Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»: сочинение

Особенности жанра и композиции романа И.А. Гончарова «Обломов»

История написания

«Обломов» — второй роман в трилогии «Три О», которая также включает произведения «Обрыв» и «Обыкновенная история». На замысел создания этого литературного шедевра Гончарова подтолкнула публицистика критика Белинского, который являлся большим противником сословного строя и помещичьего дворянства. Творческая история, сюжет и композиция «Обломова» тесно связаны с жизнью автора:

  1. Писатель говорил, что персонаж Обломова в основном автобиографичен. Гончаров сам являлся очень ленивым, предпочитал покой, спокойную музыку, раздумья, а не беспокойную суету.
  2. Персонаж Ольги Ильинской собрал в себя одновременно нескольких девушек, которых знал писатель.

Это произведение стало важнейшим этапом в жизни автора. О нем сам Гончаров говорил: «Я описал собственную жизнь и то, что к ней прирастало».

Трудился писатель над сочинением тяжело и медленно, постоянно переделывая текст. Первая публикация книги появилась в 1859 г. — через 12 лет после начала работы.

Построение и композиция

Особенность романа «Обломова» заключается в круговой композиции. Действие в произведении является круговоротом: сон переходит в пробуждение, пробуждение — в сон.

Композиционная схема и принцип построения выглядят следующим образом:

  • завязка произведения происходит зимой, когда Обломов погружен полностью в себя и оторван от всего мира;
  • экспозиция — начало пробуждения главного героя, которое совпало с весной;
  • кульминация произведения и любовного сюжета происходит летом;
  • в заключении композиция становится замкнутой в кольцо. Обломов опять погружается в себя с приходом осени.

В романе раскрывается несколько конфликтов. Первый рассказывает о противостоянии между Обломовым и обществом, которое герой не воспринимает. Описывается противоборство главного персонажа с собственной сущностью. Помимо этого, в отдельной главе происходит любовный конфликт: Герой выбирает среди двух девушек, у которых диаметрально противоположный характер.

Краткое содержание

Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.

Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.

Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.

Через определенное время Илья Ильич сближается с дворянкой Пшеницыной, у них рождается ребенок. Полностью абстрагировавшийся от реальности герой умирает от апоплексического удара, опекунство над его сыном взял Штольц, который женился на Ольге.

Описание персонажей

Нужно отметить, что в произведении присутствуют говорящие фамилии. К примеру, они есть у всех второстепенных героев. Тарантьев обозначает «тарантул», журналист Пенкин происходит от слова «пенка», это символизирует дешевизну его работы.

Система образов в романе «Обломов» кратко описана в таблице:

Главный герой Характеристика
Илья Ильич Обломов Происходит из древнего помещичьего рода, чиновник в отставке, очень ленивый полноватый человек, склонен к размышлениям. Воспитывался в родовой усадьбе, окруженный всеобщей заботой, вследствие этого вырос совершенно неприспособленным к жизни. Попытался работать чиновником, но не выдержал давления, после уходит в отставку и снимает квартиру, в которой, философствуя, проводит всю жизнь. Попытка пробудить Обломова завершается полной неудачей, и он еще глубже погрузился в собственные мысли.
Андрей Штольц Худой, прагматичный и целеустремленный человек. Получил строгое воспитание, а затем его и вовсе выставили из дома. Сам добился дворянского статуса и стал богатым. С юных лет дружил с Ильей и участвовал в его судьбе. За счет Ольги Ильинской хотел вывести друга из апатии, но у него не вышло. Спас друга от мошенников, взяв контроль за имением на себя, после воспитывал его сына. Женился на Ильинской, но союз был несчастливым.
Агафья Пшеницына Добродушная, но недалекая девушка, работящая, вежливая и скромная домохозяйка. Единственное занятие — работа по хозяйству и походы на базар. Не читает и не интересуется происходящими событиями. Стала идеальной женой для Ильи Ильича.
Ольга Ильинская Привлекательная, жизнерадостная и умная женщина. Из интереса решила помочь Штольцу пробудить Обломова. Но через время их взаимоотношения переросли в любовь. Была помолвлена с Ильей Ильичом, но свадьбы не происходит. Разбитая горем из-за этой любви, выходит замуж за Штольца. Их союз получился благополучным, но отношения остаются прохладными.
Захар Слуга Ильи Ильича, зловредный, ленивый и грубоватый мужик. Плохой работник. Часто говорит гадости про Обломова, но при этом предан ему и не терпит хамства в сторону своего хозяина от остальных людей. После кончины главного персонажа стал попрошайкой и искренне скучает по нему.

Основная тематика

Тематика произведения Гончарова описывает все сферы дворянской жизни XIX века. Писатель в романе поднимает следующие вопросы:

  1. Детство. Оно в произведении показывается важным этапом в строении личности человека. Уже в это время герои стали теми людьми, какие они есть. Но воспринимают они это абсолютно по-разному. Для Обломова детство — потерянный рай, для Штольца — источник опыта.
  2. Воспитание. Автор показал, насколько разными вырастают дети, которые воспитываются в различных условиях.
  3. Мечта. Гончаров говорит, что человек, который живет лишь мечтаниями, обречен на несчастья в дальнейшей жизни. Обломов не приспособлен к существованию и обрекает окружающих на жертву ради его спасения.
  4. Труд. Писатель воспевает трудящихся людей, которые сами смогли добиться успеха. Но на примере Штольца он показывает, что у этого человека могут быть крайности, он превращается в надежный, но шаблонный механизм, воспринимающий жизнь только с точки зрения работы.
  5. Любовь. Как считает писатель, это прекраснейшее чувство, которое на самом деле может изменить человека. Но при этом любовь иногда причиняет и вред. Ильинская переживает за несостоявшуюся свадьбу, но это происходит без последствий, при этом Обломов еще сильней замыкается в себе.
Читайте также:
Все мы в душе Обломовы: сочинение

Раскрытие проблем

Проблематика в произведении такая же интересная и насыщенная. В романе Гончаров поднимает такие вопросы:

  1. Обломовщина. Под этим понятием писатель понимает образ мыслей, когда человек, отрекаясь от реальности, начинает погружаться в идеалистические воспоминания о прошедшем. Он не творит и не разрушает, а только наблюдает галерею воспоминаний. Это отказ от настоящего, который неизбежно заканчивается гибелью души.
  2. Лишний человек. Автор описывает образ героя, который из-за дворянского воспитания неспособен жить самостоятельно. Через Обломова Гончаров показывает деградацию помещичьего сословия: оно не способно приспособиться к нравственным и бытовым изменениям. Общество не может постоянно содержать этих паразитов.
  3. Смысл жизни. Гончаров показал читателю две крайности. С одной стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и не добились настоящего счастья и не поняли смысла жизни.
  4. Жизнь Ильи Ильича. Автор в некоторой степени симпатизирует этому персонажу, он показывает его нравственное превосходство перед суетливостью и черствостью остальных людей. Но писатель пытается донести, что его образ жизни губителен как для него, так и для людей, которые от него зависят.
  5. Причины лежания Обломова. Писатель описал несовершенство барского воспитания и общества, что в результате создало прослойку людей, которые не приспособлены к какой-либо деятельности. Дворянин нашел для себя место на диване, поскольку его жизнь не принуждала трудиться. Он был рожден с серебрянкой ложкой во рту, у него не было необходимой мотивации, чтобы отыскать себе место под солнцем, поскольку у него и так все есть. Главный герой мог бы появляться в обществе и тратить там деньги, как и многие дворяне, но по своему характеру этот персонаж был замкнутым. Лишь раздумья занимали его, поэтому его происхождение и мыслительный образ объединились в одном месте — на диване.

Лень описана в произведении, как опаснейший порок человека, приводящий его в начале к духовной, а затем и к физической смерти.

Главная мысль

Автор описал в произведении отмирание старого строя и начало новой эры. В этом и состоит основная мысль. Читатель видит дворянство в образе Обломова, которое находится в глубоком идейном кризисе, слабое и равнодушное ко всему. Но при этом можно увидеть новое поколение в описании Штольца — работящих, талантливых капиталистов, предпринимателей, живущих лишь работой и получением прибыли.

Основная идея Гончарова состоит в надежде, что Россия выделит для себя из двух крайностей лучшее. Произведение учит, что человек обязан честно трудиться, чтобы чего-то достигнуть в жизни, а не только думать о смысле бытия. Но при этом он не должен усмирять в себе человеколюбие. Поскольку лишь раздумывая об окружающем мире и собственной жизни, придаваясь ностальгии, думам, мечтаниям, человек может быть действительно счастливыми. Этот вывод напрашивается после прочтения романа «Обломов».

Сочинение по роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из – за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Читайте также:
Очерк о жизни и творчестве И. А. Гончарова: сочинение

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц – полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание – образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать – вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего – он вообще старается ничего не делать.

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

Читайте также:
Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»: сочинение

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.

Лирические отступления как литературный прием используется в произведениях художественной литературы довольно часто, и роман в стихах «Евгений Онегин» – не исключение. Пушкин свободно переходит от сюжета к лирическим отступлениям

Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).

Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа.

Многие стороны нашей жизни меняются с помощью прогресса как в технологическом, так и в информационном плане. Всего сто двадцать – сто тридцать лет назад зарождаться автомобильный транспорт

Анализ романа «Обломов» Гончарова

В романе И.А. Гончарова «Обломов» отразилось состояние русского общества накануне важных социальных и экономических реформ. Борьба с косностью, застоем и душевной ленью отразила готовность людей к переменам. Роман рассмотрел отдельную историю человека на уровне разрушительного общественного явления.

Краткий и полный анализ романа раскрывают замысел автора через художественные средства выразительности.

Годы написания — 1847-1859.
История создания — автор развил сюжет романа из идеи, поданной ему Белинским. Гончарову был близок и знаком тот образ жизни, которым жили его герои. В Обломове и Штольце частично воплотились черты самого писателя.
Жанр — роман, социально-психологический роман.
Направление — реализм.
Основная идея — Жизнь – это труд, поиск смыслов и испытаний, которые закаляют душу и наполняют жизнь. Отказываясь от этого, человек духовно и морально умирает.
Тема — Страх жизни приводит человека к бессмысленному существованию, полному сожалений.
Проблема — «Обломовщина» поглотила немало талантливых и одаренных людей России, что привело к застою. Это и личная трагедия каждого, и широкое общественное явление.
Композиция отличается необычным построением:
I часть (весна) — Обломов словно замер и ждет чего-то, его «оживляет» Штольц (завязка);
II часть (лето) — Обломов «просыпается», чтоб пережить лучшие впечатления своей жизни, его личность расцветает от любви к Ольге (развитие сюжета);
III часть (осень) — герой увядает, столкнувшись с трудностями, любовь становится непосильным испытанием (кульминация);
IV часть (зима) — Обломов смиряется с неумением жить, находит тихое убежище и умирает (развязка).

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Счастье и смысл человеческой жизни.

Проблема: То, что Обломов воспринимает как счастье и полноту жизни, приводит к разрушительным последствиям. Жизнь без труда, тревог, сложностей отупляет, взывает смерть души.

2. Тема: Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.

Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он символизирует людей, так как препятствует росту и развитию.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.

п.2. Идея и пафос

Автор показывает, как губительно сказывается на человеке отказ от развития, роста, усилий воли, труда, испытаний. Во многом этому способствует и тот образ жизни, в котором растет Обломов. Его оберегают от всего, не дают самостоятельно делать что-либо, откармливают и балуют, подавляют любознательность и инициативность. Взрослея, Обломов слишком привыкает жить в таком сценарии, поэтому он ничего не умеет и не выдерживает даже простых явлений жизни. Теперь обломовщина проникает в его характер и душу, и человек проживает унылую бесцветную жизнь.

п.3. Основные герои

Илья Ильич Обломов — помещик. Стремится жить в безопасности и праздности. С трудом переносит любые усилия воли, волнения, тревоги и саму жизнь. Но имеет честное сердце, бодрый ум, хорошие способности, нравственный стержень и «голубиную нежность», мягкость характера. Лишь один раз выбирается из сонного состояния – когда влюбляется в Ольгу. Но его любовь не выдерживает испытаний.
После женится на Агафье Пшеницыной, которая возвращает ему атмосферу Обломовки. Умирает от инсульта, прожив незаметную жизнь, полную сожалений.
Андрей Иванович Штольц — друг Обломова, хоть и является его полной противоположностью. Деятельный энергичный человек. Имеет немецкие корни по отцу и русские по матери. Практичный, приспособленный к жизни, и в то же время чувствительный, чуткий человек. Постоянно выручает Обломова, решает его хозяйственные вопросы. Любит Обломова за честность и кристально чистую душу. После смерти друга забирает его сына на воспитание.
Ольга Ильинская — девушка, ставшая сначала возлюбленной Обломова, а после – супругой Штольца. Прекрасно поет, чувствует красоту и искусство, увлекается науками. Девушка с неугасимой жаждой жизни и тягой к знаниям. Удивительное сочетание ума, сердца и характера. Несмотря на более юный возраст, «перерастает» и Обломова, и Штольца. Но ей не удалось исцелить Илью от «обломовщины».
Захар — слуга, служивший Обломову с детства. Ворчливый неуклюжий старик, всегда готовый обругать хозяина, но и готовый пойти на смерть ради него. После смерти барина оказывается нищим.
Агафья Пшеницына — хозяйка квартиры, в которую переселяется Обломов. Молодая вдова чиновника, простая неграмотная женщина. Обладает добрым нравом, мягким характером. Хозяйственная, работяща, неутомимая женщина. Воплощение телесного начала – привлекает Илью Ильича своими внешними данными. Полюбила Обломова и смогла создать ему уют и спокойствие, как в доме, где он вырос. Позже вышла замуж и родила ему сына Андрея. После смерти супруга вспоминает жизнь с Ильей Ильичом как лучшее, что у нее было. Противоположность Ольги. Ее образ также отчасти подчеркивает, что Обломов опустился.
Михей Андреевич Тарантьев — земляк Обломова, часто бывавший у него в гостях. Скандальный человек с подлым характером. Всегда ищет выгоды. Участвует в мошеннических схемах своего кума, чтобы обобрать Обломова.
Матвей Иванович Мухояров — брат Агафьи Пшеницыной. Бесчестный чиновник, из-за которого чуть не разорился Обломов. Предлагает своего управляющего в Обломовку, составляет грабительский контракт на проживание и мошенническое заемное письмо – чтобы выудить больше денег у жильца и сестры.
Анисья — кухарка Обломова, жена Захара. Толковая, работящая женщина, долгое время отвечавшая за хозяйство барина. Подружилась с Агафьей и стала ее правой рукой.

Читайте также:
Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова «Обломов»: сочинение

п.4. Литературные приёмы

1. Психологический портрет, — отражающий не только внешность, но и характер героя.
2. Характеристика персонажа через речь других героев — (Ольга и Штольц часто говорят про Обломова хорошее).
3. Комментарий автора, — объясняющий действия героя или содержащий его мысли.
4. Символические детали — (халат, диван, ветка сирени, мелькающие локти Агафьи, пыль и паутина по углам, книги, пение Ольги и т.д.)
5. Сон Обломова, — показывающий воспитание Ильи и истоки обломовщины, рассказ о жизни героя.

п.5. Конфликт произведения

В романе присутствует любовный конфликт, который не позволяет героям быть вместе. Ольга и Илья Ильич не разделены реальными преградами, но они существуют в сознании Обломова – это его душевная лень, страх перед жизнью.
Настоящий конфликт заключен в характере Обломова, он противопоставляет героя и общество: не найдя высоких идеалов в свете, на службе, в сфере личной жизни, герой отстраняется от неидеального мира. Он не выносит сложностей и несовершенств жизни, поэтому прячется в уютном безопасном пространстве – на диване и в халате. «Обломовщина» ярко отражает суть внутреннего конфликта героя: он понимает, что многое теряет, но ничего не делает, чтобы это изменить, соглашаясь на «жизнь во сне».

«Обломов» (И. Гончаров)

Цитата: «Всё знаю, всё понимаюно силы и воли нет».

История создания

Роман «Обломов» восходит к ранней повести Гончарова «Лихая болесть». В ней описывается очень странная эпидемия: физически люди остаются здоровыми, но на них находит странная хандра. Заражённые этой болезнью предпочитают всё своё время направлять на мечтания и возведение воздушных замков.

Конечно, впоследствии этот замысел многократно перерабатывался, ведь Гончаров работал над «Обломовым» 9 лет.

Проблематика:

  • «обломовщина» как культивирование идеала ленивой и праздной жизни;
  • противопоставление русского и европейского менталитета;
  • проблема лишнего человека (Обломов);
  • любовные перипетии (Ольга — Обломов; Агафья — Обломов; Ольга — Штольц);
  • проблема смысла жизни и счастья (Обломов).

Смысл названия

Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:

  1. Обломов — от слова «обломок», что указывает на будущий распад личности героя;
  2. Обломов — от устаревшего слова «облый» (круглый). И впрямь, Илья Ильич округл и физически, и душевно (то есть избегает проблем, «острых углов»).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: уже в самом романе мы можем найти обобщённое понятие «обломовщина», которое позволяет типизировать главного героя и обозначить соответствующий тип в обществе.

Время и место действия: действие происходит в 1843 г. в Петербурге (в главе «Сон Обломова» действие переносится в деревню Обломовку).

Действующие лица

  1. Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
  2. Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
  3. Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
  4. Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина. Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
  5. Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
  6. Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
  7. Анисья — жена Захара.
  8. Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.

Краткое содержание

Часть 1

Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром. В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин. А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность). Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.

Читайте также:
История написания романа Гончарова «Обрыв»: сочинение

Часть 2

Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.

Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.

Часть 3

Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру. Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел. Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.

Часть 4

В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.

Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.

Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.

Экранизации

«Обломов» (СССР, 1965, в роли Обломова — Олег Басилашвили); «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (СССР, 1979, режиссёр Никита Михалков, в роли Обломова — Олег Табаков).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое «обломовщина»?

Ответ. Представление о счастье как о безделии, стремление к такому образу жизни. Названо по фамилии Ильи Обломова, главного героя романа Ивана Гончарова «Обломов».

Назовите любимую одежду Обломова.

Ответ. Халат. Эта любимая одежда главного героя романа описывается так: «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». Халат Обломова стал в русской литературе метафорой лени и сибаритства.

С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?

Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.

«Идеал героини в романе «Обрыв»»

Это Вера. Выросшая в условиях “устаревшей, искусственной формы, в которую так долго отливался склад ума, нравы и все образование девушки до замужества”, героиня благодаря. “инстинктам самосознания, самобытности, самодеятельности” (VIII, 77) верно угадывает истину любви и семьи и упорно, вопреки самой драматической ошибке – страсти к Марку Волохову – стремится к ней. Идеал героини, как ранее Ольги Ильинской, – любовь–долг. На этом важнейшем в системе нравственных ценностей Гончарова понятии следует остановиться. Формулировка “любовь–долг” родилась не без учета того неразрешимого противоречия между потребностями развитой личности (в высокой любви) и требованиями общества (долгом), которое предопределяло горестный удел героев повестей (“Переписка”, “Фауст”, “Ася” и др.) и романов Тургенева 50–х годов. Она призвана открыть для взаимоотношений личности с современной действительностью обнадеживающую перспективу, снимающую их трагизм.

Для этого Гончаров вводит долг, т.е. общественные обязанности человека, в содержание и назначение самой любви, что превращает долг в органичную и естественную часть потребности человека в личном счастье. Конечно, это изменяет и сам характер обязанностей человека. Они ограничиваются духовно–нравственным участием и воздействием любящих на окружающих. Однако для Гончарова такое воздействие и было самым плодотворным, так как именно оно, с его точки зрения, обеспечивало внутреннее совершенствование человека и общества. Не подменяя социальных, политических, имущественных отношений людей, любовь–долг в то же время становилась образцом для них.

Истина любви (семьи), изначально угаданная и неизменно отстаиваемая Верой, делает эту героиню всецело положительным – реально–поэтическим – лицом произведения. А вместе с тем и его содержательно–композиционным центром.

С появлением в конце второй части “Обрыва” Веры роман принимает вид своеобразной иерархической экспозиции разных видов любви, в той или иной[ степени далеких” от ее “нормы” и поэтому ошибочных или искаженных.

Читайте также:
Отражение исторических перемен в романе: сочинение

Таковы условно–светские отношения Софьи Беловодовой, холодной петербургской красавицы, с итальянским графом Милари. В них все подчинено царящим в “аристократическо–обломовской”(УШ, 85) среде нормам “хорошего тона”, не допускающего и намека на искреннее сердечное движение.

Напротив, теплотой и непосредственностью проникнуто чувство Наташи к Райскому, а “чистый, светлый образ” этой девушки сравнивается с “Перуджиниевской фигурой” (V, 119). Однако само это чувство узкоодностороннее и по господствую–’ щему в нем тону (здесь все замешано на самоотречении и самопожертвовании лишь с проблесками робкой надежды на счастье), и по его сосредоточенности в себе. Нежная, чувствительная и вместе с тем нежизнеспособная, героиня выглядит архаичной, как бы сошедшей со страниц сентиментальных повестей рубежа XVIII–XIX веков и не случайно названа Райским в его “эскизе” о ней “бедной Наташей”.

И того дальше от современности “роман” Татьяны Марковны Бережковой и Тита Никоныча Ватутина, которого Райский как–то назвал “старым, отжившим барином” (V, 312). Позднее он внес поправку: “Тит Никоныч джентльмен. ” (VI, 412). Если в лице Ватутина Гончаров воспроизводит “тип русского маркиза”, то Бережкова писалась им “с. женщин старого доброго времени. ” (VIII, 102, 90). Потаенная, но пронесенная сквозь всю их жизнь любовь Татьяны Марковны и Ватутина изображена романистом в жанровой традиции рыцарской повести.

Для Марфиньки любить – значит “выйти замуж”, причем лишь с одобрения и благословения “бабушки”. “Пассивное выражение эпохи” (VIII, 77) и окружающего ее патриархального уклада, Марфинька не ведает “страстей, широких движений, какой–нибудь дальней и трудной цели”. Тщетны попытки Райского разбудить ее от душевного сна, он преуспел столь же мало, как и в случае с Софьей Беловодовой. Марфинька выходит замуж за молодого чиновника Викентьева, но “роман” ее, лишенный духовного содержания, мало отличается от жизни Беловодовой. “Там, – говорит Райский, – широкая картина холодной дремоты в мраморных саркофагах, с золотыми, шитыми на бархате, гербами на гробах; здесь – картина теплого летнего сна, на зелени, среди цветов, под чистым небом, но все сна, непробудного сна” (V, 190).

Идеал героини в романе «Обрыв»

Это Вера. Выросшая в условиях «устаревшей, искусственной формы, в которую так долго отливался склад ума, нравы и все образование девушки до замужества», героиня благодаря. «инстинктам самосознания, самобытности, самодеятельности» (VIII, 77) верно угадывает истину любви и семьи и упорно, вопреки самой драматической ошибке — страсти к Марку Волохову — стремится к ней. Идеал героини, как ранее Ольги Ильинской, — любовь-долг. На этом важнейшем в системе нравственных ценностей Гончарова понятии следует остановиться. Формулировка «любовь-долг»

Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Тарантьев появляется па первых же страницах романа — «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый.

Художественное время и пространство в романе «Обломов» Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре.

Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова «Обломов» Можно сказать, что роман Гончарова «Обломов» построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни. В частности, автор представ.

Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе «Обломов», нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально.

Характеристика образа Мухоярова Ивана Матвеевича Мухояров Иван Матвеевич — брат Агафьи Матвеевны Пше-ницыной, персонаж, на первый взгляд, малоприметный, но являющийся важной пружиной в сюжете романа. Читатель узнает о М. от земляка Обломова, Михея Андреевича Тарантьева.

Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году. В нем писатель правдиво изобразил современную ему жизнь русского общества. Вряд ли можно найти еще одно произведение, так ярко.

Обломов и Ольга Ильинская. Была ли любовь Мировая литература весьма щедра на любовную тематику, а имена литературных влюбленных давно стали хрестоматийными. Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче, Тристан и Изольда — можно много перечислять примеров любовных историй.

Идейно художественные особенности романов Гончарова и их значение Романы Гончарова очень своеобразны по идейному содержанию и художественной форме. От романов Тургенева они отличаются гораздо большим интересом автора к повседневной бытовой жизни господствующих слоев русского общества. И эта жизнь.

Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов» Действие романа начинается 1 мая 1843 года. Обломову 32-33 года. В Петербурге, в квартире большого дома на Гороховой улице, лежит на диване Илья Ильич Обломов. «На диване он испытал чувство.

Почему Захар «еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич» Несмотря на то, что Обломов — барин, а Захар — его крепостной, они сродни друг другу. А. Рыбасов С самого начала романа мы видим огромное сходство между барином и его.

Почему Обломов лежит на диване? (По роману И. А. Гончарова «Обломов») Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя.

Изображение поведения и облика Волохова (по роману «Обрыв») В образе Волохова противоречие тенденциозности и реализма еще более значительно — здесь автор отчасти преодолел отрицательную ложную направленность своего замысла. Авторская характеристика Марка как «отверженца», «парии» проходит через весь роман.

Читайте также:
Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Обломов: сочинение

Что мы узнаем о личности Обломова из начала романа Роман начинается с того, что главный герой, Обломов, лежит в постели на своей квартире. Причем, как впоследствии окажется, это его нормальное привычное состояние. Так началось повествование о вечно скучающей личности.

Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова Создавая портретно-бытовые характеристики героев, он стремится запять при этом позицию постороннего наблюдателя. Он говорит только о том, что можно заметить и понять в наружности, манерах, движениях героев, если на них.

Сочинение по роману «Обломов» Кто нужен России Обломов «Обломов» — вторая часть трилогии Иван Александрович Гончарова о российском обществе середины XIX века. «Русское общество прочитало роман с наслаждением» — писал Александр Васильевич Дружинин. Книга написана о повседневной жизни.

«Сон Обломова» (Анализ эпизода из романа И. А. Гончарова «Обломов») Первая часть романа «Обломов» посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать.

История создания романа «Обломов» И. А. Гончарова И. А. Гончаров — крупнейший русский ро­манист второй половины XIX века, создатель своеобразной трило­гии, которую составляют три его романа. По определению автора, это единый роман, в котором воссоздается и исследуется.

Силен или слаб Обломов? Если человек отказывает себе в слабостях, то он теряет человеческую сущность. Цитата из кинофильма «Матрица» Прежде чем ответить на главный вопрос, нужно навести справки: сказать несколько слов о самом романе.

Андрей Штольц как антипод Обломова (2) Небо, солнце, облака. Обломов. Земля, луна, тучи. Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба органичные люди, поэтому четко следуют законам природы. Обломов — мягкий, нежный, неповоротливый.

Авторская позиция в романе «Обломов» Изначально сюжет «Обломова» задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе.

Как мог дойти до рабства Илья Ильич Обломов Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается.

Человеческие типы в романе И. А. Гончарова «Обломов» В романе «Обломов» очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и.

Судьба Обломова — это судьба многих дворян середины XIX века Роман «Обломов» Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал.

«Жизнь скучна без нравственной цели.» (По роману Гончарова «Обломов») Человек не должен быть эгоистом, заботиться только о себе. Он обязан постоянно к чему-то стремиться, совершенствоваться. Иначе жизнь его становится бледной, тусклой. Он должен действовать, если даже понимает, что погибнет.

Сонный покой снова обволакивает Обломова Большого мастерства достигает писатель в использовании категорий художественного времени и пространства. Характерно желание героя в I части занять как можно меньше места, спрятаться в свое халат, как в футляр, отгородиться.

Сочинение по роману И. А. Гончарову «Обломов» Мое отношение к Обломову. Главный герой романа Гончарова — Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский.

«Воспитание — великое дело им решается участь человека.» (По роману Гончарова «Обломов») Высказывание В. Г. Белинского о том, что воспитанием «решается участь человека», можно отнести к Илье Ильичу Обломову и Андрею Ивановичу Штольцу — главным героям романа И. А. Гончарова «Обломов». Казалось.

Антитеза «Обломов» 50-е годы 19в. — время работы Гончарова над романом «Обломов» — были временем больших перемен в жизни России. Уходил в прошлое веками складывавшийся уклад жизни, на смену ему должен был.

Роль художественной детали в романе «Обломов» Роман И. А. Гончарова Обломов это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но.

Андрей Штольц как «человек действия» В конце 50-х годов XIX века на свет появился роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов». В своем произведении писатель показал такое явление, как обломовщина, явление, увы, не слишком редкое для России.

Новый ли человек Штольц? (2) Все мы знаем, что в каждую эпоху есть люди, значительно опережающие свое время по развитию и образу мышления. Сегодня мне хотелось бы порассуждать о том, был ли в романе Гончарова.

«Воспитание — великое дело им решается участь человека.» (В Г Белинский) (По роману И А Гончарова «Обломов») Недавно я прочитала роман И. А. Гончарова «Обломов». Нахожу в себе черты его главного героя. Я думала, что это просто лень, а оказалось, что это «обломовщина». Действительно, так хочется пролежать.

«Человек сам создан устраивать себя и даже менять свою природу» (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Вынесенные в заголовок сочинения слова, поражающие точностью и глубиной, были произнесены А. Штольцем в романе И. А. Гончарова «Обломов». Я считаю, что в них скрыт глубокий смысл, но они достаточно.

Общая характеристика романа И. А. Гончарова «Обломов» Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего.

Почему Обломовщина актуальна и сегодня? В течение всей своей жизни Иван Александрович Гончаров написал цикл очерков «Фрегат «Паллада» и три романа — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Писатель говорил, что это не три отдельных романа.

Читайте также:
Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»: сочинение

Автор и его герои в романе Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее.

«Сон Обломова» разъясняет, что такое «обломовщина» «Сон Обломова» — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной. Романист, жаждущий разгадки вопросам, занесенным в.

Обломов и обломовщина как явление русской жизни Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной.

Обломовщина и штольцевщина как типы жизни В романе «Обломов» Гончаров представил два типа жизни: жизнь — в движении и жизнь- в состоянии покоя, сна. Мне кажется, первый тип жизни характерен для людей энергичных и целеустремленных, а.

Кто нужен России Обломов или Штольц Перемен требуют наши сердца,/ /Перемен требуют наши глаза,/ /В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен:/ /»Перемен!» — мы ждем перемен!/ /Виктор Цой, группа «Кино»/ «Обломов» —.

Сейчас вы читаете: Идеал героини в романе «Обрыв»

Сочинение Наденька Любецкая в романе Обыкновенная история Гончарова

Женские образы в романах Гончарова.

Главная страница | Контакты | Случайная страница Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика
История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика
Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика
Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы
Химия Черчение Экология Экономика Электроника
Женские образы в романе.

После выхода в свет «Обыкновенной истории» в романе Белинский отметил, что к особенностям таланта Гончарова нужно отнести его «необыкновенное мастерство рисовать женские характеры». В первом романе Гончарова это мастерство обнаружилось в обрисовке характеров Наденьки и Елизаветы Адуевой. Ещё значительнее сказалось оно в романе «Обломов»- в изображении Ольги Ильинской и Пше-ницыной.

Ольга Ильинская — центральный положительный образ -романа.

Это образ девушки, в характере которой, как замечает Добролюбов, гармонически слились «сердце и воля». Соединение в облике Ольги таких черт, как сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума, глубина чувства и жеистзенность. действительно, делают её образ одним из самых гармонических, светлых образов девушки в русской литературе XIX в.

Гончаров любовно рисует портрет своей героини. Отметив», что Ольга в строгом смысле не была красавицей, он пишет дальше: «Но если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии».

Ольга полюбила Обломова. У читателей иногда возникает вопрос: как могла такая умная, серьёзная девушка полюбить Обломова, бездельника, не способного к жизни человека? Не нужно забывать, что у Обломова был целый ряд положительных качеств: он был умён, достаточно образован, хорошо говорил по-гЬранц- зски и читал книги на английском языке. Лень Обломова, о которой Ольга знала сначала только со слов Штольца, могла показаться ей вполне исправимым недостатком. Наконец, самая любовь Ольги к Обломову возникла как раз на почве благородных стремлений перевоспитать Обломоза, воскресить его для нормальной деятельности.

Обломов первый признаётся Ольге в любви. Несколько позже Ольга вносит поправку в это признание: Обломов только влюблён, а любит она. Действительно, её чувство глубже, серьёзнее. Ольга говорит: «Для меня любовь -это всё равно, что… жизнь, а жизнь… долг, обязанность, следовательно — любовь тоже долг». Любовь наполняет её жизнь новым содержанием, освещает её каким-то новым светом. Жизнь теперь кажется Ольге глубже и содержательнее, словно она прочла большую книгу.

Когда Ольга поняла, что в сознательном отношении к жизни она стоит выше любимого человека, она твёрдо ставит перед собой задачу перевоспитания Обломова. Ольге нравилась «роль путеводной звезды», «луча света» для Обломова. Она звала и «толкала его вперёд». Её настойчивость побеждает на время лень Обломоза. Ольга заставляет его читать газеты и книги и рассказывать ей их содержание, совершает с Обломовым прогулки по окрестностям Петербурга, побуждая спутника подниматься на каждый пригорок. Обломов жалуется: «Каждый день вёрст по десяти пешком». Он посещает по просьбе Ольги музеи, магазины, а дома пишет деловые письма старосте в имение. Ольга добивается от Обломова и физического движения, и умственной работы. Она сравнивает свою роль с ролью врача, спасающего больного.

Поведение безвольного Обломова доставляет ей нevaлo страданий. Видя нерешительность действий Обломова, она с тоской признаётся ему, что «теряется в соображениях» и что «у неё гаснут ум и надежда». Когда Обломов, нерешительно отодвигая вопрос о свадьбе, заявляет Ольге, что пройдёт ешё «какой-нибудь год» и Ольга станет его женой, у Ольги открываются глаза. Она поняла, что мечта её о перевоспитании Обломова разбилась о его непобедимую лень. Разрыв с Обломовым стал для неё неизбежен.

Ольга говорит жениху: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен. как голубь, ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то ещё, а чего — не знаю!» Автор разъясняет дальше: «Признав раз в избранном человеке достоинства и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить-переставала и любить, как случилось с Обломовым».

Разрыв подкосил силы и Обломова, и Ольги: Обломов заболел горячкой, а больную Ольгу тётка увезла за границу. В Париже Ольга встретила Штольца. Время смягчило горечь её разочарования в Обломове, и она стала женой Штольца — человека, который соответствовал её идеалу мужа. Казалось бы, теперь Ольга могла стать вполне счастливой женщиной. Штольц создал ей жизнь, полную комфорта и спокойствия. Однако безмятежный покой, которым окружил её Штольц, начинает смущать и томить её. Ольгу не удовлетворяет спокойная, безмятежная личная жизнь. Штольца пугают «мятежные вопросы», т. е. то, что волновало тогда мысль передовых общественных деятелей. А Ольгу тянут именно «мятежные вопросы». У неё постепенно созревает мысль о какой-то другой жизни, полной, быть может, труда и лишений, и она уже мысленно «измеряла свои силы» для предстоящей борьбы. Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить, она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».

Читайте также:
Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов: сочинение

Вопрос о дальнейшей судьбе Ольги составлял тему, которая выходила за рамки сюжета романа. Тема эта осталась поэтому неразработанной. Но образ Ольги и без того ясен для читателя.

Добролюбов писал: «Ольга… представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намёк на новую русскую жизнь; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет обломовщину».

Ольга-тип русской женщины того периода русской жизни, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание женщин, когда они почувствовали своё право на участие в общественной деятельности.

Наряду с тургеневскими Натальей Ласунской («Рудин») и Еленой Стаховой («Накануне») Ольга Ильинская принадлежит к лучшим, пленительным образам русской женщины, созданным нашими писателями в 50-е годы XIX в.

Иной тип женщины дан Гончаровым в лице Агафьи Матвеевны Пшеницы ной. Любовь Обломова к ней выросла в основном на почве барских привычек Ильи Ильича. Пшеницына, добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, мещанка по социальному положению, благоговела перед Обломовым. Для неё Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она готова была стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она, не задумываясь, несла в ломбард последние вещи, лишь бы Илья Ильич не нуждался ни в чём. Обстановка, которой она окружила Обломова, чем-то напоминала Обломовку. Здесь Илья Ильич нашёл то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что её любовь несёт Обломову гибель, бесповоротно хоронит все его порывы к деятельности. Она любила просто, бездумно, беззаветно. Это тип скромной, самоотверженной женщины-хозяйки, весь кругозор которой ограничивался только миром семейных забот и обывательского благополучия.

Ольга Ильинская и Пшеницына так же противоположны, как Обломов и Штольц. В таком расположении женских фигур в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга с её идейными порывами и серьёзными требованиями и патриархально-тихая Пшеницына, каждая по-своему, помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность обломовщины.

ТИП ОБЛОМОВА В ОЦЕНКИ ДОБРОЛЮБОВА →

Еще по данной теме::

    ТИП ОБЛОМОВА В ОЦЕНКИ ДОБРОЛЮБОВА

ТИП ОБЛОМОВА В ОЦЕНКИ ДОБРОЛЮБОВА Обломов — образ огромного обобщающего Тип Обломова значения….

РОМАН «ОБЛОМОВ» Роман «Обломов» появился в печати вскоре по окончании Крымской войны. Что было…

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ РОМАНА ОБЛОМОВ

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ РОМАНА ОБЛОМОВ Роман Гончарова — замечательный образец общес…

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО И ОБЛОМОВЩИНА У читателя должен неизбежно встать вопрос: Крепостное какие же…

И. А. ГОНЧАРОВ СОЗДАНИЕ РОМАН ОБЛОМОВ

И. А. ГОНЧАРОВ РОМАН ОБЛОМОВ Между тем как служебная деятельность Гончарова продолжалась своим…

Падение и просветление Веры

Анализ романа И.А. Гончарова «Обрыв»

Падение и просветление Веры. Кульминацией четвертой части, да и всего романа, становится «обрыв» Веры, ее падение в бездну. Теперь «обрыв» олицетворяет низ, грех, ад. «Не покидайте меня, не теряйте из виду,– шептала она. – Если услышите… выстрел оттуда… (она показала на обрыв) – будьте подле меня… не пускайте меня – заприте, если нужно, удержите силой». Страстными метаниями героини четвертая и пятая часть обретают нервный, бешеный ритм, который мы привыкли встречать скорее в романах Достоевского. Только что она умоляла Бориса удержать ее от искушения, но когда услышала призывный выстрел, Вера «…начала биться у него в руках, вырываясь, падая, вставая опять». Поддавшись ее уверениям о том, что это свидание с Марком – последнее, Борис отпустил Веру, и она, «взвизгнув от радости, как освобожденная из клетки птица, бросилась в кусты».

Вера не лгала, когда говорила, что идет на последнюю встречу. Их отношения с Марком давно перешли в «поединок роковой» – «они чувствовали, что будущего нет». При взаимной любви «никто из них не мог, хотя бы и хотел, внезапно переродиться , как шапку надеть, другие убеждения, другое миросозерцание, разделить веру или отрешиться от нее». Решение расстаться было мудрым и единственно правильным, вот только не нужно было Вере оборачиваться… «Победа! Победа!» – вопило в нем. – Она возвращается, уступает!» Она была у него в объятиях. Поцелуй его заглушил ее вопль. Он поднял ее на грудь себе и опять, как зверь, помчался в беседку, унося добычу…» Гончаров решил изобразить то, чего не знал еще строгий роман девятнадцатого века – «падение» своей любимой героини.

Падение и просветление остальных героев. Заключительная пятая часть романа рисует процесс восхождения Веры из обрыва новой морали, возвращение к вечным ценностям. В этом ей помогает бабушка. «Падение» любимой внучки стало для Татьяны Марковны страшным потрясением. Грех можно снять с души только покаянием, и вот начинается «странствие бабушки с ношей «беды». «Она как будто не сама ходит, а носит ее посторонняя сила. Как широко шагает она, как прямо и высоко несет голову и плечи и на них – эту свою ношу!» В свою очередь, у Веры болит душа от неискупимой вины перед Татьяной Марковной: «Она уважала ее (Веру) , признавала за ней права на свободу мыслей и действий , верила ей! И все это пропало! Она обманула ее доверие». Не только о судьбе любимой внучки сокрушается Бережкова. Вместе с Верой должна уйти жизнь из счастливой Малиновки: «Озираясь на деревню, она видела – не цветущий, благоустроенный порядок домов, а лишенный надзора и попечения ряд полусгнивших изб – притон пьяниц, нищих, бродяг и воров. Поля лежали пустые, поросшие полынью, лопухом и крапивой». Ибо не сможет сделать счастливыми других несчастный, запутавшийся человек. Для того, чтобы управлять людьми, нужна чистая душа, нужна правда.

Читайте также:
Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

«У верующей души есть свое царство! – думал Райский, глядя ей (бабушке) вслед и утирая слезы, – только она умеет так страдать за все, что любит. И так любить, и так искупать свои и чужие заблуждения!» Перед нами те страдания, которых так боятся и избегают всеми силами «новые» и образованные герои. Однако И.Ф. Анненский проницательно заметил, что «мучения Веры – они так воспитательны, даже благодетельны, она точно обновляется после пережитого горя». И не одна Вера, но все участники и свидетели событий, пройдя через очищающий огонь страданий, получают новый импульс к жизни.

Райскому, созерцающему страдания бабушки, вдруг открывается смысл и назначение женщины. Его и Гончарова раздумья настолько грандиозны и значимы, что стоит задуматься, так ли уж они устарели на сегодняшний день? «В женской половине человеческого рода, – думалось ему, – заключены великие силы, ворочающие миром. Только не поняты, не признаны, не возделаны они ни ими самими, ни мужчинами и подавлены, грубо затоптаны или присвоены мужской половиной, не умеющей ни владеть этими великими силами, ни разумно повиноваться им, от гордости. А женщины, не узнавая своих природных и законных сил, вторгаются в область мужской силы – и от этого взаимного захвата – вся неурядица». Женская стойкость, благородство, величие души востребованы, по Гончарову, «…в великие минуты, когда падали вокруг тяжкие удары судьбы и когда нужны были людям не грубые силы мышц, не гордость крепких умов, а силы души – нести великую скорбь, страдать, терпеть и не падать!» За примерами подобных великих женщин не нужно углубляться в дебри истории. Гончаров вкладывает в уста героя восторженный гимн женам декабристов, добровольно отправившимся в Сибирь: «С такою же силой скорби шли в заточение с нашими титанами, колебавшими небо, их жены, боярыни, княгини, сложившие свой сан, титул, но унесшие с собой силу женской души и великой красоты, которой до сих пор не знали за собой они сами . И мужья, преклоняя колена перед этой новой для них красотой, мужественнее несли кару». Отвлекаясь на минуту от анализа, можно сказать, что Гончаров начал свое творчество восторженным гимном Матери и завершает так же – хвалебной песнью Женщине.

Тем временем исстрадавшаяся Татьяна Марковна приходит к внучке чтобы… просить прощения! «Он велит смириться, – говорила старуха, указывая на небо…» Оказывается, в ее жизни была подобная тайная история, которую бабушка не исповедала в церкви и за которую, по строгим христианским понятиям, несет теперь заслуженную кару: Я думала, грех мой забыт, прощен. Я молчала и казалась праведной людям: неправда! внутри таился неомытый грех! Вот он где вышел наружу – в твоем грехе! Бог покарал меня в нем…» Пережитые страдания и пример бабушки указали внучке новый путь: «Стало быть, ей, Вере, надо быть бабушкой в свою очередь, отдать всю жизнь другим, и путем долга, нескончаемых жертв и труда, начать «новую» жизнь», не похожую на ту, что стащила ее на дно обрыва , любить людей, правду, добро…»

Еще один урок вынесла гордая Вера со дна обрыва. Оказывается, нет ничего постыдного в том, чтобы в трудной жизненной ситуации обратиться за помощью к тем, кто любит тебя и кто более опытен: «Прежде она дарила доверие, как будто из милости. Теперь она шла искать помощи , почуя рядом силу сильнее своей и мудрость мудрее своей самолюбивой воли… В решительные и роковые минуты Вера пойдет к бабушке, пошлет за Тушиным, постучится в комнату брата Бориса». Так и поступает она, получив от Марка письма с требованием свидания. Теперь, когда он и его идеи ей отвратительны, Волохов продолжает видеть в страданиях девушки глупое следствие глупой бабушкиной морали. И задумывает ей бросить, как подачку, согласие на церковный брак.

«…Когда у вас загремит гроза, Вера Васильевна, – спасайтесь за Волгу, в лес: там живет медведь, который вам послужит… как в сказках сказывают» – пообещал когда-то Иван Иванович. «Хорошо, буду помнить! и когда меня, как в сказке, будет уносить какой-нибудь колдун – я сейчас за вами!», – согласилась, не без иронии, Вера. Теперь сказочный сюжет разворачивается в реальности. Тушину предстоит доказать правду обещаний, пойти на встречу с ненавистным Волоховым и действовать во благо любимой женщины, даже если у самого сердце разрывается от боли.

В конце романа Гончаров оставляет шанс на возрождение и Марку. После неудачного свидания с соперником он начинает делать то, чего всегда избегал – критически осмысливать свои убеждения и судить не общество, а самого себя. «Из логики и честности, – говорило ему отрезвившееся от пьяного самолюбия сознание, – ты сделал две ширмы, чтоб укрываться за них с своей “новой силой». «Волком» звала она тебя , теперь к хищничеству волка, в памяти у ней останется ловкость лисы, злость на все лающей собаки, и не останется никакого следа – о человеке!» Марк обрывает старое, резко меняет свою жизнь – уезжает из города, с тем чтобы впоследствии ехать сражаться на Кавказ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: