«Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»): сочинение

“Егор Булычов и другие” (“драматическая эпопея о времени и человеке”)

В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя… классово-революционных эмоций…”. Театр наших Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.

“Егор Булычев и другие” (1931 г.) – первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично ее раннее название – “Накануне”, то есть накануне событий февраля – октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу “властелина века”, российского купца. Егор Булычев, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя “несообразно традициям класса”, пытаясь жестоко осмеять и унизить их.

Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева – Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение – все! Бунт Егора Булычева – это не стихийное желание Антипы (“Зыковы”) сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Букеева (“Яков Богомолов”) далек он и от романтических порывов Мастако-ва “украсить жизнь строением” (“Старик”) – нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса. Егор Булычев вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя.

Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела. Восстал Булычов и против самой смерти: “За что, смерть?!” Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола – один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычова.

Подобно Сатину в “На дне”, Егор сокрушает утешительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: “Роптать – величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь”,- Булычев разражается гневной страстной отповедью: “Ты примирился, когда тебя староста обидел?

Ряса – это краска на тебе, а под ней ты – человек…” В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычев громит бездушную, бесчеловечную, “вороватую” природу ка – питала: “И воруешь – не ты – рубль ворует”,- бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция – та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие, как Шурка, радостно ждут ее; другие – Башкин и Достигаев – спешат урвать кусок пожирнее.

Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: “Чернь бунтуется. Копосовские бабы в лицо мне кричали, мы… народ! Наши мужья, солдаты – народ!”-в ужасе рассказывает она Булычеву. Полицейские боятся носить форму – “крысы” (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция – будет! – разносится по всему булычовскому дому.

Мучительный и вместе с тем какой-то застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн “Отречемся от старого мира…” напоминает ему молитву (что-то строгое и чистое). Рабочие будут управлять государством?

Пропьют! А вдруг – не пропьют? – ив последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение. Истина, которая открывается изумленным глазам Булычева, заставляет его проклинать прошлое, настоящее, мир неправедный: “Попы, цари, губернаторы… на кой черт они мне надобны? …И людей хороших – нет. Хорошие редки, как фальшивые деньги…” Конец этому миру возвещает Егор Булычов: “Да погибнет царство, где смрад”.

Перед Булычевым постепенно вырисовывается трагедия его жизни. Он оторвался от родной почвы своей, дающей силу, забрел “не на ту улицу”. “Ты да Шурка, вот это я – нажил, а остальное – меня выжило…”-в этих словах, обращенных к Глафире, женщине, которую любил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заключен глубокий смысл. “Остальное меня выжило” – это среда, мир Достигаевых и других воротил, мир попа Павлина и Мелании – выживал “сомневающегося купца” – отрицал его. И если бы Егор уцелел, то, может быть, и его сбросили бы на дно жизни. Содержание пьесы не исчерпывается историей духовного прозрения Булычева, его поединком со своим классом. Пафос драмы Горького – ив отрицании преступной, грабительской войны, “большой смерти”, противной самой человеческой природе.

“Егор Булычев” создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над Германией, угрожала Европе. Уродливый образ войны возникает в самом начале пьесы. Первые же слова, которые произносит Егор, возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной войне: “Народа перепортили столько, что страшно глядеть…”, война – это “всемирный стыд…” А как современны слова Егора в споре с Павлином, утверждающим, что “война – в законе…”. “Брось,- вскипел Булычев.- Какой это – закон?

Это – сказка. Солнца не остановишь. Врете”. “Егор Булычев” относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии.

Бунт Булычева против своей обреченности переходит в философское отрицание смерти. В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия, философские “концы и начала”: “Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит – смерть нам? …Действительно, я наткнулся на острие.

Ну, ведь всякому… интересно: что значит – смерть? Или, например, жизнь?” Егор не может ответить на эти вопросы. Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их объяснить не может: “В чужие люди попал… Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял.

Читайте также:
Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

А я вот… Этого я тебе не могу выразить”. Дочь, озорная, своевольная – его единственная надежда, невнятная, смутная… “Но Шурка… тянется к людям, которые поют “Марсельезу”. Она хочет жить, а жить ей можно, лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца.

Так надеждою Егора становится революция. И однако революция является в то же время смертью Булычева и “Марсельеза” – похоронным маршем, отпевающим все его бытие… Герой ищет будущее там, где оно для него прекращается.

Горький создал новый, революционный театр. Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик, диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения, боя.

Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед каждым из них возникает самый главный вопрос – как жить дальше? Драматический герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины. Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.

Твір на тему: “Егор Булычов и другие” (“драматическая эпопея о времени и человеке”)

Related posts:

Характеристика основных образов пьесы М. Горького “Егор Булычев и другие” Герой пьесы “Егор Булычев и другие” – купец и предприниматель Булычев, умирая, мучается тем, что прожил жизнь “не на той улице”. Перед лицом смерти он признает, что тридцать лет жил.

Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало.

Где начинается и где заканчивается Сказка? Урок по роману Кира Булычева “Убежище”. 5-6-й классы Цели урока (1 – 2 часа) 1. Познакомить учащихся с последним произведением Кира Булычева – романом для подростков “Убежище”. 2. Повторить определение.

“Тихий Дон” – роман-эпопея Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова.

Драматическая повесть “Иван Грозный” Алексей Николаевич Толстой – большой мастер слова, вошел в русскую литературу как создатель исторического жанра. Его роман “Петр Первый” и драматическая повесть “Иван Грозный” создавались в тридцатые годы, когда в.

Мой любимый писатель Кир Булычев Мой любимый писатель – Кир Булычев. Это не настоящее имя, а псевдоним. В действительности же писателя зовут Игорь Всеволодович Можейко, но я узнал об этом совсем недавно. А вот с.

Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина “Мы”) Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания. Сколько писателей разных исторических эпох стремились приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, предугадать то, что не дано знать никому: “Город Солнца”.

Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького) В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой – пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М.

“Война и мир” Л. Н. Толстого как роман-эпопея Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом “безумного авторского усилия”, увидело свет на страницах журнала “Русский вестник” в 1868-1869 годах. Успех “Войны и мира”, по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский.

“Тихий Дон” М. А. Шолохова – роман-эпопея о всенародной трагедии в переломную эпоху Революция делает глубокий надрез на теле Цивилизации, чтобы открыть путь будущему Здоровому человечеству… Революция отсекает Старый мир. И отсюда кровь. В. Гюго В романе “Тихий Дон” М. Шолохов отразил грандиозность.

Спор о человеке в драме М. Горького “На дне” Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.

Споры о человеке в пьесе Горького “На дне” Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! А. М. Горький Пьеса М. Горького “На дне” создана сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать.

Теория классицизма и другие поэтические жанры Теория классицизма не ставила роман на ту же доску, что и драму, и другие поэтические жанры. Должно было пройти некоторое время, прежде чем роман стал считаться литературой. До 1750 г.

Исторические проблемы в современной литературе (по роману А. Рыбакова “Тридцать пятый и другие годы”) Вижу колонны замерших внуков, гроб на лафете, лошади круп. Ветер сюда не доносит мне звуков русских военных плачущих труб… И. Бродский. Исторические проблемы всегда будут волновать писателей, потому что человеческий.

Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Лев Николаевич Толстой драму “На дне” забраковал: по его мнению, словарь пьесы явно не соответствовал речи обитателей Хитрова рынка. Он был бы абсолютно прав, если бы Горький хотел показать нам.

АТФ и другие органические соединения клетки Вопрос 1. Какое строение имеет молекула АТФ? Молекула аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) по своей структуре напоминает один из нуклеотидов молекулы РНК. АТФ включает три компонента: аденин, пятиуглеродный сахар рибозу и три.

Что осуждает и прославляет в человеке Горький-романтик (По ранней прозе М. Горького) “Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет бесконечной.

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

Почему автор называет Печорина “героем времени”? (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Вершиной творчества Лермонтова является роман “Герой нашего времени”. В своих романтических произведениях писатель поднимает проблему сильной личности, столь не похожей на дворянское общество 30-х годов и противопоставленной ему. Основная задача.

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Пьеса Горького “На дне” ставит множество риторических вопросов. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.

“Тихий Дон” – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох Среди книг о предреволюционных и революционных событиях, о граждан кой войне “Тихий Дон” выделяется своей уникальностью. Современников эта книга покорила прежде всего значительностью и масштабностью описанных событий, глубиной и правдой.

Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького “На дне”) Пьеса “На дне”, написанная Горьким в течение 1902 года, принесла ему мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.

Обломов и “другие” (сочинение-миниатюра по 8 главе романа И. А. Гончарова “Обломов”) Илья Ильич Обломов – человек очень своеобразный, можно сказать, необычный. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью этого героя, которая в основном заключается в лежанье на диване и бесплодных.

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.

Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На.

Интересные факты о человеке Длина волос на голове, отращиваемых в среднем человеком в течение жизни – 725 километров. У блондинов борода растет быстрее, чем у брюнетов. При улыбке у человека “работают” 17 мускулов. Человеческая.

О Человеке в цифрах О Человеке в цифрах: Длина четырех пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать.

Спор о человеке (по пьесе “На дне”) В начале девятисотых годов Максим Горький испытывает небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил. Он окрылен предчувствием бури. К драматургии – наиболее действенному роду искусства – Горький обратился в преддверии первой.

В человеке должно быть все прекрасно Крылатая фраза Чехова о том, что “в че­ловеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, широко извест­на. Каждый может своими словами сформу­лировать главную мысль этого.

Сколько прекрасного встретишь в человеке По природе человек несовершенен. Он склонен видеть в окружающих скорее негативные стороны, нежели позитивные. Большая часть общества так и делает и поэтому страдает от человеческой неблагодарности, пеняя на плохое отношение.

Тип речи-сочинение-рассуждение. Как ответь на вопрос, что по-вашему, важнее всего в человеке? Издревле человек ставил перед собой вопрос, о сущности человеческой жизни. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего приходит он в этот мир и почему он.

“Егор Булычов и другие” (“драматическая эпопея о времени и человеке”)

Читать сочинение по литературе: “«Егор Булычов и другие»” Страница 1

«Егор Булычов и другие»

(«драматическая эпопея о времени и человеке»)

В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя. классово-революционных эмоций. ”. Театр наших Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.

“Егор Булычев и другие” (1931 г.) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично её раннее название — “Накануне”, то есть накануне событий февраля — октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу “властелина века”, российского купца. Егор Булычев, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя “несообразно традициям класса”, пытаясь жестоко осмеять и унизить их.

Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева — Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение — все! Бунт Егора Булычева — это не стихийное желание Антипы (“Зыковы”) сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Букеева (“Яков Богомолов”); далек он и от романтических порывов Мастако-ва “украсить жизнь строением” (“Старик”) — нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса.

Егор Булычев вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя. Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела. Восстал Булычов и против самой смерти: “За что, смерть?!” Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола — один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычо-ва. Подобно Сатину в “На дне”, Егор сокрушает утешительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: “Роптать — величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь”,— Булычев разражается гневной страстной отповедью: “Ты примирился, когда тебя староста обидел? Ряса — это краска на тебе, а под ней ты — человек. ” В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычев громит бездушную, бесчеловечную, “вороватую” природу ка- питала: “И воруешь — не ты — рубль ворует”,— бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция — та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие, как Шурка, радостно ждут ее; другие — Башкин и Достигаев — спешат урвать кусок пожирнее. Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: “Чернь бунтуется. Копосов-ские бабы в лицо мне кричали, мы. народ! Наши мужья, солдаты — народ!”—в ужасе рассказывает она Булычеву. Полицейские боятся носить форму — “крысы” (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция — будет! — разносится по всему булычовскому дому. Мучительный и вместе с тем

Читайте также:
Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

«Егор Булычов и другие»

«Егор Булычов и другие»

(«драматическая эпопея о времени и человеке»)

В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя. классово-революционных эмоций. ”. Театр наших Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.

“Егор Булычев и другие” (1931 г.) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично её раннее название — “Накануне”, то есть накануне событий февраля — октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу “властелина века”, российского купца. Егор Булычев, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя “несообразно традициям класса”, пытаясь жестоко осмеять и унизить их.

Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева — Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение — все! Бунт Егора Булычева — это не стихийное желание Антипы (“Зыковы”) сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Букеева (“Яков Богомолов”); далек он и от романтических порывов Мастако-ва “украсить жизнь строением” (“Старик”) — нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса.

Егор Булычев вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя. Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела. Восстал Булычов и против самой смерти: “За что, смерть?!” Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола — один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычо-ва. Подобно Сатину в “На дне”, Егор сокрушает утешительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: “Роптать — величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь”,— Булычев разражается гневной страстной отповедью: “Ты примирился, когда тебя староста обидел? Ряса — это краска на тебе, а под ней ты — человек. ” В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычев громит бездушную, бесчеловечную, “вороватую” природу ка- питала: “И воруешь — не ты — рубль ворует”,— бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция — та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие, как Шурка, радостно ждут ее; другие — Башкин и Достигаев — спешат урвать кусок пожирнее. Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: “Чернь бунтуется. Копосов-ские бабы в лицо мне кричали, мы. народ! Наши мужья, солдаты — народ!”—в ужасе рассказывает она Булычеву. Полицейские боятся носить форму — “крысы” (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция — будет! — разносится по всему булычовскому дому. Мучительный и вместе с тем какой-то застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн “Отречемся от старого мира. ” напоминает ему молитву (что-то строгое и чистое). Рабочие будут управлять государством? Пропьют! А вдруг — не пропьют? — ив последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение.

Истина, которая открывается изумленным глазам Булычева, заставляет его проклинать прошлое, настоящее, мир неправедный: “Попы, цари, губернаторы. на кой черт они мне надобны? . И людей хороших — нет. Хорошие редки, как фальшивые деньги. ” Конец этому миру возвещает Егор Бу-лычов: “Да погибнет царство, где смрад”.

Перед Булычевым постепенно вырисовывается трагедия его жизни. Он оторвался от родной почвы своей, дающей силу, забрел “не на ту улицу”. “Ты да Шурка, вот это я — нажил, а остальное — меня выжило. ”—в этих словах, обращенных к Глафире, женщине, которую любил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заключен глубокий смысл. “Остальное меня выжило” — это среда, мир Достигаевых и других воротил, мир попа Павлина и Мелании — выживал “сомневающегося купца” — отрицал его. И если бы Егор уцелел, то, может быть, и его сбросили бы на дно жизни.

Читайте также:
Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького На дне: сочинение

Содержание пьесы не исчерпывается историей духовного прозрения Булычева, его поединком со своим классом. Пафос драмы Горького — ив отрицании преступной, грабительской войны, “большой смерти”, противной самой человеческой природе.

“Егор Булычев” создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над Германией, угрожала Европе.

Уродливый образ войны возникает в самом начале пьесы. Первые же слова, которые произносит Егор, возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной войне: “Народа перепортили столько, что страшно глядеть. ”, война— это “всемирный стыд. ” А как современны слова Егора в споре с Павлином, утверждающим, что “война — в законе. ”. “Брось,— вскипел Булычев.— Какой это — закон? Это — сказка. Солнца не остановишь. Врете”.

“Егор Булычев” относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии. Бунт Булычева против своей обреченности переходит в философское отрицание смерти. В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия, философские “концы и начала”: “Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит— смерть нам? . Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь всякому. интересно: что значит — смерть? Или, например, жизнь?” Егор не может ответить на эти вопросы. Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их объяснить не может: “В чужие люди попал. Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял. А я вот. Этого я тебе не могу выразить”.

Дочь, озорная, своевольная — его единственная надежда, невнятная, смутная. “Но Шурка. тянется к людям, которые поют “Марсельезу”. Она хочет жить, а жить ей можно, лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца. Так надеждою Егора становится революция. И однако революция является в то же время смертью Булычева и “Марсельеза” — похоронным маршем, отпевающим все его бытие. Герой ищет будущее там, где оно для него прекращается.

Горький создал новый, революционный театр. Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик, диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения, боя. Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед каждым из них возникает самый главный вопрос — как жить дальше? Драматический герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины.

Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.

«Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»)

В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность «возбудителя… классово-революционных эмоций…». Театр наших Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.
«Егор Булычев и другие» (1931 г.) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично ее раннее название — «Накануне», то есть накануне событий февраля — октября

1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу «властелина века», российского купца. Егор Булычев, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя «несообразно традициям класса», пытаясь жестоко осмеять и унизить их.
Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева — Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья

«Калина красная» Шукшина в кратком содержании Повествование — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен. Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его.

Характеристика основных образов пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие» Герой пьесы «Егор Булычев и другие» — купец и предприниматель Булычев, умирая, мучается тем, что прожил жизнь «не на той улице». Перед лицом смерти он.

Художественные особенности пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие». Постановка ее на сцене Драматургия М. Горького советской эпохи обобщает его предшествующие искания, проливает на них дополнительный свет. Горький не создал до 1931 года ни одной пьесы. Правда, его.

Краткое содержание Гнездо глухаря Розов В. С. Розов Гнездо глухаря Квартира Судакова в Москве. Ее хозяин — Степан Алексеевич — служит где-то в сфере работы с иностранцами. Его сын Пров.

«Гнездо глухаря» Розова в кратком содержании Квартира Судакова в Москве. Ее хозяин — Степан Алексеевич — служит где-то в сфере работы с иностранцами. Его сын Пров заканчивает школу. Отец хочет, чтобы.

А. М. Горький в воспоминаниях Берберовой М. Горький — фигура в русской и советской литературе яркая и видная. До недавнего времени говорили, что Горький писатель и общественный деятель, активный участник революционного.

Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев) И вижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизн в прижимаясь щекой… И. Бродский Иван Антонович Ефремов начал писать фантастику, когда ему было тридцать.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»): сочинение

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова «Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?». Такие вопросы задает мальчик Егор — герой платоновского рассказа «Железная старуха», написанного в 1951 году. Не.

Человек и природа в прозе 1960-х — 1980-х годов Во многих произведениях советской литературы 1960-80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч.

Мой любимый писатель Кир Булычев Мой любимый писатель — Кир Булычев. Это не настоящее имя, а псевдоним. В действительности же писателя зовут Игорь Всеволодович Можейко, но я узнал об этом.

Краткое содержание Холюшино подворье Б. П. Екимов Холюшино подворье Славу самого крепкого хозяина на донском хуторе Вихляевском прочно удерживает одноногий бобыль Холюша, по паспорту Варфоломей Вихлянцев, семидесяти лет от.

«Холюшино подворье» Екимова в кратком содержании Славу самого крепкого хозяина на донском хуторе Вихляевском прочно удерживает одноногий бобыль Холюша, по паспорту Варфоломей Вихлянцев, семидесяти лет от роду. Вот и дожил он.

Идейно-художественное своеобразие стихотворения И. С. Тургенева «Повесить его!» Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл «старческими», — своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти.

Биография Егора Бероева Егор Вадимович Бероев — знаменитый актер театра и кино, сыграл большое количество уникальных ролей. Егор родился 9 октября 1977 года в Москве в семье актеров.

Значение творчества М. Горького в мировой литературе Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление.

Анализ авторской пунктуации в художественном тексте При письменной передачи речи пунктуационные средства ставятся в конце предложения и внутри предложений между словами и группами слов. Знаки препинания служат средством синтаксического и интонационно-смыслового.

Речевая характеристика героев пьесы М. Горького «Дети солнца» Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе.

Биография Горький Максим (1868 — 1936) Горький Максим (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, «свободной» морали были.

Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века. (М. Горький. «Дети солнца».) Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, «сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так.

«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению В статье «Разрушение личности» А. М.Горький высказал мысль о разрушающем воздействии капитала на «недостаточно гибко развитую энергию» буржуазии: «Бешеная работа нервов вызывает истощение, односторонне упражняемое.

Тест по творчеству М. Горького 1. Какие произведения М. Горького относятся к романтическим? А. «Фома Гордеев» Б. «Макар Чудра» В. «Дети Солнца» Г. «Старуха Изергиль» 2. В русле каких художественных.

Биография Егора Гайдара Егор Тимурович Гайдар — государственный деятель России, министр экономики и финансов, и. о. председателя правительства, доктор экономических наук. Родился Егор 19 марта 1956 года в.

Биография Егора Кончаловского Егор Андреевич Кончаловский — режиссер, продюсер, сценарист, актер. Родился Егор Кончаловский 15 января 1966 года в Москве в семье, уже прославившейся в области киноиндустрии. Даже.

Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта Раскольников и Базаров — дети одного времени, одной эпохи. Если отличительной особенностью первой половины века была скука, то теперь характерной чертой людей стал бунт. Через.

Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш») Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до.

Краткое содержание Черный монах Антон Чехов А. П. Чехов Черный монах Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в.

«Черный монах» Чехова в кратком содержании Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани.

«Московский роман» Иванова в кратком содержании Вы, наверное, помните этот год: ломали храм Христа Спасителя. Для обывателя это было пострашнее, чем октябрьский переворот. Тогда, перед началом романа, автор задумал написать комментарии.

Краткое содержание Московский роман В. В. Иванов Московский роман Вы, наверное, помните этот год: ломали храм Христа Спасителя. Для обывателя это было пострашнее, чем октябрьский переворот. Тогда, перед началом.

«Молотов» Помяловского в кратком содержании В одном из петербургских доходных домов на Екатерининском канале живет семья чиновника Игната Васильича Дорогова. У него шестеро детей, старшая из них — Надя, ей.

Краткое содержание Молотов Н. Г. Помяловский Молотов В одном из петербургских доходных домов на Екатерининском канале живет семья чиновника Игната Васильича Дорогова. У него шестеро детей, старшая из.

Шукшин и его произведения Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений. Василий Шукшин.

Театр Горького Человек! Это — великолепно! …Все в человеке, все для человека! М. Горький В словах о «гордом человеке» — всего прекрасного на земле, прозвучавших более полувека.

Вересаев и Горький (опыт статьи) Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели… М. Горький Максим Горький — одна из самых загадочных личностей отшумевшей революционной эпохи. В сознании моем.

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам (по произведениям М. Горького): сочинение

Романтические герои Горького Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции.

Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького Рубеж XIX-XX вв. — это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в.

Мы не знаем войны «Стужа» Мы не знаем войны «Стужа» Мы не знаем войны Нам она лишь по книгам знакома, По рассказам и песням Свидетели дней грозовых, В ком доныне.

РОМАНТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ М. ГОРЬКОГО Максим Горький известен нам как клас- сик пролетарской литературы. В его творче- стве нашли отражение реальные события на- чала XX столетия, потрясшие Россию и весь.

Герои ранних рассказов М. Горького (На примере одного из рассказов) М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники.

Человек в творчестве М. Горького Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение.

Сочинение Три правды в пьесе На дне Горького 11 класс

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах, трех описаний жизни. Все три правды сталкиваются между собой в пьесе «На дне»: правда факта, правда утешения и лжи и, правда веры.

В описание первой правды представляется правда Бубнова – правда факта. Бубнов обычно не жалеет людей, потому что каждый рожден для того, чтобы умереть рано или поздно. У каждого человека своя цель и предназначение в жизни. Когда-то у него не было проблем. Он имел свое заведение, которое было записано на его жену. Но, узнав об измене жены, он ушел и остался ни с чем. Герой пьет, он не признает самого себя и также не признает других людей. Бубнов отчаялся, потому что он не верит людям, его угнетают человеческие поступки. У него давно пропало желание жить и развиваться.

Вторая правда заключается в нескольких смыслах – это правда Луки. Лука учит людей состраданию и жалости, он добр к ним, помогает им обрести веру в Бога, также помогает тем, кто нуждается – людям в сложной жизненной ситуации и которые ищут выход из нее. Он вселяет людям надежду в лучшее, для каждого находит слова утешения. Лука лжет во благо: повествует Актеру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, рассказывает Ваське Пеплу об отличной жизни в Сибири, Анне – об умиротворении спокойствии после смерти. Лука уверен, что верой можно исцелить все, но, правдой можно и убить.

Правда Сатина – это третья правда. Сам Сатин – ключевой герой. Устами Сатина в пьесе говорит сам М.Горький. Сатин уверен в человеке, как в Боге, потому что только человек способен надеяться только на свои силы и верить в самого себя. Его идеи противоречат его существованию. Сатин всегда уверенно говорит правду в глаза, не щадя человека. Он уверен, что человек может сам строить мир так, как хочет он, также создавать новые законы, на это способен только сам бог, но в облике человека.

Нынешнее человеческое общество бездумно и жестоко уродует души людей. Максим Горький пьесой «На дне» как бы говорит о том, что надо жить честно, отрицать ложь, верить в себя и в лучшее, быть доброжелательным и милосердным человеком, терпимым к людям, уметь сострадать и приходить на помощь к ближнему своему. Правду необходимо говорить, но только так, чтобы она ни в коем случае не ранила человека.

Вариант 2

Во многих произведениях преподносят те или иные темы, которые близки человеку, но о которых он пытается умалчивать. Одним из таких произведений является спектакль «На дне», в котором нам повествуют о нелегкой судьбе нескольких человек проживающих вместе по воле судьбы.

В произведении автор показывает героев как людей уже сдавшихся на волю судьбе, но ещё пытающих бороться. В нём автор рассказывает нам три вещи, называя это тремя незыблемыми правдами.

Первая правда выявляется в персонаже Лука, который в прошлом был проповедником. Он убеждён в том, что если ложь сказана во благо, то это и не плохо, а даже хорошо. Он считает, что лучше сладкая ложь, сказанная во благо, чем горькая правда.

Вторая правда раскрывается в персонаже Сатине. Он убежден, что ложь не имеет под собой никакого оправдания, и её не должно быть в речи у уважающего себя человека. Он считает, что лучше вообще ничего не говорить , чем соврать

Третью же правду мы видим в персонаже Бубнове. Он является сторонником идеи, что лучше сказать горькую правду, чем ходить вокруг да около. Он привык говорить людям правду, насколько неприятной она бы не была.

В произведении автор даёт нам пищу для размышлений, а именно какую же правду выбрать нам, что же лучше из трёх предложенных вариантов. В каждом из них есть как плюсы, так и минусы, и читатель, или же зритель, должен сам решить в каком случае, для него конкретно плюсы склоняют чашу весов в свою пользу. Он говорит нам, что нет однозначно верного выбора, и скорее всего, придётся совмещать все три правды, дабы руководствоваться в своём выборе. Данной мыслью пропитаны почти все произведения Горького, и в частности пьесы “На дне”, которая могла повлиять на множество умов того времени, и поначалу её даже не хотели выпускать в театры. Горькому даже пришлось сменить название пьесы, чтобы она прошла придирчивую цензуру. С горем пополам она прошла её, и в свет вышло это замечательное произведение.

Читайте также:
Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).: сочинение

В своём сочинении я попытался раскрыть тему трёх правд в произведении Горького “На дне” и постарался объяснить свою точку зрения с помощью аргументированных точек зрения и анализа произведения.

Три правды в пьесе Горького На дне

События произведения происходят в ночлежном доме, в котором писатель поселил совершенно разнохарактерных персонажей, оказавшихся на самом дне жизни, социальной и нравственной.

Описывая эпизоды жития героев, автор раскрывает конфликт произведения, основой которого являются позиции трех главных персонажей в отношении правды.

Один из жителей ночлежки – странник Лука, сострадательный, добродушный мужичок, свято верящий в бога. Для каждого человека Лука находит слова утешения, сочувствия, старается хоть словом, но помочь ближнему, успокоить и приободрить отчаявшегося человека. Его беседы с окружающими не всегда правдивы, но Лука старается внушить людям веру во спасение и обретение надежды на счастье, пускай и в загробном мире. Правда Луки состоит в том, что человеку необходимо утешение, даже если оно и ложное, поскольку ложь во благо дает людям силы для дальнейшей жизни.

В образе Бубнова писатель раскрывает вторую правду, в корне отличающуюся от позиции Луки. Бубнов убеждает собеседников, что людская жизнь не вечна и все когда-нибудь умрут, поэтому нет смысла обманывать себя и других. К жизненным обстоятельствам Бубнов относится с определенным скептицизмом, считает жалость проявлением слабых людей и все люди равноценны, невзирая на социальные различия.

Третья истина пьесы представлена персонажем Сатина, азартного картежника и алкоголика, который категорически не согласен с жалостливой позицией Луки, унижающей, по его мнению, человека. Сатин является реалистом, повидавшим в жизни много негатива. Он уверен в том, что каждый из людей является сильной волевой личностью и способен изменить окружающий мир, достигнув поставленных целей. Нужно только верить в собственные силы, надеяться только на себя, осознавать свою ценность в существующем мире и не терять уважения к самому себе. Работая в радости и удовольствии, человек, по словам Сатина, обретет долгожданное счастье. Убеждая собеседников в своей правду, Сатин произносит ставшие знаменитыми слова о свободолюбивой личности: «Человек – это звучит гордо!».

Находясь в ночлежном доме, оказавшись без средств к существованию, герои пьесы все же оказываются способными к размышлениям о смысле истины, роли человека в общественной жизни, его правах и свободах.

Повествуя о разговорах героев, затрагивающих проблему лжи и истины, писатель раскрывает суть сложных взаимоотношений людей и их восприятия безысходной ситуации, в которой они оказались. Автор драматической пьесы стремится подтолкнуть читателя к размышлениям о нравственных качествах людей, о вере в счастливое существование, о месте любви и правды в жизни человека.

Сочинение 4

М.Горький в своей пьесе «На дне» показал читателю мир, в котором люди несчастны, открыл душевный мир глубоко несчастных людей. Эпизодичность пьесы позволяет окунуться в мир настоящей драмы, где разные миры сталкиваются друг с другом. Где правда факта, правда веры, правда утешения и лжи, представлены настоящими мирами.

Правда факта связана с таким персонажем, как Бубнов. Его представление о мире довольно прозаично: человек рожден, чтобы умереть. Он не жалеет людей, считая, что у каждого есть свое предназначение в жизни, которое он должен исполнить. Такое мышление Бубнова складывается из эпизодов его жизни: жена изменила, он уходит от нее, но также ему приходится оставить ей свое заведение, и по итогу сам он остался ни с чем. Бубнов пьет, отказывается признавать себя или других людей, потому что люди угнетают его, и он не верит их поступкам.

Правда Луки включает в себя несколько составляющих. Лука добр к людям, помогает нуждающимся, Лука оказывает людям содействие в обретении Бога, учит их состраданию и жалости. Утешая каждого, неся надежду в своих словах, он лжет во благо, считая, что исцеление – это путь веры, а правда иногда может стать причиной смерти.

Третья правда – это правда ключевого героя Сатина. Этот человек уверен в самом человека, как существе – Боге. Сатин уверен, что человек должен надеяться только на самого себя и верить в свои силы. Человек способен на строительство собственного мира по собственным законам, что доступно только Богу.

Ночлежка, в которой происходит действие пьесы, – это мир покорившихся судьбе людей, но какой-то своей частью еще способных бороться. Размышляя над правдами героев, оценивая их положительные и отрицательные моменты, мы понимаем, что невозможно прийти к однозначному выводу о том, какой путь человек должен выбрать. Три правды должны работать, как единое целое, чтобы человек не оказался в таком безвыходном положении, как герои пьесы М.Горького, только восприятие ситуации с разных сторон может указать путь из сложившегося положения. Такой мыслью наполнены рассуждения героев об истине и ее смысле, о человеке и его роли.

Сталкивая между собой эти правды, М.Горький говорит обществу о том, что человек должен прожить свою жизнь честно, отвергнув ложь. Человек должен воспитывать в себе милосердие, сострадание, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему ближнему, человек должен быть терпимым к окружающим его и уметь преподносить правду в таком ключе, чтобы она не ранила других.

Читайте также:
Пьеса На дне М. Горького как философская драма: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Три правды в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

Муму – собака беспородная. Она является дворняжкой, но при этом достаточно сообразительная и умная, что доказывает ее поведение.

Каждый человек мечтает о своем идеальном доме. И естественно каждый представляет его себе по-разному. Я мечтаю о доме, который расположен в небольшой деревне или дачном поселке. Главное в доме это красота и комфорт.

Это произведение писатель представляет в виде небольшого рассказа, с абсолютно простым сюжетом, который был выстроен на событиях, произошедших в реальности.

Все мы привыкли воспринимать окружающую среду как должное, выдвигая на первый план совсем другие приоритеты в нашей жизни. Но со временем люди начинают понимать, что природа просит всех нас о помощи

Сочинение: Три правды в пьесе «На дне» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.11.2019 · Обновлено 13.05.2021

Многомудрый Литрекон представляет «Три правды в пьесе «На дне»», изложенные в сочинении. Кратко и полно (здесь два варианта) он говорит о том, что о правде думали Бубнов, Сатин и Лука. Здесь же он описал их мировоззренческие позиции с цитатами и биографическими справками. Приятного просвещения!

Вариант 1 (кратко)

(505 слов) Драма Максима Горького «На дне» раскрывает человеческие судьбы в трагическом свете: само название произведения даёт понять, что герои находятся в отчаянном положении. От этого по-настоящему значительными становятся монологи, в которых они раскрывают свои взгляды на мир.

Все действующие лица произведения относятся к типу «маленького человека», который в начале XX века привлекал особенно пристальное внимание. Его своеобразие у Горького заключается в том, что это «голый человек», с которого «всё слиняло» — звания, чины, различия в общественном положении. Уже в конце 1901-1902 года, когда была написана пьеса, городская беднота вызывала интерес не просто как социальное явление, но и как источник особой, новой правды времени. Тема поиска истины – одна из главных в произведении. Наиболее ярко формулируют своё миропонимание три героя: Лука, Бубнов и Сатин.

Лука – странник с тёмным прошлым. Он верит в то, что правда губительна для человека, потому что обнажённая неприглядность жизни отнимает надежду: «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Герой утверждает, «во что веришь, то и есть». Его слова нужны тем, кто оказался в безнадёжном отчаянии, «на дне» жизни, перед лицом смерти. Анна, умирающая от чахотки, благодарит старика за жалость и обещание покоя – но оно не помогает ей смириться с уходом из жизни. Актёр, которому Лука рассказывает про лечебницу для отравленных алкоголем, воодушевляется новой идеей, но и мечта «начать жизнь снова» не уберегла его от петли в финале произведения. Лука предлагает провести жизнь в забытьи, его убеждения основаны на любви и жалости к людям.

Бубнов выступает против лжи в любом её проявлении и уверен, что обо всём надо говорить с грубой простотой: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но его прямолинейность не идёт никому во благо, потому что он с безразличием относится к человеку. Бубнов не верит, что возможно сопротивляться воле судьбы: эта идея метафорично выражена в словах о людях-«щепках», ненужных после строительства «дома» и плывущих по реке. Это отчаянный фатализм, в котором нет места состраданию, а правда похожа на удар, причиняющий боль. Именно после слов Бубнова о правде Клещ впадает в отчаяние

Позиция Сатина занимает в произведении особое место: он поднимается над всем, что окружает его в повседневности, мыслит масштабно, его идеал – свободный и гордый человек. Сатин понимает, что неправда Луки спасительна для тех, кто гибнет, но отвергает её. В основе убеждений героя лежит вера в величие человеческого духа. Сатин – гуманист, отвергающий рамки эпохи, мыслящий независимо и смело. Монолог героя резко выделяется на фоне остальных его реплик и всей интонации диалогов, его патетические тона, размышления о вечном человеческом достоинстве вступают в контраст с обстановкой нищей ночлежки, где нашли приют одинокие и усталые люди. Этот акцент привлекает внимание читателя, заставляет вспомнить о том, что правда – вечное, высокое понятие. Только гордость, твёрдость, пренебрежение мелочной суетой помогают «чувствовать себя человеком», оказавшись «на дне».

В пьесе Максима Горького «На дне» раскрываются три взгляда на правду, но авторские симпатии на стороне Сатина. Горький верит, что преодоление страданий возможно только благодаря свободе и силе духа. По мнению писателя, только уважение к человеку способно разрушить мир «рабов и хозяев». В правде Сатина слышится голос новой эпохи, надежда на обновление мира силами бесстрашных и свободных людей.

Вариант 2

(1010 слов) Пьеса Максима Горького «На дне» является одним из самых читаемых произведений писателя. В своей драме автор показал жизнь духовно опустошенных людей, опустившихся на беспросветное «дно». В произведении автор затронул много важных и актуальных на все времена тем. Сюжет пьесы образует три смысловые композиции, включающие в себя три жизненные правды. Рассмотрим каждую из них.

Правда Бубнова: отчаяние и мрак

Бубнов — человек категоричный и прямодушный. В его понимании правда — это голые факты, никак не приукрашенные и не завуалированные тактом. Этот человек, не задумываясь, говорит то, что думает, и то, что видит.

“А я вот не умею врать. Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов.

Его мировоззрение очень депрессивно и мрачно. Известно, что Бубнов раньше жил хорошо и имел свое дело. Но узнав об измене жены, герой не смог больше жить как прежде. Он собрался и ушел из дома, оставив все супруге. С тех пор он скитается и нищенствует. Горький опыт надломил его, и он стал обо всем думать плохо. Его отчаяние сквозит в каждой реплике. Он давно разочаровался в окружении и себе самом. Всех людей на Земле Бубнов считает лишними, а их судьбу — делом решенным. По его мнению, человек ничего не может изменить в своей жизни. Его удел определен раз и навсегда, а он «как щепка по реке плывет». Поэтому нет смысла в утешении и доброте, сочувствии и сострадании. Есть лишь объективная реальность, задающая свои правила игры.

“Как человека ни раскрашивай все сотрется” — считает Бубнов.

По его разумению, человек «пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть», как говорил С. Есенин. Смерть и небытие — вот, что ждет всех людей. А значит, нет разницы, как и чем живет человек, что он делает и думает. Исход один, и нужно смириться с этим. А сама жизнь по правде Бубнова бессмысленна.

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

Правда Луки, или правда сладкой лжи и утешения

Лука — странствующий проповедник, который прожил очень долгую и нелегкую жизнь. О его прошлом мы знаем немного: по намекам понятно, что Лука сидел в тюрьме, имел горький опыт отношений с женщинами, работал одно время сторожем. Жизненные впечатления убедили героя, что люди нуждаются в жалости и милосердии. По его мнению, правда убивает людей, а вовремя поданная надежда, пусть и иллюзорная, может спасти их от отчаяния. Для него важнее не фактическая точность слов, а их посыл, их назначение:

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело. »

Лука проявляет свое мировоззрение на практике: он утешает всех обитателей ночлежки. Анне он обещает рай на небесах и блаженство. Насте верит, хоть она и рассказывает небылицы о своей любви. Актеру он и вовсе советует несуществующую больницу для бедняков, где от алкоголизма лечат бесплатно. Пеплу он дает напутствие: жениться на Наташе и ехать в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа и не воровать. Лука выражает уверенность, что все получится, главное — верить.

«…Человека приласкать – никогда не вредно…»

«…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. »

Лука предпочитает сладкую ложь горькой правде, потому что «не всегда правдой душу вылечишь…». Проповедник доказывает свои слова притчами и историями из жизни. В спорах и беседах старик кроткий, терпеливый, доброжелательный. Он не категоричен и всегда умеет выслушать, посочувствовать, поверить собеседнику. Однако правота Луки сомнительна, ведь в финале он оставляет своих подопечных в самый критический момент. Увы, слабые люди быстро пристрастились к его доброте. Когда старик ушел, они не смогли жить дальше без потока лжи и сочувствия. Актер наложил на себя руки, Настя замкнулась в себе, Анна умерла, Пепел попал в тюрьму, Наташа пропала.

Лука, в отличие от Бубнова, уважал даже самого ничтожного человека и считал его нужным. Особенно он выделял детей и любил говорить о том, что им нужен простор. В жизни он видел вполне определенный смысл — стремление к доброте и чистоте.

Правда Сатина, или правда веры

Сатин — бывший каторжник, шулер. Когда-то он вел нормальный образ жизни: жил в семье, работал телеграфистом, много читал. Но однажды он защитил честь сестры и убил человека. Ему дали четыре года тюрьмы. После этого для него уже «нет хода». Но Сатин принял эти правила игры и решил ничего не делать — «просто обременять землю». По его мнению, люди вообще никому ничего не должны, и смысл бытия каждый определяет сам. Можно просто жить и наслаждаться бездельем — твое право.

Несмотря на то, что Сатину Лука нравится, он с ним не согласен в вопросе о правде:

«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!», — такова позиция Сатина.

По мнению Сатина, ложь оправдывает негодяя и клевещет на невиновного. Если она будет употребляться во благо, то неизбежно будет употреблена во зло, ведь у каждого свое видение блага. Поэтому ложь преступна в любом случае. Кроме того, она унижает личность. Жалость убеждает человека лишь в том, что он жалок. Она никак не мотивирует его справляться с трудностями. Ему проще смириться с тем, что он достоен жалости. Находясь в плену иллюзий, человек никогда не осознает своих недостатков, ведь его всегда утешают.

Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?

Сатин утверждает, что человека нужно уважать, а не жалеть. Сострадание унижает личность и помогает ей лишь смириться с проблемой, но не решить ее. Поэтому Сатин разоблачает ложь Луки и говорит жителям ночлежки правду без прикрас:

«…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет. »

На жизнь Сатин смотрит весьма оригинально. Он призывает слушателей «обременять землю» и ничего не делать. По его мнению, трудиться нужно только в том случае, если труд — наслаждение. Во всем остальном работа лишена пользы. Сытость не стоит усилий — вот вывод Сатина. Жить нужно только в свое удовольствие, иначе жизнь не имеет смысла.

Читайте также:
Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

В своём знаменитом произведении «На дне» Горький представил три взгляда на мир. Но ему ближе всего была точка зрения Сатина. Необходимо жить по законам правды, не признавать ложь, верить в светлое будущее и в свои возможности. Безусловно, человеку нужно говорить только правду. Тогда он сможет понять, в чем его проблема, и исправиться. В пьесе автор задумывается над тем, что главнее для человека: истина или жалость, выраженная в сладкой лжи. Таким образом, произведение Горького пропитано мотивами гуманизма и внимания к человеческой личности.

«Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»)»

Пьеса М. Горького «На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось? Все так же есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди, так же искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждет принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

Три «правды» в пьесе противопоставлены друг другу. Одна — правда жестокости. Есть реальность, нельзя обманывать человека,

жалеть его, унижать этим. «Человек! Это — великолепно!» Люди должны смотреть в лицо фактам, как бы они ни были страшны. Кто же говорит это в пьесе? Может быть, положительный, сильный, смелый герой, человек, знающий цель жизни и бесстрашно к ней идущий? Увы, весь пафос снижается тем, что Горький отдает этот гимн во славу гордого человека картежнику и шулеру Сатину.

Правда реальности в том, что нет ни работы, ни пристанища, ни надежды, ни сил. Отнято право на жизнь, и выход один: «Издыхать надо!» Так говорит Клещ, единственный, кто поначалу еще надеется на то, что вырвется из ямы, что это не конец, а временное падение. Надеется на то, что реальность уступит любви, и проститутка Наташа. Страшная надежда у мужа Анны, что вот умрет, наконец, жена, и станет легче. Иллюзия освобождения теплится у всех, кроме Барона, но и у него есть ниточка: «Все в прошлом». Значит, было прошлое, что-то есть не впереди, так хоть позади. Полное отупение и равнодушие у Бубнова. Этот человек уже по ту сторону правды и надежды, он мертв, и ни иллюзии, ни реальные перемены не воскресят его.

И вот в этом аду, где глумится над человеком само небо, лишая надежды, появляется странный персонаж. Лука — странник. Таких людей называли еще «странные», от «странствовать». Он ходит по миру, вооруженной единственной заповедью: все люди достойны надежды и жалости. Он обращается к отребью: «Честной народ». Это уважительные слова, не пустые. Так здоровались с работящими, хозяевами, людьми, пусть и бедными, но не отвергнутыми обществом. Как-то перекликается это с обращением «добрый человек» булгаковского Иешуа и его словами: «Нет злых людей на свете». Лука задан Горьким как носитель лжи, подающий милостыню вместо реальной помощи. Но как он может помочь? Все, что имеет странник, это тепло и жалость к человеку и твердое убеждение, что нельзя жить без надежды. Он не может помочь ни советом, ни делом. Но с приходом Луки в яме появляется свет.

Герои не обманываются, не верят Луке. Бубнов говорит, что Лука все врет, но без пользы для себя. Но доброту его, обращенную ко всем, без вопроса — а заслуживают ли эти люди доброго отношения, чувствуют и Пепел, и Наташа, и Анна, и Актер. Так может быть, это и есть настоящая правда? Но ужас в том, что беспочвенные надежды быстро рассеиваются, оставляя после себя еще больший мрак и опустошенность. Лука дает временное утешение, как лекарства, которые не лечат болезнь, а только заглушают боль. Но РЬКИИ не осуждает и не поддерживает философию утешительства. Он ищет в ней здоровую сторону. Человек — это действительно звучит гордо, и сила человека в том, что, поверив даже в невероятное, он силой веры может изменить саму реальность.

Нельзя убивать человека правдой, потому что кроме фактов, которые всегда переменчивы, есть другая правда — человеческая душа, вера в себя, надежда на лучшее, идеал и цель впереди, без которых жизнь просто невозможна и не нужна.

Такова третья правда — правда великого реалиста и гуманиста Горького, авторский голос, который звучит в пьесе, не заглушая голоса персонажей, но давая перспективу и указывая выход если не для героев пьесы, то для нас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: