Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького): сочинение

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький –

Романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо­ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек»Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармонич­ного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремяще­гося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философ­ский романтизм выразил кризисность общественного сознания (социального и рели­гиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Че­ловека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор по­эмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Раз­рушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого – «все впе­ред! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, со­зидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, рас­плавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе са­мом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьков-ский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И ги­бель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с вос­торгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художе­ственные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в свет­лые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «жи­вотное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль­шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паути­не. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает во­прос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль».«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль” написал», – заметил взыс­кательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема, сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объ­единенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза- основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Лар-ры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор использует прием контра­ста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символи­зирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь лю­дям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбран­ная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господ­ство сильной личности.

Читайте также:
Мое отношение к творчеству Горького: сочинение

Жизненно-исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехмастная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказа и является связующим звеном между преданиями и дей­ствительностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поля­ков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на скло­не лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предосте­регает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и по­этому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расска­жет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее беско­рыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – пере­растает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущ­ности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпи­теты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использо­вание романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, срав­нения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас оди­ночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего се­бя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Горький – романтик: что он прославляет, а что осуждает в персонажах своих ранних произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:28, реферат

Краткое описание

Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — романтик и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда жизни, внимание и любовь к человеку. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”. Писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М.Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.

Файлы: 1 файл

3.Горький.docx

]Горький – романтик: что он прославляет, а что осуждает в персонажах своих ранних произведений (2)

Писателя должно лихорадить

от волнения и восторга.

Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — романтик и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда жизни, внимание и любовь к человеку. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”. Писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М.Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”. Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ героя- освободителя. Мне больно, когда я читаю это место. Я вижу этих людей, их грубую натуру, не способную понять истинное благородство, подчиняющуюся диким, животным инстинктам. Вот они пляшут у костра, радуясь, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступают грязной ногой. Я думаю, можно умереть, пожертвовать собой лишь для тех людей, которые сами способны на это, для настоящих людей. Здесь не жалко ничего!

Подвиг. А как часто жизнь не похожа на представления некоторых о подвиге. Подвиг чаще незаметен. Иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно – самое важное, которое можешь сделать только ты. Иногда – отказать в помощи, если нужно сохранить здоровье для завершения твоего дела. Не всегда это понимается. Да, жизнь сложна, и смысл ее найти не просто. Но как все-таки прекрасно, что есть символы, как Данко!

“В жизни всегда есть место подвигам”,- говорит старуха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песнь о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я. к ранам моей груди и. захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы. ” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей гор как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря!”. Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”.

В рассказе “Челкаш” рассказывается о жизни босяков, оказавшихся вне социальных классов. “Челкаш” несет в себе идею свободы, равенства. Горький очень тонко дает понять, что босяки – это люди со своими ценностями, мыслями, чувствами, может даже более светлыми, чем у иных, более благополучных слоев общества. В отличие от многих романтических героев писателя, горьковский Челкаш более приближен реальной жизни, но в душе такой же романтик, широкой души и мысли человек. Главной мыслью, которой отдал Челкаш всю свою жизнь, стала мысль о свободе. Он готов бросить крепкое крестьянское хозяйство из ненависти к собственности, которая порабощает людей, из-за любви к свободе, свободе от всего: денег, обязанностей и даже морали.

Горьковскому романтизму присуще антитеза: Сокол – Уж, Данко – Лара, Буревестник – буря, Девушка – смерть. Но и пейзажи, гиперболические изобретения – не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с еще большей решимостью. Как просто, но исторически справедливо, актуально прозвучало: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» – все герои горьковского романтизма определяются этой мыслью; одни ее принимают, другим она не по душе.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Все герои ранних произведений Горького свободные и вольнолюбивые люди, Наверное, именно поэтому Горький создал такие разные образы свободных людей. Но любовь и свобода, с точки зрения автора, не совместимые вещи. Именно это заставляет задумываться современного читателя. Ведь не каждый способен приблизиться к своей мечте.

Значение ранних произведений Горького огромно. Читатель поневоле начинает задумываться о сложнейших философских вопросах, которые зачастую бывают, скрыты за гранью повседневности.

Для меня в Горьком — вся Россия.

Как я не могу представить себе

Россию без Волги, так не могу

подумать, что в ней нет Горького.

Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил и досконально знал Россию, язык своего народа, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений.

Не было ничего, чем бы писатель пренебрегал в этой стране и что бы не увидел по-своему, по-горьковски.

В своих произведениях Горький отразил эпоху, в которую жил. Писатель говорил, что главный источник его творчества — это наблюдение над окружающей жизнью. Он обладал несокрушимой выносливостью, силой и богатырским здоровьем. Будущий писатель не гнушался никакой работы. Природная чуткость и общительность, добрый нрав помогали ему легко сближаться с людьми. Чтобы лучше понять жизнь, людей, молодой Горький исходил всю Россию. Он сменил множество профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик. Выполняя различные работы, встречая людей, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной жестокости. Юноша, будучи неравнодушным человеком, пытается разобраться в этой круговерти жизни.

Молодой Горький понимает, что он “призван для того, чтобы распутать узлы всех заблуждений и ошибок”. Он ощущает в себе призвание литератора и начинает писать. Интересны его ранние романтические произведения, где Горький выступает как автор и оригинальный рассказчик.

В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободолюбии представлены в виде повествования старого, умудренного жизненным опытом человека: цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагимоглы. И рядом с ними мы видим образ еще одного героя — “проходящего”, слушателя, от лица которого ведется повествование. Назовем его условно автобиографическим героем, так как в его судьбе много общего с судьбой “нижегородского цехового” Алексея Пешкова. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика.

Романтизм в творчестве Горького

Автор: Guru · 18.07.2017

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам (по произведениям М. Горького): сочинение

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Читайте также:
Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Читайте также:
Современность пьесы Горького «На дне»: сочинение

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Чудиком героя называла жена за то, что с ним часто что-нибудь случалось. Однажды он решил съездить к старшему брату на Урал. Они не виделись 12 лет. Чудик легко говорил всем о предстоящей дороге, как о чем-то обыкновенном.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Читайте также:
Какое понимание жизни и человека утверждает: сочинение

Анализ произведения Несвоевременные мысли Горького

История создания

В 1917-1918 года в газете «Новая жизнь» Максим Горький публиковал небольшие статьи на злобу дня. Затем он собрал их в одну книгу, дав ей название «Несвоевременные мысли». Это были заметки свидетеля и участника Октябрьской революции. В Советском Союзе книга была под запретом, и только в 1990 году читатель смог познакомиться с ней.

«Несвоевременные мысли» –это газетные заметки, объемом от нескольких печатных листов до нескольких строчек.

Сюжет и тема

Темой заметок Горького становятся события 1917-1918 годов, которые вошли в историю под названием Великой Октябрьской революции 1917 года. Горький принимает в них активное участие, дает им оценку и пишет заметки. Позиция автора однозначна – он против того, что развернулось в эти месяцы не только в столице, но и в стране и активно критикует власть, теперь уже советскую, критически относится к деятельности Ленина. Главное, против чего выступает автор – это кровавый террор.

Книга представляет собой газетные заметки, размещенные в хронологическом порядке.

Главные герои

Героями «Несвоевременных мыслей» стали руководители революции Ленин, Троцкий, Зиновьев, Луначарский, а также простые люди, жители городов и деревень, солдаты и матросы.

Композиция

Книга состоит из пятидесяти восьми заметок о революции, которую писатель на первых порах приветствует, но, увидев и почувствовав, куда ведет дальнейшее развитие событий, выступает против методов и форм борьбы новой власти со старыми структурами.

В заметке от 7(20) ноября 1917 года от резко критикует Ленина, Троцкого за попрание прав, за которые боролись демократы – свободу слова, свободу личности. 10 (23) ноября он вновь об этом же, но применительно к методам, которыми Ленин вводит социалистический строй. Обращаясь к большевикам, Горький через газету просит их быть человечнее по отношению к простому народу. Позиция писателя не остается незамеченной и ему тут же приклеивают ярлык «врага народа». Он вынужден дать разъяснение своим взглядам. В декабре писатель обращается непосредственно к российскому пролетариату, которого, по его словам, сделали заложником грязной политики большевиков.

В январе 1918 года Горький вступает в открытую конфронтацию с главным органом власти – газетой «Правда», называя ее публикации ложью. Не смиряется автор с жестокостью и безрассудством, с которыми встречается повсеместно. Боль и искреннее сочувствие вызывает у писателя положение народа.

Пишет Горький о состоянии культуры и об отношении к ней со стороны большевиков, их яростное сопротивление предложению сотрудничать с интеллигенцией. И все же, несмотря на все происходящее, писатель уверен, что Русь, так он называет страну, не погибнет, она воспрянет, он верит в ее светлое будущее. В мае 1918 года, накануне закрытия газеты, Горький пишет о революционере, дает свое понимание его назначения и роли в революции. Он, по его мнению, должен остро чувствовать социальную несправедливость и социальные обиды.

Завершая свои заметки, Горький пишет о политике, которая лжива и отвратительна, ей всегда сопутствуют насилие и клевета. Свои надежды Горький возлагает на культурную работу, которая способна, если ее поставить впереди политики, уберечь от многих ошибок.

2 вариант

Данное произведение описывает мысли, ожидания автора и реакцию на то, что на самом деле породила революция. Алексей Максимович Горький ожидает того момента, когда народ наконец-то сможет творить историю самостоятельно. Он ожидал, что революция сможет поднять духовность в народе.

После того, что произошло в октябре автор понимает, что всё идет не по плану. Теперь писатель с тревогой размышляет о том, что же на самом деле принесет революция. Теперь он очень озадачен тем, как изменится жизнь народа, что же сделает пролетариат. Какую пользу он принесет. Теперь же у людей должна появиться возможность освободиться от рабства.

Горький считает, что данная революция имеет одну глобальную цель – превратить вчерашний рабов в мыслящие личности. Однако, реальность оказалось абсолютно иной. Мало того, что это событие не смогло поднять духовность, так оно еще и пробудило все животные инстинкты в людях. Во время революции началась волна преступлений, потому как царила безнаказанность. Здесь не было места воспитанию гражданственности.

Матросы, бунтуя кричали, что за голову своего возьмут сотни голов. Их ничто не останавливало, не было ни капли сочувствия. Они почувствовали наличие власти и опустили до звериных методов. Алексей Максимович называет это рёвом трусливых и распоясанных зверей, которые называли свои мотивы справедливостью.

Читайте также:
«Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»): сочинение

Автор имеет свой взгляд на народ. Он в корне отличается от большевиков. Автор не собирается заниматься обожанием народа, а хочет сказать ему всю правду. Он это делает, чтобы избежать такого позора, когда народ будут поливать грязью враги и их поведение можно будет приравнять к плевку в лицо. Алексей Максимович подчеркивает жестокость и пассивность своего народа, который получая власть, теряет над собой контроль. Мало того, абсолютно не в состоянии усвоить культуру. Очень сложно из вчерашних рабов сделать личности. Однако, несмотря на всё это автор понимает, что поспособствовало таким проблемам. Если человека всю его жизнь мучили, унижали, использовали как угодно, кроме жестокости в его душе ничего не останется. Жажда мести своим несправедливым хозяевам берет верх над сознанием, как только человек понимает, что получает возможность наказать своих обидчиков.

В данном труде автор очень резко и сильно критикует революционных деятелей. Ленин, Троцкий и другие, также оказываются в этом числе. Автор пытается достучаться до пролетариата и показать, что ему не собираются давать свободу. Вожди желают управлять и не собираются давать свободу.

Практика показала, что пролетариат не услышал предупреждений и пошел дальше.

Подробный анализ

Незадолго до первой мировой войны писатель возвращается из Италии в Россию. По приезду Горький не узнаёт родную страну — настолько сильно изменились люди. Он не может проскользнуть мимо потрясших страну событий и выступает против войны. Пишет 58 статей, которых публикует газета «Новая жизнь». Через собственные статьи он делится с читателями своим мнением касательно происходящего вокруг.

Жанр и тема

Жанр: публицистика. В произведении содержатся заметки о революции. Ленин устроил террор и на трупах людей пришёл к власти. Жесток и сам народ, развязавший кровавый кошмар.

Главные герои

Главные герои — Ленин, Зиновьев, Троцкий, Луначарский, простые люди.

Композиция

«Несвоевременные мысли» состоят из 58 заметок. Сюжет основывается на революции, которую писатель изначально поддерживал, но не был доволен её результатами. Горький критиковал новую власть, за что его объявили «врагом народа». Автор был вынужден объяснить свою позицию.

Сюжет

Революции, как правило, несут смерть, кровь, разруху. Люди превращаются в диких зверей — и это не преувеличение! Человек отворачивается от Бога и с ожесточённым сердцем идёт на убийство ради каких-то целей. Рушится мирная жизнь. Максим Горький не остался в стороне от ужасных событий 1917-1918 гг. и попытался достучаться до общества, поделиться собственными мыслями, которых запечатлел на бумаге. Читателю открыты короткие заметки, вошедшие в книгу. «Несвоевременные мысли» — это вопрос: «А стоило ли оно того?».

Горький разделял революционные идеи ещё в 90-е годы 19 века. Но результатами октябрьской революции он разочаровался. Писатель знал, что разгневанные народные массы затопчут кого угодно. Горький считал, что русский народ так и не стал свободным. В политическом плане —да. Но истинную свободу он не обрёл. Спасение лежит в развитии культуры. Только знание поможет одержать полную победу. Война показала русского человека с другой стороны. Он оказался слабым перед культурным противником. Народ убеждал себя в духовном превосходстве над Европой, а в итоге погряз в собственном эгоизме, лени, беззаботности.

Автор в произведении осуждает жестокость и глупость. Русский должен отказаться от насилия, считает он, или свободу не достичь. Война — бессмысленное побоище. После революции русским открылась возможность самосовершенствоваться. Но вместо духовного роста… Сколько людей могли бы принести пользу стране своим трудом, если бы не окопы. Творческие личности вынуждены браться за оружие. Гибнет культура. Мир грозит утонуть в крови. И виноват в этом каждый человек.

Писатель выступает против нахлынувшей на страну волны грабежей и убийств. На улицах царит преступность — «спасибо» революции. Разве революция что-то изменила? В чём был её смысл, если культура не создаётся? Народ опьянел от свободы. Он должен протрезветь и начать учиться. Горький искренне надеялся, что русские, преодолев все трудности, выберут правильный путь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Несвоевременные мысли

Популярные сегодня темы

Алеша. Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи р

Главная тема в стихотворении «Русь» – безграничная любовь к своей родине. Вначале своей баллады автор описывает нам Россию, такой, как видит ее он, подчеркивая ее необъятность и могущественность.

В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» смысл в жизни главного героя прослеживается не сразу. Он не уверен в своих чувствах, жизненных ощущениях и желаниях. Но точно знает, что не является частью пошлости и бездеятельности окружающей жизни.

Читайте также:
Герои ранней романтической прозы М.Горького: сочинение

Чебоксары – это прекрасный город, в котором мне довелось родиться. Поэтому я считаю его любимым и родным местом, в нем много прекрасных достопримечательностей и мест, которые я люблю.

У лесничего Чернобородого было двое сыновей – Старший и Младший. Сыновья очень часто ссорились. Однажды, утром двадцать восьмого декабря, отец сказал им, что ёлки в этом году не будет, потому что некому ехать

«Несвоевременные мысли» – анализ произведения М. Горького

История создания

Максим Горький некоторое время прожил в Италии. Накануне Первой мировой войны он решил вернуться в Россию. Приехав, удивился тому, как изменилась страна и люди. В тяжелый период для государства писатель принимал активное участие в противостояниях национальной розни, критиковал убийственный дух войны. Он создавал публицистические статьи, где отстаивал свою точку зрения.

«Несвоевременные мысли» Максим Горький написал в 58 статьях. Это произведение было опубликовано в известной тогда газете «Новая жизнь». Журнал, в котором печатались рассказы автора, просуществовал всего год, а после его признали оппозиционным органом печати.

Очерки и конспекты Горького были противоречивыми и поэтому они попадали в закрытый фонд русской литературы. Наименование книги считается парадоксальным, так как автор всегда что-то рассказывает, повествует и разъясняет.

После презентации «Песни о Буревестнике» автор был назван «певцом революции». Он прошел тяжелый путь социалистической революции самостоятельно. Каждый раз, издавая новые произведения на разные темы, старался выразить свою позицию и своевременность в обществе. Анализ «Несвоевременных мыслей» Горького дает понять, о чем размышлял в то время писатель. К этому выводу помогают прийти цитаты, тезисы его сочинений. Каждый раз он призывает отстаивать свои интересы и идеалы каждого. Но в этом произведении автор использует новые интонации, такие как:

  • гнев;
  • свободу слова;
  • духовность.

Горький в очерке «Несвоевременные мысли» пытается выдвинуть и кратко описать цикл происходящих событий, решить их и переосмыслить. К подобному выводу наталкивает анализ поэмы «Человек». Автор в этом произведении описывал подобные мысли.

Идеей создания книги стали актуальные проблемы современности и культуры 20−30 годов.

Краткое содержание

Вся книга состоит из заметок публициста. Главной его мыслью было то, что политическая победа — это только начало. Российский народ может одержать победу только в случае развития культуры.

Он отмечал, что сильный человек должен использовать в качестве оружия только духовность и культурность. Самыми сильными врагами автор считал глупость и жестокость по отношению друг к другу. Пока человек не освободится от насилия, он не будет свободным в душе.

После октябрьских событий писатель осознал, что все идет не по плану и задумался, к чему приведет революция. В этот момент он был погружен в размышления об изменении жизни всего народа и что будет делать пролетариат.

Горький считал, что у людей появилась возможность избавиться от рабства и стать мыслящими личностями. Но время показало, что это не так, итог был противоположный. Кроме этого, революция пробудила в людях животные инстинкты и жестокость. В это время уровень преступности стал выше, и царила безнаказанность.

Писатель на все происходящее смотрит по-своему. Он не хочет заниматься самообманом, а старается сказать всю правду в лицо. Горький подчеркивает всю жестокость людей, которые получили власть и потеряли человечность. Невозможно из рабов сотворить культурную личность.

Если человек на протяжении всей жизни был подвержен оскорблениям и унижениям в его душе не остается доброты. Как только появляется малейшая возможность отомстить своим обидчикам, человек воспользуется ей, забыв про все моральные качества.

В тексте рассказа писатель критикует известных деятелей:

  • Ленина;
  • Троцкого.

Таким образом, он хочет донести простому народу то, что эти люди не дадут им свободы, они жаждут власти.

Публицистика «Несвоевременные мысли» вызывает смешанные чувства, как и сама революция в целом. Автор произведения смело выражает свои чувства. Он искренне и смело описывал эмоции, не боясь последствий. Довольно жесткий взгляд Горького на историю революции помогает своевременно сделать правильные выводы и оценить творчество других писателей того времени. Мысли автора были близки для каждого, кто пережил революционное время.

«Несвоевременные мысли» М. Горького

Особое место в наследии Горького занимают статьи, печатавшиеся в газете «Новая жизнь», которая выходила в Петрограде с апреля 1917 по июнь 1918 года. После победы Октября «Новая жизнь» бичевала издержки революции, ее «теневые стороны» (грабежи, самосуды, расстрелы). За это ее остро критиковала партийная печать. Кроме того, газету дважды приостанавливали, и в июне 1918 года закрыли совсем.

Читайте также:
Образ и характер Луки и Сатина: сочинение

Горький первым сказал о том, что не следует думать, будто революция сама по себе «духовно искалечила или обогатила Россию». Только теперь начинается «процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный». Поэтому революция должна создать такие условия, учреждения, организации, которые помогали бы развитию интеллектуальных сил России. Горький считал, что народу веками жившему в рабстве, надо прививать культуру, давать пролетариату систематические знания, ясное понимание своих прав и обязанностей, учить начаткам демократии.

В период борьбы против Временного правительства и установления диктатуры пролетариата, когда повсюду лилась кровь, Горький ратовал за пробуждение в душах добрых чувств с помощью искусства: «Для пролетариата дары искусства и науки должны иметь высшую ценность, для него — это не праздная забава, а пути углубления в тайны жизни. Мне странно видеть, что пролетариат в лице своего мыслящего и действующего органа «Совета Рабочих и Солдатских депутатов» относится так равнодушно к отсылке на фронт, на бойню, солдат-музыкантов, художников, артистов драмы и других нужных его душе людей. Ведь посылая на убой свои таланты, страна истощает сердце свое, народ отрывает от плоти своей лучшие куски». Если политика разъединяет людей на остро враждующие группы, то искусство открывает в человеке общечеловеческое: «Ничто не выпрямляет душу человека так легко и быстро, как влияние искусства, науки».

Горький помнил о непримиримости интересов пролетариата и буржуазии. Но с победой пролетариата развитие России должно было пойти по демократическому пути! А для этого надо было прежде всего прекратить грабительскую войну (в этом Горький сходился с большевиками). Угрозу демократии писатель видит не только в деятельности Временного правительства, в вооруженной борьбе, но и в поведении крестьянских масс с их древними «темными инстинктами». Эти инстинкты выливались в погромы в Минске, Самаре и других городах, в самосуды над ворами, когда людей убивали прямо на улицах: «Во время винных погромов людей пристреливают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего. »

В «Несвоевременных мыслях» Горький подходил к революции с морально-нравственных позиций, страшась неоправданного кровопролития. Он понимал, что при коренной ломке общественного строя вооруженных столкновений не избежать, но при этом выступал против бессмысленной жестокости, против торжества разнузданной массы, которая напоминает зверя, почуявшего запах крови.

Основная идея «Несвоевременных мыслей» — нерасторжимость политики и нравственности. Пролетариат должен быть великодушен и как победитель, и как носитель высоких идеалов социализма. Горький протестует против арестов студентов и разных общественных деятелей (графини Паниной, книгоиздателя Сытина, князя Долгорукова и др.), против расправы с кадетами, убитыми в тюрьме матросами: «Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись». Статьи Горького не оставались без ответа: большевики проводили расследования и наказывали виновных. Как и всякий настоящий писатель, Горький находился в оппозиции к властям, на стороне тех, кому в данный момент было плохо. Полемизируя с большевиками, Горький тем не менее призывал деятелей культуры сотрудничать с ними, ибо только таким образом интеллигенция могла выполнить свою миссию просвещения народа: «Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но я хочу быть справедливым». Материал с сайта //iEssay.ru

Горький назвал свои статьи «несвоевременными», но его борьба за подлинную демократию была начата вовремя. Другое дело, что новую власть очень скоро перестало устраивать наличие любой оппозиции. Газету закрыли. Интеллигенции (в том числе и Горькому) позволили уехать из России. Народ очень скоро попал в новое рабство, прикрытое социалистическими лозунгами и словами о благе простых людей. Горький надолго был лишен права высказываться открыто. Но то, что он успел опубликовать — сборник «Несвоевременные мысли» — останется бесценным уроком гражданского мужества. В них — искренняя боль писателя за свой народ, мучительный стыд за все, что происходит в России, и вера в ее будущее, несмотря на кровавый ужас истории и «темные инстинкты» народных масс, и вечный призыв: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: