Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Драма “пустой души” по роману-эпопее М. Горького “Жизнь Клима Самгина”

Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национальное и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным.

Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX – начала XX века. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе.

Внешность Самгина отмечена ординарностью. “А лицо у вас обыкновенное”, – сказала ему Тося. Когда он родился, родители долго думали, какое ему дать имя. Отец назвал его Климом, говоря: “Простонародное имя, ни к чему не обязывает…” Претензия на героическую судьбу у нашего героя проваливается сразу же. С детских лет Клим решил “выдумать” себя, “иначе никто из взрослых не будет меня замечать”.

Он также был озабочен своей оригинальностью. Репетитор Самгина Томилин учил его: “Человек свободен только тогда, когда одинок…” Самгин считает, что в одиночестве есть что-то героическое. Он – герой ложных претензий. Не случайно образ Самгина окружен роем мотивов пустоты, призрачности, нереальности. Не случайно М. Горький неоднократно повторяет фразу: “Да был ли мальчик-то?”

Самгин из числа людей, которые “искали-искали свободы духа и, вот, будто нашли, а свободой-то оказалась бесцельность, надменная пустота какая-то…” Трудно назвать другое произведение, в котором были бы даны различные образы опустошенности, как это сделал Горький в своем романе. И Самгин встает перед читателем как некий символ пустоты. Самгин не красив и не уродлив.

В его внешности нет ничего яркого. Мелкие, невыразительные черты лица. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону.

Он тяготеет к предательству, но сам себе в этом ни за что не признается. Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений. Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь “ставить свое мнение между да и нет”. Эту неустойчивость прививала Самгину вся обстановка, в которой он воспитывался.

Клим Самгин причислял себя к “лучшим людям страны”, но всерьез не задумывался над вопросом, какую позицию должны занимать эти люди к царящему мраку. Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как “смуту”. Зрелость не подарила ему тишины и ясности. Особенно трудным оказалось разобраться в собственной личности.

Нередко он ловил себя на том, что “наблюдает за собой, как за человеком, мало знакомым ему и опасным для него”. Недовольство собой иногда превращается в чувство вражды к себе. Самгин был бессилен выбраться из жизненной путаницы. Она росла и затягивала его.

Постоянно боясь утратить свою индивидуальность, Клим не замечал, что он все больше утрачивает ее. Он довольно часто боится остаться наедине со своими мыслями. Достигнув сорока лет, он говорит: “Я еще не познал себя”. Фраза эта вырвалась у него “неожиданно”, а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. “В сущности, я бездарен”, – признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой. Самгин бездарен в любви, в человеческих отношениях, в жизни.

У него нет ни друзей, ни близких. В противоречивой двойственности – весь Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится им; представитель интеллигенции, он отрицает ее.

Этот мотив самоотрицания в конечном счете приводит к самоуничтожению, пустоте, варварству. В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: “Что должен делать я и что могу я сделать?”

Подводя итог жизни своего героя, Горький пишет: “Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда – устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни”.

Твір на тему: Драма “пустой души” по роману-эпопее М. Горького “Жизнь Клима Самгина”

Related posts:

История создания романа-эпопеи М. Горького “Жизнь Клима Самгина” Роман “Жизнь Клима Самгина” представляет собой нечто исключительное по своей насыщенности философскими и общественно-политическими идеями. Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907-1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое.

Краткое содержание “Жизнь Клима Самгина” Горький В доме интеллигента-народника Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать “необычное”, мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика среди других детей его круга: дочери доктора Сомова Любы; детей.

Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Поднимая социальные проблемы, драма “На дне” одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить.

Пьеса “На дне” М. Горького как философская драма О замысле пьесы про жизнь людей “дна” Горький писал так: “Это будет страшно. У меня уже готовы планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны.

“На дне” М. Горького как философская драма Максим Горький – всему миру известен, как великий русский писатель и драматург, живший и творивший в годы “бунтующей” России. Его произведения прославились образом деклассированного персонажа, автор называет их “босяками”. От.

Читайте также:
Проблематика ранней прозы Максима Горького: сочинение

“Жизнь есть увеличение своей души” (Л. Н. Толстой) Издревле люди бились над вопросом о смысле человеческой жизни. Для чего человек живет на этой земле, зачем приходит в этот мир и с каким багажом уходит? Есть ли высший смысл.

Жанр литературного портрета – Горький. Краткое изложение текста Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над переживаниями самых различных людей… А. Луначарский Существует распространенное мнение, что.

Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького “На дне”) Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения.

Что такое “настоящая жизнь” с точки зрения Л. Толстого? (По роману “Война и мир”) “Настоящая жизнь”… Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Первое значение слова “настоящая” заключается в понимании жизни как жизни сейчас, в данный момент, жизни сегодняшним днем. Но в.

Теория Раскольникова и жизнь (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет. Иоганн Гете Рассказывают, что В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: “Цените ваш дар и будете великим художником”. Должно быть.

“Жизнь и судьба” (По роману В. Гроссмана) О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о ней начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор романы, рассказы, стихи о войне издавались сплошным потоком.

Жизнь Жюльена Сореля в духовной семинарии в Безансоне (по роману Стендаля “Красное и черное”) В духовных исканиях Жюльена Сореля можно выделить несколько этапов: жизнь в Верьере в своей семье, а затем гувернером в семействе мэра господина де Реналя; пребывание в Безансонской духовной семинарии; Париж.

Вопросы и ответы к роману И. А. Бунина “Жизнь Арсеньева” Когда, по утверждению рассказчика – Алексея Арсеньева, он вступил в “сознательную жизнь”? Алексей “незаметно” вступил в сознательную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем.

Трудный путь матери (по роману М. Горького “Мать”) Роман “Мать” – художественное произведение, в котором показана пропагандистская деятельность социалистов. Книга актуальна и в сегодняшний день. Понимая путь Ниловны, ее искания, много нужного мы найдем и теперь. В конце.

Что побеждает: жизнь или нигилизм Базарова? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Размышляя о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”, я могу с уверенностью сказать: в споре победила, конечно же, жизнь. Ибо она, по сути, определяет основные человеческие ценности. Не теории.

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького “Мать”) М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что.

“СЕГОДНЯ НА ПУСТОЙ ПОЛЯНЕ…” – Осень наступила Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 Осень наступила Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы.

Почему глава “Фаталист” завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова “Герой нашего времени”) Основная проблема романа Лермонтова “Герой нашего времени” четко определена автором в предисловии: он рисует “современного человека, каким он его понимает”. Его герой – “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”.

Образ Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов – один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого “Война и мир”. В этом произведении более пятисот персонажей, но яркий образ Пьера Безухова нельзя не выделить среди остальных героев.

“Онегин как тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь” (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) В своем романе “Евгений Онегин” Пушкин нашел новый тип проблемного героя – “героя времени”. Достоевский же сказал про Онегина, что это “тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь”. Эти.

Психологизм Л. Н. Толстого в романе-эпопее “Война и мир” Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу. В романе “Война и мир” душевные процессы героев, их чувства и.

Сочинение Образ исторических деятелей в романе-эпопее “Война и мир” Образ исторических деятелей в романе-эпопее “Война и мир” В большинстве художественных книг есть такие страниц, которые почти каждый читатель пропускает при первом прочтении. К таким книгам относится и Роман “Война.

“Воскресение души” (по роману “Воскресение” ) Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом “Воскресение”. Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа послужил рассказ прокурора А. Ф. Кони об обманутой девушке Розалии.

Вопросы и ответы к роману Ч. Диккенса “Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим” Какова главная тема романа? “Дэвид Копперфилд” – это Роман о формировании личности, о судьбе молодого человека, вступающего в жизнь. Можно ли назвать роман Диккенса автобиографическим произведением? Роман (бессмертное произведение) написан.

Жизнь естественная и жизнь искусственная в рассказе “Господин из Сан-Франциско” События рассказа развиваются в трудное время не только для России, но и для других стран. Идет Первая мировая война. В этот трудный период происходит переосмысление ценностей жизни. Писатели пытаются понять.

Читайте также:
Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Изображение войны в романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” Говоря о творчестве М. Шолохова, в первую очередь, следует сказать об эпохе, в которую жил и творил писатель, поскольку социальные, общественные потрясения являются чуть ли не основным фактором, влияющим на.

“Мысль народная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстой как-то признался: “Я старался писать историю народа”. Автор поставил перед собой непростую задачу, но ему оказалось под силу ее выполнить. В своем произведении “Война и мир” он.

Тема мертвой и живой души в поэме “Мертвые души” Существует расхожий штамп: главная струна творчества Гоголя – смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством в России. Это крайне поверхностный взгляд на вещи, на самом деле.

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.

Стендаль “Червоне і чорне”. Конфлікт головного героя Жульєна Сореля із суспільством як сюжетний стрижень роману. Внутрішня драма героя як наслідок цього конфлікту УСІ УРОКИ СВІТОВОЇ ЛІТЕРАТУРИ 10 КЛАС I семестр 1. ВСТУП. ІЗ ЛІТЕРАТУРИ РЕАЛІЗМУ ІЗ ЛІТЕРАТУРИ РЕАЛІЗМУ УРОК № 5 Тема. Стендаль “Червоне і чорне”. Конфлікт головного героя Жульєна Сореля із.

Драма “пустой души” по роману-эпопее М. Горького “Жизнь Клима Самгина”

Горького «Жизнь Клима Самгина» и актуальные проблемы

РОМАН М. ГОРЬКОГО «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА» И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Роман «Жизнь Клима Самгина» стал итоговым произведением М. Горького. В этом романе автор даёт глубокое художественное обобщение своего жизненного опыта, встреч с известными и неизвестными людьми своей эпохи, многолетних раздумий о судьбах России, её народа, её интеллигенции.

Главного героя романа, Клима Самгина, волнуют вопросы, которые не чужды вниманию и современного человека. И, пожалуй, главный среди них – вопрос о собственной идентичности, рассматриваемый героем как вопрос о «системе идей» или «системе фраз», в которой человек мог бы чувствовать себя свободно, комфортно, не пребывая в постоянной тревоге от ощущения мимолётности бытия и отсутствия смысла жизни. В советском литературоведении это стремление Самгина оценивалось негативно, ибо считалось, что ответ на этот вопрос уже найден в марксистско-ленинской идеологии, а стремление к душевному равновесию и комфорту и связанное с этим двойственное самоощущение героя оценивалось как мещанство и декадентство. «В Климе Самгине, как мы видели, много ущербного, мутного, упадочного. Больной «туберкулёзом духа», он психологически тяготеет к типу декадента»[1, 138].

Клим Иванович Самгин пребывает в состоянии постоянной раздвоенности, постоянно задаёт себе вопросы: а нужно ли, важно ли то, что он делает? то, что делают другие люди и зачем они это делают? «Зачем нужны такие люди, как Сомова, Иноков?»[2, 230]. Как революционеры (Любовь Сомова, Степан Кутузов, Елизавета Спивак и другие), так и консерваторы (историк Козлов), твёрдо убеждённые в своей правоте, имеют счастье быть лишёнными этой раздвоенности. Они знают, что делать и куда идти, и смело идут своей дорогой. Иное дело – Клим Самгин, «двух станов не боец». И здесь прямая связь с современностью, с эпохой постмодерна. Исследователи отмечают, что для человека этой эпохи слово «правда» утрачивает свой смысл, ибо становится столь же вариативной, как и всё остальное. Реальность перестаёт быть твёрдой, она рассыпается на множество «реальностей», каждая из которых имеет право на существование. Человек осуждён на метания между различными вариантами выбора и нормативностью (основой западного правового общества, откуда и пришёл постмодернизм), «что ведёт к разорванности человеческого сознания»[3, 5]. И, поскольку на все эти коренные вопросы он не находит ответа, интеллигент эпохи постмодерна, как и Клим Самгин, погружается в «пыльную скуку», или же вступает в различные радикальные организации, примеров чему немало не только в романе М. Горького, но и в нашей реальности, когда в ряды религиозных фанатиков попадают студенты ведущих вузов России, да и не её одной.

Проблема идентичности тесно связана с другой важной проблемой, нашедшей отражение в романе, – проблемой отношений личности и общества. В самом деле, чтобы обрести свою идентичность, понять, кто он такой и зачем живёт, человек обращает свои взоры на других людей, соотнося свои чувства, мысли, поведение с их чувствами, мыслями, поведением. Но современное общество крайне неоднородно, его раздирают жесточайшие противоречия, оно распадается на множество групп и группок, в каждой из которых формируется, или стремится сформироваться, своя субкультура.

Этот «партикуляризм» (выражаясь словами философа ёва, писавшего о подобных явлениях в европейском обществе ещё более века назад[4]) находит своё отражение и в «Жизни Клима Самгина». Развитие капиталистических отношений в России ломало старую сословную систему, старый уклад жизни. Конечно, в этом были свои положительные моменты: крестьяне получили свободу, выше стала цениться личная инициатива, расширялся кругозор деревенских жителей, переселявшихся в город, университеты пополнялись представителями разных социальных слоёв и разного социального опыта. Но, вместе с тем, возрастало число разочарованных в жизни, деклассированных элементов, – как из крестьян, терявших связь с общиной и землёй, так и из дворян, чьи заложенные имения с молотка уходили в руки буржуазии, которая тоже, впрочем, была неоднородна, пример чему находим в образе купца Владимира Лютова, сотрудничавшего с революционерами и покончившего жизнь самоубийством.

Место сословий в общественной жизни занимают различные группировки, безразличные по отношению друг к другу или враждующие между собой. В романе мы видим рабочие и интеллигентские кружки, занимавшиеся обсуждением разных вопросов, «радения» секты хлыстов, собрания революционеров, сектантов, черносотенцев. Как и сегодня, тогда был актуален вопрос о соотношении личного и общественного в человеке, а в связи с этим – и отношений между личностью и обществом. Клим Самгин чувствует нарастающее давление со стороны людей, партий, группировок, каждая из которых старается перетянуть его на свою сторону. Герой стремится «со всей возможной точностью установить границы своей личности», чтобы «понять истинные запросы моего я»[2, 306] и определить, в чём же состоит общественная обязанность. Современный человек, чувствуя сильнейший напор многочисленных потоков информации со стороны различных слоёв общества и их представителей, также стремится установить эти границы, не дать возможности другим людям или социальным группам манипулировать собой. «Человек новой эпохи – это человек, которым манипулируют, и в первую очередь через средства массовой информации. Он так и не смог стать господином своих чувств и ощущений, он по-прежнему заложник чужой воли, диктуемой через разного рода «медиа»»[3, 3].

Читайте также:
Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»: сочинение

Все эти проблемы, несомненно, требуют своего решения. Мысль о необходимости изменения такого неопределённого, зыбкого состояния, в котором находятся и общество, и личность, рано или поздно должна возникнуть. И тогда встаёт вопрос о том, каким образом достичь этого изменения? Нужно ли менять общество, или нужно менять себя? И, если нужно первое, то каким путём – эволюционным, реформистским, или же революционным, радикальным? И, наконец, не приведёт ли это изменение к ещё более худшему положению, чем есть теперь, к непредсказуемым результатам? Клим Самгин пытается разрешить этот вопрос. Постепенно он приходит к тому, что «плывёт по течению»; следуя господствующим стремлениям общества, становится «революционером поневоле», пару раз попадает в тюрьму, переживает хаос различных ощущений и, в конце концов, гибнет под ногами революционной толпы. «Люди все живут… как щепки по реке плывут»[5, 111], – вспоминаются слова ещё одного персонажа М. Горького. Революционеры ведут свою борьбу, попадают в тюрьмы, выходят из них, совершают различные акции, погибают или побеждают. Консерваторы и либералы также ведут политическую борьбу, издают газеты, участвуют в земском движении. Полиция ловит и сажает в тюрьмы борцов с самодержавным строем. А кончается всё это крахом Российской империи, – как бы исподволь, незаметно, «повседневно». Вот о чём неплохо бы задуматься людям нашей эпохи.

Таким образом, в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» можно выделить несколько проблем, над решением которых бьётся и современное общество. Это проблема человеческой идентичности, проблема отношений личности и общества, проблема выбора эволюционного или революционного пути общественного развития. Конечно, этот роман многогранен и далеко не исчерпывается указанными проблемами, однако их можно отнести к числу «вечных», онтологических проблем человеческого общества, над решением которых – в разных исторических условиях – будут размышлять люди: от философов и литературоведов до рядовых граждан.

Список литературы

1. Жегалов М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (основные проблемы и образы). М.: Просвещение, 1965. 312 с.

2. Собрание сочинений в 18 т. Т. 12. М.: ГИХЛ, 1962.

3. Кiслiцына iс чалавекаўзнаства i сучасная лiтаратурная навука //Веснiк Беларускага Дзяржаўнага ўніверсітэта. Сер.4. 2012. №1.

4. Соловьёв силы. Любое издание.

5. Собрание сочинений в 18 т. Т. 16. М.: ГИХЛ, 1963.

Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

  • Главная
  • Что почитать
  • Лента
  • Жанры
  • Авторы
  • Рецензии
  • Цитаты
  • Подборки
  • Лайфхаки
  • Группы
  • Новинки
  • Издательства
  • Персонажи
  • Читатели
  • Истории
  • Мероприятия
  • Раздачи
  • Книгообмен
  • Игры
  • Премии
  • Тесты
  • Книжный вызов 2021

Больше рецензий

  • Все рецензии num
  • Все рецензии на книгу &laquoЖизнь Клима Самгина. “Прощальный” роман писателя в одном томе&raquo
  • Все рецензии на книги Максим Горький

Максим Горький Жизнь Клима Самгина. “Прощальный” роман писателя в одном томе Максим Горький 978-5-699-60557-6

30 апреля 2015 г. 21:12

Я с февраля месяца безработная. Долгие поиски работы успехом увенчаться не желают, депрессия возникла как будто ниоткуда. И надо же такому случится, что как раз в разгар моих душетерзаний я начала читать Горького. В процессе я начала напоминать себе героя из короткого мультика про жирафа, тонущего в зыбучих песках. Смешного такого жирафа.

Наверное, правильно будет озаглавить рецензию 5 стадий принятия «Клима Самгина».

Стадия 1. Отрицание.
Здесь все просто. Даже слишком просто, ведь Максим Горький – писатель именитый и знаменитый. А прежде всего он знаменит тем, что является основным «идеологом социализма» и главным пролетарским писателем, который поддерживал идеи Ленина и большевиков. Коммунистами сейчас быть совсем не модно, да и после развала СССР Горький, казалось бы, потерял всё свою “литературную ценность” и уж точно не входит в списки наиболее читаемых авторов.
Отторжение вызывал не только объем текста, ведь размер “Жизни Клима Самгина” превышает “Войну и мир” Толстого, но и официальная рекомендация произведения, как образцового примера социалистического реализма! А я очень, очень не люблю советскую пропаганду и разнообразнейшие обоснования необходимости Октябрьской революции.
Скажите, стоило ли приступать к чтению книги при такой предубежденности к теме и автору? Да и чем меня порадовало начало? Своеобразным языком и частым употреблением слова «чорт» (я не ошиблась в написании, именно так фигурирует в тексте, равно как и «шопот»), потоком сознания о толстовцах, чередой самоубийств и их попыток? И даже знаменитое «А был ли мальчик», что это? К чему?
Нет, это не те радости жизни, которых ожидаешь от книги. Отрицание и еще раз отрицание необходимости читать «Клима Самгина».

Стадия 2. Гнев.
Герои книги, во главе с пресловутым Климом – это какой-то нездоровый срез общества. И если верно толкование критиков, что в образе Клима Самгина Горький вложил очень много подсознательного – то сам факт чтения такой книги выводил меня из себя.
Кто такой Самгин? Это образ человека, одинаково далекого от всех полюсов жизни, но вынужденного жить в таком полярном обществе. Для меня очень показательной была сцена ареста и предложения сотрудничества с жандармерией, в плане выбора, перед которым стоял Самгин, да и его решение, которое не мораль, а страх.

Странно, что существуют люди, которые могут думать не только о себе. Мне кажется, что в этом есть что-то безумное. Или – искусственное.

Не отпускало ощущение, что Клим живет в заключении, нет, не тюремном, а в неволе окружающей действительности. Это жутко, люди! Мне это страшно, когда есть течение и ты вынужден плыть по нему, поскольку слишком слаб для борьбы.
Наверное, именно страх и породил злость.
Злило все – потребительское отношение к женщинам, неразборчивость в сексуальных связях, физиологизм бесконечных «побитых оспой лиц» и некрасиво свисающих маленьких грудей.
Злили эсеры и большевики с их постоянной необходимостью к террору и попытками его обосновать. Злили народники с их поклонами «русскому мужику». И бесконечные пьянки, самовары, мужики, бабы и новые, новые, совершенно случайные люди.
А больше всего злил факт, что мне приходилось порой перечитывать страницы, поскольку я умудрялась читать не читая, а однажды просто… уснула. И не спрашивайте, что мне снилось.

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Стадия 3. Торги
Если упал в воду – есть два варианта дальнейших действий, плыть или тонуть. Нельзя бесконечно барахтаться. Так и с книгами, надо либо читать либо оставить это.
Я барахталась. Я мучилась, вот-вот дочитаю первую книгу… вот-вот, совсем немного осталось до конца. Где-то здесь и наступил переломный момент, когда я готова была отложить «Клима Самгина» в сторону. Да, я искренне пыталась проникнуться духом книги, но не получалось. Возможно, именно поэтому я потратила некоторое время на чтение сопутствующей информации по истории революционной борьбы, разнообразных манифестов, да и об авторе расширяла горизонты.
Я встретила классификацию романа как “роман сознания”, где “Жизнь Клима Самгина” ставили рядом с «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Волшебная гора» Т. Манна, «Человек без свойст» Р. Музиля, «Самосознание Дзено» И. Свево. Оооо, я хорошо помню “Человека без свойств”! Его я не осилила.
Это был торг с самой собой – читать или не читать, забыть или продолжить? И вот тут я натолкнулась на интересный факт.
Есть такая теория, что идею написания книги подкинул Горькому, как это ни странно, Сергей Есенин. За несколько лет до самоубийства он (т.е. Есенин) написал стихотворение «Черный человек» и прочитал его Горькому, и, как он сам рассказывает, Горький после этого плакал. Я это стихотворение перечитала, чтобы понять слезы Горького. И да, я действительно много поняла.

И наступила стадия 4. Депрессия.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.

«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

«Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо.
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

«Черный человек!
Ты — прескверный гость!
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу.

. Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах, ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала!
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один.
И — разбитое зеркало.

Образ “Чёрного человека”, который выдумал свою жизнь, но при этом жизнь обходит его стороной, оказался близок самому Горькому. А как же иначе объяснить появление этого романа? Да, масштабная историческая панорама, множество людей и характеров, возможно, некоторая ностальгия за дореволюционной Россией, где еще можно было сидя за самоваром ругать царя. А был ли мальчик? А может мальчика-то и не было? Нееет, нельзя написать такое, не подарив главному герою частичку себя. А может наоборот? Может это не автор создает книгу, а книга автора?
Где-то на таких мыслях меня и проняло. Я вспомнила все, что читала о связи образа Клима с образом самого писателя. Разобралась с тем, что говорит автор устами своих героев об истории, народе, борьбе. И, похоже, что именно Горький объективней всех написал о проблемах, причинах и последствиях Октябрьской Революции.
Клим Самгин – это “человек пустой души”, не находящий своего места в жизни. Мне все время казалось, что у него внутри огромная пустота, которую он пытается заполнить. Самгин изучает людей, разбирает их, как механизмы и находит непригодными, бракованными. Особенно это заметно с женщинами. Это человек, который в любой компании может быть своим, но не из родства душ, а потому как не пытается ни менять что-то ни возражать кому-то.

Он не доверял случайным мыслям, которые изредка являлись у него откуда-то со стороны, без связи с определенным лицом или книгой. То, что, исходя от других людей, совпадало с его основным настроением и легко усваивалось памятью его, казалось ему более надежным, чем эти бродячие, вдруг вспыхивающие мысли, в них было нечто опасное, они как бы грозили оторвать и увлечь в сторону от запаса уже прочно усвоенных мнений.

Я поняла Клима, но легче от этого мне не стало. Его отстраненные суждения, его попытки любить, упирающиеся всегда в «А был ли мальчик?». Не было мальчика, Клим, ты все выдумал. И себя, себя ты тоже выдумал.

Читайте также:
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

Стадия 5. Принятие.
“Жизнь Клима Самгина” очень неожиданно ворвалась в мое размеренное существование. Я давно так не ошибалась в первоначальной оценке, и не могла даже предположить, что книга так впечатлит.
У меня осталось после книги куча выписанных цитат и некий осадок на душе, какое-то ощущение незаполненности и неустойчивости мира вокруг. Мутно – да, это нужное слово для описания моего состояния. И я даже знаю, что повергло меня в такое состояние, это Босх с его “Страшным судом” и Алина Телепнева с ее: “Удрал Володя. “

Полное собрание сочинений Горького продается по 10 грн. за книгу. Мне предложили 18 томов за 150 гривен. В интернет магазине именно столько стоит «50 оттенков серого». Я не призываю сейчас всем дружно читать Горького, нет. Тем более, когда вы зажаты во временные рамки. Я призываю вас честно оценить свои силы, свои стремления и убеждения, подойти к зеркалу и увидеть своего «черного человека». Иногда лишь познакомившись с ним достаточно близко, можно себя понять. Я не говорю победить, но не мешало бы для начала разобраться в себе, а только потом учить окружающих своему пониманию мира.

Эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина»

Понять произошедшее в стране Горький стремится через прошлое. Четыре десятилетия из истории России, из жизни ее «мозга», русской интеллигенции, составляют содержание эпопеи «Жизнь Клима Самгина», над которой писатель работает с 1925 до 1936 г. Первая ее книга вышла в 1927 г., вторая – в 1928 г., третья – в 1931 г., четвертая, незаконченная, печаталась в 1933 г.(частично) и в 1937 г. (полностью). Замысел был грандиозен – представить духовную жизнь русской интеллигенции в панораме жизни всей России на переломе истории, за сорок лет – с 80-х годов прошлого века до 1917 г., с момента убийства царя Александра II до крушения последней российской монархии в революции.

Привычные толкование и оценка произведения в нашем литературоведении таковы: это вершина творчества Горького, роман-эпопея, где воплощен правый суд художника над той частью русской интеллигенции, которая не приняла социалистической революции, не поняв ее исторической неизбежности и освободительной миссии пролетариата и большевиков. Крупным планом это художественное отрицание вершится в образе Самгина, «пустой души», который является центром повествования, главным посредником автора в его взаимоотношениях со всеми другими героями романа и одновременно основным объектом его «скрытой» сатиры. Но при таком толковании мы молчаливо обходим то обстоятельство, что произведение создавалось в течение многих лет, с 1925 г. по 1936-й, когда Горький не был равен самому себе. В романе сошлись как бы концы и начала художественного сознания автора, нередко расходясь и противореча друг другу. Потому «Жизнь Клима Самгина» стоит перед нами немалой загадкой, и настало время во многом заново его оценить.

В романе поставлены традиционные для русской культуры вопросы: интеллигенция и революция, народ и интеллигенция, личность и история, революция и судьба России. Интеллигенция предстает в романе во множестве фигур, различных идейных, философских и политических течений, во множестве точек зрения на жизнь – в диалоге, полилоге, «хаосе» голосов. И подобный разросшийся, непрерывный диалог и организует по преимуществу его форму, его основной способ повествования. Сама по себе такая художественная форма, с некоторой избыточностью диалогов, в основном соответств ет тону и духу изображаемого времени – возрастающему напряжению по мере приближения к революционным кульминациям эпохи. Перед нами проходят консерваторы и революционеры, атеисты, ницшеанцы и сторонники нового христианства, оптимисты и пессимисты, декаденты (Нехаева). народники (отец Клима Иван Самгин, его брат, ссыльный Яков. писатель Катин и многие другие), социал-демократы, марксисты (Кутузов, Елизавета Спивак, Поярков, Гогин. Любаша Сомова), такие самобытные индивидуальности, как умный, трезвый и циничный интеллигент-делец Варавка, иронический и скептический аристократ Туробоев, «купеческий сын», миллионер, сочувствующий марксистам, Лютов, гуманист, вечный защитник женщин врач Макаров, интеллигент-плебей журналист Дронов, пророк-идеалист Томилин, насквозь земная, отрицающая христианство и поверившая в святость хлыстовских радений Марина Зотова.

Разветвленная и многоликая система образов в романе держится концентрической формой повествования, единой господствующей в ней точкой зрения Самгина. а мы не перестаем ощущать, что Клим смотрит на все сквозь серые, дымчатые очки, обесцвечивающие и искажающие мир. Однако точка зрения резко «критически мыслящей личности» героя может служить и средством выражения авторской оценки, несмотря на то, что автор и его «отрицательный» герой в «Жизни Клима Самгина» во многом антиподы. Именно поэтому проблема «автор и герой» есть первый и труднейший узел, который необходимо распутать ради верного прочтения романа.

Читайте также:
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение

Корень характера Самгина – и в этом типичная для интеллигенции болезнь духа в понимании Горького – гипертрофия «самости», крайний индивидуализм. В это метит автор уже фамилией героя – Самгин – и всей историей его жизни, начиная с момента появления Клима на свет и сцены придумывания ему имени: родители озабочены тем. чтобы сразу выделить сына – имя должно быть необыкновенно и простонародно (прогрессивно). Стремление во что бы то ни стало выделиться из окружения, отличиться, с детства подогреваемое в Климе семьей, атмосферой дома, всей средой, постепенно формирует в характере героя расхождение формы и сущности (роль исключительного ребенка, ранняя поза солидности, дымчатые очки, чтобы не походить на сверстников, выдумывание самого себя, ложные самооценки, когда, например, Самгин, автор скучных, посредственных статей, мысленно ставит себя рядом с Писаревым или Чеховым). Чтобы утвердиться в чувстве превосходства над людьми, Клим совершенствуется в умении находить, а чаще воображать во всех известных ему лицах неприглядные черты – глупости, тщеславия, злобы и др. Для него узнать человека – значит уличить, «обнажить человека, вывернуть его наизнанку», поймать на какой-то фальши. Это качество героя, надо признать, с излишней настойчивостью, почти навязчиво педалировано в романе. Смысл игры на понижение ценностей, которую постоянно ведет Самгин, точно улавливается в реплике Лютова, адресованной Климу (а перекрестный огонь взаимооценок персонажей – один из ключевых приемов их характеристики в романе): «Легко, брат, убеждать людей, что они – дрянь, они этому тоже легко верят, черт их знает почему! Именно эта их вера и создает тебе и подобным репутации мудрецов».

Такая установка героя приводит его к неизбежной потере непосредственности и естественности, культивирует в нем сухо рассудочное. черство рационалистическое отношение к миру. «Скучно», «противно», «глупо» – основной тон его восприятия реальной жизни, окрашивающий собой и тон повествования в романе. Иссушающе рефлектирующее, рассудочное мировосприятие Самгина особенно недвусмысленно обнаруживает себя в сюжетах его любовных увлечений, в его отношениях к женщине («слежка» за собой в страхе – как бы не показаться смешным и глупым) или в сценах его общения с природой.

Во взаимоотношениях Самгина с людьми, с миром автор подчеркивает не только созерцательность и недостаточную действенность, но и на поверку – устойчивое равнодушие, когда интерес к человеку (а он несомненно присутствует у Клима) не выходит за пределы холодного, испытующего и ироничного любопытства (вспомним, например, эпизоды смерти людей, близких Самгину, – жены Варвары, Марины Зотовой, Лютова, Туробоева).

Другой важнейший узел внутренних противоречий в характере Самгина – это его отношение к правде и иллюзии, к реальности и мечтаниям о ней – сквозной мотив не только «Жизни Клима Самгина», но творчества Горького в целом, дилемма, на острие которой он испытывал многих своих героев, как испытывал в жизни самого себя. Отношение Самгина к правде двоится. С одной стороны, в своих собственных глазах он – сторонник полной объективности и трезвой правды, «не романтик». И это уже некое противоречие, некий даже парадокс: человек, «выдумывающий» самого себя, вся жизнь которого подчинена желанию «показать себя» (мудрецом, революционером, оригиналом и пр.), считает себя адвокатом правды. Но загадка, оказывается, лежит еще глубже, не только в ложной самооценке. Клим и в самом деле не раз на протяжении романа оказывается сторонником правды. Одной из ключевых здесь является сцена освящения церковного колокола, когда Самгин с приятелями – Лидией, Лютовым, Алиной, Макаровым – наблюдает, как огромный колокол поднимают на колокольню. Выразительно передано ощущение торжественного момента, восхищение чудесной силой народа (образ богатыря кузнеца) и страшною нарастающего напряжения. И в этот миг, когда у всех участников сцены создается впечатление, что люди поднимаются, внутренне растут в трудном общем деле («выпрямлялись», «как бы желая оторваться от земли», «тянутся все, точно растут»), Самгин опровергает это: «Врешь», – подумал Клим Самгин. И в чем-то оказывается прав, словно предвещая последовавшее затем несчастье, когда оборвалась веревка и был задавлен молодой парень. Самгин здесь, как и в других подобных ситуациях, выступает в роли правдолюба, похожего на Бубнова из пьесы «На дне», правда-констатация которого по сути есть отрицание надежды, отрицание возможностей развития. Такого рода бубновская философия, как известно, была абсолютно неприемлемой для Горького.

И вместе с тем Самгиным движет нередко иное начало. Это стремление отвернуться от неугодной ему действительности, от правды, словно стереть ее в своем сознании, объявив обманом, иллюзией. Таков в итоге смысл символического лейтмотива, скреплявшего во многом образный строй романа: «А был ли мальчик?» (эпизод гибели Бориса Варавки, свидетелем которой был Клим, – эпизод, и послуживший источником символа несуществовавшего «мальчика»). Герой пытается уверить себя и нас, что «мальчика» не было. а значит, не было и никакой вины Клима перед ним. Мотив «мальчика», восходящий к известному пушкинскому (мотив трагической вины героя в «Борисе Годунове»), превратившийся у Самгина в скептическое сомнение, в вопрос («А был ли мальчик?»), становится знаком кардинального свойства его мировосприятия – скептицизма, стремления прошедшие перед его глазами, но неугодные ему факты и события объявлять иллюзией, действительностью несостоявшейся или недолжной, тем самым снимая всякую ответственность за них с себя самого. Именно так, как с обманувшей его исторической иллюзией, расстается Самгин с революцией 1905 г.

Подобную внутреннюю противоречивость Самгина Горький раскрывает своеобразными приемами психологического анализа, широко пользуясь при этом богатым инструментарием русских реалистов, в особенности Достоевского. Это внутренние монологи, в которых самооценки героя расходятся с реальным положением вещей: оценки поведения героев и его побудительных мотивов другими лицами романа; система пародирующих его фигур – «зеркал» (ср.: Самгин и Безбедов, Самгин и Дронов и т.д.), образы раздвоенного сознания, внутренних двойников Самгина (сны Клима с появлением его двойника, потерявшего собственную тень, видения человеческих существ без лиц), наконец, в большой мере присущее Горькому искусство компрометирующей персонаж бытовой детали.

Читайте также:
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького На дне): сочинение

В результате в центральном герое перед нами приоткрывается весьма резкое несовпадение его роли и сущности, «кажимости» и подлинности, которое так или иначе сказывается на всех сторонах его бытия. Адвокат по профессии, Самгин – вечный обвинитель по пристрастию; уличающий всех окружающих в несамостоятельности мысли, он сам в своем мышлении не более, чем «система чужих фраз»; «покорный слуга революции», он по сути – лишь ее невольник, а потом и отступник. В изображении всего этого Горький недвусмысленно, хотя и без участия прямого, оценочного слова от автора, расходится с Самгиным, жестко судит его, освещая его фигуру светом едкой иронии и сарказма.

Однако в фигуре Самгина, в его замысле и воплощении потаенно присутствует и другая сторона. Р. Роллан заметил однажды, что Горький не любит своих героев. Это можно отнести к героям, подобным Самгину. Автор «Жизни Клима Самгина» действительно не любит своего героя, но так, как не любят неприятное существо, с которым ощущают некую родственную связь, пусть даже с собой прежним. В Самгине есть нечто, что принадлежит самому автору, его духовной биографии, причем это не только отдельные суждения и оценки, но и определенные состояния, мировоззренческие установки, противоречия и сомнения, пережитые самим художником, позднее им преодоленные, отброшенные или оставившие в его сознании тот или иной след. Так, во многих скептических суждениях Самгина о русской деревне («хитрая деревня», которая никого не жалеет), в его недоверии к мужику (сцены пребывания Самгина в провинции во время войны, его встречи с солдатами в 4-й части романа) нельзя не услышать отзвуки настроений самого автора.

Авторский голос нетрудно угадать и в отношении Самгина к декаденству, к тому, что Клим называет «нехаевщиной». Пережив увлечение экзотикой декадентщины, роман с Нехаевой. Клим в конце концов выносит последней свой беспощадный приговор: «Смертяшкина» (вспомним, что такого рода оценками сам Горький не раз клеймил поэтов-символистов, например.Ф. Сологуба).

Можно обнаружить определенную близость автора к герою и в философской плоскости. Самгин отрицает значимость природно-космического плана человеческой мысли, не раз саркастически высказывается на этот счет, ядовито-иронически воспринимает «космизм» в речах Л. Андреева (сцена на квартире у писателя), полагает, что «космизм» мировосприятия удобен как способ «отводить человека далеко в сторону от действительности»; «космологическая картина» Вселенной однажды кошмаром является Климу во сне.

Все это подтверждает мысль о том, что расстояние между автором и развенчанным им «отрицательным» героем не столь велико, как представляется на первый взгляд. И это необходимо помнить, чтобы вполне понять и оценить позицию автора в произведении. Учитывая это обстоятельство. нужно уточнить и привычное в нашем литературоведении толкование идейных позиций автора в романе, и в частности отношения к Кутузову, в образе которого воплощен тип большевика, главного деятеля русской революции 1905 и 1917 годов.

Степан Кутузов, которого мы наблюдаем в романе на большом промежутке времени, очерчивается в чем-то существенном по-иному, нежели Павел Власов и другие горьковские герои этого типа. Чтобы создать впечатление многосторонности личности. Горький впервые знакомит читателя с Кутузовым в окружении веселой молодой компании, в роли талантливого певца, вводит сюжет его любовных увлечений (Марина Премирова). пользуется приемом самохарактеристики героя через его письма.

Даже в призме восприятия желчного скептика Самгина Кутузов – единственная встреченная им на пути цельная личность, «существо совершенно исключительное по своей законченности». Но это «законченность» силы: Кутузов поражает окружающих способностью их подчинять, умением «сопротивляться людям». И эта сила не раз обнаруживает себя как сила однолинейная и жестокая. Кутузов пренебрежительно отмахивается от «микстуры гуманизма», «патоки гуманизма», от жалости. когда ему рассказывают о стрельбе солдат по безоружным, о смерти лично ему знакомого человека (старого Дьякона), о гибели множества рабочих в московском восстании («- Меньше, чем ежедневно погибает их в борьбе с капиталом, – быстро и как будто небрежно отвечал Кутузов»), подобно тому, как Гогин, единомышленник Кутузова, отбрасывает мотивы совести, прозвучавшие у Любаши Сомовой («не может изжить народнической закваски, христианских чувств»). В своем безжалостном прогнозе революции Кутузов допускает даже «гибель» большинства: «. большинство – думать надо – будет пассивно или активно сопротивляться революции и на этом – погибнет». Оценка подобного безжалостного расчета принадлежит Самгину: «это – жестоко», и эту оценку, скорее всего, разделяет автор романа. Размышления Кутузова о морали и человечности отличаются безжалостностью и прямолинейностью, по сути ведут к их отрицанию. «Человек, – это потом». Все подобные суждения Кутузова складываются в характеристику его философии как «упрощенной»: ««кутузовщина» очень упрощала жизнь. » Этот оценочный мотив ведется в романе, конечно, от имени Самгина, но много раз варьируется и повторяется также от лица других персонажей и, подкрепленный характером Кутузова, его образом действий, не может быть отброшен и в определении собственно авторской оценки последнего. И это подтверждается тем обстоятельством, что аналогичный упрек в упрощении жизни прямо or автора адресован большевикам в очерке Горького 1924 г. «Владимир Ленин».

Образ Ленина в «Жизни Клима Самгина» дан опосредованно (его фигура ни разу не появляется на страницах романа), в полилоге точек зрения на него, в разноречии голосов. Это сделано писателем, вероятно, намеренно, чтобы усилить впечатление сложности времени, духовного состояния российской интеллигенции эпохи революции и самой фигуры Ленина. В «хаосе голосов», судящих о Ленине, раздаются такие: нечто нечаевское (оценка, разделяемая самим Горьким периода «несвоевременных мыслей» 1917-1918 годов), «парень для драки», Дон-Кихот, ум, блестяще сочетающий иронию и пафос, Аввакум революции, надежда рабочих. Как видим, в составе образа Ленина в данном случае, сложно преломляясь, откладывались и сталкивались разные «этажи» художнического сознания писателя, разные моменты его духовного пути – от позиций 1917-1918 годов к 1924-му и. наконец, 30-м годам, когда писалась последняя часть романа. Противоречия авторского сознания сказываются и в жанровой природе произведения. С одной стороны, огромное по охвату времени и пространства полотно развивается, подчиняясь логике героико-эпического начала, эпопейного повествования. Это образная «хроника» событий национальной истории предреволюционной эпохи – картины, массовые сцены коронации царя и страшной Ходынки, нижегородской ярмарки, девятого января и баррикадных боев московского восстания, революции пятого года. эпизоды, выражающие общественные настроения первой мировой войны и кануна Октября. Здесь господствует пафос неизбежности революции 1917 г., прослеживаются попытки России «выскочить в царство свободы» от сцен на Ходынском поле. где мечутся и погибают люди – «икринки», до картин массовых революционных демонстраций, как похороны Баумана, в которых угадывается уже грозный, но организованный внутренний строй, дыхание заговорившего в народе свободолюбивого духа. Это пафос надежды.

Читайте также:
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

Вместе с тем «Жизнь Клима Самгина». в развитии его основного сюжетного действия можно замети ть и ними обрачпую логику – романа-трагедии. Роман перенасыщен образами смертей – убийствами, самоубийствами. гибелью основных действующих лиц романа (убийство Туробоева, самоубийство Лютова. гибель Тагильского, убийство Марины Зотовой, смерть Любаши Сомовой, Варвары Антиповой, жены Клима, наконец. гибель Самгина). Финал романа (по наметкам и планам автора) – трагическая гибель центрального героя произведения под сапогом «мужика», солдата. Трагический мотив звучит в библейской легенде об Аврааме, пожертвовавшем ради Бога своим сыном Исааком. – в мифе, который становится одним из сквозных символов романа, начинает и завершает его. Символ: интеллигенция (Исаак) – жертва истории во имя народа – трактуется в романе как миф народнического сознания, а также плод фантазии от страха перед историей «поумневшего» потомка народников Клима Самгина. Это на поверхности романа, на уровне его прямых слов. Но на уровне его подтекста можно распознать и нечто другое – отзвук тревожных сомнений самого автора, мучивших его в 20-е годы вопросов: не станет ли русская интеллигенция жертвой истории, а Россия – страной, «данной миру для жестоких опытов», как писал Горький в 1923 г.

Таким образом, в,Жизни Клима Самгина» сходились, часто не согласуясь друг с другом, разнонаправленные моменты горьковского художественного сознания, вместившего в себя его эволюцию за полтора десятилетия, когда писался роман, – от сомнений к окончательному утверждению в эстетике Горькою 30-х годов принципиально бестрагедийного рационалистического мировосприятия. Потому заложенная в роман трагедийная канва несколько размывается, распыляется, «преодолевается», подается как ложь или заблуждение интеллигентов самгинского типа, уклонившихся от законов истории.

Разноречия творческой мысли, сомнений и авторской воли, стремящейся их подавить или сгладить, разумеется, влияли на художественное качество «Жизни Клима Самгина». нарушали его целостность.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).

Скачать сочинение

Конец XIX — начало XX века — это эпоха острых социальных противоречий. В этот период А. М. Горький пишет пьесы и рассказы, в которых он глубоко и ярко показывает всю сущность противоречий капиталистического общества. В одной их таких пьес — пьесе “На дне” — Горький показал трагедию человека, безвыходность его положения и неукротимое стремление к свободе. Эта пьеса отличается потрясающей силой реализма, яркостью изображения жизни ночлежников. В русской действительности того времени было множество людей, которые влачили жалкое существование на “дне” жизни. Они были лишены всего: крова, хлеба, любви, дружбы, являлись жертвами жестоких и уродливых порядков, при которых человек переставал быть человеком. Эти люди живут сегодняшним днем, не думая, что будет и что ждет их завтра. Они ищут счастье в забытьи и повседневной пьянке. Рядом с ними умирает человек, а они этого и не замечают. Смотришь на них — внешне это люди, такие, как все, а присмотришься к ним получше и поживешь с ними рядом, и ты постепенно станешь таким, как и они.
Да, это ужасно, жутко. Но во всем виновато капиталистическое общество, которое вынуждает людей опускаться на самое “дно” жизни, лишая их чести и достоинства, заставляет мириться с таким чудовищным положением. И никто и ничто не может их возвратить к прежнему образу жизни. И неужели только приятными воспоминаниями они смогут помянуть прожитую ими жизнь?
Жизнь в прошлом у каждого из героев была разной, и каждый из них пришел на “дно” своим путем. Но все они были выброшены из жизни в силу условий, созданных в обществе. Если человек выбивался из колеи, ему грозило “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.
Каждому из ночлежников есть что вспомнить в прожитой ими жизни. Так, Сатин был в прошлом телеграфистом, много читал. И Актер с Бароном часто вспоминали все хорошее из своей жизни. Прошлое осталось в памяти, как что-то светлое, приятное, а настоящее и помянуть нечем, разве могут ос таться в памяти постоянные пьянки, ругань и брань? Конечно, нет. Так и живут жители ночлежки, не задумываясь о том, что их ждет в будущем. Жизнь течет медленно и незаметно. Но вот в ночлежке появляется странствующий Лука. Бродяга Лука пришел к выводу, что человек достоин жалости и щедро одаривает ею ночлежников. Он выступает как утешитель и проповедует утешительную ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушить тяжелую реальность. Больной Анне он обещает хорошую жизнь на том свете, Ваське Пеплу рассказывает о “золотой” Сибири, Актеру сообщает о лечебнице для алкоголиков.
Как появился, так незаметно и исчезает Лука. Но его появление не осталось бесследным для обитателей ночлежки. Одни погибли, другие впали еще в большее отчаяние, на смену им пришли новые обитатели ночлежки. Горький подчеркивает, что нельзя служить и быть полезным людям, обманывая их, уводя их от реальной жизни. И поэтому в противовес Луке писатель ставит философа Сатина. Сатин понимает, что Лука лжет не из корысти, а из жалости к людям. В монологе четвертого акта он провозглашает новое отношение к человеку. Он убежден, что человека нужно не жалеть, не унижать жалостью, а уважать. Монолог во славу человека, произнесенный в минуту душевного подъема, облегчает и разоблачает ложь, несправедливость существующего строя.- Сатин с теплотой отзывается о человеке, о труде, правде.
“На дне” — пьеса о силе человека, задавленной капиталистическим обществом. Пьеса разоблачает и обнажает подлинное лицо общества, принципы, правила, законы, царящие в стране, направленные против человека-труженика.

Читайте также:
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение

7081 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).

Смотрите также по произведению “На дне”:

Сочинение: Острая критика действительности и трагические судьбы людей дна по пьесе М. Горького На дне.

Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).

Автор: Горький М.

Пьеса “На дне” — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, считают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся узниками своей несчастливой судьбы.

Итак, Горький рисует нам грязную ночлежку, хозяином которой является лицемерный и жадный старик Костылев. В этой ночлежке живут люди самых разных слоев общества. Здесь мы видим бывшего артиста, слесаря Клеща, который все еще надеется выбраться из этой дыры, его умирающую жену Анну, Барона, в прошлом дворянина, а теперь такого же нищего, как и все обитатели этого подвала, бывшего телеграфиста Сатина, вора Пепла и еще нескольких таких же несчастных людей.

В особый сюжетный узел завязываются отношения между хозяином ночлежки, его женой, ее сестрой Наташей и Пеплом. Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу. В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице, а затем тоже исчезает, Василиса же попадает в тюрьму.

Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося на “.дно” слесаря Клеща и его несчастной жены. Раньше этот человек часто избивал ее. Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия.

Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.

Особую роль играет в пьесе “На дне” Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты —

надейся!”, “Ты — верь!” Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред. Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей “дна”, либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: “Ты с радостью помирай, без тревоги. ” А в Анне, напротив, усиливается желание жить: “. еще немножко . пожить бы . немножко! Коли там муки не будет . здесь можно потерпеть . можно!” Этот странник рассказывает Наташе притчу о “праведной земле”, чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: “Не стерпел обмана”. И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.

В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя.

Сатин говорит: “Он врал . но — это из жалости к вам . Есть ложь утешительная, ложь примиряющая . Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна . одних она поддерживает, другие — прикрываются ею . А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев . Правда — бог свободного человека!”

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Ложь как “религию хозяев” воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как “религию рабов”, выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению.

Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: “Человек — вот правда! Человек! Это великолепно! Это звучит . гордо!” Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.

Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).: сочинение

Автор: Горький М.

Пьеса “На дне” — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, считают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся узниками своей несчастливой судьбы.

Итак, Горький рисует нам грязную ночлежку, хозяином которой является лицемерный и жадный старик Костылев. В этой ночлежке живут люди самых разных слоев общества. Здесь мы видим бывшего артиста, слесаря Клеща, который все еще надеется выбраться из этой дыры, его умирающую жену Анну, Барона, в прошлом дворянина, а теперь такого же нищего, как и все обитатели этого подвала, бывшего телеграфиста Сатина, вора Пепла и еще нескольких таких же несчастных людей.

В особый сюжетный узел завязываются отношения между хозяином ночлежки, его женой, ее сестрой Наташей и Пеплом. Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу. В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице, а затем тоже исчезает, Василиса же попадает в тюрьму.

Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося на “.дно” слесаря Клеща и его несчастной жены. Раньше этот человек часто избивал ее. Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия.

Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.

Особую роль играет в пьесе “На дне” Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты —

надейся!”, “Ты — верь!” Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред. Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей “дна”, либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: “Ты с радостью помирай, без тревоги. ” А в Анне, напротив, усиливается желание жить: “. еще немножко . пожить бы . немножко! Коли там муки не будет . здесь можно потерпеть . можно!” Этот странник рассказывает Наташе притчу о “праведной земле”, чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: “Не стерпел обмана”. И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.

В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя.

Сатин говорит: “Он врал . но — это из жалости к вам . Есть ложь утешительная, ложь примиряющая . Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна . одних она поддерживает, другие — прикрываются ею . А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев . Правда — бог свободного человека!”

Ложь как “религию хозяев” воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как “религию рабов”, выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению.

Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: “Человек — вот правда! Человек! Это великолепно! Это звучит . гордо!” Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: