге. Александр разочаровывается в Поспелове, когда тот из пылкого юноши превращается в сдержанного, прагматичного мужчину.

Костяков. Друг Александра Адуева, пожилой мужчина. Александр сближается с Костяковым после разрыва с Юлией Тафаевой. Мужчины вместе ходят на рыбалку.

Антон Иванович. Сосед Адуевых по имению и частый гость Анны Павловны Адуевой. Антон Иванович – небогатый человек. Он не упускает возможности вкусно пообедать или поужинать у своих соседей, в том числе у Анны Павловны Адуевой, которая всегда радушно его принимает.

Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история»

Главные герои романа Гончарова «Обыкновенная история»

Александр Адуев

— сын небогатой помещицы, окончил университет. В начале романа ему двадцать лет, он одержим романтическими грёзами. Изнеженный маменькой, с возвышенными мечтаниями, Александр приезжает в Петербург к дяде. Герой полон надежд, он мечтает прославиться на литературном поприще, встретить небывалую любовь и несокрушимую дружбу.

Читайте также:
Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова?: сочинение

Адуев долго сопротивлялся прагматичности и цинизму Петербурга, только в конце романа он убеждается, что надо самому становиться жёстким прагматиком и циником, иначе «карьеру и фортуну» не сделаешь. Поэт из него не получился: посредственным поэтическим даром в Петербурге никого не удивишь. Писателем он тоже не смог стать, потому что ничего нового сказать миру не умел.

В любви Александр потерпел фиаско. Наденька — первая пассия его в Петербурге — казалась ему вечной любовью, он даже всерьёз собрался жениться. Только Наденька через полтора года предпочла ему графа Новинского, человека более искушённого. Александр в любви разочарован. К прискорбию, он открывает, что дружба тоже непрочна.

Случай помог ему встретиться на Невском с незабвенным Поспеловым, который когда-то, чтобы проститься с другом Адуевым, скакал сто шестьдесят вёрст. Нынешний Поспелов не захотел предаваться воспоминаниям о детстве, говорить о любви, его интересовала только служба и карьера.

Полностью разочарованный, в жалком состоянии, Александр обращается к своему дяде, руководителю и устроителю его петербургской жизни. Тот советует ему вернуться в деревню, и герой, кляня город, где умерли его лучшие чувства, иссякли жизненные силы, едет домой.

В деревне Александр затосковал по Петербургу, и приехал в столицу уже с новым сознанием: он человек, каких в Петербурге много, и ему надо делать карьеру. И взялся недавний провинциал-идеалист за неё с таким рвением, что превратился в чудовище, переплюнул своего ледяного дядю. Из эпилога читатель узнаёт, что Александр Адуев стал преуспевающим дельцом, карьеристом и нашёл себе очень выгодную партию.

Пётр Иванович Адуев

— родной дядя Александра, совершенный антипод своего восторженного племянника. Он человек дела, трезвого ума, терпеть не может романтических бредней, сентиментальностей и разговоров о высоких материях. Таким Пётр Иванович стал, прокладывая дорогу к своему нынешнему положению. В Петербурге он человек известный, состоятельный.

Люди, не способные к жизненной борьбе, не умеющие собой владеть вызывают его презрение. По мнению Петра Ивановича, восторженный, экзальтированный человек менее всего похож на человека. Вот если он умеет управлять своими чувствами, тогда человек. Герой терпеть не может карикатурного преувеличения дружбы и любви, хотя не отрицает таковых вообще. Его нельзя назвать сухарём, потому что он посещает театр, знает наизусть не одного Пушкина.

Гончаров изобразил в Петре Адуеве человека делового, непраздного — капиталиста. Дядюшка Александра знает цену деньгам и всё, увы, измеряет деньгами. Однако своими реальными взглядами на вещи он духовно убил племянника и чуть не довёл до чахотки любимую жену. И вот рациональный Пётр Иванович продаёт завод, бросает службу, отказывается от звания тайного советника, чтобы увезти жену в Италию, продлить её жизнь.

Воплощение трезвого разума и расчёта, Пётр Иванович Адуев вдруг показывает, что любовь выше всякого расчёта и бездушного дела.

Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история»

В романе Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” показано своеобразное противостояние двух героев, стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это: путаница мыслей автора или удачный художественный прием? Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. “Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности”, — восклицает он. Этот “желторотый птенец-идеалист” вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла. Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа описывается юный герой — его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге, — именно этот насмешливый взгляд автора делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход “борьбы” племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший — владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за “образец для подражания”. Два этих характера были ярчайшими типами своего времени. Родоначальником первого, как мне думается, явился Владимир Ленский, второго — Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваныча — человека “живого дела”, и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца. С каким блеском в романе написаны диалоги дядюшки и племянника: спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каждая критическая фраза дяди убийственна и неотразима оттого, что говорит он правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает “вещественные знаки невещественных отношений” — колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке. “И это ты вез за тысячу пятьсот верст. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины”, — сетует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника “символы вечной любви”. Александр уверен, что не забудет любимую никогда. Но прав оказывается дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его “надуть”. “Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…” Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку. Адуев-младший терпит крах решительно во всем: в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его 7чителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под “железной поступью” трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: “Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал”. “Кто же?” — спрашивает его жена. “Век”. Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча. Веление века! “Посмотри-ка на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!” — констатирует дядюшка. Вот это кульминационная точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александра “по-вашему, и чувством надо управлять, как паром открыть клапан или закрыть…”. “Да, этот клапан природа недаром дала человеку — это рассудок”, — парирует Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни — чувством и рассудком. Порою кажется, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него определенные надежды. Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот “образец для подражания”, человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит это слово: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру “в совершенство мира”. Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего юного героя — развенчивает полностью. Веришь писателю: именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: “Что делать? Да… ехать в деревню”. И, проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит: Александр вдруг понимает, что ничем не хуже дядюшки и возвращается в Петербург делать “фортуну и карьеру”. Что же произошло с младшим Адуевым? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого, казалось бы, героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убил своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету. В конце романа он собирается продать завод и мечтает об одном — уехать в Италию, где, может, ему удастся продлить жизнь своей жене. Дядя и племянник будто бы поменялись ролями. Дядя, доказывающий нам преимущества трезвого ума, теперь на собственном положении осознал, что этого недостаточно, что надо прежде ближнего — жену собственную — по-человечески, искренно любить. Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуаций: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило — “обыкновенная история”.

Читайте также:
Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А.Гончарова Обломов): сочинение

Второстепенные герои романа Гончарова «Обыкновенная история»

Лизавета Александровна Адуева

— жена Петра Ивановича, моложе его на двадцать лет. Она добра, умна, её жизнь окружена комфортом и богатством, но холодность супруга делает молодую женщину несчастной. Через десять лет такая жизнь подорвала её силы и желание жить.

Анна Павловна Адуева

— небогатая помещица, вдова, мать Александра. Со слугами она груба, по старому барскому обычаю. К сыну Анна Павловна добра, неумеренно нежна: во время долгого сна двадцатилетнего молодца все должны ходить на цыпочках. Вдова занимается хозяйством, необразованная, умом не блещет. Отправляет к своему деверю в Петербург сына, полагая, что тот обрадуется, да ещё отсылает ему глупейшее письмо.

Наденька Любецкая

— первая возлюбленная Александра в Петербурге. Ей 18 лет, не красавица, но довольно интересная. Герой собрался было жениться через полтора года своей любви, но девушка не отличалась постоянством и влюбилась в графа Новинского. Измена любимой поразила Александра в самое сердце, и он стал приписывать ей лицемерие и притворство.

Юлия Тафаева

— вторая петербургская любовь Александра, молодая вдова около 24 лет. Ухаживая за ней по просьбе дяди, он влюбляется в неё. В мечтательной, нервной Юлии Александр вновь видит обретение вечной любви. Почти два года они вместе, дело идёт к свадьбе, но Александр неожиданно разлюбил Юлию.

— молоденькая девушка, лет 18. Она привлекательна внешне и хороша внутренним содержанием, появляется в жизни Александра после завершения его связи с Юлией Тафаевой. Лиза влюбляется в него, а тот на возвышенные чувства уже и не способен. Отец Лизы, не видя серьёзных намерений Адуева, настаивает на прекращении встреч с его дочерью. И эти отношения закончились.

Граф Новинский

— знакомый Петра Ивановича Адуева, сосед Любецких по даче. Граф мил, умён, учтив, дамский угодник. Умелые ухаживания графа возымели действие на Наденьку, и она увлеклась им, охладев к Александру.

«Герой романа «Обыкновенная история»»

Герой романа Александр Адуев живёт в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с её лихорадочными темпами всё настойчивее и чаще врываются в ленивую тишину маниловских гнёзд и пробуждают провинциальных мечтателей. Там, в городе, перед ними открываются какие-то туманные, но широкие и заманчивые перспективы. Иным они обещают славу, другим — чины и ордена, третьим деньги, заводы и фабрики. Дремлющие силы усадебных романтиков под влиянием толчка извне пробуждаются. Александр Адуев, этот, по выражению Белинского, «трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни», покидает свою усадьбу Грачи с её вековыми липами и отправляется искать счастья в город. Именно в столице он надеется найти осуществление своих заветных идеалов — славы, дружбы и любви.

Читайте также:
Две философии жизни в романе И. А. Гончарова Обыкновенная история: сочинение

Александр не предвидел, какой трудный путь поисков и разочарований предстоит ему впереди. Он пишет стихи и мечтает о славе поэта. Но дядя отдаёт его романтические стихи… слуге на оклейку комнаты. Александр Адуев мечтает о родственной привязанности и о вечной дружбе. Однако даже со стороны дяди он встречает деловой, полуофициальный приём. Он полон, конечно, волнующих ожиданий «вечной любви». Но жизнь довольно быстро срывает завесу с его мечтаний.

Так жизнь постепенно отрезвляет Александра Адуева. На помощь жизненным урокам приходят практические нравоучения дяди. Прошло десять — двенадцать лет — и мы видим Александра в роли преуспевающего дельца. Поэта, как показало время, «обыкновенный ждал удел». Отрезвившись от юношеских иллюзий, он добросовестно служит и стоит на пути к удачной карьере. Он пополнел, оплешивел и с достоинством носит внушительное брюшко и орден на шее. Наконец, у него есть богатая незеста, которая принесёт ему пятьсот крепостных душ и триста тысяч денег. С ним происходит «обыкновенная история» — история превращения восторженного романтика в трезвого чиновника, уравновешенного дельца.

В образе Александра Адуева, по словам Гончарова, нашла отражение «вся праздная, мечтательная… сторона старых нравов, с рбычными порывами юности — к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждою высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах». Всё это, по словам автора, уже отживало и уходило в прошлое. На смену патриархальным нравам времён Владимира Ленского в 40е годы приходили иные нравы, иные требования. Черты этого нового, капиталистического развития отразились в образе Петра Адуеза—дяди Александра.

Пётр Адуев прежде всего человек дела, а не фразы. «Он достиг значительного положения в службе, он директор, тайный советник, и, кроме того, он сделался и заводчиком».

Каждое движение своего сердца Пётр Адуев подчиняет контролю рассудка и требованиям материального расчёта. У него деловой подход к людям. Даже приёмы гостей у него носят деловой характер: «Что же даромто кормить!» Дружба, любовь, брак, слава, поэзия — всё это, с его точки зрения, высокопарные слова и понятия, которые очень нетрудно перевести на простой язык жизни.

У этого чиновника-бюрократа и холодного дельца есть и свои положительные качества. Он культурный человек: владеет двумя иностранными языками, знает наизусть Пушкина, любит театр, имеет коллекцию прекрасных картин и пр. В его характере сочетаются две стороны просвещённого дельца новой эпохи: энергия и культурность.

Тем не менее всё ли в Петре Адуеве так гармонично, как думает он сам? Оказывается, нет. Он богат, влиятелен в обществе. И всё же какая-то внутренняя неудовлетворённость чувствуется в его словах, обращенных к племяннику в эпилоге романа: «Я сказал бы тебе: продолжай идти во всём по моим следам, только…». В этом только звучит печальное признание. Действительность показала, что его рассудочный жизненный идеал, лишённый мечты и чувства, не выдержал проверки в семейном быту.

Читайте также:
Роман «Обломов» классическое произведение: сочинение

В образе Петра Адуева нашёл сочувственное отражение тип дельцов, появившийся в период ломки феодальных устоев и роста буржуазных отношений.

Социальный смысл романа, следовательно, и заключался, с одной стороны, в разоблачении фальши адуевского романтизма, являвшегося тормозом на пути буржуазного развития, а с другой — в пропаганде деловитости и инициативы, хотя Гончаров видит и изнанку буржуазного быта: оскудение человеческой личности, охваченной погоней за деньгами.

Уже в 1849 г. были готовы первые главы романа, и одна из них, «Сон Обломова», в том же году появилась в «Литературном сборнике» журнала «Современник». Восторженное одобрение, которое эта глава встретила среди читателей, должно было бы, казалось, побуждать Гончарова к энергичной работе над романом, однако целый ряд обстоятельств помешал этому.

Образ жизни Обломова в романе Обломов сочинение

Обломов — главный герой одноименного романа И.А.Гончарова. О характере и образе жизни Обломова читатель узнает уже при прочтении первых страниц произведения. Описывая один день из жизни Обломова, автор рисует беспечного и апатичного человека. Используя прием сравнения, автор сопоставляет Обломова с Волковым, Судьбинским, Пенкиным, Алексеевым, Тарантьевым. Обломов умеет понять, насколько искренен человек, насколько результативна или бесцельна его деятельность. Но беда Обломова в том, что, верно рассуждая, он сам ничего не делает и нигде не служит.

Уже с первых страниц становится ясно, что Обломов ведет малоподвижный образ жизни, ведь он сразу предстает перед читателем лежащим на кровати. И автор пишет, что «лежанье» – его привычное состояние. А все попытки Обломова встать с кровати и начать делать что-либо полезное оказываются безрезультатными. Описывая квартиру главного героя, автор создает картину опустошенности. Комната Обломова лишь на первый взгляд производит хорошее впечатление, но если присмотреться, то можно понять, что никто на самом деле не следит за её чистотой, а весь декор создан лишь для видимости порядка. Читая произведение, читатель понимает, что всю жизнь Обломов ничего не делает, только спит, ест, ленится и мечтает. Он любит строить планы на свою жизнь, но ничего не делает, чтобы воплотить свои мечты в жизнь.

На мой взгляд, одной из главных причин лени Обломова является его воспитание, обстановка, в которой он рос. Это очень ясно показывает нам глава «Сон Обломова», ведь она введена самим автором для того, чтобы наиболее четко обрисовать внутренний мир героя и то, что лежало у истоков становления его личности. В этой главе Гончаров дает описание Обломовки, деревни, где вырос Илья Ильич. И благодаря этому читатель понимает, что лень, бездеятельность Обломова — приобретенные качества, а не врожденные. Все люди в Обломовке ленивы, их жизнь однообразна и скучна, спокойна. Одним из примеров этого является получение письма. Обломовцы привыкли к плавному течению жизни и не хотели, чтобы кто-то или что-то нарушало их покой. Всю свою жизнь они только ленятся, спят и едят. И этот однообразный, малоподвижный, бесцельный образ жизни передался и самому Илье Ильичу. Из-за воспитания, полученного им в Обломовке, его характер приобрел такие черты, как апатичность, лень, безвольность, безынициатвность, отсутствие интереса ко всему, что выбивается из привычного уклада жизни. Ещё в детстве он привык к тому, что ему не приходилось ничего делать самому, и эта привычка осталась с ним во взрослой жизни. И в первой главе он предстает перед читателем как человек, который проводит все дни, лежа на диване и ожидая, что кто-то поможет ему решить все проблемы, как это происходило, когда он был еще ребенком. Он может лишь строить планы, мечтать об устройстве Обломовки, идеальной семейной жизни, которая в точности напоминает жизнь в его родном имении.

Сейчас имя Обломова стало нарицательным. Так называют человека, который постоянно ленится и ни к чему не стремится в своей жизни, которому ничего не интересно.

2 вариант

Известный роман Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го века. В произведении мы наблюдаем такие значимые явления, как дружба, любовь, родственные связи и размышления о жизненных ценностях.

Илья Ильич Обломов – так зовут главного героя – представляется нам мужчиной «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». По внешнему облику Обломов характеризуется как добрый человек с мягким характером. У него вполне реальные мечты: желание иметь семью, красавицу-жену, желание счастливо встретить свою старость. Но, как мы видим в романе, дальше мечтаний дело никогда не доходило. Всё потому, что молодой барин постоянно бездействует.

Детство барина прошло в деревне Обломовка, его родовом имении. Илья Ильич был единственным ребёнком в семье, и родители безумно его любили и баловали. Илья рос в теплой и уютной семейной атмосфере, а все дела за него делали многочисленные слуги. В семье Обломовых большое значение отдавали привычке вкусно и много поесть, в результате чего Илюша рос очень полным мальчиком.

Родители барина были ленивыми людьми, не уделяли должного внимания хозяйству и вели аскетичный образ жизни, что также не послужило хорошим примером для подрастающего Ильи. Одной из важных семейных традиций Обломовых была привычка спать днём. Илья Ильич также отлично перенял эту привычку.

Читайте также:
Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”: сочинение

Таким образом, беспечность и безответственность родителей передались нашему барину «по наследству». Илья с большим трудом получил образование, однажды устроился на работу, но вскоре испугался обязанностей и уволился. Переехав в Петербург, он окончательно обрюзг, а главным в его жизни источником радости был его диван, на котором он проводил всё своё время и не удосуживался встать, даже когда приходили посетители. И даже женившись, Обломов остался прежним «Обломовым». Герой не работал над собой, не боролся с ленью и всё откладывал на потом. Он знал, что требуется улучшение положения дел в Обломовке, но ничего не предпринимал для этого, а лишь продолжал нежиться в своих сладких грёзах. От них он тоже сильно уставал и засыпал.

Многие привыкли считать Обломова отрицательным персонажем. Но это не так. Внутри героя живет мечтательный, добрый и сентиментальный человек. Воспитанный в атмосфере безграничной родительской любви, Илья и сам мог испытывать чувства. Его встреча с Ольгой Ильинской была не случайна и ввела некоторые изменения в его жизнь. Также, он был очень наивен и слепо верил людям, что хорошо видно в ситуации с письмом от старосты.

Поэтому, можно сделать вывод о том, что образ Обломова не положительный, и не отрицательный. Обломов – жертва времени, жертва обстоятельств, поскольку существующая на тот момент крепостническая среда обитания взяла вверх над всеми хорошими чертами характера, что были у Ильи Ильича.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ жизни Обломова

Популярные сегодня темы

Если говорить о музыке, то я, вообще, люблю гитару больше всего. Мне нравятся разные гитаристы, я даже был на нескольких концертах. И я поэтому учусь играть гитаре.

Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как он на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать

Самым соблазнительными местами для меня являются те уголки природы, где есть и источник воды, и густой лесной массив. Именно поэтому даже одно воспоминание о картине Исаака Левитана «Вечерний звон»

Аркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей

Черты характера Обломова

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Читайте также:
Идеал героини в романе «Обрыв»: сочинение

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Обломов — его сущность, характер и судьба по роману Обломов (Гончаров И. А.)

Роман “Обломов” вышел в свет в 1859 году, в годы подготовки отмены крепостного права, и имел колоссальный успех. В чем причина этого успеха? Гончаров в романе поставил одну из самых актуальных проблем русской жизни тех лет — проблему буржуазного переустройства России и уничтожения крепостного права. Слово “обломовщина” служит ключом к разгадке многих событий русской жизни. Обломовы были всюду, они есть и сейчас.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова): сочинение

Рассмотрим, как же сформировался характер Обломова.

В начале романа Илья Ильич Обломов — реальное воплощение социального явления, которое узаконило право помещика пользоваться трудом крепостных людей.

Законченный лежебока, привыкший к тому, что всё за него делают другие, Илья Ильич почти всё своё время проводит дома. Он редко выходит за пределы своей комнаты, и излюбленная одежда у него — халат и тапочки. Мелочи быта героя поглощают в полню силу. Со своим слугой Захаром он ссорится из-за грязи в комнате, из-за денег, переезда на новую квартиру. “Пошлость пошлого человека” Гончаров обнажает в Обломове с редкой беспощадностью. Илья Ильич относится к “семейству тех людей, которые — по словам Гоголя — на Руси не переводятся, которым прежде имена были: увальни, лежебоки, байбаки”. Характер Обломова сформировался в детстве. Обломов взял пример со своего отца откладывать всё на потом и спать большую часть дня. Родители воспитали в нем лень и неуважение к любому труду. Символ жизни обитателей Обломовки — со, а духовной мир наполнен сказками, легендами и мифами. Именно сказки и мифы посеяли в душу Ильи страх перед реальной жизнью, робость перед всем непостоянным, внутреннюю скованность, которые остались в нем на всю жизнь. Первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Детство, отрочество — в них начало судьбы героя романа. Картины патриархальной жизни в родном доме навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни — спокойной и сытой.

Гончаров не показывает Обломова отрицательным героем — в нём много положительных качеств. К Ильи Ильича Обломова много друзей. Его любят и уважают. Обломова полюбила даже Ольга Ильинская, которой Штольц поручил перевоспитать Обломова. Штольц так же любил героя романа. Он рос с ним вместе и знали они друг друга с малых лет. Штольц помогал ему во всем. Илья Ильич добродушный человек. У него были друзья среди тех, с кем он учился в институте. Они навещали его и приносили новости. Когда Штольц познакомил Обломова с Ольгой, он полюбил её. Увлечение, охватившее Обломова, обнажило лучшее, что было в его натуре. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге. Скромность и застенчивость проявляется у Ильи Ильича в моменты эмоционального напряжения. Ольга умна, энергична, а Обломов робкий, преданный. По характеру они не подходили друг другу, и вскоре расстались.

В романе “Обломов” происходит противопоставление двух типов мужеских характеров. Пример тому Обломов и Штольц. Штольц является антиподом Обломова. В спорах Обломова и Штольца вокруг идеала жизни столкнулись две формы бытия. Идеал Обломова сформировался в провинции, идеал Штольца — в столице. Суть этих двух форм охарактеризовал Герцен в статье “Петербург и Москва”. Для Герцена Москва — та же провинция. Петербуржец по Герцену — “положительный человек”, очень деятельный — вылитый Штольц, а Москвич, в котором лежание на диване заменяет все жизненны действия, конечно, Обломов. Илья Ильич не любит городскую жизнь, предпочитает жить в деревне, мечтает о хорошей жизни, о жене, о детях. Эти мечты он мог бы воплотить в реальность, но… бездейственность его питается постоянным сознанием, что кто-то за него всё сделает, — значит и уметь что-либо делать нет необходимости. Все это нельзя сравнить со Штольцем. Вот, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, культурно-коммерческая деятельность Штольца. С раннего детства отец Штольца воспитывал его уважать и зарабатывать деньги. Андрей Штольц добился всего сам. Он не деятель, а делец, сын “делового века”. Построить свою карьеру, устроить себя поудобней, обеспечить будущность свою и потомства — вот к чему стремятся “новые люди”. Мысль о сердце как человеческом богатства стала одной из ведущих в романе “Обломов”. Подчеркивая жизнеспособность Штольца, Гончаров в то же время говорит об утраченной им человечности, которой в избытке у нежизнеспособного Обломова. Писатель печалится по поводу пассивности чуткого к чужому горю Обломова. Все настойчивее звучит тема “золотого сердца” Обломова.

Трагедия Обломова сводится к тому, что окруженный гадкими людишками, он разоряется. Он сам виноват, что его разорили. Драматизм его состояния определяется полной безысходностью ситуации. Трагедия еще в том, что в характере Ильи Ильича “достоинства и недостатки неразрывно связаны, более того, они подчас переопределяют друг друга”. В обломовском доме в нём воспиталось чувство избранничества, эгоизм, чуждый его кроткой и доброй натуре. А главное — с детства заложены в герое основы иждивенчества, переопределившие трагедию его жизни.

Люди должны оставить погоню за лучшей жизнью, не суетиться, потому что ход истории показывает, что процветание заканчивается крахом. Гончаров отрицает технический прогресс, он мечтает, чтобы люди ушли из больших городов, а жили в деревнях, спокойной, здоровой жизнью на фоне природы. Отошла в далекое прошлое эпоха, породившая героев Гончарова, но роман остается актуальным и по сей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: