Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова): сочинение

«Обломов» (И. А. Гончаров) — характеристики героев

Главный герой

Илья Ильич Обломов

Илья Ильич Обломов — главный герой романа. Характер его типичен для некоторых русских дворян середины 19 века. Он добр, ленив, любит спокойную жизнь, мало интересуется событиями, происходящими в мире. Это мечтательный, кроткий человек, склонный к философским рассуждениям, но не способный к деятельности. Его характер сформировался в патриархальной семье, ведущей спокойную, сонную жизнь в родовом имении Обломовка.

Подробная характеристика Ильи Ильича Обломова здесь.

Другие персонажи

Родители Ильи Обломова

Отец — Илья Иванович, добродушный барин, который вёл праздную жизнь в своём имении Обломовка.

Мать — барыня, очень любившая и баловавшая своего сына Илюшу.

Андрей Иванович Штольц

Андрей Иванович Штольц — друг Обломова, по характеру он является полной противоположностью Илье Ильичу. Это деятельный, энергичный человек, для которого цель жизни — труд. Он любит Обломова за его доброту и хочет вырвать своего друга из сонного существования, не понимая, что такой личности, как Обломов, не по силам вести активную жизнь.

Подробная характеристика Андрея Ивановича Штольца здесь.

Родители Андрея Штольца

Отец — Иван Богданович Штольц, немец, служивший управляющим в селе Верхлёве и содержавший пансион для детей окрестных помещиков. Это очень умный и деловой человек, фермер и учитель.

Мать — русская небогатая дворянка. Она очень любила сына и старалась прививать ему любовь к чтению и музыке.

Ольга Ильинская

Ольга Ильинская — молодая дворянка, девушка умная, образованная, гордая, самолюбивая. Она немного насмешлива, энергична, постоянно занимается самообразованием. Полюбив Обломова за доброе сердце, Ольга хотела пробудить его к активной жизни. Илья Ильич, влюбившись в эту прекрасную девушку, действительно как бы пробудился после долгого сна, но ненадолго.

Подробная характеристика Ольги Ильинской здесь.

Марья Михайловна

Барон фон Лангваген

Барон фон Лангваген — приятель Марьи Михайловны, опекун имения Ольги Ильинской. Это пожилой человек, вежливый и очень осторожный.

Приятели Обломова

Волков — молодой человек, жизнерадостный, активный, любит посещать гуляния, театры, светские вечера.

Судьбинский — бывший сослуживец Ильи Ильича, вся жизнь его посвящена службе. Этот чиновник хорошо продвигается по карьерной лестнице.

Пенкин — журналист, пишет статьи о различных несущественных вещах, мелочах жизни, всё время озабочен, как бы вовремя сдать статью редактору.

Алексеев — «серенький» человек, ничем не примечательный, не имеющий личных интересов и желаний. Он тихий, скромный, с готовностью подчиняется своим знакомым.

Тарантьев — земляк Ильи Ильича, грубый, угрюмый, хитрый человек. Он способен рассудить юридические и житейские дела только теоретически, а на практике у него ничего не получается. Он служит писцом уже четверть века, не продвигаясь по службе.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова, у которой Обломов снял жильё. Это хозяйственная, добрая женщина. Она боготворила Илью Ильича, заботилась о нём, молилась о его здоровье. Агафья Матвеевна считала Обломова удивительным человеком, у неё и мысли не было, что этот ленивый и добрый барин живёт неправильно, что его жизнь похожа на стоячее болото.

Подробная характеристика Агафьи Матвеевны Пшеницыной здесь.

Иван Матвеевич Мухояров

Захар

Захар — слуга Обломова, который начал ухаживать за ним ещё в Обломовке. В Петербурге Захар остался приверженным образу жизни обитателей Обломовки: он ленив, делает всё медленно и неохотно, считая труд наказанием за грехи людей. Захар прочно держится за старые устои и не желает меняться в новых условиях жизни. Он грубовато относится к своему барину, но, сам того не понимая, очень его любит. Подробная характеристика Захара здесь.

Анисья

Анисья — кухарка Ильи Ильича, хозяйственная, чистоплотная женщина. Выйдя замуж за Захара, стала, так же, как он, предана Обломову.

Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова)

Всем известно, что человеку, приехавшему из деревни, очень трудно приспособиться к той обстановке, в которую он попадает. И. А. Гончаров описывает в двух своих романах «Обломов» и «Обыкновенная история» подобные ситуации. Он видит два пути «развития» провинциала в городе. Первый, показанный в романе «Обыкновенная история», — рассказ о человеке, приехавшем из деревни, и о его уподоблении обществу. Второй же путь для
Провинциала, посетившего крупный город, выражается в невозможности переделать, изменить себя и свой характер

«Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») история» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1847 году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе исконных.

Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. «Сон» является средоточием.

Читайте также:
Характеристика образа Марьи Михайловны: сочинение

Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал.

Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Я думаю, что И. А. Гончаров является писателем, который быстрее других понял изменения русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальный уклад западных буржуазных веяний. Писатель много путешествовал, а потому.

Сравнение персонажей: Обломов и Захар В романе И. А. Гончарова «Обломов» обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир — отвлеченный, идеальный, для.

Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова Любовь в романе «Обломов», как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) — причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее.

Особенность «карьерной» повести Гончарова («Обыкновенная история») Ь «карьерной» повести Гончарова состоит в том, что преодоление романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается писателем как проявление объективного общественного прогресса. История героя оказывается отражением исторически необходимых.

Причины появления «обломовщины» К И. А. Гончарову известность пришла с опубликованием романа «Обыкновенная история» в 1847 году в журнале «Современник». Задуманный писателем в этом же году роман «Обломов» создавался очень медленно. В 1849.

Новый ли человек Штольц? (1) Человечество всегда делилось на две половины: на тех, кто «плывет по течению», кто отвечает представлению времени о норме общественной жизни, и тех, кто живет по особым жизненным правилам, кто показывает.

Ольга Ильинская: спасительница или предательница Долгое время считалось общепри­нятым, что в романе Гончарова и Обломову, и Штольцу проти­востоит Ольга Ильинская, тради­ционно воспринимаемая как один из замечательных женских образов в классической русской литера­туре, Действительно, есть в.

«У любви тысячи аспектов и в каждом из них — свой свет своя печаль свое счастье и свое благоухание» (К Г Паустовский) (По роману И А Гончарова «Обломов») Наверное, трудно, почти невозможно найти человека, который никогда бы не слышал слова «любовь». Понятие «любовь» каждый осознает по своему. Но почти всегда она «окрыляет», приносит радость, меняя человека в лучшую.

Можно ли считать образ Обломова негативным Случилось чудо: родился человечек. Кем он будет? Принесет ли он пользу обществу? Будет ли счастлив? Пока этого еще никто не знает. Случилось чудо: вырастили из человечка Человека. То, что было.

Как жить? В первом своем романе «Обыкновенная история» Иван Александрович Гончаров на примере двух героев — Петра Иваныча и Александра Адуевых — пытается решить вопрос, как должен жить человек: трезво мыслить и.

«Хрустальная душа» томящаяся в безделье (по роману Гончарова «Обломов») Сюжет «Обломова» задумывался Гончаровым изначально как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Авторская позиция по отношению к крепостному праву, существующему в России, должна была прозвучать в подробном.

Система образов романа «Обломов» И. А. Гончарова В соответствии с идейно-тематическим содер­жанием строится система образов романа, в центре которой оказыва­ется главный герой — Обломов. Он получил крайне противоречивые толкования и оценки в критике. Добролюбовская критическая оцен­ка Обломова.

Антитеза как композиционная основа романа «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» организован с помощью. приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя — герою, события — событию, понятия — понятию и т. д. Однако что.

Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века (По роману «Обломов») В гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов «Обломов», И. Гончаров Так начинается роман «Обломов». «Дух» первой главы задан уже.

Критика о романе Гончарова «Обрыв» Петербурге, в Летнем саду, вечерами играл оркестр. Вокруг него | толпилась нарядная публика. Но отдаленные аллеи пустовали, и в одной из них каждый вечер можно было встретить двух пожилых мужчин.

Основная композиция романа «Обыкновенная история» и его значение История духовного перевооружения, перестройки Александра Адуева состоит из ряда разнородных эпизодов. Автор как бы вглядывается в «даль туманного романа» и видит новые и новые повороты судьбы своего героя, неожиданные проявления.

Обломов — типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано. Н. А.Некрасов Роман «Обломов» Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих.

Обломов и «обломовщина» Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова «Обломов». Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. «Обломов» стал для русского общества «книгой итогов». Именно поэтому Добролюбов приветствовал.

Читайте также:
Цикл очерков Фрегат Паллада: сочинение

Отражение исторических перемен в романе Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно рядом с именами лучших писателей второй половины XIX.

Любовь Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына Любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он.

В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу Обломов Илья Ильич — главный герой романа, молодой человек «лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в.

Социально-психологические причины «обломовщины» В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту.

Тема любви в романе «Обломов» Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что «Обломов» — именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и.

Современное общество показанное в романе «Обломов» Обломов, лучшее создание нашего блистательного романиста, не принадлежит к числу типов, «к которым невозможно добавить ни одной лишней черты» — над этим типом невольно задумываешься, дополнений к нему невольно жаждешь.

Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов» В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд.

Обломов и Штольц сверстники и товарищи Одним из представителей этой излишней роскоши является нам Штольц, которым, как кажется, недовольны многие из почитателей г. Гончарова. Для нас совершенно ясно, что это лицо было задумано и обдумано прежде.

Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова «Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе критиковал отсталые, косные и застойные нравы, присущие.

Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов» Роман Гончарова «Обломов» является второй частью его знаменитой трилогии, открывает которую роман «Обыкновенная история». Роман «Обломов» назван по имени главного героя — Ильи Ильича Обломова-помещика, жившего в Петербурге спокойной и.

Женские образы в романе Гончарова «Обрыв» Одним из самых удавшихся Гончарову в «Обрыве» женских образов была бабушка, которой писатель придает громадное значение в романе. В первоначальном замысле романа Татьяна Марковна была заурядной помещицей-провинциалкой, отличавшейся лишь житейской.

Образ Александра Адуева, Петербург и провинция Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе «Обыкновенная история» противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином (ср. в Евгении Онегине»: «он умер.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным) Роман Гончарова «Обломов» заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Кто такой Илья Ильич Обломов? Обыкновенный лентяй или человек, не видящий абсолютно никакого смысла в жизни? Образ Обломова заслуживает пристального внимания.

Нравственная проблематика в романе И. А. Гончарова «Обломов» Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: се блаженны. А. Радищев Роман Гончарова Обломов является заметной в русской и мировой литературе.

В поединке Обломова и Штольца не может быть победителя Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, — есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его.

Мое отношение к Обломову Главный герой романа Гончарова — Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет.

Есть ли Обломовы и Штольцы сегодня Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». Осудить бездеятельность и оправдать деловитость — такую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные.

Словесные «лейтмотивы» в «Обломове» Своеобразной чертой организации диалога у Гончарова являются словесные «лейтмотивы». Характерное и многозначительное выражение, выдвинутое отдельным героем в его разговоре с другими героями, становится далее смысловым центром диалога, и к нему.

Может ли быть «лишним» хороший человек? (1) Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви. А. В. Дружинин Может ли быть «лишним» хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И.

Читайте также:
Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов: сочинение

Сейчас вы читаете: Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова)

Сочинение: Главные герои в романе «Обломов» и их характеристика (И.А. Гончаров)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.08.2021 · Обновлено 15.08.2021

(1086 слов) Иван Александрович Гончаров является известным русским писателем и литературным критиком. Одним из главных произведений Гончарова является роман «Обломов». Создавая его, автор поставил перед собой цель — продемонстрировать и раскрыть суть понятия «обломовщина». Чтобы всесторонне его проанализировать и представить читателю, Иван Алексеевич показал ярких и многогранных персонажей. Рассмотрим поподробнее их характеристику.

Главным героем является Илья Ильич Обломов. Персонажу тридцать два года на момент повествования. Обломов родился помещиком, который проживает доход от наследного имения, постоянно сокращающийся из-за его нежелания работать. Это очень ленивый и апатичный человек. Каждый его день проходит на диване, Обломов обожает много и вкусно поесть, а также поспать. Однако его деградация видна даже в условиях его зоны комфорта: Илью окружает грязь, темнота, пыль, как будто он уже давно погребен в своей комнате, и жизнь миновала. Но герой не замечает своей духовной смерти, ведь придерживается устаревших идеалов и взглядов. Для него его инфантильное детство с чрезмерной опекой родителей является воплощением рая на земле. Душа персонажа наивна и чиста, как у ребенка. Обломов никому никогда не причинил вред. Ленивый образ жизни главного героя обусловлен воспитанием. Ведь героя с детства окружали гиперопекой, за него делали даже мелкую работу. Илья Ильич начинает меняться, лишь влюбившись в Ольгу Ильинскую. Но вскоре он возвращается к прежней жизни, не выдержав усилий. Обломов женится на Агафье, которая потворствует его лени, и вскоре умирает от своего образа существования. Вот тут, кстати, подробная цитатная характеристика.

В образе Андрея Штольца русский писатель изобразил друга Обломова. В то же время он является его антиподом. Андрей не привык бездельничать. Для этого героя будущее заключается в постоянном развитии. Штольц получает удовлетворение от труда и достижений. В отличие от Обломова, Андрей воплощает свои мечты в реальность и становится успешным. Все же Штольц лишён душевной теплоты, по натуре он груб и настойчив. Однако это не мешает ему взять сына друга к себе на воспитание после смерти Ильи.

Одной из главных героинь романа «Обломов» является Ольга Ильинская. Она отличается большой уверенностью в себе, все время стремится к развитию. Ольга не отличается невероятной красотой, но ее индивидуальность всегда надолго запоминается мужчинам. Также девушка наделена силой воли, амбициозностью и активной жизненной позицией. Влюбившись в Обломова, Ильинская думает, что изменит его, поставив на правильный путь. Но все же у персонажей разные жизненные идеалы, из-за чего они расстаются. Ильинская любит выходить в свет, познавать новое, поэтому она сходится со Штольцем. Но сложно сказать, что Ольга по-настоящему счастлива с ним. Ей не хватает «хрустальной» души Обломова.

Важную роль играет мещанка Агафья Пшеницына. Агафья — супруга Ильи Обломова. Она представляет собой антипод Ольги Ильинской. Пшеницына необразованная, немолодая, не изящная и не утонченная, но она отличается добротой, покладистостью, кротостью. Смело можно сказать, что образ Агафьи является самым трогательным в романе Гончарова. Агафья, подобно Обломову, является представителем старых порядков, где женщина делает все для супруга, потакая ему в каждой слабости. Пшеницына, не имея собственного мнения, во всем подстраивается под Обломова и принимает его в семью скорее ребенком, чем мужем, ведь опоры и помощи от барина не видать. Героиня желает сделать для Ильи такую жизнь, чтобы в ней не было никаких сложностей. Агафья ничем не интересуется, кроме быта. Пшеницына искренне любит супруга. Вместе со смертью Обломова Агафья теряет смысл жизни, ведь отдает сына на воспитание к Штольцу, чтобы обеспечить для него лучшее будущее.

Не менее интересны и второстепенные персонажи романа Гончарова «Обломов».

В образе Захара показан слуга главного героя. Он очень похож на Обломова своей ленью и неряшливостью. Своему хозяину он может принести либо упавшую пищу, либо еду в грязной тарелке. Но при этом персонаж заботится об Обломове и бережёт его. Он искренне предан своему хозяину. Читатель понимает, что жизнь Захара зависит от жизни главного героя. Когда Илья умирает, Захар также перестаёт существовать. Герой идет на паперть, покидая дом Агафьи. Однажды Штольц случайно встречает нищего Захара и предлагает ему уехать в деревню. Однако тот отказывается, заявляя, что не сможет оставить могилу своего хозяина без присмотра.

В образе Анисьи писатель продемонстрировал супругу Захара и кухарку Ильи. Женщина является трудолюбивой хозяйкой. По натуре героиня очень добрая и спокойная. Анисья олицетворяет истинную русскую женщину. Появившись в доме персонажа, героиня почти заменила Захара. Барину, привыкшему к старым порядкам, это совсем не понравилось, и он не разрешил Анисье выполнять его обязанности. Героиня любит давать своему супругу разные советы. Когда Обломов умирает, женщина заботится о муже, считая себя по-настоящему счастливой. Героиня умирает от холеры.

Читайте также:
Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Иван Мухояров является братом Агафьи. Герой работает секретарём в канцелярии. Сначала читатель видит в этом персонаже тихого человека, однако потом выясняется, что он невероятно хитрый и бесчувственный. Герой сумел накопить приличный капитал благодаря взяткам и сомнительным аферам. Иван вместе с Тарантьевым составляет план, чтобы обворовать Обломова. Штольцу удаётся раскрыть их махинацию.

В начале произведения читатель знакомится с образом Волкова. Это зажиточный дворянин, который обожает светскую жизнь и модную одежду. Подобно Обломову, Волков ленив. Однако его леность проявляется в посещении праздников и балов. Герой трудится лишь один раз в несколько неделю, не принося никакой пользы обществу, зато прожигает свое наследство в светской суете.

Вторым гостем главного героя является Судьбинский. Для этого персонажа огромное значение в жизни имеет служба. Образ Судьбинского символизирует чиновничий Петербург. Персонаж много трудится, в результате получает повышение. Именно с ним Илья начинал служить, однако вскоре он бросил это дело. По мнению персонажа, стремление к карьере не может принести подлинной радости, а, наоборот, портит личность.

В образе третьего гостя изображен Пенкин. Он представляет собой пустого литератора, который пишет подряд обо всем. Персонаж публикует свои рассказы и статьи два раза в неделю, чтобы заработать денег. Кроме того, он часто пишет по ночам. Его творчество является продажным и ремесленным.

Можно заметить, что Волков, Судьбинский и Пенкин являются некими двойниками главного героя. Ведь их жизнь такая же бесцельная, как и жизнь Ильи Обломова, под под покровами иллюзии деятельности.

Четвертым гостем Ильи выступает Алексеев. В его образе автор показал настолько тихого и незаметного человека, что окружающие часто не могут вспомнить его фамилию. Этот персонаж предпочитает подстраиваться под других. Это качество нравится главному герою. Ведь Алексеев ничем не интересуется, он не имеет собственного мнения. Алексеев — бедный человек, он приходит к Илье, чтобы поесть и скоротать время. Читатель замечает, что Алексеев несколько похож на Обломова. Оба героя являются скромными, незаметными, и их ничего не интересует, кроме еды.

Михей Тарантьев является пятым гостем Ильи Обломова. В его образе представлен грубый и необразованный чиновник. Тарантьев — явный любитель вкусно поесть в гостях. При этом он предпочитает ругаться и оскорблять окружающих. Михей является мошенником, готовым на различные аферы.

В своем произведении Иван Гончаров продемонстрировал не только образ, олицетворяющий безделье, но и показал окружение, где формируется подобная личность. Жизнь Обломова заканчивается трагически. «Обломовщина» одерживает победу, а герой умирает, не принеся никакой пользы обществу и оставив сына сиротой.

Сочинение Сравнение Обломова и Штольца (Гончаров)

Обломов и Штольц – два персонажа одного произведения Гончарова “Обломов”. В нём двое данных персонажей играют довольно серьёзную роль, так как они практически центральные его персонажи. В произведении они предстают перед читателем каждый в своём уникальном амплуа, и каждый в своей уникальной форме человеческой личности. Оба хоть и являются друг другу довольно близкими людьми, однако оба же от друг друга кардинально отличаются не только своими взглядами на жизнь и убеждениями, но также и своим образом жизни эти два человека совершенно не похожи. Автор создал их как некое противопоставление друг другу, которое будет держать баланс в произведении.

Эти два персонажа в произведении ведут совершенно разный образ жизни, который отличает их от друг друга. Один из низ, а именно Штольц, это человек, который всегда готов к активным действиям, и будет добиваться своего чего бы это ему не стоило. Другой же, Обломов, тот человек, который тратит свою жизнь на простое прозябание на задворках своей жилплощади, и он также не хочет ничего делать и не хочет ничего добиваться. Однако какими-то неведомыми путями двое данных людей смогли не только найти общий язык, но также начать крепкую дружбу, которая продлилась у них достаточно долго время.

Корни мировоззрения и поведения обоих, скорее всего, строятся из их детства. Так как детство у обоих было совершенно разное, и можно даже сказать совершенно противоположное, то соответственно на выходе мы имеем двоих совершенно разных людей, имеющих свои уникальные взгляды на жизнь, которые противопоставляются друг другу. Если Обломова воспитывали не строго, и в детстве ему позволяли всё, о чём бы он не попросил своих родителей, то Штольцу пришлось немного потяжелее, однако в итоге он стал полностью самостоятельным целеустремлённым человеком, который знает чего он хочет, и который нацелен только на успех, и человеком, который является полным антиподом человека типа Обломова.

Читайте также:
Все мы в душе Обломовы: сочинение

Через данные образы автор доносит своему читателю мысль о том, что в нашем обществе люди могут разделиться на две большие группы. На группу тех людей, которые стараются делать всё для себя и окружающих, находясь в постоянном самосовершенствовании и улучшении своего качества жизни, это максимально активные и амбициозные люди. И на группу тех людей, которым ничего не нужно кроме простого покоя, ведь они не готовы на радикальные действия, а уж тем более на активную деятельность, тем более физическую. Таким образом, мы видим, что автор создал два полностью противоположных образа, которые, тем не менее, отлично сочетаются в своём необычном тандеме.

Сочинение 2

Как известно, на протяжении существенной части истории Россия черпает собственную культуру из других стран. Собственно, этот вопрос вообще является довольно трудным и многогранным, но если упростить, то мы можем говорить, например о западной и восточной культуре, где, опять-таки довольно условно, представителем Запада является Европа, а представителем Востока – Россия. Конечно, Россия не в строгом смысле Восток, но наша страна тяготеет, наверное, более к созерцательной метафизике, нежели к прагматизму, а созерцательность – типичной восточный элемент.

Итак, Гончаров рассматривает Восток и Запад через Обломова и Штольца, соответственно. Обломов – созерцатель и лежатель на диване, он гедонист и ценитель нежности, но не сказать, чтобы он был полностью поглощен пороком. Все-таки Илья Ильич является глубоко чувствующим человеком, у него нежная душа и он способен на поступки ради любви.

Штольц в наши дни вполне мог бы стать активным либералом, критиком власти и действующим человеком, который способен к переустройству мира и на самом деле он патриот и он любит и страну и Обломова, но не совсем понимает. Во многом в этом сыграли обстоятельства, которые не позволили Штольцу размышлять, но заставляли действовать. Обломов в свою очередь мог не действовать и размышлять.

Есть ли какие-то элементы похожие на современность – весьма интересный вопрос и действительно стоит экстраполировать эти фигуры на образ современной России. Страны, которая тоже во многом лежит на диване, пользуясь доходами от именья, только получает выгоду не от сельского хозяйства, а от природных ресурсов, но разница, по большому счету, не существенная. В любом варианте мы можем продолжать созерцать, а Штольцы будут продолжать суетиться и недоумевать как вообще возможно не проявлять активности в этом мире.

Удивительно, но, на мой взгляд, и Обломов и Штольц не так отличаются, они просто воспитывались в разных обстоятельствах и принципы этих людей сформированы условиями. Безусловно, Обломов сам по себе более нежный и он видит мир довольно отстраненно, он ощущает бренность бытия, когда Штольц видит себя преобразующей силой, которая имеет значение. Каждая позиция является по-своему верной и, вероятно, Гончаров представляет в этих героях взаимодополняющие признаки, которые подобно культуре цивилизаций Востока и Запада тоже могут существовать в своем синтезе.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Обломов

В своем произведении Иван Александрович описал историю двух разных людей с разными жизнями. Это были друзья, которые дружили с самого детства, которые настолько видимо, отличались друг от друга, что было трудно представить, что они вообще друзья. Обломов был человеком ленивым, он привык к тому, что его родители разрешали ему все и давали все, что он только хотел. Его мать настолько сильно заботилась о нем, что не давала ему ничего делать даже самые простейшие вещи. С детства его окружали любовью и вниманием. Обломова одевали и ухаживали за ним няньки, не какую даже самую простую работу ему не давали выполнять.

Даже когда он подрос, он все так же продолжал бездельничать и ничего не делать. Он считал что все люди это скучные существа и поэтому не заводил ни с кем общение . Обломов боялся холодов и постоянно укутывался в халат, за ним все так же ухаживали слуги и из-за этого в его доме был просто сплошной беспорядок.

Даже когда Обломов влюбился в Ольгу он все равно, в конце концов, выбрал домашний уют и покой. Он выбрал свое спокойствие между любовью и непреодолимой страстью. Но обломов любил Агафью которая скорее всего была ему как но не как девушка но не смотря на все это у них родился ребенок. Но противоположным человеком Обломова стал его друг Штольц. Его родители воспитывали в нем трудолюбие, в нем было полно энергии, и за какую-либо работу он не взялся, у него все отлично получалось. Благодаря его строгому отцу и доброй матушке Штольц вырос хорошим человеком.

Работа доставляла ему удовольствие, и он считал, что люди обязаны работать чтобы содержать себя. Он хотел убедить в этом друга и на некоторое время у него это получилось. Штольц хотел ему показать немного иную жизнь, от которой можно брать все.

Читайте также:
Обломов общечеловеческий тип.: сочинение

Штольц всегда доводил дела до конца и не когда не оставлял их на потом. Он был энергичным человеком и во многом от других отличался своей ответственностью. Даже когда его друг умер он взял его сына себе, потому что Обломов перед смертью попросил чтобы он позаботился о нем вместо него. Он смог сохранить о своем друге лишь хорошие воспоминания.

Поэт в своем произведении хотел сказать, что даже если люди совершенно разные это не значит, что они не могут дружить. Поэтому герои романа хоть и разные, но они, в какой-то степени дополняли друг друга, и им было о чем говорить.

Сравнение Обломова и Штольца

Популярные сочинения

Сколько существует язык, столько бытуют и пословицы. Мудрые и краткие изречения, сочинённые талантливыми представителями народа, несут не только смысл, но энергию.

Особое внимание Н.В.Гоголь уделяет финалу комедии Ревизор. Произведение заканчивается немой сценой: известие о приезде в город настоящего

Что такое человек и какие качества и недостатки он несет в себе? Основных теорий сотворения человека две.

Сочинение: Социально-психологические причины обломовщины

Социально-психологические причины «обломовщины»

Автор: Гончаров И.А.

В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национальным традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой. Неужели все это обречено на слом? И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливости? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни. Так, в 1859 году появился роман “Обломов”, который автор игал в течение десяти лет.

Главный герой романа- Илья Ильич Обломов. “Это человек 32 – 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами и с отсутствием всякой определенной идеи и сосредоточенности в чертах лица. Во всем лице теплился ровный свет беспечности, переходивший даже в позы всего тела. Ничего не могло согнать с его лица ту мягкость, которая была господствующим и основным выражением не только лица, но и всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. ”

Илья Ильич – человек сложный, и я считаю, что в Обломове много русских национальных черт. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.

На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние среднерусская природа того благословенного уголка земли, того чудного края – Обломовки.

То небо, которое “кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод”; то солнце, которое “ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда”; те мягкие очертания отлогих холмов, “с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце”; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые “то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись”.

Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе”. Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.

Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.

На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она “осыпала его страстными поцелуями”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.

“Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи”.

Читайте также:
Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

Я думаю, что эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но все-таки, на мой взгляд, именно она воспитала в герое основные черты национального характера. Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории. Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает”.

Я считаю, что няня очень много сделала для ребенка в детстве. Но, на мой взгляд, все эти рассказы и сказки тоже пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение.мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу. Когда же он стал взрослым, и теперь еще, “оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски”. И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать.

Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”. Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:

“А слуги на что?”. Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.

Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование — не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.

Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.

Обломов — лицо не совсем новое в нашей литературе: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин – это тоже Обломовы. Н. А. Добролюбов писал: “Обломов — это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделиться ни один из наших серьезных художников”. На мой взгляд, это потому,

(что Обломов — национальный русский характер. Так, в романе “Обломов” Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его. Он раскрыл социально-психологические причины “обломовщины” и выявил многие важные черты русского национального характера.

Социально-психологические причины «обломовщины»: сочинение

В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национальным традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой. Неужели все это обречено на слом? И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливости? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни. Так, в 1859 году появился роман “Обломов”, который автор игал в течение десяти лет.

Главный герой романа- Илья Ильич Обломов. “Это человек 32 – 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами и с отсутствием всякой определенной идеи и сосредоточенности в чертах лица. Во всем лице теплился ровный свет беспечности, переходивший даже в позы всего тела. Ничего не могло согнать с его лица ту мягкость, которая была господствующим и основным выражением не только лица, но и всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. ”

Илья Ильич – человек сложный, и я считаю, что в Обломове много русских национальных черт. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.

Читайте также:
Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: сочинение

На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние среднерусская природа того благословенного уголка земли, того чудного края – Обломовки.

То небо, которое “кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод”; то солнце, которое “ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда”; те мягкие очертания отлогих холмов, “с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце”; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые “то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись”.

Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе”. Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.

Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.

На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она “осыпала его страстными поцелуями”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.

“Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи”.

Я думаю, что эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но все-таки, на мой взгляд, именно она воспитала в герое основные черты национального характера. Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории. Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает”.

Я считаю, что няня очень много сделала для ребенка в детстве. Но, на мой взгляд, все эти рассказы и сказки тоже пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение.мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу. Когда же он стал взрослым, и теперь еще, “оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски”. И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать.

Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”. Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:

“А слуги на что?”. Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.

Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование — не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.

Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.

Обломов — лицо не совсем новое в нашей литературе: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин – это тоже Обломовы. Н. А. Добролюбов писал: “Обломов — это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделиться ни один из наших серьезных художников”. На мой взгляд, это потому,

(что Обломов — национальный русский характер. Так, в романе “Обломов” Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его. Он раскрыл социально-психологические причины “обломовщины” и выявил многие важные черты русского национального характера.

Читайте также:
Обломов: его сущность, характер и судьба: сочинение

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Школьное сочинение

  • 1. Испытание любовью в романе И. А. Гончарова “Обломов”
  • 2. Прием антитезы в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе “Обломов”.

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”. Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — “Обыкновенная история” (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. “Обыкновенная история ” — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман “Обломов”, справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман “Обрыв”.

У главного героя “вершинного” романа — Обломова — ярко проявляются черты “естественного человека”, удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. “Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека”. Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть “Захар и еще триста Захаров”, обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: “Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. ” Ответ на мучивший героя вопрос приходит в “Сне Обломова”, где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются “сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения”. Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его “коренным типом” русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как “черту национального психического склада”. Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает “элементарные свойства русского человека “. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. “Обломовская” жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов “выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками”.

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа “Обломов” было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях “На родине” Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. “Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя”, — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних “обломовых”, чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать “положительные начала русской жизни”.

Читайте также:
ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ: сочинение

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как “образ, содержание, стихию и цель жизни”. Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой “нового века” по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему “наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна”, дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в “деле”, не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово “обломовщина”. Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать “отсветом обломовщины”. Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. “Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. ” Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его “живым человеком”, но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что “Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля”.

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на “трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод” путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”. Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе “Обломов”, — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово “обломовщина” даже вошло в “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: