Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»): сочинение

Сочинение на тему «Что лучше — истина или сострадание? (по пьесе М. Горького «На дне»)»

Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе «На дне», написанной в 1902 году.

Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание?

Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и «лукавый», сознательно навевающий «сон золотой» исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.

Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: «Мы хуже!» Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.

Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой «подвал, похожий на пещеру», под «тяжелыми каменными сводами», где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие «на дно жизни», куда их безжалостно выбросило преступное общество.

Кто-то очень точно сказал: «На дне» — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди». Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: «Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…» Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, «ворова сына» Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения) умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который «ничего не ждет», у него «все уже в прошлом»; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, «бывших людей», пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: «Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда. »

Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: «Доброго здоровья, народ честной!» Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!

К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: «И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные».

И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.

Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. «Все ищут люди, все хотят — как лучше… дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…»

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: «Вот — Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…» Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: «Нет, ты скажи — зачем ты все это…» Наташа его спрашивает: «Отчего ты — такой добрый?» А Анна просто просит: «Говори со мной, милый… Тошно мне».

И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что «не всегда правдой душу вылечить». И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.

Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли . Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?!

Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.

От правды, которую осознает Клещ: «Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда. », уводит Лука, говоря: «Она, правда-то, может, обух для тебя…» Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: «…Жалеть людей надо. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: «По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: «Во что веришь, то и есть…»

Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: «Человек — вот правда!» Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…» Таким образом, не существует для Луки вопроса: «Что лучше — истина или сострадание?» Для него истинно то, что человечно.

Читайте также:
Образы герои конфликт в произведении «Песня о Соколе»: сочинение

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: «Сам молись…» И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: «Эй, ты, сикамбр! Куда?». Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.

А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. «Человек — вот правда!» И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.

u041au0430u0436u0434u044bu0439 u0438u0437 u043du0438u0445: u0421u0430u0442u0438u043d, u0411u0443u0431u043du043eu0432, u041du0430u0441u0442u044f, u0410u043au0442u0435u0440, u041au043bu0435u0449 u043eu043au0430u0437u0430u043bu0438u0441u044c u00abu043du0430 u0434u043du0435 u0436u0438u0437u043du0438u00bb u043fu043e u0441u0432u043eu0435u0439 u0432u0438u043du0435. u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0441u0430u043c u0432u044bu0431u0438u0440u0430u0435u0442 u0441u0432u043eu044e u0441u0443u0434u044cu0431u0443, u0443 u043du0435u0433u043e u0434u043eu043bu0436u043du0430 u0431u044bu0442u044c u0446u0435u043bu044c, u043cu0435u0447u0442u0430, u0434u043bu044f u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043eu0431u044b u0431u044bu043bu043e u043a u0447u0435u043cu0443 u0441u0442u0440u0435u043cu0438u0442u044cu0441u044f. u041du043e u0443 u0433u0435u0440u043eu0435u0432 u044du0442u043eu0433u043e u043du0435u0442u2026 u041eu043du0438 u043du0435 u0436u0438u0432u0443u0442, u0430 u043bu0438u0448u044c u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0442, u043fu0440u043eu0432u043eu0434u044fu0442 u043eu0441u0442u0430u0442u043eu043a u0441u0432u043eu0435u0439 u0436u0438u0437u043du0438 u0432 u0442u0435u043cu043du043eu0439, u0433u0440u044fu0437u043du043eu0439 u043du043eu0447u043bu0435u0436u043au0435. u0418u0437u043e u0434u043du044f u0432 u0434u0435u043du044c u043eu0434u043du043e u0438 u0442u043eu0436u0435: u0442u0435u043cu043du043eu0442u0430, u043fu0443u0441u0442u043eu0442u0430 u0432 u0434u0443u0448u0435, u043fu043eu043bu043du043eu0435 u0440u0430u0432u043du043eu0434u0443u0448u0438u0435 u043au043e u0432u0441u0435u043c u0438 u043au043e u0432u0441u0435u043cu0443 u2026 u041du043e u0442u0430u043a u0431u044bu043bu043e u0434u043e u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du043eu0433u043e u043cu043eu043cu0435u043du0442u0430 . .

u0421 u043fu043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u0435u043c u043du043eu0432u043eu0433u043e u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0430 – u041bu0443u043au0438, u043au0430u0437u0430u043bu043eu0441u044c, u0447u0442u043e u0441u0435u0439u0447u0430u0441 u0432u0441u0435 u043du0430u043bu0430u0434u0438u0442u0441u044f: u043bu044eu0434u0438 u0432u044bu0431u0435u0440u0443u0442u0441u044f u0438u0437 u044du0442u043eu0439 u044fu043cu044b u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu043cu0438 u0441u0438u043bu0430u043cu0438 u2013 u0438u0445 u043du0443u0436u043du043e u043bu0438u0448u044c u043fu043eu0434u0442u043eu043bu043au043du0443u0442u044c. u0418u043cu0435u043du043du043e u041bu0443u043au0430 u043fu0440u043eu044fu0432u043bu044fu0435u0442 u0441u043eu0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u0435, u0434u0430u0435u0442 u043du0430u0434u0435u0436u0434u044b, u0443u0442u0435u0448u0430u0435u0442. u041eu043d, u043au0430u043a u043du0438u043au0442u043e u0434u0440u0443u0433u043eu0439, u0438u043cu0435u0435u0442 u0432u043bu0438u044fu043du0438u0435 u043du0430 u044du0442u0438u0445 u043du0438u0437u043au0438u0445 u043bu044eu0434u0435u0439. u041du0430u0445u043eu0434u044fu0441u044c u043fu0440u0438 u0441u043cu0435u0440u0442u0438, u0410u043du043du0430 u0441u043bu0443u0448u0430u0435u0442 u0441u0442u0430u0440u0438u043au0430, u0432u0435u0440u0438u0442 u0432 u0435u0433u043e u0441u043bu043eu0432u0430 u0441u043eu0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u044f, u043eu043du0438 u043fu043eu043cu043eu0433u0430u044eu0442 u0435u0439 u2013 u0436u0435u043du0449u0438u043du0430 u0443u043cu0438u0440u0430u0435u0442 u0441 u043du0430u0434u0435u0436u0434u043eu0439, u0447u0442u043e u043du0430 u0434u0440u0443u0433u043eu043c u0441u0432u0435u0442u0435 u0443 u043du0435u0435 u0431u0443u0434u0435u0442 u0432u0441u0435 u0445u043eu0440u043eu0448u043e: u043du0438u043au0430u043au0438u0445 u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u0439, u043du0438u043au0430u043au043eu0439 u043du0438u0449u0435u0442u044b. u0421u043bu043eu0432u0430 u041bu0443u043au0438 u043du0435 u043fu0440u043eu0448u043bu0438 u043cu0438u043cu043e u0410u043au0442u0435u0440u0430: u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043fu043eu0442u0435u0440u044fu043b u0432u0441u044fu043au0443u044e u043du0430u0434u0435u0436u0434u0443, u0432u0434u0440u0443u0433 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442 u0441u043cu044bu0441u043b u0436u0438u0437u043du0438, u0447u0442u043e u0435u0449u0435 u043du0435 u0432u0441u0435 u043fu043eu0442u0435u0440u044fu043du043e, u043cu043eu0436u043du043e u0435u0449u0435 u0432u0441u0435 u0438u0441u043fu0440u0430u0432u0438u0442u044c u0438 u043du0430u0447u0430u0442u044c u0441 u0447u0438u0441u0442u043eu0433u043e u043bu0438u0441u0442u0430. u041du043e, u0443u0432u044b, u044du0442u043eu043cu0443 u043du0435 u0431u044bu0442u044c u2026

u041au0430u043a u043cu0433u043du043eu0432u0435u043du043du043e u0442u044b u043fu0440u0438u043eu0431u0440u0435u0442u0430u0435u0448u044c u043du0430u0434u0435u0436u0434u0443, u0442u043eu0447u043du043e u0442u0430u043a u0436u0435 u0431u044bu0441u0442u0440u043e u0442u044b u043cu043eu0436u0435u0448u044c u0435u0435 u043fu043eu0442u0435u0440u044fu0442u044c. u0421u043eu0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u0435 u2013 u044du0442u043e u043du0435 u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0441u043bu043eu0432u0430, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0438u043cu0435u044eu0442 u0432u043eu0437u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0435 u043fu043eu043au0430 u0442u044b u0438u0445 u0441u043bu044bu0448u0438u0448u044c – u044du0442u043e u0434u0443u0448u0435u0432u043du044bu0439 u043fu0435u0440u0435u0432u043eu0440u043eu0442, u043fu043eu0441u0442u043eu044fu043du043du043eu0435 u0436u0435u043bu0430u043du0438u0435 u043a u0441u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u044e u0438 u043fu0435u0440u0435u043cu0435u043du0430u043c.
u0411u044bu043bu043e u0431u044b u043eu0448u0438u0431u043au043eu0439 u0443u0442u0432u0435u0440u0436u0434u0430u0442u044c, u0447u0442u043e u0438u043cu0435u043du043du043e u041bu0443u043au0430 u0432u0438u043du043eu0432u0430u0442 u0432 u0441u043cu0435u0440u0442u0438 u0410u043au0442u0435u0440u0430, u0447u0442u043e u0438u043cu0435u043du043du043e u0441u043bu043eu0432u0430 u0441u043eu0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u044f u0441u0433u0443u0431u0438u043bu0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430. u041eu043d u043fu043eu043cu043eu0433u0430u043b u043bu044eu0434u044fu043c. u0427u0442u043e, u0435u0441u043bu0438 u0431u044b u043eu043d u043du0435 u0443u0442u0435u0448u0430u043b u0436u0438u0442u0435u043bu0435u0439 u00abu0434u043du0430u00bb , u0430 u043du0430u043eu0431u043eu0440u043eu0442, u043bu0438u0448u043du0438u0439 u0440u0430u0437 u043fu043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u043b u0438u0441u0442u0438u043du0443 u0438u0445 u0436u0438u0437u043du0438, u0442u043e u043cu0435u0441u0442u043e, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u043eu043du0438 u0437u0430u043du0438u043cu0430u044eu0442 u0432 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435? u042du0442u0438u043c u043eu043d u043du0438u0447u0435u0433u043e u043du0435 u0438u0437u043cu0435u043du0438u043b u0431u044b u0432 u043bu0443u0447u0448u0443u044e u0441u0442u043eu0440u043eu043du0443, u043bu0438u0448u044c u0442u043eu043bu044cu043au043e u043fu043eu0434u0442u043eu043bu043au043du0443u043b u043du0430 u00abu043au0440u0430u0439u043du0438u0439 u0448u0430u0433u00bb u0440u0435u0448u0435u043du0438u044f u0432u0441u0435u0445 u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043c u2013 u0441u0430u043cu043eu0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u0443.

u0410u0432u0442u043eu0440 u043du0435 u043fu0440u0438u0435u043cu043bu0435u0442 u043du0430u0438u0432u043du0443u044e u0432u0435u0440u0443 u0432 u0447u0443u0434u043e, u043du043e u0432u0435u0434u044c u0438u043cu0435u043du043du043e u0447u0443u0434u0435u0441u043du043eu0435 u043cu043du0438u0442u0441u044f u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0430u043c u044du0442u043eu0439 u0434u0440u0430u043cu044b, u043au043eu043cu0443-u0442u043e – u0432 u043cu0440u0430u043cu043eu0440u043du043eu0439 u043bu0435u0447u0435u0431u043du0438u0446u0435, u0434u0440u0443u0433u0438u043c u2013 u0432 u0447u0435u0441u0442u043du043eu043c u0442u0440u0443u0434u0435, u0442u0440u0435u0442u044cu0438u043c u2013 u0432 u043bu044eu0431u043eu0432u043du043eu043c u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435. u0420u0435u0447u0438 u041bu0443u043au0438 u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0438 u043fu043eu0434u0435u0439u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043bu0438, u0447u0442u043e u00abu0443u043fu0430u043bu0438 u043fu043e u043fu043bu043eu0434u043eu0442u0432u043eu0440u043du0443u044e u043fu043eu0447u0432u0443 u0432u0437u043bu0435u043bu0435u044fu043du043du044bu0445 u0438u043bu043bu044eu0437u0438u0439u00bb .
u041fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0438 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f, u043au043eu043du0435u0447u043du043e, u043fu0440u0438u043au043eu0441u043du0443u043bu0438u0441u044c u043a u0438u0441u0442u0438u043du0435, u043du043e u043du0435 u0438u0437u0436u0438u043bu0438 u043eu0449u0443u0449u0435u043du0438u0435 u0431u0435u0437u044bu0441u0445u043eu0434u043du043eu0441u0442u0438. u0418u0445 u043au0440u0443u0433 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044f u0437u0430u043cu043au043du0443u043bu0441u044f: u043eu0442 u0440u0430u0432u043du043eu0434u0443u0448u0438u044f u2013 u043a u043du0435u0434u043eu0441u0442u0438u0436u0438u043cu043eu0439 u043cu0435u0447u0442u0435, u0430 u043eu0442 u043du0435u0435 u2013 u043a u0433u0438u0431u0435u043bu0438 u0438 u043fu0443u0441u0442u043eu0442u0435. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Смысл в творчестве М. Горького: правда или сострадание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Читайте также:
М.Горький. В людях.: сочинение

Социальная драма – это конфликт, порожденный социальными условиями.

Роль Луки в пьесе «На дне»

Социальная драма М. Горького после появления Луки приобретает совершенно другой характер. Лука в пьесе присутствует чуть больше половины сценического времени. Именно этот персонаж становится центральным в философской, проблемной сюжетной линии произведения. Образ Луки – самый загадочный в пьесе. Старик в отличие от остальных «бывших людей», человек без прошлого. В рассказ Луки появляется лишь несколько намеков. Например, Пеплу он признается: «Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. ». Также историю о праведной земле Лука связывает с Сибирью и упоминает имя ученого-ссыльного. Двойственно даже имя персонажа. С одной стороны, оно совпадает с именем евангелиста, но с другой стороны, Васька Пепел обыгрывает его как «старец лукавый».

Лука – прохожий, странник, проходящий, но особой природы. В отличие от упоминаемых им бегунов, которые скрываются от мира, Лука полон интереса к судьбам людей, а жизнь он воспринимает как зрелище. Об этом свидетельствует его реплика, которую он произнес после приветствия:

«Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают. ».

Все дальнейшее повеление старца демонстрирует его внимание к людям, бытовую предупредительность, а также способность их утешения и глубокого понимания. Лука в случайных обмолвках и беседах узнает заветные мечты обитателей ночлежки, их страхи и предлагает им лекарство – утешение или надежду. Например, умирающую Анну Лука утешает надеждой на загробную справедливость и вечный покой. Настю он успокаивает верой в ее фантазии. Актера, который впал в уныние, старик утешает рассказом о некой волшебной лечебнице, где можно вылечиться от пьянства. Даже Васька Пепел принимает советы Луки и собирается начать новую, честную жизнь с Наташей.

Готовые работы на аналогичную тему

Горький в газетном интервью, появившемся в 1903 году, сформулировал проблему Луки следующим образом: «Что лучше, истина или сострадание»?

Писатель ставит вопрос асимметрично. Он прямые антонимы (жестокость-сострадание, истина – ложь) заменяет такой сложной формулировкой, как сострадание, доведенное до лжи, а ложь – как форма сострадания.

Необходимо иметь в виду и то, что в русском языке между понятиями правда и истина существует больше различие, а в самом произведении многократно говорится о правде, но ни разу – об истине.

Что лучше – истина или сострадание?

Эта проблема наиболее резко и отчетливо поставлена в истории о праведной земле, рассказанной Лукой. Человек, который благодаря своей вере в праведную землю переносил жизненные трудности, после того, как ему доказывают, что ее не существует, убивает себя. «Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. » – говорит Лука.

В отношении к рассказам и проповедям старца персонажи пьесы делятся на три группы:

  • Медведева, Барона, Бубнова, а также хозяев ночлежки проповеди Луки не затрагивают;
  • Анна, Актер, Наташа верят в эти рассказы;
  • Пепел и Сатин находятся между двумя крайностями.

С. А. Адрианов, который относит произведение Горького к социальной драме, считает, что пьеса могла окончиться третьим действием.

В четвертом действии социальная линия сюжета отодвигается в сторону философской. Здесь происходит дискуссия об исчезнувшем старике и вреде и полезности его проповедей.

Два больших монолога Сатина становятся синтезом полемики ночлежных философов в платоновской пещере. Идея спасительной лжи во многом конкретизирована, она поставлена в зависимость от возможностей и характера человека. Правда – это удел сильных, им не нужна ложь во спасение. А для людей слабых такая спасительная ложь становится необходимостью, она помогает им не потерять веру в самого себя, вновь обрести надежду на лучшее, найти в себе силы не опускать руки и идти дальше, преодолевая жизненные трудности.

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека».

В монологе Сатина восстановлен изначальный контраст правды и лжи. Жалость здесь стала символом лжи во спасение. Поэтому поведение Луки кажется оправданным.

Читайте также:
Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

Лука демонстрирует тонкое понимание людей, и на фоне этого речи Сатина выглядят беспредметными. Сам Горький тоже отчасти это признавал. Он говорил, что в произведении много лишних людей и не хватает некоторых необходимых мыслей. Речь Сатина о человеке-правде сам писатель называет бледной, однако кроме Сатина сказать эту речь некому, но и ярче сказать ее он не может.

Однако кульминацией пьесы все же становится не речь Сатина, в финальный эпизод, когда обитатели ночлежки запевают песню, а вошедший Барон сообщает о самоубийстве Актера. «Эх… испортил песню…дур-рак!» – последняя реплика Сатина, и ее неоднозначность отметил В. Ф. Ходасевич. Остается непонятным, о ком говорил Сатин – об Актере, который так некстати повесился, или же о Бароне, принесшем это известие. Или обоих, потому что оба виноваты в порче песни. «В этом – весь Горький» – пишет Ходасевич.

Самоубийство Актера – это повторение поступка человека из притчи Луки. Возникает вопрос, виновен ли Лука в этой смерти? Ведь это он рассказал Актеру о лечебнице для пьяниц, вселил в него надежду на возвращение к нормальной жизни и исчез, не назвав города, где лечебница находится? Или в этом виноват Сатин, который эту надежду разрушил?

Драма судьбы не возлагает вину на какого-то конкретного человека. Приятная ложь-надежда Луки и гиперболический индивидуализм Сатина равно притягательны и равно опасны для современного человека.

Вопрос о том, что важнее – правда или сострадание каждое поколение читателей решает по-новому. В зависимости от времени и эпохи, от личных убеждений читатель по-разному ответит на этот вопрос. С одной стороны, Лука своей ложью утешал, поддерживал тех, кому была нужна надежда. Например, Анна, которая в жизни не видела ничего хорошего, но тем не менее, боится смерти и хочет хотя бы немножко пожить еще, в словах Луки нашла для себя утешение, надежду на то, что в загробной жизни ее мучениям придет конец. Васька Пепел прислушался к совету старца и решил начать новую жизнь с Наташей. Актер, поверив старику, решил бросить пить. Но с другой стороны, так ли нужна эта сладкая ложь, надежды, которые никогда не сбудутся? Может быть, прав Сатин, считающий, что лучше правда?

Что лучше истина или сострадание — сочинение по пьесе «На дне» М. Горького

В рамках изучения на уроках литературы пьесы «На дне» Максима Горького учащимся предлагают написать сочинение на тему: «Что лучше истина или сострадание». Ниже представлены 3 варианта.

Вариант 1

Что лучше – истина или сострадание? Однозначный ответ дать невозможно. «На дне» затрагивает и раскрывает перед читателями несколько проблем: лжи и правды, милосердного обмана и горькой истины. По моему мнению, все-таки лучше сострадание, ведь именно оно дает надежду на жизнь любому из персонажей пьесы «На дне».
Каждый из них: Сатин, Бубнов, Настя, Актер, Клещ оказались «на дне жизни» по своей вине. Человек сам выбирает свою судьбу, у него должна быть цель, мечта, для того, чтобы было к чему стремиться. Но у героев этого нет… Они не живут, а лишь существуют, проводят остаток своей жизни в темной, грязной ночлежке. Изо дня в день одно и тоже: темнота, пустота в душе, полное равнодушие ко всем и ко всему … Но так было до определенного момента . . .
С появлением нового персонажа — Луки, казалось, что сейчас все наладится: люди выберутся из этой ямы собственными силами – их нужно лишь подтолкнуть. Именно Лука проявляет сострадание, дает надежды, утешает. Он, как никто другой, имеет влияние на этих низких людей. Находясь при смерти, Анна слушает старика, верит в его слова сострадания, они помогают ей – женщина умирает с надеждой, что на другом свете у нее будет все хорошо: никаких страданий, никакой нищеты. Слова Луки не прошли мимо Актера: человек, который потерял всякую надежду, вдруг понимает смысл жизни, что еще не все потеряно, можно еще все исправить и начать с чистого листа. Но, увы, этому не быть … Как мгновенно ты приобретаешь надежду, точно так же быстро ты можешь ее потерять. Сострадание – это не просто слова, которые имеют воздействие пока ты их слышишь — это душевный переворот, постоянное желание к стремлению и переменам.
Было бы ошибкой утверждать, что именно Лука виноват в смерти Актера, что именно слова сострадания сгубили человека. Он помогал людям. Что, если бы он не утешал жителей «дна», а наоборот, лишний раз показывал истину их жизни, то место, которое они занимают в обществе? Этим он ничего не изменил бы в лучшую сторону, лишь только подтолкнул на «крайний шаг» решения всех проблем – самоубийству.
Автор не приемлет наивную веру в чудо, но ведь именно чудесное мнится персонажам этой драмы, кому-то — в мраморной лечебнице, другим – в честном труде, третьим – в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что «упали по плодотворную почву взлелеянных иллюзий».
Персонажи произведения, конечно, прикоснулись к истине, но не изжили ощущение безысходности. Их круг существования замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, а от нее – к гибели и пустоте.

Читайте также:
Идея романа М. Горького «Мать»: сочинение

Вариант 2

«На дне» произведение написанное «пролетарским» писателем Максимом Горьким, в начале двадцатого века (1901-1902). Само произведение не являлось чисто литературным, это была пьеса для театра. Постановка этой пьесы была запрещена, затем её постановку разрешили только в Москве.

В итоге первой русской революции (1905) пьеса (урезанная) была разрешена к постановке в театрах.

В 1907 году пьеса начала ставится в Европе. Этому способствовал коммерсант а так же революционер (друг Ленина) доктор Гельфанд (Парвус). Однако часть средств (кассы что собрала пьеса) он просто украл. Кстати именно Парвус был посредником между Лениным и немцами во время Первой мировой войны, именно Парвус помог Ленину перебраться в «пломбированом вагоне» в Россию.

Именно эту пьесу использовали как орудие пропаганды революционные партии, в первую очередь большевики.

Суть произведения передана уже в названии «на дне», о тех кто опустился на дно социальной иерархии (в финансовом, духовно-культурном отношении). Им уже никогда не подняться.

Горький как бы воспроизводит тему «униженных и оскорблённых» Достоевского в реалиях начала двадцатого века, разницы нет никакой (кроме почти пол столетия времени).

Горький показал всю суть и отталкивающую правду социального низа. Это произвело фурор не только в культурной жизни России но и Европы.

У каждого из героев пьесы своя судьба и «история» того как он попал на дно. Автор толком и не рассказывает судьбы героев. Обращает внимание, что если человек (в социальной цепочке) выбивается, — его исключают и он оказывается на дне.

Хозяин ночлежки мерзкий, безнравственных человек (впрочем, нельзя назвать нравственными самих жителей). Он «обирает» постояльцев как может. Горький достиг цели, он показал «всю грязь и мерзость дна жизни», — это предел человека дольше только смерть.

В то же время не всё так ужасно и однобоко под темными и угрюмыми сводами старого дома, сами бродяги ведут разговоры о жизни и человеке, о его предназначении в этом мире и т. д. Не смотря на всю мерзость и отвратительность кругом происходящего, не убили полёт мысли и чувства в этих опустившихся людях.

Истина конечно превыше всего, это не только идея произведения, но и сам читатель приходит к этому, читая пьесу. Но, по мере чтения ты сопереживаешь героям, не смотря на их отталкивающий «вид».

Истина и сострадание это то что понимаешь и чувствуешь, читая произведение. Каждый читатель должен дать себе ответ после прочтения. И в этом безусловный плюс пьесы.

Вариант 3

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе «На дне» удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Героям пьесы не удается жить, они вынуждены существовать. На общем фоне пошлости и невежества выделяется герой с положительным прошлым Сатин — телеграфист и любитель познавательной литературы, оказывается в тюрьме за то, что однажды пришёл на защиту своей сестры. Превратившись, под давлением обстоятельств в картежника и алкоголика он не теряет веру в человеческую мощь.

Сатин выступает борцом за истину. Он убежден, что знать правду достоин каждый и только сильная личность способна ее принять. Только правда имеет способность влиять на человека, подталкивать к осознанию и пониманию своего истинного положения, правда заставляет преодолевать преграды, совершенствовать свое поведение и таким образом менять свою жизнь, в то время как сострадание способно лишь сеять ложь мнимых надежд. Истина придает человеку силы и уверенности. По словам героя ложь проповедуют только рабы.

В качестве антипода Сатину в пьесе выступает Лука. Мировоззрение странника кардинально отличается от Сатина. Лука ведущий отшельнический образ жизни сам не понимает куда приведёт его дорога странствий. Как человек он добр, милосерден, отзывчив. Его душа полна сострадания к чужим неудачам и вызванные ее порывами поучительные речи побуждают людей тянуться к жизни. Но это сострадание чаще всего основано на лжи и обмане. И как он лично уверен, эта ложь во благо. Лука наполняет души ранимых людей пустыми иллюзиями, которые не сподвигли никого начать действовать и пытаться менять свою жизнь к лучшему. Скорее всего, это было вызвано бессилием и слабостью. Люди не чувствовали в себе силы к изменениям, им проще было смириться и окончательно погрузиться в безысходность.

Анализируя пьесу Горького «На дне» нельзя прийти к четкому ответу, что лучше истина или сострадание? Каждый волен считать по своему, в зависимости от собственных взглядов и убеждений. Кто-то примет сторону Сатина и скажет, что только правда, какой бы она не была, способна менять людей, ведь сострадание только расслабляет человека и делает его более апатичным. А кто-то будет солидарен с Лукой и посчитает, что и без того сломленных людей нельзя добивать жестокой правдой.

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Читайте также:
Особенности раннего творчества М. Горького: сочинение

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Читайте также:
Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Чудиком героя называла жена за то, что с ним часто что-нибудь случалось. Однажды он решил съездить к старшему брату на Урал. Они не виделись 12 лет. Чудик легко говорил всем о предстоящей дороге, как о чем-то обыкновенном.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Раннее творчество М. Горького

М.Горький вошел в литературу на грани двух истори­ческих эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости — с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявив­шихся, — с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника.

Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному — тут он был достой­ным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

В рассказе «Челкаш» (1894) романтический образ бро­дяги и вора, порвавшего со своей средой (отец его был одним из богатейших людей на селе), нисколько не идеа­лизируется писателем. Хотя в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой Челкаш оказывается победителем. Но противопоставление идет по линии отно­шения к собственности, к закрепощающей ее сущности. Мечта Гаврилы оказывается мечтой, ведущей к рабству. «Власть тьмы», власть денег Челкаш отрицает. «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!»

Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками.

Мерилом ценности человеческой личности он считал активность, способность действовать во имя человека. Этот мотив звучит уже в первом рассказе писателя — «Макар Чудра» (1892). Повесть об удивительной, гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. «Ну, сокол, — говорит Макар, — хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей».

Романтизм Горького не чужд драматизма. Он предпо­лагает его. Судьбы героев его первых рассказов всегда драматичны. Но это драматизм, рождающий протест про­тив рабского положения в обществе. Макар Чудра говорит в начале рассказа автору-рассказчику: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. Что ж, — он родился затем, что ли, чтобы поковырять землю, да и умереть. Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вот что волнует художника, что становится централь­ной мыслью многих его рассказов раннего периода. Все было необычно в этом рассказе: и судьба героев, и их речь, и их внешность, и авторская речь. «Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками. » Уже здесь намечено противопоставление свободного и рабского существования, которое будет в разных вариантах присутствовать во всех раннеромантических рассказах пи­сателя. Оно будет видоизменяться и углубляться. Уж — Сокол, Чиж — Дятел, Девушка — Смерть, Ларра — Данко. Верой в силу человека, в силу действия, в силу любви проникнута и сказка в стихах «Девушка и Смерть» (опуб­ликована в 1917 г.). Всепобеждающий гимн «радости любви и счастья жизни» — любви без страха и сомнения — яркое проявление той особенности горьковского таланта и его жизненной позиции, которая характеризует творческий путь писателя.

Читайте также:
Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

В творчестве молодого Горького с новой силой зазву­чали «неразрешимые» вопросы: как жить? что делать? в чем счастье? Вопросы, вечные хотя бы потому, что ни одному поколению еще не удалось избежать их.

В сказке «О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины», в которой писателем рассказана «очень правдивая история» о том, как «среди певчих птиц той рощи», где пелись песни пессимистические и вороны считались «очень мудрыми птицами», вдруг зазвучали иные, «свобод­ные, смелые песни», напоминающие гимн разуму:

. Зажжем сердца огнем ума,

И воцарится всюду свет.

. Кто честно смерть принял в бою,

Тот разве пал и побежден ?

. За мной, кто смел!

Да сгинет тьма!

Для писателя здесь важна мысль, что «искорку» можно заронить, можно пробудить веру и надежду. В этой сказке художник отметил пробуждение сознания лишь на какое-то мгновение. В «Песне о Соколе» (1895) гибель гордой и смелой птицы уже утверждает победу того взгляда на жизнь, носителем которого был прекрасный Сокол. «Зем­ной» Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там только пусто». Его «ре­альный» взгляд на жизнь исключает духовность существо­вания человека на земле.

Идея самопожертвования возникает в «Песне о Соко­ле» естественно и становится гимном действию во имя свободы, света. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» — не заключает в себе лишь утверждение самосо­знания, хотя и это важно для писателя. Так можно было бы думать, если бы не слова: «. и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) можно назвать про­граммным для молодого Горького. Здесь сходятся все лю­бимые и дорогие темы и мысли молодого писателя. Здесь все принципиально важно для него. Композиция рассказа строго подчинена идее — ут­верждению правоты подвига во имя жизни. Три самостоя­тельных эпизода объединены образами автора и старухи Изергиль. Образ Изергиль противоречив. Он реалистичен в основе. В жизни Изергиль, необычной и яркой, было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло — все перемешалось здесь, как в жизни. И все же есть то, что как бы объединяет ее с Данко. «В жизни всегда есть место подвигам» — вот главная мысль, хотя события жизни старой цыганки нельзя расценивать лишь как геро­ические, она часто действовала во имя личной свободы.

Духовная красота Данко противопоставлена убогости существования Ларры. Индивидуализм, презрение к людям, эгоцентризм Ларры, который уверен, что свобо­да — это независимость от людей, от обязанностей перед обществом, развенчаны художником с такой силой и энер­гией, что, кажется, тень Ларры, «неприкаянная и непро­щенная», до сих пор скитается по миру. «. И все ищет, ходит, ходит. и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. »

Наказание одиночеством — тема и многих современ­ных и, думается, будущих произведений. Два разных «Я», противопоставленных с такой силой, Данко и Ларра, — это два кардинально противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и сейчас. Именно в силу последнего интересен Данко сегодня. «Что я сделаю для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко». Смерть Данко, факелом своего сердца освещающего путь своему уставшему и изверившемуся народу, — это его бессмертие. Этот вопрос для Данко был главным, ибо, не задав себе такого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.

Читайте также:
Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького: сочинение

Именно поэтому и сегодня так интересно раннее твор­чество писателя, открыто заявившего еще в конце прошло­го века о своей вере в человека, в его разум, в его творчес­кие, преобразующие возможности.

Ранние произведения М. Горького.

Скачать сочинение

Жизнь А. М. Горького была разнообразна и противоречива. Детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его “жизнь в людях”. От невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет любовь к чтению и стремление стать писателем, описывать увиденное. Литература сыграла огромную роль в жизни Горького. Она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека.
Первый рассказ М. Горького — “Макар Чудра” — был овеян восторженным преклонением перед образом цыганки Радды, ценой своей жизни испытавшей могучее сердце Лойки Зобара. Написание этого рассказа положило начало дальнейшему его творчеству в духе героического романтизма, поскольку сам писатель искал пути к решению вечных проблем человечества, стремлению к лучшей жизни. А изменить эту жизнь в лучшую сторону, как он понимал, могли люди глубоко одухотворенные, бескорыстные, порядочные и целеустремленные, ни на минуту не задумывающиеся о своем личном благополучии, видящие в жизни ее прекрасные стороны, ее духовные ценности.
Такими героями в произведениях Горького являются Данко, Буревестник, Сокол, Челкаш и другие.
Первые строки в большинстве таких произведений Горького были призывом к геройству. В рассказе “Старуха Изергиль” устанавливается связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Ларра — гордец, себялюбец, эгоист, он ценит только себя и свободу. Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “Я”, а Данко отдает всего себя.
Сказка “Девушка и Смерть” — примечательное выражение неизменной веры писателя в способность человеческого сердца победить, выстоять в трудную минуту.
“Челкаш” — один из рассказов из цикла о людях из народа, которые несут в себе высокие эстетические качества. Конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного дома. На дороге соучастия в преступлении сталкиваются два человека —одного приводит привычка, другого — случай. Недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие Гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе Челкаша. Автор подчеркивает духовное превосходство Челкаша. Однако Челкаш не нужен обществу, в отличие от маленько го хозяина Гаврилы. В этом состоит как романтический пафос произведения, так и трагический. Романтическое мировоззрение присутствует также в описании природы.
Жанр произведений “Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе” определен как песня. Обе песни обладают и другими жанровыми признаками — в них присутствуют черты притчи. Точка зрения главных героев: противопоставление сильной личности и общества. Природа отражает внутреннее состояние героев. В образе этих смелых и гордых птиц писатель хочет видеть как можно больше людей, стремящихся изменить жизнь людей к лучшему, чтобы все люди жили в мире и согласии.
Создавая свои ранние произведения, Горький хотел видеть в людях, которые прочитают их, стремление брать пример с его положительных героев, стремление на их примере изменять свой внутренний и духовный мир, свой облик, а в результате и саму жизнь. К этому стремится и сам писатель.

31660 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Ранние произведения М. Горького.

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: