Человек в творчестве М. Горького: сочинение

Человек в творчестве М. Горького – вариант 3

«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека».
М. Горький. На дне.

Главной темой всего творчества М. Горького можно считать исследование человека – его природы и места в жизни. Решение этого вопроса построено у писателя романтически. Так, любимые герои уже раннего Горького (рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие) выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
В «Старухе Изергиль» образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. С помощью такого противопоставления писатель осудил многие человеческие пороки – эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для Ларры каторгой именно потому, что герой живет лишь для себя, не думая о других. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должно сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Юноша Данко – полная противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву – отдает свою жизнь во благо родного племени. И если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко люди будут помнить всегда.
Важно, что Данко не ждал благодарности за свою жертву. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Рассказ «Челкаш» также построен на противопоставлении двух героев. Это способствует более яркому выделению Гришки Челкаша, которым Горький восхищается. Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш – уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, этот герой выделялся своей хищной силой и цельностью.
Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Горький делает акцент на том, что русское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями.
Пьеса «На дне» относится к более позднему периоду творчества писателя. На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни.
Хрестоматийными противниками в споре о человеке являются Лука и Сатин. Философию обмана во имя человека в пьесе проповедует странник Лука. Его можно назвать гуманным человеком. Но для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении. Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью.
Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков…
Философия этого героя заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли.
Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!».
Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю. »
Таким образом, на примере ранних рассказов Горького и его пьесы «На дне» мы можем проследить творческую эволюцию концепции человека у писателя, его поисков смысла жизни и правды. В ранних рассказах Горький лишь провозглашал свой романтический идеал: смысл жизни – в борьбе за общее счастье, правда жизни – в существовании ради других. В более зрелом творчестве у писателя появилось соотнесение идеалов и реальной жизни. Пафос и вера в человека не ушла, но все это осложнилось пониманием реальной ситуации, тяжелых условий жизни, неправильной политики государства.

Сочинение на тему человек в творчестве горького на дне

  • Человек в творчестве Горького
  • В громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя, а также место его жизни, среду обитания.

    В самых ранних романтических рассказах, и более поздних, революционных, например как, «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», герои, которых стремятся к свободе, ищут путь к преобразованию мира и, конечно же, личность, индивидуум со своими собственными мыслями являются основной его темой.

    Автор противопоставляет юных Ларро и Данко, показывает, молодых сильных людей, выводит главную идею их бытия: нельзя живя в обществе и быть свободным от него. Невозможно, жить без свободы, так решили для себя Лойко и Рада, свободолюбивые, гордые люди, и погибли. Выбор есть у каждого человека, но, что делать каждый выберет себе сам. Жить и сдаться, или умереть, осветив путь другим своим сердцем.

    Читайте также:
    «Несвоевременные мысли» М. Горького: сочинение

    На протяжении всего творчества человек у Горького меняется в зависимости от постоянного переосмысления своих поступков, своей жизни, ведь меняется время его существования, эпохи сменяют друг друга. В пьесе же «На дне» писатель показывает контраст между настоящей жизненной философией и гибельностью тупикового пути, по которому может пойти человек и не сбиться с пути. Противопоставляя Бубнова, Сатина и странника Луки, каждый из которых имеет свое понятие о человеке, свое представление о его месте в жизни.

    Бубнов, вор и картежник, не раскаивается в своих поступках, пройдя тюрьмы и каторги, озлобляется, презирает людей, относится ко всем с ненавистью. У Луки другая философия, он никому не говорит страшную правду, находит для каждого доброе слово, пытается помочь. Это его позиция. Он ее не меняет. Сатин, образованный человек. Он много читает. Считает и говорит, что работа нужна человеку для души.

    Вариант №2

    Для Горького было интересным исследовать внутренний мир человека, поэтому во многих его рассказах присутствовало упоминание о человеческих мечтаниях, мыслях и чувствах. Все то, что находится внутри человека, очень ярко отражается в образах, созданных Горьким.

    Если говорить о персонажах этого автора, то сложно сравнивать их с людьми настоящего времени. Все герои относятся к началу 20-го века, поэтому их жизнь как бы начинается с нового листа после различных переворотов и Мировой войны.

    Чтобы стать Человеком, необходимо обрести свободу и достоинство. Чувство гордости — отличительная черта практически все героев Максима Горького. Так, в произведении «Макар Чудра», Лойко и Радда между жизней и смертью выбирают собственную кончину. Это связано с их характером и личным чувством гордости. Они сами свободны, поэтому не хотят жить в скованности. Но надо помнить о линии, за которую нельзя переходить. Слишком большая гордыня порождает в человеке умение быть свободным. Горький упоминает в произведении старухи Изергиль о Ларре, который был слишком горд, но через некоторое время он умер для многих и для начала именно для себя. Высказывание о том, что невозможно проживать в обществе и существовать отдельно от него, очень точно подходит к этому произведению.

    Говоря о Данко, можно понять, что он — полная противоположность Ларре. Ради свободы всего племени, он идёт на жертву собственного сердца. Данко жил ради счастья других. В отличие от Ларры, о Данко будет помнить все население. Данко не вспоминал даже о себе, думая всегда лишь о других. Этот образ является идеалом для Максима Горького.

    Человек — Вселенная, образ которой так точно отразил Горький. В человеке должна жить гордость, гордость которая поможет ему чувствовать себя уверенно и раскрепощено. Свобода мысли — основная составляющая личности. Вечное развитие всегда должно присутствовать в человеке, с самого его рождения. Во всем нашем мире, существует только лишь человек, все остальное создано его руками.

    Сочинение на тему человек в творчестве горького на дне

    Страница: [ 1 ] 2 Пьеса М. Горького «На дне» создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, что сложные, философски неоднозначные идеи писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взяты на вооружение официальной пропагандой недавних лет. Слова: «Человек… это звучит гордо!» становились нередко плакатными надписями, почти такими же распространенными, как «Слава КПСС!», а сам монолог Сатина заучивался наизусть. Пьеса М. Горького — новаторское литературное произведение. В центре ее — не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей — людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: «Не терпишь правды!». С самого начала пьесы, многое звучит как спор М. Горького с самим собой, со своей прежней идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной — опустившись на «дно», люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание — рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее — также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплику: «Врешь, не было этого!». В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает к лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них. важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу — вольную жизнь в Сибири. Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти (само имя его по созвучию связано со словом «лукавый», а одно из значений этого слова близко к нечистому, к искусителю). Луку обвиняли и в том, что он искушает людей своей ложью, а в качестве главного обвинения называли смерть Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства проще и сложнее. Он просто не очерствел душою, нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: «Он врал… Но это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису, Именно этот странник предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева (кстати, Сатин прямо толкает Ваську на убийство: «…и чего ты не пришибешь его, Василий?!» — и далее: «Потом женись на Василисе… хозяином нашим будешь…» И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру, он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки. Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился». Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра — Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция в драме М. Горького выражена, в частности, сюжет-но. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился. Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. В самом деле, что такое рассуждения, как не словесный наркотик, призванный утешить всех вокруг, во всех вселить иллюзию собственной ценности, вне зависимости от реальных человеческих дел. Недаром именно после монолога Сатина в ночлежке начинается пьяный разгул, и даже глашатай беспощадной и злой правды Бубнов заявляет; «Много ли человеку надо? Вот я — выпил и рад!» И только известие о самоубийстве Актера внезапно прерывает эту картину. Поэтому так многозначно звучат последние слова пьесы, вложенные в уста Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!». По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное — что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть — мотив этот звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» или в притче о праведной земле — жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет М. Горький. Спор писателя с Лукой — это во многом спор с самим собой. Недаром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам М. Горький был во многом близок к этому страннику-утешителю. Недаром он уже в период послереволюционный написал киносценарий «По пути на дно», где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку, показал его как кулака, преступного и безнравственного человека. Но сценарий этот оказался творческой неудачей М. Горького, а пьеса «На дне» продолжает жить и сегодня, вызывая многочисленные споры и обретая новую актуальность. Образ Луки долгое время оценивался в литературоведении однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, его отношения к человеку. Страница: [ 1 ] 2

    Читайте также:
    Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького): сочинение

    Сюжет произведения

    Произведение «В людях» повествует о судьбе подростка, семья которого обеднела. Мальчик остается на воспитание бабушки, которая направляет его на обучение к дальним родственникам, не отличающихся добротой и чистосердечностью.

    Главный герой недолго терпел невежественное отношение со стороны родственников. Он попытался освоить множество видов работ:

    1. Трудился в обувной лавке помощником, куда устроился после смерти родителей.
    2. Нанялся посудником на пароход, однако, из-за вороватого официанта Алексей оказался списан на сушу.
    3. Работал в иконописной лавке, но снова потерпел неудачу. После просьбы управляющего доносить на подмастерье, ушел.

    После нескольких неудач с работой, получив наставление бабушки, которая любила его всем сердцем, Алексей уехал из Нижнего Новгорода и отправился исследовать просторы страны, побывав в Перми и многих других городах.

    Основные персонажи

    В своей истории автор определяет несколько основных персонажей, а также главного героя, Алексея Пешкова. Это мальчик подросткового возраста, который стремится учиться, отличается добротой и честностью, но ввиду тяжелых жизненных обстоятельств вынужден зарабатывать себе на жизнь всеми доступными способами.

    Несмотря на наличие центрового персонажа, повесть косвенно затрагивает жизни других людей. Также героями произведения выступают:

    • Саша — родной брат главного героя, жестокий и невежественный;
    • Каширин Василий Васильевич — скупой и бессердечный дед Алексея;
    • Акулина Ивановна — бабушка главного героя;
    • Людмила — подруга Алексея, хромая девушка, помогающая ему;
    • Матрена — сварливая и злая женщина, сестра бабушки Алексея;
    • Василий — добрый и снисходительный, старший из сыновей Матрены;
    • Иван Ларионович — управляющий в мастерской, занимающейся иконописью;
    • Одинцов Павел — друг главного героя, подмастерье в иконописной мастерской;
    • Королева Марго — тайная любовь Алексея, его соседка;
    • Осип — пожилой мужчина, плотник с добрым сердцем и очень волевым характером.

    Человек в творчестве Горького. Горький: монолог о человеке

  • Горький
  • Горький как автор всегда старался поговорить с читателем о различных темах, но они все, так или иначе, касались человека или человеческой личности. Он говорил о том, что быть человеком довольно непростая задача, выполнить которую под силу далеко не каждому, ведь под человеком он подразумевал гораздо большее, чем просто человеческое существо. В то интересное время, в которое он жил, он мог почерпнуть достаточно большое количество вдохновения из окружающей обстановки, ведь именно в его время как раз нахватало настоящих людей, которым присущи самые лучшие и хороши черты характера из всех возможных. Примером послужит его творчество и то, как он описывает человека в своём творчестве.

    Читайте также:
    Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького: сочинение

    В его творчестве человек для него скорее как нечто возвышенное и доведённое до идеала постоянной работой над собой, и постоянной работой над своей личностью, которая и создаёт из ещё неокрепшей личности настоящего человека, который с уверенностью может причислить себя к людям, но не к людям которые таковы от рождения, а к людям, которые подкрепило своё право называть людьми действиями, а не просто разговорами. Для автора человек это скорее нечто более возвышенное, некий идеал, и потому отнюдь не каждый человек имеет право называть себя таковым, ведь настоящего человека отличает скромность и упорство, которых многим в то время недоставало, впрочем, как и сейчас.

    Горький называл своё время настоящим кризисом правильных людей, ведь в его время практически не наблюдалось людей, которые бы подходили под его строгие требования к человеческой личности, и потому он начал создавать эти самые образы в своих произведениях, дабы донести до общества правильную модель поведения, и дать понять людям, к чему всё-таки необходимо стремиться и почему. Через его произведения читатели могли научиться настоящей человечности, которой никак нельзя купить или получить за что-то, лишь упорный труд позволить научиться искусству бытья человеком. Именно данную мысль выражает автор во множестве своих произведений. На протяжении всего своего творчества он пытается донести данную мысль до своих читателей, что у него в итоге и получается, потому как многие люди, прочитавшие его произведения, всё-таки меняют своё мировоззрение.

    Таким образом, мы видим, что человек в творчестве Горького, это некий идеал личности, к которому необходимо стремиться.

    Человек

    В творчестве Горького человек — это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе «Рождение человека» говорится о том, какая это отличная должность — быть представителем людского рода на земле.

    Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью — этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием — «черное чудовище власти». Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

    Проблемы

    Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.

    1. Социальное неравенство
      – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.
    2. Детство в людях
      – свой жизненный путь автобиографический герой Горького начинает в самой неблагоприятной среде, окружённый пьяницами, мошенниками и невеждами, всё это оказывает колоссальное влияние на детскую психику. Ближе к концу повести Алексей начинает всё больше и больше соответствовать своему окружению и уже сам не брезгует воровством и даже поножовщиной.
    3. Народ
      – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.
    4. Мерзости жизни
      – Горький старается дать как можно более подробное описание всех пороков, царящих среди простых людей. Алкоголизм, воровство, измены, бытовое насилие в повести показаны, как нечто обыденное и привычное. Даже бабушка, олицетворяющая собой всё самое доброе и светлое в жизни маленького Пешкова, пьёт водку и курит табак наравне с мужчинами.
    Читайте также:
    Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького): сочинение

    Гордость

    Алексей Максимович Горький считает, что это хорошая черта характера, превращающая раба в свободного, делающая слабого сильным, а ничтожество трансформирующая в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения «Макар Чудра», Радда и Лойко предпочитают умереть, чем жить несвободно, поскольку по натуре своей они свободны и горды. Однако гипертрофированность этого чувства рождает безусловную, абсолютную свободу от любых моральных устоев и общества. Данная мысль звучит в другом рассказе, «Старуха Изергиль», когда главная героиня рассказывает о гордом Ларре, который умирает для всех (и для себя, прежде всего), в наказание оставаясь жить вечно. В бессмертии, таким образом, он обретает смерть. Максим Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.

    История создания

    Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

    Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:

    • Повесть была написана в рамках трилогии, в которую также входили повести «В людях» и «Мои университеты». Работа над повестями шла до 1913 года. В основу «Детства» легли воспоминания Горького о детских годах, которые он провёл в доме своего деда после смерти отца.
    • Горький написал «Детство», повторив путь Л.Н. Толстого, у которого тоже есть повесть «Детство». Только Лев Николаевич отразил становление дворянина, а Алексей Максимович (настоящее имя Горького) — путь простого ребенка из бедной семьи. Этим писатель показал, как различны эти жизни в пределах одной стороны.

    Чувства

    Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. Мудрость жизни — это безумство храбрых. У Горького в числе любимых и главных персонажей не найти холодных, разумных, полуположительных типа Ставрогина и Базарова (хотя, конечно, подобные люди были в нашем обществе всегда). Слишком рассудочные герои обычно мертвы нравственно, а у автора Человек — живой, прежде всего, чувствующий, homo sentiense. Таковы Пелагея Ниловна Власова («Мать»), Фома Гордеев из одноименной повести, Коновалов и Челкаш из одноименных рассказов, Тетерев («Мещане») и Сатин («На дне»). Их всех объединяет то, что чувства этих героев сильнее разума. Этому посвящены многие произведения Горького. Список их можно еще дополнить. Однако, сам писатель считает чрезмерную чувственность уделом слабых людей, поскольку она мешает Человеку на жизненном пути. А самым главным автор считает умение жить в полном смысле этого слова.

    Сочинение на тему «Человек в творчестве Горького»

    Творчество М. Горького многогранно. Мы знаем этого человека как писателя, затрагивающего в своих произведениях важные темы. Горький много писал о России, революции, касался политики, всемирной свободы человечества. Писателя тревожила идея преобразования мира, главным героем которого являлся, конечно же, человек.

    М. Горький с большим энтузиазмом исследовал природу человека, его души и места в этом мире. В самых ярких его произведениях герои показаны со всей натуральностью. Через их образы раскрываются понятия о любви, долге, служении людям и свободе. Персонажи, созданные Горьким, различны в вопросах веры, идеалов, жизненных ориентиров.

    Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

    Связаться с нами:

    В известном рассказе Горького «Старуха Изергиль» автор создаёт образ юноши Ларры. Описывая характер и судьбу героя, писатель осуждает самые злые пороки человека — эгоизм, гордыня, самолюбие. Ларра слишком гордая, не может уживаться в обществе, считает, что заслуживает свободы от людей, живёт лишь для собственного блага. Но Горький показывает читателям, что так жить нельзя. Человек не может обойтись без другого человека, без общества людей. Свобода — не есть одиночество.

    Если Ларрой писатель не восторгается, то Челкаш, главный герой одноименного рассказа, вызывает у автора восхищение. Челкаш является неординарной личностью, по-настоящему свободным человеком. Он ворует, а затем продаёт то, что своровал. Жизнь Челкаша — вечный риск быть пойманным, но такой расклад жизни полностью устраивает человека. Он доволен собой и своей судьбой.

    Одним из самых ярких произведений Горького стала пьеса «На дне», герои которой ведут бурный спор о том, что представляет из себя человек. Лука, странник, придерживается той идеи, что каждого человека, пусть даже самого несчастного, следует жалеть и мотивировать на лучшую жизнь. Лука считает, что можно даже немного солгать, пообещать, что счастье непременно будет, даже если очевидно, что это не так. Сатин же придерживается другой точки зрения. Он считает, что человеку нельзя лгать. А уж жалость и вовсе оскорбительна. Герой ценит правду и уверен, что Человек с большой буквы заслуживает только её, какой бы страшной они ни была.

    Читайте также:
    Характеристика образа Актера: сочинение

    М. Горький всегда писал о человеке. О человеке, как об отдельной ячейке общества, но непременно связанной с самим обществом.

    Горячие и гниющие

    Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие — ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

    Типичный представитель их — Серый. Он согласен рабски служить любой силе, лишь бы она охраняла его покой и сытость. Жизнь представляется для него в образе зеркала, в отражении которого он видит лишь себя. Этот тип очень живуч, поскольку обладает талантами паразита. Его душа пошла, это трон скользкой жабы, а сердце осторожно и трусливо. Он жаждет наслаждений и боится неприятностей и беспокойства, что придает этому образу фальшивость и раздвоенность. Кроме Серого, к данному типу относятся такие герои Горького, как Уж («Песня о Соколе»), Яков Маякин («Фома Гордеев»), Бубнов («На дне»). Это глупые, слабые, пошлые существа, инертные и косные — полная противоположность настоящему Человеку. Произведения Горького, список которых был приведен выше, иллюстрируют данную мысль. Однако есть и другие, горящие, люди. Они тратят свою энергию бурно, полностью отдаются жизни, поют ей гимн. Так, Нил («Мещане) говорит о том, какое это удовольствие — жить на земле. Ему вторят Буревестник и Сокол («Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике»), а также революционеры из романа под названием «Мать» и другие.

    Суть: о чём?

    Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

    С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

    Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

    Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

    Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

    Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».

    Но для того чтобы суметь прожить жизнь по-настоящему, недостаточно лишь гореть, быть гордым и свободным, беспокойным и чувствующим. Очень важно иметь цель, которая оправдывала бы существование, поскольку цена человека — его дело. «Вперед! и выше!» — вот его кредо. Бессмысленно, бесцельно проходит жизнь Изергиль, не освещая ничего на своем пути. Напротив, ярко вспыхивает и угасает Данко, освещая людям путь для новой жизни. Этот Человек в творчестве Горького, погибая, обретает подлинное бессмертие, поскольку оно — плата за великую, высокую цель, к которой должен стремиться любой. На пути к ней ничего не должно отвлекать: ни стремящаяся поработить слепая вера, ни сладкая, баюкающая надежда, ни унижающая любовь. Любые жертвы нужно быть готовым принести ради великой цели, лишь бы она оправдывала их.

    Человек в творчестве М. Горького

    Скачать сочинение
    Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо!
    Че-ло-век! Надо уважать человека».
    М. Горький. На дне.

    Главной темой всего творчества М. Горького можно считать исследование человека – его природы и места в жизни. Решение этого вопроса построено у писателя романтически. Так, любимые герои уже раннего Горького (рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие) выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
    В «Старухе Изергиль» образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. С помощью такого противопоставления писатель осудил многие человеческие пороки – эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для Ларры каторгой именно потому, что герой живет лишь для себя, не думая о других. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
    Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должно сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
    Юноша Данко – полная противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву – отдает свою жизнь во благо родного племени. И если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко люди будут помнить всегда.
    Важно, что Данко не ждал благодарности за свою жертву. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
    Рассказ «Челкаш» также построен на противопоставлении двух героев. Это способствует более яркому выделению Гришки Челкаша, которым Горький восхищается. Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш – уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, этот герой выделялся своей хищной силой и цельностью.
    Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
    Горький делает акцент на том, что русское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями.
    Пьеса «На дне» относится к более позднему периоду творчества писателя. На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни.
    Хрестоматийными противниками в споре о человеке являются Лука и Сатин. Философию обмана во имя человека в пьесе проповедует странник Лука. Его можно назвать гуманным человеком. Но для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении. Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью.
    Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков…
    Философия этого героя заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли.
    Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!».
    Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю. »
    Таким образом, на примере ранних рассказов Горького и его пьесы «На дне» мы можем проследить творческую эволюцию концепции человека у писателя, его поисков смысла жизни и правды. В ранних рассказах Горький лишь провозглашал свой романтический идеал: смысл жизни – в борьбе за общее счастье, правда жизни – в существовании ради других. В более зрелом творчестве у писателя появилось соотнесение идеалов и реальной жизни. Пафос и вера в человека не ушла, но все это осложнилось пониманием реальной ситуации, тяжелых условий жизни, неправильной политики государства.

    Читайте также:
    Человек в пьесе М.Горького На дне: сочинение

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Горький М. / На дне / Человек в творчестве М. Горького

    Смотрите также по произведению “На дне”:

    Сочинение Анализ рассказа Мать Горького

    Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает, как постепенно нарастает революционное движение и происходит рост персонажей, неразрывно связанных с массами.

    Мы видим, как в первой главе идее повествование о страшной жизни в рабочей слободке при капитализме. Отчетливо видно, как растет возмущение и протест у рабочих. И для того, чтобы это чувство ненависти и возмущения превратилось в борьбу, необходимо было развить революционное сознание у рабочего класса. Под влиянием пропаганды революционеров-интеллигентов создается социал-демократический кружок. Писатель показывает, как передовая интеллигенция помогает рабочим понять теорию марксизма, как их этой среды выходят незаурядные люди, умеющие не только разобраться в происходящих исторических событиях, но и становятся руководителями движения.

    Волна этих событий захватывает Павла и всех его друзей, перерождает личность Пелагеи Ниловны. Пропаганда ведется в городе и селе, привлекая в партийную работу все новых людей. Старый мир зря пытается остановить мощно подымающуюся волну революционного движения. Демонстрация 1 мая, сцена суда показывают всю эту силу. Последние моменты, когда незнакомые люди, случайно находящиеся на вокзале, с жадностью ловят слова Ниловны о новой правде, говорят о том, что революционная волна охватывает всю страну и ее остановить нельзя. Поэтому женщина произносит речь на вокзале, откуда люди направляются в разные стороны. Таким образом, вся правда дойдет до всей страны.

    Художественные образы ярко показывают, как крестьянство тоже вливается в движение революционеров. Сложный путь внутреннего развития проходит Рыбин, постепенно вырастая и освобождаясь от индивидуалистических и анархических идей. Однако, есть люди, стремящиеся сделать жизнь лучше и они идут напролом к этой идее. И такое явление приобретает разрушительные формы. Стремление к высокой цели, доходя до фанатизма, подавляет любовь и уважение к близким людям. Таким представлен Павел, который, хотя и не по злому умыслу делает несчастными тех, кто его любит. Поэтому его путь трагичен. Но Ниловна со своей любовью удерживает его от фанатизма. Именно в образе матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье.

    Читайте также:
    Ранние произведения М. Горького.: сочинение

    Сочинение по произведению Мать

    В романе-повести русского и советского писателя Максима Горького «Мать» на поверхности лежит фундамент излагаемого, выпячивается изо всех щелей кричащий произвол царской буржуазии того времени по отношению к рядовым гражданам своей родины.

    Главный герой Павел Власов – пламенный борец за справедливость и равноправие среди людей, ярый враг калечащего русский народ государственного аппарат, который веками высасывает жизненные соки. Будучи совсем юным, он наглядно смог оценить ужас происходящего – тяжелую и изнурительную работу своего отца на местном заводе, пьяную и агрессивную суматоху после окончания рабочего дня. Вся страна погрязла в бедности и безысходности. Люди постепенно превращались в роботов.

    Осознав, что такая участь может настигнуть и его, Павел решает во что бы то ни стало найти способ изменить царящую вокруг катастрофическую действительность, полную бесправия и человеческих страданий, которая чревата вымиранию русского народа как нации. Путём решения этой проблемы главный герой считает массовую просветительную работу с целью оповестить народ о его геноциде со стороны государства с дальнейшим революционным исходом. На тропу войны вступает и его мать, принявшая дело сына как праведное и необходимое.

    На протяжении всего романа действующее лицо преодолевает трудности, связанные с организацией плотно выстроенного социалистического кружка. Недремлющее око шпионов и жандармов всё же настигает Павла и он оказывается за решёткой. Его мать, Пелагея, которую по праву можно считать главным героем, перенимает все обязанности сына на свои хрупкие плечи, пытаясь продолжить начатое им. В произведении автор пытается донести до читателя идею борьбы и зарождения социалистической ячейки в обществе, пламенную преданность своим идеалам, готовность гореть и страдать за неё.

    Вполне вероятно, что роман «Мать» – одно из лучших произведений социалистического реализма, которое и положило начало этому литературному направлению в русской литературе 20 века. Читая роман «Мать» не на шутку проникаешься историей России, появляется дикое желание знать всё о своём государстве – будь-то даже чёрные страницы и эпоха тотальных ошибок и страданий.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Анализ рассказа Мать

    Популярные сегодня темы

    Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.

    Самое известное произведение Чернышевского Николая Гавриловича – это, конечно же, «Что делать?». В этом романе, полном героев, событий, историй и воспоминаний заложена не только тема любви, описание разных женитьб

    Чтобы объяснить смысл названия произведения необходимо обратиться к сюжету и героям. «Заводной апельсин» – так озаглавливает свою книгу один из героев романа, писатель Ф. Александр. Он считает эту книгу делом всей жизни.

    К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

    Читатели знакомятся с неунывающийм бойцом Василием Теркиным. Автор рассуждает о том, как важны в тяжелых условиях войны хорошие шутки, которые поднимают боевой дух солдат и помогают им переносить тяготы фронтовой жизни.

    Анализ романа «Мать» (М. Горький)

    Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.05.2020 · Обновлено 08.05.2020

    Читая работы Горького, нельзя игнорировать тот факт, что в его семье писателей или поэтов не было, но вот знакомство с литературой у него все-таки состоялось. Этому способствовала бабушка будущего писателя, о которой тот впоследствии говорил мало, но тепло. Он родился в небогатой семье столяра, но рано остался без родителей, и его воспитанием стали заниматься бабушка и дедушка. Однако жить семье было не на что, поэтому с малых лет Алексей Пешков знал, что такое тяжелая физическая работа, и был прекрасно осведомлен, что означает – зарабатывать на жизнь себе и семье. Об этом периоде его жизни повествует роман «Мать», анализ которого (по плану) подготовил Многомудрый Литрекон. Здесь автор изложил первые революционные впечатления юности.

    История создания

    Жизнь Максима Горького сложно назвать простой, да он о простом и не писал, хотя язык его произведений не сложен, скорее наоборот, ведь писал автор для крестьян, людей малограмотных и не избалованных хорошей литературой. Все в его текстах — переплетение реальной боли с бессознательным, а порой и бессмысленным, ожиданием счастья. И роман «Мать» — не исключение, скорее, подтверждение правила.

    Роман написан в 1906 году, сразу после первой революции в России, частью которой и был Алексей Пешков, писавший уже тогда романы под псевдонимом Горький. Данную работу принято считать первой, написанной в духе социального реализма. Позже, на протяжении большого количества лет, это направление будет главенствующим в русской литературе, но тогда, в царской России, писать подобные произведения было опасно. Собственно, в конце концов, Горькому пришлось покинуть страну и уехать в Америку, как раз в 1906. Именно в США впервые выходит роман «Мать», хотя дописывал его Горький в Европе, куда перебрался после недолгого пребывания в Америке. В России роман вышел уже после революции, избежав, на этот раз, каких-либо правок, и только после возвращения самого Горького на родину.

    Жанр, направление

    Как уже упоминалось выше, произведение «Мать» написано в жанре социалистического реализма. Это означает, что в романе используется художественный метод, полностью построенный на социалистической концепции мира и человека.

    Литература подобного типа зачастую являлась способом Коммунистической партии влиять на сознание людей, но это было уже позже. В то время, когда писал Горький, этот путь был уникален, потому что авторы, даже разделявшие некоторые идеи социализма, банально боялись идти против существующей власти, против царя и правящей буржуазии.

    Читайте также:
    Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»: сочинение

    В своем романе Горький не только пытается показать свое видение социализма, но и рассказать, как на самом деле могут распространяться эти идеи. И, нельзя не отметить, исходя из истории, что шанс на реальность происходящих в романе событий очень велик, ведь, в конечном счете, большевики пришли к власти именно благодаря народной революции, а значит, народ выбрал их, а не монархию.

    Смысл названия

    Горький был человеком, который провел большую часть детства на улице, буквально вырос там, поэтому в его названии — та же прямота и простота, что и во всем произведении. «Мать» — о женщине, матери, которая вынуждена пересмотреть всю свою жизнь ради сына, бросившего вызов буржуазии и примкнувшего к социалистам.

    Этот роман — не крик души, наоборот, тихий, спокойный и уверенный разговор. Горький уверен, что прав, и предпочитает не доказывать свою правду. Он говорит о ней, как о чем-то известном всеми и признанном, только не до конца понятом.

    Пелагея Ниловна живет возле фабрики со своим сыном Павлом. Он работает на заводе, но глубоко не удовлетворен этим ремеслом, потому что условия работы рабские. Павел ведет образ жизни, отличный от классического распорядка рабочего люда: он много читает, ходит в город, собирает кружок единомышленников. К ним в дом переселяется друг Павла — Андрей. Они оба распространяют листовки и призывают народ к забастовке. Им помогают другие люди, среди них — дочка помещика, бросившая семью. Павел и Саша любят друг друга, но не женятся, чтобы служить идеям революции.

    Пелагея гордится своим сыном. Всю жизнь она страдала от гнета бедности и от побоев мужа, поэтому призывы к свободе ей близки. Из-за митинга Павла арестовали, но мать продолжает его дело: она лично проносит листовки на фабрику, нанявшись помощницей в столовую. Сына выпускают, и после очередной демонстрации снова сажают в тюрьму, но мать в его отсутствие налаживает подпольную работу. Павла осудили на поселение, но его речь на суде было разрешено опубликовать. Пелагея везет листовки в другие деревни и села, но на вокзале ее уличают, как будто она воровка. В ответ возмущенная женщина раскидывает прокламации и кричит народу, что ее сына осудили. Жандарм сдавливает ей горло. Слышатся рыдания, а сюжет обрывается…

    Главные герои и их характеристика

    Но особенность романа «Мать» не только в социализме. Главный герой здесь — Пелагея Власова, но мы узнаем о ней только через призму ее общения с остальными героями. Она растет и эмоционально, и духовно, часто повторяя, что «только начинает жить». И даже завершение романа какое-то неоконченное, словно автор не был уверен, что заканчивает, будто хотел продолжить.

    Начало всему положил муж Пелагеи, который и заставил сына Павла вырасти в самостоятельного, жесткого временами, но борющегося за справедливость. Они с матерью слишком часто видели несправедливость: от отца — дома, от начальства — на работе. Но только молодость и желание Павла помогло завертеться колесу и только с этого момента начинается роман. А до этого момента — лишь вступление автора, его мысли.

    Героев в романе Горького «Мать» много, но только мать является главным, потому что даже ее сын — лишь часть ее, тот самый двигатель, что помогает ей идти вперед не только в буквальном смысле, но и в духовном. Она растет, благодаря своему ребенку, и в этом скрывается определенная гармония поколений — в детстве родители помогают ребенку стать личностью, а, повзрослев, именно дети начинают влиять на своих родителей.

    Именно через Власову автор показывает первую русскую революцию, ее причину и глубоко спрятанные проблемы, которые так не хотели замечать ни буржуазия, ни монархия. Впервые в этом романе Горький демонстрирует личность крестьян, показывает их главными, делает центральными персонажами, ставит на одну ступень с теми, кто когда-то был поставлен ими управлять. Он демонстрирует крестьян ни лучше, ни хуже, а равными. И в этом — его личная революция. А также в этом — главная мысль романа «Мать».

    Тематика романа «Мать» изложена Многомудрым Литреконом в сокращенном варианте:

    1. Материнская любовь. Пелагея любит своего сына так, что жертвует собой ради его идей. Она поддерживает его во всем, хоть и не понимает многого. Их разделяет образованность сына, который уже многое знает о социализме. Тем не менее, мать идет за сыном до конца и готова отдать свою жизнь ради того, что ему так дорого.
    2. Тема народа. Люди хотят перемен, но боятся их, поэтому первая революция не находит достаточного количества сторонников. Многие представители рабочего класса сдаются после первой же попытки, но среди них уже есть храбрецы и идеалисты, готовые отдать все ради общего блага.
    3. Отцы и дети. Автор подчеркивает роль родителей в жизни ребенка. Отец своими побоями лишь усилил желание сына переменить свою жизнь и не быть похожим на безграмотного слесаря. А поддержка матери убедила Павла, что его дело — правое. Она стала его правой рукой.
    4. Быт и нравы России. Автор показал русскую глубинку со всеми ее проблемами: монополия фабрик на труд, нищета, невежество, пьянство. Он не скрывал, какими дикими и беспомощными были те люди, которые, в конце концов, подняли красное знамя и сбросили рабское ярмо.

    Проблемы

    Проблематика романа «Мать» позволяет вглядеться в прошлое незамутненным взором и понять исторические события, потрясшие Россию:

    1. Основная проблема — конфликт народа и буржуазии. Он лежит в основе всего произведения, от первой и до последней строки. Но, надо отдать автору должное, он не делит весь мир на черное и белое, он видит разницу между людьми, способен отключиться от классовости, оценивая только личность. Возможно, именно поэтому в его романе герои — это не только выходцы из народа, но и люди, родившиеся в достатке и никогда не знавшие проблем, с которыми с детства сталкивался крестьянин.
    2. Невежество. Рабочие и крестьяне не восстают и не требуют законности, потому что ничего не знают и не читают. Автор показал ужасающий уровень безграмотности, который был нормой в народе того времени. Из-за незнания люди совершают ошибки и губят себя в бессмысленном пьянстве и разврате.
    3. Нищета и бесправие. Люди рождаются под бременем бедности и не могут сдвинуть его честным трудом. Сколько бы они ни работали, денег не хватает даже на самое необходимое. Фабриканты эксплуатируют их, ведь пойти рабочему больше некуда, и другой работы нет. Никто и не думает повышать уровень заработной платы, так как права простого человека не защищает даже государство.
    4. Женская доля. Пелагея прожила трудную жизнь, полную лишений и унижений. Ее бунт — это отражение отчаяния матери и жены, загнанной в кабалу нужды.
    Читайте также:
    Герои ранней романтической прозы М.Горького: сочинение

    Основная идея

    Смысл романа «Мать» заключается в необходимости равноправия. Автор хотел видеть свою страну землей, где каждый — важен, каждый — личность, заслуживающая жить той жизнью, которую он выбрал сам, а не которая ему уготована социальной кастой.

    Однако, что удивительно, Горький ничему не учит своего читателя, он пишет не для этого. Его роман — это рассказ, который должны услышать. Такие же, как он — брошенные, оставленные, потерянные и стоящие на распутье. Думающие, но ничего не способные сделать. Именно для таких людей автор говорил — можешь. Ты можешь, если действительно хочешь что-то изменить. Но для того, чтобы изменить мир, нужно сначала изменить себя, иначе нельзя. В этом заключается основная мысль книги «Мать».

    Художественные особенности

    Роман политизирован — это его главный минус, но в другое время он никогда бы не увидел свет, а был бы похоронен в столе или сожжен, в то время как сам Горький не ограничился отъездом в Америку, а затем в Европу. Автор писал для народа, отчасти, поэтому к своеобразной речи нужно подготовиться, ведь изначально диалоги отталкивают своей отрывочностью, незавершенностью. Будто Горький предлагает читателю самому закончить мысль, начатую героем.

    «Мать» — не история одного человека, одной семьи или одного города. Это история страны, в которой было всего две революции, но каждая имела фатальные последствия, каждая стала началом конца. Этот роман — середина, как раз то, что происходило между первой, довольно кровавой революцией и что стало движущей силой второй, еще более кровавой, но успешной. А еще этот роман — точка зрения победившей стороны еще тогда, когда она понятия не имела, что победит, а лишь надеялась на то, что будет услышана.

    Мать характеристика образа Ниловны (Власова Пелагея Ниловна)

    Другие сочинения по этому произведению

    Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького «Мать» (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман «Мать» — реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького «Мать». Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького «Мать» Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького «Мать»
    В комедии «Бедность не порок» Пелагея Егоровна Торцова играет особую роль. Эта истинно русская женщина со старорусским именем является почитательницей старых национальных обычаев и традиций. Муж Пелагеи Егоровны, Гордей Карпыч, напротив, стремится ко всему заграничному и новому. Но жена его совсем не понимает и не поддерживает. Ей не понятны эти стремления своего мужа. Подругам своим героиня жалуется на то, что с тех пор, как Гордей Торцов вернулся из Москвы, он совсем потерял свой рассудок.

    Сам Гордей пытается заставить Пелагею Егоровну примерить и носить различные модные вещи из заграницы, а она никак не может отречься от русских порядков, от русской жизни без моды и нарядов. Это подтверждают строки произведения, где Пелагея рассуждает о моде как о чем-то непостоянном в отличие от традиционных русских обычаев, которые были придуманы еще стариками и сохраняются до сих пор. Так размышляет Пелагея Егоровна, абсолютно не разделяя новых увлечений своего мужа. Автор ясно дает нам понять, что Пелагее не нравится все новое и иностранное.

    Однако, несмотря на все это, Пелагея Егоровна очень добрый и заботливый человек. Ее доброта, переживания и забота в первую очередь распространяется на дочь. Но даже забота о дочери, не позволяет Пелагее Егоровне нарушить устоявшиеся патриархальные отношения. Любовь Гордеевна, дочь Пелагеи и Гордея Торцовых влюблена в конторщика Митю, а он влюблен в нее. Но на пути их счастья стоит желание Гордея Карпыча выдать дочь за Африкана Савича, чтобы получить богатого зятя из Москвы. Вопреки своим желаниям, ни Любовь Гордеевна, ни Пелагея Егоровна не могут повлиять на него, потому что обе бояться. «Ох, не моя воля!» — с сожалением говорит Пелагея, понимая, что дочь сосватали против воли. Любовь Гордеевна же, также как и мать, стоит Гордею Торцовы прикрикнуть, говорит: «Твоя воля, батюшка!». К слову, Митя, который без памяти любит дочь героини, тоже не стремится перечить воле главы семейства Торцовых, лишь говоря: «Ну, знать, не судьба!». Интересно, что даже когда Митя наконец-то хочет увезти Любовь Гордеевну с собой вопреки решению отца, то он обращается к Пелагее Егоровне за благословением, на что та ответила, что не так согрешить.

    Читайте также:
    Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

    Закоренелость взглядов, сильная преданность традициям патриархата и устоявшимся правилам не позволяет этой русской женщине бороться или дать простое благословение для счастья родной дочери. Наверное, именно это и есть столь поразительно в образе Пелагеи Егоровны. К слову, когда все заканчивается благополучно, конечно же, мать всей душой радуется за свою дочь, что еще раз подчеркивает ее доброту и преданность дочери.

    Образ Пелагеи Торцовой

    Произведение Островского «Бедность не порок» было написано в 1853 году, в 1854 году она была напечатана как отдельное произведение в трех действиях. Пьеса не схожа ни с одним произведением писателя. Если посмотреть с одной стороны, то она достаточно проста, а если с другой, то мы можем увидеть необычный колорит этой комедии. В первую очередь в этом произведении автор превозносит патриархальную семью, главной «воспитательницей» этого является Пелагея Егоровна.

    В произведении «Бедность не порок» Пелагея Торцова занимает одну из главных ролей. Это исконно русская женщина является ценительницей старейших и глубоко национальных традиций и принципов. Муж Торцовой, Гордей Карпыч, наоборот устремляется ко всему новому, неизведанному и заграничному, что в свое время Пелагея Егоровна не поддерживает. Она не может понять стремления своего любимого мужа. Подругам же она плачется про то, что с тех пор как муж приехал с Москвы он и вовсе лишился рассудка и здравого смысла.

    В свою очередь муж Пелагеи старается уговорить ее носить различные заграничные вещи, но жена не подается уговорам и остается верна русским порядкам и от русской жизни. Это ярко выражено в строках комедии, где Пелагея размышляет о моде как о чем-то постоянно изменчивом, что она не может сказать о традициях своего государства, которые были придуманы давным-давно и существуют, по сей день. Именно так рассуждает Торцова, не разделяя взгляды своего мужа. Писатель дает нам явно понять, что ей не по нраву что-то новое и заграничное. Но, не смотря на это, она очень хорошая и внимательная женщина. Ее волнение и внимание устремляется на любимую дочь. Но и забота о дочери не дает ее нарушить устоявшие старинные обычаи.

    Именно сильная покорность старым традициям и устоявшим правилам мешает Пелагеи дать благословение своей любимой дочери, когда любимый мужчина хочет увезти Любовь Гавриловну вопреки ее отцу. Быстрее всего именно это является удивительным в образе Пелагеи Егоровны. В конце, когда все заканчивается хорошо, мать всем сердцем радуется за Любу, что в свою очередь вновь показывает ее доброту сердца и преданность любимой дочери.

    Вариант 2

    В произведении Островского «Бедность не порок» важная роль отводится Пелагее Егоровне. А поскольку она старая, то соблюдает все правила и законы, которые были важны еще в то время. А вот муж ее старается жить по-новому и поэтому старается соблюдать правила и законы, которые являются действительными на сегодняшнее время. Хотя жена с этим не согласна и на этом фоне между ними постоянно происходят скандалы и ссоры. Недавно ее муж вернулся с Москвы, где пробыл очень долго и теперь она его не узнает, ведь теперь он все делает совсем по-другому. Ему нравилась та жизнь, которая была в городе, а теперь он недоволен своей жизнью. Именно поэтому когда Пелагея встречается со своими подругами, то рассказывает про него всякие гадости.

    А вот муж нашей главной героини по имени Гордей старается купить жене разные новые наряды, которые сейчас ценятся и почитаются, вот только все эти вещи ей не важны и она ничего в себе не хочет менять. Она говорит, что ей не нравится все то, что происходит сегодня и больше всего на свете ей хочется вернуться назад.

    Но, не смотря на это, Пелагея является положительным героем. У них есть дочь, которую она больше всего любит на свете. И все чтобы она не делала, она делает для нее. И ради нее она может пожертвовать многим, но поменяться и жить совсем другой жизнью она не хочет и даже ради дочери. Дочь уже давно влюблена в обычного парня по имени Митю. Он работает в конторе. Вот только отцу совсем не нравится такой зять, и он хочет разными способами их развести, и женить ее на богатом парне, который живет в Москве. Для того чтобы они потом забрали их в столицу и уже там он смог обосноваться навсегда. Хотя мать во всем поддерживает дочь и помогает им встречаться втайне от отца, но повлиять на мужа она не может, а все, потому что очень сильно его боится. И хватило бы всего лишь дать благословение дочери и парню, которого выбрала дочь. Но и этого Пелагея не может сделать, потому что не хочет соблюдать все порядки, которые на сегодняшний день являются правильными.

    Вот только дочь не собирается ради своих родителей ломать себе всю жизнь и делать все, что прикажет ей отец. И поэтому собирается и тайно убегает из дома вместе со своим любимым. Конечно же, все заканчивается очень хорошо, и родители соглашаются с выбором дочери и благословляют их.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: