Челкаш и Гаврила в рассказе 4: сочинение

Сочинение: Сравнительная характеристика Гаврилы и Челкаша (по рассказу «Челкаш», М. Горький)

Сюжет для произведения «Челкаш» был навеян автору горьким опытом. В 1891 году писатель после столкновения с разъяренной толпой, набросившейся на одну женщину, попал в больницу города Николаева. Там его соседом по палате стал бедняк, история которого надолго запомнилась будущему автору. Вспомнил Горький о ней уже в 1894 г., когда старший товарищ по творчеству – В. Г. Короленко – предложил создать что-нибудь для печати. Всего два дня потребовалось, чтобы воплотить задумку на бумаге. В 1895 г. широкая публика увидела «Челкаша» на страницах журнала «Русское богатство». Именно тогда и началась известность Горького как литератора. В этом рассказе контрастируют два образа — Челкаша и Гаврилы. Сравнительная характеристика поможет проанализировать эти образы и понять замысел автора.

Назван рассказ по имени главного героя – Григория Челкаша, искусного вора. Внешность выдает в нем человека, который со многим сталкивался на своем пути и многое знает.

«…он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой…»

Босяком Челкаш был не всегда. Он с благодарностью вспоминает родителей, достойную службу, которой гордился, милую веселую жену, но отречься от нынешнего существования не хочет. Он любит свободу, наслаждается окружающей его природой, воспринимает необходимость красть как обычную работу. Да он и сам прекрасно понимает, что в прошлое вернуться не сможет.

«Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах…»

Сохраняет Григорий и понятия о человечности. Он не прочь отдать полученные деньги случайному напарнику, потому что осознает, на что тот пойдет ради них. В отличие от Гаврилы, второго основного персонажа, он не жадный и не завистливый. И даже по-своему переживает за парня.

Юный подельник Челкаша поначалу кажется неплохим человеком. Долго не решается присоединиться к очевидно преступному делу, сомневается, даже хочет сбежать. Но его поведение быстро меняется, стоит заговорить о возможной крупной прибыли. Безобидные мечты о том, как он придет домой и устроит богатое хозяйство, сменяются желанием завладеть всей долей. Он унижается перед Челкашом, умоляя того отказаться от денег, и, в конце концов, нападает на него. Стычка заканчивается тем, что Григория ранят камнем в голову. Гаврила уходит, но вдруг возвращается и просит прощения. Пораженный подлым поступком, главный герой разочаровывается в подопечном и бросает тому купюры, которые принесли им одну беду. Бывшие напарники расходятся. Несмотря на кажущуюся аморальность образа жизни, Челкаш оказывается более понимающим и сочувствующим. А, на первый взгляд, робкий и нерешительный Гаврила, напротив, раскрывается как легко поддающийся соблазну человек, которому чужды честность и порядочность. Впоследствии он раскаивается в содеянном, но уже слишком поздно – доверие полностью утрачено. Главное различие Челкаша и Гаврилы заключается в их жизненных ценностях: если вору важнее внутренняя гармония, то крестьянину — финансовое благополучие. Ради денег Григорий не пойдет на убийство и предательство, потому что для него они не стоят того. Но, если разобраться, Гаврила с самого начала предстает перед нами меркантильным человеком, который женится на приданом. Ведь он ушел на заработки, чтобы войти в прибыльное дело — хозяйство будущего тестя. Его волнуют только деньги, и ради них он решается на подлость. Интересно, что Гавриле даже не хватает смелости на эту подлость. Он нападает со спины, когда нет никакого риска. В отличие от него, Григорий может ударить, не прячась, но он не делает этого из-за нравственных убеждений и преград.

Горький не просто показал «маленькую трагедию» двух людей, но и сделал своих персонажей очень реалистичными. В историю несложно поверить не только потому, что она основана на действительности, но и потому, что в подобной ситуации может оказаться каждый. Противопоставляя алчности благородство и широту души, писатель обнажает глубинные качества людей, проявляющиеся в особых ситуациях.

Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького сочинение

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барыня. Его задачей было следить за порядком, в его подчинении было остальные слуги, они должны были подчиняться Гавриле и выполнять все его требования. Каждый день дворецкий отчитывался перед барыней в определенное время.

Автор немногословен про внешность Гаврилы. У него желтые глаза и нос как у утки, это все, что сказано про его внешность. Характер и поведение уже более подробно описано в рассказе. Он труслив, хитрый, послушный, изворотлив, глупый. Он не потерпит легкомыслия в других людях. Именно по этой причине он отчитывал мужа Татьяны.

Читайте также:
Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Так же ему присуще такое отрицательное качество, как жульничество. Подмазываясь к барыне, он ищет только свою выгоду и тайком ворует. Он никогда не задумывался о том что чувствуют другие люди. Гаврила поступает подло, когда просит Татьяну изобразить хмельную женщину, зная, что дворник Герасим влюблен в нее и не любит пьяных женщин. Сердце дворника разбито после всего увиденного.

Его подлые и противные поступки на этом не заканчиваются. В очередной раз, после приказа барыни, он причиняет боль Герасиму. Герасим любил своего щенка по кличке Муму, а Гаврила тайно продал его, ведь тот раздражал хозяйку. Но собака вернулась. Под давлением Герасим не выдержал и решил утопить свою собаку и уехать к себе на родину, в деревню. но даже после этого барыня была не довольна, она велела избавиться от животного, а не убить. Из-за страха перед хозяйкой Гаврила понял все буквально, что привело к печальному исходу.

По сути, здесь нет вины Гаврилы, и нельзя назвать его злым. Ведь он был под влиянием строгой хозяйки, которая запугала всех вокруг. Как уже было сказано ранее Гаврила обычный трус. Герасим в отличие от Гаврила смог противостоять ее произволу.

Критический реализм, именно к этому направлению относят произведение «Муму». В нем автор показывает нам совершенно разных персонажей и демонстрирует основные пороки людей. Тургенев осуждает такое поведение в людях. Именно по той причине произведение долго не выходила в печать.

Все герои рассказа Муму Тургенева

Вариант 2

Иван Сергеевич Тургенев при написании своего рассказа «Муму» явно обладал некой смелостью. Его произведение несколько десятков раз было под обзором органов цензуры. Трогательная и трагическая история не смогла бы быть представленной на обозрение, если не особые дипломатические способности самого автора.

В основу «Муму» вошли реальные события в доме матери автора в Москве. Помимо основных персонажей, Тургенев безупречно раскрывает образ дворецкого старой барыни, который предстает перед читателем хитрым и коварным персонажем.

В служении у барыни есть глухонемой дворник Герасим, который ухаживает за ее прачкой Татьяной. Вопреки всем словам Татьяны о любви, барыня принимает решение поженить ее на своем башмачнике. И тут в дело вступает дворецкий – крепостной крестьянин Гаврило Андреевич. Гаврило служил старшим слугой, который должен был отвечать за порядок и чистоту во всем доме и имел в подчинении несколько слуг.

Писатель представляет дворецкого с желтыми глазами и утиным носом, которые создают образ начальствующего лица. Он всегда придерживает свой картуз даже тогда, когда ветра и вовсе не могло быть. Гаврила исконно служит барыне и отчасти боится ее, уходя от любого возможного спора. Каждый день он ходит к ней с различными докладами о самых маловажных событиях, что льстит барыне. В обязанности дворецкого также входил учет всех продуктов в доме, и автор детально описывает черту жадности данного персонажа – он успевает не только выполнять свою работу, но и красть продукты для себя – все, что плохо лежит, Гаврила быстренько прибирал к себе, и чай, и сахар, и другую бакалею.

Тургенев описывает дворецкого как трусливого и безразличного человека, который выступает против женитьбы Герасима с Татьяной. В своем очередном докладе барыни, Гаврила говорит о Герасиме, как о существе бессловесном, который не пара Татьяне и попросту не может стать ей мужем. Когда в доме появляется собака, барыня замечает любовь и привязанность Герасима и Татьяны к ней и приказывает избавиться от Муму. Гаврила же, будучи правой рукой барыни, упорно начинает затравливать Герасима и выступает против его собаки, отчего главный герой рассказа не выдерживает и принимает решение своими руками утопить собаку.

Иван Сергеевич детально описывает простоватого и глупого мужчину, который из личной корысти и целей пытается из всего найти собственную выгоду. Его непосредственное участие в гибели Муму разрушает жизнь главных героев – Татьяны и Герасима.

Гаврила Андреевич, как образ лукавого дворецкого

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации)

Во всей внешности крепостного читается его предназначение к делам управленческим. Автор создал его, как классический образ слуги с высокими обязанностями – тонкий утиный нос, желтые глазки с хитрецой. Надменная стать, за которой, однако, скрывается трусливый и нерешительный нрав простого крестьянина. И все же Гаврила «Андреич» достаточно строг со своими подчиненными. Ему приходится взвешивать, где и как выгодно поступить, где проявить себя перед барыней, где применить свои полномочия. Но, к сожалению, они то его и подвели – смерть невинной собачонки была, в большей степени, его виной.

Читайте также:
Образ бабушки (По повести Горького «Детство»): сочинение

В одном из эпизодов он хитро выкручивается в ситуации, когда, по приказу своей хозяйки, решает дилемму с женитьбой прислуги – кроткой прачки Татьяны и пьяницы башмачника Капитона. Гаврила понимает, что немой Герасим неравнодушен к бедной женщине, и эта задача для него оказывается непростой.

Сочинение Гаврила (Муму)

Одним из самых ярких произведений девятнадцатого века является рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Автор в этом произведении затронул множество проблем русского народа и описал свое беспокойство по поводу будущего страны. Одной из основных проблем, поднятых в рассказе, является проблема крепостного права, которую можно увидеть, понаблюдав за одним из героев — Гаврило Андреевичем.

Этот персонаж представляет собой крепостного крестьянина, работающего у барыни старшим слугой, дворецким. Гаврило имеет в распоряжении несколько слуг, которые помогают ему поддерживать опрятность и стабильность в доме.

Внешне дворецкий похож на человека, обладающего небольшой властью и находящимся в услужении. Тургенев представляет его образ читателям, как человека чопорного, с желтыми глазами, утиным носом, и всегда придерживающим свою фуражку. Комната его загромождена разными чемоданами с «добром».

Среди личностных характеристик мы наблюдаем такие черты, как услужливость, покорность, боязнь потерять свое рабочее место и небольшую власть. Дворецкий всячески пытается это показать барыне, поэтому каждый день он ходит к ней и докладывает многочисленные незначительные для хозяйства дела, что льстит и нравится барыне.

Немаловажной отрицательной чертой этого героя является жадность. Проявлялась эта черта в ходе работы с продуктами и продовольствием дома барыни, где наш герой, несмотря на хорошую работу, не упускал возможность что-либо присвоить себе вместе с компаньонкой Любовью Любимовной. Например чай, сахар и другую бакалею. Из отрицательных черт характера Гаврило Тургенев показывает типичные черты маленького человека-трусливость, изворотливость и безразличие к другим людям. Именно с помощью этих качеств он смог помешать свадьбе Герасима с Татьяной.

Отрицательный образ дворецкий так же заслужил своим приказом дворнику утопить собаку. Так как у барыни не получилось сладить с собакой, которую так любили Герасим и Татьяна, дворецкий, желая выслужиться и угодить барыне, и дал приказ ее утопить.

Итак, в своем произведении Иван Сергеевич Тургенев рассказывает о простом, глуповатом, изворотливом, чрезмерно услужливом и жадном крепостном. По сути своей дворецкий незлой человек. Его страх перед барыней, который так хорошо характеризует портрет крепостного крестьянина того времени и формирует эти отрицательные черты характера слабого человека.

  • Автор: М. Горький
  • Произведение: Челкаш
  • Это сочинение списано 115 039 раз

Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.

В основу рассказа «Челкаш» положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса). «Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе „Челкаш“. Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…»

В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице. Челкаш в нем узнал «своего»: Гаврила был «в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно. С психологической точностью парень определил «профессию» Челкаша – «мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям».

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу. Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Читайте также:
Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Автор: Guru · 14.11.2017

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

История создания

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.
Читайте также:
Ложь во спасение Луки: сочинение

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»

Проблемы

  • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
  • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

Смысл

Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

Читайте также:
Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»: сочинение

Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

«Челкаш» Горького: краткое содержание. Челкаш и Гаврила

Максим Горький, «Челкаш». Краткое содержание рассказа, пересказ по главам. Герои: Челкаш и Гаврила, их сравнительная характеристика. Анализ произведения: тема и суть рассказа. Портрет Челкаша, его описание. Цитаты. Слушать аудиокнигу и читать полный текст.

«Челкаш» — рассказ Максима Горького, опубликованный в 1895 году, первое из изданных произведений писателя. В нем рассказывается о том, как вор и пьяница Челкаш идет «на дело» вместе с молодым крестьянином Гаврилой. В итоге Гаврила едва не убивает сообщника из-за денег.

Содержание

Читать полный текст, слушать аудиокнигу

Аудиоверсию можно послушать на YouTube.

«Челкаш»: краткое содержание по главам

Морской порт на юге России: пыльный, шумный, многолюдный. Между обедающими грузчиками идет Гришка Челкаш — пьяница и опытный вор. Высокий, костлявый и неухоженный, он ищет в толпе сообщника Мишку, но тот сейчас в больнице, и Челкашу оказывается нужен новый напарник.

Вор знакомится с молодым крестьянином Гаврилой — «здоровым добродушным парнем с ребячьими светлыми глазами». Гаврила мечтает заработать полторы сотни рублей, чтобы наладить хозяйство в деревне. Челкаш предлагает ему подзаработать вместе. Гаврила соглашается, хотя и понимает, что работа будет сомнительной.

Вместе они идут в трактир, Гаврила напивается и засыпает. Челкаш чувствует, жизнь этого человека отныне в его власти: он может и сломать ее, и помочь.

Ночью сообщники идут на дело. Они сидят в лодке, Гаврила гребет. Крестьянину боязно, а вот Челкашу море нравится. Гаврила все еще надеется, что они плывут ловить рыбу, и интересуется, где же снасти. Челкаш отвечает: тебя наняли грести — так греби, не лезь не свое дело.

Их едва не замечает охрана. Перепуганный крестьянин умоляет его отпустить, но вор велит довести работу до конца. Лодка подплывает к берегу. Челкаш забирает у Гаврилы паспорт, чтоб не сбежал, и исчезает на стене. Гребцу кажется, что время идет очень медленно, он ужасно боится. Наконец Челкаш возвращается с добычей — чем-то «кубическим и тяжелым».

Гаврила гребет обратно, мечтая лишь остаться в живых и не сесть в тюрьму. Они проплывают мимо кордонов охраны. Заметив луч прожектора, Гаврила в страхе падает на дно лодки, и лишь угрозы Челкаша заставляют его снова взять весла и грести. Они незамеченными проходят кордоны, Челкаш торжествует и пытается ободрить совсем обмякшего сообщника: «Не робь, награжу богато».

Иллюстрация Бориса Дехтерева

Когда опасность миновала, Челкаш хвастает, что за одну ночь заработал полтысячи рублей. Гавриле становится завидно. Чтобы ободрить его, вор вспоминает о крестьянской жизни. Оказывается, он тоже родом из деревни: «Отец-то был из первых богатеев в селе…». Челкашу и приятно, и больно вспоминать прошлое.

Сообщники доплывают до греческой барки, где отдают добычу морякам, а сами ложатся спать.

Проснувшись, Челкаш уходит к морякам за деньгами и возвращается уже не в своих лохмотьях, а в хороших сапогах, куртке и кожаных штанах. Вор спрашивает Гаврилу, согласился бы тот снова пойти на дело. Тот отвечает, что за двести рублей рискнул бы еще раз: если душу не загубишь, человеком на всю жизнь сделаешься, поясняет он со смехом.

Напарники вновь садятся в лодку и гребут к берегу. Челкаш показывает, что заработал 540 рублей. Крестьянин смотрит на бумажки с жадностью. Вор дает ему 40 рублей. Гаврила возбужденно толкует о том, что можно было бы сделать с такими деньгами в деревне.

На пустынном берегу они прощаются. Но Гаврила страшно взволнован и не торопится уходить. Он бросается к ногам Челкаша и умоляет отдать ему все деньги: ведь вор заработал их за одну ночь, а крестьянин может устроить на них свое будущее.

Челкаш с презрением бросает сообщнику деньги:

«На! Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем».

Гаврила радуется внезапному богатству и признается Челкашу, что грешным делом даже подумывал убить его ради денег — хватить веслом и выкинуть из лодки. Челкаш, услышав это, в ярости бросается на крестьянина и отбирает деньги обратно.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

Когда вор пытается уйти, Гаврила бросает ему в голову камень. Челкаш падает. Начинается дождь, крестьянин убегает, но потом возвращается. Он просит прощения. У вора из головы идет кровь. Гаврила снова и снова умоляет простить его. Челкаш отдает ему деньги и велит уходить, но прощать отказывается: «Сегодня ты меня, завтра я тебя…».

Челкаш и Гаврила расходятся в разные стороны. Море бушует, а дождь вскоре смывает с берега кровь и другие следы разыгравшейся здесь драмы.

Иллюстрация Бориса Дехтерева

Анализ рассказа. Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

В центре повествования два героя — Челкаш и Гаврила. Профессиональный преступник и крестьянин, соблазнившийся легкими деньгами. Тема рассказа — свобода и благородство, которые сохранил в душе Челкаш, несмотря на свое грязное ремесло, и которые противопоставляются беспринципности Гаврилы.

Российская интеллигенция десятилетиями романтизировала народ и деревенского мужика. Однако в рассказе Горького крестьянин оказывается алчным, злым и глупым, не выдерживает испытания деньгами. Суть произведения в том, что нищий преступник порой может быть честнее простого обывателя, мечтающего разбогатеть.

Гришка Челкаш в рассказе описан как «старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Он ходит босиком, в грязной рубахе и вытертых штанах. Высокий и костлявый, с проседью в черных волосах и бурыми усами, своим хищным носом и взглядом он похож на степного ястреба.

В бешеной сутолоке порта Челкаш чувствует себя как рыба в воде. В порту его хорошо знают, он шутит с грузчиками и издевается над таможенным сторожем. В портовом кабаке его обслуживают в долг, и никого не смущает его преступная профессия.

Когда-то Челкаш был крестьянином, сыном зажиточного мужика, потом служил в гвардии, но давно потерял связь с деревней. Лишь встреча с Гаврилой пробуждает в нем воспоминания о прежней жизни. Он рассуждает о том, что крестьянская жизнь — это свобода.

Свободу Челкаш ценит. Он любит море, его «кипучая нервная натура, жадная на впечатления» никак не может насытиться видом волн. Он обожает риск, ему весело от грозящей опасности. Бесстрашный Челкаш — во многом романтический герой, наследник лермонтовских «честных контрабандистов».

Гаврила — крестьянин, ушедший из родной деревни на заработки. Он описан как «молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Гаврила крепок, широкоплеч, у него доверчивые и добродушные голубые глаза.

Гаврила побаивается Челкаша, которого сразу признает своим «хозяином», и ради денег соглашается пойти с ним на дело. В процессе он отчаянно трусит и умоляет отпустить. Он говорит о нежелании «погубить душу», но это не мешает ему в итоге взять 40 рублей и задуматься о новой краже.

Оборванец Челкаш испытывает к Гавриле смешанные чувства. Сначала вор презирает и ненавидит напарника за то, что тот молод, что где-то у него есть дом, что он смеет любить свободу. Затем Челкаш начинает испытывать к парню сочувствие и даже расположение: общая опасность сближает.

Однако Гаврила оказывается слишком жаден до денег. Он готов унижаться и даже подумывает об убийстве, лишь бы получить заветные 500 рублей. «Разве из-за денег можно так истязать себя?» — поражается вор. В его системе координат Гаврила — «жадный раб». Челкаш уверен, что «никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя», и дважды отдает несчастному деньги, хотя тот уже по-настоящему пытается убить его камнем. В финале рассказа Челкаш оказывается морально выше Гаврилы.

Иллюстрация Бориса Дехтерева

Далеко не все одобрили рассказ Максима Горького о благородном преступнике. Знакомый с уголовным миром лишь понаслышке, Горький легкомысленно поддался обаянию «блатной романтики», писал Варлам Шаламов в заметке «Об одной ошибке художественной литературы». Никакого благородства в уголовниках нет, они безжалостны и вовсе не романтичны, объяснял Шаламов, много лет сидевший рядом с подобными людьми в советских лагерях. А вот Гаврила вполне может сделать удачную преступную «карьеру», добавлял Шаламов. Столь подлый, жадный и жестокий человек вполне способен вписаться в блатной мир.

Сочинение Анализ рассказа Мать Горького

Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает, как постепенно нарастает революционное движение и происходит рост персонажей, неразрывно связанных с массами.

Мы видим, как в первой главе идее повествование о страшной жизни в рабочей слободке при капитализме. Отчетливо видно, как растет возмущение и протест у рабочих. И для того, чтобы это чувство ненависти и возмущения превратилось в борьбу, необходимо было развить революционное сознание у рабочего класса. Под влиянием пропаганды революционеров-интеллигентов создается социал-демократический кружок. Писатель показывает, как передовая интеллигенция помогает рабочим понять теорию марксизма, как их этой среды выходят незаурядные люди, умеющие не только разобраться в происходящих исторических событиях, но и становятся руководителями движения.

Читайте также:
Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького Челкаш: сочинение

Волна этих событий захватывает Павла и всех его друзей, перерождает личность Пелагеи Ниловны. Пропаганда ведется в городе и селе, привлекая в партийную работу все новых людей. Старый мир зря пытается остановить мощно подымающуюся волну революционного движения. Демонстрация 1 мая, сцена суда показывают всю эту силу. Последние моменты, когда незнакомые люди, случайно находящиеся на вокзале, с жадностью ловят слова Ниловны о новой правде, говорят о том, что революционная волна охватывает всю страну и ее остановить нельзя. Поэтому женщина произносит речь на вокзале, откуда люди направляются в разные стороны. Таким образом, вся правда дойдет до всей страны.

Художественные образы ярко показывают, как крестьянство тоже вливается в движение революционеров. Сложный путь внутреннего развития проходит Рыбин, постепенно вырастая и освобождаясь от индивидуалистических и анархических идей. Однако, есть люди, стремящиеся сделать жизнь лучше и они идут напролом к этой идее. И такое явление приобретает разрушительные формы. Стремление к высокой цели, доходя до фанатизма, подавляет любовь и уважение к близким людям. Таким представлен Павел, который, хотя и не по злому умыслу делает несчастными тех, кто его любит. Поэтому его путь трагичен. Но Ниловна со своей любовью удерживает его от фанатизма. Именно в образе матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье.

Сочинение по произведению Мать

В романе-повести русского и советского писателя Максима Горького «Мать» на поверхности лежит фундамент излагаемого, выпячивается изо всех щелей кричащий произвол царской буржуазии того времени по отношению к рядовым гражданам своей родины.

Главный герой Павел Власов – пламенный борец за справедливость и равноправие среди людей, ярый враг калечащего русский народ государственного аппарат, который веками высасывает жизненные соки. Будучи совсем юным, он наглядно смог оценить ужас происходящего – тяжелую и изнурительную работу своего отца на местном заводе, пьяную и агрессивную суматоху после окончания рабочего дня. Вся страна погрязла в бедности и безысходности. Люди постепенно превращались в роботов.

Осознав, что такая участь может настигнуть и его, Павел решает во что бы то ни стало найти способ изменить царящую вокруг катастрофическую действительность, полную бесправия и человеческих страданий, которая чревата вымиранию русского народа как нации. Путём решения этой проблемы главный герой считает массовую просветительную работу с целью оповестить народ о его геноциде со стороны государства с дальнейшим революционным исходом. На тропу войны вступает и его мать, принявшая дело сына как праведное и необходимое.

На протяжении всего романа действующее лицо преодолевает трудности, связанные с организацией плотно выстроенного социалистического кружка. Недремлющее око шпионов и жандармов всё же настигает Павла и он оказывается за решёткой. Его мать, Пелагея, которую по праву можно считать главным героем, перенимает все обязанности сына на свои хрупкие плечи, пытаясь продолжить начатое им. В произведении автор пытается донести до читателя идею борьбы и зарождения социалистической ячейки в обществе, пламенную преданность своим идеалам, готовность гореть и страдать за неё.

Вполне вероятно, что роман «Мать» – одно из лучших произведений социалистического реализма, которое и положило начало этому литературному направлению в русской литературе 20 века. Читая роман «Мать» не на шутку проникаешься историей России, появляется дикое желание знать всё о своём государстве – будь-то даже чёрные страницы и эпоха тотальных ошибок и страданий.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мать

Популярные сегодня темы

Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.

Самое известное произведение Чернышевского Николая Гавриловича – это, конечно же, «Что делать?». В этом романе, полном героев, событий, историй и воспоминаний заложена не только тема любви, описание разных женитьб

Чтобы объяснить смысл названия произведения необходимо обратиться к сюжету и героям. «Заводной апельсин» – так озаглавливает свою книгу один из героев романа, писатель Ф. Александр. Он считает эту книгу делом всей жизни.

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Читатели знакомятся с неунывающийм бойцом Василием Теркиным. Автор рассуждает о том, как важны в тяжелых условиях войны хорошие шутки, которые поднимают боевой дух солдат и помогают им переносить тяготы фронтовой жизни.

Читайте также:
Революционный романтизм М. Горького: сочинение

Анализ романа «Мать» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.05.2020 · Обновлено 08.05.2020

Читая работы Горького, нельзя игнорировать тот факт, что в его семье писателей или поэтов не было, но вот знакомство с литературой у него все-таки состоялось. Этому способствовала бабушка будущего писателя, о которой тот впоследствии говорил мало, но тепло. Он родился в небогатой семье столяра, но рано остался без родителей, и его воспитанием стали заниматься бабушка и дедушка. Однако жить семье было не на что, поэтому с малых лет Алексей Пешков знал, что такое тяжелая физическая работа, и был прекрасно осведомлен, что означает – зарабатывать на жизнь себе и семье. Об этом периоде его жизни повествует роман «Мать», анализ которого (по плану) подготовил Многомудрый Литрекон. Здесь автор изложил первые революционные впечатления юности.

История создания

Жизнь Максима Горького сложно назвать простой, да он о простом и не писал, хотя язык его произведений не сложен, скорее наоборот, ведь писал автор для крестьян, людей малограмотных и не избалованных хорошей литературой. Все в его текстах — переплетение реальной боли с бессознательным, а порой и бессмысленным, ожиданием счастья. И роман «Мать» — не исключение, скорее, подтверждение правила.

Роман написан в 1906 году, сразу после первой революции в России, частью которой и был Алексей Пешков, писавший уже тогда романы под псевдонимом Горький. Данную работу принято считать первой, написанной в духе социального реализма. Позже, на протяжении большого количества лет, это направление будет главенствующим в русской литературе, но тогда, в царской России, писать подобные произведения было опасно. Собственно, в конце концов, Горькому пришлось покинуть страну и уехать в Америку, как раз в 1906. Именно в США впервые выходит роман «Мать», хотя дописывал его Горький в Европе, куда перебрался после недолгого пребывания в Америке. В России роман вышел уже после революции, избежав, на этот раз, каких-либо правок, и только после возвращения самого Горького на родину.

Жанр, направление

Как уже упоминалось выше, произведение «Мать» написано в жанре социалистического реализма. Это означает, что в романе используется художественный метод, полностью построенный на социалистической концепции мира и человека.

Литература подобного типа зачастую являлась способом Коммунистической партии влиять на сознание людей, но это было уже позже. В то время, когда писал Горький, этот путь был уникален, потому что авторы, даже разделявшие некоторые идеи социализма, банально боялись идти против существующей власти, против царя и правящей буржуазии.

В своем романе Горький не только пытается показать свое видение социализма, но и рассказать, как на самом деле могут распространяться эти идеи. И, нельзя не отметить, исходя из истории, что шанс на реальность происходящих в романе событий очень велик, ведь, в конечном счете, большевики пришли к власти именно благодаря народной революции, а значит, народ выбрал их, а не монархию.

Смысл названия

Горький был человеком, который провел большую часть детства на улице, буквально вырос там, поэтому в его названии — та же прямота и простота, что и во всем произведении. «Мать» — о женщине, матери, которая вынуждена пересмотреть всю свою жизнь ради сына, бросившего вызов буржуазии и примкнувшего к социалистам.

Этот роман — не крик души, наоборот, тихий, спокойный и уверенный разговор. Горький уверен, что прав, и предпочитает не доказывать свою правду. Он говорит о ней, как о чем-то известном всеми и признанном, только не до конца понятом.

Пелагея Ниловна живет возле фабрики со своим сыном Павлом. Он работает на заводе, но глубоко не удовлетворен этим ремеслом, потому что условия работы рабские. Павел ведет образ жизни, отличный от классического распорядка рабочего люда: он много читает, ходит в город, собирает кружок единомышленников. К ним в дом переселяется друг Павла — Андрей. Они оба распространяют листовки и призывают народ к забастовке. Им помогают другие люди, среди них — дочка помещика, бросившая семью. Павел и Саша любят друг друга, но не женятся, чтобы служить идеям революции.

Пелагея гордится своим сыном. Всю жизнь она страдала от гнета бедности и от побоев мужа, поэтому призывы к свободе ей близки. Из-за митинга Павла арестовали, но мать продолжает его дело: она лично проносит листовки на фабрику, нанявшись помощницей в столовую. Сына выпускают, и после очередной демонстрации снова сажают в тюрьму, но мать в его отсутствие налаживает подпольную работу. Павла осудили на поселение, но его речь на суде было разрешено опубликовать. Пелагея везет листовки в другие деревни и села, но на вокзале ее уличают, как будто она воровка. В ответ возмущенная женщина раскидывает прокламации и кричит народу, что ее сына осудили. Жандарм сдавливает ей горло. Слышатся рыдания, а сюжет обрывается…

Читайте также:
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение

Главные герои и их характеристика

Но особенность романа «Мать» не только в социализме. Главный герой здесь — Пелагея Власова, но мы узнаем о ней только через призму ее общения с остальными героями. Она растет и эмоционально, и духовно, часто повторяя, что «только начинает жить». И даже завершение романа какое-то неоконченное, словно автор не был уверен, что заканчивает, будто хотел продолжить.

Начало всему положил муж Пелагеи, который и заставил сына Павла вырасти в самостоятельного, жесткого временами, но борющегося за справедливость. Они с матерью слишком часто видели несправедливость: от отца — дома, от начальства — на работе. Но только молодость и желание Павла помогло завертеться колесу и только с этого момента начинается роман. А до этого момента — лишь вступление автора, его мысли.

Героев в романе Горького «Мать» много, но только мать является главным, потому что даже ее сын — лишь часть ее, тот самый двигатель, что помогает ей идти вперед не только в буквальном смысле, но и в духовном. Она растет, благодаря своему ребенку, и в этом скрывается определенная гармония поколений — в детстве родители помогают ребенку стать личностью, а, повзрослев, именно дети начинают влиять на своих родителей.

Именно через Власову автор показывает первую русскую революцию, ее причину и глубоко спрятанные проблемы, которые так не хотели замечать ни буржуазия, ни монархия. Впервые в этом романе Горький демонстрирует личность крестьян, показывает их главными, делает центральными персонажами, ставит на одну ступень с теми, кто когда-то был поставлен ими управлять. Он демонстрирует крестьян ни лучше, ни хуже, а равными. И в этом — его личная революция. А также в этом — главная мысль романа «Мать».

Тематика романа «Мать» изложена Многомудрым Литреконом в сокращенном варианте:

  1. Материнская любовь. Пелагея любит своего сына так, что жертвует собой ради его идей. Она поддерживает его во всем, хоть и не понимает многого. Их разделяет образованность сына, который уже многое знает о социализме. Тем не менее, мать идет за сыном до конца и готова отдать свою жизнь ради того, что ему так дорого.
  2. Тема народа. Люди хотят перемен, но боятся их, поэтому первая революция не находит достаточного количества сторонников. Многие представители рабочего класса сдаются после первой же попытки, но среди них уже есть храбрецы и идеалисты, готовые отдать все ради общего блага.
  3. Отцы и дети. Автор подчеркивает роль родителей в жизни ребенка. Отец своими побоями лишь усилил желание сына переменить свою жизнь и не быть похожим на безграмотного слесаря. А поддержка матери убедила Павла, что его дело — правое. Она стала его правой рукой.
  4. Быт и нравы России. Автор показал русскую глубинку со всеми ее проблемами: монополия фабрик на труд, нищета, невежество, пьянство. Он не скрывал, какими дикими и беспомощными были те люди, которые, в конце концов, подняли красное знамя и сбросили рабское ярмо.

Проблемы

Проблематика романа «Мать» позволяет вглядеться в прошлое незамутненным взором и понять исторические события, потрясшие Россию:

  1. Основная проблема — конфликт народа и буржуазии. Он лежит в основе всего произведения, от первой и до последней строки. Но, надо отдать автору должное, он не делит весь мир на черное и белое, он видит разницу между людьми, способен отключиться от классовости, оценивая только личность. Возможно, именно поэтому в его романе герои — это не только выходцы из народа, но и люди, родившиеся в достатке и никогда не знавшие проблем, с которыми с детства сталкивался крестьянин.
  2. Невежество. Рабочие и крестьяне не восстают и не требуют законности, потому что ничего не знают и не читают. Автор показал ужасающий уровень безграмотности, который был нормой в народе того времени. Из-за незнания люди совершают ошибки и губят себя в бессмысленном пьянстве и разврате.
  3. Нищета и бесправие. Люди рождаются под бременем бедности и не могут сдвинуть его честным трудом. Сколько бы они ни работали, денег не хватает даже на самое необходимое. Фабриканты эксплуатируют их, ведь пойти рабочему больше некуда, и другой работы нет. Никто и не думает повышать уровень заработной платы, так как права простого человека не защищает даже государство.
  4. Женская доля. Пелагея прожила трудную жизнь, полную лишений и унижений. Ее бунт — это отражение отчаяния матери и жены, загнанной в кабалу нужды.

Основная идея

Смысл романа «Мать» заключается в необходимости равноправия. Автор хотел видеть свою страну землей, где каждый — важен, каждый — личность, заслуживающая жить той жизнью, которую он выбрал сам, а не которая ему уготована социальной кастой.

Читайте также:
Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».: сочинение

Однако, что удивительно, Горький ничему не учит своего читателя, он пишет не для этого. Его роман — это рассказ, который должны услышать. Такие же, как он — брошенные, оставленные, потерянные и стоящие на распутье. Думающие, но ничего не способные сделать. Именно для таких людей автор говорил — можешь. Ты можешь, если действительно хочешь что-то изменить. Но для того, чтобы изменить мир, нужно сначала изменить себя, иначе нельзя. В этом заключается основная мысль книги «Мать».

Художественные особенности

Роман политизирован — это его главный минус, но в другое время он никогда бы не увидел свет, а был бы похоронен в столе или сожжен, в то время как сам Горький не ограничился отъездом в Америку, а затем в Европу. Автор писал для народа, отчасти, поэтому к своеобразной речи нужно подготовиться, ведь изначально диалоги отталкивают своей отрывочностью, незавершенностью. Будто Горький предлагает читателю самому закончить мысль, начатую героем.

«Мать» — не история одного человека, одной семьи или одного города. Это история страны, в которой было всего две революции, но каждая имела фатальные последствия, каждая стала началом конца. Этот роман — середина, как раз то, что происходило между первой, довольно кровавой революцией и что стало движущей силой второй, еще более кровавой, но успешной. А еще этот роман — точка зрения победившей стороны еще тогда, когда она понятия не имела, что победит, а лишь надеялась на то, что будет услышана.

Тема, идея, сюжет романа Горького “Мать”.

u0414u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0435 u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u0438u0442 u0432 u0420u043eu0441u0441u0438u0438 u0432 u043du0430u0447u0430u043bu0435 XX u0432u0435u043au0430, u0432 u0440u0430u0431u043eu0447u0435u0439 u0441u043bu043eu0431u043eu0434u043au0435, u0436u0438u0437u043du044c u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u0437u0430u0432u044fu0437u0430u043du0430 u043du0430 u0440u0430u0431u043eu0442u0443 u043du0430 u0444u0430u0431u0440u0438u043au0435. u0421u044bu043d u041fu0435u043bu0430u0433u0435u0438 u041du0438u043bu043eu0432u043du044b, u0432u0434u043eu0432u044b u0441u043bu0435u0441u0430u0440u044f, u041fu0430u0432u0435u043b u0412u043bu0430u0441u043eu0432, u0432u0434u0440u0443u0433 u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442 u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0437u0430u043fu0440u0435u0449u0451u043du043du044bu0435 u043au043du0438u0433u0438, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043fu0440u0438u043du043eu0441u0438u0442 u0438u0437 u0433u043eu0440u043eu0434u0430, u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442 u0441u043eu0431u0438u0440u0430u0442u044c u0443 u0441u0435u0431u044f u0442u043eu0432u0430u0440u0438u0449u0435u0439. u041du0430 u0444u0430u0431u0440u0438u043au0435 u043fu043eu044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u043bu0438u0441u0442u043eu0432u043au0438 u043e u0431u0435u0434u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu043c u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u0438 u0440u0430u0431u043eu0447u0438u0445, u0438 u043cu0430u0442u044c u041fu0430u0432u043bu0430 u0438 u0433u043eu0440u0434u0438u0442u0441u044f u044du0442u043eu0439 u0435u0433u043e u0440u0430u0431u043eu0442u043eu0439, u0438 u0431u043eu0438u0442u0441u044f u0437u0430 u043du0435u0433u043e. u0414u043eu043c u043eu0431u044bu0441u043au0438u0432u0430u044eu0442, u043du043e u043du0438u0447u0435u0433u043e u043du0435 u043du0430u0445u043eu0434u044fu0442; u0410u043du0434u0440u0435u044f, u043eu0434u043du043eu0433u043e u0438u0437 u0434u0440u0443u0437u0435u0439 u041fu0430u0432u043bu0430, u0430u0440u0435u0441u0442u043eu0432u044bu0432u0430u044eu0442. u041du0430 u0444u0430u0431u0440u0438u043au0435 u0432u0432u043eu0434u044fu0442 u0432u044bu0447u0435u0442 u0441 u0437u0430u0440u043fu043bu0430u0442u044b; u041fu0430u0432u0435u043b u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u043eu0432u0430u0442u044c u043fu0440u043eu0442u0435u0441u0442, u043du043e u0432 u0438u0442u043eu0433u0435 u0440u0430u0431u043eu0447u0438u0435 u043du0435 u0438u0434u0443u0442 u0437u0430 u043du0438u043c, u0430 u0435u0433u043e u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0442u043eu0436u0435 u0430u0440u0435u0441u0442u043eu0432u044bu0432u0430u044eu0442, u043au0430u043a u0438 u043cu043du043eu0433u0438u0445 u0434u0440u0443u0433u0438u0445. u041fu0435u043bu0430u0433u0435u044f u041du0438u043bu043eu0432u043du0430 u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442 u0441u0430u043cu0430 u0434u043eu0441u0442u0430u0432u043bu044fu0442u044c u043bu0438u0441u0442u043eu0432u043au0438.

u041fu0430u0432u0435u043b u0438 u0410u043du0434u0440u0435u0439 u0432u044bu0445u043eu0434u044fu0442 u0438u0437 u0442u044eu0440u044cu043cu044b, u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0443u044eu0442 u043fu0435u0440u0432u043eu043cu0430u0439u0441u043au043eu0435 u0448u0435u0441u0442u0432u0438u0435, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u0440u0430u0437u043eu0433u043du0430u043du043e; u043eu043du0438 u0441u0430u043cu0438 u0432u043du043eu0432u044c u0430u0440u0435u0441u0442u043eu0432u0430u043du044b. u041fu0435u043bu0430u0433u0435u044f u041du0438u043bu043eu0432u043du0430 u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u0435u0442 u0430u0433u0438u0442u0430u0446u0438u043eu043du043du0443u044e u0440u0430u0431u043eu0442u0443, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0435u0439 u043du0440u0430u0432u0438u0442u0441u044f, u0432u0438u0434u0438u0442u0441u044f u0441 u0441u044bu043du043eu043c, u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u043eu0432u0430u0442u044c u0435u0433u043e u043fu043eu0431u0435u0433, u043du043e u041fu0430u0432u0435u043b u043eu0442u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f.

u041fu0440u043eu0445u043eu0434u0438u0442 u0441u0443u0434, u0432 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442u0435 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0432u0441u0435u0445 u043fu043eu0434u0441u0443u0434u0438u043cu044bu0445 u043eu0442u043fu0440u0430u0432u043bu044fu044eu0442 u043du0430 u043fu043eu0441u0435u043bu0435u043du0438u0435. u041fu043eu0434u043fu043eu043bu044cu0449u0438u043au0438 u0440u0435u0448u0430u044eu0442 u043du0430u043fu0435u0447u0430u0442u0430u0442u044c u0440u0435u0447u044c u041fu0430u0432u043bu0430, u0438 u041fu0435u043bu0430u0433u0435u044f u041du0438u043bu043eu0432u043du0430 u0432u044bu0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0442u0432u0435u0437u0442u0438 u043bu0438u0441u0442u043eu0432u043au0438 u0432 u0434u0440u0443u0433u043eu0439 u0433u043eu0440u043eu0434. u041du0430 u0432u043eu043au0437u0430u043bu0435 u043eu043du0430 u0432u0438u0434u0438u0442 u0441u043cu0443u0442u043du043e u0437u043du0430u043au043eu043cu043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430, u0432u0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0440u0430u043du044cu0448u0435 u0432u0438u0434u0435u043bu0430 u0435u0433u043e u0443 u0441u0443u0434u0430 u0438 u0443 u0442u044eu0440u044cu043cu044b; u043eu043du0430 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0435u0451 u0440u0430u0441u043au0440u044bu043bu0438. u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043eu0431u0432u0438u043du044fu0435u0442 u0435u0451 u0432 u0432u043eu0440u043eu0432u0441u0442u0432u0435, u043eu043du0430 u043eu0442u0432u0435u0447u0430u0435u0442 u0441 u0432u043eu0437u043cu0443u0449u0435u043du0438u0435u043c, u0447u0442u043e u0432u0435u0437u0451u0442 u0440u0435u0447u044c u0435u0451 u0441u044bu043du0430, u043eu0434u043du043eu0433u043e u0438u0437 u043fu043eu043bu0438u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445, u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u043fu0440u043eu0442u044fu043du0443u0442u044c u043bu0438u0441u0442u043eu0432u043au0438 u043bu044eu0434u044fu043c, u043du043e u0436u0430u043du0434u0430u0440u043cu044b u0445u0432u0430u0442u0430u044eu0442 u0435u0451, u043du0435 u0434u0430u0432u0430u044f u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442u044c.

Идеи «богостроительства» в романе Горького ” Мать”
Действие происходит в России в начале XX века, в рабочей слободке, жизнь которой завязана на работу на фабрике. Сын Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, Павел Власов, вдруг начинает читать запрещённые книги, которые приносит из города, начинает собирать у себя товарищей. На фабрике появляются листовки о бедственном положении рабочих, и мать Павла и гордится этой его работой, и боится за него. Дом обыскивают, но ничего не находят; Андрея, одного из друзей Павла, арестовывают. На фабрике вводят вычет с зарплаты; Павел пытается организовать протест, но в итоге рабочие не идут за ним, а его самого тоже арестовывают, как и многих других. Пелагея Ниловна начинает сама доставлять листовки.

Павел и Андрей выходят из тюрьмы, организуют первомайское шествие, которое оказывается разогнано; они сами вновь арестованы. Пелагея Ниловна продолжает агитационную работу, которая ей нравится, видится с сыном, пытается организовать его побег, но Павел отказывается.

Проходит суд, в результате которого всех подсудимых отправляют на поселение. Подпольщики решают напечатать речь Павла, и Пелагея Ниловна вызывается отвезти листовки в другой город. На вокзале она видит смутно знакомого человека, вспоминает, что раньше видела его у суда и у тюрьмы; она понимает, что её раскрыли. Человек обвиняет её в воровстве, она отвечает с возмущением, что везёт речь её сына, одного из политических, пытается протянуть листовки людям, но жандармы хватают её, не давая говорить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: