Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького): сочинение

1. Человек в творчестве А. М. Горького

Первое десятилетие XX века проходило под знаком «ницшеанства», то есть увлечения теорией Ницше о человеческой сущности. Влияние этого учения проявилось, например, в раннем творчестве А.М.Горького. «Ницшеанство» пролетарского писателя по-разному трактовалось критиками и религиозными деятелями. Д.С.Мережковский считал, что «М.Горький из одной половины «разорванного» Ницше изобрёл одно русское «новое» слово, оказался в противоречии с самим собой», так как частично развенчивал мораль Ницше, говоря о культе жизни, которую надо делать более богатой. А иеромонах Михаил в публицистической статье отмечал, что «Горький дал бой ограниченной, эгоистической сущности нового языческого идеала сильных людей, одиноко живущих на вершине». Действительно, у Горького был собственный взгляд на решение этой проблемы: он призывал к культу Человека, который прекрасен по своей природе и который готов идти трудной дорогой духовного совершенствования личности и служения людям.

В ранних рассказах молодого писателя отразились его художественные поиски, его размышления о человеке и двойственности душевных качеств у некоторых людей. О характерных для яркой личности противоречиях Горький рассуждает в произведении «Старуха Изергиль». Легендарный герой Ларра – воплощение индивидуализма, гордыни и высокомерия. Он, «первый на земле», «был ловок, хищен, силён, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», презирая их. Гордый сын орла и женщины не имел сердца, он не мог сочувствовать людям, жалеть их. А люди не простили ему убийство девушки, нарушение человеческих законов. Свобода в поступках, противопоставление себя обществу, когда достижение собственных интересов происходит за счёт несчастья других людей, приводят жестокого, свободолюбивого Ларру к полному одиночеству. Люди отказались его казнить, наказали изгнанием, изоляцией от общества, и Ларра обречён на бессмертие, вечное скитание, бесполезное и бессмысленное существование.

В том же рассказе «Старуха Изергиль» М.Горький отразил противоречивость человеческой души в образе старой женщины, героини рассказа. Она по природе своей была способна на светлые чувства, благородные поступки, сильные и благотворные порывы, но часто направляла их не на пользу людям, а на антигуманные дела, как это происходило в её любовных историях. В молодости героиня совершает жестокое убийство часового, чтобы устроить побег из плена своему возлюбленному, который затем её бросает. За свою жизнь она не раз бездумно совершала жестокие поступки, иногда из мести, иногда в порыве чувств, от злости. Например, есть её вина в гибели шестнадцатилетнего турецкого юноши, соблазнённого ею. И с монахом, ставшим ей любовником и бежавшим с ней в Польшу, расправилась безжалостно: за обидные слова «подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. да и бросила его с берега в реку». Причём Изергиль не испытывает жалости, мучений совести; она прожила жизнь, оставаясь всегда гордым, независимым, эгоистичным человеком, который, однако, произносит красивые слова о необходимости подвига в жизни. По своим принципам и поступкам Изергиль близка индивидуалисту Ларре, и она тоже одинока, хотя живёт не в изгнании, а рядом с людьми.

Развенчивая образы индивидуалистов, Горький противопоставляет им легендарного героя Данко, который является примером высоких жизненных стремлений и самоотверженного служения людям. Он вступил в борьбу с мрачным миром, далёким от романтического идеала. Его окружают соплеменники, утратившие в результате тяжёлых жизненных испытаний человеческий облик: люди были «как звери, как волки». Данко не испытывал ни страха, ни ненависти к ним, он чувствовал только горячее желание помочь несчастным, спасти их, вывести к свету. Герой взял на себя очень ответственную задачу: вытеснить всё плохое и тёмное из человеческих душ, избавить их от невежества и жестокости, рождённых страхом. Нужно очень сильно любить людей, быть великим альтруистом, чтобы отдать своё сердце, свою жизнь делу спасения человечества. Горький показал такой подвиг, который в реальности мог бы совершить только Человек, подобный Данко.

В легенде герой, вынув из разорванной груди сердце, пылающее любовью к людям, сделал его факелом и вывел всех из тьмы «к свободе, к свету!». Его подвиг – это результат сопротивления тоскливому, мрачному, безысходному течению жизни. Данко стремился изменить жизненные обстоятельства к лучшему, и для этого потребовалось самоотверженное служение обществу: спасая других – погибаешь сам. И герой без колебаний сделал выбор, трагический для него самого, однако он не сокрушался о собственной безвременной гибели. Эти мысли Горького подтверждаются высказыванием иеромонаха Михаила, который считал, что писатель «призывает нас к долгу единения с другими и службе другим».

Идеал М.Горького, отразившийся в образе Данко, нашёл своё продолжение в поэме «Человек», где духовный облик героя поражает своим космическим масштабом. Это действительно личность неземная, божественная, которая вызывает восхищение и у самого автора. Авторское отношение к герою отразилось в словах: «Точно солнце рождается в груди моей. ». Рассказ о таком Человеке – это гимн людям, достойным воспевания и подражания. Писатель показал долгий путь к совершенству личности, когда великим и сильным Человека делает разум. Мысль, рождаемая «кровью сердца» на трудном пути «вперёд и выше», может создавать «поэзии нетленные цветы» или музыку, делать научные открытия, но иногда она не может управлять человеческими инстинктами. Настоящий, гордый Человек борется с тёмными инстинктами (с самолюбием, с «привязанностями цепкими»), чтобы не позволить им завладеть душой и волей: «Но мысль горда, и Человек ей дорог, – она вступает в злую битву с Ложью, и поле битвы – сердце Человека». Потерять самого себя может тот, кто окажется «перерождённым слабостью своею в животное без гордости и мысли». А если переборет он низкие страсти, то снова пойдёт к вершинам совершенства, говоря себе: «Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни», чтоб стать подобным «тем богам, что Мысль моя творила и творит».
Тему Человека А.М.Горький продолжит в своём дальнейшем творчестве.

5 сочинений по пьесе Горького “На дне”

­ Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Читайте также:
Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
“Мечта и реальность”

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

Пример сочинения 3
“Есть – люди, а есть – и человеки. ” (По пьесе М.Горького “На дне”)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Читайте также:
Человек в пьесе М.Горького На дне: сочинение

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!”

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Читайте также:
Художественное своеобразие романа М. Горького Мать: сочинение

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе “На дне”

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне

Человек

В творчестве Горького человек — это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе «Рождение человека» говорится о том, какая это отличная должность — быть представителем людского рода на земле.

Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью — этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием — «черное чудовище власти». Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

Гордость

Алексей Максимович Горький считает, что это хорошая черта характера, превращающая раба в свободного, делающая слабого сильным, а ничтожество трансформирующая в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения «Макар Чудра», Радда и Лойко предпочитают умереть, чем жить несвободно, поскольку по натуре своей они свободны и горды. Однако гипертрофированность этого чувства рождает безусловную, абсолютную свободу от любых моральных устоев и общества. Данная мысль звучит в другом рассказе, «Старуха Изергиль», когда главная героиня рассказывает о гордом Ларре, который умирает для всех (и для себя, прежде всего), в наказание оставаясь жить вечно. В бессмертии, таким образом, он обретает смерть. Максим Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.

Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне

Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму.

Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя — люмпена и босяка и показал обществу их сущность.

Пьеса рождалась нелегко. Горькому понадобилось двадцать лет наблюдений над миром «бывших людей», чтобы изложить все на бумаге. Несколько раз менялось название произведения. Чтобы вжиться в образы персонажей некоторые актеры и режиссер пьесы даже попытались пожить в ночлежке.

Это существенно обогатило образы героев пьесы.

Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица.

Рабочий Клещ хочет честно трудиться, вор Васька Пепел устал от воровской жизни и хочет жить правильно, Актер с умилением рассказывает о своей славе, Настя хочет большой любви. Горький специально не раскрывает их биографий, он показывает их в момент свершившегося факта, когда они уже на дне жизни. «Человек — это звучит гордо» — так и останется словами, потому что герои Горького только рассуждают, не совершая при этом поступков, чтобы изменить свою жизнь.

Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что — либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи. Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить.

Читайте также:
Человек в творчестве М. Горького: сочинение

В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает. Все о чем говорит Лука — фантазия.

В противовес Луке выступает Сатин. Он говорит: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!». Каждая буква в его словах верна. Но сам Сатин не относится к положительным героям.

Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.

Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.

Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.

Пьесу «На дне» мало сказать встретили хорошо, она произвела фурор. Актерам рукоплескали и долго не отпускали со сцены. Так как пьесу показали в доступном театре, там были люди, близкие к героям пьесы Горького.

Они плакали и говорили: «Это мы!».

«Человек — это звучит гордо!» — закрепилось в сознании многих людей. Сейчас эти слова звучат как побуждение к действию, только действуя, можно не оказаться на дне.

Чувства

Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. Мудрость жизни — это безумство храбрых. У Горького в числе любимых и главных персонажей не найти холодных, разумных, полуположительных типа Ставрогина и Базарова (хотя, конечно, подобные люди были в нашем обществе всегда). Слишком рассудочные герои обычно мертвы нравственно, а у автора Человек — живой, прежде всего, чувствующий, homo sentiense. Таковы Пелагея Ниловна Власова («Мать»), Фома Гордеев из одноименной повести, Коновалов и Челкаш из одноименных рассказов, Тетерев («Мещане») и Сатин («На дне»). Их всех объединяет то, что чувства этих героев сильнее разума. Этому посвящены многие произведения Горького. Список их можно еще дополнить. Однако, сам писатель считает чрезмерную чувственность уделом слабых людей, поскольку она мешает Человеку на жизненном пути. А самым главным автор считает умение жить в полном смысле этого слова.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Природа России
    Россия славиться многими вещами. Это самая большая по территории страна, которая имеет впечатляющую историю, невероятный язык и множество традиций. Но есть то, о чём говорят всегда, если речь заходит о России. И это природа.
  • Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс
    Произведение создается в период тюремного заключения автора после опубликования стихотворения, посвященного гибели Пушкина А.С.
  • Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)
    Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» узнаваема даже среди тех людей, которые мало интересуются живописью. Она считается ранним произведением художника, но принесла известность автору в его юные годы.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие — ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

Типичный представитель их — Серый. Он согласен рабски служить любой силе, лишь бы она охраняла его покой и сытость. Жизнь представляется для него в образе зеркала, в отражении которого он видит лишь себя. Этот тип очень живуч, поскольку обладает талантами паразита. Его душа пошла, это трон скользкой жабы, а сердце осторожно и трусливо. Он жаждет наслаждений и боится неприятностей и беспокойства, что придает этому образу фальшивость и раздвоенность. Кроме Серого, к данному типу относятся такие герои Горького, как Уж («Песня о Соколе»), Яков Маякин («Фома Гордеев»), Бубнов («На дне»). Это глупые, слабые, пошлые существа, инертные и косные — полная противоположность настоящему Человеку. Произведения Горького, список которых был приведен выше, иллюстрируют данную мысль. Однако есть и другие, горящие, люди. Они тратят свою энергию бурно, полностью отдаются жизни, поют ей гимн. Так, Нил («Мещане) говорит о том, какое это удовольствие — жить на земле. Ему вторят Буревестник и Сокол («Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике»), а также революционеры из романа под названием «Мать» и другие.

Но для того чтобы суметь прожить жизнь по-настоящему, недостаточно лишь гореть, быть гордым и свободным, беспокойным и чувствующим. Очень важно иметь цель, которая оправдывала бы существование, поскольку цена человека — его дело. «Вперед! и выше!» — вот его кредо. Бессмысленно, бесцельно проходит жизнь Изергиль, не освещая ничего на своем пути. Напротив, ярко вспыхивает и угасает Данко, освещая людям путь для новой жизни. Этот Человек в творчестве Горького, погибая, обретает подлинное бессмертие, поскольку оно — плата за великую, высокую цель, к которой должен стремиться любой. На пути к ней ничего не должно отвлекать: ни стремящаяся поработить слепая вера, ни сладкая, баюкающая надежда, ни унижающая любовь. Любые жертвы нужно быть готовым принести ради великой цели, лишь бы она оправдывала их.

Человек — это звучит гордо! (по пьесе М. Горького «На дне»)

Надо уважать человека!

М. Горький. На дне

Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе «На дне» писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страда­ния босяков, «бывших людей», никому не нужных, выбро­шенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, «каменные своды… с обвалившейся штукатуркой», «все некрашеное и грязное». На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и чи­татель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке — несчастные, потерявшие надеж­ду, опустившиеся «на дно» люди, недалекие, равнодушные друг к другу. Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.

Ярким представителем господствующего класса явля­ется хозяин ночлежки Костылев — жестокий эксплуата­тор, не желающий знать ничего, кроме денег: «Разве добро­ту с деньгами можно равнять?»

Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фи­гура Клеща. Он здесь единственный человек, не потеряв­ший надежду «вырваться», у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает — он взял с со­бой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружаю­щим, жестокое обращение с умирающей женой Анной бе­зобразны.

Неожиданное появление Луки в ночлежке можно срав­нить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружаю­щим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя («во что веришь, то и есть»), уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: «Коли ты веришь, что была у тебя на­стоящая любовь… значит — была она! Была!» Лука сове­тует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с люби­мой Наташей строить новую жизнь.

Читайте также:
Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

Странник Лука вызывает у меня восхищение, посколь­ку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умуд­ряется возвысить души человеческие над той грязью, кото­рая их окружает. Он верит в человека и тем самым помо­гает ему выжить в суровом мире. Материал с сайта //iEssay.ru

Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, су­мевшего пронести его через всю жизнь. Его история похо­жа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на «дно». Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: «Человек — вот правда! Понимаешь? Это — ог­ромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это — вели­колепно! Это звучит… гордо!» То есть, каким бы ни был «плохим» человек, в нем обязательно должна жить искор­ка гордости, веры в себя. «Надо уважать человека!» — го­ворит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это — человек! В высшем понимании этого слова!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • человек -это звучит гордо статьи
  • сочинение на тему человек- это звучит гордо
  • человек это великолепно это звучит гордо эссе
  • сочинение по пьесе на дне на тему Человек это звучит гордо.Это великолепно
  • человек это звучит гордо эссе

Итоговые сочинения по темам центральной России

5 сочинений по темам прошедшего ИС 15 апреля 2021 года.

101. Какого человека можно по праву назвать героем?

Герой – это сильный духом человек, готовый пожертвовать самым дорогим, что у него есть, ради благополучия других людей. Советский писатель М. Горький заметил: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, герои бывают не только на войне, но и в мирное время смелые, решительные личности не редкость. На самом деле достойный поступок может совершить каждый, ведь иногда даже мелочи способны послужить причинами важных изменений в мире. Но нельзя назвать героем того, кто просто мечтает прославиться, действуя из эгоистических побуждений. Настоящий подвиг под силу только альтруисту. Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к аргументам из художественной литературы.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» героический поступок совершает Данко. Изначально это человек, ставящий себя выше остальных, гордый и самолюбивый. Однако он оказывается способным пожертвовать собственной жизнью ради других. «Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко». С этими словами герой вырвал из груди пылающее сердце и осветил им, как факелом, дорогу путникам, заблудившимся в лесу. Горький называет Данко «гордым смельчаком», но любовь к людям и чувство долга оказались сильнее гордыни. К сожалению, такое поведение зачастую пугает окружающих, поэтому один суеверный человек наступил на сердце юноши, опасаясь возможных последствий. Можно сделать вывод, что герой в полном смысле этого слова поступает так, как считает нужным, и никогда не ждёт благодарности.

«Не стоит село без праведника» – так мог бы называться рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – настоящий альтруист, всегда готовый оказать поддержку другим и протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается. Жизнь Матрёны полна испытаний и лишений, она несчастна и одинока, но между тем женщина не озлобилась и не потеряла себя. Напротив, свой долг она видела в служении ближнему. Многие жители Тальново пользовались безотказностью и добротой Матрёны, а она как будто не замечала этого и, живя для других, не просила ничего взамен. Именно поэтому автор называет женщину «праведницей», сама её жизнь – это и есть подвиг, а Матрёну на самом деле можно считать героем.

Таким образом, мы действительно можем совершать героические поступки в любое время. Личность, достойная уважения, преодолеет все препятствия и всегда поможет другим людям. Герой – это бескорыстный человек, способный своими действиями сделать мир лучше, добрее. Такие люди-альтруисты – пример для подражания, на них стоит равняться.

207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?

М. Горький отмечал: «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде». На мой взгляд, это справедливое утверждение, ведь нельзя всецело доверяться общественному мнению. Чтобы стать полноценной личностью и обрести душевное равновесие, необходимо уметь отстаивать собственные взгляды. Конечно, иногда важно прислушиваться к другим людям, но решающее слово должен сказать человеку голос его сердца. Чтобы это доказать, обратимся к примерам из художественной литературы.

Жизнь Алексея Максимовича Пешкова – прямое доказательство его слов. В повести «Детство» описываются тяжёлые годы, проведённые мальчиком в доме деда – принципиального и своенравного Василия Каширина. Постоянные разногласия, ссоры, драки оказывали моральное давление на Алёшу. Единственным человеком, помогавшим герою не потерять себя, была его бабушка Акулина Ивановна. Детские годы М. Горький впоследствии назвал «свинцовыми мерзостями русской жизни». Если бы он не оказал сопротивление, к чему бы это могло привести? Алёша Пешков мог бы стать таким же жестоким, как дядя Яков или Михаил. Но этого не случилось благодаря стойкости и упорству будущего писателя. Многие впоследствии называли Горького человеком, который сделал себя сам. Он стал талантливым художником слова, потому что верил в себя и следовал зову своего сердца.

А что происходит с теми, кто просто плывёт по течению и не оказывает сопротивления окружающей действительности? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» – одарённый доктор и, как характеризует его автор, «интеллигентный человек». Но город С., в который приезжает Дмитрий Старцев, живёт скучной и однообразной жизнью. Туркины, которых считают здесь самыми талантливыми и образованными людьми, оказываются абсолютно обыкновенными и заурядными. Среда постепенно берёт верх над человеком, попавшим в ловушку. В какой-то момент земский врач смиряется, перестаёт задумываться о вечных ценностях и утрачивает лучшие нравственные качества. Именно так, ввиду не оказанного вовремя сопротивления, Дмитрий Старцев превращается в Ионыча: меняется его внешность и характер. Он не задумывается о смысле собственного существования, его ничего не интересует, ничто не способно вызывать эмоции. То, что происходит с этим человеком, можно назвать духовной деградацией.

Действительно, «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Вспомним стихотворение И. Бродского «Одиночество»:

Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами…

Но к чему это приведёт? К безрадостному, бесцветному существованию, которое нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова. Яркая индивидуальность не становится зависимой от общественного мнения, не изменяет себе и своим убеждениям.

308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Читайте также:
Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»): сочинение

Мы живём в мире, в котором происходят постоянные изменения. Они могут касаться нашей бытовой жизни, государственного устройства или быть следствием научно-технического прогресса. Безусловно, под влияние этих перемен попадают самые обыкновенные люди, которые теряют или, напротив, приобретают определённые нравственные качества. Зачастую в эпоху перемен происходит переоценка ценностей личности. Чтобы это доказать, обратимся к примерам из художественной литературы.

Важная страница нашей истории – Отечественная война с Наполеоном 1812 года. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев, князь Андрей, оказывается в эпицентре страшных событий, исход которых должен был решить судьбу всего нашего народа. Нужно было что-то менять, чтобы противостоять армии, считавшейся непобедимой. Однако изначально Андрея Болконского сложно назвать патриотом, готовым защищать Отечество. Напротив, Наполеон – его кумир, а сам он мечтает о личной славе и признании. Аустерлицкое сражение, в ходе которого князь Андрей получает ранение, заставляет героя задуматься о смысле собственного существования. Он вдруг понимает, как низменны все его честолюбивые устремления и как велика ценность человеческой жизни: «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Это переломный момент для героя Л.Н. Толстого: нравственное очищение спасает Андрея Болконского от жизни заурядного человека, упивающегося своим успехом. Таким образом, эпоха перемен может подтолкнуть отдельную личность к внутренним изменениям.

Такой же тяжёлый путь исканий и постоянных сомнений предстоит пройти и Григорию Мелехову, герою романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Гражданская война – время коренных перемен в жизни государства, и, если хочешь выжить, должен выбрать одну из противоборствующих сторон. Григорий Мелехов в первую очередь ищет правду, но не находит её ни у белых, ни у красных. Везде герой чувствует себя чужим, ему сложно понять, зачем, к примеру, брат убивает брата или сын жестоко уничтожает родного отца во имя призрачных идеалов. Когда сам Григорий совершает убийство, то ощущает душевную пустоту, ему кажется, что он убил не только австрийца, но и кого-то внутри себя. Мелехов долго не может забыть погибшего юношу с детским лицом, и это доказывает, насколько противоестественны для этого человека насилие и жестокость. Впоследствии герой, мучающийся угрызениями совести, отметит, что война из него «всё вычерпала», между тем он сумел сохранить в себе лучшие нравственные качества.

В заключение хочется сказать, что в эпоху перемен человеку зачастую сложно не потерять своё «я», свою уникальность, остаться верным собственным убеждениям. Любые изменения, происходящие в мире, так или иначе отражаются на мировоззрении личности. Но каждому подвластно выйти из этой схватки победителем: нужно только захотеть стать свободным, сильным, духовно развитым человеком.

412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

Человеку свойственно ошибаться, ведь идеальных людей не существует. У каждого могут быть какие-то достоинства и недостатки, и это совершенно нормально. Есть такое распространённое мнение, что на ошибках учатся. На мой взгляд, это справедливо: чтобы один раз взлететь, нужно несколько раз упасть. Даже если воспоминания о каких-то не самых приятных поступках причиняют человеку боль, нужно уметь это вынести и задуматься о том, что позволит тебе стать лучше, сильнее духом. Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к примерам из художественной литературы.

Главный герой психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» задаётся вопросом, можно ли убить одного никому не нужного человека и тем самым спасти жизни миллионов людей. Согласно его теории, люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Сам Родион Раскольников считает, что может решать человеческие судьбы. Конечно, теория героя антигуманна, поэтому совершённое преступление никого не делает счастливым. Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую называет «зловредной вошью», но не может воспользоваться её деньгами, чтобы помочь «униженным и оскорблённым». В какой-то момент юноша понимает, что совсем не похож на Наполеона, а значит, не находит в себе силы воплотить задуманное в жизнь. Любое убийство бесчеловечно, и у Родиона Раскольникова возникает ощущение, будто он «ножницами отрезал себя» от других людей. Герой не может остановить поток мыслей, которые его угнетают, он убеждается в собственной ничтожности. Способность к рефлексии не позволяет Раскольникову покончить жизнь самоубийством, как это сделал Свидригайлов. Само существование после преступления превращается в наказание, но душевная боль и подталкивает его к раскаянию.

Иногда неспособность исправить собственные ошибки обрекает человека на одинокую, несчастливую жизнь. В новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются после долгих лет разлуки. Николай Алексеевич совершенно случайно узнал, что Надежда, бывшая крепостная, в течение тридцати лет не переставала испытывать к нему искренние любовные чувства. Если герой небрежно говорит ей, что «всё проходит» и «всё забывается», то Надежда не может с этим согласиться. По её мнению, не всё можно с лёгкостью стереть из памяти и время не самый хороший лекарь. «Тёмные аллеи» – это история об упущенном счастье, и Николай Алексеевич внезапно осознаёт, что его жизнь была лишена смысла, прошла впустую и он навсегда утратил внутреннюю гармонию после расставания с возлюбленной. Минуты, проведённые с Надеждой, герой называет «волшебными», больше он никогда ничего подобного не испытывал. В любом случае размышления о допущенной ошибке могли бы подтолкнуть бунинского персонажа к переоценке ценностей, но он предпочёл этого не делать, из-за чего и упустил возможность быть счастливым.

Таким образом, если человек не будет ошибаться, он станет музейным экспонатом, а это невозможно. Может ли личность получать удовольствие от жизни, всегда всё делая правильно? Даже если ошибки причиняют нам боль, они всё-таки позволяют приобрести ценный опыт и делают нас сильнее.

511. Какие черты моего поколения я считаю положительными

Представителей современного поколения достаточно часто называют «цифровыми людьми». Действительно, подросткам в XXI веке сложно представить собственную жизнь без новых технологий, значительно облегчающих наше существование. Многие считают, что это приносит им вред и в конечном счёте может привести к духовной деградации. Однако это не вполне справедливо, потому что у так называемого поколения Z есть немало положительных качеств. Чтобы это доказать, обращусь к примерам из художественной литературы.

Многие подростки нового времени – яркие индивидуальности, не похожие друг на друга. В повести Н. Дашевской «День числа Пи» два главных героя – Лёва Иноземцев и Кирилл Комлев. Их одноклассница Соня даёт соперникам, в конце концов ставшим хорошими друзьями, следующую характеристику: «братья-близнецы с разными операционными системами». Лёва – талантливый мальчик, который умеет быстрее всех решать нестандартные математические задачи и обладает цветным слухом, как известные синестеты Набоков и Скрябин. Но при этом героя называют «психом», потому что он совершенно не умеет правильно общаться со сверстниками. Кирилл – хулиган, который больше других оскорбляет «странного» мальчика. Но никто даже представить не может, что творится в душе этого юноши. Он талантлив, пишет стихи и играет на виолончели, но обесценивает собственные достижения, постоянно сравнивая себя с Иноземцевым. Итак, современные подростки так же, как и герои этого произведения, стремятся быть необыкновенными. Они не желают прожить жизнь впустую и готовы добиваться поставленных целей. Да, поколение Z рано и быстро освоило цифровые технологии, но это нисколько ему не помешало, напротив, ребят XXI века отличает творческий подход к жизни, они не хотят быть одинаковыми.

Читайте также:
Мое отношение к творчеству Горького: сочинение

Современным подросткам всё так же интересно познавать жизнь и раскрывать её с разных сторон. Главная героиня повести норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце» – любознательная девочка Лена Лид, лучшая подруга рассказчика Трилле. Она ничего не боится и всё время придумывает какие-то приключения. К примеру, однажды она предлагает Трилле поиграть в Ноя, и для этого они сооружают ковчег и начинают ловить разных животных, чтобы спасти их от наводнения. Многие считают, что наше поколение не интересует ничего, кроме компьютерных игр и социальных сетей. Но на самом деле большинство из нас предпочитает активную и насыщенную жизнь. Лена Лид – творческий человек, который никогда не может усидеть на одном месте. Так, она воображает себя Иисусом, спасающим ягнёнка, играет на блокфлейте в канун Рождества, чтобы заработать деньги на мяч. Создаётся впечатление, что у неё никогда не заканчиваются идеи. Кроме того, на примере этого произведения можно доказать, что современные подростки тоже умеют дружить и быть преданными, любить по-настоящему, искренне. Именно поэтому поколение Z нельзя называть «потерянным», ведь оно унаследовало от своих предшественников многие положительные качества.

В заключение хочется сказать, что современные подростки опираются на опыт старших и стремятся привнести в мир что-то своё. Ребята находятся в постоянном поиске себя и мечтают изменить действительность к лучшему. Поколение Z не боится перемен, не любит однообразие, ценит креативность и целеустремлённость.

Сочинение Спор о правде и лжи в пьесе На дне Горького

Главная идея пьесы заключается в том, что для человека самое главное в жизни. Это может быть реальная правда или красивая ложь. Главная борьба идей происходит между Лукой и Сатиным. В пьесе рассмотрены три основных вида обмана. Это ложь в виде не договора, при этом не имеет значения принесет ли она польза. Второй вариант, это ложь во благо или спасение. Третий вид, это обман, ради достижения каких-либо свих целей.

Лука испытывает глубокое сострадание ко всем окружающим. Он несет добро, даря надежду окружающим. Благодаря этому, он возвышается. Иногда, он сам не верит в то, что говорит, но просто хочет помочь окружающим. Часто делает вид, что верит, при этом в душе чувствует обратное. Главная идея персонажа в том, что он является для всех опорой. По его мнению, горькая правда может сломать человека и выбить землю из-под ног. При первом появлении этого персонажа в произведении сразу возникает главный конфликт. Возникает дискуссия между двумя главными персонажами: Лукой и Сатиным.

Одна из сюжетных линий, странник, который делится своими соображениями в ночлежке. В Сатине начинает просыпаться человек, благодаря его рассказам. Сатин, всячески, пытается оспорить позицию Луки, но в глубине души он задумывается о своей правоте. В конечном итоге, он признает, что Луке удалось пробудить его внутренний мир. В конце произведения, идет монолог, в котором Сатин утверждает, что можно во что-то верить или нет, главное при этом оставаться человеком. По его мнению, настоящая человечность проявляется в свободе, силе духа, правде. Признание правды открывает человеку глаза на окружающий мир, дает возможность трезво оценивать свои возможности.

Далее, мы наблюдаем, что сам автор придерживается этой позиции. Произведение развивается трагически для многих героев. Пепел попадает под арест, Наталья пропадает, актеры умирают. Следовательно, советы и скрывание правды Лукой никому пользы не принесло. Правда бьет по всем безжалостно. Но при этом, актерам Лука сказал правду про лечение алкоголиков, просто у него не хватило сил решиться на этот шаг. В первом акте, мы видим, людей, которые разочаровались в жизни. Пробуждение настает с появлением Сатина. Произведение кончается тем, что герои осознают все вокруг, ложь их не спасает. Вывод в том, что временные иллюзии и фантазии не избавили их от проблем.

Данное произведение популярно и в наше время, так как автор дал ответы на одни из самых главных вопросов. Он раскрыл проблему взаимоотношений людей в полной мере.

Спор о правде и лжи в произведении Горького На дне

На свете есть огромное множество произведений, которые рассуждают над ситуацией с чрезмерным враньём, или неприлично правдивой информацией. Подбирая различные призмы, чтобы взглянуть на этот вопрос авторы данных работ часто забывают о теме их работы, но Горький был отнюдь не из их числа. В своём нашумевшем в своё время произведении, он говорит о данной проблеме, рассказывая интересную историю, и через неё намекает нам на тему произведения.

Правда и ложь преследовали человека всегда и повсюду. Иногда необходимо солгать во благо, а иногда сказать правду, чтобы потом было легче, это всем знакомо, но автор как бы задаётся вопросом в произведении: “А правильно ли будет солгать тут? Или всё же лучше сказать правду?” давая читателю также поразмыслить над произведением, сопоставляя повествование со своими мыслями. Он подчеркивает необходимость задавать данный вопрос, чтобы уберечь себя от ошибок в настоящем и будущем.

Повествование произведения рассказывает нам о нескольких людях, проживающих в одной квартире. Живут они бедно, не богато. И там есть две символические личности, которые автор, скорее всего, нарочно сделал такими. Это Лука и Сатин. Лука человек, придерживающийся веры в бога, проявляющий сострадание к людям, привыкший скорее лгать во благо, чем говорить правду в ущерб кому-то, а Сатин же напротив привык говорить только правду, какой бы ужасной или даже отвратительной она не являлась.

В конфликте этих двух личностей мы видим конфликт данной темы, правды и лжи, добра и, якобы, зла. Раскрывая характер данных персонажей, автор старается дать понять читателю, что нельзя делить вещи только на доброе и злое, нет определенно доброго и определенного злого. Он хочет донести до читателя свою мысль, идею о том, что он должен сам определять, что в данной ситуации плохо, а что хорошо. Как следует поступить, а как не следует. И что всегда будут люди, несогласные с вашим выбором. Но и всегда будут люди, поддерживающие вас, люди которые думают как вы. Я считаю, что именно это Чехов и пытался донести до своих читателей через данное произведение.

Вариант 3

Пьеса «На дне» занимает особое место в драматургии такого разностороннего писателя как Максим Горький. Окончательный вариант пьесы был написан в начале 1902 г., а уже в конце этого года на сцене МХТ ее уже поставили великие Станиславский и Немирович-Данченко. В следующем году ее с невероятным успехом приняла берлинская театральная публика. И это неспроста. Видимо она, кроме извечных философских вопросов, в том числе о правде и лжи, затрагивала какой-то важный «нерв» общества. И не только российского, но и европейского тоже.

Читайте также:
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

Что нужнее обществу в целом и его составной части – отдельному человеку? Страшная в своей неприглядности правда или милая и сладкая ложь. Спор об этом идет с начала веков, как только человек осознал себя как личность и начал отделять «зерна от плевел». Внес свою лепту в этот спор и Максим Горький. Он вывел на сцену двух антагонистов Луку и Сатина, роль которого в первой постановке МХТ играл сам К.С. Станиславский.

К Луке тянутся обездоленные и отчаявшиеся люди. Его «ложь во спасение» нужна им. Минимум они получают надежду и живут с ней и ради нее, а максимум – силы для борьбы. При этом Лука лжет не из-за привычки это постоянно делать, не из-за выгоды для себя. Он искренне жалеет людей и сострадает им. Луку воспринимает и Сатин, хотя является его главным оппонентом. Давая оценку Луке Сатин подтверждает, что тот дал ему толчок для мыслей, разговора и действий. Что он очистил его словно кислота, очищающая старую и грязную вещь. То есть реальное воздействие Луки на людей неоспоримо. А вот как люди воспримут это воздействие зависит уже от людей. Диаметрально противоположна позиция Сатина. Он уверен, что: «правда – Бог свободного человека!». Знание правды позволяет человеку трезво мыслить и принимать решения, исходя из своих реальных возможностей.

Автор пьесы «На дне» безусловно на стороне Сатина. Он считает, что ложь – это своего рода наркотик кратковременного действия. Очнувшись от него человек уже не в силах бороться, так как сталкивается с суровой правдой жизни, ничего не зная заранее о ней. А значит не может своевременно подготовиться для борьбы. А что жизнь состоит из борьбы и только борьбы, автор не сомневается. Поэтому в пьесе Лука втихую уходит, умирают Анна и Актер, арестован Пепел, Наташа оказывается в больнице.

Вместе с тем автор отвергает «голую правду» Бубнова. Вот она иерархия, утвержденная данным произведением. Абсолютная истина на стороне Сатина. Промежуточное место занимает философия Луки, а значит в отдельных случаях она допустима. Позиция Бубнова неприемлема. Все ясно. Но если бы в жизни все было именно так, то многовековой спор о правде и лжи закончился бы в начале прошлого века. Однако он продолжается до настоящего времени и не разрешен в пользу одной из сторон данного спора.

Также читают:

Картинка к сочинению Спор о правде и лжи в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Примечательно, что автор цикла повестей являлся писателем нескольких культур, к которым относятся итальянской и российская. Николай Васильевич прибыл в Петербург из Полтавщины, по этой причине культурная столица

Образы детей в произведении описаны достаточно детально – это позволяет читателю не только составить представление об их предположительном внешнем облике, но и понять их особенности и черты характера.

Каждому человеку в этом мире знакомо то тягостное и манящее чувство, когда так тяжело подняться с дивана и начать что-то делать. Пытаясь уберечь нас от лишних забот, наш хитрый мозг подкидывает различные идеи

В начале произведения повествуется о бабушке некоего Вани, которая отличалась необычайной мудростью, выверенностью, приветливостью и рассудительностью. Все ею несказанно восхищались и чтили как человека

Все мы часть природы, ведь когда-то, все мы жили исключительно в уединении с природой. Но и сейчас, несмотря на то, что большинство из нас живет в городах, мы все также, любим, выбираться на свежий воздух

«Первая проблема пьесы “На дне” — философский спор о правде»

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные.В пьесе “На дне” Горький показывает уже совершенно другой тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса “На дне” – это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею. Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы “На дне”. Первое, что бросается в глаза, – это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений (“Дура ты, Настька. “).

Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене (“Заныла”). Считается, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны – правда их будничной повседневной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы видеть. Это правда “вымышленная”. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд. Квашня. Чтобы я, – говорю, – свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – не подумаю замуж за него идти. Клещ. Врешь! Квашня. Чего-о? Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой. Квашня. Козел ты рыжий! Туда же – врешь! Да как ты сме- ешь говорить мне такое дерзкое слово? Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься. только того и ждешь. Квашня. Конечно! Если бы. как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти. Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело. Квашня. А-а! Не терпишь правды! Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд.

Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную. Клещ. “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет. силы нет! Вот – правда! Пристанища. пристанища нету! Издыхать надо. вот она, правда! Дьявол! На. на что мне она – правда? Дай вздохнуть. вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя. вот она правда. Говорите тут – правда! Ты, старик утешаешь всех. Я тебе скажу. ненавижу я всех! И эту правду. будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!”Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит. Лука. “Уйдем, милая! ничего. не сердись! Я – знаю. Я – верю! Твоя правда, а не ихняя. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит – была она! Была!” Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность. Есть такое высказывание Горького: “Правда – бог свободного человека”. Но если говорить о героях пьесы “На дне”, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. – герой свободный. Но персонажи пьесы “На дне” не хотят свободы. Им нс нужна эта правда “свободного человека”.Многие считали, что пьеса “На дне” – это “буревестник революции”. В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои “На дне” не могут этого сделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит – не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.

В своих произведениях Горький отразил эпоху, в которую жил. Писатель говорил, что главный источник его творчества — это наблюдение над окружающей жизнью. Он обладал несокрушимой выносливостью, силой и богатырским здоровьем. Будущий писатель не гнушался никакой работы. Природная чуткость и общительность, добрый нрав помогали ему легко сближаться с людьми. Чтобы лучше понять жизнь, людей, молодой Горький исходил всю Россию. Он сменил множество профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик. Выполняя различные работы, встречая людей, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной жестокости. Юноша, будучи неравнодушным человеком, пытается разобраться в этой круговерти жизни.
Молодой Горький понимает, что он «призван для того, чтобы распутать узлы всех заблуждений и ошибок». Он ощущает в себе призвание литератора и начинает писать. Интересны его ранние романтические произведения, где Горький выступает как автор и оригинальный рассказчик.

В рассказах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике» песни и легенды о смелости, силе духа, свободолюбии представлены в виде повествования старого, умудренного жизненным опытом человека: цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагимоглы. И рядом с ними мы видим образ еще одного героя — «проходящего», слушателя, от лица которого ведется повествование. Назовем его условно автобиографическим героем, так как в его судьбе много общего с судьбой «нижегородского цехового» Алексея Пешкова. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика.

Автобиографический герой — выходец из низов, прикоснувшийся к книжной мудрости. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Слившись с ней воедино, рассказчик умеет поразить нас красотой обыденного. Его видение мира вносит в рассказы романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; . окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море. »

Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой и старухой Изергиль, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этими мудрым-и людьми, потому что главное для него «ходить. », «учиться и учить». Это хорошо понимает Макар Чудра, разговаривая со своим юным собеседником. Старуха Изергиль упрекает молодого и сильного парня в преждевременном старении души. «Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки».

О настроении героя нигде прямо не говорится. На основании чего мы можем утверждать, что он здесь присутствует? Мы понимаем, что напряженность повествования, необычность описаний, восторженность и музыкальность идет от «проходящего». Не могут Макар и Изергиль передавать свои чувства таким мелодичным, литературным языком. Да, у них опыт, знание жизни, сказок и легенд, а у него — литературный талант, природное чутье и бесконечная любовь к своему языку. Такие эпитеты и сравнения придают речи особую красочность и эмоциональность. Клочки неба — «темно-голубые», диск луны — «кроваво-красен». Глаза девушек и женщин — «темно-синие».
Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.
Автобиографический герой — романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа «фигуру» из народа — то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.
Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности.

Легенды, песни, рассуждения героев о жизни, рассказы о себе и своих идеалах помогают в раскрытии их образов. Сказания о Данко, о Радде и Зобаре, Изергиль о самой себе рисуют образы прекрасных мужественных и свободных людей. Для этих героев важны их убеждения, ради которых они готовы пойти на смерть. В песнях же даны образы иного типа — символические и аллегорические. Сокол — это символ бесстрашного бойца: «Безумству храбрых поем мы славу». А Уж — это символ осторожного и здраво мыслящего обывателя. Аллегоричны образы трусливых гагар, пингвина и чаек, которые судорожно мечутся, стараясь спрятаться от реальности, ее перемен.
Легенды и песни значительны сами по себе, но Горькому они нужны для раскрытия идеалов реального человека. То восхищение, с которым рассказчики повествуют о подвигах, бескорыстии, и то негодование, которым проникнуто их отношение к прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствуют об их стремлении к свободе, к подвигу во имя людей, показывают, что в душе человека живет жажда прекрасного.
Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, отрицают в их понимании безобразное.

Читайте также:
Революционный романтизм М. Горького: сочинение

Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.

О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.
Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует пассивность в отношении к жизни.
Цыган поет гимн свободе, но его свобода обеспечивается только разрывом с людьми, отсутствием каких-либо связей с ними. Чудра говорит: «Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!»
Старуха Изергиль живет среди людей, ищет человеческой любви, готова ради нее на героические поступки. Почему же так жестоко подчеркнуто писателем безобразие ее старости? Она «почти тень» — это ассоциируется с тенью Ларры. Видимо, потому, что ее путь — жизнь сильного человека, но прожившего для себя. Нет в ней бескорыстия Данко.
Авторское повествование, само по себе романтичное, соприкоснувшись с героическими образами легенд и песен, становится еще ярче.

Спор о правде и смысле жизни в произведении Горького «На дне»

Максим Горький — легендарный писатель, чьи произведения пополнили коллекцию классики русской литературы. Писатель отходит от неких литературных канонов и переворачивает своими сочинениями с ног на голову общество того времени. Самым ярким из «новаторских» произведений Горького, пожалуй, можно назвать его нашумевшую пьесу «На дне».

Действительно, перо Горького населяет театральную сцену — алтарь храма Мельпомены — «бывшими людьми»: шулерами, падшими женщинами, ворами, убийцами… Им ли здесь место? Но Горький говорит людям, выброшенным за борт жизни, «быть».

«На дне» — социальная, философская и психологическая пьеса, отражающая актуальные проблемы современности как самого писателя, так и его потомков, проблемы, которые до сих пор не были решены. Конечно, все поднятые автором вопросы не перечислить: их слишком много, в особенности если рассматривать пьесу с разных точек зрения. Но самой «яркой», «бросающейся в глаза» можно назвать проблему правды и смысла жизни.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Обитатели ночлежки — жители дна. Когда-то они были обычными людьми, кроме, разве что, Васьки Пепла, который с самого детства привык смотреть на воровство и, повзрослев, сам приспособился к тому же делу. У каждого из обитателей есть своя мечта, которую они хотят осуществить, но не прикладывают никаких усилий для этого. Жизнь, точно бурное море, швыряет их о камни проблем, захлестывает ими с головой, застилает темной водой глаза, лишая возможности понять, кто ты и что делать дальше. Эти люди потеряны, бессильны, лишены надежды на лучшее. И вдруг в их «темном царстве» появляется такой необходимый им «луч света» — Лука.

Библейское имя трактовалось в разное время по-разному: кто-то утверждал, что Лука несет с собой свет; другие же считали, что старец своей ложью лишь сильнее ввергает обитателей дна во тьму. И тогда встает вопрос: нужна ли такая ложь? во благо ли она или во вред?

Лука выступает в пьесе в роли утешителя. Он рисует умирающей Анне Смерть-избавительницу, Смерть-подругу, которая заберет вместе с душой всю боль несчастной женщины. Пьянице-Актёру дарит надежду на исцеление: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…». Дает совет Пеплу забирать Наташу и уезжать в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. Он, пожалуй, единственный верит Настеньке, рассказывающей небылицы про влюбленного в нее студента: «Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!». На какой-то момент действительно кажется, что из-за туч выглянуло солнце и осветило лица и души заблудившихся во тьме людей. У каждого из утешенных появляется смысл жизни. Они сами начинают верить в то, о чем раньше могли лишь мечтать! И это ли не счастье?

Но Лука исчезает так же, как и появляется. Вновь сгущаются тучи. Уходя, он «забыл» назвать Актёру название города, в котором «бесплатно лечат от пьянства». И тот кончает жизнь самоубийством. Пепел убивает Костылева, и от него отворачивается Наташа. Его сажают в тюрьму. Жизнь Насти не меняется. Она все так же читает бульварные романы, стремясь хотя бы оттуда почерпнуть те крупицы истинного чувства, которое так и не снизошло на нее. Лишь Анна погибает в мечтах о блаженстве после смерти. Но дано ли нам узнать, получила ли она его.

Лука жалеет обитателей ночлежки. Но его жалость не приносит никому счастья, хотя жители дна благодарны ему за нее. Кроме, пожалуй, бездельника Сатина, который не согласен с Лукой и даже в чем-то противостоит ему. Когда старик пропадает, Сатин, на которого появление Луки подействовало «как кислота на грязную монету», единственный понимает смысл всех сказанных им слов и рассказывает об этом своим сожителям:

«Он врал вам… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие —прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!».

Сатин проповедует свободу человека как высшую ценность. И жалость Луки скорее коробит его, нежели заставляет надеяться на лучшее будущее:

« Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».
Так кто же все-таки прав.

В пьесе Горький задает читателю и зрителю множество вопросов, но не дает однозначного ответа ни на один из них. Он словно распахивает перед нами несколько дверей, ставит на перепутье и подталкивает в спину: «Выбирай». Если бы я стояла на таком перепутье, где дорога налево — это жалость Луки, а направо — уважение Сатина, то, на мой взгляд, стоило бы пойти прямо, ведь жалость как сочувствие должна быть в нашей жизни, но и без уважения человек не может называться человеком. По моему мнению, должен существовать некий симбиоз того и другого. А куда отправились бы вы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: