«Воспитание — великое дело им решается участь человека…» (По роману Гончарова «Обломов»): сочинение

Сочинение на тему проблема воспитания в романе обломов

Воспитанию принадлежит определяющая роль в формировании характера человека, его склонностей. Именно в детстве и юности закладываются основы нравственных качеств, отношение к труду, в родительском доме человек видит образец, которому следует при создании собственной семьи.

Стремясь нарисовать яркие, жизненные образы героев, русские писатели описывают детские годы своих персонажей, воспитание и образование. Узнавая об этом, читатель яснее понимает психологию героя, мотивы его поступков.

Жизнь в Обломовке

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова, в читательском восприятии является воплощением бездействия, пассивности, лени. В главе «Сон Обломова» писатель изображает детство героя. Именно с тех лет берут начало взгляды, склонности Ильи Ильича.

Герой видит во сне мир идиллии, которого не касаются житейские бури, где ничто не нарушает раз и навсегда заведенного жизненного уклада. Это край, где верят в самые невероятные мифы, где не пытаются вдуматься в смысл происходящего вокруг. И хозяева, и слуги живут в полном согласии и доверии, а к Ильюше все относятся как к самой большой драгоценности. Здесь отсчитывают время по церковным праздникам, соблюдают старинные традиции, верят приметам, редко принимают гостей. Это родительский дом Ильи Ильича, место, где прошли его годы детства, где он получил первые жизненные впечатления.

Какие лучшие, светлые качества были сформированы родительским воспитанием и какие пороки Обломова родом из детства? Попробуем разобраться.


Детство Обломова

Именно ранние годы в развитии человека влияют на формирование характера, закладывают основные, базовые понятия о мире и предопределяют будущее. Родом Илья Ильич из фамильного имения Обломовки, вдалеке от всех городов и деревень. Некое замкнутое пространство, очень редко его границы кто-то нарушал: слишком уж далеко оно находилось.

Можно сказать, что жители Обломовки находились в изоляции от всего остального мира. История этого поселения когда-то была славной: оно имело свои народные промыслы. Но в силу определенных причин искусство изготовления холстов и пивоварение быстро забылись. Из-за лени, неумения и нежелания вести дела владельцев имения когда-то славная, перспективная деревня пришла в упадок. Оттуда даже начали сбегать крепостные, потому что хозяева ни за чем не следили и довели крестьян до обнищания.

Обломовка стала бедной, неаккуратной и отсталой деревней. Поколения помещиков сменяли друг друга, но относились к ведению дел халатно, не развивали свое имение, не вникали в хозяйственные вопросы, не стремились сделать жизнь крестьян лучше. Что говорить об условиях, в которых трудились крепостные, если сам господский дом покосился со временем и никто не желал его привести в порядок? Однако для Ильи Ильича его родная деревня ассоциировалась с райским местом, где было всегда тихо и умиротворенно.

Жизнь в Обломовке текла медленно, неспешно, тихо. Это статичное состояние, лишенное всякого движения, ничего не нарушало: в деревне не случалось чего-то необычного, жители не испытывали потрясений, они могли находиться в своих грезах и мечтать. Все так боялись нарушить свое спокойствие, что даже редкие письма читали далеко не сразу: страшно было получить дурную новость, которая могла эмоционально потрясти и испортить настроение.

Такая неспешность, статичность, отсутствие тревог и серьезных бед — это то состояние, к которому во взрослой жизни продолжал стремиться Обломов.

После отъезда из деревни Илья Ильич в своих снах и каждодневных раздумьях на диване в съемной городской квартире возвращался обратно в родовое имение, где он жил, как в идеальное место, близкое к раю на земле.

Положительные стороны воспитания Обломова

  • В детстве и юности Ильюша был окружен материнской любовью и лаской. Он чувствовал себя любимым и самым нужным, на заботах о нем сосредотачивались усилия родных и многочисленных нянек и слуг. Это сформировало тесную эмоциональную связь с матушкой, которая так важна для ребенка.
  • Близкие особенно заботятся и пекутся о здоровье ребенка. Ради сохранения и поддержания хорошего самочувствия Ильи Ильича родители готовы жертвовать его учебными занятиями.
  • Родители стремятся дать Илье Ильичу достойное образование. В семье понимают, что дворянин должен быть грамотным, умным человеком, обладающим определенным кругом знаний.
  • Семейная среда, тепло и любовь в отношениях становятся для Обломова примером, идеалом семейной жизни. Именно так, неторопливо, в полном согласии, в совместных хлопотах по хозяйству, и должна, по мнению Ильи Ильича, проходить жизнь супругов. К такому идеалу семейной жизни приходит затем Обломов в доме Агафьи Пшеницыной.
  • Любое воспитание ставит своей целью формирование достойного члена общества, представителя определенной социальной среды. Те привычки и тот образ жизни, которые возникли у Обломова в родительском доме, можно сказать, были типичны для поместного дворянства XIX века. Точно так же, как и родители Обломова, тысячи русских помещиков чуждались труда, проводили дни в безделье и застольях, не имели никаких интеллектуальных, духовных интересов.

Жизнь в квартире

Отношение Обломова к окружающему не назовешь здоровым: мир и покой были только в родном имении, все остальное пространство было пугающим, непонятным и враждебным.

Поэтому герой, вынужденный уехать из родного дома, укрылся от всех в своей съемной квартире. Это был некий островок спокойствия. Из этого мирка его было сложно вытащить, потому что Обломов опасался всякого действия, незнакомого пространства, других людей.

Его любимое занятие — лежание на диване и погружение то в сон, где вспоминалась Обломовка, то в бесплодные мечты, то в невыполнимые планы на день. Хоть сердцу Ильи Ильича была очень дорога родная деревня, он все равно после смерти отца так и не смог вести дела. Поселившись в квартире и спрятавшись в ней ото всех, Обломов не хотел нарушать привычный уклад жизни, посещать имение, разбираться в хозяйственных вопросах.

Недостатки в воспитании Обломова

Недостатки в воспитании Обломова являются обратной стороной тех самых лучших побуждений, которыми руководствуются его родители.

  • В атмосфере мертвого покоя, апатии не могут раскрыться заложенные в ребенке способности и таланты, угасает даже интерес к жизни, жажда познания. От многого его ограждают, чем-то пугают, и постепенно он всё больше погружается в то царство сна, бездействия, лени, в котором проводят свои дни взрослые.
  • Существенным недостатком в воспитании мальчика является отсутствие мужского, отцовского вклада в этот процесс. Хотя отец изображен в романе, но он не оказывает влияния на ребенка. Когда Илья Ильич еще мал, он видит отца в его кабинете, занятого какими-то делами. Но и потом, в возрасте 13-14 лет, Илья Ильич не может научиться у отца каким-то мужским качествам: выносливости, решительности, ответственности в принятии решений.
  • Лень, неумение и нежелание вникать в вопросы хозяйства приводят к тому, что Обломов не умеет вести дела как помещик, легко попадается на удочку мошенников и обманщиков. Родители не дали ему хотя бы азы экономических знаний, не научили перепроверять счета и налоги. Без помощи своего товарища Штольца Обломов был бы разорен.
  • С детства в ребенке закладывается представление о том, что труд – это наказание. Его желания предугадывают и мгновенно исполняют, ему не позволяют приложить ни малейшего усилия к достижению чего бы то ни было. Так вырастает человек с сознанием того, что все окружающие просто обязаны избавлять его от любых неудобств или трудностей, что максимальный комфорт, достаток закреплены за ним уже по праву рождения. В этом истоки паразитизма Обломова.
  • Чудесные сказки и волшебные истории, рассказанные няней, не просто формируют мечтательность Обломова, некоторую поэтичность его натуры, но и закладывают в нем представление о том, что прекрасному герою легко покорятся любые преграды и можно беспечно жить в праздности и довольстве, мечтая о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Став уже взрослым, Обломов продолжает сожалеть о том, почему в жизни всё не достается так же легко, как в сказках.
  • К недостаткам воспитания героя можно отнести и тот факт, что с детских лет не была заложена привычка к чтению. Отец Ильи Ильича иногда в минуты досуга брал в руки книгу, но нельзя сказать, чтобы она увлекала его. Пример родителей повлиял и на ребенка: учение Ильюша считает мукой, ни к какой науке интереса не проявляет, не читает книг.
  • С одной стороны, родители Обломова заботятся о здоровье сына, с другой – здоровье они понимают только как сытные обеды и долгий сон и радуются, когда приехавший из пансиона домой сын за время каникул располнел. Ограничивая физическую активность ребенка и перекармливая его, они отнюдь не способствуют его здоровому росту.
Читайте также:
Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

Эссе по теме: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

В.Г. Белинский.

Современные дети живут в очень ярком, многогранном, стремительном и быстро изменяющемся мире, в мире, в котором внешняя красота, к сожалению, часто бывает важнее богатого внутреннего мира. И то, какими станут эти дети в будущем – людьми с большой буквы «Л» или «людьми в кавычках», зависит от родителей, воспитателей и учителей.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», — сказал В.Г. Белинский. И это действительно так. Воспитывать детей начинают их родители, бабушки, дедушки, продолжают — воспитатели детского сада, школьные учителя и, конечно же, «Жизнь» — самый опытный и порой суровый воспитатель.

Детский сад для детей – это мир красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества, при условии, что таковым его сделает воспитатель – царица, фея, добрая волшебница в этом мире. Она несет добро и краски, но вместе с тем и основные навыки жизни в социуме. А продолжить эту сказку должен учитель начальной школы, ведь именно от того, насколько плавно и безболезненно он перейдет в «Мир науки», как он будет чувствовать себя, приходя в первый класс, что ребенок будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов сказал: «Педагог, не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как учится ученик». На протяжении всей школьной жизни учитель и воспитатель в одном лице сопровождает каждого ребенка: дает знания по своему предмету, навыки общения, учит правилам поведения, советует, заботится о каждом, сетует, ведь иначе он не может. Это не только его работа — для хорошего, истинного учителя, для которого профессия педагог – призвание, это «состояние души». Мы учим не только словом, но и делом, своими поступками, внешним видом и самим образом жизни. Все дети разные. Если сравнивать их с цветами, как делал В.А. Сухомлинский, то некоторые из них нежные, бархатистые фиалки, приятные и мягкие, но эти цветы не любят яркого солнечного света, так и подобные дети – послушные, прилежные в учебе, но яркими, неординарными личностями им никогда не быть. Есть розы – яркие, благоухающие, красивые, но, конечно же, с шипами. Этих детей может ждать успех в учебе и в жизни, но при их воспитании не раз поранишься «их шипами». И, конечно же, есть кактусы, дети сложные, порой невыносимые по характеру, лентяи, «задиры» и «драчуны». Но даже кактус может цвести, и когда после неимоверных усилий педагога «зацветают» такие дети, сколько радости это приносит учителю, и какое удовлетворение он получает от своего, пусть тяжелого труда.

Несомненно, учитель, воспитатель играет ведущую роль в формировании следующих поколений, в связи прошлого с будущим, но какими бы ни были наши ученики, все они в свое время уйдут от нас во взрослую жизнь, и нам очень хочется, чтобы они крепко «встали на ноги» и стали людьми с большой буквы «Л», ведь, в конечном итоге, как сказал Эрнест Легуве «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Помните эпизод из жизни ученика Пушкина и учителя Жуковского?! Поэма «Руслан и Людмила» была завершена. Пушкин прочел ее вслух Жуковскому. Тот слушал, как всегда, внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет, рисованный Кипренским, и написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя…» Что может быть прекраснее для учителя?! Ничего! Не правда ли?!

Читайте также:
Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Обломов: сочинение

Воспитание великое дело им решается участь человека По роману Гончарова Обломов

Высказывание В. Г. Белинского о том, что воспитанием «решается участь человека», можно отнести к Илье Ильичу Обломову и Андрею Ивановичу Штольцу — главным героям романа И.А. Гончарова «Обломов». Казалось бы, эти люди, принадлежащие к одному и тому же классу, среде, времени, должны иметь одинаковые стремления, мировоззрения, образы жизни. Но почему тогда, читая роман, мы замечаем в Обломове и Штольце больше различий, чем схожих черт? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истокам формирования личностей этих двух персонажей.

Детству Илюши посвящена первая глава произведения, которую сам Гончаров назвал «увертюрой всего романа». Именно во «Сне Обломова» кроется разгадка характера Ильи Ильича, апатичного, ленивого, бездействующего человека, привыкшего жить за счет труда своих крепостных крестьян. Как же и в каких условиях сформировался такой характер? Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, ничегонеделания и полного безупречного спокойствия. Иногда, правда, тихое течение бытия нарушалось «болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом», который для обитателей Обломовки считался наказанием (наложенным «еще на праотцев наших») и от которого при первой же возможности они избавлялись. Поэтому Илюше, ловкому, подвижному ребенку, запрещали выполнять какую-либо работу по дому («А слуги на что?»). И не только это: все его стремления к самостоятельности пресекались дружными криками родителей и няньки, которые не давали ребенку и шагу ступить без присмотра из боязни, что мальчик расшибется или простудится. Активность, заинтересованность окружающим миром — все это порицается взрослыми, не разрешавшими бегать, прыгать и резвиться на улице, что так необходимо каждому ребенку для полноценного развития. Поэтому «ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». А вместо активности Илюше прививали любовь к хорошей еде и крепкому послеобеденному сну — «истинному подобию смерти», как сказано о нем в романе. Идеал бездействия подкреплялся также нянькиными сказками о «Емеле-дурачке», который от волшебной щуки получал различные дары, ничего при этом не делая. «Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка?» — будет впоследствии, лежа на своем знаменитом диване, грустить Илья Ильич Обломов. Образованием родители старались Илюшу не обременять, считая, что терять здоровье и пропускать праздники ради учебы не стоит. Поэтому при каждом удобном случае они не пускали ребенка на занятия. Вскоре и сам Илюша понял, что такое размеренное и вялое существование ему по душе. Его устраивало, что за него все делают слуги, что ему ни о чем не надо волноваться и беспокоиться. Так детство Илюши плавно перетекло во взрослую жизнь, в которой мало что изменилось. В глазах Обломова все его существование по-прежнему разделялось на две половины: «одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Няню сменил Захар, Обломовку — Выборгская улица Петербурга. Обломов настолько боялся какой-либо деятельности, его так пугали всякие перемены в жизни, что даже мечта о большой любви не в силах была вывести его из апатии. «Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!» Поэтому и совместная жизнь с Пшеницыной его устроила, так как она стала продолжением жизни в Обломовке.

Андрей Иванович Штольц — полная противоположность Обломову. Воспитывался он в небогатой семье. Отец его был обрусевшим немцем, мать — русской дворянкой. Отец обучил сына всем практическим наукам, немецкому языку. Он рано заставил Андрея работать, был с ним по-бюргерски строг и требователен. Поэтому в Штольце уже в юном возрасте выработался серьезный взгляд на жизнь, прагматичность, а повседневный труд стал для него необходимостью, частью его жизни. Деятельность и энергичность помогли Штольцу сделать карьеру, добиться тех высот, о которых он мечтал. Он сумел правильно распорядиться своей жизнью и заложенными в нем природой способностями.

Обломов и Штольц — люди с разными характерами и мировоззрениями, а следовательно, и с разными судьбами. Деятельный Штольц пытался «донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно», а мягкий и апатичный Обломов ленился даже встать с дивана и выйти из комнаты, чтобы там убрались слуги. «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому злу…» — однажды спросила в тоске Ольга Обломова. «Есть, — сказал он чуть слышно, — обломовщина!». Известный критик Н. А. Добролюбов также считал виной всех бед Обломова «обломовщину», то есть ту среду, в которой вырос главный герой: — «сказалось новое слово нашего общественного развития… Слово это — «обломовщина»; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни».

Как мы видим, характер, мировоззрение и образ жизни каждого человека формируются еще в детстве. Родители, учителя, среда, в которой растет ребенок, — все это влияет на становление личности. Если с детства ребенка не приучать к самостоятельности, к труду, не показывать на собственном примере, что каждый день нужно делать что-то полезное и не тратить его впустую, тогда и нечего потом удивляться, что он вырос ленивым и безвольным человеком, так похожим на Обломова из одноименного романа Гончарова.

«Воспитание – великое дело им решается участь человека…» (В Г Белинский) (По роману И А Гончарова «Обломов»)

Недавно я прочитала роман И. А. Гончарова «Обломов». Нахожу в себе черты его главного героя. Я думала, что это просто лень, а оказалось, что это «обломовщина».

Читайте также:
Штольц Андрей Иванович — один из главных героев: сочинение

Действительно, так хочется пролежать весь день на диване, ничего не делать, только думать и смотреть телевизор. Я нашла в произведении «Обломов» замечательную фразу, объясняющую «обломовщину» как явление: «…отец его (Обломова) никогда не искал дополнительного способа подзаработать и считал это грехом».

Вообще, я думаю, что лень для меня – это хроническое заболевание, и говорить о тех неприятностях, которые у меня возникают в связи с ленью, можно бесконечно. Начиная с того, что мне иногда лень встать, чтобы поужинать.

Но лень – явление не всегда плохое, потому что она очень хорошо сортирует все события в нашей жизни и выделяет самые важные: мне иногда лень ходить в школу, иногда лень смотреть телевизор, но иногда бывает совершенно не лень почитать книгу – вот это для меня важнее. И поэтому лень, по моему мнению, как индикатор того, нужно мне что либо в жизни или нет. Например, если мне лень делать какую то неинтересную работу, то, значит, она мне просто не подходит, если мне лень встречаться с какими то людьми, значит, они мне неинтересны и, скорее всего, в моей жизни не будут полезны.

Несмотря на склонность Обломова к лени, безделью, его довольно часто посещают знакомые: Судьбинский, Волков, литератор Пенкин, земляк Обломова Михей Андреевич Тарантьев. Возможно, эти эпизодические герои понадобились автору для того, чтобы продемонстрировать различные варианты так называемой деятельной жизни, а также показать способность Обломова ясно и точно оценивать людей. Так, слушая рассказы Волкова о светских развлечениях, Илья Ильич думает: «И это жизнь. Где же тут человек?» Судьбинский вызывает в нем искреннее недоумение; по мнению главного героя, тот «и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А будет со временем ворочать делами и чинов нахватает».

Почти все дни главный герой романа проводит время, лежа на диване и ничего не делая. Голова его забита проблемами, связанными с деревней. Однако даже эти вопросы Илья Ильич не может и не хочет решать сам, обращаясь каждый раз за помощью к тем, кто к нему заходит, будь то Тарантьев, который старается вытянуть из Обломова деньги, или Волков, которого совсем не интересуют проблемы главного героя. Искренне любил Обломов только Андрея Ивановича Штольца и верил ему.

Лучший друг Обломова – Андрей Штольц, общительный, невероятно трудолюбивый и любознательный человек, никогда не сидящий долго на одном месте. В общем, Штольц – антипод главного героя, полная противоположность Обломова. Отец его был немец, а мать – русская. Образованием Андрея занимался отец. Автор сообщает читателям об образовании и воспитании героя: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Штольц энергичен, постоянно в движении, многого добивается в жизни. Он занят делом, состоятелен. Именно он, а не Илья Обломов становится мужем Ольги Ильинской. Но этот полунемец, на мой взгляд, неприятен читателю, потому что он лишен мечты и живого воображения. Его воспитание делает из него бездушную машину, действующую по плану, не задумывающуюся о чувствах и переживаниях других. Штольцу не дано понять глубокую и мечтательную русскую душу Обломова.

Для Ильи Ильича лежание

В детстве Илья был живым и избалованным мальчиком. Он убегал от няни к оврагу. Повзрослев, герой в душе остается избалованным ребенком, но он перестает интересоваться жизнью. Если рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира, описанное в главе «Сон Обломова», можно сделать вывод, что то, что находилось «до оврага», называлось своим, хорошим и правильным, а то, что «за оврагом», – опасным и страшным. Илья Ильич, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире, поэтому Петербург для него – место «за оврагом». Петербург – полная противоположность Обломовки. Петербург – суета городской столичной жизни, а Обломовка – тихая, сонная, застойная жизнь.

Сон Обломова переносит нас, читателей, в его детство. Оно прошло в тихом безмятежном раю – Обломовке. Родители и няня рассказывали мальчику сказки о молочных реках, сладкой жизни, но в действительности оказалось все совсем не так. Неподготовленность к жизни этого персонажа, ставшего нарицательным, – часть того явления, которое и называют «обломовщиной».

Главный герой романа И. А. Гончарова предпочитал тихую, застойную жизнь. Во сне Илья видит, как быстро проходит вся его скучная жизнь. Жизнь его – это сон.

Обломов – человек с чистым сердцем, чувствительный и мечтательный. Отрицательная сторона характера главного героя – это лень, которая привита ему с детства. То, что свойственно человеку с детства, трудно перебороть в дальнейшем. Весь этот набор характеристик истинно русского человека, неспособного реализовать свои способности и таланты, автор характеризует емким словом «обломовщина». Это слово становится понятным только после того, как прочитаешь весь роман, осмыслишь всю жизнь героя. Читатель, как мне кажется, испытывает сочувствие к Обломову, жалеет его. Но жизнь героя, его лень, нежелание принимать ответственные решения – урок для каждого человека, лелеющего в себе «обломовщину».

Это произведение напомнило мне рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». Обломов и Беликов очень похожи, они оба отгораживают себя от остального мира, только один – ленью, а второй – всевозможными «футлярами». Оба эти персонажа по своему несчастны.

Мне кажется, что «обломовщина» свойственна всем людям, настроенным философски, потому что данное явление – это не только лежание на диване, плевание в потолок, это стиль жизни. Я думаю, каждый из нас должен признавать, что вот в данный момент я бездельничаю, а не изображать видимости работы. Мне кажется, лень – это удовольствие, которое мы получаем, то есть то, что мы делаем не для других, не «для хлеба насущного», а для себя.

Читайте также:
Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова: сочинение

Не хочу, чтобы лень в моей жизни сыграла решающую роль. Уже сейчас я стою перед выбором, чем заняться в жизни, в какое высшее учебное заведение поступать. Я не люблю математику, химию, физику, я люблю читать, рассуждать, выражать свои мысли и боюсь, что это пагубно скажется на выборе профессии. Ведь проще простого выбрать «удобный» институт без технических наук, зато потом может получиться так, что придется всю жизнь ходить, как на каторгу, на нелюбимую работу.

Вокруг нас – реальная жизнь, которая далеко не всегда устроена для нашего удовольствия и к нашим услугам. Там нужно что то доказывать, чего то добиваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь.

Воспитание – великое дело, потому что в детстве складываются привычки человека, его умение достигать поставленных целей и его общее философское понимание смысла жизни.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Духовная культура рассуждение
    Как известно, духовная культура является знаниями человечества за всю истории, которые находятся в книгах. Духовная сфера жизни общества включает науку, искусство, мораль и другие, все это относится к понятию духовная культура.
  • Сочинение на тему Лики любви
    Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.
  • Сочинение Трагедия Самсона Вырина (7 класс)
    Весь гений таланта А.С. Пушкина заключается в том, что, освещая в своих произведениях всю полноту трагизма и незащищенности люда без титулов и чинов, писатель делает их ближе для нашего восприятия и понимания, как личностей.
  • Сочинение Почему Печорин одинок и несчастлив?
    Печорин является особенным человеком, который не похож на других. А ведь каждый человек индивидуален, и наш главный герой к ним относится. Кроме этого у него есть много особенностей, которые имеются только у него. 70 слов, 200 слов
  • Про войну

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Читайте также:
Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв»: сочинение

Эссе «Воспитание великое дело»

Добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем

«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека»

Воспитатель… Значение этого слова многогранно. Каждый понимает его по-разному. Это имя для меня связано со звонкими детскими голосами, пытливыми озорными глазами, олицетворяющими мир детства – такой далекий и такой близкий.

Весь образ жизни – в этом кратком слове,

Судьбу мы добровольно избираем.

И год за годом мы себя готовим

Жить, знания свои передавая.

Всю свою жизнь воспитатель незримо идет рядом с детьми, во всем хорошем, что они делают, есть частица его труда.

Воспитатель – связующая нить между прошлым и будущим. След человека – не только посаженные деревья и построенные дома. Все, что с тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передавая из поколения в поколение, как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения моя профессия – профессия счастливого человека.

Воспитатель должен быть немного волшебником. Вы скажете, почему волшебником? Наверно, нет ни одного ребенка, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал.

Юные души жаждут сказки, чуда, открытия. Они широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового и ждут чудес. Я не ставлю границ между собой и детьми, и к себе порою бываю еще строже, чем к ним. Ведь чтобы научить детей искренности, чуткости, доброте, надо самой нести в себе эти качества. Этим объясняются удивительно доверительные отношения, которые складываются с моими детьми. Я стараюсь наполнить душу маленького человечка светом разума и добра, потому что «добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем». Приходя в детский сад, ребенок хочет творить, изобретать, и как важно для меня не погасить эту искру самостоятельности, а разжечь пламя.

Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество – это чудесная страна и если я помогу ребенку войти в нее и научу чувствовать себя там, как дома, значит сделаю жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Я, воспитатель, стараюсь тонко чувствовать своих детей, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Насколько должен доверять маленький человек мне, своему наставнику, чтобы рядом с ним оставаться самим собой. Для меня очень важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению.

Я знаю, как дети любят мои занятия, как с нетерпением ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. И я с огромным интересом наблюдаю за их развитием, успехами и маленькими победами. Дети доверяют мне потому, что я никогда не скажу в их адрес злого и обидного слова, не буду критиковать их работу, а только помогу, посоветую.

Во время занятия я стараюсь создать детям особую обстановку, в ней царит особый дух – дух детства, радости, добра, красоты, творчества.

Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой, спокойной, скромной и неброской – вот одна из моих задач.

Я учу детей воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни.

Воспитатель занимает в жизни ребенка особое место. Авторитет его признается безоговорочно. И каждый раз, когда во время игры слышу: «А я буду Татьяной Владимировной…», у меня, как у ребенка, что-то переворачивается в душе. Значит, я на правильном пути, но останавливаться на достигнутом нельзя, не случайно изречение: «Тот, кто перестал учиться, не имеет право учить!». Чтобы творить волшебство, надо совершенствовать свои знания. Жизнь меняется, меняемся и мы. Неизменными останутся лишь основные ценности, вечные и неизменные: Честность, Доброта, Любовь, Справедливость.

Роль воспитания в романе «Обломов»

В наше время в 21 веке родители воспитывают своих детей по-разному. Они думают, что воспитывать своих детей так де, как и воспитывали их, это правильно. Но не всегда это так. Некоторые воспитывают их как нравственных, добрых, чутких, чувствительных, но некоторые уделяют совсем мало времени своим детям, и тогда они вырастают безнравственными, черствыми, злыми. Не только от родителей зависит каким ребенок станет в будущем, но и от окружающих его людей, от него самого.

К концу своей жизни важно не стать «роботом». Быть всегда рациональным, постоянно быть в движении и тратить ни одной минуты зря, но и иногда лениться. Всегда нужно оставаться нравственным. Каким ты станешь, таким тебя и запомнят. И главный вопрос: «Каким не стать к концу своей жизни».

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» всё закручено вокруг воспитания и судьбах поколения, ищущего своё место в обществе. В детстве родители должны суметь дать ребёнку всё: сччастье, любовь, внимание, теплоту души. На примере Штольца Андрея Ивановича и Обломова Ильи Ильича можно проследить различия между их воспитанием. Ну и начнём. Штольц, его воспитывал отец — немец. У немцев принято с ранних лет приучать детей к самостоятельности. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Читайте также:
Мечтательность как причина деградации Обломова: сочинение

Отец Штольца воспитывал его как полагается: подъём в шесть утра, ежедневная зарядка, не разрешал матери «сюсюкаться» с ним и уже в десять лет он стал самостоятельным, когда Андрей с Ильёй пришли на завод с отцом Штольца, Андрей сразу же получил от него задание побыть «за главного», с этим маленький Андрюша справился получше любого взрослого. Воспитание Обломова же совсем отличается от воспитания Штольца. Обломова же совсем отличается от воспитания Штольца. Обломова любили всей душой, нет, но Штольца тоже любили, своеобразной любовью, вокруг Ильи всегда было спокойствие, размеренность. Послеобеденный сон полностью показывал атмосферу деревни Обломовки. Его воспитывали мягким, безвольным, ленивым человеком, душа которого чиста как стекло, благородного и нежного, меланхолика. Но во взрослой жизни героев это всё сказалось на их характере. Обломов всё так же мягок, нежен, чистен душой. Штольц же рационален, постоянно в движении, рассудителен, никогда не тратил времени впустую, из всего старается извлечь выгоду. Думаете и сейчас, в 21 веке нет «Штольцев»? Конечно же есть! И не мало! В художественной литературе так же есть примеры таких людей. Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя Чичиков в какой — то степени является «Штольцем»: хитёр, расчётлив, рассудителен, упорный, всегда добивается своей цели.

В заключении не хотелось бы оставлять без ответа вопрос из вступления: «Каким человеком не стать к концу своей жизни?». На протяжении всей жизни нужно оставаться нравственным человеком. Если эти качества будут утеряны, то такой человек обречён на вечное скитание по жизни в безуспешном поиске настоящего счастья, любви, семьи. Такой как Штольц человек — яркий этому пример. Жить с такими убеждениями нельзя, у каждого есть своё мнение, а если такой человек будет указывать людям, что им делать, против их воли, то это уже будет рабство.

Сочинение Тема любви в романе Обломов Гончарова

Тема любви в романе «Обломов» занимает особое место. Гончаров показывает читателям, какой разной и многогранной может быть любовь. Наделяя способностью любить, автор раскрывает натуру каждого героя. И каждый видит это чувство по-своему, исходя из свойств характера: для кого-то любовь есть не что иное, как дружба, для кого-то она сродни материнским чувствам, или лежит где-то в области фантазий.

Отношения Ильи и Ольги являются главной любовной линией романа. Обломов, погруженный в мир мечтаний, нарисовал для себя идеальный образ Ольги, в свою очередь и Ольга наделила Илью несуществующими положительными качествами. Между влюбленными есть общее – это романтичность, умение видеть прекрасное. Однако во всем остальном они разительно отличаются друг от друга. Отъезд в Петербург все расставляет на свои места. Ольга долго отказывалась признавать обреченность их союза на провал. Но когда Илья в очередной раз отсрочил свадьбу еще на год, Ольга поняла, что «обломовщина» в нем, никогда не даст бракосочетанию состояться. Старания девушки оказались тщетны, а совместной возвышенной мечтательности слишком мало для того, чтобы сделать любовь жизнеспособной. Не зря символом любви Ильи и Ольги стала весенняя цветущая веточка сирени, которая, не выдержав холодов, к осени отцветает.

Долгожданный покой Илья Ильич обретает с Агафьей Пшеницыной, хозяйкой квартиры. Агафья любила свой дом, была тихой, по-матерински заботливой и старалась во всем угодить Обломову. Для нее на первом месте всегда стоял комфорт и душевное спокойствие мужа. Нездоровый образ жизни, поддерживаемый Пшеницыной для Ильи, в конечном итоге, подтачивает его здоровье. И хотя он был действительно счастлив с ней, ее любовь к сожалению, только потакала пагубным привычкам Ильи Ильича.

Ольга после разрыва с Обломовым, была уверена в том, что человеку дается только одна любовь на всю жизнь. Но Андрей Штольц сумел ее переубедить, он доказал ей, что любовь может быть другой. Между Ольгой и Андреем много общего, к тому же, они друзья с детства. Штольц, воплощает собой идеал мужчины для Ольги. Но выйдя замуж за Андрея, она скучает по той романтичности, одухотворенности, которая была присуща Обломову. Ей не приходится менять Андрея, он вызывает у нее восхищение, и вместе они просто идеальная семья.

Каждый герой Гончарова обрел свое счастье, каждый нашел то, что искал в своей второй половине. Тема любви у Гончарова показывает саму суть многоликости великого чувства, помогает раскрыть сильные и слабые стороны героев.

2 вариант

Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе “Обломов” И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.

Ольга Ильинская и Обломов

Эта пара зарождается благодаря желанию Ольги Ильинской переменить Обломова, стать причиной, по которой он изменит свою жизнь. Героиня испытывает искренние чувства, но к сожалению её ожидания не оправдываются возлюбленным. В её глазах он – мечтательный человек, которому просто требуется помощь и поддержка, чтобы он принялся за дело. Однако Обломов – это зрелая, сформировавшаяся личность, для которой лень и апатия стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Даже во имя большой и искренней любви к Ольге Ильинской главный герой не готов идти на жертву своим спокойствием, поэтому их союз распадается.

Обломов и Агафья Пшеницына

Агафья Пшеницына – это простая женщина незнатного происхождения, в квартиру которой переселяется Обломов. Пусть главный герой так и не добрался до своей Обломовки, как он мечтал, но именно в доме Пшеницыной он обрёл всё то, чего ему не хватало. Спокойствие, царящее в доме, забота и уют, исходящие от хозяйки – всё это стало дополнительными условиями для развития в Обломове безделья и лени. Главный герой ведёт тихую жизнь, постепенно погибая от чрезмерной заботы, которую дарит ему возлюбленная, нарушая даже рекомендации врачей, но он безмерно счастлив с головой погрузиться в “Обломовщину”, о которой грезил всю свою жизнь.

Читайте также:
Человеческие типы в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Ольга Ильинская и Андрей Штольц

Союз, являющийся примером семейного счастья, построенного на дружбе. В Андрее Штольце Ольга Ильинская находит всё то, чего не сумела найти в Обломове. Практичность, трудолюбие, рационализм – важнейшие черты характера героя. В Андрее Штольце нет той мечтательности, поэтичного взгляда на мир, что были присущи главному герою романа, но и сама Ольга Ильинская оказывается человеком прагматичным, поэтому стабильность и уверенность, крепкая дружба, которую дарит ей Андрей Штольц, оказывается предпочтительнее мечтательности и лени Обломова, которого она бы так никогда и не сумела перевоспитать.

Таким образом, в жизни, и особенно в любви, очень важно делать правильный выбор. Бок о бок с надёжным человеком легче переживать жизненные неурядицы, делить горечь и счастье, непрестанно встречающиеся человеку на жизненном пути. Историями героев романа “Обломов” И.А.Гончаров стремится донести до нас, что живёт и процветает лишь тот союз, где влюбленные готовы идти на жертвы и уступки ради того, чтобы сохранить отношения и продлить свои чувства.

Рассуждение Любовь в романе Обломов

В романе” Обломов” автор пытается найти ответы на вечные вопросы. Одним из таких вопросов является чистая, настоящая, искренняя любовь.

Произведение пронизано любовной темой. В романе видно, какие изменения происходят с человеком, когда он влюбляется, как раскрываются положительные черты его характера. Любовь Ильи Ильича к Ольге помогает автору полностью раскрыть образ Обломова.

Но любовная тема здесь имеет и другое значение. Она противопоставляет двух героев. Два совершенно разных персонажа — Андрей Штольц и Илья Обломов проходят испытание любовью. Оба героя в определённый период были влюблены в Ольгу. Их влюблённость, симпатия помогают глубже раскрыть внутренний мир героев.

Всего в романе И. А. Гончарова “Обломов” присутствуют три любовные линии: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына. Но самой яркой линией становится любовь между Ольгой и Ильёй Обломовым. При их первой встречи можно было бы смело сказать, что у героев много общего: они искренние, добрые, мечтательные. Однако, были и серьёзные различия: Илья Ильич погряз в “Обломовщине”, он не хотел двигаться вперёд, а девушка же, наоборот, всегда стремилась к движению. Ольга смогла вывести Обломова из этого состояния, считая это своим долгом, но все было напрасно. Их любовь была возвышенная, чистая, яркая, но заранее обреченная на провал. Обломов хотя и вышел из состояния застоя, продолжал вести спокойную, размеренную жизнь, откладывать важные дела, мечтать. Девушка же на самом деле не любила героя, она лишь считала своим долгом, помочь выбраться Илье Ильичу из тяжёлого положения. Расставание героев наложило большой отпечаток на главного героя, он замкнулся в себе, впал в депрессию, вернулся к старому образу жизни — “Обломовщине”.

Совершенно другая любовь у Ольги и Штольц. История героев началась с дружбы, долгое время они были хорошими приятелями. Между ними было взаимопонимание, уважение друг к другу. Не странно, что после расставания с Обломовым Ольга нашла утешение именно в Штольце. Андрей был воплощением мечтаний Ольги об идеальном мужчине, у них были схожие взгляды на мир, интересы. Даже после свадьбы их отношения можно назвать дружескими. Ольга не смогла найти в Андрее тех душевных качеств, которые были В Илье: мечтательность, доброта, искренность, романтичность, беззаботность.

И. А. Гончаров показывает, что любовь может быть совершенно разной, но её объединяет одно — влюбленные люди меняются, раскрываются их самые чистые и светлые черты. Любовь — это прекрасное чувство!

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в произведении Обломов

Популярные сегодня темы

Что такое красота человека? Красота в гармонии, в эстетической удовлетворенности наблюдения за человеком. В наше время, индустрия красоты развита настолько сильно, что человека можно изменить до неузнаваемости

«Гроза» – пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права

Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.

Вполне вероятно, что каждый читатель хоть раз задавал себе вполне логичный вопрос: «Зачем понадобились Чичикову «мертвые души»?» Чтобы понять это, следует обратиться к истории. Все дело в переписи крестьян

Вырин был вдовцом, работал станционным смотрителем и являлся, по словам Александра Сергеевича, «сущим мучеником четырнадцатого класса», потому что путники постоянно бранили его за то

Две истории любви и два брака в романе обломов сочинение

Тема любви в романе «Обломов» занимает особое место. Гончаров показывает читателям, какой разной и многогранной может быть любовь. Наделяя способностью любить, автор раскрывает натуру каждого героя. И каждый видит это чувство по-своему, исходя из свойств характера: для кого-то любовь есть не что иное, как дружба, для кого-то она сродни материнским чувствам, или лежит где-то в области фантазий.

Отношения Ильи и Ольги являются главной любовной линией романа. Обломов, погруженный в мир мечтаний, нарисовал для себя идеальный образ Ольги, в свою очередь и Ольга наделила Илью несуществующими положительными качествами. Между влюбленными есть общее – это романтичность, умение видеть прекрасное. Однако во всем остальном они разительно отличаются друг от друга. Отъезд в Петербург все расставляет на свои места. Ольга долго отказывалась признавать обреченность их союза на провал. Но когда Илья в очередной раз отсрочил свадьбу еще на год, Ольга поняла, что «обломовщина» в нем, никогда не даст бракосочетанию состояться. Старания девушки оказались тщетны, а совместной возвышенной мечтательности слишком мало для того, чтобы сделать любовь жизнеспособной. Не зря символом любви Ильи и Ольги стала весенняя цветущая веточка сирени, которая, не выдержав холодов, к осени отцветает.

Долгожданный покой Илья Ильич обретает с Агафьей Пшеницыной, хозяйкой квартиры. Агафья любила свой дом, была тихой, по-матерински заботливой и старалась во всем угодить Обломову. Для нее на первом месте всегда стоял комфорт и душевное спокойствие мужа. Нездоровый образ жизни, поддерживаемый Пшеницыной для Ильи, в конечном итоге, подтачивает его здоровье. И хотя он был действительно счастлив с ней, ее любовь к сожалению, только потакала пагубным привычкам Ильи Ильича.

Читайте также:
Все мы в душе Обломовы: сочинение

Ольга после разрыва с Обломовым, была уверена в том, что человеку дается только одна любовь на всю жизнь. Но Андрей Штольц сумел ее переубедить, он доказал ей, что любовь может быть другой. Между Ольгой и Андреем много общего, к тому же, они друзья с детства. Штольц, воплощает собой идеал мужчины для Ольги. Но выйдя замуж за Андрея, она скучает по той романтичности, одухотворенности, которая была присуща Обломову. Ей не приходится менять Андрея, он вызывает у нее восхищение, и вместе они просто идеальная семья.

Каждый герой Гончарова обрел свое счастье, каждый нашел то, что искал в своей второй половине. Тема любви у Гончарова показывает саму суть многоликости великого чувства, помогает раскрыть сильные и слабые стороны героев.

Рассуждение Любовь в романе Обломов

В романе» Обломов» автор пытается найти ответы на вечные вопросы. Одним из таких вопросов является чистая, настоящая, искренняя любовь.

Произведение пронизано любовной темой. В романе видно, какие изменения происходят с человеком, когда он влюбляется, как раскрываются положительные черты его характера. Любовь Ильи Ильича к Ольге помогает автору полностью раскрыть образ Обломова.

Но любовная тема здесь имеет и другое значение. Она противопоставляет двух героев. Два совершенно разных персонажа — Андрей Штольц и Илья Обломов проходят испытание любовью. Оба героя в определённый период были влюблены в Ольгу. Их влюблённость, симпатия помогают глубже раскрыть внутренний мир героев.

Всего в романе И. А. Гончарова «Обломов» присутствуют три любовные линии: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына. Но самой яркой линией становится любовь между Ольгой и Ильёй Обломовым. При их первой встречи можно было бы смело сказать, что у героев много общего: они искренние, добрые, мечтательные. Однако, были и серьёзные различия: Илья Ильич погряз в «Обломовщине», он не хотел двигаться вперёд, а девушка же, наоборот, всегда стремилась к движению. Ольга смогла вывести Обломова из этого состояния, считая это своим долгом, но все было напрасно. Их любовь была возвышенная, чистая, яркая, но заранее обреченная на провал. Обломов хотя и вышел из состояния застоя, продолжал вести спокойную, размеренную жизнь, откладывать важные дела, мечтать. Девушка же на самом деле не любила героя, она лишь считала своим долгом, помочь выбраться Илье Ильичу из тяжёлого положения. Расставание героев наложило большой отпечаток на главного героя, он замкнулся в себе, впал в депрессию, вернулся к старому образу жизни — «Обломовщине».

Совершенно другая любовь у Ольги и Штольц. История героев началась с дружбы, долгое время они были хорошими приятелями. Между ними было взаимопонимание, уважение друг к другу. Не странно, что после расставания с Обломовым Ольга нашла утешение именно в Штольце. Андрей был воплощением мечтаний Ольги об идеальном мужчине, у них были схожие взгляды на мир, интересы. Даже после свадьбы их отношения можно назвать дружескими. Ольга не смогла найти в Андрее тех душевных качеств, которые были В Илье: мечтательность, доброта, искренность, романтичность, беззаботность.

И. А. Гончаров показывает, что любовь может быть совершенно разной, но её объединяет одно — влюбленные люди меняются, раскрываются их самые чистые и светлые черты. Любовь — это прекрасное чувство!

Сочинение на тему «Обломов» как роман о любви»

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» занимает достойное место в фонде классической русской литературы. Произведение поднимает важные социальные проблемы: проблемы «лишних людей», проблемы в разных моделях воспитания детей, проблемы «обломовщины» в России. Но не только о социальной стороне жизни нам повествует роман. Он обращает внимание и на неменее важную тему. Он говорит о любви, жертвенной, возвышающей, человеческой.

Автор, словно, задаёт нам вопросы: Важна ли любовь в жизни человека? Какой должна быть эта любовь? Может ли она нас спасти? На протяжении всего романа мы ищем ответы на поставленные вопросы, кто-то находит, кто-то нет. Ведь ответы не лежат на поверхности, они спрятаны в полотне из слов.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Но красной нитью, через все переплетения слов, через все мелькания эпитетов и метафор проходит тема любви. Мы видим, что любовь – это важное в жизни каждого человека, то, что будет всегда, то с чего начинается его жизнь, то, что помогает пережить все бури и горечи жизненного пути.

В романе мы можем увидеть множество проявлений любви. Это материнская любовь, матери Обломова, Пшеницыной к своим детям. Затем любовь Обломова и Ольги, любовь Агафьи и Обломова. И наконец, это христианская любовь к ближнему.

Начнём, пожалуй, с материнской любви. В романе чётко представлены две матери: самого главного героя и Агафья Пшеницына. Мать Ильи Ильича, навсегда останется светлым образом в душе героя. Она всегда была занята домашним хозяйством, заботилась о домочадцах и прежде всего об Илюшенке. Очень часто, заботясь о его здоровье, оставляла дома, не отправляла в пансион. Вот что думает о ней главный герой, встречая во сне

«…Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней…»

Материнская любовь также воплощается в образе Агафьи Пшеницыной. Она любит своих детей, заботится об их благополучии. Помня, что маленький Андрюшенька сын барина, она отдаёт его на воспитание к Штольцам, понимая, что не может маленький барин, расти среди простых людей. Женщина даже отказывается от жалования, оставляя всё сыну.

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Читайте также:
Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов: сочинение

Одной из самых спорных, на мой взгляд, является любовь Обломова и Ольги. Многие, как например, Дружинин, считают их любовь одним из обворожительных эпизодов в русской литературе. Кто-то, например И. Анненский, считает, что чувство было мимолётным, я тоже присоединяюсь к мнению этого критика. На мой взгляд, их любовь была летним лёгким романом. Им нравилось проводить время в компании друг друга. Ольга была для главного героя идеалом гармонии и грации, он для неё был человеком, из которого можно было получить идеал девичьих мечтаний. Да, несомненно, Илья Ильич менялся, участвовал в жизни, не спал после обеда. Вроде бы всё прекрасно, но на долго бы его хватило? Мне кажется, нет. Может пара лет, но после, он, отвыкший от такой суетной жизни, слёг бы с тяжёлой болезнью.

Ещё интересно, любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова (несмотря на прекрасное совпадение их инициалов), началась весной, а закончилась осенью. На мой взгляд, это лучший исход их истории. Пусть к их расставанию привели множество причин: это и нежелание Обломова брать ответственность за семью и общественные толки, и, на мой взгляд, большая разница в возрасте. (Обломову – тридцать два, а Ольги нет и двадцати). Но они оба остались друг у друга светлым воспоминанием, не стали нежелательными и нелюбимыми супругами. Причём это девушка прекрасно понимает:

— Ты засыпал бы с каждым днем все глубже — не правда ли? А я? Ты видишь, какая я? Я не состареюсь, не устану жить никогда. А с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать рождества, потом масленицы, ездить в гости, танцевать и не думать ни о чем; ложились бы спать и благодарили бога, что день скоро прошел, а утром просыпались бы с желанием, чтоб сегодня походило на вчера… вот наше будущее — да? Разве это жизнь? Я зачахну, умру… за что, Илья? Будешь ли ты счастлив…

Следующей любовью стала простая мещанка Агафья Пшеницына. Её любовь – жертвенная, чистая, практически материнская, по отношению к Обломову. Он стал смыслом её жизни, его ежедневное благополучие стало целью женщины. Она просиживает ночи у его постели, закладывала всё ценное, что бы купить любимых продуктов Ильи Ильича, ограничивала себя и детей в удовольствиях, когда не хватало средств. После смерти главного героя, женщина стала тенью прежней себя, потому что исчез смысл жизни Агафьи.

«…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…»

В контексте романа нельзя забывать о христианской любви Обломова к людям. Он был способен поддержать и выслушать каждого. Был абсолютно бескорыстен и несколько наивен, что позволяло мошенникам легко его обмануть.

В заключении хочу сказать, роман «Обломов» история о жизни, и любовь неотъемлемая её часть, стержень и мотив всех поступков. Иван Гончаров показал множество видов любви, материнскую, жертвенную, христианскую. На мой взгляд, это произведение всё-таки о любви, пусть в нём много уделяется и социальным проблемам «обломовщины», но любовь является мотивом многих действий героев.

Два типа любви в романе И. Гончарова «Обломов»

«Обломов» — социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И. И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь. Проще говоря, не будь этих чувств, перед нами предстал бы совсем другой Обломов. Главный герой романа всю свою жизнь плывёт по течению, полное отсутствие красок и эмоций практически перестаёт его беспокоить. Даже любовь его охватывала всего несколько раз. Но эти несколько раз были совершенно разными. Единственное, что их связывало – это случайность и порыв, парализующий Обломова. Благодаря Штольцу, мечтатель Обломов знакомится с Ольгой Ильинской. С первых секунд знакомства Обломов заворожён ею, это явно подчёркивает автор: «… Но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. … Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Обломов наперекор всему и себя заметно начинает меняться, но внутри он этому весьма не рад, вскоре ему надоедает преодолевать трудности. Наш мечтатель, наконец, влюбился, влюбился, как мальчишка и эта самая влюблённость не даёт ему право стоять на месте. Чудный голос Ольги будоражил и окрылял Обломова, он помогал найти силы, чтобы жить и любить. Казалось бы, всё хорошо, но нет же, внутренняя трусость и слабость Обломова не даёт покоя ни ему, ни его возлюбленной. Противостояние рассудка и чувств вечным грузом лежат на плечах мечтателя. В своём письме он впервые раскрывается, пытается скинуть с плеч этот «вечный груз». Обломов пишет, что эти отношения были ошибкой, они слишком разные. А ведь Ольга по-настоящему полюбила Обломова, она желала изменить, расшевелить его всеми силами, довести его до собственного идеала. Эгоизм Ольги сыграл решающую роль в их отношения. Через некоторое время они были вынуждены расстаться, Ольга напоследок сказала такую фазу: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы сами. Я любила будущего Обломова!» Вот так и угасло пламя между Обломовым и Ольгой Ильинской. С самого детства за маленького Обломова всё решили: какой должна быть жизнь, чем заниматься, на кого равняться; ложные представления проявлялись в течение всей жизни. Всё это сказалось и по отношению к любви, к женским идеалам. Всю свою не яркую жизнь Обломов надеялся найти спутницу, которая была бы похожа на его мать. Именно свою мать он считал эталоном красоты, равновесия, спокойствия и всего того, чего ему так не хватало. Черты своей матери он искал в Ольге Ильинской, но так и не смог их разглядеть. Но в жизни Обломова появляется Агафья Матвеевна – именно она соответствует идеалу Обломова. Их отношения начинаются как бы невзначай. Они мало эмоциональны, вероятно, особых чувств и вовсе не было, а лишь дружеская привязанность. Но зато была неповторимая зависимость, особо остро она выражалась у Агафьи. Агафья была рабом настроения Обломова, когда он молчалив и мрачен, она становилась задумчивой и грустной. Она как мать вечно заботилась о нём, будь он болен или здоров. Агафья Матвеевна не была начитана, не знала языков, ей этого не нужно, хватало лишь Обломова и семьи, которая впоследствии образовалась. Этим самым она и зацепила И. И. Обломова, женившись, он совершенно не изменил своё отношение к ней, осталась всё та же дружеская привязанность, зависимость, но зато теперь он поистине нашёл тот материнский эталон, то спокойствие и умиротворённость – счастье, каким бы оно не было. Правильный ли выбор сделал Обломов? Быть может счастье он обрёл бы с молоденькой Ольгой, которая упорно желала изменить его? Судить мы не в силах, это его выбор, мечта, которая зародилась ещё в детстве. Несмотря на свою внутреннюю слабость и бездействие, Обломов смог материализовать свою самую главную фантазию – жениться, обрести семью, впасть в тишину и в вечный сон.

Читайте также:
Мечтательность как причина деградации Обломова: сочинение

Тема любви в романе «Обломов»

сочинение по литературе 10 класса

В романе «Обломов» И. А. Гончаров показывает разные типы любви – основанной на дружбе, корысти, обожании и собственных мечтах. Создание тонких образов любви, позволяет автору раскрыть самые неожиданные стороны жизни его персонажей, предоставляя читателю возможность самостоятельно анализировать их поступки.

Три обличья любви в романе

Иллюстрация к роману «Обломов»

Испытание любовью
Обломов и Ольга Ильинская
Ольга Ильинская и Андрей Штольц
Обломов и Агафья Пшеницына

И.А. Гончаров в романе «Обломов» изображает три любовные линии: Илья Обломов и Ольга Ильинская, Илья и Агафья Пшеницына, Андрей Штольц и Ольга. Герои по-разному видят жизнь, относятся к любви, у них несхожие цели, но одно их объединяет — умение любить.

Илья Обломов и Ольга Ильинская

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Илья Ильич Обломов — барин, который привык ничего не делать, жить по течению. Даже деятельный Штольц не смог вывести его из состояния апатии и бездействия. Однако когда Обломов знакомится с Ольгой, и чувство любви поселяется в его сердце, душа молодого дворянина оживает. Он полюбил ее за естественность натуры, за отсутствие лжи и жеманства. А Ольга мечтала разбудить его ото сна и возродить к новой счастливой жизни, но постепенно сама влюбилась в его доброту, мягкость и романтичность.

С течением времени Обломов приходит к выводу, что они с Ольгой люди совершенно не подходящие друг другу, что Ольга любит не его, а того, кого создала в своем воображении. К тому же, когда он начинает думать, сколько хлопот предстоит с подготовкой к свадьбе, он постепенно отдаляется от возлюбленной, предпочитая покой и одиночество. Ольга также начинает осознавать, что Обломов никогда не станет таким, о котором она грезит, поэтому их отношения заканчиваются разрывом. Окончание отношений вместо ожидаемого облегчения приносит Обломову душевную боль, и он окончательно теряет остатки жизненной активности.

Илья Обломов и Агафья Пшеницына

Илья Ильич погружается в объятия безделья и пустых фантазий. Хлопоты по обустройству его жизни берет на себя Агафья Матвеевна Пшеницына — хозяйка его квартиры. Она не понимает, что в Обломове вызвало в ней такое сильное чувство, но для него она готова жертвовать многим. Обломова привлекает в ней эта готовность все отдать за него, ее ненавязчивая забота. Постепенно он привыкает к ней, они женятся, и у них появляется сын Андрей. Когда Обломов умирает, Агафья Матвеевна отдает сына на воспитание Ольге Ильинской и Андрею. Она мечтает, чтобы ее сын воспитывался в той же среде, что и отец, и стал настоящим дворянином.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

После расставания с Обломовым, Ольга долго восстанавливает свои душевные силы. Она уезжает в Европу, чтобы отвлечься, и встречает там Андрея Штольца. Серьезная, обретшая жизненный опыт Ольга становится для него идеалом, о котором он грезил всю жизнь. Он открывается ей в своих чувствах. Ольга боится ответить ему взаимностью, так как уверена, что настоящая любовь в жизни встречается лишь однажды. Но Штольц утверждает, что Обломова она не любила, что ее чувства были лишь своеобразной репетицией к настоящему счастью.

Брак Ольги и Андрея напоминают мечтания Обломова: уютный дом на берегу моря, детский смех, совместное чтение газет и споры на всевозможные темы. Но Ольге словно чего-то не хватает, что заставляет ее двигаться вперед к совершенному счастью.

Выводы

Мне кажется, что автор не случайно так свел и развел всех этих людей. Скорее всего, надежды на светлое будущее он возлагает на Андрея — сына Обломова, которого воспитывают Ольга и Штольц. Именно в нем смогут воплотиться лучшие черты деятельности и духовности, что сделает его по-настоящему гармоничным человеком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: